Исторический бал: не только танцы. Настольные и подвижные игры XIV-XIX вв. Развлечения и игры дворянской эпохи. БАЛ

Игровые действия, проводимые в бальном зале для дополнения и разнообразия танцев. Могут проводиться как в ходе танцевального отделения, так и во время перерыва между танцами, в составе, так называемых, дивертисментов.

Примеры бальных игр и забав:

Групповое имитирование участниками бала мизансцены какой-либо известной картины на выбранный сюжет. Выполняется с максимально возможным приближением к художественному оригиналу. Обычно демонстрируется несколько «живых картин» подряд, друг за другом. Демонстрация сопровождается музыкальным звучанием. Иногда зрителям ставится задание отгадать название картины и фамилию художника, её написавшего.

ЖМУРКИ

Забава в разомкнутом кругу, когда ведущий игрок с завязанными глазами пытается коснуться кого-нибудь из остальных участников. Когда он пытается дотянуться до своей жертвы, другие играющие за спиной стараются отвлечь его внимание, производя хлопки или щелчки руками. Тот, до кого он дотронулся, сам становится ведущим.

ОТБИВАНИЕ ДАМЫ

При исполнении Полонеза существовал забавный обычай «отбивания дамы», который описан в воспоминаниях Н. В. Сушкова: «… не попавшие в польский мужчины, один за другим останавливают первую пару и, хлопнув в ладоши, отбивают даму; кавалеры отвоеванных дам достаются следующим, переходя от одной к другой, а кавалер последней пары остается в одиночестве. Иногда стоически переносит остракизм и отправляется в боскет или к одному из карточных столов отдохнуть от своего подвига, а иногда, преследуемый обидными со всех сторон словами: «устал!», «в отставку!», «на покой!», отчаянно бежит к первой паре и отбивает даму».

ПОХИЩЕНИЕ ВЕЕРА

Распространённая забава на балах XIX века. Веер похищался, а затем дама выкупала его обратно за танец, за стихотворный комплимент или за шуточный поцелуй.

ПОХИЩЕНИЕ ТАНЦУЮЩЕГО КАВАЛЕРА

В эпоху XVI-XVII веков замена партнёра в коллективном танце представлялась как неожиданное «похищение» танцующего кавалера. Методы «похищения» могли быть разными, главное – чтобы они не вызывали конфликт. Часто это был просто взаимный обмен партнёрами. Иногда «похищалась» танцующая пара.

РОЗЫГРЫШ ФАНТОВ

Фанты, собранные в разных играх, складывают в шляпу. Затем их поочерёдно вынимают, заранее назначив владельцу случайное наказание: прочесть какое-нибудь стихотворение, спеть что-нибудь, сказать кому-то что-то приятное, шепнуть что-то по секрету каждому играющему, изобразить статую, быть зеркалом (отражать разные жесты и мимику), на все вопросы отвечать «Вполне согласен с Вашим мнением» и т. д.

РУЧЕЁК

Фигура коллективных бальных танцев. Исполняется в колонном построении пар. Передние пары образует «ворота», сквозь которые, одна за другой, проходят пары из конца колонны. Различают также фигуру «Обратный Ручеёк», в которой сквозь «ворота» проходят в обратном направлении, начиная с первой пары. В этом случае танцующие могут двигаться либо вперёд лицом, либо вперёд спиной.

ТАНЦЕВАЛЬНЫЕ ШУТКИ

Особые приёмы управления танцем, возбуждающие веселье. Например, на балах конца XIX века во время исполнения третьей Кадрили было принято путать фигуры и делать «случайные» ошибки, что неизменно вызывало сумятицу и хохот.

ФАНТЫ

Любимая забава дворянских собраний XIX века. Участнику игры необходимо дать ответ на простой вопрос или выполнить несложное задание. Но его действия должны подчиняться каверзным правилам: «Чёрное и белое не брать!», «Да» и «Нет» не говорить!» и т. д. При несоблюдении правила, отвечающий должен отдать свой фант – какую-нибудь мелкую вещицу.

ЦВЕТОЧНАЯ ПОЧТА (Карты-Флирт)

Система общения с помощью специальных карточек с изображениями цветов. Каждому цветку присваивается определённая словесная фраза. Например, кавалер присылает даме карту с изображением цветка резиды, что означает вопрос: «Вы сердитесь?». А та отправляет ему карту с изображением васильков – это ответ: «Что за вздор?»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №21 г. Челябинска

Бальные развлечения

Исследовательская работа

Научный руководитель: , учитель краеведения, высшая квалификационная категория, МАОУ СОШ № 21

Челябинск, 2013

Введение.................................................................................................................3

1.1. Что такое «бал»?….......................................................................................4

1.2. Разновидности балов……………………………………………………….4

1.3. Организация балов……………..…………………………………………..5

1.4. Бальные традиции и этикет………………………………………………..6

1.5. Бальный костюм…………………………………………............................7

1.6. Обязанности кавалера……………….……………………………………..9

Глава 2. Бальные развлечения

2.1. Игра в «живые» картины…………………………………………………….9

2.2. Фанты и спиритический сеанс……………………………………………..10

2.3. Раскладывание пасьянса и его разновидности…….………………….......11

2.4.Почта…………………………………………………………………………12

2.5.Шарады……………………………………………………………………….13

Заключение………………………………………………………………………13

Литература…………..…………………………………………………………..14

Приложение

Введение

В преддверии кадетского бала хотелось бы выяснить ответ на один простой вопрос: а что такое вообще бал? Давайте разберемся в том, как проходили балы, и какие страсти они вызывали, чему учили, каким традициям следовали. Если судить по литературе, бал– это роскошные наряды, дуэли из-за оскорблённой чести или соперничества в любви, шампанское до дна и карточные игры до утра. Но, если мы обратимся к историческим источникам, то увидим, что бал - это целенаправленное действие, главной задачей которого было создать условия для общения молодежи, выработать у них привычку следовать особому этикету, развить вкус. То есть вполне воспитательное мероприятие и еще - это целый спектакль, который при традиционной композиции допускает массу вариантов и неожиданных поворотов сюжета.

Актуальность исследования заключается в изучении традиций проведения балов в России и Европе, влияющее на воспитание подрастающего поколения.

Задачи:

1. Развивать умение применять полученные знания на практике.

2. Воспитывать отзывчивость на прекрасное в жизни и искусстве, любовь к национальным традициям.

3. Формировать понимание роли проведения балов в жизни России XVII - XIX в. в. и современного общества.

Объектом исследования являются бальные традиции России.

Предметом исследования являются развлечения на балах.

Гипотеза исследования заключается в том, что бальные традиции дореволюционной России получают свое второе рождение в современном российском обществе.

Новизна исследования заключается в сопоставлении бальных развлечений в России XVII-XIX в. в. с проведением балов в России XXI века.

Социальная значимость - работа может использоваться на уроках истории, краеведения, МХК и на классных часах .

Глава 1. История происхождения балов

1.1. Что такое «бал»?

Слово «бал» пришло в русский язык из немецкого; в переводе оно означает «мяч».
В старину в Германии существовал такой обычай: на Пасху сельские девушки с песнями обходили дома своих подруг, которые за минувший год вышли замуж. Каждой из них дарили по мячику, набитому шерстью или пухом. В ответ молодая женщина обязывалась устроить для всей молодежи деревни угощение и танцы, наняв за свой счет музыкантов. Сколько было в селе молодоженов, столько давалось и мячей, или балов, то есть вечеринок с танцам. В России до конца XVII в, ничего похожего на балы не существовало. В 1718 г. указом Петра были учреждены ассамблеи, ставшие первыми русскими балами. На протяжении XVIII - XIX вв. балы все прочнее входили в русский обиход и вскоре перестали быть принадлежностью только дворянского образа жизни, проникнув во все слои городского населения. Некоторые бальные танцы, например «кадриль», в XIX в стали танцевать даже в деревне. Бал имел свои правила, свою последовательность танцев и свой этикет, особые для каждой исторической эпохи. Обязательной принадлежностью бала был оркестр или ансамбль музыкантов. Танцы под фортепьяно балом не считались. Бал всегда заканчивался ужином и очень часто включал дополнительные, кроме танцев, развлечения: небольшой концерт специально приглашенных артистов или любителей - певцов и музыкантов - из числа гостей, живые картины, даже любительский спектакль.

1.2. Разновидности балов

Балы выполняли очень важные социальные функции. Они позволяли налаживать и поддерживать связи между разными кругами общества (в рамках одного социального слоя).
Придворные балы , довольно чопорные и скучные, считались официальными мероприятиями. На них собирались тысячи гостей. Участие в придворных балах было обязательным для приглашенных. Великосветские балы давали представители знатнейших и богатейших семей Москвы и Петербурга. Гости созывались по выбору хозяев дома из числа их друзей, родственников и великосветских знакомых. Здесь чаще всего происходили светские дебюты молодых людей и девушек, которых начинали выводить в свет. Блестящая гвардейская молодежь с удовольствием наезжала в Москву из Петербурга. В зале Благородного собрания два раза в неделю устраивались балы, на которые собиралось до пяти тысяч человек. На таких балах можно было веселиться от души, в отличие от чинных и церемонных придворных балов в холодном Петербурге. На Московских балах сговаривались свадьбы "Москва славилась невестами, как Вязьма пряниками", - писал Пушкин.
4

Общественные балы часто давались в провинции. Средства на такие балы собирались по подписке (в складчину), либо на них продавали билеты, которые мог купить каждый желающий. Наиболее веселыми и непринужденными бывали обычно балы семейные. Их приурочивали к семейным праздникам, приглашали родню и близких знакомых. Проводились благотворительные балы, на которые продавали билеты, и в залах устраивали благотворительную торговлю. Все вырученные от бала средства шли в пользу какого-нибудь детского приюта, учебного заведения, пострадавших от стихийного бедствия и т. п.

Самые непринужденные из балов – семейные . Семейные балы организовывали по случаю памятных семейных дат, на которые заранее распространяли пригласительные билеты. В залах проводили всевозможные аукционы и конкурсы, а вырученные деньги шли в помощь приютам. В художественном фильме «Анна на шее», главная героиня Анна в исполнении известной актрисы А. Ларионовой приглашена была проводить такую благотворительную лотерею.
Детские балы - это особые балы, устраивавшиеся в первую половину дня либо в частных домах, либо в помещении танцклассов. Туда привозили и совсем маленьких детей, и подростков. На детских балах танцевали и девочки двенадцати, тринадцати или четырнадцати лет, которые считались невестами. Детские балы отличались весельем, непринужденная обстановка детской игры незаметно переходила в увлекательное кокетство.

Особой традицией были балы кадетские и юнкерские . Их отличительной

чертой было то, что под строгим надзором воспитателей на этих балах встречались кадеты, юнкера и их сверстницы из гимназий или институтов благородных девиц. На этих балах будущую элиту российского общества учили применять правила этикета на практике, правильно себя вести. Именно на этих балах шло непримиримое соперничество представителей различных корпусов в искусстве танца. Кадетские балы всегда отличал дух соревнования. Для каждого учебного заведения было особо почетно быть признанным «первым номером» в танцах, поэтому к балу готовились очень тщательно, дабы «не уронить чести корпуса перед обществом»
Балы-маскарады были особенно любимы обществом. Обязательными атрибутами были маски, плащи-домино. Атмосфера таинственности располагала к раскрепощенному общению. К балу готовились заранее. Хозяин и хозяйка могли попросить помочь кого-либо из приглашенных. Оказывается, еще во времена Екатерины II предлагали услуги организаторы праздников. Еда, напитки частенько доставлялись из клубов или ресторанов.

Много внимания уделяли внешнему оформлению праздника. Цветочники украшали помещения гирляндами из живых цветов, исполнительные молодые секретари рассылали приглашения. Балы проходили в специальных залах – апартаментах, позволяющих организовать бальные танцы. Бальные залы были окружены столовыми, буфетными , курительными комнатами. Особое внимание уделялось музыкальным номерам. Иметь собственный оркестр было большой гордостью хозяев. В каждом дворянском доме имелась коллекция музыкальных инструментов. В России неизменным спросом пользовались выступления известных исполнителей. Ужин и музыкальный вечер были неизменной составляющей бала.
1.1. Организация бала

Вся ответственность за проведение частного бала, естественно, целиком лежала на хозяине и хозяйке, но нередко они прибегали к помощи лиц из списка приглашенных. Обслуживание гостей, еда и напитки для бала могут быть предоставлены клубом или рестораном гостиницы, где решено проводить торжественное мероприятие, а если балы устраивались дома, можно обратиться в агентство по доставке продуктов и обслуживанию гостей. Украшение помещения заказывали цветочникам, а хлопоты, связанные с приглашениями гостей, поручали секретарям.
Организация общественного бала возлагалась на подготовительный комитет, функции председателя которого были сопоставимы с функциями хозяйки. Каждому члену подготовительного комитета давалось какое-то конкретное поручение по организации бала: один занимался приглашениями, другой - убранством помещения, остальные - выбором оркестра, угощением гостей.
В богатых домах местом приемов служили парадные апартаменты - обычно они располагались анфиладой, центральную часть которой занимал бальный зал, а по сторонам располагались гостиные, буфетные и столовые. Самые знатные и богатые люди для этих целей строили отдельные здания. В домах победнее для приема использовались жилые помещения. В начале XIX века практически в каждом дворянском доме имелись музыкальные инструменты, часто дорогие, богато декорированные. Естественно в домашних концертах исполнялась камерная музыка - в России слушали и любили европейских композиторов. Кроме того, в богатые дома приглашали знаменитых музыкантов-исполнителей. Сначала это были в основном вокалисты, солисты придворных театров или гастролеры, затем, с развитием инструментального исполнительства, виртуозы - пианисты и скрипачи.

1.4. Бальные традиции и этикет

Основными развлечениями в ХIХ веке были бал и ужин. Между тем они были существенными, но вовсе не обязательными составляющими званого вечера. Русская дворянская культура ХIХ века на этот счет выработала гибкую систему элементов, которая могла варьироваться в зависимости от повода, количества и возраста гостей и многих других обстоятельств.
Еще в петровскую эпоху появилось первое руководство по этикету и хорошему тону. Называлось оно "Юности честное зерцало, или Показание к житейскому обхождению". Здесь давались самые общие наставления о том, как держать себя в обществе. Например, придворному человеку не советовалось "руками и ногами по столу везде колобродить, но смирно есть, вилками и ножиком по тарелкам и скатерти не чертить. Когда говоришь с людьми, то будь благочинен, учтив, немного говори, а слушай. Придворный человек не должен носом храпеть и глазами моргать, и ниже шею и плеча, якобы из повадки, трясти. Не зван и не приглашен в гости не ходи, ибо говорится: кто ходит, не зван, тот не отходит, не бран".
Подобные же наставления издавались и позднее. Среди них были и написанные в стихах:
Старайся, чтоб твой нос был свеж и чист;
Не фыркал, не сопел, не издавал бы свист,
Старайся за столом так руки держать,
Чтоб платья дам не замарать.

Организаторы бала ровно в назначенный час собирались у входа в помещение, где должно было проходить торжественное мероприятие, чтобы приветствовать гостей. Если бал частный, приглашенных встречали хозяин и хозяйка, если общественный - ответственные члены подготовительного комитета.
Гости заходили в частный дом, где был организован прием, и перед тем, как подойти к хозяевам и поприветствовать их, снимали в гардеробе верхнюю одежду. После обмена рукопожатиями с хозяевами гости проходили в бальную залу.
В бальной зале рядом с танцплощадкой почти всегда расставляли столы со стульями, где в перерыве между танцами можно было отдохнуть. Было принято, чтобы мужчины приглашали на танцы женщин, с которыми они сидели рядом за столом, своих жен и хозяйку приема. Если хозяйка сидела за другим столом, мужчине не следовало приглашать ее, пока он не убедится в том, что у всех дам, сидевших за его столом, есть партнеры или они заняты беседой со своими соседями, чтобы ни одна женщина не оставалась без внимания. По правилам хорошего тона протанцевать весь бал могли только молодые люди обоих полов.

Менять партнеров можно было только в перерывах между танцами или тогда, когда музыканты играли «на бис». Когда танцы заканчивались, каждый гость перед уходом обязан был подойти к хозяину и хозяйке, поблагодарить их и попрощаться.

1.5.Бальный костюм

Одежда для бала подчинялась определенным правилам. Вплоть до 60-х годов ХVII века мужчинам считалось неприличным приезжать на бал в брюках . Для этого существовали специальные короткие, до колен, светлые штаны. К ним, надевались белые чулки и открытые башмаки с пряжками. Для бала был обязателен темный фрак, который надевали со светлым жилетом и белым галстуком (бабочкой).
Дамское бальное платье ХIХ века обычно шилось с короткими рукавами, открытым, из тонких и легких материй - шелка, газа, кисеи, кружев. Платье для танцев было чуть-чуть короче, чем это было принято для повседневной одежды: приоткрывало ступни до щиколоток. Длина платья указывала опытному глазу, собирается ли дама танцевать. Именно по этой причине пришлось спешно укорачивать перед балом платье Наташи Ростовой в романе "Война и мир": домочадцам показалось, что бальные кавалеры примут Наташу за не танцующую.
Бальные наряды для девушек, впервые выезжающих в свет (их называли дебютантками), готовились особенно тщательно. Традиционно они были светлыми, чаще - белыми, и отделывались искусственными цветами-подснежниками, незабудками, бледными маргаритками. Букетики таких цветов прикалывали к волосам.

Для последующих балов платья молодой девушки могли быть чуть пышнее, но, согласно русской традиции, девушка из хорошего общества не должна была носить драгоценностей (кроме скромной нитки жемчуга или цепочки с небольшой подвеской), дорогих, ярких или темных тканей, перья и меха. Все это дозволялось только замужним дамам. Верхом элегантности и хорошего вкуса считался бальный наряд без единого цветного пятна. Чтобы не измять бальный туалет, поверх него набрасывали просторную накидку , называвшуюся "сорти де баль".
Молоденькая девушка появлялась в обществе с цветами или бантами в волосах , зато замужняя дама обычно надевала головной убор : легкую шляпу без полей (ток), берет или хотя бы наколку из лент и кружев. В этом правиле нашел отражение старинный русский обычай, по которому замужним женщинам не позволялось показываться на людях с непокрытой головой. Мужчины появлялись на балах без головных уборов. Не танцующие дамы приезжали на праздники в длинных платьях из плотной и сравнительно тяжелой, "не бальной" материи-бархата, шелкового штофа, шерсти и т. п.
Воздушные и легкие бальные наряды оказывались удивительно

непрочными. Бальные башмаки нередко протирались до дыр за один вечер, и после бала, убирая, слуги непременно выметали из зала кусочки кружев, смятые оторвавшиеся цветы, блестки и перышки.

В XIX веке время от времени входили в моду дамские перчатки без пальцев, закрывающие только ладонь. Кольцо поверх обычной перчатки в ХIХ веке считалось ужасной безвкусицей, а вот браслеты надевать в таких случаях не возбранялось.

Бальное платье было просто только с виду. На самом деле это было очень дорогое произведение портняжного искусства. Основу его составлял корсет - это такое орудие для пытки красотой. Хочешь быть красивой - шнуруй и тяни, даже если талия меньше 60 см - все равно утягивай. Грамотно сшитый корсет мог утянуть талию до 20 см. Нижние юбки способствовали тому, чтобы платье волнующе колыхалось и шуршало. Платье должно было соответствовать выбранному стилю и эпохе. Мода любого времени строго регламентирует вырезы, крой, ткани и элементы отделки.

Передвижение в бальном платье - это особое искусство: требуется вовремя подобрать юбки для шага или реверанса, не говоря о такой фигуре высшего пилотажа, как подъем по лестнице. В танцах длинный шлейф просто перебрасывается через руку или крепится к кисти, специально нашитой петлей. Надевая платье со шлейфом, даме надо помнить, что прежде чем сойти с места, следует посмотреть, не стоит ли кто на нем.

Бальные туфельки . Тут у каждого века запросы свои. Ботиночки с загнутыми носами - к платью с «адскими окнами» (глубокими вырезами по бокам платья), атласные туфли-балетки - к стилю ампир. Но для танцев на паркете удобнее всего взять танцевальные туфли. И не забыть канифоль на подошвы! Теперь можно только удивляться, как при всем этом девушка на балу умудрялась остаться томной, изящной, воздушной и нежной.

1.6.Обязанности кавалера

Особые обязанности возлагались на балу на кавалеров. Они должны были быть безупречны. На балу они находились под самым пристальным вниманием.
Для того чтобы обычный мужчина воспринимался как кавалер для бала, он должен был обучен танцам (до совершенства), разобраться в галантном этикете, уметь применять его к даме.
Для ведения бесед он должен был разбираться в политике, погоде, литературе, живописи, музыке, уметь шутить и цитировать классиков.
Именно потому особенно ценились господа юнкера и кадеты. Обученные этикету, грамотные, воспитанные, блистающие выправкой и эполетами, и главное - танцевавшие как боги. Многие приходили на кадетские балы смотреть именно, как танцуют кадеты, учиться у них манерам.

Глава 2. Развлечения на балах 2.1. Игра в «живые» картины

Популярное молодежное бальное развлечение конца XVIII - начала XX в.- игра в «живые» картины. Особенно распространено оно было на семейных балах и вечерах. Показывали живые картины перед танцами или в перерыве между ними. Они требовали подготовки и репетиций, поэтому готовились заранее, часто в виде сюрприза кому-нибудь из членов семьи.

Для живых картин выбирали несколько сюжетов, хорошо известных всем присутствующим: религиозных, литературных, исторических, мифологических или сказочных, например "Аполлон и музы", "Три грации", "Моисей в пустыне", "Зигфрид и Кримгильда" (из древнегерманского эпоса "Песнь о Нибелунгах"), "Мария Стюарт в темнице", "Подводное царство" и т. п. Затем распределяли роли. Если была возможность, рисовали декорации, подбирали реквизит и шили костюмы, а если не было, обходились подручными средствами: вместо декорации вешали драпировку, костюмы сводили к нескольким деталям - плащу, короне и т. п.

Во время представления участники живой картины под музыку выходили на сцену, располагались группой, соответствующей сюжету, и по команде замирали в полной неподвижности - как на картине. Через минуту по новой команде позы менялись, и возникала новая сцена на тот же сюжет, а потом еще раз. Особенно изысканной считалась такая живая картина, в которой после всех передвижений действующих лиц возникала сцена, в точности повторяющая какое-нибудь известное живописное полотно. За одно представление показывали от трех до пяти живых картин, в которых принимали участие в основном молодежь и подростки – дети.

2.2. Фанты и спиритический сеанс

Гости на балу очень часто играли в фанты . Например, юной даме, чтобы выкупить свой фант приходилось петь, танцевать, поплакать понарошку и расцеловаться с первым кавалером, который войдет в зал. Незадолго до полночи желающих приглашали поучаствовать в спиритическом сеансе - столь популярном развлечении на балах 19 века. Специальная доска, разделенная на сектора "Да", "Нет", "Возможно", с ободком из цифр и магнит давали ответ на все вопросы, которые задавала ведущая сеанса. Например, одна из дам желала узнать, будет ли счастлива её дочь в ближайшие несколько лет. Дух отвечал уклончиво: "Возможно", но цифры подсказывали, что нужно было сделать для обеспечения счастья дочери.

2.3. Раскладывание пасьянса и его разновидности

На балу любили гадать на картах, раскладывать пасьянс.

Пасьянсом называется карточная игра, рассчитанная чаще всего на одного игрока. Ее суть - в целенаправленном перемещении, замене и комбинировании игральных карт, первоначальный расклад которых совершенно случаен. Карты перемещаются по заранее известным правилам так, чтобы добиться какого-то конкретного результата. Это и занимательное развлечение, и способ гадания.

Пасьянс служит прекрасным средством против стресса, ведь при всей легкомысленности игры, человеку, решившему провести время за раскладыванием карт, придется быть внимательным и спокойным. Об этом можно судить по самому названию - пасьянс, или по-французски patience, в переводе на русский означает «терпение». Существуют разные версии происхождения пасьянса. Но по одной из них, этой игрой мы обязаны узникам XVII века, томившимся в застенках королевской Франции. Не случайно многие пасьянсы носят имена известных личностей той эпохи. В тюрьме карты били единственным развлечением, и благородные заключенные внесли свою лепту в их историю. Но вскоре казематы оказались тесны для новой игры, и она вошла в моду при королевском дворе, да и сами французские монархи стали ее горячими поклонниками.

Пасьянсы очень разнообразны. В эту игру можно играть не только в одиночку, пасьянс «Симпатия», например, рассчитан на участие двух человек. Некоторые пасьянсы требуют напряженного внимания и проявления комбинаторных способностей, результат других зависит от везения и от того, как «ляжет карта». Одни расклады занимают довольно много времени, другие очень просты и в них можно сыграть между делом, всего за несколько минут. Один человек мог играть в пасьянс «Наполеон», «Екатерина Великая», «Паганини», «Огород», «Ворожба» и другие .

2.4. Почта

На балу работала почта . Почтальоны всегда были готовы передать послание любой ценности, будь то признание в любви или информация о новом открытии, чьё-либо восхищение приглянувшейся особе или фрагмент литературной дуэли. Если кто-либо на балу не знал, как признаться в любви, сделать красивый комплимент или просто сказать приятное, если его сердце поразил недавно знакомый ему человек, незнакомец или незнакомка, он использовал почту. Если кому-нибудь просто хотелось привлечь внимание противоположного пола, то почта приходила им на помощь. Этикет не позволял почтальонам разглашать тайны сердца или имя отправителя.
Игра «Мой тайный друг» - приложение к почте. Участники бала на входе записывали свой номер и Ф. И.О. на специально подготовленном бланке. Кавалеры помещали свой бланк в одну емкость, дамы - в другую,

2.5. Шарады

На балу не только танцевали, играли, но и разгадывали шарады.

Шарада – это разновидность усложненной загадки: загадываемое слово разделяется (обычно по слогам) на отдельные слова, и каждое из них, а затем и целое описываются через перифраз. Если загадка восходит к глубокой мифологической древности, к ритуалам испытания, архаическому табуированию предметов или действий (например, охоты), к ретрансляции опыта с помощью клишированных формул (отсюда переход загадок в пословицы и поговорки). Шарады были известны с III-VI веков, однако особенную популярность в форме стихотворений, а затем и инсценировок получили в салонной культуре XVIII века, что связано с общим тяготением искусства барокко с перифразу) описанию одного понятия с помощью нескольких)..

Заключение

Бал - непременный атрибут русской культуры, пришедший к нам из Западной Европы. Он был призван определить тип социального поведения внутри общества. Бал был организован, имел четкую структуру, определенный порядок танцев и строгий этикет. Танцы были при этом не только средством приятного времяпровождения – им придавалось чрезвычайно большое значение в общественном поведении человека, были необходимым условием воспитания и образования, причём не только высшего образования общества, но и среднего.

Литература

1. Богословский и нравы русского дворянства в первой половине XVIII в. М., 12.

2. Бокова В. Балы и праздники в России. М., 2000. С. С.

3. Васильева-Рождественская -бытовой танец. М., 1963. С. 128-129. .

4. Веселая старина: об увеселениях русского двора при Петре I; о первых балах в России. /Сост. . Калининград, 2005. С. 63. 1.

5. 5.Гольцев и нравы в России XVIII в. СПб., 1896. С. 24;

6. Дневник камер-юнкера. 1721-1725 гг. Перевод с немецкого. Ч. 2. М., 1902. С. 71.

7. Захарова русских балов. М., 1998. С. 7. 3.

8. Захарова церемониалов и церемониалы власти в Российской империи. XVIII - начало ХХ в. М., 2003. С. 228;

9. Князьков Петра Великого. М., 1909. С. 6

10. Колесникова в России XVIII - начало ХХ века. СПб., 2005. С. 185.

11. Корнилович А. О первых балах в России // Полярная звезда. СПб., 1823.

12. Корнилович русских при Петре Великом. СПб., 1901. С. 56.

13. Пыляев житье. СПб., 1897. С. 127

14. Шубинский балы в России // Исторические очерки и рассказы. М., 1995. С. 26.16-19.

Приложение

Ролевая игра бал «Война и мир»

Бал в Австрии

Танец в системе дворянского воспитания



Волчок

В игре участвует от двух до шести человек. Используются волчки разных размеров и форм. Игра проводится как на столе, так и на полу.

Играть в «Волчок» возможно разными способами.

Первый вариант: играющие одновременно запускают все волчки. Чей волчок вращается дольше всех, тот и выигрывает.

Второй вариант: на столе расставляют любые имеющиеся предметы: шарики, кубики и прочее. Волчки запускают по очереди. Чей волчок собьет наибольшее число предметов, тот и выигрывает.

Третий вариант: волчки запускают по очереди в воротца или между предметами, расставленными на столе. Выигрывает тот, чей волчок их не заденет.

Четвертый вариант: из цветной бумаги вырезают круги или квадраты - игровое поле. Играющие одновременно пускают волчки каждый на своем игровом поле. Чей волчок не сойдет с игрового поля, тот выигрывает.

Бирюльки

Бирюльки - это небольшие соломинки (или палочки - деревянные, камышовые, костяные или из любого другого, даже искусственного материала) сантиметров в десять длиной, а числом от шестидесяти до ста. Бирюльками могут быть не только соломинки или палочки, а и любые подходящие для разбирания кучи мелкие предметы, сделанные из дерева, картона или проволоки.

Бирюльки бросают на стол, или любую ровную поверхность, так, что они ложатся в хаотичном беспорядке одна на другую и рядом.

Играющие участники забавы строго поочередно снимают их по одной - как удобнее: пальцами или специальным проволочным крючком, насаженным на палочку.

Кто чуть только пошевелит соседнюю бирюльку, сразу передает крючок следующему игроку.

Так продолжают, пока не разберут полностью всю кучу.

Выигрывает тот участник, у кого накопилось самое большее число безупречно снятых соломинок (или палочек).

Или, как вариант, играют до тех пор, пока у одного игрока не наберется условленное заранее число бирюлек.

К некоторым палочкам приделывают головки, называя их: король, генерал, полковник и т.д.; можно также придать палочкам вид копья, ножа, пилы, лопаты и т.п.

За такие особые отличающиеся бирюльки начисляют большее число очков - смотря по тому, которую труднее снять.

Блошки

Старая игра, ее еще называли пуговки. Правила игры: Два игрока разбирают «блошки» по цветам. Расставляют свои «блошки» вокруг плошки. Нажимают битой на край «блошки», так, чтобы она запрыгнула в плошку. Игроки «прыгают» по очереди. Выигрывает тот, чьи «блошки» первыми окажутся в плошке.

Если играть без плошки, то необходимо расставить свои «блошки» друг напротив друга на расстоянии 50-70 см и по очереди прыгать друг к другу, стараясь покрыть своей «блошкой» «блошку» соперника. Пораженная «блошка» изымается из игры. Побеждает тот, кто сумеет «съесть» как можно больше «блошек» противника.

Нарды (трик-трак)

Нарды (бэкгэммон, тавла) - настольная игра для двух игроков на специальной доске, разделенной на две половины. Бросая кости и передвигая шашки в соответствии с выпавшими очками, пройти шашками полный круг по доске, зайти ими в свой дом и выбросить их за доску раньше, чем это сделает противник.

Лото

Игра на особых картах с напечатанными на них рядами цифр. Состоит в том, что играющие закрывают на картах номера, обозначенные на специальных фишках (чаще деревянных или пластмассовых бочонках). Номера называет один из участников игры, которые он читает на бочонках, доставаемых из мешка «втемную». Выигрывает тот игрок, который раньше закроет все цифры на своей карточке. При этом игроками могут назначаться промежуточные выигрыши, в которых выигрывает тот, кто закроет один и более горизонтальных рядов на своей карточке. В России лото известно с XIX века.

Домино

Игра домино родом из древнего Китая, где она называлась «Костяные таблички», и своим происхождением обязана еще более старой игре в кости. На китайских табличках, кстати, как и на костях, не было нулевого очка («мыло»). Оно появилось в Европе, куда домино завез венецианец Марко Поло. Вначале этой игрой занимались монахи, затем из Италии она перекочевала во Францию, в конце XVIII веке появилась в Англии.

Название «Домино» произошло от этого сочетания белого и черного цветов. «Домино» - французское слово. Так называли священники-христиане зимнее одеяние, которое было черным снаружи и белым внутри. «Домино» - это также тип маски, представляющей черный и белый мотив.

В Корее и Индии домино до сих пор служит инструментом для предсказания судьбы. Так что первоначально эти костяшки предназначались исключительно для гадания и магических церемоний. На Востоке известно 47 различных игр с использованием домино.

Гусек

Тип настольных игр, который происходит от игры «Гусь», популярной в средневековой Франции и быстро распространившейся в Европе.

В Гуся играли на доске, на которой нарисован фантастический свиток, называемый «жардин де л`уи» («гусиные гардины»), разбитый на 63 области, помеченных разными эмблемами, такими как гостиница, череп, мост и лабиринт. На 1-ой и на 63-ей областях, так же как и на каждой 9-ой между ними, эмблема изображала гуся.

Цель игры - довести свою фишку до пункта 63 после серии ходов по незанятым областям, определяемым бросанием двух игральных костей. Фишка движется вперед, назад или временно стоит в зависимости от того, на каком пункте она очутилась. Попадание «в гостиницу» предписывает ожидание, пока играют двое других игроков; попадание к черепу предписывает начать сначала; попадание к гусю удваивает ход. В игру обычно играли на ставку, с разной платой за попадание на различные пункты. В конце 18-го в. появился вариант игры под названием «же де ля революсьон франсез» (игра французской революции).

Бильбоке

Бильбоке (фр. bilboquet) - представляет собой шарик, прикрепленный к палочке. В процессе игры шарик подбрасывается и ловится на острие палочки или в чашечку. Побеждает тот, кто сможет поймать шарик наибольшее количество раз подряд. Игра бильбоке имела в 19 веке поразительное по своим масштабам распространение: ее разновидности встречались во всех странах Европы, Северной и Южной Америки, Японии.

Правилами игры часто предусмотрены сложности для игрока, предполагающие значительное мастерство в обращении с этим снарядом. Например, в японской разновидности игры (кендама) нужно поймать шарик четырьмя способами: сначала на тонкий конец рукоятки (шпиль), затем в чашу, потом в небольшое углубление в основании чаши (дно), и, наконец, на толстый конец рукоятки.

Пазлы

Пазлы были изобретены в Англии в 1761 году Джоном Спилсбери. Лондонский торговец географическими картами, придумал новое учебное пособие - «разрезанную географическую карту». Он стал наклеивать черно-белые гравюры географических карт на роскошную тонкую панель из ливанского кедра и красного дерева и разрезать получившийся «сэндвич» на мелкие куски причудливой формы. Каждый такой кусочек содержал немного географической информации, и, собирая элемент за элементом нужные участки, ученик изучал географию. Несмотря на высокую цену (больше месячной заработной платы промышленного рабочего), новинка имела огромный успех.

В течение десятилетий пазлы использовались только для географических карт. Затем их стали использовать и для изучения других предметов, в частности сохранились пазлы из хронологической таблицы с датами правления английских королей и королев. Чего только в дальнейшем не разделяли на кусочки - портреты, изображения исторических сражений и даже библейские события.

Но XIX век внес в судьбу складных картинок свои коррективы: уже к его середине, благодаря широкому распространению в Америке штамповки по картону, пазлы значительно подешевели и стали доступны каждому. Это привело к широкой популярности пазлов во всем мире. Затем вместо черно-белых появились цветные картинки.

Пазлы стали быстро набирать популярность, в том числе и в дореволюционной России и буквально за несколько лет стали модным салонным увлечением. Пузели - так они назывались в то время в России - завозили в основном из Англии.

Настольный теннис (table tennis, пинг-понг)

Спортивная игра, основанная на перекидывании мяча ракетками через игровой стол с сеткой по определенным правилам, в которой целью игроков является достижение ситуации, когда мяч не будет отбит противником. Впервые название «пинг-понг» стало встречаться начиная с 1901 года (до этого в ходу были аналогичные по интонациям названия: Флим-Флам, Виф-Ваф а также Госсима). Джон Джаквес зарегистрировал придуманное название. Оно получилось из сочетания двух звуков: Пинг - звук, издаваемый мячом, когда он ударяется о ракетку, и Понг - когда мяч отскакивает от стола.

Бильярд

Бильярд (фр. billard, от фр. bille - шар или фр. billette, billart - палка) - собирательное название нескольких настольных игр с разными правилами, а также специальный стол, на котором происходит игра. Характерной особенностью всех игр на бильярде является передвижение шаров с помощью кия.

Птицы летают

Все усаживаются в кружок, и ведущий начинает игру, например, следующими словами: «Я много путешествовал по разным странам, особенно интересуясь миром природы - растениями, животными, птицами. И однажды пришел к такому любопытному выводу: все живые существа, покрытые перьями, летают. Все птицы летают!» Он кладет указательный палец себе на колено; прочие делают то же. А далее при назывании каждого летающего существа все должны поднимать палец.

Рассказчик продолжает: «Утки летают, гуси летают, синицы летают» - и т. д. Но вдруг он говорит: «Львы летают», или «Горы летают», или «Щуки летают»...

Многие слушатели «с разбегу» поднимают палец и на эти названия, тем более что сам рассказчик имеет право поднимать палец и обманным путем, провоцируя ошибки остальных.

Ошибавшихся заставляют платить фант.

Буриме

Буриме (фр. bouts-rimes - «рифмованные концы») - литературная игра, заключающаяся в сочинении стихов, чаще шуточных, на заданные рифмы, иногда еще и на заданную тему. Иногда к буриме относят и другую игру, называемую также «игрой в чепуху»: записывают несколько строк или даже строф и передают листок партнеру для продолжения, оставив видимыми только последние из них. Можно также начать рисунок какого-либо существа, скажем, с головы, подвернув листок бумаги так, чтобы партнер видел только шею и дорисовал туловище и т.д.

Появились в XVII веке (изобретатель - малоизвестный французский поэт Дюло), но особое распространение приобрела в XIХ - ХХ веке - сначала только в салонах, а затем и в самых широких кругах (студенты, пенсионеры и др. категории). Наряду с флиртом, пасьянсом, лото и домино является излюбленным занятием масс, конкурируя даже с занятиями активными видами спорта.

Шарады

Шарада представляет собой разбиение слова на слоги таким образом, что каждый слог имеет смысл самостоятельного слова. После чего, как в загадке, дается описание каждого из этих слов-слогов (например, факт + ура = фактура). Понятие слога в шарадах не совпадает с понятием слога в фонетике. Слог в шараде лишь в частном случае может представлять собой фонетический слог, но может состоять и из нескольких фонетических слогов, а может вообще не содержать гласных.

Слоги в шарадах могут быть любой части речи: глаголы, существительные, прилагательные, в отличие от других головоломок. Чаще всего шарады представлены в стихах. При этом задуманное слово распадается на односложья.

Российская история этих затей началась в XVIII веке. В следующем веке, с 1845 года, шарады стали регулярно помещаться на страницах петербургского журнала «Иллюстрация».


Игры были непременной принадлежностью светских гостиных. Салонные игры, их называли petit-jeux, создавали атмосферу непринужденности и шутки. Игроки демонстрировали быструю реакцию, умение импровизировать, иногда рифмовать.


Самые распространенные игры - «рифмы», «почта», «биография», «общественное мнение», «друзья», «письмо», а также шарады и каламбуры, живые картины.
Также была популярна игра- Существовала еще одна разновидность этой игры под названием "Шутки Купидона".
Молодых дворян увлекали более подвижные развлечения с элементом шалости и легкого дурачества - «музыкальные стулья», «перышко», фанты.
Одной из самых любимых игр были театральные шарады. Участники делились на две группы: «актеры» и «зрители». Актеры задумывали и разыгрывали загадку на сцене, а зрители отгадывали ее.
Например, из слова чу-жест-ранец создавалось три маленьких спектакля, каждый из которых изображал отдельную часть слова. Зрители пытались отгадать, что бы могла означать каждая сценка, если это не удавалось, актеров просили представить целое слово, и тогда игрался четвертый спектакль. Шарады доставляли радость лицедейства, давали возможность придумывать костюмы, декорации, находить применение не только своим талантам и способностям, но и предметам старины, хранившимся в тяжелых сундуках и шкафах.

Фанты - это салонная игра, смысл которой заключается в исполнении так называемых штрафных заданий для фантов (игроков, вытянувших карту).
Дворяне записывали на бумаге различные задания, а затем пускали шляпу с ними по кругу, заставляя милых и дам и кавалеров вытаскивать случайный фант и выполнять его. Эта игра почиталась и на гусарских вечеринках.


Есть еще одна разновидность этой игры - кто-либо из играющих берет на себя роль распорядителя. Подходя к каждому из играющих, он предлагает ряд вопросов или замечаний, на которые обязательно отвечать, но с условием не употреблять в своих ответах слов «да» и «нет». Произнесший какое-либо из этих слов платит распорядителю «фант», т. е. дает ему какую-нибудь из своих вещей: кольцо, часы и т. п. Когда собраны будут все фанты, распорядитель садится и, взяв один из них, спрашивает: «Чей фант?» — «Мой!» — отвечает хозяин вещи. «Что с ним сделать?» — «Что прикажете». Вынимая, сборщик говорит: чей фант вынется, тому быть, например, зеркалом, или оракулом, или смешным и т. д. Когда все фанты будут вынуты, тогда провинившиеся поодиночке обходят всех играющих и каждый предлагает то, чем ему приказано быть. Назначенный быть зеркалом обходит всех и предлагает в него посмотреться; оракул предлагает предсказать судьбу; смешной старается посмешить каждого. Иногда при выкупе фантов требовалось составить целый рассказ, в котором должно было быть несколько обязательных слов или сравнить каждого из участников игры с цветком и объяснить сходство. После исполнения приказания фант возвращается по принадлежности; то же самое повторяется и с прочими фантами с разнообразием приказаний.


Почта

Распорядитель игры кричит: «Динь, динь, динь». Кто-нибудь спрашивает: «Кто там?» — «Почта!» — отвечает первый. «Откуда?» — «Из города М». — «А что там делают?» — спрашивают первого. Он может сказать, что ему заблагорассудится, например: танцуют, поют, смеются. Когда первый скажет, что делают в городе, то все играющие должны делать то же самое, что сказано, а кто не станет делать, что делают другие, то с него берется фант. Фантом вообще берется какая-нибудь вещь.
Фанты исполняются следующим образом: например, фант одного молодого человека -кольцо. Этому фанту назначают быть зеркалом. Он становится посреди комнаты, все играющие подходят к нему и становятся лицом к лицу и начинают, что им угодно делать, например, причесываться, поправлять что-нибудь на себе. Зеркало должен делать то же самое, что делают играющие. После того ему отдается фант. Игра в почту может окончиться по желанию играющих.


Домашние постановки

Само собой разумеется, что всякая роль, маленькая или большая, должна быть хорошо разучена наизусть и передана не напыщенно, но с верными оттенками и возможно естественными движениями. Чтобы достигнуть этого, следует уже к первой репетиции твердо помнить свою роль; только тогда возможно обратить полное внимание на соучастников и на предметы, находящиеся на сцене; вещи должны с самого начала иметь свои определенные места, чтобы играющие могли ориентироваться и, например, не идти писать письмо направо, когда стол стоит налево.

Подходящие жесты и телодвижения лучше всего изучить перед зеркалом, но надо наблюдать, чтобы их не было «слишком много» или «слишком мало».
При выборе пьесы надо, если на себя не полагаешься, лучше всего обратиться за советом к человеку опытному. Следует избегать пьес, в которых одна роль главная, остальные же только второстепенные, потому что из-за этого легко могут возникнуть зависть и недоброжелательность, а хозяйке дома неприятности. Самые подходящие пьесы - маленькие водевили, которых можно найти много.


Ставить живые картины так, чтобы они вполне воспроизводили свои художественные образцы, очень трудно и без подготовки почти невозможно.
Если мысль постановки живых картин возникла в течение вечера и все делается на скорую руку, то зрители не станут строго относиться к недостатку костюмов, освещения и т.д.; напротив, они будут служить развлечением и предметом приятных разговоров.
Если же картины приурочены к известному, назначенному дню, то и требования как к исполнителям, так и к постановке другие.
Когда картины ставятся по случаю какого-нибудь семейного празднества, то надо заботиться, чтобы сюжет их подходил к торжеству.
Кроме выбора картины, большого труда стоит размещение исполнителей и верное освещение..


Несколько репетиций также необходимы, и последняя делается по возможности в костюмах и при полном освещении.
Совершенно естественно, что при постановке живых картин каждый участвующий должен беспрекословно повиноваться распоряжениям руководителя, так как он один может судить — верна ли поза и требует ли живая картина каких-либо изменений.


Существует другая сценическая забава, которая, может быть, доставляет больше удовольствия, чем театральные пьесы и живые картины, а именно - загадки в лицах . С первого взгляда кажется, что исполнение таких шарад гораздо легче, чем постановка театральных пьес. Но это совершенно ошибочно. В театральной пьесе автор дает вполне готовую раму, в которой исполнителям остается только придать ролям известный характер. Сочинитель уже подготовил разговоры, завязку и эффекты развязки. При постановке же загадок все это надо создать из очень бедных указаний, заключенных в избранном слове.
Загадка в лицах представляет импровизацию, в которой каждая сцена означает слог известного слова. Последняя сцена должна выражать все это слово в целости. Лица, собирающиеся поставить загадку, втайне уговариваются, какое слово должна означать предпринимаемая ими импровизация. Привлекательность загадки в лицах заключается не в трудности отгадки слова, но в большей или меньшей забавности и причудливости постановочных сцен.


Постановка загадок может быть различная. Всего забавнее та, в которой все импровизировано, быстро исполняется без особенных приготовлений, костюмов и претензий. Для этого, однако, необходима практика в подобного рода забавах, дар находчивости в ответах и остроумие.
Другой способ состоит в том, чтобы найти у разных авторов сцены, которые способны выразить слоги избранного слова. Это дает возможность вставить одну или две музыкальные вещицы или остроумный разговор в стихах или прозе. Для этого необходим талант и обязательно несколько репетиций, очень занимательных для участников; так получаются весьма интересные представления. Мало что может приятнее занять гостей.
Рассмотрим, как можно устроить такую милую игру.


Займемся сперва действующими лицами и костюмами. Между близкими знакомыми, вероятно, найдутся несколько человек, которые склонны принимать участие в забавах, одарены живостью и воодушевляемы весельем. Они очень хороши для постановки загадок. Иногда довольно трудно найти для такой забавы участниц. Дамы больше любят театральные представления, где удобнее показать хорошенький туалет.
Декорации для постановки загадок обычно не нужны. Достаточно только ширмы.


Что же касается костюмов, то здесь вопрос по увеличению занимательности представления. Тут много пользы можно извлечь из старых платьев. Придется пожертвовать несколькими предметами гардероба. Если еще сохранились платья или шляпы старой тетушки или бабушки, то это чудесно. Прибавьте к этому несколько кусков красной, белой, зеленой и желтой материи.

Кого-нибудь надо избрать костюмером, который должен следить за тем, чтобы действующие лица довольствовались существующим материалом.
Немного проволоки, конского волоса и льна достаточно, чтобы наделать великолепных бород молодых людей, разбойников, тиранов, благородных отцов, отшельников и проч., а также париков. Два конца проволоки сгибают и зацепляют за уши, точно как дуги очков. Проволока проходит дугой надо ртом, а на нее прикрепляют тонкой проволокой немного конского волоса, хотя бы выдернутого из тюфяка, в виде бакенбардов, длинных или коротких усов и т.д., совершенно изменяющих лицо. Точно так же пользуются и льном, шелком или ватой. Подобным же образом можно смастерить и парики.
Также можно достать все у костюмеров и парикмахеров. Заметим только, что приготовление самодельных принадлежностей доставляет будущим актерам много приятных часов, особенно в дурную погоду.


Иные обладают особенным талантом из обычного материала создавать премилые костюмы и прически. В одну минуту они свернут вам вокруг головы большую чалму и воткнут сбоку большое перо, потом накинут широкую юбку, проведут переднее полотнище назад и прикрепят к поясу, чтобы превратить его в шаровары, опояшут красным шарфом, навесят старую саблю, заткнут за пояс пистолет, нарядят в пеструю жилетку, приделают громадную бороду и в четверть часа превратят вас в свирепого пашу.

Загадки в лицах можно разыгрывать в тесном кружке знакомых, потому что от публики требуется снисходительность, без которой актеры будут чувствовать себя стесненными. Карикатуры знаменитостей, пародии на их произведения, причудливые выдумки — все тут позволительно.
Правил на подобного рода игру установить нельзя. Оттого можно советовать не забывать только трех вещей:
1) молчать в то время, как говорит другой
2) как можно менее оборачиваться к публике спиной
3) заботиться о краткости антрактов между тремя или четырьмя сценами,
составляющими одну загадку, чтобы публика не скучала, не охладела и не забыла содержания начала представления.
Труппе необходимо избрать из своей среды директора или распорядителя, обязанного устроить сцены до их начала, так чтобы всякий знал, что ему придется представлять и где занимать место.
Заметим, что для загадок в лицах костюмы менее важны, чем разговоры. В этом отношении все должно идти гладко, живо и остроумно.
Случается, что между очень молодыми людьми, находится способный принять на себя женские роли субреток, инженю и даже первых любовниц. Это может только увеличить забавность представления.
И все-таки самой распространенной игрой в гостиных были карты.

В некоторых гостиных играли невероятно увлекательно и вполне безобидно. В 70-х годах 19 века почтенная Елизавета Петровна Макулина состояла на службе у императрицы Марии Александровны и, кроме прочего, заведовала гардеробом и бриллиантами государыни, ее квартира находилась в здании Зимнего дворца, над Комендантским подъездом и выходила окнами на Дворцовую площадь почти против Александровской колонны. По средам здесь устраивали журфиксы - дамские приемы.
Это были модные вечера, на которые собиралась золотая молодежь Петербурга. Кроме танцев и других развлечений в гостиной Елизаветы Петровны всегда играли.
«Еженедельные вечеринки ее по средам, обыкновенно привлекали, кроме родных... не мало знакомых: артистов, художников и золотой молодежи - офицеров гвардейских полков... Изредка только, и то в конце вечера, в уютном будуаре хозяйки, причудливой драпировкой отделенном от ее спальни, составлялась не большая, но серьезная партия - по маленькой в преферанс».
Засиживались за полночь, около 12 часов накрывали на стол. Потом играли в преферанс, рисовали, увлекались буриме и шарадами.


Молодые люди отдельно, a parte , развлекались игрой « в извозчики- пулики и крестики», незатейливую игру, в которой бывало немало забавных ситуаций. По правилам, количество игроков было неограниченным. На столе мелом рисовали круги от центра к краю. Каждый из играющих должен был положить на первый от края круг кольцо, жетон, монету или любой мелкий предмет.
«Раздавал карты тот, кто открывал наименьшую, считавшуюся козырем. Каждый из присутствующих по очереди выдергивал карту наугад у соседа справа, и, когда очередь доходила до сдававшего, карты открывались, и у кого оказывалась наименьшая козырная, подвигался вперед на один круг, сдавал карты всем, кроме себя, и не принимал участия в игре до тех пор, пока снова открытые карты не давали заместителя. Главным и чуть ли не самым интересным и существенным интересом игры было обращение на ты с тем, с кем обыкновенно говорили на вы, и наоборот.
Каждый старался на этом подловить, заставить продвинуться вперед на один круг, и кто первый попадал в центр, давал фант. Избранное по запискам жюри присуждало фанты, разыгрываемые в конце игры».
Однажды двум молодым художникам выпало поделить стол пополам и изобразить по женской головке. Оба необыкновенно талантливо справились со своей задачей, и всем стало очень жаль стирать такие удачные рисунки и досадно, что не пришло никому в голову предложить перо, карандаш и бумагу. Иногда жюри назначало в качестве фанта чтение стихов, показ карточного фокуса, музыкальный экспромт или решение ребуса. Эта игра вызывала много шума и смеха.
Е. Келлер "Светская жизнь в интерьерах столичных особняков."
" Русские игры для всех возрастов"

- Чем занимались дамы и кавалеры на балах?

- Конечно, танцевали!

Так думает большинство наших современников. Но танцы - это все-таки физическая нагрузка, а некоторые танцы могли продолжаться от 15 до 45 минут, а то и больше. После такой нагрузки хотелось отдохнуть, заняться чем-то спокойным. Или же что делать тем, кто не танцует столь длинный танец. - Общаться! - скажете вы. Но как? Этикет того времени ограничивал возможности общения людей, да и скромность и застенчивость встречались гораздо чаще, чем в наши дни. Как же тогда дать понять юной прелестнице, что она вам понравилась? Как же сообщить блистательному кавалеру, что вы склонны ответить на его ухаживания? Как сохранить вашу беседу в тайне? Ответить на этот вопрос можно двумя словами - карты флирта или же флирт цветов.


Язык цветов, завоевавший сердца светских дам Европы еще в 17 веке, в начале 19 века покорил и российское общество. Светские молодые люди могли использовать около четырехсот видов растений, каждому из которых соответствовало небольшое изречение или краткая реплика в возможном разговоре на вымышленном языке цветов. Однако держать столько информации в голове было слегка проблематичным, да и путаница возникала, что могла скомпрометировать обе стороны. Поэтому утилитарное значение подобного языка к началу 19 века практически утратилось, но появилась салонная игра. Так в чем же ее суть?

Печатались карточки с названиями цветов. Использовалось 10-15 названий, и каждому названию соответствовала какая-то фраза. Фразы на каждой карточки не повторялись. Всего таких карточек в наборе могло быть от 45 до 100 штук. Соответственно и "фразовый запас" был достаточно большим. Доступ к этим карточкам имели все желающие. Каждый, кто пожелает, втайне от других присутствующих, сказать что-либо кому-нибудь из участвующих, обменяться с ним взглядами, выбирает по карточкам соответствующую его желанию или настроению фразу и, передавая её лицу, с которым намерен завести разговор, называет вслух только цветок, название которого стоит перед намеченной им фразой и ожидает ответа.

Например, Вы посылаете даме, незнакомой, и оттого такой желанной, карточку и произносите: "Левкой". В ней написано: "Вы завладели моим сердцем". Или "Роза": "Я влюблён, влюблён как мальчик". Она может ответить, найдя соответствующую карточку и названия цветка: "Вы смелы на словах, посмотрим как на деле", "Что прикажите делать?", возможно, так: "С Вами попадёшься " или "Опасный Вы человек", а может и вовсе: "На что Вы мне?".
Так как на всех карточках помещены наименования всё тех же цветов, то ни ревнивый супруг, ни лучшая подруга, ни симпатичный сосед - Никто другой! не знают тайну Вашего разговора. Если Вы не нашли подходящей фразы на картах, которые у Вас в руках, Вы можете заменить часть их или все на лежащие на столе. В этой забаве нет очередности хода, нет и самих ходов - это просто светская беседа. Просто вместо фраз Вы слышите названия цветов.