Марк дэвид чепмен сейчас. Я думаю, что я умру раньше, чем Йоко. Прошения о помиловании

Джон Леннон (рожд. 9 октября 1940 г. — смерть 8 декабря 1980 г.) — рок-музыкант, певец, композитор, поэт. Один из основателей легендарной группы «The Beatles». 1980 год — был убит фанатом.

Ранние годы

Джон родился в небогатой семье в Ливерпуле (Англия). Его отец пропал без вести на войне. В школьные годы будущий кумир миллионов слыл нерадивым учеником. Больше всего он интересовался рисованием, английским языком и литературой. Он рано начал сочинять стихи, но лишь в начале 1956 годов под влиянием услышанной по радио песни Элвиса Пресли начал серьезно увлекаться музыкой. Именно он создал школьную группу, которая в последствии превратилась в «Битлз».

9 декабря — после убийства

Три главные святыни Джона Леннона — мир, любовь и музыка. Этим же святыням поклонялись и миллионы его фанатов, которые никак не могли осознать, за что же безумец-одиночка решился убить их кумира.

1980 год, 9 декабря — ранним утром множество людей собралось перед нью-йоркским домом Джона, распевая песню «Все что тебе надо — это любовь». Они оплакивали своего кумира, которого накануне смертельно ранили у подъезда этого дома.

Джон Леннон был убит как раз тогда, когда начал появляться на публике после продолжительного периода уединения. В течении долгого времени он избегал встречи даже с друзьями, ушел из мира коммерческой музыки. За несколько часов до своей смерти Джон Леннон дал свое первое за многие годы интервью, которое было посвящено его новому альбому «Двойная фантазия». Музыкант заявил, что этот альбом адресован людям его поколения. «Людям, которые выросли вместе со мной, я говорю: «Вот он я, а как дела у вас? Как поживает ваша родня? Скажите, разве 70-е были скучными годами? Давайте же сделаем 80-е годы великими!» — призывал известный музыкант.

Письма с угрозой

Опасения за жизнь свою и близких людей появились у музыканта после неприятного инцидента, который произошел в 1964 г. во Франции.

Во время концерта в одном из городов он получил записку, в которой говорилось о смерти, уготованной ему ближайшей ночью. Темное время суток Джон провел в тревожных ожиданиях, однако «шутник» не выполнил своего обещания.

В последующие годы письма с угрозой расправы продолжали приходить, но угрозы всегда оставались только угрозами.

Джон расценивал такие послания как неудачные шутки поклонников над знаменитостью, он даже не мог себе представить, что может найтись человек, который решится на такое дерзкое преступление, как убийство.

Вечер убийства

Восьмого декабря около 23 часов Джон Леннон — один из музыкантов легендарной группы «Битлз» — с женой Йоко Оно возвращался домой из студии звукозаписи. Перед самым входом какой-то мужчина окликнул известного певца. И только тот повернулся, как раздался выстрел, за ним второй, третий, четвертый, пятый. Йоко в шоке начала пронзительно кричать, а ее муж, истекая кровью, каким-то образом смог добраться до подъезда. И перед тем, как упасть на пол, смертельно раненный музыкант даже смог два раза подряд выкрикнуть фразу “В меня стреляли”.

«В меня стреляли», — прохрипел музыкант, захлебываясь кровью. Охранник позвонил в полицию, которая приехала меньше чем через 2 минуты. Полицейский уложил истекающего кровью на заднее сиденье автомобиля и на максимальной скорости помчался к ближайшей больнице. Спустя несколько минут Джон уже был на операционном столе, но ранения оказались до такой степени серьезными (кровопотеря составила около 80 %), что спасти рок-звезду так и не удалось.

25-ти летний убийца Джона Леннона по имени Марк Чэпмен даже не пытался скрыться с места трагедии. Ожидая приезда тотчас же вызванной полиции, он спокойно читал свою любимую книгу «Над пропастью во ржи».

Кто убил Джона Леннона

Родился Марк Дэвид Чэпмен в 1955 году, он был исключительно набожный человек. В какое-то время он увлекся музыкой «Битлз», а в особенности Ленноном. Стараясь во всем подражать своему кумиру, Чэпмен даже носил значок «Я - Леннон». С течением времени у него начали все чаще проявляться признаки душевного расстройства. Как-то раз он пытался , но неудачно. Леннон продолжал привлекать его, но вместе с этим Чэпмена мучил комплекс неполноценности. Осенью 1980 года он решился убить Джона Леннона.

«Я чувствовал, что я - ничто, и если я убью его, я стану чем-то», - объяснил в последствии он мотив своего поступка. В день убийства он взял автограф у своего кумира, а спустя несколько часов убил его на том же месте.

Чэпмен, который был арестован на месте преступления, не отрицал своей вины. После прохождения теста на вменяемость, установившего психические отклонения, убийца был отправлен в тюрьму. За ним установили строгий надзор, дабы предотвратить возможную попытку суицида.

Убийцу Джона Леннона Марка Чэпмена, приговорили к пожизненному заключению.

Спустя десять лет после громкого убийства, потрясшего весь мир, в интервью одной американской газете Марк Чэпмен раскрыл «истинные» причины своего поступка.

Он уверял, будто к преступлению его подталкивали демоны и Сатана, именно они главные инициаторы убийства Джона Леннона (конечно, это походило на бред психически неуравновешенного человека). Кроме этого, убийца во всех подробностях рассказал о подготовке к преступлению.

После убийства

Убийство Кеннеди, на протяжении 10-ти месяцев расследовала специально созданная комиссия…

Убийство Джона Леннона вызвало взрыв возмущения по всему миру. На следующий день радиостанции непрерывно передавали песни в его исполнении. Больше 250 тыс. писем-соболезнований пришло в дом, где жил легендарный музыкант. За последующие 2 месяца лишь в Англии продали два миллиона пластинок с записями «Битлз».

Отдавая дань рок-звезде, американские СМИ подчеркивали, что «Битлз» стали неотъемлемой частью жизни целого поколения молодых людей, выросших в 1960-е годы. «Я чувствую, что взрослею, становлюсь совсем взрослым человеком», сказал один из юных фанатов Леннона, собравшихся у его дома после смерти своего кумира.

А американский президент Джеймс Картер сказал, что Леннон «помог создать музыку и настроение нашего времени. Он оставил после себя убедительное и нестареющее наследие. В особенности горько то, что он пал жертвой насилия, хотя сам всегда боролся за мир».

Я думаю, что я умру раньше, чем Йоко

Известный музыкант мало думал о смерти, у него еще было много дел в этом мире. В одном из последних интервью, которое было опубликовано в журнале «Ньюсуик» Джон сказал: «Я не чувствую себя сорокалетним. Я чувствую себя ребенком, и у меня еще впереди так много хороших лет жизни с Йоко и моим сыном, по крайней мере, мы на это надеемся».

Убийца певца признался, что в его планах также было убить таких знаменитостей, как Марлон Брандо и Элизабет Тейлер. Стало известно, что Чепмен посетил пьесу, в которой участвовал Дэвид Боуи. Марк сфотографировал его у сцены, после чего отправился к Леннону и застрелил певца. Как признался сам Чепмен, если бы у него не вышло убить Леннона, он бы поехал обратно в театр что бы застрелить Боуи.

Со слов самого убийцы, он пытался заставить себя убить рок-звезду несколько раз, но до рокового вечера всякий раз побеждала его светлая сторона. Марк купил оружие за несколько месяцев до преступления и даже бросил свою работу. Он работал сторожем, а в свой последний рабочий день поставил роспись в рабочем журнале не как “Марк Чепмен”, а под именем “Джона Леннона”.

После нескольких утомительных часов в студии, Леннон и Оно решили отправиться домой. Однако из-за довольно теплой декабрьской погоды они решила немного прогуляться пешком, вместо того, чтобы добраться до дома на автомобиле вместе с телохранителями. Этот выбор стоил рок-музыканту жизни.

Гении редко доживают до старости. Им просто становится тесно на Земле. Но Джон Леннон ушел не по своей воле. Ему было всего 40 лет

Когда этот материал появится на «БАГНЕТе», в Нью-Йорке, где произошла трагедия, унесшая жизнь Леннона, будет глубокая ночь или рассвет. А когда главные американские часы на Тайм-сквер покажут 22:50, время, когда прозвучали роковые выстрелы у Централ-парка, в Украине уже будет утро следующего дня. Но, от этого, увы, от этого причина, по которой данная статья появится, не будет иметь другого исхода.

Марк Дэвид Чепмен - самое ненавистное имя для битломанов (а я отношусь к их числу), во всем мире. Этот ничем не примечательный человек стал знаменитым в одночасье, в тот момент, когда нажал на курок своего пистолета. Сейчас о нем пишут книги, снимают ток-шоу, документальные и художественные фильмы. А он, всего-навсего негодяй, лишивший жизни человека. Великого, немного безумного, но при этом невероятно талантливого человека.

Джона Леннона нет уже 30 лет, но о нем продолжают помнить и чтить

30 лет назад он пришел к дому Леннона с утра. Чепмен был одним из тех, кому Джон в тот день оставил свой автограф. На память. Он даже попал на одной из фотографий в кадр с Ленноном. Когда вечером Джон вернулся из студии, Марк по прежнему ждал его и пропустив певца вперед, выпустил ему в спину 5 пуль подряд. Леннон сумел добраться до вестибюля, где сказал: «В меня стреляли». Прибывшие на место преступления «скорая», констатировала смерть музыканта. Убийцу полиция обнаружила неподалеку. Он сидел на обочине и с абсолютным равнодушием на лице читал Джерома Сэлинджера, «Над пропастью во ржи». Чепмен был признан полностью вменяемым и осужден. Причиной убийства в то время называли отказ Леннона сфотографироваться с Марком. Но, как впоследствии Чепмен заявил в суде, его поступок не был спонтанным и он шел на этот шаг, осознанно. Просто Леннон, каким он стал после рождения второго сына, не соответствовал тому идеалу, от которого Чепмен однажды начал фанатеть, вот он и взял на себя ответственность «исправить эту ошибку».

Фото запечатлевшее Леннона в день смерти. Джон дает автограф Марку Чепмену

Утром 9 декабря лицо Джона Леннона с заголовком «Героя больше нет», было на обложках всех газет

Убийца Джона Леннона был осужден пожизненно и уже 30 лет отбывает свой срок. За последние 10 лет он четыре раза подавал прошения о помиловании, однако все они были отклонены. Слишком уж велика обида общественности на «человека» лишившего этот мир гения. Однако есть на то и другая причина. Чепмен все эти годы с завидным постоянством, пачками получает письма с угрозами, вот и боятся власти, что день, когда заключенный выйдет на свободу станет последним в его никчемной жизни.

Сейчас Марк Чепмен выглядит так

Вдова Джона Леннона, Йоко Оно отказалась предавать мужа земле. Урна с его прахом и сейчас находится в ее квартире. Местом паломничества, куда ежегодно съезжаются сотни поклонников основателя группы «The Beatles» является мемориал Strawberry Fields For ever , в нью-йоркском Централ-парке, напротив дома «Дакота», в котором жил и возле которого погиб Леннон. Мемориал был открыт спустя пять лет после трагедии унесшей жизнь легендарного музыканта. На нем мозаикой выложено всего одно слово: « IMAGINE », которое круглый год украшают живые цветы и свежая клубника, изображающие знак пацифиста.


На этом месте, в Централ - парке, круглый год живые цветы и свежая клубника

P . S .: Когда этот материал был в перманентном состоянии, случайно узнала новость, о которой не написать попросту не могу. Пол Маккартни и Ричард Старки (более известный как Ринго Старр) приняли решение снова объединиться. Правда, всего только для одного концерта. Но и это еще не все. Экс-битлы не просто появятся на одной сцене впервые, за 45 лет, но и выступят в полном составе. Вчетвером. Почившие Джон Леннон и Джордж Харрисон появятся на сцене благодаря компьютерным 3 D - технологиям. Концерт состоится в Лос-Анджелесе, в конце лета 2011 года и будет носить благотворительный характер, все средства с которого будут перечислены на борьбу с онкологическими заболеваниями.

Легенды мирового рока Сурков Павел

Кто убил Джона Леннона? (лекция-расследование)

Кто убил Джона Леннона?

(лекция-расследование )

Когда начинаешь цикл лекций о рок-н-ролле, поневоле приходится говорить о The Beatles. He только потому, что с них все началось. Не только потому, что они – главные. А просто потому, что именно эти четверо парней сделали в музыке то, что никто до них не делал. Они сотворили из музыки бизнес. Посмотрите на то, что сегодня называют «шоу-бизнесом», – все это в том или ином виде уже сделали Джон, Пол, Джордж и Ринго. Все верили в то, что рано или поздно они снова перевернут нашу жизнь, сотворив очередное невероятное волшебство, – но главный миф о том, что ливерпульская четверка рано или поздно соберется вновь, миф, просуществовавший целых десять лет после распада группы, был разрушен тридцать с лишним лет назад выстрелами рядом с домом «Дакота» в Нью-Йорке.

Фраза «кто убил Джона Леннона?» звучит, на первый взгляд, удивительно парадоксально, потому что ответ на этот вопрос известен ровно всем. 8 декабря 1980 года Марк Дэвил Чэпмен пять раз выстрелил в Джона. От полученных ранений музыкант скончался – по одной версии в машине «скорой помощи», по другой – уже в госпитале. Тем не менее, вопрос о том, кто же на самом деле убил Джона Леннона, продолжает активно обсуждаться и по сей день. И причина вот в чем: душевное состояние Марка Чэпмена, одного из самых известных преступников XX века, не позволяет судить о нем как о стопроцентно вменяемом человеке. Чэпмен – и это признают практически все исследователи жизни Леннона – оказался той самой роковой случайностью, которая была для Джона фактически предрешена, как бы ни прискорбно это прозвучало. Настоящего убийцу Джона Леннона – а вовсе не его слепое орудие, случайного маньяка, сумасшедшего фанатика – нам и предстоит отыскать.

Существует несколько версий о том, кто же все-таки был повинен в трагическом конце Леннона, и мы сегодня попытаемся охватить их все. Мне, кстати, кажется, что если бы Леннону, скажем, году в 63-м какая-нибудь провидица сообщила о том, каким именно образом он закончит свои дни, сам Джон ничуть не стал бы возражать против такого конца: 8 декабря 1980 года рок-музыка приобрела не просто своего главного героя – умирали и до Леннона, в сонме покойников уже пребывали такие персонажи, как Джими Хендрикс, Дженис Джоплин, Джим Моррисон. Но все они умерли, скажем так, вполне обоснованной смертью – как говорил генерал Епанчин у Достоевского: «При вашем образе жизни и нравственном облике это вполне логично».

Смерть Джона была вопиюще нелогична. Она была чудовищна по своей нелепости: за несколько дней до гибели он выпускает Double Fantasy – отличную пластинку, «вылежавшуюся» за пять лет, все песни как на подбор, даже те, которые поет не Леннон (формально – это не сольник Джона, а совместный альбом с Йоко). И это – отличные песни, очень цельные, очень зрелые, очень взвешенные. Это был отличный камбэк, который в одночасье закончился. Утром 8 декабря Джон подписал Чэпмену пластинку, а вечером этого же дня Чэпмен Леннона застрелил. Так не бывает, так не должно было быть – но было именно так. Оттого смерть Леннона выглядела до ужаса глупой, деланной, пошлой. Отсюда и множество версий причин его смерти, исследований тех обстоятельств, которые заставили Марка Чэпмена взять в руки оружие – а самое главное, заставили его спустить курок.

Первая версия этой причины, пожалуй, самая шокирующая, претенциозная и пропитана здоровой долей черного юмора, который так любил сам Леннон. Это версия политическая, и лучше всего она оказалась изложена в советском журнале «Смена», вышедшем в марте 81-го года. Версия шокирующая еще и потому, что фактически в подготовке убийства Леннона обвинили человека, который вот уже три года был как мертв. Ну, или считался мертвым. Я говорю об Элвисе Пресли.

Обвинять Пресли в причастности к смерти Леннона – ничего бредовее быть не может, но тем не менее, эта версия при ближайшем рассмотрении оказывается достаточно стройной и – о ужас! – весьма убедительной. Конечно, Элвис здесь выступает не в качестве персонифицированного зла: он, естественно, не науськивал Чэпмена на Леннона, не учил его стрелять из собственных пистолетов (Элвис, кстати, фанатично обожал огнестрельное оружие, у него была огромная коллекция старинных ружей и револьверов, а пару своих «кольтов» он в свое время даже подарил Ринго Старру), но Элвис при этом оказался прямо замешан в «деле Леннона». У Пресли был один – довольно странный – фетиш: он жутко хотел стать государственным служащим, поступить на любую чиновничью должность, но желательно – в силовые ведомства. Собственно, погоны в армии Элвис уже носил – и главный красавчик американской сцены превратился в маскулинного идола: комиксовый герой, капитан Америка – если что, то и красотку околдует, и с оружием в руках родину защитит.

И в начале 70-х Элвис ведет себя чрезвычайно странно. Он начинает донимать президента США Ричарда Никсона откровенно истерическими, а порой – просто идиотскими посланиями. Он просит… принять его в штат ФБР в качестве агента. При этом просится он в очень любопытный отдел – в Бюро по наркотикам и опасным лекарствам. Он пишет прошения следующего содержания: «Я смогу принести и принесу больше пользы, если стану федеральным агентом с широкими полномочиями… Я серьезно изучил вопрос наркомании и методы промывания мозгов, которыми пользуются коммунисты, и я нахожусь в самом центре происходящего, где могу принести и принесу максимум пользы», – перед нами серьезная заявка на успех.

История заканчивается довольно забавно. Элвис пишет Никсону письмо, летит в Вашингтон и самолично относит послание в Белый дом. Дальше в резиденции президента начинается шок: Никсон не понимает ни черта, что от него хочет этот идиот, но помощники быстро разбираются, что к чему. Элвис на службе государства выгоден, его можно будет использовать как мощное пропагандистское оружие, например, заставить записать антинаркотический альбом (напоминаю, главные жертвы героина и кокаина уже ушли в мир иной – я имею в виду Хендрикса, Джоплин и Моррисона), пропаганда здорового образа жизни важна чрезвычайно. И тогда советник Никсона Эджил Кох (он потом станет одним из главных фигурантов Уотергейта) уговаривает Никсона принять Элвиса в Белом доме.

Встреча состоялась, и, надо сказать, Никсон ничего на этой встрече не понял. Элвис с первой минуты начал рассказывать о том, какие мерзавцы эти The Beatles, как они разжигают антиамериканские настроения, что надо их вообще запретить и все такое. Никсон вообще не понимает, что этот человек – Пресли – от него хочет, и единственная фраза, которую Никсон из себя выдавил, звучала приблизительно как «Ты диковато одеваешься», на что Элвис отвечает: «У вас свое шоу, господин президент, у меня – свое».

Но Пресли своего добился: Никсон дает поручение изготовить для Элвиса специальный значок федерального агента с широкими полномочиями, и Пресли получает вожделенную цацку.

Итак, у антиамериканской пропаганды – то есть у пропаганды советской – появляется свой мощный антигерой. Понятно, что пресса много пишет о Пресли, публикуют фотографии, как ему вручается значок, как он встречается с Никсоном. Но козырь этот пропаганда пока приберегает – до поры до времени, пока не приходит время эту карту разыграть.

И вот тут мы возвращаемся к тому самому журналу «Смена»: на дворе 1981 год, еще жив Брежнев – и в молодежном журнале выходит статья на два разворота с огромной фотографией Леннона: той самой, где он подписывает альбом Чэпмену (еще одна роковая случайность – фотографу удалось сделать снимок, как Джон дает автограф человеку, который через несколько часов его убьет). Конечно же, основной пафос статьи предсказуем – Джон Леннон был затравлен американской пропагандой! Его, борца за мир и свободу, травили продажные американские журналисты и все американское общество – а главное, во всем виноват негодник Пресли, приверженец, клеврет капитализма, и действующий агент ФБР! Именно он подготовил досье на Леннона, которое затем было использовано в пропагандистских целях, вокруг которого была развернута вся травля Джона, а дальше – дело техники: при столь сильном общественном накале рано или поздно найдется маньяк, который выпустит роковую пулю. И таким маньяком как раз и стал Чэпмен – пешка в чужой игре.

Доля истинности тут, конечно, присутствует: как ни прискорбно, если бы Чэпмен по какой-то причине не застрелил бы Леннона вечером 8 декабря, то его жертвой стал бы другой человек: в вещах Чэпмена нашли программку пьесы «Человек-слон», в которой играл Дэвид Боуи – имя Боуи было обведено Чэпменом в траурную рамку. Как оказалось, Чэпмен ходил на спектакль и даже фотографировал Боуи у дверей на сцену. Полиции Чэпмен признался, что если бы ему не удалось убить Леннона, то он бы вернулся в театр и застрелил Боуи.

Но вот история об Элвисе – зловещем агенте ФБР, конечно же, не выдерживает никакой критики: Пресли коллекционировал, помимо оружия, еще и значки государственных служб – а значка ФБР у него не было. Так что единственным способом заполучить заветный экземпляр к себе в коллекцию оказалось непосредственное поступление на работу в Бюро. Не более того – вот тут вся первая версия и рассыпается, как карточный домик.

Вторая версия смерти Леннона несколько более лирична, если можно так выразиться. Содержится она в интереснейшей книге Альберта Голдмана «Жизни Джона Леннона». Она издана у нас в серии «ЖЗЛ» и безусловно заслуживает того, чтобы ее прочесть. Голдман в этой работе предельно критичен – во всех невзгодах Леннона он винит ровно одного человека, и, надо признаться, небезосновательно. Это – Йоко Оно.

Все битломаны делятся ровно на две категории: одни горячо ненавидят Йоко Оно, другие относятся с ней с ровно пропорциональным уважением, или даже любовью, признавая, что она была единственной музой Джона и женщиной, предназначенной для него самой судьбой.

Ко встрече с Йоко Джон подошел женатым человеком: его брак с Синтией Леннон, урожденной Синтией Пауэлл, казался весьма и весьма крепким: пара растила малыша Джулиана, Синтия во многом потакала мужу и, признаемся честно, восхищалась им, да что уж – боготворила. Она прощала Леннону бесконечные гастрольные авантюры, она снисходительно относилась ко многим его чудачествам, позволяла ему все, чего Джон желал, – в доме царил абсолютный культ Леннона. Он мог сутками ни с кем не разговаривать, бродить по комнатам и огрызаться на жену и сына – так Синтия одергивала Джулиана и просила того не тревожить папу. Но Леннону вовсе не было нужно такое идолопоклонство. Леннону нужна была не жена. Леннону был нужен партнер, соратник. И Йоко Оно пришлась тут как нельзя кстати.

Между тем, у нее был серьезный шанс стать подругой совсем другого битла. Первым с ней познакомился Пол Маккартни (он же и рассказал Леннону о выставке новой экстравагантной японской художницы). Существует даже легенда о том, что Йоко, не отличавшаяся излишним пуританством, добавила Маккартни в список своих сердечных побед и лишь потом переключилась на Леннона. Явных подтверждений этому нет – ни Оно, ни Маккартни никогда не комментировали подобные слухи, но факт остается фактом – в конце 60-х именно Пол Маккартни был завсегдатаем разнообразных тусовок, где вращалась и Йоко.

История романа Леннона и Оно известна довольно подробно – в принципе, ничего экстраординарного тут нет, зависит от того, что вы думаете о Йоко Оно как об отдельно взятом культурном феномене. И, конечно, можно говорить о том, что она запудрила Джону мозги, воспользовавшись и без того не самым стабильным психологическим состоянием последнего.

С Голдманом нельзя не согласиться: Леннон действительно прожил не одну жизнь, и каждый новый этап своей жизни он начинал словно бы с чистого листа, кардинально разрушая все предыдущее, обрывая старые связи и выходя на новый этап жизни совершенно другим человеком. Эти моменты в жизни Леннона были так или иначе связаны с личными потерями – это была сперва мать Джона Джулия, затем – его лучший друг Стюарт Сатклифф, потом – менеджер «Битлз» Брайан Эпштейн, а затем Леннон потерял одного из самых важных людей в своей жизни.

Он потерял самого себя.

Когда в середине 60-х «Битлз» решили прекратить гастролировать и сосредоточиться на студийной работе, целиком и полностью посвятив себя творчеству, а не изнуряющему концертному марафону, Джон сперва воспринял это заявление с радостью, но потом – опомнился. Сперва отказ от концертов гарантировал битлам некую личную свободу: у них оставалось больше времени на саморазвитие, на музыкальные эксперименты, в конце концов – на написание песен. Но тандем Леннон-Маккартни окончательно распался: вся четверка отдалилась друг от друга, осев по собственным домам. Нет, иногда они, конечно же, устраивали образцово-показательные сборища – на несколько совместных сессий по написанию новых песен они даже приглашают журналиста Хантера Дэвиса, перед которым стоит задача по созданию авторизованной биографии «Битлз». Но волшебная магия тандема Леннон-Маккартни неизбежно уходит в прошлое. Теперь есть песни Леннона, а есть Маккартни, и единственное, для чего нужен тандем, – так это для взаимного стимулирования собственного творчества.

Если Джордж Харрисон находит успокоение в индийской культуре, то Джону все это кажется надуманным шарлатанством (когда позднее союз битлов с индийским гуру Махариши Махеш Йоги развалится – Леннон снова почувствует собственную правоту и увековечит ее в песне Sexy Sadie – изначально песня называлась Maharishi, но Леннона уговорили заменить слова). И здесь Йоко приходится как нельзя кстати: она тянет Джона в мир нового, абстрактного искусства. Только вот это – уже не тот Джон. Похоже, что это – вообще не Джон. Перед нами – потерявшийся в осознании собственного пути человек, странник, заблудившийся в лесной чаще. И Йоко пытается вывести его оттуда – но неизбежно выводит в собственный мир, в то время как даже не задается вопросом – а нужен ли Леннону этот чужой мир вообще?

Надо сказать, что сам Джон тоже ответа на этот вопрос не знает: он лишь движется по инерции. Надо снимать абстрактные фильмы и записывать абстрактную музыку – пожалуйста. Надо начинать собственное творчество? Не проблема. Тут, кстати, нельзя не оговориться о распаде «Битлз», в котором так часто обвиняют Йоко Оно – вовсе не она первой поставила вопрос о существовании группы. Первым был Ринго Старр, несколько раз порывавшийся уйти из команды, потом из обоймы выпадал Джордж – и только затем между собой выяснили отношения Леннон и Маккартни. Джон-то как раз хотел сохранить «Битлз», это Пол первым озвучил то, что давно срывалось у всех с языка – группа «Битлз» в том виде, в котором она существовала все эти годы, более не существует. Собственно, это была чистейшая правда.

И в этой ситуации Джон начинает десятилетний марафон по саморазрушению. Музыка становится для него чем-то факультативным, он все глубже и глубже увязает в политической и социальной борьбе, он эмигрирует в Америку из Англии, он даже пытается разойтись с Йоко – о «затянувшемся уик-энде» мы поговорим в одной из следующих лекций, – но пика суицидальные намерения Джона достигают в середине 70-x.

С одной стороны, у него все невероятно хорошо: наконец-то снова сошелся с любимой женщиной, у них родился долгожданный ребенок – на сына Шона Джон нарадоваться не может. Но музыкант Джон Леннон перестает существовать: Джон запирается дома, превращается в няньку-домохозяйку, не пишет новых песен, а самое главное – он совершенно сознательно себя изнуряет. Он мало ест, еще меньше двигается, его организм держится на мощнейших внутренних ресурсах (Джон чрезвычайно вынослив).

Просветление наступает в 1979-м, когда он таки решает вернуться в музыку, и они с Йоко начинают работать над Double Fantasy – лебединой песней, блестящей с музыкальной точки зрения пластинкой. Планируется мировое турне – Леннон собирается в 1981 году посетить Англию с концертами, ему надо вернуть былую публику. Он встречается с Полом, и, похоже, недалек тот день, когда «Битлз» смогут снова собраться вместе, но…

Выстрелы Чэпмена заканчивают эту историю.

И вот тут пришла пора остановиться на той самой третьей версии. В ней все очень похоже на две предыдущие: Чэпмен – лишь орудие. Но – орудие для ленноновского самоубийства. Сам Джон никогда бы не спустил курок – выстрелила в Джона сама судьба. А Леннон к этой встрече уже подготовился.

Медики, которые везли Джона в больницу, в один голос уверяли полицию, что, если бы организм мистера Леннона не был истощен до такой невероятной степени, то его можно было бы спасти, кровопотеря была не столь велика.

Джон сознательно изнурял себя. Джон сознательно гнал себя к неизбежному финалу. Правда, думаю, он успел-таки опомниться – Double Fantasy пропитана оптимизмом и жизнелюбием, но, увы, спохватился Джон слишком поздно. Это, конечно, не умаляет вины Чэпмена – маньяк получил свое по заслугам, вряд ли он когда-нибудь вообще выйдет из тюрьмы – власти не отпускают Чэпмена, боясь самосуда со стороны битломанов. Но я бы хотел вернуться к тому, с чего начал. Если бы к девятнадцатилетнему Джону, только-только выпившему пива со Стюартом Сатклиффом и поигравшему с Полом Маккартни на гитарах, пришел гонец из будущего и сообщил о том, какой конец ждет его через двадцать с небольшим лет – думаю, Джон был бы этому только рад.

Выстрелы Чэпмена подарили ему бессмертие. Мы никогда не увидим Джона Леннона старым, мы никогда не узнаем о том, как бы он отнесся к палестино-израильскому конфликту, к распаду СССР и к войне в Ираке. Скорее всего, осудил бы любое насилие и снова призывал бы к миру. Но при этом Джон Леннон-легенда оказался миру куда нужнее живого Джона Леннона.

И хочется надеяться, что там, где он сейчас, в лучшем из миров, ему хорошо.

В начале 2000-х, во время триумфального возвращения Пола Маккартни к мировой гастрольной деятельности, журнал Rolling Stone обратился к ведущим музыкантам 90-х, чтобы те сделали совместное интервью с Маккартни. Каждый из двадцати рокеров задавал Полу по одному вопросу. Мрачный шутник Шон Крэхан из группы Slipknot задал самый короткий – и самый важный вопрос: «Где Джон?», на что Маккартни так же лаконично ответил: «Я уверен – на небесах».

И я в этом тоже абсолютно уверен.

Из книги Джон Леннон автора Голдман Альберт

Из книги Один под парусами вокруг света [с иллюстрациями] автора Слокам Джошуа

Из книги The Beatles автора Хантер Дэвис

Из книги Секретные миссии автора Захариас Эллис Марк

Из книги Соловьев против Соловьева: Худеть или не худеть автора Соловьев Владимир Рудольфович

ПАМЯТИ ДЖОНА ЛЕННОНА: ДЕКАБРЬ 1980 Когда 8 декабря 1980 года скончался Джон Леннон, в мире не было уголка, куда бы не проникло это известие. Оно заняло первые полосы всей большой прессы. А ведь Джон всего лишь играл и пел. В это трудно было поверить. Кончина премьер-министра или

Из книги Подлинная судьба Николая II, или Кого убили в Ипатьевском доме? автора Сенин Юрий Иванович

Глава 16. ДОКТОР БЕРЕТСЯ ЗА РАССЛЕДОВАНИЕ ДЕЛА В то время как мы в силу необходимости стремились максимально усилить контрразведку, наша разведывательная работа продолжалась в направлении, разработанном в 1927 году. В том году, следя за учениями японского флота с пункта

Из книги Великие неудачники. Все напасти и промахи кумиров автора Век Александр

Часть третья. Дополнительное расследование Всем кроме меня стало ясно, что я совсем не худой парень Прошло почти шесть лет после моего памятного похудения, и правда открылась передо мной во всем своем неприглядном виде. Люди забыли, каким я был, и перестали меня

Из книги Вид с Лубянки автора Калугин Олег Данилович

Глава 3. Известное и неизвестное расследование Н.А. Соколова «Документы судебного следствия об убийстве русского государя и членов его семьи, собранные настоящим подвижником - судебным следователем по особо важным делам Омского Окружного суда Николаем Алексеевичем

Из книги Одна жизнь - два мира автора Алексеева Нина Ивановна

После Джона Леннона Джон Леннон (при рождении Джон Уинстон Леннон, впоследствии изменено на Джон Уинстон Оно Леннон; англ. John Winston Ono Lennon, 9 октября 1940, Ливерпуль, Великобритания – 8 декабря 1980, Нью-Йорк, США) – британский рок-музыкант, певец, поэт, композитор, художник,

Из книги Джон Леннон навсегда автора Бенциен Руди

НЕОБХОДИМО РАССЛЕДОВАНИЕ ("Комсомольская правда", 3 июля 1990 г.)20 июня с.г. наша газета опубликовача беседу с генерал-.майором КГБ в отставке О. Калугиным. В ответ Центр общественных связей КГБ СССР перевел разговор на обсуждение личных качеств О.Калугина, а затем - по

Из книги Зазнобы августейшего маньяка. Мемуары Фанни Лир автора Азаров Михаил

Расследование Через полтора года после трагической гибели Нины еще трагичнее погибли Уманские. Что-то зловещее было в этой неожиданной для окружающих катастрофе. Как будто чья-то невидимая рука в дикой жажде мести подняла их и на глазах у всех бросила в пылающий

Из книги Быть Сергеем Довлатовым. Трагедия веселого человека автора Соловьев Владимир Исаакович

Первый день в жизни Джона Уинстона Леннона 9 октября 1940 года.Этот день сразу мог стать его последним днем. Регистратор рождений в госпитале на Оксфорд-стрит фиксирует время появления на свет - 6 часов 30 минут. В этот момент на Ливерпуль обрушилась одна из тяжелейших

Из книги автора

Расследование сенатора Трегубова Встревоженный арестами чинов РОВСа в Белграде, генерал Миллер назначил комиссию для расследования этого дела. В комиссию вошли: председателем сенатор С. М. Трегубов, членами генерального штаба генерал-майоры Черемисинов и Тараканов.

5 выстрелов, 34 года в тюрьме и 8 прошений о помиловании. Это все о Марке Дэвиде Чепмене — том самом, который вечером 8 декабря около особняка «Дакота» на Манхэттене окликнул экс-битла «Мистер Леннон!», а затем расстрелял музыканта. Чэпмен даже не попытался скрыться. Полиция застала его на месте преступления за чтением любимой книги «Над пропастью во ржи».

Чепмен тогда заявил полицейским, что зашифрованный приказ убить Леннона он нашёл как раз на страницах романа. На суде молодой человек сразу признался в совершенном преступлении. 24 августа 1981 был вынесен приговор — убийцу Джона Леннона признали вменяемым, он был осужден на пожизненное заключение с правом подачи прошения о помиловании через 20 лет.

Марк Девид Чепмен родился 15 мая 1955 года в Техасе. Его отец, Дэвид Кёртис Чепмен, был старшим сержантом американских ВВС. Мать, Диана Элизабет Пис, — медсестрой. Когда Марку было 7, в семье родилась младшая сестра. Впоследствии он вспоминал, что все детство боялся отца. Дэвид Чепмен не стеснялся поднимать руку на супругу. Нередко доставалось и Марку.

Когда мальчику исполнилось 10, он буквально «заболел» музыкой «Битлз». К тому моменту, к 1965 году, под натиском ливерпульской четверки пала не только Британия, но и Соединенные штаты. Комната Чэпмена была обклеена плакатами с изображением Джона, Пола. Джорджа и Ринго. Да и сам Марк научился неплохо играть на гитаре.

Однако в 1969 «Битлз» распались. В это же время у Чепмена начался переходный возраст. Он отрастил длинные волосы, начал употреблять наркотики, а как-то даже на две недели сбежал из дома и жил на улице. В 16 он вступил в ряды YMCA (Юношеской христианской ассоциации ), после чего стал тщательно изучать Библию. В YMCA он также занимался развитием летних лагерей. При этом Марк пользовался большой любовью у детей, которые прозвали его Немо. Да и коллеги отзывались о нем, как о выдающемся профессионале своего дела.

Кстати, в это же время происходит очень важное событие в жизни Чепмена. Кто-то из друзей посоветовал Марку прочитать «Над пропастью во ржи » Джерома Сэлинджера. Книга произвела на молодого человека сильнейшее впечатление. Он стал буквально одержим этим романом, а в главном герое Холдене Колфилде увидел модель для подражания.

После окончания средней школы Марк Чепмен переезжает в Чикаго, где играет на гитаре в церквях и ночных клубах. В период с 1973 и вплоть до убийства Джона Леннона Чепмен очень много путешествует по миру в качестве «агента по делам азиатских беженцев ». География его поездок включала Южную Корею, Японию, Гонконг, Таиланд, Ливан и Англию.

Однако в 1977 Чепмена начинают мучить приступы депрессии. Он из причин называют то, что он стал быстро полнеть. Собственный внешний вид начинал все больше и больше раздражать молодого человека. У него также появилась склонность к суициду. В этом же году Чепмен пытался покончить с собой, отравившись оксидом углерода.

К этому же времени относится его жестокое разочарование в Джоне Ленноне. Молодой человек считал, что экс-битл изменил самому себе и променял мечты на богатство. И тем не менее, Чепмен стремился походить на кумира. 2 июня 1979 года он даже женится на американке японского происхождения Глории Абэ.

В декабре 1979 года Чепмен устроился работать сторожем в кооперативном доме на Гавайях. 23 октября 1980 Чепмен расписался в рабочем журнале как «Джон Леннон», купил пистолет, занял 2 тысячи долларов наличными и улетел в Нью-Йорк.

Сегодня Марку Чепмену уже 59, и он все еще продолжает отбывать наказание в тюрьме строгого режима Wende Correctional Facility в штате Нью-Йорк. Туда он был переведен относительно недавно — в мае 2012. До этого с 25 августа 1981 года Чепмен содержался в другом исправительном учреждении штата — Attica State. Официальный представитель системы исправительных учреждений штата Нью-Йорк Питер Катлер отказался сообщить причину, по которой Чемпена решили перевезти. Однако, по словам пресс-секретаря, подобный перевод является «необычным шагом для заключенного, который достиг середины срока».

До сих пор до конца не понятны до конца мотивы, что же сподвигло Чепмена застрелить Джона Леннона. Выступая с последним словом на оглашении приговора в 1981, Чепмен заявил: «Господи, Леннон знает. Что нас двое. Я должен был уменьшить нас на одного. В нем я убил своего двойника ».

Однако в 2004 мужчина рассказал, что решился на преступление, чтобы похитить славу музыканта. Чепмен признался тогда, что ему было очень тяжело чувствовать себя ничтожеством и без преувеличения пустым местом. По его словам, помимо Леннона он собирался убить и других знаменитостей, которых тоже считал фальшивыми. Однако именно Джон Леннон возглавлял этот список. Сам Чепмен объяснил это тем, что до Леннона было проще всего добраться.

В 2000 году Марк Чепмен, отсидев как раз 20 лет, получил право раз в два года подавать прошение о досрочном освобождении. Этой возможностью он регулярно пользуется. Чемпен уже подал восемь прошений. Восьмое было отклонено в августе этого года. На протяжении этих 14 лет мужчина заявляет, что преодолел свои психологические проблемы и больше не опасен для общества и что Леннон поддержал бы его освобождение.

Однако с этим не согласна комиссия по условно-досрочному освобождению. В этом году в ее заключении было сказано, что комиссия считает, что в случае освобождения Чепмен не сможет жить и оставаться на свободе без повторного нарушения закона. А 10 лет назад в мотивации отказа Чепмену в УДО говорилось, что освободить его сейчас означает не более и не менее, чем преступить закон, потому что убийство одного из основателей «Битлз» является исключительным по своей сути злым умыслом.

Против освобождения Марка Чепмена выступает и вдова Джона Леннона Йоко Оно. Каждое прошение о помиловании сопровождаются ее встречными письмами с требованием оставить Чепмена в тюрьме. Оно говорит, что переживает за себя и сыновей Леннона — Джулиана и Шона. Да к тому же, неизвестно, будет ли в безопасности на свободе сам Чепмен: поклонники Леннона не первый год обещают, что если убийца экс-битла выйдет из тюрьмы, то он не проживет ни дня. За это время он получил больше смертельных угроз, чем любой другой заключенный в США. Еще в 2004 полиция штата Нью-Йорк официально отказалась обеспечивать безопасность Чепмена в случае его освобождения.

Следующее прошение об освобождении Марк Чепмен сможет подать в августе 2016 года

26.11.2011 - 14:02

Слава бывает разной. Кто-то создает ее, написав гениальную книгу или выдающийся роман, а кто-то попадает в историю, совершив ужасное преступление. Марк Дэвид Чэпмен прославился тем, что убил Джона Леннона - убил, потому что ему велели "маленькие человечки" в его голове…

Американский подросток

Марк родился в Атланте, в октябре 1955 года, в семье банковского служащего и домохозяйки. Детство и юность Чапмена пришлись на эпоху, когда молодежь Америки активно восставала против идеалов своих отцов и жила по принципу «Секс, наркотики, рок-н-ролл». Марк не отставал от сверстников - покуривал травку, а в 14 сбежал из дома и пустился в долгий путь по дорогам США.

Жизнь не баловала приключениями сбежавшего подростка, и к своим двадцати годам Чапмен, как могло показаться, остепенился. Во всяком случае, у него появилась вполне достойная, с точки зрения добропорядочного американца цель: получить образование и стать полноправным членом, а затем, если удастся, и руководителем Христианского союза молодежи.

Марк сдает экзамены в колледж, становится внештатным сотрудником ХСМ, добросовестно платит взносы и выполняет все задания союза: отправляется с гуманитарной миссией в Бейрут, затем помогает вьетнамским беженцам. У Марка появляется работа (он устраивается на должность охранника неподалеку от колледжа) и любимая девушка. В свободное время он постоянно перечитывает «Над пропастью во ржи» Сэлинджера, книгу, ставшую в то время настоящей «библией» для подростков и молодых людей, и слушает «Битлз».

Однако в 1977 году процесс превращения «бунтовщика» в полноправного члена общества застопорился: развелись родители Марка; сам он начал почему-то быстро полнеть, забросил учебу и Христианский союз. Плюс ко всему от него ушла подруга. С одной стороны - не такие уж это серьезные неприятности, но на Чепмена они подействовали совершенно непредсказуемо.

Как-то раз, он взял напрокат машину, отправился в уединенное место и, подсоединив резиновый шланг к выхлопной трубе и запихнув его в салон, заперся изнутри, включив двигатель. Спасся он случайно - шланг прогорел раньше, чем угарный газ наполнил его легкие. Больше Марк не совершал попыток самоубийства, однако этот поступок ярко характеризует его психическое состояние.

Почему Джон Леннон?

Как уже говорилось, Марк увлекался «Битлз». Однако его больше привлекала не музыка знаменитой четверки, а сама философия, взгляды на жизнь, высказываемые лидером «Битлов» . Первое время Марк буквально поклонялся Леннону, пытался научиться играть на гитаре «под “Битлз”» и у него это даже получалось.

Но, чем сильнее страсть, тем болезненнее она проходит. У Марка этот процесс вылился в настоящую манию. Его жена Глория Абе, за 18 месяцев до трагедии вспоминала, что Марк часто вслух обвинял Леннона в «предательстве идеалов», в том, что певец променял свободу, которую он воспевал, и своих поклонников на богатство и «спокойное прозябание».

Уже будучи в тюрьме, он рассказывал: «Я чувствовал себя совершенно разбитым. Я рассматривал его фотографии. Поставьте же себя на мое место. Вот он стоит на крыше роскошного здания. Так молод и прекрасен! Он призывал нас развивать воображение, не быть жадными. И я верил ему! Все стены моей комнаты были увешаны фотографиями "битлзов". Я верил, что они делают все это не за деньги. С десяти лет я пропитывался правотой Джона Леннона, я принял его всем сердцем... Но вдруг я обнаружил в своей голове "маленьких человечков". Я говорил с ними каждый день, спрашивал их, что мне делать. И это они, "маленькие человечки", убедили меня убить знаменитого музыканта Джона Леннона».

В 1980 году Марк переехал в Нью-Йорк - поближе к своему бывшему кумиру…

Пять выстрелов

Чапмен остановился в Христианском союзе молодежи Нью-Йорка 7 декабря 1980 года, но буквально на следующий день переехал в дорогой отель. Весь следующий день он провел перед домом Леннона с его новым альбомом под мышкой. При нем были также пистолет и книга «Над пропастью во ржи».

Ровно в 16.30 на улицу вышел Леннон, сопровождаемый Йоко. Он направился к лимузину, но в это время из толпы вышел Чапмен, и попросил автограф. «Леннон отнесся ко мне очень сердечно, - позже рассказывал Чапмен. - Я протянул ему альбом, а он вынул черный карандаш и, расписываясь, царапнул им по обложке. Он старался вывести первую букву своего имени, затем царапнул еще пару раз и рассмеялся. Потом написал: "Джон Леннон" и ниже "1980 год". Протянув мне альбом, он спросил: "И это все, что ты хочешь?" И я сказал: "Спасибо, Джон". Теперь я думаю о его словах, которые он произнес тогда: "И это все, что ты хочешь?" Кажется, он предчувствовал свою смерть».

Вечером того же дня Чапмен снова вернулся к дому музыканта. Автомобиль Джона Леннона подъехал в половину двенадцатого. Певец хлопнул дверцей и направился к подъезду. Марк окликнул его и когда Леннон оглянулся, прицельно выпустил пять пуль из своего …

Когда примчалась полиция, Марк сидел на тротуаре и читал «Над пропастью во ржи»…

«Психически ненормален…»

Америка возненавидела Марка Чапмена. Первый приглашенный адвокат - сам страстный поклонник «Биттлз», отказался его защищать. Второй заявил, что убийца Леннона будет оправдан, так как, по утверждению психологов, Марк невменяем. Психиатр Роберт Марвит, занимавшийся поиском мотивов убийства, заявил: «Марк начал подписываться именем Леннона. Можно с уверенностью утверждать, что он верил в то, что был Ленноном или превращался в него.

В критический момент Чапмен мог сказать себе: "Господи, Леннон знает, что нас двое. Я должен уменьшить их до одного". Но если рассматривать феномен Марка Дэвида Чапмена в комплексе, я не уверен, что мы когда-либо узнаем, что же в действительности управляло им, что привело в движение этот дьявольский механизм».

За убийство Джона Леннона суд приговорил Чэпмена к пожизненному заключению в тюрьме «Аттика» (штат Нью-Йорк). После 20 лет, проведенных за решеткой, в 2000 году он получил право на досрочное освобождение, о котором с тех пор просит раз в два года, как это разрешено законом.

Одиннадцать лет назад, впервые подавая прошение, Марк утверждал, что навсегда избавился от «маленьких человечков» в своем мозгу, толкнувших его на это бессмысленное и жестокое преступление. Он пытался доказать, что излечился от психологического расстройства и больше не слышит голосов, заставивших его стрелять в музыканта. Но в освобождении ему было отказано - память о Джоне Ленноне была еще слишком свежа.

Представитель комиссии по досрочному освобождению заявил, что в их адрес пришло полсотни писем и петиция за подписью 1100 человек с требованием не выпускать Марка Чэпмена на свободу и лишь три письма с просьбой освободить его. К противникам досрочного освобождения присоединилась и вдова Леннона - Йоко Оно.

С тех пор раз в два года Марк подает очередное прошение. Последний раз он просил суд о помиловании в сентябре 2010 года. И в очередной раз ему было отказано. Следущее прошение он сможет подать в августе 2012 года.

(UPD. В августе 2012 года Марку Чэпмену в седьмой раз отказали в помиловании).

  • 6802 просмотра