Матрица год выпуска. В чем смысл фильма «Матрица»? Интерпретация «Матрицы» от КОБ

ID 0133093 Официальный сайт

Сразу после этого сообщения раздаётся стук в дверь - это были его заказчики. Расплатившись с Нео, они приглашают его в ночной клуб. Томас сначала отказывается, но увидев среди заказчиков девушку с необычной татуировкой в виде белого кролика, передумывает. Там он знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити (англ. Trinity - Троица). Она обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы, и для этого последний должен встретиться с тем, кто его давно ищет, - Морфеусом , которого власти считают опаснейшим террористом. У Нео не остаётся времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты » - своеобразные «охранники» Матрицы.

Арестовав Нео на работе, они допрашивают его и предлагают сотрудничество. Нео отказывается, и агенты вживляют ему жучка, после чего мистер Андерсон просыпается в своей квартире от телефонного звонка Морфеуса. По дороге к нему Тринити извлекает жучка, и Нео понимает, что это был не сон. Морфеус предлагает мистеру Андерсону увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки - синюю, приняв которую, Нео проснётся в своей постели и будет считать, что ему всё приснилось, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает последнюю из них и попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром.

Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера. Планета погружена в вечный сумрак, а города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами , чтобы производить энергию, необходимую машинам для выживания. Те немногие, кто смог сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую войну против машин, научившись самостоятельно входить и выходить из Матрицы.

Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор », и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео - Избранный, который уже рождался, когда только Матрица была создана, с редкой возможностью изменять всё вокруг и подстраивать Матрицу под себя.

Именно он и спас первых людей из движения сопротивления машинам, раскрыл им правду и сможет навсегда спасти человечество от власти роботов. В разум Нео загружают все виды боевых искусств, чтобы он смог противостоять агентам. Морфеус проверяет Нео в бою, в котором он сначала легко одолевает его, но потом Нео удаётся одолеть Морфеуса. Далее он учит Нео совершать огромные прыжки, но у последнего это не получается с первого раза, как и у всех. Команда удивляется этому, так как если он - Избранный, то законы Матрицы должны быть ему по силам.

Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер , готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на иллюзию счастья, предлагаемую системой. Он выдаёт своих бывших друзей агентам - охранным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону, когда вся команда направляется к Оракулу Пифии , чтобы Нео смог узнать, избранный он или нет. Оракул предсказывает, что Нео должен будет сделать выбор между своей жизнью и жизнью Морфеуса.

Морфеус попадает в плен к агентам, спасая Нео. Сайфер убивает половину команды, но Тэнку, оператору, удаётся убить его с помощью винтовки Теслы. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана. Когда они почти выходят из Матрицы, агент Смит успевает прострелить телефонную трубку, и Нео не успевает выйти. Он решает вступить в схватку с агентом, так как Пифия сказала, что каждый решает для себя сам, кем ему быть.

В тяжёлой схватке Нео с трудом удаётся обезвредить одного из агентов и бежать от остальных. Когда он уже заходит в комнату с телефоном, Смит убивает его. Однако Нео, ощутив в себе силу, оживает, так как на самом деле он и есть Избранный. Он с лёгкостью уничтожает Смита, разрушив его программный код . В конце фильма Нео звонит по телефону: он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что на самом деле они живут в мире, где нет правил и границ - в мире, где «возможно всё», после чего взмывает в небо .

Команда [ | ]

Съёмочная группа

Русский дубляж

  • Режиссёр дубляжа: Ярослава Турылёва
  • Звукорежиссёры: Владимир Мазуров, Павел Шувалов
  • Авторы синхронного текста: Дмитрий Усачёв, Екатерина Барто
  • Ассистент режиссёра: Валентина Рубинова

В ролях

Актёр Роль Дубляж
Киану Ривз Нео / Томас Андерсон Нео / Томас Андерсон Всеволод Кузнецов
Лоуренс Фишборн Морфеус Морфеус Владимир Вихров
Керри-Энн Мосс Тринити Тринити Елена Соловьёва
Хьюго Уивинг Смит Агент Смит Владимир Антоник
Джо Пантолиано Сайфер Сайфер Леонид Белозорович
Глория Фостер Пифия Пифия
Маркус Чонг Тэнк Тэнк Андрей Бархударов
Джулиэн Араханга Апок Апок Борис Шувалов
Мэтт Доран Маус Маус Андрей Казанцев
Белинда МакКлори Свитч Свитч Ирина Маликова
Энтони Рэй Паркер Дозер Дозер Алексей Мясников
Пол Годдард Браун Агент Браун Андрей Градов
Роберт Тейлор Джонс Агент Джонс Никита Прозоровский
Дэвид Эстон Рэйнхарт Рэйнхарт Дальвин Щербаков
Марк Грэй Чой Чой Алексей Иващенко
Ада Никодему Дужур Дужур
Роуэн Уитт Мальчик с ложкой Николай Быстров
Билл Янг Лейтенант Алексей Рязанцев
Джереми Болл Бизнесмен Александр Груздев

Саундтрек [ | ]

Производство [ | ]

Продюсер Джоэл Сильвер вскоре присоединился к проекту. Раскадровка в конечном счете получила одобрение студии, и было решено сняться в Австралии , чтобы максимально использовать бюджет. Скоро, «Матрица» стала совместным производством Warner Bros. и австралийской компании Village Roadshow Pictures .

Съёмки [ | ]

Все, кроме нескольких сцен были сняты в Fox Studios в Сиднее и в самом городе, хотя узнаваемые ориентиры не были включены, чтобы сохранить впечатление от типичного американского города . Съемки фильма помогли закрепить Новый Южный Уэльс как крупнейший центр кинопроизводства.

Перед началом съемок ведущие актеры тренировались целых четыре месяца, изучая основы восточных единоборств. Длилось это обучение с октября 1997 года по март 1998 года. Актеры не ожидали таких нагрузок и были полностью уверены, что для получения практических навыков хватит и нескольких недель. Несмотря на обучение, некоторые съёмки поединков не обошлись без инцидентов: во время съёмок боя между Морфеусом и Смитом Хьюго Уивинг, блокируя удар Лоуренса Фишбёрна, чуть не сломал тому руку; сам же Киану Ривз перед съёмками перенёс операцию на шее и поэтому не дрался так много в фильме, как планировалось . Сами съёмки стартовали 14 марта 1998 года и закончились 1 сентября того же года, накануне дня рождения Киану Ривза.

Чтобы подготовиться к сцене, в которой Нео просыпается в капсуле, Ривз потерял 15 фунтов и побрил всё тело, в том числе брови, чтобы придать Нео истощенный вид . Сцена, в которой Нео попал в канализационную систему, завершила основные съёмки . Согласно Art of the Matrix , по крайней мере одна снятая сцена и множество коротких фрагментов действия были исключены из окончательного монтажа фильма .

Постпродакшн [ | ]

Дизайн [ | ]

Визуальные эффекты [ | ]

«Остановившиеся» в воздухе пули

Когда Джон Гаэта прочитал сценарий, он стал умолять продюсера эффектов Manex Visual Effects позволить ему работать над проектом. В итоге он создал прототип, который привел к тому, что Гаэта стал супервайзером по визуальным эффектам фильма.

Для создания данного эффекта использовалась техника старой художественной фотографии, известной как «временно́й срез», которая заключается в следующем: вокруг объекта устанавливается большое количество камер, которые снимают объект «одновременно». Затем кадры сводят следующим образом: сначала берут первый кадр с первой камеры, потом первый кадр со второй, первый кадр с третьей, и т. д. В результате на экране зритель видит неподвижный объект, в то время как камера как бы движется вокруг него. Это напоминает то, как человек ходит вокруг статуи, чтобы получше рассмотреть её со всех сторон .

Описанный метод был улучшен братьями (на тот момент) Вачовски и постановщиком спецэффектов Джоном Гаэтой : bullet time также регистрирует движение объектов так, что во время эффекта облёта камеры можно заметить замедленное движение персонажей. Когда кадры были соединены, получающиеся эффекты замедленной съемки достигли кадровой частоты 12 000 в секунду, в противоположность нормальным 24 кадрам в секунду фильма. Стандартные кинокамеры были помещены на концах массива, чтобы получить нормальное действие скорости до и после. Поскольку в большинстве эпизодов камеры почти полностью охватывают объект, использовалась компьютерная технология для вырезания камер, которые появились на фоне с другой стороны . Для создания фона Гаэта нанял Джорджа Боршукова, который создал 3D-модели, основанные на геометрии зданий, и использовал фотографии самих зданий как текстуры.

Manex также обрабатывала эффекты существ в сценах «реального мира», таких как охотники и машины; Animal Logic создала эффект коридора из зелёного кода и взрывающего агента в финале фильма.

Стоимость спецэффектов составила 12,6 млн долл. (20 % от бюджета) .

Прокат [ | ]

«Матрица» впервые вышла в США 31 марта 1999 года , за два месяца до ожидаемого фантастического фильма «Звёздные войны. Эпизод I: Скрытая угроза ». Фильм собрал 171 млн долл. в США и 460 млн во всём мире и позже вышел на DVD , разойдясь более чем 3-миллионным тиражом только в США.

Рейтинги [ | ]

Отзывы [ | ]

Рейтинги
Издание Оценка
TV Guide
Empire

Награды и номинации [ | ]

Год Премия Категория Лауреаты и номинанты Результат
1999 Awards Circuit Community Awards Лучший оригинальный сценарий Вачовски Номинация
Лучшая работа художника-постановщика Оуэн Патерсон Номинация
Лучшая операторская работа Билл Поуп Номинация
Лучший дизайн костюмов Ким Баррет Номинация
Лучший монтаж Зак Стэнберг Победа
Лучший звук Победа
Лучшие визуальные эффекты Победа
2000 «Оскар » Лучший монтаж Зак Стэнберг Победа
Лучшие визуальные эффекты Джон Гаэта Победа
Лучший звук Победа
Лучший звуковой монтаж Дэйн А. Дэвис Победа
BAFTA Лучший монтаж Зак Стэнберг Номинация
Лучшие визуальные эффекты Джон Гаэта Победа
Лучшая работа художника-постановщика Оуэн Патерсон Номинация
Лучшая операторская работа Билл Поуп Номинация
Лучший звук Джон Т. Рейц, Грегг Рудлофф, Дэвид Е. Кэмпбелл, Дэвид Ли Победа
MTV Movie Awards Лучший фильм Победа
Лучшая мужская роль Киану Ривз Победа
Лучший женский прорыв Керри-Энн Мосс Номинация
Лучший экранный дуэт Киану Ривз и Лоуренс Фишборн Номинация
Лучшая драка Киану Ривз и Лоуренс Фишборн Победа
Самый зрелищный эпизод Эпизод на крыше/с вертолётом Номинация
«Сатурн » Лучший научно-фантастический фильм Победа
Лучшая режиссура Вачовски Победа
Лучший актёр Киану Ривз Номинация
Лучшая актриса Керри-Энн Мосс Номинация
Лучший актёр второго плана Лоуренс Фишборн Номинация
Лучший дизайн костюмов Номинация
Лучшие спецэффекты Номинация
«Империя» Лучший фильм Победа
Лучшая мужская роль Киану Ривз Номинация
Лучший дебют Керри-Энн Мосс Победа

Последователи «Матрицы» [ | ]

Коммерческий успех «Матрицы» дал «зелёный свет» для создания продолжений (сюжетные намётки трилогии задумывались авторами изначально, однако студия требовала определиться с результатами проката первого фильма). В результате в кинотеатрах скоро появилась вторая часть «Матрица: Перезагрузка », а спустя всего 5 месяцев - и «Матрица: Революция ». Новые фильмы содержали ещё более впечатляющие спецэффекты. История теперь концентрируется на предстоящей атаке Машин на город людей - Зион. Нео представляет свои новые умения и также узнает об истории Матрицы, своей роли Избранного и пророчества об окончании войны.

Также независимо был выпущен сборник из девяти анимационных короткометражных фильмов «Аниматрица ». Большинство из фильмов создано в стиле аниме , который очень сильно повлиял на трилогию. Сёстры Вачовски одобрили «Аниматрицу»; наметили сюжетные ходы эпизодов, однако во всех случаях, кроме первого эпизода, доверили аниматорам самостоятельное написание сценариев и их режиссуру.

По мотивам фильмов разработано три компьютерные игры: Enter the Matrix (2003), которая рассказывает о том, что происходило до и в течение «Матрицы: Перезагрузки» от лица Ниобе и Призрака; The Matrix Online (2004) - MMORPG , которая продолжает историю после «Матрицы: Революции» (известно, что проект провалился в продажах); и The Matrix: Path of Neo (2005), которая предоставляет игрокам возможность взять на себя роль Нео и пройтись по эпизодам всех трёх фильмов.

На официальном сайте представлены бесплатные комиксы , действие которых происходит во вселенной «Матрицы».

Что такое матрица?

Матрица - это система, представленная в уме каждого человека набором шаблонов, которые обуславливают его поведение и влияют на все аспекты бытия. Шаблоны передаются путем информации - через воспитание, обучение, СМИ. "Зараженные" этими шаблонами взрослые, распространяют ее уже повсюду, даже путем обычного общения.

Матрица - абстрактна, и она не существует без людей, и контролируют её сами же люди, подключенные к ней. Этот процесс уже полностью автоматизирован. Человек подключенный к матрице (почти все люди), имеет ограниченное линейное мышление, построенное на причинно-следственной модели, и такое мышление делает диапазон восприятия людей очень узким.

Ум настолько привык к шаблонам мышления, что уже и не видит их. Даже, выезжая на природу, человек не может от них отключиться и он даже берет с собой часть матрицы, которая должна поддерживать, подпитывать эти шаблоны. Например, берет сотовый телефон, ну или делает конкретно то, для чего он и приехал, например позагорать (программа!). И каждый человек, сам того не подозревая, является "агентом", подкрепляющим матрицу практически любым своим действием, мнением. "Помогает" другим не вылезти за рамки...
Никакой человек не создает новую информацию в причинно-следственном мышлении, он лишь меняет ее. Размышляя, он анализирует уже имеющуюся информацию. Результат - мнение - лишь результат обработки информации. Она по сути - чужая. То есть получается, что "наше" мнение - это лишь наш анализ. Но анализ - это обработка ума информации при помощи шаблонов мышления - также чужими, навязанными матрицей. Чужие шаблоны, чужая информация - так чье же мнение в итоге?!...
"Наше" мнение - это всего лишь результат работы общей системы разделений. То что, это мнение - наше - лишь иллюзия, получаемая из-за того, что процесс мышления происходил под нашим "контролем"... Но контроль - это лишь то состояние, что ощущает ум, эту хитрость и использует матрица. На самом деле - работа ума происходит не под нашим контролем, а под - "использованием нас". Вот что есть нашего в мнении... Человек - батарейка! Запрограммированная кукла... Чем мнение жестче (утверждения, уверенность), тем жестче программа.

Шаблоны матрицы записываются на "зеркало", которое есть у каждого рожденного человека. Зеркало имеет определенную структуру. Его основы -"чувство потребности" и "чувство собственности". Человек, как хищник, неявно говорит "дай!" даже когда делает добро. Он ожидает и реагирует, а не делает просто так, от себя, "беспрограммно". Чувство собственности генерирует ложное понимание собственного мнения, собственного тела, различного имущества. Человек отождествляет себя с ними. Вместе, эти два чувства генерируют разные страхи, страсти... Зеркало обрастает многочисленными слоями, которые снять очень непросто. В них содержится много всего - и такие как жадность, ревность, лень, и такие как вина, стыд, и даже такие как вера в бога, альтруизм, защита правды, ощущение несправедливости. Многие истинные вещи, как любовь, благодарность перекрываются зеркальными, построенными на реакции, ожидании. Все эти хитрые слои зеркала замутняют сознание. Когда человек неосознан, он не способен реально осознавать собственные программы.

Многие пытаются выйти из матрицы. Ищут путь к освобождению, просветления ищут... Но наталкиваются на иные уловки матрицы. Те же "вознесения", "переходы 2012" и тд. В Матрице-3 Нео сказал - "придумав избранного Матрица создала лишь еще одно средство контроля". Да, даже "выход из Матрицы" - это программа!
Как же вы можете выйти, если ваше мышление изначально "программно"? Нужен переход на СОВЕРШЕННО ИНОЕ ВОСПРИЯТИЕ! Нужно рас-программировать ядро матрицы!

"Проблема в выборе!" (настоящий перевод от "problem is a choice", в дубляже перевод неверный) - это основное на что опирается к/ф Матрица через весь фильм. Выбор - это то на чем основывается Матрица... То есть, можно сказать ядро. Но от выбора нельзя отказаться не осознавая его! Пытаться уйти от выбора - это опять же выбор... Замкнутый круг... для ищущего... В к/ф Матрица дается лишь пища для размышления. Реального выхода там нет!

Ну что, я удовлетворил тебя по вопросу "что такое матрица?". Тогда можешь возвращаться в матрицу и продолжать жить с этим знанием. Именно так и поступает большинство. Как и в случае с кинофильмом Матрица. Неужели ты думаешь, что Матрица бы допустила выпуск фильма способный ее разрушить??? Фильм то популярный... Ответ прост. Даже сам интерес к выходу из матрицы возникает все равно в "прозомбированом" разуме... Как удовлетворить всех этих людей безопасно для матрицы? Разумеется, надо дать им информацию таким образом, чтобы, продолжая искать выход, они продолжали работать на матрицу...
Все что до этого - синяя таблетка, то что ниже - красная ...
Далее будет не информация , не пища для ума ... Далее будет - покушение на твое состояние. Покушение на твою личность . Покушение на твою матрицу . Ты входишь в зону запредельного...

Который час?...
Нет, правда, остановись... Застынь... Замедлись...
Какого цвета буквы?... Насколько сосредоточены твои глаза? Что чувствуют сейчас твои ноги... руки...
Как же ты можешь освободится... Как же ты можешь увидеть матрицу, если ты действуешь как запрограммированная кукла... Обрабатываешь все информационно, ничего не чувствуя при этом...
Разве ты оставляешь лазейку истине просочится к твоему сознанию? Все время перевариваешь, обрабатываешь...
Дай информацию, дай, ням ням ням... Еще, еще, еще... Голодный что-ли? Кто голоден? Твой разум... Компьютер... Ты порабощен матрицей... Как же ты можешь выйти из нее... Выход из нее прямо ЗДЕСЬ. Но ты настолько разогнан что даже в упор его не видишь... Ты живешь у себя в голове... В ее ...
Ты как игрок, настолько вовлеченый в игру, что глядя в монитор слился с ним, не можешь от него оторваться... Это не просто. Но это воз"можно...
Так до"говор"имся с тобой... Прямо сейчас, измени свое СОСТОЯНИЕ.
! Почувствуй себя в теле... Почувствуй свой ...
Сконцентрируйся... Не напрягайся. Это как раз обратно напряжению, но не есть расслабление все же... Это иное... Это выход из беспрерывности разума... Читай не слишком бегло, не программно. Читай осознанно каждое слово... Ощущай... Осознанно...

Вопрос "что такое матрица" - "не там". СОСТОЯНИЕ - вот секрет! Объяснение - это то чего требует разум! Вот так миллионы людей веками ходят кругами. Поисками бога занимаются, просветлением, освобождением... Чем бы дитя не тешилось, лишь бы не останавливалось... продолжало находиться в том же СОСТОЯНИИ... ВОСПРИЯТИИ... ВНИМАНИИ... Все они по прежнему - ЛИЧНОСТИ, имеющие РАЗДЕЛЕНИЕ в сознании, и воспринимает у них - уже слабая разделенная часть, очень очень ограниченная часть... А бог там у них, добро ли, любовь - какая разница чем заполнить разум, лишь бы чем-то да занять... Матрица - гибкая штука, хитрая как черт...

Так, найдет ли таким способом человек настоящую дверь? Дверей не мало! Просто, эта дверь для него не существует. Он продолжит искать СВОЙ(!) выход - тот выход о котором он ИМЕЕТ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ. То что он СПОСОБЕН ВОСПРИНИМАТЬ... Для кого-то матрица приготовила революции и смену власти (какая разница какая власть, ведь власть - уже матрица), для другого - бога (власть тоже, неправда ли?), ну и тд... Чтобы увидеть дверь нужно быть... Нет, не избранным (кто тебя может избрать? не матрица ли?)... Нужно иметь сильную Волю ...
Человек, по-настоящему идущий путем освобождения, допускает запредельное... Он допускает, что за пределами известного, он может столкнуться с вещами, с которыми не знает как себя вести. Это подобно тому, как если бы ты шел в темноте на ощупь... Именно так и происходит... Помни одну вещь, все что дает тебе - обман... Путь освобождения НИЧЕГО НЕ ДАЕТ. Он - отнимает... отбирает у тебя - иллюзии... Мало кто проходит это испытание. Большинство, побродив в темноте, не выдерживает неизвестного. Человек не привык жить в неопределенности. Ему нужен план, сроки, знать что его ждет ("планировщики"). А тут ему этого никто не дает. У него это - отбирают... Так они и возвращаются в свою клетку... В свой зоопарк... У тебя должна быть огромная сила воли... для борьбы с собой...
Итак, невозможно не только рассказать, невозможно ПОНЯТЬ что такое матрица! Или, может быть, лучше сказать - бесполезно! Ты увидишь это сам... когда очистишь свой разум... Хотя в своих статьях мы даем понимания о матрице, это всего лишь подготовка и не более. В конечном итоге, когда твой разум будет достаточно подготовлен, для настоящего рывка за пределы матрицы ты должен от всего отрешиться...
Статьи, практики на этом сайте - направлено на изменение состояния и разрушение РАЗДЕЛЕНИЯ (личности, матрицы)! Нет никакого порядка, плана, программы, последовательности как это читать. Это как раз то что мы разрушаем. Каждый путь - ИНДИВИДУАЛЕН. Удачи! (это пожелание как-то программно прозвучало, не заметил? :D)

Е сли воздействовать на нюхательный нерв точно так же, как воздействует запах сирени, вы почувствуете запах сирени. То есть, в теории, если заменить все ощущения, ведущие на нервы, электронными аналогами, вы и не поймете, что, допустим, лежите в коконе и производите электричество для роботов. Вот и молодой хакер по погонялу Нео понятия не имеет, кто он на самом деле. Но если следовать за белым кроликом...

Нео встречает девушку с татуировкой в виде белого кролика. Следуя за ней, он приходит в ночной клуб, где знакомится с девушкой-хакером по имени Тринити. Она обещает раскрыть Томасу тайну Матрицы, и для этого последний должен встретиться с тем, кто его давно ищет, — Морфеусом, которого власти считают опаснейшим террористом. У Нео не остаётся времени для колебаний, потому что его компьютерными преступлениями уже заинтересовались так называемые «агенты» — своеобразные «охранники» Матрицы.

Арестовав Нео на работе, они допрашивают его и предлагают сотрудничество. Нео отказывается, и агенты вживляют ему жучка. Морфеус предлагает мистеру Андерсону увидеть Матрицу собственными глазами и предлагает на выбор две таблетки — синюю, приняв которую, Нео проснётся в своей постели и будет считать, что ему всё приснилось, и красную, которая позволит Нео понять, что такое Матрица. Нео выбирает последнюю из них и попадает в жуткий разрушенный мир, который оказывается настоящим реальным миром.

Он узнаёт, что привычный ему мир является иллюзией, порождённой искусственным интеллектом суперкомпьютера. Планета погружена в вечный сумрак, а города лежат в руинах. Люди порабощены всесильными машинами, чтобы производить энергию, необходимую машинам для выживания. Те немногие, кто смог сохранить сознание, прячутся в катакомбах и ведут партизанскую войну против машин, научившись самостоятельно входить и выходить из Матрицы.

Последним городом человечества является расположенный глубоко под землёй Зион, из которого предпринимаются отчаянные вылазки на летающих кораблях в мир Матрицы для спасения подключённых к ней людей. Один из таких кораблей носит название «Навуходоносор», и его капитаном является Морфеус. Он верит, что Нео — Избранный, который уже рождался, когда только Матрица была создана, с редкой возможностью изменять всё вокруг и подстраивать Матрицу под себя.

Именно он и спас первых людей из движения сопротивления машинам, раскрыл им правду и сможет навсегда спасти человечество от власти роботов. В разум Нео загружают все виды боевых искусств, чтобы он смог противостоять агентам. Морфеус проверяет Нео в бою, в котором он сначала легко одолевает его, но потом Нео удаётся одолеть Морфеуса. Далее он учит Нео совершать огромные прыжки, но у последнего это не получается с первого раза, как и у всех. Команда удивляется этому, так как если он — Избранный, то законы Матрицы должны быть ему по силам.

Однако в экипаже «Навуходоносора» появился предатель Сайфер, готовый променять жизнь своих друзей и свободу разума на иллюзию счастья, предлагаемую системой. Он выдаёт своих бывших друзей агентам — охранным программам Матрицы, которые жаждут получить коды доступа к Зиону, когда вся команда направляется к Оракулу Пифии, чтобы Нео смог узнать, избранный он или нет. Оракул предсказывает, что Нео должен будет сделать выбор между своей жизнью и жизнью Морфеуса.

Морфеус попадает в плен к агентам, спасая Нео. Сайфер убивает половину команды, но Тэнку, оператору, удаётся убить его с помощью винтовки Теслы. Нео и Тринити ценой сверхчеловеческих усилий спасают своего капитана. Когда они почти выходят из Матрицы, агент Смит успевает прострелить телефонную трубку, и Нео не успевает выйти. Он решает вступить в схватку с агентом, так как Пифия сказала, что каждый решает для себя сам, кем ему быть.

В тяжёлой схватке Нео с трудом удаётся обезвредить одного из агентов и бежать от остальных. Когда он уже заходит в комнату с телефоном, Смит убивает его. Однако Нео, ощутив в себе силу, оживает, так как на самом деле он и есть Избранный. Он с лёгкостью уничтожает Смита, разрушив его программный код. В конце фильма Нео звонит по телефону: он обещает, что покажет людям, запертым в Матрице, что на самом деле они живут в мире, где нет правил и границ — в мире, где «возможно всё», после чего взмывает в небо.

Главный герой – Нео. Он работает программистом в крупной фирме, по совместительству хакер, а также избранный, призванный избавить мир от компьютерной программы Матрицы. В силу последнего обстоятельства он попадает на корабль на воздушной подушке «Навуходоносор», на котором из двадцатого века переносится в двадцать второй; претерпевает жуткие трансформации в теле, призванные изменить его природу – сделать не совсем человеком, а существом, перешедшим из иллюзорного мира, управляемого Матрицей, в реальный. В качестве избранного он борется с агентами Матрицы и побеждает их.

Антагонистов у Нео двое: явный – агент Смит, и скрытый – учитель Морфиус.

Агент Смит – это представитель Матрицы, машина с искусственным интеллектом. Матрица была создана в двадцать первом веке как единое компьютерное сознание. Она поработила людей и стала выращивать их в пробирках для подзарядки биоэлектрической энергией своих представителей – машин вроде Смита. Матрица представляет собой мир грез: людям, живущим в пробирках в двадцать втором веке, кажется, будто они живут свободно и независимо в двадцатом веке. Нео – избранный, который должен победить Матрицу в лице агента Смита, чтобы освободить человечество от иллюзий. В начале фильма агент Смит захватывает Нео и пытается принудить его работать на себя, однако это у него не получается, поскольку экипаж «Навуходоносора» переманивает избранного на свою сторону. Агент Смит кажется непобедимым. Он заставляет Нео выворачиваться наизнанку, делать невозможное: летать в процессе драки, рукой останавливать пули. Нео одерживает над ним победу за счет того, что с разбега проникает внутрь его живота и пузырится по его телу.

Глава экипажа «Навуходоносора» Морфиус внешне заботится о Нео, хорошо к нему относится, дает ему философию о Матрице. Но, если посмотреть глубже, именно он создает для Нео критическую ситуацию, поскольку, обнаружив в нем избранного, активно перетягивает его из привычного мира двадцатого века на корабль «Навуходоносор», в ужасные условия двадцать второго века, после чего побуждает исполнять свою миссию. Причем Морфиус лжет Нео, путает его туманными формулировками – в общем, усложняет его жизнь до крайности. В начале фильма мы слышим обмен фразами между Тринити и неким другим членом экипажа, который говорит ей про Нео: «Мы обрекаем его на смерть – ты это понимаешь?» Другой член экипажа, Сайфер, тревожится за судьбу Нео, говорит ему: «Ты должен спасти мир. Это безумие какое-то, мне страшно». Такова реальность, но Морфиус сообщает Нео совсем другое: «Помни, я лишь предлагаю узнать правду, больше ничего». И Нео, поверив ему, соглашается покинуть привычный мир. В качестве объяснения Морфиус произносит многозначительные фразы: «Объясню, почему ты здесь. Потому что ты что-то понял. Ты не можешь выразить это, но ощущаешь. Ты всю жизнь ощущал, что мир не в порядке. Странная мысль, но ее не отогнать. Она как заноза в мозгу, она сводит с ума, не дает покоя. Это и привело тебя ко мне». Когда Нео понимает, что влип, он спрашивает у Морфиуса: «Я могу вернуться назад?», на что тот отвечает: «Нет. А если бы мог, то захотел бы?» Похоже, что Морфиус вообще не очень беспокоится за Нео. Во всяком случае, говорит ему по телефону: «Линия прослушивается, буду краток. Нас опередили, но противник недооценил твое значение. Знай они то, что знаю я, ты был бы мертв. Нео, ты – избранный. Может быть, ты искал меня не первый год, но я искал тебя всю жизнь». Этими словами Морфиус подставляет Нео, поскольку дает агентам Матрицы возможность узнать о том, что Нео – тот самый избранный, который призван уничтожить Матрицу.

Сюжет не развивается вокруг загадки. Очень загадочен первый акт и начало второго – что некий Морфиус хочет от Нео? – до тех пор пора тот не излагает Нео теорию о Матрице. На этом загадка исчерпывается, и остальная, большая часть фильма проходит без нее.

Фильм насыщен действиями, но и отвлеченных рассуждений в нем немало. Эти слова лишь кажутся глубокого, философского содержания. Они произносятся с очень многозначительным видом и большим пафосом, но по сути являются способом заполнения пустоты, не содержат смысловой нагрузки.

Нео долго готовят к посещению предсказательницы Пифии. Именно с ее слов Морфиус узнал о том, что Нео – избранный, поскольку в прошлой жизни, когда Матрица только появилась, он боролся с ней и частично одержал победу, освободив группу людей, а теперь он должен окончательно уничтожить ее. Что Пифия доносит до Нео с очень умным видом, когда он наконец появляется у нее дома? «Я бы предложила тебе сесть, но ты все равно откажешься. И не переживай из-за вазы. (После этих слов Нео роняет вазу). Сказала: не переживай, мои дети ее склеят. Думаю, тебе интереснее другое: разбил бы ты вазу, если бы я тебе не сказала? А ты очень занятный. Не зря ты ей нравишься. Тебе известно, почему Морфиус тебя привел. И что, как считаешь, ты и есть избранный? Видишь, что там написано? Это латынь: «Познай себя». Открою тебе одну тайну: быть избранным – все равно что влюбиться. Кто знает, что ты влюблен? Лишь ты один, чувствуешь это всей кожей. Что ж, дай-ка я на тебя посмотрю. Открой рот, скажи: «А». Ясно. Теперь надо сказать: «М-м-м». Очень интересно, но… Но ты ведь уже знаешь, что я скажу. (После этих слов Нео говорит, что он не избранный). Очень жаль. Дар у тебя есть, но, кажется, ты чего-то ждешь. Может, следующей жизни, кто знает. Бывает и так. Бедный Морфиус. Без него будет трудно. Он верит в тебя так слепо, что ради твоего спасения пожертвует своей жизнью. Тебе придется выбрать: на одной чаше весов будут его жизнь и смерть, на другой – твои, Нео. Кто-то умрет, он или ты. А кто – тебе решать. Главное, не верь всякой ерунде насчет фатума. Ты – хозяин своей жизни, запомни». Пафосно произнесенная речь провидицы не только бесполезна в плане развития сюжета, но и ошибочна: ни Нео, ни Морфиус впоследствии не умирают.

Рассуждения Морфиуса о Матрице еще более абстрактны и туманны, чем речь Пифии: «Матрица повсюду, она окружает нас. Даже сейчас она с нами рядом. Ты видишь ее, когда смотришь в окно или включаешь телевизор. Ты ощущаешь ее, когда работаешь, идешь в церковь, когда платишь налоги. Целый мирок, надвинутый на глаза, чтобы спрятать правду, что ты только раб, Нео. Как и все, ты с рождения в цепях, с рождения в тюрьме, которую не почуешь и не коснешься. В темнице для разума… Матрица – это симулятор. Моделируй что угодно – одежду, снаряжение, любые ситуации. Что хочешь, то и получишь… Ты выглядишь так, как привык себя видеть. Это ментальная проекция виртуального «я». Что есть реальность и как определить ее? Весь набор ощущений – зрительных, осязательных, обонятельных – это сигналы рецепторов, электрический импульс, воспринимаемый мозгом… Мир существует только в виде нейроинтерактивной модели, или Матрицы. Вы все живете в мире грез… Добро пожаловать в пустыню – реальность… Что такое Матрица? Диктат. Матрица – это мир грез, порожденный компьютером, чтобы подчинить нас. Сделать из нас всего лишь батарейки… Я должен извиниться. У нас закон – не освобождать взрослых людей. Это опасно. Рассудок цепляется за привычное… Пока Матрица существует, нам свободными не быть… Ты должен помнить, что большинство не готово принять реальность, а многие настолько отравлены и так безнадежно зависимы от системы, что будут драться за нее». Эти фразы производят эффект философской глубины. Зритель считает, что они очень умные, поскольку непонятные, но они лишь нагнетают атмосферу мудрости и таинственности.

Пример того, как можно раскрыть философию подобного содержания, дает К. Кастанеда в своих книгах. Дон Хуан выражает мысли, во многих аспектах совпадающие с идеями «Матрицы», но не расплывчато, а определенно и понятно: «Никакого мира в широком смысле не существует, а есть только описание мира, которое мы научились визуализировать и принимать как само собой разумеющееся»; «Реальность нашей повседневности состоит из бесконечного потока чувственных интерпретаций. Являясь членами группы лиц, использующих одно и то же описание мира, мы просто научились одинаково интерпретировать явления, воспринимаемые нашими органами чувств».
Помимо сходства, между философией фильма «Матрица» и философией книг К. Кастанеды есть принципиальная разница: в «Матрице» теория об иллюзорности мира оставляет угнетающее ощущение – все мы, оказывается, рабы некой Матрицы, живем в мире грез, из которого необходимо выбираться в реальность. В книгах К. Кастанеды теория об иллюзорности мира используется доном Хуаном с целью научить Карлоса как можно лучше приспособиться к этому миру – не подавляться своими проблемами, а отпустить их, жить свободно. Такого человека, который умеет жить в иллюзорном мире, принимая его таким, какой он есть, не относясь к нему слишком серьезно, дон Хуан называет воином. Он называет основные принципы жизни воина: отбросить чувство собственной важности, практиковать контролируемую глупость, отказаться от привычных распорядков жизни, стереть личную историю, воспринимать собственную смерть как советчика. Дон Хуан учит Карлоса, что нужно принимать ответственность за свои поступки, ничего не отдавать на волю случая. Нужно сомневаться и размышлять до того, как принять какое-либо решение, а когда оно уже принято, действовать без опасений и колебаний. В учении дона Хуана все постулаты очень конкретны, однозначны и применимы к действию. В «Матрице» все запутано; глубина философии упущена, а дается лишь ее разорванный, искаженный вариант.

Восприятие героев не показано. В фильме утверждается, что человек не обладает свободой, а является рабом, управляемым компьютерной системой. Наверное, чтобы лишний раз подтвердить эту мысль, авторы создали машиноподобные образы героев. Все агенты Матрицы одинаковы. Понятно, что это скорее роботы, а не люди: у всех одинаково каменные лица, глаза за черными очками, бесстрастная речь. Отважные члены экипажа «Навуходоносора», борющиеся с Матрицей, – Нео, Морфиус, Тринити – также роботообразны, далеки от образов реальных людей. Они – лишь механизмы авторов, в которые заложена программа осуществления сюжетных линий. Какое там восприятие!

Образы героев недостоверны. Агенты Матрицы и предатель Сайфер – большие минусы, противостоящая им команда – олицетворение плюса. О достоверности образов речи идти не может.

Идея «Матрицы» сильно отличается от идеи книг К. Кастанеды, несмотря на то, что во время просмотра фильма не исчезает ощущение дежа-вю.

В книгах К. Кастанеды объясняется, что представляет собой мир – потоки световых волокон, которыми пронизано все вокруг. Живые существа – это крохотные пузырьки, прикрепленные к этим бесконечным струящимся нитям. Каждое из световых волокон представляет собой источник энергии неограниченной мощности. Человек – это шарообразное светящееся существо. Увидеть мир таким, какой он есть на самом деле, дано далеко не всем, а лишь избранным, магам. В «Матрице» эта теория показана визуально: мы наблюдаем на мониторах компьютеров бесконечные светящиеся нити цифр, которыми образованы люди; в одной из финальных сцен Нео, наконец-то поверивший в то, что он избранный, видит окружающее пространство как светящееся нити с прикрепленными к ним пузырьками, а агентов Матрицы – как округлые светящиеся объекты. Наглядно раскрыто положение о том, что светящиеся нити являются источниками энергии: показано, как образованные ими люди используются машинами Матрицы в качестве аккумуляторов питания; Морфиус сравнивает человека с батарейкой.

В книгах К. Кастанеды рассказывается, что маги могут управлять световыми волокнами, и за счет этого – материей, силой своей мысли. Они умеют передвигаться по воздуху не касаясь земли без применения техники (дон Хенаро, перелетающий с ветки на ветку большого дерева, дон Хуан и Карлос, прыгнувшие в пропасть), могут передвигаться по стенам перпендикулярно им (Лидия и Роза, бегающие по стенам своего дома с целью продемонстрировать Карлосу свое искусство). В «Матрице» члены экипажа «Навуходоносора» владеют теми же трюками: Нео и Морфиус летают в процессе учебного боя, Тринити бегает по стенам, Нео и Морфиус прыгают с небоскреба.

В книгах К. Кастанеды рассказывается о том, что дон Хуан долго искал избранного, чтобы сделать его своим учеником, и знаки указали ему на Карлоса. В «Матрице» Морфиус всю жизнь искал избранного Нео, и его поиски увенчались успехом.

В книгах К. Кастанеды рассказывается о том, что каждый человек имеет двойника, который называется дублем, и этот дубль умеет действовать одновременно с самим человеком как его «второе я», пока тот спит. Мы наблюдаем это на практике в «Матрице», когда члены экипажа «Навуходоносора» одновременно функционируют в двух телах, одно из которых находится в спящем состоянии, причем причинение вреда одному телу автоматически отражается на состоянии второго.

Книги К. Кастанеды учат человека способам эффективной адаптации к социуму. Фильм «Матрица» учит противоположному – пробудиться от иллюзорной жизни и покинуть ее. Нам дает такой пример Нео: сначала он бросает привычную жизнь в двадцатом веке ради обретения знания; затем, в развязке, он и вовсе покидает Землю, взмыв в воздух и полетев куда-то в небо. Идея фильма такова: «Поскольку ты – запрограммированный раб социума, пытайся покинуть его». Такой совет вряд ли поможет кому-нибудь как следует адаптироваться в жизни.

Куратор О.В., www.curator.tv