Сценарий мероприятия "богатыри земли русской" план-конспект на тему. Воспитательное мероприятие: "Былинные богатыри земли Русской" Сценарий три богатыря для молодежи

Современные дети мало времени уделяют прогулкам, играм на свежем воздухе. Компенсировать этот недостаток помогают спортивные праздники, которые проводятся на свежем воздухе – в парке, на площадке или на школьном стадионе. Этот праздник можно проводить как летом, так и зимой. Организация не требует материальных затрат и зависит только от желания и умения организовать оздоровительную работу в школе.

Основным содержанием такого мероприятия являются подвижные игры, объединенные общим сюжетом.

Подготовка к проведению

Продумав сценарий праздника, его организаторы составляют Положение, инвентарь, наградной материал, принимают заявки, выбирают подходящую площадку и празднично украшают ее, подбирают специальные музыкальные заставки, танцевальные номера, назначают ведущих – скоморохов, богатырей, шутов.

Организаторы

Эту функцию выполняют учителя физической культуры, педагоги дополнительного образования, заместитель директора по воспитательной работе, классные руководители, родительский комитет.

Участники

В празднике участвуют ученики разных классов, их классные руководители и родители.

Праздник можно провести между учащимися одной параллели или разных возрастных групп: младшие, средние и старшие классы. Команды могут быть и разновозрастными.

Участники команд должны иметь спортивную одежду для занятий на свежем воздухе с отличительными деталями: например, шарфики одного цвета, повязки, жилетки и т.д.

Сроки и условия проведения

Праздник проводится на спортивной площадке зимой.

Продолжительность

Время проведения праздника – 1 ч 30 мин. Продолжительность праздника для детей разных возрастов можно менять за счет количества состязаний, игр.

Определение победителей

Команды-победительницы определяются по наибольшему количеству набранных очков в эстафетах, играх. Отдельно награждаются победители в индивидуальном зачете.

Сценарий

Выходит ведущий в костюме богатыря.

Ведущий. Здравствуйте, дорогие гости и уважаемые друзья-болельщики! Мы очень рады видеть вас на празднике состязаний и игр наших предков. Мы вместе совершим путешествие в прошлое к нашим дедушкам и бабушкам, узнаем, какие игры и соревнования увлекали наших предков. Самое интересное – наши команды будут соревноваться с помощью необычного инвентаря, вы познакомитесь с чудесами. Оценивать ваши успехи будет жюри: Забава Путятична, Иван – царский сын и Илья Муромец. А теперь под звуки марша приветствуем команды богатырей.

Статья опубликована при поддержке Московской 57 школы. Среди учителей школы доктора и кандидаты наук, школа показывает высокие результаты в городских, республиканских и международных олимпиадах, выпускники школы поступают в лучшие университеты мира. Школа набирает группы развивающего обучения. Ознакомиться с информацией о школе, стоимости обучения и расположении Вы сможете на сайте, который расположен по адресу: www.нашашкола57.рф .

Команды совершают почетный круг по площадке.

Ведущий. А сейчас слово предоставляется председателю жюри Илье Муромцу.

Зачитываются правила состязаний, эстафет, игр.

Ведущий. А теперь, юные богатыри, готовы ли вы размять свои ноженьки резвые, руки сильные, тело крепкое перед состязаниями богатырскими? Богатырь Добрыня Никитич, покажи разминку нашу, а вы, детинушки, за ним повторяйте, не отставайте!

Звучит русская народная песня «Как у наших у ворот».

Все участники повторяют упражнения за Добрыней.

Скоморохи

Мальчишки, девчонки и наши богатыри,
На наше поле бранное скорей спешите вы!
Здесь будут состязания представлены всем нам,
Кто будет победителем, потом расскажем вам.

Выходят Добрыня Никитич и Алеша Попович.

Добрыня. Алешенька, хочу узнать: как ты силушку свою испытывал, ножки быстрые, руку крепкую да глазки острые?

Алеша. Да людям добрым помогал, водицу в бочках носил, снопы разом собирал, булаву кидал да в поле плуг таскал.

Добрыня. Ой да силу земля-матушка дала, а мы приумножали на радость людям земли нашей! А давай, друг мой Алешенька, испытаем наших богатырей сегодня. Я думаю, не перевелись богатыри на земле нашей, а?

Алеша. Нет, не обеднела земля русская богатырями! А ну, выходите состязаться, покажите скорость ног сильных, богатырских!

Бег с ведрами

В конкурсе принимают участие по одному человеку от каждой команды.

На стартовой линии стоят пустые ведра. Задача участников – добежать до места разворота (30 м), набрать полное ведро снега и вернуться к стартовой линии. За первое место команда получает 3 балла, за второе место – 2 балла, за третье место – 1 балл.

Добрыня. Алеша, ножки быстры, а ручки сильны? Проверим?

Алеша. Это же просто!

Тачка в валенках

В конкурсе принимают участие по два человека от каждой команды. По сигналу ведущего первые номера принимают положение упор лежа, на руки надевают валенки, а вторые номера держат их за ноги. В таком положении пары начинают движение, преодолевая расстояние 8 м до разворота. На этом месте партнеры меняются ролями и возвращаются к стартовой линии.

Добрыня. Хочу, Алеша, я узреть, как наши дети смогут быть быстрыми в больших сапогах от больших богатырей. Сапоги-скороходы не просты – убегать с ног они хитры! А ну, выходи, кто не потеряет сапоги!

Сапоги-скороходы

В конкурсе может принимать участие по несколько человек от команды. Участники распределяются по забегам (по два человека). Для конкурса понадобятся две пары сапог большого размера. Игроки выстраиваются на линии старта, каждый надевает сапоги на ноги. Задача участников – добежать до финиша быстрее всех и не потерять сапоги-скороходы.

Победитель забега приносит своей команде один балл.

Добрыня. Ох вы, детушки, ох вы, милые, да задам я вам задание и увижу вашу силушку, как и мы ранее, в годы юные, друг у друга силу мерили.

Борьба на кушаках

В конкурсе могут принимать участие по несколько человек от команды. Участники распределяются по парам. Каждому повязывается пояс-кушак. Борцы встают лицом друг к другу, и каждый, захватив противника за пояс, старается поднять его так, чтобы ноги оторвались от земли. Побеждает игрок, выигравший в двух поединках из трех. Он приносит своей команде один балл.

Алеша. А вот и еще одно наше древнее состязание.

Наши сани едут сами

В конкурсе принимают участие два человека от каждой команды. Для игры понадобятся санки и веревка. Середина веревки крепко привязывается к столбу так, чтобы ее концы оказались равными и имели длину не менее 5–6 м. Концы веревки разводят в разные стороны и привязывают к ним санки. По сигналу два игрока садятся в них, берут в руки концы веревки и, подтягивая их к себе, доезжают до столба. Тот, кто быстрее дотронется до него рукой, приносит своей команде один балл.

Алеша. А вот мы, бывало, на санях и ловкость испытывали.

Уральские горы

Для проведения конкурса требуются санки и шишки. Участвуют по два человека от команды. На склоне горки, с правой и левой стороны санного спуска, организаторы праздника раскладывают еловые шишки или другие мелкие предметы на расстоянии 5–6 м один от другого. Задача участников игры – съезжая с горы, собрать наибольшее число предметов, не снижая скорости. Побеждает тот, кто соберет больше предметов.

Звучит музыка (заставка).

Выходят девочки с одинаковыми ведрами. Участники конкурса, отдыхая, любуются на хоровод.

Добрыня. Да, Алеша, и такое бывало – загадывали нам загадки красны девицы. Погляди, они не просто несут ведра – плывут, как лебедушки!

Алеша. Согласен, знаю, что девицы-красавицы придумали!

Царская охота

Девочки оставляют ведра на расстоянии 8 м перед каждой командой. Участники команд вынимают из ведра снежки и начинают бросать их в ведра, стараясь отодвинуть их как можно дальше. Побеждает команда, у которой при равном количестве бросков ведра окажутся дальше, чем у другой.

Добрыня. Алеша, а давай-ка предложим детушкам посостязаться в метании копья. А ну-ка, богатыри, возьмите копья острые да постарайтесь в цель попасть!

Метание копья

В конкурсе могут принимать участие все желающие. Участники команд берут лыжные палки и по очереди метают их на дальность. Победитель конкурса приносит своей команде один балл.

Добрыня. Друг ты мой Алеша, припомни мне: какое состязанье зимой самое любимое у деток и взрослых?

Алеша. Ого, да я думаю, и по сей день его детки малые знают, и допытываться не надо!

Алеша. А ну, богатыри, становитесь да за дело беритесь! Кто из вас быстрее бабу снежную слепить горазд?

Снежные бабы

В конкурсе участвуют все ребята. Звучит музыка, и каждый начинает лепить снежную бабу, а окончив работу, встает рядом с ней. Жюри подводит итоги и отмечает лучших.

Добрыня и Илья. Молодцы вы, богатыри юные! Молодцы, детушки добрые! Вот вы нас и потешили, играми, состязаньями утешили. А как в старину бывали забавы-забавушки, молодцы-удальцы, – усадите вы девиц-подружек да на сани расписные! Сами катайте, а девиц не потеряйте. Задача забавы-потехи – не перевернуться и не столкнуться с другой парой.

Пока дети катаются на санках, жюри подсчитывает баллы, набранные каждой командой, и отмечает особо отличившихся участников соревнований.

Награждение

Скоморох

Вот летят минутки,
Времечко бежит,
Сердце замирает,
Сердце так и ждет –
На площадку с поздравленьем
Илья Муромец идет!

Илья Муромец. Ах вы, братья мои милые, настала светлая минутка – объявить победителей, да с награждением!

Начинается церемония награждения. Звучит веселая зимняя песня «Ах, снег, снежок, белая метелица». Девочки надевают платки и танцуют веселую плясовую, приглашая всех желающих.

Подвижные игры зимой на улице для детей и взрослых – это всегда праздник, а если включить фантазию, то можно организовать незабываемый праздник. Предлагаемый сценарий может послужить основой и для летних игр и состязаний.

Богатыри земли Русской
Познавательно-игровое занятие, посвященное Дню защитников Отечества

для учащихся начальной школы

Составитель Попова А.Л.

Необходимые материалы:
Две мишени и метательные «снаряды» к ним
Картина Васнецова «Три богатыря»
Картина М.Врубеля «Богатырь»
Книги о князьях и воинах древней Руси с иллюстрациями
Былины с иллюстрациями
медали «Золотой стрелок», «Серебряный стрелок»
медаль — «Богатырь – железная рука»
медаль «Богатырь – железный зуб»
две баранки на веревочках

Ход занятия

Ведущая: Среди множества особо отмеченных в календаре дней есть один особенный – 23 февраля, День защитника Отечества. В самом названии его заложено благородное призвание и обязанность защищать Родину и свой народ. Наше Отечество всегда славилось своими защитниками. Знаменитый полководец А.Суворов говорил: «Солдата лучше русского нет нигде в мире. Он и сам не пропадет и товарища спасет».

Откуда же черпают русские воины свою отвагу и силу? Говорят, она досталась им в наследство от далеких предков, о которых сложены песни и сказания, — от былинных богатырей.

Богатырям русским мы и посвятим наше сегодняшнее занятие. Поговорим

Про дела героические военные
Да про удаль-силу молодецкую.

Вопрос: Каких русских былинных богатырей вы знаете?
Алеша Попович, Добрыня Никитич, Илья Муромец

Не скакать врагам по нашей земле!
Не топтать их коням землю русскую!
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь – не шатается!
И века простоит – не шелохнется!
А все потому, что
Сильны, могучи богатыри на славной Руси!

Один из первых былинных богатырей Вольга Всеславьевич родился, когда закатилось солнышко за горы и высыпали на него частые звезды, запеленала его мать в красные пленки, завязала золотыми поясами, положила в колыбельку и стала петь ему песни.

А наутро проснулся Вольга, потянулся, разорвал красные пеленки и говорит: «Сударыня-матушка, одень ты меня в латы крепкие и в шлем позолоченный, да дай мне в руки палицу в сто пудов».

Вот с такой немереной силой родился один из первых русских богатырей – Вольга Всеславьевич.

Ведущая: А сейчас я приглашаю сюда современных богатырей принять участие в богатырском турнире.

Состязание «Богатырь «Железная рука»
В этом состязании участники должны проявить два чрезвычайно важных богатырских достоинства – недюжинную силу и упорство.
Соревнование по арм-рестлингу. Вручение медали победителю — «Богатырь – железная рука».

Представляется картина «Три богатыря» В.Васнецова

Ведущая дает словесное описание картины: Остановились в поле три всадника. Замерли под ними разгоряченные кони, как будто опасность в степи почуяли. Богатыри повернули головы, зорко вглядываются: уж не воры ли там вдали?

Вопрос: Что это за картина? Как она называется? Кто ее художник? (показать после ответов саму картину)

Русский художник Виктор Васнецов изобразил русских богатырей, когда ещё был молодым неизвестным художником, а закончил работу, уже став прославленным мастером. Работал он над ней целых 18 лет. И вот она перед вами.

Вопрос: Как зовут богатырей, изображенных на картине? Покажите каждого из них на картине.

Ведущая: Так повелось, что больше всего любили люди, да и теперь уважают богатыря Илью Муромца. Его даже причислили к российским святым. Об этом замечательном богатыре поэт Алексей Толстой написал замечательное стихотворение, которое так и назвал – «Илья Муромец»:

Под броней, с простым набором,
Хлеба кус жуя,
В жаркий полдень едет бором
Дедушка Илья.
Едет бором, только слышно,
Как бряцает бронь.
Топчет папоротник пышный
Богатырский конь.

На долю богатыря выпало совершить множество подвигов.

Вопрос: Какие из них вы можете назвать?

Избавил людей от Соловья-разбойника,
от идолища поганого,
победил Калин-царя.

Ведущая: Взгляните на эту картину русского художника Михаила Врубеля. Как вы думаете, похож этот богатырь на Илью Муромца? (показать картину «Богатырь»).

Ведущая: Каждый богатырь обязательно имел доспехи и оружие.

Вопрос: Давайте вспомним, каким же оружием сражались в древности наши предки.

Соревнование «Не ошибись!»
На каждый мой вопрос будет дано несколько готовых ответов. На правильный ответ вы говорите «да», на неправильный – «нет».

1. У древних славян для рукопашного боя были предназначены:
Нож
Меч
Булавка
Ножны

2. Они использовали такое метательное оружие:
Копье
Дротик
Нож
Бутылка с горючей смесью

(показать книгу об А.Невском)

Ведущая: О военном деле, о трусости и храбрости, о защите родной земли в народе сложено немало пословиц и поговорок. Давайте вспомним некоторые из них. Я начну, а вы закончите пословицу и объясните своими словами, как вы понимаете значение этих пословиц.

Тяжело в ученье – легко в бою.
Смелого лихо боится.
И один в поле – воин.

Состязание «Богатырь – железный зуб»
Это состязание выявит воина, отличающегося необыкновенной сновкой. Звания «Богатырь – железный зуб» удостоится тот, кто сможет откусить большую часть баранки, подвешенной на нитке, не помогая себе руками. Победителю вручается медаль «Богатырь – железный зуб».

Ведущая: Говорили мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы люди добрые послушали,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!
Что лучше того дела нету,
Чем родную землю от врагов защищать!

Приложение: медали для победителей

Использованная литература:

1. Дащинская Н. У святого огня. – Праздник в школе. Быть патриотом каждый должен. – 2011. – с. 3 – 10.
2. Просекова О.А. День Ильи Муромца и всех богатырей. – Праздник в школе. О подвиге, о доблести, о чести. – 2010. – с. 45 – 51.
3. Копытова О.А. Богатыри. — Праздник в школе. О подвиге, о доблести, о чести. – 2010. – с. 3 – 8.
4. Былины. Сказания о богатырях земли русской. М: «Самовар». – 2007.
5. Владимир – Красное солнышко. М: «Белый город». – 2001.
6. Александр Невский. – ДЭ к АиФ. — № 1. – 2009.
7. Былинная Русь. М: Панорама. – 1999.
8. Древняя Русь: Рюриковичи. Школьный путеводитель. – Спб.: «ББК». — 2008.
9. Древняя Русь. История русского народа с I по IX век. – М: «Белый город». – 2005.


Сценарии по теме

  • Сценарий юбилея специально для своей бабушки на 80- летие. Ведущая: Здравствуйте! Рада приветствовать в этом доме всех присутствующих! Сегодня мы собрались здесь вместе по необычному поводу. В этот...
  • Осторожно - Новый год или Добро пожаловать под ёлочку! ОСТОРОЖНО, НОВЫЙ ГОД, или ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ ПОД ЁЛОЧКУ!Занавес закрыт, текст в записи.Сигнал точного времени.Диктор: Новогоднее время 23 часа р...

чт, 11/09/2017 - 20:03 | administrator

Управление образования администрации Еманжелинского муниципального района

МКУ ДО «ДДТ «Алый парус» Еманжелинского муниципального района Челябинской области

Сценарий праздника: "Русские богатыри"

Педагог дополнительного образования

Ламтюгова О.Д.

ЦЕЛЬ:

  • Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырей – защитниках Земли русской;
  • Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать;
  • Развивать быстроту, ловкость, силу, выносливость;
  • Создавать положительный эмоциональный настрой, веселое, бодрое настроение.

ХОД ПРАЗДНИКА:

Под песню «Богатырская сила» » А.Н.Пахмутовой. в зал входят девочки, и мальчики останавливаются в центре зала.

Ребенок: Дорогие папы, деды

Мы вам рады от души.

С днем Защитников Отечества

Всех поздравить вас спешим.

Мы желаем вам здоровья,

Крепкого на много лет,

И от всей души сегодня

Шлем вам праздничный…..

Все дети: Привет!(дети садятся под музыку)

Ведущая – княжна. (Под фоновую музыку произносит слова) В древние, древние времена охраняли родную землю от врагов первые русские защитники – славные богатыри. Много ратных подвигов на счету богатырском! Есть чему поучиться и позавидовать. Вот почему сегодня, через много лет и веков, в канун праздника Дня Защитника Отечества решили мы вспомнить с вами про дела ратные, про честь богатырскую, про удаль молодецкую. Чтобы добрые люди послушали, чтобы наши молодцы призадумались и себя показали, и самое главное - чтобы веками не меркла слава русская.

А сейчас я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!

Ведущая – княжна. Покой всех городов и сел старинных

Стерег дозор богатырей былинных.

Пускай те дни прошли, но слава вам,

Не давшим Русь врагу богатырям!

Звучит «Богатырская музыка» в зал входит Илья Муромец с копьем и мечом. Он обходит зал, встает в центре.

Илья Муромец: Здравствуйте, люди добрые! Низкий вам поклон от нас, русских богатырей и от меня лично, Ильи Муромца! Уж как мы старались в свое время, прославляли русское воинство! И с Чудом-юдом боролись, и с Соловьем-разбойником! Ничего не боялись!

Ведущая – княжна. А где же Алеша Попович и Добрыня Никитич?

Илья Муромец: На заставе остались землю русскую защищать. Да, мало нас богатырей, вот и решили мы позвать к себе на помощь других добрых молодцев. Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Готовы ли вы к богатырским состязаниям?(ответ детей)

А перед началом испытания повелеваю клятву произнесть!
Мальчики «богатыри", произносят клятву, повторяя слова за богатырем. (Под музыку)

Ведущая – княжна. А вы, девицы-красавицы, за молодых богатырей радейте, словом добрым помогайте, а коли надо – выручайте!

Илья Муромец: Вот колчан (показывает). В нём лежат стрелы. Победителям состязаний я буду вручать стрелы. Отряд, набравший больше стрел, я возьму в свою дружину. Для начала поприветствуйте друг друга дружины славные.

Приветствие команд.

«Витязи»: Витязи в строю едином

Всех дружнее и храбрей.

И на честный поединок

Мы зовем богатырей!

«Богатыри»: Победить желает каждый

И в команде слабых нет!

От богатырей отважных

Славным «Витязям» - привет!

Илья Муромец: Для начала молодцам надо размяться.

Ведущая – княжна. Накануне вы познакомились с былинами. Давайте сейчас проверим, хорошо ли вы их запомнили.
Разминка «Викторина»

  1. Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор)
  2. Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома, с. Карачаево)
  3. Кто передал Илье Муромцу меч-кладенец? (Святогор)
  4. Чем прославился Добрыня Никитич? (победил Змея Огненного)
  5. Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)
  6. Что означает имя Добрыни Никитича? (Добрыня - добрый, великий)
  7. Это оружие оборонительного назначения. При сражении воин прикрывает им свое тело. (Щит)
  8. Оружие это не просто поднять, не просто поднять и в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч… (Меч)
  9. Какому князю служили эти богатыри? (Владимиру)
  10. Кто из богатырей носил прозвище "тихий"? (Добрыня Никитич)
  11. С кем сражался Алеша Попович? (Тугарином Змеем)
  12. Как назвал коня Ильи Муромца? (Бурушкой)
  13. Как называется головной убор богатыря? (Шлем)
  14. Как называется тяжелый панцирь, сплетенный из металлических колец, который защищал тело богатыря? (Кольчуга)
  15. Главное оружие Соловья-разбойника. (Свист)
  16. Не крылата, а перната, как летит, так свистит. (Стрела)
  17. Кто из всех богатырей был богатырём-пахарем? (Микула Селянинович).
  18. А как называлась наша страна раньше? (Русь)

Вручается стрела победителю.

Илья Муромец: Вот теперь можно переходить к состязаниям.

Ведущая – княжна.
Вот преграды на пути!
Их непросто обойти!
Надо лихо проскакать,
Но барьеры не сбивать!
1 состязание. «Проскачи на коне»( под музыку)

Препятствия: для каждой команды ставятся средних размеров модули - горы; кегли-деревья на расстоянии. Надо преодолеть "гору", проскакать между «деревьями». Каждому участнику дают "лошадку" (палку с головой лошади).

Илья Муромец: Какой же богатырь без коня? Надо на коне пройти препятствия и вернуться обратно. Передать эстафету другому участнику.
Вручается стрела победителю.
2 состязание. «Назови оружие»

Илья Муромец: Хочу проверить ваш ум да смекалку. Забава эта трудная, поэтому на помощь молодым богатырям могут прийти девицы-разумницы.

(Дети из двух команд по очереди называют оружие, изображенное на картинках, которые держат Илья Муромец и Княжна). Вручается стрела победителю.

3 состязание. «Составить щит» (под музыку)

Ведущая – княжна: Из разрезанных частей нужно составить щит. Команда из 6 человек. Вручается стрела победителю.

Илья Муромец: А теперь я вас испытаю вас на ловкость, на силу молодецкую.

4 состязание: «Бой на булавах» (под музыку)

Ведущая – княжна: Участники из двух командвстают в обруч и пытаются булавой, сделанной из ткани и ваты, вытолкнуть соперника из обруча. Вручается стрела победителю.

5 состязание «Кто сильнее» (армрестлинг для пап или отжаться - кто больше).

Победитель получает стрелу.

Ведущая – княжна: Думаю, что нашим добрым молодцам нужно немного отдохнуть. А чтобы они не скучали, наши красны девицы их позабавят танцем задорным.

Русский танец в исполнении девочек.

Илья Муромец: Издавна богатыри сражались с нечистой силой. А, ну-ка, ребята, чья это избушка? (ответы детей) Избушка- избушка повернись к лесу задом, а ко мне передом.

Под музыку выходит из домика Баба-Яга.

Баба-Яга. Что-то русским духом пахнет! Ишь ты, сколько молодцев в мой лес забрело! А ну, отвечайте, откуда вы и куда путь держите?

Ведущая – княжна: Здравствуй, Баба-Яга! Ты бы лучше нас накормила, напоила, одежду починала. Путь у нас нелегкий, а потом бы уж и расспрашивала.

Баба-Яга. Ой, простите старую, касатики. Да как же я всех накормлю, напою? Вас вон сколько, а я одна.

Ведущая – княжна: Баба-яга, посмотри, сколько помощниц сидит (показывает на девочек) они помогут.

Баба-Яга. А вы, что делать-то умеете, красавицы?

Ведущая – княжна: Да всё, что девочке положено уметь делать: ткать, штопать, щи варить. Всему их матушки обучали. Девицы, покажите Бабе-Яге, на что вы годны, да помогите ей.

6 состязание для девочек "Собери рыбу". Вручается стрела победителю.

Баба-Яга. И вправду всё умеют делать. Спасибо, красавицы, помогли старушке. Но и добрых молодцев тоже хочу испытать. Ну – ка, скажите, на каком виде транспорта я передвигаюсь? (ответы)

7 состязание « Бег в мешках». Вручается стрела победителю.

Баба-яга. 0й, соколики вы мои, а находится зло в сундуке, а сундук в дремучем лесу на дереве висит, на широком дубе. Ведут к этому дубу две дороги. Одна длинная, но безопасная, а вторая короткая, но с преградами и испытаниями.

Илья Муромец: Трудностей мы не боимся, показывай, где короткая дорога, нам торопиться надо.

8 состязание « Перейди болото».

Баба-яга. Вот болото на пути,
Не проехать, не пройти.Перейдете болото, а там и до заветного дуба рукой подать. Удачи, а мне пора. (Уходит)
Дети разбиваются по 3 человека и встают на кирпичики. Берут второй кирпичик и переходят на него, передвигаясь, таким образом, в другой конец помещения.Вручается стрела победителю.

Ведущая – княжна: И еще одно испытание. Хотим посмотреть, какие вы дружные. Ведь не зря говорят: один в поле не воин.9 состязание. «Перетягивание каната» (Без музыки)

Вручается стрела победителю.
Илья Муромец: Ну что ж убедился я, что вы не только умные, но и сильные. Значит, пора к следующему испытанию отправляться. Победить Кощея. Чтобы победить Кощея, надо первым делом найти его смерть. А где она? Правильно! В яйце. А яйцо, где? (в сундуке) А сундук, где? (на дубе)

Вот и могучий, заветный дуб. А на нем сундук висит высоко. Просто так нам его не достать. Попробуем его сбить мячами.

"Кто собьет сундук". По одному участнику от каждой команды. («Попади в цель». Участникам необходимо с определенного расстояния поразить цель дротиком (игра дартс). Каждый участник имеет три попытки.)Победителю вручается стрела.

В сундуке – 2 детских яйца для игры и 1 большое – шар, спица, сюрприз, конфеты и медали.

10 состязание. « Перенеси Яйцо» (под музыку)

(Дети должны пронести теннисный мячик в ложке до стойки и обратно.) Вручается стрела победителю.

Ведущая – княжна: Вот и кончились страданья
И большие испытанья!
И с победою желанной
Едут витязи домой.
Славит их народ честной!
А красавицы девицы
Петь большие мастерицы,
Их встречают у ворот
И заводят хоровод.
Дети исполняют рус.нар. песню «Солдатушки- бравы ребятушки»

Ведущая – княжна: Пора Илья Муромец подвести итоги состязаний, посчитать полученные стрелы. (Считаем стрелы вместе с детьми).

Илья Муромец: Вот что, молодцы, решил я, что оба ваших отряда к себе в дружину возьму.

Ведущая – княжна.
Поздравляем вас, ребята!
Заслужили вы награды!

Раздают детям конфеты и медали под музыку.

Илья Муромец: Еще раз спасибо вам, молодцы, за службу верную, а вам, девицы, за то, что богатырей своих не забывали, в трудную минуту им помогали! Прощайте, люди добрые, пора мне в путь. (Под музыку уходит).

Ведущая – княжна.

Защитники нашей прекрасной страны

Вы дороги нам и безумно нужны.

Пусть будет достаток на вашем столе,

Пусть мир укрепиться на нашей земле!

Ребята приготовили подарки для наших пап.(Дарят подарки под музыку)

Всего всем самого доброго!

Общее фото на память.

Оформление зала: Посередине центральной стены – дуб (крона из органзы).

Цепи из бумаги, кот-игрушка. Перед дубом на самом верху крепится картонный сундук. В сундуке - конфеты. По одну сторону - домик Бабы-Яги.

Оборудование: булавы, колчан со стрелами, меч,щит или копье для богатыря, модули, кегли, 2 лошади, картинки с доспехами, пазлы «Щит», 2 детских столика, 2 стульчика, 2 тарелочки,2 булавы, обручи, 2 ведерка с рыбками и удочки, канат, кирпичики-кочки для перехода через болото, 2 мешка, 2тенисных мяча и ложки. Сундук, леска, цепи, кот (нарисованный), ткань из органзы (крона дуба). Домик на курьих ножках. Эмблемы для команд. Конфеты и медали.

Предварительная работа: разучивание музыкального материала, просмотр мультфильмов о богатырях,беседы по картине В.М.Васнецова « Богатыри»,чтение книг и объяснение детям понятий для чего нужны шлем, палица, булавы, копьё, доспехи,меч и чем он отличается от других, ножны, збруя на коне и другие непонятные, и не знакомые детям слова и понятия…

Приложение

Слова песни «Солдатушки - бравы ребятушки»

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши деды?
- Наши деды - славные победы,
Вот где наши деды!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши сестры?
- Наши сестры - пики, сабли остры,
Вот где наши сестры!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши жены?
- Наши жены - пушки заряжены,
Вот где наши жены!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваши детки?
- Наши детки - пули наши метки,
Вот где наши детки!

Солдатушки, бравы ребятушки,
Где же ваша слава?
- Наша слава - Русская держава,
Вот где наша слава!..

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 25 »

ПРЕДГОРНОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

357355, Ставропольский край, Предгорный район, п. Нижнеэтокский, ул. Шоссейная, б/н

Тел/факс 8 (879 61) 48-1-49, e-mail: mouoosh 25@ rambler .ru

Сценарий праздника «Богатырские забавы»

для учащихся начальных классов

Мероприятие разработала

Матафонова Марина Александровна,

учитель начальных классов

п. Нижнеэтокский

1. Создание условий для физического развития.

2.Развитие у детей интереса к занятиям спортом и народным видам борьбы.

3. Осуществление взаимосвязи физической культуры с народными традициями.

1. Знакомить детей с историческим прошлым России.

2. Совершенствовать координацию движений, формировать ловкость и меткость у детей.

3. Воспитывать патриотические чувства.

4. Воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ход мероприятия

Ведущий:

Ребята, вы знаете, что велика и необъятна наша Родина. Есть у нас реки и горы, поля и леса. Но славна Русь не только своими просторами, но и людьми: отважными, умными, сильными духом.

Много раз враги, нападали на нашу землю. Но доныне жива Русь-матушка.

Великий русский полководец А. В. Суворов говорил: "Русский солдат сам не пропадет и товарища спасет, а где сила убудет, там смекалкой дойдет".

Всегда на Руси чтили силу богатырскую и прославляли ее в сказаниях и песнях, которые пелись гуслярами и назывались былинами.

Былина от слова "быль", т.е. действительно, то, что произошло и осталось в памяти народной.

Жизнь наших предков была трудной. Им приходилось бороться не только с природой, но с кочевыми племенами: печенегами, половцами, хазарами, татаро-монголами, которые нападали на Русь, грабили и сжигали селения, забирали в полон детей и женщин, а мужчин и стариков убивали. На защиту родной земли вставали все, кто мог держать оружие в руках и среди них выделялись сильные и мужественные воины, которых называли богатырями, витязями.

Воспевая богатырей, былины звали на подвиг во славу Отечества, поднимали народный дух в тяжелые времена, воспитывали в юношах любовь к Родине и ненависть к врагам, и несмотря на временные поражения славные русичи всегда оказывались победителями.

И я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в историю и превратиться в былинных богатырей!

Ай да во славном граде Нижнеэтокском,

Да во школе номер 25,

Жили, были, не тужили

На уроки все ходили

15 славных молодцов

Все красавцы нету слов!

Правили там делами учеными

Молодая княгиня Светлана свет Владимировна со боярынями.

Вот решила та княжна как-то раз

Издать такой указ...

Указ: (читает гонец)

А и гой еси, разудалы добры молодцы!

Собирайтесь-ка в дружины славные!

Покажите свою силушку богатырскую да удаль молодецкую!

Ведущий: И собрались наши воины сильные, выбирают себе предводителя.

Представление жюри.

Рассудить бои ратные мы попросим княгинь русских…

княгиня Марина свет Владимировна

княгиня Елена свет Леонидовна

1. Жеребьёвка названий команд.

Поприветствуем дружины наши славные.

1. Дружина: богатыря Ильи Муромца,

2. Дружина: богатыря Добрыни Никитича,

3. Дружина: богатыря Алёши Поповича.

Но перед началом боя давайте вместе дадим клятву.

Клятва богатырей

К клятве богатырей приготовиться! (Мальчики встают)

Клянемся! (Повторяют)

Старшим - помогать!

Слабых - не обижать!

Красных девиц - защищать!

Кулаками зря не махать!

В честном бою воевать,

Друга в беде не бросать!

Сильными и храбрыми - быть!

Про клятву - не забыть!

Землю русскую не посрамить!

Клянемся! Клянемся! Клянемся!

Первое испытание богатырское – «Шифровальщики».

В путь-дорогу снарядились,

На коня верхом садились.

По лесам, долам скакали,

Камень видят на дороге.

Началось наше предание

С зашифрованного послания.

Чтобы смысл его отгадать,

Надо ключик к нему подобрать.

Командам нужно разгадать при помощи шифра послание.

Налево пойдёшь – себя потеряешь, коня спасёшь.

Направо пойдёшь – коня потеряешь, себя спасёшь.

Прямо пойдёшь – и себя и коня потеряешь.

Второе испытание «Богатырская викторина».

Что ж, богатыри, внимание,

Продолжаем состязания!

Своей смекалкой вы блеснули, молодцы!

Теперь похвастайтесь умом, юнцы!

(За каждый правильный ответ 1 балл)

Как называлось старинное защитное приспособление русского воина, состоящее из железных колец? (Кольчуга.)

Как называется богатырское оружие в виде тяжелого, с шипами шара на рукоятке? (Булава.)

Как назывался металлический головной убор воина на Руси? (Шлем.)

Отгадайте загадку: «Не крылата, а перната, как летит, так свистит, а сидит, так молчит». (Стрела.)

Две головы, шесть ног, две руки, один хвост. Кто это? (Всадник.)

Морской дядька, который выводит из воды тридцать три богатыря. (Черномор.)

Он разбойник, он злодей, свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник.)

Сколько лет «сидел сиднем» Илья Муромец? (30 лет и 3 года.)

Откуда родом Илья Муромец? (из г. Мурома)

Из какой семьи Алеша Попович? (священника, попа)

Что богатырям указывало путь? (камень, лежавший на развилке 3 дорог)

(в случае затруднения показать картину "Витязь на распутье")

С кем сражался Алеша Попович? (С Тугарином Змеем)

Третье испытание богатырское «Сильные духом»

Ум вы свой нам показали,

Верим не по слухам.

А теперь нам докажите,

Что сильны вы духом.

Чья команда быстрее надует шары, той и присуждается победа.

Четвёртое испытание богатырей - «Полоса препятствий».

Богатыри, для начала разомнитесь,

По веревочке пройдитесь.

Положить на пол веревку. Ребенок должен по ней пройти с закрытыми глазами или расставив руки в стороны и запрокинув голову вверх.

Ладно, хватит развлекаться,

В путь пора вам собираться!

Ну-ка, кто из вас вперед

Все преграды обойдет?!

Препятствия: для каждой команды кладутся 2 веревки на небольшом расстоянии друг от друга - овраг; ставятся средних размеров коробки - горы; а девочки держат обручи. Надо перескочить через "овраг", преодолеть "гору", проскакать через обруч. Вместо обручей можно использовать кегли, их надо будет обскакать.

Не удержать богатырей,

Вмиг вскочили на коней!

Каждому участнику дают "лошадку" (палку с головой лошади).

Вот преграды на пути!

Их непросто обойти!

Надо лихо проскакать,

Но барьеры не сбивать!

Ведущий дает старт. Игра "Полоса препятствий" (мальчики соревнуются между собой, чья команда быстрее и аккуратнее пройдет полосу препятствий).

Пятое испытание - «Борьба со Змеем Горынычем».

Ведущая: Все преграды покорились,

Но, увы, не тут-то было,

Вихрем все вдруг закружило!

Змей Горыныч трёхголовый

Повстречался на пути,

Тут спасенья не ищи!

Но ребята не зевали,

Лук и стрелы доставали!

Позабавьте-ка вы нас, добры молодцы,

Глазом зорким, рукой твёрдою!

Необходимо сбить 3 кегли (головы Змея Горыныча) шаром.

Шестое богатырское испытание «Собери щит»

Ведущая: Метко били все по цели

И змеюку одолели!

Он в овраг большой свалился,

Тут же наземь повалился,

Там издал последний вздох,

Да и сразу же издох...

Богатыри так рьяно бились,

Что щиты все их разбились.

Но молодцы не сдаются –

За работу берутся.

Из разрезанных частей нужно составить щит.

Седьмое испытание - «Принеси воду в ложке – Конкурс водоносов»

Новые щиты готовы!

В путь собрались бойцы снова.

И на радости такой

Скачут молодцы домой.

Вдалеке вдруг заискрилось!

Не беда ли там случилась!

Вот уж чувствуется жар

Видят молодцы - пожар!

Надо срочно потушить

Да водицы наносить!

Только вот одна беда -

Есть колодец, нет ведра!

Что же делать, как тут быть

Как водицы наносить?!

Решили время не терять,

Стали ложками таскать!

Стоят горящие свечи. Вносят ведро с водой и ложки. Проводится игра "Принеси воду в ложке", каждый участник тушит свечу.

Вариация 1: кто больше наносит ложкой воды за 1 минуту.

Вариация 2: Перед командой стоит пустой стакан, а на другом конце – ведерко с водой. По сигналу первый участник бежит с ложкой в руке, набирает воду, несет ее в стакан. Выигрывает команда, которая первой наберет стакан воды.

Восьмое испытание, последнее «Переберись через болото – Переправа через болото»

Ведущая : Только пламя затушили

Да домой уж заспешили,

Вдруг болото на пути,

Не проехать, не пройти

А Разбойник Соловей

Распугал им всех коней.

Дети разбиваются по 3 человека и встают на газетный лист. Берут второй газетный лист и переходят на него, передвигаясь таким образом в другой конец помещения.

Ведущая : Вот и кончились страданья

Да большие испытанья!

И с победою желанной

Едут витязи домой.

Славит их народ честной!

Но мы должны вспомнить о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:

Защищать свою Родину, беречь её.

Защищать слабых, бедных, стариков и детей.

Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.

Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.

А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!

Не скакать врагам по нашей земле,

Не топтать их коням землю русскую,

Не затмить им солнце наше красное!

Век стоит Русь - не шатается!

И века простоит - не шелохнётся!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Слава русской старине!

Слава русской стороне!

Отдохнули мы на славу,

Победили вы по праву.

Похвал достойны и награды,

А мы призы вручить вам рады.

Слово предоставляется уважаемому жюри. (Слово предоставляется главному судье, он оглашает результаты состязаний в русском народном стиле и вручает награды.).

Победителям вручаются грамоты.

Девочки (читают стихотворение

Илоны Грошевой Будущим защитникам"):

Сегодняшний день

Постарайся запомнить

И в сердце его сохрани.

Ты сильный, ты смелый,

И враг вероломный

Боится к тебе подойти.

И есть еще в жизни

Большие дела,

Куда тебя честь

За собой не звала,

Ты смело ступай,

Наготове копье!

Борись за любимых,

За счастье свое!

Общее фото на память.

Всего всем самого доброго!

Цель: укрепление здоровья обучающихся, повышение интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом, военно-патриотическое воспитание.

1. Совершенствование умений и навыков, полученных на уроках физкультуры, в усложненных условиях.

2. Развитие ловкости и быстроты движений, ориентирования в пространстве, скоростно-силовых способностей.

3. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности, развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, воспитание правильного поведения при проведении спортивных мероприятий.

Межпредметные связи: литература и история, изобразительное искусство.

Участники: мальчики 4-х классов (2 команды по 8 человек).

Место проведения: спортзал.

Жюри: учителя физкультуры, учащиеся (5 человек).

Художественное оформление: эмблемы команд (готовятся детьми), плакаты с названием праздника, подбадривающими текстами, изображения Соловья-разбойника, двуглавого змея на листах ватмана, презентация “Богатыри Руси Великой”:

“Три богатыря”. Художник В.М. Васнецов ,

Иллюстрация к “Слову о полку Игореве”. Художник В. Фаворский,

“Богатырский скок”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Святогор-богатырь”. Художник С.П. Панасенко (Михалкин) 1990,

“Волхв-Всеславович”. Художник Б. Ольшанский,

“Вольга и Микула”. Художник К. Васильев,

“Святогор”. Художник К. Челушкин,

“Волхв Всеславич”. Художник В. Корольков,

“Один в поле воин”. Художник В.М. Васнецов 1914 г.,

“Микула Селянинович”. Художник Н.К. Рэрих,

“Бой со змеем”. Художник К. Васильев,

“Пересвет на Куликовом поле”. Художник Б. Ольшанский,

“Добрыня Никитич и Татарский богатырь”. Художник Г. Юдин,

“Илья муромец и Соловей - разбойник”. Художник И.Я. Билибин,

“Илья Муромец и Идолище поганое”. Художник Г. Юдин.

Музыкальное оформление: русская народная музыка в современной обработке, песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”, песня группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.

Литература: Былины / Составитель: Селиванов Ф.Б. - М: Советская Россия, 1988 - (Библиотека русского фольклора; Т. 1.)

Ход проведения

1. Организация. Сказ о богатырях русских. Приложение 1 (Презентация “Богатыри Руси Великой”) <Слайд 1>

<Слайд 2> Под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила” (Приложение 2) и аплодисменты зрителей участники заходят в спортзал.

<Слайд 3>

1 ведущий.

“Гой еси вы наши гости добрые!” - это былинное пожелание здоровья, от слова “гоить” - исцелять, живить. Былины – это русские песенные сказания.

<Слайд 4>

Особенно много преданий сложил народ про богатырей, защищавших Киевскую Русь.

<Слайд 5>

2 ведущий.

Первый среди них – крестьянский сын Илья Муромец, заступник вдов, сирот, бедных людей. Тридцать лет на печи лежал, а потом стал атаманом богатырской заставы. Он смелый, честный, верный, беззаветно любит Родину. Былины рассказывают о великой силе Ильи Муромца, о его борьбе с Соловьем-разбойником, с Идолищем поганым…

“Стал он силушку татарскую конем топтать,
Стал конем топтать, копьем колоть,
Стал он бить ту силушку великую,
А он силу бьет, будто траву косит”.

<Слайд 6>

3 ведущий.

Рядом с Ильей на заставе богатырской стоят справедливый и умный Добрыня Никитич, дерзкий и насмешливый Алеша Попович.

<Слайд 7>

1 ведущий.

Добрыня Никитич, роду боярского. Он статен и высок, и грамоте обучен, и в бою смел, и на пиру весел. Он и песню сложит, и на гуслях сыграет, и умное слово скажет. Да и нрав Добрыни спокойный, ласковый, и прозвали его “тихий Добрынюшка”.

<Слайд 8>

2 ведущий.

Алеша Попович – поповский сын. Он и храбр, и умен, да нравом сварлив. Он не так силен, как напуском смел.

<Слайд 9>

3 ведущий.

Были и старшие богатыри: Святогор, Волх Всеславьевич, Микула Селянинович.

<Слайд 10>

1 ведущий.

“Святогор едет старый по святым горам. Тут колеблется мать сыра земля”.

<Слайд 11>

“Когда народился в Киеве могуч богатырь,
Как бы молодой Волх Всеславьевич:
Подрожала сыра земля.
Стряслося славно царство Индейское,
А синее море сколыбалося.
Обучился он разным хитростям: соколом по небу летать, серым волком обертываться, оленем по горам скакать”.

<Слайд 12>

2 ведущий.

Микула Селянинович – пахарь, его любит мать сыра земля, на плече носит сумочку, а в ней вся тяга Земная. Управляется он с громадной сохой, которую “не сдвинуть 30 молодцам без единого”.

<Слайд 13>

3 ведущий.

Герои былин во много раз сильнее обычного человека. Даже конь богатырский скачет “выше дерева стоячего, чуть пониже облака ходячего”.

1 ведущий.

У могучих богатырей страшные противники: Соловей Разбойник, Змей Горыныч, Тугарин Змеевич, Идолище поганое.

“Но, богатыри всегда сильнее их.
Высока высота поднебесная,
Глубока глубина океан-моря.
Широко раздолье по всей земле.
А сильные, могучие богатыри на славной Руси!”.

2. Представление команд. Представление членов жюри. Обмен приветствиями. Форма судейства сообщается перед каждым видом соревнований.

2 ведущий.

А теперь, давайте попробуем посоревноваться, померяться силушкой, как настоящие богатыри!

<Слайд 14>

3. Один в поле – воин! (Скакуны)

Одна команда (бегуны) занимает место внутри квадрата 8x10 м, другая (скакуны) становится за линией, ограничивающей квадрат.

Капитан команды скакунов посылает первого игрока своей команды в “поле”. Прыгая на одной ноге. Игрок старается салить игроков другой команды, которые спасаются от преследования, бегая на двух ногах. Осаленные покидают площадку. По команде “ Домой!” (через 15-20 с) игрок возвращается на свое место в шеренгу. И капитан посылает следующего. Игра продолжается до тех пор, пока все скакуны не побывают в “поле”. После этого команды меняются местами. Победитель определяется по количеству осаленных игроков. (1 балл)

  1. Игрок, которого коснулся скакун, покидает “поле”.
  2. Скакун, оступившийся на обе ноги, выходит за пределы площадки.
  3. В поле не могут находиться одновременно два скакуна.
  4. Теряет право участвовать в игре любой игрок, выбежавший за пределы поля.

<Слайд 15>

4. Победи двуглавого змея.

“Ветра нет, да тучу нанесло.
Тучи нет, да будто дождь дождит.
А дождя-то нет, да только гром гремит,
Гром гремит да свищет молния.
Как летит Змеище Горынище
О тыех о двух головах”.

Метание теннисного мяча в цель. Заранее к стене спортзала прикрепляется изображение двуглавого змея, нарисованное на листе ватмана. У каждого участника 1 попытка. Выигрывает команда, у которой количество попаданий больше.

<Слайд 16>

5. Встречная эстафета всадников .

“А теперь славные мои богатыри святорусские,
Вы скорешенько седлайте-ко добрых коней,
Да садитесь вы на добрых коней,
Поезжайте-ко раздольицем чистым полем”.

По команде учителя “Внимание!” вторые номера садятся верхом на спину партнеров, стоящих спереди. По команде “Марш!” первые пары начинают движение вперед к противоположным колоннам. Когда они достигнут стартовой линии, движение начинают следующие пары. Выигрывает команда, участники которой быстрее перебегут на противоположную сторону. Поменяются ролями и вернутся на свое место. (1 балл)

<Слайд 17>

6. Викторина. Вопросы задаются болельщикам. За правильный ответ - 1 балл.

Вопросы для болельщиков 1команды.

  1. Какую дань собирали с народа в стародавние времена? (Меха, холсты, деньги, мед, рыбу)
  2. Кто такая Забава Путятична, что с ней однажды приключилось? (Племянница князя Владимира, Змей унес её в пещеру)
  3. Сколько лет сидел на печи Илья Муромец, и как он вылечился? (30, вылечили его старички, которым он подал милостыню)
  4. Какими играми увлекались богатыри? (Шахматы, шашки)
  5. Знаете ли вы, как одевались древние воины, с каким оружием они воевали?
  6. Как называется железная одежда богатыря из металлических колец, которые мешают в бою и надежно защищают от ударов противника? (Кольчуга)

Вопросы для болельщиков 2 команды.

  1. Откуда родом Илья Муромец? (Из Мурома, из села Карачаева)
  2. Где жил Соловей-разбойник? (Сидел на дубу, у речки Смородины около города Чернигова)
  3. Как звали коня Ильи Муромца? (Бурушка Косматушка)
  4. Что ели и пили богатыри русские по былинам? (Гусей-лебедей, серых уточек печеных, жаворонков жаренных, ковриги хлеба, пили квас, медовуху, зелено вино)
  5. Назовите старое оружие, которым делалась “секир башка”. (Секира)
  6. Почему щит и меч – неразлучны, но известные враги? (Меч - для нападения, щит – для защиты)

<Слайд 18>

7. Достань Соловья - разбойника .

Заранее к стене спортзала на расстоянии двух метров от пола прикрепляется изображение Соловья - разбойника, нарисованное на листе ватмана. Из самоклеющейся бумаги вырезаются стрелы, размером с ладонь.

“Сидит Соловей- разбойник на сыром дубу,
Сидит Соловей- разбойник Одихмантьев сын.
А то свищет Соловей да по - соловьему,
Он кричит, злодей – разбойник, по-звериному.
И от его ли то от посвиста соловьего,
И от его ли то от покрика звериного
Те все травушки-муравы уплетаются,
Тёмны лесушки к земле все приклоняются, -
А что есть людей – то все мертвы лежат” .

Задача участников в прыжке с места вверх прикрепить стрелу к правому глазу Соловья Разбойника, т.к. по приданию Илья Муромец “стрелил в того-то Соловья-разбойника, ему выбил право око со косицею”. Звучит песня группы “На-на” “Соловей-разбойник”. Приложение 3

<Слайд 19>

8. Цепная борьба. Игроки 4А строятся в шеренгу на средней линии зала, между игроками 4Б, лицом в разные стороны. Все играющие берутся под руки.

По сигналу преподавателя команда, не разжимая рук, стремиться сдвинуть противника за 3- метровую линию волейбольной разметки. Та команда, которой это удалось, считается выигравшей. (1 балл)

<Слайд 20>

9. Подведение итогов, награждение. Восстановление.Русский народный танец в исполнении девочек 4 классов.

Учитель физической культуры.

Дорогие ребята! Важно расти не только сильными и красивыми физически, но и добрыми, научиться уважать своих близких, уметь защитить их в трудную минуту. А это не так легко, как кажется. Что же поможет нам вырасти здоровыми и сильными, как богатыри? Правильно, воспитывая свою волю, каждое утро необходимо делать утреннюю гимнастику, посещать спортивные секции, закаливать свой организм и, конечно, всегда посещать уроки физкультуры.

Рассказали мы про дела старые,
Что про старые, про бывалые,
Чтобы море синее успокоилось,
Чтобы добрые люди послушались,
Чтобы молодцы призадумались,
Что века не меркнет слава русская!

Организованный уход из зала обучающихся под песню группы “Цветы” “Богатырская наша сила”.