Интересные сказки для детей 2 3 лет. Братья Гримм, Якоб и Вильгельм «Горшочек каши». Вопросы для обсуждения с детьми

Снегурушка и лиса

Жили-были старик со старухой. У них была внучка Снегурушка. Собрались ее подружки по ягоды и пришли звать с собой Снегурушку. Старик со старухой отпустили ее и велели не отставать от подруг.

Пришли девушки в лес, стали собирать ягоды. Деревце за деревце, кустик за кустик — Снегурушка и отстала от своих подруг. Они аукали ее, аукали, но Снегурушка не слыхала. Оглянулась, а уж темно становится. Что делать?

Залезла на дерево и стала горько плакать, припеваючи:

Ay, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!

У дедушки, у бабушки

Была внучка Снегурушка,

Ее подружки в лес заманили,

Заманили-покинули!

Идет медведь и спрашивает:

— Как мне, медведюшка, не плакать! Я одна у дедушки, у бабушки внучка Снегурушка, меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули!

— Слезай, я тебя отнесу к дедушке и бабушке!

— Нет, я тебя боюсь, ты меня съешь!

Медведь ушел от нее. Она опять заплакала, припеваючи:

Ау, ау, Снегурушка!

Ау, ау, голубушка!..

Идет волк, спрашивает:

— О чем ты, Снегурушка, плачешь?

— Как мне не плакать? Меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули...

— Иди ко мне, я тебя отнесу к дедушке и бабушке! — говорит волк.

— Нет, волк, я тебя боюсь, ты меня съешь!

Волк ушел. А Снегурушка опять заплакала, припеваючи:

Ay, ay, Снегурушка!

Ay, ay, голубушка!..

— Чего ты, Снегурушка, плачешь?

— Как же мне, лисонька, не плакать! Меня подружки в лес заманили, заманивши — покинули!

— Сойди, я тебя отнесу к дедушке и бабушке!

Снегурушка слезла с дерева, села на лисицу, лисица и побежала. Прибежала к дому и стала хвостом стучаться в калитку. Тук! Тук!

— Кто там? — спрашивают дедушка и бабушка.

— Это я, лисица, внучку вашу принесла!

Обрадовались дед и баба. Стали Снегурушку целовать. Стали лису благодарить: «Спасибо тебе, лисонька, что принесла нашу внучку Снегурушку домой!»

К. Ушинский

Умей обождать

Лето . Жили-были себе брат и сестра, петушок да курочка. Побежал петушок в сад и стал клевать зеленехонькую смородину, а курочка и говорит ему: «Не ешь, Петя! Обожди, пока смородина поспеет». Петушок не послушался, клевал да клевал и наклевался так, что насилу домой добрел. «Ох! —кричит петушок, — беда моя! Больно, сестрица! Больно!» Напоила курочка петушка мятой, приложила горчичник —прошло.

Весна. Петушок пошел в поле: бегал, прыгая, разгорелся, вспотел и побежал к ручью пить холодную воду; а курочка ему кричит:

— Не пей, Петя, обожди, пока остынешь.

Не послушался петушок, напился холодной воды — и тут стала бить его лихорадка; насилу домой курочка его довела. Побежала курочка за доктором, прописал доктор Пете горького лекарства, и долго пролежал петушок в постели.

Зима. Петушок вышел из дома и видит, что речка ледком покрылась. Захотелось петушку на коньках покататься, а курочка и говорит ему: «Ох, обожди, Петя! Дай реке совсем замерзнуть; теперь еще лед очень тонок, утонешь!» Не послушался петушок сестрицы: покатился по льду; лед проломился, и петушок —бултых в воду! Только петушка и видели.

Букет

В теплый весенний денек отправились друзья гулять в лес. Хорошо всем вместе, весело! Зайчик Дима скакал впереди всех на одной ножке. Ежонок Федя кувырком скатывался с горки, лисенок Тема хохотал во все горло. Только мышонок Филя тихо улыбался, смотрел на друзей глазками-бусинками, старался не отставать да и под лапы мишки Гришки не попадать. Так они и шли. Шли, шли и вышли на поляну, оглянулись вокруг и ахнули: красота-то какая! Солнышко пригревает, птички поют, теплый ветерок дует, играет разноцветными цветами, а бабочки, мотыльки так и вьются. Даже не поймешь — где бабочки, а где цветы.

Полюбовались друзья этой красотой, нарвали каждый себе небольшой букетик и сели передохнуть на пригорок. Сидят, отдыхают. Тут ежонок Федя и предложил:

— Давайте играть! Пусть каждый назовет у себя то, чего у других нет.

— Пожалуйста, — засмеялся лисенок Тема. — У меня самый красивый хвост. Такого во всем лесу ни у кого не найдешь. Всего один такой!

— А у меня самые длинные уши. Во всем лесу нет длиннее, и их даже два! Вот так!

— У кого в лесу такие толстые лапы, как у меня! — басом сказал мишка Гришка. — Две передние лапы и две задние.

— А у меня... — робко начал мышонок Филя, — а у меня мама. Одна, но самая милая, самая ласковая и нежная. Я ей в подарок цветы принесу.

— Ну, какой молодец! Хорошо сказал! —удивились друзья.

А ежонок Федя протянул мышонку свой букет:

— Дарю твоей маме!

— Я тоже дарю! И я дарю! — закричали друзья наперебой.

— Спасибо! — прошептал мышонок. — Мама будет рада.

Огромный букет принес он своей маме. А вы приносите с прогулки маме подарок?

Встреча

Бежит щенок по лесной тропинке, радуется. Вдруг навстречу ему выскочил из кустов лисенок.

Хотел щенок зарычать, да никак не получается, только «Тяв! тяв!».

— Эх ты, младенец! Даже лаять не научился. Я тебя не боюсь.

— Тогда я маму позову! — сказал щенок.

— А я никого не боюсь, я ученый! — важно заявил лисенок.

— Ученый? Это как? —удивился щенок.

— А вот так. Ты знаешь, сколько у тебя носов? —важно спросил лисенок.

— Носов? Не знаю! — признался щенок.

— У тебя один нос, и у меня один нос, у всех один нос! — стал лисенок учить щенка.

— Эй вы, малыши! — сверху каркнула ворона, — это у вас носы, а у нас, птиц, — клювы! Вот у меня клюв длинный, острый, не то что ваши носы-пуговицы.

— А зато у меня хвост один, смотрите, какой красивый, пушистый! — закричал лисенок.

— И у меня хвост! И тоже один, и тоже пушистый! —обрадовался щенок.

— Чему вы радуетесь? —возмутилась ворона. — Посмотрите, у меня тоже один хвост, и тоже красивый.

— А сколько у тебя лап? — спросил ее лисенок. — Знаешь?

— Знаю, знаю, у меня две лапы, — сказала ворона.

— Ага! — закричал лесенок. — Только две! А у меня две передних и две задних лапы, вот сколько!

— У меня тоже много лап! — закричал щенок.

— И смотри, щенок, какие у меня красивые ушки, их два!

— И у меня два уха! Вот здорово! — залаял от счастья щенок. — Ау тебя, ворона?

А ворона ничего не сказала и сразу же улетела. Не поняли приятели, почему она не ответила. А вы, дети, поняли?

Стали друзья хохотать, шум подняли на весь лес.

Щенок рад:

— Хорошо, что я тебя встретил, теперь и я ученый!

Тут из кустов выскочила мама-собака. Лисенок испугался и ну бежать!

— Мама! Мама! —закричал щенок.— Я теперь ученый. У меня нос один, а лап много, два уха и... Ой, забыл, сколько у меня хвостов!

Котенок и мышата

Важно шагает котенок по дорожке, видит — порхают над клумбой разноцветные бабочки.

Вдруг слышит, кто-то под кустом хихикает, шумит: «Эй, ты, малыш! Считай правильно: одна, две, три бабочки!»

Пригляделся котенок, а под кустом в траве мышата сидят.

— Что это вы надо мной смеетесь! Думаете, я не умею считать: вас много —один, два и еще один мышонок. Слыхали?

— Слыхали, слыхали! — смеются мышата.—Да только правильно надо считать: один, два, три. Трое нас, запомни, малыш!

— Я не малыш! Я котик! Вот как выпущу когти, как схвачу вас: одной лапой — одного, другой — второго!

Засмеялись мышата:

— А третьего как схватишь? У тебя две лапы, не три! Так что не пугай, мы тебя не боимся! — и тут же дружно скомандовали:— Один, два, три —к маме беги!

Нырнули мышата в густую траву, а котик сел и задумался: можно двумя лапами схватить трех мышат? А вы что скажете?

Трехглазый командир

Наконец-то маленькому волчонку Васе подарили велосипед. Красивый велосипед, красный, и чего тут нет: руль один, фара одна, педалей две, а колес много, целых три! На таком велосипеде можно мчаться, как ветер! Сел Вася, стал крутить педали и покатил по лесным дорожкам. Сзади догоняет его на своем велосипеде зайка Степка. Старался Вася, налегал на педали, а Степка все равно его обогнал. Расстроился Вася.

Выехал он на полянку, а Степка на пенечке сидит, рядом—- велосипед. Поздоровался Вася с другом, подошел ближе к велосипеду, посчитал: и руль у него один, и фара одна, да вот только колес мало —всего два. Спрашивает волчишка зайку: «Как это ты меня перегнал? У меня же три колеса, а у тебя всего два. Три больше двух!

— Правильно посчитал! —ответил Степка. — Больше у тебя колес. У тебя детский велосипед, три колеса для устойчивости, чтобы дети не падали. А у всех, кто уже умеет ездить на велосипеде, у них велосипеды с двумя колесами. Это уже не детский, это гоночный велосипед. Понял?

— Понял, —кивнул Вася, затем подумал и спросил: —Степа, скажи, колеса—чтобы ездить, руль—чтобы поворачивать, куда надо, а вот фара зачем?

— Фара — это глаз велосипеда, — начал объяснять зайчик. — Это чтобы видеть в темноте, куда едешь. У велосипеда —один, а у тебя —два. Понял?

— А бывает, что у кого-то три глаза?

Засмеялся Степка:

— Знаю, знаю такого! Три глаза у светофора. Он стоит на перекрестке.

— Почему ты думаешь, что он там стоит? —удивился Вася. — Может, давно уже ушел.

— Нет,— покачал Степа головой, —он всегда там стоит. Ему нельзя уходить, ведь он за порядком следит и все его слушают, уважают. Светофор своими разноцветными глазами руководит движением. Посветит зеленым глазом — поезжай спокойно. Желтый загорится—постой, не спеши. Красным глазом строго посмотрит—даже не думай двигаться, попадешь в беду

— Ишь ты, какой трехглазый командир! — засмеялся волчишка Вася. — Я тоже хочу с ним познакомиться.

А вы знакомы с этим уважаемым трехглазым командиром?

Большой—маленький

Лисята родились в глубокой норе под старым деревом. «Какие вы у меня маленькие, крохотные», — говорила мама-лиса, любуясь малышами.

Однажды ушла она на охоту, а малышам строго приказала из норки не вылезать. Да непослушные оказались ее детки, вылезли на свет. Сидят, щурят глазки на солнышко, оглядываются кругом. Тихо, тепло.

На полянку прилетела пестрая бабочка. Побежали лисята, хотели ее поймать. Порхает бабочка перед мордочками малышей. Малюсенькая такая, а в лапы не дается. Гак и улетела.

На куст с шумом уселась огромная ворона. Лисята кинулись к ней, а она испуганно взмахнула крыльями и улетела. Удивились лисята: такая большая, а боится!

Что-то зашуршало в траве и выкатился навстречу лисятам маленький колобочек. Тронул его лапкой лисенок и сразу жалобно заскулил — нельзя трогать эту малютку, это ежик, а не колобок.

Тем временем вернулась мама-лиса, и ну ругать непослушных малышей!

Сказки — поэтические рассказы о необыкновенных событиях и приключения, с участием вымышленных персонажей. В современном русском языке понятие слова «сказка» приобрело свое значение с 17 века. До того момента в этом значение предположительно применялось слово «басня ».

Одной из основных особенностью сказки является то, что в её основе всегда находится придуманная история, со счастливым концом, где добро побеждает зло. В рассказах заложен определенный намек, который дает возможность ребенку учиться распознавать добро и зло, постигать жизнь на наглядных примерах.

Детские сказки читать онлайн

Чтение сказок — один из основных и важных этапов на пути вашего ребенка в жизнь. Разнообразные истории дают понять, что мир вокруг нас достаточно противоречив и не предсказуем. Слушая рассказы о приключениях главных героях, дети учатся ценить любовь, честность, дружбу и доброту.

Читать сказки полезно не только детям. Повзрослев, мы забываем, что в конце всегда добро побеждает зло, что все невзгоды нипочем, а прекрасная принцесса ждет своего принца на белом коне. Подарить чуточку хорошего настроения и окунутся в сказочный мир достаточно просто!

Возраст 2-3 года интересен тем, что ребенок начинает воспринимать книгу уже не просто как игрушку или подборку ярких картинок – он осознает смысл стихов/сказок, учится следить за сюжетом, активно комментирует услышанное и увиденное. Конечно, развитие детей в этом возрасте, как и их отношение к книгам, может существенно отличаться. Некоторые малыши готовы слушать сказки часами, другие же активны, непоседливы и как будто равнодушны к чтению. И все-таки в любом случае любовь к книгам в этом возрасте необходимо воспитывать и поддерживать. А о том, как это сделать и какие книжки покупать ребенку в 2-3 года, расскажет вам наша статья.

Лучшие книги для детей 2-3 лет – критерии выбора

У всех родителей есть свои вкусы и предпочтения, в том числе и в отношении детских книг. И как уже говорилось выше, развитие детей 2-3 лет может существенно отличаться. При выборе детской литературы стоит руководствоваться, в первую очередь, наблюдениями за собственным ребенком: что он больше любит – стихи, рассказы или сказки? есть ли у него любимые произведения? как долго он может слушать чтение? Ответы на эти вопросы помогут вам определиться с выбором. С другой стороны, возраст 2-3 года хорош тем, что ребенок пока очень пластичен, восприимчив и готов к чему-то новому. А если какая-то книга на данном этапе «не пошла», вполне возможно, что малыш еще оценит ее позже.

Самые основные признаки хорошей книги для ребенка 2-3 лет:

Качественные, красивые иллюстрации . Для этого возраста иллюстрации остается основным критерием качественности книги, ведь малыш воспринимает услышанное в связке с изображениями. Картинки помогают ему понять последовательность действий, о которых идет речь в сказке, или же представить то, что описывает стихотворение. Почему стоит обратить особое внимание на качество иллюстраций в книгах для 2-3-летних детей?

  • Маленьким читателям важна четкость и контрастность изображений, это помогает им сфокусироваться на увиденном. В 2-3 года концентрация внимания еще недостаточно развита. Композиция рисунка не должна уводить взгляд малыша за его пределы. Желательно, чтобы образы были как можно более четкими, а иллюстрации в целом имели достаточно белых пятен, «воздуха» – полностью цветная страница мешает восприятию зрительных образов. Цветовая гамма изображений должна быть яркой (но при этом естественных оттенков), в диапазоне радуги.
  • Ребенок с помощью книги знакомится с окружающим миром, а в персонажах-детях (или одушевленных животных) видит себя. Поэтому изображения должны быть достаточно реалистичными, узнаваемыми; пропорции тел героев должны соответствовать пропорциям тела ребенка.
  • Качественные иллюстрации развивают художественный вкус малыша. По сути, общение с книгой для маленького ребенка – это первое знакомство с искусством. И от того, увидит кроха произведения настоящих Мастеров или топорные картинки, сделанные в Paint, зависит его эстетическое развитие.
  • Картинки развивают речь – по хорошим, правдоподобным иллюстрациям, где ребенок узнает знакомые предметы и ситуации, он сможет научиться основам пересказа.
  • Именно красивые иллюстрации помогут полюбить книги детям, которые изначально относились к чтению без восторга. Кроме того, выбор качественной литературы для ребенка часто провоцирует интерес к книгам у самих родителей.

Лаконичность текста . В 2-3 года дети еще обычно не способны к длительному слушанию. Исходите из потребностей собственного ребенка – не стоит стремиться поскорее прочитать малышу «Волшебника Изумрудного города» или «Карлсона». Короткие рассказы и сказки, стихи являются оптимальным выбором для 2-3-летки.

Классические произведения . Выбор детских книг огромен, и неискушенным родителям бывает сложно разобраться, подходит ли книга для их ребенка. На помощь приходит память о собственных книжках, которые были особенно любимы в детстве. Но не стоит ограничиваться русской классикой – существует множество замечательных книг от иностранных авторов, которые не были доступны раньше, но отлично себя зарекомендовали в других странах.

Какие книги читать детям 2-3 лет?

Ребенок 2-3 лет уже знаком с основными понятиями окружающего мира: названиями предметов, животных, цветов и времен года. Задачей книг в этом возрасте будет помощь в дальнейшем расширении кругозора малыша, увеличении его словарного запаса, развитии понимания различных жизненных ситуаций.

Книги для детей 2-3 лет можно разделить на следующие категории:

Наличие книг разных видов позволяет развивать ребенка комплексно, показать ему разнообразные стороны жизни и творчества. Продолжают быть актуальными и многие .

Список книг для малышей на 2-3 года

Рассмотрим подробно, какие именно книги стоит читать ребенку в столь интересном возрасте – 2-3 года. Надеемся, что наш список поможет вам выбрать лучшие книги именно для вашего малыша.

1. Русские народные сказки

«Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Морозко», «Лиса и волк», «Волк и козлята» и многие другие – простые в восприятии, мудрые, добрые и поучительные сказки, которые станут важной частью детской библиотечки вашего малыша. Неспроста вот уже много веков русские народные сказки передаются из поколения в поколение. Их главный посыл – вера в победу добра над злом: трудолюбия над ленью, ума над глупостью, великодушия над эгоизмом, силы духа над унынием. Кроме того, народные сказки вводят ребенка в чудесный мир напевной русской речи.

Пожалуй, лучшие иллюстраторы классических сказок – это известные нам по книжкам из собственного детства Васнецов, Рачев, Кочергин, Устинов. Из современных мастеров иллюстрации выделим Юрия Антоненкова. Каждый из этих художников создал собственный сказочный мир, в который приятно окунаться и маленьким детям, и взрослым.

Иллюстрации Юрия Васнецова просты, лаконичны и идеально отражают стиль русской сказки:

Особенность зверей, изображенных Евгением Рачевым, – в их индивидуальности. Хитрая кумушка лиса, кроткий зайчик, бесстрашный петух легко запоминаются благодаря яркости и живости образов:

Николай Кочергин создавал теплые, душевные иллюстрации:

Сказки, проиллюстрированные Николаем Устиновым, обязательно понравятся как детям, так и взрослым читателям. Стиль Устинова – самый реалистичный, он наполнен искренней любовью к русской природе и желанием передать свет и теплоту русских сказок:

Отличный сборник сказок, проиллюстрированных замечательным современным художником Юрием Антоненковым, выпустило издательство «Нигма». Он включает 27 русских народных сказок – и все они подходят для чтения малышам 2-3 лет. Отдельной книгой выпущена оригинальная «Репка» с иллюстрациями того же художника.

2. Стихи

Дети в возрасте 2-3 лет по-прежнему очень любят стихи. Поэтому продолжайте читать малышу короткие и длинные стихотворения, стихотворные сказки. Барто, Чуковский, Маршак, Токмакова, Александрова, Маяковский, Михалков, Усачев, Благинина, Заходер, Яснов, Демьянов, Кудинов, Лагздынь, Черный – далеко не полный список поэтов, чье творчество будет интересно малышам. Что касается иллюстраций, то для некоторых произведений есть уже «канонические» художники – Лебедев (к сказкам и стихам Маршака), Васнецов и Конашевич (к стихам Чуковского), Вальк и Чижиков (к стихам Барто). Однако некоторые современные художники, например, уже упомянутый выше Юрий Антоненков, Ксения Павлова, Виктория Кирдий, Соня Карамелькина и другие, тоже создают очень интересные иллюстрации ко всем известным произведениям.

3. Произведения российских авторов – сказки, рассказы, «веселые картинки»

Ребенок 2-3 лет, любящий книги, наверняка оценит по достоинству простые добрые рассказы и сказки с картинками. Эталоном хорошей книги для малышей для многих родителей неспроста являются произведения Владимира Сутеева с его собственными иллюстрациями. Наиболее полный из представленных сборников – это «В.Сутеев. Все сказки и картинки».

Иллюстрации Сутеева украшают любимую малышами историю о приключениях Пифа от Григория Остера. Для 2-3 леток будет интересна и его сказка про котенка Гава (она входит в сборник «Сказки в картинках В.Сутеева» – вместе с другими замечательными сказками для маленьких читателей):

Деткам 2-3 лет обязательно понравятся и следующие добрые, проверенные временем книги:

Журнал «Веселые картинки» помнят все современные родители. С детьми старше 2 лет вы сможете вернуться в свое детство благодаря книгам с иллюстрациями из того самого журнала:

Отдельно стоит сказать о великолепных сериях книг для малышей (там и проза, и стихи), которые просто не могут не нравиться – «Тонкие шедевры для самых маленьких» от издательства «Мелик-Пашаев»:

и «Любимая мамина книжка» от издательства «Речь»:

4. Зарубежная классика

«Малышовые» произведения иностранных авторов – это отдельная тема для разговора. В детстве современных мам и пап зарубежных книг было мало, и они кажутся многим из нас незнакомыми, чужими. Однако существует огромное количество чудесных переводных книжек, с которыми непременно стоит познакомить ребенка. Им будет посвящена статья Сказки, рассказы и стихи для детей 2-3 лет от зарубежных авторов.

5. Рассказы о природе

Маленькие дети очень чувствительны и искренне любят всё, что связано с природой: животных, траву и цветы, грибы, насекомых. Они с удовольствием «помогают» нам на даче, в огороде, ухаживают за домашними питомцами. Чтобы развить и поддержать это нежное чувство любви и заботы о природе, читайте с малышами 2-3 лет произведения классиков – Толстого, Бианки, Пришвина, Ушинского, Чарушина, Сладкова. Эти замечательные авторы помогают детям познакомиться с животным и растительным миром и ощутить, какой он удивительный и многообразный.

6. Развивающие книги

2-3-летний возраст – очень плодотворный для новых открытий и умений. О книгах, помогающих детям учиться рисовать, клеить, лепить, пойдет речь в статье Развивающие книги для детей 2-3 лет.

Надеемся, что наша статья поможет вам выбрать действительно лучшие детские книги для своего крохи, и вы вместе с удовольствием будете проводить время за чтением и разглядыванием картинок! Приятного вам досуга!

А. Н. Толстой «Ёж»

Телёнок увидел ежа и говорит:

— Я тебя съем!

Ёж не знал, что телёнок ежей не ест, испугался, клубком свернулся и фыркнул:

— Попробуй...

Задрав хвост, запрыгал глупый телёнок, боднуть норовит, потом растопырил передние ноги и лизнул ежа.

— Ой, ой, ой! — заревел телёнок и побежал к корове- матери, жалуется:

— Ёж меня за язык укусил.

Корова подняла голову, поглядела задумчиво и опять принялась траву рвать.

А ёж покатился в тёмную нору под рябиновый корень и сказал ежихе:

— Я огромного зверя победил, должно быть, льва!

И пошла слава про храбрость ежову за синее озеро, за тёмный лес.

— У нас ёж — богатырь, — шёпотом со страху говорили звери.

Что сделал ёжик, когда испугался, что телёнок его съест?

Что произошло, когда телёнок лизнул ежа?

Какого огромного зверя победил ёж? Почему этот зверь показался ёжику таким огромным?

Поверили ли звери ёжику? Что они стали говорить?

К. Чуковский «Муха-Цокотуха»

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла,

Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар

И купила самовар:

«Приходите, тараканы,

Я вас чаем угощу!»

Тараканы прибегали,

Все стаканы выпивали,

А букашки —

По три чашки

С молоком

И крендельком:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Приходили к Мухе блошки,

Приносили ей сапожки,

А сапожки не простые —

В них застёжки золотые.

Приходила к Мухе

Бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе

Мёду принесла...

«Бабочка-красавица,

Кушайте варенье!

Или вам не нравится

Наше угощенье?»

Вдруг какой-то старичок

Нашу Муху в уголок

Поволок —

Хочет бедную убить,

Цокотуху погубить!

«Дорогие гости, помогите!

Паука-злодея зарубите!

И кормила я вас,

И поила я вас,

Не покиньте меня

В мой последний час!»

Но жуки-червяки

Испугалися,

По углам, по щелям

Разбежалися:

Тараканы

Под диваны,

А козявочки

Под лавочки,

А букашки под кровать —

Не желают воевать!

И никто даже с места

Не сдвинется:

Пропадай-погибай,

Именинница!

А кузнечик, а кузнечик,

Ну, совсем как человечек,

Скок, скок, скок, скок!

За кусток,

Под мосток

И молчок!

А злодей-то не шутит,

Руки-ноги он Мухе

верёвками крутит,

Зубы острые в самое

сердце вонзает

И кровь у неё выпивает.

Муха криком кричит,

Надрывается,

А злодей молчит,

Ухмыляется.

Вдруг откуда-то летит

Маленький Комарик,

И в руке его горит

Маленький фонарик.

«Где убийца? Где злодей?

Не боюсь его когтей!»

Подлетает к Пауку,

Саблю вынимает

И ему на всём скаку

Голову срубает!

Муху за руку берёт

И к окошечку ведёт:

«Я злодея зарубил,

Я тебя освободил,

И теперь, душа-девица,

На тебе хочу жениться!»

Тут букашки и козявки

Выползают из-под лавки

«Слава, слава Комару —

Победителю!»

Прибегали светляки,

Зажигали огоньки —

То-то стало весело,

То-то хорошо!

Эй, сороконожки,

Бегите по дорожке,

Зовите музыкантов,

Будем танцевать!

Музыканты прибежали,

В барабаны застучали.

Бом! Бом! Бом! Бом!

Пляшет Муха с Комаром

А за нею Клоп, Клоп

Сапогами топ, топ!

Козявочки с червячками,

Букашечки с мотыльками.

А жуки рогатые,

Мужики богатые,

Шапочками машут,

С бабочками пляшут.

Тара-ра, тара-ра,

Заплясала мошкара.

Веселится народ —

Муха замуж идёт

За лихого, удалого

Молодого Комара!

Муравей, Муравей!

Не жалеет лаптей,

С Муравьихою попрыгивает

И букашечкам подмигивает:

«Вы букашечки,

Вы милашечки,

Тара-тара-тара-тара-таракашечки!»

Сапоги скрипят,

Каблуки стучат, —

Будет, будет мошкара

Веселиться до утра:

Нынче Муха-Цокотуха

Именинница!

Вопросы для обсуждения с детьми

Что нашла Муха-Цокотуха?

Кто приходил к Мухе-Цокотухе в гости? Какие ей дарили подарки?

Кто решил погубить Муху-Цокотуху?

Помогли ли гости имениннице Мухе? Что они сделали? Хорошо ли они поступили?

Кто спас Муху-Цокотуху от паука-злодея?

Скажи, какой Комар: маленький или большой, смелый или трусливый?

Почему маленький Комарик сумел победить страшного Паука?

Что сказал Комарик, когда спас Муху? Давай скажем вместе:

«Я злодея...

И теперь...

На тебе...»

Чем закончилась сказка? Кто тебе в ней понравился?

Сказка «Так и не так»

— Боба, — сказала Мура, — нарисуй мне, пожалуйста, кошку и мышку.

— Кошку и мышку? — сказал Боба. — Отлично! Нарисую тебе кошку и мышку.

— Ах, какой ты, Боба, смешной, — сказала Мура. — Разве может мышка кошку сцапать! Ведь мышка маленькая, а кошка большая. Пожалуйста, нарисуй мне другую картинку, получше.

— Неужели я ошибся? — сказал Боба. И нарисовал вот такую картинку:

— Теперь хорошо, — сказала Мура. — Всё на своём месте, где надо. А сейчас нарисуй мне, пожалуйста, лодочку и маленький домик.

— Ладно, — сказал Боба и нарисовал вот такую картинку:

Мура засмеялась и сказала: — Ты опять нарисовал чепуху! Ну подумай сам: разве может домик стоять на воде, а кораблик плавать по земле?

— Верно, верно, — сказал Боба. — Как это я раньше не подумал! Кораблик надо в речку, а домик на горку!

И нарисовал вот такую картинку:

— Видишь, — сказала Мура, — какая отличная вышла картинка! Всё на своём месте, как надо. А теперь нарисуй мне, пожалуйста, кроватку и девочку Люшеньку.

— Ладно, — сказал Боба. — Вот тебе кроватка и вот тебе Люшенька!

— Ах, Боба, какой ты ужасный! Ты испортил, ты испортил всю картинку! Где это ты видел, чтобы дети клали башмаки на подушку, а сами ложились бы спать под кровать?

— Ай-ай-ай! — вскричал Боба. — Какой я рассеянный! Рассеянный с Бассейной!

И он нарисовал вот такую картинку:

Прекрасная картинка! — воскликнула Мура. — Люше так хорошо на кровати, а башмакам и под кроватью неплохо! Теперь, пожалуйста, нарисуй самолёт, высоко-высоко, а внизу, на земле, мотоцикл.

— С удовольствием! — сказал Боба. — Люблю рисовать самолёты. И мотоциклы люблю!

Боба взял карандаш и нарисовал вот такую картинку:

Мура взглянула на неё и даже руками всплеснула:

— Нет, ты сегодня совсем невозможный! Где же ты видел, чтобы мотоциклы летали по воздуху, а самолёты катились по улицам!

Боба засмеялся и нарисовал вот такую картинку:

Мура очень похвалила её, потом достала чистый листочек бумаги и положила на столе перед Бобой.

— Теперь напоследок, — сказала она, — нарисуй мне, пожалуйста, лошадку и нашего Митю.

— Это я могу! — сказал Боба. — Нарисую тебе и лошадку, и Митю.

Он взял карандаш и нарисовал вот такую картинку:

— Фу, Боба! — закричала Мура. — Ты опять нарисовал чепуху! Разве лошадь может кататься на Мите?

— В самом деле! — сказал Боба и хотел нарисовать всё как следует, но его позвали к телефону.

Остался чистый листок бумаги. Мура взяла карандаш и сама нарисовала и лошадку, и Митю. Нарисовала как следует, правильно. И ей очень хотелось бы, чтобы те мальчики и девочки, которые будут читать эту книжку, тоже нарисовали и лошадку, и Митю, чтобы Боба видел, как нужно рисовать:

Вопросы для обсуждения с детьми

Что делали Мура и Боба?

Как Боба нарисовал кошку и мышку? Почему это не понравилось Муре?

Какую ещё картинку нарисовал Боба? Почему смеялась Мура?

Что ещё перепутал рассеянный Митя?

А ты сможешь нарисовать лошадку и мальчика Митю, как это сделала Мура?

С. Прокофьева «Сказка про ленивые ручки и ножки»

В маленьком доме возле леса жила девочка Катя со своей бабушкой.

Может, она была и неплохая девочка, но такая ленивая, что и слов не подберёшь.

В соседнем домике жил мальчик Серёжа со своей овчаркой по имени Фонарик. Так овчарку назвали, потому что в темноте у неё глаза светились, как зелёные фонарики.

Катя и Серёжа дружили и часто играли вместе на опушке леса. И Фонарик с ними.

Однажды утром Катя и её бабушка собрались пить чай. Смотрит бабушка, а воды в ведре совсем не осталось.

— Катенька, милая, сходи на колодец, принеси ведёрко воды, — попросила бабушка.

— Я бы принесла, — ответила Катя. — Только вот мои ножки к колодцу идти не хотят.

— А разве ты не хозяйка своих ножек? — удивилась бабушка.

— Нет, я не хозяйка своих ножек, — покачала головой Катя. — Они меня не слушаются. Мои ножки куда хотят, туда и бегут.

Огорчилась бабушка, да делать нечего, взяла ведро и сама пошла на колодец.

Вот попили чаю с вареньем Катя и бабушка.

— Катенька, помой, пожалуйста, чашки. А я отдохну, прилягу ненадолго, — сказала бабушка.

Неохота Кате чашки мыть.

— Я бы помыла чашки, — говорит Катя, — только вот мои ручки не хотят их мыть.

— А разве ты не хозяйка своих рук? — ещё больше огорчилась бабушка.

— Нет, я не хозяйка своих рук, — ответила Катя. — Мои ручки что хотят, то и делают. Они меня не слушаются.

Вдруг Катя как вскочит со стула и прыг-прыг — побежала к двери. А потом скок-скок — поскакала по ступенькам крыльца, и дальше вдоль всего посёлка.

Вышел на крылечко Серёжа со своей собакой Фонариком. Смотрит — Катя бежит мимо сада тёти Гали, — хвать и сорвала самое красное яблоко.

— Ручки, мои ручки, что вы делаете? — заплакала Катя. — Я не хочу чужие яблоки воровать! Это плохо.

Заблудилась Катя, не знает, куда ей идти.

Села Катя на пенёк и заплакала.

Вдруг видит в темноте два зелёных глаза.

— Ой, волк идёт! — закричала Катя.

— Это глаза у Фонарика светятся, мы тебя нашли! — засмеялся Серёжа.

Бабушка обнимает, целует Катю.

— Бабушка, миленькая, — сказала Катя, — я завтра сама на колодец за водой схожу и чашки помою. И вы, тётя Галя, меня простите. Как созреют ваши яблоки, я вам помогу их в корзины собрать. Я ведь теперь снова хозяйка своих рук и ног!

Вопросы для обсуждения с детьми:

Чем Катя огорчила бабушку?

Как звали собаку Серёжи?

Как Катя стала хозяйкой своих рук и ног?

В. Бианки «Лис и Мышонок»

— Мышонок, Мышонок, отчего у тебя нос грязный?

— Землю копал.

— Для чего землю копал?

— Норку делал.

— Для чего норку делал?

— От тебя, Лис, прятаться.

— Мышонок, Мышонок, я тебя подстерегу!

— А у меня в норке спаленка.

— Кушать захочешь — вылезешь!

— А у меня в норке кладовочка.

— Мышонок, Мышонок, а ведь я твою норку разрою!

— А я от тебя в отнорочек — и был таков!

Вопросы для обсуждения с детьми

Почему у Мышонка грязный нос?

От кого прятался Мышонок?

Что у Мышонка есть в норке?

Куда Мышонок сможет убежать от Лиса, если Лис разроет его норку?

В. Орлов «Хрюшка обижается»

У шарика — новый

Лиловый берет.

У козлика — красный,

Атласный жилет.

У курицы — бантик.

У кошки — сапожки,

У двух петухов —

По гармошке.

Все очень довольны,

А хрюшка сердита.

В слезах отвернулась

Она от корыта:

Ей хочется новый

Лиловый берет,

Ей хочется красный

Атласный жилет,

Ей хочется бантик,

И две петушиных

Гармошки.

Но только о ней

Не подумал никто —

Ей дали не то,

Совершенно не то!

А то, что она

Не любила:

Ей дали мочалку

Вопросы для обсуждения с детьми

Почему была сердита хрюшка?

Что ей хотелось получить?

Почему хрюшке подарили мочалку и мыло? Выбери слова, чтобы рассказать, какая была хрюша: белая, грязная, чумазая, пушистая, неумытая, красивая.

Присказка

Летела сова —

Весела голова;

Вот она летела, летела и села;

Хвостиком повертела

Да по сторонам посмотрела...

Это присказка. А сказка?

Сказка вся впереди.

Русская народная сказка «Золотое яичко»

Жили себе дед да баба,

И была у них курочка ряба.

Снесла курочка яичко:

Яичко не простое, золотое.

Дед бил, бил —

Не разбил;

Баба била, била —

Не разбила.

Мышка бежала,

Хвостиком махнула —

Яичко упало

И разбилось.

Дед и баба плачут;

Курочка кудахчет:

— Не плачь, дед, не плачь, баба.

Я снесу вам яичко другое,

Не золотое, простое.

Русская народная сказка «Репка»

Посадил дед репку — выросла репка большая-пребольшая. Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка кошку Машку. Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка Машка мышку. Мышка за Машку, Машка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут — вытащили репку!

Русская народная сказка «Колобок»

Жили-были старик со старухой.

Вот и просит старик:

— Испеки мне, старая, колобок.

— Да из чего испечь-то? Муки нет.

— Эх, старуха, по амбару помети, по сусечкам поскреби — вот и наберется.

Старушка так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала колобок, изжарила его в масле и положила на окно простынуть.

Надоело колобку лежать, он и покатился с окна на лавку, с лавки на пол да к двери, прыг через порог в сени, из сеней на крыльцо, с крыльца на двор, а там и за ворота дальше и дальше.

Катится колобок по дороге, а навстречу ему заяц:

— Нет, не ешь меня, косой, а лучше послушай, какую я тебе песенку спою.

Заяц уши поднял, а колобок запел:

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

От тебя, зайца, не хитро уйти.

Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему серый волк:

— Колобок, колобок! Я тебя съем!

— Не ешь меня, серый волк: я тебе песенку спою.

И колобок запел:

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

От тебя, волка, не хитро уйти.

Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь идет, хворост ломает, кусты к земле гнет.

— Колобок, колобок, я тебя съем!

— Ну где тебе, косолапому, съесть меня! Послушай лучше мою песенку.

Колобок запел, а Миша и уши развесил.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен..

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От тебя, медведь, полгоря уйти.

И покатился колобок — медведь только вслед ему посмотрел.

Катится колобок, а навстречу ему лиса:

— Здравствуй, колобок! Какой ты пригоженький, румяненький!

Колобок рад, что его похвалили, и запел свою песенку, а лиса слушает да все ближе подкрадывается.

Я колобок, колобок!

По амбару метен,

По сусечкам скребен,

На сметане мешен,

В печку сажен,

На окошке стужен.

Я от дедушки ушел,

Я от бабушки ушел,

Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лиса, не хитро уйти.

— Славная песенка! — сказала лиса. — Да то беда, голубчик, что стара я стала, плохо слышу. Сядь ко мне на мордочку да пропой еще разочек.

Колобок обрадовался, что его песенку похвалили, прыгнул лисе на морду да и запел:

Я колобок, колобок!..

А лиса его — гам! — и съела.

Русская народная сказка «Петушок и бобовое зернышко»

Жили-были петушок и курочка. Петушок все торопился, все торопился, а курочка знай себе приговаривает:

— Петя, не торопись, Петя, не торопись.

Клевал как-то петушок бобовые зернышки да второпях и подавился. Подавился, не дышит, не слышит, словно мертвый лежит.

Перепугалась курочка, бросилась к хозяйке, кричит:

— Ох, хозяюшка, дай скорей маслица петушку горлышко смазать: подавился петушок бобовым зернышком.

Хозяйка говорит:

— Беги скорей к коровушке, проси у нее молока, а я ужо собью маслица.

Бросилась курочка к корове:

— Коровушка, голубушка, дай скорей молока, из молока хозяюшка собьет маслица, маслицем смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

— Ступай скорей к хозяину, пусть он принесет мне свежей травы.

Бежит курочка к хозяину:

— Хозяин! Хозяин! Дай скорей коровушке свежей травы, коровушка даст молочка, из молочка хозяюшка собьет маслица, маслицем я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

— Беги скорей к кузнецу за косой.

Со всех ног бросилась курочка к кузнецу:

— Кузнец, кузнец, дай скорей хозяину хорошую косу. Хозяин даст коровушке травы, коровушка даст молока, хозяюшка даст мне маслица, я смажу петушку горлышко: подавился петушок бобовым зернышком.

Кузнец дал хозяину новую косу, хозяин дал коровушке свежей травы, коровушка дала молока, хозяюшка сбила масла, дала маслица курочке.

Смазала курочка петушку горлышко. Бобовое зернышко проскочило. Петушок вскочил и во все горло закричал:

«Ку-ка-ре-ку!»

Русская народная сказка «Козлятки и волк»

Жила-была коза. Сделала себе коза в лесу избушку. Каждый день уходила коза за кормом в бор. Сама уйдет, а деткам велит крепко- накрепко запереться и никому дверей не отпирать.

Воротится коза домой, постучит рожками в двери и запоет:

— Козлятушки, дитятушки,

Отомкнитеся, отопритеся!

Ваша мать пришла,

Молочка принесла.

Я, коза, во бору была,

Ела траву шелковую,

Пила воду студеную;

Бежит молочко по вымечку,

Из вымечка по копытечкам,

А с копытечек во сыру землю.

Козлятки услышат мать и отопрут ей двери. Она покормит их и опять уйдет пастись.

Подслушал козу волк и, когда она ушла, подошел к двери избушки и запел толстым- претолстым голосом:

— Вы, детушки, вы, батюшки,

Отопритеся, отворитеся!

Ваша мать пришла,

Молока принесла...

Полны копытца водицы!

Козлятки выслушали волка и говорят:

И не отворили дверей волку. Волк так и ушел несолоно хлебавши.

Пришла мать и похвалила деток, что ее послушались:

— Умницы вы, деточки, что не отперли волку, а то бы он вас съел.

Русская народная сказка «Теремок»

Стоял в поле теремок. Прилетела муха - горюха и стучится:

Никто не отзывается. Влетела муха-горюха и стала в нем жить.

Прискакала блоха-попрыгуха:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха. А ты кто?

— А я блоха-попрыгуха.

— Ступай ко мне жить.

Прыгнула блоха-попрыгуха в теремок, и стали они жить вдвоем.

Прилетел комар-пискун:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, да блоха-попрыгуха. А ты кто?

— А я комар-пискун.

— Ступай к нам жить.

Стали они жить втроем.

Прибежала мышка-норышка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха да комар-пискун. А ты кто?

— А я мышка-норышка.

— Ступай к нам жить.

Стали они жить четверо.

Прискакала лягушка-квакушка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун да мышка-норышка. А ты кто?

— А я лягушка-квакушка.

— Ступай к нам жить.

Стали жить пятеро.

Прискакал зайка-поплутайка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка. А ты кто?

— А я зайка-поплутайка.

— Ступай к нам жить.

Стало их шестеро.

Прибежала лисичка-сестричка:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка да зайка-поплутайка. А ты кто?

— А я лисичка-сестричка.

Стало их семеро жить.

Пришел к терему серый волк — из-за кустов хватыш.

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка, зайка-поплутайка да лисичка-сестричка. А ты кто?

— А я серый волк — из-за кустов хватыш.

Стали жить-поживать.

Пришел к терему медведь, стучится:

— Терем-теремок! Кто в тереме живет?

— Я, муха-горюха, блоха-попрыгуха, комар- пискун, мышка-норышка, лягушка-квакушка, зайка-поплутайка, лисичка-сестричка да волк — из-за кустов хватыш. А ты кто?

— А я медведь — всех давишь. Лягу на теремок — всех раздавлю!

Испугались они да все из терема прочь!

А медведь ударил лапой по терему и разбил его.

Русская народная сказка «Петушок — золотой гребешок»

Жили-были кот, дрозд да петушок — золотой гребешок. Жили они в лесу, в избушке. Кот да дрозд ходят в лес дрова рубить, а петушка одного оставляют.

Уходят — строго наказывают:

— Мы пойдем далеко, а ты оставайся домовничать, да голоса не подавай, когда придет лиса, в окошко не выглядывай.

Проведала лиса, что кота и дрозда дома нет, прибежала к избушке, села под окошко и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок и выставил головку в окошко. Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню и отняли у лисы петушка.

В другой раз кот и дрозд пошли в лес дрова рубить и опять наказывают:

— Ну, теперь, петух, не выглядывай в окошко! Мы еще дальше пойдем, не услышим твоего голоса.

Они ушли, а лиса опять прибежала к избушке и запела:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают...

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти, понесла в свою нору.

Закричал петушок:

Несет меня лиса

За темные леса,

За быстрые реки,

За высокие горы...

Кот и дрозд, спасите меня!..

Кот и дрозд услыхали, бросились в погоню. Кот бежит, дрозд летит... Догнали лису — кот дерет, дрозд клюет, и отняли петушка.

Долго ли, коротко ли, опять собрались кот да дрозд в лес дрова рубить. Уходя, строго- настрого наказывали петушку:

— Не слушай лисы, не выглядывай в окошко! Мы еще дальше уйдем, не услышим твоего голоса.

И пошли кот да дрозд далеко в лес дрова рубить. А лиса тут как тут — села под окошечко и поет:

Петушок, петушок,

Золотой гребешок,

Маслена головушка,

Шелкова бородушка,

Выгляни в окошко,

Дам тебе горошку.

Петушок сидит помалкивает. А лиса — опять:

Бежали ребята,

Рассыпали пшеницу,

Курицы клюют,

Петухам не дают...

Петушок все помалкивает. А лиса — опять:

Люди бежали,

Орехов насыпали,

Куры-то клюют,

Петухам не дают...

Петушок и выставил головку в окошко:

— Ко-ко-ко! Как не дают?!

Лиса схватила его в когти и понесла в свою нору, за темные леса, за быстрые реки, за высокие горы...

Сколько петушок ни кричал, ни звал — кот и дрозд не услышали его. А когда вернулись домой — петушка-то нет.

Побежали кот и дрозд по Лисицыным следам. Кот бежит, дрозд летит... Прибежали к лисицыной норе. Кот настроил гусельцы и давай натренькивать:

Трень, брень, гусельцы,

Золотые струночки...

Еще дома ли Лисафья-кума,

Во своем ли теплом гнездышке?

Лисица слушала, слушала и думает:

«Дай-ка посмотрю — кто это так хорошо на гуслях играет, сладко напевает».

Взяла да и вылезла из норы. Кот и дрозд ее схватили — и давай бить-колотить. Били и колотили, покуда она ноги не унесла.

Взяли они петушка, посадили в лукошко и принесли домой.

И с тех пор стали жить да быть, да и теперь живут.

Русская народная сказка «Гуси»

Жил старичок со старушкой. Были у них дочка да сынок маленький. Собрались старики в город и приказывают дочке:

— Мы пойдем, дочка, в город, принесем тебе булочку, купим платочек; а ты будь умна, братца береги, со двора не ходи.

Ушли старики; девочка посадила братца на травку под окном, а сама побежала на улицу и заигралась. Налетели гуси, подхватили мальчика и унесли на крылышках.

Прибежала девочка, глядь — нет братца! Кинулась туда-сюда — нету! Кликала девочка, кликала братца — не откликается. Выбежала в чистое поле — вдали метнулось гусиное стадо и пропало за темным лесом. «Верно, гуси унесли братца!» — подумала девочка и пустилась гусей догонять.

Бежала девочка, бежала, видит — стоит печка.

— Печка, печка, скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего ржаного пирожка — скажу.

А девочка говорит:

— У моего батюшки и пшеничные не едятся!

— Яблоня, яблоня! Куда гуси полетели?

— Съешь моего лесного яблочка — тогда скажу.

— У моего батюшки и садовые не едятся! — сказала девочка и побежала дальше.

Бежит девочка и видит: льется молочная речка — кисельные берега.

— Молочная речка — кисельные берега! Скажи, куда гуси полетели?

— Съешь моего простого киселика с молочком — тогда скажу.

— У моего батюшки и сливочки не едятся!

Долго бы пришлось бегать девочке, да попался ей навстречу еж. Хотела девочка ежа толкнуть, да побоялась наколоться и спрашивает:

— Ежик, ежик, куда гуси полетели?

Ежик и показал дорогу девочке. Побежала девочка по дороге и видит — стоит избушка на курьих ножках, стоит поворачивается. В избушке сидит баба-яга, костяная нога, морда глиняная; сидит и братец на лавочке у окошка, золотыми яблочками играет. Подкралась девочка к окну, схватила братца и побежала домой. А баба-яга кликнула гусей и послала их за девочкой в погоню.

Бежит девочка, а гуси совсем ее нагоняют. Куда деваться? Прибежала девочка к молочной речке с кисельными берегами:

— Реченька, голубушка, укрой меня!

— Съешь моего простого киселика с молочком.

Похлебала девочка киселика с молочком. Тогда речка спрятала девочку под крутой бережок, а гуси мимо и пролетели.

Выбежала девочка из-под бережка и побежала дальше, а гуси ее увидали и опять пустились в погоню. Что делать девочке? Прибежала она к яблоньке:

— Яблонька, голубушка, спрячь меня!

— Съешь моего лесного яблочка, тогда спрячу.

Нечего девочке делать, съела она лесного яблочка. Яблонька закрыла девочку ветками, гуси и пролетели мимо.

Вышла девочка из-под яблони и пустилась бежать домой. Бежит, а гуси опять ее увидали — и ну за ней! Совсем налетают, крыльями над головой машут. Чуть-чуть добежала девочка до печки:

— Печечка, матушка, спрячь меня!

— Съешь моего ржаного пирожка, тогда спрячу.

Поскорей съела девочка ржаного пирожка и залезла в печь. Гуси пролетели мимо.

Вылезла девочка из печки и пустилась домой во весь дух. Гуси опять девочку увидали и опять погнались за нею. Вот-вот налетают, крыльями по лицу бьют, того и гляди, братца из рук вырвут, да изба-то была уже недалеко. Вбежала девочка в избу, проворно двери захлопнула и окошки закрыла. Покружились гуси над избой, покричали, да так ни с чем и полетели к бабе-яге.

Пришли домой старичок и старушка, видят — мальчик дома, жив и здоров. Подарили девочке булочку и платочек.

Русская народная сказка «Ворона»

Жила-была ворона, и жила она не одна, а с няньками, мамками, с малыми детками, с ближними и дальними соседками. Прилетели птицы из заморья, большие и малые, гуси и лебеди, пташки и пичужки, свили гнезда в горах, в долах, в лесах, в лугах и нанесли яичек.

Подметила это ворона и ну перелетных птиц обижать, у них яички таскать!

Летел сыч и увидал, что ворона больших и малых птиц обижает, яички таскает.

— Постой, — говорит он, — негодная ворона, найдем на тебя суд и расправу!

И полетел он далеко, в каменные горы, к сизому орлу. Прилетел и просит:

— Батюшка сизой орел, дай нам свой праведный суд на обидчицу-ворону! От нее житья нет ни малым, ни большим птицам: наши гнезда разоряет, детенышей крадет, яйца таскает да ими своих воронят питает!

Покачал сизой орел головой и послал за вороною легкого, меньшого своего посла — воробья. Воробей вспорхнул и полетел за вороной. Она было ну отговариваться, а на нее поднялась вся птичья сила, все пичуги, и ну щипать, клевать, к орлу на суд гнать. Нечего делать — каркнула и полетела, а все птицы взвились и следом за ней понеслись.

Вот и прилетели они к орлову жилью и обсели его, а ворона стоит посереди да обдергивается перед орлом, охорашивается.

И стал орел ворону допрашивать:

— Про тебя, ворона, сказывают, что ты на чужое добро рот разеваешь, у больших и малых птиц детенышей да яйца таскаешь!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина, я только одни скорлупки подбираю!

— Еще про тебя жалоба до меня доходит, что как выйдет мужичок пашню засевать, так ты подымаешься со всем своим вороньем и ну семена клевать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Я с подружками, с малыми детками, с чадами, домочадцами только червячков из свежей пашни таскаю!

— А еще на тебя всюду народ плачется, что как хлеб сожнут да снопы в копны сложат, то ты налетишь со всем своим вороньем и давай озорничать, снопы ворошить да копны разбивать!

— Напраслина, батюшка сизой орел, напраслина! Мы это ради доброго дела помогаем — копны разбираем, солнышку да ветру доступ даем, чтобы хлебушко не пророс да зерно просохло!

Рассердился орел на старую врунью-ворону, велел ее засадить в острог, в решетчатый теремок, за железные засовы, за булатные замки. Там она сидит и по сей день!

Русская народная сказка «Лиса и Заяц»

Жил-был на поле серенький Зайчик, да жила Лисичка-сестричка.

Вот как пошли заморозки, стал Зайка линять, а как пришла зима студеная, со вьюгой да со снежными сугробами, Зайка с холоду и вовсе побелел, и надумал он себе избу строить: натаскал лубочков и давай городить хижину. Увидала это Лиса и говорит:

— Ты, косенький, что это делаешь?

— Видишь, от холоду избу строю.

«Вишь, какой догадливый, — подумала

Лиса, — давай-ка и я построю избу — только уж не лубочный домок, а палаты, хрустальный Дворец!»

Вот и принялась она лед таскать да избу класть.

Обе избы поспели разом, и зажили наши звери своими домами.

Глядит Лиска в ледяное окошечко да над Зайчиком посмеивается: «Вишь, чернолапот- ник, какую лачугу смастерил! То ли дело моя: и чиста, и светла — ни дать ни взять хрустальный дворец!»

Лисе зимою все было хорошо, а как пришла весна по зиму да стала снег сгонять, землю пригревать, тут Лискин дворец и растаял да водою под гору сбежал. Как Лиске без дому быть? Вот подкараулила она, когда Зайка вышел из своей избы погулять, подснежной травки, заячьей капустки пощипать, прокралась в Зайкину избу и влезла на полати.

Пришел Зайчик, торкнулся в дверь — заперта.

Пообождал маленько и стал опять стучаться.

— Это я, хозяин, серый Зайчик, пусти меня, Лисонька.

— Убирайся, не пущу, — отвечала Лиса.

Подождал Зайка да и говорит:

— Полно, Лисонька, шутить, пусти, мне уж спать хочется.

А Лиса в ответ:

— Постой, косой, вот как я выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трясти, только клочья по ветру полетят!

Заплакал Зайчик и пошел куда глаза глядят. Повстречался ему серый Волк:

— Здорово, Зайка, о чем плачешь, о чем горюешь?

— А как же мне не тужить, не горевать: была у меня изба лубяная, у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, водой ушла, она мою захватила да и не пускает меня, хозяина!

—- А вот постой, — сказал Волк, — мы ее выгоним!

— Навряд ли, Волченька, выгоним, она крепко засела!

— Я не я, коли не выгоню Лису! — зарычал Волк.

Вот Зайчик обрадовался и пошел с Волком гнать Лису. Пришли.

— Эй, Лиса Патрикеевна, выбирайся из чужой избы! — закричал Волк.

А Лиса ему из избы в ответ:

— Постой, вот как слезу с печи, да выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя трепать, так только клочья по ветру полетят!

— Ой-ой, какая сердитая! — заворчал Волк, поджал хвост и убежал в лес, а Зайка остался плакать в поле.

Идет Бык:

— Здорово, Зайка, о чем тужишь, о чем плачешь?

— А как же мне не тужить, как не горевать: была у меня изба лубяная, у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою захватила да вот и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Бык, — мы ее выгоним.

— Нет, Быченька, навряд выгнать ее, крепко засела, уже ее Волк гнал — не выгнал, и тебе, Быку, не выгнать!

— Я не я, коли не выгоню, — замычал Бык.

Зайчик обрадовался и пошел с Быком выживать Лису. Пришли.

— Эй, Лиса Патрикеевна, ступай вон из чужой избы! — промычал Бык.

А Лиса ему в ответ:

— Постой, вот как слезу я с печи да пойду тебя, Быка, трепать, так только клочья по ветру полетят!

— Ой-ой, какая сердитая! — замычал Бык, закинул голову и давай улепетывать.

Зайчик сел подле кочки и заплакал.

Вот идет Мишка-Медведь и говорит:

— Здорово, косой, о чем тужишь, о чем плачешь?

— А как же мне не тужить, как не горевать: была у меня изба лубяная, а у Лисы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою захватила да и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Медведь, — мы ее выгоним!

— Нет, Михайло Потапыч, навряд ее выгнать, крепко засела. Волк гнал — не выгнал. Бык гнал — не выгнал, и тебе не выгнать!

— Я не я, — заревел Медведь, — коли не выживу Лису!

Вот Зайчик обрадовался и пошел, подпрыгивая, с Медведем гнать Лису. Пришли.

— Эй, Лиса Патрикеевна, — заревел Медведь, — убирайся вон из чужой избы!

А Лиса ему в ответ:

— Постой, Михайло Потапыч, вот как слезу с печи, да выскочу, да выпрыгну, да пойду тебя, косолапого, трепать, так только клочья по ветру полетят!

— У-у-у, К8.К8.Я лютая! — заревел Медведь да и пустился впритруску бежать.

Как быть Зайцу? Стал он Лису упрашивать, а Лиса и ухом не ведет. Вот заплакал Зайчик и пошел куда глаза глядят и повстречал кочета, красного Петуха, с саблей на плече.

— Здорово, Зайка, каково поживаешь, о чем тужишь, о чем плачешь?

— А как же мне не тужить, как не горевать, коли с родного пепелища сгоняют? Была у меня избенка лубяная, а у Лисицы ледяная. Лисья изба растаяла, она мою заняла да и не пускает меня, хозяина, домой!

— А вот постой, — сказал Петух, — мы ее выгоним!

— Вряд ли, Петенька, тебе выгнать, она больно крепко засела! Ее Волк гнал — не выгнал, ее Бык гнал — не выгнал, Медведь гнал — не выгнал, где уж тебе совладать!

— Попытаемся, — сказал Петушок и пошел с Зайцем выгонять Лису.

Как пришли они к избушке, Петух запел:

Идет кочет на пятах,

Несет саблю на плечах,

Хочет Лиску зарубить,

Себе шапку сшить, —

Выходи, Лиса, пожалей себя!

Как заслышала Лиса Петухову угрозу, испугалась да и говорит:

— Подожди, Петушок, золотой гребешок, шелковая бородка!

А Петух кричит:

— Ку-ка-ре-ку, всю изрублю!

— Петенька-Петушок, пожалей старые косточки, дай шубенку накинуть!

А Петух, стоя у дверей, знай себе кричит:

Идет кочет на пятах,

Несет саблю на плечах,

Хочет Лиску зарубить,

Себе шапку сшить, —

Выходи, Лиса, пожалей себя!

Нечего делать, некуда деваться Лисе: приотворила дверь да и выскочила. А Петух поселился с Зайчиком в его избушке, и стали они жить, да быть, да добро копить.

Русская народная сказка «Лиса и журавль»

Лиса с журавлем подружилась, даже покумилась с ним у кого-то на родинах.

Вот и вздумала однажды лиса угостить журавля, пошла звать его к себе в гости:

— Приходи, куманек, приходи, дорогой! Уж как я тебя угощу!

Идет журавль на званый пир, а лиса наварила манной каши и размазала по тарелке. Подала и потчует:

— Покушай, мой голубчик-куманек! Сама стряпала.

Журавль хлоп-хлоп носом, стучал, стучал, ничего не попадает!

А лисица в это время лижет себе да лижет кашу, так всю сама и скушала.

Каша съедена; лисица говорит:

— Не обессудь, любезный кум! Больше потчевать нечем.

— Спасибо, кума, и на этом! Приходи ко мне в гости!

На другой день приходит лиса, а журавль приготовил окрошку, наклал в кувшин с малым горлышком, поставил на стол и говорит:

— Кушай, кумушка! Право, больше нечем потчевать.

Лиса начала вертеться вокруг кувшина, и так зайдет, и этак, и лизнет его, и понюхает- то — все ничего не достанет! Не лезет голова в кувшин. А журавль меж тем клюет себе да клюет, пока все не поел.

— Ну, не обессудь, кума! Больше угощать нечем!

Взяла лису досада: думала, что наестся на целую неделю, а домой пошла как несолоно хлебала. Как аукнулось, так и откликнулось!

С тех пор и дружба у лисы с журавлем врозь.