Дневник для повышения эмоционального интеллекта. Способы развить эмоциональный интеллект. Как развивать эмоциональный интеллект с детства

Он создавал платья не как портной, а как художник, и называл это высокой модой. Это стал новатором направления, в котором были стиль, формы и идеи от Поля Пуаре. Возможно, история моды начала XX века была бы другой, но ее направление предопределило рождение в 1879 году будущего кутюрье в семье торговца одеждой.

Биография Поля Пуаре

Биографические подробности детских лет Поля история не сохранила. Имеются только скупые сведения о том, что у него было 3 сестры. Одна из них занималась созданием женских платьев, став впоследствии модельером, вторая была знаменитой шляпницей. Чем занималась третья сестра, неизвестно. Мальчик рано увлекся модой. Он часами рисовал эскизы нарядов для кукол сестер. Скорее всего, дружбы в семье Поля не было, это можно понять из его автобиографии. Он больше вспоминал об эскизах, которые направлял в Дом моды «Раудниц», тканях, из которых шила платья одна из сестер, шляпках, увиденных им в театре.

О домашних Поль не любил вспоминать, понимая, что даже сестры были для него скорее конкурентками, не желающими с ним сотрудничать. Отец тоже не был поклонником его таланта. Эскизы и модели одежды Поля Пуаре его раздражали. То есть поддержки в семье будущий кутюрье не имел. Единственный человек, которому был благодарен Поль, - его мать, которая дала сыну деньги, и он смог открыть свое дело. Деньги от матери он получил в долг. И это был правильный материнский шаг. Отдав долг, Поль Пуаре смело заявлял, что это его бизнес, созданный на собственные средства.

Начало пути в сфере моды

Семнадцатилетнему Полю Пуаре посчастливилось, его принимают на работу в Дом моды DOUCET, увидев в его эскизах образцы платьев, которые могут претендовать на спрос среди модниц. Это был действительно счастливый шанс - иметь своим учителем художника по призванию, «великого джентльмена» Жака Дусе. Работая под началом Дусе, Пуаре проникается духом высокой моды, моды, которая предполагает творчество. А этого у Пуаре не отнять с раннего детства.

Признание работ Поля Пуаре

У Дусе шили себе наряды королевские особы и королевы сцены, известные всем Габриэль Режан и Сара Бернар. Дусе доверил молодому и талантливому Полю шить для них сценические костюмы. Именно с этого началось признание Поля Пуаре как мастера-модельера. Дусе был хорошим учителем. Он ценил трудолюбие ученика, превратив его из подмастерья в своего ассистента. Он ввел талантливого Поля в мир звезд театра, которые стали его заказчицами. Со временем начали появляться у модниц «модели Пуаре».

Служба в армии ненадолго прервала работу молодого модельера. По возвращении из армии в 1901 году Пуаре устраивается в самый престижный Дом моды Ворта.

Свое дело

Проработав под началом сыновей Ворта до 1903 года, Пуаре решается на серьезный и обдуманный шаг. На занятые у матери деньги Поль создает свое дело, открыв ателье недалеко от Гранд Опера в Париже. Первой моделью, созданной им в этот время, было пальто прямого покроя. К 1905 году у французского модельера работают самые известные в то время художники, иллюстраторы и дизайнеры, реформируя историю моды вместе с ним. Рождается новый стиль и образ, меняется силуэт, появляются новые цвета и ткани. 1906 год принес женщинам освобождение от оков корсета, он заменил его гибким бюстгальтером и поясом для чулок. Он подарил дамам моду на шелковые чулки телесного цвета, создающие иллюзию обнаженных ног. Предложил облегченные зонтики, обязательную принадлежность женского туалета.

Пуаре, вдохновленный модерном XVIII века, создает платье, у которого юбка ниспадает к полу из-под груди. Этот фасон удлиняет ноги, делая фигуру женщины стройной. Моделью, обладающей изящной и пропорциональной фигурой, была его жена Дениза. Они вместе создавали новые образцы женского платья, а супруга, как первый образец рекламы, появляясь в модных местах, демонстрировала их светскому обществу. Поль Пуаре ценил эту женщину и уважал за то, что она была его единомышленницей и, стремясь к самосовершенствованию, посещала вместе с ним музеи и антикварные лавки, чтобы расширить свой кругозор, обострить восприятие культуры других народов. Она стала директором их модного Дома. Первый буклет - каталог «Платья Поля Пуаре» - издан Полем Ирибом в 1908 году с целью ознакомить публику с новыми моделями. В 1912 году выходит альбом «Вещи Поля Пуаре», этим самым подчеркивается статус влиятельного кутюрье.

Новые направления в моде

Он понимает, насколько изжили себя блеклые и безжизненные тона в одежде, которые в XVIII веке считались изысканными. Женщинам нужно было вернуть яркость, насыщенность всех оттенков красного, синего, зеленого. Пришлось расшевелить лионских текстильщиков. И результатом его трудов стали живые по колориту крепдешины оранжевых и лимонных тонов. Одна из его клиенток, Айседора Дункан, написала в своих мемуарах о французском модельере, что это был не обычный кутюрье, а гений, умеющий одевать женщин и создающий из них настоящие произведения искусства.

Новинки от супругов появлялись практически все время. К образцам их можно было отнести модель юбки-брюки. Начиная с 1911 года Пуаре организует костюмированные вечеринки. На одну из них, в стиле сказки «Тысячи и одна ночь», гости должны были прийти в одной из его новинок - платье-абажуре. Поль обожал работать над сценическими костюмами. Их создание в том виде, в котором они вошли в эпоху, он считал своей заслугой. Это Поль создал необычные для того времени туники, юбки-шаровары и брючные женские костюмы. И это в начале XX века!

На крыльях славы

Очередной новинкой и взрывом в мире моды стала "хромая" юбка от Поля Пуаре. То, что на показе предложил Пуаре, покорило женщин и превзошло всякие ожидания по поводу новинки. Это было платье, которое из-под груди и до колен ниспадало мягкими складками, а у колен резко сужалось. В таком наряде женщина была больше похожа на гейшу с ее семенящими японскими шажками. Полю нравился женский восточный стиль, и его радости не было предела, так как модницы приняли «хромую» юбку в свой гардероб, хотя были и осуждения, и даже карикатуры на эту деталь женского гардероба.

За несколько следующих лет Пуаро с группой манекенщиц объездил с показами мод всю Европу. С поездок он привозил новые идеи. Но, кроме высокой моды, он решил заняться еще чем-нибудь. Так, он стал первым из модельеров, выпустившим духи, и назвал их в честь старшей дочери «Розин». Им была создана школа прикладного искусства, названая в честь второй дочери «Мартин», здесь создавались ткани и предметы прикладного искусства, девочки учились рисовать цветы. Лучшие рисунки использовались как принт для тканей.

Угасание популярности

Ничто не вечно на земле. Начиная с 1920 года начали появляться конкуренты, которые нашли свой стиль, их образцы одежды нравились эмансипированным женщинам. Поль не принимает свое поражение, не понимая, что война дала женщинам больше самостоятельности, чем мода. На сцену моды выходят Жанна Лавен, Мадлен Вионне и большой враг Габриэль Шанель. Она ненавидела признанного короля моды Поля Пуаре за его ошеломляющие успехи, а он не переносил ее черные платья. Простота стиля Шанель сменила эпоху театральности в моде. Его одежда уступала конкурентам в простоте изготовления. Полагая, что женщины от него ждут чего-то нового, чем бы он мог их удивить, он устраивает великолепные праздники. И чем больше он чувствует крушение надежд, тем пышнее устраиваются приемы. Через полгода Поль обнаруживает, что он почти банкрот. Он все еще пытается вернуть себе былую славу, но все больше утопает в долгах перед своими инвесторами.

Закат великого кутюрье

В наступившем 1927 году Пуаре становится банкротом, затем следует развод с женой и отъезд в Канны, где продолжается работа над более скромными коллекциями одежды. Последняя весенне-летняя коллекция платьев была создана в 1933 году, после чего и в Каннах Пуаре закрывает свой Модный дом. Полностью разоренный, он пытается, заниматься живописью и развозом на велосипеде марочного вина в элитные рестораны. Он даже взялся за написание книг и написал три трактата о моде. Это немного улучшило его положение. Были подработки чтением лекций в Сорбоне, кроме того, некоторые театры заказывали ему сценические костюмы. В 1944 году Пуаре возвращается в Париж и 28 апреля умирает.

Возрождение интереса к творчеству Пуаре

В конце жизни Пуаре лишился и славы, и богатства. Причин этого явления достаточно. Будучи на волне славы, Поль Пуаре полагал, что так будет всегда, что его талант не может не давать доходы. Но он не учел меняющиеся обстоятельства жизни, на которые очень сильно повлияла Первая мировая война.

Далее был экономический кризис 1929 года. Потеряв все, Поль с юмором и смирением относился к этому. Он поддерживал дружеские отношения со своими взрослыми детьми. Его друг Жан Кокто готовил ретроспективу выставки работ Пуаре, но не успел это сделать при жизни великого кутюрье.

К концу 1950 годов вновь появился интерес к творчеству Поля Пуаре. А возник он после посещения первой ретроспективной выставки работ Пуаре, организованной Денизой Пуаре. Эпоха хиппи в 1960 в Америке вернула из забвения винтажные модели Пуаре. Выставки его работ вызывали интерес, и цены на винтажные модели начали расти, коллекционеры начали раскупать как флаконы с духами «Розин», так и предметы прикладного искусства от «Мартин». В мае 2005 года на огромной аукционной продаже изделий Пуаре ушло за 2 дня 500 лотов за огромные деньги.

И кто может знать, что нам преподнесут современные модельеры. Ведь новое - это хорошо забытое старое.

Карьеру модельера начал с работы у Жака Дусе, затем перешел в ателье Чарльза Фредерика Уорта . В 1903 году Пуаре основывал «Дом Пуаре и raquo» .

В период 1890-1910 годов модельер пропагандировал возвращение к античной моде : предлагал Парижу платье в виде туники и пеплос , а также ввёл моду на кимоно в Европе. Пуаре в 1905 году он предложил рубашечный покрой женского платья без корсета.

Также кутюрье является изобретателем так называемой «хромой юбки» - юбки с шириной ниже колена около 30 см, которая позволяла передвигаться исключительно семенящей походкой.

Поль Пуаре - первый модельер, выпустивший собственную марку духов (1911 год), назвав их в честь своей старшей дочери Розин (Rosine). Он лично выбрал аромат, придумал дизайн флакона, упаковки и рекламу .

Пуаре господствовал в моде до Первой мировой войны , очень много сотрудничал с театрами в создании костюмов, но в 1927 году закрывает свой модный дом. Историки моды полагают причиной ухода Пуаре из мира высокой моды излишнюю вычурность моделей для того времени. Пуаре не смог приспособиться к эмансипации, демократизации и индустриализации моды после Первой мировой войны, он относился к созданию костюма как к искусству , что в межвоенный период не было востребовано.

См. также

Напишите отзыв о статье "Пуаре, Поль"

Примечания

Литература

  • Марк Тангейт. Построение бренда в сфере моды: от Armani до Zara = Fashion Brands. Branding Style from Armani to Zara. - М .: Альпина Паблишер , 2014. - 310 с. - ISBN 978-5-9614-4618-0 .
  • Кибалова Л., Гербенова О., Ламарова М. Иллюстрированная энциклопедия моды. - Прага: Артия, 1986. - С. 608.
  • Shaeffer, Claire B. Couture Sewing Techniques. - Taunton Press, 2001. - С. 218.
  • Алексей Мокроусов. Эмансипация тела // The New Times, 2011. № 39. 21 ноября.

Отрывок, характеризующий Пуаре, Поль

Через полтора часа времени большинство игроков уже шутя смотрели на свою собственную игру.
Вся игра сосредоточилась на одном Ростове. Вместо тысячи шестисот рублей за ним была записана длинная колонна цифр, которую он считал до десятой тысячи, но которая теперь, как он смутно предполагал, возвысилась уже до пятнадцати тысяч. В сущности запись уже превышала двадцать тысяч рублей. Долохов уже не слушал и не рассказывал историй; он следил за каждым движением рук Ростова и бегло оглядывал изредка свою запись за ним. Он решил продолжать игру до тех пор, пока запись эта не возрастет до сорока трех тысяч. Число это было им выбрано потому, что сорок три составляло сумму сложенных его годов с годами Сони. Ростов, опершись головою на обе руки, сидел перед исписанным, залитым вином, заваленным картами столом. Одно мучительное впечатление не оставляло его: эти ширококостые, красноватые руки с волосами, видневшимися из под рубашки, эти руки, которые он любил и ненавидел, держали его в своей власти.
«Шестьсот рублей, туз, угол, девятка… отыграться невозможно!… И как бы весело было дома… Валет на пе… это не может быть!… И зачем же он это делает со мной?…» думал и вспоминал Ростов. Иногда он ставил большую карту; но Долохов отказывался бить её, и сам назначал куш. Николай покорялся ему, и то молился Богу, как он молился на поле сражения на Амштетенском мосту; то загадывал, что та карта, которая первая попадется ему в руку из кучи изогнутых карт под столом, та спасет его; то рассчитывал, сколько было шнурков на его куртке и с столькими же очками карту пытался ставить на весь проигрыш, то за помощью оглядывался на других играющих, то вглядывался в холодное теперь лицо Долохова, и старался проникнуть, что в нем делалось.
«Ведь он знает, что значит для меня этот проигрыш. Не может же он желать моей погибели? Ведь он друг был мне. Ведь я его любил… Но и он не виноват; что ж ему делать, когда ему везет счастие? И я не виноват, говорил он сам себе. Я ничего не сделал дурного. Разве я убил кого нибудь, оскорбил, пожелал зла? За что же такое ужасное несчастие? И когда оно началось? Еще так недавно я подходил к этому столу с мыслью выиграть сто рублей, купить мама к именинам эту шкатулку и ехать домой. Я так был счастлив, так свободен, весел! И я не понимал тогда, как я был счастлив! Когда же это кончилось, и когда началось это новое, ужасное состояние? Чем ознаменовалась эта перемена? Я всё так же сидел на этом месте, у этого стола, и так же выбирал и выдвигал карты, и смотрел на эти ширококостые, ловкие руки. Когда же это совершилось, и что такое совершилось? Я здоров, силен и всё тот же, и всё на том же месте. Нет, это не может быть! Верно всё это ничем не кончится».
Он был красен, весь в поту, несмотря на то, что в комнате не было жарко. И лицо его было страшно и жалко, особенно по бессильному желанию казаться спокойным.

Гениальный, удивительный человек Поль Пуаре по праву заслужил звание императора парижской моды. Он по своему не совсем скромному признанию (что простительно великим талантам) «одевал эпоху», самых красивых и знатных женщин тех времен. Среди его клиентов - вся европейская, в том числе и русская аристократия, а также творческие личности. А его современниками были Коко Шанель, Жак Дусе, Чарльз Уорт, Н. П. Ламанова и т. д.

Поль Пуаре, биография: ранние годы

Будущий великий кутюрье родился в Париже в семье торговца текстильными товарами. О том, каким было его детство, сказать трудно, ведь достоверных данных нет. В своей биографической книге П. Пуаре в большей степени уделяет внимание и шляпкам, которые уже в то время занимали его ум и фантазию. С юных лет он кроил и шил самостоятельно для своих сестер. Уже тогда талант мальчика пробивался наружу и требовал признания.

Поль Пуаре вырос вместе с тремя сестрами, причем одна (Николь Грульт) впоследствии занималась созданием платьев и даже имела свой Дом моды в Париже. Вторая тоже обрела славу, правда, уже выдающейся шляпницы. Несмотря на явное увлечение сына модой и всем, что с ней связано, отец не желал принимать это всерьез, поэтому настоял, чтобы мальчик отучился в школе. После ее окончания он устроил его на работу рассыльным у знаменитого мастера по изготовлению зонтиков. Но вскоре Поль Пуаре (фото см. ниже) ушел из мастерской. Взяв отрезы шелковой ткани, он стал шить свои первые наряды для куклы, подаренной некогда сестрам.

Начало творческого пути

Свою карьеру будущий великий мастер начал с работы у известного французского модельера, коллекционера и мецената Жака Дусе, затем было ателье Чарльза Уорта, где он в основном занимался дизайном и пошивом верхней одежды (манто, накидки). А уже в 1903 году Поль Пуаре основал свой собственный Дом моды. Успех был поистине молниеносным и ошеломительным, в первую очередь благодаря уже приобретенным связям и популярности у знатных клиенток, аристократии.

Он активно пропагандировал возвращение к моде античных времен и ввел в обиход платья в виде туник и пеплос, а также предложил парижанкам новый, как сейчас сказали бы, тренд - кимоно.

Семейная жизнь

Поль Пуаре - модельер с эмоциональным характером, яркая и увлекающаяся натура. Без музы он существовать просто не мог. Ею стала Дениза Буле, на которой он женился в 1909 году. По признаниям самого мастера, именно она являлась воплощением всех идеалов. Очаровательная женщина из провинции удивила горожан, а в ярких, уникальных и изысканных нарядах, создаваемых специально для нее, раскрылась ее красота. Каждый их выход в свет превращался в событие, сенсацию. Пару обсуждали пресса и общество. Безусловно, присутствовало в их жизни стремление к эпатажу публики, доходящего порой до грани скандальности. Именно в этот временной промежуток Поль Пуаре (платья см. на фото) обретает славу самого именитого кутюрье мира, его сопоставляют с художником, творцом, а новинки льются, словно из

Семейная пара прославилась и в качестве устроителей грандиознейших костюмированных вечеров, которые проводились ежегодно. Каждый праздник имел свою тему, но особенно прославился вечер «1002-я ночь», состоявшийся в 1911 году.

К сожалению, не все красивые истории имеют соответствующее продолжение и завершение. Супруги развелись в 1928 году, когда финансовое благосостояние Пуаре пошло на спад. В чем крылась истинная причина расставания спустя столько лет, сказать уже никто не может. Однако в одном из газетных интервью Дениза обвинила его в жестокости, а Пуаре, в свою очередь, назвал ее поведение оскорбительным.

Этнические мотивы в творчестве

В 1910 году после посещения балета «Шахерезада» в Париже Поль Пуаре был настолько впечатлен, что не смог пройти мимо очарования и загадочности Востока. Впервые в его коллекциях появились модели с этническими мотивами, а еще через год он даже организовал костюмированную тематическую вечеринку «Тысяча вторая ночь». Сам кутюрье предстал в образе влиятельного падишаха. После столь грандиозного события восточные мотивы в одежде надолго завладели светскими львицами. Шаровары и юбка-брюки, тюрбаны - все это превратилось из экзотики в наряд для вечернего выхода.

Русский стиль в работах кутюрье

Впервые с русскими талантами Пуаре столкнулся при посещении балета, которому рукоплескала вся Европа. Привлеченный самобытностью и колоритом, он решил поехать в турне по Восточной Европе, в том числе в Москву и Петербург. Именитый кутюрье пришел в полный восторг от русского народного костюма (пышных сарафанов, кичек, косовороток, кокошников, платков и шалей). Он даже привез некоторое количество одежды с собой в столицу моды. Сочные, живописные цветы и орнамент - все это Поль Пуаре (платья представлены на фото) использовал для создания первой в мире коллекции одежды с русскими мотивами. Называлась она «Казань».

Армяк от Поля Пуаре

В своем исконном варианте под данным элементом традиционно русского костюма понимается крестьянский кафтан с прямыми рукавами и спинкой, неотрезной в линии талии. Армяк Поля Пуаре - это стилизованный, впервые сшитый для жены Денизы костюм. Для него использовалась темная роскошная ткань, подчеркивающая самобытность и колорит русского стиля.

Бессмертное творение кутюрье

Гардероб современной женщины просто немыслим без элегантной и сексуальной юбки-карандаш. А между тем история ее создания уходит корнями в начало двадцатого века. Именно тогда был создан прототип - "хромая юбкаюбка" годе. Поль Пуаре назвал ее именно так в связи с тем, что узкий подол затруднял движение, и женщины вынуждены были семенить, перемещаясь маленькими шажочками. "Хромая юбка" легла в основу не только силуэта "карандаш", но и годе, знаменитого и популярного силуэта "русалка" для вечерних и свадебных нарядов.

Книги П. Пуаре

Наперекор судьбе и нелегким жизненным обстоятельствам в 1930-х годах кутюрье выпускает в свет три свои книги: «Мода и Финансы», «Одевая эпоху» и «Возвращайтесь!». Все они, по сути, представляют собой мемуары. Колоссальные труды, читать которые - одно удовольствие, целая череда знаменитых имен, ярких событий на фоне драматической истории двадцатого века.. Поль Пуаре был личностью незаурядной и многогранной, его приглашали в качестве лектора в Сорбонну, а театры иногда давали заказы на создание

Забвение великого модельера

С 20-х годов прошлого столетия тенденции капризной моды начали претерпевать изменения, сказались на этом и мировые политические потрясения, война. В истории все закономерно, и одни имена сменяются другими. Так случилось и с Полем Пуаре. Особенно часто среди его конкурентов упоминается не менее великая Коко Шанель. Модельер просто не мог адаптироваться к так быстро изменившемуся миру, в результате чего был вытеснен с модного олимпа. После 1925 года он оказался на пороге бедности и вынужден был продать свою мастерскую, коллекции картин и других предметов искусства. Умер он в полном забвении и бедности в 1944 году. И только спустя полтора десятка лет публика вновь вспомнила это имя - Поль Пуаре. Эскизы и сохранившиеся экземпляры авторской одежды были выставлены его бывшей женой. Время сделало еще один виток, и, пройдя страшную войну, люди захотели той забытой, яркой, необузданной красоты.

В 2005 году из личной коллекции жены и детей Пуаре было продано более шести сотен различных предметов гардероба. Некоторая часть лотов сопровождалась фотографиями из личного семейного архива. Чудом сохранившиеся вещи (не всегда в хорошем состоянии) разошлись по знаменитым мировым музеям моды.

Поль Пуаре - двадцатого столетия, подаривший женщинам свободу в прямом и переносном смыслах. Он совершил революцию в дамском гардеробе, первым предложив отказаться от корсетов, длинных кос, и примерить на себя брюки. Яркая звезда талантливого мастера, к сожалению, блистала недолго, но имя его навсегда вписано в историю.


На моду всегда оказывают влияние и социальные, и политические причины. А в начале ХХ-го века, точнее на период 1908-1914г.г. большое влияние оказало на моду ещё и сценическое искусство. В то время оперетты, театральные представления, ревю, кабаре и прочие виды развлечений подсказывали новые типы одежды.


Танцовщица Айседора Дункан, американка по происхождению, в 1900 году приехала и покорила Европу своим танцем, тем самым оказала большое влияние на вкусы современниц, и наверное, сделала гораздо больше, чем любой кутюрье. В античных туниках она выходила на сцену босиком, её гармоничный облик и необычайная пластика в ритме танца пленяли зрителей и прививали любовь к античной простоте. В живой пластике она была воплощением античной скульптуры.



Богатые формы силуэта костюма и платьев стиля модерн, оснащённые разнообразным декором, стали постепенно заменяться простыми, лёгкими и стройными силуэтами – платьями с завышенной талией и прямой юбкой. Пуаре находит просто вульгарным вздымающийся впереди бюст и выступающий зад.


Но не только танцовщицы как Айседора Дункан, Мата Харри, Луайе Фуллер своими танцами с вуалями помогли Полю Пуаре раскрепостить женщин, представив на обозрение всех свои гибкие тела, революцию в моде вызвали гастроли Русского балета, происходившие в те годы в Париже.



1908-1909 годы


А ещё раньше С. Дягилев там же в 1906 году организовал выставку русского искусства. Всё это резко изменило моду. Европейцы увидели блеск восточного колорита с его потрясающими цветами – оранжевым, голубым, красным, жёлтым… Россия и сама представлялась многими людьми того времени как часть Востока. Русский балет, пламенные краски Бакста, русские художественные идеи покорили парижан, а мода этой эпохи покорилась Полю Пуаре. Эта эпоха может быть смело названа эпохой Поля Пуаре.



Освобождая женщину от корсета, Поль Пуаре упразднил все акценты, которые создавались корсетом на линии талии, бёдрах и груди. Так получился стройный вертикальный силуэт. Корсет он заменил гибким бюстгальтером и поясом для чулок. Всё это позволило женщине выглядеть более юной и подвижной. Пуаре собрал вокруг себя талантливейших художников, иллюстраторов, дизайнеров, таких как Поль Ириб, Жорж Лепап, Эрте (русский эмигрант), Жорж Барбье, Мариано Фортени, Рауль Дюфи, Андре Дерен и многих других.



Относился к изобретению нарядов как к произведению искусства и начинал работу всегда с подбора тканей, которые создавал сам. Он подбирал рисунок и оттенки, окрашивал ткани, подробно изучал японские методы нанесения рисунка. Фортени создал плиссированное платье «Дельфос», которое подчёркивало естественную красоту женского тела, и наряды с шаблонным рисунком. Именно эти работы стали визитной карточкой его фирмы.


Мариано Фортуни изучал мотивы и принты критских, японских тканей, исламский стиль, черпал вдохновение в работах венецианских живописцев. Его наряды были новыми и необычными, по тому времени излишне смелыми, но они отличались особым изяществом и произвели настоящую революцию в моде. Художница Галленга, очарованная нарядами Фортени, также увлеклась дизайном одежды и начала моделировать платья в духе Средневековья, используя шаблонный набивной рисунок.


Если проследить основные этапы изменения женского силуэта в этот короткий период, то увидим:


1908 год – сузившаяся юбка без акцента на линии бёдер, небольшое завышение талии, лиф выполняется с широкими рукавами-кимоно, от прежней моды стиля модерн остаётся ещё лиф с напуском над поясом и воротник-стойка.


1909 год – стройный силуэт полуприлегающих костюмов с лацканами и небольшим воротником мужского стиля, огромные шляпы. После Русских сезонов вошёл в моду ориентализм. Европейцы открывали для себя загадочные страны Востока. Фантастические костюмы и яркие инсценировки «Шехерезада», «Фея Роз», «Петрушка» и многие другие спектакли Русских сезонов стали знаменательным событием в истории моды.


1910 – 1911 – завышенная талия, суженная книзу юбка, рукава-кимоно. Появилось новое изобретение – корсет для ног. Это такие своеобразные путы чуть ниже колен, которые естественно не видны были для общего обозрения, но основная их задача была сделать походку женщины семенящей, дабы походить на японскую гейшу. В 1911 году Поль Пуаре организовал костюмированный бал «1002-ая ночь», на котором представил свою новую коллекцию, навеянную восточными образами Японии, Индии, Китая. Этот бал имел невероятный успех, а Поль Пуаре стал диктатором моды.


1912 – 1914 – популярность суженных юбок была столь велика, что женщины даже отправлялись в них на дальние переезды. В это время возникает и популярность танго, но спутывающие движения юбки никого не смущают, их просто драпируют и делают разрезы. В то время американская пара – актриса Ирен Кастл и её муж Вернон завоевали известность своим зажигательным исполнением этого танца. Они гастролировали по Америке и Европе, исполняя танго на сцене, и вскоре любовь к новому танцу охватила весь мир, – необыкновенно чувственный танец и прекрасная музыка и ритм будоражили все струнки души.





Красавица , актриса немого кино, и эстрадный певец Александр Вертинский, приглашённые в военный госпиталь на концерт для раненых, танцевали танго настолько элегантно и заразительно, что увлечённые зрители все, кто мог, кому это было доступно, танцевали до рассвета.


И потом ещё долго, долго, – проходили годы и десятилетия, а танго волновало и заставляло трепетать сердца многих людей…


Но вернёмся в эпоху, когда модницы всего мира были подчинены власти Пуаре. Создавая новые формы и силуэты, Поль Пуаре использует восточные мотивы, крой, он вводит туники, драпировки, тюрбан с эгретом, гаремную юбку.


Помимо этого Пуаре разглядел оригинальные формы и других национальных костюмов – казачью шапку, венгерские рукава, русский жакет и многие другие элементы одежды, благодаря которым были созданы блуза-туника, юбка-абажур, вечернее манто с рукавом-кимоно, покрытое золотом и серебром, юбка-сумка. Всё это было с экзотическими контрастами, смелыми красками в сочетании с мягкими и пластичными тканями.



Восточные образы повлияли и на дизайн аксессуаров, – зонтик и веер в эту эпоху стали непременными аксессуарами дамы. Более лёгкая и почти воздушная форма зонтика придавала образу изысканность и элегантность. Эти аксессуары, особенно веер, использовались Пуаре и Жанной Пакен для рекламы своих домов.


Жанна Пакен ещё в 1906 году представила свою коллекцию одежды в , то есть несколько раньше того, как Пуаре прославился своими античными нарядами. Пакен опередила диктатора моды и накидкой с рукавами-кимоно, но скромная женщина всё время предпочитала оставаться в тени, в то время, когда мужчины-дизайнеры завоёвывали славу и становились звёздами.





















Период 1908 – 1914 годы можно охарактеризовать поиском нового, и в моде того времени чётко отразились политическая ситуация, развитие социальных движений и борьба женщин за равноправие. «Тюрбан наискось спускается до самых бровей, колеблющийся эгрет, юбка, задрапированная и стиснувшая ноги. Брови, подведённые карандашом, рука на бедре, живот вперёд, – вот эта женщина, которая одевается у султана моды и идёт танцующими шагами навстречу мировой катастрофе».


1914 год, 1 августа – прогремели залпы начавшейся Первой мировой войны, всё изменилось, а вместе с этим изменилась и мода.

(Paul Poiret 1879 – 1944 г.г.) был одним из ведущих французских модельеров в течение первых двух десятилетий 20-го века. Пуаре считают реформатором моды, создателем нового образа жизни, стиля, который царил в Европе и Америке до начала 1920-х годов.

Родился в Париже, его родители торговали тканями в бедном парижском квартале Ле-Аль (Les Halles), получившем, благодаря писателю Эмилю Золя (Émile Zola), название «Чрево Парижа» (Le Ventre de Paris). По настоянию родителей юный Поль начал работать в мастерской по изготовлению зонтиков. Из цветных лоскутков, в избытке остающихся от производства зонтов, будущий кутюрье мастерил свои первые наряды, примеряя их на куклу, принадлежащую одной из его сестёр. Пуаре начал делать эскизы одежды, будучи совсем молодым человеком. Однажды он решил показать свои работы Луизе Шеруи (Louise Chéruit – часто её называют Мадлен Шеруи (Madeleine Chéruit) , но многие исследователи моды считают это ошибкой) , основательнице парижского модного дома Chéruit, очень популярного в конце XIX начале XX в.в. Мадам Шеруи оценила идеи будущего мастера моды и купила для своего дома двенадцать эскизов. Пуаре продолжил продавать свои разработки именитым французским дизайнерам, пока в 1896 году не был принят на работу в знаменитый модный дом Жака Дусе (Jacques Doucet) , а затем в модный дом Ворта (Charles Worth) , где в основном он занимался разработкой верхней одежды. Консервативные клиентки Чарльза Ворта не всегда понимали новаторские для того времени идеи молодого модельера.

В 1903 году открывает собственный салон на рю Обер (Rue Auber). Его успех, благодаря хорошо выбранным сотрудникам и связям со старыми клиентками из домов Дусе и Ворта, был очень стремительным.

В 1905 году Пуаре женился на Денизе Буле (Denise Boulet), ставшей на долгие годы его помощницей и музой. Творческий тандем супругов Пуаре постоянно привлекал внимание публики. Каждый выход Денизы в парижские модные места освещался прессой и широко обсуждался. В этих выходах всегда была доля эпатажа, ставшего отличным дополнением к рекламе модного Дома. Новые идеи от Пуаре постоянно будоражили сознание модниц той эпохи. В начале XX века Пуаре стал самым знаменитым и успешным кутюрье мира. Его воспринимали не как поставщика модных нарядов, а как творца, как художника.

Поль Пуаре наряду с другими выдающимися модельерами того времени, такими как Люсиль (Lucile - Lady Duff Gordon) , Мадлен Вионне (Madeleine Vionnet) Коко Шанель (Coco Chanel) и пр. стал настоящим реформатором одежды, освободившим женщин от корсета утягивающего талию. Линия талии в одежде была перенесена под грудь, тело становилось свободным, ноги удлинялись, силуэт казался более стройным. Заставив женщин распрощаться с корсетом, который часто сравнивали с панцирем, Пуаре поставил перед ними серьезную задачу – следить за своей фигурой, худеть и не набирать вес.

В основу многих нарядов он положил античные модели со свободно струящимися тканями. Кутюрье предложил вспомнить, что такое туника и пеплос, ввёл в Европе моду на кимоно. В 1905 году он предложил рубашечный покрой женского платья. Пуаре является изобретателем так называемой «хромой юбки» (hobble skirt) - сильно зауженной ниже колен, позволяющей передвигаться исключительно семенящей походкой. Правда, это нововведение не обрело широкую популярность.

Модели Пуаре привлекали парижанок простотой форм и четкостью силуэтов. Модельер постоянно экспериментировал, меняя каноны моделирования, создавал новые пропорции и линии. Одежда становилась более удобной и практичной. Как художник, он уловил образ нового времени и сумел выразить свои идеи и чувства в одежде. Он стал диктатором моды, создающим не только фасоны платьев, но и стиль жизни.

Пуаре создавал особую индустрию роскоши, производящую в едином стиле одежду, обувь, шляпы, аксессуары, духи, т.е. В 1911 году представил свою собственную линию духов. За духами последовали туалетная вода, одеколон, мыло, пудра, сценический грим.

Работа над созданием фирменного стиля привела Пуаре к мысле о выпуске собственных «эксклюзивных» тканей. Пуаре восхищался художниками-фовистами, их колористикой, поэтому предложил молодому фовисту Раулю Дюфи (Raoul Dufy) сотрудничество в создании новых текстильных рисунков.

Поль и Дениза Пуаре вошли в историю моды и как устроители грандиозных костюмированных праздников, проводившихся ежегодно, каждый из которых имел свою тему. Одним из самым экзотичных и роскошных стало представление в июне 1911 года под названием «1002-ая ночь». Газеты писали: «одалиски из гарема Пуаре вызвали такой восторг у наших дам, что теперь даже почтенные супруги политиков готовы бросить все и уехать к турецкому султану, лишь бы иметь такие наряды». В костюмах для подобных праздников, сказывалось влияние «Русских сезонов» Сергея Дягилева, театрального и художественного деятеля, выдающегося балетного импресарио 20 века, прославившего русское искусство за рубежом. не пропускал ни одной премьеры Дягилевских балетов. Из-за влияния «Русских сезонов» в творчестве Пуаре были очень популярны восточные мотивы, а следовательно они стали популярны и в мировой моде того времени.

Осенью 1911 года вместе с группой манекенщиц отправился с показами по городам Восточной Европы, включая Москву и Петербург. В Москве он общался с выдающийся создательницей русской моды – Надеждой Петровной Ламановой. Ламанова показывала французскому кутюрье столицу - Кремль, блошиный рынок на Сухаревке, «Отделение имп. Российского исторического музея им. имп. Александра III - Музей П. И. Щукина», где Пуаре смог увидеть уникальную коллекцию русской старины коллекционера и мецената Пётра Ивановича Щукина. Пуаре был в восторге от русских костюмов, изрядное количество которых привез в Париж. Вдохновленный Россией он начал создавать собственную коллекцию платьев на русскую тему. Европейская мода на русский стиль в одежде появилась благодаря Полю Пуаре .

В 1913 году Пуаре принимает к себе в модный дом первого русского – Романа Тыртова, петербуржца, потомка старинного дворянского рода, широко прославившегося в Европе и Америке в 1920-е годы под псевдонимом Эрте (Erté), ставшего одним из ведущих художников стиля ар-деко. Эрте нарисовал для Пуаре знаменитую юбку-абажур. К сожалению, впоследствии, когда Эрте ушел из дома Пуаре, решив работать самостоятельно, у двух незаурядных художников возникли разногласия, за которыми даже последовало судебное разбирательство, связанное с обвинением в нарушении авторских прав.

Пуаре был очень любим в предреволюционной России. В журнале «Столица и Усадьба» так описывали модницу первого десятилетия XX века: «Покачиваясь на восьмисантиметровых каблуках сторублевых ботинок, в самом простеньком туалете фасона chemise, чуть-чуть вышитом старым серебром (модель Пуаре), гладко причесанная, она похожа на подростка, такая невинная, трогательно простая, когда говорит поклонникам: «Видите, я тоже борюсь с роскошью, это, право, совсем не трудно».

О невероятной популярности стиля Поля Пуаре в мире свидетельствует также и роман известного французского писателя Ромена Гари (Romain Gary, настоящее имя Роман Кацев) «Обещание на рассвете» («La promesse de l’aube»). В нем французский автор описывает свои детские годы в городе Вильно, находившегося тогда на территории Российской империи. В Вильно мать автора, бывшая актриса была вынуждена открыть псевдо-магазин Поля Пуаре. Там, без всякого разрешения, она продавал копии его моделей. Бизнес процветал, пока некоторые клиентки не начали сомневаться в подлинности платьев от Пуаре. Они потребовали подтверждения. Тогда находчивая предпринимательница решила устроить им встречу с метром моды и уговорила соседа, французского кондитера, предстать перед своими клиентками в виде Поля Пуаре, что на время спасло репутацию её заведения.

Поль Пуаре принимал к себе на работу в качестве манекенщиц беженок из России, спасающихся от революции. Ксения (Киса) Куприна, дочь знаменитого писателя Александра Куприна в своих воспоминаниях писала о работе в доме Пуаре: «Он заставлял манекенщиц выстраиваться в полукруг и долгим тяжелым взглядом рассматривал каждую. Потом, остановившись возле одной из них, вдруг делал жест, как бы отгоняя муху. Это значило, что эту девушку выгоняют». И еще: «Новые модели создавались каждые шесть месяцев. Приходилось часами стоять на помосте, и модельеры драпировали на нас ткани, кружева, ленты, кроили, закалывали как на деревянных манекенах. Часто от усталости девушки падали в обморок».

Пуаре создал детскую школу искусств «Мартина», назвав её именем одной из своих дочерей. В неё он отбирал в муниципальных школах парижских предместий художественно одаренных девочек 12–13 лет. Детская школа декоративных искусств на улице Сент-Оноре (Saint-Honoré) стала первой школой такого рода во Франции. Пуаре брал девочек на пансион и даже платил им небольшую сумму денег. Для того чтобы стимулировать фантазию детей он водил учениц в парки, музеи, и, прежде всего, в Лувр и Версаль. Через шесть месяцев после открытия детской школы Пуаре создал на ее базе профессиональную декоративно-прикладную студию. Как и школа, студия называлась «Мартина». Пуаре рассылал рисунки подопечных на фабрики декоративных тканей, обоев и ковровые производства, а также в город Севр, где по ним выполнялись росписи по фарфору. В 1912 году он добился участия учениц в выставке парижского Осеннего Салона. Детская школа и декоративная студия «Мартина» внесли существенный вклад в историю развития декоративно-прикладного искусства Франции.

Во время Первой Мировой войны Пуаре, движимый чувством долга, ушел в армию. Там он изучил армейскую униформу, громоздкую, с обилием ненужных деталей, и внёс предложения по усовершенствованию ее кроя, значительно сокращающему расход ткани и время пошива. Благодаря проявленной энергии ему удалось довести свои предложения до конкретных результатов.

После Первой мировой войны положение Поля Пуаре пошатнулось, его модели стали слишком вычурными для этого времени. Пуаре, как и Жак Дусе, не смог приспособиться к упрощению и демократизации моды. Безудержная энергия и фантазия художника далеко не всегда шли в ногу с деловым расчетом. Многие идеи мастера были очень невыгодными в финансовом отношении. В результате у Пуаре накопился огромный долг.

В 1920-е годы изменения в дамской одежде в связи с женской эмансипацией и новым стилем жизни окончательно привели в упадок модный мир Пуаре. На авансцену в мире моды стали выходить новые имена.

Главным антагонистом Пуаре становится легенда XX века - Коко Шанель . Свидетельством обоюдной неприязни Шанель и Пуаре является известная встреча двух величин в фойе Гранд Опера. Поль Пуаре, увидав Шанель, обратился к ней с вопросом: «Мадемуазель Шанель, Вы вечно в черных платьях. Это что, траур?» На что Шанель ответила: «Да, по Вам!».

Финансовый упадок Пуаре обострился с 1924 года. В 1925 году, во время международной выставки Ар Деко он отказался выставлять свои модели рядом с другими парижскими кутюрье в общем павильоне, посвященном моде. Для того чтобы подчеркнуть свою значимость, Пуаре на собственные деньги поставил на реке Сене три баржи, в которых устроил экспозиции своих домов – парфюмерного «Розин», мебельного «Мартин» и модного Поль Пуаре. Но продажа билетов на баржи не окупил огромных затрат.

Вскоре Пуаре пришлось начать продавать акции дома мод, что в последствии и привело его к полному банкротству. Кутюрье расстался со своим особняком в Париже, распродал коллекцию уникальных произведений искусства. Затем последовал довольно болезненный развод с женой Денизой. В 1927 году (по другим сведениям в 1929 г.) Пуаре, закрыв свой знаменитый парижский дом моды, уехал в Канны, где попытался продолжить работу, создавая более скромные коллекции. В 1933 году Пуаре выпустил весенне-летнюю коллекцию для крупного Парижского универмага Printemps. Но, тем не менее, в 1934 году вынужден был окончательно свернуть свой бизнес.

Разоренный Пуаре попробовал зарабатывать на жизнь живописью, затем занялся торговлей вином, развозя на велосипеде бутылки марочных вин по элитным ресторанам Лазурного берега. Но вернуть финансовое благополучие не получалось. Несмотря на сложнейший жизненный период в 1930-е годы Пуаре написал три знаменитые книги – «Одевая эпоху», «Мода и финансы» и «Возвращайтесь!», которые на время позволили кутюрье немного поправить бедственное положение. Изредка Поля Пуаре приглашали читать лекции в Сорбонну и делать сценические костюмы для театров.

Одно время в синдикате высокой моды (Chambre syndicale de la haute couture parisienne) обсуждался вопрос о предоставлении ежемесячного пособия Полю Пуаре. Особенно бедствующему кутюрье старалась помочь модельер Эльза Скиапарелли (Elsa Schiaparelli). Идея помощи была отвергнута Жаном Филиппом Вортом (Jean-Philippe Worth) , сыном легендарного Чарльза Ворта (Charles Worth ), возглавляющего в то время синдикат.

Ушел из жизни в 1944 году, разоренный и, практически, всеми забытый. Похоронен легендарный реформатор моды на деньги Эльзы Скиапарелли.