Мате, или парагвайский чай: история, мифы индейцев гуарани и способы приготовления

В аргентинском городе Игуасу, помимо мировой достопримечательности - одноимённых с прилегающим парком, оказывается есть на что посмотреть ещё. Это коренные жителям этих мест, индейцы Гуарани, и их деревни. Вообще-то Гуарани считаются парагвайским народом. В Парагвае и второй главный язык - гуарани, и деньги - гуарани, и много населения - гуарани и смесь с гуарани. Однако индейцы эти живут и в Аргентине и в Бразилии. Посмотреть на их жизнь очень просто. Практически в городе, неподалёку от торгового центра Punto Iguazu есть их деревня. Называется "Индейская община Ириапу". Индейцев частенько можно увидеть и в городе, определить что это они, очень просто - они похожи на бомжей. В деревню Гуарани можно сходить платно, и получить в довесок унылейшую экскурсию с местным представителем племени по близлежащему лесу. Но можно сходить бесплатно и посмотреть на их жизнь.

С дороги платный вход отмечен красивой табличкой:

Бесплатный вход никак не отмечен, просто нужно свернуть направо за 100 метров до платного входа. Можно въехать и на машине.

Индейцы живут грязно и очень бедно. Давайте осмотрим главную площадь посёлка, местных и их жизнь.

Большинство из них не говорит по-испански.

Да и вообще гуарани считают эту землю истинно своей, а аргентинцев - захватсиками, которые "ладно, так и быть уж, пусть живут"... Чувствуя свою "вину" перед индейцами, аргентинское правительство всячески им помогает и демонстрирует уважение. Например для индейцев гуарани, для единственных в мире, сделан бесплатный вход в парк с водопадами.

Все их брачные традиции не лучше остальных диких брачных традиций других древних народов: жену сыну выбирает отец; женится индейцам гуарани положено рано, в 13-15 лет, чем больше нарожают, тем лучше ; женится на чужаках нельзя, иначе не примут обратно в племя

Некоторые индейцы, которые пообразованней, и знают испанский, подрабатывают гидами. Например этот тоже проводит небольшие экскурсии за 100 песо.

Главная гордость, которая должна сразить наповал туристов (особенно русских) - этот плуг. Вот наш гид демонстрирует, как им пашут землю.

Ещё есть телега - тоже предмет особой гордости.

Туристы в эту деревню захаживают, в отличие от деревни Мака в Парагвае, которой не повезло расположиться вдалеке от туристических троп. А сюда захаживают частенько. Поэтому индейцы вяло приторговывают своими подделками.

Посмотрим на индейские жилища.

Пол везде земляной. Бедно - ладно, но везде жуткий срач.

Почти в каждом индейском доме посреди разрухи стоит телевизор, а по нему идут нескончаемые мексиканские сериалы.

Электрическтов индейцы добывают от солнечных батарей: помощь оккупационного аргентинского правительства

Удивительно, но при такой разрухе, индейцы чем-то таки занимаются: выращивают домашних животных (для еды), очень редко охотятся на безумных зверей, которые заблудились из соседнего заповедника, а также выращивают арбузы, ананасы, кукурузу и всякие корешки типа картошки.

Вот это - ананасы

Кстати, смотрите - пирсинг вполне современный. Кто у кого перенял?...

Наш шофёр (слева), как и многие - многие аргентинцы относится к индейцам с лёгкой степенью неприязни. Он говорит: "Как им не помогай, что для них не делай - не хотят жить как люди"...

У некоторых гуарани есть машины, мотоциклы, и они даже ездят на заработки в город

Вот этот паренёк - тоже гид. Видите, на мотоцикл заработал. Ему кстати 17 лет.

Уважаемые визитёры, проход воспрещён, гласит табличка. Не во все места деревни можно ходить.

Некоторые мужчины гуарани любят выпить. А усваиваемость алкоголя у них плохая, поэтому они долго ходят пьяными.

Если вы все-таки зайдёте к гуарани с туристического входа, почти ничего из того, что показал вам здесь я, вы не увидите. Перво-наперво вы увидите кассу в шалаше, и грозную табличку. Перевод: НЕ сорить, НЕ курить, ЗАГЛУШИТЬ телефоны, ЗАПРЕЩЕНО фотографировать без разрешения, НЕ ломать ветки деревьев. И как только бедные гуарани терпят всю эту цивилизацию грязнуль с фотоаппаратами и телефонами, которая окружила их со всех сторон?..

Итак, войдя с туристического входа, вы попадётесь в цепкие лапки гидов гуарани, и вам придётся заплатить деньги за вход и экскурсию. Вас будут водить по лесу, показывая различные капканы на животных (недействующие макеты), и различные деревья и кустарники. Смотреть близко на жизнь простых жителей, по словам экскурсоводов-гуарани, нельзя. Это сильно беспокоит жителей, они не любят туристов. Вы увидите шалашик - жилище гуарани (обратите внимание, как чисто, экспонат явно не действующий).

Тропа воинов

Школа, которую построило окупационное аргентинское правительство для детишек гуарани. Там их учат испанскому языку, и работе гидами.

Гостей проводят даже на экскурсию в "музей". Музей этот настолько жалок, что предназначение его видимо не столько показать какие то экспонаты (из коих там несколько примитивных рисунков), сколько продемонстрировать бедственное и несчастное положение народа гуарани

В джунгли Парагвая наши соотечественники-туристы забредают довольно редко. Поэтому до нас доходят лишь отрывочные сведения об этой части страны. Мало известно, например, о племени гуарани, которое обитает в диких джунглях Южной Америки. Однако это уникальные люди, которые постарались не потерять свои древние традиции и уклад жизни под бешеным натиском цивилизации.

В 1999 году два москвича отправились в Амазонию для того, чтобы на собственном опыте узнать о том, что представляет собой современное племя гуарани. Их путь пролегал через Кубу, Перу и дальше в глубины этого дикого края. Поиски затерянного племени превратились в настоящее приключение. Контакт с ними удалось наладить благодаря местным этнографам. Лесные жители согласились показать парням из неведомой и далекой России свой быт только после того, как узнали о том, что они пришли с благими целями - написать книгу о племени гуарани. Сопоставив рассказы индейцев с данными местных архивов, российские этнографы смогли составить наиболее точное описание этого племени. Издревле гуарани занимались земледелием, охотой, скотоводством. Несколько тысяч лет назад среди индейцев был распространен ритуальный каннибализм, который отличался особой жестокостью, причем плоть своих жертв они употребляли в сыром виде. Только с приходом миссионеров-католиков гуарани впервые стали отказываться от человечины. Ушлые иезуиты даже организовали на их землях собственное государство, которое долго враждовало с испанскими и португальскими колонизаторами. Смешавшие в себе языческие традиции с католическими догматами, эти люди не похожи на другие племена Латинской Америки. Многие обитатели поселков до сих пор живут в строгой изоляции и максимально ограничивают контакты с внешним миром. Если чужие охотники по неосторожности забредают на их территорию, то индейцы не убивают его на месте, как в прежние времена. Им дают уйти, намекнув на то, что человек ступает по чужой земле.
Однако цивилизация все же просачивается даже в такие закрытые сообщества. Индейцы, прежде напрочь отвергавшие одежду, теперь ходят в шортах. А женщины заворачиваются в куски тканей, которые служат им платьями. У них даже появилось несколько американских долларов, которые хранятся в хижине вождя как реликвии. Да, аборигены понимают, что это за бумажки и для чего они предназначены. Тем выше их ценность в глазах наивных отшельников, которые пытаются сохранить свой привычный мир. Как и во времена первых конкистадоров, современные гуарани готовы выменять любой трофей на обычные ножи, зеркальца и ножницы. А если в руках человека женщины увидят яркую бижутерию, то сразу же он становится "первым парнем на деревне" и покорителем сердец. Еще одним важным атрибутом жизни индейцев стал футбол. Почти во всех деревнях есть футбольные мячи и поля, за которыми мужчины тщательно ухаживают, подстригая их мачете почти каждый день, поскольку буйная растительность джунглей моментально наступает на все открытые участки. Они уже без страха относятся к современной медицине. Были даже случаи, когда гуарани добровольно обращались в местные больницы по поводу аппендицита. Индейцы постепенно "окультуриваются", но это не мешает им вести жестокие междоусобные войны. В семьях самых воинственных мужчин всегда много жен и детей. Порой кажется, что они готовят новое поколение для продолжение собственной бесконечной войны. А поводов для конфликтов находилось великое множество. Даже если человеку просто не везло в жизни, он начинал подозревать, что завистливые соседи навели на него порчу. Мужчины его рода брались за мачете и шли наказывать колдунов... Кстати, именно племя гуарани подарило миру зеленый чай мате, который пили еще в древности их предки. Даже способ приготовления мате европейцы позаимствовали у них. Эта народность прежде заселяла все земли от Патагонии до Перуанских плато. Они пережили инков и ацтеков, но не могут пережить давление современного мира, который, желая блага, несет плоды прогресса, убивающие самобытность этих людей.
Их культура постепенно умирает. Молодые гуарани все чаще отправляются на заработки в другие страны. Они реже вспоминают о далеком доме. Последние энтузиасты стараются записать легенды и мифы этого народа, запечатлеть их рисунки и орнаменты. К сожалению, через пять десятков лет о таком народе наши потомки смогут прочитать только в книгах. Древние народы вымирают, забирая мудрость предков и сам дух этой земли. И гуарани не исключение.

Гуарани – это южная ветвь народов тупи-гуарани. Большая их часть в данный момент проживает в Парагвае, где они насчитывали около 30 тысяч человек, согласно переписи населения 1987 года. Также значительное их количество живет в Аргентине и Бразилии. Словом, там, где распространено употребление мате. Согласно переписи населения 2005 года, общая численность гуарани (где бы они ни проживали), составляет около 95 тысяч человек. Этнологи относят их к американской расе большой монголоидной расы. Язык их, также как и народ, зовется гуарани, правда иногда его также именуют лингва-жерал, хотя это и не совсем верно, так как лингва-жерал был создан иезуитами на основе языка гуарани со значительным количеством слов романского и африканского происхождения, и эти два языка отличаются друг от друга.

Так как с момента испанского завоевания, конкисты, прошло много веков, многие из народа гуарани с рождения говорят на испанском, хотя, конечно же, и знают свой язык, который в Парагвае является государственным, наряду с испанским. По оценкам специалистов, на языке гуарани в общей сложности говорят от 5 до 12 миллионов человек (сюда входят люди, потомки смешанных браков).

Самоназвание гуарани – это «ава», что означает «человек». Остальные люди – это «не человеки», что иногда встречается и в самоназваниях других народов.

Испанцы не сразу пришли к единому мнению о том, как же следует называть этот народ. Так, пришедшие на смену самоназванию «ава» имена «кариос», «чандулес», «чандрис» и «ландулес» не прижились. Конечным оказался известный теперь нам термин «гуарани», который, скорее всего, возник от боевого клича индейцев: «гуарани», либо же от их слова «гуарини», что переводилось как «война». Отсюда следует, что испанцы считали гуарани в первую очередь воинами, и за ними закрепилось конечное название, которое теперь мы можем расшифровать как «человек войны».

Гуарани жили обособленными кланами, селясь на краю лесов и по берегам рек. Их существование было достаточно примитивным: земледелие было простейшим, из культур они предпочитали маниоку и маис. Так как этого было явно недостаточно, а в наличии не всегда были убитые враги, которых можно было съесть, они также занимались рыбной ловлей, охотой, используя огромный лук, который из-за его веса приходилось втыкать в землю. Удельная мощность его была такова, что снаряды – специально обожженные глиняные шарики величиной с орех («бодоги») с 30 метров попадая в жертву, проламывали кость (об этом писал Поль Лафарг в своей «Истории социализма»). Про дичь в виде птиц говорить не приходилось: у них просто не было шансов на выживание. Но и этим гуарани, конечно же, не ограничивались. В своих селениях они разводили попугаев, уток, кур, свиней, собак и другую живность.

Исходя из вышеизложенного становится понятно, что хотя гуарани пили мате, и он занимал в их жизни важную нишу, питание этого народа одной лишь йербой отнюдь не ограничивалось. То есть, перефразируя русскую пословицу, скажем, что жили они «не мате единым».

Местная религия, насчитывавшая множество богов, была сломлена мощным духом миссионерства, в связи с чем, все они, практически поголовно, являются католиками. Но кое-где все-таки можно встретить обособленные племена, живущие вне цивилизации. Их образ жизни вполне соответствует тому, как жили их далекие предки, еще до прихода испанцев. А жили они так: не носили практически никакой одежды (лишь женщинам полагалась подобие треугольной набедренной повязки), охотились, пили йербу, слушали своих шаманов и «растворялись» в природе. Растворялись они не посредством питья мате. Не будем рисовать гуарани добрыми плюшевыми индейцами. Они так же, как и другие племена, употребляли галлюциногенные грибы, растения, и с их помощью «говорили с духами».

Этническая общность гуарани была сформирована примерно во втором тысячелетии до нашей эры, южнее великой реки Амазонки. Перед приходом конкистадоров, в 16 веке, гуарани проживали на территории современного Парагвая, однако в ходе многовековых миграций, происходивших, главным образом, за счет того, что племена сражались с завоевателями, гуарани отходили на новые территории. Но не только это заставляло их идти вперед. Одной из причин было их «кочевое» мировоззрение. Таким образом племена тупи-гуарани прошли далеко на запад, обосновавшись даже в Боливийских Андах.

Интересным является тот факт, что гуарани шли тем же путем, что и Паи Суме, их легендарный белый бородатый бог, и герой национального эпоса, который научил их земледелию и медицине. Именем «Паи» гуарани в будущем будут называть всех святых отцов – иезуитов, и в современном португальском языке слово «паи» (pai) – переводится как отец. Правда, подразумевается, что это слово произошло от латинского «pater».

Слово «Паи» входило в состав еще одного очень важного понятия для гуарани: «Паитити» (Paititi), – так они называли место «без зла», расположенного где-то к востоку от Куско. И эта земля не была для них мифом. Это было реальное место, к которому они стремились всю свою историю. Считается, что, возможно, «паитити», переводится как «земля белого паи». Именно эта земля считалась мистической целью всей их миграции, и где-то там жил Паи Суме. Место, которое конкистадоры будут искать как вместилище золота, а святые отцы как рай на земле. В 16 веке в представлениях гуарани Суме трансформировался в Святого апостола Томаса (в православии он известен как Фома), и индейцы уже будут показывать дорогу, расположенную в 200 милях в глубине страны, где на скале отпечатались следы апостола… Эта дорога идет с Атлантического побережья, в юго-восточном направлении, длиной около 3000 миль.

Святой Томас (Фома) глубоко запал в мировоззрение гуарани, иначе не сохранился бы текст, перевод которого приводит В. Е. Резниченко в своей статье «Зеленая кровь «Южного конуса», опубликованной в 2006 году в журнале Института Латинской Америки Российской академии наук (ИЛА РАН). В ней прослеживается версия возникновения мате от апостола Томаса:

Но Фома спешит в дорогу:

По велению Христа, -

говорит он, – я другие

должен посетить места.

А, прощаясь, вам на память

я хочу в подарок дать

парагвайский чай – да будет

с вами Божья благодать!

Молвив так, он входит в реку,

блещущую, как хрусталь,

и она святого к морю

в дальнюю уносит даль.

Плачут о его уходе

бедные гуарани,

и вернуть Фому обратно

просят Господа они

Но мы же вернемся именно к Паи Суме, то есть к тому моменту, пока он не стал апостолом Томасом, и понятию «паитити». В конце концов, гуарани, спустя много веков своей миграции, достигли «паитити», и встретились с землей их белого бога. Это были белые люди (испанцы), однако это не принесло народу гуарани счастья.

Сохранилась молитва к Паи Суме, которую еще помнят шаманы из Бразилии:

Ты, сторож нашей родины, защитник наших земель

Очисти нас от скверны и защити от злых существ!

Присмотри за нашими лесами, горами, реками и водопадами (Паи Суме)

Охрани наш народ от врагов и эксплуататоров, о, великий (Паи)

Пусть твое благословение, что исходит из обители бога Тупа,

Распространится на все, куда ступит моя нога!

Наш отец!

Помимо всевозможных богов, гуарани «знали» еще множество духов, с которыми они «поддерживали» связь. Одними из самых известных, имеющих непосредственное отношение к мате являются Ка’а йари’и, который, или, как наверное правильно будет сказать, которая (так как этот дух красивая женщина) не допустит того, чтобы злые люди преждевременно и безответственно обрывали листья с дерева, дарующего народу гуарани «божественный напиток». Такого человека ждет кара.

И второй дух, это Каагуй Пора, который будет следить за тем, чтобы деревья не рубили, нанося вред лесу.

Вот, пожалуй, и все. Стоит только упомянуть о том, что народа гуарани не было бы вовсе, если бы не всемогущий бог-творец Тупа, который создал все на этой земле, да этим и ограничился, предоставив гуарани другим более мелким богам. Думается, что и название тупи-гуарани – это в чем-то дань великому богу.

Гуарани никогда не имели своего собственного государства, в отличие от инков-кечуа, численность которых сейчас составляет порядка 25 миллионов. Они проживают на территории современного Перу, Боливии, Эквадора, на северо-западе Аргентины, а также на севере Чили. Союз племен в далеком 1438 году привел к созданию империи Инков (Тауантинсуйу). В это время была создана высокая культура, которая, к сожалению, была растоптана сапогом испанского солдата под крики Viva Espana!

Племя Гуарани – индейский народ, живущий на территории экваториальных стран Южной Америки, у бассейна реки Амазонки. Это единственная этническая группа в амазонской Сельве, сохранившая свой традиционный уклад жизни со времен предков. Около 50 лет назад на территорию племени гуарани вторглась цивилизация, которая постепенно уничтожает их привычный образ жизни. В 1970-х годах здесь активно начались работы по добыче нефти и вырубка лесов, а также с целью развития региона властями ведется строительство дорог через Сельву. В 80-е гг. нефтяной бум достиг земель гуарани, не соприкасавшихся с цивилизацией уже много десятков лет. И теперь им приходится бороться с приходом цивилизации и защищать свои земли.

Существует множество этнических групп гуарани. Всего их насчитывается 37, а численность составляет около двух тысяч человек. Сейчас на территории гуарани осуществляют деятельность семь нефтяных компаний. Загрязнение окружающей среды оказывает пагубное влияние и на природу. Компании уничтожают все природные богатства, загрязняя крупные реки, текущие через Сельву.

Жители племени гуарани живут в традиционных хижинах, здесь они готовят пищу, отдыхают, изготавливают дротики и копья. Они не носят одежду, поскольку считают, что нагота – естественное явление. Чтобы прокормить себя, занимаются охотой, рыболовством и выращивают растения. Сельва и близлежащие реки дают пропитание индейцам гуарани, ведь вода является основным источником их жизни. Однако вырубка лесов вдоль рек и деятельность нефтяных компаний становится огромной проблемой для этого народа, живущего вдали от цивилизованного мира. Чтобы добыть мясо, мужчины занимаются охотой, однако из-за вырубки животные уходят все дальше вглубь Сельвы и охотиться становится сложнее. Рыбалка считается женским занятием. Для рыбалки готовится необычная смесь из листьев ядовитого растения бабаско, которые растирают и смешивают с землей, а затем травят рыбу и собирают в сети. Сети плетутся из растительных волокон и пальмовых листьев. Для охоты также используется специальный яд – кураре, получаемый из лиан. На изготовление яда уходит один день. Ядом смазывают стрелы, которыми стреляют в диких обезьян из духовых труб. Яд действует на кровь животных, однако после термической обработки мяса он не опасен, поскольку является природным. Женщины также занимаются сбором диких плодов и клубней юкки. Юкка – основной продукт питания для гуарани. За каждой семьей закреплен участок, на котором выращиваются юкка, сахарный тростник, бананы, папайя, маис и кунжут. Земледелие – важная часть жизни индейского народа.

Вождей в племени нет, но существует почитание старших, передающих молодежи свои знания и традиции. В племени существует многоженство. Но чтобы жениться, мужчина обязан хорошо владеть копьем и уметь охотиться. Женщины также активно участвуют в повседневной жизни. Большое значение придают заботе о пожилых людях, поскольку от них передается культура и обычаи потомкам. Под влиянием цивилизации орудия труда гуарани сильно изменились, сейчас используются металлические орудия (мачете, топорики и ножи).

У гуарани нет письменности, все рассказы и песни передаются из уст в уста. Это очень важно для них, чтобы потомки не забывали прошлое и сохраняли традиции и обычаи своего народа.

Об укладе жизни последних представителей племени гуарани рассказывает документальная киносъемка «Гуарани. Последние индейцы Амазонии». Смотрите видео-фильм онлайн:

Извините, фильм недоступен.

Жители маленькой деревушки Бамено в амазонских джунглях всеми силами пытаются отстоять право на существование своего народа.

Гуарани, одно из индейских племён Южной Америки; см. Тупи-гуарани .

  • - см. Тупи-гуарани...
  • - одна из наиболее крупных языковых семей индейцев Юж. Америки. Языки Т.-г. делятся на две группы: северную - тупи, послужившую основой межплеменного языка после завоевания Бразилии европейцами, и южную - гуарани...

    Советская историческая энциклопедия

  • - I ́ одно из индейских племён Южной Америки; см. Тупи-гуарани. II ́ язык южноамериканских индейских племён, относящийся к семье языков тупи-гуарани...
  • - Гуарани, язык южноамериканских индейских племён, относящийся к семье языков тупи-гуарани. До колонизации Южной Америки был распространён на территории современной Бразилии, Парагвая, северной Аргентины...

    Большая Советская энциклопедия

  • - одна из наиболее крупных языковых семей индейцев Южной Америки...

    Большая Советская энциклопедия

  • - индейский народ группы тупи-гуарани в Парагвае. 30 тыс. человек. Участвуют в формировании современных парагвайцев. Язык гуарани. По религии католики...
  • - язык индейцев гуарани, распространенный в Парагвае и соседних районах Бразилии и Аргентины. Относятся к семье тупи-гуарани. Имеет общенациональное значение в Парагвае. Письменность на основе латинской графики...

    Большой энциклопедический словарь

  • - КВАРТЕРОНЫ, в Америке потомки от браков мулатов и представителей европеоидной...

    Большой энциклопедический словарь

  • - группа индейских народов в Парагвае, Бразилии, Боливии, Перу, Гайане и др. 150 тыс. человек. Языки тупи-гуарани. Верующие придерживаются традиционных верований...

    Большой энциклопедический словарь

  • - семья индейских языков. Включает св. 50 языков, составляющих 7 основных групп: собственно тупи-гуарани, юруна, арикем, тупари, рамарама, монде и пурубора...

    Большой энциклопедический словарь

  • - гварани/ и / нескл...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ...

    Орфографический словарь-справочник

  • - гуаран"и и гваран"и, нескл...

    Русский орфографический словарь

  • - гуара́ни см. гварани...

    Словарь иностранных слов русского языка

  • - 1. ́, неизм.; нескл., м., м. и ж. 2. ́ и гварани́, нескл...

    Русское словесное ударение

  • - сущ., кол-во синонимов: 6 барабан гварани индеец народ трокано язык...

    Словарь синонимов

"Гуарани (племя в Юж. Америке)" в книгах

ПЛЕМЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ

Из книги Земля в цвету автора Сафонов Вадим Андреевич

ПЛЕМЯ ПОБЕДИТЕЛЕЙ Бывает и так, что новые пути науки и техники прокладывают иногда не общеизвестные в науке люди, а совершенно неизвестные в научном мире люди, простые люди, практики, новаторы дела. И. Сталин. (Речь ка приеме в Кремле работников высшей школы 17 мая 1938

Ивовое племя

Из книги Занимательно о фитогеографии автора Ивченко Сергей Иванович

Ивовое племя Помните, чеховское: ткни оглоблю, вырастет тарантас.- А если оглобля вербовая?- Тарантас может и не вырасти, - скажет реалист-ботаник, - а уж дерево наверняка будет!От себя добавим: красивое, кудрявое, с годами все более кряжистое. Словом - ивушка зеленая…

Гуарани

автора Колина Аугусто

Гуарани

Из книги Yerba Mate: Мате. Матэ. Мати. 9000 лет парагвайского чая автора Колина Аугусто

Гуарани Гуарани – это южная ветвь народов тупи-гуарани. Большая их часть в данный момент проживает в Парагвае, где они насчитывали около 30 тысяч человек, согласно переписи населения 1987 года. Также значительное их количество живет в Аргентине и Бразилии. Словом, там, где

Племя фаю

Из книги Ребенок джунглей [Реальные события] автора Кюглер Сабина

Племя фаю Первая ночь прошла спокойно. Проснувшись на следующее утро, я открыла глаза и увидела огромные величественные деревья, уходящие в небо. Пение птиц околдовало меня, эта чарующая утренняя песенка пробуждала фантазию.Юдит еще спала. В доме было тихо. Мне стало

Страна Гуарани

Из книги По следам конквистадоров автора Каратеев Михаил Дмитриевич

Страна Гуарани Чтобы лучше уяснить себе характер, психологию и бытовые особенности парагвайского народа, необходимо, хотя бы вкратце, ознакомиться с историей Парагвая. Она сложилась и развивалась совершенно оригинально, и в своих основных, направляющих чертах сильно

Род и племя

Из книги Социальная философия автора Крапивенский Соломон Элиазарович

Род и племя Доклассовое общество выработало свои, обусловленные в конечном счете технологическими и экономическими причинами, формы общности людей - род и племя.Род представлял собой объединение кровных родственников, обладающих общностью происхождения, общим местом

Очерк одиннадцатый Американские колонии в последней четверти XVII и первой половине XVIII в. Потеря Канады французами и значение этого факта для североамериканских колоний. Взрыв революции в Северной Америке. Вмешательство французов. Поражение англичан в Америке и их победы в Индии

Из книги Политика: История территориальных захва­тов. XV-XX века: Сочинения автора Тарле Евгений Викторович

Очерк одиннадцатый Американские колонии в последней четверти XVII и первой половине XVIII в. Потеря Канады французами и значение этого факта для североамериканских колоний. Взрыв революции в Северной Америке. Вмешательство французов. Поражение англичан в Америке и их

Племя

Из книги Велика історія України автора Голубец Николай

Племя Рід був найменшою клітиною давного громадського устрою; вищим проявом громадського життя було племя. Але що таке племя, це річ не цілком ясна. Давній літописець подав нам імена різних племен, старався описати їх обичаї, але не зумів виразно сказати, чим саме було

5. Племя

Из книги автора

5. Племя Говоря о семье, мы рассматривали основную ячейку галльского общества. На ступень выше в общественной организации находилось племя, которое латины называли пагом (pagus). Объединение некоторого числа семей в племя восходит к древнейшим временам. Какие

Племя

Из книги Энциклопедический словарь (П) автора Брокгауз Ф. А.

Племя Племя (антр.) – термин, употребляемый для обозначения группы людей, связанных между собою известными общими признаками, а иногда и предполагаемой общностью происхождения. Для более крупных подразделений, основанных на различи физических признаков, более

Гуарани (племя в Юж. Америке)

БСЭ

Гуарани (язык индейских племён)

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ГУ) автора БСЭ

Племя

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ПЛ) автора БСЭ

Тупи-гуарани

Из книги Большая Советская Энциклопедия (ТУ) автора БСЭ