Пальчиковый театр занятия в детском саду. Конспект занятия «Пальчиковый театр. Материалы для изготовления персонажей

Юлия Каленик

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей, которые надеваются на отдельный пальчик . Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

1. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.

2. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер. Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук , помогают освоить речь персонажей, помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.

Как играть в пальчиковый театр

Варианты игры в пальчиковый театр зависят от возраста ребенка.

Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.

С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.

В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Сначала можно просто познакомить малыша с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки : «Репка» , «Колобок» , «Теремок» . Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета.

Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления .

Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т. д.) . Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

От сюжетной игры нужно переходить за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться образной и выразительной.

Виды пальчикого театра

Еще один вариант пальчиковых кукол , кукла из картона. Вырежьте из картона фигурку, в нижней части которой проделайте ножницами два круглых отверстия для пальчиков (указательного и среднего) . Пальчики будут ножками куколки. Двигая пальцами , вы создадите ощущение того, что ваша кукла живая.

Для игры в пальчиковый театр можно использовать детали зубных щеток. Это головы разных животных, которые закрывают щетку

Вырежьте из бумаги квадрат со сторонами 5 см, перегните его пополам по диагонали (рис. 1, поверните квадрат так, чтобы линия сгиба находилась внизу – получился треугольник. Верхний угол треугольника отогните к основанию, согнув пополам сначала левый, а затем правый углы и разогните назад (рис. 2,3) . Наметьте точки 1 и 2 (пересечения биссектрис нижних углов с боковыми сторонами треугольника. Возьмите левый угол и перегните его к правой стороне треугольника к точке 1 (рис. 4) . Возьмите правый угол и перегните его к правой стороне треугольника, к точке 2 (рис. 5) . Наружный слой верхнего уголка полученной фигурки отогните на себя, вставив его между слоями бумаги. (рис. 6) . Внутренний слой уголка отогните внутрь полученной шапочки (рис. 7) . Приклейте бусинки вместо глаз, нарисуйте улыбку, сделайте волосы из ниток. Куколка готова!

Пальчиковый театр – это небольшие фигурки, которые надеваются на пальцы рук взрослых и детей и используются для инсценировки сказок, историй.

При игре важно работать разными пальцами , парами пальцев , одной и двумя руками, несколькими пальцами одновременно . Все это помогает с развитием координацией движений, мозга.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами :

Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук ;

Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.

Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения ;

В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;

Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат. Существуют разнообразные виды пальчикового театра

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр . В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Существуют разнообразные виды пальчикового театра , изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

Практически каждый педагог знает о пальчикого театра, однако многие и не подозревают о его пользе в развитии малыша. Пальчиковый театр - это прекрасный речевой и социально-двигательный тренажер, развивает подвижность пальцев обеих рук, развивает словарный запас и активизирует речевые функции, его можно использовать для изучения счета. с помощью пальчикого театра развиваются: интонация, артистичность, творческие способности, воображение,память, мышление, внимание, фантазия, мелкая моторика рук.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Что такое пальчиковый театр

Практически каждый педагог знает о пальчиковых куклах и пальчиковом театре.

Однако многие даже не подозревают о его пользе для развития малыша. А ведь это наиболее простой способ развития мелкой моторики, что способствует раннему становлению речи, снятию стрессов и проблем ребенка путем проигрывания различных ситуаций и, наконец, помощь в становлении руки наших дошколят.

Пальчиковый театр - это набор фигурок-персонажей , которые надеваются на отдельный пальчик. Это могут быть просто отдельные куколки, животные, какие-то предметы для инсценировки сказки или всем известные персонажи наших любимых русских народных сказок.

  1. Пальчиковый театр – это уникальная возможность расположить сказку на ладошке у ребенка, в которой он сможет сыграть роль любого героя.
  2. Театр – это еще и прекрасный речевой и сенсорно-двигательный тренажер . Куклы развивают подвижность пальцев обеих рук , помогают освоить речь персонажей , помогает развивать словарный запас и активизирует речевые функции.
  3. Игру можно использовать для знакомства и изучения счета , для .
  4. А еще маленькие фигурки пальчикого театра создадут вам компанию во время прогулки или посещения поликлиники, в дороге . Они не займут много места в маминой сумочке и помогут развлечь малыша. С их помощью можно оживить любые стихи, сказки, потешки . Незамысловатые игрушки развивают интонацию, артистические умения, творческие способности, воображение, память, мышление? внимание, фантазию.
  5. Игру можно использовать для знакомства и изучения счета (например, в сказке «Теремок» стали жить мышка, лягушка, заяц втроем, потом пришла лиса – их стало четверо); для знакомства с героями и сюжетом сказки , для знакомства с понятиями «справа – слава», «рядом», «друг за другом» .

Как играть в пальчиковый театр

Варианты игры в пальчиковый театр зависят от возраста ребенка.

Годовички и двухлетки готовы к простейшим сценариям, разыгрывать которые лучше одной рукой.

С трех лет можно вводить вторую руку и усложнять сценарий.

В 4-5 лет дети способны проигрывать несколько действий, последовательно сменяющих друг друга.

Сначала можно просто познакомить малыша с куколками, дайте ребенку потрогать и рассмотреть всех героев сказки. Затем надевайте поочередно персонажей себе на пальчики и общайтесь с ребенком от их имени. Затем предложите ребенку одеть куколку на пальчик и попробуйте пообщаться друг с другом. Далее можно разыграть перед ребенком сказку. Дети лучше воспринимают всем известные русские народные сказки: «Репка», «Колобок», «Теремок». Причем лучше перед этим прочесть сказку, рассмотреть картинки, обсудить с малышом героев, развитие сюжета.

Сначала занятия с пальчиковым театром проходят чисто как театральные представления.

Как только малыш усвоит, как играть в куколки, можно приступать к совместным постановкам. Для начала научите ребенка играть одной рукой, по мере его взросления нужно выбирать более сложные сказки, стихи и песенки, состоящие из нескольких действий, с большим количеством героев.

Во время театральных действий обязательно делайте акцент на интонацию речи каждого персонажа (мышка говорит писклявым голосом, медведь – басом и т.д.). Развивайте у ребенка интонацию голоса и звукоподражательные навыки.

От сюжетной игры нужно переходить к режиссерской. Фантазируйте вместе с малышом, придумывайте новые истории , поощряйте ребенка за любое добавление к сюжету. Это способствует развитию воображения, речь становиться образной и выразительной.

Виды пальчикого театра

Еще один вариант пальчиковых кукол , кукла из картона. Вырежьте из картона фигурку, в нижней части которой проделайте ножницами два круглых отверстия для пальчиков (указательного и среднего). Пальчики будут ножками куколки. Двигая пальцами, вы создадите ощущение того, что ваша кукла живая.

Для игры в пальчиковый театр можно использовать детали зубных щеток. Это головы разных животных, которые закрывают щетку

Вырежьте из бумаги квадрат со сторонами 5 см, перегните его пополам по диагонали (рис.1), поверните квадрат так, чтобы линия сгиба находилась внизу – получился треугольник. Верхний угол треугольника отогните к основанию, согнув пополам сначала левый, а затем правый углы и разогните назад (рис.2,3). Наметьте точки 1 и 2 (пересечения биссектрис нижних углов с боковыми сторонами треугольника. Возьмите левый угол и перегните его к правой стороне треугольника к точке 1 (рис.4). Возьмите правый угол и перегните его к правой стороне треугольника, к точке 2 (рис.5). Наружный слой верхнего уголка полученной фигурки отогните на себя, вставив его между слоями бумаги.(рис.6). Внутренний слой уголка отогните внутрь полученной шапочки (рис.7). Приклейте бусинки вместо глаз, нарисуйте улыбку, сделайте волосы из ниток. Куколка готова!


В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования. Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа

кружка театрализованной деятельности

«Малышок»

(по развитию социально-коммуникативных

качеств детей дошкольного возраста

через театральную деятельность)


I -младшая группа

Пояснительная записка

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни детей в соответствии с определением ФГОС – это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья, как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка.

В качестве одного из средств, помогающих сохранить эмоциональное благополучие ребенка в детском саду может служить интересная и доступная для него театрально-игровая деятельность.

Развитие творческой активности ребенка, его эмоций и чувств, раскрепощение поведения дошкольника, создание максимально комфортной ситуации общения детей друг с другом и воспитателем – актуальные проблемы современной педагогической науки и практики.

Детское творчество особенно проявляется в играх – драматизациях, в основе которых лежит народный фольклор: это сказки, потешки. Как правило, сюжет и игровые действия здесь определены самим содержанием произведения и обыгрывая сюжет, ребенок закрепляет, уточняет и расширяет знания об окружающем. Но чтобы дети могли передать соответствующий образ, у них надо развивать воображение, учить их ставить себя на место героев произведения, проникаться их чувствами, переживаниями. П.Блонский считал, что все виды игр по существу являются искусством ребенка, его творчеством, значит и игры – драматизации можно назвать творческой игрой.

Творчество детей в этих играх направлено на создание игровой ситуации, на более эмоциональное воплощение взятой на себя роли.

Такие игры возникают в том случае, если ребенок освоил сказку или потешку как художественное произведение, а взрослый обеспечил творческий, импровизационный характер этого освоения. Для сохранения игровой сущности потешки важно обеспечивать активную позицию ребенка в этом освоении. Партнерский стиль общения позволяет детям проявлять творческое начало не под руководством воспитателя, а вместе с ним. Результатом педагогического влияния становится появление у дошкольников творческой активности, мотивов творческой деятельности, потребности в самовыражении.

Цель

  • Создание условий для эмоционального благополучия детей младшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности.
  • Развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности.
  • Развитие творческой активности детей младшего возраста.
  • Воспитание любви к театру и театральной деятельности.

Задачи

1. Создать необходимые условия для проведения театрально–игровой деятельности. Организовать в группе соответствующую развивающую предметно-пространственную среду.

2. Закреплять представления об окружающих предметах; умение называть предметы театрального игрового оборудования. Развивать у детей интерес и бережное отношение к игрушкам, театральным куклам.

3. Воспитывать умение следить за развитием действия в драматизациях и кукольных спектаклях.

4. Развивать речь детей с помощью кукольного театра: обогащение словаря, формирование умения строить предложения, добиваясь правильного и четкого произношения слов.

5. Формировать умения передавать мимикой, позой, жестом, движением основные эмоции.

6. Знакомить детей с приемами кукловождения настольных кукол.

7. Формировать умения концентрировать внимание на игрушке, театральной кукле.

8. Поощрять желание участвовать в танцевальных импровизациях.

9. Развивать инициативу и самостоятельности детей в играх с театральными куклами.

11. Развивать желания выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Рабочая программа предназначена для детей 2-3лет (первая младшая группа) и рассчитана на 14 недель.

Срок реализации программы: 2015-2016 г.г.

Формы и режим кружковой работы:

Работа с детьми включает в себя творческую деятельность детей, как совместную, так и самостоятельную:

  • игровое творчество
  • песенное творчество
  • сочинение сказок, модификация сказок,
  • сопровождение движений кукол словами, песенкой,
  • импровизация,
  • подведение итогов,
  • обработка информации, диагностика.

В рабочей программе определены виды интеграции образовательных областей и целевые ориентиры дошкольного образования.

Кружковая работа проводится 2 раза в месяц по 8-10минут, 14 раз в год.

Одна из главных задач современного педагога – научить детей культуре здорового и безопасного образа жизни. Здоровье - это состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только отсутствие физических дефектов и болезней. Эмоциональную сферу можно рассматривать как один из главных факторов, определяющих психическое здоровье ребенка и становление его исходно благополучной психики. Эмоциональное благополучие ребенка в детском саду – это его положительные эмоции, чувство эмоционального комфорта, защищенности и доверия, важное условие сохранения его психического здоровья.

Театральная деятельность помогает развить интересы и способности ребенка; способствуют общему развитию; проявлению любознательности, стремления к познанию нового, усвоению новой информации и новых способов действия, развитию ассоциативного мышления; настойчивости, целеустремленности, проявлению общего интеллекта, эмоций при проигрывании ролей. Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют от ребенка решительности, систематичности в работе, трудолюбия, что способствует формированию волевых черт характера. У ребенка развивается умение комбинировать образы, интуиция, смекалка и изобретательность, способность к импровизации.

Занятия театральной деятельностью и частые выступления на сцене перед зрителями способствуют реализации творческих сил и духовных потребностей ребенка, раскрепощению и повышению самооценки, Чередование функций исполнителя и зрителя, которые постоянно берет на себя ребенок, помогает ему продемонстрировать товарищам свою позицию, умения, знания, фантазию.

Упражнения на развитие речи, дыхания и голоса совершенствуют речевой аппарат ребенка. Выполнение игровых заданий в образах животных и персонажей из сказок помогает лучше овладеть своим телом, осознать пластические возможности движений. Театрализованные игры и спектакли позволяют ребятам с большим интересом и легкостью погружаться в мир фантазии, учат замечать и оценивать свои и чужие промахи. Дети становятся более раскрепощенными, общительными; они учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир.

Условия, благоприятные для развития театрализованных игр:

  1. Настольный театр
  2. Театр «Варежка»
  3. Пальчиковый театр
  4. Декорации.
  5. Театр на железных крышках
  6. Театр на фланелеграфе

Календарно – тематическое планирование

Дата

Тема

Цель

Работа с детьми

Работа с родителя-ми

Литература

Сентябрь

«Игрушки»

Познакомить детей с приемами кукловождения настольной игрушки.

Создать радостное настроение от общения с ней, вызвать желание подержать игрушку в руках, внимательно рассмотреть.

Воспитатель показывает детям мягкую собачку. Далее следует песенная импровизация с одновременным выполнением действий согласно тексту.

Гладишь – ласкается. Педагог гладит собачку

Дразнишь – кусается. Грозит пальцем.

На цепи сидит Указывает на цепь

Дом сторожит

«В дом чужого не пущу. Покачивает собачку- ее мордочка обращена к детям.

Без хозяина грущу».

Дети повторяют эти действия 3-4 раза
Кукольный спектакль «Игрушки»

Имитационные этюды:

Медведь

Кот

козлик

4. Музыкально – ритмичные упражнения «Мы идем» с игрушками.

Материал: Игрушка мягкая Собачка. Игрушки Медведь, Козлик, Котик.

Знакомство
родителей
с рабочей программ-мой.

Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких». стр 36-37

Октябрь

«Курочка ряба»

Стимулировать эмоциональное восприятие детьми театрализованной игры и активное участие в ней;

развивать двигательную активность детей.

Этюды на выражение основных эмоций. «Мышка, мышка, что не спишь».

Игра «Зайчики и мишки».

Восп – ль надевает на девочек шапочки-маски зайчиков, на мальчиков – шапочки мишек. Предлагает послушать музыку, подходящую для зайчиков или мишек. Изображает прыжки зайчика и тяжелую походку мишки.

Кукольный спектакль (деревянный) «Курочка ряба».

Рисование:Курочки рябы (отпечаток ладошки)

Привлечь

родителей к изготов- лению масок.

Ноябрь

«Теремок»

Вызвать желание детей подпевать отдельные слова песни, наблюдая за действиями педагога с игрушкой.

Побуждать их внимательно следить за развитием действия в сказке, отвечать на вопросы педагога

Имитационные упражнения под музыку (Мышка, Лягушка, Зайчик, Лисичка, Волк, Медведь)

Кукольный спектакль (фланелеграф) «Теремок»

Игра «Серый котик»

Рассказывание русской народной сказки «Теремок» детьми с помощью воспитателя.

Материал:

Перчаточный театр «Теремок», шапочки – маски кота, мышат (по количеству детей)

Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких»

Стр. 201-203.

Декабрь

«Заюшкина избушка»

Поддерживать желание детей коллективно рассказывать знакомые сказки; обеспечивать дальнейшее развитие разносторонних представлений о видах театра.

Помочь найти средства выражения образа в движениях, мимике, жестах.

Этюды на выразительность движений, основных эмоций. «Гости»

Пантомимическая игра «Угадай, кого покажу».

(Заяц, Медведь, Лиса, Петух, Собака)

Театр игрушки «Заюшкина избушка».

Рассказывание русской народной сказки «Заюшкина избушка» детьми с помощью воспитателя.

Рисование Лисы (краски).

Участие родителей в ледяной постройке «Избушка»

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67

Январь

«Заяц-Хваста»

Поддерживать интерес к театрально – игровой деятельности.

Совершен-ствовать двигательную активность детей в играх со стихотворным сопровождением формировать желание перевоплощаться в изображаемый образ.

Чтение стихотворений про зайца.

Народная игра «Прыг да скок».

Музыкально – ритмические упражнение «Заинька».

Спектакль театра картинок.

Н. Сорокина, Л. Миланович «Кукольный театр для самых маленьких стр. 179-183

Февраль

«Колобок»

Развивать мелкую моторику рук в сочетании с речью; развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности; познакомить с театром рук; воспитывать партнерские отношения между детьми; учить детей интонационно выразительно воспроизводить заданную фразу

Пальчиковые игры: «Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки».

Этюды на воспроизведение отдельных черт характера «Тень- тень».

Пальчиковый театр «колобок».

Рассказывание русской народной сказки «Колобок» детьми с помощью воспитателя.

Аппликация: «Колобок».

Родитель- ское собра-ние "Театраль-ная деятель-ность как средство формирования речи и эмоционального развития ребенка".

«Пальчиковые игры для детей» Ермакова О. Е стр: 152-153, 184-185.

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67-68

Март

«Под грибом»

Развивать речь детей средствами кукольного театра. Расширять словарный запас, формировать артикуляцию. развивать умение следить за развитием действия; продолжать учить передавать эмоциональное состояние персонажей

Рассматривание иллюстраций к сказке «Под грибом», беседа по ним.

Игра-имитация «Угадай, кто просился под грибок»

Театр на прищепках «Под грибом»

Рассказывание сказки В. Сутеева «Под грибом». Аппликация «Грибок» из бросового материала.

Инди-видуальные

беседы о социально-психоло-гических особен-ностях детей.

Апрель

«Волк и семеро козлят».

Развивать мелкую моторику рук, в сочетании с речью;

Развивать устойчивый интерес к различной театральной деятельности;

Вызвать желание участвовать в играх – драматизациях;

Подводить детей к созданию образа героя, используя для этого мимику, жест, движение

Этюд на выразительность эмоции «Мышка, мышка, что не спишь? »

Пальчиковые игры

Импровизация на детских муз. инструментах.

Свободная пляска козы и козлят».

Настольный деревянный театр: «Волк и семеро козлят».

Изготов-ление атрибутов к сказке «Волк и семеро козлят».

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 67

Ермакова С. О. «Пальчиковые игры для детей» стр. 188

Май

«Экскурсия в весенний лес»

Прививать любовь к театральному искусству.

Вызвать у детей желание выступать перед родителями, сотрудниками детского сада.

Поощрять стремление детей участвовать в играх – драматизациях.

Исполнение песни «Веселые путешественники».

Танцевальная импровизация «Вальс цветов», «Бабочки».

Игра «Зайцы и волк».

Игра «Скворцы и кошка».

Драматизация «Под грибом».

Исполнение песни « Веселые путешественники».

Привлече- ние роди- телей к сов- вместной экскурсии.

Н. Ф. Сорокина «Играем в кукольный театр» стр. 81-84

Педагогическая диагностика

Список детей

Умение следить за развитием действия в играх драматизациях

Имитация характерных действий персонажей

Приёмы вождения настольных кукол

Желание действовать с элементами костюмов

Импровизация на несложные сюжеты песен

Формы подведения итогов

Диагностика,

Участие в утренниках,

Показ сказок в других группах детского сада.

Литература:

  1. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой
  2. Т.И.Петрова, Е.Я.Сергеева, Е.С.Петрова “Театрализованные игры в д/с” Москва “Школьная пресса” 2000 г.
  3. М.Д.Маханева “Театрализованные занятия в д/с” Москва, Творческий центр “Сфера”, 2003 г.
  4. Т.Н.Караманенко, Ю.Г.Караманенко “Кукольный театр – дошкольникам” Москва “Просвещение”, 1982 г.
  5. И.В.Штанько “Воспитание искусством в д/с” Москва, Творческий центр “сфера”, 2007 г.
  6. Н.Ф. Сорокина, Л.Г. Милаванович “Программа Театр – творчество – дети” Москва, 1995 г.

Пояснительная записка

В связи с увеличением количества детей с общим недоразвитием речи (ОНР) весьма актуальной является проблема разработки разнообразных средств, способствующих эффективному формированию речи у данной категории детей.

Общее недоразвитие речи характеризуется недоразвитием всех компонентов речевой системы: фонетических, лексических, грамматических, освоение которых вбирает в себя связная речь.

Традиционно связная речь делится на два основных вида: диалог и более сложный вид — монолог. Монологическая речь, как правило, является наиболее несформированной. Это определяется тем, что монолог – произвольный вид речи и самостоятельно не формируется, а между тем он является одним из условий успешного обучения ребенка в школе, что особенно актуально в старшем дошкольном возрасте. Из этого следует, что формирование связной монологической речи — одна из основных задач речевого развития дошкольников.

Существует большое количество методик по формированию связной монологической речи у дошкольников с ОНР (В.К.Воробьева, В.П. Глухов, Т.А. Ткаченко, Ф.А. Сохин и т.д.). Большинство исследователей строят свою работу по степени усложнения речевой деятельности: от формирования более легкого вида связной монологической речи – пересказа готового образца к более сложной – составлению самостоятельного рассказа. В методиках используются различные вспомогательные средства – сюжетные и предметные картины, фотографии, иллюстративно – графические схемы, иллюстрации к произведению. При формировании связной монологической речи задания со временем усложняются путем постепенного сокращения количества наглядности.

Исходя из принятой в психологии классификации мышления по генезису развития можно сделать вывод о том, что исследователи в своих методиках применят средства, опирающиеся на развитое наглядно – образное мышление ребенка, которое характеризуется опорой на представления и образы. При выполнении заданий ребенку необходимо оперировать наглядными изображениями объектов. В простейшей форме наглядно-образное мышление возникает преимущественно у старших дошкольников, в возрасте пяти — семи лет. У детей с общим недоразвитием речи переход к наглядно – образному мышлению от его более ранней формы – наглядно – действенного, в силу дефекта, как правило замедлен.

Уникальным средством, позволяющим включать в занятия с одной стороны конкретные игровые действия, а с другой – затрагивать «мир образов», является театр. Он позволяет соблюсти более плавный переход от умения оперировать предметами к умению оперировать образами, при этом учитывая ведущий вид деятельности дошкольников – игру.

Преимущества пальчикового театра

Пальчиковый театр является одним из видов кукольного театра и обладает следующими преимуществами перед остальными его видами:

  • Пальчиковый театр способствует развитию мелкой моторики. Благодаря действиям с куклами формируются тонкие дифференцированные движения пальцев рук;
  • Использование пальчикового театра не предполагает наличия у ребенка специальных технических умений, которые могут понадобится при использовании перчаточных кукол, марионеток и пр.
  • Пальчиковый театр знаком детям с младшего дошкольного возраста, так как воспитатели широко используют его на различных занятиях в процессе обучения;
  • В инсценировках пальчиковый театр позволяет ребенку показать сразу несколько персонажей;
  • Куклы пальчикового театра занимают мало места и не требуют больших материальных затрат.

Существуют разнообразные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям, учитывающим физиологические возможности детей.

В пальчиковом театре используется режиссерская игра, как вид театрализованных игр. В ней ребенок не сам исполняет роль какого либо персонажа, а управляет артистами – куклами. В данном виде театрализованной игры ребенок «озвучивает» своих героев и комментирует сюжет, как автор, тем самым развивается его монологическая речь.

Основное содержание

Работа по формированию связной монологической речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра строится в следующей последовательности:

1. Подготовительный этап.


б. Уточнение понимания прочитанного: беседа. Обсуждение характера, внешнего вида героев. Обсуждение сюжета.
в. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
г. Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

2. Основной этап.


б.Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

3. Заключительный этап.

1. Подготовительный этап.


б. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой
в. Введение куклы нового персонажа

2. Основной этап.


б. Придумывание детьми нового сюжета
в. Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра

3. Заключительный этап.

Итог работы по формированию связной монологической речи — самостоятельный рассказ ребенка без опоры на наглядность.

Работу по формированию связной монологической речи у детей с ОНР III уровня с использованием пальчикового театра предлагается проводить с соблюдением следующих требований:

I. Требования к организации занятий:

  1. Занятия проводятся два раза в неделю: первый день – работа над пересказом, второй день – работа над рассказом;
  2. На занятиях присутствует несколько детей (от 2 д о 5)
  3. Занятия проводятся с соблюдением временного регламента: 15 – 20 минут.

II. Требования к структуре занятий:

  1. Занятия строятся в соответствии с методикой формирования связной монологической речи: от составления пересказа к составлению рассказа;
  2. На обоих этапах проводится работа от составления описательного рассказа к составлению повествовательного;
  3. В качестве вспомогательного средства выступает пальчиковый театр.

III. Требования к речевому материалу:

  1. Для инсценировки используются сказки, с наличием однотипных эпизодов, повторяющихся сюжетных моментов. Это облегчает запоминание детьми текстов сказок. В них соблюдается четкое деление на фрагменты – эпизоды, и ясно прослеживается логическая последовательность событий (приложение № 1);
  2. Используются адаптированные тексты сказок, соответствующие возрасту детей и требованиям образовательной программы ДОУ:
  3. Тексты сокращаются за счет исключения диалогов, что позволяет ребенку выступать в роли автора, используя только монологическую речь;
  4. На занятиях используются тексты сказок с выделением основных эпизодов. Сохранялся основной сюжет и главная мысль.

IV. Требования к применению пальчикового театра:

  1. Во время апробации серии занятий использовались разные виды пальчикового театра, изготовленные по различным технологиям: бумажный, сваленный из шерсти и резиновый («кукольные головки»). Это обусловлено постепенным формированием у детей техники пользования пальчиковым театром;
  2. Куклы пальчикового театра являлись наглядностью при формировании связной монологической речи;
  3. Внешний вид куклы соответствовал персонажу сказки, был узнаваем детьми;
  4. На занятии отбирались только те куклы, которые являлись героями данной сказки. (Исключение – новый персонаж, вводимый на этапе обучения рассказу);
  5. На каждом занятии перед обыгрыванием сюжета с детьми проводилась беседа по закреплению правил пользования куклой:
  • Кукла полностью надевается на палец;
  • Один ребенок может надеть одну или несколько кукол на руку;
  • Кукла смотрит на зрителя, или на другую куклу;
  • Положение куклы – вертикальное.

6. Закреплялись основные виды действий с куклой:

  • Надевание на палец;
  • Имитация шагов куклы с передвижением руки;
  • Повороты;
  • Покачивания;
  • Поклоны.

7. Перед обыгрыванием сказки проводилась пальчиковая гимнастика, соответствующая сюжету сказки (2 – 3 минуты)

Примеры занятий

Приведем пример занятия в соответствии с данной последовательностью.

Занятие по сказке «Теремок». Фрагмент.

Первым этапом в работе является построение пересказа, так как пересказ – более легкий вид монологической речи, осуществляющийся с опорой на уже готовый речевой образец, который необходимо воспроизвести.

I. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять пересказ.

1. Подготовительный этап.

а. Ознакомление с содержанием сказки: эмоциональное прочтение сказки.

В качестве речевого материала выступают адаптированные сказки с исключенными диалогами:

Адаптированная сказка «Теремок»

Стоит в поле теремок. Бежит мимо мышка-норушка. Увидела теремок, остановилась. Захотелось ей жить в теремке. Спросила она, кто в теремке живет. Никто не отзывается. Вот вошла она в теремок и стала в нем жить. Прискакала лягушка-квакушка. Увидела теремок и спросила, кто в теремке живет. А в теремке мышка — норушка жила. И стали они жить вместе …. Вдруг идет мимо медведь косолапый. Увидел медведь теремок, остановился и тоже захотел там жить. Спросил, кто в тереме живет. Ответили ему: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок. И Медведь захотел с ними жить. А влезть не может и решил на крыше жить. Влез медведь на крышу и только уселся и затрещал теремок, упал на бок и весь развалился. Выбежали звери, расстроенные, не знают, где им жить теперь. Погоревали да договорились каждый по веточке, да по бревнышку принести, чтобы теремок заново смастерить. Принялись они бревна носить, доски пилить — новый теремок строить. Лучше прежнего выстроили! И стали дружно жить-поживать и добра наживать.

б. Уточнение понимания прочитанного: беседа.

Обсуждение характера, внешнего вида героев.

Детям дается образец связного описательного рассказа, предъявляются куклы – что служит вспомогательным средством для составления описательного рассказа:

Вспомним, какие герои были в сказке. Рассмотрим их по очереди. Послушайте как я расскажу про лягушку — квакушку: это лягушка – квакушка, она маленькая, зеленого цвета, живет в болоте, питается комарами, а еще она умеет квакать. А теперь вы расскажите про любого героя.

Обсуждение сюжета.

Для закрепления знаний и составления повествовательного рассказа детям даются вопросы по содержанию сказки:

Где жили наши герои? Кто первый заметил теремок? Второй? … Кто пришел последний и разрушил теремок? Куда он забрался? Почему? Что случилось потом?

в. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой

На данном этапе в занятие включаются упражнения пальчиковой гимнастики, закрепляются правила пользования куклой:

Пальчиковая гимнастика «Теремок».

Вспомним, как правильно надевать куклу? Куда должна смотреть кукла? Как она может двигаться?

г. Совместное составление пересказа с детьми с использованием пальчикового театра

Обыгрывание сказки совместно с детьми. Педагог рассказывает сказку, дети помогают.

2. Основной этап.

а. Самостоятельное составление детьми рассказа – описания героев сказки с использованием пальчикового театра

Составление самостоятельного рассказа описания без образца, но с опорой на куклы:

Придумай рассказ про понравившегося тебе героя. Опиши его, а мы должны догадаться о ком ты говоришь.

б. Самостоятельное составление пересказа детьми с использованием пальчикового театра

Дети обыгрывают сказку без посторонней помощи. Так как на занятии присутствует группа детей, пересказ строится по цепочке:

Теперь вы сами можете рассказать и показать сказку. Один начинает – остальные внимательно слушают и продолжают.

3. Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление пересказа детьми без использования пальчикового театра

Дети пересказываю сказку без посторонней помощи и наглядности в виде кукол. Является завершающим моментом в работе над пересказом.

Второй этап работы над связной монологической речью – формирование у детей умения составлять рассказ. Детям необходимо изменить сюжет в соответствии с изменившимися условиями.

II. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня умения составлять рассказ.

1. Подготовительный этап.

а. Актуализация знаний: повторение пройденного на прошлом занятии

В начале работы детям предлагается вспомнить, что было пройдено на прошлом занятии, в качестве вспомогательного средства выступают куклы:

Вспомним, какую сказку мы проходили на прошлом занятии? Вот наши герои. Сегодня мы сочиним для них новую сказку.

б. Подготовка пальцев рук к действиям с куклой: пальчиковая гимнастика, закрепление правил пользования куклой

Пальчиковая гимнастика «Теремок», закрепление правил пользования куклой.

в. Введение куклы нового персонажа

Изменение сюжета осуществляется за счет введения в сказку нового персонажа:

Посмотрите, кого из героев не было в нашей сказке?

2. Основной этап.

а. Самостоятельное оставление детьми рассказа – описания нового героя сказки с использованием пальчикового тетра

Дети должны составить описательный рассказ без опоры на образец рассказа, но с опорой на куклы:

Давайте расскажем про нового героя. Какой он? В каких сказках встречается? Из какой сказки пришел к нам и как вы думаете, зачем?

б. Придумывание детьми нового сюжета

Детям необходимо придумать, как изменится сюжет, если в нем будет фигурировать новый персонаж. При необходимости задаются наводящие вопросы. В составлении сюжета опорой служат куклы старых персонажей и нового.

в. Самостоятельное составление детьми рассказа – повествования с использованием пальчикового тетра

Обыгрывание нового сюжета детьми.

3. Заключительный этап.

а. Самостоятельное составление рассказа детьми без использования пальчикового театра.

Завершающий этап в составлении рассказа – составление самостоятельного рассказа без опоры на наглядность в виде пальчикового театра.

Выводы

На основании проведенного исследования мы можем сделать следующие выводы:

Пальчиковый театр, представляющий собой основное вспомогательное средство, облегчающее процесс формирования связной монологической речи, также является средством, мотивирующим детей, так как он вызывает интерес, любознательность, стимулирует к активному участию на занятии.

Дети выражают инициативу участвовать в инсценировке сказок, высказывают предложения по организации, принимают активное участие в создании нового сюжета.

В связи с тем, что на занятии присутствует группа детей, пересказ или рассказ строился коллективно: один ребенок начинает, другие продолжают, таким образом, все дети задействованы в работе. Это способствует формированию у детей умения слушать друг друга, не перебивать, а при необходимости помогать подсказками.

На начальных этапах работы могут возникнуть определенные трудности, связанные с использованием пальчикового театра.

Например: дети совершают нецелесообразно широкие движения куклой, куклы спадает с пальцев детей и пр. При соблюдении требований данные трудности ликвидируются за счет повторения правил пользования куклой на каждом занятии и закрепления их в практической деятельности.

  • Акулова, О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-№4.
  • Ветлугина, Н.А. Эстетическое воспитание в детском саду: пособие для воспитателей дет. сада/ Н.А. Ветлугина. – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1985.-207с., ил.
  • Кравцова, Е.Е.Разбуди в ребенке волшебника: кн. для воспитателей дет.сада и родителей. – М.:Просвещение: Учебная литература, 1996.-160с.
  • Крупенчук, О.И. Пальчиковые игры (для детей 4 – 7 лет)/ О.И. Крупенчук. – Спб.:Литера, 2008.- 33с.
  • Пальчиковые игры как средство развития речи детей дошкольного возраста [Электронный ресурс].
  • Парамонова, Л.Г. Воспитание связной речи у детей: . методическое пособие/ Л.Г. Парамонова.- Спб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.- 176с. +цв. вкл.
  • Режиссерская игра в детском дошкольном учреждении. [Электронный ресурс].
  • Рогожникова, М.В. Артикуляционные и пальчиковые игры – сказки. .