И все-таки гениальный геймдизайнер! Идеи из прошлого

24 54 423 0

Головоломка кубик Рубика предназначенная для тренировки памяти и мышления. С каждым годом она становится все популярней. Кроме стандартного кубика 3 на 3, разрабатываются другие варианты головоломки: 2 на 2, 5 на 5, 7 на 7. Они бывают разных форм: круг, тетраэдр, шестиугольник, пирамида.

Самое сложное в сборке – понять, с чего начинать. От последовательности зависит то, насколько быстро вы соберете кубик.

В этой статье мы расскажем, как пошагово собрать кубик Рубика 4×4. Выучив схему, вы сможете легко собрать головоломку повышенной сложности.

Основные понятия

Во время сборки следует держать кубик только перед собой, чтобы не спутать стороны. У кубика 4 на 4 есть:

  1. Центральные элементы.
  2. Углы.
  3. Ребра.
  4. Верхняя и нижняя грани.
  5. Фронтальная (та, на которую вы смотрите).
  6. Левая и правая грани.

Поскольку граней стало больше, обозначения несколько изменены. Грани, которые находятся возле углов, обозначаются большими латинскими буквами. Те, которые находятся внутри, обозначаются маленькими символами.

  • На фронтальной грани есть два левых и два правых слоя (L, l, r, R).

  • На верхней и нижней есть задние и фронтальные слои (B, b, F, f).

  • На левой и правой располагаются верхние и нижние слои (U, u, D, d).

Очень важно!
Буква без апострофа означает поворот по часовой стрелке.
Апостроф возле обозначения слоя (например, L’) означает, что повернуть левый слой нужно на четверть против часовой стрелки.
Если буквы стоят вместе без запятой , слои необходимо вращать одновременно.
Цифры указывают, сколько раз нужно повернуть ту или иную грань.

Сборка центров

В первом этапе нужно собрать каждый центр, не разбив предыдущий. Важно при повороте внутренних слоев добиться правильного расположения нужных цветов. После следует вращать только внешние грани, чтобы не разбить центры.

Вначале воспользуйтесь комбинацией ходов: r, f’, r’, F, r, f, r.

Иногда при выполнении комбинаций кубики все равно не становятся на свои места. В таком случае формулы применяются до тех пор, пока элементы не будут собраны.

Первый этап сборки ребер

Нужно собрать парные элементы кубика, которые находятся напротив центров. На данном этапе вы можете разбивать центры. При правильной последовательности они в конце будут собраны.

Расположите одинаковые кубики напротив. Для этого, вращая внешние грани, позиционируйте элементы так, чтобы они сошлись. Используйте формулы:

1. Ll’, U’, R, U, Rr или Rr, U, L2, U’ Rr’.

2. Rr, U’, R, U, R’, F, R’, F’, Rr’.

3. Rr, U’, R, U, R’, F, R’, F’, Rr.

4. Dd, R, F’, U, R’, F, Dd’.

5. U, F’, L, F’, L’, F, U’.

Паритеты

После этих этапов собирать кубик 4 на 4 можно таким же образом, . Но иногда появляются три ситуации, когда формулы кубика 3 на 3 не применяются. Это так называемые паритеты. Для их решения следует применить такие комбинации:

1. R, U’, l’, U2, l’, U2, l’, U2, l’, U, R’, U, l, U’, R, U, l, U’, R’, U, l2, U (1).

2. L2, d, R2, d, R2, d’, L2, u’, B2, u2, B2, u’, B2, R2, B, r’, B’, R2, B, r, B (2).

3. R’, F’, U, F, R, B, U2, F’, U, B’, U’, F, f, D’, f, D, f’, D’, f’, U2, f, D, f, D’, f’, D, f2, r, f, r, U2, r, f’, r’, f, F’, U’, F2, D, R, U, R’, D’, U’, F2, U2, F, U (3).

Когда центры и ребра будут собраны, приступайте к следующему этапу.

Сбор креста

Следует найти пару кубиков на ребре и объединить с одинаковыми по цвету кубиками из центра. Должен получиться правильный крест. Для этого примените следующие формулы:

1. R’ D’ R F2.

2. F2 D2 B2.

3. F U’ R U.

Комбинации можно применять последовательно.

Углы

Начинать следует с верхней грани. Один из угловых кубиков расположить снизу с помощью так называемой формулы пиф-паф: R U R’ U’ . На данном этапе ее используют чаще всего.

Во время сборки возможны 6 ситуаций, в которых нужны специальные формулы:

  • Угол вверху, а белый кубик смотрит влево – F’ U’ F (1).
  • Угол в верхнем слое, белый кубик смотрит вправо. Примените комбинацию R U R’ (2).
  • Угол вверху, а белый кубик направлен вверх – R U R’ U три раза (3).

  • Угол в нижнем слое, а белый кубик смотрит влево – R U’ R2 F R F’ (4).
  • Угол внизу, а белый кубик смотрит вправо – R U R’ U’ R U R’ U’ (5).
  • Угол в нижнем противоположном слое. С помощью формулы R U R’ нужно переместить его в свой слой (6).

Второй этап сбора ребер

Следует найти 4 ребра и поставить их между центрами.

Для этого в верхнем слое выберите тот цвет, который соберете первым. Верхнюю грань крутить до тех пор, пока цвета не совпадут.

При сборе могут возникнуть 4 ситуации, при которых нужно применить следующие формулы:

  • Алгоритм налево – U’ L’ U L F’ L F L’ .
  • Алгоритм направо – U R U’ R’ F R’ F’ R .

  • Паритет – U R U’ R’ F R’ F’ R U2 U R U’ R’ F R’ F’ R .
  • Затычка – U R U’ R’ F R’ F’ R . В результате возникнет первая или вторая ситуация, для которой следует применить соответствующую формулу.

Сбор верхней стороны

Этап следует начать с креста, который собирается с помощью формул:

1. F R U R’ U’ F’.

2. F U R U’ R’ F’.

Если в верхней части всего один кубик с нужным цветом, сначала примените первую комбинацию, затем вторую. После этого воспользуйтесь следующими комбинациями, чтобы сторона была полностью собрана.

1. R U R’ U R U2 R’.

2. R U2 R’ U’ R U’ R’.

Формулы нужно применять по 2-3 раза, чередуя друг с другом, пока слой не окажется собран.

У каждого из нас в детстве был кубик рубик, у некоторых он есть и сейчас. Но мало кому удается действительно его собрать. Обычно на его сбор уходит много времени, да и нервы становятся плохими. Интернет на сегодняшнее время переполнен информацией о том, как собрать кубик рубика 4х4. Обычно после прочтения этих статей мало кто понимает главную суть в сборе кубика рубика, ведь пишут статьи совсем непонятно и недоступно для обычного человека. Собрать кубик рубик 4х4 — видео или же статья, станет оптимальным вариантом в решении данной проблемы. Так же кубик рубик собрать схема поможет.

В общем, информации о данном сборе очень много и наша статья будет так же про кубик рубика 4х4 и о том, как же его собрать. В данной статье мы попытаемся понятно и доступно описать сам принцип сбора, и с помощью данной статьи даже неопытным любителям кубика рубика удастся его сложить быстро и просто. Вы должны быть внимательными при чтении самой статьи, что бы потом не возникло каких-либо вопросов. Так же было бы не плохо, если бы вы взяли кубик в руки и постарались сразу же повторять весь алгоритм действий, который будет написан в данной статье.


Сначала перед тем, чем объяснять, как же собрать кубик рубика 4х4, вам следует разобраться в цветах и данный комбинациях из этих цветов. Именно они помогут собрать кубик быстро и просто. Собрать кубик без каких-либо комбинаций невозможно. Это в первую очередь игра, которая развивает логическое мышление людей. Поэтому обычными движениями, не владея комбинациями, у вас ничего не получится сделать.
Обычно кубики раскрашивают по-разному и можно встретить много различных цветов, но мы поговорим о стандартных кубиках рубиках и об их покраске. Если же впереди кубик будет красного цвета, или же оранжевого, то вам лучше будет выбрать светлые, нежели темные цвета. Но вам не обязательно выполнять именно эти правила, так как выбрать цвет, с которого вы начнете собирать кубик рубик вы можете сами. Многое может зависеть еще и от того, в каком положении были расположены цвета в изначальном положении. Возможно, в изначальном положении вы уже увидите, что уже есть почти собранный квадрат из синего цвета, например. Тогда вы уж не будете начинать сборку с красного, а закончите собирать синий цвет и приступите к тому цвету, который будет находиться в противоположной стороне. Для того что бы уж понять, каким цветом должен быть данный квадрат, стоит посмотреть на центральный его цвет. Центральный цвет никак изменить нельзя и поэтому вам придется все подгонять под него. Сам кубик состоит из шести сторон, но и в свою, очередь они делятся на три пары противоположного характера. Но иметь каких-либо общих деталей они не будут. Куб так же содержит и наличие серого цвета. Данный цвет никаким образом не влияет на сам сборку куба и на цвета в общем. Он только поможет вам делать перестановку различных цветов на необходимые места. В общем, серый цвет может находиться на любом месте, это не будет играть большой роли в сборе кубика.


Сам кубик рубик собирается довольно таки быстро и просто. Главное знать и употреблять при сборе различные комбинации. Сами комбинации употребляют в сборе не один раз, а до того момента, как все цвета не станут на нужное место. Инструкции сборки делят обычно на пару частей, что бы лучше во всем этом разобраться. В первой же части вам не нужно будет запоминать какие-либо комбинации или же правила. Так же не важным будет и сам результат, к которому приведет вас данное действие. Здесь внимание нужно будет отдавать только самому процессу сбору. Вам нужно будет знать не саму комбинацию, а к чему вас приведет данная комбинация. Если же брать во внимание вторую часть, то там все внимание уже обостряется на запоминании формул, правил и комбинаций. Но запоминать нужно не только простые, но и сложные комбинации.


Обычно рекомендуют начать запоминание и само употребление из легких комбинаций, и как только у вас получится с помощью данной комбинации собрать кубик рубик, тогда уж нужно будет переходить к более сложным. При пользовании такими комбинациями вам и переживать не стоит за полученный результат. Все пойдет правильно, если же вы будете выполнять данную комбинацию правильно. Не нужно же пробовать сразу же, запоминать или же пытаться исполнять тяжелые и сложные комбинации. Все должно происходить постепенно – от самых легких к самых тяжелых. Если же вы попробуете сразу же запомнить сложную комбинацию и постараться проделать ее на кубике рубике, то наврядли вам удастся его собрать. Разобравшись с цветами и их непосредственной ролью в сборе, можно поговорить и том, как правильно собрать кубик рубик 4х4. Сама сборка кубика рубика размером 4х4 не займет у вас много времени, и не нужно будет прилаживать каких-то больших усилий. В интернете есть множество схем по сборке кубика рубика 4х4 224. Обычно в интернете описывают сложные и довольно таки непростые комбинации, но в нашей статье мы решили подобрать более легкий и простой способ сборки кубика рубика.


Теперь мы уж и поговорим непосредственно о самой сборке кубика. Первым делом вам нужно будет определиться с цветом, который вы будете собирать первым. Обычно начинают сборку именно с белого цвета. Но посмотрите, что бы данный цвет находился именно вверху. Именно благодаря такой ситуации вам удастся собрать кубик намного легче и проще. Думаем, что каждый из вас без особого труда сможет собрать один квадрат кубика, без каких либо комбинаций или же правил. Если же вы так же можете это сделать, то сразу перейдите ко второму пункту. Если же вы не сделали это, то вам необходимо постараться собрать крестик из одного цвета, пусть это будет белый цвет. После того как вам удалось собрать крест, нужно будет на других квадратах собрать к нему якобы и разноцветные ножки. Но одна ножка не может сразу быть двух цветов. В общем, в итоге у вас должно получиться четыре ножки, еще говорят как продолжений этого крестика. После того как вы собрал и крестик и ножки, нужно будет заполнить все оставшиеся сбоку цвета. После этого, как вам удалось собрать полностью один квадрат, стоит приступить к сборке противоположной стороны. Но там начните свою работу уже не с креста, а с боковых частей. Закончить же саму работу нужно будет именно с него.
Как вы уже убедились, собрать кубик рубик можно просто и быстро, если же при этом вы знаете необходимый алгоритм действий. Купить же кубик рубик 4х4 можно в любом магазине детских товаров или же различных вещей и игр.

Разбираемся, так ли хорош Коджимба, как его малюют

Отправить

Если вы — студент-экономист и грезите карьерой в кино, нет гарантий, что у судьбы на вас именно такие планы. Одна простенькая забава с восьмибитной приставки — и жизнь японского студента по имени Хидэо уже не стала прежней.

Хидэо Кодзима родился 1963 году в столице Японии — Токио, но когда он был в раннем возрасте, его семья часто переезжала с места на место. Как и все люди малых лет, Кодзима успел побыть обыкновенным японским школьником, поступить в ВУЗ и даже немного поучиться... пока в его руки не попала приставка NES с игрой Приключения водопроводчика стали переломным моментом не только в игровой индустрии восьмидесятых, но и судьбе этого студента. Скучные лекции по экономике он предпочел первому серьезному предложению работы — в Konami .

Тут бы и наступить богатству с признанием, но успех к Хидэо-cану пришел, мягко говоря, не сразу. Новичка назначили на позицию составителя плана разработки и дали подшефный проект, который он с треском провалил. В офисе новичка теперь третировали не только за незнание программирования, но и за убитые продукты. Однажды Кодзима выпросил у боссов заняться собственным проектом — игрой в новейшем тогда жанре Stealth Action для компьютеров MSX, получившей название .


Потрясающий геймдизайнер

Мы бы продолжали увлеченно рассказывать про ранние этапы жизни зеленого и неопытного гения, но зачем, если нет интриги? Все знают, что было дальше: культовая игровая серия с миллионной прибылью и не меньшим числом поклонников. Произошло это в первую очередь из-за новаторских идей творческого гения Хидэо Кодзимы. Он делал с играми такое, чего до него не делал никто.

Пускай сейчас это кажется смешным, но оригинальная была откровением. Игры в то время старались наполнить стрельбой и заинтересовать игроков постоянным экшеном. Именно так и приходилось прорываться через многочисленные уровни — убивая всех вокруг, но никак не скрываться от противника! Идея настолько диссонировала с тогдашним мышлением геймеров, что версия Metal Gear для NES (не путать с другой, более поздней традиционной частью с «Денди») была типичным шутером. Konami оказалась настолько недовольна портом, что тот признали не каноничным.

Непосредственно к оригинальной Metal Gear Кодзима вернется во второй половине девяностых — с практически дословным ремейком своего первого успешного проекта, но в полном 3D. Именно показала, что видеоигры могут демонстрировать постановку и режиссуру уровня Голливуда. Причем, речь шла не о CGI-роликах, а о сценах, сделанных на движке. Одно лишь интро тогда выносило мозг: Снейк под загадочно-мрачную музыку плыл под водой. При этом сменяются ракурсы, эффектно появляются и исчезают титры... Знакомо? Да, сейчас так делают все.

Стала новатором в нескольких областях. В 2001 году это был один из лучших примеров использования технологических мощностей PS2 — кроме того, в этой игре практически впервые была показана достоверная анимация ткани. Также «Сыны Свободы» — первая игра с открытым миром. Конечно, в том или ином виде он появлялся раньше — например, в восьбимитной «Зельде» — но именно разработка Кодзимывпервые использовала открытый мир в трехмерной игре с сильным фокусом на сюжет.

Наконец, — это образец фирменных «кодзимистификаций». Трейлерами Хидэо убедил фанатов, что они будут играть за Снейка, но уже в прологе он умирал! А все оставшееся время играть пришлось за никому не известного новичка Райдена.

В последующих играх серии революции получились куда меньшего порядка, поэтому о них коротко. Snake Eater — первая история становления злодея. Guns of the Patriots — практически кино: после десяти минут геймплея мог идти получасовой ролик. одной из первых совместила боевик с механикой фермы, а усовершенствовала постановку: все ролики сняты без склеек. Но главное в пятой части — уникальное сочетание большого переменчивого открытого мира и геймплейных основ сериала.


И философ на районе не последний

Мир, созданный японским мэтром, увлек геймеров настолько, что они начали читать между строк и заниматься поиском глубинного смысла. Однако, каждая игра Кодзимы действительно поднимает ряд серьезных вопросов, объединенных общим смысловым пластом.

Темой оригинальной была генетика. Сможет ли Снейк, будучи клоном, превзойти своего «отца»? Он — всего лишь чужая собственность, оружие в руках правительства, или все-таки человек со свободной волей?

Тоже исследовала сущность человека, но на уровне культуры. Мем, как негенетический паттерн человеческого поведения, стал лейтмотивом сиквела. Именно на уровне мема героя игры — Райдена — хотели наделить свойствами Солид Снейка.

Тематика триквела — это cпектакль. Политика государств, отношение, равновесие между ними непостоянны. Друзья, как и враги, не вечны. Босс — учитель Снейка — считается отступником и врагом США номер один, а впоследствии он оказывается жертвой, что добровольно идет на казнь из любви к стране.

Проблематика — воля. Почему злодеи и персонажи поступают так, а не иначе? Заключительная часть серии затрагивает тему мести, как нескончаемого потока страданий и боли, что друг другу наносят государства.


Русские литературные классики говорили, что порочный круг зла можно разорвать лишь добрым поступком. Герой пятой части настолько завяз в губящей душу борьбе, что становится не способен на это. И даже настоящий Снейк, что решил залечь на дно, бездействием не прерывает череду мести.

Конечно, Кодзима поднимает не самые оригинальные темы. Да и не вносит в них значимый вклад. Но сам факт, что его творения анализируются не в разрезе сюжет/геймплей/графика, а как серьезная литература или кино, говорит о многом. Геймеры воспринимали MGS как носительницу идей задолго до бума инди-игр с их концепциями.

Но вот писатель порой неумелый

Какими бы новаторскими не были проекты Кодзимы, дальше игровой индустрии влияние MGS не ушло: серия никак не дополняет массовую культуру. Наоборот, это проекты Кодзимы построены на обилии поп-культурных референсов. В этом нет ничего плохого: типичный подход для игровой индустрии — набрать из других произведений как можно больше хорошего, не скатившись в откровенный плагиат. Но не только «нахапанные» из фильмов детали заставляют усомниться в гениальности гения. Если присмотреться, то можно понять, что он не особенно умелый писатель.

Есть два ключевых показателя. Прежде всего — отсутствие цельности во вселенной MGS . Кодзима создал интересную, но дырявую вселенную, в которой не все сходится. Не говоря уже о множественных мировых заговорах, странных сюжетных поворотах и непрозрачность ключевых мотиваций основных персонажей.

Любой непонятной ситуации есть хорошее объяснение: наномашины!

С другой стороны, многолетних и «не дырявых» поп-культурных вселенных вообще мало. Взять хоть «Звездные Войны», в которых скопилось столько несостыковок и лишней информации, что Джордж Лукас отправил сотни произведений в корзину не канона. Но если над «ЗВ» работало множество разных людей, то вся вселенная MGS родилась и развивалась исключительно в голове Кодзимы. Развивая мир на протяжении двадцати лет тяжело не запутаться и удержать все в голове.

Но черт бы с ней, с цельностью вселенной! Давайте просто посмотрим на некоторые диалоги или речь персонажей. Фразы «Я утопаю в нано-машинах!» и «Они использовали нано-машины, чтобы справиться с разбитым сердцем» настолько плохи, что даже хороши. Порой же гений выдает готовые цитаты для «феласофских» пабликов: «Пока есть свет, невозможно искоренить тени» ... Как вы поняли, порой Кодзима слишком претенциозен. Десятки образцов подобных оборотов можно найти на NeoGaf и тематических форумах.

И все-таки гениальный геймдизайнер!

Что ж, Кодзима не Пушкин, и, возможно, даже не Лукьяненко. Может, как писатель в литературном смысле он действительно не блещет. Зато он гениально владеет важнейшим языком игрового сценариста — геймдизайном. Про мастерство Кодзимы в этой сфере можно написать несколько томов научных трудов. Но остановимся на самых ярких.

Представьте себя, сидящего в темной комнате перед телевизором. Вам нужно связаться с Мэрил — боевой подругой, пропавшей непонятно куда — но частоту ее рации никто не знает. Едва вы утомляетесь от пустого наворачивания кругов по локациям в поисках триггера, как раздается звонок: на связи полковник Миллер. «Снейк! Я знаю, где достать частоту Мэрил. Возьми коробку от диска с игрой и посмотри на обратной стороне» . Челюсть просто отпадает: полковник позвонил лично вам, а не Снейку. Четвертая стена пробита. Трясущимися руками вы ищете на полке нужную коробочку, смотрите на оборотную сторону — и действительно находите там скриншот с нужными цифрами.

Любой, кто пробовал , надолго запоминал местных боссов. Например, телепата Психомантиса из Metal Gear Solid .Сперва он демонстрировал свои способности, считывая информацию с карты памяти, а затем предугадывал каждый ход игрока и таким образом становился неуязвим. Геймер безрезультатно пытался достать его — а потом узнавал по рации, что нужно переключить контроллер во второй слот. Игрок глупо улыбался и делал, что сказано, Мантис удивленно кричал, что больше не видит мысли Снейка, а чувство раздражения от встречи неуязвимым боссом мгновенно сменялось охотничьим азартом.


Про боссов MGS можно говорить еще несколько статей подряд, но закончим на Сорроу из MGS3 . В процессе «драки» мы идем по реке, избегая или повторно убивая всех жертв за время прохождения — чем больше их было убито, тем сложнее была секция. Как можно одолеть врага, олицетворяющего ваше чувство вины? Никак. Снейк должен либо утонуть, либо проглотить «летальную» пилюлю. Тогда он очень по-христиански переродится, отбросив все тревоги и печали.Оцените численность персонала Kojima Production. Каждый из них мог косвенно влиять на сценарий игр

То есть в играх мы никогда не можем оценивать сюжет как результат работы сугубо сценариста. Возможно, у него была в голове отличная история, которую не получилось сделать. А то что получилось, вышло сильно хуже. В таких условиях крайне тяжело создать цельный продукт, соответствующий стандартам кино и литературы. Поэтому Кодзима, безусловно, гениальный игровой режиссер.

Гений ли Кодзима? В игровой индустрии — безусловно. Да, порой ему не хватает чувства меры и таланта писателя. Но то, в чем он талантлив, многократно перевешивает его слабости.

Гений — одинокий и смертный

Кодзиме-сану уже 55 лет. Он давно немолод, умудрен опытом и осознает, что смертен (просто посмотрите на название ). Это самое время подвести итог своего творческого гения и сделать magnum opus — творение всей жизни.

Важно, что тема новой игры Кодзимы — одиночество. Это актуально, ведь в эпоху развитых технологий и доступного интернета люди ощущают это чувство особенно остро. Нам не нужен живой человек — достаточно просто уткнуться в экран монитора или иного гаджета. Нам кажется, что в интернете полно людей. Это так. Их много, и каждый из них одинок.

Не верите? Вспомните большинство диалогов с незнакомцами в сети. В основном вы просто становитесь объектом агрессии, не так ли? Вами пользуются, чтобы выместить свою злость. В лучшем случае — это будет разговор двух безразличных друг другу людей.


Тема одиночества близка гению как никому. Будучи ребенком, он часто переезжал с семьей из города в город. Фактически не было места, которое маленький Хидэо мог бы назвать своим домом в полном смысле этого слова. Он был младшим в семье, и взрослел в полной изоляции — ведь в квартире никого никогда не было. Чувство одиночества преследует его всю жизнь: настолько, что заезжая в гостиницу, он первым делом включает телевизор, чтобы не чувствовать себя так одиноко. Именно про это чувство, пронизывающее его с самого детства, Кодзима и делает игру. Все признаки magnum opus налицо.

Шутки про доставку еды очень смешные, спору нет. Но мы все-таки полагаем, что будет самой взрослой работой гения. Самой взрослой, и поэтому — игрой не для всех.

А вы считаете Кодзиму гением?

Genius Face - мем с мерзким лицом, которое реагирует на чью-то тупость. В основе мема заложена ирония, когда мы говорим «Гениально!» в отношении чего-то глупого.

Происхождение

Впервые мем «Гениально!» появился в 2011 году на сайте Comixed. По сюжету в комиксе кто-то жалуется, что ему неудобно печатать на тачскрине планшета, и он решает эту проблему… сделав чехол с клавиатурой. «Гениально! Ты изобрёл ноутбук», — произносит персонаж.

Фейс обычно рисуется в виде скорченного мерзкого человека. Изначально его использовали по отношению к странным изобретениям и открытиям. Первый комикс о ноутбуке так и назывался: Idiot Savant Says (Учёный-идиот говорит).

В декабре 2011 года Serious Face вошел в пантеон мемов .

Значение

Впоследствии мем приобрел более широкое значение. Им пользуются, когда хотят отреагировать на любую глупость или странность. При этом в мем заложен приём иронии, когда мы говорим «Гениально», хотя на самом деле хотим указать на ограниченность действий или слов кого-либо. Чаще всего мем используется, чтобы указать человеку, что он что-то делает неправильно.

Галерея

Глава 15. Мем гениальности

Можно ли представить себе Египет без пирамид? Если бы не эти величественные сооружения, то многие вряд ли бы знали, кто были древние египтяне и чего они достигли. Мир фараонов был бы столь же темен для нас, как и образ мертвого индийского города Мохенджо-Даро.

Однако появление пирамид не было ни неизбежным явлением, ни органичным проявлением египетского характера. Несомненно, они возникли благодаря гению одного конкретного человека.

Первый гений в истории

Пять тысяч лет назад египетских фараонов хоронили в «мастабах» - приземистых строениях из глиняных кирпичей. Затем придворный архитектор по имени Имхотеп воплотил в жизнь более привлекательную идею. Получив приказ построить гробницу фараона Джосера, он возвел невероятное сооружение высотой в 200 футов из 850 000 тонн известняка. Ничего подобного цивилизация еще не знала. Это была не только первая пирамида в истории, но и первое высотное строение из камня.

Имхотеп - первый известный в истории гений. Его наследство продолжает жить и спустя 4700 лет. Современные архитекторы часто пользуются изобретением Имхотепа: от стеклянных пирамид во дворе Лувра до Трансамериканской Пирамиды, возвышающейся над Сан-Франциско. Каждый раз, когда строители кладут кирпич на кирпич, они тем самым воздают хвалу человеку, которого археологи считают отцом каменной кладки.

Мем, а не ген

Эйнштейн однажды сказал, что пути «всех ценностей, как материальных, так и духовных, которые мы получаем от общества, могут быть прослежены через бесчисленную цепь поколений до отдельных творческих личностей».

Он говорил о людях, подобных Имхотепу. Что делает их особенными? Почему какой-то пещерный человек вдруг начинает мастерить себе боевой топор из кремня, тогда как его товарищи прекрасно обходятся палкой? Почему одна странная пещерная женщина зарывает семена в землю, когда другие лишь ползают по лесу в поисках съедобных кореньев и ягод? Генетики много размышляли о так называемом «гене гениальности», который объяснил бы возникновение таких удивительных догадок и озарений. И все же постоянно пополняющийся багаж разнообразных фактов и свидетельств заставляет нас искать иное объяснение. Секрет гениальности заключен не в генах, а в мемах - своеобразных шаблонах мышления, поведения, эмоций, формирующихся в нашем мозгу под влиянием окружающих людей и происходящих событий.

Выживает сильнейший

Когда львица обнаруживает вблизи своей охотничьей тропы гепарда, она стремится убить конкурента. Более того, наткнувшись на детенышей гепарда, она убьет их всех, сжимая челюстями морду каждого, пока он не задохнется, а тела оставит тут же, чтобы мать могла их увидеть.

Как пишет Ховард Блум в своей книге «Принцип Люцифера», такая безжалостная нетерпимость характерна для мира природы. Один набор генов всегда старается подавить и вытеснить другой. Но в действительности отдельные существа являются не более чем обычными пешками в страшной битве конкурирующих генетических фондов.

Ген эгоизма

Согласно Блуму, драматическое сражение развернулось четыре миллиарда лет назад. В то время «самыми живыми» на Земле были микроскопические частицы - гены, плавающие в «первичном бульоне». Для того чтобы выжить, некоторые гены объединялись в колонии, которые мы называем ДНК. Другие, чтобы не отстать, следовали их примеру. Началась гонка вооружений.

Секретное оружие

Как-то раз одна особенно изобретательная колония генов выработала секретное оружие - разум. Это сразу же перевело генетическую гонку вооружений на неизмеримо высокий уровень. В прошлом такие замечательные средства вооружения, как зубы, когти, рога или ядовитые железы, могли развиваться постепенно, в течение миллионов лет. Секретное оружие сразу же позволило целому генофонду изменить тактику борьбы за выживание и мгновенно вырваться вперед.

Некоторые шимпанзе, например, научились пользоваться палками для извлечения термитов из норы. Подобный навык дает всей колонии шимпанзе заметное преимущество перед соседями, которые, возможно, страдают от голода. Детеныш шимпанзе не способен добывать термитов от рождения - это умение не переходит из поколения в поколение генетически. Но зато оно передается от одного шимпанзе к другому в процессе обучения, который продолжается практически непрерывно. Докинс считает, что умение ловить термитов и представляет собой мем.

Эпидемия идей

Докинс определяет мем как набор идей, который может воспроизводиться подобно вирусу, переходя от мозга к мозгу. Аналогия с вирусом вполне оправдана, поскольку мемы завоевывают пространство, в точности повторяя процесс распространения эпидемии чумы.

В 1919 году новый вирус гриппа за год убил 21 миллион человек. Меметическая акция протекает не так быстро, но обладает не меньшей мощью. «Мему христианства, - пишет Блум, - потребовалось менее 300 лет, чтобы сокрушить Римскую империю, а мему коммунизма - менее 130 лет, чтобы, сойдя со страниц „Капитала“, инфицировать 1,8 миллиарда людей на всей планете».

Аморальный мем

Подобно гену эгоизма, мем обладает слепым желанием воспроизводиться любой ценой. Мемы нацизма, ислама, двойной бухгалтерии, джефферсоновских жизненных принципов, свободы, стремления к счастью, однажды инфицировав чей-то мозг, затем распространяются с удивительной заразительностью. Мемы не ведают добра и зла - и злые и добрые начинания разносятся ими одинаково эффективно. Принесут они благо или вред человечеству - зависит от нас.

Принцип «Парка юрского периода»

В наше время у генетиков есть все возможности воспроизвести давно вымерших динозавров. Им недостает только правильного генетического кода. Если бы каким-то образом удалось добыть целую цепочку ДНК динозавров, то теоретически можно было бы вывести точную копию их предков, живших 60 миллионов лет назад. Как в фильме Стивена Спилберга «Парк юрского периода», полученный вегетативным способом динозавр будет придерживаться той же диеты, тех же брачных ритуалов, тех же миграционных привычек и, возможно, будет обладать таким же темпераментом, как его давно почивший предшественник. Получив подходящую самку, он не теряя времени начнет создавать здоровую семью и плодить маленьких динозавриков.

Мы знаем, что так будет, потому что сам факт существования динозавров в прошлом подтверждает работоспособность их генетического кода. При условии абсолютно точного его воспроизведения можно предположить, что выведенный динозавр будет так же процветать в наши дни, как и в юре (естественно, если поместить его в аналогичную обстановку).

Идеи из прошлого

Вымершие идеи тоже можно воскресить, если точно воспроизвести их меметический код. Мы знаем, например, что древнееврейский язык жизнеспособен - ведь он пережил столетия. Когда в 40-х годах древнееврейский язык был объявлен официальным языком Израиля, он удивительно быстро ожил, хотя пребывал в латентном состоянии более 2500 лет.

Попытки внедрить эсперанто, напротив, потерпели полное фиаско. Этот относительно молодой язык был создан современными утопистами, которые надеялись с помощью него объединить мир. В отличие от генов тиранозавров мем эсперанто не закалился в борьбе за существование - это было чистое изобретение человеческого разума. В реальном мире оно оказалось нежизнеспособно.

Гений рождает гения

Нет сомнений, что мем гениальности существует, поскольку случаи инфицирования этим мемом наблюдались в истории неоднократно. Историки заметили, что гении никогда не появляются в одиночестве. Время от времени на Земле отмечаются периоды высокой активности и потрясающих достижений человечества, которые позже называют Золотым Веком или Возрождением.

После Имхотепа египтяне уже не вернулись к прежнему стилю строительства. Инфицированные мемом воздвижения пирамид, все последующие фараоны отдавали свои силы сооружению еще более впечатляющих громадин. Кульминацией явилась Великая пирамида Хеопса - фантастический памятник высотой 150 метров, сложенный из известняковых глыб, общим весом 6,5 миллиона тонн. Пять наиболее знаменитых пирамид Египта были построены в течение ста лет после смерти Имхотепа.

В V веке до нашей эры греческий город-государство Афины дал миру философии Платона и Сократа, скульптуры Фидия, государственное устройство Перикла, театры Софокла и Еврипида, науку Аристотеля - и все это в период, укладывающийся в одну человеческую жизнь. Через две тысячи лет другой город - Флоренция - пережил Возрождение, породившее таких гигантов, как Микеланджело, Леонардо да Винчи, Боттичелли, Мирандола, Фра Филиппо Липпи.

«Проект возрождения»

Принцип «Парка юрского периода» утверждает меня в мысли, что мы тоже можем пережить Золотой Век. Все дело в том, чтобы начать с правильного меметического кода. В отличие от эсперанто мем гениальности имеет богатый послужной список. Он уже неоднократно проявил себя в истории и наверняка сработает снова.

С помощью «Проекта возрождения» - общенациональной сети энтузиастов ускоренного обучения - я в течение нескольких лет пытался внедрять свою версию мема гениальности, используя все известные методы распространения - от книг, магнитофонных записей, семинаров, программных средств до старого доброго способа передачи из уст в уста. Я верю, что скоро мы достигнем критической массы и станем свидетелями глобальных перемен в обществе. На рис. 15.1 показана структура мема гениальности.

Рис. 15.1. Работая над окаменелым фрагментом ДНК динозавра, ученые в фильме «Парк юрского периода» создали живого динозавра. Методы мышления тоже можно восстановить. Они сохраняются, но не в ДНК, а в мемах - самовоспроизводящихся шаблонах рассуждений и поведения, распространяющихся подобно вирусной инфекции. Для того чтобы воспроизвести золотые дни Итальянского Возрождения или Древних Афин V века до нашей эры, мы должны заразить общество теми же мемами гениальности, которые процветали в мозгу у Сократа и Леонардо да Винчи.

Четыре составляющих уже известны вам по предыдущим главам. Тонкая оболочка, как мы уже знаем, достигается ежедневной практикой просмотра потока образов, в результате чего мы можем приобрести навык оригинального наблюдения. Подходящая для вас лично самоцель может быть найдена с помощью создания инструментов.

Два качества, которые кажутся полярно противоположными - примитивные и благородные побуждения, на самом деле являются двумя концами одной цепи.

Примитивные побуждения

Мало в истории фигур столь же благородных, как Авраам Линкольн. И тем не менее тяга к успеху была в нем столь сильна, что современники находили его слишком «пробивным» и эгоистичным. Его старый приятель по адвокатской практике Вильям Херндон довольно едко заметил, что амбиции Линкольна напоминают ему «маленький движок, который непрерывно работает» на хозяина, «постоянно что-то рассчитывающего и планирующего».

Зигмунд Фрейд наверняка отнес бы стремление Линкольна к успеху на счет мощного, но сублимированного либидо. Фрейд считал, что человек обладает уникальной способностью ориентировать свое сексуальное желание на не менее занимательные цели, например: строительство небоскребов, сочинение романов, достижение победы в Гражданской войне или исследование неизвестных акваторий.

С ним согласен и знаменитый Наполеон Хилл. «Сексуальная энергия суть творческая энергия любого гения, - писал он в 1937 году. - Никогда не было и не будет ни одного великого вождя, строителя или художника без мощного сексуального влечения».

Хилл поставил Линкольна в один ряд с Вильямом Шекспиром, Джорджем Вашингтоном и другими светочами, которые, по его мнению, питали свой успех топливом сексуальной природы. Это вовсе не означает, что они непременно были волокитами или распутниками. Напротив. Физическая близость, по мнению Хилла, способна рассеять творческий позыв. Стремление многих мужчин «нагуляться» в молодости - причина их неспособности к большим достижениям примерно до сорока лет. Великие гении, как считает Хилл, потому и добились успеха, что смогли переадресовать свое мощное сексуальное влечение и трансформировать его в более плодотворные устремления, чем занятия сексом.

Обжорство и пост

Половое влечение не является единственным примитивным побуждением работы мозга. Животные в природе движимы не менее мощным позывом - голодом.

Я неоднократно наблюдал у моих коллег - членов MENSA - разнообразные недуги и расстройства, обусловленные неправильным питанием, - от ожирения до анорексии или булимии. Возможно, эти факты указывают на некоторую связь между аппетитом и интеллектом. Веками святые и мистики стремились к просветлению через пост и воздержание. Может быть, пост, как и фрейдовская «сексуальная сублимация» или «сексуальная трансформация» Хилла, служит преобразованию примитивной потребности в возвышенную цель?

Современная нейрология подтверждает это. Опыты показали, что многие формы возбуждения - в том числе и голод - помогают подготовить мозг к работе. Когда охота не приносила успеха, наши пещерные предки вынуждены были искать новые источники пищи. Те, кто не мог ничего придумать, были обречены голодать, а следовательно, жили недолго и, к счастью, не имели возможности передать нам свои особенности. С каждым поколением эволюция усиливала способность повышать уровень интеллектуального развития.

Подготовка возбуждением

В главе 5 мы описывали опыт Уолтера Фримена и Кристин Скарда, в процессе которого наблюдалось хаотическое распространение сигнала в мозгу кролика, учуявшего знакомый запах морковки.

Исследователи обнаружили, что для того чтобы возникла взрывная волна восприятия, необходима подготовка клеток мозга кролика путем чисто физического возбуждения - сексуальным влечением, голодом, жаждой или даже угрозой жизни. В результате возрастает электрический потенциал между клетками мозга и мозг становится гиперактивным. Очевидно, что и у людей подобное возбуждение поощряет глубоко прочувствованное восприятие, с помощью которого формируются гешталъты.

«Акт интеллекта»

В предчувствии угрозы учащаются сердцебиение и дыхание. Если опасность миновала, организм возвращается к нормальному состоянию. Доктор Луис Мачадо, пионер ускоренного обучения и профессор кафедры современных языков в университете Рио-де-Жанейро, считает, что рождение гениальных мыслей идет по такому же сценарию.

«Человеческий интеллект не может постоянно поддерживаться на высоком уровне, - считает Мачадо. - Он вступает в силу, когда нейронные сети активизируются для достижения определенной цели».

Как уже было отмечено в главе 13, наш мозг реагирует на десятиминутное прослушивание сонаты Моцарта К. 448 повышением IQ на 8–9 баллов, но примерно через 15 минут возвращается к прежнему состоянию. Этот кратковременный «акт интеллекта» объясняет появление аварийных «выбросов» IQ, которые, по мнению Мачадо, были запрограммированы еще в примитивном мозгу наших самых далеких предков.

Лимбическая система

Мачадо считает, что «акт интеллекта» стимулируется лимбической системой - некоторыми отделами, расположенными под корой головного мозга, в более глубокой области примитивного среднего мозга (рис. 15.2). Ученые полагают, что лимбическая система отвечает как за эмоции, так и за основные внутренние импульсы - такие как агрессия, голод, половое влечение, материнский инстинкт.

Рис. 15.2. Гениальность связана с проявлением сильного полового влечения и других основных инстинктов. Эти основные инстинкты базируются в лимбической системе головного мозга (темная зона).

Кроме того, она работает как быстродействующий процессор, обрабатывающий чувственные впечатления: сортирует и анализирует данные, поступающие от всех пяти органов чувств, «сбрасывает» результаты в соответствующие области коры головного мозга, а затем снова производит сбор данных для дальнейшего, более глубокого анализа. С помощью такого скоростного цикла обратной связи, многократно повторяющегося в течение каких-то долей секунды, лимбическая система формирует все более сложный цельный образ окружающего мира - гештальт.

В любой момент цикла лимбическая система может выхватить один определенный образ и инициировать аварийную акцию. Например, когда внезапно приходит понимание, что красивый узор из оранжевых и черных полос - это голодный тигр, готовый кинуться на вас, то лимбическая система срабатывает самостоятельно, не консультируясь с корой головного мозга. Она немедленно приводит нас в состояние боевой готовности, не дожидаясь осознания грозящей опасности.

В главе 1 было отмечено, что сознание способно обработать только 126 бит информации в секунду, но в то же время наши органы чувств воспринимают до 10 миллионов бит в секунду. Весь этот бессознательный ввод данных сортируется и при необходимости мгновенно обрабатывается в лимбической системе мозга, которая функционирует примерно в 80 000 раз быстрее, чем кора. Быстродействие лимбической системы позволяет, например, сумчатой крысе ускользнуть прямо из когтей спикировавшего на нее орла.

Мачадо полагает, что первичная функция лимбической системы - та, которую он назвал SAPE (аббревиатура португальского Sistema de auto-preservacao e preservacoa de espice) - функцией самосохранения и сохранения своего вида в целом. При засухе, неурожае, появлении хищников животные напрягают все свои силы, призывая на помощь выносливость и сообразительность, и мгновенную реакцию.

Как ангел-хранитель, лимбическая система хватается за любое средство, которое может обеспечить выживание. Согласно Мачадо, наш рациональный интеллект, заключенный в коре головного мозга, является не более чем одной из запасных аварийных систем, которые лимбический отдел может при необходимости использовать или приберечь для другого случая.

Так, если перед шимпанзе лежит бревно, под корой которого копошатся вкусные термиты, то лимбическая система способна вызвать вспышку - бросок интеллекта, который и позволит обезьяне сообразить, как достать еду. Но если на шимпанзе неожиданно нападает леопард, то лимбическая система инициирует аварийную альтернативу «спасайся или сражайся» без всякого вмешательства интеллекта.

Благородные побуждения

Люди склонны смотреть на основные инстинкты как на нечто более низменное и грубое, чем такие возвышенные понятия, как разум, сострадание, самопожертвование. Но на самом деле способности мыслить, сострадать, жертвовать собой также регулируются SAPE.

Эйнштейн как-то раз заметил, что сама человеческая мораль способствует сохранению людей как вида живых существ, и в качестве примера привел такую добродетель, как правдивость. «Ложь разрушает веру в других людей, - уверял Эйнштейн. - А без такой веры взаимодействие в обществе невозможно или, по меньшей мере, затруднительно. В свою очередь, сотрудничество между людьми совершенно необходимо для того, чтобы сделать жизнь терпимой».

Ради сохранения своего вида многие животные жертвуют жизнью Лососи стремятся вверх по течению рек, преодолевая пороги и ускользая от голодных медведей только для того, чтобы дать жизнь потомству и вскоре умереть от истощения. Маленькие птички атакуют хищников, во много раз превосходящих их размерами, чтобы защитить своих птенцов, пчелы жалят, охраняя свой улей, хотя вместе с жалом лишаются внутренностей.

Благородство, сострадание, верность долгу, самопожертвование и романтическая любовь имеют свои аналоги в мире природы Но, видимо, не случайно все эти возвышенные эмоции генерируются в той же лимбической системе, которая побуждает нас есть, совокупляться и убивать. Инстинкт сохранения вида - мощная сила, заставляющая нас смотреть дальше и шире собственных узких интересов.

Отдаленная перспектива

«Во все времена, - сказал Вильям Джеймс, - обладателями самого мощного интеллекта были те, кто преследовал далеко идущие цели».

Далеко идущие цели были у первобытных водоплавающих, что вышли на сушу и превратились в земноводных. К будущему стремилась и та родоначальница птиц, которая первой расправила свои еще недоразвитые крылья и бросилась вниз с обрыва. Вся история эволюции свидетельствует о том, что в авангарде всегда были гении (это касается не только людей), движимые отнюдь не соображениями личной выгоды, а бессловесным лимбическим импульсом развития своего вида.

Эволюция продолжается

Чарльз Дарвин верил, что развитие видов происходит только за счет естественного отбора - выживания сильнейших. В наше время генетики считают, что в этом процессе участвуют и другие силы. В современном обществе социальные институты и развитая медицина ограждают человека от мрачных последствий естественного отбора. И все же эволюция продолжается.

Например, сейчас рождается все больше людей без третьих коренных зубов, особенно среди европейцев и эскимосов. Некоторые имеют по три корня у передних резцов вместо обычных двух. Эти небольшие изменения не оказывают влияния на жизнь конкретного человека, но процесс тем не менее неумолимо идет, словно приводимый в движение каким-то внутренним генетическим механизмом.

Неограниченные возможности

В отчетах о спортивных событиях прошлого века утверждается, что человек физически не способен пробежать милю за 4 минуты. Десятилетие за десятилетием самые быстрые бегуны планеты не могли преодолеть эту планку. И вот 6 мая 1954 года Роджер Баннистер потряс мир, показав результат 3 минуты 59,4 секунды. С тех пор миля за 4 минуты стала обычным делом.

Подобное явление наблюдается и мире интеллекта. Веками великие шахматисты проверяли свое мастерство игрой вслепую. Считалось, что игра вслепую одновременно на трех досках лежит за пределами человеческих возможностей.

И вот в 1933 году Александр Алехин успешно проводит сеанс одновременной игры вслепую на тридцати двух досках.

В 1960 году Колтановский провел такой сеанс на пятидесяти шести досках - пятьдесят игр он выиграл, а остальные свел вничью. Современные гроссмейстеры не оставили от достижения Алехина камня на камне.

Меметическая эволюция

Игра мемов - вот причина таких прорывов. Мем спортивного соревнования побуждает спортсмена годами тренироваться, а потом преодолеть заветный рубеж. Мем шахматной игры побуждает развить память настолько, чтобы мысленно представлять пятьдесят шесть досок сразу. Когда прорыв совершен, мем изменяется и каждое следующее поколение достигает тех же результатов уже с большей легкостью.

В 1930-е годы генетики-нацисты вообразили, что единственный способ улучшить природу человека состоит в искусственной селекции, что привело к трагедии массового уничтожения носителей «плохих», по их мнению, - нежелательных генов.

На самом деле селекция устарела по крайней мере на 10 миллионов лет человеческой эволюции. Благодаря развитию коры головного мозга и ее уникальной способности формировать и передавать идеи именно мемы, а не гены становятся самым мощным фактором эволюции.

Стимуляторы интеллекта

Разумеется, многие перспективные методы развития интеллекта являются скорее физиологическими, нежели меметическими. Эти методы улучшают то «оборудование», в которое загружается меметическое «программное обеспечение». Я имею в виду превосходные современные «стимуляторы интеллекта» - витамины, травы, аминокислоты и различные химические компоненты, которые, по мнению многих исследователей, улучшают память и способствуют развитию умственных способностей.

С помощью верно выбранных мемов люди могут сами генерировать нейрохимические вещества, способствующие развитию интеллекта, даже без вмешательства стимуляторов. Положительная обратная связь помогает мозгу реализовать собственную эволюцию. Однако нет ничего плохого в том, чтобы прямо сейчас сделать первый шаг на пути к ней, и именно для этой цели и предназначены стимуляторы.

Из-за ограниченного объема книги я сосредоточил внимание только на тех методах, с которыми хорошо познакомился в процессе длительных экспериментов, а именно - на меметических. Однако я могу посоветовать читателям самостоятельно исследовать воздействие стимуляторов интеллекта. Первые результаты показались весьма обнадеживающими, в том числе и в области ускоренного обучения.

Могу порекомендовать работу Уорда Дина и Моргенталера «Стимуляторы ума и нутриенты» (B&J Publications, 1990, PO Box 483–905, Santa-Cruz, CA 95061) и «Продление жизни: практический и научный подход» Дерка Пирсона и Сэнди Шоу (Warner Books, New York, 1984)

Выбирайте свои мемы

В анонимной статье, подписанной псевдонимом «Кейт Хенсон», обозреватель газеты «Whole Earth Review» ввел слово «мемоиды» для обозначения тех людей, которые полностью находятся во власти мемов, то есть совершенно утратили здравый смысл. Под это определение вполне подпадают политические и религиозные фанатики всех мастей. Мемоид не в состоянии самостоятельно выбрать для себя мемы, напротив - мемы выбирают его и направляют по своей воле.

Не надо становиться мемоидом. Тщательно выбирайте свои мемы, отбрасывая то, что не подходит, и вы сможете сами конструировать свое сознание. История знает множество примеров, когда разумный выбор мемов продвинул вперед эволюцию человечества.

В Европе эпохи Возрождения, например, власти некоторых итальянских городов оказали грядущим поколениям огромную услугу, принудительно введя использование арабских цифр вместо привычных римских. До этого для того, чтобы выполнить простейшие вычисления, нужно было быть математическим гением.

Сейчас каждый третьеклассник без труда умножит 24 на 37. А попробуйте умножить XXIV на XXXVII. Вот это задача! Разумный выбор мема арабских цифр неизмеримо расширил возможности человеческого разума.

Активизируйте mem гениальности

Если вы дочитали книгу до этого места, значит, вы уже обладаете основным кодом мема гениальности и вдобавок владеете инструментами, приводящими его в действие. Вы можете использовать этот мем, чтобы возродить в своем мозгу процессы, будоражившие когда-то головы Сократа, Имхотепа или Леонардо да Винчи.

Ядром активизации является ежедневная практика просмотра потока образов. Если вы уже подготовили себя для восприятия трудноуловимых сообщений правого полушария и лимбической системы, то остальные компоненты мема гениальности вскоре сами собой встанут на места.

Ваше собственное восприятие поведет вас вперед, подсказывая на каждом шагу, что нужно делать.

Только вслух!

Я уже не могу вспомнить, сколько раз читатели моих предыдущих книг жаловались мне: «Я пробовал вызвать поток образов, но у меня ничего не получается».

В таких случаях я всегда спрашиваю: «А вы описывали свои образы вслух какому-нибудь слушателю или записывали на магнитофонную пленку?»

Это неизменно вызывает недоуменное выражение на лице незадачливого экспериментатора. «Никогда, - в конце концов признается он. - Мне казалось, что это можно сделать и про себя».

Внимательные читатели помнят, что в главе 3 я упомянул молчаливый просмотр потока образов как наилучшее средство от бессонницы. Это прекрасный способ убаюкать себя до глубочайшего тэта-состояния, которое в просторечии именуется сном.

Ни одно из условий применения методов не подвергается такому пренебрежению, как необходимость говорить вслух. Это самая первая составляющая успеха. Со мной могут поспорить те, кто уже достиг неплохих результатов и при молчаливом просмотре потока образов. Ну что же, у них есть возможность расширить свои преимущества, выполнив процедуру просмотра образов в полном объеме - то есть вслух.

Станьте лидерами

Подобно тому как мозг человека использует хаос и беспорядок для прорыва к более высоким и сложным образам, так и общество нуждается в небольшом беспорядке, который стряхивает благодушное и самодовольное оцепенение и подталкивает к достижению более высокого уровня развития. Предоставленные самим себе, наши общественные институты склонны к застою. Ради порядка и эффективности нас загоняют в школы и на рабочие места - в скучные крохотные конурки, выстроенные аккуратненько в рядок и окруженные колючими живыми изгородями. Именно поэтому, чтобы идти тропой гения, требуется немалое мужество и даже самопожертвование. Учителя, начальники и общественные лидеры не всегда благосклонно относятся к тем, кто, проявляя чудеса изобретательности, увиливает от безжалостно и методично подстригающих живые изгороди садовников и устремляет свои ветви в небо.

Но мы - не изгороди из бирючины. Мы появились на свет, чтобы вырасти огромными, как секвойи. Прислушайтесь к себе, к голосам из глубины. Последуйте благородным призывам лимбической системы мозга. И тогда гораздо быстрее, чем вам представляется, вы окажетесь в авангарде эволюции, где обретете самые глубокие и вечные ценности, которые только может подарить жизнь.

Из книги КРИТИЧЕСКАЯ МАССА ЯДЕРНОГО РАСПАДА. книга третья. автора Козинский Анатолий Владимирович

Глава 1. Командир и офицеры корабля. Учёба в учебном центре. Состав и сколачивание экипажа подводного ракетного крейсера. Семья Липовецких в полном сборе – Антон, Светлана и Владимир, после многочисленных пересадок и мытарств переезда, прибыв на конечную остановку

Из книги Закат Гейропы и России автора Разумков Максим

Глава 2. Сбор экипажа в полном составе. Переезд в Северодвинск. Первые впечатления о своём корабле. Новые заботы, новые люди, новые начальники. - Товарищи офицеры, мы с командирами боевых частей отправляемся на Северный флот для набора в экипаж личного состава

Из книги О проценте ссудном, подсудном, безрассудном. Хрестоматия современных проблем «денежной цивилизации». автора Катасонов Валентин Юрьевич

Глава 3. Из огня да в пламя – с приходом в базу на флот никакого передыха. Сдача задач курса боевой подготовки и выполнение первой боевой службы. Преодолевая колючие северные снежные заряды и морозный ветер, окунающий хлёсткой ледяной волной людей, которые стояли на

Из книги Вся кремлевская рать. Краткая история современной России автора Зыгарь Михаил Викторович

Глава 4. Как подводники жили на берегу в Гремихе. Чем это житьё «гремиханское» было особенным. Неожиданные повороты тихой жизни в обособленном царстве «Гремихе» так или иначе,

Из книги Франция. Начни жить с удовольствием автора Волохова Анна Александровна

Глава 5. Корабли цикличного использования. Как чувствовали себя люди в этом цикличном водовороте. Страна Советов жила полнокровной жизнью. Правда, крепость Железного Занавеса существовала за счёт сплошного самообеспечения. Производилось всего очень много, не всегда

Из книги автора

Глава 6. Наступил очередной Новый год. Жизнь течёт и люди изменяются. Становятся ли они лучшими? Вот вопрос! Приход Нового года для абсолютного большинства людей был и есть праздник, ожидаемо желанный, торжественный и весёлый. Все невзгоды и неприятности хотелось

Из книги автора

Глава 7. Подводная лодка – «рыбка» морская, но успех её плавания «куётся» на берегу. С офицерами своего корабля Антон проводил групповое упражнение. Тема упражнения была вполне подходящей «Обеспечение скрытности РПК СН на боевом патрулировании с момента выхода из базы

Из книги автора

Глава 8. На войне – как на войне. Как оно служится под прицелом торпед противника. - Прости - прощай весь мир разнообразия красок чудесной природы надводного мира. Увидеть их подводники смогут не скоро, - подумал Антон, отдавая команду «По местам стоять к погружению!».

Из книги автора

Глава 9. Возвращение в базу. Где «куются» катастрофы. «Чтобы число погружений всегда совпадало с количеством всплытий» - уже много раз звучало из уст провожающих друзей в след удаляющейся субмарине под командованием Липовецкого. И в который раз, всплыв в надводное

Из книги автора

Глава 6 «Главная глава». Замещение На страницах книги мы обсуждали те факторы, которые позволяют слугам царицы Толерантности последовательно и неумолимо идти к достижению собственных целей. Давайте их кратко вспомним и предварительно подытожим. Сократить рождаемость в

Из книги автора

Заключение. О ГЕНИАЛЬНОСТИ И БЕЗУМИИ МИРОВЫХ РОСТОВЩИКОВ «Так почему же процент безрассуден?» - может задать автору вопрос вдумчивый читатель. Действительно, из того, что я сказал, может следовать, что безрассудны лишь те, кто соглашается на «услуги» ростовщиков, попадая

Из книги автора

Глава 4 В которой глава кремлевской администрации Дмитрий Медведев создал новое российское сословие Дмитрий Медведев производит очень необычное для политика впечатление - он кажется хорошим человеком. По нему видно, что он не очень уверен в себе, - особенно это

Из книги автора

Глава 5 В которой глава администрации президента Украины Виктор Медведчук остался последним украинцем, которому верит Путин В начале нулевых Медведчук на фоне украинских политиков выглядел как человек из космоса. Абсолютный европеец, совершенно не похожий на