Илья файнзильберг. Больная любовь ильи ильфа. Илья Ильф: биография

К концу 1976 г. Китайская Народная Республика оказалась в состоянии глубокого социально-политического и экономического кризиса. Причиной кризиса стали милитаристский великодержавный курс Мао Цзэдуна и его сторонников, волюнтаристская политика «большого скачка», маоистская «культурная революция». По признанию китайской печати, 1966-1976 гг. стали «потерянным десятилетием», которое отбросило страну назад, поставив народное хозяйство на грань краха.

Экономика страны была почти полностью разрушена, сотни тысяч людей находились за чертой бедности. Объявленная во времена «культурной революции» «классовая борьба» еще более обостряла накопившиеся социально-политические и экономические противоречия. Социальная политика Мао Цзэдуна привела к расколу общества - явлению, прямо противоположному укреплению политического и морального единства, характерного для социалистического общества.

Пришедшее после смерти Мао Цзэдуна (9 сентября 1976 г.) к власти руководство во главе с Председателем ЦК КПК и премьером Госсовета КНР Хуа Гофэном, приверженца «культурной революции», объявило о продолжении курса Мао Цзэдуна. Ставший необходимым процесс переформирования маоистского руководства сопровождался борьбой группировок за преобладание в партийном и государственном аппарате. Лидирующие позиции постепенно занимала маоистско-прагматическая группировка во главе с Дэн Сяопином, реабилитация которого произошла в июне 1977 г. (через год после своего второго смещения) на III пленуме десятого созыва ЦК КПК. Дэн Сяопин был вновь восстановлен на всех постах -- заместителя Председателя ЦК КПК, заместителя председателя Военного совета и начальника генерального штаба НОАК, заместителя премьера Госсовета КНP. Должность Председателя ЦК КПК занял Хуа Гофэн. Однако уже в конце 70-х годов Дэн Сяопин становится лидером партии и страны.

Основой для практической разработки реформаторских идей Дэн Сяопина стал утвержденный в середине 70-х годов курс «четырех модернизаций», поставивший целью преобразования в четырех областях - сельском хозяйстве, промышленности, армии, науке и технике. Формула «четырех модернизаций» отражает материальное содержание реформы. Если говорить об идейно-политической линии, то ее суть представляют «четыре основных принципа»: социалистический путь развития, демократическую диктатуру народа, руководство компартии, марксизм-ленинизм, идеи Мао Цзэдуна.

На III пленуме ЦК КПК одиннадцатого созыва, состоявшемся 18-22 декабря 1978 г., по инициативе Дэн Сяопина и его сподвижников было принято историческое решение отказаться от теории «продолжения революции при диктатуре пролетариата» и политической установки на ведение «классовой борьбы» как главной задачи, а центр тяжести партийной работы перенести на осуществление модернизации. Согласно этому, была объявлена и утверждена новая политика «реформ и открытости» КНР.

Таким образом, основными средствами осуществления модернизации объявлялись реформы и открытая политика. Реформы направлены на приведение производственных отношений в соответствие с задачами развития производительных сил с тем, чтобы производственные отношения не становились тормозящим фактором для развития страны. А открытая политика призвана включить КНР в процесс глобализации экономики и других сфер жизни человеческого сообщества, активно привлекать зарубежные капиталы, использовать достижения науки и техники, управленческий опыт с тем, чтобы, в конечном счете, повысить мировую конкурентоспособность Китая.

Процесс реформ был охарактеризован Дэн Сяопином как «вторая революция» после 1949 г., но революция, не направленная на слом старой надстройки и против какого-либо общественного класса, а революция в смысле «революционного обновления социализма на его собственной основе путем самосовершенствования».

Цель социалистической модернизации -- выведение Китая к середине XXI века на уровень среднеразвитых государств по производству на душу населения и достижение на этой основе всеобщего благосостояния его граждан. Путь модернизации -- ускоренный рост экономического потенциала, его качественное обновление и повышение эффективности на базе развития научно-технического потенциала, исходя из того, что наука есть «главная производительная сила».

С самого начала разработки стратегии модернизации страны Дэн Сяопин отказался от догматического следования принятым в СССР канонам социалистического строительства и «вел поиск строительства собственной модели социализма с китайской спецификой». Суть «национальной специфики» виделась политику-реформатору в исторически сложившейся и объективно обусловленной социально-экономической отсталости страны, дефиците пахотной земли и других необходимых ресурсов для обеспечения нормальных условий жизни и развития страны с миллиардным населением. С учетом того, что преодоление отсталости Китая потребует длительного времени, было принято принципиальное теоретическое положение о том, что КНР находится на начальной стадии социализма, которая продлится до середины XXI века.

Таким образом, с целью обеспечения главного внутреннего условия нормального хода реформ - политической стабильности, политическая жизнь страны строилась в соответствии с выдвинутыми Дэн Сяопином «четырьмя основными принципами»: следовать социалистическому пути, придерживаться диктатуры пролетариата, руководства КПК, марксизма-ленинизма и идей Мао Цзэдуна. Никакие отклонения от этой линии в сторону политико-идеологической либерализации не допускались.

Однако приступить к полномасштабному проведению в жизнь программы модернизации Дэн Сяопину удалось лишь после создания необходимых для этого политических условий. Экономическая реформа, согласно теории Дэн Сяопина, невозможна без реформы политической системы.

Особое место и в проведении реформы политической системы, и в целом в процессе модернизации уделялось правящей партии как гаранту обеспечения социально-политической стабильности, без чего представлялось невозможным успешное проведение курса на социалистическую модернизацию. В этой связи вопросы партийного строительства, укрепления партийной дисциплины и усиления внутрипартийного контроля постоянно находились в центре внимания руководства КПК. Важнейшее значение в реформе политической системы придавалось разработке всесторонней законодательной и нормативной базы и внедрению ее в жизнь, превращению Китая в современное правовое государство, «управляемое на основе закона».

Содержание реформы политической системы, направленное на развитие демократизации, виделось в развитии и укреплении существующей системы представительных органов власти (собрания народных представителей и т.п.), расширении их контролирующих функций и демократических начал в их деятельности, упрощении и сокращении управленческого аппарата, четком разделении полномочий между партийными и административными органами, между центром и местами и т.д.

Важнейшее значение в теории модернизации Дэн Сяопина придавалось человеческому фактору. Программа воспитания «нового человека» внедрялась с начала 80-х годов в рамках курса на создание социалистической духовной культуры, охватывающей всю духовную сферу жизни китайского общества -- идеологию, собственно культуру, мораль, право - и нацеленную на формирование современной культурно-цивилизационной среды, без которой модернизация немыслима.

В процессе разработки стратегии модернизации Китая Дэн Сяопином была пересмотрена прежняя концепция развития современного мира, сводившаяся к тому, что его основу составляли мировая война и революция. Согласно теории Дэн Сяопина, основными тенденциями, определяющими состояние современных международных отношений, являются мир и развитие, сохранение которого является внешней гарантией успешного проведения модернизации КНР. Наконец, неотъемлемой частью программы модернизации Дэн Сяопина является завершение процесса объединения страны по формуле «одно государство -- два строя», предусматривающее сохранение в Сянгане, Аомэне и на Тайване после их воссоединения с КНР существующего там капиталистического строя.

Товарищ Дэн Сяопин, ветеран революции, ведущий политический деятель КНР, 25 октября 1987 года на открытии XIII съезда Коммунистической партии Китая был назван «главным архитектором китайских реформ».

В ходе инспекционной поездки на юг Китая в начале 1992 г Дэн Сяопин делает выводы о необходимости дальнейшего ускорения реформ и развития на основе расширения сферы действия рыночных отношений и предлагает для определения действенности проводимых реформ и открытой политики три критерия: способствуют ли реформы развитию производительных сил, способствуют ли они укреплению комплексной государственной мощи, способствуют ли повышению жизненного уровня народа.

Развивая реформу, руководство КНР во главе с Дэн Сяопином совершило на III пленуме ЦК КПК четырнадцатого созыва в 1993 г. теоретический «прорыв», объявив о соединении рыночной экономики с социализмом.

На XV съезде КПК в 1997 г. в Устав партии было включено положение о руководящей роли «теории Дэн Сяопина» на начальной стадии социализма. Она объявлена новым этапом развития марксизма в Китае, вторым теоретическим достижением после «идей Мао Цзэдуна», «продолжением и развитием идей Мао Цзэдуна», научной системой строительства социализма с китайской спецификой.

Нынешние лидеры КНР не только подчеркивают свою приверженность идеям «архитектора реформ», но и развивают их по мере возникновения новых проблем. Новые руководители Китая стараются сделать развитие страны более комплексным и согласованным, не отказываясь от начертанной Дэн Сяопином политики «реформ и открытости».

Подводя итог вышесказанному, необходимо отметить следующее: маоистская «культурная революция» дорого обошлась стране и довела экономику КНР до кризисного состояния. Эксперименты Мао Цзэдуна явственно продемонстрировали, что жестокая (сталинская в своей основе) модель социалистического строительства не дает желаемых результатов и является деструктивной. Возвратившийся во власть в 1977 году Дэн Сяопин приступил к проведению политики модернизации Китая. Переломным историческим моментом в истории КНР явилось проведение в декабре 1978 года III пленума ЦК КПК одиннадцатого созыва, ставшего отправной точкой для процесса модернизации страны. Важнейшей заслугой Дэн Сяопина является то, что проводимая им политика всецело была подчинена задаче наращивания комплексной государственной мощи и улучшению жизни народа.

Игорь СЮНДЮКОВ, Сергей МАХУН, «День»

Нетерпимость в малом разрушает великий замысел.

Конфуций,
древнекитайский мудрец


В декабре 1920 года пароход «Портос» прибыл в Марсель.
На берег Франции вышли 120 эмигрантов, в основном - вьетнамцы и китайцы.
Среди них был и 16-летний низкорослый юноша с умными и живыми глазами.
Парень ехал в Париж не столько заработать, сколько понаблюдать за европейской
жизнью и набраться знаний, а если повезет - крепко встать на ноги в новой
стране.

Юношу звали Дэн Сисянь. Родом он был из самой большой провинции
Китая - Сычуань. Дэн с ранних лет усвоил слова, которые ежечасно повторял
отец, зажиточный крестьянин Дэн Вэньмин: «Учись, сынок, учись, и будешь
счастлив». Отец позаботился о том, чтобы дать сыну наилучшее образование.
В Китае образованность была непременным условием удачной карьеры и давала
возможность стать уважаемым чиновником, судьей, офицером. Так, минимальным
требованием было знание не менее 5 тысяч иероглифов - в среднем в каждом
из знаков 20-25 линий!

Мог ли знать юноша свою судьбу? Ему предстояло прожить
еще 76 (!) лет, изменить на склоне лет весь жизненный уклад Китая. В Париже
он прошел суровую школу жизни: работал на автомобильном заводе, кочегаром,
официантом в бистро. В 1924 году по рекомендации своего друга Чжоу Эньлая
(будущий премьер-министр Китая) Дэн вступил в Компартию Китая, еще через
два года был выдан ордер на его арест, но молодой китаец через Берлин успел
выехать в Москву, сменив заодно свое имя на новое, подпольное: Дэн Сяопин.

Пробыв полгода в столице СССР, 23-летний революционер возвращается
на родину, где в разгаре была гражданская война. Страна была разорвана
на части милитаристскими кланами, «удельными князьками», и к тому же к
власти рвался «Бонапарт» всеазиатского масштаба - Чан Кайши.

Дэн вступает в созданную коммунистами Красную Армию, воевавшую
буквально со всеми, а в 30-е годы - прежде всего, с японцами, захватившими
значительную часть страны. Он, приговоренный к расстрелу и Чан Кайши, и
японцами, участвует в Великом походе Красной армии (середина 30-х), редактирует
армейскую газету, становится опытным политработником, методично и неспешно
выдвигаясь на заметные роли в партии. В 1945 году 41-летний Дэн избирается
в ЦК, через 4 года гражданская война заканчивается и коммунисты в Китае
приходят к власти...

В старости Дэн Сяопин, очень не любивший много рассказывать
о себе, как-то признался: «22 года непрерывной войны научили меня терпеть,
не хныкать от неудач, быть готовым к любому повороту событий». Как же пригодилось
это умение будущему реформатору Китая №1, когда «Великий кормчий» Мао обрушил
на огромную страну вихрь «культурной революции» (1966-1976 гг.)! Дэн был
тогда человеком №5 в китайской иерархии, а в партии возглавлял аппарат
ЦК. Но это не спасло 62- летнего политика от ярости хунвейбинов, за которыми
стоял сам Мао. Вот один из их «боевых лозунгов» тех дней: «Нужно бороться
с Дэн Сяопином, с этой змеей, плюющейся капиталистическим ядом, и сокрушить
его!».

За что же Дэну достались такие проклятия? Когда страна
отходила от последствий «Большого скачка» (1958-1962 гг.), по сути, рывка
«прямо в коммунизм» в бедной стране, Дэн Сяопин сказал: «Неважно, какого
цвета кошка: белая или черная, важно, чтобы она хорошо ловила мышей». Фраза
относится к эпохе правления Мао, тем удивительнее смелость Дэна, бросившего
вызов инквизиторам от коммунизма. Мао не простил ему этих слов. Ведь он
избавлялся любыми способами от соперников в своем окружении, бросив с этой
целью демагогический лозунг: «Огонь по штабам!». По всей стране прошли
«чистки», жертвами которых стали десятки миллионов людей. В основном пострадала
интеллигенция.

По требованию «революционных масс» (за которыми, как всегда
в истории, ярко сиял образ какого-нибудь «Великого кормчего», в данном
случае - Мао) Дэн Сяопин был сослан с женой и дочерью в глухую деревню
на «перевоспитание». Его старшего сына, студента, выбросили из окна хунвейбины
и до конца жизни он оставался инвалидом. Но Дэн, давно выработавший в себе
«стойкость перед трудностями, хладнокровие при удачах и философский взгляд
на судьбу» (слова жены), не унывал: заполнял жизнь физическим трудом и
чтением. Именно тогда он понял: казарменный коммунизм» давно изжил себя,
стране необходимы глубокие реформы.

Взяться за это сложнейшее дело Дэн Сяопин смог только в
декабре 1987 г., когда пленум ЦК КПК объявил о переходе страны на курс
модернизации, реформ и открытости. Но этому событию предшествовал ряд бурных
событий: реабилитация Дэна в 1973 году и его возвращение в высшие эшелоны
власти (чему способствовал его старый друг Чжоу Эньлай), смерть Мао Цзэдуна
и Чжоу Эньлая в 1976 г. и тогда же - «вторая опала» (Дэн был объявлен «главным
контрреволюционером, идущим по капиталистическому пути»). Летом 1977 года
последовала его вторая реабилитация. Спас Дэна прежде всего его опыт и
качества отличного политического игрока, и тот факт, что китайская номенклатура
устала от «классовых» чисток и хотела стабильности, верила, что ее может
обеспечить именно Дэн. Он тоже хотел стабильности - но ценил ее не саму
по себе, а как непременную предпосылку намеченных глубоких реформ (противоречие,
трагически проявившееся в 1989 году).

В реформах Дэна поражает неторопливость и последовательность.
Впечатление такое, что он отлично продумал заранее, с чего начинать, что
делать потом (признак качественности реформ!). В экономике вначале последовала
настойчивая, но не поспешная приватизация сельского хозяйства (необходимо
было в первую очередь накормить Китай), занявшая 6-8 лет. Затем - постепенная
приватизация мелкой и средней промышленности (1982-1990 гг.) с осторожным
привлечением инвестиций из-за рубежа - вначале зарубежных китайцев-«хуацяо»,
затем Запада, с сохранением рычагов контроля за их использованием в руках
КНР. Впрочем, в начале 90-х годов с многократным увеличением объема зарубежных
инвестиций «правила игры» в этой сфере были заметно либерализованы. Китай
последние несколько лет занимает первое место в мире по темпам экономического
роста. Достигнуть таких впечатляющих результатов Китай смог в первую очередь
благодаря мудрым советам «патриарха китайских реформ» Дэн Сяопина.

Еще более интересны идеологические сдвиги, инициированные
Дэн Сяопином. Ему принадлежат слова: «Бедность - не социализм. Мы бедны,
поэтому социализма у нас нет. Только в середине будущего столетия, когда
мы достигнем уровня среднеразвитых стран, можно будет в полный голос говорить
о преимуществах социализма и о том, что он построен у нас». Сравним это
с «коронным лозунгом» Мао: «Три года упорного труда - десять тысяч лет
счастья» или еще его же: «Только бедные люди Китая обладают настоящим классовым
чутьем». И Мао, и Дэн говорили о социализме, но разве трудно ощутить разницу?
Вот еще мысль Дэна: «Экономическое развитие выше классовой борьбы».

При этом Дэн до конца жизни (он умер в феврале 1997 года)
подчеркивал: только социализм может спасти Китай и сделать его великой
державой. Он верил в это искренне. Еще важнее было для него сохранение
стабильности в обществе и государстве. Наверное поэтому Дэн (отказавшийся
в 1987 г. от всех официальных постов, но неофициально одобрявший все важные
решения), поколебавшись, дал в июне 1989 года добро на кровавый разгон
студенческих демонстраций на пекинской площади Тяньаньмэнь. Здесь, очевидно,
сказалось то трагическое противоречие, которое в 1981 году подметил сам
Дэн Сяопин: экономические реформы без политических будут натыкаться на
препоны, чинимые людьми. А может, «патриарху китайских реформ» изменило
присущее ему Великое Терпение?..

Пару слов о Дэн Сяопине в обыденной жизни. Он - заботливый
отец, дедушка и прадедушка, не составлявший, однако, протекцию своим родственникам;
азартный футбольный болельщик и прекрасный игрок в бридж; знаток бильярда
и отменный альпинист, в 79 лет совершивший восхождение на высокую гору
Эмэйшань. В общении и на девятом десятке лет он поражал блестящей реакцией
и иронической скромностью (свою роль, он, конечно, понимал!). Итальянской
журналистке Ориане Фаллачи Дэн сказал: «Я ничего из себя не представляю.
Конечно, что-то я сделал. Но какой же это революционер без деяний!» Когда
Фаллачи спросила, почему в Китае нет биографий Дэн Сяопина (кстати, сейчас
уже есть), тот ответил: «Куда спешить? Я еще успею повстречаться с Марксом,
тогда и напишут биографию. И если уж писать биографию, то в нее следовало
бы обязательно включить ошибки, поэтому самое лучшее - ее не писать».

Как долго Китай будет идти по пути, начертанном Дэном,
и насколько успешно? Кто знает, ведь «будущее - это дракон, который еще
не прилетел» (Мэн Цзы, древнекитайский мудрец). Но вряд ли этот дракон
испепелит память о Дэн Сяопине. Она останется в истории Китая, и не только
его.

Правильно говорят – жизненный путь закладывается в детстве. Так случилось и с молодым Дэном Сяньшеном, родившимся в 1904 году в семье помещика Дэн Венминя. Его отец стремился дать сыну хорошее образование и записал его в одну из лучших школ Чунцина, откуда Дэн в 1919 году отправился учиться во Францию, как один из преуспевающих студентов.

Итак, молодой мальчик, китайский интеллигент приезжает во Францию и оказывается, буквально, без гроша в кармане. Отцовских денег не хватало. Приходилось работать, но во Франции царил кризис, китайцев брали исключительно на кабальных условиях. Дэн работал чернорабочим, слесарем, официантом. Этот нелегкий период принес ему новое имя – Сяопин, от названия небольшой китайской дорожной бутылочки для переноса водки. Друзья нашли в ней внешнее и личное сходство с Дэном – маленькая и пузатая на вид, эта посудина отличается устойчивостью. Сяопин невозможно перевернуть -даже если положить на бок, он непременно снова встанет на донышко. Как говорится, «как лодку назовешь, так она и поплывет».
Именно во Франции Сяопин, насмотревшись "прелестей" капитализма, делает свой первый шаг к коммунизму, вступив в 1924 году в Китайскую коммунистическую группу во Франции.

Иван Дозоров

Спасаясь от гонений правительства Франции, которое вскоре положило глаз на «опасного коммунистического агитатора», Дэн отправляется продолжать обучение в нэповскую Москву, где вскоре поступает в Университет трудящихся Китая имени Сунь Ятсена – «кузницу кадров» для Красного Китая. В качестве конспирации он получает студенческий билет на имя Ивана Сергеевича Дозорова. Контраст с Европой колоссален – все бесплатно. Экономика страны была на подъеме – открывались новые магазины, рестораны, кафе. «У нас никогда не было недостатка в курах, утках, рыбе и мясе, – вспоминал один из одноклассников Дэна. Мы получали хорошее питание три раза в день. На завтрак, например, нам давали яйца, хлеб с маслом, молоко, колбасу, чай, а иногда даже икру». Впоследствии, именно это впечатление всеобщего благополучия после голодной жизни во Франции, этот «бухаринский социализм» ляжет в основу «китайского чуда» Сяопина, который потом вспоминал: «Я приехал в Россию прежде всего для того, чтобы, научившись соблюдать железную дисциплину и получив коммунистическое крещение, полностью коммунизировать свои идеи и поступки».

«Великий кормчий»

Вернувшись в Китай, Дэн по-новому взглянул на положение бедных, бесправных крестьян и рабочих, которые составляли большую часть населения страны. Здесь он продолжает борьбу против консервативного гоминьданского правительства, активно поддерживает связи с Мао Цзэдуном. Молодой Дэн находился под глубоким впечатлением от коммунистического лидера. Во имя него Сяопин принял первую «политическую смерть» - в 1933 году его сместили со всех слоев за следование идеям Мао и критике левацкого пути.
Но пути двух великих сторонников быстро разошлись. Немалую роль здесь сыграл личный фактор. Мао Цзэдун был классическим восточным деспотом – он мог позволить себе вставать посреди дня, проводить заседания, лежа на кровати, принимая трапезу. Да и требования свои он объяснял загадками: «Дождь будет падать с небес, вдовы - выходить замуж», считал, что так «выманит змей из нор». Иногда Дэн просто не понимал, чего от него хочет великий вождь. Но последним толчком для Сяопина стала политика большого скачка, которая обернулась настоящим бедствием для Китая, гибелью тех «простых» людей, ради защиты которых Дэн встал на путь коммунизма.

«Кошка»

Задача восстановить экономику после большого скачка легла на плечи Дэна. Он прекрасно понимал, что продолжение политики Мао приведет к новой катастрофе. Только деколлективизация и освобождение экономики может спасти Китай. В конце концов: «Не важно, чёрная кошка или белая кошка, если она может ловить мышей - это хорошая кошка». Именно эта пословица, которую обычно говорили на родине Дэна в провинции Сычуань, стала девизом его новой политики. И именно эту «кошку» Мао Цзэдун уже никогда не простил Сяопину.
Великий кормчий, который увидел в новом политическом курсе угрозу своему режиму, обвинил Дэна в «каппутизме», то есть приверженности капиталистическому пути: «Этот человек никогда не признавал классовую борьбу как решающее звено. Ему все равно - марксизм или империализм» - говорил Мао. Уже в 1966 году раздался новый призыв вождя – «Огонь по штабам». Началась «культурная революция», а Дэн Сяопин «погиб» второй раз – его отправили искупать вину трудом на тракторном заводе. Отныне даже его имя под запретом. Дэна Сяопина не существовало, отныне его можно было называть лишь «Старина Дэн».

Серый кардинал

Окончательную реабилитацию Дэн получил только после смерти Мао и падения организации его жены – «Банды четырех». В 1980 году опальный Сяопин, сплотивший вокруг себя сторонников, фактически становится правителем Китая. Но в этот раз он предпочитает оставаться «в тени» оставив себе пост председателя Центрального военного совета. Но отныне и до своей смерти «правил балом» именно Сяопин. Вновь обосновавшись в политических пенатах Китая, он выдвигает лозунг: «Одна страна - две политические системы». Используя опыт, полученный в нэповской Москве, Сяопин провозглашает принцип свободной и смешанной экономики и создает «социализм с китайским лицом», который впоследствии превратит Китай в одну из ведущих стран мира.

Площадь Тяньаньмынь

Несмотря на все свои либеральные реформы, Дэн Сяопин остался верен пути восточной диктатуры. Подобно Мао, он не церемонился с врагами режима, что публично доказал во время событий на площади Тяньаньмынь. Вдохновленные политической либерализацией в СССР, китайские студенты и представители местной интеллигенции потребовали свободы политической системы, многопартийности. Поводом стало свержение с поста генерального секретаря сторонника «быстрых реформ» Ху Яобана и его последующая внезапная смерть от сердечного приступа. Тысячи протестующих собрались на площади Тяньаньмынь, где когда-то в 1976 году многомилионная толпа воспевала честь Дэна Сяопина, критикуя Мао. Встревоженный событиями в СССР, Сяопин приказал подавить восстание в крови. Ему приписывают слова: «Не надо бояться жертв». Солдаты не церемонились – трупы сгребали бульдозерами.

«Горбачев – идиот»

Еще во времена Мао Цзэдуна, КНР разошлась в интересах с советским руководством. Дэн Сяопин не стал отказываться от курса своего предшественника, будучи убежденным в неправильности действий советского руководства. Из всех политических курсов в СССР, он признавал только «ленинский-бухаринский». Говоря о трех мировых революциях, он упоминал лишь Американскую, Французскую и Китайскую. Даже в 1989 году, во время примирения с Горбачевым, когда китайской делегации был устроен самый радушный прием, Сяопин сказал своим подчиненным: «Не надо обниматься с русскими».
Дэн Сяопин испытывал искреннюю неприязнь к Михаилу Сергеевичу. Впоследствии, сын Сяопина говорил, что его отец «считал Горбачева идиотом», ставя ему в вину, что лидер СССР допустил «пятую модернизацию» - демократическую, которой сам Дэн «сказал нет» во время Тяньаньмыньского восстания. Но был ли, вообще, возможен путь азиатского Китая для СССР? Как говорят, что Китаю хорошо, то Советскому союзу тупик.

Роль Дэн Сяопина в истории КНР и мировой истории.

Дэн Сяопин пришел к власти в Китайской Народной Республике в 1976 году после смерти Мао Цзэдуна. Программой деятельности нового руководства КПК стало проведение реформ. Политика Мао Цзэдуна была объявлена ошибочной, кампании «скачков» и «урегулирования» признавались как нанесшие огромный вред стране и народу. Был взят долгосрочный курс на создание смешанной экономики, использование рыночных механизмов, привлечение иностранного капитала. Одни считали, что строиться «социализм с китайским лицом», а другие – «капитализм с китайской спецификой».

Главным мероприятием в системе реформ был роспуск коммун, ликвидация кооперативного строя в деревне, введение семейного подряда. В промышленности сделан упор на производство бытовой техники. Для этого проведена структурная перестройка промышленности. Таким образом, сельское хозяйство решало задачу обеспечения населения продуктами, а промышленность удовлетворяла повседневный спрос на телевизоры, холодильники, стиральные машины, мебель. Поощрялся мелкий бизнес. Крестьяне могли свободно продавать на рынке излишки продукции. В прибрежных городах открыты зоны свободного или льготного предпринимательства.

Биография Дэн Сяопина.

Родился Дэн Сяопин 22 августа 1904 года в селе Пайфан провинции Сычуань в семье местного землевладельца. Мать его рано умерла, а отец женился второй раз на дочке лодочника. В семье деньги водились, и Сяопин (до ухода в 1927 году в подполье его звали Дэн Сисянь) учился, не бедствовал. Его отец Дэн Вэньмин, сознавая значение образования, записал своего старшего сына в одну из лучших школ Цунцина на подготовительные курсы. Их Дэн Сяопин закончил и уехал в Европу.

Дэн Вэньмин состоял в тайном обществе ГЭЛАОХУЭЙ, имел звание знаменосца. Подобные общества в жизни старого Китая выступали как своеобразные политические партии. Поэтому можно сказать, что в семье Дэн Сяопина имелись традиции политической деятельности.

В декабре 1920 года французское судно «Портос» пришвартовалось к причалу Марселя. Среди прибывших была группа китайских юношей. Из них выделялся своим небольшим ростом и возрастом шестнадцатилетний Дэн Сяопин. Видимо, этот шаг был вполне обдуманным. Бурное для Китая начало 1920-х годов, идеи Октября распространяются среди интеллигенции, учащейся молодежи. Возникают первые марксистские кружки. Время и его пульс не могли не найти свой отзвук в душе Дэн Сяопина. Нужны были знания, и овладеть ими Дэн Сяопин решил на Западе.

В далеком Париже юноша упорно повышает свой образовательный уровень. Денег из дома и правительственной стипендии хватило ненадолго. Приходится в поте лица зарабатывать себе на жизнь. Работал на автозаводе «Рено», был кочегаром, подрабатывал официантом в бистро. В те годы, узнав жизнь с разных сторон, Дэн Сяопин принимает решение, определившее его всю дальнейшую судьбу.

В Париже в 1922 году он вступает в социалистический союз молодежи Китая, затем в 1924 году – в европейской отделение Компартии Китая. Живет вместе с Чжоу Эньлаем. Тогда и родилась, видимо, их прочная дружба. Она не раз потом выручала Сяопина из труднейших перипетий политической борьбы, служила мощным подспорьем в отстаивании своих взглядов.

Начал с распространения листовок среди китайских рабочих во Франции под шутливой кличкой «доктор Мимеограф», Дэн Сяопин быстро проявляет себя отнюдь не «маленьким» организатором и подпольщиком.

20 января 1926 года французские власти решили выслать Дэн Сяопина из страны. Его обвиняют в организации покушения на Хо Лучи, вожака другой китайской молодежной организации во Франции. Полиция устроила обыск на квартире, где Дэн Сяопин жил с двумя другими своими земляками. Как свидетельствует протокол, были найдены мимеограф, газеты и книги, в их числе произведения Н. Бухарина.

Распоряжение о высылке не застало адресата. Через Берлин Дэн Сяопин уже уехал в Москву.

Годы, проведенные во Франции, определили жизненный путь Дэн Сяопина, с этого момента он стал профессиональным революционером.

До сентября 1926 года Дэн Сяопин находился в советской столице, где учился в Университете имени Сунь Ятсена. В нем обучалось много его соотечественников. В это время стихли революционные волны в Европе, а на Дальнем Востоке они, наоборот, набирали силу. Советское правительство и Коммунистический Интернационал обращали большое внимание на развернувшиеся там процессы.

Вернувшись на родину, Дэн Сяопин становится подпольщиком. Находится в гуще событий, приобретает опыт политработника, военного дипломата. В гражданскую войну молодой Дэн участвует в Великом походе Красной армии, в антияпонской освободительной войне разрабатывает вместе с военачальниками НОА победоносные операции.

Государство Китайская Народная Республика было образовано 1 октября 1949 года после революции и многолетней гражданской войны. В те годы Дэн Сяопин всемерно способствует укреплению авторитета Мао Цзэдуна как в партии, так и в стране. В 1951 году в статье, посвященной 30-летию основания КПК, он писал: «Китайские коммунисты полностью сознают, что победа китайской революции и установление тесных связей с партией, с китайским народом неразрывно связаны с именем товарища Мао Цзэдуна… Они рассматривают председателя Мао как своего спасителя».

В 1949 году Дэн Сяопин входит в Центральный народный правительственный совет и Народно-революционный военный совет, занимая эти посты до реорганизации в сентябре 1954 года. В 1952 году в качестве заместителя премьера Государственного административного совета КНР он приезжает в Пекин, но когда в 1953 году происходит реорганизация военно-административного комитета Юго-Западного Китая (из названия выпадает слово «военный»), он все еще остается заместителем председателя этого комитета вплоть до 1954 года. Между тем в Пекине на Дэна возлагают все больше обязанностей: его избирают заместителем председателя Народного политического консультативного совета, потом назначают министром финансов, хотя этот пост он занимает недолго – до лета следующего года. В 1952 – 1954 годах Дэн Сяопин входит в состав Государственной плановой комиссии. Воздается впечатление, что его ожидает руководящая роль в высших государственных органах власти.

Он – член комиссии по подготовке первой конституции Китайской Народной Республики. Общая организация и подготовка выборов в парламент – Всекитайское собрание народных представителей – связаны прежде всего с именем Дэн Сяопина: он – генеральный секретарь Центральной избирательной комиссии. После реорганизации государственных органов в 1954 году Дэн Становится одним из заместителей премьера Государственного совета – правительства, одновременно он – заместитель председателя Центрального военного совета.

В мае 1954 года Дэн как отличный организатор назначается на важный в партийном аппарате пост: впервые он становится Генеральным секретарем ЦК КПК, отвечающим за работу отделом ЦК. Эта должность является новой. Правда, подобный пост существовал в 30-х годах, но вскоре после совещания в Цзуньи был упразднен. После VII съезда КПК в Яньани Мао Цзэдун в качестве Председателя КПК сосредоточил власть в своих руках. Вновь учрежденный пост Генерального секретаря, с одной стороны, укреплял структуру партии, с другой – отражал растущую необходимость координации многообразной деятельности партии, насчитывавшей 10000000 членов, по выполнению чрезвычайно сложных задач, стоящих перед страной. Назначение, очевидно, было связано и с исходом первого этапа фракционной борьбы за власть в период после победы революции – в ней Дэн Сяопин сыграл важную роль, выступая на стороне Мао Цзэдуна.

Но вот «большой скачок» 1958 года. Огромный революционный энтузиазм народа, пробудившегося от многовековой спячки, братская помощь СССР, высокие темпы первой китайской пятилетки – эти успехи и достижения кружили голову, создавая иллюзию возможности «прыжка в коммунизм». Мыслилось в срочном порядке многократно увеличить общественное производство, чтобы «догнать и перегнать Англию». «Большой скачок» и его порождение – «народные коммуны» означали широкое насаждение военно-бюрократических методов организации труда и жизни населения, скоропалительную ломку социально-психологической обстановки в обществе. В «народный коммунах» не было оплаты труда в соответствии с его качеством и количеством. В распределении господствовала уравниловка, были обобществлены мелкий домашний скот, птица, домашняя утварь, ликвидированы приусадебные участки.

Чем обернулся на практике лозунг «Три года упорного труда – десять тысяч лет счастья», известно. Промышленное производство к 1962 году сократилось почти вдвое по сравнению с 1960 годом. Сбор зерна стал ниже уровня 1952 года. Голод, олицетворявший старый Китай, стал распространенным явлением в КНР.

Сегодня волюнтаристский эксперимент конца 50-х годов критически осмыслен в КНР. Но тогда было весьма непросто выступить против курса, предложенного Мао Цзэдуном, под ультралевыми лозунгами в действительности проводить прямо противоположную линию в народном хозяйстве. Именно в тот период, судя по всему, у Дэн Сяопина идет критическое осмысление «руководящих указаний» вождя, растет понимание необходимости реалистического подхода к решению назревших проблем страны.

Во время «культурной революции» многие политические деятели, в том числе и Дэн Сяопин попадают в немилость. Им предъявляются самые нелепые обвинения.