Написал толстой лев николаевич детей. Лев николаевич толстой. Последние годы жизни

Сочинение

А.Н.Толстой (1883-1945), прозаик, драматург и публицист реалистического направления, получил первое признание читателей после выхода его сборника прозы «Сорочьи сказки» (1910) - серия набросков на темы фольклора. Эти наброски не имеют идеи, их форма не завершена, а язык откровенно стилизован. Л. Н. Толстой (1828-1910) - крупнейший мыслитель, писатель- реалист. В детское чтение перешли первые же произведения Толстого. « Детство», «Отрочество» - ярчайшие образцы реалистической повести о детстве. В «Детстве» получили художественное воплощение взгляды Толстого на воспитание детей. Категорически отвергает насилие как средство воспитания. Самое лучшее - домашнее, материнское. Произведения для детей Толстой начал писать в Яснополянской школе, которую создал сам. В 1872 году вышла «Азбука» в 4-х книгах - результат 14 летнего труда. Критика, как официальная, так и демократическая - встретила этот труд столь сурово, что он снова начал над ним работать- для исправленного переиздания. Заново переписал «Азбуку», назвав ее «Новой Азбукой», а материалы, входившие в разделы для чтения, выделил в «Русские книги для чтения». Труд был завершен в 1875 году. По нему училось несколько поколений.

Но Толстой несколько лет сказки, мифы, древнейшие рукописи, песни, чтобы написать их.

В 1923 при переиздании ранних рассказов Толстой выделил два цикла: «Русалочьи сказки» (с волшебно-мифологическим сюжетами) и «Сорочьи сказки» (о животных). Оба цикла предназначены взрослым, но многие сказки нашли отклик у детей. В цикле «Сорочьи сказки» повествуется в основном о птичьем и зверином царствах, хотя героями иногда есть люди, есть сказки о муравье, о грибах, о домашней утвари. Самая большая - сказка «Синица». Это эпически развернутое повествование, со множеством исторических деталей. Драматическая история княгини Натальи. В целом «сорочьи» сказки повествуются более легкой, немного насмешливой интонацией, интересны детям. В отличии от многих лит сказок они не назидательны, а только развлекательны, но по-особому: в обычных ситуациях для сказок и животных раскрывается мир героев.

стилизацию народной сказки писатель вводит ироническую пародию, тем самым подчеркивая разницу между народной сказки и своей собственной. Его насмешливый тон даже грустным финалам придает веселье. Сказка «Заяц» . сюжет ее типично фольклорный: заяц спасается от волка с помощью доброй заступницы - бабушки-сосны. Все три героя оказываются в драматическом положении: в буран старая сосна падает, зашибает волка, а заяц горюет, что остался сиротой. «И капали в снег пустяковы слезы». Психологическая внутренняя речь, произнесенная зайцем, сама по себе смешна. Слово «пустяковость» относится ко всей печальной истории. Писатель рассказал, что природа наивна и мудра, таким же должен быть человек.

У Толстого еще есть рассказы для детей: «Полкан», «Топор», «Воробей», «Жар-птица», «Прожорливый башмак» и др. птицы, звери, игрушки, рисунки одушевлены и очеловечены в этих рассказах так, как это происходит в детском воображении. «Прожорливый башмак»: игрушки боятся страшной картинки, лежащей под комодом, «рожа с одними руками», что нарисована на ней, убежала и прячется в комнате - от этого всем еще страшнее. Эти сказки и рассказы своего рода «представлёныши», в которые играют дети. Самый лучший «представленым» - «Фофка»- повествование от имени ребенка, игра брата и сестры в страшных «фофок» (цыплят, нарисованных на полосках обоев) показана внутри детского мира. Ночью «фофки» оживают, дети побеждают их, приколов особоыми кнопками, купленными у «госпожи Пчелы».

Композиция «Новой азбуки» была тщательно продумана Толстым. В начале идут рассказы-миниатюры; всего несколько строк, простых по содержанию и синтаксису давали ребенку настоящую картинку. Такие рассказы как «У вари был Чиж», «Пришла весна», «У бабки была внучка», автор предназначал малышам. Поэтому в рассказах даются лишь самые необходимые детали, рассчитанные на первый слой детского восприятия. Былях, баснях - смысл углубляется, содержание захватывает новые слои жизни, незнакомые ранее понятия. Лексика и стиль меняются: прежнюю простоту, они отвечают уже не только учебным задачам. Но и эстетическим. Самые известные произведения для дошкольников оттуда- «Три медведя», «Корова», «Филиппок».

Зачин сказки «Три медведя» выдержан в духе реалистического произведения: « Одна девочка ушла из дома в лес…» Но столь не сказочный зачин вводит читателя в обстоятельства вполне сказочные и знакомит с персонажами, близкими к народной сказке. Сказочные говорящие медведи: отец Михаил Иванович, медведица Настасья Петровна и медвежонок Мишутка. Наделенные человеческими именами, они и хату свою устроили как у людей, и привычки тоже человеческие: каждый есть похлёбку из своей чашки, да еще и ложкой. Кто хлебал из чашки? сидел на стуле? кровать кто помял?- это традиционные троекратные повторы для народной сказки.

Но не в пример персонажам сказочным, девочка оказалась шустрой и избегает расплаты без помощи волшебных сил: открыв глаза и увидев медведей - выпрыгивает в окно. Толстому важно было показать, что крестьянский ребенок в экстремальной ситуации смел, ловок, решителен.

В рассказе «Филиппок» тоже реальная история. Мальчику стало скучно в избе штаны протирать, и он решил пойти в школу. Пришел, и так растерялся, что на все вопросы учителя молчал и плакал. Добрый учитель оставил его в классе: мол, садись возле брата на лавку, а я твою мать попрошу, чтобы пускала тебя в школу.
Но несмотря на краткость в рассказе создан характер мальчика. Как ток Филиппок въехал, что ему хочется учиться в школе, ничто не может сбить его с пути ни собаки, набросившиеся на него, когда «вышел к жужжим» дворам, ни страх перед учителем. Не найдя своей шапки хватает отцовскую.

В сенцах школы как порядочный снимает головной убор и после этого открывает дверь.

Оправившись от первого испуга, он по складам произнес свое имя, и хотя все смеялись, начал говорить «Богородицу», чтобы показать, что молитвы знает, но запинался в каждом слове. Учитель: Ты погоди хвалиться, а поучись.

«Корова». Психологическая характеристика героя более сложна. Мальчик Миша, бросил осколки разбитого стакана в коровье пойло и вызвал настоящую беду. Корову пришлось зарезать, семья осталась без молока, «дети стали худые и бледные». Бабушке пришлось в няньки наняться, чтобы заработать на новую корову. Мальчика так мучала совесть, что он «не слезал с печи, когда ели студень из коровьей головы» и «каждый день во сне видел, как дядя Василий нес за рога мертвую, бурую голову Буренушки с открытыми глазами и красной шеей».

Здесь нет описаний и характеристик, персонажи проявляются в ходе событий. Усложнение же психологич. характеристики героя происходит за счет общей нравственной задачи рассказа: если бы не испугался и признался вовремя, все бы было хорошо. Толстой говорил, что особенно удачным он считает детское произведение, когда «вывод - нравственный или практический,- кот. Вытекает из рассказа, не сказан, а предоставлено самим детям делать его». И: «Дети любят мораль, но только умную, а не глупую». Мораль его произведений особого рода: писатель хочет поднять сознание ребенка до такой нравственной высоты, чтобы он сам мог решать, как вести себя в конкретных обстоятельствах.

Басни. В них мораль предлагается в более открытом виде. Во многих баснях моральный вывод опирается на живой опыт крестьянского быта. Толстой стремился к тому, чтобы многовековой опят народа закрепился в сознании читателя-ребенка, подсказывая ему правильное решение в разных случаях жизни. Поэтому ни одна сторона народной жизни не остается без внимания. Басни Толстого заслуживают определения типа: «энциклопедия народной нравственности мудрости».

Очень трогательный рассказ «Лев и Собачка»…там маленькую собачку бросили на съедение льву, а он не ток не растерзал её, а еще и полюбил. Когда хозяин бросил ему кусок мяса лев кусок отдал собачке. А когда собачка заболела и умерла и он обнял ее лапами и 5 дней лежал рядом, а на шестой умер

В третьей «Русской книге для чтения» помещены рассказы о Бульке замечательном псе охотничьей породы. Подвиги и приключения Бульки служат фоном для утверждения гуманистической идеи, глубоко затрагивающей чувства читателей. Это рассказы об ответственности человека перед теми, кого приручил.

Нравственное совершенствование человека- главная идея Толстого- писателя, философа, педагога. Она находила воплощение в его учительской деятельности, и в произведениях для детей. Т. Был убежден, что воспитывать следует на примерах справедливости, добра, милосердия, уважения как к старшим, так и к младшим. Такими примерами насыщены его произведения.

Выдающийся русский писатель, философ и мыслитель граф известен во всем мире. Даже в самых дальних уголках мира, как только речь заходит о России, так непременно вспоминают Петра Первого, Толстого, Достоевского и еще несколько из российской истории.

Мы решили собрать самые интересные факты из жизни Толстого , чтобы напомнить их вам, а может даже и удивить некоторыми вещами.

Итак, начнем-с!

  1. Родился Толстой в 1828 году, а умер в 1910 (прожил 82 года). Женился в 34 года на 18-летней Софье Андреевне. У них родилось 13 детей, пятеро из которых умерли в детстве.

    Лев Толстой с женой и детьми

  2. Перед свадьбой граф дал будущей супруге перечитать свои дневники, в которых описывались его многочисленные блудные связи. Он считал это честным и справедливым. По словам жены писателя, она на всю жизнь запомнила их содержание.
  3. В самом начале семейной жизни у молодой четы была полная гармония и взаимопонимание, однако со временем отношения стали ухудшаться все более и более, достигнув пика незадолго до смерти мыслителя.
  4. Жена Толстого была настоящей хозяйкой и образцово вела хозяйские дела.
  5. Интересен тот факт, что Софья Андреевна (жена Толстого), переписывала практически все труды своего мужа для того, чтобы отправлять рукописи в издательство. Это было необходимо потому, что ни один редактор не разобрал бы почерка великого писателя.

    Дневник Толстого Л.Н.

  6. Практически всю жизнь супруга мыслителя переписывала и дневники мужа. Однако незадолго перед смертью Толстой стал вести два дневника: один тот, который читала жена, а другой личный. Пожилая Софья Андреевна приходила в ярость от того, что не могла его найти, хотя перерывала весь дом.
  7. Все значимые произведения («Война и Мир», «Анна Каренина», «Воскресение») Лев Толстой написал после женитьбы. То есть, до 34 лет он не занимался серьезной писательской деятельностью.

    Толстой в молодости

  8. Творческое наследие Льва Николаевича составляет 165 тысяч листов рукописей и десять тысяч писем. Полное собрание сочинений издано в 90 томах.
  9. Интересным фактом является то, что в жизни Толстой терпеть не мог, когда лают собаки, а также не любил вишню.
  10. Несмотря на то, что был от рождения графом, он всегда тяготел душой к народу. Нередко крестьяне видели его самостоятельно пашущим поле. По этому случаю есть забавный анекдот: «Лев Толстой сидит в холщовой рубахе и пишет роман. Входит лакей в ливрее и белых перчатках. — Ваше сиятельство, пахать подано-с!»
  11. С самого детства был невероятно азартным человеком и картежником. Впрочем, как и другой великий писатель – .
  12. Интересно, что однажды граф Толстой проиграл в карты одну из построек своей усадьбы Ясная Поляна. Его партнер разобрал перешедшее ему имущество до гвоздика и все вывез. Сам писатель мечтал выкупить обратно эту пристройку, но так и не осуществил этого.
  13. Великолепно владел английским, французским и немецким языками. Читал на итальянском, польском, сербском и чешском. Изучал греческий и церковно-славянский, латынь, украинский и татарский, древнееврейский и турецкий, голландский и болгарский языки.

    Портрет писателя Толстого

  14. Анна Ахматова в детстве учила буквы по букварю, который Л.Н. Толстой написал для крестьянских детишек.
  15. Всю свою жизнь старался помогать крестьянам во всем, на что у него были силы.

    Толстой с помощниками составляет списки крестьян, нуждающихся в помощи

  16. Роман «Война и мир» писался на протяжении 6 лет, а потом еще 8 раз переписывался. Отдельные фрагменты Толстой переписывал до 25 раз.
  17. Произведение «Война и мир» считается наиболее значимым в творчестве великого писателя, однако сам он говорил в письме А. Фету следующее: «Я счастлив, что больше никогда не стану писать многословной дребедени вроде «Войны»».
  18. Интересный факт про Толстого заключается еще и в том, что граф, к концу жизни, выработал несколько серьезных принципов своего миропонимания. Главные из них сводятся к непротивлению злу насилием, отрицанию частной собственности и полному игнорированию любых авторитетов, будь то церковный, государственный или какой другой.

    Толстой в семейном кругу в парке

  19. Многие считают, что Толстой был отлучен от Православной Церкви. На самом же деле определение святейшего Синода звучало дословно так:
  20. «Посему, свидетельствуя об отпадении его (Толстого — авт.) от Церкви, вместе и молимся, да подаст ему Господь покаяние в разум истины».

    То есть Синод просто засвидетельствовал, что Толстой «самоотлучился» от Церкви. По факту так оно и было, если анализировать многочисленные высказывания писателя в адрес Церкви.

    1. На самом деле, к концу жизни Лев Николаевич действительно высказывал убеждения очень далекие от христианства. Цитата:

    «Я не хочу быть христианином, как не советовал и не хотел бы, чтобы были буддисты, конфуционисты, таосисты, магометане и другие».

    «Пушкин был, как киргиз. Пушкиным все до сих пор восхищаются. А вдумайтесь только в отрывок из его «Евгения Онегина», помещенный во всех хрестоматиях для детей: «Зима. Крестьянин, торжествуя…». Что ни строфа, то бессмыслица!

    А, между тем, поэт, очевидно, много и долго работал над стихом. «Зима. Крестьянин, торжествуя…». Почему «торжествуя»? — Быть может, едет в город купить себе соли или махорки.

    «На дровнях обновляет путь. Его лошадка, снег почуя…». Как это можно «чуять» снег?! Ведь она бежит по снегу — так при чем же тут чутье? Далее: «Плетется рысью как-нибудь…». Это «как-нибудь» — исторически глупая вещь. И попала в поэму только для рифмы.

    Это писал великий Пушкин, несомненно, умный человек, писал потому, что был молод и, как киргиз, пел вместо того, чтобы говорить.

    На это Толстому был задан вопрос : Но что же, Лев Николаевич, делать? Неужели же бросить писанье?

    Толстой : Конечно, бросить! Я это всем говорю из начинающих. Это мой обычный совет. Не такое теперь время, чтобы писать. Нужно дело делать, жить примерно и учить на своем примере жить других. Бросьте литературу, если хотите послушаться старика. Мне что ж! Я скоро умру…»


    «С годами Толстой всё чаще и чаще высказывает свои мнения о женщинах. Мнения эти ужасны».

    – Уж если нужно сравнение, то брак следует сравнивать с похоронами, а не с именинами, – говорил Лев Толстой.

    – Человек шёл один – ему привязали за плечи пять пудов, а он радуется. Что тут и говорить, что если я иду один, то мне свободно, а если мою ногу свяжут с ногою бабы, то она будет тащиться за мной и мешать мне.

    – Зачем же ты женился? – спросила графиня.

    – А не знал тогда этого».

    Лев Толстой с женой

    Несмотря на описанные выше интересные факты о Льве Николаевиче Толстом, он всегда декларировал, что высшая ценность в обществе – это семья.


    «Действительно, Париж вовсе не приходится в лад его духовному строю; странный он человек, я таких не встречал и не совсем его понимаю. Смесь поэта, кальвиниста, фанатика, барича — что-то напоминающее Руссо, но честнее Руссо — высоконравственное и в то же время несимпатическое существо».


    Если вы хотите познакомиться с более подробными сведениями из биографии Толстого, тогда рекомендуем вам прочесть его собственное произведение «Исповедь». Уверены, что некоторые вещи из личной жизни выдающегося мыслителя вас просто шокируют!

    Ну что, друзья, мы привели Вам наиболее полный список самых интересных фактов из жизни Л.Н. Толстого и надеемся, что Вы поделитесь данной записью в любой из социальных сетей.

    Подписывайтесь на наиболее удобным способом — с нами всегда интересно.

    Понравился пост? Нажми любую кнопку:

    • Император Август и гей
    • Хитрый гений Лаплас
    • Истории провалов, которые обернулись невероятным успехом
    • Из жизни Птолемея

Русское культурное наследие девятнадцатого века включает в себя многие всемирно известные музыкальные произведения, достижения хореографического искусства, шедевры гениальных поэтов. Творчество Льва Николаевича Толстого - великого писателя-прозаика, философа-гуманиста и общественного деятеля занимает не только в русской, но и в мировой культуре особое место.

Биография Льва Николаевича Толстого противоречива. Она свидетельствует о том, что он не сразу пришёл к своим философским воззрениям. А создание художественных литературных произведений, которые и сделали его всемирно знаменитым русским писателем, являлось для него далеко не основным родом деятельности. Да и начало его жизненного пути не было безоблачным. Вот основные вехи биографии писателя :

  • Детские годы жизни Толстого.
  • Армейская служба и начало творческого пути.
  • Европейские путешествия и педагогическая деятельность.
  • Женитьба и семейная жизнь.
  • Романы «Война и мир» и «Анна Каренина».
  • Тысяча восемьсот восьмидесятые годы. Московская перепись.
  • Роман «Воскресение», отлучение от церкви.
  • Завершающие годы жизни.

Детство и отрочество

Дата рождения писателя - 9 сентября 1828 года. Родился он в дворянской аристократической семье , в имении матери «Ясная Поляна», где и прошло детство Льва Николаевича Толстого до девяти лет. Отец Льва Толстого, Николай Ильич, происходил из древнего графского рода Толстых, который вёл родословную с середины четырнадцатого века. Мать Льва, княжна Волконская, умерла в 1830 году, через некоторое время после рождения единственной дочери, которую звали Марией. Через семь лет умер и отец. Он оставил на попечение родственникам пятерых детей, среди которых Лев был четвёртым ребёнком.

Сменив несколько опекунов, маленький Лёва поселился в Казанском доме своей тётушки Юшковой, сестры отца. Жизнь в новой семье оказалась настолько счастливой, что отодвинула на второй план трагические события раннего детства. Позже писатель вспоминал это время как одно из лучших в своей жизни, что отразилось в его повести «Детство», которую можно считать частью автобиографии писателя.

Получив, как было принято в то время в большинстве дворянских семей, домашнее начальное образование, Толстой поступил в 1843 году на учёбу в Казанский университет, выбрав изучение восточных языков. Выбор оказался неудачным, из-за слабой успеваемости он меняет восточный факультет на занятия юриспруденцией, но с тем же результатом. В итоге через два года Лев возвращается на свою родину в Ясную Поляну, решив заняться сельским хозяйством.

Но требовавшая монотонного беспрерывного труда затея провалилась, и Лев уезжает в Москву, а потом в Петербург, где пытается снова подготовиться к поступлению в университет, чередуя эту подготовку с кутежами и азартными играми, всё больше обрастая долгами, а также с музыкальными занятиями и ведением дневника. Кто знает, чем могло всё это закончиться, если бы не приезд к нему в 1851 году брата Николая, армейского офицера, уговорившего его поступить на военную службу.

Армия и начало творческого пути

Армейская служба способствовала дальнейшей переоценке писателем общественных отношений, существующих в стране. Здесь была начата его писательская карьера, состоявшая из двух важных этапов :

  • Военная служба на Северном Кавказе.
  • Участие в Крымской войне.

На протяжении трёх лет Л. Н. Толстой жил среди терских казаков, принимал участие в боях - сначала добровольцем, а в дальнейшем официально. Впечатления о той жизни отразились впоследствии в творчестве писателя, в произведениях, посвящённых жизни северокавказского казачества: «Казаки», «Хаджи-Мурат», «Набег», «Рубка леса».

Именно на Кавказе, в перерывах между военными стычками с горцами и в ожидании приёма на официальную военную службу, Лев Николаевич написал своё первое опубликованное произведение - повесть «Детство». С неё начался творческий рост Льва Николаевича Толстого как писателя. Опубликованная в «Современнике» под псевдонимом Л. Н., она сразу же принесла начинающему автору известность и признание.

Пробыв на Кавказе два года, Л. Н. Толстой с началом Крымской войны был переведён в Дунайскую армию, а затем в Севастополь, где он служил в артиллерийских войсках, командуя батареей, участвовал в обороне Малахова кургана и сражался при Чёрной. За участие в боях за Севастополь Толстой был неоднократно награждён, в том числе орденом святой Анны.

Здесь писатель начинает работу над «Севастопольскими рассказами», которые завершает в Петербурге, куда был переведён в начале осени 1855 года, и публикует их уже под своим именем в «Современнике». Эта публикация закрепляет за ним имя представителя нового поколения литераторов.

В конце 1857 года Л. Н. Толстой уходит в отставку, имея чин поручика, и отправляется в своё европейское путешествие.

Европа и педагогическая деятельность

Первая поездка Льва Толстого в Европу была ознакомительной, туристической. Он посещает музеи, места, связанные с жизнью и деятельностью Руссо. И хотя его восхитило ощущение социальной свободы, присущее европейскому образу жизни, общее впечатление от Европы у него было отрицательным, главным образом из-за контраста между богатством и бедностью, спрятанного под культурным лоском. Характеристика тогдашней Европы дана Толстым в рассказе «Люцерн».

После первого европейского путешествия Толстой в течение нескольких лет занимается народным образованием, открывая крестьянские школы в окрестностях Ясной Поляны. Первый опыт в этом у него уже был, когда ведя в юности довольно хаотичный образ жизни, в поисках ее смысла, во время неудачного занятия фермерством он открыл первую школу в своём имении.

В это время продолжается работа над «Казаками», романом «Семейное счастье». А в 1860-1861 годах Толстой снова едет в Европу, на этот раз с целью изучить опыт внедрения народного образования.

После возвращения в Россию он разрабатывает свою педагогическую систему, основанную на свободе личности, пишет множество сказок и рассказов для детей.

Женитьба, семья и дети

В 1862 году писатель женился на Софье Берс , которая была моложе его на восемнадцать лет. Имевшая университетское образование Софья в дальнейшем много помогала мужу в его писательской работе, в том числе переписывая начисто черновики рукописей. Хотя отношения в семье не всегда были идеальными, они прожили вместе сорок восемь лет. В семье родилось тринадцать детей, из которых до совершеннолетия дожили лишь восемь.

Образ жизни Л. Н. Толстого способствовал нарастанию со временем проблем в семейных отношениях. Особенно заметными они стали после завершения «Анны Карениной». Писатель погрузился в депрессию, стал требовать от семьи вести образ жизни, приближенный к крестьянскому быту, что приводило к постоянным ссорам.

«Война и мир» и «Анна Каренина»

На работу над наиболее известными его произведениями «Война и мир» и «Анна Каренина» у Льва Николаевича ушло двенадцать лет.

Первая публикация отрывка из «Войны и мира» появилась ещё в 1865 году, а уже в шестьдесят восьмом были напечатаны три первых части полностью. Успех романа был настолько большим, что понадобилось дополнительное издание уже вышедших частей, ещё до завершения работы над последними томами.

Не меньший успех выпал и следующему роману Толстого - «Анна Каренина», вышедшему в 1873-1876 годах. В этом произведении писателя уже чувствуются признаки душевного кризиса. Отношения главных героев книги, развитие сюжета, его драматический финал свидетельствовали о переходе Л. Н. Толстого к третьему этапу своего литературного творчества, отражающему усиление драматического взгляда писателя на бытие.

1880-е годы и Московская перепись

В конце семидесятых годов Л. Н. Толстой знакомится с В. П. Щеголёнком, на основе фольклорных рассказов которого писатель создаёт некоторые свои произведения «Чем люди живы», «Молитва» и другие. Изменение его миросозерцания к восьмидесятым годам отразилось в произведениях «Исповедь», «В чём моя вера?», «Крейцерова соната», которые характерны для третьего этапа творчества Толстого.

Пытаясь улучшить жизнь народа, писатель в 1882 году принимает участие в московской переписи, полагая, что официальное обнародование данных о бедственном положении простых людей поможет добиться изменения их судьбы. По выданному Думой плану он в течение нескольких дней собирает статистическую информацию на территории наиболее сложного участка, находящегося в Проточном переулке. Под впечатлением увиденного в московских трущобах им была написана статья «О переписи в Москве».

Роман «Воскресение» и отлучение от церкви

В девяностые годы писатель пишет трактат «Что такое искусство?», в котором он обосновывает свой взгляд на предназначение искусства. Но вершиной писательского труда Толстого этого периода считается роман «Воскресение». Изображение в нём церковной жизни как механической рутины позже стало основной причиной отлучения Льва Толстого от церкви.

Откликом писателя на это был его «Ответ синоду», что подтвердил разрыв Толстого с церковью, и в котором он обосновывает свою позицию, указывая на противоречия между церковными догматами и своим пониманием христианской веры.

Общественная реакция на это событие была противоречивой - часть общества выражала Л. Толстому сочувствие и поддержку, от другой слышались угрозы и ругань.

Завершающие годы жизни

Решив прожить оставшуюся жизнь не противореча своим убеждениям, Л. Н. Толстой в начале ноября 1910 года тайно уходит из Ясной Поляны, сопровождаемый лишь личным врачом. Определённой конечной цели уход не имел. Предполагалась уехать в Болгарию или на Кавказ. Но через несколько дней, почувствовав недомогание, писатель был вынужден, остановится на станции Астапово, где врачи диагностировали у него воспаление лёгких.

Попытки врачей спасти его не удались, и великий писатель умер 20 ноября 1910 года. Сообщение о смерти Толстого вызвало волнение по всей стране, но похороны прошли без происшествий. Похоронен он в Ясной Поляне, на любимом месте его детских игр - у края лесного оврага.

Духовные искания Льва Толстого

Несмотря на признание литературного наследия писателя во всём мире, сам Толстой относился к написанным им произведениям с пренебрежением . По-настоящему важным он считал распространение своих философско-религиозных взглядов, в основе которых была идея «непротивления злу насилием», известная как «толстовство». В поисках ответа на волновавшие его вопросы он много общался с людьми духовного звания, читал религиозные трактаты, изучал результаты изысканий точных наук.

В быту это выражалось постепенным отказом от роскоши помещичьей жизни, от своих имущественных прав, переходу к вегетарианству, - «опрощению». В биографии Толстого это было третьим периодом его творчества, в течение которого он окончательно пришёл к отрицанию всех тогдашних общественно-государственных, и религиозных форм жизни.

Мировое признание и изучение наследия

И в наше время Толстой считается одним из величайших писателей мира. И хотя сам он считал свои занятия литературой делом второстепенным, и даже в определённые жизненные периоды ничтожным, бесполезным, именно рассказы, повести и романы сделали его имя известным, способствовали распространению созданного им религиозно-нравственного учения, известного как толстовство, которое для Льва Николаевича было основным итогом жизни.

В России проект по изучению творческого наследия Толстого запускается уже с младших классов общеобразовательной школы. Первая презентация творчества писателя начинается в третьем классе, когда происходит начальное знакомство с биографией писателя. В дальнейшем, по мере изучения его произведений, ученики пишут рефераты на тему творчества классика, делают доклады как по биографии писателя, так и по отдельным его произведениям.

Изучению творчества писателя, сохранению памяти о нём способствует множество музеев в памятных местах страны, связанных с именем Л. Н. Толстого. В первую очередь таким музеем является музей-заповедник Ясная Поляна, где писатель родился и похоронен.

Возможно, такой заголовок смутит некоторых родителей, мол не сошла ли она с ума, пичкать маленького ребенка такими сложными произведениями, аж Льва Николаевича Толстого. Но нет, не сошла:) Более века назад известный русский писатель Лев Толстой написал рассказы для крестьянских детей, которых обучал грамоте в своей усадьбе Ясная Поляна. В те времена детских книг практически не было, потому Толстой сам написал множество простых и понятных детям рассказов, которые до сегодняшних дней не потеряли своей актуальности и значимости. Они с младых лет развивают чувство добра и справедливости, учат с любовью и уважением относиться к окружающему миру. Потому я просто не могла не приобрести хотя бы парочку книг этого замечательнейшего писателя для своего трехлетнего сына.

Я обожаю Льва Николаевича Толстого, не только его произведения, но и всю его философию и взгляды на жизнь. Он был невероятно мудрым и высоконравственным. Его взгляды и отношение к жизни очень резонируют с тем, как я понимаю наше бытие. Конечно, мне далеко до такой осознанности, но Лев Николаевич вдохновляет меня! А его произведения дышат невероятной живой атмосферой, они просто великолепны!

Именно поэтому я решила начинать вводить книги Толстого с самого детства. Тем более, что Лев Николаевич написал не мало детских рассказов, басней и сказок, адаптированные тексты которых помогут к тому же с успехом приобщиться ребенку к волшебному миру русской классической литературы.

«Маленькие рассказы»

Первым делом я прикупила такую вот чудесную книжку.

Называется она «Маленькие рассказы». Название говорит само за себя. Основую часть книги составляют именно маленькие рассказы. О добре, о справедливости, о честности, о труде, о дружбе, о любви, и других качествах, которые характеризуют высокую личность человека. Читая подобные рассказы маленькому ребенку, вы даете ему понять правильные вещи. Какие качества в жизни уважаются и ценятся, а какие только уродуют человека. Вот, например, один такой коротенький рассказ.


Большинство рассказов даже еще короче, буквально пару предложений, но в них заложена огромная мудрость! Талант Льва Толстого вкладывать глубокий смысл в простые слова бесценен и уникален. И с его книгами несомненно можно знакомить детей с самых маленьких лет. В нашем случае это три года.

Но и для более взрослых детишек эта книга подойдет. В ней 183 страницы и 65 произведений. Есть и более длинные, как «Филипок», например, которого можно читать лет с пяти.

Так что, книга «Маленькие рассказы» будет совсем не лишней в детской библиотеке. Конечно, читать подобные рассказы лучше с мамой, чтобы она комментировала и обсуждала с ребенком то, что хотел сказать автор. Более того, у этой книги удобный формат, хорошее качество плотных листов и твердой обложки, и ооочень душевные картинки, настоящие, передающие атмосферу того времени. Я прямо очень рада, что приобрела эту книгу:)

«Лев и Собачка»

Я вполне осознаю, что это простое, но безумно драматическое произведение, рановато для трех лет. Но просто очень захотела, чтобы оно было в нашей домашней библиотеке. Сама я прочитала «Льва и собачку» еще до школы, просто была эта книга в доме, а я взяла ее в руки и прочла. Словами не передать какую боль и сострадание вызвал этот рассказ в моем маленьком сердце. Я переживала очень. Считаю, что эта книга никого не оставит равнодушным. Она будит сострадание, учит сопереживать и сочувствовать чужой боли.

Есть более дешевые варианты этой книги, но я выбрала именно этот — от издательства «Речь». Иллюстрации в таком стиле мне очень импонируют. Словно художник прямо в книге делал мазки своею кистью.

Рисунки очень лаконичны, на них только основные зарисовки, но от этого они становятся более ясными ребенку, а главное, удивительным образом позволяют прочувствовать глубже буквально каждую страницу.

Привезенная курьером книга меня просто сразила! Она оказалась большего размера, чем я себе представляла: формат больше, чем А4; качество просто отличнейшее, в общем, настоящее украшение детской библиотеки! Ну а сам рассказ, думаю, в 4,5 года мы попробуем почитать. Посмотрю, готов ли сын к восприятию сего произведения, если нет, то будем ждать, но рано или поздно час этой книги у нас несомненно настанет =)

Лев Толстой был не только великим писателем, известным всему миру, но еще и выдающимся педагогом и философом. Его книги позволят нам ознакомиться с его художественными произведениями, написанными для просвещения, образования и воспитания детей. В них собраны произведения для начального чтения, в основном, из двух больших циклов Толстого — «Русские книги для чтения» и «Народные рассказы».

Книги идеально подойдут для семейного чтения, поскольку великий русский писатель и мыслитель адресовал свои сказки, басни и притчи не только детям, но и самому широкому кругу читателей разного возраста, преподавая нравственные уроки добра, трудолюбия и духовности.

Скачать книги Льва Толстого для детей

Ниже по ссылкам вы можете скачать несколько детских сборников, автором которых является Лев Николаевич Толстой. Среди них есть и сказки и басни и былины, в общем несколько десятков самых известных и лучших произведений Льва Толстого для детей.

Подборка других детских книг Льва Николаевича Толстого

Лев Николаевич Толстой - автор произведений не только для взрослых, но и для детей. Юным читателям нравятся рассказы, были, басни, сказки знаменитого прозаика. Произведения Толстого для детей учат любви, доброте, смелости, справедливости, находчивости.

Сказки для маленьких

Эти произведения могут читать малышам их родители. Ребенку 3-5 лет будет интересно познакомиться с героями сказочных сюжетов. Когда малыши научатся складывать из букв слова, то смогут читать и изучать произведения Толстого для детей уже самостоятельно.

Сказка «Три медведя» повествует о девочке Маше, которая заблудилась в лесу. Она набрела на домик и вошла в него. Стол был накрыт, на нем стояло 3 миски разного размера. Маша отведала похлебку сначала из двух больших, а затем съела весь суп, который был налит в маленькую тарелку. Затем она посидела на стуле и поспала на кровати, которая, как стул и тарелка, принадлежала Мишутке. Когда он вместе с медведями-родителями вернулся домой и увидел всё это, захотел поймать девочку, но та выпрыгнула в окно и убежала.

Малышам будут интересны и другие произведения Толстого для детей, написанные в виде сказок.

Рассказы-были

Ребятам старшего возраста полезно прочесть произведения Толстого для детей, написанные в формате небольших рассказов, например, о мальчике, который очень хотел учиться, но мама не отпускала его.

Рассказ «Филиппок» начинается с этого. Но мальчик Филипп как-то раз всё-таки ушел в школу без спроса, когда остался дома вдвоем с бабушкой. Зайдя в класс, он сначала испугался, но затем взял себя в руки и ответил учителю на вопросы. Преподаватель обещал ребенку, что попросит его мать, чтобы та разрешила Филиппку ходить в школу. Вот как мальчик хотел учиться. Ведь узнавать что-то новое - это так интересно!

Еще об одном небольшом и хорошем человеке написал Толстой. Произведения для детей, которые сочинил Лев Николаевич, включают в себя и рассказ «Подкидыш». Из него мы узнаем о девочке Маше, которая обнаружила на пороге своего дома грудного ребенка. Девочка была доброй, напоила подкидыша молоком. Ее мать хотела отдать малыша начальнику, так как их семья была бедной, но Маша сказала, что подкидыш ест мало, и она сама будет ухаживать за ним. Девочка сдержала слово, она пеленала, кормила, укладывала спать младенца.

Следующий рассказ, как и предыдущий, основан на реальных событиях. Называется он «Корова». В произведении рассказывается о вдове Марье, ее шестерых детях и корове.

Толстой, произведения для детей, созданные в поучительной форме

После прочтения рассказа «Камень» лишний раз убеждаешься, что не стоит то есть долгое время таить на кого-то злобу. Ведь это разрушительное чувство.

В рассказе один бедный мужик носил камень за пазухой в буквальном смысле слова. Когда-то богатый человек, вместо того чтобы помочь, кинул в бедного этот булыжник. Когда жизнь богатого круто переменилась, его повезли в тюрьму, бедный хотел кинуть в него камень, который сохранил, но злоба уже давно прошла, и на смену ей пришла жалость.

Это же чувство испытываешь, читая рассказ «Тополь». Повествование ведется от первого лица. Автор вместе с помощниками хотел вырубить молодые тополя. Это были отростки старого дерева. Мужчина думал, что этим он облегчит ему жизнь, но всё оказалось иначе. Тополь засыхал и поэтому давал жизнь новым деревцам. Старое дерево погибло, а новые побеги работники уничтожили.

Басни

Не все знают, что произведения Льва Толстого для детей - это не только сказки, рассказы, но и басни, которые написаны в прозе.

Например, «Муравей и голубка». Прочитав эту басню, дети сделают вывод, что добрые поступки влекут за собой хорошие ответные действия.

Муравей упал в воду и стал тонуть, голубка кинула ему туда веточку, по которой бедолага смог выбраться. Как-то охотник расставил на голубку сеть, хотел уже захлопнуть ловушку, но тут на помощь птице пришел муравей. Он укусил охотника за ногу, тот охнул. В это время голубка выбралась из сети и улетела.

Заслуживают внимания и другие поучительные басни, которые придумал Лев Толстой. Произведения для детей, написанные в данном жанре, это:

  • "Черепаха и орел";
  • "Голова и хвост змеи";
  • "Лев и мышь";
  • "Осёл и лошадь";
  • "Лев, медведь и лисица";
  • "Лягушка и лев";
  • "Вол и старуха".

«Детство»

Ученикам младшего и среднего школьного возраста можно посоветовать прочитать первую часть трилогии Л. Н. Толстого «Детство», «Отрочество», «Юность». Им будет полезно узнать, как жили их сверстники - дети состоятельных родителей, в 19 веке.

Повесть начинается со знакомства с Николенькой Артеньевым, которому исполнилось 10 лет. Мальчику с детства прививали хорошие манеры. Вот и сейчас, проснувшись, он умылся, оделся, и учитель Карл Иванович повел его и младшего брата поздороваться с маменькой. Она разливала чай в гостиной, затем семья завтракала.

Так описал утреннюю сцену Лев Толстой. Произведения для детей учат юных читателей добру, любви, как и эта повесть. Автор описывает, какие чувства Николенька испытывал к родителям - чистую и искреннюю любовь. Эта повесть будет полезна юным читателям. В старших классах они будут изучать продолжение книги - «Отрочество» и «Юность».

Произведения Толстого: список

Небольшие рассказы читаются очень быстро. Вот название некоторых из них, которые Лев Николаевич написал для детей:

  • "Эскимосы";
  • "Два товарища";
  • "Булька и волк";
  • "Как ходят деревья";
  • "Девчонки умнее стариков";
  • "Яблони";
  • "Магнит";
  • "Лозина";
  • "Два купца";
  • "Косточка".
  • "Свечка";
  • "Дурной воздух";
  • "Вредный воздух";
  • "Зайцы";
  • "Олень".

Рассказы о животных

У Толстого есть очень трогательные рассказы. О смелом мальчике мы узнаем из следующей истории, которая называется «Котёнок». В одной семье жила кошка. На какое-то время она вдруг пропала. Когда дети - брат и сестра, нашли ее, то увидели, что кошка родила котят. Ребята взяли себе одного, стали ухаживать за маленьким созданием - кормить, поить.

Как-то они пошли гулять и взяли питомца с собой. Но вскоре дети забыли о нем. Вспомнили только тогда, когда малышу угрожала беда - на него с лаем неслись охотничьи собаки. Девочка испугалась и убежала, а мальчик кинулся защищать котенка. Он накрыл его своим телом и таким образом спас от собак, которых затем отозвал охотник.

В рассказе «Слон» мы узнаём о гигантском животном, живущем в Индии. Хозяин плохо с ним обращался - почти не кормил и заставлял много работать. Однажды животное не выдержало такого обхождения и раздавило мужчину, наступив на него ногой. Вместо прежнего слон выбрал в качестве хозяина мальчика - его сына.

Вот какие поучительные и интересные рассказы написал классик. Это лучшие произведения Льва Толстого для детей. Они помогут привить ребятам много полезных и важных качеств, научат лучше видеть и понимать окружающий мир.