Определения перед определяемым словом. Делаем совместные выводы

Тема: «Легенды Брянского леса».

Цели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний о лесе Брянского края и его обитателях;
анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
воспитание бережного отношения к природе.

Планируемые достижения учащихся:
Усвоить, что нужно беречь природу.

Понять, что в исчезновении птиц и животных в лесах виноваты люди.
Учиться защищать природные ресурсы.
Развивать индивидуальность в процессе творческих и интеллектуальных заданий.
Оборудование: аудиозапись голов птиц; видеоролик,
клей; цветные карандаши.
Сценарий урока:
1. Организационный момент

2. Актуализация занятия

– Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас немного необычное занятие. Мы отправимся с вами на виртуальную прогулку. А куда, вы ответите мне, отгадав загадку.

Богатырь стоит богат,
Угощает всех ребят:
Ваню – земляникой,
Таню – костяникой,
Машеньку – орешком,
Петю – сыроежкой,
Катеньку – малиной,
А Васю – хворостиной. (Лес)

– Вы отгадали мою загадку, молодцы. Так куда же мы отправимся сегодня?

3. Самоопределение к деятельности.

А какие же цели мы поставим перед собой перед началом прогулки? (Узнать о животных, птицах, растениях леса).

– Сегодня на уроке мы поговорим о нашем Брянском лесе.

4. Работа по теме урока.

Брянщина славится своими лесами. Все мы, хотя бы раз в жизни были в лесу.

Лес - это особый, ни с чем несравнимый мир, со своими особенностями, чудесами

и загадками.

В лесу никогда не бывает тишины. Если, даже никого не видно, лесная жизнь кипит, бурлит круглый год. Даже зимой многие обитатели остаются активными.

Перечислить всех обитателей леса практически невозможно.

Лес живет по своим законам. И человек, попавший в лесные владения, должен знать

эти законы, уважать и подчиняться им.

Необходимо беречь природу, максимально сохранять ее в том виде, в котором она

нам досталась. А при возможности стараться ее улучшать, преумножать и

облагораживать. Но прежде чем мы отправимся на прогулку, давайте вспомним правила поведения в лесу.

    Игра « Если я приду в лесок».

Я задаю вопрос, а вы хором отвечаете «Да- нет», только помните основное правило: Соблюдай в лесу тишину.

Если я приду в лесок и сорву ромашку? (Нет!)

Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (Нет!)

Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (Да!)

Если ветку подвяжу, колышек поставлю? (Да!)

Если разведу костёр, а тушить не буду? (Нет!)

Если сильно насорю, а убрать забуду? (Нет!)

Если мусор уберу, банку закопаю? (Да!)

Я люблю свою природу, я ей помогаю! (Да!)

А какие ещё правила поведения в лесу вы знаете? (Ответы детей)

2) Сказка.

- Итак, мы отправляемся в лес на прогулку.

– Жил был лес. (На слайде картина леса)

– Обитали в лесу птицы. Птицы пели задорно и весело. (Звучит аудиозапись голосов птиц вороны, синицы, кукушки, дятла, соловья)
– Каких птиц вы услышали? (синица, кукушку, дятла, соловья, вороны)
(слайд с птицами)
– Жили в лесу и звери. Резвились на полянах, охотились. (Слайд с животными)
- Каких зверей узнали? (Енот, белка, заяц, ежик, волки, медведь, лось, олень, лиса)
(на слайде человек)
– Но однажды пришёл в лес человек. Построил рядом с лесом фабрики, заводы, дома, школы, дороги. Места для жизни ему не хватило.
– Стал человек тогда вырубать лес.

– Стал разжигать костры, и огонь погубил лес. (на слайде пожар)
– Заводы и фабрики сбрасывали отходы в реки, лесные озера и загрязнили воду в лесу.
– Дым из труб заводов и выхлопные газы автомобилей на дорогах отравили воздух.
– Отдыхающие загрязнили природу леса мусором (бутылками, резиной, бумагой) .
– Негде стало жить бедным животным. И ушли они из нашего леса далеко. Остался лес один. Тоскливо и страшно стало в лесу!

И обратился тогда лес к нам с просьбой о помощи.
" Помогите вернуть былую красоту, птиц и животных»
Учитель:
– Почему в лесу никто не живет?
Ученик:
– Человек разрушил жизнь леса.
Учитель:
- Все организмы на планете связаны между собой: живое и неживое, растения и животные, человек и природа.
Учитель:
– Чтобы помочь лесу, мы должны исправить ошибки человека. Готовы вы помочь нашему лесу?
3) Задание 1
Учитель:
– У вас на столах лежат карточки с загадками.

Переверните листочки, прочитайте загадки, отгадайте – и узнаете названия деревьев, которые растут в нашем Брянском крае. Эти деревья мы посадим в нашем лесу.

Весной зеленела, летом загорела,
Осень в сад пришла, красный факел зажгла.
Ответ (Рябина)
Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит,
А в один из тёплых дней
Май серёжки дарит ей.
Ответ (Берёза)
Зимой и летом – одним цветом.
Ответ (Ель)
Не загадка это даже,
Сразу назовем,
Если только кто-то скажет -
Желуди на нем!
Ответ (Дуб)
С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня все ж обижают,
Шкурку тонкую сдирают. (Липа)

(Дети вывешивают на доску картины деревьев)

- Но есть в нашем лесу особенное дерево . И сейчас вы узнаете почему. (Сообщение 1 уч-ся о липе)

Липа – царица медоносных растений. У всех славянских народов липа почиталась как святое растение и считалась оберегом. Липы традиционно росли вблизи церквей и храмов.

Изображение липы и её ветвей встречается на гербах и флагах.

Липа в древности использовалась для плетения национальных русских «мокасин» лаптей. Лапти были повседневной обувью крестьянина. Носились лапти недолго. В среднем, одной пары хватало на неделю. В год крестьянин изнашивал от 50 до 60 пар лаптей. Липа обувала крестьян с древних времён. Из липы плели туески, корзины.

Почему же липа- особенное дерево?

Учитель:
– Вот и выросли в нашем лесу молодые красивые деревья. Приятно бегать меж стволов и играть в подвижные игры.

Физкультминутка.

4) Задание 2
Учитель:

Но лес- это ведь не только деревья.
– Послушайте стихотворение и скажите: «Кого ещё не хватает в нашем лесу?» (Стих-е «Лось» читает 1 уч-ся)

Кого не хватает в нашем лесу?
Ученик:
– Не хватает птиц и зверей.
Учитель:
На столе у вас лежат конверты. Приготовь клей. Достань из конвертов пазлы. Соберите картинку из пазлов, наклейте на лист бумаги, отгадайте животное или птицу, прикрепите к доске. (На пазлах фотографии: медведя, лисы, зайца, кабана, лося, воробья, дятла, кукушки, соловья, вороны) .
Учитель:
– Лес преобразился. Снова запели птицы, и звери начали резвиться на полянках. Они благодарят вас за помощь и приготовили для вас подарок – задание, которое принесла для нас сорока.
Белобокая сорока
Прилетела издалёка,
Не сказала, где была,
Но зато она, ребятки,
Очень хитрые загадки
На хвосте нам принесла.

5)Вопросы- загадки.

1. Трава, которую знают и слепые (крапива)
2. Дерево – символ нашей Родины (берёза)
3. Что случается с пчелой после того, как она ужалила? (умирает)
4. Ей в ночь глухую не до сна:
Промысел ведёт она. (сова)
5. Кто любит по веткам носится?
Конечно, рыжая … (белка) .

6. Она семерых волков проведет.

Она и во сне кур считает.

Ей хвост не для красы нужен. (лиса)

Молодцы, ребята. Но многие растения и животные Брянского леса занесены в Красную книгу.

Как вы думаете, ребята, почему?

Одним из таких растений является ландыш. Ландыш появляется ранней весной. Люди любят этот очень красивый цветок, с приятным ароматом и срывают его для букетов. Поэтому ландыш находится под охраной государства. Его ягоды очень ядовиты.

6)Чтение наизусть стих- я «Ландыш».

На столах лежат раскраски ландыша, раскрасьте их. И пусть эти цветы радуют вас на бумаге. Мы не будем их срывать.

5. Рефлексия.

Прогулка наша подходит к концу. Как вы думаете, ребята, помогли мы сегодня лесу?

Мы возвращаемся домой, но какие знания мы принесем с собой из леса?
– Нужно ли охранять природу?
– Охранять природу нужно от мусора, грязи, дыма и копоти, нерадивых туристов и других нарушителей экологии. В лесу нужно проводить субботники по уборке мусора, лесничий должен охранять лес от браконьеров и вырубки, пожарные тушить лесные пожары, государство создавать заповедники для сохранения редких животных и растений, ученики школ помогать взрослым посильным трудом.
- Давайте теперь посмотрим, как живется нашему лесу сейчас.
(Музыкальный видеоролик) .

Урок литературного чтения - 3 класс. Тема: Г.Б.Остер "Как получаются легенды"

Данный материал будет полезен учителям начальной школы. Этот конспект направлен на формирование интереса к чтению произведений Г.Б.Остера, на знакомство с мифами и легендами родного края, на творческую и познавательную активность учащихся.
Тема урока: Г.Б.Остер «Как получаются легенды». Что такое легенда. Легенды своего села.
Тип урока : урок открытия новых знаний.
Цель урока : изучение творчества Г.Б. Остера на примере его произведения «Как получаются легенды», формирование интереса к чтению произведений Г.Б.Остера.
Задачи:
Образовательные: познакомить учащихся с понятиями «миф», «легенда», с произведением Г. Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края; Заинтересовать ребят к чтению книги Г.Б. Остера «Легенды и мифы Лаврового переулка»
Развивающие: развивать речь учащихся, воображение, умение работать над содержанием текста; работать в паре и самостоятельно; умение делать сообщение, с использованием книги; обогащать жизненный опыт при решении практических задач по рефлексии своей деятельности.
Воспитательные: воспитание культуры поведения учащихся; желание посмотреть на себя со стороны и поработать над своими недостатками, стремление составлять собственные легенды о жизни детей.

Планируемые результаты (УУД) :
Предметные: знать значения понятий миф, легенда, познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды», с легендами родного края. Определять особенности легенд. Учиться сочинять легенды.
Метапредметные. Регулятивные: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем. Оценивать результаты своей деятельности; определять правильность выполненного задания.
Познавательные: планировать свою работу по изучению незнакомого материала; анализировать, сравнивать ситуации, представленные в произведении; делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.
Коммуникативные: участвовать в диалоге, слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на поступки; читать вслух и про себя тексты, понимать прочитанное; сотрудничать в совместном решении проблемы.
Личностные: оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных произведений с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.
Информационный материал: учебник, часть 2, стр. 184-186; книги Остера Г.Б. «Вредные советы», «Легенды и мифы Лаврового переулка» и другие (по выбору учащихся), легенды села Рековичи
Демонстрационный материал: гербарий лаврового листа.
Интерактивный материал: презентация к уроку (вложение – 9слайдов).

Ход урока
I. Организационный момент. Мотивация к учебной деятельност и.
– Прозвенел заливистый звонок, начинаем чтения урок!
«Самооценка-разогрев» (реакция на утверждения с помощью жеста).
Если вы согласны, что читая, человек узнаёт много нового, то кивните головой.
Если вы согласны, что книга – лучший друг, то похлопайте руками.
Если вы согласны, что сегодня хорошо подготовились к уроку помашите рукой.
Если вы уже настроены на работу и готовы выполнять задания, то улыбнитесь.

II. Актуализация знаний и постановка проблемных вопросов
А) Проверка домашнего задани я.
1) Рассматривание выставки книг Остера Г.Б., составленной учащимися класса.
- Книги какого автора представлены на выставке?

2) Защита проекта учащим ися
- Какое произведение вы изучили на прошлом уроке? (Г.Остер «Вредные советы»)
- Почему Г.Остер писал вредные, а не полезные советы? (Учёные открыли, что на свете бывают непослушные дети, которые делают всё наоборот. Им дают полезный совет: « Умывайся по утрам» - они берут и не умываются. Учёные решили, что таким детям нужно давать не полезные, а вредные советы. Они всё сделают наоборот, и получится как раз правильно. Читаешь их и понимаешь, как нельзя поступать.)

Вам было задание на выбор выучить вредные советы или сочинить свои вредные (можно полезные) советы
- Ребята, почему вы решили сделать мини-проект по данной теме?(Дети зачитывают актуальность проекта, цель, задачи, план)

Как выполняли и какой продукт получился? (Дети показывают проект и читают 3 стихотворения Г.Остера и 3 стихотворения собственного сочинения)
- Так чему же учит это произведение Г.Остера? (Быть воспитанными)
3) ОЦЕНИВАНИЕ УЧАЩИХСЯ

Б) Постановка проблемных вопро сов
-Ребята, вы помните, что Григорий Бенционович жил в Одессе? ,
(Слайд 1)
Он часто прохаживался по старинным переулкам,
(Слайд 2)
слушал как шелестят листья лаврового дерева и вдыхал их аромат.
(Слайд 3)
- Перед вами листья лаврового дерева. Вдохните их аромат.
- Ребята, а у нас растут такие деревья? Может вы знаете, где используют листья этого дерева?
- Как вы думаете, что сочинял Георгий Остер после прогулок? (?????)
- А вы хотели бы это узнать? (Слайд 4)
Григорий Бенционович написал книгу «Легенды и мифы Лаврового переулка»
- Так что же писал Г. Остер после прогулок? (Мифы и легенды)
- А вы знаете, как получаются легенды? (???)

III. Построение проекта выхода из затруднения (Постановка темы и задач урока) :
-Предположите, какая будет тема урока?
-Тема Г.Остер «Как получаются легенды» (Слайд 5)
Как вы думаете, что мы будем сегодня делать на уроке? Давайте поставим перед собой задачи.
1) Узнать что такое легенды и мифы
2) Познакомиться с произведением Г.Остера «Как получаются легенды»
3) Определить главную мысль произведения
4) Сочинить свою легенду (Слайд 6)

IY. Совместное открытие знаний
1) Словарная рабо та. Работа над смысловым значением слов мифы и легенды с использованием толкового словаря Ожегова
-Итак, нам нужно узнать что такое легенды и мифы. Где можно найти данную информацию?
- Посмотрите в толковом словаре Ожегова (Дети читают вслух, потом возникает слайд)(Слайд 8)
легенды 1.Поэтическое предание о каком-нибудь историческом событии,
2.(перен.) Вымысел, нечто невероятное.

мифы 1. Древние народные сказания о легендарных героях, богах, о происхождении природных явлений;
2. (перен.) О недостоверном рассказе, выдумке;

(На доске вывешиваются плакаты: легенда это предание о каком-то историческом событии; неправдоподобное сообщение)
2) Антиципация чтен ия (прогнозирование содержания чтенения, определение смысловой, тематической, эмоциональной направленности текста)

– Как вы думаете, что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения? (Высказывание своего мнения и его обоснование.)
3) Первичное знакомство с произведениемГ.Б.Остер «Как получаются легенд ы».
Чтение с остановками по цепочке. (Учитель – ученица - ученик)

Первый абзац читает учитель

Как вы думаете, о чём будет рассказываться дальше?

Прочитайте до слов «Есть другая история...».
- Как вы думаете, что произойдет далее?

Прочитайте последний абзац.

– Понравились ли вам легенды из Лаврового переулка? Обоснуйте своё мнение.
- Перед чтением данного произведения был задан вопрос: что мы будем читать на уроке: предания, или неправдоподобные сообщения.
Вы ответили….Угадали ли вы содержание данных легенд?
Y.Физкультминутка.

YI. Первичное закрепление во внешней речи.
1.Повторное чтение рассказа. Беседа по содержа нию
(Дети читают сначала про себя, а потом вслух)
-Прочитайте текст самостоятельно. Придумайте и задайте вопросы, чтобы ответы на них можно было найти в тексте.
- Прочитайте произведение вслух.
- Какие вопросы вы приготовили? Задайте.
2.Постановка концептуальных (смысловых) вопросов по текс ту.
-Ребята,объясните как же получаются легенды?
(Легенда связана с реальной историей и реальной местностью. События, описанные в ней, обязательно переходят в фантастические.)
Для чего Г.Остер написал нам произведение «Как получаются легенды»
(Эти легенды учат детей быть воспитанными и прилежными; не баловаться, слушаться старших)
YII. Самостоятельная работа
1.Работа с текстом легенд о родном кр ае.
– В нашем селе нет лавровых переулков. Но легенды существуют даже у нас в Рековичах.
(Учитель дает карточки с текстом:
Легенда о первой Рековичской церк ви.
Давным-давно, когда река Десна еще была судоходной, а леса были настоящими дебрями, в них водилось много птицы и зверья. В ту пору жили в лесу люди, промышляющие разбоями и грабежом. Они грабили лодки, идущие по реке, купеческие обозы с товарами, проходящие по Рековичской земле.
Одному из разбойников понравилась молодая девушка – дочь князя Мещерского. Эти люди выкрали молодую барышню и увезли в поповские леса (так назывались леса на берегу Десны). Молодая княгиня была смелой и находчивой. Когда разбойники уснули в своем лагере, она бросилась бежать. Грабители обнаружили пропажу только под утро и кинулись вдогонку. Выбравшись из леса, девушка заметила погоню и спряталась на поле под снопом со льном. Не найдя никого, преследователи вернулись в свое логово.
В честь возвращения дочери князь велел построить церковь. Так в 17 веке появилась первая деревянная церковь в честь Казанской иконы божьей матери (домовая церковь князей Мещерских).

Легенда о происхождении села Рековичи
Во время Отечественной воны 1812 года по нашей земле проходили войска Наполеона. Учитывая важное значение Брянска, Трубчевска, Стародуба и других городов края, французы предпринимали неоднократные попытки захватить их. Захватчики встречали решительное сопротивление партизанских отрядов.
Покидая наши места, Наполеон, якобы, потерял здесь рукавицу – оттого и произошло название села Рековичи.

Подготовьтесь прочитать их вслух.
Чтение вслух
Мы прослушали две легенды о своем родном крае. Сравните, одинаковые ли они?
– Обратимся ещё раз к толкованию слов мифы и легенды. В основе легенд, с которыми вы работали лежит …(что?) (Предание о каком-нибудь историческом событии)
– Как вы думаете, какую легенду сочинить легче? Обоснуйте своё мнение.

2. Сочинение легенды (Совместная работа с учител ем)
-Давайте попробуем сочинить легенду. Я начну, а вы продолжайте.

В одной деревне жила умная девочка. Она хорошо училась и за это родители подарили ей смартфон. Девочка постоянно ходила с этим телефоном, даже на переменах не выпускала его из рук. И вот однажды…

Продолжите пожалуйста, что случилось.(Ответы детей)

YIII.Рефлексия.
- Ребята, мы со всеми справились поставленными задачами? Для чего Г.Остер написал книгу Легенды и мифы Лаврового переулка? Где пригодятся знания?
-А теперь выберите себе по два предложения и закончите фразу (Слайд 9)
Сегодня на уроке я узнал(а)…
На этом уроке я похвалил(а) себя за …
После урока мне захотелось …

IХ. Домашнее задание. (Учащимся дается задание на выбор)
1) Читать в учебнике стр.184-186, пересказывать.
2) Узнать у родителей легенды семьи или доме
3) По желанию сочинить легенду.

Марина Королёва
Конспект занятия в подготовительной группе «Легенды моего города».

Задачи :

Развивать и обогащать знания детей о названии города , его истории, достопримечательностях

Формировать устойчивый интерес и заботливое отношение к родному городу , чувство патриотизма

Воспитывать любовь к своей малой родине

Предварительная работа : Экскурсии по родному городу , посещение краеведческого музея, просмотр альбома с фотографиями нашего города .

Оборудование : разрезные карточки с изображением города , фотографии города , достопримечательностей, карандаши, листы бумаги, иллюстрации легенды .

Ход занятия.

Вводная часть.

Нет сегодня краше в мире целом

Города , в котором я живу.

И его торжественно и нежно

Я своею родиной зову.

Ребята, а как называется наша страна?

Мы гордимся нашей великой Россией, но у каждого из нас есть и своя малая родина - тот уголок земли, где мы родились, где прошло наше детство, где живут наши родители и друзья, где находится наш родной дом

А как называется наш город ?

На какой улице стоит наш детский сад?

Какая река протекает в нашем городе ?

Сегодня, ребята, я вам хочу рассказать о нашем городе , о том, откуда возникло название нашего города и о некоторых его достопримечательностях! (показываю фото города , по ходу рассказа, показываю иллюстрации)

Девятигорск, Девягорск, Болхов – эти три названия, овеянные легендами и сказаниями , сохранила для нас история.

Ребята, как вы думаете, а почему кроме названия Болхов, у нашего города было такое название как Девятигорск?

А потому что наш город стоит на девяти холмах.

О происхождении названия Болхова существует несколько версий. По одной из версий название городу дала река Болховка , протекающая в нашей местности.

Говорят, что в городе жила волшебница . У неё была дочь. Однажды, в жаркий день дочь пошла купаться в реку Болховку и утонула в ней. Её мать – волшебница умела повелевать явлениями природы, сделала так, чтобы река ушла под землю. Река исчезла, а память о ней сохранилась в названии – Болхов. Есть ещё одна красивая легенда о происхождении самой реки –Болховки. С ней сейчас я вас и познакомлю. Протекает через Болхов небольшой ручеёк, который местные жители называют Болховкой. Много веков назад он был полноводной рекой. Существует легенда , что высушила эту реку великая колдунья, у которой в Болховке утонул единственный сын. Когда это было, теперь уже никто сказать не может. Родилась на нашей земле девушка красоты необыкновенной. Не подберёшь и слов таких, чтоб описать красоту её. Долгожданная она была, до неё всё сыновья у родителей рождались. Сердце матери не могло нарадоваться. "Кровиночка ты моя, Болховиночка ты моя", - приговаривала мать, лаская ненаглядную дочку.

Шло время, девочка подрастала и становилась ещё краше. "Болховиночка, золотиночка, - приговаривала мать. К несчастью, влюбился в Болховиночку злой колдун. Колдовскую силу имел он страшную : мог вызвать бурю, остановить дождь, превратить человека в камень, дерево или животное, наложив на него магическое заклинание. Боялись его все, обходили стороной. И стал он ухаживать за девушкой, притворяясь добрым да ласковым, но она к этому времени полюбила парня, такого же голубоглазого, - был он оружейником, ковал мечи булатные да копья острые. Отвергла Болховиночка колдуна, и затаил он на неё злобу лютую. Стал он подкарауливать, когда Болховиночка одна останется, дождался, произнёс свое заклинание, и превратилась девушка в тихую речку. Вода в ней была прозрачная, по цвету напоминала голубые глаза девушки. Удивились селяне, откуда вдруг речка взялась, а когда Болховиночка домой не вернулась, догадались, что это дело рук колдуна. "Вот она, твоя Болховка, - сказал он со злобой мастеру-оружейнику. - Не моя, так и не твоя". До конца своих дней горевали родители, все не могли отойти от реки и умерли один за другим на берегу. Проходили века, и стали забывать, откуда взялась эта река, только название помнили - Болховка. На протяжении столетий замечали, что входят в воды Болховки только парни. Они могли очень долго плескаться, купаться, устраивать разные игры в воде. Даже пожилые мужчины, окунувшись в воды Болховки, выходили бодрыми и помолодевшими. Для всех это оставалось загадкой! И случилось новое чудо! Полюбила Болховка одного парня, да так крепко, что не отпускала его из вод своих долгими часами. Воды реки были так ласковы, так нежны с парнем, и золотой песок на дне казался ему длинными шелковистыми волосами, и чудились ему в воде глаза необыкновенной голубизны. Приворожила Болховка парня, да так, что он и дома стал появляться редко. Днём он плескался в тёплых, ласковых водах реки, а ночью сидел на берегу. Заметили эту странность родители и стали его запирать дома. Но необъяснимая сила влекла его к реке, дома он чах и метался, как раненый зверь. Однажды не выдержал он, сломал запоры и бегом бросился к Болховке, чтобы войти в её ласковые воды. А она так соскучилась по нему, что решила больше не отпускать. Когда он нырнул, чтобы погладить ладонями золотой песок, тот вдруг расступился перед ним, а затем накрыл его сверху. "Не отпущу я тебя больше, ты навсегда будешь моим," - эти слова вошли в его сознание, и больше он ничего уже не услышал. Он тихо лежал на дне, присыпанный золотым песком и укрытый голубой толщей воды, как пуховым одеялом. Многие видели, как вошёл парень в воду, но никто не видел, как он выходил. "Река забрала его себе", - говорили люди. Приходила к реке мать парня, просила Болховку отдать тело сына. Тихая и спокойная река сердилась, вздымала такие волны, что люди диву давались. И стали парни Болховки бояться, и никто из них больше не подходил к реке. А бедная мать парня не уходила с берега, надеясь, что река вернёт ей тело сына. Но надежды её были тщетны.

Ребята, вам понравились легенды о происхождении названия нашего города и реки ?

Физкультминутка. «А часы идут, идут»

Тик-так, тик-так,

В доме кто умеет так?

Это маятник в часах,

Отбивает каждый такт (Наклоны влево-вправо.)

А в часах сидит кукушка,

У неё своя избушка. (Дети садятся в глубокий присед.)

Прокукует птичка время,

Снова спрячется за дверью, (Приседания.)

Стрелки движутся по кругу.

Не касаются друг друга. (Вращение туловищем вправо.)

Повернёмся мы с тобой

Против стрелки часовой. (Вращение туловищем влево.)

А часы идут, идут, (Ходьба на месте.)

Иногда вдруг отстают. (Замедление темпа ходьбы.)

А бывает, что спешат,

Словно убежать хотят! (Бег на месте.)

Если их не заведут,

То они совсем встают. (Дети останавливаются.)

Ребята, а вы знаете где у нас расположены главные часы нашего города ?

Они находятся на Спасо-Преображенском соборе, который мы с вами видели во время экскурсии! Часы видно из любой точки города , с какой бы стороны вы не смотрели!

Ребята, давайте с вами немного поиграем!

Основная часть.

Дидактическая игра «Собери картинку»

Дидактическая задача. Упражнять детей в составлении целой картинки из отдельных частей, через содержание картинок закреплять знания детей о родном городе , воспитывать любовь к малой Родине.

Игровые правила. За определенное время правильно собрать из частей целую картинку.

Игровые действия. Поиск, складывание частей картинки.

Ход игры.

Воспитатель вместе с детьми рассматривает картинки с изображением достопримечательностей города . Объясняя правила игры, педагог напоминает уже известное правило, как из отдельных частей сложить целую картинку. Раздав картинки, по числу играющих, воспитатель говорит : «Начали!» . Дети выбирают нужные части своей картинки.

(раздаются изображения собора и церквей города )

Пальчиковая игра «В нашем городе »

(самомассаж подушечек пальцев, один палец на одну строчку)

Собранье улиц, площадей, -5

Машин, автобусов, людей, -4

Многоэтажные дома -3

Стоят как книжные тома. - 2

Но всё же, любим город мы -1 (смена рук)

За то, что с лета до зимы – 1

Встречаем радостных друзей, - 2

А с ними можно и в музей, - 3

И в цирк пойти и на каток – 4

И погулять в любой денек! - 5

Ребята, а сейчас мы с вами будем рисовать наш город . Каждый из вас будет рисовать свой рисунок города и каждый из вас сам решит, что бы он хотел нарисовать (парк, красивые дома, речку и мост, памятник, свою любимою детскую площадку и т. д.)

А теперь приступаем к работе, но вначале подумайте, что бы вы хотели нарисовать (во время работы воспитатель дает устные указания детям, которые затрудняются в работе).

В конце занятия дети рассматривают получившиеся работы и делают вывод, что у каждого получился красивый рисунок «Мой город » .

Итог занятия .

Ребята, скажите, что нового вы сегодня узнали о нашем городе ?

Какие еще названия были у города ?

Что вам больше всего понравилось на занятии ?

Вы нарисовали рисунки нашего города , рисунки получились очень красивые, Давайте мы из ваших рисунков сделаем выставку в нашей группе !

Эпиграф к уроку:
«… в жизни всегда есть место подвигам»
(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).
Ход урока
1.Слово учителя.
Легенды о Ларре и Данко взяты из рассказа М. Горького «Старуха Изергиль», который был написан в 1894 году. Это произведение принадлежит к раннему периоду творчества писателя. С этого момента Горький заявил себя как выразитель особого способа миропонимания и носитель вполне определенной эстетики – романтической.
2. Актуализация.
Чтение отрывка учителем из произведения под музыку
С моря дул влажный, холодный ветер, разнося по степи задумчивую мелодию плеска набегавшей на берег волны и шелеста прибрежных кустов. Изредка его порывы приносили с собой сморщенные желтые листья и бросали их в костёр, раздувая пламя; окружавшая нас мгла осенней ночи вздрагивала и, пугливо отодвигаясь, открывала на миг слева – безграничную степь, справа – бесконечное море…
- Образ морской стихии не только зримый, конкретный образ, но и символический. Каков традиционный символический смысл образа морской стихии?
(Море→ отсутствие зримых границ→ свобода) Т.Е. речь идет о литературном направлении – романтизме, основной признак которого – свобода, свободная личность.
2.Терминологическая работа.
- Объясните, как вы понимаете слова «романтизм», «романтика», пользуясь домашними записями в тетради.
-Каковы же особенности романтического произведения:
1. Культ необыкновенной личности;
2.Романтический портрет;
3.Романтический сюжет;
4.Романтический пейзаж;
5. Романтическая стилистика.
3. Аналитическая беседа.
-Докажите, что рассказ является романтическим.
Анализ легенды о Ларре.
-Как изображает М. Горький Ларру? (Портрет, речь)
-Каковы люди, к которым привела его мать? По каким нравственным законам они живут?
-В чем источник трагедии Ларры? (Ларра не мог и не хотел идти на компромисс между своими желаниями и законами общества.)
-К чему приводит крайний индивидуализм героя? (к преступлению, к
эгоистическому произволу. Ларра убивает девушку).
-Какое наказание понес Ларра за свою гордыню? (одиночество и вечное
существование, бессмертие).
-Как вы думаете, почему такое наказание страшнее наказание смертью?
-Каково отношение автора к герою? (Он осуждает героя, в котором
воплощена античеловеческая сущность. Для Горького неприемлемы образ жизни, поведение, особенности характера Ларры. Ларра – это антиидеал, в котором индивидуализм доведен до крайности).
-«Экспозицией» легенды является фраза: «Вот что может сделать бог с человеком за гордость!» Докажите, что именно гордыня, а не гордость характерна Ларре.
(Карточка: (ученик работает со словарем) (слайд 2)
Что такое гордость и гордыня?
Гордость – чувство собственного достоинства, самоуважения.
Гордыня - непомерная гордость. Высокое мнение, чрезмерное высокое мнение о себе.)
-В чем трагедия бессмертия Ларры?
Анализ легенды о Данко.
-Как складываются отношения между Данко и толпой?
-Какое чувство переживает Данко, глядя в толпу судящих его людей? Ответ подтвердите примерами из текста.
(Глядя на тех, ради которых он, рискуя жизнью, отправился в болото, Данко испытывает негодование, « но от жалости к людям оно погасло»)
- Какова функция эпизода об «осторожном человеке»?
(Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя.)
Какой поступок совершил герой ради любви к людям? (Данко
совершает подвиг, спасая людей от врагов. Он выводит их из тьмы и хаоса к свету и гармонии).
-Чем отличается «сильный» Данко от «сильного» Ларры?
4.Работа с текстом.
«Сначала люди “посмотрели и увидели, что он лучший из них”. Толпа верит в то, что Данко сам преодолеет все трудности. Затем они “стали роптать на Данко”, так как путь оказался трудным, многие погибли в пути; теперь толпа разочаровалась в Данко. “Люди в гневе обрушились на Данко” потому что они устали, обессилили, но им стыдно в этом признаваться. Люди сравниваются с волками, зверями, так как вместо благодарности испытывают к Данко ненависть, готовы растерзать его. В сердце Данко вскипает негодование, “но от жалости к людям оно погасло”. Данко усмирил свою гордыню, так как его любовь к людям безгранична. Именно любовь к людям движет поступки Данко».
-Почему толпа разочаровалась в Данко?
-С кем сравнивает толпу автор?
- Как на всё это реагирует Данко?
-Почему Данко усмирил свою гордыню?
-Как вы думаете, почему именно легендой о Данко заканчивается
рассказ? (это выражение авторской позиции. Он воспевает подвиг героя. Он восхищается силой, красотой, мужеством, отвагой Данко. Это торжество добра, любви, света над хаосом, гордыней, эгоизмом).
5.Работа в группах. Составить кластер.
1 группа: назвать черты, присущие Данко и записать
их на листах бумаги (Листы бумаги размещены на доске. Учащиеся маркером делают записи: Красота. Смелость. Желание помочь окружающим. Любовь к людям. Самопожертвование…)
(Эти голубые листы с неровными краями похожи на голубые искры,
которые видели путники над степью. Давайте попробуем соединить их.
Переворачиваем голубые листы бумаги. С другой стороны они окрашены в красный цвет. Листы соединяются в форму сердца).
Мы собрали из осколков сердце… То самое сердце… Сердце смельчака Данко, исполненное любви к людям
2 группа: назвать черты, присущие Ларре и записать их на листах бумаги (Листы бумаги размещены на доске. Учащиеся маркером делают записи:гордость, одиночество, гордыня, глаза его были холодны)
6. Индивидуальное сообщение учащегося.
В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисеи. Давайте вспомним ее. и сопоставим с легендой о Данко.
(Ученики прослушивают библейскую историю и сопоставляют ее с легендой о Данко).
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
(Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
7. Сравнительная работа образов Данко и Ларры. (Самостоятельная работа учащихся с текстом. Составление таблицы.) (слайд 3)
- Сапоставьте героев (Данко и Ларру) по следующим положениям:
Портрет;
Отношение к людям;
Впечатление, производимое на окружающих;
Понимание гордости;
Поведение в момент суда;
Судьба героев.
Сопоставление образов Данко и Ларры
Критерии Данко Ларра
Портрет Молодой красавец.
Красивые - всегда смелы; в очах его светилось много силы и живого огня. Юноша, красивый и сильный; глаза его были холодны и горды, как у царя птиц.
Отношение к людям Данко смотрел на тех, ради которых он понёс труд, и видел, что они – как звери;
Тогда и в его сердце вскипело негодование, но от жалости к людям оно погасло;
Он любил людей и думал, что, может быть, без него они погибнут.
Она оттолкнула его да и пошла прочь, а он ударил ее и, когда, она упала, встал ногой на ее грудь;
У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел всего этого;
Я убил её потому, мне кажется,- что меня оттолкнула она: а мне было нужно ее.
Впечатление, производимое на окружающих Посмотрели на него и увидали, что он лучший из всех.

Все смотрели с удивлением на сына орла;
Это оскорбило их;
Тогда уж совсем рассердились они.

Понимание гордости Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас! Отвечал, что таких, как он, нет больше;
Стоял один против всех;
Долго говорили с ним и, наконец, увидели, что он считает себя первым на земле и, кроме себя, не видит ничего.
Поведение в момент суда Что сделали вы в помощь себе? Вы только шли и не умели сохранить силы на путь более долгий! Вы только шли, шли, как стадо овец! -Развяжите меня! Я не буду говорить связанный!
Судьба героев Бросился вперед на свое место, высоко держа горящее сердце и освещая им путь людям;
А Данко все был впереди, и сердце его все пылало и пылало!

Он не может умереть!- с радостью сказали люди; остался он один, свободный, ожидая смерти; ему нет жизни и смерть не улыбается ему.

После проведенной работы, мы можем ответить на проблемный вопрос: являются ли наши герои необыкновенными личностями?
Ларра – романтический антиидеал, поэтому конфликт героя и толпы неизбежен.
Данко – романтический идеал, но в основе отношений героя и толпы тоже
лежит конфликт. Это одна из особенностей романтического произведения.
8.Работа в группах. (слайд 4)
1 группа выбирает цитаты,характеризующие Данко.
2 группа выбирает цитаты, характеризующие Ларру.
«...глаза его были холодны и горды, как у царя птиц...»
«В очах его светилось много силы и живого огня»
«глаза были тусклы»
« ...когда стал слабеть, то поднялся в последний раз высоко в небо и, сложив крылья, тяжело упал оттуда на острые уступы горы...»
«Это был трудный путь, и люди, утомлённые им, пали духом. Но им стыдно было сознаться в бессилии, и они обрушились на…»
«Во мне есть мужество вести, вот потому я повёл вас!»
«У него не было ни племени, ни матери, ни скота, ни жены, и он не хотел всего этого».
9.Работа с изобразительно-выразительными средствами: тропы и фигуры речи. Анализ отрывков описание пейзажа. (слайд 5)
-Какую роль играет пейзаж в обеих легендах?
10. Вашим домашним задание к этому уроку было составление даймонда. 1 группа – Данко, 2 группа –Ларра. (учащиеся читают свои 7-мистишия).
Даймонд – это семистишие особой формы: (слайд 6)
1 строка – существительное
2 строка – 2 прилагательных или причастия, относящиеся к существительному,
3 строка – 3 глагола или деепричастия, относящиеся к существительному
4 строка – фраза из 4 слов: 1,2 характеризуют 1 существительное, 3,4 – относятся к противоположному понятию
5 строка – 3 глагола или деепричастия
6 строка – 2 прилагательных или причастия
7 строка – 1 существительное.
Данко
Смелый, отважный
Возмущается, ведёт, спасает
Данко любит – Ларра ненавидит
Вырывает, горит, угасает
Мужественный,героический
искры
Ларра
Самолюбивый, гордый
Ударил, рассердился, убил
Ларра ненавидит –Данко любит
Ожидать, ходить, блуждать
Одинокий, свободный
Тень
11.Попробуйте с помощью музыки охарактеризовать героев (поиск музыкальных аналогий)
Звучат отрывки из произведений композиторов: Бетховена, Шопена, Чайковского.
12. Давайте посмотрим короткометражный анимационный фильм «Легенда о Данко».
13. Домашнее задание. (слайд 6)
Напишите сочинение – миниатюру «Что я сделаю для людей»
14. Работа с оценочными листами. Заполните лист с учетом личного вклада в урок.
15. Итоги урока. Рефлексия. (Групповая)
Акрослово
Дать характеристику герою
Д-дает жизнь людям
А- анализирует поступки людей
Н-негодование вскипело, но от жалости к людям погасло
К- красивый
О- он любит людей
Заключение
Этот урок следует после изучения повести М.Горького «Детство».
Предполагаемые результаты:
-знают о жизни и творчестве М.Горького;
-знают о литературном направлении в литературе – романтизме;
-умеют находить черты романтизма в произведении писателя;
-умеют анализировать прозаическое произведение;
-умеют выделять главное в информационном потоке;
-умеют критически мыслить, аргументировать свои ответы, задавать вопросы, давать сравнительную характеристику;
-умеют работать в группе, проявлять свои коммуникативные качества;
-умеют адекватно реагировать на критику и оценивать работу друг друга.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
Басинский П.В., Федякин С.Р. Русская литература конца 19 века – начала 20 века и первой эмиграции: Пособие для учителя. М., 2000.
Н.В. Егорова: Поурочные разработки по русской литературе XX века 11класс. М.: Изд-во “ВАКО”, 2015 г.;
Б.И. Турьянская: Литература в 7 классе – урок за уроком. М.: “Русское слово”, 2014 г.
Щедрова Л.К. Читая Горького сегодня. 11 класс// Литература в школе. 2014 № 5
Словарь литературоведческих терминов.М. 2012 г.
Ресурсы интернет:
https://yandex.ru/video/search?text=видео%20легенда%20и%20данко
Оценивание деятельности отдельного учащегося при групповой работе
Ф.И.учеников 1. Предлагает идеи 2. Активно участвует в обсуждении группы (развивает, обобщает предложенные идеи, информацию) 3. Помогает участникам группы 4. Внимательно слушает и задает вопросы 5. Умеет вести обсуждения (вежливо возражает, добивается согласия по вопросам, вызвавшим споры) 6. Работает в группе, сосредоточившись на поставленном учебном задании.
Общий балл