Интерактивная фотовыставка «Жизнь без помпы и парада». Поучаствовать в публичных чтениях

В Санкт-Петербурге отмечают 75-летие со дня рождения Сергея Довлатова.

До отъезда в США в 1978 году большую часть своей жизни писатель провел в городе на Неве. Здесь он поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражной газете, начал писать рассказы, которые, за единственным исключением, не были опубликованы в СССР.

В 70-е годы Довлатов стал членом неформального литературного объединения «Горожане», а официально работал в редакции детского журнала «Костер».

В годы горбачевской перестройки в журнале «Звезда» была опубликована подборка рассказов писателя, а в 1990-м году в издательстве «Васильевский остров» вышла его повесть «Заповедник».

3 сентября 2007 года на стене дома 23 по улице Рубинштейна, была открыта мемориальная доска с его автошаржем и надписью: «В этом доме с 1944 по 1975г жил писатель Сергей Довлатов».

В рамках нынешних мероприятий в Санкт-Петербурге планируется установить памятник Довлатову. По словам историка и литературоведа Льва Лурье, история создания этого памятника достойна пера юбиляра.

Памятник Довлатову призван оттенить «мост Кадырова»

Идея установки памятника к 75-летию со дня рождения одного из самых популярных петербуржцев ХХ века родилась спонтанно. Через социальные сети был распространен призыв собирать деньги по принципу «всем миром». «Оказалось, что творчество Довлатова близко самым разным людям, – рассказывает Лев Лурье. – На наш призыв откликнулись и самые яростные “крымнашисты”, и Виктор Шендерович».

Изваять Довлатова взялся петербургский скульптор Вячеслав Бухаев. Его проект, где фигура писателя высотой в полтора человеческих роста выглядывает из дверного проема, понравилась авторам замысла. Через некоторое время стало известно, что идею установки памятника поддерживают и в Смольном, но денег на его изготовление и установку все-таки недоставало.

Помощь пришла с неожиданной стороны. «К нам обратился Сергей Михайлович Боярский – сын известного артиста и советник губернатора Полтавченко, – продолжает Лев Лурье. – Выяснилось, что деньги на памятник готова выделить “Единая Россия”». Историк предположил, что проявление такого рода доброй воли может быть связано с тем, что «Единая Россия» усиленно лоббировала появление в Санкт-Петербурге «моста Ахмата Кадырова». И теперь, перед выборами в Государственную Думу и в Городское Законодательное собрание, «единороссы» хотят сгладить неприятное впечатление поддержкой памятника Сергею Довлатову.

Пока известно, что монумент точно будет установлен, но непонятно, где и именно и когда. Устроители торжеств к 75-летию писателя сообщают, что 3 сентября на два дня планируется представить горожанам копию, а дата и место установки постоянного памятника будут объявлены позже.

«Его прозу с удовольствием читает молодежь»

В рамках «Дней Довлатова», которые будут проходить со 2 по 4 сентября,предусмотрены круглые столы и чтения, выставки и прогулки по любимым улицам писателя в центральной части города.

В помещении Еврейского общинного центра Санкт-Петербурга открыта выставка рисунков Александра Флоренского к произведениям Сергея Довлатова. Еще в 1993 году в одном из петербургских издательств вышел трехтомник писателя с иллюстрациями Флоренского невероятным по нынешним временам тиражом – 100 000 экземпляров. Сегодня этот трехтомник считается библиографической редкостью.

Составитель издания – соредактор журнала «Звезда» Андрей Арьев – был одним из ближайших друзей писателя, и в Санкт-Петербурге его называют «главным по Довлатову».

В беседе с корреспондентом «Голоса Америки» Андрей Арьев отметил, что произведения Сергея Довлатова по-прежнему находятся в центре читательского внимания: «Очень важно, что из всех прозаиков своего поколения он – один из немногих, кто выдержал испытание временем. А это говорит о том, что он – настоящий писатель, с некоторым пафосом говоря, классик.

Есть масса хороших писателей, которые созвучны только тем настроениям, и тому образу жизни, которое вело их поколение. А Сергей Довлатов явно вышел за эти рамки, и его прозу с удовольствием читает молодежь. И это говорит о том, что он вошел в русскую литературу», – считает Андрей Арьев.

Другой соредактор «Звезды» – историк и литератор Яков Гордин – добавляет, что книги Довлатова пользуются «поразительной популярностью». «Еще в 90е годы произошел большой “взрыв” интереса к Довлатову, сразу после того, как в 1989 году нашем журнале была первая публикация его произведений», – напомнил Гордин в разговоре с корреспондентом Русской службы «Голоса Америки».

Соредакторы петербургского журнала "Звезда" Яков Гордин (слева) и Андрей Арьев (справа).

По словам писателя «и литературоведам, и социальным психологам еще предстоит разбираться в том, почему такое гипнотическое воздействие Сергей оказал на самые разные слои и самые разные поколения».

При этом, Гордин сравнивает творчество Сергея Довлатова с рассказами Зощенко, называя его «писателем для всех».

Генконсул США ценит юмор и чувствительность русского писателя

Андрей Арьев напомнил, что в период «оттепели» в СССР были очень популярны произведения Хемингуэя и Сэлинджера, и многие начинающие литераторы в Ленинграде пытались им подражать, заимствуя знаменитый «телеграфный стиль». Не избежал этого влияния и Сергей Довлатов. «И в этом есть некий парадокс – подмечает Арьев, – Сергей начинал, испытывая явное влияние знаменитых американских авторов, а в США он стал крупным русским писателем».

Некоторые мероприятия «Дней Довлатова» проходят при организационной поддержке Генерального консульства США в Санкт-Петербурге.

Генеральный консул Томас Лири в интервью для «Голоса Америки» упомянул о двух фотовыставках, авторы которых разделили судьбы Сергея Довлатова, эмигрировав из страны «развитого социализма» в Соединенные Штаты.

Выставка Марка Сермана «Довлатов в Нью-Йорке 80-х» открылась вечером в пятницу в отеле «Англетер», а в музее современного искусства «Эрарта» экспонируется подборка фотография Нины Аловерт под общим названием «Довлатов и его окружение».

С прозой советского писателя-эмигранта Томас Лири впервые познакомился еще в 80-е годы. Три рассказа он прочел по-русски, и еще несколько – в английском переводе в журнале “The New Yorker”. «Большинство этих рассказов были о его жизни в Ленинграде. Если я правильно запомнил, там был один рассказ о том, как он служил охранником в лагере, и еще один рассказ о его работе в Таллинне в качестве журналиста в газете “Советская Эстония”. Все рассказы мне показались очень интересными, а его чувство юмора – просто замечательное», – сказал Томас Лири.

По его мнению, сейчас в Америке прозу Довлатова читают в основном те, кто профессионально занимается изучением русской культуры. «Но раньше у него в США был очень широкий круг читателей, потому что многие познакомились с его творчеством через “The New Yorker”, а это, вероятно – самый популярный журнал в Америке, публикующий рассказы», – свидетельствует генконсул США в Санкт-Петербурге.

Известно, что сам Довлатов считал своим литературным учителем Куприна и хотел быть популярным и любимым писателем своего времени. Однако определить точное место Сергея Довлатова в ряду российских литераторов Яков Гордин, по его собственным словам, «пока не готов».

«Встретимся, через 20 – 30 лет и поговорим на эту тему», – пошутил писатель.

Довлатов называл себя не писателем, а рассказчиком. В основе его произведений - события и факты из собственной биографии. Лучше, чем сам Довлатов о себе, никто о нём не написал. Вот отрывки из книги «Ремесло» , где он писал о своей юности в Ленинграде и начале писательской карьеры:

«Я вынужден сообщать какие-то детали моей биографии. Иначе многое останется неясным. Сделаю это коротко, пунктиром. Толстый застенчивый мальчик… Бедность… Мать самокритично бросила театр и работает корректором… Школа… Дружба с Алешей Лаврентьевым, за которым приезжает «Форд»… Алеша шалит, мне поручено воспитывать его.… Тогда меня возьмут на дачу…. Я становлюсь маленьким гувернером…. Я умнее и больше читал… Я знаю, как угодить взрослым… Черные дворы.… Мечты о силе и бесстрашии… Бесконечные двойки… Равнодушие к точным наукам.… Первые рассказы. Они публикуются в детском журнале «Костер». Напоминают худшие вещи средних профессионалов.… С поэзией кончено навсегда. Аттестат зрелости… Производственный стаж… Типография имени Володарского… Сигареты, вино и мужские разговоры… Растущая тяга к плебсу (то есть буквально ни одного интеллигентного приятеля)…». «…Университет имени Жданова (звучит не хуже чем «Университет имени Аль-Капоне»)… Филфак… Прогулы… Студенческие литературные упражнения… Бесконечные переэкзаменовки… Несчастная любовь, окончившаяся женитьбой… Знакомство с молодым ленинградскими поэтами - Рейном, Найманом, Вольфом, Бродским… 1960 год. Новый творческий подъем. Рассказы, пошлые до крайности. Тема - одиночество. Неизменный антураж - вечеринка. Хемингуэй как идеал литературный и человеческий… Недолгие занятия боксом… Развод, отмеченный трехдневной пьянкой… Безделье…. Повестка из военкомата. За три месяца до этого я покинул университет. В дальнейшем я говорил о причинах ухода - туманно. Загадочно касался неких политических мотивов. На самом деле все было проще. Раза четыре я сдавал экзамен по немецкому языку. И каждый раз проваливался. Языка я не знал совершенно. Ни единого слова. Кроме имен вождей мирового пролетариата. И, наконец, меня выгнали. Я же, как водится, намекал, что страдаю за правду. Затем меня призвали в армию. И я попал в конвойную охрану. Очевидно, мне суждено было побывать в аду… Мир, в который я попал, был ужасен. В этом мире дрались заточенными рашпилями, ели собак, покрывали лица татуировкой. В этом мире убивали за пачку чая. Я дружил с человеком, засолившим когда-то в бочке жену и детей. Мир был так ужасен. Впервые я понял, что такое свобода, жестокость, насилие…. Но жизнь продолжалась. Соотношение добра и зла, горя и радости - оставалось неизменным. В этой жизни было что угодно. Труд, достоинство, любовь, разврат, патриотизм, богатство, нищета. В ней были карьеристы и прожигатели жизни, соглашатели и бунтари, функционеры и диссиденты. Но вот содержание этих понятий решительным образом изменилось. Иерархия ценностей была полностью нарушена. То, что казалось важным, отошло на задний план. Мое сознание вышло из привычной оболочки. Я начал думать о себе в третьем лице. Когда меня избивали около Ропчинской лесобиржи, сознание действовало почти невозмутимо: «Человека избивают сапогами. Он прикрывает ребра и живот. Он пассивен и старается не возбуждать ярость масс…». Кругом происходили жуткие вещи. Люди превращались в зверей. Мы теряли человеческий облик - голодные, униженные, измученные страхом. Мой плотский состав изнемогал. Сознание же обходилось без потрясений. Если мне предстояло жестокое испытание, сознание тихо радовалось. В его распоряжении оказывался новый материал. Голод, боль, тоска - все становилось материалом неутомимого сознания. Фактически я уже писал. Моя литература стала дополнением к жизни. Дополнением, без которого жизнь оказывалась совершенно непотребной. Оставалось перенести все это на бумагу… »

Три года армейской службы во внутренних войсках, охрана исправительных колоний в Республике Коми. Как вспоминал Бродский, Сергей вернулся из армии «как Толстой из Крыма, со свитком рассказов и некоторой ошеломлённостью во взгляде» .

Довлатов поступил на факультет журналистики ЛГУ, работал в студенческой многотиражке Ленинградского кораблестроительного института «За кадры верфям», писал рассказы. Был приглашён в группу «Горожане», основанную писателями Владимиром Марамзиным, Игорем Ефимовым , Борисом Вахтиным и Владимиром Губиным. Работал литературным секретарём Веры Пановой .

С сентября 1972-го по март 1975 года жил в Эстонии. Для получения таллинской прописки около двух месяцев работал кочегаром в котельной, одновременно являясь внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония». Позже его приняли на работу в выпускавшуюся Эстонским морским пароходством еженедельную газету «Моряк Эстонии». Являлся внештатным сотрудником городской газеты «Вечерний Таллин». Летом 1972-го принят на работу в отдел информации газеты «Советская Эстония». В своих рассказах, вошедших в книгу «Компромисс», Довлатов описывает истории из своей журналистской практики в качестве корреспондента «Советской Эстонии», а также рассказывает о работе редакции и жизни своих коллег-журналистов. Набор его первой книги «Пять углов» в издательстве «Ээсти Раамат» был уничтожен по указанию КГБ Эстонской ССР.

В 1975 году писатель вернулся в Ленинград, где устроился в журнал «Костёр». Писал прозу, но журналы, в основном, отвергали его произведения. Рассказ на производственную тему «Интервью» был опубликован в 1974 году в журнале «Юность». Публиковался в самиздате и в эмигрантских журналах «Континент», «Время и мы». В 1976-м был исключён из Союза журналистов СССР.

В 1978 году писатель эмигрировал в США, поселился в районе Форест-Хилс в Нью-Йорке, где стал главным редактором еженедельной газеты «Новый американец». Членами его редколлегии были Борис Меттер, Александр Генис, Пётр Вайль, балетный и театральный фотограф Нина Аловерт, поэт и эссеист Григорий Рыскин и другие. Газета быстро завоевала популярность в эмигрантской среде. Одна за другой выходили книги его прозы. К середине 1980-х годов добился большого читательского успеха, печатался в престижных журналах «Partisan Review» и «The New Yorker». За 12 лет эмиграции издал двенадцать книг в США и Европе. В СССР писателя знали по самиздату и авторской передаче на радио «Свобода».

Умер 24 августа 1990 года в Нью-Йорке от сердечной недостаточности. Похоронен на еврейском кладбище «Маунт-Хеброн» в нью-йоркском районе Куинс.

Судьбу Довлатова придумала его жена

Один из самых распространённых мифов о Сергее Довлатове приписывает ему донжуанские наклонности и аж 200 пассий в одном только Ленинграде. Однако, как утверждают люди, близко знавшие его, Довлатов женщин… боялся! И в жизни писателя были только две пассии: одну — Асю — он любил, а второй — Елене — был обязан всем.

С Асей Пекуровской он познакомился на филфаковской лестнице. Довлатов любил её безумно, но Ася, вскоре родившая ему дочь Машу, предпочла неудачнику Сергею, отчисленному из университета, более успешного Василия Аксёнова, романы которого уже тогда печатались в журнале «Юность». Когда она объявила Довлатову, что уходит, он сначала грозился самоубийством. Видя, что это не помогает, заперся с любимой в комнате, наставил на неё ружьё и кричал, что убьёт её, если она не останется с ним! Но Ася была непреклонна — и отчаявшийся Довлатов спустил курок…

К счастью, его рука дрогнула, и пуля ушла в потолок. Услышав выстрел, в комнату ворвалась его мать, а Пекуровской удалось убежать. Больше она не вернулась. Довлатов же, как писал он потом, отметил уход любимой женщины трёхдневной пьянкой. Только через 18 лет Ася решилась показать Довлатову дочь, но тот отнёсся к своему ребёнку холодно — Маша была слишком похожа на мать, которая когда-то его бросила. Сейчас старшая дочь Довлатова живет в Сан-Франциско и пишет слоганы для афиш, зарабатывая за каждый столько, сколько её отец не получил за всю жизнь.

Говорят, он никогда не реализовал бы себя, если бы не вторая жена — Елена. Замкнутая и молчаливая, она обладала тем мужским характером, которого так не хватало самому Довлатову. Хотя он пишет, что жена нисколько не интересовалась его прозой, именно она своими руками набрала на печатной машинке полное собрание его сочинений. Сергею было достаточно одного движения Лениных бровей, чтобы понять: рассказ нужно переделать. Именно она, утверждают знакомые семьи, принимала все важные решения в его жизни. Несмотря на то, что однажды они временно разошлись, Лена продолжала жить в его квартире с его матерью и их дочерью Катей. Однажды Лена сказала Довлатову: «Вот тебе поплиновая рубашка, и распишись на бумажке, что ты не возражаешь против отъезда дочери в Америку». И он подписал!

По некоторым сведениям, эмиграцию тоже подстроила Елена. Всё началось с мелочи — Сергей поехал провожать Лену и Катю на аэродром, где долго махал им вслед своим шарфом. Из-за ледяного ветра у него тут же заболело горло, и он позвонил на самоходную баржу «Алтай», где тогда работал сторожем, чтобы за него отдежурили, а сам поехал домой. Не дождавшись врача, он активно занялся самолечением — пил водку. Поэтому приехавший врач вместо больничного констатировал у Довлатова алкогольное опьянение. В это время на барже за него отдежурили и записали на его имя рабочие часы — а это был натуральный подлог, за который начальство впоследствии Довлатова лишило работы.

Дальше — больше: после увольнения над ним нависла угроза быть арестованным за тунеядство, от чего он спасался весьма оригинальным способом. Подкупил за бутылку вермута знакомого журналиста, который сидел на первом этаже и высматривал милиционеров, пришедших за Довлатовым. Как только они объявлялись, журналист поднимал трубку и говорил Сергею два слова: «Бл*ди идут». По этому сигналу Довлатов закрывал дверь на щеколду и залезал с головой под одеяло — так ему долго удавалось скрываться. Однако кроме милиции за ним охотился еще и КГБ, где прознали про публикацию за границей произведений Довлатова, о чем он сам даже не подозревал! Схватили его во время одного из выходов в магазин — и в тюрьме полковник КГБ завёл с ним разговор издалека: «Сергей Донатович, вы любите свою жену? Свою дочь? Вас ведь издают за границей? Вы не хотите уехать — мы вам поможем…» Так Довлатов оказался за океаном, где снова женился на своей же жене.

Несколько цитат из произведений и записных книжек Довлатова:
*Истинное мужество состоит в том, чтобы любить жизнь, зная о ней всю правду.
*Какое это счастье — говорить, что думаешь! Какая это мука — думать, что говоришь!
* Нет географической провинции, есть провинция духовная
*Решительный нонконформизм уживался в нем с абсолютной беспринципностью.
* Стала она врать. Я в таких случаях молчу — пусть. Бескорыстное вранье — это не ложь, это поэзия.
* Рожденный ползать летать… не хочет.
*Если дать творческую свободу петуху, он все равно будет кукарекать.
*Ирония — любимое, а главное, единственное оружие беззащитных.
*Порядочный человек тот, кто делает гадости без удовольствия
*Двое — это больше, чем Ты и Я. Двое — это Мы...
*Семья — это если по звуку угадываешь, кто именно моется в душе.
*Скудность мысли порождает легионы единомышленников.
*Человек человеку — всё, что угодно... В зависимости от стечения обстоятельств.
*Юмор - украшение нации... Пока мы способны шутить, мы остаемся великим народом

* Борька пьяный и Борька трезвый настолько разные люди, что даже не знакомы между собой
* Я закуриваю, только когда выпью. А выпиваю я беспрерывно. Поэтому многие ошибочно думают, что я курю
* Я не буду менять линолеум, я передумал, ибо мир обречен.
* Что приуныли, трубадуры режима?
*— У тебя есть машина? — Ты спроси, есть ли у меня целые носки.
* Жизнь превратила моего двоюродного брата в уголовника. Мне кажется, ему повезло. Иначе он неминуемо стал бы крупным партийным функционером.
* Человек привык себя спрашивать: кто я? Там ученый, американец, шофер, еврей, иммигрант… А надо бы всё время себя спрашивать: не говно ли я?
* Самое большое несчастье моей жизни — гибель Анны Карениной.
* Неподкупность чаще волнует тех, кого не покупают.
* Талант это как эрекция — скрыть трудно, а симулировать невозможно…
* Я так много читал о вреде алкоголя, что решил бросить… читать.
* На бумаге я пишу все что угодно. Но вслух, перед людьми…

В настоящий момент книги Сергея Довлатова («Зона», «Чемодан», «Заповедник», «Рассказы») — включены в перечень 100 книг, рекомендованных Министерством образования и науки России к самостоятельному прочтению школьниками.

Все материалы и фото взяты из интернета : вк Липецкий киноклуб "Ностальгия", сайта Кино-Теарт, Википедии и сайта "Sergei Dovlatov:: Сергей Довлатов".

Сергей Донатович Довлатов - советский и американский писатель и журналист.
3 сентября исполняется 75 лет со дня рождения писателя.

Сергей Донатович Довлатов
(1941-1990)
Я люблю быть один, но рядом с кем-то.

Критики никогда не любили Довлатова, чем отчего-то вызывали его обиженное раздражение. Каждый может обидеть Довлатова, но не каждый может его понять – приблизительно так говорил сам о себе, не без некоторого апломба, один из самых значимых писателей двадцатого века и ярчайший представитель третьей эмиграционной волны Сергей Донатович Довлатов.

Сергей Донатович Довлатов (Довлатов-Мечик по паспорту) родился 3 сентября 1941 года в Уфе. Отец Сергея Донат Исаакович Мечик – по происхождению еврей – работал театральным режиссером. Мать Нора Степановна Давлатова – по происхождению армянка – была актрисой.

С 1944 года семья Довлатовых жила в Ленинграде. В 1959 году Сергей поступил в Ленинградский государственный университете на филологический факультет, отделение финского языка. В университете Сергей проучился около двух с половиной лет, после чего был исключен за неуспеваемость. За время учебы он подружился с поэтами Евгением Рейном, Анатолием Найманом, Иосифом Бродским и Сергеем Вольфом.
После отчисления Довлатов отправился служить в армию. Три года он провел, охраняя исправительные колонии в Республике Коми. После армии Сергей поступил в ЛГУ на факультет журналистики. Во время учебы писал рассказы и работал в студенческой газете под названием «За кадры верфям», после чего стал членом группы писателей «Горожане».

В сентябре 1972 года переехал в Эстонию, где прожил до марта 1975 года. В Эстонии Довлатов успел поработать во многих местах: около двух месяцев был кочегаром в котельной, затем подрабатывал внештатным корреспондентом газеты «Советская Эстония», позднее ему предложили пост секретаря газеты «Моряк Эстонии», а через некоторое время – место внештатного сотрудника газеты «Вечерний Таллин». Летом 1972 года Довлатова приняли в газету «Советскую Эстонию» корреспондентом на постоянную основу. В своей книге под названием «Компромисс» писатель подробно описывает всю трудовую деятельность в редакции.

Какое-то время Довлатов работал экскурсоводом в Пушкинском заповеднике под Псковом. После чего вернулся в Ленинград. В Ленинграде Сергей Донатович устроился в журнал «Костер» и писал прозу. Какое-то время журналы отказывались печатать рассказы Довлатова, но в 1974 году его рассказ «Интервью» все таки был опубликован в журнале «Юность».

Книги Сергея Довлатова «Зона», «Чемодан», «Заповедник» и «Рассказы» включены в перечень 100 книг, рекомендованных Министерством образования к самостоятельному прочтению школьниками.

В 1978 году писатель эмигрировал в США. К середине 1980 годов Довлатову удалось добиться успеха у читателей, и он стал очень популярен. Его рассказы печатались в журналах ««Partisan Review» и «The New Yorker».

В личной жизни Довлатов был, что называется «сделан своей женой». Первый его брак, с Асей Пекуровской, которую он любил до безумия, длился недолго. Едва у них родилась дочь Маша, Ася решила, что только что отчисленный из университета Довлатов ей не пара и быстро нашла ему более перспективную замену в лице подающего надежды Василия Аксенова, ведь его романы, к тому времени уже вовсю публиковались в журнале «Юность». Потом в его жизни появилась Елена. Позже Сергей говорил, что никогда не смог бы реализовать себя, если бы не она. Она была молчалива и замкнута и обладала мужской твердостью, которой был лишен сам Довлатов. Это она лично набрала на печатной машинке полное собрание его сочинений, хотя, как утверждают многие, нисколечко не интересовалась тем, что пишет муж. И, тем не менее, Довлатов по одному легкому движению ее бровей мог понять – стоит ли переделывать рассказ. Именно Елена впоследствии приняла решение уехать в эмиграцию.

Сергей Довлатов и Елена Довлатова

В эмиграции Сергей Донатович прожил двенадцать лет, и за все эти двенадцать лет издал двенадцать книг, которые издавались в Европе и США. На родине, в СССР, Довлатова по-прежнему знали лишь по самиздату и радио «Свобода», на котором он вел авторскую передачу «Писатель у микрофона».
Стилю Довлатова присущ лаконизм, в его писательской манере тесно переплетены абсурдное и смешное, трагическое и комическое, ирония и юмор.
Сергей Довлатов скончался в возрасте 49 лет, в 1990-ом году в машине скорой помощи от сердечной недостаточности.
Похоронен в Нью-Йорке.


Могила С. Довлатова на кладбище Маунт-Хеброн в Нью-Йорке

Знаете ли вы что

Писатель Сергей Довлатов в последние десять лет творчества сознательно избегал предложений со словами, начинающимися на одну букву. По его словам, это правило помогло ему дисциплинировать себя, уберегая от многословия и пустоты. К произведениям Довлатова с таким принципом относятся «Чемодан», «Заповедник», «Филиал» и другие.

Лучшая биография Довлатова написана им самим: "Я родился в не очень-то дружной семье. Посредственно учился в школе. Был отчислен из университета. Служил три года в лагерной охране. Писал рассказы, которые не мог опубликовать. Был вынужден покинуть родину. В Америке я так и не стал богатым или преуспевающим человеком. Мои дети неохотно говорят по-русски. Я неохотно говорю по-английски. В моем родном Ленинграде построили дамбу. В моем любимом Таллине происходит непонятно что. Жизнь коротка. Человек одинок. Надеюсь, все это достаточно грустно, чтобы я мог продолжать заниматься литературой..."

Довлатову была присуждена премия американского ПЕН-клуба за лучший рассказ 86-го года. От премии писатель отказался. По условиям конкурса премия присуждалась неопубликованной вещи, а Довлатов предпочел опубликовать свои рассказы.

Довлатов называл себя не писателем, а рассказчиком.

Один из самых распространённых мифов о Сергее Довлатове приписывает ему донжуанские наклонности и аж 200 пассий в одном только Ленинграде. Однако, как утверждают люди, близко знавшие его, Довлатов женщин... боялся! И в жизни писателя были только две пассии: одну - Асю - он любил, а второй - Елене - был обязан всем.

В Петербурге в начале 2015 г. начались съемки картины Алексея Германа-младшего о писателе Сергее Довлатове. В картине будут показаны четыре дня 1971 года из жизни известного писателя. Фильм будет снят в жанре биографической мелодрамы, также будут показаны сцены многочисленных разговоров главного героя и молодого поэта Иосифа Бродского.

Интернет-ресурсы:

Сергей Донатович Довлатов [Электронный ресурс] // Великие люди. – Режим доступа: // http://www.sergeydovlatov.ru/

Жены Сергея Довлатова [Электронный ресурс] // Сплетник. – Режим доступа: http://www.spletnik.ru/blogs/pro_zvezd/114997_zheny-sergeya-dovlatova

Сергей Довлатов [Электронный ресурс]: сайт писателя. – Режим доступа: http://www.sergeidovlatov.com/

Сергей Довлатов: биография, фото – узнай все [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.uznayvse.ru/znamenitosti/biografiya-sergey-dovlatov.html

Довлатов Сергей [Электронный ресурс] // RuBook.org: электронная библиотека. – Режим доступа: http://rubook.org/author.php?author=529

Довлатов Сергей – все книги автора [Электронный ресурс] // RoyalLib.com: электронная библиотека. – Режим доступа: http://royallib.com/author/dovlatov_sergey.html

Афоризмы и цитаты:

Порядочный человек - это тот, кто делает гадости без удовольствия.

В разговоре с женщиной есть один болезненный момент. Ты приводишь факты, доводы, аргументы. Ты взываешь к логике и здравому смыслу. И неожиданно обнаруживаешь, что ей противен сам звук твоего голоса...
Сергей Довлатов «Заповедник»

Я столько читал о вреде алкоголя! Решил навсегда бросить... читать.
Сергей Довлатов «Заповедник»

На чужом языке мы теряем восемьдесят процентов своей личности. Мы утрачиваем способность шутить, иронизировать. Одно это приводит меня в ужас.
Сергей Довлатов «Заповедник»

Имея большую зарплату, можно позволить себе такую роскошь, как добродушие.
Сергей Довлатов «Чемодан»

Большинство людей считает неразрешимыми те проблемы, решение которых мало их устраивает.
Сергей Довлатов «Чемодан»

Бескорыстное вранье - это не ложь, это поэзия.
Сергей Довлатов «Компромисс»

Талант - это как похоть. Трудно утаить. Еще труднее - симулировать.

Кто живет в мире слов, тот не ладит с вещами.
Сергей Довлатов «Заповедник»

У одних есть мысли. У других - единомышленники...
Сергей Довлатов «Иностранка»

Всех людей можно разделить на две категории. На тех, кто спрашивает. И на тех, кто отвечает.
Сергей Довлатов «Чемодан»

Благородство - это готовность действовать наперекор собственным интересам.
Сергей Довлатов «Соло на ундервуде. Соло на IBM»

У Бога добавки не просят.

Сегодня Сергею Довлатову 70 лет. Он любил футбол, хотя не был таким винтажным ультрас, как другой житель Ленинграда - Дмитрий Шостакович:) Вот что Сергей Донатович написал про собственное боление (главка "Вообще это неправильно" в верхней части страницы).

Довлатов умер довольно молодым - в 49. Русские интеллигенты любят рассуждать о том, какая у нас ужасная Родина, гробящая своих лучших сыновей во цвете лет, и, дескать, сколько они еще могли бы сочинить хорошего. Но я считаю, ранняя смерть для творческой личности зачастую благо. С возрастом человек опошляется, становится консервативным, мизантропичным, брюзгливым, скучным, алчным. Его признает и обласкивает власть - он отвечает мудрой, выстраданной взаимностью, а это хуже, чем смерть. А так, наши гении погибают нон-конформистами, героями, в романтическом образе маргиналов и отщепенцев.

Только представьте себе Довлатова наших дней! Вопросы журналистов о том, какую водку он предпочитает - "Столичную" или "Grey Goose", и кто ему видится президентом России в 2012-м. Пожалуй, и правила жизни Сергея Довлатова сочинили бы к юбилею.

Евгений Рейн вспоминал, что у Довлатова перед смертью был страшный творческий кризис и, как следствие, депрессия. Рейн не сомневался, что Довлатов вернулся бы в Россию 90-х, потому что не мог писать на американские темы. А значит (это уже я рассуждаю), он наверняка попался бы в эйфорические сети заблуждений эпохи, в которых запутались все мы. Бог, если Он есть, уберег Довлатова от глупостей и оставил его нам крепким, иронично улыбающимся - милым и компанейским. Не задействованным в акции "Голосуй или проиграешь" и не печатавшим рассказы и повести на компьютере.

Писатель, поэт или художник, ушедший из жизни молодым, вроде футболиста, который закончил карьеру досрочно, но победителем и в классной команде. При том, что мог бы попылить еще где-нибудь в клубе рангом пониже и подзаработать деньжат.

И раз уж сегодня такой знаменательный день, то я хотел бы продолжить список, начатый год назад . Ведь тема творчества - одна из важнейших у Довлатова. Это не рейтинг (порядок произвольный), это просто предложение почитать, посмотреть...

Еще 20 фильмов и мультфильмов о творчестве

21. "Бартон Финк" реж. братья Коэн

22. "Адаптация" реж. Спайк Джонз

23. "Черный лебедь" реж. Даррен Аронофски

24. * "Чарли и шоколадная фабрика" реж. Тим Бертон

25. "Иллюзионист" реж. Сильвен Шомэ (грустный шедевр, после которого понимаешь, что творчество никому не нужно)

26. "Фитцкаральдо" реж. Вернер Херцог

27. "Вики Кристина Барселона" реж. Вуди Аллен

28. "Дьявол и Даниэл Уэбстер" реж. Гарри Киркпатрик

29. "Продюсеры" реж. Мел Брукс

30. "Лига джентльменов апокалипсиса" реж. Стив Бенделак

31. "Моцарт навсегда" реж. Жан-Люк Годар

32. * "Лавка чудес мистера Магорума" реж. Зак Хелм

33. "Малхолланд драйв" реж. Дэвид Линч

34. * "Великолепный" реж. Филипп де Брока

35. "Париж, я люблю тебя", эпизод "Пер-Лашез" реж. Уэс Крэйвен

36. Сериал "Californication"

37. * "Тайна Келлс" реж. Томм Мур

38. "Положение вещей" реж. Вим Вендерс

39. "Жизнь как катастрофа" (The trainwrеck) реж. Тод Харрисон Уильямс

40. "Господин оформитель" реж. Олег Тепцов

* помечены картины, которые можно смотреть всей семьей - с детьми

NB Выделю мой любимый сериал "The Mighty Boosh", который сам по себе является огромной творческой мастерской

Еще 10 книг и пьес о творчестве

21. "Ремесло" Сергей Довлатов

22. "Жизнь коротка" Сергей Довлатов

23. "Пир Бабетты" Карен Бликсен

25. "Смерть в Венеции" Томас Манн (мне больше нравится экранизация Лукино Висконти)

26. "Неведомый шедевр" Оноре де Бальзак

27. "Бог" Вуди Аллен

28. "Одолжите тенора" Кен Людвиг

29. "Театр" Сомерсет Моэм

30. "Луна и грош" Сомерсет Моэм

P.S. Блог "Футболяшки-хоккеяшки" замораживается. Рассказы и скетчи писать я теперь вряд ли буду. Мои статьи публикуются в журнале "Спорт день за днем", поэтому, собственно, ничего здесь и не выкладывал, кроме фельетонов и пары дуракаваляшек. Еще у меня есть twitter d_fyodorov - изредка делюсь в нем шутками, наблюдениями, ссылками и эксклюзивными новостями. Я помню о своем давнем обещании презентовать песни, записанные с Васей Уткиным в 2000-2001 годах. Если у меня получится скопировать их, то на днях осуществлю эту затею. Всем спасибо за внимание и добрые слова в комментариях!