Что такое тест по литературе. Литературная викторина "по страницам любимых книг". Игра-викторина "литературный ринг"

Интонация - ритмико-мелодическая сторона речи, служащая в предложении средством выражения синтаксических значений и эмоционально-экспрессивной окраски. Интонация является обяза-тельным признаком устной речи. На письме она в известной мере передаётся знаками препинания.

В узком смысле интонация понимается как «движение голосового тона» и совпадает с понятием мелодики речи. В широком смысле термин «интонация» обозначает сложное явление, представляющее собой совокупность мелодики речи (т.е. повышение или понижение основного тона в пределах высказывания), интенсивности, темпа речи и пауз. В качестве дополнительных составляющих интонации выступают тембр речи (при выражении иронии, сомнения, воодушевления и т.д.) и ритм.

Основную роль в интонации играет мелодика, а основными интонационными средствами выступают тональные средства.

Мелодика речи служит не только для организации фразы, но и для смыслового различения. Высказывания, состоящие из одних и тех же слов, могут иметь разные грамматические (синтаксические) значения в зависимости от их мелодической стороны, то есть с помощью повышения и понижения основного тона голоса выражаются различные цели высказывания: сообщение, побуждение к действию, вопрос, восклицание, просьба, порицание и т.д. Например, Молчите! (энергичное, краткое произнесение ударного гласного и резкий спад тона выражает категорический приказ) и Молчи-и-те?! (продление ударного гласного в сочетании с восхождением голосо- вого тона выражает угрозу; интонация в таком случае взаимодействует с эмфатическим ударением).

Интонация прежде всего является средством разграничения синтаксических единиц, поэтому она подробнее рассматривается в синтаксисе. В русском языке выделяется шесть основных типов интонационных конструкций, каждая из которых имеет свой центр - слог, на который падает тактовое, фразовое или логическое ударение, а также предцентровую и постцентровую части, которые в некоторых случаях могут отсутствовать. Из множества типов интонации особенно выделяются интонации повествования, вопроса и восклицания.

Для повествовательной интонации характерно спокойное, ровное произношение всего высказывания: Травка зеленéет. Солнышко блестúт. Ласточка с весною в сени к нам летúт.
Вопросительная интонация выражается повышением тона в начале и понижением его к концу высказывания: Когдá ты вернешься? Ребенок сдéлал уроки?

Восклицательная интонация, наоборот, выражается повышением тона к концу предложения: Какáя нóчь! Кáк она поёт!

Таким образом, интонация различает предложения разных типов, отражает нейтральное и субъективное отношение к содержанию высказывания, передаёт разнообразные оттенки эмоций. Тембровые средства интонации - это разные качества голоса, определяемые состоянием голосовых связок: нейтральный голос, при- дыхательный, хриплый, напряженный, скрипучий, расслабленный, напряженный и др. К количественно-динамическим средствам относятся: увеличение или уменьшение громкости и изменение темпа произнесения отдельных речевых тактов.

Темп речи - это ее скорость. Быстрый темп свойственен обычно взволнованной речи, а медленный темп - торжественной.

Паузы - это перерывы в речи различной длительности. Паузы служат не только для расчленения речи на фразы и такты, но и для выражения эмоции говорящего. При отсутствии пауз между речевыми тактами интонация является основным средством, объединяющим фонетические слова в речевые такты. В сочетании с движением голосового тона паузы нередко служат для различения смысла высказываний: Казнить нельзя / помиловать и Казнить / нельзя помиловать.

Скрипник Я.Н., Смоленская Т.М.

Фонетика современного русского языка, 2010.

Интонация

Интонация

ИНТОНАЦИЯ - лингвистический термин, применяемый в двух значениях. В более точном смысле под И. понимается система изменений относительной высоты тона в слоге, слове и целом высказывании (словосочетании).
Одной из важнейших функций интонации целого словосочетания является определение законченности или незаконченности высказывания; именно - законченность И. отделяет фразу, завершенное выражение мысли от части предложения, от группы слов. Ср. И. двух первых слов во фразах: «Вы куда?» и «Вы куда идете?». Разумеется, носителем этой И. может являться и отдельное слово и даже отдельный слог. Ср. «Да?» - «Да».
Другой не менее важной функцией интонации целого словосочетания является определение модальности высказывания - различение повествования, вопроса и восклицания.

1. Повествовательная или изъявительная И. характеризуется заметным понижением тона последнего слога, которому предшествует легкое повышение тона на одном из предыдущих слогов. Самый высокий тон называется интонационной вершиной, самый низкий - интонационным понижением. В простой несложной повествовательной фразе обычно бывает одна интонационная вершина и одно интонационное понижение. Там, где повествовательная И. объединяет более сложный комплекс слов или словосочетаний, отдельные части последнего могут характеризоваться или повышением или частичным понижением И. (особенно часто понижение И. наблюдается в перечислениях), но менее низким, чем конец фразы. В таких случаях повествовательная фраза может содержать либо несколько вершин и одно заключительное понижение, либо несколько понижений, менее низких, чем заключительное.

2. Вопросительная И. бывает двух основных типов:

а) в тех случаях, где вопрос касается всего высказывания, наблюдается повышение тона на последнем слоге вопросительной фразы, более сильное, чем отмечавшееся выше повышение голоса в повествовательной фразе (последняя, будучи оборвана на повышении, создает впечатление незаконченности высказывания, чего нет после повышения вопросительной И.);

б) вопросительная И. характеризуется особо высоким произношением того слова, к которому преимущественно относится вопрос. От положения этого слова в начале, конце или середине фразы зависит, разумеется, остальной ее интонационный рисунок.

3. В восклицательной И. необходимо различать:

а) И. собственно восклицательную, характеризуемую более высоким, чем при повествовании, но более низким, чем при вопросе, произнесением важнейшего слова;

б) И. побудительную с многочисленными градациями, от просьбы и побуждения до решительного приказания; И. последнего характеризуется понижением тона, близким к повествовательной И.

Эти виды И. иногда объединяются исследователями в понятие И. логических, т. е. И., определяющих характер высказывания, и противопоставляются И. эмоциональным, т. е. И. аффективно деформированной речи.
Наконец третьей, не менее важной функцией И. является соединение и разъединение синтагм - слов и словосочетаний - членов сложного целого. Ср. например И. фраз: «Рукав был запачкан весь в крови», «Рукав был запачкан, весь в крови» и «Рукав был запачкан весь, в крови». Впрочем, как ясно из этого примера, изменение И., выражающее изменение синтаксической формы словосочетания, теснейшим образом связано здесь и с изменением ритмических отношений, в частности с распределением пауз (см.).
В более широком смысле термин И. и применяется для общего обозначения мелодически-ритмически-силовых средств речевой выразительности. См. «Мелодика», «Ритм», «Ударение». О графической передаче И. - см. «Пунктуация».

ИНТОНАЦИЯ В СТИХЕ является одним из существенных факторов мелодики. Особенность ее, по сравнению с И. прозаической, прежде всего в том, что она имеет урегулированный характер, снижаясь к концу каждого стихового отрезка (строки) и подкрепляясь конечной стиховой паузой (см. «Константа»). При этом понижение И. определяется уже ритмом стиха, а не значением заключенных в нем предложений (часто с ним совпадая), в силу чего она понижается независимо от условий, необходимых для этого в прозе. На фоне этой выравненной И., усиливающей ритмическое движение стиха, создается возможность варьирования различных степеней И. (в зависимости от конечных стиховых и строфических пауз, клаузул и т. п.). Такова напр. интонация монотонная, завершающаяся резкой остановкой у Мандельштама:

«Я не увижу знаменитой Федры
В старинном многоярусном театре
С прокопченной высокой галереи
При свете оплывающих свечей» и т. п.

Нарушением обычной интонационной монотонии в стихе является enjambement (см.), возможный только на фоне урегулированной И. Так. обр. И. является одним из существенных выразительных средств стиха и используется в зависимости от данного лит-ого стиля, определяющего характер своей стиховой системы и ее интонационного строя. Так, напевная И. символистов резко отличается от ораторской И. Маяковского, говорной И. Сельвинского и т. д.Библиография:
Воеволодский-Гернгросс В., Теория русской речевой интонации, 1922; Эйхенбаум Б., Мелодика русского лирического стиха, Л., 1922 (там же библиография, стр. 196-199); Жирмунский В., Введение в метрику, «Academia», 1925, стр. 170; Его же, Мелодика стиха, 1922, в кн. «Вопросы теории литературы»; Пешковский А. М., Русский синтаксис в научном освещении, 1928; Его же, Интонация и грамматика, «Изв. Отд. русского яз. и словесн.», 1928, I; Томашевский Б., О стихе, «Прибой», 1929, ст. «Проблемы стихотворн. ритма»; Богородицкий В. А., Фонетика русского яз. в свете экспериментальных данных, Казань, 1930; Bourdon, L’expression des emotions et des tendances dans le langage, 1892; Roudet L., elements de phonetique generale, 1910; Scripture E. W., Anwendung der graphischen Methode auf Sprache und Gesang, 1927; Weingart Mil., etude du langage parle suivi du point de vue musical, «Travaux du cercle linguistique de Prague», 1929, I; Verrier, Essai sur les principes de la metrique anglaise, C. L., 1-e prosodie, pp. 88-114.

Литературная энциклопедия. - В 11 т.; М.: издательство Коммунистической академии, Советская энциклопедия, Художественная литература . Под редакцией В. М. Фриче, А. В. Луначарского. 1929-1939 .

Интона́ция

(от лат. intono – громко произношу), средство фонетической организации речи. Вместе с ударением относится к суперсегментным явлениям – средствам языка, не включающимся в поток речи, а «накладывающимся» на него. Русская интонация складывается из нескольких компонентов – мелодики (повышение или понижение основного тона), интенсивности (громкости речи), длительности (время произнесения того или иного звука), темпа и тембра речи. В лингвистике выделяется семь основных типов интонационных конструкций, характерных для рус. речи. С помощью интонации поток речи разделяется на значимые отрезки – фразы (отрезки, выражающие законченную мысль) и синтагмы (обладающие цельным смыслом части фраз). Фразы объединяются, также с помощью интонации, в сверхфразовые единства – большие отрезки текста, связанные одной идеей. Интонация передаёт отношения между частями фразы, а также сообщает определённый смысл (повествовательный, вопросительный, восклицательный) всей фразе. В рус. языке с его нефиксированным порядком слов только с помощью интонации можно отличить, напр., общий вопрос от утверждения («Он пришёл в пять» и «Он пришёл в пять?»), специальный вопрос от восклицания («Какой там зал?» и «Какой там зал!») и пр. Интонация выражает эмоции говорящего человека, передаёт его отношение к собеседнику, к ситуации речи, к содержанию своих собственных слов. При чтении литературного произведения вслух или исполнении его на сцене интонация во многом определяет то, как слушатели или зрители поймут содержание той или иной фразы. Неверная интонация может передать смысл, прямо противоположный тому, что хотел сказать автор. На письме интонация передаётся с помощью знаков препинания (точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие ) и иных графических средств (абзаца , курсива): напр., разбиение строчек стихотворения, как у В. В. Маяковского в поэме «Облако в штанах»:

«Приду в четыре», -


сказала Мария.


Восемь.


Девять.


Десять.


В данном случае вынесение каждого числа в качестве отдельной строчки показывает паузы между ними и особое интонационное выделение каждого из этих чисел, т. к. они чрезвычайно важны для автора. Также в тексте художественной литературы используется передача протяжного, выделенного или скандированного произнесения слова (напр., «Я живу и р-работаю в семи комнатах» в «Собачьем сердце» М. А. Булгакова , «В ПАССАЖ!.. В пасСАЖ! в ПаССССаЖЖЖЖ… в па… ССаАААаАААаа!!! ЖЖжЖ!!!» у Д. Хармса в «Анекдотах из жизни писателей»). В стихах главный компонент интонации – ритм , т. к. на обычное разделение на синтагмы и интонационное оформление фразы накладывается закономерность в употреблении ударных слогов.
Под интонацией понимают не только средство выразительности в устной речи, но и настроение, эмоцию, вложенную автором в текст, – в этом смысле говорят об интонации определённого произведения. Интонация выражает идейно-эмоциональную установку автора – так, можно говорить об иронической интонации «Мёртвых душ» Н. В. Гоголя , о трагической интонации «Окаянных дней» И. А. Бунина , о ностальгической интонации стихотворений, написанных рус. поэтами в эмиграции, и т. д.

Литература и язык. Современная иллюстрированная энциклопедия. - М.: Росмэн . Под редакцией проф. Горкина А.П. 2006 .

Интонация

ИНТОНАЦИЯ представляет собою совокупность и изменяемость высоты нот, на какие произносятся слоги и фонемы любой фразы, стихотворной или разговорной, безразлично. Очевидно, что любая фонема во фразе имеет совершенно определенную высоту, и тем не менее интонация имеет бесконечные вариации. Мы «поем» всякое слово, всякую фразу, но небольшое изменение высоты уже меняет смысл предложения, - скажем, из вопросительного в недоумевающий и т. п. Но речевое интонационное «пение» не может быть сравниваемо с действительным пением, поскольку в нем не четко отделены друг от друга периоды, поскольку оно не делится на жесткие интервалы, поскольку от одного сегмента к другому голос переходит, скользя почти на неуследимых различиях. Запись нотная речевой интонации представляет собою большие трудности, так как уже четверть тона является слишком большой единицей для этого. Краткость времени, за которое произносится нота, зачастую не позволяет ее определить (0,03 секунды). Однако, эмоциональная речь, поскольку эмоции не являются эмоциями отчаяния, крайнего беспокойства, когда интонация переходит в крик - упорядочивает интонацию, интервалы становятся более ощутимыми, общая мелодия становится более ясной, высоты меняется отчетливей и не так часто. Чем дальше от разговорной речи, тем более упорядочена интонация, но это упорядочение неизменно отдает некоторой искусственностью, поскольку оно зиждется на нивелировании мелких деталей и на выделении главной мелодии. Мелопея драматического актера богата специальными шаблонами, но она беднее любой крестьянской речи оттенками и чрезвычайной выразительностью, которую интонация придает ее бедному словарю. Нужно иметь в виду, что интонация создается не только высотой тона, а тем характером произношения, который и создает специальную выразительность. Это характер более или менее нисходящего произношения, более или менее восходящего. У греков звуки восходящие были низкими, нисходящие были высокими, по крайней мере в первое время. Чем более одушевлена интонация, тем более в ней очевиден восходящий тип. Ударение создает более высокую ноту, с другой стороны, высота интонации создает более интенсивный ритм. Обычно высота слога зависит от ударяемости его. Движение интонации в обычной фразе, не несущей каких-либо особливых эмоций, обычно идет так: высота увеличивается к середине фразы (несколько ближе к концу ее) сравнительно постепенно, достигает максимума и спадает затем гораздо быстрее. Примерно так же обстоит дело и с ударяемостью. При утвердительной интонации высота понижается, при вопросительной повышается. При вопросительно-просительной (тем паче умоляющей) повышение слабее, как и ударение, а долгота слога больше. При утвердительно ободряющей ударение резче, долгота значительно меньше, тон выше. Но существуют и более сложные случаи, где интонации на каких-нибудь трех слогах дает и умоляюще-льстивое, и ободряюще-шуточно-ласкательное выражение. (Ср. у О. Генри: «Вы будете мистер Финеас К. Гуч? - сказал посетитель, и в тоне его голоса и интонации заключалось сразу вопрошение, утверждение и осуждение» - расск. «Гипотетический случай»). В таких случаях тонируется особо не только ударный слог, но и близлежащие (обычно заимствующие ноту ударного). «Тон делает музыку», - говорит французская поговорка, - именно интонация передает так называемые непередаваемые чувствования. Ухо настолько привыкло к этим бесчисленным варияциям, что безошибочно различает, соответствует ли интонация смыслу сказанного: несоответствие такое и приводит к различного рода плачевным открытиям о лицемерии говорящего, который не верит в то, что он говорит, и т. п. Многочисленные риторические «жалобы» поэтов на невозможность изложить эмоцию стихами (или вообще словами) в некоторой мере основываются на невозможности передать стиховой речью интонационные оттенки трагической разговорной речи. Поэзия имеет некоторые возможности донести до читателя интонационный трагизм, пользуясь такими фразовыми комплексами, которым свойственна такая-то характерная интонация, но это, разумеется, лишь суррогат и не более. Интонация пения значительно проще речевой, она более упорядочена, более активна и более выразительна в грубом смысле слова. Заключительные паузы (каденцы) пения просты и отчетливы. Разговорная речь пользуется рудиментами ритма и мелодии; пение, пользуясь речью, упрощает ее и упорядочивает. Привнося это упорядочение, пение нередко затемняет смысл произносимого, придавая ему совершенно новый оттенок. Однако, в народных мелодиях мы находим очень близкую языку интонацию. Композитор оперы и романса исходит из декламации, и есть указания, что композиторы учились на декламации больших актеров мелодировать текст. Поэзия появилась на свет вместе с пением и отделилась от него позднее, но она остается верной первоначальным основаниям обоих искусств. Так же, как и пение, поэзия пользуется заключающимся в речи рудиментами ритма и мелодии, упрощает и упорядочивает их, но она изменяет живую речь значительно меньше, нежели пение. В стихе остается гораздо больше от живых ударения и долготы, хотя стих сводит речь к изохронным интервалам. Стих замедляет темп, длит гласные, чтобы их гармония становилась явственной. Стих упрощает также и интонацию: интервалы становятся - менее многочисленными, резче отмеченными и более гармоничными, более определёнными. Стих так подходит интонационно к пению и зачастую чрезвычайно близко (сравни декламацию Игоря Северянина и также А. Белого, так искусно записанную Метнером в романсе). Так называемое «логическое ударение» в значительной степени интонационно. Легкость стиха в большой мере создается совпадениями интонационных элементов со стиховым ритмом. Во фразе «где ты сегодня вечером?» интонационное ударение лежит на «где ты», это прекрасно подчеркнуто в III гл. «Онегина», где читаем:

Я не держу тебя, но где ты

Свои проводишь вечера?

Двустишие получает чрезвычайную выразительность именно из-за этого очень естественного совпадения. С другой стороны, несовпадение интонационных ходов с ритмическим создает свои обычные коллизии ритмико-интонационного характера; с одной стороны они могут служить материалом для различного рода интонационных образов: интонация строки говорит одно, реприза меняет смысл, здесь игра и, так сказать, единство в разнообразии и взаимнопротиворечивости, ибо заключительная каденца не дает возможности для многих толкований, допускаемых интонацией (нечто схожее отрицательному образу - «не ад я видел, а сраженье» и т. п.); в иных же непреднамеренных случаях - это неловкость, если не шутка, и затемняет смысл стиха, так например, у Воделера:

Читатель ждет и в третьей строке нового существительного, а встречает лишь конец уже начатого. Смысл переступа (enjambement) в большой мере базируется на таких ритмико-интонационных столкновениях.

С. П. Бобров. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. - М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925


Синонимы :

Смотреть что такое "Интонация" в других словарях:

    Интонация - ИНТОНАЦИЯ представляет собою совокупность и изменяемость высоты нот, на какие произносятся слоги и фонемы любой фразы, стихотворной или разговорной, безразлично. Очевидно, что любая фонема во фразе имеет совершенно определенную высоту, и тем… … Словарь литературных терминов

    - (лат. intonatio, от intonare, греметь, производить сильный шум, от tonus, тон, звук). 1) задавание тона. 2) возгласы священнослужителя, устанавливающего тональность. 3) выговор; особенности ударения при произношении слов. Словарь иностранных словСловарь иностранных слов русского языка

    интонация - и, ж. intonation f., нем. Intonation <лат. intonatio громкое произнесение.1. Совокупность звуковых средств языка, организующих речь. БАС 1. Линев говорил медленно, и записывать было нетрудно. Но нельзя было передать тех оттенков слова, тех… … Исторический словарь галлицизмов русского языка

    ИНТОНАЦИЯ, интонации, жен. (лат. intonatio). 1. Ритмико мелодический строй речи, зависящий от повышения и понижения тона при произнесении (линг.). Вопросительная, восклицательная, повествовательная интонация. 2. Тон, манера произношения, выговор … Толковый словарь Ушакова

к игре,карточки с указанием номера команды, пять комплектов с номерами ответов (1,2,3,4,5), звезды.

Ход игры

Ведущий: Сегодня мы собрались на игру-викторину “Литературный ринг”. Все вопросы, которые будут заданы, связаны с народным творчеством, литературными произведениями и литературными сказками.

Правила игры (слайд 2)

  • В игре принимают участие 5 команд. Вопросы будут задаваться поочередно каждой команде. Все команды могут отвечать на все вопросы.
  • За каждый правильный ответ на свой вопрос команда получает 1 балл.
  • За правильный ответ на вопрос другой команды можно получить звезду.
  • На обдумывание каждого вопроса дается 5 сек.
  • После каждого тура, а их – три, будет отсеиваться одна команда игроков, набравшая наименьшее количество очков.
  • Если у нескольких команд число очков окажется одинаковым, то будут учитываться звезды.
  • В супер-игре сразятся две команды, дошедшие до финала.

Подсчитывать очки будут… (ведущий представляет жюри)

1 тур

Ведущий: Жар-птица – воплощение лучезарного бога Солнца! Образ этой птицы был создан фантазией древнего человека и сохранился в русских волшебных сказках как идеал небесной красоты и счастья. Прообразом этой прекрасной птицы была природа, окружающая человека. Вам предстоит разгадать поэтические образы птиц, обитавших и до сих пор обитающих в наших лесах. Я думаю, что многих из них мы прекрасно знаем. Вам предстоит угадать их в мифологических описаниях, данных нашими предками.

Задание 1: (слайд 3) Перед вами изображения птиц: орла, совы, петуха, кукушки, вороны.

1.Она считалась у славян вещей птицей, посвящалась богине весны и предсказывала начало гроз и дождей.

(Кукушка)

2. Эта птица жила до трехсот лет и единственная могла приносить живую и мертвую воду.

3. В крестьянском быту она почиталась символом небесного огня и одновременно оберегом от него. Ее изображение и сейчас встречается на крышах домов.

4. Загадочная птица, любительница ночной жизни. Народная волна нарекла ее сторожем кладов и самой мудрой из земных птиц.

5. С древности эта птица стала символом гордости, могущества и вольности. Мифы рассказывают, что главный бог славян, Перун, появлялся на земле в облике этой птицы.

Ведущий: Не менее богат и разнообразен мир зверей в славянских преданиях. Главой и владыкой звериного царства считался Индрик – зверь. Много у него было подданных. Обладали они чудесными свойствами. Но были и такие, которые действительно жили и сейчас живут в наших русских лесах. Вот этим зверям мы и посвятим вопросы.

Задание 2. (Cлайд 4) Перед вами изображения животных и зверей.

1. По народным поверьям, он олицетворение темноты. Им мог оборачиваться главный славянский бог Перун, когда хотел появиться на земле. Этот зверь умел говорить человеческим голосом, был наделен мудростью и действовал во многих русских сказках.

2. По преданьям, это человек, превращенный злым колдуном в дикого зверя. Он сам на человека никогда не нападает, умеет ходить на задних лапах. В его облике может появляться на земле один из главных славянских богов – Велес.

(Медведь)

3. Это животное выступает спутником колдунов или колдуний, однако он очень любим русским народом. По славянским поверьям, это очень смышлен животное. С ним связано множество примет и пословиц.

к ошка)

4. В древние времена, когда обожествлялись силы природы, темная сила выезжала на этом животном черного цвета, а боги цвета и тьмы ездили на таком же животном белой масти. Поэтическое народное слово именует его “крыльями человека”.

5. Об этом своем верном друге наш народ сложил много крылатых выражений, примет, пословиц, загадок. Он одной породы с волком, но с давних пор – его лютый враг.

(Пес, собака).

На этом первый тур окончен.

Игру покидает команда №…..

2 тур

(Cлайд 5) Ведущий: Не сомневаюсь, что вы, прежде чем научились читать, слушали сказки.

“Что за прелесть – эти сказки! Каждая есть поэма...
Сказка ложь, да в ней намек...”, – писал А.С. Пушкин о народных сказках.
Зародившись в древние времена, сказка до сих пор передается из уст в уста,
переиначивается и возникает заново.

Кто много сказок прочитал,
Легко найдет ответы.
Да ты и так давно их знал.
Ну что, проверим это!

Задание 1: (слайд 6) Перед вами 4 изображения персонажей народных сказок.

1. Кто приказывал: “Мамки, няньки, собирайтесь, снаряжайтесь! Испеките мне к утру мягкий белый хлеб, какой я у моего родного батюшки ела”?

(“Царевна-лягушка”)

2. В какой сказке говорится о четырех дерзких побегах и одном злодейском убийстве?

(“Колобок”)

3.Какая сказка заканчивается словами: “Злую ведьму привязали к лошадиному хвосту и пустили в чистое поле”?

(“Сестрица Аленушка и братец Иванушка”)

Задание 2: (слайд 7) Ведущий: Вы видите четыре рисунка, на которых изображены сказочные герои.

1. Все ли эти рисунки являются иллюстрациями к русским народным сказкам?

(“Крокодил Гена и его друзья”)

Ведущий: Крокодил Гена и его друг Чебурашка – эти сказочные герои были придуманы нашим современником Эдуардом Успенским.

В основе знаменитых сказок о царе Салтане, о мертвой царевне, о рыбаке и рыбке лежат народные сказочные сюжеты. Хорошо ли вы знаете сказки А.С. Пушкина?

Сейчас проверим! Слушайте внимательно, так как вопрос зачитывается только один раз.

Задание 3: (слайд 8) Перед вами иллюстрации к сказкам А.С.Пушкина. Назовите сказку и ее героя.

1. Три злоумышленника, находясь на службе у высокопоставленного лица, совершили подлог документа, который имел печальные, весьма драматические последствия: семья была разрушена. Мать с сыном жестоко наказаны. Но в конце концов правда восторжествовала, зло побеждено.

(Ткачиха с поварихой, с сватьей бабой Бабарихой. “Сказка о царе Салтане”)

2. Под давлением царственной особы эта женщина совершила страшное преступление. Под видом убогой нищенки она проникла к доброй, ничего не подозревающей девушке и угостила ее очень распространенным вкусным фруктом. В результате чего та замертво упала.

(Чернавка отравила молодую царевну. “Сказка о мертвой царевне и семи богатырях”)

3. Это сказочно красивая, но очень хитрая особа совершила тяжкое преступление. На поле брани она погубила двух малолетних братьев, а потом и до отца добралась.

(Шемаханская царица. “Сказка о Золотом петушке”)

Задание 4:

Ведущий: А теперь перед вами следующая группа вопросов по сказкам А. С. Пушкина. (Слайд 9)

  1. Из какого драгоценного металла сделана цепь, висевшая на дубе у Лукоморья?
  2. 1. Серебро.
    2. Железо.
    3. Платина.
    4. Золото.

    (У лукоморья дуб зеленый;
    Златая цепь на дубе том…)

  3. Каким было последнее желание старухи в “Сказке о рыбаке и рыбке”?
  4. 1. Быть столбовой дворянкой.
    2. Быть владычицей морской.
    3. Быть вольной царицей.
    4. Новое корыто.

  5. Что из перечисленного не входит в мораль сказки Пушкина о Золотом петушке?
    1. Ложь.
  6. 2. Урок.
    3. Намек.
    4. Зарок.

(Сказка ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам урок.)

  1. Какими словами бранила старуха своего старика в “Сказке о рыбаке и рыбке”
    1. Горюшко ты моё.
    2. Пустая твоя голова.
    3. Дурачина ты, простофиля.
    4. Ах ты, мерзкий старик.

Дополнение: Дурачина ты, простофиля!
Не умел ты взять выкупа с рыбки!

Задание 5:

(Слайд 13) Перед вами иллюстрации литературных сказок.

1.В какой сказке говорится о художественном уровне вокально– инструментальных ансамблей?

(Бр.Гримм “Бременские музыканты”)

На этом заканчивается II тур.

Из игры выбывает команда № …

3 тур

В своей речи мы используем не только пословицы и поговорки, но и очень похожие на них крылатые выражения: вошедшие в нашу речь из литературных источников краткие цитаты, образные выражения, изречения исторических лиц.

Крылатые выражения находятся как бы на полпути к пословицам: как и пословицы, они широко бытуют в речи, но, в противоположность пословицам, обычно принадлежат автору, который известен.

Задание 1:

(слайд 14) Перед вами портреты А.С.Пушкина, Н.В. Гоголя, А.П. Чехова, Д.И. Фонвизина. Необходимо определить, кому из них принадлежит прочитанное мною крылатое выражение.

  1. “Краткость – сестра таланта” (А. П. Чехов)
  2. “Терпи, казак – атаманом будешь!” (Н.В. Гоголь Т. Бульба – Андрию)
  3. “Не хочу учиться, а хочу жениться”. Д.И.Фонвизин

Задание 2:

  1. Автор повести “Ночь перед Рождеством”. (Н.В.Гоголь)
  2. Автор рассказов “Толстый и тонкий”, “Смерть чиновника”. (А.П.Чехов)
  3. Автор повести “Дети подземелья” (В.Г.Короленко)
  4. Автор рассказа “Му-Му”. (И.С.Тургенев)

Задание 2: (слайд 16) Перед вами герои литературных произведений По приведенному ниже описанию определите, кто этот герой, из какого произведения, кто автор произведения.

  1. “Спереди совершенный немец: узенькая беспрестанно вертевшаяся и нюхавшая все, что ни попадалось, мордочка оканчивается кругленьким пятачком, ноги очень тонкие. Но зато сзади он был настоящий губернский стряпчий в мундире, так как у него висел хвост, словно мундирные фалды…” (Черт. “Ночь перед рождеством”, Гоголь)
  2. “Босиком, в ночных сорочках. На голове фуражки. Очень толстые и ленивые. Любят жить за чужой счет”. (“Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил”, Салтыков-Щедрин.)
  3. “На них сафьяновые красные сапоги, с серебряными подковами, шаровары шириною с черное море, с тысячью складок, перетянутые золотым шнурком. Их лица немного загоревшие с черными усами. На голове бараньи шапки с золотым верхом”. (Остап и Андрий. “Тарас Бульба”, Гоголь)

Задание 3: (слайд 17) Найдите “лишнее”:

1. “Лошадиная фамилия”, “Пересолил”, “Му-Му”, “Толстый и тонкий”. (“Му-Му” написал И.С.Тургенев, а другие рассказы А.П.Чехова)

(Слайд 18)

1. “Ночь перед Рождеством”, “Ревизор”, “Капитанская дочка”, “Вечера на хуторе близ Диканьки”. (“Капитанская дочка” А.С. Пушкина, а другие произведения Н.В. Гоголя)

Ведущий: Это был последний вопрос третьего тура.

Прежде чем подсчитать набранные очки и определить две команды, вышедшие в финал, посмотрите вот сюда (показывает на ящики). Перед вами три чудесных ящика. А открыть их сможет та команда, у которой больше всех звезд.

За каждый открытый ящик вы отдаете по звезде, поэтому вы можете не открывать ящики и сэкономить звезды для финала.

Попросим жюри объявить результаты III тура…

Выбывают… (им вручаются призы).

В финал вышли …

Финал

ПОСЛОВИЦА (слайд 20)

Из слова “ПОСЛОВИЦА” нужно составить как можно больше слов. Каждую букву можно использовать столько раз, сколько она встречается в этом слове. Тот, кто назовёт последнее слово, – победит. На выполнение задания отводится 2 минуты. Время пошло...

Финалисты по порядку называют придуманные слова, но те слова, которые уже были сказаны соперником, не засчитываются.

Побеждают … Вручаются подарки (сначала проигравшей паре, затем победителям).

Тест по литературе, в котором проза от нетерпения перемешалась с поэзией, как то часто случается в жизни. Снова вернулись видеовопросы (теперь они доступны и на мобильных устройствах) и законные шесть вариантов ответа. Общая сложность теста слегка повысилась. Но пугаться не стоит, ведь многое зависит от подхода к процессу.

Почти все вопросы имеют несколько вариантов решения: здесь и ассоциации, и чувство литературного вкуса, и логические выводы, и, конечно, знания, причём не обязательно строго книжные. Пробежаться по всему тесту можно и за 5 минут. Но будет ли это иметь смысл - решайте сами. Немало интересных моментов можно заметить только вникнув в суть вопроса или хотя бы внимательно его прочитав.

Очередной тест Аскбуки литературы предлагает вам набор вопросов по стихотворным аудио воплощениям, т.е. песням, основанным на классических (или почти классических) поэтических произведениях. Вообще, данный материал по сути является не только тестом, но и своеобразной информационной статьёй. Когда-то раньше на нашем сайте появилась заметка по аудио-поэзии , повествующая о художественном чтении стихотворений классиков. Подразумевалось, что за ней последует продолжение, посвящённое исключительно песням, а за ним ещё одно, акцентированное на кино. Но этого по разным причинам так и не случилось. Зато теперь мы предлагаем вам тест, который по задумке сможет не только проверить знания, но и косвенно рассказать о некоторых интересных музыкально-поэтических композициях.

Литературный тест: знаменитые писатели и поэты в кино

Биографии хороших писателей редко бывают скучны. Кажется, они просто не приспособлены для скуки. Приключения и страсти, любовь и война, предательство и гибель близких, сложный моральный выбор и зачастую самоубийство... Это их жизнь, отчасти поэтому мы их любим. Если, конечно, не считать таланта к написанию гениальных произведений, иначе картина была бы не полной.

Писатель рассказывает о себе, пусть и не явно, пусть и под другим именем, в другом времени и обстоятельствах. Но личность проследить можно всегда. Это усиливает интерес к жизни автора и рождает впоследствии всяческие биографические и художественно-биографические произведения посторонних деятелей искусства. Большинство из этих поделок внимания не стоит, но разговор сегодня не о них, а о художественных фильмах, посвящённых знаменитым писателям или поэтам, их жизни, страданиям и творчеству.

ГОУ № 182

Красногвардейского района

Литературная викторина

«В мире русской литературы»

(для учащихся 10-11 классов)

Подготовила:

Адамович Виктория Владимировна


Санкт-Петербург

2014 год

Введение.

Разработка адресована, прежде всего, классным руководителям и организаторам досуга школьников, учителям русского языка и литературы. В основу этой литературной викторины положены базовые знания школьников по предмету «Русская литература 9-11 класса», но предлагается игровая форма проверки этих знания, не традиционные формы заданий.
Подобную игру можно проводить во второй половине учебного года (3-4 четверть), когда некоторый путь по предмету пройден учениками. Викторина может быть приурочена к таким знаменательным датам, как:
Международный день родного языка (21 февраля) Всемирный день писателя (3 марта) Неделя детской и юношеской книги (24-30 марта) Всемирный день культуры (15 апреля)
А так же викторина может быть проведена на олимпиадной неделе по литературе.
Цель работы. Любые игровые формы способствует повышению интереса к предмету. В данном случае к предмету литературы. Проведение подобных викторин особенно актуально, т.к. интерес ребят к чтению книг постепенно снижается, книги заменяет телевидение, Интернет.
Задача викторины: С помощью викторины можно хорошо и ненавязчиво проверить степень знаний ребят по предмету, пробудить дух соревнования, сплотить класс, так как в викторине могут участвовать команды одного класса или классы параллели и даже команды всех 10-х и 11-х классов.

Для создания викторины я пользовалась различными источниками, но, к сожалению, память моя сохранила только один из них. Это книга О.Н.Козака «Литературные викторины», издательство «Союз», Санкт-Петербург, 1998 год . А у некоторых конкурсов нет никаких источников, кроме наблюдательности и опыта.

Ход викторины.


Участники:
    учащиеся 10 – 11 классов (возможно участие всего класса как единой команды, а можно определить состав команды, например, 6 человек от класса, можно предложить ребятам придумать название команды, девиз, эмблему); жюри викторины – учителя словесники, представители от классов; ведущий викторины – учитель литературы.
Правила игры: В игре принимают участие ребята всего класса (или команда), на вопросы отвечать имеет право все члены класса (команды), кроме тех конкурсов, где участники оговариваются дополнительно.
В игре 9 конкурсов (количество и состав конкурсов может меняться от времени, отведенного на игру). Игра занимает 1.5 – 2 часа.
Реквизит для игры:
    протоколы жюри; портреты писателей и поэтов; карточки с названиями произведений; карточки с именами фамилиями писателей (к портретам); ножницы и клей-карандаш по кол-ву команд; газета (любая) одинаковые экземпляры по кол-ву команд; листы бумаги А-4 формата по кол-ву команд карточки 1,2,3 (по кол-ву команд)
Количество конкурсов может меняться в зависимости от времени, выбранного для игры.

1 конкурс «Разминка»

От каждого класса (команды) приглашаются 2 участника, в процессе конкурса возможны замены. У участников таблички 1,2,3 – это номера вариантов ответов. Задается вопрос всем участникам конкурса, и даются варианты ответов, задача участников – поднять карточку с номером правильного ответа.

Вопросы конкурса:

Кто из русских поэтов, восхищаясь комедией «горе от ума», писал Грибоедову: «О стихах не говорю, половина должна войти в пословицу»?
    Некрасов Жуковский Пушкин
Кому из персонажей пьесы «Горе от ума» принадлежат эти слова: А) «Ба! Знакомые все лица». «В деревню, к тетке, в глушь, в Саратов». «Ужасный век! Не знаешь, что начать! Все умудрились не по летам»
    Чацкому Молчалину Фамусову
Б) «Счастливые часов не наблюдают!» «Герой не моего романа». «Что гений для иных, а для меня чума».
    Софье Графине, внучке Хрюминой Репетилову .
Кто подарил Пушкину свой портрет с надписью: «Победителю – ученику от побежденного учителя в тот высокоторжественный день, в который окончил свою поэму «Руслан и Людмила», 1820, марта 26, Великая пятница»?
1. Жуковский 2. Державин 3. Дельвиг

Какой композитор написал оперы на сюжеты пушкинских произведений «Евгений Онегин», «Пиковая дама», «Мазепа»?

    Чайковский Мусоргский Бородин
Где находится могила А.С.Пушкина?
    Святогорский монастырь в Псковской области Новодевичий монастырь в Саратове на Красной площади в Москве
Назовите автора памятника Пушкину в Петербурге?
    Церителли Аникушин Шубин
Откуда эти строки: У Лукоморья дуб зеленый, Злотая цепь на дубе том. И днем и ночью кот ученый Все ходит по цепи кругом…
    «Руслан и Людмила» «Сказка о царе Салтане» «Сказка о Спящей царевне…»
Откуда эти строки: Старик! Я слышал много раз, Что ты меня от смерти спас, Зачем?..Угрюм и одинок, Грозой отрванный листок, Я вырос в сомрачных стенах, Душой дитя, судьбой монах…
    «Песня про купца Калашникова» «Мцыри» «Демон»
Куда был сослан Лермонтов за сочинение стихотворения «Смерть поэта»?
    Закавказье Сибирь на юг, в Одессу.

В каком театре впервые была поставлена комедия Гоголя «Ревизор»?

    Александрийский театр в Петербурге БДТ им. Товстоногова, Петербург МХАТ в Москве
Кому из героев принадлежит этот портрет («Мертвые души»): «Это был среднего роста. Очень недурно сложенный молодец с полными румяными щеками, с белыми, как снег зубами и черными, как смоль, бакенбардами»?
    Чичиков Собакевич Ноздрев

2 конкурс «Портреты»


На сцене выставлены портреты писателей и поэтов, для участия в конкурсе приглашаются по одному человеку от класса (команды). Задание: А) разложить карточки с ФИО писателей к соответствующим портретам Б) разложить карточки с названиями произведений к портретам авторов
Задание выполняется по очереди каждым участником. За ошибку – снимается 1 балл из максимального кол-ва баллов.
4 варианта карточек (каждому участнику карточки своего цвета):
Л.Н.Толстой: «Война и мир» «Воскресенье» «Анна Каренина» «После бала» М.Ю.Лермонтов: «Герой нашего времени» «Мцыри» «Песня про купца Калашникова…» «Парус» А.С.Пушкин: «Руслан и Людмила» «Евгений Онегин» «Дубровский» «Барышня-крестьянка» А.П.Чехов: «Толстый и тонкий» «Лошадиная фамилия» «Чайка» «Три сестры» Н.А.Некрасов: «Кому на Руси жить хорошо?» «Мороз Красный нос» «Дед Мазай и зайцы» «У парадного подъезда» Ф.М.Достоевский: «Преступление и наказание» «Братья Карамазовы» «Бесы» «Униженные и оскорбленные» А.Н.Островский: «Снегурочка» «Гроза» «Бесприданница» «Доходное место»

3 конкурс «Капитаны»


Участвуют в конкурсе по одному человеку от класса (команды), которых объединяют в пары. Например, капитан команды 10 «а» с капитаном команды 10 «б» класса, капитан 11 «а» с капитаном 11 «б» класса. Задание первой паре: по очереди придумывать друг другу ласковые слова (эпитеты) Задание второй паре: по очереди вспоминать пословицы и поговорки
Перед конкурсом дается задание на 5 конкурс «Сочини рассказ»

4 конкурс «Марафон»


Участвует в конкурсе весь класс (команда). Этот конкурс может быть и конкурсом для болельщиков, которые добавят таким образом команде баллы.
Задание: по цепочке вспоминаются строчки из стихотворений, поэм, сказок А.С.Пушкина. Повторяться нельзя, кто останавливается – выбывает из игры. Играют до того момента, пока в игре не останется только одна команда.

5 конкурс « Сочини рассказ»

Выездной конкурс.

От каждого класса участвуют по два человека. Они отправляются в соседнее помещение (класс, рекреацию и т.п.) с заданием сочинить рассказ из газетных заголовков. С собой они получают одинаковый номер газеты, ножницы, клей-карандаш, чистый лист бумаги А-4.
Участники читают свои рассказы. Оценивается: остроумие, связность текста, тематика и т.п.

6 конкурс «Афиша»

Участвует либо команда целиком, либо по одному человеку от класса. Ведущий читает афишу драматического произведения, которое изучается в школе, причем читает, НАЧИНАЯ С КОНЦА. Читает до тех пор, пока кто-то из участников не поднимет руку (готов отвечать). Если ответ неверен, чтение афиши продолжается до тех пор, пока ответ не будет найден кем-то из участников. В противном случае, чтение афиши завершается названием произведения. Афиши смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 2 .

7 конкурс «Музыкальный»

Участвует вся команда (класс). Задание:
    На чьи стихи написаны романсы, песни?
Звучат отрывки из муз. произведений, а участники конкура записывают на карточках ответы. После окончания записи карточки сдаются жюри. А. М.Ю.Лермонтов «Выхожу один я на дорогу» Б. С.А.Есенин «Не жалею, не зову, не плачу…» В. В.С.Высоцкий «Много неясного в странной стране..»(отрывок «Алиса в стране чудес»
Музыкальные отрывки могут быть и другими по выбору учителя.
    Музыка из к/ф. Какие произведения экранизировались (название и автор)
А. к/ф «Жестокий романс» по пьесе Островского «Бесприданница» Б. к/ф по роману А.Дюма «Три мушкетера»

8 конкурс «Что ответил великий?»

Каждой команде по очереди читается высказывание – вопрос, нужно придумать или вспомнить, что ответил на этот вопрос кто-то из великих. Вопросы смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 3 .

Этот конкурс можно заменить другим:

«Литература и кино».

Участвует весь класс (команда). Ведущий читает телеанонсы на к/фильмы по классическим произведениям. Но при этом заменяются все имена героев местоимениями (он, она, они и т.п.) Задача команды – узнать о каком герое идет речь, что это за к/ф, по какому произведению какого автора он снят. За каждый правильно угаданный фильм – 1 балл. Телеанонсы смотри в ПРИЛОЖЕНИИ 2.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ.

ВЫСТУПЛЕНИЕ ЖЮРИ.
(Критерии оценки по каждому конкурсу смотри в ПРИЛОЖЕНИИ «Протоколы жюри»)

Приложение 1.

Телеанонсы.

1.Герой, испытывая свое изобретение – машину времени, попал в 16 век, в палаты Ивана Грозного…(Комедия «Иван Васильевич меняет профессию» по пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич», «Мосфильм» 1973 год)
2.Графиня…полюбила управляющего имением…, человека незнатного. Высота положения и женская гордость не позволяли ей раскрыть чувства. Но муки ревности были еще страшнее…(Комедия по пьесе Лопе де Веги «Собака на сене», «Ленфильм» 1977 год).
3.Герцог …взял к себе верным слугой юношу, которому доверил самое сокровенное – свою любовь к красавице… (Комедия В.Шекспира «Двенадцатая ночь» , «Ленфильм 1955 год)
4.Моряк…, вернувшись из плаванья, готовится к свадьбе с …,но в день помолвки неожиданно стал узником мрачной тюрьмы…Он знал, что у него есть соперник, но не представлял всей силы его коварства.(Фильм «Узник замка Иф» по роману А.Дюма «Граф Монте-Кристо», Одесская киностудия 1988 год, фильм «Граф Монте-Кристо Франция-Италия, 1955 год)
5.Разорившийся вдове удалось пристроить двух старших дочерей, осталась одна… красавица, но без приданого. Казалось бы, на что ей рассчитывать, но сердцу не прикажешь, и оно дрожит при встрече с судовладельцем…(«Бесприданница» по пьесе А.Островского, «Рот-фронт» 1936 год)
6.Веселому бродяге … однажды повезло – он поступил в услужение сразу к двум господам. Откуда же было знать пройдохе, что хозяева его знакомы, влюблены и разыскивают друг друга…(Музыкальная комедия «Труффальдино из Бергамо» по пьесе Гольдони «Слуга двух господ» Ленфильм, 1977 год)
7.18 век. Итальянский гипнотизер и авантюрист, удиравший от петербургской полиции, застрял в усадьбе под Смоленском – сломалась карета…(Комедия «Формула любви» по повести А.Н.Толстого «Граф Калиостро» , Мосфильм 1984 год)8.Из-за ошибки писаря, написавшего в царском указе вместо одних слов другие, возникла несуществующая личность. Но бумага уже пошла по высоким столам… (Комедия по рассказу Юрия Тынянова «Поручик Киже», Белгоскино,1934 год)
9.Трое ловких друзей служили королю – на зависть кардиналу. Однажды среди них появился четвертый отчаянный смельчак – сам черт, по определению красавицы фрейлины королевы…(Приключенческий фильм «Д*Артаньян и три мушкетера» по роману А.Дюма «Три мушкетера», Одесская киностудия 1979 год)
10.Напуганные слухом о приезде ревизора чиновники принялись обхаживать остановившегося в гостинице чиновника, приняв его за важную особу…(комедия «Инкогнито из Петербурга» по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор», Мосфильм, 1977 год)
11.«Обогатиться просто, нужно всего лишь немного хитрости и расторопности» - так думал один чиновник, отправляясь в российскую глубинку за необычной покупкой…(Комедия по поэме Н.В.Гоголя «Мертвые души», Мосфильм 1984 год)
12.Несколько столетий легенда о громадной собаке с горящими глазами пугала наследников старинного рода, живших в уединенном поместье… (Детектив по рассказу Конан Дойла «Собака Баскервилей», Канада 2000 год)
13.Средневековая Англия. Тайно в страну вернулись король… и его оруженосец, оклеветанный приспешниками коварного принца… («Баллада о доблестном рыцаре Айвенго» по роману Вальтера Скотта «Айвенго», Мосфильм 1983 год)

14.
1757 год. Шла война между Англией и Францией за обладание североамериканскими колониями. Судьба свела Ункаса, сына индейского вождя, и белого охотника Натаниэля по прозвищу Соколиный Глаз с Корой и Алисой, дочерьми английского полковника… («Последний из могикан» по роману Фенимора Купера , США, 1992 год)
15.Он – озорной и находчивый мальчишка, которому скучно слушать проповеди в церкви, красить забор, но зато приятно прогуляться в пещеру с миленькой подружкой… (Детский фильм «Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна» по повести Марка Твена «Приключения Тома Сойера» , Одесская киностудия, 1981 год)

Приложение 2

Афиши

А.Н.Островский.

Бесприданница.

Драма в четырех Действиях.

Лица:

Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет, одета изящно, но смело и не по летам.Лариса Дмиртиевна, ее дочь, девица; одета богато, но скромно.Мокий Парменыч Кнуров, из крупных дельцов последнего времени, пожилой человек, с громадным состоянием. Василий данилыч Вожеватов, очень молодой человек, один из представителей богатой торговой фирмы; по костюму европеец. Юлий Капитоныч Карандышев, молодой человек, небогатый чиновник. Сергей Сергеевич Паратов, блестящий барин, из судохозяев, лет за тридцать. Робинзон. Гаврило , клубный буфетчик и содержатель кофейной на бульваре.Иван, слуга в кофейной.

А.Н.Островский

Гроза

Драма в пяти действиях

Лица:

Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе. Борис Григорьевич, племянник его, молодой человек, порядочно образованный.Марфа Игнатьевна Кабанова (Кабаниха), богатая купчиха, вдова.Тихон Иваныч Кабанов, ее сын.Катерина, жена его. Варвара, сестра Тихона.Кулигин, мещанин, часовщик-самоучка, отыскивающий перпетуум-мобиле.Ваня Кудряш, молодой человек, конторщик Дикого.Шапкин, мещанин.Феклуша, странница. Глаша, девка в доме Кабановой. Барыня с двумя лакеями, старуха 70-ти лет, полусумасшедшая.Городские жители обоего пола.

Грибоедов

Горе от ума

Действующие:

Павел Афанасьевич Фамусов, управляющий в казенном месте.Софья Павловна, дочь его.Лизанька, служанка.Алексей Степанович Молчалин, секретарь Фамусова, живущий у него в доме.Александр Андреевич Чацкий. Полковник Скалозуб, Сергей Сергеевич. Наталья Дмитриевна, молодая дама. } ГоричиПлатон Михайлович , муж ее.Князь Тугоуховский и Княгиня, жена его, с шестью дочерями.Графиня бабушка } Хрюмины.Графиня внучка Антон Антонович Загорецкий. Старуха Хлёстова, своячница Фамусова. Г. N.Г. D.Репетилов Петрушка и несколько говорящих слуг. Множество гостей всякого разбора и их лакеев при разъезде. Официанты Фамусова.

Вильям Шекспир

Гамлет

Трагедия

Действующие лица:

Клавдий, король Датский. Гамлет, сын покойного и племянник царствуюшего короля.Фортинбрас, принц Норвежский. Полоний, ближний вельможа.Горацио, друг Гамлета.Лаэрт, сын Полония.Вальтиманд Корнелий Розенкранц Гильденстерн Озрик Первый дворянин Вторй дворянин Священник. Марцелл, офицерБернардо, офицерФрансиско, солдатРейнальдо, слуга Полония.Актеры. Два могильщика. Капитан. Английские послы. Гертруда, королева Датская, мать Гамлета.Офелия, дочь Полония.Призрак отца Гамлета. Вельможи, дамы, офицеры, солдаты, моряки, гонцы и другие слуги.

Н.В.Гоголь

«Ревизор»

Комедия

Действующие лица:

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский, городничийАнна Андреевна, жена егоМарья Антоновна, дочь егоЛука Лукич Хлопов, смотритель училищАмос Федорович Ляпкин-Тяпкин, судьяАртемий Филиппович Земляника, попечитель богоугодных заведенийИван Кузьмич Шпекин, почмейстерПетр Иванович Добчинский городские помещикиПетр Иванович Бобчинский
Иван Александрович Хлестаков, чиновник из ПетербургаОсип, слуга егоХристиан Иванович Гибнер, уездный лекарьФедор Андреевич Люлюков ИВАН Лазаревич Растаковский отставные чиновники,Степан Иванович Коробкин почетные лица в городеСтепан Ильич Уховертов, частный приставСвистунов Пуговицин полицейскиеДержиморда Абдулин, купец Фавронья Петровна Пошлепкина, слесаршаЖена унтер-офицера Мишка, слуга городничегоСлуга трактирный Гости и гостьи, купцы, мещане, просители.

Список пьес может быть расширен, например, можно добавить афиши таких драматических произведений, которые изучаются в школе: Горький «На дне», Чехов «Вишневый сад», Островский «Свои люди – сочтемся» и другие.

Приложение 3.

Что ответил великий?

1. Александр Дюма-отец как-то вернулся с праздничного обеда домой, сын спросил его: «Ну, как там было, весело, интересно?» Очень,- ответил ему Дюма,- но если бы меня там не было, я бы умер от скуки». )
2. В честь Вальтера Скотта в Лондоне был устроен бал-маскарад. Каждый участник был обязан прийти в костюме одного из многочисленных героев его романов. На маскарад прибыл Чарльз Диккенс, он не успел раздобыть костюм. Организатор маскарада очень удивился: - Кого из героев вы изображаете? (- Я изображаю героя, который имеется в каждом произведении Вальтера Скотта, - его верный читатель!» )
3. Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс начал свою литературную карьеру без особого успеха. Он и его друг основали журнал, у которого было только четыре подписчика. Как-то друзья увидели в окно похоронную процессию. Взволнованный Уэллс сказал своему другу: (- Только бы это был не наш подписчик. )
4. Однажды Марк Твен получил анонимное письмо, в котором было лишь одно слово: «Свинья». На следующий день он в своей газете поместил ответ: (- Обычно я получаю письма без подписи. Вчера я впервые получил подпись без письма» )
5. Однажды Сергей Есенин сказал Маяковскому: - Ваши стихи как будто из чугуна – ну что можно из чугуна сделать? (- Из чугуна сделают нам памятники, - ответил Маяковский)
6. Однажды Дениса Ивановича Фонвизина спросили: - Какая разница между человеком и скотом? (- Огромная,- отвечал сатирик. - Ведь скотина никогда человеком быть не может, а человек, особливо богатый и чванливый, весьма часто скотиной становится. )