Ильины три поездочки.Какие события былины могли бы реально произойти. Одна строчка

Лит чт-4-1

1 вариант

1. Отметь жанр фольклора.

  1. рассказ
  2. басня
  3. былина
  4. повесть
  5. стихотворение

2. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

…Посреди поля чистого,

На закате красна солнышка,

На восходе ясна месяца

На заставу богатырскую

Собирались на походный совет

Славнорусские богатыри.

  1. из басни
  2. из сказки
  3. из былины

3. В произведении какого жанра рассказано о Сергии Радонежском? Отметь ответ.

  1. былина
  2. басня
  3. житие

4. Как называется часть произведения, которая находится в начале?

За горами, за лесами,

За широкими морями,

Против неба – на земле,

Жил старик в одном селе.

  1. зачин
  2. присказка
  3. концовка

5. Отметь название П.П. Ершова?

  1. «Ашик - Кериб»
  2. «Как мужик украл камень»
  3. «Конек-горбунок»

6. Из какого произведения А.С. Пушкина отрывок? Отметь название.

…Раз царевна молодая,

Милых братьев поджидая,

Пряла, сидя под окном.

Вдруг сердито под крыльцом

Пес залаял, и девица

Видит: нищая черница

Ходит по двору, клюкой

Отгоняя пса.

  1. «Сказка о царе Салтане»
  2. «Сказка о рыбаке и рыбке»
  1. А.С. Пушкин
  1. П.П. Ершов
  2. М.Ю. Лермонтов

8. Что помогло справиться с заданием в басне Л.Н. Толстого «Как мужик убрал камень»? Отметь ответ.

  1. сила
  2. смекалка
  3. упорство

9.Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Подруга дней моих суровых,

Голубка дряхлая моя!

Одна в глуши лесов сосновых

Давно, давно ты ждешь меня.

  1. «Няне»
  2. «Зимний вечер»
  3. «Туча»

10. Отметь, что тебе поможет найти нужное произведение в книге?

  1. портрет писателя
  1. размер книги
  2. оглавление (содержание)

Лит чт-4-1

2 вариант

1. Определи жанр произведения. Отметь ответ.

…Закипела в добром молодце душа,

Уходил, открывал он подвал,

Выпускал тридцать витязей,

Женихов недожененных.

  1. стихотворение
  2. басня
  3. былина

2. Отметь жанр фольклора.

  1. летопись
  2. былина
  3. житие

3. Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

…Тут конек пред ним ложится,

На конька Иван садится,

Уши загреби берет,

Что есть мочушки ревет.

  1. «Конек - горбунок»
  1. «Ильины три поездочки»
  2. «Мальчики»

4. Вспомни и отметь, кто спас царевну молодую в «Сказке о мертвой царевне и о семи богатырях»?

  1. Иван-царевич
  2. королевич Елисей
  3. Иванушка-дурачок

5. Отметь, к какой народности можно отнести сказку М.Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб»?

  1. русская народная
  2. японская
  3. турецкая

6. О чем мечтали Королев и Чечевицын в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»? Отметь ответ.

  1. о путешествии
  2. об интересной книге
  3. покорить мир

7. Как звали главную героиню сказки М.Ю. Лермонтова «Ашик - Кериб»? Отметь ответ.

  1. Гульчатай
  2. Гульсунай
  3. Магуль-Мегери
  1. А.С. Пушкин
  1. М.Ю. Лермонтов
  2. С.А. Есенин

9. Определи жанр произведения «Ильины три поездочки»?

  1. басня
  2. летопись
  3. былина

10. Вспомни имя среднего брата Ивана-дурака из сказки «Конек-горбунок»?

  1. Афанасий
  2. Гаврило
  3. Данило

Лит-чт-4-1

3 вариант

1. Прочитай отрывок. Определи жанр произведения. Отметь ответ.

…Стало сызнова смеркаться,

Средний брат пошел сбираться,

Взял он вилы и топор

И отправился в дозор.

  1. басня
  2. былина
  3. сказка

2.Из какого произведения отрывок. Отметь ответ.

…Чудесный же юноша с радостью обещал ухаживать за ними до конца их жизни и с того дня старался каждый день угодить родителям своим, чтобы они молились за него и дали ему благословение. Так жил он некоторое время, прислуживая и угождая родителям своим всей душой и от чистого сердца, пока родители его не постриглись в монахи, и каждый из них в различное время не удалился в свой монастырь.

  1. «И вспомнил Олег коня своего»
  2. «Конек-горбунок»
  3. «Житие Сергия Радонежского»

3.Отметь заголовок былины об Илье Муромце.

  1. «И повесил Олег щит свой на вратах Царьграда»
  2. «Ильины три поездочки»
  3. «Мальчики»

4.Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

…В невыразимой тоске упала мать на одежды любимого сына и стала обливать их жаркими слезами; потом взяла их и понесла к нареченной невестке своей, Магуль-Мегери.

  1. «Ашик-Кериб»
  2. «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»
  3. «Мальчики»

5.О чем молился Николенька в рассказе Л.Н. Толстого «Детство»? Отметь ответ.

  1. «Спаси, Господи, папеньку и маменьку»
  2. «Помоги, Господи, выздороветь бабушке»
  3. «Помоги, Господи, быстрее заснуть»

6.В каком произведении есть мораль? Отметь ответ.

  1. в сказке
  2. в былине
  3. в басне
  4. в легенде

…На площади в одном городе лежал огромный камень. Камень занимал много места и мешал езде по городу. Призвали инженеров и спросили их, как убрать камень и сколько это будет стоить.

  1. П.П. Ершов
  2. Л.Н. Толстой
  3. А.П. Чехов

8.Кто написал стихотворение «Туча»?

  1. М.Ю. Лермонтов
  2. А.С. Пушкин
  3. С.Я. Маршак

9.Как называл Чечевицын Володю в рассказе А.П. Чехова «Мальчики»? Отметь ответ.

  1. «Зоркий Глаз»
  2. «бледнолицый брат мой»
  3. «Ястребиный Коготь»

10.Вспомни фамилию, имя и отчество автора стихотворения «Дары Терека»?

  1. Сергей Александрович Есенин
  2. Михаил Юрьевич Лермонтов
  3. Федор Иванович Тютчев

Лит-чт-4-2

1 вариант

1.Прочитай отрывок. Определи жанр. Отметь ответ.

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мертвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

  1. пословица
  2. загадка
  3. стихотворение

2.Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

А внизу, между корнями куста, на сырой земле, как будто прилипнув к ней плоским брюхом, сидела довольно жирная старая жаба, которая проохотилась целую ночь за червяками и мошками и под утро уселась отдыхать от трудов, выбрав местечко потенистее и посырее.

  1. «Городок в табакерке»
  2. «Сказка о жабе и розе»
  3. «Городок в табакерке»

3.Прочитай строфу. Как она называется? Отметь ответ.

В зимние сумерки нянины сказки

Саша любила. Поутру в салазки

Саша садилась, летела стрелой,

Полная счастья, с горы ледяной.

  1. двухстишие
  2. трёхстишие
  3. пятистишие
  4. четверостишие

Ну, пошёл же, ради Бога!

Небо, ельник и песок-

Невесёлая дорога…

Эй! Садись ко мне, дружок!

  1. Н.А.Некрасов
  2. И.С.Никитин
  3. А.А.Фет

5.Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Жил на нашем заводе старик один, по прозвищу Кокованя. Семьи у Коковани не осталось, он и придумал взять в дети сиротку. Спросил у соседей, - не знают ли кого…

  1. из рассказа
  2. из былины
  3. из сказки

6. Вспомни и отметь название сказки, в которой любовь девушки расколдовало чудище, превратив его в принца-королевича.

  1. «Сказка о жабе и розе»
  2. «Городок в табакерке»
  3. «Аленький цветочек»

7. Как называется стихотворение А.А.Фета? Отметь ответ.

Ты прав. Одним воздушным очертаньем

Я так мила.

Весь бархат мой с живым миганьем –

Лишь два крыла.

  1. «Муха»
  2. «Стрекоза»
  3. «Бабочка»

8.Вспомни и отметь имя девочки из сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце».

  1. Алёнка
  2. Дарёнка
  3. Маринка

9. Прочитай отрывок. Вспомни и отметь название.

…Вдруг, невидимо где, заиграла музыка. Откуда слышна эта музыка, Миша не мог понять: он ходил и к дверям – не из другой ли комнаты? и к часам – не в часах ли? и к бюро, и к горке; прислушивался то в том, то в другом месте; смотрел и под стол…Наконец Миша уверился, что музыка играла в табакерке.

10. Какими словами начинается сказка С.Т.Аксакова «Аленький цветочек»? Отметь ответ.

  1. «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был богатый…»
  2. «В стародавние времена…»
  3. «Жила когда – то…»

Лит-чт-4-2

2 вариант

1. Прочитай произведение. Отметь его жанр.

Шит колпак

Не по-колпаковски,

В том колпаке –

Полколпака гороху.

  1. потешка
  2. песня
  3. скороговорка

2.Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

…- Дочери мои милые, дочери мои хорошие, дочери мои пригожие, еду я по своим купецким делам за тридевять земель, в тридевятое царство… и коли вы будете жить без меня честно и смирно, то привезу вам такие гостинцы, каких вы сами захотите…

  1. П.П.Бажов «Серебряное копытце»
  2. В.М.Гаршин «Сказка о жабе и розе»
  3. С.Т.Аксаков «Аленький цветочек»

3. Вспомни и отметь название произведения.

…Ноги босы, грязно тело

И едва прикрыта грудь…

Не стыдися! Что за дело?

Это многих славных путь…

  1. «Школьник»
  2. «Дети и птичка»
  3. «Бабочка»

4.Вспомни и отметь имя мальчика из сказки В.Ф.Одоевского «Городок в табакерке».

  1. Витя
  2. Коля
  3. Миша

5. Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

В эту весну мальчик не мог выйти в свой любимый уголок. По-прежнему около него сидела сестра, но уже не у окна, а у его постели; она читала книгу, но не для себя, а вслух ему, потому что ему трудно было поднять свою исхудалую голову с белых подушечек и трудно держать в тощих руках даже самый маленький томик, да и глаза его скоро утомлялись от чтения. Должно быть, он уже больше никогда не выйдет в свой любимый уголок.

  1. «Городок в табакерке»
  2. «Серебряное копытце»
  3. «Сказка о жабе и розе»

Ещё светло перед окном,

В разрывы облак солнце блещет,

И воробей своим крылом,

В песке купаяся, трепещет.

  1. А.А.Фет
  2. Н.А.Некрасов
  3. А.Н.Плещеев

7. Вспомни и отметь ответ, что случилось с мальчиком из сказки «Сказка о жабе и розе»?

  1. он уехал за границу
  2. он переехал в другой дом
  3. он умер от болезни

8.Вспомни и ответь, как звали кошку Дарёнки из сказки П.П.Бажова «Серебряное копытце».

  1. Муся
  2. Муренка
  3. Клёпа

9.Какая из дочерей попросила в подарок привезти цветочек в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»?

  1. старшая дочь
  2. средняя дочь
  3. младшая дочь

10.Вспомни и отметь название городка в сказке В.Ф. Одоевского «Городок в табакерке»?

  1. Тук-Тук
  2. Динь-Динь
  3. Тик-Так

Лит-чт-4-2

3вариант

1. Прочитай. Отметь пословицу о труде.

  1. Пчела мала, а и та работает.
  2. Своя земля и в горсти мила.
  3. Друзья познаются в беде.
  4. Трус и таракана посчитает за великана.

…Плачет, рыдает честной купец, таковыми речами не утешается. Прибегают сестры старшие, большая и средняя, подняли плач по всему дому: вишь, больно им жалко меньшей сестры, любимой; а меньшая сестра и виду печального не кажет, не плачет, не охает и в дальний путь неведомый собирается.

  1. В.Ф. Одоевский
  2. В.М. Гаршин
  3. С.Т. Аксаков

3.Вспомни и отметь ответ, что стало с розой в сказке В.М. Гаршина «Сказка о жабе и розе»?

  1. пересадили на другое место
  2. осыпалась раньше времени

4.Из какого произведения отрывок?

…-Ан вот и неправда, - отвечал провожатый, - колокольчики не одинакие. Если бы все были одинакие, то и звенели бы мы все в один голос, один как другой; а ты слышишь, какие мы песни выводим. Это оттого, что, кто из нас побольше, у того и голос потолще. Неужели ты и этого не знаешь? Вот видишь ли, Миша, это тебе урок: вперед не смейся над теми, у которых поговорка дурная; иной и с поговоркою, а больше другого знает, и можно от него кое-чему научиться.

  1. «Серебряное копытце»
  2. «Сказка о жабе и розе»
  3. «Городок в табакерке»

5.Вспомни и отметь, какой по счету невестой чудища была младшая дочь купца в сказке С.Т. Аксакова «Аленький цветочек»?

  1. десятая
  2. двенадцатая
  3. первая
  1. А.А. Фет
  2. А.Н. Плещеев
  3. Н.А. Некрасов

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

  1. И.А. Бунин
  2. Н.А. Некрасов
  3. И.С. Никитин

8.Прочитай отрывок. Отметь тему стихотворения А.Н. Плещеева «Дети и птичка».

  1. птичка вернется с весной
  2. птичка никогда не вернется
  3. птичка не ответила

9.Сколько драгоценных камней успели набрать Дарёнка и Кокованя в сказке П.П. Бажова «Серебряное копытце»?

  1. полшапки
  2. целую сумку
  3. целый мешок

10.Что является элементом книги?

  1. рассказ
  2. цвет обложки
  3. титульный лист
  4. сказка

Лит-чт-4-3

1 вариант

1. Определи жанр произведения Б.С.Житкова «Как я ловил человечков». Отметь ответ.

  1. сказка
  2. рассказ
  3. басня

Гляди-ка, парень как рот раскрыл.

И ко мне обращается:

Что тебе?

Мне ничего,- отвечаю,- я просто так…

Тебе нечего делать?

Ага.

Вот хорошо! Видишь, вон дом кривой?

Вижу.

Поди подтолкни его с того боку, чтоб он ровный был.

  1. В.Ю.Драгунский «Что любит Мишка»
  2. Е.Л.Шварц « Сказка о потерянном времени»

3. Отметь фамилию поэта.

  1. Б.С.Житков
  2. С.А.Есенин
  3. В.В.Голявкин

4. Прочитай отрывок. Вспомни и отметь название произведения С.А.Есенина.

В зимний вечер по задворкам

Разухабистой гурьбой

По сугробам, по пригоркам

Мы идём, бредём домой.

  1. «Детская»
  2. «Опять сон»
  3. «Бабушкины сказки»

К сожалению, так устроено на свете: от любого несчастья может спастись человек. Если ребята, которых мы превратили в стариков, разыщут завтра друг друга, придут ровно в двенадцать часов ночи сюда к нам и повернут стрелку ходиков на семьдесят семь кругов обратно, то дети снова станут детьми, а мы погибнем.

  1. сказка
  2. рассказ
  3. былина
  1. В.Я.Брюсов
  2. С.А.Есенин
  3. М.И.Цветаева

7. Какой подарок оставил композитор Григ для Дагни Педерсен в рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками?»

  1. колечко
  2. куклу
  3. музыкальную пьесу

8. Отметь название юмористического рассказа.

  1. К.Г.Паустовский «Корзина с еловыми шишками»
  2. М.М.Зощенко «Ёлка»

9.Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

Я закрылся одеялом с головой, сделал себе домик и маленькую дырочку. А из дырочек глядел, не шевелясь. Скоро я так присмотрелся, что на пароходике мне всё стало отлично видно.

  1. «Что любит Мишка»
  2. «Ёлка»
  3. «Как я ловил человечков»

10. Какими словами начинается «Сказка о потерянном времени» Е.Л.Шварца? Отметь ответ.

  1. «В тридевятом царстве…»
  2. «Жил-был мальчик по имени…»
  3. «Давным-давно…»

Лит-чт-4-3

2 вариант

1. Определи жанр произведения М.И.Цветаевой «Наши царства». Отметь ответ.

  1. сказка
  2. рассказ
  3. стихотворение

Бабушка не убрала пароходика. Я всё смотрел на пароходик. Влезал на стул, чтоб лучше видеть. И всё больше и больше он мне казался настоящим.

  1. «Как я ловил человечков»
  2. «Корзина с еловыми шишками»
  3. «Никакой я горчицы не ел»

3.Прочитай отрывок. Отметь название стихотворения В.Я.Брюсова.

Мне опять приснились дебри

Глушь пустынь, заката тишь.

Жёлтый лев крадётся к зебре

Через травы и камыш.

  1. «Опять сон»
  2. «Бабушкины сказки»
  3. «Детская»

4.В каком произведении Е.Л.Шварца школьники превращаются в стариков. Отметь ответ.

  1. «Как я ловил человечков»
  2. «Корзина с еловыми шишками»

5.Вспомни и отметь, где встретились композитор Григ и девочка Дагни из рассказа К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками»?

  1. на концерте
  2. в лесу
  3. на катке

6.Определи жанр и тему произведения В.Ю.Драгунского «Главные реки». Отметь ответ.

  1. сказка о путешествиях
  2. повесть о смелом мальчике

7.Отметь название юмористического рассказа.

  1. «Ёлка»
  2. «Что любит Мишка»
  3. «Корзина с еловыми шишками»

8.Каких человечков ловил мальчик в рассказе Б.С.Житкова «Как я ловил человечков?» Отметь ответ.

  1. настоящих
  2. выдуманных
  3. волшебных

9.Вспомни и отметь имена детей в рассказе М.М.Зощенко «Ёлка»?

  1. Маша и Гриша
  2. Минька и Лёля
  3. Гринька и Лида

10.Соотнеси подходящую по смыслу пословицу с рассказом В.В.Голявкина «Никакой я горчицы не ел». Отметь ответ.

  1. Хорошо тому делать добро, кто помнит.
  2. Всякий хлопочет, себе добра хочет.
  3. Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Лит-чт-4-3

3вариант

1.Отметь тему и жанр произведения М.И.Цветаевой «Бежит тропинка с бугорка…».

  1. рассказ о природе
  2. стихотворение о природе

2.Из какого произведения В.Ю.Драгунского отрывок? Отметь ответ.

  1. «Главные реки»
  2. «Что любит Мишка»
  3. «Никакой я горчицы не ел»
  1. Б.С.Житков
  2. К.Г.Паустовский
  3. М.М.Зощенко

Рассказал Петя Марусе, кто он такой. Взялись они за руки, побежали искать остальных товарищей. Искали они час, другой, третий. Наконец зашли во двор огромного дома. И видят: за дровяным сараем прыгает старушка. Нарисовала мелом на асфальте классы и скачет на одной ножке, гоняет камешек.

  1. «Сказка о потерянном времени»
  2. «Корзина с еловыми шишками»
  3. «Как я ловил человечков»

5.В каком произведении заголовок соответствует главной мысли? Отметь ответ.

  1. «Ёлка»
  2. «Корзина с еловыми шишками»
  3. «Что любит Мишка»

6.Вспомни и отметь имя и отчество Драгунского.

  1. Виктор Владимирович
  2. Виктор Юзефович
  3. Евгений Львович

7.Из какого стихотворения строфа? Отметь ответ.

Сказки все. Пора в постели…

Но а как теперь уж спать?

И опять мы загалдели,

Начинаем приставать.

Скажет бабушка несмело:

« Что ж, сидеть-то до зари?»

Ну, а нам какое дело,-

Говори да говори».

  1. «Детская»
  2. «Бабушкины сказки»
  3. «Наши царства»

8.Прочитай отрывок. Отметь название произведения.

Я быстро откинул палубу и прихлопнул внутри рукой. Ничего. Совсем ничего! Даже скамеек этих не было. Голые борта. Как в кастрюльке. Я поднял руку. Под рукой, конечно, ничего.

  1. «Никакой я горчицы не ел»
  2. «Корзина с еловыми шишками»
  3. «Как я ловил человечков»

9.Вспомни фамилию композитора, с которым встретилась в лесу Дагни Педерсен в рассказе К.Г.Паустовского «Корзина с еловыми шишками?»

  1. Моцарт
  2. Григ
  3. Бах

10.Что не является элементом книги? Отметь ответ.

  1. титульный лист
  2. оглавление (содержание)
  3. цвет обложки
  4. обложка
  5. предисловие

Лит-чт-4-4

1 вариант

1.Определи жанр произведения В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип». Отметь ответ.

  1. сказка
  2. рассказ
  3. былина

…Действительно, стоило полюбоваться оригинальной картиной. Лебедь стоял, раскрыв крылья, а Соболько с визгом и лаем нападал на него. Умная птица вытягивала шею и шипела на собаку, как это делают гуси. Старый Тарас от души смеялся над этой сценой, как ребёнок.

  1. Д.Н.Мамин – Сибиряк
  2. А.И.Куприн
  3. М.М.Пришвин

3.Отметь фамилию поэта.

  1. Е.И.Чарушин
  2. В.П.Астафьев
  3. Б.Л.Пастернак

4.В каком произведении заголовок совпадает с именем главного героя? Отметь ответ.

  1. Е.И.Чарушин «Кабан»
  2. М.М.Пришвин «Выскочка»

5.Прочитай отрывок. Определи жанр произведения. Отметь ответ.

…В это утро вместе с солнышком

Уж не из тех ли тёмных зарослей

Выплывала, словно зоренька,

Белоснежная лебёдушка.

  1. рассказ
  2. сказка
  3. стихотворение
  1. Б.А.Слуцкий
  2. И.С.Никитин
  3. С.А.Есенин

7.Вспомни и отметь название произведения, в котором собака проучила наглую сороку, оставив её без хвоста.

  1. «Стрижонок Скрип»
  2. «Выскочка»
  3. «Кабан»

8.Из какого произведения строфа? Отметь ответ.

Как не гордиться мне тобой,

О Родина моя!

Когда над Волгою родной

Стою, недвижим, я.

  1. С.Д.Дрожжин «Родине»
  2. И.С.Никитин «Русь»
  3. Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

9.Вспомни и отметь название произведения, в котором между главными героями «царствовало редкое согласие и самая нежная любовь».

  1. «Путешествие Алисы»
  2. «Приключения Электроника»
  3. «Барбос и Жулька»

10.Вспомни и отметь, как погибла мама-стрижиха в рассказе В.П.Астафьева «Стрижонок Скрип?»

  1. сокол унёс в когтях
  2. не вернулась с охоты
  3. улетела в тёплые края

Лит-чт-4-4

2 вариант

1.Определи жанр произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приёмыш».

  1. сказка
  2. рассказ
  3. басня

2.Прочитай отрывок. Кто автор произведения? Отметь ответ.

И все стрижи с криком «Тиу!» высыпали из норок и набрасывались на врага. Пусть этот враг хоть сокол, хоть коршун, хоть кто, пусть он хоть в сто раз больше стрижей, они всё равно не боялись его. Дружно налетали стрижи, все как один. Коршун и ворона скорей-скорей убирались в лес, а гадюка пряталась под камень и со страху шипела.

  1. Е.И.Чарушин
  2. М.М.Пришвин
  3. В.П.Астафьев
  1. И.С.Никитин
  2. Б.А.Слуцкий
  3. С.А.Есенин

4.Отметь юмористический рассказ.

  1. «Барбос и Жулька»
  2. «Кабан»
  3. «Приёмыш»

5.Из какого произведения строфа. Отметь ответ.

…Солнце! Что на свете слаже

После зябкого денька?..

Паутинок лёгких пряжа

Обвилась вокруг сучка».

  1. «Бабье лето»
  2. «Весна в лесу»
  3. «Лебёдушка»

6.Отметь название фантастического рассказа.

  1. «Кабан»
  2. «Выскочка»
  3. «Путешествие Алисы»

7.Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

Несколько минут профессор смотрел на спящего. Нет, ни один человек не мог сразу догадаться, что перед ним кибернетический мальчик. Курносый нос, вихор на макушке, длинные ресницы… Синяя курточка, рубашка, летние брюки. Сотни, тысячи таких мальчишек бегают по улицам большого города.

  1. К.Булычёв «Путешествие Алисы»
  2. М.М.Пришвин «Выскочка»
  3. Е.С.Велтистов «Приключения Электроники»

8.Вспомни и отметь название произведения, в котором во время войны были потоплены тысяча лошадей с корабля «Глория».

  1. А.В.Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…»
  2. Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»
  3. И.С.Никитин «Русь»

9.В каком произведении заголовком является имя главного героя? Отметь ответ.

  1. «Кабан»
  2. «Лебёдушка»
  3. «Стрижонок Скрип»

10.Вспомни и отметь, что случилось с главной героиней стихотворения С.А.Есенина «Лебёдушка»? Отметь ответ.

  1. погибла от когтей коршуна
  2. погибла от болезни
  3. погибла от тоски

Лит-чт-4-4

3 вариант

1.Отметь жанр и тему произведения Б.А.Слуцкого «Лошади в океане».

  1. рассказ о конном спорте
  2. сказка о лошадях

2.Из какого произведения строфа? Отметь ответ.

Осень. Сказочный чертог,

Всем открытый для обзора.

Просеки лесных дорог,

Заглядевшихся в озёра».

  1. Д.Б.Кедрин «Бабье лето»
  2. Н.М.Рубцов «Сентябрь»

3.Вспомни и отметь, в каком рассказе описывается дружба лебедя с собакой? Отметь ответ.

  1. А.И.Куприн «Барбос и Жулька»
  2. М.М.Пришвин «Выскочка»
  3. Д.Н. «Приёмыш»

4.Из какого произведения отрывок? Отметь ответ.

В дверном проёме показались кустики. Зрелище было и на самом деле ужасное. Кустики вылезли из полного песку ящика и, тяжело переступая на коротких уродливых корнях, двигались на нас. Они шли полукругом, покачивая ветвями, бутоны раскрылись, и среди листьев горели, словно зловещие глаза, розовые цветы.

  1. «Приключения Электроника»
  2. «»Кабан»
  3. «Путешествие Алисы»

5.В каком произведении вы познакомились с кибернетическим мальчиком? Отметь ответ.

  1. «Путешествие Алисы»
  2. «Приключения Электроника»
  3. «Выскочка»

6.Из какого произведения строфа? Отметь ответ.

Снег обтаял под сосною,

И тепло на мягком мху,

Рано в утренник весною

Над опушкою лесною

Гаснут звёзды наверху.

  1. С.А.Клычков «Весна в лесу»
  2. С.А.Есенин «Лебёдушка»
  3. И.С.Никитин «Русь»

7.Вспомни и отметь, на каком космическом аппарате летала Алиса в фантастическом рассказе К. Булычёва «Путешествие Алисы»?

  1. спутник
  2. космокатер
  3. ракета

8.Как сумели вырасти без мамы - стрижихи маленькие стрижата?

  1. помогали другие стрижи
  2. помогали мальчики
  3. выжили сами

9.За что Вьюшка лишила хвоста сороку Выскочку? Отметь ответ.

  1. за то, что мешала есть
  2. за то, что украла косточку
  3. за то, что не давала спать

10.Какими словами начинается рассказ Д.Н.Мамина – Сибиряка «Приёмыш»? Отметь ответ.

  1. «Я рисую животных…»
  2. «Наша охотничья собака, лайка, приехала к нам…»
  3. 2

    из былины

    былина

    «Житие Сергия Радонежского»

    3

    житие

    «Конёк-горбунок»

    «Ильины три поездочки»

    4

    зачин

    королевич Елисей

    «Ашик-Кериб»

    5

    «Конёк-горбунок»

    турецкая

    «Спаси,Господи, папеньку и маменьку»

    6

    «Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях»

    о путешествии

    в басне

    1 вариант

    2 вариант

    3 вариант

    1

    стихотворение

    скороговорка

    Пчела мала, и та работает

    2

    «Сказка о жабе и розе»

    С.Т.Аксаков «Аленький Цветочек»

    С.Т.Аксаков

    3

    двухстишие

    «Школьник»

    срезали и поставили в отдельном бокале у маленького гробика

    4

    Н.А.Некрасов

    Миша

    «Городок в табакерке»

    5

    из сказки

    «Сказка о жабе и розе»

    двенадцатая

    6

    «Аленький цветочек»

    А.А.Фет

    Н.А.Некрасов

    7

    «Бабочка»

    он умер от болезни

    И.А.Бунин

    8

    Дарёнка

    Мурёнка

    Птичка вернётся с весной

    9

    В.Ф.Одоевский «Городок в табакерке»

    младшая дочь

    полшапки

    10

    «В некотором царстве, в некотором государстве, жил-был богатый…»

    Динь - Динь

    Титульный лист

    Тест лит чт 4-3

    № задания

    1 вариант

    2 вариант

    3 вариант

    1

    рассказ

    стихотворение

    стихотворение о детских годах

    2

    В.В.Голявкин «Никакой я горчицы не ел»

    «Как я ловил человечков»

    «Главные реки»

    3

    С.А.Есенин

    «Опять сон»

    М.М.Зощенко

    4

    «Бабушкины сказки»

    «Сказка о потерянном времени»

    «Сказка о потерянном времени»

    5

    сказка

    в лесу

    «Что любит Мишка»

    6

    В.Я.Брюсов

    рассказ о мальчике, который не учил уроки

    Виктор Юзефович

    7

    музыкальную пьесу

    «Что любит Мишка»

    «Бабушкины сказки»

    8

    В.Ю.Драгунский «Главные реки»

    выдуманных

    «Как я ловил человечков»

    9

    «Как я ловил человечков»

    Минька и Лёля

    Григ

    10

    «Жил-был мальчик по имени…»

    Скучен день до вечера, коли делать нечего

    Цвет обложки

    Тест лит чт 4-4

    № задания

    1 вариант

    2 вариант

    3 вариант

    1

    рассказ

    Рассказ

    стихотворение о том, как погибли лошади в океане

    2

    Д.Н.Мамин-Сибиряк

    В.П.Астафьев

    Б.Л.Пастернак «Золотая осень»

    3

    Б.Л.Пастернак

    И.С.Никитин

    М.М.Пришвин «Выскочка»

    4

    Выскочка

    «Кабан»

    «Путешествие Алисы»

    5

    стихотворение

    «Бабье лето»

    «Приключения Электроника»

    6

    С.А.Есенин

    «Путешествие Алисы»

    С.А.Клычков «Весна в лесу»

    7

    «Выскочка»

    Е.С.Велтистов «Приключения Электроника»

    космокатер

    8

    С.Д.Дрожжин «Родине»

    Б.А.Слуцкий «Лошади в океане»

    помогали другие стрижи

    9

    «Барбос и Жулька»

    «Стрижонок Скрип»

    за то, что украла косточку

    10

    сокол унёс в когтях

    погибла от когтей коршуна

    «В дождливый день я подходил к Светлому озеру…»


    Прочитай текст «Две лягушки» Л. Пантелеева. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

    1. Где жили подруги-лягушки?

    В погребе;
    в канаве;
    в лесу;
    в парке.

    2. Отметь черты, присущие настоящей лесной лягушке.

    Храбрая;
    трусиха;
    сильная;
    лентяйка;
    соня;
    весёлая.

    3. В какое время суток подруги вышли погулять?

    Днём;
    вечером;
    ночью;
    утром.

    4. Зачем лягушки забрались в погреб?

    Чтобы полакомиться сметаной;
    из погреба очень вкусно пахло;
    лягушкам захотелось узнать, что в погребе.

    5. Почему одна из лягушек утонула?

    6. Храбрая лягушка продолжала барахтаться в горшке, потому что:

    Решила доплыть до края горшка;
    решила бороться до конца со смертью;
    решила сбить масло из жидкой сметаны.

    7. Как ты понимаешь выражение: Шалишь, лягушачья смерть ?

    Играешь;
    ничего у тебя не выйдет;
    придумываешь;
    фантазируешь.

    Об опасности, которая может подстерегать в погребе;
    о вкусных запахах из погреба;
    о правилах поведения в сложных ситуациях;
    о том, что никогда не нужно падать духом.

    9. Составь план текста.

    1) Проживание подружек в канаве.
    2) ... .
    3) ... .
    4) ... .
    5) Победа!

    10. В какой из сборников можно было бы поместить это произведение?

    «Сказочные истории»;
    «Басни»;
    «Рассказы о природе»;
    «Рассказы о животных».

    11. Какая из лягушек тебе понравилась и чем?

    Проверка читательских умений работать с текстом

    Правильные ответы к заданиям

    Проверка уровня начитанности

    1. Определи жанры, которые можно включить в раздел устного народного творчества.

    Сказки;
    летописи;
    басни;
    былины;
    пословицы;
    _______________

    2. Определи жанр произведения.

    Посреди поля чистого,
    На закате красна солнышка,
    На восходе ясна месяца
    На заставу богатырскую
    Собирались на походный совет
    Славнорусские богатыри:
    Думу думали, раздумывали,
    По нарядам снарядились.

    Сказка;
    былина;
    летопись;
    ...

    3. Рассмотри репродукцию картины В. Васнецова «Богатыри». Персонажами какого жанра являются эти герои?



    Сказки;
    летописи;
    былины;
    ...

    4. Запиши имя одного из былинных героев.

    5. Какие персонажи (2–3) тебе встречались чаще всего в сказках о животных.

    6. Запиши традиционных героев (2–3) русских волшебных сказок.

    7. Из какой сказки А.С. Пушкина к нам пришла поговорка: остаться у разбитого корыта?

    «Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»;
    «Сказка о рыбаке и рыбке»;
    «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях».

    8. Запиши 1–2 фамилии писателей-сказочников.

    9. В какой из разделов книги можно поместить произведения писателей: Н.Н. Сладкова, В.В. Бианки, Е.И. Чарушина?

    «О братьях наших меньших»;
    «Делу время – потехе час»;
    «Доброе братство дороже богатства».

    10. С какими жанрами произведений Л.Н. Толстого ты знаком?

    Сказки;
    повести;
    басни;
    стихи;
    ...

    11. Запиши 2–3 фамилии поэтов, чьи произведения о зиме ты читал.

    12. Запиши название последней из прочитанных тобой книг.

    Й класс

    ВОРОБЕЙ

    Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. Собака бежала впереди меня.
    Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собой дичь.
    Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья с желтизной около клюва и пухом на голове. Он упал из гнезда (ветер сильно качал берёзы аллеи) и сидел неподвижно, беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки.
    Моя собака медленно приближалась к нему, как вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой – и весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул раза два в направлении зубастой раскрытой пасти.
    Он ринулся спасать, он заслонил собой своё детище... но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою!
    Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... Сила, сильнее его воли, сбросила его оттуда.
    Мой Трезор остановился, попятился… Видно, и он признал эту силу. Я поспешил отозвать смущённого пса и удалился, благоговея.
    Да, не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.
    Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь.



    (И.С. Тургенев )

    Прочитай текст И.С. Тургенева «Воробей». Выполни задания. Найди утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста, и подчеркни их.

    1. Где происходят события, описанные в тексте?

    а) В лесу;
    б) в саду;
    в) в парке.

    2. Почему молодой воробей выпал из гнезда?

    а) Ветер сильно качал дерево;
    б) воробышек пробовал летать;
    в) другие птенцы вытолкнули его из гнезда.

    3. На каком дереве было воробьиное гнездо?

    а) На осине;
    б) на берёзе;
    в) на яблоне.

    4. Почему старый черногрудый воробей камнем упал перед мордой собаки?

    а) Ринулся спасать своё детище;
    б) сорвался с ветки дерева;
    в) хотел испугать собаку.

    5. Восстанови с помощью цифр последовательность действий воробья, сорвавшегося с близкого дерева.

    а) Ринулся спасать.
    б) Упал.
    в) Заслонил.
    г) Прыгнул.

    6. Как ты понимаешь выражение он жертвовал собою ?

    а) Был готов отдать свою жизнь ради спасения птенца;
    б) хотел умереть;
    в) хотел отогнать собаку.

    7. Запиши, о какой силе, сильнее воли воробья, говорит автор.

    8. Подумай, какое выражение лучше других помогает понять главную мысль текста.

    а) На смелого собаки лают, а трусливого кусают.
    б) Счастье на стороне смелых.
    в) Любовь сильнее смерти и страха смерти.

    9. Восстанови с помощью цифр деформированный план прочитанного текста.

    а) Отчаянный поступок старого воробья.
    б) Возвращение с охоты.
    в) Отступление Трезора.
    г) Встреча с беспомощным воробышком.
    д) Любовь сильнее смерти.

    10. От чьего лица ведётся повествование?

    11. Подумай, к какому жанру мы отнесём данный текст:

    а) сказка;
    б) басня;
    в) рассказ.

    ОТВЕТЫ К ЗАДАНИЯМ

    Ильины три поездочки
    Посреди поля чистого, На закате красна солнышка, На восходе ясна месяца На заставу богатырскую Собирались на походный совет Славнорусские богатыри. Думу думали, раздумывали, По нарядам снарядилися.

    Доставалось Илье Муромцу Ехать в Западную сторону На великий богатырский дозор.

    Выезжал Илья Муромец, Доезжал он до росстани, Под ночной тучей западной. Наезжал на белый камень Илья. Из-за тучи месяц выглянул: Прочитай вон, на камени Придорожном надписочка Четко-ясно повысечена:

    «Прямо ехать - убитому быть! Влево ехать - женатому быть! Вправо ехать - богатому быть! Все судьбой сие предписано! » Во глубоком раздумье Илья. Он стоит, сам себе говорит: «Это бог с тобой, что - судьбой: Я готов и с судьбиной на бой! Только выбрать какую судьбу, Чтобы с нею вступить мне в борьбу? Мне в походах.жена не нужна, Мне богатство ненадобно. Ах, поеду, молодец, я туда, Где показано убитому быть! »

    Навалилась туча черная, Поглотила светлый месяц она. И поехал Илья Муромец На погибель на предписанную Ночью темною-растемною. Вдруг тут из ночной темноты Из-за кустиков низовеньких, Из-за камушков кремневеньких Выглядали, выскакивали Ходовитые разбойнички, Псы ночные подорожнички. Голоса у них горластые, А щиты у них крестастые, На них шлемы, будто ведра вверх дном,

    Кони-лошади в булатной броне. А заглавный пес-разбойничек Наседает, угрозой грозит: «Стой! Куда, деревенщина? Помолись перед погибелью! »

    Добрый молодец не молится, Перед псом он не клонится.
    Светлый месяц опять выходил, Все убранство на Илье озарил: Заблистал в сорок тысяч шлем, Засияли камни-яхонты Во сто тысяч во гриве у коня, Сам конь выше цен, выше смет! Вот тут-то разбойнички На богатство и обзарилися, Друг друга подзадоривают, Подстрекают, подзуживают: «Мы убьем его, пограбим-ко, Со конем его разлучим-ко! » Илья палицей размахивался Да слегка и приударил вожака, А размяк от удара вожак, Покачнулся, упал, не встал. Из налучника лук тугой, Из колчана калену стрелу Вынимал да пускал Илья В дуб кряковистый разрывчатую. Разрывала, расщепляла стрела Старый дуб во щепу, во черенки.

    Череночки да щепочки Разлетелись, угодили они Во разбойников да всех до одного

    В одночасье погубили подряд! Повернулся ко камени Илья. Надпись старую вычеркивал, Надпись новую надписывал: «Богатырь Илья Муромец Там был, да убит не бывал. Поразъездил дороженьку, Порасчистил широкую! »

    После этого быванья Илья: «Я поеду, - говорит, - уж туда, Где показано женатому быть! » Луговины, горы, реки да поля Проскакал Илья Муромец, На дворцы островерхие Понаехал краснокаменные. Вереницами девицы к нему Выходили, встречали молодца.
    Все красивые, приветливые, Все угодливые, ласковые, Разговоры веселые Про женитьбу, про венчанье ведут. «Погодите вы с венчаньем таким! Семь раз я отмериваю, Да один раз отрезываю! »

    Поспешают красны девицы: На столы, на столешницы Стелют скатерти-прелестницы, Ставят вина заморские, На упой добра молодца поят, С обручаньем-венчаньем спешат. Без успеху! Только смеху Илье Целый год, поди, не высмеять! «Вы бы лучше, красавицы, Отвели бы во спаленку меня: Мне б с дороги уснуть-отдохнуть! » - Говорит Илья Муромец. Подходила красавица, Уводила Илью Муромца,

    Задачи:

    обучающие:

    Познакомить с творчеством В.М. Васнецова;

    Формировать умение составлять текст с элементами оценки действительности;

    Обогащение словарного запаса.

    развивающие:

    Развивать у детей любовь к искусству;

    Развивать творческие способности и воображение;

    Развивать речь учащихся.

    воспитывающие:

    Формировать интерес к героическому прошлому нашего народа;

    Способствовать воспитанию у младших школьников патриотизма;

    Воспитывать интерес к живописи.

    ХОД УРОКА

    1. Организационный момент.

    2. Вступительное слово учителя. Подготовка к восприятию картины.

    (Учитель зачитывает отрывок из былины)

    Посреди поля чистого,
    На закате красна солнышка,
    На восходе ясна месяца
    На заставу богатырскую
    Собирались на походный совет
    Славнорусские богатыри.
    Думу думали, раздумывали,
    По нарядам снарядилися.

    Что я сейчас прочитала?

    Что такое былина? (Былина – русская народная эпическая песня о богатырях.)

    В большинстве былин говорится о делах и обычаях давних лет, о событиях времён Киевской Руси.

    На высоких холмах стоял Киев-град. Пахали под Киевом пахари, раздували горны кузнецы, пасли овец пастухи. По берегам Днепра трудились рыбаки. За пригородами и сёлами тянулись дремучие леса. Бродили по ним охотники. А за лесами раскинулись степи. Шло их этих степей на Русь много горюшка. Не однажды пытались овладеть славянской землёй кочевники-степняки на лихих низкорослых конях. Обрушивали они на мирные очаги смертоносные удары, пожарами освещали свой путь в ночи, оставляя раненых и убитых, увозя добро.

    Но всегда был крепок духом русский народ, и много доблестных витязей вставало в ту пору на защиту родной земли. Разбросались по краю степи заставы богатырские, маленькие крепости. Без устали разъезжали по степям богатыри, зорко всматриваясь вдаль, оберегая путь на Киев.

    Вы на уроках изобразительного искусства тоже говорили о былинных героях и попытались изобразить того человека, который не боялся несметных полчищ врагов. Мне кажется, что вам удалось нарисовать мужественных, преданных Родине, народу защитников.

    Вот и художнику Виктору Михайловичу Васнецову очень много сказаний о богатырях рассказывал его отец. Зимой в их дом часто заходили странники, пересказывали истории, сказки, предания. Образы русских богатырей крепко запали в душу мальчика.

    Вряд ли найдётся в России человек, который не видел бы картину В.М.Васнецова. В Третьяковской галерее, висит большое живописное полотно, которое стало воплощением всех творческих замыслов художника, его размышлений, частью его жизни. Два десятилетия посвятил он созданию этой картины. Чтобы нарисовать богатырей, художник изучал былины, историю Древней Руси, в музеях знакомился с образцами древнего оружия, одежды наших предков. Спустя много лет художник сказал о своей картине “Богатыри”: “Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом. Я обязан был выполнять свои обязанности перед ним так, как их понимал и чувствовал”.

    3. Рассматривание картины.

    Под музыку “Богатырская застава” В.Кикты ребята рассматривают картину, обращают внимание на одежду и вооружение воинов, на богатырских коней.

    4. Беседа по содержанию картины.

    Кто из вас знает имена богатырей, изображённых на этой картине? (Дети записывают в тетрадь.)

    Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович – богатыри.

    Ребята, мы всегда говорим, что при передаче текста должны избежать повторов. Давайте сразу поработаем над словами одинаковыми по значению

    Как называются такие слова? (Синонимы.)

    Синонимы: богатыри – защитники, художник- живописец, нарисовал – изобразил.

    Как вы считаете, кто из троих – Илья Муромец? Почему вы так решили?

    (Да, в центре на вороном коне – Илья Муромец. Зорко всматривается он вдаль.)

    Что можно сказать про Илью Муромца, выражение его лица? (У него спокойное, мужественное лицо.)

    Каков возраст Ильи? (Илья самый старший, опытный из богатырей. Густая седая прядь выбилась у него из-под шлема, серебряные нити сверкают у него в бороде.)

    Кто вспомнит из былин, как называется предмет, висящий на его руке? (С удивительной лёгкостью держит Илья “палицу булатную сорока пудов” и рука его не сгибается от такой тяжести.)

    Что такое палица? (Тяжёлая дубина с утолщённым концом.)

    Ученик зачитывает описание Ильи Муромца из былины:

    На заставе был богатырь Илья,
    Илья Муромец, сын Иванович
    Из-под славного города из-под Мурома,
    Из того ли села Карачарова,
    И конь под Ильёй, словно лютый зверь,
    Он сам на коне как ясен сокол…

    Какими подвигами прославился Илья в былинах? (Он чаще других стоит на заставе богатырской. Победил Соловья-разбойника, истребил несметные полчища врагов во главе с Калином-царём.)

    Запишем в тетрадях те слова и словосочетания, которые помогут вам охарактеризовать Илью Муромца.

    Спокойное лицо, седая прядь, в руке копьё, на чёрном мощном коне, золотая цепь.

    А теперь послушайте описание богатыря из былины “Добрыня Никитич”. (Читает подготовленный ученик.)

    “Растёт Добрыня, в плечах широк, тонок в поясе, брови чёрные вразлёт, соболиные, глаза зоркие, соколиные, кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, с лица бел да румян, ровно маков цвет, а силой да ухваткой ему равных нет, и сам он ласковый, обходительный”.

    Былины говорят, что Добрыня знатного происхождения, сын рязанского князя. На картине Добрыня выделяется нарядностью одежды и красотой воинского снаряжения.

    Что общего в былинном описании богатыря и образе Добрыни на картине?

    (Кудри русые вьются кольцами, рассыпаются, глаза зоркие, соколиные, силён, ловок, ухваткой равных нет.)

    Теперь запишем в тетрадь слова, которые помогут описать Добрыню Никитича.

    Глаза зоркие, соколиные; кудри вьются кольцами; кольчуга серебром блестит; Взгляд пристальный; огромный меч; силён.

    По левую руку от Ильи Муромца – самый молодой богатырь Алёша Попович.

    Что вы можете сказать о третьем богатыре, Алёше Поповиче?

    (Он молод и красив, силён и отважен, весел и лукав. Он с усмешкою, без боязни всматривается в ту сторону, где могут быть враги земли Русской.)

    Зачитывается ещё один отрывок из былины.

    А и был там Алёша Попович – млад.
    Он Добрыне Никитичу крестовый брат,
    Что из присна города, из Ростова,
    Сын соборного попа ростовского.

    Дети записывают в тетрадь.

    Молод и красив; весёлый; лукав да хитёр.

    Почему на переднем плане картины у ног богатырских лошадей художник нарисовал маленькие сосёнки и ёлочки? Для чего он это сделал? (Чтобы показать силу и мощь богатырей, зритель смотрит на богатырей как бы снизу вверх.)

    Теперь в тетрадь запишем слова, которые вам помогут описать природу на этой картине.

    Где стоят богатыри на своих конях? (В широкой степи)

    Запись в тетрадь: Широкая степь, молодые ёлочки.

    Что мы видим на заднем плане картины до самого горизонта? (Тёмные холмы, грозовое небо)

    Запишем: Тёмные холмы, грозовое небо.

    Какие краски использовал художник, чтобы показать равнину, холмы? (Художник использовал тёмно-фиолетовые, синие, тёмно-зелёные, тёмно-коричневые цвета, которые вызывают чувство тревоги, беспокойства, настороженности: не затаился ли где по близости враг.)

    Записываем: Тёмно-зелёные, тёмно-коричневые цвета.

    Яркими и нарядными предстают перед нами богатыри. Темно и страшно за ними. Этот приём контраста как бы усиливает мощь героев картины. Под их пристальным, чутким взором ни врагу, ни зверю, ни птице не пробраться, не проскользнуть.

    5. Работа над раскрытием замысла художника.

    Широка ты, Русь,
    По лицу земли
    В красе царственной
    Развернулась!
    У тебя ли нет
    Богатырских сил,
    Старины святой,
    Громких подвигов!

    Какие слова Никитина можно отнести к картине? (У Руси всегда было много громких подвигов, которые совершили её богатыри, они приносили ей славу во все времена.)

    А Васнецов утверждает своей картиной, что богатыри земли Русской всегда готовы:

    Стать за честь твою против недруга,
    За тебя в нужде сложить голову.

    На картине изображены былинные богатыри, но мы вспоминаем их как живых людей, тем более что все эти былинные герои имели в жизни свои прототипы.

    Как вы считаете, какие думы и чаяния хотел выразить в картине художник?

    (Художник прославляет защитников Родины. Васнецов хочет, чтобы мы все гордились своими героическими предками, помнили о них, любили землю, где родились.)

    Такую картину мог создать человек, который очень любил свой народ, свою историю. Картина заставляет людей волноваться, переживать самое хорошее чувство – чувство гордости за Родину.

    Л.Н. Толстой так оценил картину в письме к художнику: “Я особенно никогда не задумывался, какие в жизни были наши богатыри, но, увидев Ваши картины, подумал, что именно такими были защитники и поборники родной земли и никакими другими в представлении народа быть не могли”.

    6. Работа по составлению плана.

    Учитель на доске записывает план описания картины.

    1. Художник, создавший картину “Богатыри”.
    2. Описание защитников: выражение лиц, одежда.
    3. Природа, на фоне которой изображены богатыри.
    4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

    7. Работа над первым пунктом плана.

    Ребята, всегда бывает трудно начать своё сочинение. Я вам немножко помогу. У каждого из вас на партах лежат карточки. В них возможные варианты начала текста, но с пропущенными словами. Вы сейчас должны внимательно прочитать и вставить подходящие по смыслу слова и словосочетания.

    Карточка № 1

    Виктор Михайлович Васнецов - ________________. Он написал много картин на тему __________ сказаний, былин. Одна из самых любимых всеми картин - ___________________.

    Художник __________ писал её, много лет жизни _________________________.

    Карточка № 2

    На картине “Богатыри” В.М. Васнецов изобразил ________________. Тема русских богатырей его интересовала давно. Много лет шёл художник к этой картине. В ней он сумел показать ____________.

    (Дети самостоятельно вставляют, потом идёт обсуждение.)

    8. Итог урока.

    9. Домашнее задание.

    Устно подготовиться к сочинению.

    Материал из ТолВИКИ

    Интегрированный урок прекрасное рядом с тобой – русский язык. (2 часа)

    Тема. Сочинение по картине В. Васнецова «Богатыри»

    Цель: знать историю создания картины В. Васнецова «Богатыри»;

    уметь воспринимать картину, определять её тему, передавать её содержание, использовать речевые средства для передачи своего отношения к описываемому;

    воспитывать патриотизм, любовь к истории Родины.

    Ход урока.

    I. Введение в урок.

    1-й слайд. Изображение дома-музея В.М. Васнецова

    В Москве есть переулок. Входишь в этот тихий уголок и словно попадаешь в старую Москву. Летом здесь вдоль домов распускаются тополя, зимой лежат сугробы. За забором стоит дом – русский терем.

    В этом доме много лет жил русский художник Виктор Михайлович Васнецов. Дом построили по его плану и рисункам. В доме огромные печи, простые скамьи, широкие дубовые столы, крепкие стулья.

    Что нового вы узнали о жизни художника?

    II. Постановка учебной задачи.

    На этом уроке мы будем писать сочинение по картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри». Мы будем учиться описывать содержание картины и передавать то, что хотел сказать художник своей работой.

    Сейчас мы отправимся в Третьяковскую галерею.

    2-й слайд. Внешний вид картинной галереи.

    Собрание Государственной Третьяковской галереи посвящено исключительно национальному искусству, художникам, которые внесли свою лепту в историю русской культуры.

    3-й слайд. Картины В.М. Васнецова.

    Один из залов музея посвящен творчеству Виктора Михайловича Васнецова. В своих полотнах «Алёнушка», «Витязь», «Три царевны подземного царства», «Богатыри» он воссоздал образы народных сказок и героических преданий. Исторические события и персонажи предстают в произведениях художника такими, какими остались они в памяти людей.

    III. Рассматривание картины.

    4-й слайд «Богатыри»

    Посреди поля чистого,

    На закате красна солнышка,

    На восходе ясна месяца,

    На заставу богатырскую

    Собирались на походный совет

    Славно русские богатыри…

    IV. Анализ содержания картины.

    Работа со статьёй В. Пескова

    Лучшей картиной Васнецова на былинный сюжет по праву считаются «Богатыри». В детстве, долгими зимними вечерами, под шум дремучих деревьев будущий художник впервые услышал и навсегда полюбил народные сказки, предания о героических подвигах богатырей. Былинные события оживали в воображении, волновали ум и чувства, а когда мальчик вырос и стал художником, его грёзы и мечты воплотились в картинах.

    Более двадцати пяти лет В.М. Васнецов работал над картиной «Богатыри».

    Требовательный к себе, он несколько раз переделывал те места, которые почему-то не удовлетворяли его в работе: искал подходящих к типу богатырей таких же мощных коней, как седоки… Много работал и над седоками, особенно – над Алёшей Поповичем и Добрыней Никитичем… Из трёх богатырей больше всего работал Васнецов над его головой: лицо его является собирательным типом Васнецова – отца, дяди и отчасти самого автора этой картины.

    Выпиши из текста, как и сколько времени художник работал над картиной «Богатыри».

    На картине изображены любимые народом богатыри.

    Три былинных героя на выезде примечают, нет ли в поле врага, не обижает ли кто кого.

    В центре Илья Муромец на вороном коне, дородный и сильный, неспешно осматривает просторы. Он поднёс руку ко лбу, будто не чувствуя, что на ней висит «сорокапудовая» палица. Во всём облике силача нет ничего устрашающего, он великодушен и добр.

    Слева Добрыня Никитич. Его белый конь тревожно заржал, и Добрыня, готовый к бою, вынимает меч из ножен.

    Справа – самый младший, Алёша Попович. Он не только храбрый, но и ловкий. В борьбе с врагом он может применить хитрость и даже обман. Алёша вложил стрелу в лук и озорно скосил весёлые глаза. Его образ самый жизнерадостный и лукавый.

    Богатырская застава оберегает границы родной земли. Не пропустят защитники ни конного, ни пешего, ни зверя рыскучего, ни птицы летучей.

    Все трое, несмотря на разные характеры, удивительно едины в одном: это защитники земли Русской.

    Выпиши, что представляет собой каждый из героев.

    Корни – это то, чем жили вчера, год назад, сто, тысячу лет назад. Это наша история. Это наши деды и прадеды. Это их дела, молчаливо живущие рядом с нами в удивительных песнях и сказах. Человеку важно знать свои корни, отдельному человеку, народу, семье.

    Давайте же будем помнить об этих корнях!

    Что значит «человеку нужно знать свои корни»?

    Корни, это что? Найди ответы в тексте и подчеркни.

    V. Составление устного рассказа по плану. 1. Художник, создавший картину.

    2. Описание богатырей: выражение лиц, одежда, позы.

    3. Природа на картине.

    4. Мысли и чувства, которые вызывает картина.

    5. Что хотел сказать художник своей картиной.

    Слова для справок: творчество художника, любовь к Родине, защитники обиженных, защитники родной земли, могучие русские богатыри, зорко охраняющие родную землю, могущество и сила Ильи Муромца, честный и отважный Добрыня Никитич, сметливый и находчивый Алёша Попович, грозовые тучи, тёмные холмы, полоса леса, Русь широкая, не всё спокойно, непобедимость русского народа, гордость за свою страну, уважение к богатырям, величие земли русской.

    VI. Самостоятельная работа.

    1. Выбор эпиграфа.

    а) Давайте вспомним, что такое эпиграф?

    Эпи́граф- цитата, помещаемая во главе сочинения или части его с целью указать его дух, его смысл, отношение к нему автора.

    б) Я только Русью и жил.

    В. Васнецов

    Любовь к Родине не знает границ

    Береги землю родимую, как мать любимую.

    Родина – мать, умей за неё постоять.

    Родина любимая – мать родимая.

    2. Примерное сочинение.

    Виктор Михайлович Васнецов – выдающийся русский художник. Он написал много картин на тему народных сказаний, былин, сказок. Одна из самых любимых всеми картин – «Богатыри». Художник очень долго писал эту картину, много лет жизни он посвятил ей.

    В самом центре картины три богатыря. В середине Илья Муромец. Он напряжённо всматривается вдаль: не появится ли где враг? На руке он держит палицу сорока пудов. В другой руке у него щит и копьё. Он уже не молод, но ещё очень силён. И конь под ним тоже богатырский. Стоит конь спокойно и ждёт приказа. Слева от Ильи Муромца – Добрыня Никитич. Он из более богатого рода, и щит его побогаче, и кольчуга подороже. Нетерпелив, решителен и стремителен богатырь, и конь его вот-вот понесёт своего седока. Справа от Ильи Муромца самый младший богатырь – Алёша Попович. Смотрит он лукаво. Он уступает в силе первым двум, но нередко берёт верх храбростью и находчивостью. Лукава усмешка на его губах, вот сейчас запоёт песню на всю степь. Вооружён он скромнее, луком и стрелами, но его хитрость – тоже хорошее оружие.

    На заднем плане чёрные холмы, грозовое небо. Этим художник хотел показать, что не всё спокойно на Руси, много у неё врагов, которые могут неожиданно напасть.

    Стоят богатыри в чистом поле, в любую минуту готовы ринуться в бой за Русь великую.

    Эта картина заставляет нас удивляться, какие были сильные духом и телом люди! Художник Васнецов хотел своей картиной вызвать чувство уважения к нашей Родине, к нашим защитникам и к нашей истории. Люди всегда ему будут благодарны за это.

    3. Написание сочинения.

    Чтение работ.

    Как вы считаете, удалось вам передать замысел художника?