Оскар уайльд биография на русском. Оскар уайльд краткая биография. Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд

Оскар Уайльд (1854–1900), английский драматург, поэт, прозаик, эссеист, критик. Яркая знаменитость позднего Викторианского периода, лондонский денди, позднее осуждённый за «непристойное» поведение. Это один из самых парадоксальных умов в истории человечества. Он противостоял миру официального, давал пощёчину общественному мнению. Всё тривиальное его раздражало, всё безобразное – отталкивало. «Апостол эстетизма» таково было в английском обществе его официальное звание; так величали его газеты и юмористические листки. «Эстет» это было как бы его чином, его саном, его карьерой, профессией, его общественным положением», – писал о нём К. Чуковский.

Его полное имя – Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению – ирландец. Родился 16 октября 1854 года в Дублине, в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать – светская дама, писавшая стихи, считавшая свои приемы литературным салоном.

В 1874 г. Уайльд, выиграв стипендию на обучение в оксфордском колледже Магдалины на классическом отделении, поступил в интеллектуальную цитадель Англии – Оксфорд. В Оксфорде Уайльд создал самого себя. Он приобрёл, как и хотел, репутацию человека, блистающего без особых усилий. Здесь же оформилась его особая философия искусства.

По окончании университета Оскар Уайльд переселился в Лондон. Благодаря своему таланту, остроумию и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в светскую жизнь. Он совершил «самую необходимую» для английского общества революцию – революцию в моде. Отныне он появлялся в обществе в самолично придуманных умопомрачительных нарядах: короткие штаны-кюлоты и шёлковые чулки, лимонные перчатки в сочетании с пышным кружевным жабо, и непременный аксессуар – гвоздика в петлице, выкрашенная в зелёный цвет. Гвоздика и подсолнух, наряду с лилией считались самыми совершенными цветками у прерафаэлитов (от латин. приставки prae – до, перед и имени ит. художника Рафаэля) – общества в Англии середины XIX века, проповедовавшего возврат к примитивным формам ранней итальянской живописи до Рафаэля.

Уже первый поэтический сборник Уайльда – «Стихотворения» (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса, со свойственными ему культом индивидуализма, вычурностью, мистицизмом, пессимистическими настроениями одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии – «Вера, или Нигилисты». Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам – эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам.

В течение 1882 года читал лекции по литературе в США и Канаде. В анонсе его выступлений была такая фраза: «Мне нечего вам представить, кроме своего гения».

После Америки, Уайльд побывал в Париже, где познакомился и без особых трудностей завоевал симпатии ярчайших представителей мировой литературы – Поля Верлена, Эмиля Золя, Виктора Гюго, Стефана Малларме, Анатоля Франса. В 29 лет он встретил Констанс Ллойд, влюбился, стал семьянином. У них родилось двое сыновей (Сирил и Вивиан), для которых Уайльд сочинил сказки, записанные позже на бумаге – «Счастливый принц и другие сказки»,(1888) и «Гранатовый домик» (1891). Волшебный, поистине завораживающий мир этих очень красивых и грустных историй адресован на самом деле не детям, а взрослым читателям. С точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе.

В 1887 г. он опубликовал рассказы «Кентервильское привидение», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Сфинкс без загадки», «Натурщик-миллионер», «Портрет г-на У. Х.», которые и составили первый сборник его рассказов. Однако же Уайльд не любил записывать всё, что приходило ему на ум. Многие рассказы, которыми он очаровывал слушателей, так и остались ненаписанными.

В 1890 году в свет вышел единственный роман, который окончательно принёс Уайльду сногсшибательный успех, – «Портрет Дориана Грея». Критика обвинила его роман в безнравственности. А в 1891 г. роман вышел со значительными дополнениями и особым предисловием, которое стало манифестом эстетизму – тому направлению и той религии, которые и создал Уайльд. Роман и сегодня привлекает внимание, он экранизировался в разных странах около пятнадцати (!) раз.

1891–1895 гг. – годы головокружительной славы Уайльда. Все пьесы Уайльда, наполненные парадоксами, афоризмами и фразами, ставшими крылатыми, написаны в начале 1890-х: «Веер леди Уиндермир» (1892), «Женщина, не стоящая внимания» (1893), «Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями» (1893), «Идеальный муж» (1895), «Как важно быть серьезным» (1895). Они были сразу поставлены на лондонской сцене и пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в английскую театральную жизнь. После премьеры комедии «Веер леди Уиндермир» автор обратился к публике со словами: «Я поздравляю вас с большим успехом спектакля; это убедило меня, что вы почти столь же высокого мнения о моей пьесе, как и я сам».

Успех творчества Уайльда сопровождалось громкими скандалами. Первый из них возник при появлении «Портрета Дориана Грея», когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму «Саломея», написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет. Сценическую историю «Саломея» обрела лишь в начале 20 в., с расцветом символизма: в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; а в России спектакль прогремел в 1917 году в постановке Александра Таирова с А. Коонен в главной роли.

Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Уайльд был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании – правда, безуспешно – был Б. Шоу.

Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь «De Profundis» («Из бездны»), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма «Баллада Редингской тюрьмы», написанная вскоре после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда – С.3.3.

Больше он ничего не писал. Полагаясь на финансовую поддержку близких друзей, освобождённый в мае 1897 г. Уайльд переехал во Францию и сменил имя на Себастьяна Мельмота, героя готического романа «Мельмот Скиталец» Чарльза Мэтьюрина, двоюродного деда Уайльда.

Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. провёл последние годы своей жизни в нищете, безвестности и одиночестве. Умер он совершенно неожиданно 30 ноября 1900 года от менингита, полученного через ушную инфекцию.

Мемориальная доска на доме Уайльда в Лондоне сообщает:

«Здесь жил

Оскар Уайльд

остроумец и драматург».

Английская литература

Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд

Биография

УАЙЛЬД, ОСКАР (Wilde, Oscar), допустимо также - Уайлд (1854−1900), английский драматург, поэт, прозаик и критик. Полное имя - Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд. По происхождению - ирландец. Родился 18 октября 1854 в Дублине в весьма известной семье. Отец, сэр Уильям Уайльд, был врачом-офтальмологом с мировым именем, автором множества научных трудов; мать - светская дама, писавшая стихи об Ирландии и освободительном движении, и считавшая свои приемы литературным салоном. Молодой Уайльд рос в атмосфере поэзии и аффектированно-театральной экзальтации, что не могло не сказаться на его дальнейшем творчестве и образе жизни.

Окончив школу, он проводит несколько лет в привилегированном дублинском колледже Троицы (Тринити-колледж), после чего поступает в Оксфорд. Здесь, под влиянием лекций Джона Рескина, поэтов-романтиков и искусства прерафаэлитов, формируются эстетические взгляды блестящего студента (Уайльд закончил Оксфорд с отличием). Культ Прекрасного, горячим пропагандистом которого стал Уайльд, привел юношу к бунтарству против буржуазных ценностей, но к бунту скорее чисто эстетическому, проявлявшемуся не только в изысканно-красивых стихотворениях, но и в нарочито-эпатажном стиле одежды и поведения - экстравагантный костюм с подсолнухом в петлице (позже подсолнух заменит знаменитая уайльдовская зеленая гвоздика), искусственно-манерные, почти ритуальные речевые интонации. Чуть ли не впервые в истории культуры художник, литератор рассматривал всю свою жизнь как эстетический акт, став предтечей знаменитостей русского Серебряного века, футуристов, или наиболее последовательного приверженца эпатажного стиля жизни - Сальвадора Дали. Однако то, что в 20 в. стало почти художественной нормой (во всяком случае, рассматривалось как допустимое), для викторианской Англии конца 19 в. было непозволительным. Это в итоге привело Уайльда к трагедии. Уже первый поэтический сборник Уайльда - Стихотворения (1881) продемонстрировал его приверженность к эстетическому направлению декаданса (фр. decadence - упадок), которому свойственны культ индивидуализма, вычурность, мистицизм, пессимистические настроения одиночества и отчаяния. К этому же времени относится и первый его опыт в драматургии - Вера, или Нигилисты. Однако следующие десять лет он драматургией не занимался, обращаясь к другим жанрам - эссе, сказкам, литературно-художественным манифестам. В конце 1881 у.е.хал в Нью-Йорк, куда его пригласили прочитать курс лекций по литературе. В этих лекциях Уайльд первые сформулировал основные принципы английского декаданса, позднее подробно разработанные в его трактатах, объединенных в 1891 в книге Замыслы (Кисть, перо и отрава, Истина масок, Упадок искусства лжи, Критик как художник). Отрицание социальной функции искусства, приземленности, правдоподобия, солипсистская концепция природы, отстаивание права художника на полное самовыражение нашли свое отражение в известных произведениях Уайльда - его сказках, впрочем, объективно вырывающихся на пределы декаданса (Счастливый принц и другие сказки, 1888; Гранатовый домик, 1891). Нельзя не отметить волшебного, поистине завораживающего обаяния этих очень красивых и грустных историй, несомненно, адресованных не детям, но взрослым читателям. Однако с точки зрения театрального искусства в сказках Уайльда важнее другое: в них выкристаллизовался эстетический стиль отточенного парадокса, отличающий немногочисленную драматургию Уайльда, и превращающий его пьесы в уникальное явление, почти не имеющее аналогов в мировой литературе. Пожалуй, единственной корректной стилистической аналогией пьесам Уайльда можно считать драматургию Бернарда Шоу - при всей полярности их творческих и жизненных принципов. Однако до возвращения к драматургии, в качестве своеобразного перехода к ней от сказок, по заказу американского издателя, Уайльд пишет свой самый крупный роман «Портрет Дориана Грея» (1890), в котором писатель внятно очертил круг своей проблематики. Эстетизация безнравственности, концепция циничного гедонизма, пряное очарование порока, процветающего в роскошных интерьерах аристократических салонов - все это чуть позже перейдет в изысканные комедии Уайльда. Однако пьесы эти окажутся совершенно иными. В лишенных крутого замеса символического мистицизма Портрета Дориана Грея блестящих парадоксальных диалогах откровенный цинизм сконцентрирован столь густо, что волей-неволей возникает ощущение сатиры. Недаром его пьесы в сценической трактовке зачастую выступают в жанре социально-разоблачительной комедии. Все пьесы Уайльда написаны в начале 1890-х: Веер леди Уиндермир (1892), Женщина, не стоящая внимания (1893), Святая блудница, или женщина, осыпанная драгоценностями (1893), Идеальный муж (1895), Как важно быть серьезным (1895), и сразу поставлены на лондонской сцене. Они пользовались большим успехом; критики писали о том, что Уайльд внес оживление в английскую театральную жизнь, о продолжении драматургических традиций Шеридана. Однако с течением времени стало ясно, что эти пьесы вряд ли можно отнести к простым «комедиям нравов». Сегодня именно О. Уайльд, наряду с Б. Шоу, справедливо считается основоположником интеллектуального театра, в середине 20 в. получившего свое развитие в течении абсурдизма. (См. статью театр Абсурда). В 1890-е практически все творчество Уайльда сопровождалось громкими общественными скандалами. Первый из них возник при появлении Портрета Дориана Грея, когда широкое обсуждение романа свелось к обвинению автора в безнравственности. Далее, в 1893, английская цензура запретила к постановке драму Саломея, написанную на французском языке для Сары Бернар. Здесь обвинения в безнравственности были куда серьезнее, поскольку в декадентскую стилистику был переведен библейский сюжет. Сценическую историю Саломея обрела лишь в начале 20 в., с расцветом символизма: в 1903 ее поставил знаменитый немецкий режиссер Макс Рейнхарт; в 1905 Рихард Штраус написал по мотивам пьесы оперу; в 1917 в России прогремел спектакль Александра Таирова с А. Коонен в главной роли. Но главный скандал, разрушивший не только драматургическую карьеру, но и всю его жизнь, разразился в 1895, вскоре после премьеры последней комедии драматурга. Уайльд, обороняясь от общественного обвинения в гомосексуализме, подал в суд на маркиза Квинсберри, отца своего ближайшего друга Альфреда Дугласа. Однако Дуглас, фактически разлучивший Уайльда с семьей и бывший у него на роскошном содержании в течение трех лет, на суде выступил свидетелем обвинения. Уайльд был осужден за безнравственность и приговорен к тюремному заключению. Названия пьес Уайльда тут же исчезли с афиш театров, имя его перестало упоминаться. Единственным коллегой Уайльда, ходатайствовавшим о его помиловании - правда, безуспешно - стал Б.Шоу. Два года, проведенные писателем в тюрьме, обернулись двумя последними литературными произведениями, исполненными огромной художественной силы. Это прозаическая исповедь De Profundis (Из бездны), написанная во время заключения и опубликованная посмертно, и поэма Баллада Редингской тюрьмы, написанная вскоре после освобождения в 1897. Она была опубликована под псевдонимом, которым стал тюремный номер Уайльда - С. 3.3. Больше он ничего не писал. Приняв имя Себастьяна Мельмота (очевидно, под влиянием популярного романа Мельмот-скиталец, принадлежавшего перу его дальнего родственника, писателя Чарльза Роберта Мэтьюрина), Уайльд уезжает во Францию. Один из самых блистательных и утонченных эстетов Англии 19 в. проводит последние годы своей жизни. Умер Уайльд 30 ноября 1900 в Париже.

Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд (16.10.1854 г. - 30.11.1900 г.), родился в 1854 в семье известного в мире врача-офтальмолога. Молодой Оскар с детства был окружен атмосферой поэзии, что, что естественным образом, сказалось на его жизни и творчеством восприятии.

Школьное обучение до девяти лет Уайльд получал на дому. А в 1864 поступил в Королевскую школу Портора, расположенную в графстве Фермана в г. Эннискиллен. Порторскую школу писатель окончил с золотой медалью, где его удостоили стипендией, предназначенной для учебы в Тринити-колледже в Дублине. Молодые годы Уайльд проводил в отцовской загородной вилле в Мойтуре.

В 1874 г. Оскар поступил в колледж Магдалины в Оксфорде. Закончив обучение в 1878 г., Оскар Уайльд переезжает в Лондон, где легко вливается в светское общество.

В 1882 г. Уайльд уезжает в Нью-Йорк, где читает целый курс лекций о литературном искусстве. Проводя такие лекции Оскар впервые формулировал основы принципы и основы английского декаданса, которые позже были объединены в 1891 г. в книге «Замыслы».

25.05.1895 г. Оскара Уайльда осудили в «грубой непристойности» в отношениях с мужчинами и приговорили к каторге на два года. Это судебное разбирательство началось гораздо раньше, когда Уайльд пытался защитить свои отношения с Альфредом Дугласом, отрицая их сексуальную подоплеку.

Срок своего наказания Оскар отбывал в тюрьмах Пентонвилля и Уандсворта. А в 1895 г. его перевели в другую тюрьму в Рединге. Там Оскар находился полтора года, что сильно подорвало его душевное состояние. Множество друзей отвернулись от него, и даже Дуглас так ни разу и не написал ему.

Оскар Фингал О’Флаэрти Уиллс Уайльд – английский литератор ирландского происхождения, критик, философ, эстет; в поздний викторианский период входил в число наиболее известных драматургов. Родился в семье врача 16 октября 1854 г. в ирландском Дублине. На протяжении 1864-1871 гг. учился неподалеку от родного города, в Эннискилленне, в Королевской школе Портора, где демонстрировал блестящее чувства юмора, проявил себя очень разговорчивым человеком с живым умом.

По окончании школы Уайльд стал обладателем золотой медали и стипендии, позволявшей продолжить обучение в Тринити-колледже в Дублине. Обучаясь здесь с 1871 по 1874 г., Уайльд, как и в школе, демонстрировал способности к древним языкам. В стенах этого учебного заведения им впервые были прослушаны лекции по эстетике, которые в совокупности с влиянием, оказанным на будущего писателя утонченным, высококультурным профессором-куратором, во многом сформировали его будущее «фирменное» эстетствующее поведение.

В 1874 г. Оскару Уайльду удается получить стипендию, позволяющую учиться в колледже Магдалины в Оксфорде (классическое отделение). Здесь у него сложилась репутация человека, который, не прилагая особых усилий, умеет блистать в обществе. В эти же годы происходит формирование его особого отношения к искусству. В эту же пору с его именем стали связывать всевозможные любопытные случаи и истории, он частенько оказывался в центре внимания.

Во время учебы в Оксфорде Уайльд предпринял путешествия в Грецию и Италию, и красоты и культура этих стран произвели на него сильнейшее впечатление. Будучи студентом, он становится обладателем Ньюдигейтской премии за поэму «Равенна». Выйдя из стен университета в 1878 г., Уайльд обосновывается в Лондоне, где становится активным участником светской жизни, быстро завоевав внимание остроумием, нетривиальной манерой поведения и талантами. Он становится революционером в области моды, его охотно приглашают в различные салоны, и посетители приходят посмотреть именно на «ирландского остроумца».

В 1881 г. выходит его сборник «Стихотворения», сразу же замеченный публикой. Лекции Дж. Рескина превратили Уайльда в поклонника эстетического движения, считающего, что повседневная жизнь нуждается в возрождении красоты. С лекциями по эстетике в 1882 г. он предпринял турне по американским городам и был в это время объектом пристального внимания со стороны журналистов. В США Уайльд пробыл год, после чего, на короткое время вернувшись домой, уехал в Париж, где состоялось его знакомство с В. Гюго , А. Франсом , П. Верленом, Эмилем Золя и другими крупнейшими представителями французской литературы.

По возвращении в Англию 29-летний Оскар Уайльд женится на Констанс Ллойд, которая становится матерью их двоих сыновей. Рождение детей сподвигло писателя на сочинение сказок. Кроме того, он писал для журналов и газет. В 1887 г. увидели свет его рассказы «Сфинкс без загадки», «Преступление лорда Артура Сэвила», «Кентервильское привидение» и др., вошедшие в дебютный сборник рассказов.

В 1890 г. публикуется роман, который приобретает невероятную популярность, - «Портрет Дориана Грея». Критики назвали его безнравственным, однако автор уже привык к критике в свой адрес. В 1890 г. существенно дополненный роман выходит еще раз, уже в виде отдельной книги (до этого его печатал журнал) и снабжается предисловием, ставшим своеобразным манифестом эстетизма. Эстетическая доктрина Оскара Уайльда была изложена и в сборнике статей «Замыслы», опубликованном в 1891 г.

С этого года и до 1895-го Уайльд переживает пик славы, которая была просто головокружительной. В 1891 г. произошло событие, повлиявшее на всю дальнейшую биографию популярного писателя. Судьба свела его с Альфредом Дугласом, который был младше его больше чем на полтора десятка лет, и любовь к этому человеку разрушила всю жизнь Уайльда. Их отношения не могли оставаться тайной для столичного общества. Отец Дугласа, маркиз Куинзберри, подал судебный иск, обвиняя Уайльда в уголовном наказуемом преступлении – мужеложстве. Несмотря на советы друзей уехать за границу, Уайльд остается и отстаивает свою позицию, привлекая к судебным заседаниям пристальнейшее внимание публики.

Дух писателя, получившего в 1895 г. два года каторжных работ, не выдержал испытаний. Бывшие друзья и поклонники в большинстве своем предпочли прервать с ним отношения, горячо любимый Альфред Дуглас за все время не написал ему ни строчки, не говоря уже о том, чтобы навестить. Во время пребывания Уайльда в тюрьме скончался самый близкий его человек – мать; жена, поменяв фамилию свою и детей, покинула страну. Уехал и сам Уайльд, вышедший на свободу в мае 1897 г.: это помогли ему сделать оставшиеся преданными немногочисленные друзья. Там он жил под именем Себастьяна Мельмота. В 1898 г. им была написана автобиографическая поэма, ставшая последним поэтическим достижением, - «Баллада Редингской тюрьмы». Менингит унес жизнь поэта 30 ноября 1900 г. Похоронили его на парижском кладбище Баньо, но спустя десяток лет останки были перезахоронены на кладбище Пер-Лашез. На могиле выдающегося литератора, который скончался на чужбине в нищете и безвестности, установили каменного сфинкса.

(оценок: 2 , среднее: 3,50 из 5)

Оскар Уайльд родился 16 октября 1854 года (по другим данным – 1856 года) в Дублине, в семье истинных ирландцев. Его мать была поэтессой и публицистом, владела литературным салоном и ярко выражала свой протест против британской власти. Уайльд-старший работал врачом, а по совместительству – исследователем-этнографом и археологом. Семья интеллигентов с детства привила Оскару любовь к книгам и эстетически прекрасным вещам.

В Мадлен-колледже Оксфордского университета Оскар Уайльд выучил греческий язык, освоил латынь и проявил литературный талант. Окончив колледж, он начал изменять свою внешность, пытаясь «создать самого себя». Оскар Уайльд одевался в бархатные пиджаки, выбирал красочные галстуки и банты. Он носил длинные волосы, а в руках часто держал прекрасную лилию. От природы Уайльд был высоким, широкоплечим, коренастым, больше походя на атлета, чем на эстета.

Оскара называли «профессором эстетики»: со временем он напрочь отказывается от длинных волос и отказывается от излишеств в одежде. Хотя, если честно, экстравагантность всегда была частью его жизни. К примеру, Уайльд спокойно мог использовать свою жену в качестве манекена для собственной одежды, которую прямо на ней и совершенствовал. К слову, у знаменитого писателя-эстета, хоть его и обвиняли в гомосексуализме, было два сына.

Оскар Уайльд имел хороший вкус во всем, начиная от еды и напитков и заканчивая модой. Это заметили современники экстравагантного ирландца, и под его влиянием модные тенденции изменялись. Кроме того, «профессор эстетики» был еще и отличным собеседником, благодаря чему стал героем многих романов, стихов и оперетт.

В 1881 году вышла в свет первая книга Уайльда – сборник стихов под простым и понятным названием «Поэзия». Через год он отправляется в США и Канаду, где читает лекции по искусству и не совсем удачно рекламирует здешней публике, не интересующейся западноевропейским модерном, свое драматургическое творчество. Возвратившись в Британию, Уайльд работает редактором журнала, в 1888-1889 годах издает сборники сказок «Счастливый принц» и «Гранатовый домик», роман и сборник рассказов «Преступление лорда Артура Сэвила». Истинное признание писатель получает в 1892-1895 годах, когда публикует свои комедии. Вместе со славой пришло и богатство, и зависть.

Многие его поступки напоминают Дориана Грея. Оскар Уайльд, как и его герой, боится не успеть испробовать все, что только можно. Он тоже навещает сомнительные заведения, из-за чего к нему начинают относится с предубеждением. В результате в 1895 году его отправили на каторгу за гомосексуализм и сексуальные извращения.

После выхода из тюрьмы Уайльд стал изгнанником. Его пьесы были запрещены к показу, книги – изъяты из продажи. Писатель, изменив имя, переселился во Францию, где и жил до конца своих дней в нужде – и материальной, и моральной. Умер Оскар Уайльд 30 ноября 1900 года, не дожив месяц до начала нового столетия.

Оскар Уайльд, библиография

Все книги Оскара Уайльда:

Пьесы
«Вера, или Нигилисты»
«Герцогиня Падуанская»
«Саломея»
«Веер леди Уиндермир»
«Женщина, не стоящая внимания»
«Идеальный муж»
«Как важно быть серьёзным»
«Святая блудница, или Женщина, покрытая драгоценностями»
«Флорентийская трагедия»
Романы
«Портрет Дориана Грея»
Повести и рассказы
«Кентервильское привидение»
«Преступление лорда Артура Сэвила»
«Портрет господина У. Г.»
«Натурщик-миллионер»
«Сфинкс без загадки»
Сказки
Из сборника «„Счастливый принц” и другие сказки»:
«Счастливый Принц»
«Соловей и роза»
«Великан-эгоист»
«Преданный Друг»
«Замечательная ракета»
Из сборника «Гранатовый домик»:
«Юный король»
«День рождения Инфанты»
«Рыбак и его Душа»
«Мальчик-звезда»
Поэмы
«Равенна»
«Сад Эроса»
«Мотив Итиса»
«Хармид»
«Пантея»
«Humanitad»
«Сфинкс»
«Баллада Редингской тюрьмы»
Стихотворения в прозе
«Поклонник»
«Творящий благо»
«Учитель»
«Учитель мудрости»
«Художник»
«Чертог суда»
Эссе
«Душа человека при социализме»
Сборник «Замыслы»:
«Упадок искусства лжи»
«Кисть, перо и отрава»
«Критик как художник»
«Истина масок»

Выдающийся ирландский писатель, драматург, поэт, философ. Прославился своими пьесами «Как важно быть серьезным », «Идеальный муж », романом «Портрет Дориана Грея », сказками.

Оскар Фингал О"Флаэрти Уиллс Уайльд / Oscar Fingal O"Flahertie Wills wilde, более известный как Оскар Уайльд / Oscar wilde, родился 16 октября 1854 года в Дублине в семье сэра Уильяма Уайльда / William wilde и леди Джейн Франчески Уайльд / Jane Francesca wilde. Его отец был выдающимся хирургом, специализировавшимся на офтальмологии и отоларингологии, он получил рыцарский титул в 1864 году за заслуги в медицине. Мать будущего литератора под псевдонимом Эсперанца публиковала революционную поэзию в духе ирландских националистов. У Оскара был брат Уильям и сестра Изола, которая скончалась от менингита в возрасте 9 лет. Кроме того, у сэра Уильяма было трое детей от внебрачных связей.

До девяти лет Оскар получал домашнее образование, благодаря гувернанткам он свободно говорил на немецком и французском языках. В 1971 году Оскар Уайльд получил королевскую стипендию и поступил в Тринити колледж в Дублине, где на протяжении трех лет был лучшим студентом курса. По окончании учебы он получил золотую медаль Беркли – высшую награду за успехи в изучении древнегреческого. После этого Уайльд получил стипендию и перешел в колледж Магдалины в Оксфорде, где учился с 1874 по 1878.

Публиковаться Оскар Уайльд начал еще во время учебы в Тринити колледже. В 1878 его поэма «Равенна » была отмечена призом Ньюдигейта. В том же году он окончил обучение, получив максимально высокие оценки и степень бакалавра гуманитарных наук.

Получив небольшое наследство, Оскар Уайльд поселился в Лондоне. В 1881 году опубликованный им сборник поэм ждал большой успех.

В 1982 году Оскара Уайльда пригласили с лекциями в тур по Америке. Поездка планировалась на 4 месяца, но выступления писателя пользовались такой популярностью у американской публики, что он провел в Штатах больше года.

Доходы от турне и пьесы «Герцогиня Падуанская » (1883) позволили Оскару Уайльду в 1883 году переехать в Париж. В том же году в США была поставлена его первая пьеса «Вера, или Нигилисты ».

Вернувшись в Англию, в 1888 Оскар Уайльд выпустил сборник сказок «„Счастливый принц“ и другие сказки ». В 1891 были опубликованы еще два сборника: «Преступление лорда Артура Сэвила » и «Гранатовый домик ».

В 1891 году в свет вышел единственный роман Уайльда «Портрет Дориана Грея ».

В 1891 во время пребывания в Париже Оскар Уайльд написал на французском пьесу «Саломея ».

В 1892 – 1895 из-под пера Уайльда вышло несколько пьес, остроумно обыгрывающих нравы викторианского общества: «Веер леди Уиндермир », «Женщина, не стоящая внимания », «Идеальный муж », «Как важно быть серьезным ».

В 2007 году по результатам опроса канала BBC Оскар Уайльд был признан самым остроумным человеком в истории Великобритании.

Личная жизнь Оскара Уайльда / Oscar wilde

В юности Уайльд был увлечен Флоренс Балкомби / Florence Balcombe. Приехав после окончания Оксфорда в родную Ирландию, он узнал, что она вышла замуж за другого известного писателяБрэма Стокера / Bram Stoker.

В 1881 году Оскара познакомили с дочерью известного лондонского адвоката Констанс Ллойд / Constance Lloyd. В 1884 году они поженились. В 1885 году Констанс подарила мужу первого сына – Сирила / Cyril, в 1886 родился младший сын Вивиан / Vyvyan.

Оскар Уайльд / Oscar wilde в тюрьме

В 1891 году 37-летний Оскар Уайльд познакомился с очаровательным и избалованным студентом Оксфорда Альфредом Дугласом / Alfred Douglas, известным в своем кругу под именем Бози. Вскоре блестящий интеллектуал и молодой сын маркиза Куинсберри стали неразлучны. Отец Бози нанял детективов, чтобы подтвердить сексуальный характер отношений между Уайльдом и Дугласом, что в те времена расценивалось как уголовное преступление. Он спровоцировал писателя на скандал. Последовав неудачному совету друзей, Уайльд подал на маркиза в суд за клевету, однако в 1895 году сам оказался на скамье обвиняемых. Его осудили за непристойное поведение и приговорили к двум годам исправительных работ.

Наказание Оскар Уайльд отбывал в тюрьмах Лондона, где ужасные условия содержания заключенных нанесли непоправимый урон его здоровью. Однажды из-за болезни и голода он потерял сознание, в результате падения повредил барабанную перепонку, что, возможно, ускорило кончину писателя.

В мае 1897 года Оскар Уайльд вышел на свободу и на следующий день покинул Англию. Последние три года жизни он провел в бедности в изгнании на территории Франции, где жил под псевдонимом Себастьян Мелмот.

Несмотря на лишения, в 1998 году он написал «Балладу Редингской тюрьмы ». Она была опубликована под псевдонимом и пользовалась большой популярностью в Англии. Однако, несмотря на семь переизданий за два года, поэма не принесла большого дохода Уайльду.

Освободившись, Уайльд написал несколько статей в английские журналы, в которых рассказал о плачевном состоянии тюрем. Он также внес предложения по улучшению тюремной системы, которые были учтены в принятом парламентом «Акте о тюрьмах» (1898).

В 1987 году Оскар Уайльд и Бози воссоединились в Руане, несмотря на протесты своих семей. В этот период жена Уайльда Констанс, вынужденная бежать из Англии и сменить фамилию, запрещала ему видеться с сыновьями, но поддерживала супруга материально. Проведя некоторое время вместе в Неаполе, Уайльд и Дуглас были вынуждены расстаться из-за угроз родных.

Оскар Уайльд скончался от церебрального менингита 30 ноября 1900 года в возрасте 46 лет. Он был похоронен на кладбище Баньо, в 1909 его останки перезахоронили на главном парижском кладбище Пер-Лашез.

Оскар Уайльд / Oscar wilde в кино

В 1997 году вышел биографический фильм «Уайльд », в котором писателя сыграл популярный британский актер и писатель Стивен Фрай / Stephen Fry.

В киноальманахе «Париж, я люблю тебя » один из эпизодов посвящен Оскару Уайльду .

По мотивам произведений Оскара Уайльда было снято несколько фильмов, в том числе «Дориан Грей » (2009), «Портрет Дориана Грея » (2004), «Как важно быть серьезным » (2002). Также были экранизированы «Кентервильское привидение », «Саломею », «Счастливого принца » и другие рассказы Уайльда.