Как развить эмоциональный интеллект у взрослого. Думать сердцем: Как и зачем развивать эмоциональный интеллект. Отмечайте присутствие ваших эмоций в книгах, фильмах и музыке

это по сути вид мозговой травмы, полученный с момента вашего рождения.

Социально активные люди не являются более развитыми с точки зрения эмоционального интеллекта по сравнению с теми, кто предпочитает находиться большую часть времени в одиночестве.

Каждый день перед нами встает задача эффективно управляться со своими эмоциями - одна из важнейших для любого человека, так как наши устроены таким образом, что всегда отдают приоритет эмоциям . Вот как это работает: все, что вы видите, слышите, обоняете и осязаете, трансформируется в электрические сигналы, путешествующие по вашему телу. Эти сигналы передаются от клетки к клетке до тех пор, пока не достигают конечной точки путешествия - вашего мозга. Они попадают в мозг через зону, расположенную рядом со спинным мозгом, однако затем перемещаются во фронтальную долю (расположенную прямо за лбом) и лишь потом попадают в участок мозга, отвечающий за рациональное, логическое мышление. Однако все дело заключается в том, что на этом пути импульсы проходят через лимбическую систему - зону, в которой формируются наши эмоции. Поэтому перед тем как в действие вступает ваше рациональное мышление, вы оцениваете происходящее с эмоциональной точки зрения .

Именно связь между вашими эмоциональной и рациональной зонами мозга является физическим источником эмоционального интеллекта.

В следующей части статьи будут даны практические советы по развитию 2-х оставшихся навыков социального интеллекта.

Тема развития эмоционального интеллекта сегодня невероятно популярна среди топ-менеджеров нашей страны. О том, сколько можно заработать, научившись управлять собственными эмоциями и всегда ли нужно быть любезным с подчиненными – подробно в нашей статье.

Тема развития эмоционального интеллекта (emotional quotient, далее - EQ) набирает все большую популярность в России. Многие компании стремятся максимально раскрыть потенциал сотрудников, отказываясь от директивной системы управления в пользу индивидуального подхода. Топ-менеджеры из «надсмотрщиков» превращаются в наставников, учитывающих в работе особенности характера и эмоциональный тип сотрудников.

Однако сделать такой стиль управления эффективным под силу лишь эмоционально компетентному руководителю, который умеет управлять не только чужими эмоциями, но и своими. Как узнать уровень своего EQ и какие упражнения помогут его повысить?

Почему высокий уровень эмоционального интеллекта важен для топ-менеджеров

Высокий уровень EQ позволяет быстро распознавать природу эмоций и регулировать их, не подавляя. Почему это так полезно для топ-менеджеров? Психолог Дэниел Гоулман уверяет: эмоциональный интеллект, в отличие от логического, на 85 % определяет эффективность и успешность руководителя.

Это также подтверждает исследование американской компании TalentSmart: его результаты показали, что увеличение показателей EQ всего на один пункт добавляет $1300 к годовому окладу работника. Соглашаться с этим или нет - выбор за вами; однако давайте рассмотрим, что дает высокий уровень EQ.

Осознание собственных эмоций . Нас с детства приучали подавлять свои переживания, при этом не все научились анализировать природу и причины появления тех или иных ощущений. Тем не менее это очень важно для руководителя, ведь в течение рабочего дня он испытывает весь спектр переживаний: волнуется, беспокоится, расстраивается и т.  д. Но поскольку управленческая деятельность публична, основную часть эмоций ему приходится скрывать.

Однако из-за этого руководителю не всегда удается отследить момент, когда необходимо взять себя в руки. Порой осознание приходит только «задним числом», когда, казалось бы, на ровном месте учиняется или после возвращения домой возникает ощущение полного упадка сил.

В итоге эмоции, не найдя адекватного выхода, накапливаются и приводят к постоянной усталости, раздражению и апатии. По данным TalentSmart, лишь около 30 % людей умеют эффективно справляться со стрессом.

С помощью упражнений по осознанию своих эмоций руководитель одной из московских компаний в течение месяца смог справиться со вспыльчивостью и заметно улучшить отношения с коллегами. Анализируя свое эмоциональное состояние, он научился быстро находить причину собственных переживаний и подавлять их до того, как раздражение или гнев становились неконтролируемыми.

Избавление от стереотипов. В нашем обществе существует множество мифов об эмоциях: например, что женщины эмоциональнее мужчин или что нельзя злиться на близких людей. Подобные иррациональные установки существуют и в отношении образа «настоящего руководителя»: он всегда должен быть примером для своих подчиненных, быть на пике эффективности и энергичности и пр. Такие установки не оставляют руководителю выбора, а в случае их нарушения вызывают негативные эмоции.

Допустим, во время выступления директор растерялся, что заметили его подчиненные, то есть он нарушил установку, предполагающую, что руководитель всегда обязан держать лицо и быть суперуверенным. В итоге он долгое время будет ощущать эмоциональный упадок, который негативно скажется на качестве его работы.

Чтобы не допускать подобных ситуаций, эмоционально компетентный руководитель прорабатывает ограничивающие убеждения, подбирая другие формулировки и разрешая себе в некоторых случаях действовать иначе, чем предписано обществом. К примеру, установка «Я всегда должен держать лицо» изменяется на «Я предпочитаю выглядеть уверенно, но при этом иногда могу позволить себе проявить беспокойство или растерянность».

Осознание эмоций окружающих. Для принятия верного управленческого решения руководителю необходим максимум информации, носителями которой являются прежде всего сотрудники компании. Высокий уровень EQ позволяет выстраивать более открытые отношения с подчиненными. Однако здесь существует миф, что эмоциональная компетентность означает «доброе» поведение. На деле же это далеко не так. Эмоциональная компетентность вырабатывает в первую очередь эмоциональную гибкость и способность действовать по обстоятельствам в зависимости от ситуации, характера партнера, собственных целей и задач.

Высокий EQ позволяет топ-менеджеру быть как доброжелательным «обаяшкой», так и руководителем, способным «дать пинка». Например, во главе одной консалтинговой компании стоит женщина с мягким стилем управления. Она очень терпелива к подчиненным и спокойно относится к их ошибкам, но иногда может показать свое раздражение, на что работники немедленно реагируют и начинают трудиться гораздо упорнее.

Умение разрешать конфликты. Успех в улаживании разногласий во многом зависит от EQ руководителя. Нежелание понимать и учитывать переживания участников конфликта приводит к невозможности выстроить конструктивный диалог и достичь решения, которое полностью удовлетворит обе стороны.

Психологические уловки сотрудника ФБР, основанные на эмоциональном интеллекте

Крис Восс работал в ФБР четверть века и вел дела, связанные с захватом заложников. После отставки Крис осознал, что навыки, приобретенные за годы службы, можно использовать и в бизнесе. Его методы базируются на эмоциональном интеллекте, а не на логике и причинно-следственной связи, которые лежат в основе классических подходов. Из-за неумения вести переговоры, по данным британского Центра изучения экономики и бизнеса, компании ежечасно теряют до 702 млн руб.

Принципы стратегии Восса описала редакция журнала «Коммерческий директор».

С чего начать развитие EQ

Модель EQ включает в себя четыре группы навыков:

1) осознание своих эмоций;

2) осознание эмоций других людей;

3) управление своими эмоциями;

4) управление эмоциями других людей.

Какие пункты, на ваш взгляд, привлекают внимание руководителей? Конечно же, те, что связаны с управлением. Однако ключевой навык, повышающий EQ, - это не управление эмоциями, а их анализ.

Мы уже выяснили, что большинство людей так и не научились понимать природу своих переживаний. Поэтому, если спросить среднестатистического человека о самочувствии, он ответит: «Нормально», «Хорошо (плохо)», «Голова болит». Если вы зададите этот вопрос в своем окружении, то вряд ли кто‑то ответит вам: «Знаешь, я сейчас чувствую возникающее раздражение, слегка окрашенное беспокойством». Или, скажем: «Я ощущаю радость, к которой примешивается небольшая доля враждебности».

Конечно, из этого вовсе не следует, что нужно так подробно сообщать о своих чувствах окружающим, но анализировать свои эмоции с учетом всех полутонов руководителю просто необходимо. К примеру, вы изучаете отчет. С цифрами все в порядке, информация дана логично, однако вы внезапно чувствуете легкое беспокойство. Еще раз просматриваете цифры и вновь не находите ошибок. После повторной проверки вы отмахиваетесь от неприятного чувства и принимаете решение, которое впоследствии оказывается неверным. «Недаром он мне не понравился!» - восклицаете вы, но исправить ничего уже нельзя. Такие эмоции, как правило, мимолетны, а их источник, казалось бы, совершенно непонятен.

Развитие эмоционального интеллекта как раз учит быстро улавливать такие сигналы в суматохе рабочего дня и констатировать: «Да, все‑таки мне это не нравится». В итоге повторный просмотр отчета или, например, возврат к обсуждению какого‑либо пункта договора с партнером позволяет сэкономить как время, так и деньги. Но это лишь в том случае, если вы успели «ухватить за хвост» нужный эмоциональный сигнал. К тому же делать это нужно оперативно.

«Что это со мной? Может быть, это раздражение? Да, наверное, раздражение, но не только. Кажется, к нему примешивается страх? Или нет?» - такие многочасовые размышления не вписываются в напряженный график управленца. А высокий EQ позволяет выполнять ежеминутный «срез» эмоционального фона и быстро принимать решения на основе его анализа.

Упражнение 1. Осознание собственных эмоций

Во-первых, периодически спрашивайте себя: «Что я сейчас чувствую?». При этом начинайте с самых простых для распознавания базовых состояний: радости, печали, гнева или страха. Для этого поставьте себе на каждый день два-три напоминания. Когда они срабатывают, отвечайте на вопрос: «Что я испытывал за секунду до этого?».

Во-вторых, научитесь определять источник эмоции и степень ее интенсивности. Для этого ведите таблицу со следующими данными: день, время, эмоция, ее интенсивность, ее причина. Например, руководитель одной московской компании нередко проявлял необоснованную агрессию по отношению к подчиненным, которая негативно влияла на эффективность их работы.

Упражнение, направленное на осознание своих эмоций, помогло управленцу понять причину раздражения: она заключалась в том, что его подчиненные заканчивали свой трудовой день вовремя, тогда как руководителю нередко приходилось задерживаться на службе. После этого он изменил свой рабочий график, переложив часть мелких обязанностей на сотрудников. В итоге более свободное расписание позволило ему стать намного терпеливее в отношениях с ними.

Нередко для анализа настроения нам нужен партнер, чтобы помочь осознать те эмоции, в которых мы сами себе не хотим признаваться, - скажем, увидеть страх, который мы предпочитали не замечать, или раздражение по отношению к кому‑то из окружающих. К примеру, руководитель одной компании решил улучшить систему мотивации сотрудников. Несмотря на реальную эффективность новшества, внедрение системы вызвало огромное сопротивление со стороны подчиненных. В ответ на это руководитель, не скрывая раздражения, начал силой «продавливать» свою идею.

Взгляд со стороны помог ему вовремя понять, что сотрудники попросту боялись перемен. Тогда он подробно объяснил им выгоды новой системы, и ситуация в корне изменилась.

Упражнение 2. Осознание чужих переживаний

Обращайте внимание на состояние ваших подчиненных. В каком настроении вернулся с переговоров менеджер? А почему этот сотрудник уже третий день такой унылый? Главное в этом процессе - не формулировать свое мнение как факт: «Я вижу, этот клиент тебя явно выводит из себя». Начинайте фразу со слов «мне кажется», при этом придерживаясь вопросительной интонации. Не спорьте, если собеседник не соглашается с вами и не называет эмоцию, которую, как вам кажется, вы видите.

Для того чтобы научиться улавливать эмоциональный настрой своих подчиненных без лишних расспросов, иногда смотрите неизвестные вам фильмы с хорошей игрой актеров. Выключайте звук и наблюдайте, какие эмоции испытывают герои. Предположите их причины. Промотайте видео назад и включите звук. Правильно ли вы поняли? Верно истолковав эмоции подчиненных, вы сможете результативно использовать инструменты управления: ставить задачи, поощрять или критиковать.

Упражнение 3. Управление собственными ощущениями

Когда навык осознания эмоций отработан, большинство людей удивляются, насколько структурированным и спокойным становится их повседневное эмоциональное взаимодействие с окружающим миром. На данном этапе пора приступать к управлению эмоциями.

Техника дыхания. Возьмите в привычку правильно дышать, как только почувствуете негативные изменения в вашем эмоциональном состоянии. Выдох должен быть в несколько раз дольше, чем вдох.

Физические действия для снятия напряжения. Как только появляется волнение, незаметно сожмите и разожмите кулаки, а также напрягите мышцы ног. Если позволяют окружение и ситуация - потянитесь, пройдитесь, попрыгайте, скорчите гримасу.

Формирование комплекса техник саморегуляции. Еженедельно отрабатывайте каждую из них. Например, сначала выполняйте визуализацию, потом - медитацию. Одну неделю улыбайтесь своему отражению в зеркале, другую - вспоминайте перед сном лучшие моменты дня. Интересен и рефрейминг, когда вы смотрите на ситуацию под новым углом. Допустим, после долгих переговоров компания не получила заказ.

Казалось бы, это провал. Однако если взглянуть с другой стороны, то станет понятно, что работа с этим клиентом была бы очень сложной: он бы постоянно предъявлял претензии, вынуждая тратить на него много времени. В итоге заказчик принес бы больше убытка, чем выгоды.

Исследование ограничивающих установок. Большинство «лишних» эмоций вызывает не сама ситуация, а ее интерпретация. На нее сильно влияют укоренившиеся убеждения, которые необходимо вовремя обезвредить.

Так, одна компания планировала внедрить новые ценности, к чему были приурочены праздничные мероприятия. Руководители задумались, будут ли сотрудники рады изменениям. Эмоциональная компетентность подсказала, что любые нововведения, даже позитивные, вызовут у работников страх.

В итоге были приняты меры, чтобы снизить беспокойство сотрудников, поэтому модернизация прошла гладко. Например, во время презентации новых ценностей сотрудников объединяли в группы, где они после обсуждения анонимно записывали свои сомнения относительно нововведений, а затем передавали их руководителю, который спокойно комментировал замечания. Возможность высказать сомнения снизила уровень страха.

Упражнение 4. Управление чужими переживаниями

Несколько простых приемов помогут понимать эмоции других людей и адекватно реагировать на них.

Фиксация данных. Заведите дневник и кратко описывайте, что вы чувствовали и как управляли эмоциями. Через какое‑то время вы удивитесь, насколько проще стало их контролировать.

«Примерка» эмоций. Чтобы вызвать какую‑либо эмоцию у других, прочувствуйте ее сами, ведь эмоциональным состоянием мы чаще всего заражаемся.

Умение слушать. Дать другому человеку выговориться - один из лучших способов управления эмоциями. Но по-настоящему слушать умеют немногие. Мы перебиваем, утешаем, подбадриваем - и в итоге усиливаем у собеседника «лишнюю» эмоцию.

Расширение лидерского репертуара. Проанализируйте, какие эмоции присущи вашему стилю, а каких недостает. Часто срываетесь? Сосредоточьтесь и объясните проблему сотруднику спокойно. Не позволяете себе повышать голос на подчиненных? Возможно, с кем‑то уже давно пора поговорить пожестче. Необязательно резко менять свой управленческий стиль. Для начала выясните, что у вас хорошо получается, а в каких ситуациях стоит попробовать действовать иначе.

Метод тотального «да». Обычно, когда наш собеседник выражает недовольство, мы начинаем либо оправдываться и объясняться, либо спорить и выдвигать встречные возражения. И то и другое усиливает агрессию второй стороны. Чтобы ее снизить, стоит в чем‑то согласиться с критикой. При этом важно найти адекватную формулу согласия: вместо фразы «Конечно, вы правы» начните свою защиту со слов «Да, мы действительно несколько раз задерживали поставки».

  • Ценности корпоративной культуры: 6 идей, которые удержат сотрудников

Какие результаты можно получить

Учет в работе эмоционального фактора позволяет руководителю быть результативным: качественнее выстраивать отношения с подчиненными, поддерживать в них драйв, грамотно разрешать конфликты. За счет этого повышается вовлеченность сотрудников и снижается текучесть кадров. Кроме того, эмоциональная компетентность позволяет эффективно вести переговоры и выстраивать крепкие отношения с партнерами, повышать качество работы с клиентами и их обслуживания.

Экспресс-тест для оценки уровня EQ

Хотя уровень EQ трудно измерить, существует ряд тестов, способных достаточно подробно рассказать о вашем эмоциональном интеллекте. Это, к примеру, тест американского исследователя Николаса Холла, в котором предлагается оценить тридцать утверждений по шестибалльной шкале (от –3 до 3) в зависимости от степени согласия с ними.

1. Для меня как отрицательные, так и положительные эмоции служат источником знания о том, как поступать в жизни.

2. Отрицательные эмоции помогают мне понять, что я должен изменить в своей жизни.

3. Я спокоен, когда испытываю давление со стороны.

4. Я способен заметить изменение своих чувств.

5. Когда необходимо, я могу быть спокойным и сосредоточенным, чтобы действовать в соответствии с запросами жизни.

6. Когда необходимо, я могу вызвать у себя широкий спектр положительных эмоций, таких как веселье, радость, ощущение внутреннего подъема.

7. Я слежу за тем, как я себя чувствую.

8. После того как что‑то расстроило меня, я могу легко совладать со своими чувствами.

9. Я способен понять проблемы других людей.

10. Я не зацикливаюсь на отрицательных эмоциях.

11. Я чувствителен к эмоциональным потребностям других.

12. Я могу действовать на других людей успокаивающе.

13. Я могу заставить себя снова и снова вставать перед лицом препятствия.

14. Я стараюсь подходить к жизненным проблемам творчески.

16. Я могу легко входить в состояние спокойствия, готовности и сосредоточенности.

17. Когда позволяет время, я обращаюсь к своим негативным чувствам и разбираюсь, в чем проблема.

18. Я способен быстро успокоиться после неожиданного огорчения.

19. Знание моих истинных чувств важно для поддержания «хорошей формы».

20. Я хорошо понимаю эмоции других людей, даже если они не выражены открыто.

21. Я могу хорошо распознавать эмоции по выражению лица.

22. Я могу легко отбросить негативные чувства, когда необходимо действовать.

23. Я хорошо улавливаю знаки в общении, которые указывают на то, в чем нуждаются другие люди.

24. Окружающие считают меня хорошим знатоком переживаний других людей.

25. Люди, способные точно осознать свои истинные чувства, намного лучше других управляют своей жизнью.

26. Я способен улучшить настроение других людей.

27. Со мной можно посоветоваться по вопросам отношений между людьми.

28. Я хорошо настраиваюсь на эмоции других людей.

29. Я помогаю другим использовать их побуждения для достижения личных целей.

30. Я могу легко отключиться от переживания неприятностей.

Суммарный балл покажет уровень развития EQ: 70 и более - высокий, 40–69 - средний, 39 и менее - низкий.

«КД» по материалам открытых источников

Среди других связанных с формированием социального и эмоционального интеллекта аспектов выделим умение отказывать в просьбах и делегировать задачи , а также способность не зацикливаться на проблемах и стараться воспринимать неудачу как обратную связь , пространство для совершенствования и новых возможностей.

Например, почаще вспоминайте, что вы не можете изменить прошлое , а значит, вместо того чтобы думать снова и снова о том, что надо было бы сделать в той или иной ситуации, думайте о том, что сделать сейчас и как можно улучшить будущее. Также помните, что в принципе вы ничего никому не должны, а значит, не обязаны всем отвечать согласием, даже если кому-то это причинит те или иные неудобства. Как парадоксально это не прозвучит, но умение отказывать – это тоже навык , и ему можно научиться. После пары отказов вы поймете, что мир не переворачивается, когда вы говорите: «Нет, я не могу». Если вы чувствуете вину или угрызения совести, то помните, что через какое-то время пройдет и это. Таким образом, после нескольких «упражнений» вы поймете, что отказывать – это нормально.

Как мы говорили, человеку с развитым EQ свойственна эмпатия, однако такие личности скорее манипулируют сами, чем поддаются на манипуляции . Главное, они точно определяют манипуляторов и сами решают, поддаваться их уловкам или нет. Если вы чувствуете, что кто-то пытается вами манипулировать, воспользуйтесь старым, но эффективным приемом: представьте данного человека с мусорным ведром на голове. Это изменит ваше отношение к собеседнику, а следовательно – и реакцию на его слова и просьбы. Такой прием пригодится и в других ситуациях.

5. Эмоции

Еще одно направление – работа над собственными эмоциями . Чтобы научиться их контролировать, важно знать, что конкретно вы контролируете. Наблюдайте за собой – какие события какие чувства вызывают; какие эмоции мешают сосредоточиться, а какие придают работоспособности; какими управлять легко, а какими нет.
Не сердитесь на свои реакции, не отрицайте их, не подавляйте, не осуждайте себя и, главное, не врите себе : если вы будете делать все вышеперечисленное, то не сможете управлять ими. Вы чувствуете то, что вы чувствуете, но у всех чувств есть причина. Важно понять ее – и тогда вы сможете корректировать эмоции.

И в заключение еще один полезный совет. Повышая и развивая социальный и эмоциональный интеллект, очень важно оставаться тем, кто вы есть , и не пытаться становиться кем-то другим. Цель повышения уровня EQ и SQ – самосовершенствование, то есть совершенствование себя, а не попытка надеть на себя чужую маску и ходить в ней.

Большинству из вас, вероятно, знакомо такое понятие как уровень интеллекта или IQ, и многие же наверняка проходили тесты IQ в школе, вузе или на работе. Так, первая методика для измерения умственных способностей, таких, как память, внимание и умение решать логические задачи, созданная Альфредом Бине в начале 1900-х годов, стала очень популярной и распространилась по всему миру. Ну а после доработки исследователями и учёными данная методика превратилась в знакомые всем вам тесты IQ. И сегодня, большинство психологов пользуются тестами для измерения интеллекта и, основываясь на результатах, пытаются определить, подойдет ли ему та или иная работа. И вроде нет никаких претензий к тестам IQ, все ровно и гладко, а главное - работает. Но можно ли, основываясь на результатах таких тестов получить адекватную оценку человеческим способностям?

Одна из проблем, с которой постоянно сталкивались психологи, состояла в том, что некоторые люди, обладая довольно высоким уровнем интеллекта, совершенно не умели управлять своими эмоциями. С другой стороны, человек с относительно низким уровнем интеллектуальных способностей на удивление показывал достаточно высокий уровень эмоциональной устойчивости и неплохо контролировал свои эмоции. Подобные примеры из жизни разных людей со всего света заставили исследователей задуматься о создании дополнительной шкалы, которая бы позволила им измерить уровень эмоциональных способностей человека. Сделать это было очень непросто, но уже в 1990 году была опубликована первая попытка определения эмоционального интеллекта Саловьём и Майером и звучало оно так: «Эмоциональный интеллект есть способность контролировать чувства и эмоции свои и других людей, а также распознавать их и использовать эту информацию для руководства в своих мыслях и действиях».

Если говорить более научным языком, определение эмоционального интеллекта может выглядеть следующим образом: «Эмоциональный интеллект это эмоциональная осведомлённость и навыки управления эмоциями, которые дают возможность создать равновесие между эмоциями и разумом с целью достижения большего счастья в долгосрочной перспективе ». Обладать высоким уровнем эмоционального интеллекта значит - уметь осознавать свои эмоции и изменять их по собственному желанию. Так, хорошая память и способность решать задачи недостаточны для того, чтобы считаться по-настоящему разумным человеком, но добавьте сюда умение управлять своими эмоциями и все видится нам совершенно в другом свете. Эмоциональный интеллект даёт возможность приобретать и применять знания о своих эмоциях и эмоциях других людей и делать свою жизнь более полной и насыщенной радостными событиями и яркими эмоциями. Благодаря развитию эмоционального интеллекта мы становимся способными лучше контролировать свою собственную жизнь, а главное - получать от нее больше удовольствия.

Если вы хотите примерно оценить свой уровень эмоционального интеллекта, ответьте на следующие вопросы:

  • 1. Умеете ли вы выражать свои чувства?
  • 2. Прислушиваетесь ли вы к мнению других людей?
  • 3. Когда вы испытываете стресс, действуете ли вы разумно?
  • 4. Легко ли вы адаптируетесь неожиданные изменениям в своей жизни?
  • 5. Берёте ли вы ответственность за свои действия и поступки?
  • 6. Умете ли вы распознавать свои эмоции по мере их появления?
  • 7. Контролируете ли вы свои сильные эмоции и импульсы?

Даже один ответ «нет» на перечисленные вопросы говорит о том, что ваш уровень эмоционального интеллекта недостаточно высок, особенно, если отрицательно вы отвечаете на седьмой вопрос. Многие исследователи склонны полагать, что неумение справляться со своим стрессом может не только навредить благополучию человека, но и уменьшить его эмоциональные способности, привести к так называемому временному откату назад. Впоследствии, если вы не будете делать решительных шагов по устранению стресса и управлению своими эмоциями, вы можете заметить, что ваше поведение становится всё менее адекватным. Важно, что этот процесс можно обратить спять, но это потребуется серьезной работы над собой.

О большинстве умственных навыков, требующихся для высокого уровня IQ, вы наверняка знаете, но вот какие навыки должен включать в себя высокий уровень эмоционального интеллекта? Питер Саловей и Джон Майер в своём определении эмоционального интеллекта выделили способности в пяти основных областях. Итак.

Эмоциональный интеллект включает в себя:

1. Самосознание. Это эмоциональная осознанность, которая включает в себя умение определять присутствующие в нас эмоции, выявлять связи между своими эмоциями и причинами, которые привели к их появлению, а также прогнозировать их появление в будущих ситуациях и обстоятельствах.

2. Управление эмоциями. Это способность своевременно избавляться от таких негативных проявлений как тревога, гнев и стресс. Кроме того, это умение использовать энергию негативных эмоций для решения своих проблем, не застревая в них и не придавая им слишком большого значения.

3. Самомотивация. Это умение сосредотачиваться на цели, эмоциональный самоконтроль, при котором вы воздерживаетесь от удовлетворения сиюминутных потребностей ради получения долговременной выгоды, или проходите ради этого через неприятный опыт, если это действительно необходимо.

4. Распознание эмоций других людей. Сочувствие играет важную роль в социальной жизни людей, и является одним из компонентов высокого уровня эмоциональной осознанности. Интересно, что чувствительность к тонким социальным сигналам, умение определять, что чувствует другие - одни из самых важных навыков для достижения успеха в личной и профессиональной жизни.

5. Управление отношениями. "Тот, кто умеет управлять другими людьми, успешен, тот, кто умеет управлять собой, велик" - примерно так звучит одна древняя истина. Но давайте перефразируем её: умея управлять своими эмоциями, вы развиваете в себе потенциал к управлению эмоциями других людей. Так рождаются настоящие лидеры, и так достигаются высшие уровни эмоционального интеллекта.

Не исключено, что вы уже достигли успеха в каких-либо из перечисленных областях, однако это только начала и вам просто необходимо дальнейшее развитие ваших эмоциональных навыков, если вы хотите достичь высокого уровня эмоционального интеллекта. Пусть уже достигнутый успех станет основой для уверенного движения вверх.

Как развить эмоциональный интеллект?

В действительности, независимо от величины вашего эмоционального интеллекта, вы уже достигли некоторых успехов, поскольку эмоциональное развитие каждого из нас начинается в раннем возрасте и продолжается в течение всей жизни. И пусть не всегда это происходит осознанно, но всё-таки развитие происходит. Конечно, большую часть пути мы проходим в детстве и юности, когда формируется большая часть наших эмоциональных привычек, тем не менее, даже если вы недовольны уровнем своего эмоционального интеллекта, и вам не нравится ваш характер, вы всё ещё можете это исправить. Правда, это будет тем труднее, чем старше вы становитесь. Кроме того, вам нужно будет быть готовыми к тому, что некоторые черты своего характера вы, скорее всего, изменить не сумеете, а значит, вам нужно будет научиться принимать себя такими, какие вы есть, хотя, было бы желание, а способ найдется.

Какие навыки необходимы для высокого уровня эмоционального интеллекта?

Далее будут приведены несколько навыков, развитие которых поможет вам повысить ваш уровень эмоционального интеллекта. Мы рассмотрим три вида навыков, а именно, эмоциональные навыки, когнитивные и поведенческие навыки.

Эмоциональные навыки:

  • Выявление и определение эмоций – эмоциональная осознанность, то есть, умение распознавать эмоции, присущие нам по мере их появления и предсказывать их появление. Это также знание, какими бывают .
  • Выражение эмоций – умение выражать свои эмоции, не сдерживая и не подавляя их, а в случае необходимости выражать их безопасным способом.
  • Оценка интенсивности эмоций – как проявляются ваши эмоции, ярко или слабо.
  • Управление эмоциями – умение вызывать необходимые эмоции, либо устранять их по мере появления, или изменять их в случае необходимости.
  • Воздержание от сиюминутного удовольствия – умение контролировать свои желания ради достижения поставленных целей.
  • Контроль импульсов – умение ослаблять контролирующее воздействие сильных эмоций и брать над ними верх.
  • Знание разницы между эмоциями и разумом – понимание, когда ваши действия продиктованы вашими эмоциональными импульсами, а когда ваши действия продуманы и логичны.

Когнитивные навыки:

  • Позитивное отношение – к жизни, к окружающей действительности к самим себе, понимание, что быть на негативе - крайне непродуктивно.
  • – умение направлять мысли в позитивное русло - на решение проблем, не зависая на негативных мыслях.
  • Чтение и интерпретация социальных сигналов – признание социального влияния на ваше поведение, определение вашей роли в обществе.
  • Понимание точек зрения других людей – умение ставить себя на место других людей.
  • Понимание норм поведения – знание, что и где считается приемлемым, а что нет.
  • Планирование – пошаговое достижение ваших целей, постановка целей, определение альтернативных путей, предвидение последствий.
  • Самосознание – жизнь в настоящем, умение думать о прошлом или будущем, только если это необходимо и приносит вам пользу.

Поведенческие навыки:

  • Невербальные способы коммуникации – умение держаться уверенно в любом месте, даже если внутри вы не чувствуете себя уверенно, то есть, это предполагает отличное знание языка тела.
  • Вербальные способы коммуникации – развитие речевых навыков - уверенной, четкой и яркой речи.
  • Внутренний самоконтроль – контроль своего тела, выявление и предотвращение неосознанных импульсов и движения.
  • Здоровые привычки – зарядка, питание, всё, что способствует укреплению вашего организма.

Вроде бы достаточно информации для начала, и, как вы, вероятно, поняли, работа предстоит большая, но пусть это вас не пугает, поскольку пока вы двигаетесь вперед, вы приближаетесь к успеху. Одна из хороших новостей состоит в том, что перечисленные в данной статье навыки пригодятся вам не только для повышения уровня эмоциональной осознанности, но продвинут вас в любой другой сфере вашей жизни. Развивая свой эмоциональный интеллект вы ускоряете свой шаг по пути самосовершенствования, развития личности и достижения успеха. Всего вам наилучшего!