Братишка викентий вересаев. Конспект занятия по составлению связного текста из данных абзацев. Рассказ В. В. Вересаева «Братишка. На доске записан эпиграф

Осень - пора увядания природы, когда вспыхивает она последними яркими красками.

Золото всех оттенков на деревьях, золото на траве, золото, отраженное в стоячих водах неширокой речонки. Тишина. Ни звука, ни ветерка. Даже легкое облачко застыло в небе.

Такой изобразил природу художник-пейзажист Левитан на своей картине «Золотая осень». Она привлекает нас гармонией красок, и в то же время легкой грустью овеяна эта поэтическая картина осени-волшебницы. Торжественна, безмятежна природа в этот тихий день, но она уже замирает. Вот-вот задует холодный ветер-озорник, и уронят тогда деревья свой последний праздничный наряд.

Всматриваясь в полотно, написанное рукой большого мастера, мы невольно проникаем во внутренний мир самого художника. Ведь наблюдая и изучая природу, истинный мастер кисти старается уловить в ее жизни наиболее близкое и дорогое его сердцу мгновение и отразить в своем произведении. (132 слова)

(По О. Туберовской)

Контрольные диктанты 8 класс

Итак, Петя сдал вступительный экзамен в гимназии. Однако тетя упорно утверждала: «Никакого экзамена, конечно, не было, а было легкое приемное испытание». Но Петя повторял со слезами: «А вот был экзамен!» Тетя решила покривить душой: «Впрочем, я, вероятно, ошиблась. Кажется, был экзамен». Петю однако, грызло сомнение, потому что все прошло как-то чересчур быстро и гладко.
Вначале все шло превосходно. Мальчика огорчало только то, что его еще ни разу не вызывали к доске. Каждую субботу он с грустью приносил дневник, обернутый в роскошную бумагу, оклеенную серебряными звездами.
Однажды Петя, не раздеваясь, вбежал в комнату. Размахивая дневником, он радостно кричал: «Мне отметки поставили!» Торжественно швырнув дневник на стол, мальчик гордо отошел в сторону, как бы не желая мешать созерцанию отметок.



Раскрыв дневник, тетя ахнула: «Сплошные двойки!» «Я так и знал! - чуть не плача от обиды закричал Петя. - Важно, что это отметки!» И, сердито выхватив дневник, мальчик помчался во двор показывать его приятелям. (149 слов) (По В. Катаеву)

Журавли.

В далёком детстве с особенным радостным чувством встречали мы весною журавлей, возвращавшихся на свою родину. Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба, мы оставляли наши игры и, подняв головы, глядели в голубую небесную высь.

«Журавли! Журавли!» - громко кричали мы, радуясь прилёту весенних гостей.

Журавли летели стройными косяками. Они возвращались из далёких тёплых стран. Покружив над болотом или над берегом реки, они иногда садились, чтобы отдохнуть и подкрепить силы свои после далёкого пути.

Некогда мне довелось близко наблюдать журавлей. Я охотился на глухарином току возле большого, почти непроходимого болота. Ночуя в лесу, знаете ли, много раз на рассвете я слышал, как водят хороводы журавли. Пробравшись к болоту, спрятавшись в глухих густых кустах, я наблюдал в бинокль за этими чудными птицами. Собравшись в широкий круг, размахивая сильными крыльями, журавли трубили и плясали. Это, конечно же, был весенний свадебный журавлиный праздник.

Грамматические задания.

Вариант 1.

2. Выписать из предложения Покружив над болотами,…

Вариант 2.

1. Синтаксический разбор предложения

Пробравшись к болоту, спрятавшись в глухих густых кустах,…

2. Выписать из предложения Услышав их голоса, доносившиеся с высокого неба,… все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

Итоговый контрольный диктант в 8 классе

На охоте

К счастью, погода была тихая, пруд словно заснул. Мы пошли с Ермолаем вдоль пруда, но, во-первых, у самого берега утка, птица осторожная, не держится; во-вторых, если даже какой-нибудь чирок и подвергался нашим выстрелам, то достать его наши собаки были не в состоянии.

Мы плыли довольно медленно. Наконец, добрались до тростников, и пошла потеха. Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью. Владимир, к великому утешению Ермолая, стрелял вовсе не отлично. Ермолай стрелял, как всегда, победоносно.

К концу охоты утки стали подниматься такими стадами, что мы едва успевали заряжать ружья. Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика, наше ветхое судно зачерпнулось и быстро пошло ко дну, к счастью, не на глубоком месте.

Через мгновение мы стояли в воде по горло. Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей. Но в ту минуту, признаюсь, мне и в голову не приходило смеяться.

(И. Тургенев)

Грамматические задания. 1 вариант.

Владимир, к великому утешению Ермолая,…

2. Выписать из предложения

Как вдруг от сильного движения Ермолая, здорового и крепкого мужика,

все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

Вариант 2.

1. Полный синтаксический разбор предложения

Теперь я без хохота вспомнить не могу испуганных и бледных лиц моих товарищей.

2. Выписать из предложения

Всех подстреленных птиц мы, конечно, не достали, но всё-таки к обеду лодка наша наполнилась дичью.

все словосочетания, составить их схемы, указать виды связи слов.

Класс

Контрольный диктант за вторую четверть

Судьба человека

Отгремели военные грозы, и уже свыше десяти лет строил наш народ мирную жизнь, когда М.А.Шолохов снова обратился к военной теме. Читаешь его небольшой рассказ под названием "Судьба человека", и сердце сжимается от бесхитростного повествования, которое ведёт бывалый шофёр, солдат, прошедший самые страшные испытания.

Два года в немецких лагерях смерти. Побег, когда уже не было сил бороться за жизнь. Но на родной земле Андрея Соколова подстерегают новые удары. Он узнаёт, что жена и дочери убиты во время бомбёжки, а сын ушёл неизвестно куда. Незадолго до конца войны находит Андрей сына, чтобы потерять его в последний военный день.

И вот немолодой человек, который лишился всего, что составляет смысл жизни, встречает крошечное беззащитное существо. Не очерствел душой, не сделался равнодушным к чужому горю тот, кто перенёс столько своего. Ванюшка стал для Андрея всем. И живёт старый солдат для своего нового сынка, для того чтобы никогда больше не почувствовал себя сиротой шестилетний ребёнок.

Грамматическое задание:

Во втором абзаце найти все СПП, определить вид придаточных.

Контрольный диктант за первое полугодие

Лесное озеро

За придорожным кустарником поднимался смешанный лес. С левой стороны таинственно поблескивала черная вода. Мы ждали только тропинки, чтобы устремиться по ней в глубину леса и узнать, что там. И вот тропинка попалась.

Не успели мы сделать по ней двухсот шагов, как заливистое злое тявканье собачонки остановило нас. Невдалеке стояла изба лесника.

Лесник пригласил нас в дом и хотел распорядиться насчет стола. Но мы сказали, что нам ничего не нужно и что мы свернули с большой дороги единственно затем, чтобы узнать, что за вода блестит между деревьями.

Вода началась шагах в пятидесяти от порога, но гораздо ниже его, так как дом стоял на бугре. Узкая лодка, на которую мы сели, была настолько легкая, что под тяжестью четырех человек погрузилась в воду по самые края. Необыкновенной красоты озеро окружило нас. Темно-зеленые дубы и липы, которыми заросли озерные берега, четко отражались в неподвижной воде. Редкие и ясные, словно звезды, покоились на воде цветы белых лилий. Так резко оттенялся каждый цветок чернотой озерного зеркала, что мы замечали его обыкновенно за двести, за триста метров.

(По В.Солоухину) 170 слов

Годовой контрольный диктант

Михайловский парк

Я изъездил почти всю страну, видел много мест, удивительных и сжимающих сердце, но ни одно из них не обладало такой внезапной лирической силой, как Михайловское. Там было пустынно и тихо. В вышине шли облака. Под ними, по зелёным холмам, по озёрам, по дорожкам столетнего парка, проходили тени.

Михайловский парк - приют отшельника. Это парк, где трудно веселиться. Он создан для одиночества и размышлений. Он немного угрюм со своими вековыми елями, высок, молчалив и незаметно переходит в такие же величественные, как и он сам, столетние пустынные леса. Только на окраинах парка сквозь сумрак, всегда присутствующий под сводами старых деревьев, вдруг откроется поляна, заросшая блестящими лютиками, и пруд с тихой водой.

Главная прелесть Михайловского парка в обрыве над Соротью и в домике няни Арины Родионовны...Домик так мал и трогателен, что даже страшно подняться на его ветхое крыльцо.

А с обрыва над Соротью видны два синих озера, лесистый холм и наше вековечное скромное небо с уснувшими на нём облаками...


Сказать о написании слова.

РОЖДЕНИЕ

Птицы и рыбы

Слышишь, какая перекличка высоко в небе, какое ликование! Это журавли летят.

Здравствуйте, журавли! Далеко ли путь держите?

Каждую весну возвращаются из теплых краев на родину журавли, дикие гуси, грачи, скворцы, жаворонки и другие перелетные птицы. Они направляются в родные леса, рощи, сады, летят на озера и болота, где родились и выросли, чтобы построить там гнезда и вывести птенцов.

А из озер и морей движутся в реки косяки рыб! Плывут так называемые «проходные» рыбы - сельдь, осетр, белорыбица, лосось, корюшка… В морях преодолевают огромные пространства треска, морские сельди, морские окуни и другие рыбы. Они, как птицы, устремляются туда, где родились, чтобы выметать там икру и дать жизнь миллионам новых рыбок.

Какие бы разные ни были рыбы по виду, но жить начинают одинаково: выклевываются из икринок, как цыплята из яиц. Надо вам сказать, нелегкое это дело - выбраться на волю из икринки; немало приходится рыбьему детенышу для этого потрудиться.

Мне не раз приходилось наблюдать, как выклевывается личинка рыбы. Смотрела я на это в микроскоп, который увеличивал во много раз, так что всё было отлично видно.

Вот личинка быстро двигается, кружится в своей тесной комнатке. Вот замерла, устала. А через секунду, отдохнув, вздрогнула, напряглась, снова завертелась.

Вся она как крошечная свернутая пружинка.

Еще, еще толчок!

Когда птенчик стучится клювиком в стенку яичной скорлупы, продалбливая дверцу в мир, - мать нередко приходит ему на помощь. Рыбьим личинкам приходится выбираться на свет самостоятельно. Хорошо еще, что к этому времени оболочка икринки становится тоньше, а от движений и толчков личинки она еще растягивается.

Ну, последнее усилие!

Ура! Оболочка треснула, разорвалась, и личинка выскальзывает в воду.

Появилась новая рыбка.

Впрочем, крошечное это существо еще мало похоже на рыбку. В самом деле: взгляните?ка! Ну что это такое - голова да хвостик, а посередине поблескивает что?то большое, круглое, точно пузырь!

Оказывается, это очень важный орган для личинки - желточный мешок. Здесь находится запас пищи на первые дни жизни. Новорожденный еще слаб и беспомощен. Он не может как Следует управлять своими движениями, §е может проти - виться течению воды. Хвостик и плавнички у него совсем маленькие, а тут еще желточный мешок мешает.

И вот представьте себе, что где?нибудь у морского берега появилась на свет масса таких крошек. Оглянуться не успели, а уж рядом чьи?то оскаленные зубы, хищные разинутые пасти.

Спасайтесь! Спасайтесь!

Да куда уж таким пловцам спастись!

Случается, вдруг ветер налетит, поднимет волны, подхватит беззащитных мальков, вместе с волной выплеснет на берег. Тут им и конец. Или разгуляются волны - и угонит мальков далеко - далеко от родных мест, в холодные незнакомые воды, где труднее найти еду: мало водорослей и микроскопических рачков - пищи рыб. А ведь как только используют мальки свой запас еды из желточного мешочка, наступит время самим добывать пропитание.

Часто случается, что личинки и выклюнуться не успеют: много в море любителей икры!

Вот почему у рыб, которые нерестятся - то есть откладывают икру - в морях, очень много икринок. Одна крупная треска, например, откладывает несколько миллионов штук!

А вы ясно представляете себе, что такое миллион?

Очень это много - несколько миллионов икринок!

И хорошо, что их у трески так много! Ведь из этих миллионов выведутся, уцелеют и, может быть, вырастут до взрослых рыб всего лишь несколько десятков штук.

В реке спокойнее, чем в море. Можно найти у берега укромное местечко, где и течение слабое - никуда мальков не унесет - и хищников меньше. К тому же на мелких, пригретых солнышком местах, в толще воды плавает масса микроскопических водорослей, всевозможных рачков и других крошечных животных. Всё вместе это называется планктоном. (См. рисунки на стр. 71–74.)

Там, где много планктона, жизнь у мальков сытная и привольная. Тут от голода никто не погибнет.

У рыб, которые нерестятся в реках, например у леща, окуня, щуки, икры меньше: десятки, сотни тысяч икринок. Всё же и это порядочно.

А вот у колюшки всего - навсего одна - три сотни. Это, по рыбьему счету, совсем пустяк!

Можно подумать, что все реки, речки и озера битком набиты лещами, окунями, а колюшку встретишь лишь изредка.

Однако это не так. Наоборот. Колюшек во много раз больше, чем лещей, щук и окуней. Повсюду водится, колюшка: в морях, в озерах, прудах… Да еще сколько ее - без счета!

Как же это? Почему?

Да потому, что колюшка проявляет большую заботу о своем потомстве. Об этом и будет рассказано в следующей главе.

Маленькие строители

Многие из вас, вероятно, хорошо знают колюшку. Она серенькая, с зеленоватой спинкой. Величиной с ваш палец. А ее побаиваются и большие хищники. У нее вместо брюшных плавников острые колючки. Такие же шипы и колючки, только еще погрозней, на спине. Недаром зовут ее колюшкой!

Когда всё вокруг спокойно, она прячет свое оружие, прижимает его к телу. Но чуть грозит беда, - растопыривается, как ерш. Попробуй подступись!

Когда наступает пора икрометания, самец колюшки выбирает на дне реки или озера, среди водорослей и трав, укромное местечко и принимается за работу.

Он усердно таскает во рту веточки и обрывки стеблей подводных растений и складывает в облюбованное место. Строительного материала много вокруг, - но как смастерить из этих обрывков прочное гнездо?

Трудно, конечно, подглядеть, как сооружает колюшка свое гнездо «на воле» - в реке или в озере. Другое дело - в аквариуме. Здесь всё на виду. Наши аквариумисты не раз наблюдали, как ловко втыкала в мягкий грунт маленькая рыбка самые длинные, самые гибкие корешки и стебельки, выбирая их из своего «строительного материала».

А мелочь? Она на что годна?

Очевидно, годится и мелочь, потому что колюшка начинала проделывать над этим ворохом странные на первый взгляд упражнения. Она проплывала вплотную над кучей, касаясь ее каждый раз своим брюшком, приглаживая растения, будто утюгом. Она проделывала это много раз, и постепенно беспорядочно торчавшие во все стороны стебельки и травинки соединялись всё плотнее и прочнее, будто склеивались. Да, склеивались. Каким же образом? Откуда мог раздобыть клей маленький подводный строитель?

Оказывается, он сам его приготовил. Это клейкое вещество, которым смазывал он обрывки растений в то время, когда их «утюжил», вырабатывали почки рыбки.

Работа шла вовсю, и вскоре дно ямки было выстлано «полом» из растений. Затем с таким же старанием были сооружены стенки и верх гнезда.

Очень интересно наблюдать, как хлопочет маленькая рыбка, создавая надежное убежище для своего потомства.

Строитель трудится без устали. Он при этом принаряжается: серенькое брюшко и бока у него краснеют, спинка становится темнозеленой, глаза - яркосиние.

Вот, наконец, и гнездо готово. Оно похоже на маленькую муфточку, но только с одним отверстием - входом. Самочки заполняют его икрой и уплывают, а строитель остается у входа на страже.

Нечего тут толковать про мелких врагов; стоит только сунуться к гнезду зубастой морде и покрупнее, - навстречу ей стремительно кидается этакое маленькое пестрое чудище с растопыренными колючками!


Поиск

Варианты слова: БРАТИШКУ, БРАТИШКОЙ

Входимость: 2. Размер: 2кб.

Входимость: 2. Размер: 183кб.

Входимость: 1. Размер: 2кб.

Входимость: 1. Размер: 57кб.

Входимость: 1. Размер: 58кб.

Входимость: 1. Размер: 70кб.

Входимость: 1. Размер: 22кб.

Входимость: 1. Размер: 54кб.

Входимость: 1. Размер: 30кб.

Входимость: 1. Размер: 1кб.

Входимость: 1. Размер: 3кб.


Примерный текст на первых найденных страницах

Входимость: 2. Размер: 2кб.

Часть текста: "У угла моей дачи... " У угла моей дачи стояла кадушка, полная воды. Рядом - куст бузины. На бузине сидели бок о бок два молодых воробья, совсем еще молодых, с пушком, сквозящим из-за перьев, с ярко-желтыми пазухами по краям клювов. Один бойко и уверенно перепорхнул на край кадушки и стал пить. Пил - и все поглядывал на другого, и перекликался с ним на звенящем своем языке. Другой, чуть поменьше, с серьезным видом сидел на ветке и опасливо косился на кадушку. А пить-то, видимо, хотелось - клюв был разинут от жары. И вдруг я ясно увидел: тот, первый,-- он уж давно напился и просто примером своим ободряет другого, показывает, что ничего тут нет страшного. Он непрерывно прыгал по краю кадушки, опускал клюв, захватывал воду и тотчас ронял ее из клюва, и поглядывал на брата, и звал его. Братишка на ветке решился, слетел к кадушке. Но только коснулся лапками сырого, позеленевшего края - и сейчас же испуганно порхнул назад на бузину. А тот опять стал его звать. И добился наконец. Братишка перелетел на кадушку, неуверенно сел, все время трепыхая крылышками, и напился. Оба улетели.

Входимость: 2. Размер: 183кб.

Часть текста: домика. Алеша сильно осунулся, но от побоев совсем оправился. Он по-всегдашнему молчалив, не смотрит в глаза и застенчиво принимает мои заботы о нем. У меня много беготни и хлопот по району, редко приходится бывать дома. Алексей меня ни о чем не расспрашивает, со смешным, почтительным благоговением относится к тому таинственному, что я делаю; с суетливою предупредительностью встречает приходящих ко мне. Что-то есть в нем странно-детское, хоть он мне ровесник. Когда я иду куда-нибудь, где есть хоть маленький риск, он молча провожает меня любящими, беспокойными глазами. Очень мы разные люди, а ужасно я его люблю. Выпустили также многих товарищей. Выпустили, говорят, и Иринарха. Попался в сети, как лягушка среди карасей, а просидел три месяца. Всегда мне странно и смешно бывает, когда приходится зайти к Катре. Каждый раз в другом платье, необычном, каких никто не носит, как будто в маскараде, а между тем странно идет к ней. И прическа, и все. И думаешь: «Эге! Вот еще какая у тебя красота!» И думаешь: «Господи! Сколько на это трудов кладется! Вот тоже — труженица!» У нее сидел за кофе Иринарх. Расцеловались с ним. Он рассеянно положил себе горку сухарей и продолжал говорить: — Да, так вот… Ужасно было интересно в тюрьме. Я прямо жалел, когда выпустили. Эти мужички с недоумевающею мыслью в глазах. Рабочие, как натянутые струны. Огромнейшая книга жизни. Евграфову видел, — интересно. Бледная, с горящими глазами, настоящая христианская мученица, с огромною трагическою жизнью в душе. А заговорит, — боже мой! Любовь к людям, избавление их от страданий, социалистический строй… И чем бы она жить стала в этом будущем благолепии!.. Удивительно, как люди не...

Входимость: 1. Размер: 2кб.

Часть текста: "По Новому шоссе... " По Новому шоссе близ Тимирязевской сельскохозяйственной академии неслась под гору легковая машина. Шофер с испуганным лицом давал непрерывные гудки и старался затормозить машину. Внизу, посреди неширокого моста, озорной мальчишка лет девяти, балуясь, удерживал на месте пятилетнего братишку и не давал ему убежать. Всем было ясно со стороны, что мальчишка с братом не успеют увернуться. Мать с воплем бежала к мосту. Гибель ребят была неминуема. Вдруг в последний момент шофер повернул руль - и машина вместе с шофером рухнула в овраг. Сбежался народ. Окровавленный шофер без чувств лежал в поломанной машине. Вызвали "скорую помощь". Люди в белых халатах вынесли раненого в носилках из оврага. У него были перебиты обе ноги. Затуманенные глаза раскрылись. Морщась и крепко закусив губы, чтобы не стонать, он смотрел на облака. Белая карета с красным крестом уехала. Народ взволнованно обсуждал случившееся. Пожилой человек в кепке авторитетно говорил: - Ничего бы ему не было, если бы раздавил ребят. Дело вполне ясное. Я сам шофер, знаю порядки. Вон сколько свидетелей кругом, все видели. Ничего бы не было! А он - и сам погиб, и машину поломал. Наверно, не знал законов.

Входимость: 1. Размер: 57кб.

Часть текста: Витю Смидовича, мне нечего тщеславиться его добродетелями, нечего стыдиться его пороков. И не из тщеславного желания оставить «потомкам» описание своей жизни пишу я эту автобиографию. Меня просто интересовала душа мальчика, которую я имел возможность наблюдать ближе, чем чью-либо иную; интересовала не совсем средняя и не совсем обычная обстановка, в которой он рос, тот своеобразный отпечаток, который наложила на его душу эта обстановка. Буду стремиться только к одному: передавать совершенно искренно все, что я когда-то переживал, — и настолько точно, насколько все это сохранилось в моей памяти. Встретится немало противоречий. Если бы я писал художественное произведение, их следовало бы устранить или согласовать. Но здесь, — пусть остаются! Помню я так, как описываю, а присочинять не хочу. Я сказал: для меня этот мальчик теперь почти совсем чужой. Пожалуй, это не совсем верно. Не знаю, испытывают ли что-нибудь похожее другие, но у меня так: далеко в глубине души, в очень...

Входимость: 1. Размер: 58кб.

Часть текста: не хватало, как будто из него вынули какую-то очень светлую его часть и унесли далеко. Было сладко и тоскливо. В августе Плещеевы приехали а Тулу. В воскресенье мы были у них в гостях. С Машею встреча била неловкая и церемонная. Я почтительно расшаркался, она холодно подала мне руку. Про «ты» забыли и говорили друг другу «вы». За лето волосы у Маши отросли, она стала их заплетать в толстую и короткую косу. Вид был непривычный, и мне больше нравилось, как было. Володя увел нас с Мишею в свою комнату. Между прочим, он со смехом рассказал, что вчера зашел в комнату девочек и нашел на столе четвертушку бумаги; на ней рукою Маши было написано несколько раз: «Милый Витечка, скоро тебя увижу». Миша и Володя смеялись, я тоже притворялся, что мне смешно, в душе же была радость и гордость. А за чаем Маша не смотрела на меня, оживленно разговаривала с другими, а меня как будто и не было. Я тоже стеснялся. Пришли еще гости. После чаю были танцы. Мы дома учились танцам, умели танцевать и кадриль, и польку, и вальс. Однако в гостях танцевать нам еще ни разу не приходилось. Но все шло хорошо. Одно только меня удивило: первая же девочка, с которою я...

Тема: В. Вересаева «Братишка».

Цель: формировать сознательное, правильное чтение; умение разъяснять заглавие текста; умение отвечать на вопросы учителя по содержанию прочитанного; умение различать виды рассказов и стихотворений.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД, ТОУУ

Ι. Актуализация знаний.

Физминутка

Приветствие.

Чему мы учимся на уроках литературного чтения? Где это может пригодиться?

Покажите с помощью тучки и солнышка с каким настроением вы начинаете работу на уроке.

Составление плана урока.

Разминка (работа по скороговорке).

Для чего выполняем эту работу? Что такое «выразительность»?

Чтение скороговорки, выделение звуков, работа по орфограммам.

Повторение. 3 1 7 2

Сегодня мы отправляемся в поездку в Литературный городок и побываем в гостях.

1.Домик Айболита.

Что это за герой? Он любит узнавать что-то новое. Какие произведения ему посоветуете прочитать? (Познавательные, примеры.)

2.Домик Незнайки.

Что это за герой? Он не умеет себя вести. Какие произведения ему посоветуете прочитать? (Поучительные, примеры.)

3.Домик Матроскина.

Что это за герой? Он любит веселье. Какие произведения ему посоветуете прочитать? (Юмористические, примеры.)

4.Домик Леопольда.

Что это за герой? Он любит слушать стихи. Что вы ему можете предложить? (Прочитать стихотворение Ю. Мориц «Ворона». 1 7 1 2 2 1 )

Вопросы после чтения:

О чём же это стихотворение?

Почему Митя погладил лапки вороны? Как отнеслась к этому ворона? Обидел ли Митя ворону?

В сквере Митя встречается с кошкой и собакой. О чём просит Митю кошка? Почему?

Как вы думаете, понимает ли кошка, что Митя ищет не её? (Да, понимает, и она согласна помочь Мите найти ворону. Но при этом лапка кошки будет в руке Мити!)

Смогут ли Митя и кошка взобраться на облако?

Чтобы глубже понять это стихотворение, прочитаем его ещё раз.

Как поэтесса Юнна Мориц относится к героям своего стихотворения?

Почему она захотела, чтобы Митя погладил лапки пугливой вороне? (Митя гулял один, и ворона была одна...)

Почему не подружились два героя? (Они были слишком разные и не поняли друг друга.)

Кто понял Митино состояние? (Кошка, она предложила Мите свою лапку, ласково назвала его «крошка», утешила его, как могла.)

Рассуждение учителя. Ребята, мы можем только предположить, что заставило Юнну Мориц написать это стихотворение. Может быть, она гуляла однажды в сквере и увидела одиноко сидящего на скамейке мальчика, а рядом с ним – ворону. Возникло впечатление – и заработала фантазия поэта. Она захотела сдружить два одиноких существа – мальчика и ворону. Но одного её желания оказалось мало...

В этом стихотворении очень много важных мыслей. Их сразу не увидишь, читая строчки, потому что мысли эти спрятаны где-то за строчками. Но мы их можем понять, если будем читать внимательно и думать над прочитанным. У взрослых это называется «уметь читать между строк». Попробуем и мы прочитать между строчками это стихотворение.

Что вы чувствовали, когда читали это стихотворение?

Какие чувства у вас вызывает мальчик? А ворона? А кошка?

Как вы считаете, какая строчка в этом стихотворении самая важная? («Вдвоём веселее дорожка». Это стихотворение – об одиночестве.)

А теперь пора возвращаться.

«Киска».

Познавательные УУД:

1) развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов;

2) представлять информацию в виде схемы;

3 ) выявлять сущность, особенности объектов;

4) на основе анализа объектов делать выводы;

5) обобщать и классифицировать по признакам;

6) ориентироваться на развороте учебника;

7) находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Регулятивные УУД:

1) развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

2) оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

3 ) прогнозировать предстоящую работу (составлять план);

4) осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД:

1) развиваем умение слушать и понимать других;

2) строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;

3 ) оформлять свои мысли в устной форме;

4) умение работать в паре и в группах.

ΙΙ. Совместное открытие знаний.

Физминутка

- Сегодня познакомимся еще с одним, на мой взгляд очень содержательным произведением.

Самостоятельная работа по чтению биографии.

Работа в парах – пересказ с дополнением друг друга. (1 пару проверить, заслушать.)

В. Вересаев «Братишка». 1 7 1 2 2 1

Работа с текстом до чтения.

Рассмотрите иллюстрацию (с. 161).

Соответствует ли иллюстрация названию рассказа – «Братишка»?

Почему вы так думаете?

Конечно, чтобы ответить на этот вопрос, надо прочитать всё произведение, и мы увидим, насколько точны были наши предположения.

К какому жанру относится это произведение? (рассказ)

Прослушивание текста (аудиозапись).

Понравился? Почему?

Как вы думаете, чем привлекли писателя В. Вересаева два обыкновенных воробья?

Почему он решил написать о них рассказ?

Братская любовь пуще каменных стен.

Обсуждение с детьми смысла данной пословицы.

По ходу ведется словарная работа

1 часть.

(Бузина, бок о бок, кадушка, сквозящим, пазухи.)

Где происходит событие?

2 часть (бойко, звенящем языке, опасливо косился)

Что нового узнали о наших героях?

Как вы, думаете, почему тот воробей, что поменьше, хотел пить, но не опустился на край кадушки?

3 часть (ободряет)

Почему так вел себя первый воробей?

4 часть (порхнул, трепыхая крылышками)

Почему братишка испуганно порхнул на бузину?

Чего он испугался?

Удалось ли старшему воробью уговорить братишку попить воды из кадушки?

Как вы думаете, чем привлекли писателя В. Вересаева два обыкновенных воробья? Почему он решил написать о них?

Что вы, можете рассказать о старшем воробье? Какой он? А какой его братишка?

старший младший

заботливый боязливый

внимательный нерешительный

терпеливый

бойкий

уверенный

Обсуждение главной мысли.

Теперь вам понятно, почему рассказ называется «Братишка»? Объясните.

Можно ли по этому описанию сказать, как писатель относится к живой природе?

«В лесу стоит избушка…»

Личностные результаты:

1) развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;

2) оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией;

3) формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Духовно-нравственное развитие и воспитание:

1) воспитание нравственного чувства, этического сознания и готовности совершать позитивные поступки, в том числе речевые;

2) гражданско-патриотическое воспитание;

3) воспитание трудолюбия, способности к познанию;

4) воспитание здорового образа жизни;

5) экологическое воспитание;

6) эстетическое воспитание.

ΙΙΙ. Применение нового знания.

Работа в группах. Распределить картинки в правильной последовательности по сюжету, зачитать к ним предложения.

Работа в парах. Озаглавливание частей.

ΙV . Итог.

Покажите, с каким настроением вы заканчиваете урок.

Закончите предложенные фразы.

Наш урок подошел к концу. Я благодарю вас за хорошую работу, полные ответы.