Кто такой бубнов в пьесе на дне. Характеристика и образ бубнова в пьесе на дне горького сочинение

В то время когда Горький писал свое произведение в стране по разным причинам люди опускались на дно в жизни. Были и люди, которые из разных жизненных ситуаций пытались извлечь выгоду и пользу. Все эти тягости жизни заставляли терять семью и своё жилье и дом. Благодаря этому многие жадные люди пытались нажиться на тех, кому в этой жизни повезло меньше. Они устраивали в грязных и сырых подвалах ночлежки, не задумываясь об их комфортных условиях. Здесь собирались и преступники, и изгои, и пьяницы.

В такой тяжелой ситуации мы видим второстепенного героя Бубнова. Рисуя портрет Бубнова в своей пьесе, Горький рассказывает о том, что тот когда-то был счастливым человеком, жил в хорошем доме и имел жену. Его богатство заключалось во владении красильной мастерской, которая позволяла ему жить довольно не бедно. Однажды его жена решила связать жизнь с мастером из мастерской и будучи подавленным и оскорбленным Бубнов теряет себя. Он пытается с помощью рукоприкладства доказать свою правоту миру. Но преданный и униженный, он сдается и пускает свою жизнь по течению реки. Жизнь выбрасывает за борт.

Нашего героя мы видим не глупым человеком, а полностью опустившим руки от бессилия. В его жизни исчезает смысл. Бубнов решает, что в его жизни ничего не поменять, так как такая ему предначертана судьба. Он из-за предательства в жизни опустился на то самое дно, о котором нам пишет писатель.

Тяжелое время заставляет Бубнова ночевать в ночлежке у Костылевых. Такая ситуация все равно показывает нам, что он намного честнее и на ступень выше по развитию многих посетителей этой ночлежки. Его взгляд до сих пор трезв и четок. Он может с точностью дать характеристику каждому постояльцу, хотя ему все равно на боль и мучения соседей.

Бубнов после принятия такой тяжелой жизненной ситуации начинает считать, что истый характер проявляется только тогда, когда человек все теряет в своей жизни. Но несмотря на все это он остается циником и не хочет бороться за нормальное существование. Образ этого человека заставляет нас задуматься о том, что в любой ситуации необходимо быть человеком и не теряться, а идти вперед навстречу к лучшему будущему.

Вариант 2

В то время, как Горький написал пьесу «На дне», многие люди по разным причинам опускались на дно жизни. У них не было жилья, дома, семьи. В то же самое время существовали и другие люди, старающиеся из всего извлечь выгоду. Эти предприимчивые дельцы слегка обустраивали подвалы, заброшенные дома, и устраивали там ночлежки для бездомных босяков. Такие ночлежки напоминали больше притоны, где находили приют изгои общества, преступники, проститутки, пьяницы, и тому подобное отребье.

Одним из таких отщепенцев и был картузник Бубнов, второстепенный герой из пьесы Горького, обитатель ночлежки Костылевых. Бубнов когда-то был нормальным человеком, довольно состоятельным. Он был владельцем собственной красильной мастерской, имел дом, жену. После того, как его жена связалась с мастером из их красильни, Бубнов сначала кулаками доказывал свою правоту. Но после того, как дело чуть не дошло до смертоубийства, он пустил все на самотек. Сначала он еще пытался как-то устроиться в жизни, работал в какой-то компании. Но когда допустил ощутимую растрату, ему остался один лишь путь, на дно. Так Бубнов оказался в ночлежке у Костылевых.

Бубнов далеко не глупый человек, он разумно мыслит, но уже давно ко всему относится скептически. У него исчезли все мечты и стремления, Бубнов просто плывет по течению жизни, так как уверен в том, что он – жертва обстоятельств, таким был предначертан его жизненный путь. Он ничего не хочет менять в этой жизни, ему так удобнее. На самом деле, это прямолинейный и честный человек, по своему развитию стоящий на ступень выше некоторых обитателей этого притона. Он может дать яркую и точную характеристику каждому из постояльцев, ему хорошо известны их нравы и привычки. Вместе с этим, Бубнов равнодушный и циничный, ему чуждо сострадание и добродетель, ему глубоко плевать на боль и мучения ближних.

Бубнов убежден в том, что истинная сущность человека проявляется только тогда, когда человек лишается всего. По его мнению, как себя не приукрашивай, ничего не добьешься. А потом наступит время, когда с человека слетит все напускное, и без прикрас человек останется просто скотиной.

Может быть, к такому мрачному и скептическому отношению к жизни, его подтолкнула измена и предательство жены, может, что-то другое. Факт тот, что он стал фаталистом и циником.

Наверное, всегда надо находить в себе силы для дальнейшей борьбы, и не уподобляться мусору, плывущему по течению.

Сочинение про Бубнова

Любой персонаж каждого литературного произведения вызывает к себе определенное отношение со стороны читателя. По каждому герою можно составить определенный портрет и сделать соответствующие выводы. Точно также не составит особой сложности определить характеристику героя произведения М.Горького «На дне». Автор ярко и наглядно демонстрирует читателю картину быта в конкретной жизненной ситуации. В пьесе говорится о людях, которые оказались выброшенными за борт жизни. Нынешнее место их пребывания – подвал Костылева. Здесь нашли приют люди различных слоев, профессий и званий – от рабочих и крестьян до заезжих актеров и дворян.

Всех их объединяет одно – отсутствие жизненных перспектив и безоговорочное принятие своего жалкого существования. Среди них Бубнов занимает особое место. В своих взглядах на жизнь он не одинок: его точку зрения разделяет Барон. В то же время ему приходится сталкиваться и с противоположными мнениями в лице Луки и Сатина. Каковы же взгляды и убеждения Бубнова? Главная его идея – это невозможность человека пойти против обстоятельств и пересилить волю судьбы. По его мнению, сложившуюся ситуацию преодолеть нельзя. Если уж так написано на роду, то остается лишь один путь – смирение. Он не предпринял ни одной попытки сделать свою жизнь лучше. В 45 лет он считает, что его жизнь кончена, и здесь, в этом самом месте ожидает последний час его жизни. В своей правоте он убежден окончательно, и никто не в силах разубедить его. Автор характеризует Бубнова как человека равнодушного и циничного. Особенно ярко это видно в эпизодах с Анной: первый – где на просьбу женщины не шуметь Бубнов цинично замечает, что «шум - не помеха смерти», второй – когда Анна умирает, и герой не испытывает ни капли жалости, равнодушно отзываясь о ней.

Бубнову не знакомо такое чувство, как сострадание. Он не способен оказать моральную поддержку ближнему, проявить искреннее сочувствие. Ложь он оправдывает и лгунов не осуждает. Герой знает цену всем, кто присутствует в ночлежке, и нисколько не утаивает своего отношения к каждому из них.

С другой стороны, несмотря не все свои недостатки, Бубнов имеет собственную печальную историю, которая привела его к такой жизни. Ко всему прочему, он еще и мечтатель – нередко он предается фантазиям о том, что бы он делал и кем бы стал, если бы вдруг разбогател. А история его заключается в том, что раньше он был хозяином одной небольшой мастерской. Вскоре он узнал об измене жены с его помощником. Сначала он хотел проучить ее, но все же отказался от мести и покинул ненавистный дом.

На мой взгляд, Бубнов представляет собой сложного, неоднозначного персонажа, и читатель сам выбирает, как к нему относиться. Одни начнут испытывать к нему жалость, другие поспешат осудить. И поскольку, главный герой произведения вызывает неоднозначные чувства, относиться к нему строго положительно или строго отрицательно просто невозможно. В чем-то ему действительно можно посочувствовать, а что-то в его характере, словах и поступках не принять и даже осудить.

Бубнов – картузник, один из обитателей ночлежки, где живет в долг. О своем прошлом рассказывает, что некогда был владельцем красильной мастерской, но жена его сошлась с мастером, и Б., чтобы остаться в живых, предпочел уйти. Звучащая в его речи метафора “сошедшей краски” обозначает нынешнее положение персонажей пьесы – “бывших” людей, лишившихся какой бы то ни было социальной роли. По поводу Луки Б. заявляет, что люди врут из желания “подкрасить душу”, а следует без стеснения говорить правду. Для Б. характерен бескрылый и несколько циничный фатализм. Он не признает моральной ответственности, заявляя, что у него нет совести, поскольку он “не богатый”.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Актер – один из обитателей ночлежки. Настоящее имя героя неизвестно; в одной из сцен он сокрушается, что “потерял имя”. Сценический псевдоним А. в прошлом – Сверчков-Заволжский. А. – пьяница, постоянно вспоминающий актерское прошлое и цитирующий различные литературные произведения. Появившемуся в Read More ......
  2. Бубнов вдумчивый и меткий на слово, он отрицает возможность всякой маскировки: “Снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется”. Больше того, утверждает в себе и других “бедолагах”, лишенных “приукрашиваний”, обнажение человеческой сущности: “… все слиняло, один голый человек остался”. Горький не Read More ......
  3. Губошлеп – блатной авторитет, наставник Егора в его юности. “Весь он худой, как нож, собранный, странный своей молодой ненужностью, весь ушел в свои глаза. Глаза горели злобой”. Чувствует в Егоре живую душу, маету и ненавидит его за это. Единственный, к Read More ......
  4. Берг – немец, “свежий, розовый гвардейский офицер, безупречно вымытый, застегнутый и причесанный”. В начале романа поручик, в конце – полковник, сделавший неплохую карьеру, имеющий награды. Б. точен, спокоен, учтив, эгоистичен и скуп. Окружающие посмеиваются над ним. Говорить Б. мог только Read More ......
  5. Бегемот – один из подручных Воланда, предстающий в образе огромного черного кота. В Библии бегемот приводится как пример непостижимости божественного творения; в то же время Бегемот – одно из традиционных наименований демона, приспешника сатаны. Б. в романе Булгакова комично сочетает Read More ......
  6. Щукарь – старый крестьянин. Образ персонажа придает комически-пародийное освещение основным драматичным событиям. Свое прозвище герой получил в детстве после того, как, пытаясь откусить крючок с удочки рыболова, сам попался на удочку. Во время раскулачивания Щ. треплет собака, разрывая на нем Read More ......
  7. Сатин Константин – один из обитателей ночлежки, бывший телеграфист. По его собственным словам, в юности он играл на сцене, хорошо плясал и был веселым человеком; но, убив человека, обманувшего его сестру, попал в тюрьму и совершенно изменялся. С. – карточный Read More ......
  8. Коровьев (Фагот) – один из подручных Воланда. Клетчатая одежда сближает его с традиционным образом Арлекина (мотив шутовства), а также вызывает ассоциации с чертом Ивана Карамазова из романа Достоевского. Характерная деталь облика К. – пенсне или монокль с треснувшим стеклом; ср. Read More ......
Характеристика образа Бубнова

Афоризмы Бубнова (К изучению пьесы «На дне»)

И. Каплан

В произведении «На дне» Горький обобщил свои наблюдения над существованием людей, выброшенных за борт жизни. В подвале Костылёва нашли себе пристанище люди разных социальных групп: мещане и рабочие, крестьянин и дворянин, некогда разъезжавший в карете с гербами, и даже в прошлом актёр. Многие из них не видят для себя никаких перспектив в будущем и давно смирились со своим положением. Среди них особое место принадлежит Бубнову, взгляды которого противоположны воззрениям Сатина и Луки. Однако в ночлежке у Бубнова не только оппоненты, но и единомышленники. Это прежде всего Барон. По своей духовной опустошённости он превосходит Бубнова. Барон ничего не ждёт от жизни: "Всё уже... было! Прошло... кончено!.."

Каковы же взгляды и убеждения Бубнова? Он полагает, что человек бессилен противостоять сложившимся обстоятельствам. Они-то и определяют судьбу каждого. "Мудрость" героя выражена в лаконичных сентенциях: "Люди все живут... как щепки по реке плывут... строят дом... а щепки - прочь..." Люди, как щепки, во власти течения, которое неизвестно куда их занесёт. Люди не что иное, как мусор при строительстве дома. "Строят дом... а щепки - прочь..." По мнению Бубнова, "все люди на земле - лишние..."

Бубнов ни к чему уже не стремится, не предпринимает никаких попыток изменить своё положение. А ведь ему - сорок пять лет! Ночлежка, по всей вероятности, - его пожизненный дом.

Скептик и фаталист, Бубнов не верит в силы и возможности человека что-то изменить к лучшему. Он не сомневается в своей правоте. Всем его репликам сопутствуют авторские ремарки - спокойно. "Его самоуверенность в том, что он знает то, что знает, что ничем не рискует, ничем не обольщается и ни в чём не разочаровывается, создаёт ему устойчивость, трезвость, равновесие, спокойствие, в конечном итоге - равнодушие" (ЮзовскийЮ. «На дне» М.Горького. М., 1968. С.62).

Бубнов не только равнодушен к людям, но порой и циничен. Анна просит не шуметь: "...Дайте хоть умереть спокойно". Бубнов безучастно ответит: "Шум - смерти не помеха..."

Обитатели ночлежки по-разному отзываются на смерть Анны. "Отмаялась!" (отстрадала. - И.К.) - тихо скажет Лука. "Я иду... скажу... потеряла имя!" - слова Актёра. Он сам болезненно реагирует на то, что уже при жизни потерял своё имя.

"Ведь вот... хорошо, что она умерла... а жалко... Господи!.. Зачем жил человек?" - с болью скажет Наташа. У Бубнова никаких слов жалости, что умерла женщина всего тридцати лет, так и не испытавшая ничего хорошего, кроме существования впроголодь и побоев. "Кашлять перестала, значит" - такова реакция Бубнова. Вот и всё! А на взволнованный вопрос Наташи: "Зачем жил человек?" - холодно и бесстрастно заявит: "Все так родятся, поживут, умирают. И я помру... и ты... Чего жалеть?" Его ничего не взволнует.

Настя воодушевлена тем, что якобы в прошлом в неё был влюблён студент. Бубнов и Барон смеются над её выдумкой. "Молчите... несчастные!.. Разве... разве вы можете понимать... любовь? Настоящую любовь? А у меня - была она... настоящая". Бубнов грубо скажет Насте: "Раскрашивай, ворона, перья... валяй!" Он передразнивает Настю, насмехается над ней.

Чувство сострадания, поддержки человека чуждо Бубнову. Ему понятно, когда люди лгут, чтобы извлечь для себя какую-то пользу, а вот ложь Луки недоступна для его понимания. Лука как бы парирует бескрылые суждения Бубнова: "Вот... ты говоришь - правда... Она, правда-то, - не всегда по недугу человеку... не всегда правдой душу вылечишь..." И далее следует рассказ Луки о человеке, "который в праведную землю верил". И эта вера вселяла надежду. Лука убеждён, что мечта тешит, греет душу человека.

Рассказ Луки взволновал Пепла, Наташу. Ведь они тоже живут мечтой покинуть ночлежку, зажить иной жизнью, найти свою "праведную землю". Учёный, который развеял мечту о земле правды, привёл к гибели человека, уверовавшего в её существование. Пепел и Наташа с горечью реагируют на крах несбывшейся надежды, а Бубнов так ничего и не понял в "возвышенном обмане" Луки: "Всё - выдумки... тоже! Хо-хо! Праведная земля! Туда же! Хо-хо-хо!"

Горький не был доволен трактовкой образа Бубнова Лужским, актёром Московского Художественного театра. Он просил его в третьем акте сыграть Бубнова более тупым, чем это было исполнено. Известно, что писатель был также неудовлетворён игрой Москвина, в интерпретации которого Лука предстал не безучастным утешителем, а человеком внимательным к людям, желающим как-то облегчить их бремя буден. Ведь не случайно Сатин скажет о Луке: "Старик - не шарлатан! Что такое - правда? Человек - вот правда! Он это понимал... Он врал... но - это из жалости к вам..." Образы великого реалиста оказались многомернее той идеи, которая была заложена при их создании. Искусство не давало тенденции овладеть собой, боролось со схемой, упрощением в показе сложных жизненных явлений. Ведь Бубнов не только скептик. Это человек, умеющий разбираться в хитросплетениях жизни, размышлять о её суровых приговорах.

Бубнов знает цену каждому ночлежнику. Он не приемлет барских замашек Барона, который "и теперь - нет-нет да вдруг и покажет барина из себя. Не отвык, видно, ещё". Он понимает, что Клещ свыкнется со своей участью, предвидит печальные последствия измены Пепла Василисе, которая "своего даром - не отдаст... баба - лютая". Предположения Бубнова оказались верны: Наташа искалечена, Пеплу грозит каторга.

Бубнов самокритичен, говорит о своих недостатках, не любит лжи: "Вали всю правду, как она есть! Чего стесняться?" С Медведевым, Василисой он ведёт себя независимо и с достоинством, ничего лишнего о Пепле, Наташе им не говорит. Сошлёмся на диалог Василисы с Бубновым:

Василиса (Бубнову). ...Чтобы ноги его (Алёшки. - И.К.) здесь не было! Слышишь?

Бубнов. Я тут не сторож тебе...

Василиса. А мне дела нет, кто ты таков! Из милости живёшь - не забудь! Сколько должен мне?

Бубнов (спокойно). Не считал...

Василиса. ...Если санитары придут да штраф наложат, я тогда... всех вас - вон!

Бубнов (спокойно). А чем жить будешь?

Что привело скорняка Бубнова в подвал Костылёва? В прошлом - хозяин небольшой мастерской, он был вынужден из-за семейных дрязг бросить нажитое и уйти в никуда. Его помощник стал любовником жены, и началась "большая война". Бубнов задумал "укокошить жену... Но вовремя спохватился..."

Среди многих обитателей ночлежки (крючники Татарин, Кривой Зоб) Бубнов зарабатывает своим трудом крохи на жизнь. Скорняк стал картузником. Он сидит на нарах, кроит и шьёт. Бубнов спускается с нар для того, чтобы купить нитки, необходимый материал для пошива картузов, попить чаю в трактире, и вновь за дело.

В пособии для учителя М.М. Голубкова «Максим Горький» (М., 1997) читаем: "Горький пытается определить, каковы те социальные обстоятельства, которые воздействовали на характеры героев... Но важнее для него воссоздать те социальные условия, обстоятельства «дна», в которых оказались герои теперь. Именно это их положение уравнивает бывшего аристократа Барона с шулером Бубновым и вором Васькой Пеплом и формирует общие для всех черты сознания: неприятие действительности и в то же время пассивное отношение к ней" (с. 74). Противопоставление аристократ Барон - шулер Бубнов неточно. Шулер отнюдь не социальная принадлежность, а занятие: человек, применяющий мошеннические приёмы при игре в карты, вообще жулик. Но шулер-то аристократ Барон. Это он передёргивает карты, а Бубнов в карты не играет. Интересуется игрой в шашки и играет честно, не по-ноздрёвски. И в жизни он отнюдь не жулик.

В IV действии выявляется новая грань духовного облика Бубнова. Он весел, общителен. Быть может, рад, что освободился от своих постулатов. Возможно, сказалось его лёгкое опьянение. Не случайно острослов Алёшка скажет о нём: "Ты - только пьяный и похож на человека..."

Обстановка всё ж гнетёт Бубнова. Не "слинял" совсем, по его выражению, человек в ночлежке. Не только в IV действии, но и во II он тянется к песне, в словах которой выражено сокровенное:

Мне и хочется на волю ... Эх !

Цепь порвать я не могу ...

В конце пьесы дают о себе знать симпатии Бубнова к Сатину: "Друг! Я тебя искал по всем трактирам-кабакам". Искал, по всей вероятности, чтобы сказать что-то важное для себя, доброе в адрес Сатина. В знак расположения к нему отдаст весь свой "капитал" - рубль с лишним. И на замечание Медведева: "Я - свидетель... отданы деньги на сохранение... числом - сколько?" - Бубнов отвечает: "Ты - верблюд... Нам свидетелей не надо..."

Оказывается, этот скептик не обделён мечтой: "Я, брат, угощать люблю! Кабы я был богат... я бы... бесплатный трактир устроил! Ей-Богу! С музыкой и чтобы хор певцов... Приходи, пей, ешь, слушай песни... отводи душу! Бедняк человек... айда ко мне в бесплатный трактир!" Здесь и щедрость души, и любовь к песне, и забота о нищем, обездоленном.

Бубнов просит Кривого Зоба затянуть любимую: "Запою... заплачу!.." Перед нами другой Бубнов. Не равнодушный увалень, а человек, осознающий бедственное положение обитателей ночлежки. Организованный Бубновым "праздник души" был нарушен сообщением Барона: "Эй вы! Иди... идите сюда! На пустыре... там... Актёр... удавился!" Видавший виды герой потрясён. Об этом говорит его прерывающаяся речь. Ему трудно подыскать нужные слова, чтоб рассказать о случившемся.

Сообщение Барона вызвало недовольство Сатина: "Эх... испортил песню... дур-рак!" Ю.Юзовский считал, что эти слова относятся к Актёру: "Повесился Актёр, и Сатин как бы от имени всей ночлежки (?!) восклицает: «Испортил песню... дур-рак»" (ЮзовскийЮ. «На дне» Горького. С.118). На наш взгляд, не мог Сатин назвать сведшего счёты с жизнью Актёра дураком. Он хорошо относился к нему. Только Сатин обратил внимание на внезапный его уход из ночлежки. Возможно, у Сатина тогда зародилось подозрение: "Эй ты, сикамбр! Куда?" Ранее Сатин заметил подавленное настроение Актёра, объяснив это влиянием Луки: "...всё старик... навинтил Актёра". Слова Сатина в финале пьесы скорее, на наш взгляд, относятся к Барону. Его сообщение оказалось несвоевременным, нарушило приподнятое настроение обитателей подвала.

Несколько по-иному в театре-студии О.Табакова разыгран финал пьесы. Весть о гибели Актёра ошеломила бедняков. Все молча покидают ночлежку. Очевидно, хотят проститься с погибшим. Через некоторое время возвращается один Сатин. Потрясённый увиденным, он некоторое время сидит молча. Вдруг вскакивает и истерично кричит: "Дурак!" Это проявление боли за Актёра. Как он мог совершить такую непоправимую ошибку?! И данная реакция артиста в роли Сатина на гибель Актёра соответствует содержанию гуманистических монологов героя о Человеке.

Горький стремился придать речи персонажей пьесы определённость и выразительность. Вот почему писатель постоянно обращался к лаконичной и насыщенной смыслом пословице, афоризму. Этих крылатых выражений немало в языке Сатина, Луки, Бубнова. Помимо речений, напоминающих по своей структуре и смыслу пословицу, языку Бубнова присуща неожиданность словесных связей и некое благозвучие его реплик. Так, на приветствие Луки "Доброго здоровья, народ честной!" Бубнов отвечает: "Был честной, да позапрошлой весной..." Помимо иронии, ответ содержит внутреннюю рифмовку: честной - весной. На замечание Луки "Житьё ваше - о-ой" Бубнов парирует репликой: "Такое житьё, что как поутру встал, так и за вытьё" (житьё - вытьё ) . Таких примеров рифмованных реплик у Бубнова немало: "Все хотят порядка, да разума нехватка" (порядка - нехватка ) ; "И одна (дамка. - И.К.) - не бедна, коли умна..." (одна - бедна - умна ) .

Очевидно, и пословица "Кто пьян да умён, два угодья в нём" привлекла Бубнова своим благозвучием (умён - в нём ).

В монологах героя обнаружим выражения с подтекстом: "Здесь (в подвале Костылёва. - И.К.) господ нету... всё слиняло, один голый человек"; "Снаружи как себя ни раскрашивай, всё сотрётся"; "Вовремя уйти всегда лучше".

В высказываниях Бубнова как человека малограмотного немало просторечий: валяй , мелешь (болтаешь), рожа , всяко , тяпнуть (ударить), эдак , укокошить (убить), заливать (много пить), рот заткнуть , айда (областное) и другие. В его речи не к месту употреблена частица - то (старик - то ) и просторечная частица - ка (поди - ка ).

Насыщенность речи Бубнова мыслью, чувство слова свидетельствуют о его уме, языковой одарённости и в то же время о противоположности воззрений героя взглядам Сатина и Луки. Бубнову не дано понять Сатина с его гордой верой в Человека, ему чужд Лука, стремящийся поддержать людей в их стремлении к лучшему.

Вопросы и задания

1. Как в афоризмах Бубнова сказались его общественные взгляды?

2. Что не приемлет Бубнов в Луке?

3. Что нового узнаём о Бубнове в IV действии? Противоречат ли изменения в его поведении характеру героя?

4. Приведите образные выражения в монологах, репликах Бубнова.

Имя героя Как попал «на дно» Особенности речи, характерные реплики О чем мечтает
Бубнов В прошлом он владел красильной мастерской. Обстоятельства заставили его уйти, чтобы выжить, в то время, как жена его сошлась с мастером. Утверждает, что человек не может изменить свою судьба, поэтому плывет по течению, опускаясь на дно. Часто проявляет жестокость, скептицизм, отсутствие хороших качеств. «Все люди на земле лишние». Сложно сказать, что Бубнов о чем-то мечтает, учитывая его негативное отношение к миру.
Настя Жизнь заставила ее стать проституткой, что и является социальным дном. Мечтательная и романтичная особа, которая живет любовными романами. Долгое время мечтает о большой и чистой любви, продолжая заниматься древнейшей профессией
Барон В прошлом был настоящим бароном, но судьба распорядилась иначе, и он утратил все свое богатство. Продолжает жить прошлым, не воспринимает насмешки обитателей хижины Главная мечта — вернуть прошлое положение и стать вновь состоятельным господином
Алешка Вечно пьяный и веселый сапожник, который никогда не старался подняться по социальной лестнице. Его легкомысленность и привела его на дно. «А я — ничего не хочу; я — ничего не желаю», «Зато я весёлый мальчик, зато я хороший». Алешка всегда всем доволен и о каких-то нуждах сложно сказать. Скорее всего, он мечтает о «вечном солнце и теплом ветерке».
Васька Пепел Потомственный вор, который дважды сидел в заключении. Влюбленный, слабохарактерный вор. Мечтает уехать с Натальей в Сибирь и начать жизнь с нового листа, став добропорядочным гражданином.
Актер На дно опустился из-за постоянного пьянства. Часто цитирует литературные произведения. Мечтает вылечится от алкоголизма, найти работу и выбраться из социальной ямы.
Лука Загадочный странник, о котором мало что известно. Утешает героев, учит их быть добрыми и сочувствовать, направляет на истинный путь. Мечтает помочь многим нуждающимся.
Сатин Однажды убил человека, из-за чего был отправлен в тюрьму на 5 лет. «Надоели мне, брат, человеческие слова… все наши слова — надоели! Каждое из них слышал я… наверное, тысячу раз…». Мечтает создать собственную философию и преподнести ее людям.
    • Что есть правда и что есть ложь? Этим вопросом человечество задается на протяжении многих сотен лет. Правда и ложь, добро и зло всегда стоят рядом, одно без другого просто не существует. Столкновение этих понятий является основой многих всемирно известных литературных произведений. Среди них и социально-философская пьеса М. Горького “На дне”. Суть ее - в столкновении жизненных позиций и взглядов разных людей. Автор задается характерным для русской литературы вопросом о двух видах гуманизма и его связи с […]
    • Возрождение имени Максима Горького после пересмотра места его творчества в русской литературе и переименования всего, носившего имя этого писателя, обязательно должно произойти. Думается, немалую роль в этом сыграет самая известная из драматического наследия Горького пьеса «На дне».Сам жанр драмы предполагает актуальность произведения в обществе, где много нерешенных социальных проблем, где людям известно, что такое ночлежка и отсутствие дома. Пьесу М. Горького «На дне» определяют как социально-философскую драму. […]
    • В интервью о пьесе «На дне» в 1903 году М. Горький так определил смысл ее: «Основной вопрос, который я хотел поставить, это - что лучше, истина или сострадание? Что нужнее? Нужно ли доводить сострадание до того, чтобы пользоваться ложью?» Это вопрос не субъективный, а общефилософский. В начале ХХ века спор об истине и утешительных иллюзиях был связан с практическими поисками выхода для обездоленной, угнетенной части общества. В пьесе этот спор приобретает особый накал, так как речь идет о судьбах людей, […]
    • Драма открывается экспозицией, в которой уже представлены основные персонажи, сформулированы основные темы, поставлены многие проблемы. Появление в ночлежке Луки является завязкой пьесы. С этого момента начинается проверка различных жизненных философий и устремлений. Рассказы Луки о «праведной земле» кульминация, а начало развязки - убийство Костылева. Композиция пьесы строго подчинена ее идейно-тематическому содержанию. Основой сюжетного движения становится проверка жизненной практикой философии […]
    • В начале 900-х г.г. ведущей в творчестве Горького стала драматургия: одна за другой были созданы пьесы “Мещане” (1901), “На дне” (1902), “Дачники” (1904), “Дети солнца” (1905), “Варвары” (1905), “Враги” (1906). Социально-философская драма “На дне” задумана Горьким еще в 1900 г., впервые опубликована в Мюнхене в 1902г., а 10 января 1903 г. состоялась премьера пьесы в Берлине. Спектакль был сыгран 300 раз подряд, а весной 1905 года отмечалось 500-е представление пьесы. В России “На дне” вышла в издательстве […]
    • Чеховская традиция в драматургии Горького. Оригинально сказал Горький о новаторстве Чехова, который «убивал реализм» (традиционной драмы), поднимая образы до «одухотворенного символа». Так был определен отход автора «Чайки» от острого столкновения характеров, от напряженной фабулы. Вслед за Чеховым Горький стремился передать неторопливый темп повседневной, «бессобытийной» жизни и выделить в ней «подводное течение» внутренних побуждений героев. Только смысл этого «течения» Горький понимал, естественно, по-своему. […]
    • Пьеса «На дне», по словам Горького, явилась итогом «почти двадцатилетних наблюдений над миром “бывших людей”». Основной философской проблемой пьесы является спор о правде. Молодой Горький со свойственной ему решимостью взялся за очень сложную тему, над которой до сих пор бьются лучшие умы человечества. Однозначных ответов на вопрос «Что такое правда?» пока не нашли. В горячих спорах, которые ведут герои М. Горького Лука, Бубнов, Сатин, проступает неуверенность самого автора, невозможность прямо ответить на […]
    • Ларра Данко Характер Смелый, решительный, сильный, гордый и слишком эгоистичный, жестокий, высокомерный. Не способен любить, сострадать. Сильный, гордый, но способен пожертвовать жизнью ради людей которых любит. Мужественный, бесстрашный, милосердный. Внешность Симпатичный юноша. Молод и красив. Взгляд Холодный и гордый как у царя зверей. Освещает силой и жизненным огнем. Родственные связи Сын орла и женщины Представитель древнего племени Жизненная позиция Не хочет […]
    • Жизнь Горького была насыщенной приключениями и событиями, крутыми поворотами и переменами. Свою литературную деятельность он начал гимном безумству храбрых и рассказами, прославляющими человека-борца и его стремление к свободе. Писатель хорошо знал мир простых людей. Ведь вместе с ними он прошел многие версты по дорогам России, работал в портах, пекарнях, у богатых хозяев в деревне, вместе с ними ночевал под открытым небом, часто засыпая голодным. Горький говорил, что его хождение по Руси было вызвано не […]
    • Рассказ «Старуха Изергиль» (1894) относится к шедеврам раннего творчества М. Горького. Композиция этого произведения более сложна, чем композиция других ранних рассказов писателя. Повествование много повидавшей на своем веку Изергиль делится на три самостоятельные части: легенда о Ларре, рассказ Изергиль о своей жизни, легенда о Данко. Вместе с тем все три части объединены общей идеей, стремлением автора выявить ценность человеческой жизни. Легенды о Ларре и Данко раскрывают две концепции жизни, два […]
    • Жизнь М. Горького была необычайно ярка и представляется поистине легендарной. Сделала ее такой прежде всего неразрывная связь писателя с народом. Талант писателя сочетался с талантом революционного борца. Современники справедливо считали писателя главой передовых сил демократической литературы. В советские годы Горький выступал как публицист, драматург и прозаик. В своих рассказах он отражал новое направление в русской жизни. Легенды о Ларре и Данко показывают две концепции жизни, два представления о ней. Одна […]
    • К романтическим рассказам Горького относятся «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «Девушка и смерть», «Песня о Соколе» и другие. В них герои – люди исключительные. Они не боятся говорить правду, живут честно. Цыгане в романтических рассказах писателя полны мудрости и достоинства. Эти неграмотные люди рассказывают герою-интеллигенту глубокие символические притчи о смысле жизни. Герои Лойко Зобар и Рада в рассказе «Макар Чудра» противопоставляют себя толпе, живут по своим законам. Больше всего на свете они ценят […]
    • В творчестве раннего Горького наблюдается сочетание романтизма с реализмом. Писатель критиковал «свинцовые мерзости» российской жизни. В рассказах «Челкаш», «Супруги Орловы», «Однажды осенью», «Коновалов», «Мальва» он создал образы «босяков», людей, сломленных существующим строем в государстве. Эту линию писатель продолжил в пьесе «На дне». В рассказе «Челкаш» Горький показывает двух героев, Челкаша и Гаврилу, столкновение их взглядов на жизнь. Челкаш – бродяга и вор, но при этом он презирает собственность и […]
    • Начало творческого пути М. Горького пришлось на период кризиса в социальной и духовной жизни России. По признанию самого писателя, к сочинительству его подтолкнули страшная «бедная жизнь», отсутствие у людей надежды. Горький видел причину создавшегося положения прежде всего в человеке. Поэтому он решил предложить обществу новый идеал человека-протестанта, борца с рабством и несправедливостью. Горький хорошо знал жизнь бедняков, от которых отвернулось общество. В ранней юности он сам был «босяком». Его рассказы […]
    • В рассказе Максима Горького «Челкаш» выступают два главных героя – Гришка Челкаш – старый травленный морской волк, заядлый пьяница и ловкий вор, и Гаврила – простой деревенский парень, бедняк, как и Челкаш. Первоначально образ Челкаша воспринимался мной как отрицательный: пьяница, вор, весь оборванный, кости, обтянутые коричневой кожей, холодный хищный взгляд, походка, словно полет хищной птицы. Это описание вызывает некоторое отвращение, неприязнь. Зато Гаврила, наоборот, широкоплечий, коренастый, загорелый, […]
    • Величайшее достижение цивилизации – это не колесо и не машина, не компьютер и не самолет. Величайшее достижение любой цивилизации, любого человеческого сообщества – это язык, тот способ общения, который и делает человека человеком. Ни одно животное не общается с себе подобными с помощью слов, не передает записи будущим поколениям, не выстраивает сложный несуществующий мир на бумаге с такой правдоподобностью, что читающий верит в него и считает его реальным. Любой язык обладает бесконечными возможностями для […]
    • Поэты и писатели разных времен и народов использовали описание природы для раскрытия внутреннего мира героя, его характера, настроения. Особенно важен пейзаж в кульминационные моменты произведения, когда описываются конфликт, проблема героя, его внутреннее противоречие. Не обошелся без этого и Максим Горький в рассказе «Челкаш». Рассказ, собственно, и начинается с художественных зарисовок. Писатель использует темные краски («потемневшее от пыли голубое южное небо – мутно», «солнце смотрит сквозь серую вуаль», […]
    • Раннее творчество Горького (90‑е гг. XIX в.) создавалось под знаком «собирания» истинно человеческого: «Я очень рано узнал людей и еще с молодости начал выдумывать Человека, чтобы насытить мою жажду красоты. Мудрые люди… убедили меня, что я плохо выдумал утешение себе. Тогда я снова пошел к людям и – это так понятно! – снова от них возвращаюсь к Человеку», – писал в это время Горький. Рассказы 1890‑х гг. можно разделить на две группы: одни из них основаны на вымысле – автор использует легенды или сам их […]
    • Кирсанов Н. П. Кирсанов П. П. Внешний вид Невысокий мужчина чуть за сорок. После давнего перелома ноги прихрамывает. Черты лица приятные, выражение грустное. Красивый ухоженный мужчина средних лет. Одевается щеголевато, на английский манер. Легкость в движениях выдает человека спортивного. Семейное положение Вдовец более 10 лет, был очень счастлив в браке. Есть молодая любовница Фенечка. Двое сыновей: Аркадий и шестимесячный Митя. Холостяк. В прошлом пользовался успехом у женщин. После […]
    • Базаров Е. В. Кирсанов П. П. Внешний вид Высокий молодой человек с длинными волосами. Одежда бедная, неопрятная. Не уделяет внимания собственной внешности. Красивый мужчина средних лет. Аристократическая, «породистая» внешность. Тщательно следит за собой, одевается модно и дорого. Происхождение Отец – военный лекарь, небогатая простая семья. Дворянин, сын генерала. В молодости вел шумную столичную жизнь, строил военную карьеру. Образование Очень образованный человек. […]
  • Характеристика литературного героя

    Картузник, один из обитателей ночлежки. Мы узнаем, что в прошлом он был владельцем красильной мастерской. Но обстоятельства изменились, его жена сошлась с мастером, и ему, чтоб остаться в живых, пришлось уйти. Теперь этот человек опустился на самое дно.
    Позиция Б. – это скепсис, фатализм, он всегда принижает человека. Он жесток, не желает сохранять в себе какие-либо хорошие качества. В нем нет ни капли сострадания. На просьбу умирающей Анны вести себя потише, он отвечает: “шум – смерти не помеха…”. Он считает, что “все люди на земле – лишние…”. С точки зрения Б., именно на абсолютном дне жизни обнажается истинная сущность человека, с него слетает наслоение цивилизованной, культурной жизни: “…все слиняло, один голый человек остался”. Видимо, тем самым он хочет сказать о животной сущности человека. Б. видит в нем лишь низкое, эгоистичное, не желая принимать во внимание развитие общественной, культурной жизни. В этом случае можно считать значительной такую его фразу: “Выходит – снаружи как себя ни раскрашивай, все сотрется… все сотрется, да!” Опустившись на самое дно жизни, Б. уже не верит в человека, он занимает пассивную не только внешнюю, но и внутреннюю позицию.

    (Пока оценок нет)


    Другие сочинения:

    1. Одним из лучших произведений Горького является пьеса “На дне”. Она социально-философского жанра и направлена к общечеловеческим ценностям. Горький впервые поднял вопрос о людях “дна”, как о прямом доказательстве преступления, совершаемого над человеком. Все люди рождаются свободными и равноправными. Они должны Read More ......
    2. Актер Характеристика литературного героя Один из обитателей ночлежки, чье настоящее имя читателю неизвестно. В прошлом он был актером, играл на сцене под псевдонимом Сверчков-Заволжский. Сейчас он пьяница, опустившийся на самое дно жизни. Часто вспоминает свое прошлое, пытается цитировать классиков, но Read More ......
    3. М. Горький вошел в русскую литературу в 90-х годах XIX века и сразу же вызвал большой интерес у читателей. Богатый личный опыт странствий по Руси дал писателю обильный материал для его произведений. Уже в ранние годы вырабатываются магистральные идеи и Read More ......
    4. Алеша Пешков Характеристика литературного героя Алеша Пешков – главный герой повести “Детство” Повесть “Детство” – это автобиографическое произведение М. Горького, главный герой которой – Алеша Пешков. После того как у мальчика умер отец, он стал жить с дедом и бабушкой. Read More ......
    5. Лука Характеристика литературного героя Заметным явлением русской литературы начала XX века стала пьеса Горького “На дне”. Чем же объяснялся ее исключительный успех? Сильное впечатление на зрителя произвело сочетание предельно реалистического изображения людей, достигших последней степени убожества, отчаяния и бесправия, с Read More ......
    6. Песня о буревестнике Седая морская равнина. Над нею ветер собирает тучи. В пространстве между тучами и морем парит птица Буревестник. Он похож на черную молнию. Иногда он касается волн своим крылом, потом стремительно поднимается к тучам и кричит. Это крик Read More ......
    7. Хозяева Характеристика литературного героя Это хозяин ночлежки Костылев и его жена Василиса. К. – лицемерный, трусливый, отвратительный старикашка, выжимающий прибыль из живого и мертвого, из каждого дыхания своих жертв. В этом персонаже мы не увидим ни капли сочувствия. Стоящие в Read More ......
    8. Клещ Характеристика литературного героя Проблема реального выхода из положения связана с образом слесаря Клеща. Он хочет вернуться к “нормальной” жизни посредством упорного, честного труда. Сначала К. гордо противопоставляет себя окружающим, верит в осуществимость своего замысла, упорно трудится. Но затем его Read More ......
    Бубнов (На дне Горький)