Канкан иначе. Канкан — танец из Франции

История

Долгое время считался непристойным. Появился в Париже в 1820-30-е годы на публичных балах в рабочих кварталах, как потомок кадрили (зажигательные движения последней фигуры этого танца) и галопа (2-х дольный метр и быстрый темп). Эффектный шпагат и энергичные махи ногами появились из репертуара знаменитого парижского акробата и танцора Шарля Мазурьё.

Музыкальный размер 2/4. Темп энергичный, подвижный. Характерные па : выбрасывание руки, ноги, головы, прыжки вниз головой. Постепенно темп и движение канкана усложнялись. Трюки с юбками вошли в танец к концу 19 века, когда появились и вошли в моду требуемые чулки и белье.

Знаменитыми канканистсками, чей образ сохранился благодаря завсегдатаю заведений импрессионисту Тулуз-Лотреку , были Ла Гулю и Жанна Авриль , блиставшими в «Мулен Руж ». Мужчины танцевали вместе с женщинами, потом эта традиция была утрачена.

Изначально во Франции канкан танцевали одиночные танцовщицы, а вот в Англии и США его танцевал ансамбль, выстроенный в линию - кордебалет. В 1920-е годы в Париже французский хореограф Пьер Сандрини объединил в "Мулен Руже" парижский сольный канкан с британским ансамблевым, добавил женский визг и смех, создав эталонный «френч канкан», и отдельно представил в таком виде на сцене своего ночного клуба Bal Tabarin в 1928 году.

Музыка

Наиболее известная мелодия - канкан (galop infernal) композитора Оффенбаха из оперетты «Орфей в аду » (1858). (Пародией на нее является в 4 раза замедленные «Черепахи» из «Карнавала животных» Сен-Санса). Также используется «Веселая вдова» (1905 год) Франца Легара.

Входит в репертуар кабаре и оперетты. На большую сцену танец попал в 1858 году при постановке Оффенбаха «Орфей в аду». В 1919 году Леонид Мясин включил танец в балет на музыку Россини «Волшебная лавка», а через 20 лет - и «Парижское веселье» на музыку Оффенбаха.

В кино

  • Канкан (фильм) (1960)

Ссылки

Примечания


Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Канкан" в других словарях:

    канканёр - канканёр, а … Русский орфографический словарь

    канканёр - канканёр … Словарь употребления буквы Ё

    - (фр. cancan). Танец, вроде кадрили, сопровождаемый непристойными телодвижениями. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. КАНКАН соблазнительный французский танец, возбуждающей чувственность. Полный словарь… … Словарь иностранных слов русского языка

    канкан - а, м. cancan m. Фр. , первоначально бальный, а к середине 19 в. кафешантанный фривольный танец с характерным вскидыванием ног. СИС 1985. Фр. эстрадный танец с нескромными телодвижениями. БАС 1. Знатоки помнят, что в такой то год щеголихи и щеголи …

    канканёр - а, м. cancaneur m. Человек, танцующий канкан. БАС 1. Я походил, посидел, глядя как русские аристократы, переодетые в разных пьеро от всей души усердствовали из себя представить.. отчаянных канканеров. Герц. Былое. // 8 5 256. Он налил было себе… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    Современная энциклопедия

    - (франц. cancan от canard утка), французский бальный танец, позднее вошедший в оперетту. Характерное па высокое вскидывание ноги. Музыкальный размер 2/4 … Большой Энциклопедический словарь

    КАНКАН, канкана, муж. (франц. cancan). Французский эстрадный танец с нескромными телодвижениями. Толковый словарь Ушакова. Д.Н. Ушаков. 1935 1940 … Толковый словарь Ушакова

    КАНКАН, а, муж. Эстрадный танец быстрого темпа с высоким выкидыванием ног. | прил. канканный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

    Сущ., кол во синонимов: 1 танец (264) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    Канкан - (французское cancan, от canard утка), французский танец алжирского происхождения, 2 дольного размера, быстрого темпа. Характерные па выбрасывание ноги, прыжки. Распространен с середины 19 в., широко использовался в классической оперетте, варьете … Иллюстрированный энциклопедический словарь

История танца канкан

Впервые канкан был исполнен в Париже в 1958 году!
Первым хозяином Мулен Руж был Жозеф Олле, владевший к тому же варьете «Олимпия». Открытие «Красной мельницы» состоялось 6 октября 1889 г. Главной достопримечательностью заведения был знаменитый канкан, который стал визитной карточкой Франции.

Канкан (франц. cancan, буквально — шум, гам) — французский танец. Долгое время считался непристойным. Появился в Париже в 30-е годы XIX в. на публичных балах.

Музыкальный размер 2/4. Темп энергичный, подвижный. Характерные па: выбрасывание ноги, прыжки.

Популярнейший канкан прочно связан с утками. Каким образом? Странным:) Во-первых, походка танцующих похожа на утиную, когда они вперевалочку двигаются друг за другом по сцене. А во-вторых, французские утки крякают именно так: «Кан-кан».
"Утка" - канкан - первоначально французский бальный танец с характерным па - высоким вскидыванием ноги. Появился он в Париже в 30-х годах сначала на публичных балах, позднее нашел широкое применение в оперетте, оттуда перешел на кафешантанную эстраду, где приобрел крайнюю вульгарность. В Казани при антрепренере П.Медведеве в 1872 году была поставлена оперетта Оффенбаха "Орфей в аду". Оттуда танец "Утка" пошел "гулять" по городу.

Однако, как утверждают французы, настоящий канкан можно увидеть только в «Мулен Руж». Канкан - это своего рода церемония со своими законами и традициями. Ровно 8 минут под озорную музыку Оффенбаха девушки дразнят зрителей, приподнимая юбки все выше и выше, обнажая ножки в черных чулках и красных подвязках, падая одна за другой на пол в шпагат…
Кан-кан. Около 1890 года. Париж просто помешался на этом танце. Женщины задирали шелковые черные юбки, демонстрировали вращение ног на воздухе, показывая свои чулки, нижние юбки и т.д. Это было дерзко и вызывающе, чем-то напоминая подвиг, учитывая нравы того времени. Кан кан взял в себя элементы польки, и даже кадрили. Сейчас можно увидеть на эстраде, где танцуют одни женщины или в любой веселой компании как шутку и курьез.

Самый французский в мире танец - канкан - прославила танцовщица Селест Могадо, когда в 1889 году исполнила его на открытии кабаре «Мулен Руж».

«Настоящую кадриль» придумала парижская танцовщица Селест Могадо в 1850 году. Десять лет спустя англичанин Чарльз Мортон, тот самый, что создал первый мюзик-холл, назвал танец «французским канканом». Увы, для чопорных британцев он оказался слишком фривольным и его изгнали с английской сцены. Зато по нашу сторону Ла-Манша канкан прижился и стал весьма популярным. Настолько, что сама английская королева Елизавета II посетила 21 ноября 1981 года представление в «Мулен Руж». Что ж, за сто с лишним лет могут измениться вкусы и взгляды даже у консервативных британцев.

В чем польза: канкан - это серьезная кардионагрузка. Прыжки и махи сделают мышцы ног, бедер и ягодиц упругими и подтянутыми. А тренированные спина и пресс создадут основу великолепной осанки. К тому же традиционная юбка танцовщиц - это тоже своего рода тренажер. Рукам во время занятий достается по полной программе.

Канкан (французский танец) нашёл широкое применение во французской классической оперетте, особенно у композитора Ж. Оффенбаха («Орфей в аду», финал). Позднее появился на эстраде кафешантанов, где приобрёл крайнюю вульгарность. Танцовщиц Канкан (французский танец) часто изображал французский художник А. Тулуз-Лотрек.

Когда речь заходит о канкане, воображение тут же рисует эффектных девиц, высоко поднимающих ноги. На сегодня этот танец прочно ассоциируется со знаменитым кабаре «Мулен Руж», а ведь его истоки берут свое начало с обычной кадрили. Одну из версий названия танца связывают с утками. Французы считают, что их утки крякают «кан-кан». Как известно, одним из характерных па является движение танцовщиц вперевалочку друг за другом. Канкан. Наталья Папирна, 2011 год. Вообще слово «канкан» переводится с французского как «шум, гам». Некоторые утверждают, что классический канкан был исполнен в «Мулен Руж» в 1890 году, но это не совсем соответствует истине. Первое подобие канкана зародилось в рабочих кварталах Парижа еще в 1820-е годы. Он трансформировался из кадрили и галопа. Махи ногами добавил в танец танцор и акробат Шарль Мазурье. Когда в моду вошли чулки с подвязками, то они стали неизменным атрибутом исполнительниц канкана. Танец стал считаться и вовсе непристойным. Танцовщица канкана. Мелодия канкана принадлежит композитору Оффенбаху. Впервые она прозвучала в оперетте «Орфей в аду» в 1858 году.
В знаменитом «Мулен Руж» канкан был исполнен впервые на открытии кабаре танцовщицей Селест Могадо. Поначалу в танце принимали участие не только женщины, но и мужчины, которые также высоко поднимали ноги.
Афиша кабаре Мулен Руж. А. Тулуз-Лотрек. Современный канкан подразумевает 8-минутное исполнение. В танце задействованы махи ногами, прыжки, шпагаты и другие движения, которые только ускоряются с каждой минутой. Каждый, кто оказывается в «Мулен Руж», просто обязан своими глазами увидеть знаменитый зажигательный танец.

Канкан (французское cancan, от canard - утка), французский танец алжирского происхождения, 2-дольного размера, быстрого темпа. Характерные па - выбрасывание ноги, прыжки. Распространен с середины XIX в., широко использовался в классической оперетте, варьете.
Своим происхождением задорный танец обязан английскому контрдансу, который был известен на Туманном Альбионе еще в XVI в. Во Франции эта разновидность танца распространилась значительно позже.
Пик популярности канкана пришелся на середину XIX в.
Зачастую распространение канкана связывают с именем Шикара (Chicard) - ведущего развлекательных шоу, клоуна, танцора. Иногда изобретение фигур канкана приписывают ему, другие источники утверждают, что все эти шпагаты, юбки, взмахи придумала танцовщица Селест Могадо в 1850 г.
В любом случае канкан сначала приобрел широкую известность как разновидность кадрили, а потом приличное общество от него отвернулось, как от неприличного. Он перекочевал в кафешантаны, кабаре, оперетту и различные шоу.
Музыка для канкана могла быть самой разнообразной, главное, чтобы выдерживался размер в 2/4 и она подходила для веселья.
Основными фигурами канкана являются махи ногами (в Мулен-Руж, где исполняется самый "канканистый" канкан, танцовщицы выбрасывают ноги в течение 8 минут), прыжки, шпагат и взмахи юбками, которые с каждой минутой становятся все более и более смелыми, все больше и больше обнажая ножки в соблазнительном ажурном белье.
Кстати, нынешнее представление о канкане как исключительно о женском танце неверно. Изначально в нем участвовали и танцоры-мужчины, они выполняли те же махи, прыжки, шпагаты, также им необходимо было отпускать девушкам шлепки при выполнении теми наклона с юбкой на голове. Не самая неприятная обязанность. Участие в действе танцоров отражено, например, на картине импрессиониста, основоположника пуантилизма, .
Считается, что "официально" танец родился 21 октября 1858 г. на премьере оперетты Жака Оффенбаха "Орфей в аду". Именно Оффенбах написал самую известную музыку для канкана, положив в основу прежние "бродячие" мелодии. Последующая слава канкана связана преимущественно с танцовщицами знаменитого парижского кабаре "Мулен Руж" (открыто в 1889 г.).

В 1890 г. Париж был захвачен неистовыми кадрилями "Мулен Руж". Имена отплясывающих канкан танцоров были известны так же, как имена политиков. Известный французский художник Анри Мари Раймон де Тулуз-Лотрек-Монфа любил изображать этот танец на которые он писал для этого варьете.

Однако на самом деле девицы одного из борделей Монтпарнаса начали отплясывать канкан еще в 1830-м г. Одно танцевальное па в конце ХIХ в. стало толчком к раскручивающейся до сих пор традиции эротического кабаре. Как-то выпускницы хореографических курсов, молодые парижанки, решили отметить приход осени шампанским и танцами. В баре "Мельнице" было заведено танцевать. К веселью присоединились натурщицы и модистки. Пылающие юностью, вином, очарованием девушки стали раздеваться. Поклонники водрузили нимф на столы. Полуобнаженные натурщицы под крики "браво" вскинули юбки и сделали несколько батманов. Потом в полицейском участке студенты доказывали, что это была с легкой импровизацией, обычная французская кадриль.

А французская кадриль, именуемая в дальнейшем французским канканом, стала стилем Монмартра.
06 октября 1889 г. в день открытия легендарного кабаре - родилось пространство жанра. И таким он был вначале - обожаемый парижанами бордель, где под непрекращающееся пение танцевали модистки, где любовь дарили за бокал шампанского, просто девицы и белошвейки легкого поведения, причем совершенно бесплатно.
В Европе танец с раздеванием долгие годы находился под запретом. Церковь сурово осуждала развратное обнажение. Но на пирах знатных господ красавицы не раз показывали свои прелести. Куртизанки таким образом пытались привлечь богатых любовников. Пуританские столетия уходили в прошлое. Веселые кабаре привлекали скучающих зрителей, и на мировой сцене появился канкан. Он утвердился в среде парижских рабочих.
Изначально канкан танцевали в парах, это была живая, дерзкая версия популярного галопа, но абсолютно приличная.
Вскоре канкан переместился на подмостки кабаре, где танцовщицы доработали его для развлечения мужской публики. Под безудержный ритм музыки их юбки взлетали, оголяя стройные ноги. Конечно, стриптизом назвать это было нельзя. Мужчины могли увидеть лишь оголенную полоску тела между чулками и бельем.
Исполнительницы канкана в "Мулен Руж" придумывали все новые и новые па. В результате именно здесь сформировалась окончательная версия непристойного танца.
В феврале 1893 г. на одной из вечеринок в "Мулен Руж" девушка по имени Мона разделась под музыку. Нарушительницу общественного порядка оштрафовали на 100 франков. Но это не испугало ее последовательниц.
Летом того же года на студенческом балу в "Мулен Руж" оголились две барышни - Манон Лавиль и Сара Браун.Чтобы посмотреть на сногсшибательных, экстраординарных танцовщиц с такими выразительными именами, как Ля Гулю (в дословном переводе - "обжора"), Рэйон д"Ор ("Золотой луч"), Нини-Пат-ан-л"Эр ("Нини - лапки кверху"), сюда приезжали гости со всего мира.
Одна из них - Ля Гулю (уроженка Эльзаса Луиза Вебер) стала подлинным украшением Мулен-Руж. Ей суждено было стать одной из самых знаменитых танцовщиц своего времени. Она дебютировала в кабаре в 19 летнем возрасте в 1890 г. Очень скоро она становится самой яркой звездой "Мулен Руж", его порочным и притягательным символом. По традиции монмартрских балов она получила кличку, Ла Гулю - Обжора, потому что любила, подсев за столики к посетителям кабаре, вкусно поесть и выпить за их счет. Ла Гулю пользовалась оглушительным успехом, она была вульгарна, чувственна и пикантна.
Среди звёзд первого поколения танцовщиц были Иветта Гильбер, "Гулю" и, запечатленные на картинах Лотрека.
"Настоящую кадриль" придумала парижская танцовщица Селест Могадо в 1850 г.. Десять лет спустя англичанин Чарльз Мортон, тот самый, что создал первый мюзик-холл, назвал танец "французским канканом". Увы, для чопорных британцев он оказался слишком фривольным и его изгнали с английской сцены. Зато по нашу сторону Ла-Манша канкан прижился и стал весьма популярным. Настолько, что сама английская королева Елизавета II посетила 21 ноября 1981 г. представление в "Мулен Руж". "Канканерши" - рабочие лошадки шоу, так считает самая знаменитая в Париже театральная портниха мадам Мин, почти полвека работающая над костюмами для знаменитого кабарею.
Костюм весит не меньше десяти килограммов (только на юбку идет сотня метров ткани), хотя ткани используют самые легкие.
Та же история с туфлями. Антуан Клервуа, обувающий весь театральный Париж, утверждает: "Туфли для "канканерш" - самая трудная модель. Чтобы девушки не скользили во время пируэтов, на подошву наклеивается тонкий слой каучука. Другая проблема - каблук. Когда танцовщица с размаху эффектно плюхается на шпагат (этот трюк называется "проезд"), первый удар принимает пятка. Хотя для "канканерш" я делаю каблуки более толстые, специально скошенные, из толстой свиной кожи, через пару месяцев они просто измочалены. Те, кто делают трюк "башня" (ухватив друг друга за талию одной рукой, другой задирают ногу к голове), нуждаются в специальных туфлях: притянув ногу к голове за пятку, они рискуют поранить руку или испортить дорогой костюм. Темп бешеный, и осторожничать некогда".

Используемые источники
1. art.1001chudo.ru/france_788.html.
2. nice-places.com/articles/europe/paris/91. 3. superstyle.ru/31aug2007/kabare.

Канкан - это французский танец алжирского происхождения. Характерные черты танца выбрасывание ноги, прыжки и быстрый темп. Своё распространение особенно получил в XIX веке, когда использовался в оперетте и варьете.

Происхождение танца до сих пор остаётся под большим вопросом. По официальной версии этот задорный танец обязан контрдансу из Англии, который был известен на территории туманного Альбиона ещё с XVI века.

Во Франции считают, что распространение канкана связано с именем знаменитого клоуна и танцора, ведущего развлекательных шоу Шикара. Иногда даже само изобретение этого весёлого танца приписывают этому человеку. Другие говорят, что все эти шпагаты, юбки и взмахи придумала танцовщица Селест Могадо в 1850 году.

Но независимо от того, кто именно придумал канкан, он с самого начала своего существования был разновидностью кадрили. А потом приличное общество от этого неприличного танца отвернулось, и он плавно перекочевал в кафешки, кабаре, оперетту и рестораны.

С канканом связана и одна ошибка современников. Многие считают, что это чисто женский танец. Однако это далеко не так. Изначально в нём обязательно принимали участие и танцоры – мужчины. Они делали те же самые махи ногами и прыжки, но кроме этого в их обязанности входило хлопать дам по попе при выполнении элемента наклона с юбкой на голове. Узреть таких танцоров сегодня на сцене нельзя – их уже давно нет. А вот на картине Жоржа Сёра «Канкан» это сделать может каждый.

Официальная дата рождения танца 21 октября 1858 года. Произошло это на премьере оперетты Жака Оффенбаха «Орфей в аду». Именно этот композитор написал самую знаменитую музыку для этого танца. Но самыми известными исполнителями танца являются, конечно же, танцовщицы знаменитого на всю Францию кафе «Мулен Руж», которое было открыто в 1889 году.

Начиная с 1890 года, Париж был буквально весь охвачен неистовостью канкана. Имена дам, которые так лихо отплясывали на сцене, знали лучше, чем имена политиков. Но на самом деле канкан девушки впервые начали отплясывать намного раньше – в 1830 году. И случилось это так. Несколько молодых парижанок решили порадовать себя праздником прихода осени, а заодно шампанским и, конечно же, танцами. В это происходило в кафе «Мельница». И к этому веселью тут же присоединились натурщицы и модистки. В самый разгар веселья девушки начали раздеваться. Поклонники тут же водрузили красавиц на стол, и они не растерявшись, тут же подняли юбки и сделали пару тройку взмахов ногами, приподняв юбки. Чуть позже вся эта компания в полиции утверждала, что это была всего лишь лёгкая импровизация, то есть обычная французская кадриль.

Постепенно танцовщицы «Мулен руж» добавляли в танец всё новые и новые элементы, а на то, чтобы посмотреть это представление приходило огромное количество желающих, и большая часть среди них были мужчины. А вот в Англии канкан не прижился. Он и до сих пор остаётся истинным французским танцем – искромётным, быстрым и привлекательным, а сами исполнительницы его не просто танцуют, они буквально парят над сценой.