Испанское искусство танца и пения. Что такое фламенко? Известные артисты фламенко

Фламенко

Фламенко – это музыкальный жанр, зародившийся в южной Андалусии и представляющий собой уникальное явление, характерное исключительно для Испании. Несмотря на то что фламенко, по сути, является смесью ритмов и мелодий арабской, цыганской, еврейской и христианской культур, его с полным правом можно назвать самобытным. Более полное название фламенко – канте фламенко.

Интересно, что в дословном переводе с испанского cante означает «пение», хотя это наименование включает в себя и пение, и танцы, и игру на гитаре и охватывает все частные проявления стиля фламенко, наиболее древним ядром которого является канте хондо. В переводе на русский канте хондо означает «глубокое пение». Корни его восходят к древнейшим музыкальным системам Индии, первообразцам пения. На формирование стиля канте хондо оказали влияние музыка и пение арабов (мавров) и цыган, что проявляется в богато орнаментированной мелодии небольшого диапазона, прихотливом, свободном ритме, ярком, эмоциональном исполнении, сопровождаемом выкриками.

Танцовщицы фламенко

Первое документальное упоминание о фламенко встречаются в 1780 году в Андалусии. К тому моменту уже сформировались мелодическая структура и стилистика фламенко. В атмосфере нищеты деревенских домов это искусство набирало силу и начинало приобретать популярность, но вплоть до последней трети XIX века не было общенародным достоянием и не пользовалось известностью за пределами узкого круга любителей. Музыка воспринималась как диалог, общение между двумя кантаорами (певцами), кантаором и гитаристом, песней и танцем, чем и объясняется ее импровизационный характер.

Со временем фламенко вышло за пределы семейного круга на улицу, чтобы проникнуть в другие сферы андалусского общества. В Севилье и Хересе праздники, посвященные покровителю города или района, были поводом, чтобы побывать на представлении фламенко. Однако до 1842 года фламенко обитало в основном в цыганских домах, а также за закрытыми дверями постоялых дворов и таверн. Во время пирушек до рассвета оно начинало обретать славу, привлекая на свою сторону все больше почитателей, вместе с тем росло и число кантаоров. Постепенно пение становилось для них способом заработать на жизнь, профессией, и они стремились к совершенству, к чему их также подталкивала и все возрастающая конкуренция.

Основная масса испанцев узнает о фламенко лишь с появлением специальных артистических кафе, cafe cantante, в которых выступали исполнители фламенко. Посетители подобных заведений по достоинству оценили ту глубину чувств, с которой исполнялись песни, благодаря чему музыка фламенко нашла дорожку к сердцам людей.

Конкуренция между певцами, танцорами и гитаристами способствовала развитию различных исполнительских стилей, жанров и форм внутри фламенко. Термином «хондо» стали обозначать особенно эмоционально выразительные, драматичные, экспрессивные песни. Тогда же возникли и наименования «канте гранде» («большое пение») для обозначения песен большой протяженности, с мелодиями широкого диапазона, и «канте чико» («малое пение»), применяющееся в отношении песен, не обладающих такими качествами.

Постепенно танец начинает играть все большую роль в канте фламенко, в результате чего песни с течением времени подразделяются по своим функциям на «аланте», предназначенные только для прослушивания, и «атрас», сопровождающие танец.

Творческая деятельность знаменитого кантаора Сильверио Франко-нетти (1829 – 1889) ознаменовала собой расцвет искусства фламенко, когда были созданы самые лучшие образцы этого жанра.

Однако уже к концу XIX века кафе кантанте приходят в упадок. Отмечается сужение тематики фламенко до двух самых близких и понятных посетителям кафе тем о любви и о смерти. При этом заметно тускнеет эстетическая сторона песен: они больше не передают тончайшие оттенки чувств и настроений, а их содержание начинает напрямую зависеть от вкуса тех, кто заказывает подобные произведения.

Все же фламенко не исчезает как вид музыкального искусства, а просто перерождается, выходя из кафе на сцены театров, импровизированные площадки, арены для боя быков и тем самым отмечая начало нового периода своей истории.

В первые годы XX века фламенко обрело форму на театральных сценах в виде спектаклей, получивших название «опера фламенко» и включавших в себя пение, танцы и игру на гитаре. На основе подобных постановок возник новый жанр – балет фламенко, в скором времени достигший вершин своего развития благодаря таким выдающимся танцорам, как Ла Аргентинита, Ла Аргентина, Пилар Лопез, Антонио, Розарио и др.

Первые попытки возродить фламенко были предприняты в 1922 году. Тогда благодаря объединенным усилиям композитора Мануэля де Фальи и поэта Фредерико Гарсиа Лорки в Гранаде состоялся фестиваль канте хондо, целью которого объявлялось открытие новых талантов и воскрешение интереса широкой публики к этому древнему искусству.

Пако де Люсия – современный исполнитель фламенко

Следует отметить, что данный фестиваль полностью оправдал ожидания организаторов и имел огромный успех. В дальнейшем подобные празднества стали проводить в крупных испанских городах Малаге, Севилье, Кордове, Мадриде и др.

В настоящее время центрами фламенко являются Кадис, Херес, Севилья, Гранада, Барселона и Мадрид. Все эти города славятся своими музыкальными традициями, имеющими различные характерные черты.

Следует заметить, что для испанцев фламенко – более обширное понятие, чем просто музыка. Оно подразумевает целое мировоззрение, отношение к жизни, причем окрашенное сильными эмоциями и душевными переживаниями. Пение, танец, игра на инструментах – все это средства для создания образа: любовной страсти, горя, разлуки, одиночества. Таким образом, профессиональный танцор или кантаор посредством фламенко может выразить любое человеческое чувство.

Споры о прохождении этого искусства длятся уже длительное время. Понять точные корни достаточно сложно, но есть некоторые факты, которые уже установлены. Стоит помнить, что фламенко – музыкально-танцевальный стиль, который является андалусским, а не испанским.

По мере течения лет некоторые элементы этого направления проникли на запад из Индии вместе с цыганами. По мере того, как цыгане скитались по горам Андалусии из культура смешивалась с обычаями арабов и евреев, что привело к развитию новых форм фламенко.


Фото: Испанское Фламенко

Первые документы, которые связаны с упоминанием этого жанра, относятся к 200 – летней давности. Для бедных маргиналов фламенко является настоящей отдушиной. И сегодня цыгане считают себя основными основателями именно этого направления. Стоит отметить, что фламенко, которое исполнялось в 1950-х годах, очень близко к оригиналу.

Но во время возрождения национальных традиций, фламенко нашло новое дыхание на своей родине Селении, благодаря артистам 20 века. Некоторые исполнители придерживались именно первоначальной оригинальной формы. Но очень часто фламенко пытались сочетать с другими направлениями и стилями, правда, зачастую это раздражало слушателя.

В поисках настоящего фламенко


Фото: Страстный танец Испании — Фламенко

Если зайти в какой-нибудь бар хересе, то не стоит удивляться компании мужчин, которые странным образом себя ведут. Один может отбивать невразумительный ритм по столу, второй хлопать в ладоши, третий играет на гитаре, а четвертый поет что-то не понятное и не попадает в ритм. Это исполняют подлинное фламенко, которое называется канте хондо (cante jondo – глубокое пение).

Именно это направление является основой фламенко, на котором развивались различные формы этого направления. Для каждой формы характерны свой ритм и пение, но они настолько сложные, чтобы их выучить потребуется несколько лет.

Канте хондо / канте гранде (cante grande)

Этот вид фламенко стоит отнести к скорбной музыке. Здесь не встретишь веселых куплетов и наигрышей. К этой форме исполнения следует отнести следующие виды фламенко:

  • Тона (tona) – исполняемая а капелла;
  • Солеа (solea) – вокальная импровизация под гитару;
  • Сигирийя (siguiriya) – очень сложная музыка.

Услышать вокальную импровизацию фламенко под гитару вы можете в этом видео:

Канте чито (cante chico)

Эта музыка более новая и не такая драматичная. Здесь включены элементы танца, которые исполняют женщины в платьях в горошек. Еще одной разновидностью является очень сложный и замысловатый танец алегрия (alegria), а вот для булерии (buleria) характерен бешеный темп и ритм. Некоторые утверждают, что канте чито вообще не относится к фламенко, а другие восторгаются многими ее видами, например, севильяна (sevillana) и малагенья (malaguena).

Канте чито можете увидеть в этом видео:

Смешение стилей

Благодаря тому, что появился новый стиль «новое фламенко» (Nuevo flamenco), произошел активный и массовый всплеск интереса и популярности фламенко. Это смесь известно и популярного традиционного фламенко с различными другими направлениями музыки.

Первым и основным реформатором выступил виртуозный гитарист Пако де Лусия, который использовал для исполнения фламенко несвойственные инструменты. Пако очень долгое время с другими исполнителями исполнял именно фламенко, привлекая внимание слушателей к национальной музыке.

Увидеть новшество стиля фламенко можно в этом видео:

Пять великих певцов фламенко

  1. Эль Камарон де ла Исла.
  2. Энрике Моренте.
  3. Кармен Линарес.
  4. Мигель Поведа.
  5. Эстрелья Моренте.

Как сэкономить на аренде жилья в Испании?

Вместо отелей мы арендуем квартиры (дешевле в среднем в 1,5-2 раза) на AirBnB.com , очень удобный всемирный и известный сервис аренды квартир.
От нас, как постоянных клиентов этого сервиса, бонус 2100 рублей при регистрации и бронировании. Чтобы получить бонус переходите по ссылке.

Ф ламенко — это народный испанский танец. Существуют 2 вида фламенко: древнейший cante hondo/jondo — глубокий, то есть серьезный, драматический стиль, он же - cante grande — большой, высокий стиль; и более современный cante chico — маленький, то есть облегченный, простой стиль. Танец танцуют в длинных цыганских платьях. Танцуют под звуки гитарной музыки.

1. Пако де Лусиа — один из самых известных в мире гитаристов фламенко.

Настоящее имя - Франси́ско Са́нчес Го́мес. Музыкант использовал синтез современной музыки с манерой игры фламенко и бразильскими ритмами. Свое сценическое имя - Пако де Лусиа - артист выбрал в честь своей матери Лусии Гомер.

2. Висе́нте Ами́го Хироль - гитарист фламенко, обладатель премии «Грэмми». Начал сольную карьеру в 1988 году.
3. Пако Серрано , 1964 года рождения, композитор и гитарист из Кордобы.

4. Диéго Эль Сига́ла , настоящее имя Диéго Рамóн Химéнес Саласáр - испанский певец фламенко. Диего Химeнес родился в артистической династии цыган-калé; его дядя - известный певец Рафаэль Фарина. Обучался пению с четырёх лет. В 1980 году выиграл юношеский конкурс певцов фламенко «Getafe Flamenco Youth Contest», где был замечен известным исполнителем фламенко Камароном де ла Исла.

5. Хоаки́н Корте́с , настоящее имя Хоакин Педраха Рейес - танцор фламенко, хореограф, актёр, с февраля 2007 года посол цыган в Европейском союзе. Известен также тем, что выступает против запрета слова Gypsyдля обозначения цыган; вместо этой меры он предлагает работать над улучшением имиджа самого термина. Создатель Цыганского фонда в Испании.

6. Са́ра Пере́йра Ба́рас - одна из самых известных в мире танцовщиц фламенко, а также хореограф и директор своей собственной группы танца фламенко исп. «El Ballet Flamenco Sara Baras».

7. Рафаэль Кортес , 1973 года рождения, принадлежит к числу немногих гитаристов, которые объединяют традицию и современный стиль.

8. Нинья Пастори (Niña Pastori) – испанская исполнительница фламенко (кантаора). Настоящее имя — Maria Rosa Garcia (Мария Роза Гарсия).

Она родилась на острове Сан-Фернандо (Кадис) 15 января 1978 года. Она стала в день своего рождения, потому что у её родителей (Pastora и Jose) было четверо сыновей, и рождение дочки стало праздником в районе Boquete, где они жили. Будущая артистка стала петь в четыре года, аккомпанируя своей матери, известной как Pastori de la Isla, а бабушка научила Марию хорошо танцевать. Когда Мария выходила петь, то зрители говорили «va a cantar la niña de la Pastori» (будет петь дочь Пастори). Отсюда и псевдоним — Niña Pastori.

В 8 лет Нинья приняла участие в конкурсе «El Chato» в Сан-Фернандо, где заняла первое место. В 17 лет у неё появилась первая возможность записать собственный альбом. На сегодняшний день Niña Pastori настоящая фигура в мире музыки.

9. Великий молодой голос фламенко, так говорят о Марине Эредиа (Heredia). Она является носителем старых традиций пения фламенко и в тоже время находит связь с настоящим временем, как дерево, оставаясь корнями соединяться с небом.

Марина Эредиа родилась в Гранаде, в местности Альбайсин, в одной из колыбелей фламенко. Марина принадлежит к семейству фламенко старых традиций: она дочь одного из великих певцов, Хайме Эредиа «Эль Паррон» (Jaime Heredia «El Parrón»).

10. Эстрелья Моренте — певица фламенко, испанка, дочь испанского певца стиля фламенко Энрике Моренте и танцовщицы Авроры Карбонелл, жена испанского тореадора Хавьера Конде.

Она сыграла саму себя в мультфильме 2011 года “Чико и Рита”, широкую известность получила после фильма 2006 года “Volver” (“Возвращение”), в котором была голосом за кадром Пенелопы Крус.

Фламенко - национальный испанский танец. Но это слишком простое и утрированное определение, ведь фламенко - это страсть, огонь, яркие эмоции и драматизм. Достаточно один раз увидеть эффектные и выразительные движения танцовщиц, чтобы забыть о счете времени. А музыка… Это отдельная история... Не будем вас томить - пора окунуться в историю и специфику этого танца.

История фламенко: боль изгнанных народов

Официальная дата рождения фламенко - 1785 год. Именно тогда Хуан Игнасио Гонсалес дель Кастильо, испанский драматург, впервые употребил слово «фламенко». Но это формальности. На самом деле история этого направления насчитывает более 10 веков, на протяжении которых культура Испании менялась и развивалась не без участия других национальностей. Предлагаем проникнуться атмосферой ушедших лет, чтобы лучше прочувствовать энергетику и характер танца.

Наше повествование начинается в далеком 711 году в древней Андалусии, расположенной в южной части Пиренейского полуострова. Сейчас это автономное испанское сообщество, а тогда власть на этой земле принадлежала вестготам, древнегерманскому племени. Устав от произвола правящей верхушки, население Андалусии обратилось за помощью к мусульманам. Так полуостров завоевали мавры или арабы, пришедшие из Северной Африки.


На протяжении более 700 лет территория древней Испании находилась в руках мавров. Им удалось превратить ее в самую прекрасную европейскую страну. Сюда стекались люди со всего континента, чтобы полюбоваться великолепной архитектурой, приобщиться к науке и понять утонченность восточной поэзии.

Не остается в стороне и развитие музыки. Персидские мотивы начинают овладевать умами жителей Андалусии, заставляя менять свои музыкальные и танцевальные традиции. Огромную роль в этом сыграл Абу-аль-Хасан-Али, багдадский музыкант и поэт. Искусствоведы видят в его творчестве первые следы фламенко и отдают ему право считаться отцом андалусской музыки.

В XV веке христианские государства, расположенные в северной части полуострова, начинают вытеснять арабов. Куда исчезли испанские мавры - тайна, разгадать которую историки пока не в силах. Несмотря на это, восточная культура стала частью мировоззрения людей, населявших Андалусию. Но для возникновения фламенко не хватает страданий еще одного гонимого по свету этноса - цыган.


Уставшие от постоянных скитаний, цыгане пришли на полуостров в 1425 году. Эти земли показались им раем, но местные власти испытывали неприязнь к чужеземцам и преследовали их. Все, что было связано с цыганами, признавалось преступным, включая танцы и музыку.

Кровопролитные гонения не помешали цыганскому фольклору объединиться с восточными традициями, которые уже к тому времени пустили корни среди местного населения Андалусии. Именно с этого момента начинает зарождаться фламенко - на стыке нескольких культур.

Куда ведет нас история дальше? В испанские таверны и пивные. Именно здесь местное население начинает исполнять чувственный танец, привлекая к нему все больше любопытных глаз. Пока фламенко существует только для узкого круга людей. Но примерно в середине XIX века стиль выходит на улицу. Уличные представления или фиесты теперь не обходятся без страстных и эмоциональных танцевальных движений фламенко.

А далее танец ждет профессиональная сцена. Фламенкологи отмечают, что пик жанра приходится на вторую половину XIX века, когда испанское население было без ума от творчества певца Сильверио Франконетти. Но век танца был быстротечен. Уже к концу столетия фламенко превратилось в обычное развлечение в глазах молодежи. История танца, наполненная страданиями и болью различных народностей, осталась на задворках.

Приравнять фламенко к низкопробному искусству, позволить жанру навсегда покинуть уютные улочки Испании не позволили музыкант Федерико Гарсия Лорка и поэт Мануэль де Фалья. С их легкой подачи в 1922 году состоялся первый фестиваль андалусского народного пения, где звучали любимые многими испанцами мелодии.

Годом ранее фламенко стало частью русского балета благодаря Сергею Дягилеву . Он организовал представление для парижской общественности, чем помог стилю выйти за пределы Испании.

Что представляет собой фламенко сейчас? Бесконечное число разновидностей, в которых можно разглядеть черты джаза, румбы, ча-ча-ча и других танцевальных направлений. Стремление объединять в себе различные культуры никуда не исчезло, как и основа фламенко - чувственность и страсть.


Что же такое фламенко?

Фламенко - это искусство, в котором равноценное значение принадлежит трем составляющим: танцу (байле), песне (канте) и гитарному сопровождению (ток). Эти части не отделимы друг от друга, если мы говорим о драматической разновидности стиля.

Почему именно гитара стала главным музыкальным инструментом? Потому что на ней хорошо играли цыгане, чьи традиции стали неотъемлемой частью испанской культуры. Гитара фламенко очень похожа на классическую, правда весит она меньше и выглядит компактнее. За счет этого звук получается более острым и ритмичным, что и требуется для настоящего исполнения фламенко.

Что в этом стиле первично, байле или канте, танец или песня? Те, кто едва знаком с фламенко, скажут, что байле. На самом деле, главную роль играет песня, которая подчиняется четким музыкальным правилам. Танец выступает как обрамление. Он дополняет чувственную составляющую мелодии, помогает пересказать историю с помощью языка тела.

Сложно ли научиться танцевать фламенко? Просматривая видеозаписи, где девушки эффектно взмахивают руками, ритмично стучат каблуками, кажется, что все просто. Но, чтобы освоить базовые движения жанра, человеку без должной физической подготовки придется приложить старания. Очень устают кисти рук, и возникают трудности с удержанием равновесия.

Что интересно: танец фламенко - это чистая импровизация. Исполнительница просто пытается соблюсти ритм музыки, совершая разнообразные хореографические элементы. Чтобы научиться танцевать фламенко, требуется прочувствовать культуру Испании.

    Шестиструнная гитара - национальный испанский инструмент, без которого немыслимо исполнение фламенко.

    Традиционный женский костюм исполнительницы фламенко - длинное платье в пол или bata de cola. Его обязательные элементы - облегающий лиф, множество оборок и воланов по краю юбки и рукавов. За счет особенностей кроя и получаются эффектные движения во время танца. Ничего не напоминает? Одежда была позаимствована у цыганок и стала символом женственности и притягательности.

    Фламенко невольно ассоциируется с красным цветом. Но профессиональные танцоры видят в этом лишь национальный стереотип. Откуда появился миф о танце, окрашенном в красный? Из названия стиля. В переводе с латинского «flamma» означает пламя, огонь. Эти понятия неизменно связывают именно с оттенками красного. Также параллели проводятся с фламинго, название которых так созвучно страстному танцу.

    Еще один стереотип связан с кастаньетами . Это ударный инструмент в виде двух вогнутых пластин, который надевают на руки. Да, их звук отчетливо слышен во время танца. Да, их используют танцовщицы. Но в традиционном фламенко руки девушек должны быть свободны. Откуда тогда появилась традиция танцевать именно с кастаньетами? Благодаря публике, которая с восторгом приняла использование этого музыкального инструмента.

    Характер стиля во многом определяет и обувь танцоров. Носок и каблук туфель специально подбивают маленькими гвоздиками, чтобы получить характерное звучание во время исполнения дроби. Не зря фламенко считают прообразом чечетки .

    Испанский город Севилья считается одним из значимых в развитии фламенко. Здесь находится музей, посвященный этому танцу. Открыла его Кристина Ойос, известная танцовщица. Популярен этот город и благодаря литературным персонажам: Дон Кихоту и Кармен .

    С именами каких танцовщиц ассоциируется фламенко? Это, безусловно, Антония Мерсе-и-Луки, Кармен Амайя, Мерседес Руис и Магдалена Седа.

Популярные мелодии в ритмах фламенко


«Como El Agua» в исполнении Камарона де ла Ислы. Этот испанский певец с цыганскими корнями считается самым известным исполнителем фламенко, поэтому обойти его творчество стороной невозможно. Представленная песня была записана в начале 80-х годов прошлого века и завоевала любовь публики любовной лирикой и эмоционально-напряженным голосом Камарона.

«Como El Agua» (слушать)

«Macarena» или известная многим «Макарена» - еще один яркий «представитель» жанра фламенко, хотя изначально песня была преподнесена как румба. Композиция принадлежит творчеству испанского дуэта Los del Río, который представил ее на суд публике в 1993 году. Вслед за танцевальной музыкой возник одноименный танец. Кстати, название песни - это имя дочери Антонио Ромеро, одного из участников дуэта.

«Macarena» (слушать)

«Entre dos aguas» - это история, рассказанная с помощью гитары. Никаких слов, одна музыка. Ее создатель - Пако де Лусия, известный гитарист-виртуоз в чьих руках традиционный испанский инструмент начинал звучать особенно мелодично и красиво. Композиция была записана в 70-х года и не теряет актуальность среди поклонников жанра до сих пор. Некоторые признаются, что прониклись фламенко именно благодаря творчеству Пако.

«Entre dos aguas» (слушать)

«Cuando te beso» - это яркая и зажигательная песня в исполнении не менее яркой испанки Ниньи Пастори. Женщина начала петь в возрасте 4 лет и с этого момента не расстается с музыкой и фламенко, не боясь совмещать жанр с современными ритмами.

«Cuando te beso» (слушать)

«Pokito a Poko» - одна из известных композиций испанской группы Chambao. Чем примечательно их творчество? Ее участники соединили фламенко с электронной музыкой, это и обеспечило популярность трио. Представленная песня завораживает красивым вокалом, легкой и волнительной мелодией и страстными танцами, которые представлены в клипе.

«Pokito a Poko» (слушать)

Фламенко и кино

Хотите ближе познакомиться с искусством фламенко? Предлагаем выделить несколько вечеров на просмотр фильмов, в которых главная роль принадлежит именно этому танцу.

    «Фламенко» (2010) рассказывает об истории стиля глазами известных танцоров. Кино снято в документальном жанре.

    «Лола» (2007) повествует о жизни Лоле Флорес, которая запомнилась публике своей страстью к исполнению фламенко.

    «Белоснежка» (2012) - это черно-белое немое кино, где весь драматизм выражен с помощью танца.

Цыганская культура оказала огромное влияние на мир. Благодаря кале, испанским цыганам, возник один из самых известных музыкальных жанров, фламенко. В этом посте предлагаю познакомиться с некоторыми известными испанскими деятелями культуры цыганского происхождения.

Танцоры фламенко

Хоакин Кортес

Танцор-виртуоз и хореограф, который стал одним из самых популярных представителей испанского танца из-за своего необыкновенного драматического таланта.

Родился в 1969 году в Кордобе в цыганской семье. В 12 лет начал изучать танцевальное искусство в Мадриде. Поступил в Национальный балет Испании в 15 лет и стал его солистом. Вместе с труппой балета объехал многие страны, выступая в лучших театрах. Затем он покинул балет и начал выступать на гала-выступлениях с такими именитыми танцорами, как Майя Плисецкая, Питер Шауфусс, Сильви Гиллем. В 1992 году основал собственную труппу Joaquín Cortés Ballet Flamenco, с которой путешествует по всему свету, представляя необычные яркие танцевальные спектакли. Также Хоакин сотрудничает с представителями других видов искусства: с Педро Альмодоваром, снявшись в его фильме «Цветок моей тайны «, с Джорджо Армани, подготовившего сценические костюмы для спектакля «Цыганская страсть», который увидело более полтора миллиона зрителей. Также Кортес снялся вместе со французской актрисой Летицией Каста в фильме «Цыган «, сценарий к которому написал известный писатель Артур Перес-Реверте. Хоакин выступает вместе с мировыми поп-звездами: Дженнифер Лопес , Алисия Кис и др. В 1997 году он записал свой первый диск «Цыганская страсть бэнд»: Кортес стал вторым испанцем после Хулио Иглесиаса, успешным на международном уровне. В этом же году он выступил вместе с легендарным тенором Лучиано Паваротти на благотворительном концерте. Через несколько лет Хоакин выступил на церемонии «Оскар» в Лос-Анджелесе. В 2004 году стал первым испанцем, выступившим в Белом доме.

Конечно, вышеперечисленные факты — лишь малая крупица в яркой и стремительной биографии этого цыгана, короля фламенко. Хоакин Кортес — неоднократно признаваемый один из из лучших танцоров ХХ века. Его поклонники живут на всех континентах, его спектакли неизменно собирают полные залы и на них трудно попасть, потому что билеты раскупаются мгновенно. Он изменил историю фламенко и испанского танца, став «всемирным цыганом».

Хуан Мануэль Фернандес Монтойя «Farruquito»

Родился в Севильи в 1982 году в артистической семье. Его дед, Farruco , был страстным поклонником фламенко и считается одним из самых заметных испанских танцоров этого стиля ХХ века; отец Хуан Фернандес Флорес — певец фламенко, а мать Росарио — танцовщица. Уже в 4 года Фаррукито дебютировал на сцене Бродвея в спектакле «Чистое фламенко». В 8 лет он начал выступать в Мадриде, а в 12 лет снялся в фильме «Фламенко » режиссера Карлоса Саура вместе с такими знаменитыми танцорами, как Эль Фарруко, Пако де Люсия, Хоакин Кортес, El Chocolate и др. В 1992 году он участвовал в инаугурации Паралимпийских игр в Барселоне и на Всемирной выставке в Севильи. В 15 лет он представил свой первый спектакль, «Корни фламенко», в котором предстал перед публикой как танцовщик нового поколения, который совмещает традиции коплы с необычным индивидуальным подходом. Его выступления с успехом прошли в Испании, Англии, Франции и Японии. С новым шоу «La Len Varo» Фаррукито покоряет Америку, и New York Times признаёт его лучшим артистом. В 2003 году журнал People признал испанского цыгана одним из самых красивых людей мира. В том же году произошел случай, который немного притормозил карьеру Хуана: он сбил насмерть пешехода и скрылся с места аварии. Суд приговорил его к тюремному заключению, которое, впрочем, было скорее показательным, так как артист пользовался достаточно большой свободой. В 2008 году Фаррукито вернулся на сцену, выступив перед публикой в 2000 человек в Пальма-де-Мальорка (при этом всё еще неся наказание за смертельное ДТП). В 2010 году его тюремный срок закончился; в целом артист провел в тюрьме 14 месяцев из трёх лет срока.

Музыканты: фламенко

Рамон Хименес Саласар, Diego el Cigala

Испанский певец фламенко родился в артистической династии цыган-кале. Его диск «Corren Tiempos de Alegría» был номинирован на Латинское Грэмми как лучший альбом фламенко года, а диск «Lágrimas negras» был признан New York Times альбомом года. Более подробную биографию артиста можно прочитать в hispanoculturablog, где также есть небольшая подборка музыкальных видео.

Хосе Монхе Крус «El camarón de la Isla»

Считается одним из величайших исполнителей фламенко всех времён. Его дядя дал ему прозвище «Камарон», что значит «креветка», из-за белой кожи, светлых волос и худобы. Эту кличку Хосе будет использовать в качестве сценического имени, прибавив «де ла Исла», так как город Сан Фернандо, где он вырос, находился на острове Леон.

В 1979 году Camarón выпускает диск, который производит настоящую революцию в мире фламенко: в его музыке стали встречаться звучания джаза и рока. В 1989 году Хосе записывает диск «Я цыган», который становится самым продаваемым за всю историю фламенко. Чуть больше о его жизни, семье и смерти можно прочитать в hispanaculturablog.

Музыканты: румба

Антонио Гонсалес «El pescailla»

Считается создателем такого музыкального жанра как каталонская румба. Однако Еl Pescaílla чаще упоминается как «муж Лолы Флорес». Так как двум творческим и знаменитым личностям бывает трудно ужиться вместе, он добровольно отошел на второй план и стал тенью своей сверхпопулярной жены. Наградой ему стал крепкий брак, продлившийся почти 40 лет, и трое детей. Его дочь Росарио, ставшая певицей, посвятила отцу песню «Al son del tambor «. В 2003 году мэрия Барселоны разместила на улице, где родился артист, мемориальную доску , в память о создателе каталонской румбы. Небольшую подборку видео выступлений музыканта можно найти в hispanoculturablog.

Педро Пубиль Калаф, Peret

Иногда случается, что несколько людей борятся за право считаться создателем чего-то. Так произошло и с каталонской румбой. До сих пор не утихают споры по поводу того, кого же считать «отцом румбы»: музыканта El Pescailla, которого мэрия Барселоны признала создателем этого музыкального жанра, или музыканта Peret, которого неизменно называли «королём румбы».

Родился будущий артист в 1935 году в местечке близ Матаро (Барселона) в цыганской семье, которая занималась передвижной торговлей ткани. Педро помогал родителям и осваивал разные профессии: столяра, ковровщика…Из-за постоянных поездок по Каталонии и Балеарским островам мальчик почти не ходил в школу и научился читать самостоятельно. Его всегда привлекала гитара, и уже в 12 лет мальчик выступил в театре Тиволи вместе со своей кузиной Пепи, после чего начал зарабатывать на жизнь музыкой, продолжая дело отца. Перет записал пару альбомов, которые начали звучать по всей Барселоне, и слухи о нём стали расползаться по Испании. В середине 60-хх годов его музыкальная карьера получила развитие, когда он начал выступать в таблао в Мадриде. В 1967 году он записал песню «Una lágrima «, которая стала хитом: её ставили на радио, дискотеках, фестивалях, казино. После этого многие из его песен становились популярными. В 1971 году музыкант «выстрелил» песней «Borriquito «, которая совпала с началом туристического бума в Испании, и стала известна за пределами страны. В 1974 году Перет с песней «Canta y sé feliz » участвовал в Евровидении и занял 9 место. В 1992 году музыкант выступил на церемонии закрытия Олимпийских Игр в Барселоне с песней «Gitana hechicera » («Чарующая цыганка»), которая стала главным хитом того лета.

Многие песни Перета стали широко известными и любимыми. В них неизменно звучали весёлые ноты каталонской румбы и цыганских мотивов. Кто же создал каталонскую румбу? Возможно, у самых истоков стоял El Pescailla, но после брака с Лолой Флорес он отошел, уступив место начинающему музыканту Peret, который на протяжении многих лет оставался верен этому стилю, распространяя его на международном уровне.

Писатели

Хосе Эредия Майя

Первый испанский цыган, ставший профессором. Родился в 1947 году в провинции Гранады в скромной цыганской семье. Уже с малых лет выказывал интерес к поэзии. Изучал романскую филологию в Университет Гранады, в котором начал преподавать с 1976 года. В 1973 году выпустил свой первый сборник стихов, который был очень хорошо принят критиками и одобрен видными поэтами того времени. Также он выступил в качестве драматурга и в месте с танцором фламенко Марио Майя поставил спектакль Camelamos Naquerar, который стал протестом против преследования цыганского народа на протяжении пяти веков. Основал семинарию по изучению фламенко и был одним из директоров Зала поэзии в Университете Гранады. Выпустил четыре сборника стихов и поставил четыре спектакля.

Хоаким Албаисин

Критик и эксперт ведущих испанских газет El País и ABC. Его двоюродной бабушкой была известная танцовщица Мария де Албаисин, муза Сергея Дягилева, художественного руководителя труппы «Русский балет Дягилева». Его двоюродный дедушка и родная мать также были поклонниками танцевального искусства. Хоаким пишет книги, статьи, очерки о цыганах и является экспертом искусства фламенко