План-конспект занятия (подготовительная группа) на тему: развлечение "что такое фортепиано?"

Екатерина Александровна Суханова

МКОУ ДОД «Детская школа искусств № 2», г. Артем

Конспект урока № 1 из цикла «Первая встреча с музыкой»
«Давай дружить, ты мне нравишься!»

План урока.

1. Знакомство с ребенком.

2. Знакомство с инструментом.

3. Гимнастика для рук и пальцев. Посадка за инструментом.

4. Знакомство с клавиатурой. Окошечки. Нота РЕ.

5. Разучивание песенки «Кошкин дом» и колыбельной «Спать пора, Мишка».

6.Слушание музыки. Г. Галынин « Медведь», П. Чайковский «Песня жаворонка».

У ученика на уроке должны быть фломастеры и альбом.

Педагог приносит на урок надутый воздушный шарик .

1.Знакомство с ребенком.

Обычно я стараюсь поговорить с малышом. Говорю, что я рада тому, что он решил познакомиться с удивительным миром музыки. Объясняю, что с этого момента он отправляется в необычное путешествие. Говорю: « Порой будет трудно, но у каждого человека есть воля, а значит и у тебя она тоже есть. Вот с ее помощью ты и преодолеешь все препятствия, научишься понимать, ценить и любить музыку. А для того чтобы научиться ее понимать, надо каждый день добросовестно трудиться, а еще стараться быть добрым, отзывчивым человеком, радоваться каждому новому дню, уметь уважать труд человека и муравья, одинаково беречь жизнь красивой бабочки и глазастой жабы, всегда слышать голос природы. Тогда в твоем большом и чистом сердце всегда будет жить музыка». Затем я начинаю рассказывать сказку.

2.Знакомство с инструментом. Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино.

Перед первым прикосновением к клавише я знакомлю малыша с волшебным инструментом и рассказываю интересную сказку.

Жила - была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и пошла, спать, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка Крышку, как рот, открывает.

И сидят они у окошко. А под крышкой клавиши в ряд,

А за спиной: «Бум! Бум!» Словно зубы стучат.

Обернулась Нина, услышав шум, Вот- вот сердитое пианино

Видит - пианино шагает, Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Тут кошка на клавиши – прыг!

И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идет, Нине она говорит

А пианино поет, поет. И заглянуть в пианино велит.

Мурку неслышно ступает, Сама же хвостом виляет,

И пианино ей ласково отвечает. Клавиши лапками нажимает.

Тут второе чудо случилось - Налево Мурка пойдет -

Кошка вдруг говорить научилась: Низким голосом пианино поет,

«Мяу, все тебе расскажу, А если повернет правее -

Хочешь, секрет покажу!» - Звуки все выше, нежнее.

Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

У струн коротких и тонких Клавишу Мурка нажимает-

А чем толще, длиннее струна - Струна звенит, поет,

Думает девочка Нина:

«Совсем нестрашное пианино.

Надо только его не бить,

Кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиш касаться-

Вот оно и не будет кусаться».

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

Я, показывая, как устроено пианино, заостряю внимание на различие высокого и низкого регистров. При этом голос низкого, «толстого» звука у ребенка ассоциируется с толстой струной, а высокого, «тонкого»- с тонкой струной. Ребенок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиш звучат все выше, тоньше, когда моя рука, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо. И наоборот, звуки становятся ниже, толще, когда я играю те же звуки в обратном направлении.

Пока малыш гладит толстые и тонкие струны, молоточки, я предлагаю ему послушать стихотворение Осипа Мандельштама «Миньон»:

Мы сегодня увидали

Городок внутри рояля.

Целый город костяной-

Молотки стоят горой.

Блещут струны жаром солнца,

Всюду мягкие суконца,

Что ни улица – струна

В этом городке видна.

Я приношу на этот урок карточки, сделанные дома. На карточках рисую животных, у которых низкие голоса (слон, медведь, медвежонок, волчок). Затем животных, у которых высокие голоса (лисичка, кошка, мышка, птичка). Потом прошу разложить на клавиатуре так: в левой части - карточки с изображением животных, у которых низкий голос, а в правой - у которых высокий голос. Эти карточки могут пригодиться и на других уроках, когда малыш будет подбирать песенки и представлять, кто может их петь.

3.Гимнастика для рук и пальцев.

Я говорю малышу, что с самого первого урока, до первого прикосновения к клавишам, мы будем делать интересные, шутливые упражнения для корпуса, рук и пальцев. Тогда, его пальчики станут послушными, и он сможет в будущем хорошо играть на инструменте. Потом, показываю, какие могут быть руки ловкие. Звучит музыка, я начинаю «играть» руками с воздухом и малыш с удовольствием повторяет за мной: ручки чувствуют воздух, ударяют воздух кулачком, толкают воздух ладошкой, обнимают воздух руками, гладят воздух по головке, чистят воздух щеткой, черпают и хлопают воздух ладошками, бросают воздух подальше, ловят воздух горстями.

Наступает время поговорить о пальцах. Детям я рассказываю, что их руки – это большая семья, в которой есть пять братьев. Я предлагаю малышу положить руки, с расправленными пальцами на лист альбома, и обвожу их фломастером. Рассказываю, что каждый палец имеет и имя, и номер: большой - 1-й, указательный - 2-й, средний - 3-й, безымянный - 4-й, мизинец - 5-й.

Самый «старший» среди братьев, опора «семьи»- третий палец; он на голову выше остальных, настоящий «богатырь Гвидон». Второй и четвертый тоже длинные, но не такие «могучие», как «богатырь Гвидон». Пятый палец – самый маленький и слабенький, но он большой помощник в семье: вместе с первым, большим пальцем, его задача удерживать свод руки.

Чтобы малыш быстрее запомнил номера пальцев, я даю ему в руки не полностью надутый воздушный шарик и говорю: «Пусть твои пальчики начинают здороваться друг с другом, слегка нажимая своими подушечками на шарик, а сам проговаривай стишок»:

Первый пальчик к нам пришел

И второй за ним вошел.

Третий с шариком играл,

А четвертый танцевал.

Пятый пальчик песни пел:

«Нежно шарик обниму, каждый пальчик назову».

Ученику так же необходимо запомнить название каждого пальца. Я учу с ним шутливое стихотворение про пальцы. При этом все слова показываются руками:

Утро настало! Солнышко встало!

«Эй, Братец Федя! Разбуди соседей! Вставай большой! Вставай указка!

Вставай середка! Вставай сиротка! Вставай Митрошка! Привет ладошка!»

Затем, я подхожу с малышом к инструменту. Положив на стул подставку, поставив под ноги ребенка скамейку, в которую должны прочно упираться его ноги, я помогаю ученику занять правильное положение у пианино. Проверкой может служить положение предплечья и локтя, которые должны находиться на уровне клавиатуры. Посадка должна быть свободной, удобной. Корпус должен иметь две точки опоры. Предлагаю малышу представить, будто он превращается в дерево: ноги - это корни дерева, туловище – это ствол, руки – это веточки дерева, а пальчики – это маленькие листики. Начинаем с ним фантазировать, я говорю: « Стоит на полянке маленькая березка, стройная, молоденькая. Вдруг налетел ветер, ветки закачались, листики зашелестели, но деревце не упало, корни крепко держат ствол». Все это время я и малыш, руками и пальчиками, инсценируем эти события. После этого, мы с ним делаем вывод – очень важно для пианиста, чтобы ноги хорошо упирались в подставку. Потом я кладу освободившуюся кисть ребенка на резиновый мячик, чтобы рука, полежав на мячике, приняла форму «свода», стала обтекаемой как купол и начинаю знакомство с клавиатурой.

4.Знакомство с клавиатурой. Окошечки. Нота РЕ.

Я рассказываю: « Представь себе, что клавиши живут в квартирках, а в любой квартире есть окошечки. «Окошечки» - это две черные клавиши». Затем предлагаю ученику нажать ладошкой все «окошечки» и посчитать их. Малыш с удовольствием ищет «окошечки» и говорит, что на клавиатуре их семь. Объясняю, что внутри «окошечка» живет нотка РЕ. Прошу ребенка глазками найти и нажать все ноты РЕ. Играть ученик должен третьим пальцем, он самый послушный и устойчивый, стараясь следить за его правильным положением. А правильное положение такое, при котором косточка, находящаяся у основания пальца, должна быть хорошо видна.

5.Разучивание песен.

Как я разучиваю песни с детьми? Сначала пою сама или играю на фортепиано, затем предлагаю ребенку проговорить текст и попробовать спеть, потом спеть еще раз и простучать ритмический рисунок мелодии. Если получилось, малыш пробует повторить песенку «Кошкин дом» и колыбельную «Спать пора, Мишка» на инструменте от ноты РЕ. Спрашиваю о характере каждой песни, о том каким звуком их нужно исполнять. Сначала играем на ноте РЕ в разных регистрах, каждой рукой отдельно, третьим пальцем, песенку «Кошкин дом» и малыш фантазирует, кто может петь эту песенку. Характер песенки тревожный, взволнованный, значит играть ее надо ярким звуком. Затем, вместе с учеником, я играю колыбельную «Спать пора, Мишка». Малыш без труда определяет характер музыки и старается играть нежно и ласково.

6.Слушание музыки.

Необходимо помнить, о том, что дети мыслят конкретно и часто название пьесы помогает им почувствовать характер музыки. В конце урока я играю пьесы с программным названием: «Медведь» и «Песня жаворонка». Тут же спрашиваю, какие они по характеру, кого можно изобразить этими звуками. Эти вопросы заставляют ученика вслушиваться в музыку, определять ее характер, а ответы на вопросы дают педагогу возможность выявить эмоциональный склад ученика. Так постепенно ученик начинает слушать музыку не равнодушно, а, вникая в ее смысл, и привыкает к тому, что музыка может рассказать про все.

В конце урока, я всегда поздравляю своего маленького ученика с первым уроком и вручаю ему воздушный шарик!

Заключение

Общаясь с детьми дошкольного возраста, я поняла, что обучение будет иметь свои особенности. Надо было так строить урок, чтобы не отпугнуть их чем-то слишком серьезным, что может показаться им скучным и утомительным. Ребенок по своим психологическим возрастным особенностям не может трудиться как взрослый человек (работать на будущее, на далекий результат). Известно, что наиболее полно дети раскрывают свои возможности в игре. По сравнению с другими видами деятельности у игры есть особые преимущества. Она мобилизует эмоции ребенка, а в игре ребенок меньше отвлекается, так как она полностью поглощает его. Игра, а также сказки, путешествия и загадки – все это, помогает сделать процесс обучения интересным и увлекательным, раскрывает способности детей, активизирует их творческие наклонности. Поэтому, на моем уроке с помощью игры или чего – то необычного и сказочного, любое пражнение, песня, пьеса приобретает эмоционально-образное содержание.

Список использованной литературы

1. Агафонников В. Музыкальные игры. М., «Советский композитор»,1991.

2. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Ленинград, 1980.

3. Брянская Ф. Фортепианная школа для маленьких музыкантов с играми, сказками, путешествиями и загадками. Москва, 2008.

4. Королева Е. Азбука музыки в сказках, стихах и картинках. М., 2001.

5. Шмидт-Шкловская А. О воспитании пианистических навыков, Ленинград, «Музыка»,1985.

1. Проверка домашнего задания.

2. Устройство фортепиано. Объяснение понятий "высокие и низкие звуки" (знакомство с регистрами — "Сказка про девочку Нину..."). Педагог, показывая, как устроено фортепиано, заостряет внимание на различии высокого и низкого регистров. При этом невольно голос низкого, "толстого" звука у ребенка ассоциируется с толстой струной, а высокого, "тонкого" - с тонкой струной. Ребенок не только слышит, но и видит, почему голоса клавиш звучат все выше, тоньше, когда рука педагога, исполняя отдельные звуки, движется по клавиатуре вправо (в "Сказке про девочку Нину..." так движется кошка). И наоборот, звуки становятся ниже, толще, когда педагог играет те же звуки в обратном направлении.

3. Задание 2.

4. Посадка за инструментом.

5. Упражнение "Лебедь". Ученик переносит руки с середины клавиатуры к ее концам (и наоборот), делая при этом плавные, гибкие движения. Мягкие руки, спокойно касаются клавиш плоскими ладонями, а в момент поднятия кисти рук сгибаются, и пальцы, произвольно собираясь вместе, опус-
каются.

Задача упражнения состоит в том, чтобы ребенок почувствовал свободу, гибкость рук.

6. Слушание пьесы И. Кореневской "Дождик".

Перемена. Педагог рассказывает ребенку какой-либо сюжет и предлагает ему изобразить его звуками на клавиатуре.

Пример: "Гроза". Ребенок показывает, в какой части клавиатуры можно изобразить гром, капли дождя или радость появляющегося из-за туч солнца. После этого он вместе с педагогом импровизирует на фортепиано, создавая звуковую картину грозы. Помогут ребенку в этом приведенные ниже рисунки.

Сказка про девочку Нину, кошку Мурку и пианино

Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай сту-чать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка
И сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит - пианино шагает,

Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы стучат.
Вот-вот сердитое пианино
Проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась! Хотела убежать, да не может.

Тут кошка на клавиши - прыг!
И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идет,
А пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
И пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось -
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу.
Хочешь, секрет покажу!" -

Нине она говорит
И заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.

Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

Клавишу Мурка нажимает -
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет,
Мурка дальше идет.

Думает девочка Нина:
"Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться -
Вот оно и не будет кусаться".

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

Задание 2

Посмотри на рисунки и помоги животным отыскать своих детёнышей.

1. Вспомни, как располагаются на клавиатуре высокие и низкие звуки.

2. Сделанные дома карточки разложи на клавиатуре так: в левой части - карточки с изображением животных, у которых низкий голос, а в правой - у которых высокий голос.

Дождик


Кто идет там по дорожке?
Чьи я вижу тоненькие ножки?
Это за моим окошком
Вдаль уходит мокрый, грустный дождь.

Тучкою-зонтиком
Дождик накрылся,
С маленькой леечкой
С неба спустился.

Только собрался
Грядки полить он,
А из зонтика вода вдруг
Как польется на дорожку,
На цветы, на лук и на картошку.

Дождик погрустил немножко,
Взял подмышку зонтик и ушел.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1. Выполни несколько раз упражнение "Лебедь".
2. Сделай рисунок к пьесе И. Кореневской "Дождик".
3. Принеси на следующий урок три разноцветных кружка: красный, оранжевый и жёлтый (сделать их нужно вместе с родителями). А также принести одну небольшую игрушку (машину, куклу, зайчика и т. п.).

Задание для родителей
К следующему уроку ребенок должен принести три разноцветных кружочка, которые потребуются для объяснения темы "Клавиши и клавиату-ра". Предлагается за каждой клавишей, а в дальнейшем и за каждой нотой, закрепить свой цвет, используя семь цветов радуги: ДО - красная, РЕ - оранжевая, МИ - желтая, ФА - зеленая, СОЛЬ - голубая, ЛЯ - синяя и СИ - фиолетовая.

Нарисуйте 8 кружков диаметром 10 мм. Попросите ребенка раскрасить их. (Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый и черный. Можно использовать цветную бумагу.)

Полоску с разноцветными кружками следует наклеить на плотный кар-тон, аккуратно вырезать кружочки и дать ребенку на следующий урок три из них (красный, оранжевый, желтый).


© Все права защищены

«Что такое фортепиано? »

Музыкальное развлечение для подготовительной группы

Ребята, сегодня я вас познакомлю с музыкальным инструментом, который вы итак хорошо знаете. Вот он! Как он называется? Правильно, пианино . Простое имя у такого замечательного инструмента! А ещё такой инструмент можно называть Фортепиано.

Фортепиано появилось на свет давным – давно, в начале 18 века (1709году). И придумал его итальянец Бартоломео Кристофори. Имя это происходит от двух итальянских слов: форте и пиано. (Форте – громко, пиано - тихо). Значит, по-русски этот инструмент следовало бы звать Громко – тихо. А почему его так назвали? Есть в нем ценный дар: может по необходимости быть громким или тихим. Сейчас я буду играть музыкальную сказку, а вы внимательно слушайте.

СКАЗКА НА ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ «КОТ И МЫШИ»

Взрослый читает стихотворение, сопровождая его музыкальными отрывками, исполняемыми в той динамике, которая озвучена стихотворением.

Жил кот Василий. Ленивый был кот! Острые зубы и толстый живот.

Очень тихо всегда он ходил. Громко настойчиво кушать просил.

Да чуть потише на печке храпел. Вот вам и все, что он делать умел.

Кот как-то раз видит сон вот такой, будто затеял с мышами он бой.

Громко крича, он их всех исцарапал своими зубами, когтистою лапой.

В страхе тут мыши тихо взмолились: Ой, пожалей, пощади, сделай милость!

Тут чуть погромче воскликнул кот «Брысь!» и врассыпную они понеслись.

Пока кот спал, происходило вот что: Мыши тихо вышли из норки, Громко хрустя, съели хлебные корки,

Потом чуть потише, смеясь над котом, они ему хвост завязили бантом.

Василий проснулся и громко чихнул; к стене повернулся и снова заснул.

А мыши лентяю на спину забрались, до вечера громко над ним потешались.

ИГРА «МАЛЬЧИКИ И ДЕВОЧКИ»

(двигаются на встречу друг другу, форте – мальчики, пиано - девочки)

А сейчас, ребята, посмотрите, на этот инструмент. (показать рояль) Они похожи с фортепиано? Чем? А чем он отличается от фортепиано? Правильно! Этот инструмент большего размера, предназначенный для больших помещений - концертных залов.

Посмотри-ка, у рояля крышка есть и есть педали,

На спине крыло большое, словно парус над волною.

Много черных, белых клавиш, сразу все не сосчитаешь!

Рояль может использоваться и как сольный инструмент, и играть вместе с оркестром. Давайте послушаем игру на рояле.

СЛУШАНИЕ «РЕВОЛЮЦИОННЫЙ ЭТЮД» ШОПЕН

Всегда интересно, как же он издает столь прекрасные звуки? Ну а сейчас случится чудо (снимаю крышки). Посмотрим, из чего состоит пианино.

Клавиши. На сегодняшний день пианино имеет 88 клавиш (52 белых и 36 черных)

Педали. Их две, а может быть и три. Правая педаль используется для того, чтобы сделать последовательность извлекаемых звуков неразрывной (игра legato). Сыграть фрагмент. Левая педаль используется для ослабления звучания. (сыграть фрагмент)

Ну и конечно, же здесь есть деревянные молоточки и с металлические струны. Их очень много - и молоточков, и струн. Быстрыми ударами молоточки касаются струн и так же внезапно отскакивают обратно. Фортепиано требует бережного обращения. Научиться играть на нём очень сложно. Послушайте сказку…

С КАЗКА «ПРО ДЕВОЧКУ НИНУ, КОШКУ МУРКУ И ПИАНИНО»

Жила-была на свете одна девочка. Звали ее Нина. Как-то подарили ей пианино на день рождения, а она играть на нем не умела: вот и давай стучать по клавишам, перепугала даже кошку Мурку. Рассердилась Нина и спать пошла, а когда уснула, приснился ей удивительный сон.

Будто дома она да кошка и сидят они у окошка.
А за спиной: "Бум! Бум!"
Обернулась Нина, услышав шум,
Видит - пианино шагает,

Крышку, как рот, открывает.
А под крышкой клавиши в ряд,
Словно зубы стучат.
Вот-вот сердитое пианино проглотит девочку Нину.

Ой, как же она испугалась!

Хотела убежать, да не может.

Тут кошка на клавиши - прыг!

И чудо случилось вмиг.

Мурка по клавишам идет, а пианино поет, поет.
Мурка неслышно ступает,
И пианино ей ласково отвечает.

Тут второе чудо случилось -
Кошка вдруг говорить научилась:
"Мяу, все тебе расскажу. Хочешь, секрет покажу!"

Нине она говорит, и заглянуть в пианино велит.
Сама же хвостом виляет,
Клавиши лапками нажимает.

Налево Мурка пойдет

Заглянула Нина в пианино и ахнула: к каждой клавише молоточек приделан, а сзади целый ряд струн, да все разные!

У струн коротких и тонких

Тем ниже звучит она.

Клавишу Мурка нажимает -
Молоточек по струне ударяет,
Струна звенит, поет, Мурка дальше идет.

Думает девочка Нина:
"Совсем нестрашное пианино.
Надо только его не бить,
Кулаками по нему не колотить,
А бережно клавиш касаться -
Вот оно и не будет кусаться".

Тут наступило утро, и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн. Вот такая замечательная сказка, и такой замечательный, необычный инструмент. И рояль, и пианино иногда, время от времени, настройки, т.к. некоторые струны спускаются, и извлекаемый звук становится другим. Мне очень понравилась сегодняшняя встреча, я думаю, и вы узнали много нового и интересного.


Государственное специальное (коррекционное)

образовательное учреждение для обучающихся,

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА-ИНТЕРНАТ ( VIII вида) №37

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Конспект урока по музыке

Тема урока: «Музыкальные инструменты»

1 «А» класс

Учитель музыки: Суслова Н.В.

2012 год

Тема : «Музыкальные инструменты».

Цель :

1. Рассказать о музыкальном инструменте фортепиано .

2. Показать как оно устроено.

Задачи :

Образовательные:

1. Расширить знания учащихся о музыкальных инструментах.

2. Научить детей начинать и заканчивать игру на музыкальных инструментах четко с музыкой.

3. Научить ритмично двигаться в соответствии с различным характером музыки.

Коррекционные:

1. Корригировать нарушения звукопроизносительной стороны речи с помощью специальных упражнений.

2. Помочь самовыражению школьников.

3. Строить самостоятельно круг.

Развивающие:

1. Развивать вокальные данные и речевую активность.

2. Развивать музыкальную память и ориентировку в пространстве.

3. Развивать эмоциональную отзывчивость и способность реагировать на музыку.

Воспитательные:

1. Воспитывать творческую активность и самостоятельность учащихся.

2. Воспитать любовь к музыке.

Оборудование :

1. Музыкальный центр, диски.

2. Синтезатор.

3. Наглядные пособия: картинки с изображением музыкальных инструментов.

4. Музыкальные инструменты: бубен, барабан, дудка, балалайка, колокольчики.

5. Электронное наглядное пособие «Веселый оркестр».

6. Игрушки: корова, конь, коза, свинья, баран, воробей, синичка, петушок, котик, собака.

План :

I. Вход с маршем С.Прокофьева.

II. Приветствие.

III. Артикуляционное упражнение «Язычок».

IV. Распевка «Р», барабан.

V. Пение. Песня «Барабан».

VI.

VII. Сказка про девочку Нину (рассказ про фортепиано).

VIII.

IX. Игра на фортепиано.

X. Пение «Пастушок».

XI. Движение с музыкой. «Пляска зверей» Гомоновой.

XII. Слушание. Повтор знакомых инструментов.

XIII.

XIV. Закрепление. Игра «Веселый оркестр». Игра «Музыкальный паровозик».

XV. Выход с маршем С.Прокофьева.

Ход урока:

I. Вход с маршем С.Прокофьева.

II. Приветствие .

Дети вышли на ковер, встали в круг и выполняют движения по тексту:

1. Зашагали ножки прямо по дорожке.– дети шагают в любом

направлении ,

К милому дружочку приведут

нас ножки.– останавливаются,

Раз, два, три -- на трех шагах дети подходят

к тому ребенку, который

оказался ближе всех,

«Здравствуй» говори!- здороваются с партнером.

Раз, два, три -- на трех шагах меняют

партнера,

Руку мне пожми.– пожимают партнеру руку,

2. Побежали ножки прямо по дорожке.– дети легко бегут в любом

направлении,

К милому дружочку приведут

нас ножки.– останавливаются,

Раз, два, три -- на трех шагах подходят к

другому ребенку,

Головкой поклонись.– кланяются головкой своему

партнеру,

Раз, два, три -- на трех шагах подходят к

другому ребенку,

Мило улыбнись.– кланяются головкой и

улыбаются своему партнеру.

3. Поскакали ножки прямо по дорожке.– дети двигаются поскоками в

любом направлении,


К милому дружочку приведут нас ножки. – останавливаются ,
Раз, два, три - - на трех шагах подходят к
ближайшему ребенку,

Хлопай веселей. – хлопают в ладоши
партнера,

Раз, два, три - - на трех шагах меняют
партнера,

Обнимись скорей. – обнимают партнера.

III. Артикуляционное упражнение «Путешествие язычка ».

VI. Распевка .

Какая у нас сложная буква в слове привет? (Р).

У нас урок музыкальный, поэтому мы сейчас с вами ее споем. Сначала поем тихо, затем все громче и громче, а потом все тише и тише.

P < f >Р

тихогромкотихо

Следующая распевка «Барабан». Как он разговаривает? (Тра-та-та).

Какую букву здесь труднее всего произносить? (Р).

Но мы очень постараемся чтобы она у нас получилась красивой.

Повтор слов шепотом. Четко, с хорошей артикуляцией.

Тра-та-та, тра-та-та,

Барабаню я с утра,

Барабаню целый день,

Барабанить мне не лень.

Сейчас будет сложное задание. Мы играем на барабанах и поем

одновременно.

Исполнение.

V. Пение. Песня «Барабан».

Мы с вами еще знаем песню про барабан. Играть мы будем на какие слова? (Тра-та-та).

Повтор слов четко произнося каждую букву и отстукивая ритм на барабане.

Кто принес мальчику барабан? (Брат).

Куда они пошли? (На парад).

У нас опять сложная буквочка Р. Постараемся ее спеть четко.

Исполнение с игрой на барабанах.

Не забудьте, барабаны вступают на слова «тра-та-та».

VI. Движение с музыкой. Игра с бубном.

Как называется маленький барабанчик? (Показываю бубен). Дети : - бубен.

Как на нем играют? Палочками или руками? (Бьют ладошкой или трясут).

Дети выходят на ковер, становятся в кружок, водящий с бубном стоит в середине. Учитель играет марш, ребенок бьет по бубну ладошкой. Дети маршируют по кругу. Если учитель играет веселую мелодию – ведущий трясет бубном. Дети бегут по кругу вприпрыжку.

VII. Сказка про девочку Нину.

На каких музыкальных инструментах мы играли? (Барабан, бубен).

А какой главный музыкальный инструмент у нас в классе? (Пианино).

Музыканты называют этот инструмент: фортепиано. Это итальянское название, оно очень сложное, поэтому мы будем говорить просто: пианино.

Такой музыкальный инструмент подарили одной девочке на день рождения. Звали ее Нина.

Она играть не умела и начала стучать по клавишам, (подойти к пианино с куклой и понажимать клавиши) перепугала даже кошку Мурку. Опечалилась Нина и расстроенная пошла спать.

Учитель включает проектор.

На слова «бум-бум» учитель ударяет по клавишам.

После слов «а пианино поет, поет» учитель включает синтезатор где звучит запись П.Чайковского «Сладкая греза».

На слова «налево Мурка пойдет – низким голосом пианино поет» учитель играет на низких звуках. А на слова «а если повернет правее – звуки все выше, нежнее» я играю на высоких звуках.

В пианино как заглянула Нина, так и ахнула. И мы сейчас с вами заглянем внутрь пианино и посмотрим как оно устроено.

Дети заглядывают внутрь пианино и видят что к каждой клавише приделан молоточек, а сзади молоточка – струны. Если ударить нажать по клавише, то молоточек ударяет по струне и появляется звук. Пианино запело. Дети нажимают клавиши, видят как молоточки бьют по струнам и появляется звук. Струны разные по толщине и по длине.

У струн коротких и тонких

А чем толще, длиннее струна –

Тем ниже звучит она.

А вы заметили, что клавиши у пианино разные по цвету? Какие они? (Белые и черные).

Музыкант играет и на белых, и на черных клавишах.

Лишь дотронешься до клавиш-

Сразу их звенеть заставишь.

А педаль нажмешь ногой-

Станет звук совсем другой.

Учитель играет чешскую народную польку «Аннушка» с нажатой педалью.

А для чего нужна эта подставка? (Ноты ставить).

Называется она пюпитр. Очень сложное название, мы будем говорить просто: подставка для нот.

Дети садятся на свои места.

Вы должны запомнить несколько правил:

Если руки мыл под краном-

Подходи к фортепиано.

Ну-ка, кто там встал опять

Громко крышкою стучать?

Если крышка упадет

Больно пальчики прибьет.

Эти правила просты,

Выполнять их должен ты!

А почему нужно мыть руки прежде чем начать играть? (Если мы грязными руками будем играть на пианино, то белые клавиши станут черными и мы не сможем их отличить, не будем знать где же какая клавиша).

Вы запомнили эти правила? А ты, Нина, (учитель обращается к кукле) запомнила?

Учитель берет игрушечную кошку и ее лапками играет мягко на пианино.

Клавишу Мурка нажимает-

Молоточек по струне ударяет,

Струна звенит, поет,

Думает девочка Нина:

«Совсем не страшное пианино.

Надо только его не бить,

Кулаками по нему не колотить,

А бережно клавиш касаться –

Вот оно и не будет кусаться».

Тут наступило утро и сон прервался. Нина встала, ласково дотронулась до клавиш. В ответ послышались добрые голоса струн.

Учитель исполняет на пианино Бетховена «К Элизе».

Нина поняла, чтобы играть на пианино красиво нужно учиться. Она пошла в музыкальную школу. Когда научилась играть, села за инструмент и сыграла песенку. (Сыграть на пианино песню А.Пахмутовой «Кто пасется на лугу?»).

VIII. Пение. «Кто пасется на лугу» А.Пахмутова.

А вам знакома эта песенка? О ком она? (О коровке).

Повтор слов с показом игрушек.

Или показать картинку на экране проектора.

А сейчас сядем красиво, плечики опустим, спинка прямая. Шею вытягивать не нужно и не поднимать подбородок. И исполним эту песню от начала до конца.

Исполнение песни под игру учителя на фортепиано.

ХI. Игра на фортепиано.

Какой музыкальный инструмент висит у коровки на шее? (Колокольчик).

Как звенит колокольчик? (Дили-дон).

У меня два колокольчика: большой и маленький. Как они звенят?

Толстый или тонкий? (Тонкий).

Высокий или низкий? (Высокий).

А теперь спойте, как звенит колокольчик.

А теперь спойте мне как звенит большой колокольчик.

А где на нашем инструменте мы изобразим маленький колокольчик?

Дети играют на фортепиано и поют «Дили-дили-дили-дили».

А на каких звуках у нас будет жить большой колокольчик?

Дети играют на низких звуках «Дон-дон» и поют.

А теперь мы сыграем два колокольчика сразу и споем как они звенят. Как звенит маленький колокольчик: быстро или медленно? (Быстро). (Дили-Дили).

А большой? (Медленно). (До-о-н-До-о-н).

- А у нашей коровки большой колокольчик или маленький? (Маленький).

А зачем коровке колокольчик? (Что бы она не потерялась).

Кто пасет коровок? (Пастушок).

Когда он пасет коровок пастушок играет на музыкальном инструменте. На каком?

Звучит дудочка. Учитель подходит к каждому ученику и тот ему на ушко называет инструмент. (Дудочка).

А зачем пастушок играет коровкам на дудочке?

Дети говорят разные версии.

Коровки дают больше молока если им играть музыку.

Когда пастушек выводит коровок: утром или вечером? (Утром).

I. Пение «Пастушок».

Учитель поет акапелла (без сопровождения), показывая игрушки животных и птиц. Дети подражают голосам животных.

Пастушок проснулся по утру,

Заиграл на дудке туру-ру.

Пастушку мы будем помогать,

Пастушку мы будем подпевать.

На лугу коровка:

«Му-му-му!»

Розовые свинки:

«Хрю-хрю-хрю!»

А козел рогатый:

«Мэ-мэ-мэ!»

А баран б-д-а-т-ы-й:

«Бэ-бэ-бэ!»

Быстрые синички:

«Цвик-цвик!»

Воробьи запели:

«Чик-чирик!»

Замяукал котик:

«Мяу! Мяу! Мяу!»

А собака лает:

«Гав! Гав! Гав!»

Из леса кукушка –

Все: «Ку-ку! Ку-ку!»,

Петушок веселый

Спел: «Ку-ка-ре-ку!»

А в саду зеленом

Детвора

Распевает песни:

«Та-ра-ра!»

Где пасутся коровки? (На лугу).

Паслась коровка на лугу, съела на нем всю травку и пошла она на полянку.

Положить коровку на ковер.

А кто прибежал к коровке на полянку?

Показать игрушки зайку и мишку.

XII. Повтор знакомых инструментов.

Наши зверята принесли музыкальные инструменты.

Из кармашка игрушечного зайца учитель достает дудочку.

Как называется этот инструмент? (Дудочка).
- Как на нем играют? (Дуют).

Дети поют имитирую движения игры на дудочке. «Ду-ду-ду. Ду-ду-ду.».

Но зайка не умеет играть на дудочке. Зато зайка отлично стучит лапками по барабану.

Учитель надевает зайца на руку и стучит его лапками по барабану. Дети поют «бум-бум-бум».

А давайте спросим у мишки, умеет ли он играть на дудочке и на барабане.

Дети спрашивают у мишки.

Учитель держит игрушки в руках и отвечает за мишку: «Зачем мне ваша дудочка и барабан, когда у меня вот что есть!». (И достает балалайку).

Дети, что это за инструмент? (Балалайка).

Как на ней играют? (Бьют по струнам).

Дети поют «трень-трень-трень» и имитируют движения.

Ой, да тут еще один музыкальный инструмент есть. (Учитель вытаскивает гармошку).

Что это за инструмент? (Гармошка).

Как на ней играют? (Растягивают).

Дети поют «ля-ля-ля» и имитируют движения.

Мы сейчас сыграем на музыкальных инструментах и споем, но будьте внимательны, музыкальные инструменты вступают на свои слова в песне.

Дудочка на ду-ду-ду. Балалайка на трень-трень-трень. Барабан на бум-бум-бум, а гармошка на ля-ля-ля.

XIII. Игра на музыкальных инструментах.

Дети исполняют песню «Сыграем и споем» С.Насауленко.

Дети, которые при исполнении определенного куплета не играют на своем инструменте, то они поют.

4. Мы гармошки звонкие

Игра музыкальный паровозик.

Урок наш заканчивается и мишка с зайчиком с нами прощаются. Говорят нам: «Пока-пока, мы уезжаем на музыкальном паровозике». А какие музыкальные инструменты они возьмут с собой?

Дети выкладывают на доске карточки с изображениями музыкальных инструментов.

Какого музыкального инструмента не хватает у нас на доске? (Пианино).

Дети выкладывают картинку с изображением пианино на доску.

О чем мы говорили сегодня на уроке? (О музыкальных инструментах).

Что нового вы узнали?

О чем вы расскажите дома?

Кто был активным на уроке, кто правильно отвечал, кому поставим сегодня «пять»?

XV. Выход детей с маршем С.Прокофьева.