Отчий дом — его великое назначение, божественное определение и его особенности

Гречушкина Виктория, 3 «А», ГБОУ Гимназия № 196

Отчий дом- это моя квартира, там мама папа, бабушка, дедушка, мои родные люди. Отечество- место, где ты родился, я родилась в Санкт- Петербурге и мои родные тоже, это для нас родина, а находится наш город в России, значит Россия моё Отечество.

Тарабанова Полина, 3 «А», ГБОУ Гимназия № 196

Я понимаю слова Отечество, отчий дом, как родня, родной дом. Отечество нужно человеку для того, что ты не один, что бы любить его, а значит защищать, служить.

Петровский Илья, 3 «А», ГБОУ Гимназия № 196

Я думаю, что Отечество и отчий дом имеют общий смысл. Это свой родной уголок, а не только дом, квартира, город, деревня, улица. У этих двух слов общий корень и смысл. Отчий дом- это место, где твоя семья, родные, дорогие люди, а Отечество- это местность, где ты родился. А в этой местности проживают люди, они тоже дороги тебе. И как за свою семью ты встанешь на защиту, так и Отечество будешь защищать, т. К. дорогие люди и родная земля стоит в значении этих слов. Человек без Отечества, как дерево без корней. Так Отечество необходимо нам.

Жмылёв Владислав 3 «А»класс, гимназия 330

Слова ""отечество"" и ""отчий дом"" для меня означают Родину. Только отечество - это большая Родина, это вся моя Россия с запада до востока, с севера на юг. В моём отечестве много людей разных национальностей, они даже могут говорить и думать на другом языке, но все мы граждане нашей общей земли, на которой мы все живём, которой гордимся и которую будем защищать, как защищали наши предки от любых врагов. А ""отчий дом"" - это маленькая родина. Раньше семьи поколениями жили в одном и том же месте и даже в одном доме. Теперь люди часто переезжают, поэтому я думаю, что мой отчий дом - это мой родной Санкт - Петербург, город, где живут мои мама и папа, бабушки и дедушки, мои родные люди и друзья. Это мой Дом, которым я горжусь и который люблю.

Пантюшин Андрей 2 "Б" класс, гимназия 330

Отечество, отчий дом, отец - однокоренные слова. Отец является самым главным членом семьи, её надеждой и опорой. Мать, мамочка, матушка даёт нам жизнь.Отец и мать два главных человека в жизни каждого человека. Нашу родину назывют матушка Россия. Родина - это самое дорогое в жизни каждого человека. Место, где ты родился и вырос, где твои корни - это Отечество. Семья - зто малая Родина, наш отчий дом. Людей ближе, чем в семье на целом свете нет!У меня есть брат Сергей. Ему 2 апреля исполнится 7 лет. В этом году он пойдёт в школу., где учусь я. Я и Сергей очень любим отдыхать вместе с папой и мамой. Наши папа и дедушка служили в армии. Они часто вспоминают о своей службе. Мы вместе с ними рассматриваем журналы, поём военные песни. Мама и бабушка заботятся о нас и берегут наш дом.Если мир и дружба в семье это здорово!

Сильгичук Станислав 2 "Б"класс, гимназии 330

Отечество - это моя страна, Родина, отчий дом, где я живу. У каждого человека есть свой отчий дом, каждый считает своей Родиной ту страну, где родился, где вырос, где прошло его детство. В разно время человек может жить в разных странах, но Родина - Отечество у него одно навсегда.

Тесленко София, 4 класс «А», гимназия 330

«Отечество» и «отчий» два созвучных слова. Они ассоциируются со словами родина, родной дом, семья. Чтобы понять, что значат для меня слова «Отечество» и «отчий», я хочу в первую очередь раскрыть эти термины.

В словаре С. И. Ожегова «Отечество» - это страна, где человек родился и к гражданам которой он принадлежит. Это понятие также сочетает в себе любовь и чувство долга, часто употребляется со словами патриотизм, родина, долг. Понятие «Отечество» входит в число важнейших национальных ценностей, в основные законы.

Слово «Отечество» входит в состав припева Гимна СССР и Гимна РФ. Термин встречается в названии праздника «День защитника Отечества», существует орден «За заслуги перед Отечеством», а также есть школьный курс «История Отечества». Слово «Отечество» часто пишется с заглавной буквы, это же слово встречается в названиях освободительных войн: Отечественная война 1812 года, Великая Отечественная война.

Под понятием «отчий дом» понимается – «родительский дом», про который ещё говорят: «родной дом», «семейный кров», «домашний очаг».

Таким образом, раскрыв смысл слов «Отечество» и «отчий дом», можно прийти к выводу, что Отечество нужно человеку для того, чтобы он чувствовал себя защищённым и уверенным.

Чувство защищённости и уверенности даёт государство, в котором человек живёт, и устанавливается Конституцией, дополняется семьёй, родными и близкими.

Барбарич Даниил, 4 класс «А», гимназия 330

Как ты понимаешь слова – «Отечество, отчий дом»? Для чего Отечество нужно человеку?

Родина, Отчизна, Отечество. Эти слова мы произносим с гордостью и пишем их с большой буквы. Мы можем спросить у друзей и родных, что такое Родина, и получим разные ответы. Одни скажут, что Родина - страна, где ты родился, вторые скажут, что это родной город, третьи скажут, что это дом, где ты родился, сделал первый шаг и сказал первое слово. Четвёртые скажут, что Родина начинается с близких нам людей - мамы и папы, братьев и сестёр, родственников и друзей. Для многих Родина начинается с отчего дома. Отчий дом значит отцовский. Слово «отчий» имеет тот же корень, что и слово «Отечество».

Родина - это земля, где мы родились, на которой мы выросли. Это единственное место, к которому мы привязаны корнями родства, воспитания и образования, где всегда тепло и уютно. Родина у каждого человека одна, как и его родная мать. Недаром эти два слова - Родина и Мать - обычно звучат рядом. Стало быть, Родина начинается с мамы, папы, с дома, двора, близких тебе людей и друзей, среди которых ты жил и учился.

Слова «Отечество» и «Отчизна» тоже имеют общий корень. Этот корень указывает на то, что это земля отцов и предков. А слова «Родина», «родители», «рождение», «родство» имеют общий корень - род. Род человека - это его корни. Место, где ты родился, вырос, там, где твои корни. Отечество – это земля отцов, где родились твои предки, где прошло детство. Жизнь любого человека не может быть полноценной, если она течёт вне интересов Отечества, в котором он живёт, если человек равнодушен к судьбе своего Отечества. Не сомневаюсь, что каждый гражданин своего Отечества любит свою Родину.

Отечество - земля наших отцов, отчий дом - дом нашего отца. Каким бы ни был наш дом, где бы он ни находился, он всегда будет нам дорог и близок.

Вспомнить о прошлом наших предков помогут фотографии из семейного альбома, документы, сохранившиеся дома. Иногда историю семьи приходится собирать по крупицам. Каждая фотография в альбоме – это кусочек жизни, это возможность вернуться назад, в прошлое.

Старчиков Виктор, 2 «В» класс, гимназия №196.

Отечество.

Отечество- страна, где родился человек. Отчий дом- дом, принадлежащий родителям. Отечество дает нам защиту и любовь.

Клецов Сергей 2"В" класс, гимназия №196 .
Отечество - моя Родина, край, где я родился. Отчий дом - это дом, где живут мои родные мама и сестра. Отечество и отчий дом, родные для меня слова, потому что в них я слышу слово отец. Где бы я ни был, я всегда помню о моем отце. Когда я надолго уезжаю из дома, я скучаю по моим родным и дому. И мне всегда хочется вернуться к ним. Если беда придет в отчий дом, я справлюсь с ней. Если враг нападет на Отечество, я буду защищать его.

Дубодел Нелли 2"В" класс, гимназия №196.

Отечество- это родная страна, любимая родина. Есть у каждого человека малая родина, или отчий дом. Я родилась в Санкт-Петербурге.Здесь мой отчий дом.Я люблю этот город. В нем много музеев, дворцов, памятников, соборов. Во время войны Санкт-Петербург пережил блокаду. От голода и холода погибло очень много людей, но те, кто выжил, остались добрыми людьми и во всем помогали друг другу. Есть много рассказов и книг о войне и блокаде. Мне с раннего детства родители читали эти книги. Я горжусь своим городом, своей малой родиной. Человек должен любить и защищать свое Отечество, свою Родину. В гимне России есть такие слова:
"Славься, Отечество наше свободное-
Братских народов союз вековой.
Предками данная мудрость народная.
Славься, страна! Мы гордимся тобой!"
Я всегда буду верна своему Отечеству.

Семенов Владислав 2"В" класс, гимназия №196.
Отечество.
Отечество, в моем понимании,- это страна, в которой я родился и живу, это моя Родина. В этой стране родились и выросли мои папа и мама, бабушки и дедушки. Отечество- это наш общий дом. Оно нам дает образование, медицинскую помощь, оно нас защищает. Люди работают на благо Отечества. У каждого человека есть свой отчий дом. Это дом, где человек рождается, из него идет в школу, в институт и на работу. Дома меня всегда ждут мама и папа.

Что за чувства и мысли просыпаются, какие струны человеческого сердца можно затронуть одним словом «отчий дом». Еще дороже воспоминание о «христианском отчем доме» для тех, которые имели преимущество воспитываться в таких семьях, в которых прославлялся и главой признавался Бог.

Богом предопределено

Семья предопределена Богом и это его воля для человечества. Когда Бог создал Адама и Еву и соединил их в святом брачном союзе, — дал им назначение плодиться и размножаться по всей земле. Так Он создал первую семью и первый домашний очаг (Быт.1:27-28).

Вся социальная структура человечества основана на семье, как единство. Дом и семья являются защитным валом для общества, независимо где они живут: в шалаше или дворце. Очень часто цитируется: «Семья — это оплот нации». Она является фундаментом всей цивилизации. Если фундамент хороший, то и нация процветает, так как нация состоит из единиц, которые спаяны семейными узами. Отсюда, ясно видно назначение домашнего очага и семейной жизни по плану Бога.

Отклонение от порядка, установленного Богом

Мы живем в такое время, когда божественные основы отвержены человечеством и распространяются беспорядки и пороки. Это, кстати, тот случай, когда человек уклонился от указаний, данных Богом. Свободная любовь, супружеская неверность, разводы и всякого рода самовольности, ведут семью и домашний очаг к упадку.

Государство ранжируется первоочередно народом, через что и вытесняются единицы и семейное единство. Поэтому очень важно направлять наше внимание на божественные основоположения и взгляды, чтобы нас не увлекло течением и мы устояли в христианской истине .

Значение христианского очага (дома)

Под словом «дом» подразумевается не место, где мы кушаем и спим. Это то, излюбленное место, которое нам дает домашнюю любовь, счастливую семейную жизнь, спокойствие, мир и охрану от злого мира. Не красивая архитектура или дорогая обстановка решает эту проблему. Это счастье, любовь и сердечное общение в святости, что БОГ подарил семейному кругу.

Это не стул и не стол, не предметы,
и не картины прекрасных идей,
не гарнитуры изящной работы,
и не изделье из ценных камней!

Дом — это члены семьи, где все дружные:
слышится смех в нем веселых детей;
где всем легко, где любовь не чуждая;
где нету места для грубых речей!

В мире греха, наш очаг является особо милосердным подарком Бога-Творца для человечества. Этим Он нам подарил пристань в будущем и опасном мире. Место родственных семейных уз — это покровительство Бога от бурь и ненастий в жизни: и защита от нападков дьявола.

Великое преимущество в этом мире то, когда сердце находит отзыв и расположение в семейном кругу и то, что Бог вложил в человеческое сердце. Обоюдное стремление служить друг другу в семье и ежедневное практическое самопожертвование вытесняют из сердца себялюбие и эгоизм. Семейные отношения требуют ежедневного послушания, любви и подчинения друг другу. Эти качества и противопоставлены корню человеческих несчастий — самоволию и непослушанию.

Христианский дом

В христианской семье, где отец и мать принадлежат Господу, имеется пристань и защита от дьявола. Это святыня среди безбожного и нехристианского мира, которая защищает и охраняет бесценные детские сердца.

Христианский дом — это святая пристань, в которой Бог-Отец и Господь Иисус Христос чистосердечно признаются домашними, где живет Святой Дух, где его слово является светом и освящает весь дом, где евангелие постоянно указы-вает путь к небу.

Это можно выразить словами одного автора: «Это место сердечных отношений, где сердца упражняются в союзе, что Бог сам предопределит. Где забота о чистосердечных отношениях охраняет от самовластия и самоволия. Где сила этого благословенного влияния полностью себя раскрывает, там просыпается, несмотря на грех и беспорядок, совесть, завоевывая сердца и охраняет от злых сатанинских влияний».

Грех пришел в мир и все испортил. Но если взять Христа и наши семейные отношения, то это и составляет то милосердное поле деятельности, где в практической жизни раскрывается божественная жизнь, которую мы имеем во Христе. Кротость, нежность, готовность помочь и самопожертвование ощущаются в большой мере и полноте в семейном союзе, нежели в Едемском саду, где не было греха. В настоящем христианском доме Богу предоставлено особое место и каждый член семьи старается сохранить божественную гармонию согласно помыслам и предрасположениям Бога. Познанная любовь Бога, излитая в сердца, составляет доминирующий элемент в доме.

Слово Бога читается, хотя и в скудости, но используется практически, молитвы и благодарности поднимаются ввысь. Здесь чувствуется небесная атмосфера и такие семьи имеют, как и израильтяне в Египте, небесный «свет в жилищах их» (Исх.10:23), хотя вокруг царит тьма. Настоящий христианский дом — это отражение той небесной страны, к которой мы идем. Он отчетливо противопоставлен тем домам, которые освещаются не Христом, а «светом людей».

Слово Бога — в центре внимания

Во Второзаконии 11:18-21 Бог говорит, что Он хотел бы видеть в каждом доме. Это его желание: «положите сии слова Мои в сердце ваше и в душу вашу, и навяжите их в знак на руку свою, и да будут они повязкою над глазами вашими; и учите им сыновей своих, говоря о них, когда ты сидишь в доме твоём, и когда идёшь дорогою, и когда ложишься, и когда встаёшь; и напиши их на косяках дома твоего и на воротах твоих, дабы столько же много было дней ваших и дней детей ваших на той земле, которую Господь клялся дать отцам вашим, сколько дней небо будет над землёю». Это благословения христианского дома, где любят слово Бога, сохраняют и воздают ему должное.Такой дом, где стремятся жить по слову Бога и для его славы — это кусочек неба на земле.

Дорогой читатель, исполняется это все в твоем доме? Если нет, то почему?

Это счастливое состояние только там возможно, где драгоценное слово Бога ставится родителями превыше всего и все ведется по его предписаниям. Тогда слово Бога практически будет «на косяках дома твоего и на воротах твоих» видно, и дети, воспитанные в свете писания, будут идти путями истины. Если родители не живут по слову Бога и его не любят, то как можно ожидать от детей, чтобы они любили это слово и были послушными ему?

Богобоязненные израильтяне приделывали к косякам и воротам и вязали себе на руки части от слова Бога. Это благословение — увидеть библейские слова на стенах дома у христиан. Это еще одна возможность засвидетельствовать о небесном свете тем, кто переступает порог такого дома.

Сын пожилого христианина, переехав в новый дом, устраивал свое жилье. И когда закончил, позвал своего отца и показал ему весь дом. После того, как отец все посмотрел, он сказал: «Дорогой, у тебя весь дом устроен очень комфортабельно, но никто не сможет сказать, живет ли здесь дитя Бога или светский человек». Эти слова сильно повлияли на сына. Вскоре на стенах его дома висели слова из священных писа-ний и слово Бога в доме стало почитаемо.

Как печально, если христианские дома устроены по последней моде, роскошны и наполнены литературой, где слушаются развлекательные программные передачи, а слово Бога не практикуется. Такие дома, в практическом смысле слова, не христианские. Если наши дома не отличаются от мирских домов, то нельзя с уверенностью сказать, что мы «имеем свет в наших жилищах» и должное место отдаем Господу. Это самое относится и к дому, где господствует ссора и вражда вместо любви и благодати Духа Бога.

  • В нем поднялась печаль сродни той, с какою покидаешь отчий дом и семью.
  • Но отчего это все происходило, он не мог понять.
  • Блока он нигде не заметил, а его отчим до сих пор еще не приехал.
  • Возьмем первое попавшееся предложение, например, из статьи о родном селе в отчем краю.
  • Но нет, тут была остановка и обрыв, а на краю обрыва стоял отчий дом.
  • Да отчего же, отвечала со смехом, жить весело.
  • С закрытыми глазами отчим сел, потом снова лег.
  • Она сама не знала, отчего у ней так внезапно полились слезы.
  • Наконец-то я понял, отчего у него был такой странный голос.
  • Тарзан понятия не имел, отчего умер негр, но полагал, что от жажды.
  • Она облегченно вздохнула, отчего усталость будто исчезла с ее лица.
  • Она думала, что она одна поняла, зачем он приезжал и отчего не вошел.
  • Все поняли также, отчего он так неловко упал, перепрыгивая через ров.
  • Но теперь я знаю, отчего я с первого взгляда невзлюбил второго помощника.
  • Билл действовал чаще всего бессознательно, сам не зная, отчего и почему.
  • В этом взгляде было что-то такое, отчего даже невиновные затрепетали в испуге.
  • В глазницы были вставлены два сверкающих камешка, отчего змея казалась живой.

Люсьена Овчинникова Оператор Композитор Кинокомпания Длительность Страна

СССР СССР

Год IMDb Выход фильма «Отчий дом» К:Фильмы 1959 года

«Отчий дом» - художественный фильм режиссёра Льва Кулиджанова .

Сюжет

Таня, живущая в состоятельной московской семье и учащаяся в педагогическом институте, узнаёт, что она дочь пожилой деревенской женщины, которая потеряла её во время Великой Отечественной войны. Приехав в гости к своей родной матери Наталье Авдеевне, она открывает для себя совершенно новый, во многом чуждый ей мир. Далеко не сразу проникается она чувством внутреннего родства с этим миром, его людьми, такими непривычными для неё. Наталья Авдеевна знакомит Таню с деревенской девушкой Нюрой. Нюра показывает Тане местные достопримечательности. Также Таня знакомится с местным председателем Сергеем Ивановичем, бывшим фронтовиком, воевавшим в этой местности. С Натальей Авдеевной Таня бывает на сельскохозяйственных работах в поле, бывает также на ферме у Нюры, где та работает дояркой. Но однажды Таня становится свидетельницей следующей сцены. В совхоз приезжает инспектор, который беседует с Сергеем Ивановичем. Вдруг появляется местная деревенская женщина Степанида, которая приводит заплаканную Нюру и приносит мешок отрубей. «Сейчас сама видела: вытащила мешок из коровника - и к Макарихе (так звали тётку, с которой жила Нюра). И унесла бы, если бы не я!»- говорит Степанида про Нюру. Инспектор сразу начинает составлять акт, мотивируя это тем, что факт кражи имущества налицо. «А дальше пусть следователь разбирается»,- говорит инспектор. Но Сергей Иванович сразу рвёт этот акт, заявляя: «Сами разберёмся».

На следующий день приходит время Тане уезжать обратно. Перед отъездом она встречает Сергея Ивановича. Он ей говорит: «Звонил прокурор насчёт Нюры, но мы её в обиду не дадим». Появляется Степанида и рассказывает Сергею Ивановичу про Нюру: «Не сама она, Макариха её таскать заставляет». И бежит искать Нюру, которой нигде не видно. Таня тем временем сухо прощается с Натальей Авдеевной, впервые назвав её мамой, садится в кузов грузовика и едет на станцию. Вдруг грузовик останавливается, и в кузов залезает Нюра, которая тут же сообщает Тане, что собирается отсюда уехать. Таня немедленно приходит своей подружке на выручку. «Да ты с ума сошла! Нельзя же себе жизнь из-за этого ломать! Ведь Сергей Иванович уже всё знает!» - говорит она Нюре. Сначала Таня просит шофёра повернуть обратно, но когда тот отвечает, что ему надо за цементом ехать, она, выбросив из кузова вещи, вылезает вместе с Нюрой. Они вдвоём возвращаются в деревню, где Нюру продолжает ждать Степанида. Когда девушки возвращаются, Степанида уводит Нюру к председателю.

Таня успела увлечься Сергеем Ивановичем. Вечером того же дня они вместе гуляют, но он даёт ей понять, что для неё это всего лишь детское увлечение. «Приказать себе любить нельзя, а запретить - можно. Я был бы последним человеком, если бы позволил молодой девушке совершить пусть даже прекрасную, но ошибку», - говорит он. Таня очень переживает по этому поводу, хотя и старается это скрыть. Но Наталья Авдеевна и дедушка всё равно это видят.

Ближе к концу фильма Нюра выходит замуж, ей дают новый дом. Со свадьбы убегает Степанида, которую Сергей Иванович застаёт в слезах. Она рассказывает ему про свою жизнь. «Я ведь тоже не хуже их начинала», говорит она, имея в виду Нюру с новым мужем. «Для меня колхоз тоже отчим домом был, а потом…». Во время войны Степанида потеряла жениха, на него пришла «похоронка». Потом её, Степаниду выбрали председателем. А после войны стали возвращаться в деревню мужчины. Её, Стешу, сняли с должности председателя, назначили других. «Все побывали в председателях, а про меня - хоть бы одна собака вспомнила!» - говорит она. Сергей Иванович, ранее испытывая чувство любви к Степаниде, решается наконец открыться ей.

Степанида, знавшая о прежнем увлечении Тани Сергеем Ивановичем, приходит к ней и говорит: «Председателя забудь». Затем Степанида объясняет, что они с Сергеем Ивановичем любят друг друга. Таня, едва сдерживая слёзы, желает ей счастья. «Ты молодая, у тебя вся жизнь впереди, а для меня ведь это в последний раз», - говорит Степанида. Когда она уходит, Таня спрашивает у Натальи Авдеевны: «Где мой чемодан?». Наталья Авдеевна отвечает, что вынесла чемодан в сени и спрашивает: «Ты что, уезжать надумала?». Таня, уже срывающимся голосом заявляет, что да, сегодня же уедет. И с этими словами она выбегает из избы и, прислонившись к изгороди, горько плачет. Наталья Авдеевна это замечает, подходит к ней и говорит такие слова: «Что с тобой, доченька? Хватит тебе таиться, думаешь, я не вижу, что с тобой происходит? Я всё понимаю, Танечка. Мать ведь я тебе, какая-никакая, под сердцем тебя носила…» И, обняв рыдающую Таню, прижимает её к себе.

Таня пишет письмо своей приёмной матери, где сообщает, что опять задерживается, и что домой она приедет, теперь, наверное, вместе с Натальей Авдеевной. «Она очень хочет с Вами познакомиться», - пишет Таня. Письмо она заканчивает словами: «Как странно: у меня теперь две мамы».

В конце фильма Таня, зайдя в класс местной школы, представляет, как вскоре, став учительницей, будет вести свой первый урок. Появляется Сергей Иванович и знакомит её с приехавшей по распределению новой учительницей Антониной Петровной, которая, как выясняется, тоже из Москвы. А потом Таня показывает Антонине Петровне местные достопримечательности, какие ей самой недавно показывала Нюра.

В ролях

  • Вера Кузнецова - Наталья Авдеевна, родная мать Тани
  • Людмила Марченко - Таня
  • Валентин Зубков - Сергей Иванович, председатель
  • Нонна Мордюкова - Степанида
  • Люсьена Овчинникова - Нюрка Макарова
  • Николай Новлянский - дедушка Авдей
  • Пётр Алейников - Фёдор
  • Татьяна Гурецкая - Елена Скворцова, приёмная мать Тани
  • Пётр Кирюткин - Мокеич
  • Елена Максимова - Макариха, тётка Нюры
  • Евгения Мельникова - Василиса Даниловна, жена Фёдора
  • Владимир Всеволодов - Павел Николаевич Скворцов, приёмный отец Тани
  • Георгий Шаповалов (в титрах Т.Шаповалов) - муж Степаниды, обходчик
  • Юрий Архипцев - Пётр Гордеев, жених Нюры
  • Иван Кузнецов - бригадир шабашников
  • Ирина Бунина - почтальон
  • Евгений Кудряшёв - колхозник
  • П. Постникова - женщина у порога, принёсшая молоко Скворцовым

Съёмочная группа

  • Автор сценария: Метальников, Будимир Алексеевич
  • Режиссёр: Лев Кулиджанов
  • Оператор: Пётр Катаев
  • Художник: Марк Горелик , Серебренников Сергей Александрович
  • Музыка: Юрий Бирюков
  • Монтаж: Лидия Жучкова

Призы и награды

  • - Премия молодым кинематографистам КФ трудящихся в Чехословакии.
  • - Премия фильму, созданному молодыми работниками кино МКФ в Локарно.
  • - Всесоюзный кинофестиваль ВКФ в Минске .
    • Вторая премия фильму.
    • Вторая премия за режиссуру.
    • Вторая премия за сценарий.
    • Поощрительный диплом актрисе (В.Кузнецова).

Напишите отзыв о статье "Отчий дом"

Ссылки

  • «Отчий дом» (англ.) на сайте Internet Movie Database

Отрывок, характеризующий Отчий дом

Жюли собиралась на другой день уезжать из Москвы и делала прощальный вечер.
– Безухов est ridicule [смешон], но он так добр, так мил. Что за удовольствие быть так caustique [злоязычным]?
– Штраф! – сказал молодой человек в ополченском мундире, которого Жюли называла «mon chevalier» [мой рыцарь] и который с нею вместе ехал в Нижний.
В обществе Жюли, как и во многих обществах Москвы, было положено говорить только по русски, и те, которые ошибались, говоря французские слова, платили штраф в пользу комитета пожертвований.
– Другой штраф за галлицизм, – сказал русский писатель, бывший в гостиной. – «Удовольствие быть не по русски.
– Вы никому не делаете милости, – продолжала Жюли к ополченцу, не обращая внимания на замечание сочинителя. – За caustique виновата, – сказала она, – и плачу, но за удовольствие сказать вам правду я готова еще заплатить; за галлицизмы не отвечаю, – обратилась она к сочинителю: – у меня нет ни денег, ни времени, как у князя Голицына, взять учителя и учиться по русски. А вот и он, – сказала Жюли. – Quand on… [Когда.] Нет, нет, – обратилась она к ополченцу, – не поймаете. Когда говорят про солнце – видят его лучи, – сказала хозяйка, любезно улыбаясь Пьеру. – Мы только говорили о вас, – с свойственной светским женщинам свободой лжи сказала Жюли. – Мы говорили, что ваш полк, верно, будет лучше мамоновского.
– Ах, не говорите мне про мой полк, – отвечал Пьер, целуя руку хозяйке и садясь подле нее. – Он мне так надоел!
– Вы ведь, верно, сами будете командовать им? – сказала Жюли, хитро и насмешливо переглянувшись с ополченцем.
Ополченец в присутствии Пьера был уже не так caustique, и в лице его выразилось недоуменье к тому, что означала улыбка Жюли. Несмотря на свою рассеянность и добродушие, личность Пьера прекращала тотчас же всякие попытки на насмешку в его присутствии.
– Нет, – смеясь, отвечал Пьер, оглядывая свое большое, толстое тело. – В меня слишком легко попасть французам, да и я боюсь, что не влезу на лошадь…
В числе перебираемых лиц для предмета разговора общество Жюли попало на Ростовых.
– Очень, говорят, плохи дела их, – сказала Жюли. – И он так бестолков – сам граф. Разумовские хотели купить его дом и подмосковную, и все это тянется. Он дорожится.
– Нет, кажется, на днях состоится продажа, – сказал кто то. – Хотя теперь и безумно покупать что нибудь в Москве.
– Отчего? – сказала Жюли. – Неужели вы думаете, что есть опасность для Москвы?
– Отчего же вы едете?
– Я? Вот странно. Я еду, потому… ну потому, что все едут, и потом я не Иоанна д"Арк и не амазонка.
– Ну, да, да, дайте мне еще тряпочек.
– Ежели он сумеет повести дела, он может заплатить все долги, – продолжал ополченец про Ростова.
– Добрый старик, но очень pauvre sire [плох]. И зачем они живут тут так долго? Они давно хотели ехать в деревню. Натали, кажется, здорова теперь? – хитро улыбаясь, спросила Жюли у Пьера.
– Они ждут меньшого сына, – сказал Пьер. – Он поступил в казаки Оболенского и поехал в Белую Церковь. Там формируется полк. А теперь они перевели его в мой полк и ждут каждый день. Граф давно хотел ехать, но графиня ни за что не согласна выехать из Москвы, пока не приедет сын.
– Я их третьего дня видела у Архаровых. Натали опять похорошела и повеселела. Она пела один романс. Как все легко проходит у некоторых людей!
– Что проходит? – недовольно спросил Пьер. Жюли улыбнулась.
– Вы знаете, граф, что такие рыцари, как вы, бывают только в романах madame Suza.
– Какой рыцарь? Отчего? – краснея, спросил Пьер.
– Ну, полноте, милый граф, c"est la fable de tout Moscou. Je vous admire, ma parole d"honneur. [это вся Москва знает. Право, я вам удивляюсь.]
– Штраф! Штраф! – сказал ополченец.
– Ну, хорошо. Нельзя говорить, как скучно!
– Qu"est ce qui est la fable de tout Moscou? [Что знает вся Москва?] – вставая, сказал сердито Пьер.
– Полноте, граф. Вы знаете!
– Ничего не знаю, – сказал Пьер.
– Я знаю, что вы дружны были с Натали, и потому… Нет, я всегда дружнее с Верой. Cette chere Vera! [Эта милая Вера!]
– Non, madame, [Нет, сударыня.] – продолжал Пьер недовольным тоном. – Я вовсе не взял на себя роль рыцаря Ростовой, и я уже почти месяц не был у них. Но я не понимаю жестокость…
– Qui s"excuse – s"accuse, [Кто извиняется, тот обвиняет себя.] – улыбаясь и махая корпией, говорила Жюли и, чтобы за ней осталось последнее слово, сейчас же переменила разговор. – Каково, я нынче узнала: бедная Мари Волконская приехала вчера в Москву. Вы слышали, она потеряла отца?
– Неужели! Где она? Я бы очень желал увидать ее, – сказал Пьер.
– Я вчера провела с ней вечер. Она нынче или завтра утром едет в подмосковную с племянником.
– Ну что она, как? – сказал Пьер.
– Ничего, грустна. Но знаете, кто ее спас? Это целый роман. Nicolas Ростов. Ее окружили, хотели убить, ранили ее людей. Он бросился и спас ее…
– Еще роман, – сказал ополченец. – Решительно это общее бегство сделано, чтобы все старые невесты шли замуж. Catiche – одна, княжна Болконская – другая.
– Вы знаете, что я в самом деле думаю, что она un petit peu amoureuse du jeune homme. [немножечко влюблена в молодого человека.]
– Штраф! Штраф! Штраф!
– Но как же это по русски сказать?..

Когда Пьер вернулся домой, ему подали две принесенные в этот день афиши Растопчина.
В первой говорилось о том, что слух, будто графом Растопчиным запрещен выезд из Москвы, – несправедлив и что, напротив, граф Растопчин рад, что из Москвы уезжают барыни и купеческие жены. «Меньше страху, меньше новостей, – говорилось в афише, – но я жизнью отвечаю, что злодей в Москве не будет». Эти слова в первый раз ясно ыоказали Пьеру, что французы будут в Москве. Во второй афише говорилось, что главная квартира наша в Вязьме, что граф Витгснштейн победил французов, но что так как многие жители желают вооружиться, то для них есть приготовленное в арсенале оружие: сабли, пистолеты, ружья, которые жители могут получать по дешевой цене. Тон афиш был уже не такой шутливый, как в прежних чигиринских разговорах. Пьер задумался над этими афишами. Очевидно, та страшная грозовая туча, которую он призывал всеми силами своей души и которая вместе с тем возбуждала в нем невольный ужас, – очевидно, туча эта приближалась.
«Поступить в военную службу и ехать в армию или дожидаться? – в сотый раз задавал себе Пьер этот вопрос. Он взял колоду карт, лежавших у него на столе, и стал делать пасьянс.
– Ежели выйдет этот пасьянс, – говорил он сам себе, смешав колоду, держа ее в руке и глядя вверх, – ежели выйдет, то значит… что значит?.. – Он не успел решить, что значит, как за дверью кабинета послышался голос старшей княжны, спрашивающей, можно ли войти.
– Тогда будет значить, что я должен ехать в армию, – договорил себе Пьер. – Войдите, войдите, – прибавил он, обращаясь к княжие.
(Одна старшая княжна, с длинной талией и окаменелым лидом, продолжала жить в доме Пьера; две меньшие вышли замуж.)
– Простите, mon cousin, что я пришла к вам, – сказала она укоризненно взволнованным голосом. – Ведь надо наконец на что нибудь решиться! Что ж это будет такое? Все выехали из Москвы, и народ бунтует. Что ж мы остаемся?
– Напротив, все, кажется, благополучно, ma cousine, – сказал Пьер с тою привычкой шутливости, которую Пьер, всегда конфузно переносивший свою роль благодетеля перед княжною, усвоил себе в отношении к ней.
– Да, это благополучно… хорошо благополучие! Мне нынче Варвара Ивановна порассказала, как войска наши отличаются. Уж точно можно чести приписать. Да и народ совсем взбунтовался, слушать перестают; девка моя и та грубить стала. Этак скоро и нас бить станут. По улицам ходить нельзя. А главное, нынче завтра французы будут, что ж нам ждать! Я об одном прошу, mon cousin, – сказала княжна, – прикажите свезти меня в Петербург: какая я ни есть, а я под бонапартовской властью жить не могу.