Леонид Пантелеев (1908—1987)

Пантелеев Леонид, настоящее имя - Алексей Иванович Еремеев (1908 - 1987), прозаик.

Родился 9 августа (22 н.с.) в Петербурге в семье военного. В годы гражданской войны потерял родителей и в 1921 попал в школу имени Достоевского для беспризорных. Об этой школе рассказано в первой книге Пантелеева (в соавторстве с Г.Белых) -

"Республика Шкид". Воспоминания об этой школе легли в основу очерков "Последние халдеи" (1939) и рассказов "Карлушкин фокус", "Портрет". Пантелеев стремился, чтобы детская книга была книгой глубокого содержания, "где были бы и юмор, и героика, и лирика, и настоящие человеческие страсти, и большая мысль". Этими качествами книги Пантелеева заслужили свою популярность.

В 1930 - 1940 ряд своих произведений объединил в цикл "Рассказы о подвиге: "Пакет" (1932), рассказывающий о гражданской войне, "Ночка" (1939), "Гвардии рядовой" (1943), посвященный событиям Отечественной войны, "Новенькая", "Платочек" (1952), знаменитый рассказ "Честное слово" (1941).

Некоторые повести и рассказы Пантелеева были экранизированы ("Часы", "Честное слово", "Республика Шкид", "Пакет" и др.). Умер Л.Пантелеев в 1987 в Москве.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Пантелеев Л. (настоящее имя Алексей Иванович Еремеев) - прозаик.

Родители - выходцы из старинных купеческих семей Отец писателя во время русско-японской войны ушел в действующую армию, отличился, получил орден св. Владимира и потомственное дворянство. Детство Пантелеев прошло в обеспеченной семье, однако все изменилось с 1918. С этого времени мальчик потерял связь с семьей и пополнил собой армию беспризорных.

В 1921 попал в школу им. Достоевского для трудновоспитуемых и беспризорных детей, там он и получил прозвище «Ленька Пантелеев». Заведующим школой был выдающийся педагог В.Н.Сорока-Росинский (Викниксор). Выйдя из школы еще до окончания срока, два приятеля - Л.Пантелеев и Гр.Белых написали вскоре, в течение 2-3 месяцев, книгу «Республика Шкид» (1927). Не следуя никакому сюжету, авторы описали все самые яркие факты из жизни Шкиды (Школа им.Достоевского), где было много «бузы», много смешного, драматического, а порой и трагического, но где проявилось и огромное желание жить по-другому (одно время в Шкиде на 60 воспитанников выходило 60 газет, каждый был издателем).

Книга имела ошеломительный успех (М.Горький писал о ней с восхищением). Однако повесть вызвала и ряд серьезных критических отзывов в педагогических кругах - там, где ее восприняли не как художественное произведение, а как документальное. Среди самых негативных отзывов была статья Н.К.Крупской, а много позднее, в 1937, статья А.С.Макаренко. В течение 10 лет повесть переиздавалась ежегодно, пока в 1936 не был репрессирован Гр.Белых (умер в тюрьме, в 1938). Выход книги в 1960 можно считать вторым ее рождением. В 1966 по ней был снят фильм (реж. Г.Полока, в роли Викниксора С.Юрский).

К теме беспризорника Пантелеев обращался еще много раз: в рассказах «Карлушкин фокус» (1928), «Портрет» (1928) и в одной из лучших своих повестей «Часы» (1928), где автору удалось создать колоритнейшую фигуру беспризорника и воришки Петьки Валета; повесть, в которой проявилось мастерство Пантелеева в построении сюжета, где так удачно сочетается смешное и серьезное и так явственно звучит жаргон 1920-х.

В своем творчестве Пантелеев сам выделил две темы: «Рассказы о подвиге» и «Рассказы о детях». Среди его многочисленных рассказов о подвиге («Ночка», «Первый подвиг», «Гвардии рядовой», «На ялике», «Главный инженер») особое место занимает повесть «Пакет» (1933): именно она дала возможность К.Чуковскому определить «мускулатуру таланта» Пантелеева, проявляющую себя в выразительности его языка, в яркости его речевых характеристик. Удачу этой повести, трагической и одновременно комической, К.Чуковский увидел в том, что герой «живет перед нами именно благодаря своей простонародной живописной, выразительной речи...».

Из множества рассказов о детях («Маринка», «Долорес», «Платочек» и др.) неизменной популярностью пользовались рассказы «Честное слово» (1941), «О Белочке и Тамарочке» (1940-47) и «Буква "ты"» (1945): в этих рассказах совсем другая стилистика, другой ритмический рисунок, у каждого героя свой характер, и автор стремится постичь сложности разговора с ребенком, он убеждается, как по-разному взрослый и ребенок воспринимают мир, слово, язык.

В 1938, когда в «Детгизе» готовился однотомник Пантелеева, вместо автобиографической справки автор написал небольшую повесть «Ленька Пантелеев». Продолжая работу над книгой, писатель многое переделал в ней. В 1952 она была опубликована в сборнике «Рассказы и повести» (Петрозаводск, 1952) и с новыми дополнениями в 1954 (Л.). В этой повести автор делает попытку описать подробно свою жизнь, начиная с самого раннего детства и кончая уходом из Шкиды. Естественно, книга вмещала в себя события многих лет - дореволюционных, революцию, начало 1920-х; на ее страницах запечатлелись образы близких и далеких людей - словом, напряженнейший момент истории России глазами юного участника и свидетеля этих событий. Повесть имела большой успех. После смерти писателя появилась публикация: «Л.Пантелеев. Повесть "Ленька Пантелеев и моя подлинная биография"» (Нева. 1994. №4), где автором была прояснена роль автобиографического момента в повести.

В сент. 1941 милиция сообщила Пантелееву, что он подлежит высылке из Ленинграда. Пантелеев жил тайно до июля 1942, когда был вывезен из блокадного города А.Фадеевым по просьбе С.Маршака. По материалам дневниковых записей Пантелеев подготовил книги «В осажденном городе» (1966) и «Январь 1944» (1966).

В книге «Приоткрытая дверь» (1980) Пантелеев неожиданно делится с читателем важной и потаенной мыслью - он признается, что больше не хочет заниматься сочинительством: чем дальше, «тем больше тянет меня в чистую правду». В действительности Пантелеев давно пишет «чистую правду». Достаточно назвать «Нашу Машу» (1966) или такие блестящие воспоминания, как «Маршак в Ленинграде», «Шварц» (1966).

Свою последнюю прижизненную книгу Пантелеев назвал «Приоткрытая дверь. (Из старых записных книжек. 1924-1947)». Здесь писатель возвращается к своему детству («Дом у Египетского моста»), подробно вспоминает о людях, с которыми свела его жизнь.

Если внимательно всмотреться в книги Пантелеева, постепенно начинаешь ощущать, что все они представляют собой один роман - пусть не в традиционном смысле слова. Перелистывая книги «Ленька Пантелеев», «Республика Шкид», «Маршак в Ленинграде», военные повести, «Приоткрытую дверь», рассказ «Наша Маша», воспоминания «Шварц», «Тырса» и др., мы как бы в абсолютной последовательности читаем роман, название которого «Л. Пантелеев». Но роману этому не хватало чего-то существенного: все время создавалось ощущение, что автор не все сказал, что-то скрыл от нас. Теперь, когда посмертно вышла его книга «Верую», роман этот дополнился, быть может, самым существенным, и образ его героя стал во сто крат понятнее и ближе.

Е.О.Путилова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 16-18.

Далее читайте:

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

СС: в 4 т. / вступ. статья К. Чуковского; прим. Г.Антоновой, Е.Путиловой. П., 1970-71;

Верую / вступ. статья, подгот. текста С.Лурье. Л., 1991.

Литература:

Макаренко А. Детство и литература // СС. Т.7. М., 1958;

Маршак С. Об этой книге // Пантелеев Л. Республика Шкид. Л., 1961;

Чуковская Л. О книгах забытых или незамеченных // Вопросы литературы. 1958. №2;

Сарнов Б. Пантелеев: Критико-биографический очерк. М., 1959;

Ивич А. Пантелеев // Воспитание поколений. М., 1967;

Рахманов Л. Л. Пантелеев и Алексей Иванович // Костер 1968. №8;

Успенский Л. Необщее выражение // Нева. 1968. №8;

Путилова Б. Л.Пантелеев: очерк жизни и творчества Л., 1969;

Путилова Е. ...Началось в республике Шкид. Л., 1986.

, СССР

Л. Пантеле́ев (имя при рождении - Алексе́й Ива́нович Ереме́ев , 9 (22 августа) , Санкт-Петербург - 9 июля , Ленинград) - русский советский писатель.

Биография [ | ]

Старо-Петергофский проспект, д. 19

Леонид Пантелеев. Фото из журнала «Детская литература» № 2, 1936 г.

Пантелеев знакомится с другими ленинградскими литераторами: С. Я. Маршаком , Е. Л. Шварцем , Н. М. Олейниковым . Юмористические рассказы и фельетоны Г. Белых и Л. Пантелеева печатают журналы «Бегемот», «Смена» , «Кинонеделя». В 1933 году пишет повесть «Пакет», посвящённую Гражданской войне. В начале 1936 г. принял активное участие во Всесоюзном совещании по детской литературе .

Снова писатель приезжает в родной город по командировке ЦК ВЛКСМ в январе 1944 года в канун снятия блокады и разгрома немцев под Ленинградом. На войне погибает его брат Василий.

После войны много пишет, дружит с Е. Л. Шварцем, К. И. Чуковским. Вскоре женится на писательнице Элико Семёновне Кашия (1914-1983), в у них рождается дочь Маша (умерла в 1990 году). В 1966 году публикует книгу «Наша Маша», своеобразный родительский дневник.

Скончался 9 июля 1987 года в Ленинграде. Похоронен на Большеохтинском кладбище .
Через три года дочь писателя была похоронена рядом с отцом .

В своих более поздних произведениях для детей Пантелеев проявляет себя хорошим психологом, избегает политической дидактики, равно как и упрощения, «как у детей»; он пишет плотно, увлекательно и человечески трогательно .

Библиография [ | ]

Собрания сочинений [ | ]

  • Собрание сочинений в 4-х томах. Л., Детская литература, 1983-1985
  • Собрание сочинений в 4-х томах. Л., Детская литература, 1970-1972

Повести [ | ]

Рассказы и сказки [ | ]

  • Последние халдеи (1931-1939)
    • Банщица
    • Господин академик
    • Графолог
    • Мадонна Канавская (Мисс Кис-Кис)
    • Маруся Фёдоровна
    • Налётчик
    • Травоядный дьякон
    • География с изюмом
  • Магнолии (1927)
  • Американская каша (1932)
  • Зелёные береты (1962)
  • Пакет (1933)
  • Рассказы о Кирове
    • Рассказ артиллериста (1941)
    • Рассказ путиловца (1946)
  • Первый подвиг (1944)
  • Приказ по дивизии (1945)
  • Гвардии рядовой (1943)
  • В тундре (1943-1976)
  • Карлушкин фокус (1928)
  • Портрет (1928)
  • Часы (1928)
  • Дом у Египетского моста
    • Лопатка (1973)
    • Собственная дача (1973)
    • Сто почтовых марок (1974)
    • Маленький офицер (1978)
  • Рассказы о Белочке и Тамарочке
    • На море (1940)
    • Испанские шапочки (1940)
    • В лесу (1940)
    • Большая стирка (1947)
  • Задача с яблоками (1939)
  • Фенька (1938)
  • Карусели (1967)
  • Как поросёнок говорить научился
  • Раскидай (1939)
  • Свинка (1939)
  • Весёлый трамвай (1939)
  • Трус (1941)
  • Две лягушки (1937)
  • Буква «ты» (1945)
  • Честное слово (1943)
  • Долорес (1942, опубликован в 1948)
  • Главный инженер (1944)
  • Индиан Чубатый (1952)
  • Камилл и учитель (1940)
  • Маринка (1943)
  • Новенькая (1943)
  • Ночка (1939)
  • Платочек (1952)
  • На ялике (1943)
  • Маленькие рассказы
    • Настенька (1960)
    • Брат алкоголика (1960)
    • Плоды просвещения (1960)
    • Всепоглощающая любовь (1960)
    • Спички (1962)
    • Кожаные перчатки (1962)
  • В осаждённом городе (1966)
  • Январь 1944 (1966)
  • У Щучьего озера (1963)
  • Рейс No 14-31-19 (1978)
  • Земмель (1977)
  • Экспериментальный театр (1978)
  • Инженер (1984)

Литературные портреты [ | ]

  • Рыжее пятно (1953)
  • Братишка наш Будённый… (1973)
  • Маршак и Людоед (1975)
  • Квитко
  • Тырса
  • Шварц
  • Письмо в Соловьёвку
  • Ни на один оборот
  • Гостиница «Лондонская»
  • История одного автографа

Одноактные пьесы [ | ]

  • Анечка
  • Ночные гости

Статьи [ | ]

  • Искусство быть читателем (1970)
  • Как воздух (1973)
  • Как я работаю (1978)
  • 23 сентября 1924 года (Из воспоминаний старого ленинградца) (1956)
  • Только в Шкиду! (1973)
  • Где вы, герои «Республики ШКИД»? (1967)
  • О милосердии (1973)
  • Хуже трусости (1968)
  • История моих сюжетов (1977)
  • Как я стал детским писателем (1979)
  • О названии улиц (1959)
  • Ещё раз о том же (1962)
  • Рисуют дети блокады (1970)
  • Без компаса (1960)
  • Моральная тема (1961)
  • Игра с огнём (1972)
  • Ответ г-же Падма Дэви Шарма (1969)

Известный в народе и любимый многими поколениями, на самом деле писатель Леонид Пантелеев - обладатель нелёгкой судьбы. О том, что пришлось пережить автору искрометных произведений в течение всей жизни и какой отклик это нашло в его книгах, будет рассказано в этой статье.

Детство будущего писателя

Л. Пантелеев, настоящее имя которого Алексей Иванович Еремеев, родился 22 августа (по старому стилю - 9) 1908 года в Санкт-Петербурге. Отец был военным, а именно - казачьим офицером, участвовавшим в русско-японской войне и получившим за заслуги перед Отечеством дворянский титул. Вспоминая впоследствии собственное детство, Пантелеев отмечал, что не имел с отцом душевной близости и достаточного понимания, называл на «Вы» и боялся позволить себе сказать что-нибудь лишнее. Тем не менее образ отца, не светлый и теплый, но подлинно рыцарский, образ человека чести и достоинства, автор пронёс через всю жизнь.

Алексей с ранних лет имел страсть к чтению, за что в домашних кругах получил прозвище «книжный шкаф». Уже в 9 лет мальчик начал заниматься сочинительством - в эти годы из-под его пера вышли первые приключенческие рассказы, волшебные сказки и стихи.

1916 год - время обучения во 2-ом Петроградском реальном училище, которое пока ещё только будущий писатель с псевдонимом Леонид Пантелеев так никогда и не окончил. Частичной причиной этого стал арест отца в 1919 году Чрезвычайной комиссией по борьбе с контрреволюционерами и его последующий расстрел. Мать, Александра Васильевна, дочь зажиточного купца, постоянно перевозила детей с места на место, пытаясь обеспечить максимальную безопасность - так, семья сначала жила в Ярославле, затем - в городе Мензелинске.

Юношество

Малолетний парень рано остался без должного присмотра и за неимением средств даже на краюху хлеба начал подворовывать. Подобное занятие часто оканчивалось времяпрепровождением в стенах милиции или уголовного розыска. Именно в этот период за Алексеем Еремеевым прочно закрепилось прозвище «Лёнька Пантелеев» - так звали известного в то время налётчика Петербурга.

Пантелеев не возражал, ведь прослыть бандитом со знаменитой, пусть и не очень хорошей по меркам общества, фамилией было куда безопаснее, чем открыто афишировать свои считающиеся «буржуйскими» корни. Наконец, подобная разгульная и удалая жизнь привела к тому, что Леонид Пантелеев попал в Комиссию по делам несовершеннолетних в Петрограде, откуда был определён в Школу социально-индивидуального воспитания им. Достоевского. Именно она впоследствии превратится в известную "Республику ШКИД".

Леонид Пантелеев, «Республика ШКИД» - история появления

Прототипом школы из повести послужило, таким образом, реально существовавшее на территории Петрограда заведение, куда направлялись беспризорные, склонные к разбоям и грабежам или просто оставшиеся без попечения родителей юноши. Здесь обучались наукам, сочиняли стихотворения, устраивали песенные конкурсы и разыгрывали спектакли, знакомились с иностранными языками, занимались журналистским и редакторским делом. Буквально каждый выпускал личный журнал или стенгазету с особенным, отличным от других содержанием и уникальным оформлением.

Пантелеев пробыл в школе им. Достоевского недолго, всего несколько лет, но впоследствии признавался, что именно ШКИД стал местом, придавшим ему колоссальный запас жизненных сил.

Здесь Леонид встретил многих товарищей, дружбу с которыми в результате пронёс через долгие годы. Одним из таких верных приятелей стал для Пантелеева Григорий Белых - будущий соавтор повести, который рано потерял отца, а мать практически не видел, так как она была занята работой. Схожие жизненные пути и истории сблизили ребят, и они стали друзьями.

Из школы Леонид Пантелеев в компании Белых отправился в Харьков, где оба поступили на актерские курсы, но не задержались там надолго и в течение некоторого времени занимались бродяжничеством. По возвращении в Ленинград друзья поселились вместе, и в 1926 году Григорий предложил Пантелееву написать сборник историй о дорогой сердцу школе. С этого момента началась литературная слава ШКИД.

Состав, краткое содержание и общая судьба повести

Друзья задумали в общей сложности 32 истории с занимательными и смешными сюжетами, которые были разделены поровну: за одну часть (первые 16 глав) был ответственен Григорий Белых, а за другую (последние 16 глав) - Леонид Пантелеев, который пришёл в школу несколько позже. В двух словах сложно описать то, что создали Белых и Пантелеев Леонид. Краткое содержание может помочь в этом вопросе тем, у кого нет времени на объёмный том, но лучше всё же постараться выкроить для произведения свободную минутку.

Книга вобрала в себя ту уникальную атмосферу, которая действительно царила в родной для авторов школе социально-индивидуального воспитания: это смесь взрывного, конфликтного, буйного, яркого, безудержного и бесконечно веселья. Герои, молодые мальчишки, на которых государство поставило крест и «списало» со счетов, на страницах книги демонстрировали себя людьми деятельными, глубокими, креативными, жаждущими знаний и требующими к себе уважения как к равным. Примечателен тот факт, что у каждого из действующих персонажей повести был реально существующий прототип.

Для истории этой книги и литературного успеха авторов в целом характерны и взлёты, и падения. На первых порах произведение начали отрывать буквально с руками и ногами, а Пантелеев и Белых сошлись со многими известными в литературных кругах профессионалами: Е. Шварцем, С. Маршаком, Н. Олейниковым, В. Лебедевым. Однако для друзей и их творения наступила и чёрная полоса: в 1938 году Григорий оказался репрессирован, а Леонид Пантелеев, книги которого к этому времени издавались уже в больших количествах, оказался под негласным запретом за то, что не захотел предать честь друга и убрать его имя как соавтора произведения. Пантелеев жил, с трудом превозмогая смерть, нищенствовал, жутко голодал во время осады немцами Ленинграда и едва остался в живых.

Леонид Пантелеев: стихи, о которых почему-то забывают

Кроме самого известного произведения, принесшего Леониду Пантелееву литературную славу и неожиданно пришедшую популярность, у этого автора имеются творения другого характера и даже формы - не прозаической, а стихотворной. Автор позиционировал себя не только как прозаик, драматург, публицист, но и как поэт, о чём свидетельствуют, например, его стихотворения, написанные для дошколят, подростков и детей старшего школьного возраста. Сюда относятся, например, произведение 1939 года «Весёлый трамвай», заманивающее маленького читателя предложением на время превратиться в транспорт и даже рассказывающее, как это лучше устроить. Стих «Задача с яблоками», созданный в том же году, в игровой форме предлагает ребятам попробовать сосчитать, сколько всего было братьев и сестриц, исходя из количества полученных и съеденных ими фруктов. Вообще подобная форма, вызывающая ребёнка на диалог, на взаимодействие - это характерная отличительная черта всего творчества Л. Пантелеева.

Сказки

В своем творчестве Пантелеев неоднократно обращался и к жанру сказок. Поэтику волшебства Леонид считал настоящим чистым холстом для игры самыми вариативными сюжетами. Интересно, что как автор Леонид Пантелеев, сказки которого активно проходят и изучают в школе, применительно к этому жанру во взрослом возрасте нередко забывается. Тем любопытнее будет освежить собственные знания: оказывается, что Леонид Пантелеев придумал тех самых лягушек, одна из которых утонула от бездействия, а вторая сбила молоко в масло и осталась жива. Для сказок, как и для остальных произведений писателя, характерно наличие глубокой внутренней проблемы и поиск её правильного решения с точки зрения морали и нравственности, что особенно важно тогда, когда разговаривать о сложных вещах приходится с самыми маленькими представителями этого мира - детьми.

Рассказы

В русле этого жанра писатель Леонид Пантелеев трудился ещё до того, как в свет вышла «Республика ШКИД». Юмористические произведения и небольшие фельетоны печатались в периодических изданиях, таких как «Кинонеделя», «Смена», «Бегемот».

После смерти Сталина Леонид смог вернуться к открытой литературной деятельности, чему также поспособствовала забота друзей - людей уважаемых, имеющих в обществе вес. Поэтому Леонид Пантелеев, рассказы которого вместе с другими произведениями находились практически под запретом, наконец-то смог опубликовать новые, написанные за годы забвения произведения. Сюда относятся ставшие впоследствии хрестоматийными «Буква "ты"», «Честное слово», «На ялике», «Маринка», «Гвардии рядовой», «О Белочке и Тамарочке» и другие.

Деятельность в зрелом возрасте

Ни на одном месте Пантелеев не мог задерживаться надолго и лишь одному делу оставался предан всей душой на протяжении целой жизни - литературе. Он занимался писательством и публикацией своих работ практически до самого последнего дня своего существования - так, серьёзная и многогранная по содержанию повесть «Верую» была издана только после смерти писателя, в 1991 году. Эта работа -- своеобразная исповедь автора, где он делает выводы относительно собственного жизненного пути и искренне кается за то, что не был таким христианином, каким хотел бы быть, но в суровой атмосфере насаждаемого безбожия и тотального контроля Леонид, по существу, и не мог быть тем, кем всегда желал.

Наследие и значение для потомков

Леонид Пантелеев, биография которого представляет собой переплетение как лёгких, так и сложных жизненных ситуаций, в результате оставил миру и русской культуре большое количество стихотворений, повестей, рассказов и сказок. Но есть ещё одна вещь, которую, пусть и косвенно, подарил человеку уже следующего, XXI века Леонид Пантелеев. Книги - ещё не всё наследие автора, не стоит забывать и об известном, любимом вот уже несколькими поколениями фильме «Республика ШКИД» 1966 года производства, режиссер которого - Геннадий Полока. Снятый по мотивам легендарного произведения, фильм не теряет своей популярности благодаря игре актёров, таких как Сергей Юрский, Юлия Бурыгина, Александр Мельников и другие. Картина, которая идет чуть более 1,5 часа, относится к жанру семейного, комедийного и одновременно драматического кино и рекомендуется к просмотру и взрослым, и детям, ведь вне зависимости от возраста, посмотреть на перипетии судеб подростков-школьников будет интересно всем. Также был экранизирован и ряд других книг: «Пакет», «Честное слово», «Часы» и др.

Сегодня можно найти много сведений о том, кем был Л. Пантелеев. Биография, книги, отзывы, цитаты из книг писателя не перестают приковывать к себе внимание общества.

Леонид Пантелеев (1908-1987), или Алексей Иванович Еремеев, - известный детский писатель, чьё творчество в средней школе сегодня практически не изучают. А жаль.

Через несколько лет они прочли и «Республику Шкид», и «Лёньку Пантелеева». В этих повестях автор описал своё трудное беспризорное детство: как мальчик из интеллигентной петербургской семьи военного стал воровать и попал в школу социально-индивидуального воспитания. Эти повести интересно читать в любом возрасте. Родителям же адресована книга «Наша Маша», подробный отцовский дневник наблюдений за маленькой дочкой. Сколько здесь забавных историй, наблюдений, афоризмов, юмора и тепла! Как видите, читательская жизнь нескольких поколений читателей связана с книгами Леонида Пантелеева.

Алексей Иванович рано начал печататься. Представьте себе, как удивился бухгалтер издательства, когда явились к нему получать гонорар два шкета (как иначе назвать плохо одетых парнишек?!). Это были авторы знаменитой повести «Республика Шкид» Пантелеев и Григорий Белых (он умер в тюрьме в 1938 году).

Леонид Пантелеев был дружен с Максимом Горьким , Самуилом Маршаком , Евгением Шварцем, оставил о них очень интересные воспоминания. Любил делать подарки, даже тогда, когда не было денег. Как-то ранней весной шёл Алексей Иванович по базару в южном городе, а навстречу ему брёл ослик, навьюченный корзинами с зеленью. Хозяин стал разгружать товар. А Пантелеев угостил ослика конфеткой, накупил морковки и редиски и на славу угостил длинноухого труженика. Тот с упоением жевал, а писатель удовлетворённо смотрел на него и облизывался. Денег было в обрез, а ранняя зелень на рынке стоила очень дорого.

Друг писателя - Леонид Рахманов - вспоминал, как однажды он стал объектом розыгрыша Алексея Ивановича.

«Шёл 1950 год. Скорый поезд. В купе четверо - инженер с женой и два немолодых литератора. Впрочем, о том, что они литераторы, попутчики не знают и, надо надеяться, не узнают, достаточно имён-отчеств. Но вот на большой станции, когда один из литераторов вышел купить газету, дама не выдержала и поинтересовалась:

Что он такой печальный, ваш приятель?

Ответ был краток:

Неприятности по службе.

А что у него за профессия?

Тот неохотно объяснил, что спутник его человек способный, можно сказать, талантливый в своей области... не каждый может из рядовых могильщиков выдвинуться в заведующие кладбищем... но нынче ему не повезло: недовыполнил план.

Супруги переглянулись. Только что с ним завтракал, укладывал в чемодан пижаму - и вдруг такая, мягко говоря, экзотичная должность! Может, товарищ пошутил? Нет, рассказывает с натугой. Каждое слово приходится вытягивать из него чуть не клещами. При этом супит густые брови, голос глухой, надтреснутый. Видно, что ему не до шуток.

С опасливым любопытством разглядывали они вернувшегося в купе кладбищенского деятеля».

Когда Пантелеев признался другу в своей шутке, тому ничего не оставалось делать, как обидеться. И вот чем завершается эта курьёзная история:

«- А вас не спрашивали, - сказал товарищ, - почему у нас мрачный вид и где вы работаете?

Не успели. Тут вы вошли с газетой.

А если бы спросили?

Ответил бы, что я ваш заместитель. Почему мрачен? Не хотел, чтобы вы или они подумали, будто я радуюсь вашей неудаче... мечу на ваше место! - И он торжествующе захохотал».

Да, этот случай с неожиданной стороны характеризует Леонида Пантелеева. Обычно он был серьёзен, задумчив, неразговорчив, но иногда выдумывал что-нибудь и весело шутил. Был невероятно требователен к себе, собран и дисциплинирован, если что-то пообещал - значит, сделает. Сила воли у писателя была завидная!

Многие современники отмечали, что в характере, манерах, внешности Алексея Ивановича оставалось что-то от привычек офицера старой выправки, какая-то особенная учтивость: щёлкал каблуками, когда здоровался или прощался, вставал, когда к нему подходили.

В любых обстоятельствах, в отношениях с друзьями и с врагами Алексей Иванович руководствовался тем чувством чести, той жаждой справедливости, какие слышны на любой странице его произведений. «Желаю хорошего!», - так заканчивал он доже самые строгие письма, даже обращаясь к обидчикам и неприятелям.

И всё-таки самые яркие жизненные впечатления Пантелеева - его босоногое детство. Отсюда и любовь к детям, и прирожденный дар общаться с ними как в своих книгах, так и в жизни. Писатель умело сочетает увлекательнейшие были с правдивыми небылицами. Кто может поверить, что красный конник, попав в плен к белым, сжевал сургучную печать, и все, в том числе и он сам, вообразили, что он сжевал собственный язык? А мы читаем рассказ «Пакет» и верим - так гипнотизирует нас увлечение, с которым это рассказано, искренность интонации, безотчётный юмор.

Леонид Пантелеев затрагивает не только наше воображение, но и чувства, ведь мы глубоко сочувствуем его героям, безотчётно учимся мужеству, честности, стремимся поступать по совести, и это оказывается гораздо интереснее, чем мошенничать или лгать. Читатели убеждаются, что автору можно верить не только потому, что он хорошо пишет, но ещё и потому, что он многое испытал на себе.

Однако не всегда писатель в своих книгах рассказывает только о трудном, только о нелёгких переживаниях. Кто читал «Республику Шкид», тот хорошо помнит, как много в ней страниц, насыщенных самым бурным весельем, самой буйной энергией. Но любая книга Алексея Ивановича Пантелеева, будь она весёлой или грустной, всегда учит главному: верить в человека и человечность.

Бывают книги, которые прочтёшь вроде бы с интересом, но отложишь и забудешь. А бывают книги, которые навсегда, на всю жизнь остаются с тобой. Среди них со стёртым переплётом обязательно найдёшь и книги Леонида Пантелеева.

Из старых записных книжек писателя

Невидимка

У нас на даче в саду повесили гамак. Один раз утром Маша вышла к сад и кричит:

Ой, папа! Папа! Гамак качается!

Кто там может качаться?

Никого нет.

Наверно, это ветер.

Нет, никакого ветра нет.

Я вышел в сад, посмотрел: да, качается.

Невидимка, что ли?

Подошли, посмотрели, а там, посредине гамака, сидит на верёвочной сетке маленькая птичка. Сидит и качается. А что это была за птица, я не разглядел,- не успел. Она увидела нас, взмахнула крылышками и улетела.

Ау

В книге написано: АУ.

Что тут написано, Оленька?

Не знаю.

Это какая буква?

Молодец! А эта?

А вместе?

Не знаю.

Ну как же не знаешь! Эта - А, а эта - У. А если их сложить, что получится?

Не знаю.

А ты подумай.

Я думаю.

Ну и что?

Не знаю.

Ну вот что, - сказала старшая сестра. - Представь, что ты заблудилась в лесу. Как ты тогда станешь кричать?

Оленька подумала и говорит:

Если я заблужусь в лесу, я буду кричать: «Мама!»

Сказуемое

Пятилетняя Оленька удивляла всех - и детей, и взрослых: в любом предложении она находила подлежащее и сказуемое. А это её старшая сестра Лена научила: дескать, подлежащее - это человек, или зверь, или ещё кто-нибудь, а сказуемое - это что он делает.

Скажут Оленьке:

Мама варила обед.

Оленька подумает, губами пошевелит и - готово:

Мама - подлежащее, варила - сказуемое.

Птица поёт.

Птица - подлежащее, поёт - сказуемое.

А один раз дали ей самое простое предложение:

Девочка спит.

Оленька минут пять читала и перечитывала записку. Ничего не выходит.

Смутилась, даже покраснела.

Мама её тоже смутилась. Она говорит:

Ну что же ты?

Оленька подумала и говорит:

Здесь нет сказуемого.

Как нет?

Подлежащее есть, а сказуемого - нет.

Мама говорит:

Объясни, почему.

И Оленька объяснила:

Девочка же здесь ничего делать не может. Она же спит.

Литература

1. Рахманов Л. Л. Пантелеев и Алексей Иванович (К 60-летию со дня рождения)/ Костёр. - 1968. - № 8.- С. 32-35.

2. Никольский Б. Самое главное (К 75-летию Алексея Ивановича Пантелеева)/ Искорка. - 1983. - № 8. - С. 30-32.

3. Скоробогач Т.Л. Пантелеев / Русские детские писатели ХХ века: Биобиблиографический словарь. - М.: Флинта, Наука. - 1997. - С. 326-328.

Алексей Еремеев родился в Санкт-Петербурге, в семье казачьего офицера, хорунжего, Ивана Адриановича Еремеева, выходца из старообрядцев, героя Русско-японской войны, впоследствии унаследовавшего семейное дело - торговлю лесом и дровами. Мать Алеши - Александра Сергеевна - также происходила из купеческой семьи, однако, совершенно иной по духу. Семейная жизнь не задалась с самого начала. Веселая, открытая, наивная Шурочка и скрытный, мрачный, гордый Иван Адрианович - эти качества мешали понять друг друга. В семье было трое детей - Алёша, Вася и Ляля.

Во время Первой мировой войны родители Алёши расстались, Иван Адрианович уехал на лесозаготовки во Владимир и умер там в 1916 году; Александра Сергеевна осталась одна с тремя детьми, зарабатывая на жизнь уроками музыки.

В том же 1916 году Алексей поступает во 2-е Петроградское реальное училище, однако разворачивающиеся революционные события в 1917 году помешали нормальной учебе, втянув большинство детей в обсуждение политики и дальнейшего развития страны. В октябре 1917 Алёша тяжело заболел и пролежал в бреду всю Октябрьскую революцию.

В 1918 году семья решает уехать в Ярославскую губернию, село Чельцово, спасаясь от голода в Петрограде. Там, на фоне разворачивающейся Гражданской войны, Лёша заболел дифтеритом и они с матерью уехали в Ярославль, к врачу. В Ярославле в это же время начинается Ярославское восстание. Гостиницу «Европа», в которой они остановились, непрерывно обстреливали, несколько раз Алёша сталкивался с белогвардейцами, что оставило очень неприятный след в его душе, так как его два раза принимали за шпиона. Через несколько дней Алёша с матерью бежали из Ярославля обратно в Чельцово. После подавления восстания они опять вернулись в Ярославль, где выяснилось, что Лёша полностью здоров.

За лето 1918 Александра Сергеевна несколько раз ездила в Петроград за вещами детям, в том числе привозила для Лёши книги, так началось его увлечение литературой.

В конце лета в Чельцово приехала бежавшая из Петрограда от голода Лёшина тетка с дочерью Ирой. Но к тому времени в деревне уже тоже начал ощущаться голод.

Осенью Александра Сергеевна нашла работу в маленьком татарском городке на реке Каме, и вся семья переезжает туда.

В начале 1919 года мать Алёши уехала в Петроград. Вся семья переболела тифом и дизентерией, Лёша попадает в больницу. После выздоровления, вернувшись домой, обнаруживает, что вся семья слегла, а брат Вася отправился жить, учиться и работать на сельскохозяйственную ферму. Проблемы по добыванию денег легли на Лёшу. Вначале он неудачно торговал на базаре, затем его тоже отправили на ферму к брату, там его били, научили воровать. Через два месяца Лёша сбежал оттуда обратно к тётке, но не смог там остаться и отправился в детский дом. Там он пробыл недолго, с приятелями они ограбили склад, и его задержали при сбыте краденого, после чего перевели в другой детский дом, откуда он сбежал в первый же день.

Лёша стал пробираться в Петроград.

Вначале он хотел доехать до Рыбинска на пароходе, но рядом с Казанью всех пассажиров высадили, и ему пришлось идти пешком в Казань. Там он устроился помощником сапожника, и проработал всё лето, осенью вновь собрался в путь. Вскоре он остался без денег, вновь начал воровать, был пойман и отправлен в Мензелинск, в детскую колонию имени III Интернационала. В колонии было голодно и грязно, поэтому в начале зимы Лёша сбежал оттуда, пытался воровать, затем устроился в финотдел курьером, но практически сразу же по собственной неосторожности попал в больницу. Когда он выписался оттуда, оказалось, что ему некуда идти. Вначале он хотел вернуться в детский дом, но его подобрала Городская организация комсомола. Ему предоставили жилье, положили зарплату и паёк, отправили учиться в профессиональную школу. Однако там ему было трудно из-за пробела в образовании, и он сосредоточился на стихах и пьесах. Вскоре комсомольцы подтянули его в точных науках.

В феврале 1920 года в Мензелинске началось кулацкое восстание, подавляли его в том числе и комсомольцы. Было много жертв с обеих сторон, в том числе и Лёшины друзья. Весной 1920 г. он снова решает пробираться в Петроград, но и на этот раз не добрался туда.

По дороге Лёша попал под полозья саней, один сапог порвался, и дальше не было сил идти. Он заболел плевритом, но его выходили крестьяне Кувшинниковы, у которых он прожил лето 1920 года. Однако осенью ему вновь захотелось домой. Он сел на первый попавшийся поезд, шедший в Уфу, затем, постоянно меняя поезда, доехал до Белгорода. Там его заметили агенты ЧК и сняли с поезда. В ЧК ему выдали справку, что он беспризорный и едет в Петроград, дали на дорогу хлеба и денег. Однако в поезде его обокрали, а контроль высадил на ближайшей станции. Год Лёша скитался по Украине, пытался работать, порой воровал, торговал папиросами и, наконец, в конце лета 1921 года вновь твердо решил ехать домой. Он сел на первый поезд до Курска, и оттуда уже вернулся в Петроград.

Там отыскал свою семью; к счастью, все оказались живы и здоровы. Лёша стал искать работу. Это было в то время трудно, - он устроился к частнику, развозить лимонад. Там ему не платили, и вскоре он ушёл оттуда и поступил в бывшую гимназию Гердер, теперь Единую Трудовую Школу номер 149, однако в школе было трудно учиться из-за взаимоотношений внутри класса. Там он продолжил писать стихи. Александра Сергеевна устроилась на хорошую работу и давала Лёше какую-то сумму денег каждый месяц. Почти все деньги он тратил на книги. Вскоре Лёшу исключают из школы. Из-за проблем с деньгами он стал выкручивать электрические лампочки и продавать на базаре, но его поймали и отправили в республику ШКиД.

В Школе имени Достоевского он взялся за ум, стал хорошо учиться, познакомился с Григорием Белых, заслужил своё прозвище Лёнька Пантелеев. Однако в 1923 году они с Гришей Белых заболевают кинематографом, уходят из школы, отправляются в Харьков, где поступают на курсы киноактёров, но потом оставили и это занятие - ради романтики странствий. Некоторое время они занимались самым настоящим бродяжничеством. Но в конце 1925 года возвращаются в Ленинград и пишут книгу «Республика ШКИД», которая выходит в свет в 1927 году.

В начале 1927 года под свежим впечатлением от прочитанного Максим Горький много раз писал о «Республике ШКИД» и в статьях своих, и в письмах - А. Макаренко, К. Федину, М. Пришвину, Сергееву-Ценскому и другим. До 1936 года «Республика Шкид» десять раз переиздавалась только на русском языке, была переведена на многие языки народов СССР и за границей.

В эти годы он знакомится с другими литераторами: С. Маршаком, Е. Шварцем, В. Лебедевым, Н. Олейниковым. Юмористические рассказы и фельетоны Г. Белых и Л. Пантелеева печатают журналы «Бегемот», «Смена», «Кинонеделя».

В 1933 году Л.Пантелеев пишет повесть «Пакет», посвященную Гражданской войне. Главный ее герой, Петя Трофимов, был признан критикой «литературным братом» Тёркина.

В 1936 Григория Белых репрессируют и он погибает в тюрьме. На Л. Пантелеева тоже возводились различные обвинения. Ему удалось избежать ареста, в частности, благодаря поддержке К.Чуковского и С.Маршака, которые были экспертами по его творчеству.

С началом Великой Отечественной Войны Л. Пантелеев остаётся в осажденном городе и почти постоянно ведёт свои заметки о блокадной жизни в Ленинграде. В марте 1942 год он находится на грани жизни и смерти от дистрофии. Кроме того, четыре месяца он живет без карточек на продукты, так как его лишают прописки. В июле 1942 года А. А. Фадеев вывез тяжелобольного Л. Пантелеева на самолёте в Москву. Снова писатель приезжает в родной город по командировке ЦК ВЛКСМ в январе 1944 года в канун снятия блокады и разгрома немцев под Ленинградом.

На войне погибает его брат Вася.

После войны Л. Пантелеев много пишет, тесно дружит с Е. Шварцем, К. Чуковским. Вскоре он женится на Элико Семёновне, в 1956 у них рождается дочь Маша (умерла в 1990 году). В 1966 году он публикует книгу «Наша Маша», своеобразный родительский дневник.

Скончался писатель 9 июля 1987 года. Через три года дочь писателя была похоронена рядом с отцом.

О своих религиозных взглядах Пантелеев свидетельствует в автобиографической книге «Верую»: «Хотя почти всю жизнь я ходил в церковь таясь, оглядываясь, делая, как заяц, петли, запутывая след, о том, что я там бываю и молюсь, знали не только в нынешнем МГБ, но еще и в НКВД и даже, пожалуй, в ГПУ.». В традициях веры он воспитывал и свою дочь, однако учась в школе, Маша столкнулась с прямо противоположным воспитанием в духе воинствующего атеизма, и этот конфликт надломил ее натуру и стал причиной столь ранней смерти.

Библиография

  • «Республика Шкид» (1927, совместно с Григорием Белых)
  • «Лёнька Пантелеев» (1939; новый вариант в 1952)
  • «Наша Маша» о своей дочери
  • «Верую!» - автобиографическая повесть (впервые опубликована в 1990 году, согласно завещанию писателя, через три года после его кончины)