Кубизм в искусстве. Это нужно знать: чешский кубизм и его главные представители

Начало 20-х годов прошлого столетия было настоящим авангардистским прорывом к новому искусству. Одним из его направлений стал кубизм, который связан в живописи с именами французских художников. Но в архитектурном кубизме пальма первенства принадлежит не Парижу, а Праге. Чешский кубизм стал уникальным явлением в мировой архитектуре. Начальный и самый интересный период развития этого архитектурного стиля пришелся на 1911-1914 годы, хотя кубические постройки еще возводились до конца 20-х годов.

Основоположником этого архитектурного стиля стал архитектор Павел Янак (Pavel Janák – 1882-1956). Он сформулировал основы кубизма в своей работе «Призма и пирамида». Источником, вдохновившим Янака, был природный процесс кристаллизации. Суть его теории сводилась к тому, что в природе есть сила, которая заставляет материю изменяться и принимать геометрическую форму.

Кристаллизация – самый наглядный пример проявления этой динамической силы. Привнести этот динамический процесс в архитектуру и придать зданиям кристаллическую форму – такую необычную и увлекательную задачу поставил Павел Янак. Практическим воплощением его идей и первым памятником кубизму в архитектуре стал построенный по его проекту в 1911-1912 годах дом семьи Якубек в Йичине.

К 1913 году в Праге были возведены несколько зданий, геометрической формы, напоминающих кристаллы. Наиболее яркий и выразительный из них – «Дом у Черной Мадонны» (U Černé Matky Boží), что находится на Целетной улице рядом с Пороховой башней. Он был творением архитектора Йозефа Гончара, который великолепно обыграл сочетание тупых и острых углов здания, расположенного на участке неправильной формы.

Угловой фасад этого дома не плоский, а будто несколько переломленный. Завершает здание двухэтажная мансарда, схожая с верхушкой кристалла. Скульптура Черной Мадонны, давшей название дому, была позаимствована и перенесена со здания предыдущей постройки, относящегося к XVII веку. Черный цвет Божьей Матери связывают с тем, что она символизирует землю от момента оплодотворения до ее оживления солнечными лучами.

Историки также предполагают, что черный цвет статуи Девы Марии связан со смешением культа Богоматери с культом древнеегипетской богини Изиды. Как бы там ни было, статуя Черной Мадонны удивительно хорошо смотрится на доме в кубическом стиле и придает ему величие и оригинальность. Все внутреннее убранство дома было выдержано в том же стиле.

К сожалению, до наших дней интерьеры не сохранились – их меняли по желанию владельцев или арендаторов здания. В 1994 году была закончена капитальная реконструкция здания. Жители Праги и ее гости могут любоваться «Домом у черной Мадонны» в первоначальном виде.

За помощь в подготовке и публикации данного материала хочется поблагодарить компанию «Окна Оптима», которая предлагает пластиковые окна (Челябинск) по самым доступным ценам. Более подробную информацию можно получить, перейдя по вышеуказанной ссылке.

Парижская выставка 1925 года и европейское декоративное искусство

4.2 Чешский кубизм

Другое направление, также затрагивавшее темы, позднее использованные в Art Deco - это кубизм, ненадолго расцветший в Чехии. В отличие от кубистической живописи Пикассо и Брака, чешский кубизм - направление в декоративном искусстве и архитектуре. В этом смысле чешские мастера несколько опередили парижских дизайнеров, также использовавших идеи кубизма в предметах и зданиях.

Перед Первой мировой войной Прага все еще оставалась частью Австро-Венгерской империи, и поэтому именно «Венские мастерские» послужили образцом для дизайнеров Йозефа Гочара и Властислава Хофмана, обратившихся к кубизму. В 1912 году были основаны «Пражские художественные мастерские» с участием Павла Янака. Вся чешская мебель кубизма, сохранившаяся до нашего времени была изготовлена в этих мастерских, а с учетом новаторских зданий, возведенных в Праге, чешский кубизм представляет собой важный эпизод в развитии европейского декоративного искусства. Чешские кубисты осознавали себя представителями самостоятельного художественного направления, и свои проекты обосновывали теоретически. В этих манифестах можно проследить, как взаимодействуют между собой темы современности и декоративизма. Властислав Хофман написал в 1913 году: «В наше время простой натурализм уже не может увлечь новый мир чувств, сегодня нам нужна освобожденная форма. В противоположность растительным формам сецессиона, сегодняшний мир чувств находит свое выражение в облике машины, в четком пуризме ее формы». Эти слова предвосхищают взгляды Ле Корбюзье.

Вместе с тем такую торжественную декларацию современности следует рассматривать в определенном контексте. В противоположность машинной эстетики пионеров модернизма межвоенных годов, внешний вид механизмов в 1913 году не исключал идеи декора. И хотя чешские кубисты не слишком много внимания уделяли внешнему декорированию зданий, мебели и изделий из керамики, формы предметов были декоративны сами по себе - диковинные очертания и зазубренные края едва ли не исключали их функционального назначения. Существует мнение, что чешские кубисты столь охотно склонились к прикладному искусству потому, что требования практического строительства были неоднозначны. В 1909 году Павел Янак так сформулировал взгляд на современный декор:

«Чтобы строить хорошо, нужно сначала осознать, в чем состоит элементарная утилитарность здания, а затем перейти к дизайну его конструкции. Но архитектура требует большего, архитектура - это искусство. Современная архитектура не сводится к чистой пользе, к материалу и конструкции, но идет дальше, создавая абстрактные формы».

После войны, когда Австро-Венгерская империя распалась, на выставке 1925 года пресса расхваливала павильон недавно образовавшейся Чехословакии, построенный по проекту Гочара. Говорили, что его «ни в коем случае нельзя назвать провинциальным», поскольку он был «безоговорочно современным в полном смысле этого слова». Как и во многих других национальных павильонах, современность чехословацкого павильона была несколько приглушена попыткой выразить идеализированную национальную идентичность. Тем не менее, чешское декоративное искусство следует поставить в один ряд с французским, голландским, австрийским и бельгийским, так как «в старании создать современный стиль, содержащий в себе как можно больше новизны, оно чуть ли не вымело из павильона все традиционные стили».

Главным образом во Франции (яркими представителями являются П. Пикассо, Х. Грисс и Ж. Брак), а также в некоторых других странах.

Что такое кубизм?

Попытаемся ответить на данный вопрос. Кубизм - это особое художественное направление, язык которого основан на деформации предметов, разложении их на геометрические плоскости, сдвиге формы.

Главной идеей, на которой он строился, была попытка выразить всю сложность, многообразие окружающей действительности с помощью простейших пространственных моделей и форм явлений и вещей. Возникновение этого направления изменило многие устоявшиеся принципы и эстетические представления в европейской живописи. Представители кубизма порвали с "оптическим реализмом", отказавшись от натуры как предмета изобразительного искусства, от перспективы и светотени как единственных

Пабло Пикассо

Для этого живописца в течение всего его творческого пути была характерна работа в нескольких стилях одновременно. Пикассо поочередно прибегал к совершенно противоположным способам выражения своего мироощущения.

В его творчестве можно найти и кубистическую живопись, граничащую с абстракционизмом, и реализм. Иногда в своих поисках он настолько отходил от традиционного классического изобразительного искусства, что его возвращение на путь реалистического творчества казалось немыслимым. Однако художник создавал потрясающие портреты и натюрморты в стиле кубизм. Это были реалистические произведения, написанные в неподражаемой, индивидуальной манере. Традиционные которые использовал автор, служили решению современных задач. Одной из первых картин, написанных в стиле кубизм, является картина П. Пикассо. Это отличается необычной гротескностью: здесь изображены огрубленные фигуры без элементов светотени и перспективы, представленные как комбинация разложенных объемов на плоскости.

Характерные особенности

Французский критик Л. Восель впервые употребил термин "кубист" в 1908 году как насмешливое название художников, изображающих действительность при помощи правильных геометрических объемных фигур (цилиндра, конуса, куба, шара). Такое творчество содержало в себе вызов традициям реалистического искусства. Картины в стиле кубизм отличались тяготением к аскетичности цвета, к осязаемым, простым формам и элементарным мотивам (например, утварь, дерево или дом). Наиболее ярко эта черта проявляется в раннем его творчестве в "сезанновский" период (1907-1909). Художник П. Сезанн подчеркивает устойчивость и предметность мира; граненые объемы, которые он использует как инструмент передачи образа, образуют подобие рельефа, а цвета выделяют определенные грани предметов, одновременно усиливая и дробя объем. Следующая стадия развития кубизма - "аналитическая" (1910-1912). Предмет разбивается на мелкие части, легко отделимые друг от друга, а его форма будто распластывается на холсте. Последняя, "синтетическая" стадия (1912-1914) отличается большей декоративностью, картины становятся красочными плоскостными панно, появляются некоторые фактурные элементы - объемные конструкции, наклейки (коллажи), присыпки... В то же время зарождается и кубистическая скульптура. Пикассо и Брак часто включали в полотна определенные буквы или слова. Эти надписи, как правило, не соответствовали содержанию, однако помогали посетителям выставок приблизительно понять замысел художника.

Реакция зрителей

Публика к творчеству кубистов относилась с иронией, иногда даже одаривая их нелестными эпитетами и насмешками. В прессе печаталась жесткая критика, по своему характеру иногда приближавшаяся к общественному скандалу. Зрители, оказавшиеся на выставке полотен кубистов, испытывали ощущения, которые можно сравнить с чувствами человека, собиравшегося в приятное путешествие, но вместо этого получившего приглашение принять участие в прокладке новых путей.

Такая реакция подтверждала, что переход к данному направлению произошел стремительно, несмотря на длинный подготовительный период, в течение которого столичный зритель должен был бы существенно расширить свой кругозор. Тем не менее сам кубизм, картины, написанные в этом стиле, нравились определенной части аудитории и находили поддержку у меценатов.

Влияние кубизма на искусство

Данное направление сильно повлияло на развитие творческой мысли. Кубизм в искусстве отразил новые тенденции жизни во всей многогранности и противоречивости: стремление к демократизации - признание примитивизма, отказ от индивидуального, частного, камерного; веру в науку - стремление к созданию "грамматики искусства", поиску объективных методов.

Сегодня каждый непредубежденный человек, любуясь работами импрессионистов, наглядно различает условность привычных для нас цветов. А во времена возникновения всем казалось, что кубизм - это настоящая революция в искусстве. Именно данное направление подвергает анализу все существующие компоненты живописи. Форма изображения, цветовая и объемы становятся условными.

Кубизм в России

В эпоху, предшествующую становлению кубизма, в нашей стране, как и во Франции, возрос интерес к народному, традиционному творчеству. В это время молодым русским художникам были свойственны не только интерес к "примитивному" искусству (включая африканское), но и тоска по строгой незыблемости, архитектурной композиции, а также вера в известную закономерность и математичность ритмических переживаний.

В творчестве многих русских художников определенное место занимает кубизм (это Шагал, Лентулов, Архипенко, Альтман и другие). Однако центральной фигурой, безусловно, является Казимир Малевич. Его педагогическая деятельность и творчество, а также теоретические работы оказали огромное влияние на формирование целого направления.

"Черный квадрат"

Может показаться, что нет ничего проще, чем нарисовать черный квадрат на белом фоне. Такое изобразить может, наверное, любой человек. Но вот загадка: эта русского художника Малевича до сих пор притягивает к себе внимание исследователей и любителей живописи, хотя создана она была еще в начале прошлого века. Как нечто таинственное, как миф, как символ русского авангарда...

Рассказывают, что художник, написав "Черный квадрат", сам не понимал, что такое он сделал, и долгое время не мог ни есть, ни спать. В действительности, была выполнена сложная работа, чтобы эта картина появилась на свет. Ведь когда смотришь на нее, под трещинами становятся различимы нижние слои - зеленый, розовый, по всей видимости, была некая цветовая композиция, но автор счел ее несостоявшейся и написал поверх нее черный квадрат. Это произведение искусства было выдержано в стиле кубизм. Картины Малевича отличались разнообразием, но он сам считал, что именно "Черный квадрат" является вершиной его творческой деятельности.

Скользя взглядом по фотографиям зданий, построенных в XX веке, я вспоминаю борхесовскую метафору «сада расходящихся тропок». Борхеса сейчас не принято читать, поэтому возьму на себя ужасную работу - перескажу мысль гения. Он предлагает вообразить, что, каждый раз, когда человеку предоставляется выбор, он выбирает не один, а сразу все возможные варианты, при этом реальность раздваивается или троится (по числу сделанных выборов). Похожее допущение делает квантовая механика (см. «многомировая интерпретация»).

«В истории бывают моменты, когда миру как будто предъявлено несколько вариантов будущего»

В истории бывают моменты, когда миру будто бы предъявлено несколько вариантов будущего, и он колеблется, не зная, какой предпочесть (здесь стоит посмотреть сборник новелл Стефана Цвейга «Звёздные часы человечества»). Мысль о том, что история могла сложиться иначе - это дразнящая мысль. Тут речь не об альтернативной истории (какими бы хорошими выдумщиками ни были Носовский и Фоменко, они всегда в проигрыше, так как реальность, которую они описывают, ограничена пределами их текстов, а подлинная история богата бесконечными подробностями) - я говорю о тех случаях, когда мир действительно мог двинуться по другому пути. А раз он на самом деле мог это сделать, значит, альтернативный путь обладает некоторой реальностью, пусть неполной, но настоящей. Кажется, что мы смутно различаем черты другой современности, глядя на неё через какую-то пелену, и, если сдвинем её и плотнее прижмёмся лицом к замочной скважине, сможем разглядеть чуть больше.

Раймон Дюшан-Вийон и др. Кубистский дом. 1912. Фрагмент

Андре Маре. Одна из комнат в «Кубистском доме»

Йозеф Холол. Кубистский дом в Праге, 1912

Йозеф Хохол. Кубистский дом в Праге, 1913

Йозеф Хохол. Вилла Коваровича в Праге, 1913

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Фрагмент фасада

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Лампа в кафе

Йозеф Гочар. Дом чёрной Мадонны в Праге, 1912. Кубистские крючки для одежды в кафе

Йозеф Гочар. Вилла Бауэра в Либодржиче, 1914

Эмиль Краличек. Уличный фонарь в Праге, 1914

Кресла Павла Янака в Музее кубизма в Праге

Отокар Новотны. Павильон Чехии на выставке Немецкого Веркбунда в Кёльне, 1914

Милевско, Чехия. Бывшая Новая синагога. 1914

Но если мы можем проникнуть хотя бы взглядом в другую современность, значит, и что-то оттуда может попасть к нам. Не исключено, что часть нашей обыденности - пришельцы «оттуда», предметы, за которыми стоит другой причинный ряд. Такими вещами кажутся мне поздние постройки Джо Понти. Это архитектура модернизма, но некого иного модернизма. В ней слишком много спектакля, слишком много формы. У этой архитектуры другие корни. И недавно я понял, какие.

Архитектура классического модернизма была создана не с первой попытки. Её появлению предшествовало несколько неудачных экспериментов. Самый крупный из них - кубистский. Кубизм - одно из многих художественных течений начала XX века, но у его создателей были более масштабные амбиции. Им казалось, что кубизм - это новый стиль эпохи, а значит - универсальный стиль, общий для всех видов искусства. Им почти удалось создать кубистскую архитектуру. Под абсент, думаю, заводили разговор и о кубистской музыке, но в этом направлении дело продвинулось мало.

«Кубизм - это новый стиль эпохи, а значит - универсальный стиль, общий для всех видов искусства»

Раймон Дюшан-Вийон и др. Кубистский дом. 1912

Архитектура кубизма начиналась эффектно. На Осеннем салоне в Париже в 1912 г. коллектив авторов выставил большой, 10 на 3 метра, макет «кубистского дома». Фасады спроектировал скульптор Раймон Дюшан-Вийон; интерьеры комнат (кажется, их можно было увидеть, обойдя макет и заглянув сзади), делали несколько человек, среди которых главным был Андре Маре. Комнаты были полностью обставлены, и на стенах висели маленькие картины художников-кубистов. После Парижа «кубистский дом» показывали на Армори Шоу в Нью-Йорке.

Сразу же появились и первые постройки архитекторов-кубистов. Но не в Париже, а в Праге, крупнейшем центре кубистского искусства за пределами Франции. Их строили в короткий период 1912 - 1914 гг. архитекторы Йозеф Хохол, Йозеф Гочар, Павел Янак, Отокар Новотны и некоторые другие. Кроме того, за эти три года чешские архитекторы создали довольно много кубистской мебели и предметов интерьера.

Архитектура кубизма авангардна, и вместе с тем поразительно традиционна. Мы видим в ней всё те же симметричные фасады, фронтоны, люкарны, порталы, что и в зданиях прошлых лет; только подвергшиеся характерной треугольной пикселизации. Это как бы особняки ар нуво, увиденные глазами Робера Делоне. Архитектура кубизма не подвергала тотальному отрицанию опыт прошлого. Она лишь предлагала украсить новыми орнаментами фасады зданий, структурно остающихся прежними.

Манифест Баухауза, 1919. Справа - гравюра «Храм социализма» Лионеля Файнингера

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921. Интерьер. Перила лестницы - Йост Шмидт, кресла - Марсель Брёйер

Вальтер Гропиус. Вилла Зоммерфельд в Берлине. 1921. Двери

Йозеф Алберс. Витажи виллы Зоммерфельд в Берлине. 1921

Николай Ладовский. Проект дома-коммуны. 1920

Вальтер Гропиус. Памятник павшим в марте. Веймар. 1921

Эрих Мендельсон. Шляпная фабрика в Лукенвальде. 1923

Ханс Пёльциг. Административное здание в Ганновере. 1923. Фрагмент фасада

Фердинанд Шану и др. Магазин в Овиатт Билдинг в Лос-Анджелесе. 1927 - 1929. Козырёк-светильник над входом

Эрнст Паулюс и Людвиг Паулюс. Евангелическая церковь св. Креста в Берлине, 1927 - 1929.

Эрнст Паулюс и Людвиг Паулюс. Евангелическая церковь св. Креста в Берлине, 1927 - 1929. Интерьер

Йозеф Франке. Церковь св. Креста в Гельзенкирхене. 1927 - 1929. Интерьер

Особняк Жана Дусе в Нёйи-сюр-Сен, 1929. Лестница Йожефа Чаки. Фото Пьера Легрена

Уильям ван Аллен. Крайслер-Билдинг. Нью-Йорк. 1930. Фрагмент портала

Тимоти Пфлюгер. Театр «Парамаунт» в Окленде, США. 1931.

Чешский кубизм был скоротечен. После Первой мировой войны те же архитекторы, теперь уже граждане независимой Чехословацкой республики, вернулись в профессию; но их постройки были уже другими. Наигравшись в треугольники, в 20-е годы они полюбили полукруги и цилиндры. То, что они создали в этот период, называют архитектурой рондокубизма. На их довоенные постройки она совсем не похожа.

На этом история кубистской архитектуры заканчивается. Она вся уложилась в три предвоенных года. Но её отдельные мотивы часто встречаются в зданиях, построенных в последующие десятилетия.

Фердинанд Шану и др. Интерьер магазина в Овиатт Билдинг в Лос-Анджелесе. 1927 - 1929

Известно, что художники-кубисты сильно повлияли на формирование стиля ар деко. Собственно, они были авторами этого стиля. Андре Маре, автор интерьеров «кубистского дома» 1912 г., после войны стал популярным проектировщиком мебели ар деко. На знаменитой парижской выставке 1925 года он вместе с Эженом Сю оформил два павильона. Важнейший интерьер французского ар деко - обстановку дома Жака Дусе в Нёйи-сюр-Сен (1929) - создавала целая команда художников-кубистов. При этом, конечно, словарь ар деко не сводится к кубистским мотивам. Этот стиль черпал из многих источников.

Вдобавок и живопись кубизма менялась. «Аналитический» кубизм 20-х совсем не похож на живопись довоенных выставок, которая подвергала действительность монотонной триангулярной деконструкции. Тем более удивительно, что в архитектуре ар деко часто встречаются мотивы именно довоенного угловатого кубизма - мы замечаем их в светильниках, встроенных в потолок магазина Овиатта в Лос-Анджелесе (1928, архитектор - француз Фердинанд Шану), в потолках театра «Парамаунт» в Окленде (1931, архитектор Тимоти Пфлюгер) и т. д.

Многочисленные течения в живописи 20-х годов, спорящие друг с другом за право быть преемниками кубизма, почти все так или иначе использовали его приёмы. Его дробящиеся, кристаллические формы - общее достояние всей тогдашней авангардной живописи. Мы находим эти мотивы, в частности, и в картинах экспрессионистов; а также в зданиях, которые строили немецкие архитекторы-экспрессионисты. С формальной точки зрения, некоторые из этих построек (например, фабрику в Лукенвальде Мендельсона и дом Зоммерфельда в Берлине, несохранившийся шедевр молодых профессоров Баухауза) можно с полным правом назвать кубистскими. Впрочем, в доме Зоммерфельда видят также сильное влияние Райта.

Фрэнк Ллойд Райт. Зал собраний Первого Унитарианского общества в Мэдисоне. 1949 - 1951

Фрэнк Ллойд Райт. Автосервис в Клокей, 1958

Миланским архитекторам второй половины XX века было тесно в рамках модернистского канона, и все они так или иначе нарушали его. Самый известный архитектор Северной Италии, Джо Понти (он начинал в 20-е годы как умеренный классик) в своих поздних постройках вдруг обращается к опыту кубизма, который прежде его не интересовал. В его венесуэльской вилле Планшар карнизы и фасады разламываются, их куски, как льдины, наползают друг на друга, и кое-где на фасадную плоскость, тонкую как лист, можно взглянуть с торца. Как будто виллу то-то заморозил, а потом ударил молотком, и она раскололась. В церкви Сан Франческо а Фоппопино и соборе в Таранто Понти вспоминает опыт немецких экспрессионистов, которые подвергали кубистской геометризации мотивы готики.

«Кубисты реформировали искусство и не зарились на большее»

Архитектура кубизма - несостоявшийся проект. И легко понять почему. В середине 20-х годов основоположники «современного движения» выработали новые принципы архитектуры, изобрели её заново, с нуля. В начале 10-х кубисты лишь придумали, как её по-новому украшать. Модернисты всерьёз строили новый, небывалый мир, рай на земле. Социальные амбиции кубистов ограничивались мечтой о богатом коллекционере. Кубисты реформировали искусство и не зарились на большее; модернисты выворачивали мир наизнанку. Эта задача интереснее. Вот почему и немецкие архитекторы-экспрессионисты (правда, не все), и чешские кубисты (все) в середине 20-х, легко забыв опыт предшествующих лет, с увлечением принялись строить белые дома с окнами-экранами и плоскими крышами. И это направление господствовало в архитектуре тридцать лет, распространилось на всю планету и определило облик среды, в которой до сих пор живёт большинство человечества. Но всё это время ему как будто сопутствовал призрак архитектуры кубизма, скрываясь в полутьме, в складках истории, и время от времени выглядывая оттуда, словно пытаясь дожить свою жизнь, оборвавшуюся слишком рано.


Прага - это наглядная Большая Архитектурная Энциклопедия. В ней есть всё - от романских построек до творений 21-го века. Правда, всё это в той или иной мере можно увидеть и во многих других местах. Но есть в Праге нечто, чего нет ни в одной другой стране мира. Да-да, речь идет о «чешском кубизме».


«Кубизм» для большинства людей – это родившееся в начале 20-го века во Франции авангардистское течение в изобразительном искусстве. Но примерно в то же время отдельные чешские архитекторы пытались воплотить живописные принципы Пикассо и Брака в архитектуре, создав свой неповторимый стиль, получивший название «чешский кубизм». Основы его художественной программы разработал архитектор Павел Янак / Pavel Janák (1882-1956), ученик Отто Вагнера. Суть теории Янака сводилась к тому, что в природе существует некая сила, деформирующая материю и заставляющая эту материю принимать новую форму. Самый яркий пример подобного воздействия – кристаллизация.


В период с 1910 по 1925 гг. появился целый ряд архитектурных объектов, как бы составленных из геометрических и кристаллических структур. Кубистический стиль нашел свое отражение не только в проработке фасадов, но и в скульптуре, в оформлении интерьеров, в коллекциях мебели.


К кубизму можно относиться по-разному. Этот стиль вызывает у людей совершенно разные чувства – от восторга до полного неприятия, но сами чехи своим архитектурным кубизмом невероятно гордятся.


Но, как бы то ни было, нельзя не признать, что чешский кубизм – недолгое, но уникальное явление, не имеющее аналогов в мировой архитектуре.


Давайте вместе совершим небольшую прогулку по «кубистической» Праге.


Дом «У черной мадонны» / U Černé Matky Bożi (Ovocný Trh 19/569)


Угловое здание темно-оранжевого цвета построено в 1912 году для торгового дома (арх. Josef Gočár (1880-1945)).


Первый этаж предназначался под магазин, на втором этаже – кафе с оригинальным кубистическим интерьером. Остальные этажи занимали служебные помещения и жилые квартиры. При осмотре дома легко «читается» его железобетонная конструкция.


Угловой фасад не плоский, а как будто слегка «переломленный». Венчает здание двухэтажная мансарда с черепичной крышей.


Сейчас в доме расположен Музей кубизма.









Дом “Diamant” (Spálená 4/82)


Угловой дом с квартирами и конторами построен в 1912-1913 г.г. (арх. Emil Králiček (1877-1930) и Matěj Blecha (1861-1919)).










Верхний этаж здания украшен скульптурами.






Очень интересны металлические флагштоки на фасаде.




Уличный фонарь (Jungmannovo náměsti)




Двойная вилла (Tychonova, дом № 4-6/268, 269)


Построена в 1912-13 г.г., архитектор Josef Gočar. Левая часть дома перестроена, вернее, обезличена, а правая – сохранила кубистическое оформление фасада.










Представителем «радикального» кубизма был архитектор Josef Chochol (1880-1956), ученик Отто Вагнера, построивший несколько оригинальных зданий в пражском районе Вышеград.


Вилла Kovařovič (Libušina 3/49)


Построена в 1912-1913 г.г. (арх. Josef Chochol). Уличный фасад плоский с кубистично оформленными окнами и входом.









Садовый фасад напоминает кристалл.





В стиле кубизма выполнены стена и решетка садовой ограды, лестница и общее оформление сада.





Ансамбль из трех домов (Rašinovo nábřeżi 6-10/42,47,71)


Группа из трех домов построена в 1912-1913 г.г. (арх. Josef Chochol).









Тимпан среднего дома украшен рельефом со сценами из чешской мифологии.





Главные фасады и входы боковых зданий расположены по торцам комплекса. Эти фасады украшены эркерами со сложными оконными переплетами.





Доходный дом (Neklanova 30/98)


Дом построен в 1913-1914 г.г. (арх. Josef Chochol). Знаменитая постройка архитектора занимает неудобный остроугольный участок на косогоре. Острый угол здания оформлен восьмигранной колонной, поддерживающей похожий на зонтик карниз.


Оба фасада здания хорошо просматриваются с угла, давая возможность охватить взглядом всю постройку целиком.











Доходный дом (Neklanova 2/56)


Здание построено в 1913 г. (арх. Antonin Belada), видимо, под влиянием работ J. Chochol. Очень интересен тяжелый выступающий карниз.









Жилой дом (Vratislavova 24/20)


Здесь же на Вышеграде по соседству с яркими кубистическими творениями J. Chochol находится дом, который, строго говоря, нельзя отнести к чистому кубизму. Но мы все-таки обратим внимание читателей на кубистические элементы оформления его фасада.









После окончания Первой мировой войны и образования независимой республики чешские архитекторы занялись поисками национального стиля. В результате вышло нечто среднее между чешским кубизмом и западноевропейским ар-деко. Острые грани элементов фасадов сменились пышными орнаментами, состоящими из кругов, цилиндров, сегментов. Это направление позднего кубизма получило название «рондокубизм».


«Дом товарищества учителей» (Elišky Krásnohorské 10-14/123, 1021, 1037)


Блок из трех домов построен в 1919-1921 г.г. (арх. Otokar Novotný (1880-1959)). Формы здания – кубистические, но мягкое цветовое решение фасада уже ближе к рондокубизму (кубистическая архитектурная композиция обычно однотонная). Замечательны элементы оформления: оконные рамы, входы в подъезды. Высокая тяжелая черепичная крыша усиливает ощущение легкости и хрупкости фасада.


В средней части здания находятся 2-х комнатные квартиры, в боковых частях – 3-х комнатные.















Adria (Jungmannova 31/36)


Здание итальянской страховой компании “Riunione Adriatica di Sicurita” построено в 1922-25 г.г. (арх. Pavel Janák (1882-1956) и Josef Zasche).


Дом с двумя угловыми башенками напоминает северо-итальянский ренессансный дворец.


Оба фасада богато украшены геометрическим орнаментом и скульптурой (авторы - Jan Štursa, Otto Gutfreund). Между башнями – скульптура, изображающая аллегорию мореходства и мореплавания.














Legio-Bank (Na Pořiči 24/1046)


Банк легионеров построен в 1921-23 г.г. (арх. Josef Gočár (1880-1945)).


Фасад здания выполнен в красно-белых национальных цветах. Первые два этажа украшают четыре колонны и горельефы, посвященные чешским легионерам (автор - Jan Štursa). Барельеф, протянувшийся вдоль всего фасада над вторым этажом, повествует о возвращении легионеров на родину (автор - Otto Gutfreund).


Основными элементами оформления и фасада, и интерьера являются круги, цилиндры и сегменты. Даже окна здания не плоские.












В банке потрясающий операционный зал со стеклянным потолком. Конструкция зала очень напоминает операционный зал в здании Sparkasse Отто Вагнера в Вене. Правда, отделка вагнеровского зала элегантна и лаконична, а пражский зал напоминает роскошный павлиний хвост (фото из книги об архитектуре Праги, снимать в зале запрещено).




Доходный дом (Kamenická 35/811)


Здание с темным и пластичным загадочным фасадом построено в 1923-24 г.г. (арх. Otokar Novotný (1880-1959)). Первый этаж украшают колонны с коническими пилястрами, и кажется, что они с большим трудом удерживают на себе вес фасада.






Доходный дом (Čechova 29/587)


Дом построен в 1923-24 г.г. (арх. Kamil Rošrot (1882-1945)).


Строгий фасад без каких-либо украшений просто поделен на прямоугольники. Это уже грань позднего кубизма и входящего в моду пуризма.


Первоначально квартиры 2-го и 3-го этажей были двухэтажными. В 30-е годы они были переделаны, и тогда же был изменен размер окон, выходящих на улицу. До 1935 г. в этом доме жил архитектор Josef Gočár, автор домов, о которых мы говорили выше.





Во второй половине 1920-х годов с появлением новых тенденций в архитектуре чешский кубизм, так и не ставший широко распространенным явлением, сошел на нет.