Куприн александр васильевич художник биография. Александр куприн и его натюрморты

А. Куприн. Натюрморт с синим подносом. Масло. 1914.

Такой суровый приговор вынес своим ранним увлечениям художник Александр Васильевич Куприн (1880-1960). Александр уже в детстве, прошедшем в небольшом городке Борисоглебске Тамбовской губернии и в Воронеже, мечтал стать художником. С годами желание это становится потребностью, хотя Куприн долго не мог решиться на этот шаг, не веря в свои силы. На первых порах он посещает вечерние рисовальные классы при обществе любителей искусств, сочетая занятия искусством с работой в конторе.

За этим первым робким шагом следует более серьезный: в 1902 году, оставляя службу, Куприн уезжает в Петербург, а потом в Москву. «В то время,- рассказывал Александр Васильевич,- я жил в Москве. Мой батюшка высылал мне из Воронежа двадцать пять рублей в месяц. На эти деньги я должен был содержать себя и жену, платить за квартиру и оплачивать посещаемые мной занятия в частной студии К. Ф. Юона. Я вынужден был брать заказы на исполнение праздничных открыток в типографии Сытина».
Его учителями в начальном (головном) классе были Н. Касаткин и С. Милорадович, а в натурном на старших курсах - А. Архипов и К. Коровин.
Не обладая большой культурой, но безгранично веря в свои силы, мы старались отойти в мир собственных переживаний, быть дальше от жизни и природы, следовательно, от непосредственных впечатлений». Но для начинающего мастера это было не просто кратковременным увлечением. Куприн со свойственным молодости пылом отдает ему годы жизни.
Ложное бунтарство привело художника к мысли покинуть стены училища и принять участие в выставочной деятельности группировки под названием «Бубновый валет».
Для этой цели сняли вестибюль богатого купеческого дома. Получили разрешение от градоначальника на выпуск входных билетов, и в один из воскресных дней открытие состоялось. Нам тогда казалось, что мы совершаем революцию в области искусства и что нам принадлежит будущее. Но, несмотря на сенсационную рекламу, народу на нашу выставку приходило немного. Мы попали в затруднительное положение.

Мир форм, окружающую их пространственную среду живописец трактует как жесткую конкретную материю. Композиции отличаются сочетанием изысканной декоративности и ясной конструктивности. В одном из последних пейзажей, «Тополя», ступенчатый ритм уходящих к небу деревьев непохож на геометрические вариации ранних натюрмортов. Он звучит подобно мощному органному голосу природы.
Отныне неиссякаемым источником творчества Куприна становится пейзаж. В 30-е годы советские пейзажисты разрабатывали новую область этого жанра - индустриальный пейзаж. Вдохновленные грандиозными преобразованиями, происходящими в стране, художники отправляются на крупнейшие стройки, стремясь запечатлеть героев первых пятилеток, их трудовой энтузиазм. А. Куприн создает пейзажи металлургического Днепропетровска, угольного Донбасса, нефтяного Баку, Его интересуют проблемы органического слияния созданных руками человека промышленных гигантов с природным ландшафтом.
Творческий метод художника, сложившийся в течение многолетней работы в Крыму, выступает в единстве со спокойным гармоничным состоянием крымского ландшафта.
Система Куприна заключалась в следующем: он всегда носил с собой альбомы, куда набрасывал близкие ему мотивы, повторяя их в нескольких вариациях, а в мастерской обдумывал будущую композицию, Затем начиналась подготовка холста, Мастер строго, до сантиметра, рассчитывал размер, разбивал холст на клетки и точно переносил контурный рисунок. Потом опять шел на натуру и делал цветовую раскладку, которая в мастерской снова приводилась в соответствие с общим замыслом. Выстроенная по композиции и цвету картина вновь выносилась на пленэр и после некоторых уточнений приобретала окончательный вид.
Природа юга была созвучна характеру и интересам Куприна. Он досконально знал историю Крыма и передавал ее в пейзаже. Художник сокрушался, видя, как постепенно разрушаются и уходят в небытие старые архитектурные постройки: кладбищенские камни с замысловатыми арабскими надписями, мечети и минареты. «Нельзя писать места, не зная его истории,- любил повторять Александр Васильевич.- Архитектура народа рождается из природы. Она дает его исторический и национальный адрес. Это своеобразная летопись в камне…»

В каждом воссозданном на холсте пейзаже Куприна интересовали не момент или состояние природы, а историчность местности. И хотя, к примеру, в «Беасальской долине» архитектура далеко не главный акцент композиции, она органически входит в ритмическое построение ландшафта. Вертикаль минарета, плоские крыши домов как бы вторят строгим вертикалям тополей и плавным очертаниям гор. Куприна, с одной стороны, интересуют конкретные формы, с другой - он всегда видит пейзаж глазами поэта, для которого важны не детали, а целое. Тополя «Беасальской долины», возвышающиеся по обе стороны от дороги, служат своеобразными кулисами, вводящими зрителя в мир изображаемого. Не случайно Куприн высоко ценил творческое наследие таких великих мастеров, как Пуссен и Клод Лоррен. Их глубокое проникновение в сущность природы, раскрытое ими органическое бытие в ней самых разнообразных форм и красок - от архитектурных построек до мощных, тяжелых скал, от плотной зелени растений до голубых далей - было глубоко созвучно видению советского художника.
Как-то вечером мы гуляли по узким улицам Бахчисарая. Прислушиваясь к звукам журчащих фонтанов, вдыхая запах трав, Александр Васильевич говорил: «Как прекрасны природа и вместе с нею человек, который не бунтует против нее, а стремится жить в полном согласии с ней. Художник должен полюбить природу, учиться у нее, настроить себя на глубокое ее ощущение. Только тогда можно достичь полной гармонии в ее передаче. Всякая попытка придумать, сконструировать новые формы неминуемо приведет к краху, к отвлеченному формо-творчеству, не имеющему ничего общего с жизнью и ее красотой. Теперь я пытаюсь найти путь к объективному пониманию красоты природы. Жалею лишь об одном: когда я многое понял в искусстве - жизнь моя почти прожита…»

Куприн - художник, воспевающий в своих произведениях Крым. "Моя первая половина жизни прошла в бесплодных поисках нового изобразительного языка. Я шел от формы к содержанию, не отдавая себе отчета в том, что, в конечном счете, созданная мною форма будет выражать. Все мои эксперименты не смогли проложить пути к сердцу человека".

Такой суровый приговор вынес своим ранним увлечениям . И это отречение зрелого мастера было столь же искренним, сколь бурными и темпераментными были поиски молодого новатора, поглощенного формальными открытиями Сезанна, геометрической символикой кубизма .

Между ранними натюрмортами и поздними крымскими пейзажами Куприна проходит сложный путь самопознания, размышлений об истинном призвании искусства. Но в чем художник был всегда неизменен - это в своей любви к живописи. Александр уже в детстве, прошедшем в небольшом городке Борисоглебске Тамбовской губернии и в Воронеже мечтал стать художником. С годами желание это становится потребностью, хотя Куприн долго не мог решиться на этот шаг, не веря в свои силы. На первых порах он посещает вечерние рисовальные классы при обществе любителей искусств, сочетая занятия искусством с работой в конторе.

За первым робким шагом следует более серьезный: в 1902 году, он оставляет службу и уезжает в Петербург, а потом в Москву. Отец высылал ему из Воронежа 25 рублей в месяц, на которые Куприн должен был содержать себя и жену, платить за квартиру и оплачивать посещения занятий в частной студии К. Ф. Юона. Нужда заставляла его брать заказы на исполнение праздничных открыток в типографии Сытина.

После двух лет учебы в студии К. Юона, 26-летний Куприн поступает в Московское училище живописи. Его учителями в начальном классе были Н. Касаткин и С. Милорадович, а в натурном на старших курсах - А. Архипов и К. Коровин. Время ученичества и первых самостоятельных шагов художника совпало с периодом поисков и экспериментов в русском искусстве. Бунтарский дух овладел и Куприным. Он "заболел" отрицанием всего того, что его окружало.

Художник покинул училище и принял участие в выставках коллектива под названием "Бубновый валет", В 1910 году состоялась первая выставка объединения. В ее устройстве участвовали Кончаловский, Машков, Лентулов, Рождественский и Куприн. Они сняли вестибюль богатого купеческого дома, получили разрешение на выпуск входных билетов, и открытие состоялось. Членам "Бубнового валета" казалось, что они совершают революцию в области искусства и им принадлежит будущее. Посетителей было мало, а нужно было платить за аренду помещения и жить дальше. Поэтому радости их не было предела, когда они получили уведомление о том, что московские коллекционеры приобретают для своих собраний несколько натюрмортов у Кончаловского и Машкова. Художники рассматривали это как признание их искусства.

В этот период в творчестве Куприна заметно влияние кубизма. Излюбленным его жанром становится натюрморт, в котором художник пытается создать свой мир, далекий от реальных наблюдений. Он кропотливо подбирает предметы для постановок. Кувшины, кружки, подносы часто делает и расписывает своими руками. Кубистические изыскания приводят художника к противоположному - к правде натуры. Он сознает, что художник не может укладывать живое, эмоциональное видение в прокрустово ложе чужих схем и форм. Куприну нужно было освоить открытия живописной пластики, с тем, чтобы увидеть мир по-своему, непредвзято.

Так к художнику приходит зрелость. Произошли большие перемены и во взглядах Куприна на искусство. Формальные поиски и эксперименты уступают место глубокому, проникновенному изучению натуры. Конструктивный остов его картин словно обрастает плотью жизненных наблюдений. В одном из последних пейзажей, "Тополя", ступенчатый ритм уходящих к небу деревьев не похож на геометрические вариации ранних натюрмортов. Он звучит подобно мощному органному голосу природы.

Пейзаж становится для Куприна главным жанром. Он пишет крымские пейзажи, словно проникнутые лирикой. Каньоны со скалами, деревья на узких улочках старинного Бахчисарая с высокими минаретами на закате - мотивы, созвучные стихам Пушкина и музыке Римского-Корсакова. Творческий метод художника, сложившийся в течение многолетней работы в Крыму, выступает в единстве со спокойным гармоничным состоянием крымского ландшафта.

Интересна система Куприна, заключающаяся в следующем: он всегда носил с собой альбом, куда набрасывал близкие ему мотивы, повторяя их в нескольких вариациях, а в мастерской обдумывал будущую композицию. Затем начиналась подготовка холста. Мастер строго до сантиметра, рассчитывал размер, разбивал холст на клетки и точно переносил контурный рисунок. Потом опять шел на натуру и делал цветовую раскладку, которая в мастерской снова приводилась в соответствие с общим замыслом. Выстроенная по композиции и цвету, картина вновь выносилась на пленэр и после некоторых уточнений приобретала окончательный вид.

Природа юга была созвучна характеру и интересам Куприна. Он досконально знал историю Крыма и передавал ее в пейзаже. Художник сокрушался, видя, как постепенно разрушаются и уходят в небытие старые архитектурные постройки: кладбищенские камни с замысловатыми арабскими надписями, мечети и минареты. "Нельзя писать места, не зная его истории, - любил повторять Куприн. - Архитектура народа рождается из природы. Она дает его исторический и национальный адрес. Это своеобразная летопись в камне".

В каждом воссозданном на холсте пейзаже Куприна интересовали не момент или состояние природы, а историчность местности. И хотя в "Беасальской долине" архитектура далеко не главный акцент композиции, она органически входит в ритмическое построение ландшафта. Вертикаль минарета, плоские крыши домов как бы вторят строгим вертикалям тополей и плавным очертаниям гор. Куприна, с одной стороны интересуют конкретные формы, с другой - он всегда видит пейзаж глазами поэта, для которого важны не детали, а целое. Тополя "Беасальской долины", возвышающиеся по обе стороны от дороги, служат своеобразными кулисами, вводящими зрителя в мир изображаемого. Не случайно Куприн высоко ценил творческое наследие таких великих мастеров, как Пуссен и Клод Лоррен. Их глубокое проникновение в сущность природы, раскрытое ими органическое бытие в ней различных форм и красок - от архитектурных построек до мощных, тяжелых скал, от плотной зелени растений до голубых далей - было глубоко созвучно видению русского художника.

Вечером, гуляя по средневековым улочкам Бахчисарая, прислушиваясь к звукам журчащих фонтанов, вдыхая запах трав, Александр Васильевич часто думал о том, как прекрасна природа и вместе с нею человек, который не бунтует против нее, а стремится жить в полном согласии с ней. Куприн считал, что художник должен полюбить природу, учиться у нее, настроить себя на глубокое ее ощущение. Только тогда можно достичь полной гармонии в ее передаче. Всякая попытка придумать, сконструировать новые формы неминуемо приведет к краху, к отвлеченному формотворчеству, не имеющему ничего общего с жизнью и ее красотой.

Куприн был строг в оценке своего творчества. Но ценность его для нас очевидна. Художник сумел выразить в картинах правду и красоту окружающего мира, увиденную глазами современника. Замечательное творчество Куприна напоминает нам о высоком назначении искусства во всех его проявлениях.

Первые художественные навыки получил в 1889–1893 в гимназии в Борисоглебске у учителя рисования Н.А.Евсеева. В 1896–1902 работал в Воронеже конторщиком в счетоводстве Юго-Восточных железных дорог и одновременно учился в Воронежской бесплатной школе живописи и рисования при Обществе любителей художеств у Л.Г.Соловьёва и М.И.Пономарёва (1896–1902). Продолжил образование в Петербурге в частной школе–мастерской Л.Е.Дмитриева-Кавказского (1902–1904), в Москве в школе К.Ф.Юона и И.О.Дудина (1904–1906) и в МУЖВЗ (1906–1907, 1908–1910, исключён) у Н.А.Касаткина, С.Д.Милорадовича, А.Е.Архипова, Л.О.Пастернака, в мастерской В.А.Серова (до 1909) и К.А.Коровина.

Преподавал рисование в Арбатском частном женском училище (1916–1918), живопись во II ГСХМ в Москве (1918–1920, ассистент Коровина), в Нижегородских и Сормовских художественных мастерских (1920–1922), Вхутемасе–Вхутеине в Москве (1922–1930); в Текстильном институте (1928–1932), СЦХПУ) (1946–1952). Профессор (с 1922).

А.В.Куприн. Пейзаж с церковью. 1918.Холст, масло. 83×108. ГМИИ РТ


А.В.Куприн. Лежащая обнажённая. 1917.Холст, масло. 120×165. ГТГ


А.В.Куприн. Натюрморт с кактусом и конским черепом на чёрном фоне. 1917. Холст, масло. 105×94. СГХМ


Куприн А.В. Натюрморт со скульптурой Б.Д.Королёва. 1919.Холст, масло. 115×120.ГРМ


А.В.Куприн. Круглый стол. 1914.Холст, масло. 70,5×92. ЯХМ

Жил в Борисоглебске (1880–1893), Воронеже (1893–1902), Петербурге (1902–1904), Москве (1904–1920, с 1922), Нижнем Новгороде (1920–1922).

Посетил Ростов Великий и Торжок (1908), путешествовал по Франции и Северной Италии (1913–1914), работал в Крыму (1907–1908 и после 1926).

Участвовал в создании мозаичных панно для Суворовского музея в Петербурге (1902–1904), в оформлении Баку к 14-й годовщине революции (1931).

Член и экспонент объединений «Бубновый валет» (1911–1916, член-учредитель, в 1916 – председатель правления); «Мир искусства» (1917–1921); «Московские живописцы» (1925–1928); «Бытие» (1926–1927); ОМХ (1928–1932).

Творчество Куприна развивалось в русле постимпрессионизма и кубизма. В 1908 Куприн впервые посетил собрание С.И.Щукина и познакомился с М.Ф.Ларионовым, привлёкшим его к участию в выставках «Золотое руно» (1909–1910) и «Бубновый валет» (1910–1911). В работах этого периода ощутимо влияние как Ван Гога, так и раннего Ларионова («Терраса». 1910. НГХМ; «В саду». 1910. ГТГ). Однако ларионовский примитивизм остался Куприну чужд. Около 1912 основным ориентиром для Куприна становится Сезанн. Под влиянием лидеров общества «Бубновый валет» (в первую очередь П.П.Кончаловского) и поездки во Францию складывается его вариант сезаннизма («Натюрморт с тыквой». 1912; «Натюрморт с синим подносом». 1914; «Оливковые деревья в Ментоне». 1914. Все – ГТГ), затем появляются частичная кубизация формы («Завод под Москвой». 1915. ГТГ). В 1916, ненадолго возглавив «Бубновый валет», Куприн вошёл в контакт с представителями радикального авангарда, но вскоре покинул общество и вслед за Кончаловским и Машковым перешёл в «Мир искусства». Таким образом был обозначен рубеж новаторства бубнововалетцев, оставшихся на позициях раннего – фигуративного и живописного – авангарда. Около 1917 Куприн создаёт свой индивидуальный стиль. Сохраняя сложившуюся в период «Бубнового валета» жанровую структуру (натюрморт, пейзаж, ню) и предметный антураж (посуда, цветы и пр.), Куприн насыщает образный строй экспрессией, чему служат кубизация формы, ритмические сдвиги и цветовые контрасты. Ослабляется интерес к материальности, фактуре предметов: Куприн часто изображает искусственные цветы и муляжи фруктов, а в 1921 обращается к технике коллажа, позволяющей полностью освободиться от передачи объёма и реальных фактурных характеристик. Художник сталкивает контрастные формы – угловатые, ломкие – и тающие, как будто растворяющиеся в пространстве. Цвет служит не выявлению формы, как в сезаннизме, а созданию исполненной драматизма атмосферы и в то же время – впечатляющей декоративной гармонии.

В 1922 Куприн вернулся к работе на пленэре, в 1923 с другими бубнововалетцами принял участие в программной «Выставке картин», продемонстрировавшей их разрыв с принципами авангарда и установку на традиционализм. Куприн обратился к традициям пейзажа ХIХ века: Коровина, барбизонцев, романтиков, до конца жизни сохранив мастерство и живописную культуру.

Куприн интересовался технологией живописи, изготовлял краски для работы. Был музыкантом-любителем; самостоятельно собрал фисгармонию, на которой играл.

Участник выставок: 16-я МТХ (1908), 30-я ученическая МУЖВЗ (1908), 3-я «Золотое руно» (1909–1910); «Бубновый валет» (1910–1911, 1927), «Союз молодёжи» (1911); 1-я Профессионального союза художников-живописцев Москвы (1918); 5-я Государственная (1918–1919 Москва); 3-я картин (1919. Рязань); 1-я местных и московских художников (1919. Витебск); 1-я (1920. Казань); Бюро Изопрофсоюза Рабис и секции Изо подотдела искусств (1921. Горький); Первая русская художественная выставка (1922. Берлин); организованная Красным крестом (1924. Москва); Биеннале (1924, 1928, 1934. Венеция); Международная (1926. Дрезден); советского искусства (1926–1927. Харбин–Токио–Аомори); достижений Советской власти (1927–1928. Берлин–Вена–Прага–Стокгольм–Осло–Копенгаген); советского искусства (1927. Токио–Осака–Нагоя); юбилейная (1928. Москва); 4-я современных русских художников (1928. Феодосия); Художественно-кустарная (1929. Нью-Йорк–Филадельфия); «Социалистическое строительство в советском искусстве» (1930–1931. Москва); советского искусства (1930. Стокгольм; 1932. Кёнигсберг; 1933. Копенгаген); командированных в районы индустриального и колхозного строительства (1931, 1932. Москва); «Крым и Кавказ – здравницы СССР» (1931. Москва); Антиимпериалистическая (1931. Москва); «Художники РСФСР за 15 лет» и другие.

Прижизненные персональные выставки Куприна состоялись в 1934 (Москва, клуб Авиахима; Москва, Всекохудожник), 1948 (Москва, совместно с Г.И.Кепиновым), 1957 (Москва, совместно с Г.И.Мотовиловым).

Знаете ли вы Александра Куприна? Каждый ответит: конечно! Знаменитый русский писатель, "Поединок", "Яма", "Юнкера"... А если речь идет не о писателе Александре Ивановиче Куприне, а о художнике Александре Васильевиче Куприне?
Его знают меньше. Хотя Куприн - один из авангардистов, которые нынче в такой моде, более того - один из немногих русских авангардистов с относительно благополучной судьбой.

Будущий художник родился в 1880 году в Борисоглебске в семье педагога. С 1893 года семья Александра Куприна жила в Воронеже. Его родители, как и большинство интеллигентных семей того времени, были не чужды творческим радостям - в доме много пели, играли на рояле и других музыкальных инструментах, танцевали, сочиняли и декламировали стихи... Всем этим с удовольствием занимался и Саша. И даже музыку писал... Но мальчик еще и хорошо рисовал. А родители, родственники и многочисленные гости, часто собиравшиеся в доме Куприных, всегда его поощряли. Высоко оценивал способности Саши и преподаватель рисования из его гимназии, обещавший своему ученику славу художника...

Но из-за финансовых проблем семьи юному Саше пришлось пойти работать - конторщиком на железную дорогу. Мечты о живописи не оставляли юношу и после службы он спешил в вечернюю живописную школу, продолжая удивлять преподавателей своими способностями. В 1902 году двадцатидвухлетний Куприн, скопив немного денег, уезжает в Петербург, мечтая поступить в Академию художеств. Однако его подготовка не достаточна для поступления, и для начала Саше приходится поучиться в частных художественных студиях. Но пресловутый "кусок хлеба" живопись ему уже дает - на жизнь Куприн зарабатывает копиями картин известных мастеров, рисунками для открыток и мозаичными панно.

Мальвы на черном фоне. 1910

В 1904 году молодого человека ждал удар - в Академию его не приняли. Он уезжает в Москву, чтобы попытать успеха в Училище живописи, ваяния и зодчества, а для начала снова идет учиться в частную студию, на этот раз - в популярную московскую студию художника Юона. Через два года ему удается поступить в Московское училище.
В 1907 году Куприн из-за проблем с легкими едет в Крым подлечиться и навсегда попадает под обаяние крымской природы. Крымские пейзажи станут одной из важнейших для него тем. Но сам подход Куприна к творчеству вскоре начинает кардинально меняться - 1908 году он в частных коллекциях московских меценатов открывает для себя современную новаторскую живопись, прежде всего французскую. И начинаются художественные эксперименты, которые не всегда находят понимание в училище... В 1909 году он участвует в авангардистской художественной выставке салона "Золотое руно". А в 1910 году Куприн покидает Московское училище живописи, ваяния и зодчества, так и не получив диплом, и становится одним из организаторов и лидеров объединения художников "Бубновый валет".

Натюрморт с трубкой

Натурщица с красной ленточкой и синим подносом, 1910

Натурщица с зеленым шарфом, 1910

Натюрморт с сыром

Куприн много путешествовал, побывал во Франции, Италии, где ознакомился с художественными новинками. Но любимыми для него по-прежнему оставались пейзажи Крыма. Впрочем, начавшаяся Мировая война крайне затруднила поездки за рубеж... Но художника больше волновали творческие эксперименты - он увлекся таким течением как кубизм.

Турецкие фелюги. Гудауты. 1911

Пейзаж с горой. Гудауты. 1911

Натюрморт с книгами и со свечой. 1911-12

Пейзаж с мечетью. Окрестности Ялты. 1911-12

Пейзаж. Ментона. 1914

Кирпичный завод под Москвой. 1915

Лежащая обнаженная натурщица. 1917

Натюрморт с глиняным кувшином. 1917

Революция вносит раскол в ряды художников. Кто-то принимает советскую власть, кто-то отправляется в эмиграцию... Кто-то мечется, уезжает и... возвращается. Куприн, в отличие от своего тезки писателя, сразу решает все для себя и остается на родине. Он не отказывается от прежних исканий, но на его полотнах пробивается и нечто новое, привнесенное переменами в стране.

Искусство. Эскиз плаката. 1918

Древнерусская архитектура. Москва. 1918

Москва. Пейзаж с церковью. 1918

Натюрморт с воблой. 1918

Чайная лавка. 1919

Сокольники. Каланча. 1919

Фили. Кутузовская церковь. 1921

В начале 1920-х художник уезжает из Москвы, где в условиях Гражданской войны жизнь была совсем трудной, в Нижний Новгород и работает там в художественных мастерских. В 1924 Куприн возвращается в Москву. Работа во ВХУТЕМАСе, в Текстильном институте, дизайнерские проекты... Но именно в 1920-х годах у художника появляется новая тема, к которой прежде он лишь изредка робко подступался - индустриальный пейзаж.

Нижний Новгород 1921

Завод. 1921

Донбас. 1921

Дорогомилово. Сосна. 1923

Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки. 1924

Работы Куприна становятся все более реалистичными, что поощряется в советских условиях. да и настроениям самого художника отвечает.
"Моя первая половина жизни прошла в бесплодных поисках нового изобразительного языка. Я шел от формы к содержанию, не отдавая себе отчета в том, что, в конечном счете, созданная мною форма будет выражать. Все мои эксперименты не смогли проложить пути к сердцу человека", - скажет сам художник о своих исканиях.

Бахчисарай. Чурук-Су. 1927

Пейзаж с луной. 1927

Бахчисарай. 1928

Феодосия. Храм 11 века

Бахчисарай. Заброшенная мечеть. 1930

Днепропетровск. Металлургический завод им. Петровского

Завод "Серп и молот" в Москве. 1931

Баку. Нефтяные промыслы. 1931

Москва. Дом правительства. 1932

Маневры Черноморской эскадры. 1932

Кутаиси. Старая колокольня. 1932

Беасальская долина. Крым. 1937

Пейзаж с луной. 1944

Натюрморт со стеклянной вазой. 1945

Могила Айвазовского у древнего армянского храма. 1946

В эпоху Оттепели искания художника снова нашли отклик и оказались интересными зрителю. В 1954 году А.В. Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 году был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. В марте 1960 года на выставке московских художников были показаны его работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». На склоне лет художника вновь увлекли индустриальные мотивы - это были написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 года заводские виды. К сожалению, это была последняя прижизненная экспозиция его работ - до закрытия выставки Куприн, находившийся в весьма почтенном возрасте, не дожил.

Александр Куприн умер 18 марта 1960 года. Он был п охоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

родился в 1880 г. в Борисоглебске. Отец его был преподавателем уездного училища. С 1893 г. семья Куприных жила в Воронеже. Здесь Куприн учился; потом нужда заставила его поступить конторщиком на железную дорогу. В эти годы влечение к искусству привело его в вечерние классы Общества любителей художеств. Затем, решив стать художником, он в 1902 г. отправляется в Петербург. Там он учится в школе А.Е.Дмитриева-Кавказского, но в 1904 г. бросает ее и переезжает в Москву. Здесь он поступает в студию К.Ф.Юона. Пробыв в ней два года, Куприн начинает учиться в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. В училище он оказывается весьма неуживчивым учеником. В 1908 г. он впервые увидал в частных собраниях московских меценатов новую французскую живопись. Увлекся ею и в том же году начал писать и выставлять произведения в духе этого искусства. В 1909 г. он участвует в салоне «Золотого руна», где было собрано все то, что создавалось в те годы в Москве под воздействием новейших течений французского искусства. Это не прошло даром для Куприна. В 1910 г. он был вынужден уйти из училища и с тех пор на много лет с головой окунулся в эксперименты. Куприн становится одним из деятельных членов объединения « ». С 1910 г. почти четырнадцать лет он пишет главным образом натюрморты. Сначала это были кубистические произведения, затем в них постепенно смягчается геометричность форм. Но все это оставалось в пределах программы «Бубнового валета». В 1920 г. он уезжает в Нижний Новгород, где руководит нижегородскими и сормовскими художественными мастерскими. Год возвращения в Москву (1924) оказался переломным для его искусства. Он обращается к реалистическому пейзажу, а в 1926-1930 гг. совершает ежегодные поездки в Бахчисарай, где и пишет свои первые значительные реалистические картины. В 1930-1934 гг. наступает новый период в его искусстве. Художник работает над индустриальным пейзажем, изображая заводы в Днепропетровске и Москве, нефтяные промыслы в Баку. В эти годы он вновь обращается к Крыму, а перед самой войной — к мотивам русской природы. С 1945 г. крымские пейзажи вновь завладевают вниманием художника, и, наконец, в последних своих произведениях он возвращается к индустриальным темам.

Куприн пережил, проверил своими собственными руками, испытал почти все художественные увлечения и манеры, которые в годы его юности смущали души молодых художников. К реализму Куприна привел сложный процесс сложения нового человека и нового художника, процесс слияния творчества художника с общественной и художественной жизнью страны. Неправильно было бы сказать, что Куприн в молодости и Куприн-реалист в пору своей творческой зрелости — это два абсолютно разных художника. Есть определенная система его творческих интересов, которые свойственны были раннему и остались свойственны зрелому периоду его искусства. Это внимание к эмоциональной выразительности цвета, стремление к строгой конструктивности рисунка, острый интерес к ритмической настроенности композиции, в которой раскрывается закономерность строения предметов, пейзажа и т.д. Его творчеству свойственна большая интеллектуальная сила; влюбленный в живую красоту природы, он вдохновляется стремлением проверить разумом свои впечатления, в его искусстве светится огонек творческого, познавательного проникновения в изображаемый им мир.

Еще в годы обучения в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества, пораженный новой французской живописью, Куприн с пламенной страстью обратился к поискам открытого чистого звучания цвета. Известно, что в те годы он, например, писал натурщицу чистым желтым цветом. Молодого художника интересовала выразительность колорита. Лаконизм элементарных цветовых сочетаний сменился примерно в начале 1910-х гг. кубистическими увлечениями. Куприна увлекло стремление отыскать в зрительно воспринимаемых формах мира их внутреннюю структуру, открыть в кажущейся случайности внутреннюю закономерность. Так появляются многочисленные натюрморты, которые художник пишет примерно до 1923 г. В них главным оказывается четкое построение обобщенных и геометрических форм. В этих работах господствуют жесткие объемы, подчиненные своей внутренней логике, не совпадающие с формой предметов. Более того‚ художник ставит себе натюрморты из муляжей: он пишет искусственные цветы, модели плодов и фруктов, которые делает сам. Через эти картины проходило, то угасая, то постепенно укрепляясь‚ стремление художника охватить зримый мир не только взором, но и разумом, стремление создать выверенную им самим, а не воспринятую на веру художественную программу.

Мальвы на черном фоне (1910)

Обнаженная натурщица с красной ленточкой в волосах и с синим подносом (1910)

Пейзаж с горой. Гудауты (1911)

Гудауты. Дома (1912)

Натюрморт с хлебами (1914)

Натюрморт с кактусом (1917)

Натюрморт с трубкой (1917)

Натюрморт со шляпой (1917)

Древнерусская архитектура. Москва (1918)

Москва. Пейзаж с церковью (1918)

Сельский домик. Село Зюзино (1918)

Большой натюрморт с искусственными цветами, красным подносом и деревянной тарелкой (1919)

Натюрморт на круглом столе. Молочник, медный кофейник и красный перец (1919)

Натюрморт со статуэткой Б.Д.Королева (1919)

Сокольники. Каланча (1919)

Чайная лавка (1919)

Фили. Кутузовская церковь (1921)

Весенний пейзаж. Яблоня весной (1922)

Восточный город (1922)

Городской архитектурный мотив (1922)

Натюрморт (1922)

Пейзаж с церковью (1922)

Старинный замок (1922)

Храм с колокольней у моста (1922)

Букет осенних листьев на голубом фоне. Село Крылатское (1923)

Крылатское. Группа деревьев (1923)

Стремление отойти от отвлеченного геометризма‚ ощутить реальную плоть изображаемой материи обнаруживается в написанном в 1917 г. натюрморте с глиняным кувшином. Линии, плоскости и грани более ранних натюрмортов сменяет здесь ощущение тяжелой весомой массы; форма строится прежде всего с помощью переходов цветовых тонов, и светотеневая моделировка сливается с движением цвета. Такая живопись представляет собой один из наиболее реалистических вариантов творчества «Бубновото валета».

Натюрморт с глиняным кувшином и фиолетовой драпировкой на круглом столе (917)

В эти годы шел еще один важный процесс. Ко дню переезда Советского правительства из Петрограда в Москву он пишет вместе с А.В.Лентуловым знамя, которое поднимается на здании Московского Совета. В Нижнем Новгороде исполняет кубо-футуристические декорации для постановки в театре пьесы Василия Каменского «Степан Разин».

Ленинский натюрморт (1927)

Вторая половина 20-х гг. считается так называемым первым бахчисарайским периодом творчества Куприна. Он пишет в те годы огромное количество этюдов, в некоторых из них мы обнаружим известную случайность композиции, рассчитанную на то, чтобы создать эффект непосредственного взгляда на природу. В них цвет становится динамичным и скользящим, а геометризм рисунка сменяется более быстрым очерком предметов. Разумеется, все эти свойства представляют собой лишь оттенки в искусстве Куприна, сохранявшем свои основные качества — стремление к конструктивности, логической стройности. Наконец, мы увидим в его работах этого времени и постепенно укрепляющееся ощущение внутренней значительности изображаемого мотива природ.

Бахчисарай. Уличка с тремя фигурами (1927)

Бахчисарай. Чурук-Су. Полдень (1927)

Пейзаж с луной (1927)

Вечер в Бахчисарае (1928)

Бахчисарай. Вечер. Река Чурук-Су (1930)

Бахчисарай. Заброшенная мечеть (1930)

Бахчисарай. Полдень (1930)

Бахчисарай. Скалы в Русской слободе (1930)

Феодосия. Храм XI века (1930)

Баку. Вечер в старом городе (1931)

В Крыму в эти годы художник пишет свою картину «Тополя» (1927). После ранних натюрмортов Куприна эта картина выглядит настоящим откровением. В ней звучит радостное, взволнованное приятие художником красочной картины природы, захватывающей своей яркой жизнью. Непосредственные впечатления от пейзажа одухотворяют это произведение. После натюрмортов особенно бросается в глаза увлечение художника динамической, движущейся картиной жизни.

Тополя. Бахчисарай (1927)

Композиция картины строится уходящими в глубину и вверх ступенями. За мягкими массами зелени первого плана, над тяжелыми геометрическими формами домиков, на фоне гор с их размеренными ритмами, возносятся силуэты тополей. Они вырастают подобно струям фонтана, бьющим вверх, и движение это, теряя силу на излете, завершается мягкими очертаниями вершин, а затем как бы вновь возвращается вниз. Мелкие, дробные пятна облаков вплетаются в эту полную внутренней трепетности картину природы. Куприн с увлечением рассказывает о том, что он увидел в южной природе, учит видеть в ней то, что мог бы не заметить и не почувствовать невнимательный наблюдатель. В его глазах и горы, и тополя, и небо с облаками становятся единой материальной средой, охваченной единой жизнью. И в самой живописи, в приемах письма художник заставляет зрителя воспринять эти свои представления. Верхушки тополей не просто написаны на фоне неба, они окружены массой неба. Мазки красок светлых желтоватых оттенков, которыми Куприн пишет вечереющее небо, обходят вокруг очертаний тополей, как бы описывая их, вмещая в свою среду деревья. Проложенные легкими мазками верхушки тополей кажутся быстро возносящимися кверху, но ниже, к корням дерева, мазки краски становятся густыми и тяжелыми, краска словно стекает вниз, давая возможность в самой фактуре живописи ощутить и прочное строение дерева и эффект взлетающего вверх движения.

Городской пейзаж с розовой церковью. Сумерки (1924)

Осенний букет (1925)

Сад под Москвой. Руза (1925)

Розовые, лиловые и черные цветы на розовом фоне (1926)

Кремль зимой (1929)

1929 Судак. Гора святого Георгия (1929)

Начало 30-х гг. дало совершенно новые темы искусству. На рубеже 20-30-х гг. индустриальная тема привлекает к себе внимание многих художников. Обратились к ним и те мастера, которые в начальную пору своего творчества были связаны с «Бубновым валетом». Куприн обратился в эти годы к индустриальному пейзажу. Из работы над индустриальными пейзажами художник вынес новое идейное начало своего искусства. Работая над этими пейзажами, Куприн оказался в авангарде советских художников, боровшихся за идейную значительность и общественную действенность искусства. Его пейзажи отныне не выглядят частным собеседованием художника с природой. В них звучат мысль и чувства художника-общественного деятеля.

Завод под Москвой (1915)

Донбасс (1921)

Днепропетровск. Металлургический завод им. Г.И.Петровского. Доменный цех (1930)

Днепропетровск. Металлургический завод им. Г.И.Петровского-Каупера (1930)

Днепропетровский коксовый завод (1930)

Баку. Нефтяные промыслы. Вид с моря (1931)

Завод «Серп и Молот» в Москве. Мартеновский цех. Литье стали (1931)

Московский металлоаффинерный завод (1931)

В индустриальном пейзаже утверждается то начало, которое вносит в природу человеческий труд. Перед нами выступает присущее Куприну пристальное внимание к активному человеческому началу в художественном образе. Впечатление от природы становится той живой формой, в которую облекается мысль художника, несущая в себе весомое общественное содержание. Пейзаж Куприна, утверждающий деяние человека, становится документом эпохи индустриализации. В первой половине 30-х гг. художник вновь возвращается к привычным и известным ему бахчисарайским мотивам. Но в этот второй бахчисарайский период мысль, проникающая в жизнь природы, органично сливается с яркостью живого впечатления.

Настурции (1930)

Зима. Москва (Этюд из окна) (1931)

Букет полевых цветов в белой вазе на черном фоне (1939)

В 1937 г. Куприн создает свое лучшее произведение тех лет. Это его лучшее полотно — «Беасальская долина»; здесь создается живущий собственной закономерностью богатый и величественный мир природы. В живых, непосредственно, зрительно убедительных формах раскрывается движение внутренних сил природы. Понятно, что эти внутренние силы, которыми полна изображенная в картине природа, принадлежат не столько самой природе, сколько человеку, художнику, который вносит свои мысли и чувства в пейзаж, находя в нем отзвук своим представлениям. Натуральность передачи цвета предметов сочетается со стройностью внимательно проработанной художником единой цветовой гаммы, появляющейся здесь как плод сложной обобщающей работы живописца. Естественность облика природы несет в себе внимательно продуманную и богатейшим образом разработанную систему пространственно-объемного и ритмического построения картины.

Беасальская долина. Крым (1937)

«Беасальская долина», по существу, завершила собой все предвоенное творчество Куприна. Уже с конца 30-х гг. он начинает внимательно работать над мотивами среднерусского пейзажа. Они стали главными в его искусстве военных лет, когда он с той же тонкостью и глубиной, как это было в крымских пейзажах, запечатлевает лирическую картину тихого летнего вечера. С новой силой искусство Куприна зазвучало с 1945 г., когда художник вновь обращается к полюбившейся ему крымской природе. На этот раз живописи Куприна все больше становится свойственна сила и строгость обобщающих суждений.

1947 г. — новый этап в его искусстве. Он отмечен двумя большими картинами. Это его «Замерзающее болото» и «Дорога в Беасалы». Творчество художника уже находится на той ступени знания природы, когда он обретает возможность свободно повествовать о мыслях и раздумьях, оперируя уже претворенными в его сознании мотивами природы. И действительно, композиции картины «Дорога в Беасалы» присуще устойчивое равновесие. Скалы справа и слева, уходящая прямо в глубину по дну ущелья дорога, светлые горы на заднем плане — все это создает проникнутую внутренней логикой панораму величавой природы. В картине изображены люди, но ни масштаб их фигур, ни их чувства и содержание не соразмерены с содержанием, наполняющим образ природы. Маленькие фигуры людей лишь обогащают пейзаж, не вносят в него ничего нового. Природа живет по своим внутренним законам. Образ картины не проникнут непосредственными человеческими чувствами и не повествует о лирических переживаниях человека, а содержит выраженные в формах природы обобщенные философические суждения о мире, о его грандиозности, о его величии, о тех живущих в нем силах, которые человек постигает интеллектом, но не чувствами. Соответственно все средства художественного выражения подчиняются этой задаче.

Дорога в Беасалы (1945-1946)

Неверно было бы полагать, что искусство Куприна 40-х и 50-х гг. утратило связь с живым наблюдением над жизнью. Мы встречаем в эти годы этюды и картины, написанные под воздействием непосредственного впечатления. Ни в одной из новых картин мы не найдем отступлений от жизненной правды. Несомненно стремление художника оперировать более обобщенными и очищенными от частных наблюдений категориями. Успехи на этом пути даются лишь тогда, когда искусство пейзажиста вооружено опытом изучения жизни, когда он много знает о той природе, которую запечатлевает в картине, и о том, что можно выразить в художественном произведении в зримых формах этой природы.

В 1954 г. Куприн был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР, а в 1956 г. был удостоен звания заслуженного деятеля искусств РСФСР. Но на этом не кончился творческий путь художника, всю жизнь неустанно стремившегося к правде и совершенству, смело обращавшегося, не считаясь с предрассудками, к новаторским поискам. В марте 1960 г. на выставке московских художников были показаны его последние работы, написанные для первой республиканской выставки «Советская Россия». Вновь на склоне лет художника увлекли индустриальные мотивы — это написанные по материалам поездки в Тулу летом 1959 г. заводские виды.

Трудный путь испытаний прошло искусство Куприна. Закономерности этого пути привели его к воплощению своих самых светлых, самых сокровенных замыслов о создании художественно совершенных произведений. Александр Васильевич Куприн умер в Москве 18 марта 1960 г.

Натюрморт с фаянсовым кувшином, синим бокалом и корзинкой на зеленой скатерти (1945)

Могила И.К.Айвазовского у древнего армянского храма (1946)

Деревья в Коломенском (1950)

Хотите быть всегда красивыми и неотразимыми? В этом вам поможет наращивание ресниц двойной объем от Richis. Потрясающий результат и адекватные цены.