Как в приведенном фрагменте раскрывается натура манилова. Образ и характеристика манилова в поэме мертвые души гоголя сочинение. Описание деревни Манилова: положение крестьян

К уроку по рассказу Е.Носова «Белый гусь». 7 класс


  • Общие – продолжить обсуждение проблем гуманного отношения к беззащитным и ответственности за их жизнь;
  • Частные – формировать умение различать автора, рассказчика и участников событий; продолжить знакомство с юмором как особым художественным приемом; обратить внимание на роль пейзажа в осуществлении авторского замысла.


Слово о писателе

  • Носов Евгений Иванович (род. в 1925 г.) – писатель, журналист. Уже в ранних его произведениях проявился индивидуальный почерк – неброская «акварельность» его письма всегда основательна, ясна, отточена до мельчайших деталей. «Наблюдательный живописец, он умело отбирает подробности бытия, звуки, краски, порой незаметные равнодушному, суетному или просто не умеющему «видеть» глазу. В свои этюды он впускает животных, птиц, насекомых, заставляет читателя наклониться к самому скромному полевому цветку…» (Подзорнова Н. На тысячу верст кругом Россия…// Лит. Россия. – 1973. – 21 сент.). При этом Носов предстает не просто созерцателем природы, но обладает философским взглядом на течение земной жизни. В. Астафьев, наблюдая за тем, как рождаются произведения Носова, писал: «Нет среди знакомых мне писателей никого другого, кто бы работал так медленно и надсадно. Мне доводилось видеть рукописи его рассказов в авторский лист размером. Этот рассказ, как яичный желток, был вылуплен из рукописи в страниц полтораста. И каждая из этих страниц отделана так, что хоть сейчас в типографию сдавай. Перед такой маетной работой я склоняю голову». По признанию Е. Носова, он сохранил эту манеру работы на всю жизнь – пишет трудно, не признает правила «ни дня без строчки», потому что не садится за стол без особой
  • творческой сосредоточенности.

Вступительное слово

  • В 5-х и 6-х классах, занимаясь по книгам «Вокруг тебя – Мир…», вы знакомились с произведениями Е. Носова. Помните ли вы их?
  • Вам предлагается еще один рассказ Е. Носова – «Белый гусь». Как вам кажется, о чем будет этот рассказ?
  • Видели ли вы когда-нибудь гусей? Что это за птица? Как она себя обычно ведет?

  • 1. Оправдываются ли ваши предположения о содержании рассказа?
  • 2. «Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала». Найдите в тексте слова, выражения, которые помогают развернуть это сравнение («…выправка», «белоснежный китель», «клюв с какой-то … шишкой…», походившей «на кокарду», «ведет свою гусиную армаду»). Как вы думаете, какое положение в стае занимал Белый гусь? (Он был вожаком: «был самой важной птицей», «в силу своего высокого положения».)
  • 3. Найдите в тексте описание гуся. На какие детали обращается наше внимание? (Походка, шея, клюв, крылья, оперенье, куцый хвост.)

Аналитическая работа (по прочитанному тексту)

  • 4. Перечитайте следующие строчки:
  • «Ходил он важно, обдумывая каждый шаг»; «Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды»; «Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо нее прямо к шее был прикреплен огромный, цвета апельсиновой корки клюв…»; «Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков».
  • Как вам кажется, по этим строчкам можно судить о чувствах, с которыми автор описывает птицу? Подберите для них наиболее точные названия. А какие чувства вызывает это описание гуся у вас?
  • Знаете ли вы, как называется художественный прием, позволяющий вызвать у читателя чувство доброй усмешки?


  • Юмор (от англ. humour – юмор, нрав, настроение, склонность) – особый вид комического, смешного; отношение к описываемому объекту, сочетающее внешне комическую трактовку с внутренней серьезностью. Юмор настраивает на более вдумчивое («серьезное») отношение к предмету смеха, на постижение его «правды», несмотря на смешные странности, а потому в противоположность осмеивающим, разрушительным видам смеха – на оправдание «чудака».

Аналитическая работа

  • Как вам кажется, что хотелось бы автору «оправдать» в «чудаке»-гусе?
  • 5. Как вы назовете прием, использованный при описании гуся в следующих строчках: «Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники»? (Это прием гиперболизации, уже известный ученикам.)
  • 6. К какому типу текста можно отнести эту часть рассказа? (Это описание.) Как бы вы озаглавили ее?

Аналитическая работа (продолжение)

  • 1. Вы уже хорошо представляете себе Белого гуся. Что нового узнаем мы о нем из этой части рассказа? (Мы узнаем, как произошла первая после некоторого перерыва встреча рассказчика с Белым гусем.)
  • 2. Кто нам рассказывает о Белом гусе? (Повествование ведется от первого лица. Можно предположить, что о гусе нам рассказывает автор.) Как он относится к птице? На основании чего вы делаете такой вывод?
  • 3. В этой части нам снова в нескольких местах встречается описание Белого гуся. На что обращается внимание читателя? (Внимание обращается на оперенье: «перья… ладно пригнаны»; на крылья: еще раз подчеркивается их размер – «полутораметровые», «ударил крыльями по спицам», «упирался, хлестко стегал мальчишку крыльями, сшиб с него кепку».)


Аналитическая работа

  • 4. Обратитесь к двум прочитанным отрывкам из рассказа. Какое из описаний вам представляется наиболее образным, ярким? (Ответы могут быть разными, но кто-то обязательно обратит внимание на описание Белого гуся, стоящего на краю луга. Учитель может специально обратить внимание учащихся на это описание и на использованный в нем прием развернутого сравнения – «будто … высечен из глыбы рафинада», «точно так же, как… в куске сахара».) Не кажется ли вам странным такое сравнение: с рафинадом, с сахаром? Может быть, более органичным было бы другое: словно из куска белого мрамора? Какого ощущения у читателя добивается автор, прибегая именно к такому сравнению?

Аналитическая работа

  • 5. В самом конце первого отрывка и во втором появляется новый участник событий – деревенский мальчишка Степка. Какова роль этого персонажа? Подтвердите свой ответ текстом. (Именно Степка рассказывает нам об изменениях в жизни Белого гуся. Эпизод, описывающий стычку гуся с рассказчиком и своевременную помощь мальчика, позволяет читателю судить о размерах птицы, ее характере.)
  • 6. Есть ли в этой части рассказа эпизоды, переданные с юмором? Что в «чудаке»-гусе на этот раз «оправдывает» автор?
  • 7. Сложилось ли уже у вас отношение к Белому гусю? Как вы к нему относитесь? Объясните причину именно такого вашего отношения.
  • 8. К какому типу текста можно отнести эту часть рассказа? (Это повествование с элементами описания.) Озаглавьте ее.

Аналитическая работа

  • 1. Какие чувства возникли у вас при чтении этого описания грозы? Какие моменты вы представили наиболее ярко?
  • 2. Далее ученики работают в группах.
  • Задания для групп:
  • а) проанализировать описание природы во время грозы:
  • что описывается;
  • какие художественные средства используются при описании;
  • б) проанализировать поведение всех участников события, кроме рассказчика:
  • кто участвует;
  • как ведет себя;
  • какие художественные средства использованы при описании их действий;
  • в) проанализировать все, что в данном эпизоде связано с образом рассказчика:
  • где находится во время грозы;
  • что видит;
  • как ведет себя;
  • какие чувства испытывает;
  • какие художественные средства используются для передачи его отношения к увиденному.

Обобщение

  • 1. К какому типу текста можно отнести эту часть рассказа? Озаглавьте ее.
  • 2. Есть ли в этой части рассказа юмористические сцены? (Ученики заметят их отсутствие. Учителю важно выяснить, понятна ли им причина такого отсутствия.)
  • 3. Вспомните описание грозы из рассказа Е. Носова. Закройте глаза и послушайте слова и словосочетания, которые использует автор при описании: (я) не заметил – наползла – (неотвратимо) пожирала – накатилась – налетел – подхватил – унес – полоснули – зашумело – вывернуло (наизнанку) – обрушилась – полегли – (жестко) стукнуло – бил – не выдержали – побежали – барабанил (по пригнутым спинам) – слышался (жалобный крик) – поникал (иссеченный) – падали – забивались – бился…
  • Какие ассоциации у вас возникли? (Как правило, у детей возникают ассоциации с войной, налетом, бомбежкой. В этом случае можно спросить, кого бы они определили как «условного противника», а кого – «условной третьей стороной». Важно так вести разговор, чтобы у детей не возникло желания выносить оценки поведению птиц и людей, оказавшихся под ударами града: осуждать спасающихся, преклоняться перед тем, кто ведет себя иначе. Они все – уязвимы, хотя и ведут себя в экстремальной ситуации по-разному.)
  • 4. Гроза в описании Е. Носова приобретает некое символическое значение. В чем оно? (Беззащитность, ранимость, незащищенность, уязвимость всего живого в любой экстремальной ситуации. Может быть, есть и такой мотив: ответственность самого сильного за жизнь окружающих.)
  • 5. Как вы считаете, почему в рассказе Белый гусь пишется с заглавной буквы? (Такое имя гусю дает не столько рассказчик, а уже скорее сам автор, что усиливает символический подтекст всего произведения.) Рассказ Е. Носова заканчивается утверждением: перед гусенком «открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца». Нет ли здесь противоречия? (Ученики почувствуют, что такой оптимистический финал не противоречит ходу повествования и отражает убеждение автора в том, что в ситуации опасности, в экстремальной ситуации необходимо всеми силами защищать самых уязвимых.)


Домашнее задание

  • 1. Можно ли этот рассказ отнести к числу рассказов о природе? Объясните свою точку зрения.
  • 2. На какие мысли навел вас рассказ Е. Носова «Белый гусь»? Какие вопросы вы бы хотели задать автору рассказа?

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.
Ходил он важно, обдумывая каждый шаг.
Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши.
Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед и покатил открывать рыбачий сезон. Когда я проезжал вдоль деревни, Белый гусь, заметив меня, пригнул шею и с угрожающим шипеньем двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом.
- Вот собака! - сказал прибежавший деревенский мальчик. - Другие гуси как гуси, а этот... Никому прохода не дает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.
- А мать-то их где? - спросил я.
- Гусыню машина переехала. Гусь продолжал шипеть.
- Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Нечего сказать, воспитываешь поколение...
Переругиваясь с гусем, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-сизой тяжелой стеной, без просветов, без трещинки, и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба.
Гуси перестали щипать траву, подняли головы.
Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки.
Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, и к моим ногам скатилась белая горошина.
Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града.
Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой.
Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.
Гуси не выдержали и побежали. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый «одуванчик», иссеченный градом, поникал в траву.
А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши - те немногие, которые успели добежать.
К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда, которые больно секли меня по спине.
Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.
На середине луга никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. То был Белый гусь. Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.
Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. (449 слов) (По Е. И. Носову)

Перескажите текст подробно.
Придумайте свое название к данному рассказу и обоснуйте его.
Перескажите текст сжато.
Ответьте на вопрос: «Какие мысли и чувства вызывает у вас этот рассказ?»


Носов Е. "Белый гусь"

Если бы птицам присваивали воинские чины, то этому гусю следовало бы дать адмирала. Все у него было адмиральское: и выправка, и походка, и тон, каким он разговаривал с прочими деревенскими гусями.

Ходил он важно, обдумывая каждый шаг. Прежде чем переставить лапу, гусь поднимал ее к белоснежному кителю, собирал перепонки, подобно тому, как складывают веер, и, подержав этак некоторое время, неторопливо опускал лапу в грязь. Так он ухитрялся проходить по самой хлюпкой, растележенной дороге, не замарав ни единого перышка.

Этот гусь никогда не бежал, даже если за ним припустит собака. Он всегда высоко и неподвижно держал длинную шею, будто нес на голове стакан воды.

Собственно, головы у него, казалось, и не было. Вместо нее прямо к шее был прикреплен огромный, цвета апельсиновой корки, клюв с какой-то не то шишкой, не то рогом на переносье. Больше всего эта шишка походила на кокарду.

Когда гусь на отмели поднимался в полный рост и размахивал упругими полутораметровыми крыльями, на воде пробегала серая рябь и шуршали прибрежные камыши. Если же он при этом издавал свой крик, в лугах у доярок тонко звенели подойники.

Одним словом, Белый гусь был самой важной птицей на всей кулиге. В силу своего высокого положения в лугах он жил беспечно и вольготно. На него засматривались лучшие гусыни деревни. Ему безраздельно принадлежали отмели, которым не было равных по обилию тины, ряски, ракушек и головастиков. Самые чистые, прокаленные солнцем песчаные пляжи – его, самые сочные участки луга – тоже его.

Но самое главное – то, что плес, на котором я устроил приваду, Белый гусь считал тоже своим. Из-за этого плеса у нас с ним давняя тяжба. Он меня просто не признавал. То он кильватерным строем ведет всю свою гусиную армаду прямо на удочки, да еще задержится и долбанет подвернувшийся поплавок. То затеет всей компанией купание как раз у противоположного берега. А купание-то это с гоготом, с хлопаньем крыльев, с догонялками и прятками под водой. А нет – устраивает драку с соседней стаей, после которой долго по реке плывут вырванные перья и стоит такой гам, такое бахвальство, что о поклевках и думать нечего.

Много раз он поедал из банки червей, утаскивал куканы с рыбой. Делал это не воровски, а все с той же степенной неторопливостью и сознанием своей власти на реке. Очевидно, Белый гусь считал, что все в этом мире существует только для него одного, и, наверное, очень бы удивился, если бы узнал, что сам-то он принадлежит деревенскому мальчишке Степке, который, если захочет, оттяпает на плахе Белому гусю голову, и Степкина мать сварит из него щи со свежей капустой.

Этой весной, как только пообдуло проселки, я собрал свой велосипед, приторочил к раме пару удочек и покатил открывать сезон. По дороге заехал в деревню, наказал Степке, чтобы добыл червей и принес ко мне на приваду.

Белый гусь уже был там. Позабыв о вражде, залюбовался я птицей. Стоял он, залитый солнцем, на краю луга, над самой рекой. Тугие перья одно к другому так ладно пригнаны, что казалось, будто гусь высечен из глыбы рафинада. Солнечные лучи просвечивают перья, зарываясь в их глубине, точно так же, как они отсвечивают в куске сахара.

3аметив меня, гусь пригнул шею к траве и с угрожающим шипением двинулся навстречу. Я едва успел отгородиться велосипедом. А он ударил крыльями по спицам, отскочил и снова ударил:

– Кыш, проклятый!

Это кричал Степка. Он бежал с банкой червей по тропинке.

– Кыш, кыш!

Степка схватил гуся за шею и поволок. Гусь упирался, хлестко стегал мальчишку крыльями, сшиб с него кепку.

– Вот собака! – сказал Степка, оттащив гуся подальше. – Никому прохода не дает. Ближе ста шагов не подпускает. У него сейчас гусята, вот он и лютует.

Теперь только я разглядел, что одуванчики, среди которых стоял Белый гусь, ожили, и сбились в кучу, и испуганно вытягивают желтые головки из травы.

– А мать-то их где? – спросил я Степку.

– Сироты они...

– Это как же?

– Гусыню машина переехала.

Степка разыскал в траве картуз и помчался по тропинке к мосту. Ему надо было собираться в школу.

Пока я устраивался на приваде, Белый гусь уже успел несколько раз подраться с соседями. Потом откуда-то прибежал пестро-рыжий бычок с обрывком веревки на шее. Гусь набросился на него.

Теленок, взбрыкивая задом, пускался наутек. Гусь бежал следом, наступал лапами на обрывок веревки и кувыркался через голову. Некоторое время гусь лежал на спине, беспомощно перебирая лапами. Но потом, опомнившись и еще пуще разозлившись, долго гнался за теленком, выщипывая из ляжек клочья рыжей шерсти. Иногда бычок пробовал занять оборону. Он, широко расставляя передние копытца и пуча на гуся фиолетовые глаза, неумело и не очень уверенно мотал перед гусем лопоухой мордой. Но как только гусь поднимал вверх свои полутораметровые крылья, бычок не выдерживал и пускался наутек. Под конец теленок забился в непролазный лозняк и тоскливо замычал.

– То-то! – загоготал на весь выпас Белый гусь, победно подергивая куцым хвостом.

Короче говоря, на лугу не прекращались гомон, устрашающее шипение и хлопанье крыльев, и Степкины гусята пугливо жались друг к другу и жалобно пищали, то и дело теряя из виду своего буйного папашу.

– Совсем замотал гусят, дурная твоя башка! – пробовал стыдить я Белого гуся.

– Эге! Эге! – неслось в ответ, и в реке подпрыгивали мальки. – Эге! (Мол, как бы не так!)

– У нас тебя за такие штучки враз бы в милицию.

– Га-га-га-га! – издевался надо мной гусь.

– Легкомысленная ты птица! А еще папаша! Не чего сказать, воспитываешь поколение….

Переругиваясь с гусем и поправляя размытую половодьем приваду, я и не заметил, как из-за леса наползла туча. Она росла, поднималась серо-синей тяжелой стеной, без просветов, без трещинки и медленно и неотвратимо пожирала синеву неба. Вот туча краем накатилась на солнце. Ее кромка на мгновение сверкнула расплавленным свинцом. Но солнце не могло растопить всю тучу и бесследно исчезло в ее свинцовой утробе. Луг потемнел, будто в сумерки. Налетел вихрь, подхватил гусиные перья и, закружив, унес вверх.

Гуси перестали щипать траву, подняли головы. Первые капли дождя полоснули по лопухам кувшинок. Сразу все вокруг зашумело, трава заходила сизыми волнами, лозняк вывернуло наизнанку.

Я едва успел набросить на себя плащ, как туча прорвалась и обрушилась холодным косым ливнем. Гуси, растопырив крылья, полегли в траву. Под ними спрятались выводки. По всему лугу были видны тревожно поднятые головы.

Вдруг по козырьку кепки что-то жестко стукнуло, тонким звоном отозвались велосипедные спицы, и к моим ногам скатилась белая горошина.

Я выглянул из-под плаща. По лугу волочились седые космы града. Исчезла деревня, пропал из виду недалекий лесок. Серое небо глухо шуршало, серая вода в реке шипела и пенилась. С треском лопались просеченные лопухи кувшинок.

Гуси замерли в траве, тревожно перекликаясь. Белый гусь сидел, высоко вытянув шею. Град бил его по голове, гусь вздрагивал и прикрывал глаза. Когда особенно крупная градина попадала в темя, он сгибал шею и тряс головой. Потом снова выпрямлялся и все поглядывал на тучу, осторожно склоняя голову набок. Под его широко раскинутыми крыльями тихо копошилась дюжина гусят.

Туча свирепствовала с нарастающей силой. Казалось, она, как мешок, распоролась вся, от края и до края. На тропинке в неудержимой пляске подпрыгивали, отскакивали, сталкивались белые ледяные горошины.

Гуси не выдержали и побежали. Они бежали, полузачеркнутые серыми полосами, хлеставшими их наотмашь, гулко барабанил град по пригнутым спинам. То здесь, то там в траве, перемешанной с градом, мелькали взъерошенные головки гусят, слышался их жалобный призывный писк. Порой писк внезапно обрывался, и желтый одуванчик, иссеченный градом, поникал в траву.

А гуси все бежали, пригибаясь к земле, тяжелыми глыбами падали с обрыва в воду и забивались под кусты лозняка и береговые обрезы. Вслед за ними мелкой галькой в реку сыпались малыши – те немногие, которые еще успели добежать. Я с головой закутался в плащ. К моим ногам скатывались уже не круглые горошины, а куски наспех обкатанного льда величиной в четвертинку паленого сахара. Плащ плохо спасал, и куски льда больно секли меня по спине.

По тропинке с дробным топотом промчался теленок, стегнув по сапогам обрывком мокрой веревки. В десяти шагах он уже скрылся из виду за серой завесой града.

Где-то кричал и бился запутавшийся в лозняке гусь, и все натужнее звякали спицы моего велосипеда.

Туча промчалась так же внезапно, как и набежала. Град в последний раз прострочил мою спину, поплясал по прибрежной отмели, и вот уже открылась на той стороне деревня, и в мокрое заречье, в ивняки и покосы, запустило лучи проглянувшее солнце.

Я сдернул плащ.

Под солнечными лучами белый, запорошенный луг на глазах темнел, оттаивал. Тропинка покрылась лужицами. В поваленной мокрой траве, будто в сетях, запутались иссеченные гусята. Они погибли почти все, так и не добежав до воды.

Луг, согретый солнцем, снова зазеленел. И только на его середине никак не растаивала белая кочка. Я подошел ближе. Это был Белый гусь.

Он лежал, раскинув могучие крылья и вытянув по траве шею. Серый немигающий глаз глядел вслед улетавшей туче. По клюву из маленькой ноздри сбегала струйка крови.

Все двенадцать пушистых «одуванчиков», целые и невредимые, толкаясь и давя друг друга, высыпали наружу. Весело попискивая, они рассыпались по траве, подбирая уцелевшие градины. Один гусенок, с темной ленточкой на спине, неуклюже переставляя широкие кривые лапки, пытался взобраться на крыло гусака. Но всякий раз, не удержавшись, кубарем летел в траву.

Малыш сердился, нетерпеливо перебирал лапками и, выпутавшись из травинок, упрямо лез на крыло. Наконец гусенок вскарабкался на спину своего отца и замер. Он никогда не забирался так высоко.

Перед ним открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца.

Цели:

1) расширить представление учащихся о писателе Е.И.Носове как о художнике слова;

2) сформировать умение анализировать художественный текст;

3) развивать навык анализа эпизода художественного текста;

4) воспитывать гуманное отношение к миру живой природы.

1) погрузившись в текст художественного произведения, понять, какова его основная мысль;

2) определить, в чём заключается мастерство писателя.

Оборудование:

  • портрет писателя Е.И.Носова,
  • сборники “Вокруг тебя - мир ” с рассказом Е.И.Носова “Белый гусь”,
  • Толковый словарь русского языка” /под ред.С. И. Ожегова/,
  • иллюстрации учащихся к рассказу.

Тип урока: урок-диалог.

Оформление доски: портрет писателя Е.И.Носова, эпиграф к уроку.

“Как писатель я черпаю вдохновение в своем курском краю”.
Е. И. Носов

Ход урока

I. Оргмомент.

II. Вступительное слово учителя, выступления учащихся о писателе Носове.

Носов Евгений Иванович (1925-2002), русский писатель. Родился 15 января 1925 в селе Толмачево под Курском в семье деревенского мастера-ремесленника. В 1943 после окончания 8 классов ушел на фронт. Солдат-артиллерист в армии маршала К.К.Рокоссовского. Ранение в последние дни войны на подступах к Кёнигсбергу (с 1946 Калининград) отразилось в рассказе Носова “Красное вино победы” (1962). В 1945, окончив школу-десятилетку, уехал в Среднюю Азию, работал в газете (цинкографом, ретушером и литературным сотрудником).

Начал печататься в 1947 (стихи, публицистические статьи, очерки, корреспонденции, рецензии). С 1951 жил в Курске. В 1957 опубликовал первый рассказ (для детей) “Радуга”, в 1958 – первый сборник рассказов и повестей “На рыбачьей тропе”. Тонкое чувство слова, обостренное, объемно-пластичное восприятие окружающего мира, любовь к обстоятельному, неспешному и “естественному” бытию и труду на лоне природы сразу определили место Носова в ареале современной “деревенской прозы” как художника-традиционалиста, ориентированного на опыт И.С.Тургенева, И.А.Бунина и Н.С.Лескова.

Как и другие видные писатели-“деревенщики” (В.П.Астафьев, В.И.Белов и Б.А.Можаев), учился на Высших литературных курсах при Союзе писателей СССР (1960–1962), активно публиковался в столичной периодике (журналы “Новый мир”, “Наш современник”), выпускал многочисленные сборники рассказов и повестей (“Рассказы”, 1959; “Тридцать зёрен”, 1961; “Дом за триумфальной аркой”, 1963; “Где просыпается солнце”, 1965; “Шумит луговая овсяница”, 1966 (Государственная премия РСФСР им. А.М.Горького, 1975); “ За долами, за лесами”, 1967; “Берега”, “Красное вино победы”, оба 1971; “И уплывают пароходы...”, 1975; “Усвятские шлемоносцы”, 1980; “В чистом поле...”, 1990, и др.).

В лучших рассказах и повестях писателя (“Шумит луговая овсяница”, 1925; “Объездчик”, 1966; “За долами, за лесами”, “ Варька”, “Домой, за матерью”, все 1967; “И уплывают пароходы, и остаются берега”, 1970; “Шопен, соната номер два”, 1973) глубокий психологизм, склонность к социальному анализу, историчность мышления и точность бытописания в изображении жизни современной среднерусской деревни).

Печаль, ностальгия по светлому, незамутненно- наивному, “детскому” восприятию мира пронизывает творчество Носова, что особенно ощутимо в его рассказах (“Мост”, “Дом за триумфальной аркой”) и повестях (“Не имей десять рублей”, “Моя Джомолунгма”) о собственном детстве и отрочестве (рассказы “Подпасок”, “Дежка”). О русском мужике на войне повесть “Усвятские шлемоносцы” (1977), где рассказывается о последних мгновениях трудовой и семейной деревенской жизни – нескольких днях сенокоса в июне 1941, накануне отправки мужчин на фронт. Повесть утверждает в характерной для писателя проекции на патриархальную русскую общину и православие исконное миролюбие русского народа-хлебопашца, подчеркивает неестественность и даже богопротивность обращения земледельца в солдата.

Грустная тональность произведений Носова конца 1980–1990-х годов (фантастический рассказ “Сон”, рассказы “НЛО нашего детства”, “Темная вода”, “Карманный фонарик”, “Костер на ветру”, “ Красное, желтое, зеленое.”..) связана с ощущением у писателя (имеющим, однако, более нравственно-эстетическую, нежели политическую окраску) невозобновимого распада коренных устоев национальной жизни, катастрофического нарастания в “перестроечном” селе бытийной дисгармонии: жестокости, апатии, разочарования и эгоизма. Писатель выступает также с размышлениями о русской классической литературе (“Жди назавтра ясного дня”, 1992, посвящено А.А.Фету). Лауреат Премии Александра Солженицына (2001).Умер писатель 12 июня 2002 года после тяжелой болезни. Похоронен на Офицерском кладбище Курска.

III. Работа с текстом.

1. Выразительное чтение начала рассказа Е.И.Носова “Белый гусь” учителем: “Если бы птицам присваивали воинские звания, то этому надо было бы присвоить звание адмирала…

2. Обсуждение:

Почему, по-вашему, в рассказе “Белый гусь” пишется с заглавной буквы?

Что такое адмирал * ?

Лексическая работа (подготовленный ученик).

Адмирал - высшее воинское звание командного состава военно-морских сил, а также лицо, имеющее это звание. Адмирал флота (высшее звание адмиралов.

(“Толковый словарь русского языка” под редакцией С.И.Ожегова)

(В процессе работы над текстом учащиеся приходят к выводу, что, описывая Белого гуся, автор использует приёмы: сравнения, олицетворения, метафоры, гиперболизацию).

Назовите основные эпизоды рассказа. (Учащиеся называют эпизоды: “Знакомство с Белым гусём”, “Папаша”, “Гроза”, “Гибель Белого гуся”, “Спасённые гусята”)

Какой эпизод в рассказе самый главный и почему? (Эпизод “Гроза”. Это кульминация произведения)

3. Выразительное чтение эпизода “Гроза ” (подготовленный ученик) и его обсуждение.

Каким вы увидели Белого гуся до грозы и в этом эпизоде?

Как и почему он бросился защищать своё потомство?

Как относились к папе-гусю дети-гусята?

Как описывает дождь, грозу писатель?

А как он показывает гибель Белого гуся?

4. Выводы учащихся. Гроза, которая в рассказе является символом разрушения всего живого, погубила такое великолепие, каким был Белый гусь. Очень тяжело читать об этом. Жаль и маленьких гусят, которые, к сожалению, вначале остались без матери, а теперь и без отца. Совсем сироты. Очень хрупок мир живой природы. И сама она (природа), породившая такое великолепие, каким был Белый гусь, разрушила (убила) его. От этого становится немного грустно. Но… жизнь продолжается. И писатель Носов не был бы Мастером, если бы на этом закончил рассказ. А у него: гусята, которых спас Белый гусь-папаша ценой собственной жизни, остались живы. Кто знает, может, они станут такими же великолепными “произведениями природы”, каким был их отец. И в этом проявляется удивительная способность Евгения Ивановича - знать, чувствовать мир живой природы, в которой всё в гармонии, всё взаимосвязано.

IV. Реализация домашнего задания.

(Отчёты творческих групп).

1 группа: зачитывает выбранные из текста примеры изобразительно-выразительных средств языка, используемые автором при описании грозы,

2 группа: анализирует поведение всех участников события во время грозы (рассказчика, Белого гуся, гусят),

3 группа: пересказ эпизода “Гроза” от имени рассказчика,

4 группа: обсуждение иллюстраций к рассказу.

5. Проблемный вопрос: О чём рассказ Е.И.Носова “Белый гусь”? (Размышления учащихся). (Как хрупок мир живой природы…)

V. Подведение итогов урока.

Евгений Иванович Носов – влюбленный в природу человек. Он умеет видеть в обыденном красоту, а в самом обычном – сказку. И даже не всегда со счастливым концом. Рассказ, повествующий нам о Белом гусе, о простой домашней птице, под пером писателя превращается в великолепную сказку, почти легенду. О чем она? Конечно же, о красоте и жестокости, о восхищении красотой, о жизни и смерти… А еще о том, что надо любить все живое на земле. И не случайно рассказ заканчивается утверждением: перед гусёнком “открылся удивительный мир, полный сверкающих трав и солнца”. И это не противоречие. Жизнь продолжается. Это же гуманно. А мы, люди, тоже должны стараться жить по принципу гуманности: беречь всё живое на Земле.

VI. Комментирование оценок.

VII. Домашнее задание: творческая работа в форме размышления “Как хрупок мир живой природы” (по рассказу Е.И.Носова “Белый гусь”).

VIII. Рефлексия.

Чему научил вас рассказ Е.И.Носова?

Что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?

Литература к уроку

1. Сборник “Вокруг тебя - мир”. Книга для ученика. 7 класс. Международный комитет Красного Креста. Российское общество Красного Креста. М.: 2000. (С.87-92).

2. “Толковый словарь русского языка” под ред. Ожегова С.И., М.: 1986.

3. “Энциклопедический словарь”. М.: 1988.

Помещик Манилов – один из центральных персонажей произведения Николая Васильевича Гоголя «Мертвые души». Можно сказать, что его фамилия является говорящей – героя все время что-то манит, он – мечтатель.

Впервые мы встречаем Манилова на домашней вечеринке губернатора города NN, где он предстает перед читателями как «весьма обходительный и учтивый помещик». Именно Манилов наряду с Собакевичем в первую очередь привлекли внимание Чичикова.

Манилов человек не пожилой, блондин с голубыми глазами. Можно сказать, что он довольно недурен собой, приятен, но выглядит при этом излишне слащаво, в его «приятность чересчур было передано сахару».

Этот помещик ничем не выделяется из толпы. Гоголь говорит, что таких «много на свете» и подчеркивает что он «ни то, ни се». Возможно, именно поэтому он дает странные имена своим детям, стремясь выделить их.

Манилова можно считать зажиточным помещиком. В его деревне Маниловке около двухсот домов, а значит, примерно двести и более душ, что довольно много. Однако хозяйством персонаж совсем не занимается, оно идет «само собой». Он, в отличие от Собакевича, не изнуряет крестьян работой и не морит их голодом, однако и не предпринимает ничего для того, чтобы улучшить их положение, относится к ним равнодушно. Он совсем не занимается хозяйством, не ездит на поля, полностью поручив управление своему приказчику.

Манилов ведет довольно праздный образ жизни, почти все время находится в Маниловке и курит трубку, погруженный в размышления и думы. Этот человек мечтательный, но ленивый. Причем его мечты иногда бывают абсурдны, например, вырыть подземный ход, и он ничего не предпринимает для их воплощения.

Манилов женат уже больше восьми лет, но все еще остается романтиком, делая для жены маленькие сюрпризы. Кажется, что он абсолютно счастлив в браке.

Что касается его обращения с другими персонажами, то можно сказать, что он стремится понравиться людям, ведет себя с ними заискивающе. И хотя в первую минуту он кажется довольно приятным человеком, позже его собеседника начинает одолевать скука. Несмотря на это, служа в армии, он оставил о себе хорошее впечатление.

Манилова можно сравнить с Обломовым – героем романа Гончарова. Вот только, в отличие от Обломова, персонаж «Мертвых душ» абсолютно доволен своей жизнью и положением. От этого персонажа пошло понятие «маниловщина», что значит бездействие и мечтательное отношение к жизни.

Сочинение 2

Огромное значение в произведении писатель выделяет образу помещиков и дворянин.

Манилов – человек знатный. Сначала вроде думаешь, что он милый и хороший человек, затем, уже начинаешь задумываться, кто перед тобой стоит, а к завершению диалога, уже хочется поскорее с ним закончить разговор и уйти от него подальше, а иначе можно рядом, сильно заскучать. Манилов слишком много мечтает, и его мечты чаще всего несбыточны. Мечта и реальность – это абсолютно разные для него вещи. Мужчина хочет, допустим, построить каменный мостик через озеро, с торговыми точками, или же соорудить подземный переход, или же построить нереально высокий дом, с которого можно было бы увидеть столицу России. Конечно, здесь нет ничего реального.

Манилов ничем не занимается. Ему нравиться сидеть в своей приятной квартирке и о чем – то постоянно думать, или же расставлять в нужном порядке горки золы из выкуренных сигар.

С людьми Манилов очень вежлив и педантичен. При разговоре с Чичиковым, он все время перемешивает свой диалог красивыми словами и любезностями, но не может выразить ни одну нужную или полезную информацию.

Ко всем он относится хорошо и спокойно, в людях видит только лучшее. При диалоге с Чичиковым, он каждому чиновнику дает хорошую характеристику, они у Манилова все препочтеннейшие и прелюбезнейшие. Доброта, отзывчивость, благосклонность к людям – в целом все это хорошо, но у данного персонажа это все выглядит плохо, негативно, поскольку это все не относится критическим проявлением к людям.

Ему чуждо практические дела и хозяйственное производство: его особняк находится на юре, его обдувают все ветра, а озеро заросло травой, село очень бедное оно.

Хозяйственные дела шли без контрольно, поля никогда не посещал и не ведал, сколько мужчин у него померло.

Характеристика Манилова в поэме «Мертвые души»

Образы, с предельной точностью выписанные Николаем Васильевичем Гоголем в своей бессмертной поэме «Мертвые души», почти все ушли в народ, а многие их имена стали нарицательными. Встречаясь с жадиной, мы непременно заметим в его адрес: «Плюшкин какой!». Говоря о человеке, приятном во всех отношениях, но приятным чересчур, так, что тошно от этой его приятности делается, мы, конечно же, сразу вспоминаем помещика Манилова, с которым встречался главный герой произведения – Чичиков.

Так какой он, этот самый Манилов? Да, действительно, в первую минуту о нем только и подумаешь, какой он милый и приятный, а уже на третьей минуте, как говорит сам автор произведения, почувствуешь скуку смертную. Манилов – ни то, ни се. Он не проявляет интереса ни к своему поместью, которое строит у него «на семи ветрах», ни к хозяйству, ни к своим бедным крестьянам, которым и счета-то он точного не знает. Манилов предается иллюзорным мечтам, которым никогда не суждено сбыться.

Кажется, Манилов любит читать, но его книжка лежит с закладкой на одной и той же странице уже несколько лет. Обо всех своих знакомых помещик отзывается в превосходной степени. Губернатор у него «прелюбезнейший», вице-губернатор - «милый», а полицмейстер - «очень приятный». С одной стороны, что же плохого в том, что Манилов говорит о людях исключительно хорошо, никого не критикует, но с другой - автор дает нам понять, что его слова не совсем искренни. Он лукавит, а, возможно, и подсознательно такими лестными характеристиками хочет угодить людям, которые имеют немалый вес в губернии, а значит, могут быть ему в чем-то полезными.

Вот и приехавшего к нему Чичикова с предложением купить мертвые души он никак не может понять. А вместо этого продолжает мечтать. Например, о том, как славно бы они с Чичиковым жили на берегу какой-нибудь реки. Даже видавшему виды Чичикову, не очень щепетильному в выборе людей, и то противно общаться с таким типом, у которого внутри одни эфемерные иллюзии и душевная пустота. И этакая приятность, которая надоедает буквально через несколько минут общения с Маниловым.

Точное, гениальное описание Гоголем героев своей поэмы «Мертвые души» позволяет представить каждого из них в ярчайших красках. И понять, кто и что из себя представляет. Разные по характеру, внешности, помещики, с которыми знакомится Чичиков, похожи в одном: это порочные люди, которые думают только о своей выгоде и корысти.

Образ Манилова

Н. В. Гоголь написал поэму “Мертвые души” в 1842 году. В этой поэме он пытался описать всю Русь. Главный герой– аферист Чичиков. Он приезжает в город НН и знакомится со знатью в городе, чтобы выкупить у них «мертвые души» крестьян. Самым первым из знати Н. В. Гоголь представляет нам помещика Манилова. От лица Чичикова автор начинает описывать нам первого героя.

Фамилия Манилов интересно обыгрывается Гоголем. Она изображает лень и мечтательность. Так кто же он, Манилов, и как его характеризует автор?

Манилов – очень сентиментальный, настоящий помещик, первый торговец мертвых душ. Когда Чичиков приезжает к нему, помещик проявляет весь свой характер.

Во-первых, безразличие Манилова подчеркивает тот момент, что его делами постоянно занимается пьяный приказчик. Во-вторых, общность суждений и полное безразличие к небольшим деталям - главные черты характера Манилова.

Он постоянно мечтает, но мечты его в основном, не соответствуют реальности. Например, он мечтал построить подземный тоннель и мост через его пруд, но в итоге не сделал ничего.

Сначала помещик нам кажется довольно приятным и умным, но потом читатель понимает, насколько скучно с данным человеком, так как он полностью не имеет своего мнения и может говорить только обычные и приятные фразы. Манилов считает, что он хорошо воспитан, образован и благороден. Но автор показал, что в его кабинете года два валяется книга с закладкой на одном и том же месте. В разговоре с Чичиковым он показывает великодушие и любезность. Когда Манилов цепляется за каждую тему, раздумья его уносят в различные гениальные планы и мечты.

Манилову присущ странный восторг; также, по мнению Манилова, чиновники - это «препочтеннейшие люди».

Данный герой не может думать о своей жизни и принимать собственные решения. Все в его жизни заменено словоблудием. Но все-таки Манилов это хороший семьянин, который искренне любит свою семью, и радостно приветствует любого гостья.

Я считаю, что Манилов – приятный и интеллигентный человек, но как личность - очень скучный. Мне кажется, несмотря на то, что он бездейственный, ленивый и неопрятный, его душу нельзя назвать мертвой. Он любит свою семью и гордится ею. Это значит, частица души еще осталась в нем, хотя где-то очень глубоко. А Н. В. Гоголь показал нам человека ленивого и пустого, которого еще можно исправить. Автор показал нам насколько тошно быть ленивым и бездейственным. У человека пропадает цель в жизни, он просто отдается ненужным мечтаниям. Поэтому никогда нельзя ограничиваться пустой болтовней, а стараться воплощать свои мечты в жизнь.

  • Анализ произведения Декамерон Боккаччо

    Джованни Боккаччо в 1353 г. закончил работу над сборником новел «Декамерон». «Декамерон» в переводе с греческого языка значит «Десятидневник». Замысел автора «поместить» 100 новелл в 10 дней

  • Сочинение Почему Печорин лишний человек

    Григорий Печорин – главный персонаж романа М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени». Автор вложил в этого героя образ всей русской молодежной интеллигенции 19 века. Образ является собирательным

  • Война - самое страшное, самое жуткое слово, какое только есть в мире. От одного его произношения бегут мурашки по коже и становится не по себе.