Интересные факты о музее памятнике. Защитники Отечества. Интересные факты о памятнике Минину и Пожарскому. Примечательные факты памятника рабочий и колхозница

6 сентября 1817 году Москву прибыл памятник Минину и Пожарскому; он был отлит в Санкт-Петербурге и доставлялся водным путём через Нижний Новгород.

Это была первая скульптурная композиция Москвы и первый памятник, посвященный не государю, а народным героям. У него, как и у его персонажей, своя биография, полная торжества, трудностей и даже колкостей.

Всенародный монумент

Памятник Минину и Пожарскому был построен не на средства государственной казны, а на народные деньги. Инициаторы проекта – Вольное общество любителей словесности, наук и художеств собирали пожертвования со всей России. В 1808 году они разослали по стране гравюры с утвержденным проектом: «дабы оный был известен всем Россиянам». За три года удалось собрать 136 тысяч рублей, чего хватило и на постройку памятника в Москве и возведение обелиска в Нижнем Новгороде.

Двойной повод

На самом деле, памятник Минину и Пожарскому символизирует два события – освобождение Руси от инозменых захватчиков в 1612 году и победу в Отечественной войне, которая также вошла в историю как «народная война». Первоначально планировалось установить «Минина и Пожарского» в 1812 году к двухсотлетию победы второго ополчения, но война разрушила планы авторов проекта, замедлив ход работы. Скульптурная композиция появилась на Красной площади лишь 4 марта 1818 года.

Памятник-кочевник

История создания памятника, как и история его существования, наполнена постоянными спорами о том, где он должен стоять. Самым первым потенциальным местом расположения был Нижний Новгород, где родилось второе ополчение, но, учитывая важность события для страны, Александр I настоял на установке памятника в Москве. Тем не менее, в Нижнем Новгороде сегодня можно увидеть его брата-близнеца, правда, в уменьшенном размере. Он установлен под стенами Нижегородского Кремля, около церкви Рождества Иоанна Предтечи, с которой когда-то Минин призывал нижегородцев созвать ополчение.
Скульптурную композицию в 1818 году установили напротив ворот ГУМа. По замыслу архитектора, Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая прогнать поляков из Москвы. В 1931 году памятник перенесли к Собору Василия Блаженного, так как он мешал проведению парадов на Красной площади.

Водным путем

Кстати, памятник Минину и Пожарскому был отлит не в Москве, а в Петербурге. В древнюю столицу скульптуру доставляли водным путем. Перевозка заняла несколько месяцев с 21 мая по 6 сентября 1818 года, так как в планах была обязательная остановка в Нижнем Новгороде. О прибытии долгожданного памятника в город сохранилось упоминание в журнале «Сын Отечества»: «Никакое перо не может изобразить, в какое восхищение приведены были как нижегородские, так и всего тамошнего края жители появлением на тамошних водах столь знаменитого памятника… граждане нижегородские обоего пола и всех возрастов с утра до ночи съезжались к судам зреть сей знаменитый по предмету, искусству и величине своей памятник».

Инновации

Сегодня скульптурная композиция «Минин и Пожарский» может показаться неуникальной, но для того времени это был настоящий технологический прорыв. Несмотря на свой внушительный размер, памятник монолитен, его отливали «одним куском». Для этого понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Медь плавили около десяти часов, метал в форме остыл лишь спустя пять дней. К началу XIX века такая работа считалась уникальной.

Поэтическая критика

На центральном памятнике Москвы все должно быть с умом. Придерживался этого мнения и Александр Сергеевич Пушкин, который в своих сочинениях сообщал о фактической ошибке в надписи на постаменте: «Гражданину Минину и князю Пожарскому – благодарная Россия». Поэт писал: «Надпись Гражданину Минину, конечно, не удовлетворительна: он для нас или мещанин Косма Минин по прозванию Сухорукой, или думный дворянин Косма Минич Сухорукой, или, наконец, Кузьма Минин, выборный человек от всего Московского государства, как назван он в грамоте о избрании Михаила Федоровича Романова».

Народный фольклор

С памятником «Минину и Пожарскому» связана одна политическая легенда. После смерти В.И. Ленина в 1924 году в верхушке партии началась борьба за власть. В этот нелегкий период, на одном из съездом, неосторожный Григорий Зиновьев выступил с главным докладом «Политическим отчетом ЦК РКП(б)», что являлось прерогативой генерального секретаря. Пошли слухи, что Зиновьеву удалось у всех за спиной прибрать к рукам власть. Так за ним закрепилось прозвище «второй Гришка Отрепьев». Считается, что в это же время на памятнике появилась надпись, вошедшая впоследствии в народный фольклор: «Смотри-ка, князь, какая мразь в Кремле сегодня завелась». Правда, по другой версии, оригинал принадлежал к более позднему периоду, звучал как «Смотри-ка, князь, какая мразь у стен Кремлевских улеглась», и относился к мавзолею Ленина.

Памятники - история и интересные факты

Чтобы увековечить память о выдающихся личностях и событиях с древних времен люди устанавливают памятники. Правда, они не имели тот вид, как современные. В те далекие времена, часто это были необработанные или грубо обработанные каменные глыбы. Именно эти своеобразные архитектурные сооружения и положили начало происхождения памятников.

Спустя несколько веков, в Древнем Риме появились первые полноценные памятники, которые выполняли и мемориальную функцию. Такие, как конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны. В Европе, в средневековье, сначала воздвигали каменные кресты, а в дальнейшем появилась и традиция возведения храмов-памятников. Они сочетали в себе, как мемориальную, так и культовую функции. В допетровской Руси также имели место такие культовые постройки. Примером может послужить храм Василия Блаженного в Москве, который был воздвигнут в честь победы над Казанским ханством.

В эпоху Возрождения, в Европе начали появляться первые памятники - статуи. Их образцом послужили древнеримские памятники императорам. В XVIII-XIX веках в мемориальных целях возводятся и большие мемориальные сооружения. Получают распространение и триумфальные арки, которые создавались опять же по образу и подобию древнеримских. В это время начали сооружаться памятники выдающимся общественным деятелям и творческим личностям. А в 19 в. большой популярностью стали пользоваться памятники литературным героям.

В прошлом столетие и начале этого актуальными становятся мемориальные комплексы . Эти ансамбли занимают обширную территорию, на которой находится несколько монументальных скульптур. Их можно заказать в компании "Свежий взгляд". которая занимается проектированием и созданием комплексов любых масштабов. Услуги предлагаются по выгодным ценам. Подробную информацию можно узнать на сайте компании. Если вы хотите сделать заказ, то напишите сообщение или закажите обратный звонок. В последние десятилетия появились и небольшие "камерные" памятники-статуи. Они не имеют идеологического содержания, их выполняют в натуральную величину и устанавливают без постаментов, прямо на земле.

Несколько интересных фактов о памятниках России

- В России впервые был воздвигнут постамент Петру Великому ("Медный всадник") по приказу Екатерины II, в 1782 г. Так было положено начало отечественной монументальной скульптуре.

- В 1818 г. появился на красной площади монумент Минину и Пожарскому на Красной площади. Он стал первым памятником, который был воздвигнут не в честь царя, а во славу народных героев. Сначала его хотели поставить в Нижнем Новгороде.

- Со второй половине XIX в. статуи царей и выдающихся деятелей начали ставить не только в столице, но и в губернских городах.

- Самым старым воинским мемориалом России является Храм-памятник погибшим воинам при взятии Казани в 1552 г.

- В Санкт-Петербурге находится единственный в лире конный монумент, который имеет две точки опоры - это памятник Николаю I на Исаакиевской площади. (Работа Петра Клодта)

Интересных фактах о памятниках есть очень много и всегда интересно узнать о них. Значение памятных мемориалов очень велико и для нас важно, как сохранить память о предках и их подвигах.







4 марта 1818 года в Москве был торжественно открыт памятник героям народного ополчения Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому работы скульптора Ивана Мартоса. Первоначально памятник планировали установить в Нижнем Новгороде, где в 1612 году разворачивались основные действия народного ополчения против польской интервенции, однако затем выбор пал на Москву из-за особой значимости памятника для русской истории. Мы решили рассказать о десяти интересных фактах об этом памятнике.

СБОР СРЕДСТВ

Инициаторами установки памятника выступили члены российского просветительского Вольного общества любителей словесности, наук и художеств в 1803 году. Сбор средств для постройки и возведения проводился по всенародной подписке по всей России. С этой целью была опубликована гравюра с изображением первой модели памятника. К 1811 году сумма достигла 136 тыс. рублей, из которых 18 тыс. были присланы из Нижегородской губернии.

ТРАНСПОРТИРОВКА ПАМЯТНИКА

Работа над памятником велась в Санкт-Петербурге, после чего он отправился в Москву водным путем: через Мариинский канал до Рыбинска, оттуда по Волге до Нижнего Новгорода, где памятник задержался на некоторое время в знак уважения к роли новгородцев в Смутное время. Затем транспортировка продолжилась вверх по Оке до Коломны, а оттуда по Москве-реке до Краснохолмского моста. Транспортировка заняла три с половиной месяца: отправившись из Петербурга 21 мая 1817 года, памятник оказался в Москве 3 сентября.

МАТЕРИАЛЫ

Постамент для памятника был изготовлен из гранита. Контракт на его изготовление был заключен с петербургским купцом Самсоном Сухановым, который уже принимал участие в сооружении гранитных колонн для Казанского собора. Гранитный постамент был изготовлен в Выборгской губернии.

Для отливки самой скульптурной группы понадобилось «1000 пудов штыковой меди, 10 пудов олова, 60 пудов шпиуатеру». Только чтобы расплавить медь, понадобилось около 10 часов, после чего ее стали заливать в форму. Через пять дней, когда металл остыл, форму разбили, получив «идеальный монумент». Для того времени такая литейная работа считалась уникальной.

ПЕРВОНАЧАЛЬНЫЙ ЗАМЫСЕЛ

Изначально скульптор Мартос задумывал обоих героев стоящими на постаменте во весь рост, однако был вынужден изменить свой замысел, так как он вызвал недовольство среди некоторых государственных лиц. Дмитрий Пожарский был князем, а Кузьма Минин — простолюдином, которому не полагалось стоять рядом с князем.

СКУЛЬПТУРНАЯ КОМПОЗИЦИЯ

Иван Мартос придерживался традиций классицизма, поэтому фигуры Минина и Пожарского напоминают античные статуи. Вместе с тем памятник не лишен русского национального своеобразия: хитон Кузьмы Минина напоминает русскую рубашку, а князь Пожарский в одной руке держит щит с образом Спаса Нерукотворного, который был на стягах русского войска во время Куликовской битвы. Кроме того, на барельефе на тыльной стороне памятника на щите в руках одного из русских воинов изображение иконы Казанской Божией Матери, которая была обретена в день освобождения Кремля от поляков. На лицевом барельефе головы женщин в античных одеждах украшают традиционные русские кокошники.

ПЕРВОНАЧАЛЬНОЕ МЕСТОНАХОЖДЕНИЕ

Изначально памятник был открыт перед зданием нынешнего ГУМа на Красной площади. Фасадной частью памятник был обращен к Кремлю. Минин указывает Пожарскому на Кремль, призывая его прогнать поляков из Москвы. По замыслу автора, Москва и Кремль, на который указывает Минин, едины и олицетворяют сердце Отечества и святыни духовного и материального характера. В 1931 году памятник был перенесен к собору Василия Блаженного, так как мешал проведению парадов боевой техники на Красной площади и строительству Мавзолея Ленина. Кроме того, существует легенда, что большевикам, недавним хозяевам Кремля, в жесте Минина виделся призыв освободить Кремль от новой власти. Якобы на памятнике даже кто-то нацарапал надпись «Гляди-ка, князь, какая мразь у стен кремлевских разлеглась».

ОБРАЗ АВТОРА

На одном из барельефов слева от женщин, отдающих деньги и драгоценности ради Отечества, можно видеть самого Ивана Мартоса с двумя сыновьями, которых отец отправляет в ополчение. Один из сыновей Мартоса, Алексей, был участником Отечественной войны 1812 года, другой сын, Никита, был убит наполеоновскими солдатами в 1813 году во время учебы в Италии.

7 выбрали

Московский Кремль и Красная Площадь, исторический центр Санкт-Петербурга, белокаменные памятники Владимира и Суздаля, Кремль Ростова Великого, Погост Кижи, Петергоф, Соловки, Троице-Сергиева Лавра, Нижегородский, Коломенский и Псковский Кремль – знаменитые исторические памятники России, список которых можно продолжать и дальше. Россия – страна с огромным культурным прошлым, ее история до сих пор хранит множество тайн и загадок, каждый камень старинных русских городов и монастырей дышит историей, за каждым человеческие судьбы. В эти осенние дни подходит к завершению мультимедийный проект-конкурс "Россия 10", дающий нам возможность узнать о самых знаменитых и красивейших местах нашей страны и на первом месте – главные исторические памятники России, чудеса архитектуры и зодчества, волшебные творения рук русских мастеров.

Кижи

На одном из островов Онежского озера в Карелии расположен знаменитый Кижский погост: две деревянные церкви XVIII в. и восьмигранная деревянная колокольня (1862 г.). Архитектурный ансамбль Кижи – это ода русским мастерам-умельцам, вершина плотницкого искусства, "деревянные кружева". По легенде, Преображенская церковь была построена одним топором, который мастер выбросил в Онежское озеро, окончив свой труд без единого гвоздя. Кижи – настоящее Восьмое чудо света.

Главная историческая ценность Руси - руки ее мастеров…

Царь-колокол и царь-пушка

Московский Кремль настоящая сокровищница памятников русской истории и культуры. Одни из них - Царь-колокол и Царь-пушка. Знамениты они не только своими размерами, но и удивительной историей…

Царь-колокол приказала отлить императрица Анна Иоанновна. По ее желанию этим должны были заняться иностранные мастера, но те, услышав требуемые размеры колокола, сочли желание государыни...шуткой! Ну, кому шутка, а кому – дело. Отец и сын Моторины, колокольных дел мастера, приступили к работе. Не так долго создавался ими проект, как последовавшее за ним утверждение Московской сенатской конторой, длившееся целых 3 года! Первая попытка отливки колокола оказалась неудачной и окончилась взрывом и разрушением конструкции печи, а вслед за этим умер один из мастеров - отец Иван Моторин. Вторую отливку колокола довелось проводить сыну мастера Михаилу Моторину, и через три месяца 25 ноября 1735 года состоялось рождение знаменитого колокола. Колокол весил около 202 тонн, высота его составила 6 метров 14 сантиметров, а диаметр 6 метров 60 сантиметров.

Отлить-то отлили, но не подняли! Во время пожара в 1737 году от колокола, по-прежнему остававшегося в плавильной яме, откололся кусочек - весом более 11 тонн. Подняли Царь-колокол из литейной ямы только в 1836 году, благодаря Монферрану, знающему толк в поднятии тяжелых конструкций. Однако голоса Царь-колокола Русь так и не услышала…

Царь-пушка на Ивановской площади считаетсяпамятником русской артиллерии. Длина бронзового орудия 5 метров 34 сантиметра, диаметр ствола 120 сантиметров, калибр 890 миллиметров, а масса почти 40 тонн. Грозное орудие должно было охранять Московский Кремль со стороны Лобного места, но, по мнению оружейных специалистов, по своей мощи она годилась для разрушения крепостных стен, но не для обороны. Отлитая знаменитым мастером-литейщиком Андреем Чоховым в 1586 году при Федоре Иоанновиче, она так и не приняла участия в боевых действиях. По легенде из нее стреляли всего одни раз - прахом Лжедимитрия.

Русь-матушка, все у нее особо - и царь-пушка не стреляет и царь-колокол не благовестит…

Храм Покрова Божией Матери

В день Покрова Божией Матери 1552 года русские войска штурмом взяли Казань, столицу Казанского ханства. Иван Грозный в честь этого события повелел возвести в Москве храм Покрова. Сколько легенд и преданий связано с ним…

Прежде на этом месте стояла другая церковь - храм Троицы Живоначальной, где покоился Василий Блаженный, самый почитаемый на Руси юродивый, собиравший подаяние на строительство этого храма. Позже вокруг Троицкого храма стали строить другие - в честь самых знаменательных побед русского оружия. Когда же их стало уже около десяти, Московский митрополит Макарий пришел к Ивану Грозному с просьбой возвести на этом месте один большой храм.

Первым освятили центральный шатер храма Покрова Божией Матери, затем достроили небольшую церковь на могиле юродивого и храм стали называть Собором Василия Блаженного. Собор символизирует Небесный Иерусалим – его 8 глав создают восьмиконечную Вифлеемскую звезду. По преданию, по окончании строительства, длившегося 6 лет, царь, восхищенный небывалой красотой храма, спросил у строителей, могут ли они сделать что-либо подобное. Расплатой за утвердительный ответ стало ослепление мастеров по приказу государя, дабы не было на земле ничего более прекрасного… .

Несколько раз Храм пытались уничтожить, службы в нем запрещали и разрешали вновь, но он устоял на протяжении веков, как устояла против всех бед земля русская.

Церковь Покрова Божией Матери - прекрасная и многоликая святая Русь.

Петропавловская крепость

Петропавловская крепость – ядро города на Неве, исторический, архитектурный и военно-инженерный памятник, одни из главных символов русской истории. Именно с Петропавловки 16 мая 1703 года началось строительство града Петра. Вся она – история, история войн и революций, веры и любви. Ее бастионы носят имена сподвижников Петра Великого: Меншиков, Головкин, Зотов, Трубецкой, Нарышкин и Государев бастионы.

В центре крепости расположен Петропавловский собор – символ становления нового города России. В нем – история императорского Дома Романовых, собор стал некрополем русских императоров, где покоится их прах от Петра I до Николая II. У стен Собора находится Комендантское кладбище, где похоронены 19 комендантов Петропавловской крепости (из 32-х служивших ей).

Крепость была и обороной Северной столицы, и ее государственной тюрьмой: узниками Трубецкого бастиона были, царевич Алексей, декабристы, Чернышевский, Косцюшко и Достоевский, народовольцы, министры Российской Империи, эсеры и большевики.

Петропавловка, как сама Россия – и заступница, и тюрьма, но, все же, Родина…

Памятник "Тысячелетие России"

Монумент "Тысячелетие России" был воздвигнут в Великом Новгороде напротив Софийского собора и бывшего здания Присутственных мест 1862 году в честь тысячелетнего юбилея легендарного призвания варягов на Русь. Годовщина его открытия празднуется в эти сентябрьские дни.

Авторы проекта памятника: скульпторы Михаил Микешин, Иван Шредер и архитектор Виктор Гартман. Для создания памятника-символа истории России был объявлен конкурс, на который было представлено несколько десятков работ. Победил проект молодых скульпторов - М. О. Микешина, всего год назад окончившего Академию, и И. Н. Шредера, вольноопределяющегося ученика скульптурного класса Академии художеств.

Важные события в жизни разных народов нашли свое отражение в памятниках. Их устанавливали в честь правителей и национальных героев, побед и ключевых исторических моментов. Со временем отношение монументальным сооружениям и скульптурам изменилось. Они стали более жизненными, иногда забавными, иногда просто странными. Художники смогли увековечить литературных героев и обычные вещи, животных и людей в самом неожиданном ракурсе. Современные произведения искусств трудно оценивать по единой шкале, они слишком отличаются. Поэтому давайте познакомимся с самыми необычными, красивыми и оригинальными памятниками из разных стран.

Самые знаменитые

  • В Гизе (Египет) находится одно из древнейших изваяний на Земле – Сфинкс. Время его возведения определяется как 2 400 год до н.э. Ученые считают, что голову лепили с фараона Хефрена. Сфинкс и пирамиды давно стали символами Египта.
  • В Китае, в городе Лэшан, есть каменная статуя Будды. Это высокий Будда – 71 метр, его фигура высечена в скале, работы начались в 713 году. Потребовалось почти столетие, чтобы закончить монумент. В Китае есть еще и медное изваяние – Будда Весеннего Храма ростом 128 метров, стоящий на 208 метровом пьедестале.

  • На острове Пасхи с XI по XIV век возводились многочисленные статуи Моаи, выполненные в различных стилях. Всего там стоит 887 9-метровых каменных изваяний.

  • Символом Бразилии стала статуя Христа-Спасителя, она находится в Рио, вернее, возвышается над городом, так как установлена на холме высотой в 700 метров. А в Австралии установлена собственная Лестница в небо.

  • Америку символизирует известная во всем мире статуя Свободы в Нью-Йорке, Париж – Эйфелева башня. В Монголии в 2008 году увековечили Чингисхана, его 40-метровая фигура теперь возвышается неподалеку от Улан-Батора. Хорошо известна Родина-Мать (52 метра высотой), монумент, возведенный в память о Сталинградской Битве.

  • Одним из символов Брюсселя стала статуя Писающего мальчика, которого периодически наряжают в разные костюмы, а по праздникам из фонтана вместо воды бьет вино или пиво. В Копенгагене есть изваяние Русалочки, к которой относятся не так почтительно: ей отпиливали руки, голову, дорисовывали бюстгальтер.

Лучшие статуи в мире стали символами определенных эпох и событий, но современное искусство не ограничилось ими. В разных городах и странах есть непривычные и необычные изваяния, их довольно много, давайте знакомиться с ними.

Появление необычных скульптур и композиций можно назвать современной мировой тенденцией. Иной раз трудно даже понять сразу, что именно хотел сказать автор. Но мы попробуем разобраться.

Символические и трогательные

  • Обувь на набережной Дуная. Простой и трогательный ряд обычной обуви на берегу реки – дань памяти жертвам фашизма. Людей подводили к берегу и расстреливали, но перед этим заставляли снять обувь. Мертвые тела летели в воду, а на берегу оставались туфли.

  • В Клайпеде (Литва) на берегу «живет» Черный Призрак. По легенде он предупредил о необходимости экономить продукты и спас этим многих от голода, который разразился в 1595 году.

  • В мире есть два самых необычных памятника влюбленным. Они установлены на кладбищах Тайланда и Калининграда. Два скелета рядом воспевают любовь после смерти.
  • Еще два изображения (в Амстердаме и Якутске) посвящаются пословице «не пили сук, на котором сидишь».

  • Очень трогательно выглядят Неизвестные прохожие, бредущие по улице польского Вроцлава. Они символизируют подпольную антикоммунистическую деятельность поляков.

  • Памятник Познанию очень необычен: на трудах Дарвина сидит обезьяна, рассматривающая человеческий череп.
  • А вот Жадность выглядит более символично: на подставке из 4-х голов (младенец, женщина, мужчина и старик) сидит огромная жаба с двумя мобильными телефонами, массивной золотой цепочкой на шее и пачкой денег в руках.

  • Не менее поучительно выглядит современная экспозиция трех обезьян: буддистский символ «ничего не вижу, ничего не слышу, ничего не скажу» в новой вариации выглядит как «что хочу, говорю, вижу и слушаю».

  • В Нью-Йорке установлена «Экспансия»: девушка в позе лотоса светится изнутри.

Из стен и земли

Интересная тенденция современных композиций – появление фигур из-под земли или из стен. Они иной раз очень впечатляют:

  • В Лос-Анжелесе человек сумел просунуть голову в стену, все остальное – снаружи;
  • А в Голландии скрипач «пробивается» к слушателям из-под земли;
  • В Вашингтоне пытается выбраться на волю гигант (называется «Пробуждение»);
  • А в Тайванском зоопарке – бегемоты;
  • В Хэдингтоне в крышу дома врезалась акула, снаружи осталась половина тела, а в Портленде в угол дома аккуратненько «вошел» лосось;
  • В Мельбруне «утонула» библиотека, а в Берлине из воды торчат только головы политиков, обсуждающих глобальное потепление.

Очень реалистично

Американский скульптор Марк Дженкинс – мастер провокации. Его авторские работы впечатляют и даже могут ввести в заблуждение:

  • манекен девушки, прыгающей с крыши, заставил понервничать случайных прохожих;
  • а другую леди он уложил на рекламный щит поспать;
  • есть у него человек, почти упавший в фонтан, лежащий в луже, наполовину погрузившийся в воду или придавленный велосипедами.

Менее реалистично, но все же провокационно выглядит изваяние Зигмунда Фрейда, висящего на одной руке (Прага). Или брюссельский вор-проказник, поймавший полицейского. Воришка высунулся из люка и внезапно схватил стража порядка. Кстати, выглядывающий из люка сантехник довольно популярен, такие композиции есть в Красноярске, Омске, Екатеринбурге, украинском Бердянске, Швеции и Братиславе (Словакия).

Профессионалам посвящается

Раз уж мы заговорили о профессиях, то стоит упомянуть о композициях, посвященных ремеслам:

  • в подмосковном Троицке чтят научных сотрудников;
  • в Швеции – уличный оркестр;
  • музыкантам вообще посвящено немало композиций: в Люксембурге – бродячим артистам, скрипачам – в Нижнем Новгороде и Харькове (на крыше);
  • художникам – в Астане и Челябинске, а в Братиславе – папарацци;
  • «челноков» увековечили в Амурске, Славянске и Белгороде;
  • в Сочи есть железный ростовщик, а его бедная жертва – нищий, «сбежал» в Челябинск, но и там нашел странное место для обитания – около банка.

Кстати, в Челябинске рядом с нищим расположились: мастер Левша, городовой и пожарный, извозчик, почтальон, музыкант и чистильщик обуви. Есть там десантник, ветеран, трактирщик и другие скульптуры. Очень популярны дворники, их увековечили: в Коста-Рике, Салавате и Екатеринбурге. А грузчики стоят в Сингапуре и Германии. Есть памятные фигуры, посвященные банкирам и гаишникам, сапожникам и скульпторам. Но встречаются и менее «почетные» профессионалы – в Амстердаме на улице Красных фонарей увековечили дам древнейшей профессии, а в Москве – стриптизершу.

Необычные предметы

Увековечены в разных городах мира не только люди, но и предметы. Самыми необычными можно назвать следующие статуи:

  • огромная говорящая лампа с абажуром в Швеции;
  • в германии «Тигр и Черепаха» больше напоминает памятник аттракциону американские гонки;
  • а «Кархендж» — современную версию Стоунхенджа, только из автомобилей.
  • интересно смотрится необычный «светофор» в Лондоне;
  • и Кран, льющий воду (в Кадизе);
  • на Таганке установлен громадный табурет, в Бердянске – Кресло желаний, а в Дубне – Стул, кстати, один из 12 стульев увековечен в Одессе;
  • в Осло – большая скрепка;
  • в Спрингфилде и Женеве – огромная вилка;
  • а в Австралии – кошелек.

Есть и довольно необычные предметы: в Израиле увековечили… огрызок яблока, в Железноводске – клизму, а в Лондоне – окурок.

Братья меньшие

Скульпторы не могли обойти вниманием животных, оригинальные композиции встречаются везде:

  • Коты очень популярны. Бездомным коты «обитают» в Германии. В Питере уютно устроился котик на крыше Елисеевского гастронома. А в Барселоне имеется Толстый Кот.
  • Не менее популярны насекомые. Их можно «встретить» в Алабаме, где установлен огромный долгоносик, есть большая пчела в «Кузьминках» и в Уфе, гигантский комар — возле Ноябрьска и в Словакии.
  • Огромный паук живет в Канаде и в Лондоне, а пиявка – перед медицинским центром московской области и во Франции.
  • Птицы. Огромная статуя птицы есть в Сингапуре, а возле Новодевичьего монастыря – Утка с утятами. Воробья установили в Бостоне, а голубей — в разных странах (Франция, Бельгия, Швеция, Англия, США).
  • Собаки. Друзей человека не могли обойти вниманием, их изображения можно найти: в Альпах – «Сенбернар Барри», Шотландии – «Скайтерьер Бобби» и «Колли Шеп». Есть каменные изваяния собак «разных профессий»: поводыри, спасатели. И просто трогательные: в Тольятти пес Верный ждал 7 лет своих хозяев, погибших в дорожно-транспортном происшествии и в Италии пес Фидо, который 14 лет встречал с работы…. погибшего во время бомбежки хозяина.

Разные монументы, одиночные и композиционные установлены в честь животных, каждый имеет свою историю.

Под водой

Обзор самых интересных монументов и сооружений был бы не полным, если бы мы не упомянули о тех, что специально установлены в подводном царстве:

  • на дне Карибского моря есть парк статуй, их там около 400;
  • скульптуры Спасителя установлены в морских глубинах близ Италии, Флориды и Мальты;
  • на Бали в зарослях коралловых рифов стоит велосипед;
  • а на дне озера Вастуотер живут гномы;
  • в Сиамском заливе поселился слон;
  • а в Канкуне под водой вполне комфортно устроился человек: он сидит на диване, ест гамбургер и смотрит телевизор;
  • у Каймановых островов живет 9-метровая Русалочка.

Все эти подводные жители — не случайно затопленные фигуры, а специально созданные подводные музеи и композиции. Вот такие удивительные памятники встречаются на суше, пытаются выбраться наружу из стен или из-под земли, поселились на деревьях и крышах или живут под водой.

Самые интересные памятники мира