Перспектива в рисовании. Всё о перспективе в рисовании. Определение точки замера

Когда-то я сдавала госэкзамены по рисунку, и мне попался билет «перспектива». Третий номер. Честно признаюсь, это был единственный билет, который я знала досконально, и мне очень повезло его вытянуть:) На мой взгляд, перспектива – это самая интересная из теоретических тем.

Предметы, которые нас окружают объёмны, они имеют ширину, глубину и высоту - всё видимое нами трёхмерно. Художник же имеет в своём распоряжении только двухмерную плоскость бумаги или холста. Умение передать на двухмерной плоскости изображения трёхмерных предметов так, чтобы они казались объёмными и похожими на реальные, это и есть основа всего изобразительного искусства. Глубина и пространство в рисунке передаются при помощи линейной и воздушной перспективы. Линейная перспектива - это наука,

Итак, согласно Википедии , «Перспекти́ва (фр. perspective от лат. perspicere - смотреть сквозь) - наука об изображении пространственных объектов на плоскости или какой-либо поверхности в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, изменениями очертаний формы и светотеневых отношений, которые наблюдаются в натуре.»

Перспектива бывает двух типов, линейная и воздушная . Давайте разберемся с каждой из них.

Линейная перспектива - это кажущееся искажение формы и размеров предметов в пространстве при их визуальном наблюдении. Само понятие линейной перспективы появилось во времена Возрождения. Что же это такое? Посмотрите, пожалуйста, на рельсы:

Мы точно знаем, что рельсы всегда параллельны, и что расстояния между шпалами примерно одинаковы. И несмотря на это знание, мы видим, что уходящие вдаль рельсы сходятся в одну точку, а шпалы становятся все ближе и ближе друг к другу. Вот это и есть линейная перспектива. Точка, в которую сходятся рельсы – так и называется, «точка схода».

Основные правила перспективы:

1. Параллельные линии изображаемого объекта, если они идут под углом к картинной плоскости, например рельсы, уходящие в глубину, кажутся глазу сходящимися в одной точке. Их и следует рисовать направленными в эту точку. Если они параллельны картинной плоскости, то останутся параллельными между собой и на рисунке. Поэтому вертикальные линии изображаются вертикальными. Конечно, кроме тех случаев, когда они не параллельны плоскости картины, тогда они тоже сходятся.

2. Принципы построения перспективы с одной точкой схода применимы только тогда, когда на предмет смотрят фронтально и он располагается на уровне глаз. В большинстве же случаев существуют не одна, а две точки схода. В таких ситуациях нужно использовать правила перспективы с двумя точками схода. На рисунке в перспективе с двумя точками схода изображена коробка в трех положениях - на уровне глаз, выше и ниже этого уровня. Обратите внимание, линии, продолжающие края коробки, сходятся в точку.

На практике это означает, что мы при построении предмета должны очень легко наметить линию горизонта, наметить необходимые точки схода и провести тонкие вспомогательные линии, которыми намечаем форму предмета. Далее лишние линии стираем, очищаем рисунок от вспомогательных деталей.

Кстати, как замерить равные расстояния? Трушные художники не пользуются линейками, их за это с детства сильно ругали. А чем они пользуются? Правильно, тем, что есть в руке. Карандашом. Вот так:

А потом вот так:

Круги в перспективе. В практике нам крайне редко встречаются круги, которые выглядят именно кругами, т.е. расположены на уровне наших глаз и плоскость, в которой они располагаются, параллельна плоскости картины. На круги тоже действует перспектива. Как ее построить? С помощью описанного выше приема рисуем в перспективе квадрат, в который вписывается круг. Стати, фигура, которую мы получим, нарисовав круг в перспективе, очень близка к эллипсу.

Кроме рассмотренной выше прямой линейной, существуют и другие виды перспективы.

Обратная линейная перспектива . Вид перспективы, применяемый в византийской и древнерусской живописи, при которой изображенные предметы представляются увеличивающимися по мере удаления от зрителя, картина имеет несколько горизонтов и точек зрения, и другие особенности. При изображении в обратной перспективе предметы расширяются при их удалении от зрителя, словно центр схода линий находится не на горизонте, а внутри самого зрителя. Обратная перспектива образует целостное символическое пространство, ориентированное на зрителя и предполагающее его духовную связь с миром символических образов.

Аксонометрия . С этим понятием хорошо знакомы люди, получившие техническое образование:) - один из методов проецирования (получения проекции предмета на плоскости), с помощью которого наглядно изображают пространственные тела на плоскости бумаги.

Сферическая перспектива Сферические искажения можно наблюдать на сферических зеркальных поверхностях. При этом глаза зрителя всегда находятся в центре отражения на шаре. Это позиция главной точки, которая реально не привязана ни к уровню горизонта, ни к главной вертикали. При изображении предметов в сферической перспективе все линии глубины будут иметь точку схода в главной точке и будут оставаться строго прямыми. Также строго прямыми будут главная вертикаль и линия горизонта. Все остальные линии будут по мере удаления от главной точки все более и более изгибаться, трансформируясь в окружность.

Воздушная перспектива У предметов, которые расположены на близком расстоянии от рисующего, хорошо видна их величина, характер формы, объем, материал, фактура, детали, светотень, цвет и другие качества. По мере удаления предмета эти качества постепенно начинают претерпевать изменения или становятся неразличимыми вообще, что является следствием действия воздушной и световой перспективы. Поэтому воздушная и световая перспектива имеют важное значение для передачи пространства, объемно-пластических, светотеневых, цветовых, материальных особенностей натуры, организации цветового строя в реалистической живописи.

Рассмотрим особенности воздушной перспективы. Воздух представляет собой газообразную материальную среду, в которой содержатся многие примеси - пыль, пары влаги, копоть и т. д. Все это препятствует прохождению света, рассеивает и изменяет его цветовую окрашенность. В зависимости от толщи воздуха, его температуры, влажности, характера и количества присутствующих в нем инородных примесей цвето-световая среда атмосферы бывает различной.

В результате расстояние до предметов, состояние атмосферы оказывают значительное влияние на собственную (локальную) окраску предметов. Цвет предмета вдали выглядит более нейтральным, чем вблизи. Нередко трудно точно определить цвет предметов, сильно удаленных от нас. Предметы со светлой окраской при удалении темнеют, а темные - светлеют. В результате общий тон массы темных предметов, например деревьев, вдали значительно светлее, чем у аналогичных предметов, находящихся рядом с наблюдателем. Вдали предметы (особенно имеющие темную окраску) кажутся голубоватыми, фиолетовыми.

По мере удаления изменяется не только собственная цветовая окраска предметов. Все увеличивающийся слой воздуха размывает их очертания и контрасты светотени. Предметы начинают принимать расплывчатый, суммарный характер. На большом расстоянии становится невидимым объем, рельеф, детали, материал предмета.

Вдали предмет смотрится обобщенно, мягко, в виде небольшого плоского пятна. Порой тот или иной предмет узнается лишь по характеру силуэта, очертаниям или движению. Причем, чем больше расстояние до предмета, чем больше толщина воздуха между предметом и глазом наблюдателя, чем мутнее воздух, тем более неясными становятся внешние черты и особенности предметов.

Дождь, туман, снегопад изменяют видимую характеристику предметов, расположенных даже на небольшом расстоянии от наблюдателя. Чем чище воздух, тем он прозрачнее, тем больше в нем присутствует сине-голубых и фиолетовых лучей. Это очень заметно в горах, где на расстоянии цвет изменяется сравнительно меньше, чем на равнине, а тени и очень удаленные горы выглядят голубовато-синими или фиолетово-серыми.

На практике это означает, что линии, которые более приближены к наблюдателю, мы рисуем более четкими и заметными, чем линии вдали, а более близкие предметы имеют более теплую окраску, чем предметы отдаленные, в отдалении хуже прорабатываются мелкие детали.

Домашнее задание.
1. Потренируйтесь рисовать предметы в перспективе
2. Учебное. Для выполнения этого задания рекомендую купить цветной бумаги для пастели, темной, нейтрального цвета и баночку (тюбик) белил (гуашь или акрил). Поставьте простой натюрморт – книга и яблоко, яблоко находится на книге, книга с темной обложкой. Нарисуйте этот натюрморт в технике гризайль на темной бумаге белилами.
3. Творческое. Нарисуйте второй рисунок по выбранной творческой теме.

Прошу показывать мне учебное задание и творческую работу. Рисуйте несколько вариантов, но выкладывайте, пожалуйста, мне только один – самый лучший на ваш взгляд.

Попробуйте после выполнения заданий нарисовать задания к уроку 2 – яйцо и чашку.

При подготовке урока использованы материалы Википедии,

Линейная перспектива — точная наука, которая учит нас изображать на плоскости предметы видимого мира в соответствии с кажущимся изменением их величины, очертаний и четкости, обусловленных степенью отдаленности от точки наблюдения.
«Перспектива» (от латинского «pcrspicerc ») в переводе означает «смотреть сквозь, правильно видеть».

Чтобы понять значение этого термина, попробуем рассмотреть с определенной точки зрения закономерности перспективного изменения формы одного или группы предметов, видимых через прозрачное стекло, поставленное на некотором расстоянии. Здесь линии очертании видимых объектов точно проецируются на плоскость стекла. Для наглядности проекцию их очертания можно обвести жировым карандашом, тушью иди другими изобразительными средствами, которые дадут правильное перспективное изображение на плоскости стекла. Подобным методом довольно часто пользовались художники и архитекторы Ренессанса. Такой опыт можно проделать через оконное стекло, для чего предварительно выбрать какой-либо объект.

Рис. 1

Возникновение перспективы как науки относится к эпохе Возрождения, что было связано с расцветом реалистического направления в изобразительном искусстве. Созданная система передачи зрительного восприятия пространственных форм и самого пространства на плоскости практически разрешила стоящую перед художниками и архитекторами проблему. Плодами данной науки мы пользуемся по сей день.

Архитектор Филиппо Брунеллески первым нашел способ оптико-геометрических построений, производя сечение зрительной пирамиды Евклида картинной плоскостью и получая тем самым перспективное изображение предметов. Огромный вклад в область перспективы внесли художники эпохи Возрождения. Так, например. Альбрехт Дюрер применил геометрию объемных тел и теорию линейной перспективы для построения фигуры человека в пространстве с учетом сложных ракурсов и движений. Леонардо да Винчи был блестящим теоретиком в области перспективы и участвовал в разработке учения о пропорциях и перспективного пространства. Великий педагог, воспитатель и учитель академического рисунка П.Чистяков писал, что умение рисовать и писать, тонко знать перспективу необходимо при любом таланте: «Все существующее в природе и имеющее какую-либо форму подлежит законам перспективы. Умея применять законы перспективы, вы можете нарисовать все неподвижное в натуре верно ». Серьезное внимание уделял целенаправленным поискам в области закономерностей видении натуры на основе перспективы Л Т.Венецианов и многие другие русские художники, архитекторы и искусствоведы.

Рис. 2

Открытие точных законов перспективы позволило художникам и архитекторам более правдиво изображать на плоскости формы видимого мира. Студентам очень важно знать эти законы, хотя теоретическое знание еще не означает умения рисовать с натуры. так же как и знание анатомии не научит рисовать фигуру человека. Не исключено, что студент, который обладает хорошим глазомером, но не знает законов перспективы и анатомии, справится с натурой лучше, чем тот, кто обладает этими знаниями, но не имеет хорошего глазомера.Разумеется, лучше, если студент будет обладать и хорошим глазомерам, и знаниями. Здесь уместны слова П.Чистякова; « Сила художника в знании. Творчество без знания — тля».

Теоретические знания о перспективе необходимы как художникам, так и архитекторам при работе непосредственно с натурой для ясного представления изображаемых ими предметов на плоскости, чтобы предметы воспринимались глазами зрителя правдиво и убедительно (рис. 3-6 ).

Рис. 3

Очень важно, чтобы студенты осваивали не только теорию перспективы, но и приемы построения, а так же ясно представляли себе положение предметов в пространстве и их проекцию на плоскости (картинная плоскость).

Суть данной теории заключается в умении убедительно изображать предметы в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, то есть перспективно на глаз, не прибегая слишком часто к уже усвоенным правилам и приемам изображения в линейной перспективе. Поэтому, при рисовании с натуры прежде всего следует пользоваться так называемой наблюдательной перспективой (глазомером), а знания основных законов линейной перспективы могут быть использованы при необходимости.

Незнание законов перспективы в работе над рисунком с натуры и без нее, как правило, приводит к явным и порой невероятно нелогичным нарушениям в рисунке. На рис.7 , слева, геометрические тела изображены неправильно, в так называемой обратной перспективе, а также в чрезмерном перспективном искажении. Чтобы избежать подобных нарушений, попробуем разобраться, как мы воспринимаем предметы в пространстве. Речь пойдет о элементах наблюдательной перспективы. Рассмотрим основные правила этого зрительного явления.

Все наблюдаемые предметы и явления мира в силу особенности восприятия человеческого глаза предстают перед нами в измененном виде.

Проиллюстрируем сказанное примером. Держа книгу в вытянутой руке в фронтальном положении, заметим, что размер книги не меняется. Однако стоит ее наклонить в горизонтальном направлении, как мы отмечаем разницу в видимых размерах: дальняя часть книги по отношению к ближней кажется меньше. Если книгу положить на стол и наблюдать ее с различной высоты, мы заметим разницу в ее кажущихся очертаниях: прямые углы книги будут казаться искаженными, т.е. два угла - тупыми и два - острыми. По мере увеличения высоты наблюдения видимая площадь книги будет как бы больше. Если приблизить точку зрения к плоскости стола, книга покажется более длинной, а ее толщина приблизится к истинной величине (т.е. видимой остается только толщина предмета).

Любые предметы, независимо от формы, при подобном рассмотрении будут казаться измененными. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль нее (рис.8 ).

Железная дорога, по мере ее удаления, воспринимается нами в сокращенном виде, на линии горизонта сходится в точку или совсем исчезает. Так же и столбы, удаляясь, выглядят все меньше и меньше, постепенно исчезая из поля зрения. При этом мы знаем, что в действительности перед нами параллельные линии, которые никогда не сходятся. Аналогичному кажущемуся сокращению и изменению подлежит все, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Если рассмотреть длинную доску, то по всей ее длине мы обнаружим кажущееся сокращение, причем сокращение формы доски видится по всему размеру сечения. Обратите внимание на столы, мебель, стулья. Все они подчинены одному закону, который называется перспективным сокращением форм в пространстве.

Любые предметы, независимо от их формы и величины, по мере удаления от точки наблюдения сокращаются, а по мере приближения - увеличиваются. Находясь в начале длинного коридора, мы видим его сокращенную форму. Приближаясь к концу коридора, замечаем, как форма его увеличивается, а на противоположном конце - сокращается. В действительности же размер коридора не меняется, он одинаков на всем протяжении.

Видимые изменения формы подчинены определенным законам. Наука, изучающая эти законы, называется линейной перспективой и относится к разделу начертательной геометрии. Знание законов линейной перспективы дает возможность правильно изображать предметы на картинной плоскости в соответствии с нашим зрительным восприятием видимых форм в пространстве, способствует выработке навыков такого изображения. Для овладевающих основами изобразительной грамоты вполне достаточно знать самые общие законы перспективы.

Рассматривая теорию линейной перспективы, мы ознакомимся с такими понятиями и терминами, как линия горизонта, линия схода, точка схода, картинная плоскость. На рис 9 наглядно показаны приемы и правила изображения простых геометрических форм на плоскости в линейной перспективе.

Итак, рассмотрим перспективные изображения предметов на плоскости. Наше зрительное восприятие реалистично и по природе своей перспективно, следовательно, такой рисунок представляет в графическом выражении натурный образ. Наиболее полное графическое выражение, соответствующее природе зрительного восприятия предметов и явлений, достигается их перспективным рисунком. Выше уже говорилось о том, как предметы представляются зрению человека, иначе говоря, речь шла о наблюдательной перспективе, без которой нельзя выполнить ни одного рисунка с натуры. Обладая этими сведениями, рисовальщик избавится от грубейших ошибок, которые неизбежно привели бы к бездумному, слепому копированию видимых предметов.

Приведем некоторые примеры. Два одинаковых предмета одной величины на различном расстоянии от глаз покажутся разными: тот, что ближе к глазу - больше, другой, тот что дальше, меньше. По мере удаления предмет будет казаться меньше, чем ближний и наоборот. Это хорошо прослеживается на примере с удаляющимся и приближающимся поездом. Подобные явления мы наблюдаем всюду, где четко проявляются перспективные закономерности. Например, изображенные рельсы, столбы, дороги мы видим устремляющимися вдаль до пределов видимого пространства, как бы сходящимися в одной точке. То же мы наблюдаем при изображении зданий, окон, дверей, карнизов. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда становится очевидным одно из важнейших правил перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точки, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называются в перспективе точками схода.

Необходимо отметить одно важное правило: горизонтальные параллельные линии на картинной плоскости имеют одну точку схода на линии горизонта. При наблюдении вид предмета в значительной степени зависит от выбора точки зрения (слева, справа, сверху, снизу). Следовательно, значительную роль при наблюдении играет высота точки зрения - горизонт. Представим такую картину: море или степь, где горизонты четко разграничиваются, хотя это кажущаяся разграничительная линия моря и неба, земли и неба.

Горизонт легко определить при помощи воды, налитой в любой прозрачный сосуд. Здесь горизонтальная поверхность воды находится на уровне глаза и указывает высоту горизонта относительно окружающих предметов и явлений. Или, не менее удивительно и то, что линия горизонта все время находится на уровне глаза, в каком бы положении мы не оказались. Стоит нам сесть, встать, лечь, подняться на вершину, спуститься вниз и т.д. - всюду мы видим горизонт. Это значит, что горизонт меняет свое положение в зависимости от положения смотрящего. Словом, где глаза, там и горизонт.


Перспективный горизонт - это воображаемая горизонтальная линия, которую принято называть линией горизонта. Она играет основную роль в перспективном построении изображения. Чтобы получить правильное перспективное изображение формы предмета, рисовальщик должен установить линию горизонта и на ней определить точки схода.

Перед нами изображаемый предмет - куб. Там, где намечена линия горизонта, определена точка схода. Осталось только направить к ней все линии сторон куба.

Наблюдая за кубом, стоящим ребром к зрителю, отмечаем, что все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к рисующему. Заметим, что на линии горизонта лежат две точки схода. Одни стороны сходятся к правой точке схода, другие - к левой. Как видим, второе перспективное изображение, в отличие от первого, имеет две точки схода. Перспективные изменения сторон и местоположение точек схода в рисунке определяется на глаз. Точность определения зависит от степени развития глазомера рисующего.

Успех в работе над рисунком во многом зависит от знания правил перспективы и умения применять их на практике. Это позволит студентам в дальнейшем изображать любой предмет с натуры убедительно и верно.

На рис.10 изображен в перспективе обычный одноэтажный, видимый с угла, дом на уровне человеческого роста. При этом линия горизонта пересекает стены дома на уровне глаза рисующего, так что горизонтальные линии одной стены уходят к одной точке схода, а линии другой стены ~ к другой. Чтобы найти перспективную середину стены, нам необходимо пересечь ее плоскость диагоналями. Получим точку пересечения, через нее проведем вертикальную линию - ось стены, которая делит стену пополам. Обратим внимание (рис.11 ) на дом, который стоит на небольшом возвышении (т.е. когда рисующий смотрит на дом снизу). Следующий дом (рис.12) просматривается рисующим с возвышения, возможно, с высоты многоэтажного дома, горы и тому подобное.



На рис.13 изображен интерьер в перспективе. Сидя прямо, несколько сместившись от середины помещения, смотря на одну из его стен, мы видим, что все уходящие от нас параллельные линии стен, потолка, пола, сходятся в одной точке схода на горизонте.

На другом рисунке интерьера (рис.14 ) видны только две стены, у которых свои точки схода на горизонте. Это бывает в том случае, когда рисующий смотрит, сидя лицом к углу помещения.

Следует обратить внимание на такие частые ошибки, при которых изображенное помещение воспринимается слишком глубоким, неправдоподобным, а прямые углы предметов не кажутся таковыми. Это происходит, когда рисующий помещает в картинную плоскость изображение большего размера, чем может охватить зрительно.

Возможности человеческого глаза ясно видеть предметы ограничены в пределах угла 30°-35°. Сложность рисования интерьеров заключается в необходимости вводить коррективы в перспективное построение в соответствии со зрительным восприятием изображаемого помещения. Иногда при изображении интерьера или экстерьера можно применять два горизонта, следовательно, несколько точек схода. Это целесообразно в том случае, когда при обычном горизонте фронтальная стена кажется недостаточно масштабной, а необходимо показать ее более значимой. Если изображается экстерьер с широким охватом пространства архитектурного ансамбля, то и в этом случае возможно применение нескольких точек схода. Это связано с в необходимостью избежать стремительного перспективного сокращения изображаемых объектов при одной точке схода. Линия горизонта при изображении интерьера в перспективе для большей естественности рисунка должна быть: для низких помещений на уровне глаз сидящего рисовальщика, для высоких - на уровне глаз стоящего человека.

На рис.15 показан карандаш в перспективном изображении с точками схода. Намечены две линии горизонта. По существу, линия горизонта одна. Карандаш находится в вертикальном и наклонном положениях. Когда смотрим на карандаш с верхней линии горизонта, параллельные линии, исходящие от основания и от кончика графитного стержня, идут к одной точке схода. Так же независимо от уровня линии горизонта и положения карандаша в пространстве мы видим, что все параллельные линии сходятся к одной точке схода.

При рисовании с натуры необходимо правильно определить угол наклона горизонтальных линий, направляющихся к линии горизонта. Лучше всего, чтобы предмет располагался ниже уровня глаз или, наоборот, выше, таким образом, чтобы луч зрения не был перпендикулярен ни к одной из его боковых граней.

Горизонтальные ребра предмета мы будем воспринимать идущими сверху вниз или снизу вверх, в зависимости от их ракурса к линии горизонта. В этом случае пользуются давно распространенным механическим приемом определения углов наклона предмета. Необходимо, держа карандаш в вытянутой руке строго в горизонтальном положении и перпендикулярно к лучу зрения, подвести его к нижней точке угла предмета. При этом мы увидим углы наклона горизонтальных ребер предмета. Их степень наклона легко определяется на глаз посредством описанного приема (рис.16 ). В соответствии со степенью наклона горизонтальных ребер следует построить эти углы на рисунке, проведя на месте карандаша горизонтальные прямые.

Перспективное построение группы предметов. Каждый предмет имеет свою точку схода на линии горизонта

А кадемический рисунок - благородное направление, основанное на классическом художественном образовании. Чтобы обучиться ему, стоит познакомиться со столпами реалистического изображения: основами перспективы , композиции, пропорций. Без свободного их применения ничего не получится. Берите карандаш, сделайте зарядку для глаз, располагайтесь на стуле удобнее - впереди сложная, но интересная объемная работа.

Что нужно знать?

Перспектива - это принцип перенесения действительного мира на картину с визуальными искажениями пропорций тел, для передачи их положения в пространстве. Академическое направление стремится к реалистичному изображению людей и предметов. Но искусство - это только подражание.

Рисуя предмет, художник переносит его из объемного мира на плоскость - лист бумаги. Чтобы рисунок выглядел «как в жизни», он должен передать 3D особенности изображаемого. Для этого и нужна перспектива - она передает объемность мира в том визуальном искажении, в каком его видит человек, с художественным уточнением живописца или графика.

Что это значит? Наблюдали когда-нибудь за дорогой во время путешествия на машине? Границы дороги далеко впереди сходятся, окруженные совсем маленькими деревьями. Но если подъехать ближе - дорога такая же широкая как на любом другом участке. Та же ситуация с дальним углом шкафа - он кажется меньше приближенного, хотя это не так. Это и есть визуальное искажение, которое помогает воспринимать мир. Это и нужно картине, чтобы передались пространственные соотношения на 2D плоскости.

Рисунок с основами перспективы должен быть точен. Приступая к работе, ученик выбирает точку зрения, которой будет придерживаться, пока работа не завершится. Эта точка лежит на линии горизонта, и к ней сходятся все остальные линии рисунка. Расхождение линий - верный признак ошибки. Нельзя пересаживаться во время работы. Потому что тогда композиция картины сместится, угол соединения линий будет другой.



Виды художественной перспективы

  • Обратная перспектива - несоответствие относительных форм предмета и проекции перспективы в живописи , иконописи. Это она, если чем дальше нарисованные фигуры, тем они больше. Понятие ввел в 1907 г. искусствовед Оскар Вульф.

Считается, что такое искаженное изображение связано с неумением правильно передать объем. Связано это и с восприятием мира, где в центре не стоит человек - поэтому не выделяется определенной точки отсчета, их множество. Зафиксирована обратная перспектива, например, в иконописных изображениях Троицы.

  • Прямая линейная перспектива - предполагает единую точку схода всех удаляющихся линий, расположенную на линии горизонта. Эта техника начала активно разрабатываться в эпоху Возрождения архитектором Филиппо Бурнеллески, ученым Леоном Баттиста Альберти. Быстро она проникла в живопись Альбрехта Дюрера, Леонардо да Винчи, Рафаэля Санти и др.

Художники все ближе подходили к реалистичности изображения, часто стали появляться монументальные картины. Этими же принципами изображения пространства руководствуются художники и сейчас.

Советы, фокусы, и полная информация о том, как все это работает.

Это часть первая предполагаемой серии уроков из двух-трех частей, посвященной теории композиции, перспективе, и тому, как все это позволит вам создавать действительно обалденные рисунки.

В части первой мы обратимся ко всем трем типам линейной перспективы с пошаговыми примерами и МНОЖЕСТВОМ советов. Я очень надеюсь, что вы, ребята, почерпнете что-то новое из этого урока! Информация, данная здесь, аналогична той, что дается в любых колледжах/институтах искусства. Только здесь все бесплатно.

1: ОСНОВА

Перспектива и композиция, обычно, идут рука об руку. Хорошая перспектива на рисунке может разительно усилить эффект от композиции. И наоборот, плохая композиция может напрочь испортить эффект от перспективы.

Сегодня в первой части данной серии уроков мы заострим свое внимание на Линейной Перспективе, и поможем вашим рисункам обрести глубину и атмосферу.

ВВЕДЕНИЕ В КОМПОЗИЦИОННУЮ ТОЧКУ ОБЗОРА

Разговор о перспективе нельзя начать, не упомянув вначале о линии горизонта. Линия горизонта – самый базовый компонент любой перспективы. Она делит то, что находится сверху и снизу, что выше и ниже, куда идут линии/объекты и как далеко они идут. Линия горизонта представляет собой самую удаленную линию земли, которую только может видеть человеческий глаз. Это область, где все сводится в одну точку. Где встречаются небо и земля.

На рисунке, направление, угол и высота камеры – это то, что называется точкой обзора, или ТО. ТО – очень важный инструмент в создании настроения и чувств, которые вызывает рисунок. Если поднять взгляд выше, точка обзора поместит линию горизонта ниже на плоскости рисунка, в результате чего небо доминирует. Если обратить взгляд вниз, линия горизонта передвигается вверх по плоскости рисунка, и мы видим в основном землю. Мы должны осознанно понимать, что мы видим больше, нельзя просто поместить линию горизонта где попало только потому, что «нам так понравилось». Например, ТО, смотрящая вверх, открывает нам небо, и для этого должна быть причина.

Планируя точку обзора, задайтесь следующими вопросами:
«Почему я больше показываю землю или небо?»
«Насколько высоко вверх я смотрю? Видна ли линия горизонта?»
«Есть ли объекты или персонажи, заслоняющие небо? Стоящие на пути?»
«Есть ли потолок или ровная поверхность? Или же небо абсолютно чистое и открытое?»
«Какие чувства вызывает данная точка обзора совместно с этими элементами?»
«Этого ли чувства я добиваюсь на рисунке?»

Посмотрите на эти примеры:

Нажмите на картинку, чтобы посмотреть изображение в полном размере и 100% качестве.

Здесь представлены три плоскости рисунка с разными положениями линии горизонта. Заметили, как расположение линии горизонта выше или ниже на плоскости, меняет нашу точку обзора? Например, какое положение линии горизонта лучше подошла бы для того, чтобы продемонстрировать гоночный трек или стадион? А как на счет демонстрационных полетов? Что скажете о примере, приведенном посередине? Почему он теряется на фоне двух остальных? На этом примере рисунок делится строго пополам. Нет никакого доминирования между небом и землей. Такой вариант может быть выбран неслучайно, если фокусной точкой не является задний фон.

ЛИНЕЙНАЯ ПЕРСПЕКТИВА

Так как линия горизонта – это место, где сходятся все детали, когда встречаются небо и земля, логически мы должны были бы проследить, куда идут объекты, построенные на точке обзора.

В линейной перспективе, все детали сходятся в одной точке схода на горизонте. Все объекты, которые смотрят на нас, имеют параллельные стороны. Таким образом, все вертикали абсолютно вертикальны, а все горизонтальные линии горизонтальны. Единственные линии, располагающиеся под углом, это те, что удаляются от краев объектов к точке схода на линии горизонта.

Эти удаляющиеся от объектов линии называются «ортогональными», и так мы будем называть их далее.

Обратите внимание на следующие примеры, чтобы лучше понять принцип линейной перспективы:

1) Здесь на плоскости рисунка нарисована линия горизонта. На линии горизонта находится точка схода. В этой точке будут сходиться все наши ортогональные линии, которые исходят от объектов рисунка.

2) Здесь мы нарисовали квадрат и маленький прямоугольник. Обратите внимание на то, что квадрат находится на пересечении с линией горизонта, тогда как маленький прямоугольник расположен ниже этой линии и по правую сторону.

3) От каждого угла обеих фигур мы проводим ортогональные линии к точке схода на горизонте. Все они сходятся в этой самой точке.

4) Теперь мы удаляем линии, которые находятся за объектом. (Также, вы можете вообще не рисовать эти невидимые ортогональные линии, если они не нужны, как в этом примере. Однако, рисование невидимых ортогональных линий может помочь вам лучше понять объект.)

5) Чтобы избежать эффекта, будто эти блоки удаляются в бесконечность, мы можем отрезать их заднюю часть пересечением ортогональных линий каждого объекта. Обратите внимание, передняя часть блоков имеет прямые линии, направленные вверх и вниз, влево и вправо. Заметили новые вертикальные и горизонтальные линии, которые мы добавили задний срез каждого блока?

6) Наконец, мы удаляем ортогональные линии, идущие вплоть до точки, где мы пересекли их вертикальной линией, формируя тем самым окончательные края этих блоков. Теперь видно, что они объемные и расположены на поверхности земли. Можно продолжить застраивать область рисунка другими формами, чтобы заслонить линию горизонта.

7) Посмотрите на эти новые блоки, которые мы добавили! Давайте дорисуем их ортогональные линии, чтобы лучше передать глубину.

8) Выглядит уже лучше! Можно опять же обрезать ортогональные линии пересекающей вертикальной линией, как мы делали ранее, чтобы придать этим блокам объем. Далее, удаляем излишки ортогональных линий и наложенных фигур.

9) Теперь у нас есть красиво выстроенные объекты в линейной перспективе. Подумайте, на что похожа эта сцена. Возможно, на городскую улицу? А может это большие контейнеры на складе товаров? Всего за 9 шагов мы подготовили хорошую базу для дальнейшего развития сцены.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ПРИМЕНЕНИЕ ЛИНЕЙНОЙ ПЕРСПЕКТИВЫ

Линейную перспективу лучше всего использовать, когда мы смотрим на что-то прямо. Типичные сцены с линейной перспективой представляют собой длинные участки, такие как коридор, туннель, салон поезда или автобуса, уличная сцена с дорогой, идущей вниз, городская улица, ведущая вверх или вниз. Когда вы думаете об этих сценах, легко можно сказать, почему их лучше всего передать в одной точке. Т.к. деталь в одной точке вероятнее всего ведет и сходится в точке на линии горизонта, именно туда будут направлен ваш взгляд. Это будет цент фокуса вашего рисунка. Конечно, вы можете использовать объем и контраст для отведения взгляда от точки, где сходятся ортогональные линии, и изменить центр фокуса, (который мы подробнее обсудим в Части 2) однако следует ожидать, что зрителю по-прежнему будет хотеться смотреть именно в точку схода ортогональных линий.

Точка схода на вашей сцене не всегда должна располагаться на плоскости рисунка. Вы когда-нибудь думали о том, чтобы нарисовать бОльшую сцену, вместо того, чтобы вырезать определенные области, отчего общая композиция становится уже? Вы когда-нибудь думали о том, чтобы наклонить линию горизонта так, чтобы все элементы на рисунке были под углом? Вы удивитесь, как такие мелочи могут изменить рисунок (эти эффекты будут также обсуждаться в Части 2). Создание небольших эскизов сцены может помочь вам выбрать подходящую перспективу. Уберегите себя от головной боли – планируйте свою перспективу и композицию заранее, даже если они настолько же простые, как на рисунках ниже:

1) Что, если мы вырежем небольшой участок с рисунка, который мы создали ранее? Посмотрим, как эта вырезанная область будет смотреться в полномасштабном размере…

2) А как вам этот вариант? Увеличив эту область, мы находим новые возможности для композиции. Выглядит лучше? Что, если добавить на переднем выступе человека?

3) А как вам повернутая композиция? Изображение все еще в линейной перспективе, просто все расположено под углом. Как ваши впечатления от этого варианта по сравнению с предыдущим? Когда видно много неба, должно ли там что-то быть?

Здесь представлено несколько примеров моих работ, которые были выполнены в линейной перспективе.

Использование множества деталей, чтобы разбить вертикальные и горизонтальные линии, может придать рисунку более или менее похожий на перспективу-в-одну-точку вид. Обратите внимание в первом примере на то, как использование множества фигур и коротких ортогональных линий может придать ощущение большей глубины в довольно небольшой сцене?

2: УГЛОВАЯ ПЕРСПКТИВА

Тогда как линейную перспективу можно очень часто встретить в рисунках, она имеет место быть только в том случае, если стоять лицом к объекту. В противном случае, если ваша ТО (напоминаем, это Точка Обзора) повернута на несколько градусов вправо или влево, она автоматически становится угловой (перспектива в две точки).

В линейно перспективе используется только одна точка схода и один набор ортогональных линий. Как вы, скорее всего, уже догадались, в угловой перспективе участвует две точки схода и два набора ортогональных линий . Это значит, что в угловой перспективе существует только два набора параллельных линий на вашем объекте, которые обычно (но не всегда) являются вертикалями. Если задуматься о том, как объекты вращаются вокруг вас, когда вы поворачиваетесь на месте, можно заметить, как быстро объекты могут перейти из одноточечной перспективы в угловую. Если смотреть вперед, мы видим большую часть видимого мира в угловой перспективе, и это должно быть одной из общих форм перспективы, часто используемой в рисовании. Посмотрите на примеры, приведенные ниже:

1) Здесь у нас изображена линия горизонта с двумя точками схода. Для начала скажу, мы не собираемся рисовать плоские фигуры как при линейной перспективе. Вместо этого, мы начнем рисовать исходящие от точек ортогональные линии, чтобы лучше «прочувствовать» объект, который собираемся рисовать.

2) Отходящие от каждой точки линии образуют сетку ортогональных линий. Я присвоил каждой точке свой цвет, чтобы не спутать их. Эта сетка послужит помощником при создании углов перспективы в нашей сцене.

3) Использую лишь ортогональные линии, исходящие из точек, мы нарисовали две стены, сходящиеся в одном углу. Обратите внимание, все вертикальные края стен параллельны друг другу. Эта заготовка могла бы стать основой для создания и интерьера и экстерьера. Здание ли это, или часть длинного коридора? Это может быть и то и другое.

4) В данном случае мы создаем интерьер! Используя ту же ортогональную сетку, я добавил еще несколько стен, дверей, и осветительных приборов на потолке. Все эти линии лишь повторяют уже заданные ортогональные линии, по которым они идут. Красная точка схода направляет все стены, смотрящие влево, тогда как зеленая точка отвечает за все стены, смотрящие вправо.

5) Итак, мы все доработали и добавили еще больше деталей, опять же опираясь только на ортогональную сетку. Обратите внимание, как мы приподняли потолок, продолжив линию стен и снова соединив их с точками схода. Вы можете использовать временные ортогональные линии, чтобы отмерить то, что вам необходимо, например высоту дверных проемов, чтобы они вписывались в окружение.

6) Уберите ортогональную сетку, сотрите временные ортогональные линии, и вы получите заготовку для привлекательной сцены!
Только подумайте о том, как легко мы могли бы превратить эту сцену в экстерьер, где нет потолка, а стены формируют другие здания.

Продолжение на следующей странице

Сначала необходимо разобраться и понять основные принципы, которые были открыты итальянским архитектором Брунеллески во 2-й половине 15 века.

Что же такое перспектива? Слово перспектива произошло от латинского глагола «perspicere» - «ясно видеть», «внимательно рассматривать». «Перспектива» имеет несколько значения. Я озвучу понятие в изобразительном искусстве. Это изображение предметов, полученное на какой-либо поверхности в соответствии с кажущимися изменениями их величины, чёткости очертания их формы и светотеневых отношений, которые можно наблюдать в натуре.

В нашем предмете будет много понятий, с которыми мы будем разбираться по мере необходимости. Первое такое понятие это «горизонт». В перспективе говорят Истинный горизонт - это простая горизонтальная линия, находящаяся на уровне наших глаз и соответствующая линии моря (далее горизонт или линия горизонта).

Положение лини горизонта всегда связано с уровнем взгляда наблюдателя. Где глаз, там и горизонт. Определяя линию горизонта на холсте, вы должны помнить, что все объекты над ней расположены выше уровня глаз, а все объекты под ней расположены ниже.

Простые построения

Понятия перспективы основывается на том явлении, что удалённые предметы кажутся меньше по размерам, чем есть на самом деле. Наиболее наглядно это можно наблюдать на примере железной дороги со столбами, стоящими вдоль неё (рис. 1). Как вы видите железная дорога, по мере её удаления, на линии горизонта сходится в одну точку или совсем исчезает. Также и столбы, удаляясь, выглядят всё меньше и меньше. Аналогичному кажущемуся сокращения и изменению подлежит всё, что мы видим в окружающем нас мире: предметы, вещи и явления. Все горизонтальные линии, если продлить их, сойдутся к точкам на линии горизонта. Отсюда очевидно одно важнейшее правило перспективы: параллельные линии предметов на картине сходятся в одной точке. Точка, где сходятся удаляющиеся от нас параллельные линии, называют точкой схода.

Надо заметить, что если смотреть на куб под прямым углом к одной из его сторон, то эта сторона не будет подвержена перспективному сокращению. В этом случае точка схода одна. Если наблюдать за кубом, стоящим ребром к зрителю, все его стороны находятся в перспективном сокращении по отношению к зрителю. В этом случае точек схода уже две. Куб или любой другой предмет может находиться над линией горизонта, под линией горизонта и на линии горизонта. Иллюстрации всё это наглядно демонстрируют.

На Рис. 2 объект расположен на линии горизонта. В этом случае надо помнить, если куб касается линии горизонта, то мы не должны видеть верхнюю, нижнюю и две дальние стороны. Конечно, мы может обозначить не видимые стороны пунктирными линиями.
Есть ещё один не маловажный момент, приближая объект ближе к зрителю, мы тем самым приближаем точки схода друг к другу и делаем линии схода круче. Соответственно всё на оборот для отдаления предмета от зрителя.

На Рис. 3 объект расположен над линией и под линией горизонта. В этом случае видимых сторон уже три из шести. Попробуйте поэкспериментировать, располагая куб на разных высотах и под разными углами, и помните, линию горизонта никто не запрещал трогать.

Сложные построения

Попробуем усложнить наш куб и пририсуем ему покатую крышу. Проведите перпендикуляр через точку пересечения диагоналей торцевой стороны куба. На этом перпендикуляре будет находиться ближний к нам конец гребня крыши. Заметем, что перпендикуляр проходит не через центр стены, а несколько сдвинут к правому углу. Отметем на перпендикуляре нужную высоту верхней точки крыши, проведём от неё косые линии, обозначая скат крыши. Затем соединим верхнюю точку с точкой схода, что в итоге даст нам гребень крыши (Рис. 4). Дальний скат не параллелен ближнему, у ската также есть свои точки схода и он также как и куб подвержен перспективным сокращениям.

Нарисуем ещё более сложный объект (рис. 5). Дом с пристройкой и трубой, при построении перспективы используются тот же самый принцип, что и при изображении простого куба. Этот принцип применим ко всему - ко всем выступающим деталям.

На Рис. 6 показано, как расположить несколько объектов под разными углами друг к другу. В этом случае важно помнить, что каждый объект имеет свою собственную точку схода. Чем больше угол, под которым находится объект, тем ближе его точка схода, и на оборот: чем больше куб развёрнут, тем дальше его точка схода.

Рис. 7 иллюстрирует ещё один важный момент. Для одной картины одна линия горизонта, но для каждого объекта можно создавать свои точки схода, которые должны быть строго на одной линии в пределах данной композиции.

Изображение теней

Обычно падающие от предметов тени рисуют на глаз. Если тени ложатся на неровную поверхность, примеров тому множества: вода, взрыхленная земля и т.д., то небольшая погрешность практически не заметна. Во избежание грубых ошибок, важно знать главные законы построения перспективы теней.
Много ошибок происходит из за невнимательности, например не учитывается характер поверхности, на которую падают тени.
Вся сложность при построении перспективы теней в том, что необходимо постоянно учитывать местоположение источника света. На Рис. 8 иллюстрация того каким образом строится тень отбрасываемая нашим кубом или любым другим угловатым предметом.

На Рис. 9 наглядно показано, когда источник света один, а объектов много. В принципе те же самые законы линейной перспективы.

С Рис. 10 попробуйте разобраться самостоятельно.

Эллипсы и кривые линии

Как вы можете видеть, круг, вписанный в квадрат, касается всех сторон квадрата, стороны квадрата являются касательными к окружности. Изобразить квадрат с учётом перспективы и вписать в него окружность не составит нам труда. Рис. 11 иллюстрирует это наглядно. Таким образом, мы научились изображать окружности в перспективе, а вместе с тем и цилиндры, стаканы и прочие предметы вращения. Если нет, то пожалуй пришло время научится;)

Есть объекты, которые очень трудно рисовать из за их криволинейной формы, но владение перспективой может вам помочь. Поместите ваш объект в воображаемый ящик, нарисованный, в соответствии с законами перспективы, и это облегчит вам задачу.

Отражения

Построение изображения отражения предмета в воде или на любой другой сильно отражающей плоскости следующее: из самой верхней точки объекта опускается перпендикуляр на поверхность отражения, затем перпендикуляр продлевается на то же самое расстояние в низ, где и определяется окончания отражения предмета.
Рассмотрим простое отражение палки торчащей из воды (рис. 12). Тут важно понимать, если предмет торчит вертикально из воды, то его отражение будет равно длине его видимой части. Также это правило можно применить к предмету, торчащему под углом в плоскости строго перпендикулярной взгляду наблюдателя. Совсем по другому дела обстоят если палка наклонена к зрителю или от зрителя в этом случае отражение на поверхности будут длине видимой части палки или короче соответственно.

Здание, стоящее у самой кромки воды будет отражаться целиком. Более сложное отражение возникает тогда, когда здание расположено не у самой воды или в воде, а поодаль от берега. Тогда применяют дополнительное построение. Рис. 13, В данном случае ключевым моментом является отрезок BА’ этот отрезок является перепадом высот между основанием здания и водной гладью. Слышали выражение «Высота над уровнем моря» вот это и есть наш случай. Рисуя пологий склон берега или песочный пляж, это расстояние определяется на глаз. Рисуя, к примеру, пирс или причал за основы отрезка BA’ берётся высота видимой части пирса.

Воздушная перспектива

Дым, пыль, осадки всё это содержится в воздухе и атмосфере. В качестве примера можно взять даль горизонта, даже в ясный день он затуманен, преобладают серые или серо-голубые тона. Конечно, нельзя забывать о количестве влаги в атмосфере, ведь от этого напрямую зависит плотность тумана. Этот природный эффект и является воздушной перспективой.

Воздушная перспектива проявляется в таких явлениях как:

  • Контрастность это разница в характеристиках различных участков изображения. На переднем плане она максимальна, с увеличением расстояния теряет свою четкость, а затем и вовсе растворяется в голубых или серых тонах.
  • Оттенки красок это разновидность какого-либо цвета. С увеличением расстояния, оттенки теряют свою первоначальную яркость, бледнеют.
  • Цвет это окраска, способность испускать, поглощать или отражать свет определённого спектра. Тёплые цвета на переднем плане, принимают синеватый или сероватый оттенок на заднем.

На этом моменте я бы хотел остановить изучения теории и перейти в программу Photoshop.

Инструменты

В работе лучше всего использовать версию CS4 и выше, программы Photoshop, в качестве средства ввода используем планшет, чем дороже, тем лучше;)
Для начала, перечислю инструменты, которыми следует пользоваться при построении перспективы.

Инструмент «Выравнивание» клавиша: V
Инструмент «Лассо» клавиша: L или Shift + L
Инструмент «Прямолинейное лассо» клавиша: L или Shift + L
Инструмент «Перо» клавиша: P
Инструмент «Стрелка» клавиша: A
Инструмент «Поворот вида» клавиша: R
Инструмент «Эллипс» клавиша: U

Ну и конечно такими пунктами главного меню как: Свободное трансформирование, Трансформирование, Деформация, Перспектива, Искажение и т.д.

С чего вообще следует начинать работу? Конечно с карандаша и листа бумаги. Не один, даже самый совершенный планшет в купе с дорогим монитором, не даёт такой свободы творчества, идей и координации руки, как простой графитовый карандаш, ластик, линейка и ватман. Конечно, это относится к стадии наброска и построения перспективы, когда же речь заходит о цвете и красках, компьютерная графика вырывается далеко вперёд. Конечно это всё лирика и сугубо моё лично мнение, наверняка многие со мной поспорят, но не будем отвлекаться.

И так, карандашный набросок со всеми линиями построения перспективы готов. Сканируем его и открываем в фотошопе. Конечно, можно прибегнуть к помощи пастеризации или другому способу отчистки наброска от лишних пятен или оставить всё как есть, и продолжить уже с цветом. Но, мягко сказать, не люблю так делать, я предпочитаю обводить свой карандашный набросок и использовать эти линии как часть картины. Очень хороший, быстрый и удобный способ обрисовки это использование стандартной жёсткой круглой кисти в сочетании с клавишей Shift. Ставите точку в начале прямого отрезка, зажимаете Shift, ставите точку в конце отреза. Поэкспериментируйте с настройки динамики кисти, найдите оптимальный вариант для себя.

Бывают случаи, когда нет под рукой сканера и тут уже, как ни крути, придется всё чертить на планшете. В таких случаях я использую инструмент «Перо», редактируя направление линии при помощи инструмента «Стрелка». Очень удобно использовать в тех случаях, когда рисуешь, какой ни будь не стандартный ракурс, инструмент «Поворот вида». Инструмент «Прямолинейное лассо» я использую в тех случаях, когда надо отчертить плоскость. Поупражняйтесь в работе этих инструментов.
Приведу несколько примеров из своих работ (комментарий к каждому примеру находится под ним):

Данный пример, как раз иллюстрирует наш разговор, который мы провели выше, о карандашном наброске с последующей обводкой на компьютере.


В этом примере, все построения перспективы и композиции я выполнял на планшете, не прибегая к помаши карандаша и бумаги. В работе использовались в основном инструменты: «Перо», «Стрелка», «Эллипс» и «Поворот вида».


Наконец последний пример, тут вы пожалуй не найдете не одно прямой линии построения. Набросок выполнен на компьютере не прибегая к помаши карандаша, стандартной кистью, без вспомогательных инструментов. Использовался лишь инструмент «Поворот вида». Заметьте, как можно исказить перспективу, в таких случаях искажению подвергаются все предметы картины, иначе получится сумбур. ;)

Используемая литература, для тех кто хочет расширить познания в огромнейшей теме «Линейная перспектива»: М.Н. Макаров «Практическая перспектива», Рэй Кэмпбелл Смит «Перспектива», Н. Ли «Основы учебного академического рисунка».