От чего умер илья глазунов. Умер известный художник илья глазунов

Реклама

Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, художник Илья Глазунов скончался в Москве на 88-м году.

Илья Глазунов родился в 1930 году в Ленинграде. Родители и другие родственники погибли в блокаду, Илья Глазунов сумел выжить и в конце войны, после снятия блокады, вернулся в Ленинград.

Первая выставка работ живописца состоялась в 1957 году в Центральном Доме работников искусств в Москве. Многие годы молодому художнику помогал Сергей Михалков, о котором Глазунов вспоминал с благодарностью.

Глазунов — автор живописного полотна "Вечная Россия" и исполненных в графически стилизованной манере произведений о русской старине. Автор серии работ по произведениям Достоевского. Создал серию портретов советских и иностранных политических и общественных деятелей, людей искусства.

Создал оформление к постановкам опер "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии", "Князь Игорь", "Пиковая дама", автор оформления советского посольства в Мадриде.

C 1978 года Глазунов преподавал в МХИ. С 1987 года - ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

На последних выставках в Москве и Санкт-Петербурге представил публике новые полотна "Раскулачивание", "Изгнание торговцев из Храма", "Последний воин". Также зрителям представили автопортрет художника "И снова весна".

"Покуда жив на этой грешной земле - буду воспевать красоту божьего мира, борьбу добра со злом, великую и драматичную историю России, которая не может быть забыта - хотя столько сил прилагается, чтобы ее переврать, — говорил Глазунов. — Реализм все равно самая демократичная форма. Он понятен всем слоям общества. Был, есть и будет всегда".

Илья Глазунов - один из самых известных российских художников, сценограф, книжный иллюстратор, автор более трех тысяч произведений. Основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества. Его галерею и Музей сословий неоднократно посещал президент Владимир Путин.

Народный художник CССР, член академии художеств России и Королевских академий художеств Мадрида и Барселоны. Награжден золотой медалью "За вклад в мировую культуру и цивилизацию" (ЮНЕСКО), орденами Преподобного Сергея Радонежского и Преподобного Андрея Рублева, полный кавалер ордена "За заслуги перед Отечеством".

Илья Глазунов скончался сегодня ночью",- сообщил РИА "Новости" источник в окружении художника.

"Илья Сергеевич скончался. Причина смерти — остановка сердца, сердечная недостаточность. Когда и где будут похороны, сейчас невозможно сказать", — подтвердила "Интерфаксу" дочь художника Вера Глазунова.

По предварительным данным, отпевание может пройти в храме Христа Спасителя, сообщает ТАСС .

Ранее сообщалось, что советский и российский художник Илья Глазунов скончался в Москве на 88-м году жизни . Живописец был основателем и ректором Российской академии живописи, ваяния и зодчества.

Во время литургии в Николо-Вяжищском женском монастыре под Великим Новгородом за упокой художн ика уже помолился патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Как сообщил пресс-секретарь предстоятеля, глава РПЦ хорошо знал Илью Глазунова, много общался с ним, недавно посещал его галерею. Патриарх передал семье живописца свои соболезнования.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Вконтакте

Одноклассники

Стала известна причина смерти Ильи Глазунова. В возрасте 87 лет скончался российский и советский живописец, народный художник СССР Илья Глазунов. Отпевание может состояться в храме Христа Спасителя; о дате прощания и похоронах пока ничего не известно.

О смерти Ильи Глазунова сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в окружении художника. Позже эту информацию подтвердила ТАСС супруга Глазунова. Причиной смерти стала остановка сердца и сердечная недостаточность, передает «Интерфакс». По предварительной информации, прощание с ним пройдет в храме Христа Спасителя, но пока нет данных ни о дате прощания, ни о том, где он будет похоронен.

Илья Сергеевич Глазунов родился в 1930 году в Ленинграде. По его собственному признанию, именно этот город сделал его художником.

«Художником меня сделал Ленинград - с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер…» - рассказывал он в одном из интервью. Глазунов вспоминал, что рисовал, сколько помнил себя.

Но с Ленинградом у Глазунова была связана и личная трагедия. Во время Великой Отечественной войны в блокаде погибла вся его семья - отец, мать и бабушка, а 12-летний мальчик уехал в эвакуацию по Дороге жизни через Ладожское озеро. Он вернулся в Ленинград в 1944-м, поступил в художественную школу, продолжил обучение живописи в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, в мастерской Бориса Иогансона, а уже в 1957 году состоялась первая персональная выставка 26-летнего Глазунова.

Формальным поводом к появлению этой экспозиции, открывшейся в московском ЦДРИ, был полученный Глазуновым Гран-при - на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге, где он был награжден за портрет писателя Юлиуса Фучика. Но на выставке не было представлено полотно «Дороги войны», написанное в качестве дипломной работы под впечатлениями детских лет, на котором Глазунов изобразил отступающую Красную армию. Эту картину он не показывал публике несколько лет, выставил только в 1964-м на выставке в Манеже; но это была та самая выставка, раскритикованная Никитой Хрущевым, - и в итоге «Дороги войны» (так и не принятые тогдашними академиками от живописи) оказались в Доме офицеров, а потом и вовсе были уничтожены. Только в 80-е Глазунов сделал авторскую копию картины.

В 1978 году он написал «Мистерию ХХ века», на которой объединил людей прошедшего столетия и основные его события; в 1988-м, к тысячелетию Крещения Руси, написал «Вечную Россию». Эти работы стали составной частью цикла «История России», который Глазунов составлял несколько десятилетий - в него также входят картины «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Русский Икар», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев».

В живописи Ильи Глазунова специалисты выделяют несколько циклов. Например, «Городской цикл», в котором он отразил жизнь своих современников, - «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус». Делал он и иллюстрации литературных произведений - Николая Некрасова, Николая Лескова, Александра Островского, Михаила Лермонтова, Александра Блока, Александра Куприна. И, конечно, Достоевского.

В четвертый цикл объединяются написанные Глазуновым портреты - рабочих и колхозников, писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства. Среди его моделей - Сальвадор Альенде, Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов.

Кажется, Глазунов никогда не чувствовал себя «придворным живописцем».

В 60-е он был среди создателей патриотического клуба «Родина» (быстро закрытого властями) и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В 70-е был одним из критиков тогдашнего Генплана Москвы, который предусматривал уничтожение старой части города, готовил посвященный «старой» Москве альбом, в котором напоминал о тех зданиях, которые уже были разрушены в результате градостроительной деятельности новой власти, с композитором Вячеславом Овчинниковым писал в Политбюро ЦК КПСС - и в итоге добился того, чтобы мнение общественности было услышано.

При этом Глазунов получил звание народный художник СССР (в 1980-м, всего через год после того, как он стал народным художником РСФСР), в 1981-м ему доверили создать и возглавить Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1987 году по его инициативе была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

После распада Советского Союза Глазунов оставался одним из самых востребованных художников России. Его, пожалуй, вряд ли кто-то назвал бы оппозиционером - у него сформировались монархические взгляды, на президентских выборах в 2012-м он был доверенным лицом Владимира Путина. Но живопись оставалась для Глазунова наиболее важным и приоритетным делом. Он возглавлял мастерскую портрета в Институте имени Сурикова, а в 2004-м у него появилась собственная галерея - в Москве, на Волхонке, в особняке напротив Музея изобразительных искусств имени Пушкина и рядом с храмом Христа Спасителя.

2017-07-09

О смерти Ильи Глазунова сообщило РИА «Новости» со ссылкой на источник в окружении художника. Позже эту информацию подтвердила ТАСС супруга Глазунова. Причиной смерти стала остановка сердца и сердечная недостаточность, передает «Интерфакс». По предварительной информации, прощание с ним пройдет в храме Христа Спасителя, но пока нет данных ни о дате прощания, ни о том, где он будет похоронен.

Илья Сергеевич Глазунов родился в 1930 году в Ленинграде. По его собственному признанию, именно этот город сделал его художником.

«Художником меня сделал Ленинград — с его громадами стройных домов, его Дворцовая площадь, его Нева, мосты, ветер...» — рассказывал он в одном из интервью. Глазунов вспоминал, что рисовал, сколько помнил себя.

Но с Ленинградом у Глазунова была связана и личная трагедия. Во время Великой Отечественной войны в блокаде погибла вся его семья — отец, мать и бабушка, а 12-летний мальчик уехал в эвакуацию по Дороге жизни через Ладожское озеро. Он вернулся в Ленинград в 1944-м, поступил в художественную школу, продолжил обучение живописи в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина, в мастерской Бориса Иогансона, а уже в 1957 году состоялась первая персональная выставка 26-летнего Глазунова.

Формальным поводом к появлению этой экспозиции, открывшейся в московском ЦДРИ, был полученный Глазуновым Гран-при — на Всемирной выставке молодежи и студентов в Праге, где он был награжден за портрет писателя Юлиуса Фучика. Но на выставке не было представлено полотно «Дороги войны», написанное в качестве дипломной работы под впечатлениями детских лет, на котором Глазунов изобразил отступающую Красную армию. Эту картину он не показывал публике несколько лет, выставил только в 1964-м на выставке в Манеже; но это была та самая выставка, раскритикованная Никитой Хрущевым, — и в итоге «Дороги войны» (так и не принятые тогдашними академиками от живописи) оказались в Доме офицеров, а потом и вовсе были уничтожены. Только в 80-е Глазунов сделал авторскую копию картины.

Позже Глазунов получил известность как автор больших, монументальных полотен на исторические темы.

В 1978 году он написал «Мистерию ХХ века», на которой объединил людей прошедшего столетия и основные его события; в 1988-м, к тысячелетию Крещения Руси, написал «Вечную Россию». Эти работы стали составной частью цикла «История России», который Глазунов составлял несколько десятилетий — в него также входят картины «Олег с Игорем», «Князь Игорь», «Русский Икар», «Канун» (Дмитрий Донской и Сергий Радонежский в канун Куликовской битвы), «Андрей Рублев».

В живописи Ильи Глазунова специалисты выделяют несколько циклов. Например, «Городской цикл», в котором он отразил жизнь своих современников, — «Ленинградская весна», «Город», «Последний автобус». Делал он и иллюстрации литературных произведений — Николая Некрасова, Николая Лескова, Александра Островского, Михаила Лермонтова, Александра Блока, Александра Куприна. И, конечно, Достоевского.

В четвертый цикл объединяются написанные Глазуновым портреты — рабочих и колхозников, писателей и государственных деятелей, людей науки и искусства. Среди его моделей — Сальвадор Альенде, Федерико Феллини, Джина Лоллобриджида, Иннокентий Смоктуновский, космонавт Виталий Севастьянов.

Кажется, Глазунов никогда не чувствовал себя «придворным живописцем».

В 60-е он был среди создателей патриотического клуба «Родина» (быстро закрытого властями) и Всероссийского общества охраны памятников истории и культуры (ВООПИиК). В 70-е был одним из критиков тогдашнего Генплана Москвы, который предусматривал уничтожение старой части города, готовил посвященный «старой» Москве альбом, в котором напоминал о тех зданиях, которые уже были разрушены в результате градостроительной деятельности новой власти, с композитором Вячеславом Овчинниковым писал в Политбюро ЦК КПСС — и в итоге добился того, чтобы мнение общественности было услышано.

При этом Глазунов получил звание народный художник СССР (в 1980-м, всего через год после того, как он стал народным художником РСФСР), в 1981-м ему доверили создать и возглавить Всесоюзный музей декоративно-прикладного и народного искусства, он был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

В 1987 году по его инициативе была создана Российская академия живописи, ваяния и зодчества.

После распада Советского Союза Глазунов оставался одним из самых востребованных художников России. Его, пожалуй, вряд ли кто-то назвал бы оппозиционером — у него сформировались монархические взгляды, на президентских выборах в 2012-м он был доверенным лицом Владимира Путина. Но живопись оставалась для Глазунова наиболее важным и приоритетным делом. Он возглавлял мастерскую портрета в Институте имени Сурикова, а в 2004-м у него появилась собственная галерея — в Москве, на Волхонке, в особняке напротив Музея изобразительных искусств имени Пушкина и рядом с храмом Христа Спасителя.

Роман с известным художником лишил Ларису Кадочникову возможности иметь детей

Роман с известным художником лишил Ларису Кадочникову возможности иметь детей


Илья ГЛАЗУНОВ - человек выдающийся. Основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, народный художник СССР, лауреат Госпремии РФ, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством». О личной жизни мэтра ходят легенды - в частности о его любвеобильности и патологической ревности. Чем оборачивается страсть гения, нам рассказала в откровенном интервью актриса Лариса КАДОЧНИКОВА. Через три года после начала безумного романа с Ильей Сергеевичем она готова была шагнуть в окно.


В Центральном доме работников искусств в Москве открылась первая выставка молодого, но уже очень известного художника Ильи Глазунова . На дворе стоял февраль 1957 года. В огромной очереди желающих посмотреть картины «самородка» стояла Лариса Огудалова из фильма Якова Протазанова «Бесприданница» - Нина Алисова и ее красавица дочь - студентка ВГИКа Лариса Кадочникова . Пока будущая актриса любовалась рисунками на тему «Петербург Достоевского», за ее спиной происходил интересный разговор.
«У вашей дочери удивительные глаза. Я непременно познакомлю ее с мужем, - говорила Алисовой молодая женщина с огромными фиалковыми глазами. - А вот и он!»
Как из-под земли возник Илья Глазунов. Представил маме с дочкой супругу - Нину Виноградову-Бенуа . Оценивающе оглядел Ларису: «Я буду вас рисовать! Вы согласны?» Кадочникова, трепеща, едва кивнула.







Трехлетнее безумство

Роман 26-летнего художника и 19-летней студентки ВГИКа закрутился стремительно. О нем знали многие - в том числе и жена Глазунова. На тот момент со времени их свадьбы прошел всего год. Нина тоже была художницей, представительницей знаменитого рода Бенуа. Илью даже за глаза попрекали, что он «примазался» к прославленной фамилии, чтобы беспрепятственно войти в мир искусства. Супруга не обращала внимания на слухи - она безумно любила мужа и ради него пожертвовала своим талантом, превратившись в прислужницу гения. Роман с Кадочниковой Нина восприняла достойно. Даже оправдывала мужа тем, что для творчества ему нужно постоянно находиться в состоянии влюбленности.
- В то время я не отдавала себе отчета, что нельзя связываться с женатым, - рассказывает Лариса Валентиновна. - Влюбилась в Илью с первого взгляда. А он постоянно твердил, что я его Муза.

- Какая женщина устоит перед таким признанием в любви?
- Как раз в любви-то он мне не признавался. Наоборот, требовал постоянно говорить, какой он гениальный. Это сегодня я могу все разложить по полочкам, а тогда была полностью в его власти. Глазунов - деспот и диктатор. Заставлял меня сильно красить глаза, любил, чтобы на губах была алая помада. Говорил, что женщина не может носить брюки. Однажды я пришла на свидание в новых клипсах - копеечных, но мне очень нравились. Илья сорвал их, чуть уши не порвал, с криком: «Это никогда не носи!» Он мог прийти во ВГИК, открыть дверь в аудиторию, где я сидела на занятиях, и приказать ехать с ним. Смешно, что подчинялась ему не только я, но и педагоги. Безропотно отпускали с занятий.
- Куда смотрела ваша мама?
- Мне кажется, ей льстило, что за дочерью ухаживает знаменитый художник. Меня же эти отношения выматывали настолько, что не было сил ходить в институт. Я перестала спать по ночам, постоянно шла из носа кровь. Таяла на глазах, на нервной почве не могла есть, а Илья восхищался моей худобой, говорил, что это придает сексуальности. Мне не хватало духа разорвать отношения. Да и Глазунов не оставлял в покое. Бывало, на пустом месте он заводится, начинает меня оскорблять. Я в слезах выбегаю из его мастерской, еду домой. И у дверей квартиры вижу Илью с букетом. Он просит прощения, все начинается по новой. Ревновал он меня чудовищно, хотя не имел на то права.

- Вы давали повод?
- Что вы! Если бы он увидел кого-то со мной, убил бы. Однажды за меня вступился мой младший брат Вадик (Вадим Алисов - известный российский кинооператор. - И. Г. ). В очередной раз я приехала в слезах после ссоры с Глазуновым, тот примчался следом. Раздался звонок в дверь, Вадик вышел как бы по своим делам. Спустя годы я узнала, что у них произошло. Он затолкнул Илью в лифт, схватил за шиворот и сказал, что, если тот не оставит меня в покое, будет покалечен. Брат, правда, до сих пор не признался - вмазал он тогда Глазунову или нет.
- Илья Сергеевич оставил вас в покое?
- К сожалению, нет. Я забеременела. До последнего надеялась на предложение руки. Но когда мама решила поговорить с Глазуновым и позвала его в гости, тот отрезал: «О замужестве не может быть и речи. Я никогда не разведусь». Вдвоем они настояли на аборте. Вторая моя беременность также была прервана. Врачи сказали, что матерью я уже не стану никогда.
- И как закончились ваши отношения?
- Финальную точку все-таки поставила мама. Она привязала меня к кровати.

Два мужа

Из депрессии Ларису вытащил Юрий Ильенко - они вместе учились во ВГИКе, только он - на операторском факультете. Узнав, что Кадочникова рассталась с Глазуновым, Ильенко напросился ее провожать. И чуть ли не в этот же вечер сделал предложение. Лариса вышла замуж, три года проработала в театре «Современник», а потом уехала с мужем в Киев.
Актриса не оставляла надежды родить супругу наследника, но не судьба. В результате Ильенко закрутил роман с молодой артисткой Людмилой Ефименко . И Кадочникова на себе испытала, каково это - делить любимого с его музой. После развода с Ильенко Лариса снова вышла замуж - за Михаила Саранчука , директора Театра им. Леси Украинки, где она работает по сей день.

Самоубийство Нины

У Глазунова в 1969 году родился сын Иван. Через четыре года появилась дочка Вера.
22 сентября 1986 года в Ленинградском манеже должна была открыться персональная выставка художника. А накануне открытия Москву облетела трагическая весть: покончила с собой жена мэтра - Нина Виноградова-Бенуа. Выбросилась из окна. Тайну смерти женщины так и не разгадали. Почему она это сделала? Сама или кто-то «помог»? Зачем перед прыжком надела шапку? Хотя именно последнему факту многие нашли объяснение: хотела, чтобы муж увидел ее в последний раз красивой.

Чудовищная трагедия отбила у Глазунова желание жениться снова. Но на наличие в его жизни «муз» это не повлияло. Подруги менялись часто. Не выдерживали тяжелого характера гения или просто оставались рядом, пока были нужны деньги. Одну барышню Глазунов выгнал сам, застав на отдыхе в постели с собственным водителем.
- Врать не буду: он очень щедрый, задаривал меня подарками - шубы, машины, цацки, - рассказывает бывшая содержанка художника Альбина. - Но жить с ним тяжело. Ревнивый очень. Я как-то поехала к зубному врачу на машине Глазунова с его личным шофером, попала в пробку. Мобильных тогда не было. Так вот по дороге, как только останавливалась машина, я пулей вылетала, звонила из таксофона Илье и отчитывалась, где нахожусь. И так до самого дома. Мог бы спросить у водителя, но ему надо было мне нервы мотать. Тут уж ничего не нужно - ни его деньги, ни он сам. Слава богу, Илья Сергеевич меня с миром отпустил. Ему и без меня хватает «муз», годящихся по возрасту во внучки.

СПРАВКА
* Лариса КАДОЧНИКОВА родилась в Москве 30 августа 1937 года.
* Снялась в более чем 40 картинах: «Белая птица с черной отметиной», «Мичман Панин», «Тени забытых предков», «Черная курица, или Подземные жители» и др.
* Народная артистка РФ и Украины.

МОСКВА, 9 июля. /ТАСС/. Советский и российский художник-живописец, основатель и ректор Российской академии живописи, ваяния и зодчества, народный художник СССР Илья Глазунов скончался в Москве на 88-м году жизни. Об этом ТАСС сообщила супруга художника Инесса Орлова.

"Илья Сергеевич скончался", - сказала жена живописца. По предварительной информации, отпевание художника пройдет в Храме Христа Спасителя, день пока не определен.

Биография мастера

Илья Глазунов родился 10 июня 1930 г. в Ленинграде в семье ученого-историка Сергея Федоровича Глазунова и Ольги Константиновны Глазуновой. В 1942 г. во время блокады Ленинграда родители и почти все ближайшие родственники Глазунова погибли, сам он был эвакуирован в Новгородскую область. Вернулся в Ленинград в 1944 г., поступил в художественную школу при Ленинградском институте живописи, скульптуры и архитектуры (ЛИЖСА) им. И. Е. Репина.

Окончил Институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина (ныне - Санкт-Петербургский государственный академический институт живописи, скульптуры и архитектуры им. Репина) в 1957 г., учился в мастерской Бориса Иогансона.

В 1956 г. стал лауреатом международного художественного конкурса в Праге за портрет участника Движения Сопротивления, чехословацкого журналиста Юлиуса Фучика. В 1957 г. состоялась первая персональная выставка Глазунова в Центральном доме работников искусства в Москве.

В 1960-е гг. Глазунов много путешествовал, создавал портреты политических деятелей в СССР и за рубежом. В 1964 г. выставка работ Глазунова, организованная в одном из служебных помещений Манежа, была закрыта по требованию Московского отделения Союза художников.

С 1978 г. преподавал в Московском государственном художественном институте им. В.И. Сурикова. В 1981 г. по поручению Министерства культуры РСФСР организовал в Москве Всероссийский музей декоративно-прикладного и народного искусства и стал его директором. В 1986 г. основал Российскую академию живописи, ваяния и зодчества, являлся бессменным ее ректором. В 2009 г. академии было присвоено имя Ильи Глазунова.

В 1990-е гг. участвовал в реставрации зданий Московского Кремля, был художественным руководителем работ по реставрации Александровского и Андреевского парадных залов Большого Кремлевского дворца и оформлению интерьеров 14-го корпуса Кремля. В 2004 г. была открыта Московская государственная галерея Ильи Глазунова, в которой выставлены более 300 работ художника, подаренных им Москве.

Наиболее известные произведения

Глазунов автор более 3 тыс. произведений. Наиболее известные монументальные полотна художника - "Мистерия XX века" (1978), панно в штаб-квартире ЮНЕСКО "Вклад народов СССР в мировую культуру и цивилизацию" (1980), "Вечная Россия" (1988), "Рынок нашей демократии" (1999). Широко известен в России и за рубежом как портретист, создавал портреты отечественных и иностранных общественных деятелей, актеров, политиков и др. Автор иллюстраций к произведениям Федора Достоевского, Александра Куприна, Михаила Лермонтова и других русских писателей. Создавал художественное оформление к постановкам Большого театра, Берлинской оперы и Одесского оперного театра.

Награды и звания

Народный художник СССР (1980). Лауреат Государственной премии РФ (1997). Полный кавалер Ордена "За заслуги перед Отечеством" (1995, 2000, 2005, 2010), также награжден орденом Трудового Красного Знамени (1985). Имеет государственные награды ряда зарубежных стран, золотую медаль ЮНЕСКО "За вклад в мировую культуру и цивилизацию" (1999).