Какие занятия существовали у бедуинов. Быт и традиции бедуинов в Египте. Бедуины и туристы

«Я зашагал на север и достиг Стен повелителя, сооруженных для того, чтобы отражать бедуинов, чтобы сокрушать тех, кто кочует среди песков», — сообщает о своем путешествии, совершенном почти четыре тысячи лет назад, древнеегипетский вельможа Синухет. Ему, приближенному фараона Сенусерта, после смерти царственного покровителя довелось близко познакомиться с теми, кто кочевал за крепкими фараоновыми стенами. Европейская же наука открыла для себя кочевые пустынные народы достаточно поздно, лишь в XIX столетии. И долго еще оставалась под очарованием их необычности — этим очарованием ученые-этнологи заразили своих читателей, и оно до сих пор владеет умами почтенной публики, охочей до всего диковинного. Калейдоскоп экзотических подробностей мелькает перед глазами, и вот уже трудно отличить один пустынный народ от другого… Подчас и ученый может совершить подобную ошибку.

Вернемся к путешествию древнего египтянина Синухета. Внимательный читатель, возможно, уже успел удивиться: откуда, собственно, взялись бедуины в тексте эпохи Среднего царства, если «бедуин» — арабское слово, а арабы в ту далекую эпоху не успели даже возникнуть на историческом горизонте?

Бедуины на границах державы фараона появились… в середине XX столетия, произволом переводчика документа, знаменитого советского египтолога Исаака Лифшица. В 1950-е бедуины, разумеется, были куда актуальнее неведомых кочевников, нарушавших покой Древнего Египта: как раз в середине прошлого века молодые ближневосточные государства пытались принудить бедуинов к оседлости. Так незаметно одни кочевники подменили других — тем более что речь шла об одной и той же территории, — и бедуины оказались на месте неизвестного нам народа, который египетский текст называет «хериу-ша», «находящиеся на песке». Или «шасу» — что значит «бродяги».

С первого взгляда создается впечатление, что за шесть тысяч лет в пустыне едва ли что-то поменялось: все так же до горизонта простираются песчаные дюны, и все так же движутся по ним караваны, ведомые кочевниками. Одни народы уступают место другим — но уклад жизни людей в пустыне меняется мало (хотя именно пристальный анализ различий дает пищу ученым-этнологам). Жестокий климат, где так ощущается кожей и всем организмом разница между днем и ночью, среди песков и каменистых нагорий, и необходимость вести хозяйство в этих непростых условиях... Приспособиться к жизни здесь — значит постоянно накапливать опыт, но не руководствоваться раз и навсегда установленными правилами, а уметь непрерывно вглядываться в изменчивый рисунок песчаной стихии и принимать решения по ситуации.


Единственное, за что стоит держаться, — за твердое самосознание, свою идентичность. В пустынях трудно найти тех, кто исповедует язычество в привычном для нас смысле — миропонимание, основанное на балансе «добрых» и «злых» сил природы. Окружающая кочевников природа вряд ли может показаться «доброй» — вот и ветхозаветная история о сорокалетнем скитании избранного народа представляет пустыню не только как географическую реальность на пути из Израиля в Египет, но и как символ труднейшего испытания. Не случайно, что кочевники арабских территорий охотно и почти сразу приняли монотеистический ислам. А у кочевого народа рендилле, живущего в Африке и говорящего на одном из многочисленных языков кушитской группы, сохранилась вера в божество Ваак — монотеистическая религия, которая, возможно, старше иудаизма.

Идентичность диктует не только религию, но и «особость» повседневных привычек. Оказавшись на границе оседлых поселений, кочевники предпочитают не задерживаться там, ограничиваясь только торговлей. Но это занятие для них не главное — главным остается скотоводство. Для тех народов, которые разводят верблюдов (скажем, многочисленных аравийских кочевников), частью идентичности становятся и сами верблюды — их владельцы аттестуют себя верблюдоводами, хотя в их хозяйстве важное место занимают и лошади, и козы, и овцы. Среди саудовских кочевников можно найти и таких, у которых мелкий рогатый скот преобладает, — например, шаммаров. Но верблюд — часть их уникальной жизни; оседлые народы не могут разводить этих животных, а оттого на горбах «кораблей пустыни» зиждется кочевое «я».


Чтобы понять, как это работает, стоит обратиться к тем же бедуинам — пожалуй, из всех пустынных кочевников они знакомы нам лучше всего. Говорящие на разных языках, исповедующие разные религии, но объединенные образом жизни, основанным на кочевом скотоводстве, — они стали для нашей цивилизации своего рода эталоном пустынных кочевников. В пустыне Аравийского полуострова они живут не менее четырех тысяч лет, и уже в начале II тысячелетия до н. э. кочевники с северо-востока Аравийского полуострова появились в пустынях Северной Африки, а осваивать эти места особенно активно стали в период арабского завоевания. В большинстве своем они приняли ислам — но эта религия родом из больших и развитых городов не изменила их кочевого образа жизни. Пустыня, весной богатая травами (в том числе и такими сочными, что они позволяют животным вовсе обходиться без воды, а людям — ограничиваться молоком), летом принуждает к постоянному перемещению в поисках воды и корма для скота. В самое жаркое время года приходится откочевывать на границы пустыни, чтобы получить доступ к ручьям. Зимой же можно добывать воду, скапливающуюся в естественных впадинах, и пользоваться колодцами, многие из которых вырыты еще несколько веков назад.


Маршруты кочевок тоже не меняются столетиями. Вот, например, саудовский народ аназа и сегодня движется теми путями, которые были описаны этнографами еще в первой половине XIX века, на пространстве от пустыни Хамад до границы с Сирией. Гораздо менее постоянно их социальное устройство — настолько, что для бедуинских общностей ученые подчас затрудняются подобрать подходящий термин. Общественное устройство бедуинов принято «по умолчанию» считать племенным — но при ближайшем рассмотрении все оказывается не так однозначно. Во время кочевок они объединяются в обширные караваны; дефицит корма для скота тоже заставляет кочевников сбиваться в большие группы с предводителями во главе — и это правда похоже на племя. К единству — на основе памяти о принадлежности к тому или иному племени или союзу племен — призывают бедуинов и военные опасности. Но когда наступают времена благоденствия, бедуины рассеиваются по окрестностям, останавливаясь совсем небольшими группами, по 3-4 палатки. И это показывает, насколько призрачна власть в пустыне. Как мираж: она то появляется, то рассеивается сама собой, ведь власть — это символическая сила, основанная на обладании ресурсами, недоступными другим; а когда ресурсов достаточно, ничего больше и не нужно.

Социальные связи, которые актуализируются в моменты опасностей и голода, могут быть не только родственными, но и, как говорят этнографы, соседскими. В иных случаях они могут переплетаться — именно так были устроены тире, объединения кочевников Туркмении, к нашему дню, правда, в большинстве своем осевших на земле.

Те, кто всю жизнь проводит в движении, мало думают о границах. Именно поэтому вопрос собственности на землю встал перед бедуинами только в начале XX века, с распадом Османской империи. И встал довольно остро. Предписания властей молодых восточных государств запретили междоусобные столкновения между племенами и рабовладение, снизили экономическую ценность верблюдов, пообещали передать земли северных кочевий шейхам — все это было призвано «осадить» кочевников. К 1960-м около 20% бедуинов Аравии и Африки превратились в крестьян, арендующих землю у владеющих ею шейхов, которые живут в городах. Остальные в основном включились в промежуточные формы хозяйства, и те, кто ведет кочевой образ жизни, остались в меньшинстве.

Хотя современные бедуины в основном по-прежнему исповедуют ислам, они не слишком обласканы властями государств, на территории которых ставят свои палатки. Для многих из них стоит большого труда получить легальную работу — даже те бедуины, с которыми мы легко можем познакомиться в туристических местах вроде Синайской пустыни в Египте, довольствуются полунелегальным положением.

Часто можно услышать мнение — в корне своем верное, — что народы, попавшие в фокус пристального туристического внимания, предстают перед нами не такими, какие они есть на самом деле, а такими, какими хотят их видеть туристы. В шатре кочевника где-нибудь на Синае трудно отделаться от ощущения, что знаменитый бедуинский травяной чай и пресный хлеб — лишь реквизит для путешественников. Однако точно такой же рацион обнаруживается на изрядном удалении от торных туристических троп, там, куда с трудом проникают даже сотрудники научных экспедиций. Бедуины острова Сокотра, которые оказались объектом изучения советско-йеменской экспедиции 1970-х годов, явили исследователям тот же травяной напиток, помогающий сохранять бодрость и согреваться после заката солнца, и те же сделанные из тончайшего металла чайники — позволяющие вскипятить воду на самом небольшом огне.


Йеменские бедуины когда-то поразили исследователей своим исключительным миролюбием и умением сочетать строгую иерархичность с первобытным демократизмом. Описан их обед, который начинается с лучших кусков мяса — их сперва подают старшим мужчинам и почетным гостям, но те не съедают мясо целиком, передавая дальше; таким образом, все присутствующие получают свою долю от всех кусков. А вот другие кочевые народы Африки миролюбием не отличаются — напротив, они превратили вражду в часть образа жизни. Хрестоматийный пример — конфликт кочевников туркана и самбуру. Борьба за пастбища, массовые похищения друг у друга скота (здесь это коровы), десятилетия кровопролитий — еще на рубеже 60-70-х годов прошлого столетия правительства Кении и Эфиопии, пограничные районы которых и стали ареной этой напряженной борьбы, предпочитали не вмешиваться в конфликт. До 1970 года берега озера Рудольф (получившего впоследствии название Туркана, в честь одного из племен) пребывали в статусе «закрытой территории», куда по соображениям безопасности был запрещен доступ не только туристам, но и жителям соседних районов. Конфликт завершился тем, что одна из сторон — племя туркана — практически полностью перешла к оседлому образу жизни.


Этот переход изменил их привычки — туркана научились строить примитивные жилища из кизяка, но запасы скота пополняются не за счет естественного прироста, затруднительного в суровых условиях на границе пустынь, а с помощью регулярных разбойных нападений на соседние племена. Для этого нужны воины — и воинское сословие, мораны, превратилось в местную аристократию. Особо отличившихся воинов можно узнать издалека — по замысловатым прическам; чтобы сохранить их, герои во время сна используют специальную деревянную подставочку, а днем она служит им табуреткой, которую они всегда носят с собой. Представители этой военной «аристократии» становятся вождями, и именно они могут позволить себе лучших невест — ведь за невесту требуется заплатить скотом. Кстати, брак у туркана считается действительным не с момента свадьбы, а только с той поры, когда первый ребенок встанет на ноги и сделает свои первые шаги. В суровых условиях многие младенцы не доживают до этого счастливого дня, браки распадаются, а судьба покинутых женщин оказывается незавидной. Труднее всего приходится туркана во время засух, довольно частых, — тогда они вспоминают о своем кочевом прошлом, разделяясь на маленькие группы по несколько семей, каждая во главе с вождем (именно тогда вожди и нужны), и разбредаются по окрестностям в поисках пастбищ. Относясь к скоту как к своей главной ценности, они стараются как можно реже убивать животных, довольствуясь их молоком, — а когда его недостаточно, устраивают коровам кровопускания и утоляют голод свежей кровью. Засуха для туркана становится и поводом вспомнить о своих верованиях — в благоприятные периоды бога-создателя по имени Акуджу они не беспокоят.


Подобная судьба ждала и другой народ озера Туркана — эльмоло. Один из самых малочисленных народов мира, эльмоло живут двумя анклавами — на берегу озера и на островке Моло. Такова их география с тех пор, как эльмоло пережили нападение сначала народа боран — те держали в руках оружие, осевшее в Африке со времен приснопамятного вторжения Муссолини в Эфиопию, — а затем и самбуру, отобравших у них стада. После того как эльмоло осели в границах двух малюсеньких анклавов, их основными занятиями стали рыболовство — в чем теперь им нет равных в округе — и охота на крокодилов. В водах озера Рудольф обитает с десяток тысяч этих зубастых хищников, среди которых попадаются и настоящие гиганты — до пяти с половиной метров в длину. Советский корреспондент ТАСС, прибывший сюда в 1970-е и одним из первых европейцев в XX веке увидевший эльмоло, стал свидетелем появления у них власти. До этого крохотное племя, в котором насчитывалось от восьми десятков до полутора сотен человек, не нуждалось в вожде — однако вождь им был назначен, не без воли кенийского правительства, и говорил на суахили.

Государственная политика в Африке в целом более благосклонна к кочевникам, чем на арабском Востоке, где пустынные скотоводы никак не интегрированы в жизнь вне пустыни. На Черном континенте выходцы из кочевых племен и тех народов, которые были кочевыми еще вчера, занимают посты в правительствах, становятся знаменитыми легкоатлетами. Те же туркана подарили миру Пола Эренга, обладателя олимпийского золота 1988 года на 800-метровке, и Джозефа Эбуа, четырехкратного чемпиона мира по кроссу.


Но, увы, государственные посты и олимпийские медали вовсе не свидетельствуют о том, что африканские общества успешно интегрировали кочевников. Для того чтобы сделать карьеру на госслужбе или в большом спорте, выходцам из племен вроде туркана требуется полностью порвать со своим прошлым. В современном мире кочевникам уже трудно существовать самим по себе, с каждым десятилетием их становится все меньше. Когда-нибудь честолюбивые стремления (и хоть какие-то возможности их реализовать) доберутся и до аравийских кочевий, и до синайских каменистых краев — и их обитатели тоже массово предпочтут покинуть пустыни и навсегда уйти в большой мир. Возможно, уже для наших внуков силуэт погонщика верблюдов на дрожащем горизонте пустыни окажется всего лишь миражом.

Пустынный мир

Что такое, собственно, пустыня? Относительно ровная поверхность, скудная растительность, приспособленная к засушливому климату, специфическая фауна — и, конечно, незначительное количество осадков: до 250 миллиметров в год. Если не брать в расчет Антарктиду, пустыни занимают более 16,5 миллиона квадратных километров, или около 11% всей поверхности суши. В основе существования, развития и распространения пустынь — неравномерность в распределении среднегодовых температур и влаги на планете.

Рукотворная сахара

Среди пустынь нашей планеты есть и те, что появились не без участия человека.
В их числе и крупнейшая — Сахара. Так что, возможно, именно ее, а не Великую китайскую стену или Панамский канал стоит признать самым грандиозным творением человеческих рук.

От африки до космоса: в поисках воды

«Не думал я, что мы в вечном плену у источников… мы на привязи у колодцев, мы привязаны, точно пуповиной, к чреву земли. Сделаешь лишний шаг — и умираешь», — писал Антуан де Сент-Экзюпери, после того как едва не умер от жажды, когда его самолет потерпел катастрофу в Сахаре.

На берегу песка

Люди, сами того не ведая, приложили немало усилий к увеличению мировой площади пустынь. Наконец пришло время придумывать способы остановить их. Превратить пески в культурный ландшафт — или воздвигнуть на их пути надежный барьер? Инженеры и экологи успели предложить немало любопытных проектов и в том, и в другом направлении.

ОСОБОЕ МНЕНИЕ / 40 ЛЕТ В ПУСТЫНЕ

Второе десятилетие нашего века, с 2010 по 2020 год, ООН объявила посвященным пустыням и борьбе с опустыниванием. Конкретнее — той глобальной борьбе, которую международные организации ведут вот уже пятое десятилетие. Самое время осмыслить, каков баланс сил, кто же побеждает — и есть ли в этой схватке человеческие жертвы.

Бедуин (или бадави) по-арабски - это «житель пустыни». Так называют кочевников пустыни, которые разводят одногорбых верблюдов-дромадеров и живут в шатрах. Главные достижения бедуинской культуры - это одомашнивание верблюда и изобретение шатра. Вот уже более трёх тысяч лет верблюд определяет жизненный уклад скотоводов Аравии, да и всего Ближнего и Среднего Востока. На него можно навьючить до четверти тонны груза, и хотя двигается он чуть быстрее обычного пешехода, зато способен обходиться без воды несколько дней. Кроме того, верблюжье молоко и мясо идут в пищу бедуинам, шерсть - на одежду, циновки и верёвки, кожа - на упряжь, ремни и утварь.


Бедуин кочует налегке, не обременяя себя лишним имуществом. К верблюжьему вьюку приспособлена и утварь, и переносное жилище - прямоугольный шатёр из узких полос тёмной ткани, изготовленной из козьей или овечьей шерсти. Верблюжья шерсть не годится для шатра, так как легко впитывает влагу (зимних редких дождей и ночной росы). Числом шестов измеряется вместительность бедуинского жилища. В обычном шатре - два подпорных шеста, а у вождя племени могут быть шесть или восемь шестов.




Бедуины кочуют вместе с семьями. Те из них, кто исповедует ислам (среди них есть немало исповедующих христианство), могут иметь до четырёх жён. Причём только после рождения сына бедуинка становится полноправной женой.




В условиях скудной природы бережливость становится жизненно необходимой для выживания. С кустов растения арак собирают ягоды, а его ветви служат для изготовления зубочисток. Растение ушнан, или солянка, используется как мыло, из её пепла изготавливается щелочь. В водном настое солянки сушат ягоды, грибы или саранчу. Последняя для кочевников - это вкусная и питательная пища. Насекомым отрывают крылья, ножки и голову (хотя есть любители и голов), а затем жарят, варят в солёной воде или сушат. Приготовленную впрок саранчу хранят в мешках, как зерно.



Библейская еда - манна небесная - до сих пор используется в пищу. Её собирают бедуины Синайской пустыни в июне с кустарника тарфа - тамариска. Имеющая сладковатый вкус, она хорошо сохраняется и служит приправой к хлебным лепёшкам.




После осенних дождей бедуины собирают в Аравийской пустыне белые, красные или чёрные трюфели. Кстати, существует поверье, что эти грибы возникают от ударов грома. Сбор грибов - особый промысел, в котором участвуют и специально обученные собаки.



Бедуины обожают охоту. Когда-то они охотились на дикую корову (орикса), дикого осла (онагра), газель. Каменного козла (ибекса) и кролика. Из птиц предпочитали страуса, дрофу, журавля, различных куропаток, диких голубей. Для охоты использовали охотничьих собак породы салюки, дрессированных пантер и ловчих птиц.



Бедуины - одни из лучших следопытов в мире. Они создали науку «чтения пустыни». По следам на песке они в состоянии выяснить, сколько пеших, всадников и верблюдов прошли этой тропой. В ночное время - а путешествовать с караваном лучше всего в прохладную лунную ночь - проводники легко читали звёздное небо, определяя путь по положению светил. Не зря древние арабские поэмы начинались описанием следов от покинутого становища, которые тогда были понятны и поэтам, и слушателям.



Бедуины считаются носителями подлинного арабского зыка, настоящей поэзии и старых духовных ценностей, ставящих во главу угла храбрость и презрение к невзгодам.


– внутренние страны Сахары и Аравийского полуострова. Затем они стали распространяться по Месопотамии, Сирии и Халдее. Сейчас бедуины арабского происхождения проживают на землях, простирающихся от Персии до берегов Атлантики, от Курдских гор до Судана. Но на этих обширных землях они господствуют лишь в пределах . Территории, удобные для земледелия, занимают другие народы.

Побережье Красного моря облюбовали для жизни два больших бедуинских племени: Аль-Аббади и Аль-Маази. Первые селятся неподалеку от побережья и опровергают представление о себе как о сухопутном народе. Представителей Аль-Аббади можно встретить даже среди местных инструкторов-дайверов и капитанов рыболовецких судов. Аль-Маази – пустынные бедуины, которые вышли к морскому побережью из внутренних областей более 100 лет назад. Первоначально между двумя кланами разгорались нешуточные споры из-за дележа прибрежных территорий, закончившиеся великим собранием старейшин и четким разделением границ владений племен.

В Египте учет бедуинов не ведется, так как они не имеют паспортов и не участвуют в переписях населения. Есть примерные цифры: от 50 до 150 тысяч человек.

Социальный строй, традиции, жизненный уклад

Бедуины живут в племенах и кланах (хамуллах) и исповедуют . Руководителем племени является шейх, эта передается по . В бедуинском обществе существует институт «кади». Его представляют лица духовного сана, на которых возлагаются права и обязанности по осуществлению актов гражданского состояния, например, регистрации брака.

Домами бедуинов традиционно являются палатки, но сейчас у многих кочевников, в особенности у , обосновавшихся где-нибудь на побережье, основным может быть и вполне фешенебельная вилла.

В среде бедуинов существуют традиция кровной мести, конфликты между племенами и кланами возникают по разным причинам. Для решения проблемы шейхи племен договариваются о денежном возмещении ущерба, после чего объявляется «сульха» - прощение.

Еще по одной устоявшейся традиции, перед свадьбой семья жениха дает родителям невесты определенную сумму денег, на которые они покупают золотые украшения для новобрачной.

Большинство бедуинов Египта не стремятся поддерживать с современным обществом, они самодостаточны и сторонятся населенных пунктов. Старики учат молодежь чтению по Корану. Удел женщин – домашнее хозяйство и уход за скотом. Мужчины из-за жары охотятся по вечерам, а днем отдыхают в тени под тентами. Занимаются бедуины и сельским хозяйством, но это возможно лишь в горных районах с постоянными источниками воды.

Некоторые более современные и прогрессивные представители бедуинского общества занимаются коммерцией и другими видами трудовой деятельности. Так, одна семья, живущая на Синайском побережье, приручила стаю дельфинов, которые по приказу своих хозяев начинают развлекать туристов.

В последнее время наиболее прогрессивные бедуины участвуют даже в таких мероприятиях, как встреча нового года с туристами из России. Представьте: пустыня, жара, веселые россияне, кружащие по песку хороводы вместе с бедуинами – на что только не идут любители экзотического отдыха!

Бедуины, благодаря своей отчужденности от общества, самобытному жизненному укладу, независимости, выносливости и приспособленности к тяжелым условиям, для большинства цивилизованных народов остаются чем-то таинственным, экзотическим, непонятным. Но отголоски современной цивилизации нет-нет, да и пробираются в одинокие гордые кланы. Некоторые их представители, вопреки традициям, выбирают путь бизнеса и коммерции. Несмотря на это, врожденные гордость и независимость все равно остаются яркой чертой их

Статистика походов по месяцам и регионам

Статистика количества походов по месяцам

Я сделал выборку из 2500 походов от 20 туристических клубов. Выяснилось, что...

На лето приходится 66% походов за весь год . Нет ничего удивительного, что лето – лучшая пора для отдыха с рюкзаком. Во-первых, тепло и сухо; во-вторых, есть возможность взять отпуск под путешествие.

Осенью походов мало, потому что начинаются школа, учеба, работа, да и погода портится.

Зимой преобладают лыжные туры или проживания на базах отдыха, совмещенные с радиальными вылазками без тяжелых рюкзаков и снаряжения. На зиму приходится 6% всех походов.

Весной сидеть дома невтерпеж, поэтому достается снаряжение и планируются поездки. Погода в Крыму, на Кипре и Кавказе уже выше нуля, что позволяет совершать несложные переходы без боязни замерзнуть ночью в спальнике. Март – это 5% от общей статистики.

В апреле – внезапная пауза (3%), так как туристы копят время и деньги на майские праздники. Конец апреля – резкий старт сезона походов по Крыму, Кавказу, Саянам, Алтаю с захватом первомайских праздников. Кто хочет тепла, идут по турецеой Ликийской тропе или делают переход по кипрским горам Троодоса. Также в конце апреля много предложений, куда можно пойти с детьми. Конца апреля ждут все – и взрослые, и ребятня. Жизнь набирает обороты.

Май отличается ростом числа трекингов, походов в четыре раза – 13% от общей статистики. Открываются кемпинги, а туристические базы готовы к размещению туристов. К майским походам приплюсовываются походы, начинающиеся в последних числах опреля, чтобы захватить праздничные дни.

Пятерка самых посещаемых регионов выглядит так:

Первое место . Кавказ – 29%. Эльбрус и Казбек манят походников своей красотой.

Второе место . Крым – 15%. Приближенность моря и мягкий климат делают этот полуостров уникальным и словно созданным для недельных вылазок.

Третье место . Северо-Запад – 11%. Жителям Ленинградской области и Карелии повезло с природой: тут больше рек и озер, чем в Центральном округе. В Подмосковье особо и ходить некуда.

Четвертое и пятое места . Алтай, Байкал и Сибирь – по 7%. Туда дорого добираться из Москвы и Питера, но оно того стоит. Красивая природа, а туристов не так много, как в других местах.

Слово «Бедуин» происходит от арабского يود‎‎ب badawi - «обитатель пустыни (степи)», «кочевник». Обычно этим термином принято называть всё население арабского мира, которое ведёт кочевой образ жизни, независимо от их национальной принадлежности или вероисповедания. По данным современной науки, бедуины живут в пустыне не менее 4-5 тысяч лет.

В древние времена, большинство людей поселялись возле рек, но бедуины предпочитали жить в открытой пустыне. Бедуины в основном проживают в арабских и сирийских пустынях, на Синайском полуострове в Египте и пустыне Сахара в Северной Африке.

Бедуинские общины есть во многих странах мира, включая Египет, Сирию, Палестину, Иорданию, Саудовскую Аравию, Йемен и Ирак на Ближнем Востоке, а также Марокко, Судан, Алжир, Тунис и Ливию в Северной Африке. В общей сложности численность бедуинского населения составляет около 4 млн. человек.

В этой статье речь пойдёт о бедуинах Синайского полуострова, в частности о бедуинах, проживающих в окрестностях Дахаба.

На сегодняшний день в Дахабе можно найти примеры культур всего мира. Люди из разных стран и разных национальностей решили поселиться в Дахабе или сделать этот городок своим вторым домом. Это придает Дахабу яркость и колорит.

Вторая по величине группа, населяющая Дахаб, состоит из бедуинских племен, которые поселились здесь около 800 лет назад и являются коренными жителями. За последние 30 лет они претерпели много изменений. Некоторые изменения оказали положительное влияние на их образ жизни, в то время как другие сказались отрицательно. Внедорожники «Jeep» уже давно заменили верблюдов в качестве транспортного средства, но, к счастью бедуинская культура в Дахабе осталась практически неизменной. Почти все бедуины живут на севере Дахаба – в районе «Ассала», главной бухте когда-то бедуинской деревни.

Сегодня в Дахабе проживает около 10 000 бедуинов и около 20 000 человек из остальной части Египта. Примерно 3 000 человек со всего мира живут или работают здесь.

Кто такие бедуины?

Бедуины, говорящие на арабском диалекте кочевых племен, являются выходцами из Аравийского полуострова (в основном из Саудовской Аравии), путешествующие по пустыне в поисках воды и подходящих мест для стоянки. Иногда, их путешествие до прибытия в пункт назначения, продолжалось несколько дней. Когда то каждое племя было ответственно за свой участок земли, от которой они получали доход, предоставляя ночлег, еду и безопасность путешественникам и торговым караванам. Как опытнейшие гиды в пустыне, они контролировали торговые пути и сопровождали караваны.

Бедуинам удалось сохранить свои природные качества пустынного образа жизни на протяжении многих тысяч лет. Они выживали в сухих и суровых районах пустыни Ближнего Востока, при этом, поставляя излишки скота, мяса и молочной продукции в близлежащие города. Бедуины на Синае могут научить вас выживанию в экстремальных условиях пустыни. Они отлично знают все повадки животных (в том числе и человека), так же они в состоянии найти свой путь в пустыне без компаса или карты.

Бедуинские мужчины и женщины традиционно выполняют различные роли в обществе. Бедуинские мужчины, как правило, зарабатывают на жизнь для своих семей. На сегодняшний день некоторые из них работают, как сафари-гиды, водители, некоторые владеют магазинами, кто-то задействован в строительстве или в сфере обслуживания. Женщины работают преимущественно в доме, занятые домашними хлопотами, семьей и поголовьем коз, овец и верблюдов.

Как правило, бедуинские женщины общаются только с мужчинами из их семьи или гостями, приглашенными в их дом. Однако эта традиция начинает немного меняться в Дахабе, и некоторые бедуинские женщины начинают работать вне дома, присматривая за детьми или в магазинах. Большинство бедуинских женщин Дахаба отлично владеют техникой изготовления ожерелий и браслетов, бисероплетением. Все эти изделия обычно продают их дети в городе и вокруг него.

Одежда бедуинов

Бедуинские мужчины носят длинные рубашки-платья «джалабея», преимущественно белого цвета, хотя могут встречаться и другие цвета. На голове носят «смагг» (красно-белый платок, в России и странах СНГ, именуемый «арафаткой») или «аймемма» (белый платок), иногда удерживаемый на месте при помощи чёрного обода («агал»).

Бедуинские женщины обычно носят яркие длинные платья (также как и у мужчин, называемые «джалабея»), но когда они выходят за пределы дома они одеваются в «абая» (тонкие, длинные черные платья-плащи, иногда покрытые блестящей вышивкой). Также они всегда покрывают свои головы и волосы, когда они покидают свои дома при помощи «тарха» (черный, тонкий платок). Когда-то, женское лицо по традиции было скрыто за богато украшенной «буркой», что сейчас можно увидеть только у старшего поколения. Представительницы молодого поколения сегодня покрывают свои головы просто платком («тарха»).

Бедуинское гостеприимство

Бедуины отличные хозяева и хорошо известны своим гостеприимством, и вы непременно почувствуете себя желанным гостем в их доме. Это часть традиции, которая передаётся из поколения в поколение. Вам обязательно предложат знаменитый бедуинский чай, заваренный из листьев чая и пустынных трав «хабак» и «мармарея».

Это придаёт чаю особый аромат, вкус «хабака» немного напоминает вкус шалфея. Обычно чай готовят на костре, как только гость прибывает, и обмениваются с ним историями и новостями.

Другая часть гостеприимства бедуинов – это пища, предложенная гостю. Традиционная еда это вкусный бедуинский хлеб, приготовленный на открытом огне, а также рис, мясо, рыба и овощные блюда. Пища всегда готовится из свежих продуктов. Бедуины уделяют особое внимание приготовлению пищи, и еда, подаваемая гостям, всегда рассматривается, как особое, важное событие.

Для усталых пустынных путников вид бедуинских палаток был равнозначен оазису. По бедуинскому обычаю пища, вода и место для сна предоставляется всем путникам и гостям, и если есть необходимость этот срок может достигать трех дней. Обычно этого времени достаточно, для того, чтобы набраться сил и продолжать дальше путешествие по пустыне. Хотя, в современном мире легковые автомобили, изменили необходимость такого гостеприимства, оно по-прежнему формирует важную часть культуры бедуинов, и как и раньше приют предлагается в случае необходимости.

Бедуины обладают удивительным даром рассказчиков и могут поведать вам многочисленные истории о том, «какие события происходили в древние времена». Большинство историй это необычные рассказы о поведении верблюдов, о чудотворном лечении лекарственными травами, которые они применяют в своей семье. Многие бедуины обладают настоящим поэтическим талантом, часто используя его для особых случаев, таких как свадьбы.

Траволечение

Познания бедуинов в фитотерапии необычайно глубоки и с древних времён это было их единственным источником и надеждой на исцеление при болезнях в пустыне. Им известны сотни травяных лекарств и различных лекарственных средств, одним из наиболее популярных является верблюжье молоко. Оно используется при многих недугах, включая расстройство желудка и пищеварения, проблемах кровообращения и опорно-двигательного аппарата. Бедуины обладают обширными знаниями пустынных растений и тем, для чего они могут применяться. В Дахабе мы находим множество свидетельств тому, насколько эффективно эти лекарственные растения воздействуют на человеческий организм.

Религия и вера

Синайские бедуины являются мусульманами суннитского толка и исповедуют свою религию – Ислам с глубокой верой и искренностью. В рамках своей религии они сохранили тесную связь с миром природы. Как правило, бедуины знают, о том, что приближается буря, ещё до её начала, или когда дикое животное приближается к их дому. Жизнь в гармонии с природой – очень естественный способ сохранять свою веру. Множество современных бедуинов Дахаба часто оставляют свои дела и уходят, чтобы уединиться в удалённые, укромные места в горах или пустыне и насладиться первозданными ощущениями тишины и умиротворения.

Бедуинская традиция основана на строгих племенных законах и обычаях. Племенной закон запрещает уничтожение живых деревьев, наказанием за это может быть штраф, состоящий из 3 двухлетних верблюдов или их денежного эквивалента. Бедуины говорят, что "убийство дерева подобно убийству души".

Бедуинская свадьба

Бедуинские свадьбы обычно проводятся во время полной луны, и это событие является отличным способом познакомиться с этой уникальной культурой. Свадьба может длиться от 2 до 5 дней и большинство праздничных действий происходит в ночное время. Преимущественно это проходит в частных домах. Однако, большие свадьбы, один раз или два раза в год, проводятся в большой долине пустыни. Одни из кульминационных моментов включает в себя специальную ночь племенных танцев и живой музыки. В это время незамужние женщины используют шанс выбрать себе будущего мужа, танцуя перед потенциальными женихами. Возможно, это один из немногих моментов в году, когда молодые мужчины и женщины имеют возможность общаться, в надежде найти свою любовь. Так же как и свадьбы в других странах мира, во время бедуинской свадьбы, каждый наряжается в свои лучшие одежды, и празднества проходят с едой, музыкой и танцами.

Бедуинские ремёсла

Традиционно бедуинские женщины ткут шатёр для своей семьи из козьей или верблюжьей шерсти, и отвечают за строительство и установку палатки, если семья переходит на новые земли.

Сегодня бедуинские женщины владеют ремёслами изготовления красивых вещей, таких как ковры, ожерелья, браслеты и бурки. Это, как правило, вещи, вышитые или украшенные бисером, блестками и монетами с использованием традиционных техник, передающихся из поколения в поколение. Местная флора и фауна находит своё отображение в замысловатых рисунках и орнаментах, используемых в работе. В центре Дахаба вы встретите множество бедуинских детей, продающих эти красивые изделия.

Что такое племя?

Племя – это группа, состоящая из некоторого количества кланов. Каждый клан включает в себя отдельные семьи, которые прослеживают свою родословную, ведущую к одному источнику. Каждый клан имеет свои собственные скважины, пастбища и земли. Также кланы дополнительно разбиты на группы, каждая из которых выполняет различные функции в племени, такие как скотоводство и выращивание крупного рогатого скота, руководящие и торговые функции и т.д. Во главе племени всегда есть лидер, которого называют Шейхом.

Кто такой Шейх?

Шейх является лидером племени и имеет значительное влияние, он следит за тем, чтобы племя всегда придерживалось традиционных обычаев и исполняло советы старейшин племен. Шейх всегда избирается из благородной семьи, и любой из семьи имеет право на эту позицию, однако обычно Шейх - старейший мужчина. Шейх является представителем своего племени и часто один призван разрешать споры или выступать в качестве переговорщика в целях урегулирования разногласий.

Самая большая задача, стоящая сейчас перед бедуинами Синайского полуострова заключается в поиске баланса между старым (кочевым) образом жизни и новым (городским укладом), который возник из-за развития туризма на Синае. Число кочевых бедуинов сегодня снизилось и настоящей проблемой является поддержание этой уникальной истории и культуры при попытке идти в ногу с современным миром.