Можайский импрессионист сергей герасимов. Герасимов Сергей Васильевич Sergei Gerasimov

Одаренный живописец и график, мастер книжной иллюстрации, прирожденный педагог, С. В. Герасимов успешно реализовал свой талант во всех этих сферах творчества.

Девушка в голубой кофте

Зима

Художественное образование он получил в СХПУ (1901-07), затем в МУЖВЗ (1907-12), где учился у К.А.Коровина и С.В.Иванова.

Кутузов на Бородинском поле.

В.И.Ленин на втором съезде Советов среди
делегатов-крестьян.

В молодости Герасимов отдавал предпочтение акварели и именно в этой тонкой технике вырабатывал свойственную его произведениям изысканную колористическую гамму с серебристо-жемчужными переливами свободных, легких мазков.

Городской пейзаж.

Ранняя весна

Наряду с портретами и пейзажами часто обращался к мотивам народного быта, но не повествование и не этнографические подробности привлекали здесь художника, а сама стихия сельской и провинциальной городской жизни ("У телеги", 1906; "Можайские ряды", 1908; "Свадебные в трактире", 1909).

Золотая осень

За власть Советов.

В рисунках, литографиях, гравюрах начала 1920-х гг. (серия "Мужики") художник искал более острого, драматически напряженного выражения крестьянских характеров.

Иллюстрация к роману А.М.Горького Дело Артамоновых

Колхозный праздник

Эти поиски отчасти продолжились и в живописи: "Фронтовик" (1926), "Колхозный сторож" (1933). Герасимов - лирик по натуре, изысканный пейзажист.

Сирень в цвету

Во время выборов

Его высшие достижения - в небольших натурных этюдах русской природы. Они замечательны своей поэтичностью, тонким ощущением жизни, гармонией и свежестью колорита ("Зима", 1939; "Лед прошел", 1945; "Весеннее утро", 1953; серия "Можайские пейзажи", 1950-е, и др.). Между тем по принятой в его время официальной иерархии жанров полноценным произведением живописи считалась картина с развернутым и идеологически выдержанным сюжетом.

Корова на лугу

Мать партизана

Но такие картины в известной мере удавались Герасимову лишь тогда, когда он и в них мог передать лирическое состояние, объединяющую поэтичность природной среды: "На Волхове. Рыбаки" (1928-30), "Колхозный праздник" (1937).

Зима

Начало весны.

Попытки же передать драматические ситуации оказывались не слишком убедительными ("Клятва сибирских партизан", 1933; "Мать партизана", 1947). Среди графических работ художника наибольшую известность приобрели иллюстрации к поэме Н. А. Некрасова "Кому на Руси жить хорошо" (1933-36) и к роману М. Горького "Дело Артамоновых" (1939-54; за них Герасимов награжден золотой медалью Всемирной выставки 1958 г. в Брюсселе).

Снова весна

Весеннее утро.

С молодых лет и на протяжении всего творческого пути Герасимов увлеченно занимался преподаванием: в художественной школе при типографии Товарищества И. Д. Сытина (1912-14), в Государственной школе печатного дела при Наркомпросе (1918-23), во Вхутемасе - Вхутеине (1920-29), Московском полиграфическом институте (1930-36), МГХИ (1937-50), МВХПУ (1950-64). В 1956 г. ему присуждена ученая степень доктора искусствоведения.

Клятва сибирских партизан.

Церковь Покрова на Нерли.

Пейзаж с башней. Начало весны.

Искать по имени художника


1885–1964

ГЕРАСИМОВ Сергей Васильевич

Живописец, график.

Родился в крестьянской семье. Учился в Можайской сельской школе и городском училище повышенного типа. В 1901 приехал в Москву, поступил в Строгановское центральное художественно-промышленное училище, занимался у С. В. Иванова и С.-В. Ноаковского (1901–1907). Продолжил образование в МУЖВиЗ у К. А. Коровина (1907–1911). Одновременно осваивал технику литографии под руководством С. С. Глаголя и практиковался в типографии Товарищества И. Д. Сытина. С 1906 участвовал в выставках Московского салона.

В 1912–1914 преподавал живопись и рисунок в Художественной школе при типографии Сытина. В 1914 призван на военную службу. После демобилизации в 1917 преподавал и заведовал Школой печатного дела при Первой Образцовой типографии (бывш. Типография Сытина). Занимался оформлением улиц и площадей Москвы к революционным праздникам.

Жил в Москве, летние месяцы работал в Можайске, где в 1915 построил себе мастерскую. В 1921 вступил в «Мир искусства», с 1922 стал членом и постоянным экспонентом общества «Маковец». В 1920–1927 преподавал во ВХУТЕМАСе, в 1927–1929 - во ВХУТЕИНе, получил профессорское звание. В 1925 совершил поездку в Италию, Грецию, Турцию. В 1926 посетил Новгород и Псков, создал ряд рисунков и картин с изображением быта местных крестьян и природы края.

В 1926 вступил в Общество московских художников, в 1930 - в Ассоциацию художников революции (АХР). В 1930–1936 преподавал в Московском полиграфическом институте, в 1936–1950 - в Московском художественном институте, где занимал пост декана живописного факультета, а в 1946–1948 должность директора Института. Снискал себе репутацию осторожного либерала, что стало причиной увольнения с поста директора.

Во время Великой Отечественной войны в 1941–1943 находился в эвакуации в Самарканде. Создал серию акварелей «Москва - Самарканд - Москва». В 1947 избран действительным членом Академии художеств СССР. В 1950–1964 был профессором и директором Московского высшего художественно-промышленного института (бывшего Строгановского). В 1955–1961 неоднократно совершал поездки по Европе. Много работал в области книжной графики, оформлял произведения Н. А. Некрасова и М. Горького. Создал тип станковой иллюстрации, не связанной с «организмом» книги. В 1966 (посмертно) был удостоен Ленинской премии.

Сергей Герасимов - один из ведущих мастеров советского искусства. В его ранней живописи заметны черты сезаннизма. В 1920-х он создал в рисунке, литографии и живописи галерею крестьянских образов, которые принадлежат к лучшим творческим достижениям художника. Писал также картины на темы революционной истории, в частности «Фронтовик» (1926), «Клятва сибирских партизан» (1933), решая их в монументально-эпическом ключе. Его произведения 1920-х - первой половины 1930-х отличаются простотой композиционного решения, аскетичным, подчас монохромным колоритом, экспрессивным рисунком.

В середине 1930-х живописная манера Герасимова претерпела изменения. Художник обратился к традициям русской пленэрной живописи, выступив в своих жанровых картинах и, особенно, пейзажах последователем К. А. Коровина и В. А. Серова. Пейзажи художника отличает поэтичность, тонкое ощущение жизни природы, гармоничность и свежесть цветов. Много работал в технике акварели (цикл «Можайские пейзажи», 1954). В ряду наиболее значительных тематических картин 1940-х - 1960-х выделяются «Мать партизана» (1943, переработана в 1949–1950) и «За власть Советов» (1957).

Произведения Герасимова находятся во многих музейных собраниях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, ГМИИ им. А. С. Пушкина. В Можайске в открыт мемориальный Дом-музей С. В. Герасимова.

  • 22.02.2019 Под внесением «разнообразия» понимается покупка работ женщин-художниц и художников афроамериканского происхождения, ныне недостаточно представленных в SFMoMA
  • 21.02.2019 Уголовное дело было возбуждено по части IV статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Речь идет о продаже картин на сумму около 68 000 000 рублей - то есть на миллион долларов
  • 21.02.2019 Объект «Питер - город ангелов» вернется на автобусную остановку на стрелке Васильевского острова
  • 20.02.2019 Первая в сезоне крупная международная ярмарка искусства, завершилась с хорошим результатом. Количество посетителей достигло 66 000, что больше, чем в рекордном 2018 году
  • 19.02.2019 В номере опубликованы очерки Валентина Воробьева о московском «Сотбисе» 1988 года и рассказ Валентина Хромова об Анатолии Звереве, Дмитрии Плавинском и Александре Харитонове
  • 22.02.2019 В собрании певца, ушедшего из жизни в 2016 году, работы Дэмиена Херста, Трейси Эмин, Сары Лукас и других звезд британского современного искусства
  • 22.02.2019 В каталоге торгов 28 февраля 2019 года - 692 лота
  • 18.02.2019 В ближайшую пятницу в 12:00 мы будем подводить итоги очередных торгов доступного искусства из частных собраний. Интересные авторы, смелые работы, дружественные цены. И никакого больше снега на картинах: хватит, встречаем весну!
  • 18.02.2019 Традиционные двадцать лотов - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и три - печатной графики и три композиции, выполненные в смешанной технике
  • 15.02.2019 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
  • 11.12.2018 Три месяца назад вступило в действие постановление правительства № 285: продавцам картин велено перечислять 5 % при перепродаже в аккредитованную организацию УПРАВИС в пользу художников и наследников авторского права. Объясняю, что с этим не так
  • 06.12.2018 Под каждым изображением лота смотрите реальный результат, пересчитанный из фунтов в доллары по курсу 1,28. И сравнивайте с прогнозом AI
  • 27.11.2018 Кураторы выставки «Хвост кометы» Елена Баснер, Юрий Аввакумов и Сергей Сазонов. Автор идеи Наталия Каровская. Восемь фальшаков показывают специально в отдельном зале. В том числе скандальный «Самовар» Малевича
  • 20.11.2018

Биография

Выдающийся художник, живописец, график, иллюстратор, педагог. Представитель русского импрессионизма. Писал жанровые картины, портреты, натюрморты, но самым любимым у художника, несомненно, был пейзаж. Народный художник СССР. Действительный член АХ СССР.

Учился в Строгановском центральном художественно-промышленном училище у К. А. Коровина, затем у него же в Московском училище живописи, ваяния и зодчества. Участник объединений «Московский салон» (1911–1920), «Мир искусства» (1920), «Маковец» (1921–1922), ОМХ (1926–1929), АХР (1930–1932). Лауреат Ленинской премии (1966) за серию картин «Земля русская». Создал целый ряд эталонных соцреалистических картин, вошедших в золотой фонд живописи советского периода: «Фронтовик», 1926, ГТГ; «Клятва сибирских партизан», 1933, Русский музей; «Колхозный праздник», 1937, ГТГ; «Мать партизана», 1943–1950, ГТГ.

Проявил себя как талантливый и опытный педагог (преподавал, ещё с 1912 года, в художественной школе при типолитографии И. Д. Сытина, а затем во Вхутемасе – Высших художественно-технических мастерских, и других институтах), а также умелый и чуткий администратор, зарекомендовавший себя в середине прошлого века как последовательный и осторожный, но стойкий защитник свободных взглядов в творчестве (за что в 1948 был уволен с поста директора МГХИ имени В. И. Сурикова). Из его мастерской вышли десятки самых известных живописцев, составивших цвет российского искусства. Среди них действительные члены Российской Академии художеств, Народные и Заслуженные художники России, Лауреаты Государственных премий – Г. М. Коржев, П. П. Оссовский, А. П. Ткачев, С. П. Ткачев, М. В. Сорокин, Ю. П. Кугач и многие другие. Занимал также посты директора Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского; 1950–1964) и Первого секретаря правления Союза художников СССР (1958–1964). В Можайске, на Родине художника, детская школа искусств названа его именем.

Персональные выставки художника неоднократно проходили в Москве, Ленинграде, Риге, Бухаресте, Варшаве, Праге, Братиславе. Произведения С. В. Герасимова хранятся в ГТГ, ГРМ, ГМИИ имени А. С. Пушкина, Мемориальном музее художника в Можайске, Государственном литературном музее в Москве, Институте русского реалистического искусства (ИРРИ), Государственном музее русского искусства в Киеве и во многих других музеях.

Сергей Васильевич Герасимов (1885-1964) – выдающийся российский и советский художник. Кроме того он известен как первый секретарь Правления Союза художников СССР, директор МГХИ им. В.И. Сурикова и доктор искусствоведения. Его звания и регалии составили бы честь любому другому художнику нашей страны. В 1947 году Сергей Васильевич стал Академиком АХ СССР, в 1958 − Народным художником СССР, а посмертно, в 1966 году – Лауреатом Ленинской премии. Он иллюстрировал произведения великих писателей Горького и Некрасова. Герасимова считают российским импрессионистом и социалистическим реалистом.

Сергей Герасимов родился в Можайске в 1885 году, живописи обучался в московском Строгановском художественно-промышленном училище и в Училище живописи, ваяния и зодчества. В возрасте 30-ти лет художник построил себе дом-мастерскую в родном городе. Сергей Васильевич трепетно относился к родному краю и изображал его на своих полотнах.

Например, стоит отметить картину «Вечер в Можайске, 1959». Она написана в явных традициях и постимпрессионизма (чем-то даже напоминает полотна ).



Теплые тона палитры передают очарование вечера в провинции, розовые воздушные облака цепляют своей радужностью и покоем. На картине на первый план выходит природа, зеленые роскошные деревья. Домики же на заднем плане изображены крайне схематично, словно уступая все лавры красоте природы. Казалось бы, довольно схематичное полотно, но сколько в нем атмосферности, настроения и тепла!

Воспевая красоту родины, Сергей Васильевич продолжал творческие традиции А.К. Саврасова, . Отличительной чертой его картин была лиричность. Говорят, что они передают широту и доброту русской души.

Две из картин Сергея Васильевича находятся сейчас в . Это «Лёд прошёл, 1945» и «Крестьянский праздник, 1937».

«Лёд прошёл» − полотно размером 76 на 103,6 см, написанное маслом на холсте и приобретенное у автора в 1947 году.



Сюжет картины незатейлив, на ней снова изображен небольшой фрагмент природы. Стволы берез возле водоема перекликаются по цветовой гамме с серо-белым небом, блекло-охрые тона, в которых изображена земля очень явственно дают нам прочувствовать то самое время года, когда лёд уже растаял, а весна не наступила. Картину можно назвать холодной и тёплой одновременно: в ней ещё звучит серость и скука зимы, но уже слышна небольшая надежда на весну. Особенно ценна эта работа тем, что Герасимову удалось крайне реалистично, несмотря на расплывчатый импрессионистский мазок «сделать фотографию» родного края.

Кстати, есть у Сергея Васильевича и другая картина на эту тему, «Весна, Март». Она также очень интересна своей схематичностью.



Ветви деревьев прописаны быстрыми чёткими мазками, словно их начертили острой иглой. И небо… Какое потрясающее на этом полотне весенне-воздушное небо! Каждый житель России взглянув на эту картину скажет, что художник смог поймать то самое ощущение весны в марте.

Но вернёмся к коллекции «Третьяковки». Вторая картина, хранящаяся в галерее, это «Крестьянский праздник, 1937». На картине запечатлен момент из жизни простого народа: стол буквой «Г» с пирогами и букетом скромных полевых цветов на нем, ящик с вином и красивые, крепкие люди с открытыми лицами. Отдельного внимания заслуживает цветовая палитра, блики и отсветы на холсте.



«Крестьянский праздник» считается программным советским произведением, многие художники нашей страны впоследствии писали картины на похожие сюжеты.

На многих полотнах художника изображены революция и война, по ним можно практически изучать как историю нашей страны, так и быт простого народа. Например, картина на военную тему «Мать партизана, 1943». На ней изображена женщина, сына которой ведут на расстрел. Босоногая крестьянка бесстрашно преградила путь немецкому солдату. В ее глазах мучительная боль, мать понимает, что сына убьют. Но она мужественно встречает горе и не уступает дорогу фашисту. Картина символизирует несгибаемость русского духа перед лицом беды.

Другая картина на тему борьбы русского народа в годы Гражданской войны называется «Клятва сибирских партизан, 1933». В центре картины красный флаг – символ «красных партизан». Эта война (1917−1922) была одной из главных тем советских живописцев даже по прошествии десятилетия. На картине Сергей Герасимов написал толпу людей с винтовками и перекошенными лицами, и гроб, над которым держат красный флаг. Лица людей вновь прописаны довольно схематично, в духе импрессионизма, но эта схематичность прекрасным образом передает эмоции, испытываемые героями картины.

Сергей Васильевич Герасимов удостоен множества наград. Его картины сейчас находятся в Третьяковской галерее, Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге, Институте Русского реалистического искусства в Москве, Таганрогском художественном музее, Красноярском государственном художественном музее имени Сурикова. Похоронен Сергей Васильевич на Новодевичьем кладбище в Москве.

Премии:

Серге́й Васи́льевич Гера́симов (1885-1964) - советский живописец, педагог, доктор искусствоведения (), профессор, директор МГХИ им. В. И. Сурикова в -1948 годах , первый секретарь Правления Союза художников СССР в 1958-1964 годах.

Биография

Русский художник, представитель русского импрессионизма, создавший также целый ряд эталонных соцреалистических картин. Родился 14 (26 сентября) 1885 года в Можайске (ныне Московская область) в крестьянской семье. Занимался в московском Строгановском художественно-промышленном училище (1901-1907), а также в Училище живописи, ваяния и зодчества (1907-1912), где его наставниками были С. В. Иванов и К. А. Коровин . Был членом объединений «Маковец», «Общество московских художников» и АХРР . Жил в Москве и Можайске, где в 1915 году построил себе дом-мастерскую.

В ранней живописи художника («Фронтовик», 1926, Третьяковская галерея (ГТГ)) проступают черты умеренного кубизма («сезаннизма»). В «Клятве сибирских партизан» (1933, Русский музей) он осваивает принципы революционно-пропагандистской «тематической картины». Если этот образ запоминается своей жесткой суровостью, то знаменитый «Колхозный праздник» (1937, ГТГ) выглядит как сценическая красочная феерия, сотканная из отдельных «сочных» кусочков. Одним из известнейших живописных полотен о войне стала герасимовская «Мать партизана » (1943-1950, ГТГ). Сквозь все творчество мастера проходят реальные впечатления постреволюционных потрясений и бед - прежде всего в повторяющихся мотивах соседствующего с его домом Лужецкого монастыря, разрушенного и варварски разоренного после его закрытия в 1926 году. В простых по сюжету, лирически-задушевных пейзажах (серия Можайские пейзажи, 1954, ГТГ ; и др.) живописный импрессионизм Герасимова выразился наиболее органично. Окружающая реальность неразрывно соединилась в этих композициях с воспоминаниями о русской провинциальной старине. Иллюстрировал произведения М. Горького , Н. А. Некрасова и других авторов.

Проявил себя как опытный педагог (преподавал, ещё с 1912 года, в художественной школе при типолитографии И. Д. Сытина, а затем во Вхутемасе - Высших художественно-технических мастерских, и других институтах), а также умелый и чуткий администратор, завоевав в середине века прочную репутацию осторожного, но стойкого либерала (за что в 1948 был уволен с поста директора МГХИ имени В. И. Сурикова). Занимал также посты директора Московского высшего художественно-промышленного училища (бывшего Строгановского; 1950-1964) и Первого секретаря правления Союза художников СССР (1958-1964).

С. В. Герасимов умер 20 апреля 1964 года . Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище (участок № 6).

Работы находятся в собраниях

  • Государственная Третьяковская галерея , Москва
  • Государственный Русский музей , Санкт-Петербург
  • Красноярский государственный художественный музей им. В. И. Сурикова
  • Таганрогский художественный музей , Таганрог

Почётные звания и государственные награды

  • доктор искусствоведения (1956)
  • Ленинская премия ( - посмертно ) - за серию картин «Земля русская»
  • медали
  • Серебряная медаль Международной выставки (1937, Париж)
  • Золотая медаль Всемирной выставки (1958, Брюссель)
  • Золотая медаль МК СССР (1958)
  • Золотая медаль АХ СССР (1962)

Напишите отзыв о статье "Герасимов, Сергей Васильевич"

Примечания

Ссылки

Источники

Отрывок, характеризующий Герасимов, Сергей Васильевич

Пьер проснулся 3 го сентября поздно. Голова его болела, платье, в котором он спал не раздеваясь, тяготило его тело, и на душе было смутное сознание чего то постыдного, совершенного накануне; это постыдное был вчерашний разговор с капитаном Рамбалем.
Часы показывали одиннадцать, но на дворе казалось особенно пасмурно. Пьер встал, протер глаза и, увидав пистолет с вырезным ложем, который Герасим положил опять на письменный стол, Пьер вспомнил то, где он находился и что ему предстояло именно в нынешний день.
«Уж не опоздал ли я? – подумал Пьер. – Нет, вероятно, он сделает свой въезд в Москву не ранее двенадцати». Пьер не позволял себе размышлять о том, что ему предстояло, но торопился поскорее действовать.
Оправив на себе платье, Пьер взял в руки пистолет и сбирался уже идти. Но тут ему в первый раз пришла мысль о том, каким образом, не в руке же, по улице нести ему это оружие. Даже и под широким кафтаном трудно было спрятать большой пистолет. Ни за поясом, ни под мышкой нельзя было поместить его незаметным. Кроме того, пистолет был разряжен, а Пьер не успел зарядить его. «Все равно, кинжал», – сказал себе Пьер, хотя он не раз, обсуживая исполнение своего намерения, решал сам с собою, что главная ошибка студента в 1809 году состояла в том, что он хотел убить Наполеона кинжалом. Но, как будто главная цель Пьера состояла не в том, чтобы исполнить задуманное дело, а в том, чтобы показать самому себе, что не отрекается от своего намерения и делает все для исполнения его, Пьер поспешно взял купленный им у Сухаревой башни вместе с пистолетом тупой зазубренный кинжал в зеленых ножнах и спрятал его под жилет.
Подпоясав кафтан и надвинув шапку, Пьер, стараясь не шуметь и не встретить капитана, прошел по коридору и вышел на улицу.
Тот пожар, на который так равнодушно смотрел он накануне вечером, за ночь значительно увеличился. Москва горела уже с разных сторон. Горели в одно и то же время Каретный ряд, Замоскворечье, Гостиный двор, Поварская, барки на Москве реке и дровяной рынок у Дорогомиловского моста.
Путь Пьера лежал через переулки на Поварскую и оттуда на Арбат, к Николе Явленному, у которого он в воображении своем давно определил место, на котором должно быть совершено его дело. У большей части домов были заперты ворота и ставни. Улицы и переулки были пустынны. В воздухе пахло гарью и дымом. Изредка встречались русские с беспокойно робкими лицами и французы с негородским, лагерным видом, шедшие по серединам улиц. И те и другие с удивлением смотрели на Пьера. Кроме большого роста и толщины, кроме странного мрачно сосредоточенного и страдальческого выражения лица и всей фигуры, русские присматривались к Пьеру, потому что не понимали, к какому сословию мог принадлежать этот человек. Французы же с удивлением провожали его глазами, в особенности потому, что Пьер, противно всем другим русским, испуганно или любопытна смотревшим на французов, не обращал на них никакого внимания. У ворот одного дома три француза, толковавшие что то не понимавшим их русским людям, остановили Пьера, спрашивая, не знает ли он по французски?
Пьер отрицательно покачал головой и пошел дальше. В другом переулке на него крикнул часовой, стоявший у зеленого ящика, и Пьер только на повторенный грозный крик и звук ружья, взятого часовым на руку, понял, что он должен был обойти другой стороной улицы. Он ничего не слышал и не видел вокруг себя. Он, как что то страшное и чуждое ему, с поспешностью и ужасом нес в себе свое намерение, боясь – наученный опытом прошлой ночи – как нибудь растерять его. Но Пьеру не суждено было донести в целости свое настроение до того места, куда он направлялся. Кроме того, ежели бы даже он и не был ничем задержан на пути, намерение его не могло быть исполнено уже потому, что Наполеон тому назад более четырех часов проехал из Дорогомиловского предместья через Арбат в Кремль и теперь в самом мрачном расположении духа сидел в царском кабинете кремлевского дворца и отдавал подробные, обстоятельные приказания о мерах, которые немедленно должны были бытт, приняты для тушения пожара, предупреждения мародерства и успокоения жителей. Но Пьер не знал этого; он, весь поглощенный предстоящим, мучился, как мучаются люди, упрямо предпринявшие дело невозможное – не по трудностям, но по несвойственности дела с своей природой; он мучился страхом того, что он ослабеет в решительную минуту и, вследствие того, потеряет уважение к себе.
Он хотя ничего не видел и не слышал вокруг себя, но инстинктом соображал дорогу и не ошибался переулками, выводившими его на Поварскую.
По мере того как Пьер приближался к Поварской, дым становился сильнее и сильнее, становилось даже тепло от огня пожара. Изредка взвивались огненные языка из за крыш домов. Больше народу встречалось на улицах, и народ этот был тревожнее. Но Пьер, хотя и чувствовал, что что то такое необыкновенное творилось вокруг него, не отдавал себе отчета о том, что он подходил к пожару. Проходя по тропинке, шедшей по большому незастроенному месту, примыкавшему одной стороной к Поварской, другой к садам дома князя Грузинского, Пьер вдруг услыхал подле самого себя отчаянный плач женщины. Он остановился, как бы пробудившись от сна, и поднял голову.
В стороне от тропинки, на засохшей пыльной траве, были свалены кучей домашние пожитки: перины, самовар, образа и сундуки. На земле подле сундуков сидела немолодая худая женщина, с длинными высунувшимися верхними зубами, одетая в черный салоп и чепчик. Женщина эта, качаясь и приговаривая что то, надрываясь плакала. Две девочки, от десяти до двенадцати лет, одетые в грязные коротенькие платьица и салопчики, с выражением недоумения на бледных, испуганных лицах, смотрели на мать. Меньшой мальчик, лет семи, в чуйке и в чужом огромном картузе, плакал на руках старухи няньки. Босоногая грязная девка сидела на сундуке и, распустив белесую косу, обдергивала опаленные волосы, принюхиваясь к ним. Муж, невысокий сутуловатый человек в вицмундире, с колесообразными бакенбардочками и гладкими височками, видневшимися из под прямо надетого картуза, с неподвижным лицом раздвигал сундуки, поставленные один на другом, и вытаскивал из под них какие то одеяния.