Художественная культура России «Серебряного века. Русская художественная культура xix века. Русская художественная культура

Русская художественная культура

Языческая Русь

Киевская Русь

Символика икон

Феофан Грек

Основные архитектурные памятники Древнего Новгорода

Художественная культура других древнерусских княжеств

Художественные открытия в Московской Руси

Художественная культура 17 века

Красная Площадь

Андрей Рублёв

Основные черты стиля Андрея Рублёва

Дионисий

Художественная культура России 17 века

Две художественные школы

Московское нарышкинское барокко

Художественная культура России 18 века

Значение деятельности Петра

Работы Трезини

Работы Карло Растрелли

Работы Барталомео Растрелли

Первая русская национальная художественная школа

Иван Никитин

Иван Вишняков

Иван Аргунов

Фёдор Рокотов

Антон Лосенко

Дмитрий Левицкий

Владимир Боровиковский

Художественная культура России 19 века

Эстетические принципы романтизма

Карл Брюлов

Алексей Венецианов

Василий Тропинин

Орест Кипренский

Художественная культура России 2-й половины 19 века

Иван Крамской

Василий Перов

Три направления пейзажной живописи 19 века :

Сергей Саврасов

Иван Шишкин

Архип Куинджи

Иван Айвазовский

Василий Поленов

Викторий Васнецов
- Илья Репин

Василий Суриков

Николай Ге

Искусство Серебрянного Века

Основные признаки Серебрянного Века

Михаил Врубель

Иван Левитан

Художественная культура России 20 века

Виктор Борисов – Мусатов

Мартирос Сарьян

Михаил Ларионов

Наталья Гончарова

Пётр Кончаловский

Русская художественная культура:

Периодизация:

Языческая русь до 988 года

Искусство древней Руси

Искусство просвещения (18 век)

Искусство 19 века:

а) Предреформное искусство

б) Пореформное искусство

Искусство серебрянного века 90-х годов 19 века до 20-х годов 20 века

Искусство социалистическго реализма 1920-1991

Искусство посткоммунистического пространства с 1991

Искусство многонациональное, плюрорестичное, свойственна поликультурность, соединение ИТ (информационных технологий) с развитием культуры.

Языческая Русь

В искусстве языческой Руси на основании 3-х особенностей сознания сложился первобытный синкретизм.

Особенности сознания:

а) Анимизм- одухотворённость всего мира

б) Тотемизм- вера в происхождение человека от природного мира.

в) Фетимизм - вера в сверхестественные свойства предмета

Все виды искусства существовали в язычной Руси в неразрывном единстве - синкретизме. От языческой Руси до нас дошли календарные и бытовые обряды (крестины, свадьба, похороны, родины). Кадендарные - масленица, Иван -купала.

Из материальной культуры языческой Руси к нам пришли мартыновские пластинки (7-8 век нашей эры) и зоручский идол.

Язычники своим идолам молились на канищах. Канище - возвышенное место, на него ставили идола и приносили ему жертву, ограждалось забором.

Киевская Русь

Русь взяла новую религию из Византии.

Первоначально православные каноны были взяты из Византии. На Руси сложилось древнерусское искусство, которое было биполярным по своей сути.

Искусство было 2-х видов: религиозное и народное.

Народное считалось бесовским и низшим. Представители народного искусства- скоморохи. Из живописных работ - Лубок (рисунок на верхней части коры). Древне - русское искусство было каноничным, соборным, символичным и анонимным. Иконы рисовали по прорисям, храмы строили с Запада на Восток, пение в церкви было одноголосным, мужским и без аккомпанимента.

Анонимность: считалось, что твоей рукой водит Бог, а не ты сам.

Символичность: каждый цвет, колличество куполов, жесты имели символическое значение.

Соборность: подчинение искусства единому духовному порыву.

Символика икон

Виды изображения Богоматери:

1) Оранта (это жест покровительства и защиты- руки подняты вверх)

2) Умиление или Глеус (когда младенец щека к щеке прижимается к матери)

3) Одимитрия (путеводительница - рука указывает на Христа)

4) Знамение (поза оранты, но на груди медальон Христа. Иуда)

Типы изображения Иисуса Христа:

1) Вседержитель или кантократ (книга с учением, жест сузности Бога, изображённый по пояс)

2) Распятие

3) Спас в силах (изображение на кресле в окружении высших сил, хирувимы и скрайтеры - круг и ромб)

4) Спаси Имануил (изображение в отрочестве, возрасте от 10 до 12 лет)

5) Спас Великий Архиерей (как высшее монашеское лицо, в мантии соответствующей высшему церковному сану)

6) Спас Нерукотворный (лицо на куске ткани без шеи)

Символика цвета:

Каждый увет в иконе имел своё значение.

Красный- цвет жертвы, цвет новой жизни

Чёрный - цвет дьявола, тёмных сил

Белый - цвет святости, чистоты, невинности

Золотой и жёлтый - цвет Божественного сияния

Голубой и синий - цвет небесного царства

Коричневый - цвет всего тёмного и временного

В иконе нет серого цвета - цвет небытия, неопределённости.

Феофан Грек

Возможно родился в 30х годах 14 века. Умер после последней записи в 14 веке. Вместе с Андреем Рублёвым расписывал Преображенский собор. Он работал в старой византийской традиции. Красно-коричневая гамма, тёмные, огромные глаза, суровое, аскетичное лицо, серые и белые блики на лице, одежде, руках.

Искусствоведы считают, что Феофан Грек был сторонником учения о повсеместно развитом свете. Блики помогают передать внутреннюю динамику, напряжение, внутреннее горение.

« Богоматерь Донская»

« Учения Богоматери»

Основные архитектурные памятники Древнего Новгорода:

1) Софийский собор(Строгость, суровость, монументальность. Никаких узоров. Стоит на возвышении)

2) Церковь Рождества Богородицы в Кирыни.

3) Церковь Спаса на Нередице. (Новгород испытал влияние Европы, а именно готичность. Длинные, узкие окна)

4) Спас Преображения на Ильине улице (работал Феофан Грек)
5) Церковь Фёдора Страгината на ручье. (Однокупольность)

6) Церковь Спаса Нерукотворного

7) Церковь Николы на Непре

8) Георгиевский собор Юрьева монастыря

Для Новгородской архитектуры характерна камерность в сочетании с монуменатльносью, аскетизмом. Распространены стреловидные купола и церковь превразается в «Воина на страже защиты веры».

Художественная культура других древнерусских княжеств:

Владимиро-Суздальское:

Монументальное строительство было положено Владимиром Мономахом. Он стремился укрепитиь границы своего княжества.

1) Собор Спаса Преображения в Переяславль-Залесском.

В этом соборе очень много от Киевского зодчества: монументальность, квадратность. Собор также был символом русской государственности. В этих соборах также как и в Новгороде нет киевской красоты. Ранний период зодчества связан с правлением Андрея Боголюбского.

Князь выбрал столицей княжества город Владимир. Заканчивался золотыми и серебярнными воротами. Серебрянные не сохранились, первоначально они несли оборонотельное значение, но сейчас они воспринимаются как триумфальная арка.

Одной из самых красивых построек является Успенский собор 12 века. Этот собор имел символическое значение. Он был символом величия княжеской власти.

Самое известное строение – Храм покрова Богородицы на Нерли. Для этого храма было выбрано удачное место. Это лёгкий и изящный храм. Культурное украшение фасада многозначно. Здесь изображён библейский царь Давид с музыкальными инструментами. Есть мнение, что Давид слогает гимны в честь Андрея Боголюбского. Архитекторы сказали каменное слово в похвалу князю.

Мотив прославления княжеского могущества это Дмитриевский собор. Владимирские мастера не следовали обычным схемам. Храм резной, богато украшенный. В рельефах образы исторические и религиозные: Соломон, Александр Македонский.

Во Владимиро - Суздальском княжестве сохранились иконы 12,начала 14 века. Они свидетельствуют о сохранении традиции письма. Икона «Богоматерь Оранта» перекликается с монументальной мозаикой.

Соединении нескольких изображений Богородицы это начало русской традиции.

В годы бедствий народ поклонялся ещё и мученику Дмитрию Шалунскому. Сохранилась икона, которая свидетельствует о мастерстве живописцев. На этой иконе изображён князь и святой одновременно. Оружие часто бывает на иконах 12-13 веков.

Из псковских сооружений известен Нейрожский монастырь. Также имел оборонительную функцию. В Пскове сложилась своя манера иконописи. Она экспрессивна, динамична, подвижна. В иконах основной цвет- красный, золотой. Затем это будем характерно для Московской школы.

Древнерусские княжества выражали духовные идеалы своей эпохи. Период становления национальной художественной культуры.

Красная Площадь.

Так называлась по значению слова красивая (из словаря Даля).

Первоначально эту площадь строили, чтобы не допустить пожара в Кремле.

Первоначально площадь называлась торг - 15 век.

В 16 веке на ней было построено Лобное место и храм Василия Блаженного. В 19 веке памятник Минину и Пожарскому. Скульптор - Мартое. Из-за опасности указывает рукой на Кремлёвский съезд. В 20 веке мавзолей Ленина и некрополь у кремлёвских стен. Строил архитектор Шусов, выдержан в траурных тонах - красное и чёрное. Здание исторического музея – архитектор Шервуд – 19 век. Верхние торговые ряды (ГУМ).

1967 год Кремлёвский дворец съездов.

16-17 века Кремлёвский дворец, как резиденция царя. Архитектор Фрязин Антон.

Андрей Рублёв.

Примерные годы жизни: 1360-1430. Известно, что в 1405 году он расписывал Благовещенский собор в Кремле вместе с Феофаном Греком.

Был очевидцем Куликовской битвы, лично знаком с Сергием Радонежским. Возможно Рублёв из семьи иконописцев, но имел собственное видение мира.

Несмотря на совместную работу с Феофаном Греком, он не взял на вооружение его экспрессивность и устрашение. Очень много росписей сделано совместно Рублёвым и Греком.

- Деятельность Андрея Рублёва связана с двумя монастырями: Троицко-Сергеева Лавра, Спасо-Андронниковский монастырь.

Сохранились иллюстрации к Евангелию Хитрова (фамилия заказчика, который заказал книгу). Считается, что её иллюстрировал Андрей Рублёв вместе с Данилом Чёрным. Уже в этих иллюстрациях сформировался индвидуальный почерк мастера. Специфические позы, наклон головы, причёска, гармония между внутренним и внешним миром.

В 1918 году И. Грабарём были спасены иконы Рублёва из Звенигородского чина: (из Успенского собора)

Спас Вседержитель

Апостол Павел

Архангел Михаил

Рублёвский Спас – духовная мощь, жалость, утешение и заступничество.

Высшим достижением Андрея Рублёва считается икона «Троица» (называют джакондой 14 века). По смыслу икона многопланова. Выражает не только религиозный смысл, но и общечеловеческое гумманистическое значение. Икона была написана во время объеденения земель вокруг Москвы, страстного призыва Сергея Радонежского к этому объеденению.

У Рублёва отсутствуют главные герои этой сцены: Сара, Авраам.

Образ «Троицы» помещён в круг, как символ вечности. Фигуры ангелов внутри себя также образуют круг.

- Краски у Андрея Рублёва очень яркие, чистые, насыщенные. Особенно восхищает «голубец» - голубая краска, перемешивали бирюзу – небесно голубой цвет.

Вытянутое изображение головы.

- Горки несущий пейзаж на иконе.

Основные черты стиля Андрея Рублёва:

1) Глубокая философия

2) Божественный внутренний свет

3) Соединение божественной любви и красоты

Основной критерий его творчества – духовность.

Завершает расцвет древне - русского иконописного творчества – Дионисий.

Работы Дионисия утвержали другую красоту. Они работали на прославление новой русской государственности.

У Дионисия нет ни трагической экспрессии Грека, ни философского обобщения Рублёва.

Мир Дионисия : изящество, ликование, праздничность, декоративность, музыкальность (писал работы по молитвам: Акафисты, Тролари, Кандаки).

О Дионисие известно мало что, но известно точно : не был монахом, была семья и два сына Владимир и Феодосий, стали известными иконописцами.

Приблизительные годы жизни 40-е годы 15 века до 10-х годов 16 века.

Ранне творчество Дионисия проходило в Пафанутьево - Боровском монастыре и в Успенском соборе Московского Кремля (работы не сохранились).

Сохранился Алтарный свод Успенского собора Кремля.

Ферамонтов монастырь, Храм рождества Богоматери, в них он работал с сыновьями.

В Третьяковской галерее сохранилось « Распятие» - наиболее известное произведение.

Работы Дионисия завершают искусство Древней Руси:

Грек => Рублёв => Дионисий

В 16 веке в музыке появляется трёхголосное пение, партесное пение, начинает формироваться шатровая архитектура.

16 век кульминация – предвозрождение России.

Иван Никитин.

Стоял у истоков реалистического портрета. Любимый хужожник Петра. Оставил несколько портретов Петра I.

Самый лучший портрет Петра:

«Портрет в медальоне»

«Пётр I на смертном одре»

Самой известной работой был:

«Портрет Напольного гетмана»

«Парадный портрет» (с орденами на тёном фоне)

«Портрет Анны Петровны»

«Портрет Елизаветы Петровны»

«Наталья Алексеевна» (сестра Петра)

«Портрет Екатерины I» (жена Петра)

«Портрет молодого человека»

Иван Вишняков.

Учился в Оружейной палате у известного мастера Караванна.

Прослеживаются признаки роккоко.

«Портрет Сары Фермар» (манерность)

«Портрет Георга Фермара» (кукольность)

Исполняет яркие цвета, но все модели решены плоскостно. Прославился изображением детских портретов.

«Девочка с птичкой»

«Портрет Елизаветы Петровны»

«Рождество Богоматери»

Иван Аргунов.

Крепостной у графа Шереметьева. Воспитал многих живописцев второй половины 18 века. Работал по заказам графа Шереметьева и его окружения. Был надзирателем домов и дворцов Шереметьева.

В его портретах нет идеализации, показывет своих современников реалистично, какими они были в действительности. Столя у истоков нового комического портрета , который будут исполнять в первой половине 19 века. Венецианов, Кепренский. Особенно ярко это проявилось в портретах четы Хрипуновых.

Самый известный портрет:

«Портрет Неизвестной в русском костюме» (кокошник, красный сарафан)

Портрет Бориса Шереметьева (объём засчёт расположения туловища)

Портрет Екатерины II.

Фёдор Рокотов.

Крепостной, был замечен графом Шуваловым, привезён в Академию Художеств. Один из первых русских художников, получивших вольную. Первым изменил репрезентативный портрет . Модели изображены как благородные люди. Продолжал линию камерных портретов. Писал лучших интелегентных людей своего времени.

В 80-х годах 18 века манера становится более сдержанной, классической. Портреты лишены камерности и теплоты. В целом остался мастером портретной живописи.

«Портрет Майкова»

«Портрет графа Шувалова»

«Портрет графа Орлова» (надменный, хитрый)

«Портрет Неизвестного в треуголке»

«Портрет Неизвестного в ровозом»

«Портрет Струйской»

«Портрет Квашниной»

Антон Лосенко.

Основоположник исторической живописи . Впитал идеалы классического искусства - идея служения родине, патриотизм, идея самопожертвования, идеализация природы и человека, театральность и пафосность.

Классическая картина напоминает театральную сцену:

«Владимир и Рогнеда» (театрализовано на действительный эпизод истории России.

Вторая картина:

« Прощание Гектора с Андромахой» (сюжет Гомера, очень театрально).

На лирические темы написал:

«Чудесный улов»

«Авраам и Исаак» (ангел отвёл руку)

Писал портреты первых режиссёров и драматургов (Шумского, Волкова, Сумарокова)

«Портрет Павла I»

«Портрет Волкова» (первый трагический актёр, режиссёр)

Дмитрий Левицкий.

Итог развития живописи 18 века. Родился на Украине в семье священника. Был замечен художником Антроповым , после чего поступил в Академию Художеств. 17 лет преподавал там портретный класс . Слава пришла ему с портретом архитектора Кокоринова . Его портреты отличаются реалистичностью при условности портретов его времени.

«Портрет Демидова» (ботаник)

Портреты современников (Дьяков и Львов)

К 80-м годам относится:

«Портрет Екатерины II в храме правосудия» (с этого портрета сделаны многочисленные копии самим художником)

Левицкий – вершина 18 века:

«Портрет Алимова» (на арфе)

«Портрет Молчанова» (физик)

«Портрет Дени Дидро» (в домашнем халате)

Владимир Боровиковский.

Создатель сентиментального портрета . Родился в семье иконописцев. Его талант заметил Николай Львов, привёз его в Петербург. Он не учился в Академии Художеств, его учитель – Левицкий.

Эстетика сентиментализма . Каноном его сентиментального творчества стали портреты женщин по пояс на фоне природы, с цветами, фруктами.

«Лизонька и Дашенька»
«Портрет Нарышкиной»
«Портрет Луизы де Эталь»

Нарисовал портрет Екатерины II в царскосельском саду. Императрице он не понравился.

В начале 19 века он возвращается к иконописи, расписал иконы Казанского собора, Смоленской церкви в Петербурге.

«Троица» (Бог-отец, распятый Христос, Святой дух)

«Спас Нерукотворный»

«Богоматерь»

Карл Брюлов.

Соединил в своём творчестве академическую живопись и романтические устремления. Карл Брюлов родился в семье, где занимались искусством. Живописцы, архитекторы, художники. Брюлов в 10 лет поступил в Петербургскую Академию Художеств . После окончания уезжает в Италию как пенсионер.

На протяжении всей жизни творчество эволюционировало, особенно это заметно в портрете. (Автопортрет в позднем периоде творчества).

Его кисти принадлежат портреты лучших людей Пушкинской поры : Жуковского, Крылова, графа Салтыкова, певицы Джудиты Паста. Портреты архитектора Тома.

В поездке по Италии оставил полотна :

«Итальянское утро» (итальянская девушка)

«Итальянский полдень» (девушка с виноградом)

В академической манере:

«Версавия» (темнокожая служанка)

«Нарцис» (ангелочек наверху любуется своим отражением)

«Девушки, собирающие виноград»

Три года Брюлов истратил на :

«Последний день Помпеи»

В 1827 году Брюлов посетил Помпеи. Он был потрясён увиденным, три года создавал огромное полотно.

«Вечерня»

«Всадники» (серая лошадь, пара. движение и спокойствие)

«Портрет графини Самойловой» (покидает бал)

«Портрет Елизаветы Павловны с дочерью»

«Всадница»

Алексей Венецианов.

Стал певцом патриархального духа. Оставил работы, которые рисуют патриархальный, облагороженный образ жизни крестьян. Избрал крестьянскую жизнь своей темой . Учился у Боровиковского . Свою тему нашёл, когда уединился в имении в Тверской области.

«Девушка с телёнком»
«Жнецы» (пара)

«На жатве. Лето» (в красном сарафане)

«На пашне весна»

«Портрет матери»

«Девушка в платке» (тёмный платок)

«Спящий пастушок» (показывает пейзаж подмосковья)

Василий Тропинин.

Был крепостным, только в 45 лет освободился от крепостной зависимости. Окончив Академию Художеств жил и работал в Москве.

Его стиль – непринуждённый, домашний. Картины отличает простота и непосредственность.

«Златошвейка»

«Гитаристы»

«Девочка с куклой»

«Девочка с собачкой»

Орест Кипренский.

Вошёл в историю искусства как первый романтический художник , оставивший портреты своих великих современников и участников Отечественной войны. Его не затронул скепсис и разочарование западного романтизма. Все портретырисуют идеал незаурядной романтической личности. Одарённой, умной, душевно мудрой. Часто писал свой автопортрет. Его портреты лишены академической парадности.

«Портрет графа Давыдова» (гусар)

«Портрет Жуковского» (тёмный, светлое лицо)

«Портрет Пушкина» (смотрит в сторону, шейный платок)

«Портрет графа Трубецкого» (с саблей)

Галерея женских портретов :

«Портрет Олениной» (красавица)

«Портрет Щербатовой» (цвет белый)

«Портрет Абдулиной» (чепец, бусы)

«Портрет Растопчаной» (закрытое платье)

Историческая тема на медаль:

«Дмитрий Донской на Куликовом поле» (театральность, пафосность)

«Мечтательница»

3 автопортрета

«Богоматерь»

Фёдор Васильев.

Русский пейзажист, работал 7 лет. Умер в 23. Один из несостоявшихся великих пейзажистов. Его работы отличают необычно эмоциональное прочтение природы. Его интересовали драматические контрасты, противопоставление стихий, напряжение перед бурей, свет после грозы, оттепель посреди зимы. Его пейзажы также камерные , лирико – психологические.

Самые известные работы:

«Оттепель» (чёрное небо, старик, маленькая девочка). Крест дороги и ручья

«Мокрый луг» (двойное небо – солнце, тучи)

«В Крыму. После дождя»

«В окрестностях Петербурга» (сарай)

«Берег Волги после грозы» (рыбаки, лодки, двойное небо)

«Возвращение стада»

«Изба» (крыша проломлена, небо коричневато)

«После грозы» (светлое небо)

Василий Поленов.

Художник – пейзажист . Стоял у истоков русского пленера. Получил юридическое образование и закончил Академию Художеств. Работал в историческом, портретном жанрах. Он изменил отношение к этюду (маленькая часть чего-то). Этюд у него самодостаточное произведение.

Работа на пленере дала ему возможность исследовать тонкие соотношения между цветом и светом. Начал использовать цветные тени .

Соединил пейзажную и жанровую живопись - эта идея будет развиваться у живописцев следующего поколения.

«Бабушкин сад»

«Московский дворик»

«Старая мельница» (маленький мальчик рыбачит)

«Золотая осень»

«Лопухи»

«Убитый солдат» (2 собаки, ворон)

«Осень в Абрамцеве»

Викторий Васнецов.

Соединил в своём творчестве фольклор, старину и современность. Основатель романтически сказочного жанра. Вершиной творчества стала картина –

«Богатыри»

Илья Муромец – сила, могущество

Добрыня – готовность к подвигу

Алёша – молодость, размышления.

Один из первых обратился к сказкам и былинному эпосу. Его работы не сразу были оценены по достоинству. Работал в разных жанрах и видах искусства. Везде был новатором. Поднял на новую высоту театр, декорацию, старался показать искусство монументального стиля, расписывал церкви в Петербурге, Гусь – Хрустальном, по собственному проекту построил дом – мастерскую в Москве. Владимирский собор в Киеве.

Васнецов начинал как жанрист – передвижник.

Связывают возникновение былинной темы с переездом Васнецова в Москву, знакомством с Саввой Мамонтовым. Член Абрамцевского кружка .

В Абрамцево родилась серия сказочных работ. Одной из самых известных является:

«Алёнушка» (соединил реальность и сказку)

«Иван Царевич на сером волке»

«Иван Грозный»

«Витязь на распутье»

«Дубовая роща в Абрамцево»

«Богоматерь с младенцем»

«Ковёр – самолёт»

«Радость праведников» (в Киевском соборе)

«С квартиры на квартиру» (жанровая)

Вершиной реалистического искусства стало творчество Репина и Сурикова .

Илья Репин.

В своих произведениях показывал не столько духовно – нравственное состояние общества, как Перов и Крамской, а эмоционально – психологическое состояние . Делал акцент на индивидуальность каждой модели.

Подмечал позу, жест, движение.

Вершина реалистического портрета :

«Портрет Мусоргского» (был написан за 10 дней до смерти, он умер в психиатрической больнице)

«Портрет Бородина»

«Портрет актрисы Стрепетовой»

«Портрет Антона Рубинштейна»

«Портрет Глинки»

«Портрет академика Павлова»

«Портрет Сурикова»

«ПортретТолстого»

«Портрет Третьякова»
Есть исторические картины , что сближает его с Суриковым.

«Царевна Софья»

«Запорожцы пишут письмо турецкому султану»

«Заседание государственного совета»

Трилогия , посвящённая разночинцам:

«Арест пропагандиста»

«Не ждали»

«Отказ от исповеди» (в камере священика)

Первая картина, принесшая успех:

«Бурлаки на Волге» (писал 3 года)

Центральной картиной является:

«Крестный ход в Курской губернии»

«Иван Грозный и его сын Иван» (главная тема – раскаяние отца)

Василий Суриков.

Вторая вершина реалистического искусства второй половины 19 века. Работал преимущественно в исторической живописи . Родом из Красноярска, имел казахские корни. В исторических картинах выражал не только историческую, но и художественную правду .

80-е годы – вершина творчества Сурикова. Его трилогия занимает видное место в художественной культуре России. Все три картины обозначают важные исторические события.

«Утро стрелецкой казни»

«Меньшиков в Березове»

«Боярыня Морозова»

Все три картины показывают кризисы русской истории , как историческую драму.

- Главных героев Суриков пишет в профиль. Выражает таким образом силу характера.

«Портрет матери»

Есть и другие исторические картины, менее судьбоносные:

«Переход Суворова через Альпы»

«Покорение Сибири Ярмаком»

«Степан Разин» (сам Суриков не любил эту картину)

- Незаконченные картины :

«Княгиня Ольга»

«Взятие снежного городка» (масленица)

Николай Ге.

Стоял у истоков основания передвижников . Много работал над философским осмыслением реличиским тем. Не написал не одной жанровой картины , так как считал, что через бытовой жанр нельзя выразить серьёзные этические проблемы.

Задача искусства – способствовать приобщению к красоте духовной.

Им созданы большие философско – реалистические полотна:

«Что есть истина»

«Христос и Пилат»

«Голова распятого Христа» (экспрессионизм)

- Самые известные картины:

«Пётр I допрашивает царевича Алексея»

«Тайная вечеря»

«Суд Соломона»

Е г. 19 в. – 20-е г. 20 в.

Другое название – русккий культурный ренессанс. По мнению искусствоведов, название «Серебрянный Век» дал Бердяев.

Михаил Врубель.

Врубеля считают основоположником искусства 20 века. Получил хореографическое университетское образование, владел многими иностранными языками. В 24 года поступил в Академию Художеств.

Первоначальный этап творчества связан с работой в Кирилловской церкви, Владимирском соборе в Киеве. Писал в стиле старинных византийских мозаик. К его работам не были готовы, так как они лишены славянского колорита, как у Васнецова. Что придаёт работам Врубеля вселенский смысл.

После неудачи с реалистическими произведениями Врубель написал трёх демонов :

«Демон сидящий»

«Демон летящий»

«Демон поверженный» (павлиньи перья – символ вечности, нетленности. Феникс)

У Врубеля демон страдающий, скорбный, страстный, властный, величавый. Встречаются эпическо сказочные произведения:

«Царевна – лебедь»

«Снегурочка»

- Выделяются :

«Портрет Мамонтова»

«Портрет Забеллы – Врубель»

«Пан» (добрый леший)

«Сирень»

Работал металлической пластиной.

«Девочка на фоне ковра»

«Жемчужинка» (таинственность – серый, розовый, синий)

«Шестикрылый серафим»

Иван Левитан.

Завершает лирико – психологический пейзаж. Ученик Саврасова, превзошёл

учителя более пронзительной интонацией грусти, более философским подходом, томлениям человеческой души по совершенству к идеалу.

Природа у Левитана – божественный храм, где рождается духовное прозрение человека.

Первое произведение, которое принесло славу Левитану:

«Осенний день в Сокольниках»

Более 100 картин посвящены осени (любимое время года)

Реквиемом самому себе стала последняя картина:

«Над вечным покоем» (всё серое, как небо)

Большим гражданским долгом было написать картину:

«Владимирна» (дорога смерти, вели каторжников, маленькая фигурка женщины – богоматери)

«Золотая осень» (лес, река) - Пушкин

«Март» (запряжена лошадь) - Есенин

«Белая сирень» (импрессионизм)

«Берег моря. Крым»

«Берег Средиземного моря»

«Березовая роща»

«Весна. Яблони цветут»

«Весна. Большая вода»

«Ветренные мельницы» (символ)

«Вечер на Волге»

«Вечернее болото» (закат)

«Вечерний звон» 3 пласта)

«Вечерняя река» (дымка)

«Июньский день»

«Одуванчики»

«Озеро. Русь» (последняя картина)

«Папоротники у воды»

«У омута»

Соцреализм

Имел 2 задачи: воспитание нового человека – строителя коммунизма и проведение в жизнь идеологии и идей партии. Метод был во всех видах искусства. В литературе – несознательное, сознательное, рабочий, старый коммунист.

3) Суровый стиль (60-70г)

Показ аскетичных, волевых, энергичных людей. Был связан с развитием кинематографа, документалистики. Характерны чёткие линии, рисунок, композиции. Герои демонстрируются грубые, некрасивые.

Поп – арт

Популярное искусство, которое возникло в противовес элитарному абстракционизму. Синтез разных искусств, влияние компьютерных технологий на развитие искусства.

Появляется новое художественное пространство – виртуальная реальность .

Первым художественным объеденением была «Голубая Роза». Лидером был Борисов – Мусатов . Соединение импрессионизма с символизмом. Борис – Мусатов: статичные, недвижущиеся композиции, вымышленный иллюзорный мир.

- Известность принесла картина:

«Автопортрет с сестрой»

- Самая известная картина:

«Водоём» (девочка с мамой замерли, лес отражается)

«Куст финика» (осень)

«Одиночество»

«Осенняя песня»

«Призраки»

«Гобелен»

«Леди в голубом» (снежная королева)

К «Голубой Розе» относились Павер Кузнецов и Мартирос Карьян .

Кузнецов продолжает традицию бытового крестного жанра Венецианова. Подобно Гогену открыл красоту в примитивном мире. Воплотил идею Серебрянного Века – объединение в гармонии всего живого и сущего.

В его творчестве идея прекрасной ясности :

«В степи» (васильковый фон)

«Мираж в степи»

«Спящая в кошаре»

«Весна в Крыму»

«Белая ночь» (лодка, избушка)

Мартирос Сарьян – арменин. Характерно соединение цветных плоскостей, преобладание оранжевого, синего.

- Известнем восточными работами:

«Продавей лимонада»

«В жаркий день у колодца»

«Финиковая пальма»

Группа «Ослиный хвост» . Состоит из Михаила Ларионова и Натальи Гончаровой. Соединили в себе футуризм и примитивизм.

Ларионов писал серии: солдатская, парикмахерская. Его творчество похоже на декоративно – прикладное искусство. Соединил прекрасное и безобразное.

Гончарова (жена) соединение этих стилей. Религиозная тема, крестьянская тема, пейзажная живопись.

«Архангел Михаил»

«Бабы с граблями»

«Велосипедист»

«Евангелист»

«Московская зима»

«Прачки»

Объединение «Бубновый валет» самое авангардное, лидер Пётр Кончаловский . Влияние фовистов, кубистов. Пейзажи, натюрморты.

«Семейный портрет»

«Натюрморт с фруктами»


Первобытное искусство

Пути изучения первобытного искусства

Древнеегипетское искусство

Боги Древнего Египта

Четыре периода истории Египта

Искусство Античности

Античная Греция

5 периодов античной Греции

Античный Рим

Этрусски

Римская республика

Римская империя

Средневековое искусство

Дороманский период

Романский период

Готический период

Исскуство эпохи Возрождения

Раннее Возрождение

Высокое Возрождение

Позднее Возрождение

Романтизм 19 век

Основные принципы романтизма

Теодор Жерико

Эжен Делакруа

Реализм 19 век

Франсуа Милле

Импрессионизм

Эстетические установки

Клод Моне

Эдгар Дега

Огюст Ренуар

Постимпрессионизм

Первобытное искусство.

Первобытное искусство включало в себя все виды искусств:

Изобразительное искусство

Скульптура

Декоративно – прикладное искусство

Все эти виды были в первобытном синкретизме.

Открытие первобытного искусства произошло в 1879 году в пещере Альтамира в Испании.

Древнеегипетское искусство.

Египетская империя в области искусства была консервативна и канонична.

Всё искусство, вся жизнь были посвящены культу загробной жизни. Два принципа были основой государства:

1) Незыблемость власти фараона

2) Непостижимость законов

У Египтян существовала своя система богов (около 1,500 лет). Боги были звероподобны. Всё искусство целиком отвечало религии и фараону.

С конца 19 века началась развиваться наука – египтология . Начало положил Жан Франсуа Шампольон. В 1822 году он расшифровал египетские письмена.

Основными видами искусства были:

Архитектура (храмы, гробницы)

Настенная живопись

Начало театра

Скульптурный портрет

Боги Древнего Египта.

Бог Хапи – Бог Нила

Бог Ра – птица, солнце над головой

Бог Осирис – основной Бог

Анубис – голова шакала

Бог Тор – в виде орла, сокола

Богиня Исида – руки крылья

Бог Тот – мудрости, письма, с головой обезьяны

История Египта делится на 4 периода:

1) Раннее царство – архаический период (3,000 год до н.э, 1 и 2-я династии)

2) Древнее царство (2,800 год до н.э, 3 и 4-я династии)

3) Среднее царство (2,250 год до н.э, 5-13 династии)

4) Новое царство (1,700 – 1,070 год до н.э, 13-20 династии)

В Архаический период до нас сохранилис

Данное пособие является фундаментальным трудом, охватывающим материал по истории русского искусства от Древней Руси до наших дней. В рамках достаточно ограниченного объёма читателю предлагается комплексная информация: характеристика основных художественных течений и стилевых направлений, анализ событий и фактов художественной жизни, представление весьма обширной персоналии писателей, художников, композиторов, архитекторов. Разнообразие вопросов и заданий, обширная библиография, хрестоматия по каждой из частей пособия, краткий терминологический словарь, именной указатель существенно обогащают методический аппарат издания. Пособие соответствует содержанию курса “Мировая художественная культура” как в старших классах школы, так и в вузах.

Xристианские основы древнерусского искусства.
Истоки русской художественной культуры уходят в глубокую древность, поэтому невольно возникает вопрос: можно ли вообще определить “точку отсчета”, с которой началось ее вхождение в мировую цивилизацию. И все же такая “точка” есть, хотя и достаточно условная. Речь идет об известном свидетельстве великого летописца Киевской Руси монаха Нестора, уверенно назвавшего 852 год (6360 год от Сотворения Мира) временем рождения Руси. Как видим, время становления нашей древней культуры исторически совпадает с огромным этапом развития европейских народов, позднее названным средними веками. Длился средневековый период развития русского искусства достаточно долго - до середины XVII в., поражая неспешным, но при этом удивительно целенаправленным накоплением духовных богатств. Из поколения в поколение художники, музыканты, писатели, архитекторы Древней Руси претворяли в своем творчестве стройную, глубоко осознанную художественную картину мира, отразившую глубину христианского вероучения. Иначе говоря, в древнерусской художественной культуре состоялось некое художественное чудо - полное слияние искусства и религии. Попытаемся разобраться, в чем же суть, этого феномена.

Напомним, что христианство, зародившись в I в. нашей эры, сначала не имело своего искусства. Не было ни грандиозных соборов, ни поэзии, ни музыки, ни иконописи. Однако великая всепобеждающая сила Любви, заложенная в новом вероучении, дала мощный стимул становлению духовных идеалов в искусстве, развитию всех его видов во Франции и Германии, Италии и Англии. Впрочем, не беремся перечислить здесь все христианские страны, где расцвело новое искусство, призывающее расстаться с языческими заблуждениями и принять веру, освобождающую человечество от механической включенности в природу, принять заповеди Иисуса Христа.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Русская художественная культура как общечеловеческая ценность
Часть I
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ДРЕВНЕЙ РУСИ
Глава 1. Христианские основы древнерусского искусства
Вопросы и задания
Глава 2. Художественные открытия Киевской Руси
Вопросы и задания
Глава 3. Шедевры культуры древнерусских княжеств
Вопросы и задания
Глава 4. Свет русского Предвозрождения
Вопросы и задания
Глава 5. Искусство “бунташного века”
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Часть II
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА ЭПОХИ ПРОСВЕЩЕНИЯ
Глава 1. Феномен “русской европейскости”
Вопросы и задания
Глава 2. Образы архитектуры: от барокко к классицизму
Вопросы и задания
Глава 3. Образы живописи: от парсуны к портрету
Вопросы и задания
Глава 4. Открытия русской словесности
Вопросы и задания
Глава 5. Рождение композиторской школы
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Часть III
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ XIX ВЕКЕ
Глава 1. Диалог стилей в русской классике предреформенной эпохи
Вопросы и задания
Глава 2. Вершины искусства пореформенной эпохи
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Часть IV
ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КУЛЬТУРА РОССИИ КОНЦА XIX-XX ВЕКА
Глава 1. “Серебряный век” российских муз
Вопросы и задания
Глава 2. Отечественная художественная культура 20-х - 80-х годов XX века
Вопросы и задания
Библиография
Хрестоматия
Краткий терминологический словарь
Именной указатель.

Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Русская художественная культура, Рапацкая Л.А., 1998 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

XIX век – эпоха блистательного развития русской культуры, сыгравшей ведущую роль в духовном и нравственном развитии русского общества. Уже в XIX веке она приобрела мировую известность, оказав влияние на мировой культурный процесс. В духовную жизнь человечества вошли А. Пушкин и П. Чайковский, А. Иванов и И. Репин, Л. Толстой и Ф. Достоевский. Известный английский критик Морис Бэринг писал: "Достоевский создал и понял такие высоты и такие глубины человеческой души, которые лежали далеко за пределами понимания... даже Шекспира". Культура России XIX в. поражает не только глубиной своего содержания, но и многообразием форм своего воплощения.

Развитие общественной мысли России первой половины Х1Хв. прошло под знаком отечественных и европейских событий этого периода: наполеоновские войны, особенно Отечественная война 1812 года, декабристское движение, революции во Франции 1830 и 1848 гг. и. другие. Пробуждается интерес к идеалистической философии, к проблемам народности и историзма, к национальному искусству. В 1818 г. осуществляется публикация "Истории государства Российского " Н.М. Карамзина (1766 – 1826). Оживляется литературно-журнальная жизнь (в первые 20 лет XIX в. возникает более 40 новых журналов, в том числе "Русский вестник", "Вестник Европы" и др.), возникают литературные общества ("Арзамас", "Зеленая лампа", "Вольное общество любителей словесности, наук и художеств" и другие), литературно-музыкальные салоны (в Петербурге ­ салон Оленина, в Москве – княгини З.Волконской и другие).

В литературе начала ХIХ в. сосуществуют несколько художественных методов: еще проявляется классицизм ; Но Н.М. Карамзин, молодой В.А. Жуковский (1783 – 1852), И.И. Дмитриев (1760 – 1837) воплощают идеи сентиментализма . Сентиментализм (фр. sentimentalisme – чувственность) сформировался во Франции, Англии, Германии. Л. Стерн (1713 – 1768) – «Сентиментальное путешествие» – дал ему название. Сентиментализм противопоставил чувство (sentiment) разуму (ratio).

В России сентиментализм нашёл воплощение в творчестве Н. Карамзина («Бедная Лиза», «Письма русского путешественника»), А. Радищева (1749 – 1802) – «Путешествие из Петербурга в Москву». Карамзин оставался одной из центральных фигура литературного движения первых десятилетий XIX века (преобразователь русского языка, издатель журнала «Вестник Европы» и другие).

Все более властно заявляет о себе романтизм. Идут споры о языке: реформа Карамзина, стремившегося сблизить литературный язык с разговорным; ему противостоит А.С. Шишков (1754 – 1841), основатель общества "Беседа любителей русского слова", выступившего в защиту языковой архаики.

После войны 1812 г. в русском искусстве формируется романтизм . Основателем его стал В.А. Жуковский , который, по словам Веселовского, создал "поэзию чувства и сердечного воображения" ("Певец во стане русских воинов", "Сельское кладбище", "Вечер", "Людмила", "Светлана" и другие). В литературе к романтизму приходят К. Батюшков (1787 – 1855), Е. Баратынский (1800 – 1844), П. Вяземский (1792 – 1878) и другие. Романтизм нашел наиболее яркое воплощение в творчестве А.С. Пушкина (1799 – 1837): цикл "Южные поэмы" – "Кавказский пленник", "Братья-разбойники", "Бахчисарайский фонтан", "Цыганы", лирика и др.; М.Ю. Лермонтова (1814 – 1841): "Мцыри", "Демон", "Маскарад" и другое. Глубокий интерес к внутреннему миру человека, противопоставление его серости и жестокости окружающего мира, стремление к необычному, исключительному характеризует романтический стиль.

Значительными поэтами "пушкинской плеяды" явились Д.Давыдов (1784 – 1839), А.Дельвиг (1798 – 1831), В.Кюхельбекер (1797 – 1846) и другие. Бунтарское направление русского романтизма воплотилось в творчестве К.Рылеева (1795 – 1826), А.Одоевского (1802 – 1839), А.Бестужева – Марлинского (1797 – 1837) и других поэтов-декабристов.

Пластические искусства первой половины XIX в. обладают внутренней общностью и единством, неповторимым обаянием светлых и гуманных идеалов. Классицизм обогащается новыми чертами; его сильные стороны отчетливее всего проявились в архитектуре, исторической живописи, отчасти скульптуре. Наряду с классицизмом получает интенсивное развитие романтизм. Блистательного расцвета достигают все виды изобразительного искусства и их синтез, который находит свое воплощение в развитии архитектуры и скульптуры.

С наибольшей силой характерные чертыархитектуры и монументального искусства проявились в творчестве зодчих А. Воронихина, А. Захарова, Т. де Томона. А.Н. Воронихин (1759 – 1814) – создатель здания Казанского собора в Петербурге. Его мощные колонные портики монументальны, а купол легок и изящен. Большое внимание Воронихин уделил декоративной скульптуре, к выполнению которой были привлечены крупнейшие ваятели того времени: И. Мартос, И. Прокофьев, Ф. Щедрин.

А.Д. Захаров (1761 – 1814) реконструировал здание Адмиралтейства, сохранив его облик, архитектурные элементы, в первую очередь, знаменитый золоченый шпиль Коробова.

Важнейшая постройка Тома де Томона (1760 – 1813) – здание Биржи, величественное сооружение, окруженное доисторическими колонными портиками – галереями. Ансамбль Биржи определил собой облик центра Петербурга.

В Москве работают архитекторы О.И. Бове (1784 – 1834), занимавшийся реконструкцией Красной площади, Д.И. Жилярди (1788 – 1845), А.Г. Григорьев (1782 – 1868) и другие.

Замечательна была деятельность К.И. Росси (1775 – 1849), создателя выдающихся ансамблей площадей, улиц, архитектурных сооружений в Петербурге (здание Главного штаба на Дворцовой площади, Михайловский дворец – ныне Русский музей, Михайловская площадь – ныне площадь Искусств, новый общественный театр – ныне театр драмы им. А.С. Пушкина, объединенные аркой здания Сената и Синода и др.).

Одно из последних крупных монументальных сооружений в русской архитектуре XIX в. – Исаакиевский собор, строителем которого был А.А. Монферран (1786 – 1858), им же воздвигнута Александрийская колонна на Дворцовой площади.

К.А. Тон (1794 – 1881) осуществлял линию "национального" направления в русской архитектуре. Он построил Большой Кремлевский дворец, самое выдающееся его создание – храм Христа Спасителя в Москве (1837 – 1883).

В этот период работают крупнейшиеваятели. И.П. Мартос (1754 – 1835) был близок к основателям классицизма в искусстве. Изучив в Италии античные надгробия, он наполнил традиционную форму новым содержанием. Одно из его лучших произведений – надгробие М.П.Собакиной (плакальщица, задрапированная в античные одежды, и гений смерти с потухшим факелом в руке). Самое выдающееся его создание ­ памятник Минину и Пожарскому в Москве (1804 – 1818), отразивший возвышенные патриотические идеалы.

Памятники героям Отечественной войны 1812 г. – М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли, решенные в духе классицизма, создал Б.И. Орловский (1793 – 1837). Представителем позднего классицизма в скульптуре явился И.П. Витали (1794 – 1855) – скульптуры фонтанов в Нескучном саду и перед Большим театром (Москва) и др.

Реалистические тенденции проявились в творчестве П.К.Клодта (1805 – 1867), создателя конных групп для Аничкова моста в Петербурге, памятника И.А.Крылову, конного памятника Николаю I.

Живопись первой трети XIX в. представлена всеми жанрами: портрет, пейзаж, натюрморт, историческая картина. Историческая тема нашла отражение в творчестве художников, работавших в русле классицизма, но обратившихся к русской тематике. А.И. Иванов (1776 – 1848) создает картины "Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году", "Единоборство Мстислава Удалого с косожским князем Редедею" и др.

Блестящих успехов достигла портретная живопись. Парадность портретов XVIII в. уступила место интимности и задушевности.

Орест Кипренский (1782 – 1836) – представитель нового поколения романтически настроенных художников. Его творчество явилось поиском наиболее полного и глубокого раскрытия человеческой личности. Цвет в его портретах способствовал выявлению эмоциональности образа: портрет мечтателя и воина Е.В.Давыдова, одухотворенные портреты Е.П. Растопчиной и Д.Н. Хвостовой, возвышенный облик А.С. Пушкина , "питомца чистых муз" и другие

В.А. Тропинин (1776 – 1857) работал в портретном и бытовом жанре. До сорока семи лет крепостной, он создал замечательные картины украинской жизни (вместе с помещиком жил долго на Украине). Картины портретно-бытового содержания – "Старик нищий", "Кружевница", "Гитарист", подкупающие искренностью чувства. Одни из лучших полотен – портреты композитора Булахова, А.С. Пушкина .

Мастером пейзажной живописи был С.Ф. Щедрин (1791 – 1830), создавший поэтические городские пейзажи, виды Рима и других городов Италии. Эти работы отличаются романтической трактовкой сюжета.

Ярчайшим явлением в русской живописи этого периода явилось творчество Карла Брюллова (1799 – 1852). Уже в ранних работах он стремился преодолеть условность живописно-пластической академической манеры ("Итальянский полдень", "Девушка, собирающая виноград в окрестностях Неаполя" и другие). В 1833г. он завершает поразившую современников картину "Последний день Помпеи ":

И стал "Последний день Помпеи"

для русской кисти первым днем.

А.С.Пушкин

С блестящим мастерством написаныим портретные композиции: "Всадница", "Графиня Ю.П. Самойлова" и др. Брюлловым созданы портреты выдающихся представителей русской интеллигенции: В.А. Жуковского, И.А.Крылова и другие. Прекрасный образ талантливого творца создан им в автопортрете 1848 г., написанном в излюбленной художником гамме золотисто-коричневых и черных тонов. Во второй трети XIX в. Брюллов обращается к бытовому жанру, воплощая реалистические принципы.

Глубочайшее понимание искусства и его задач в жизни общества проявил гениальный русский художник Александр Иванов (1806 – 1858). Двадцать лет жизни (1837 – 1857) посвятил он своей картине "Явление Христа народу ". Сюжет картины евангельский: Иоанн Креститель указывает толпе на приближающегося Христа, возвещенного библейскими пророками Мессией (спасителем). Величественную тему освобождения народа – "скорбящих и безутешных" Иванов рассматривал в религиозном и нравственном плане; освободителем он показал Христа. И.Е.Репин писал об этом полотне: это "самая гениальная и самая народная русская картина. По своей идее близка она сердцу каждого русского. Тут изображен угнетенный народ, жаждущий слова свободы". Картина является новаторской и по своим живописно-пластическим средствам, сочетающим традиции классического искусства с достижениями реализма.

В 30-е – 40-е гг. в русском искусстве формируется реализм, основоположником которого явился А.С. Пушкин . В трагедии "Борис Годунов ", воскрешая "век минувший во всей его истине", он изобразил "истину страстей, правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах". Принципы реализма были воплощены в романе в стихах "Евгений Онегин", в "Повестях Белкина", "Пиковой даме", "Маленьких трагедиях" и других произведениях.

Традиции Пушкина развивает М.Ю. Лермонтов ("Герой нашего времени"). К критическому реализму приходит в своем творчестве Н.В. Гоголь (1809 – 1852). "Петербургские повести", "Ревизор", "Мертвые души" явились реалистическими картинами русской действительности, написанными ярким, образным языком, отличавшимся "простотой, силой, меткостью, близостью к натуре" (В.Стасов).

Путь русского изобразительного искусства к реализму нашел воплощение в бытовом жанре, занявшем ведущее место в 40-е годы. Крупнейший представитель этого жанра – А.Г. Венецианов (1780 – 1847). Он поэтически передавал сцены деревенской жизни и крестьянского труда, положив в основу своего творческого метода изучение действительности. Светлый и гуманный взгляд Венецианова выражен в изображении крепостных крестьян: "Гумно", "Утро помещицы", "На пашне. Весна", "На жатве. Лето", "Жнецы", "Захарка" и др. В своих героях художник видел национальный идеал русской красоты. Венецианов показал себя мастером интерьера и пейзажа.

Этап критического реализма в русском изобразительном искусстве открывает П.А. Федотов (1815 – 1852), по духу своего творчества близкий к Гоголю. Тонким психологизмом отличаются его портреты (портрет Н.Жданович за фортепиано и другие), но сам художник рассматривал их как подготовительную работу к будущим сложным композициям. Его славу составили работы: "Свежий кавалер", "Разборчивая невеста", "Сватовство майора", "Завтрак аристократа", "Вдовушка", "Анкор, еще анкор". Звание академика принесла художнику картина "Сватовство майора ", ссылаясь на которую Т.Г. Шевченко писал, что для современного искусства "нужна ловкая, верная, а главное – не карикатурная (кисть), скорей драматический сарказм, чем насмешка".

Больших успехов в первой половине XIX века достиглаграфика, разнообразная по техническим средствам и жанрам. Ее расцвет связан с ростом книгоиздательского дела. Традиции русской гравюры продолжал Н.И. Уткин (1780 – 1863). Наиболее известные его работы – галерея портретов писателей: Державина, Крылова, Пушкина. Выдающимися графиками были А.Г. Ухтомский (1770 – 1852), С.Ф. Галактионов (1778 – 1854), А.О. Орловский (1777 – 1832) и другие.

Новым этапом явилось русское искусство второй половины XIX века, развивавшееся под знаком эстетической теории Н.Г. Чернышевского (1828 – 1889). Основное положение его эстетики – "прекрасное есть жизнь" – выдвигало требование правды в искусстве, обращения к реальной действительности, к жизни народа, создания произведений, возникающих под влиянием идей сильных и живых, которые удовлетворяют настоятельным потребностям эпохи.

Реалистические тенденции нашли воплощение вромане середины и второй половины XIX века. Это своеобразная "трилогия" И.А. Гончарова (1812 – 1891): "Обыкновенная история ", "Обломов ", "Обрыв ", поднимавшая проблемы формирования личности в сложных обстоятельствах русской крепостнической действительности. Роман Гончаров считал "кодексом к изучению взаимных отношений, страстей, симпатий и антипатий... словом, школой жизни".

Значительную роль в духовном и нравственном развитии русского общества, в истории русского реализма сыграло творчество И.С. Тургенева (1818 – 1883). "Записки охотника " обратили читателя к жизни народа. Нравственной историей русской интеллигенции стали романы Тургенева: "Рудин ", "Накануне ", "Отцы и дети ", "Дворянское гнездо ", "Новь ", "Дым ". Тонкий психолог, певец любви, живописатель природы, величайший мастер языка, Тургенев отразил общественное и умственное движение своей эпохи.

Создателем сатирического романа был М.Е. Салтыков-Щедрин (1826 – 1889): "Пошехонская старина", "История одного города", "Господа Головлевы".

Вершиной в развитии реалистического направления в русской литературе явились два великих писателя: Ф.М. Достоевский и Л.Н. Толстой.

Ф.М. Достоевский (1821 – 1881), сложившийся как писатель под влиянием гоголевской "натуральной школы", обратился к теме "униженных и оскорбленных". Глубокий психолог и гуманист, он поставил в своих произведениях важнейшие проблемы времени. Осудив анархический бунт ("Преступление и наказание "), высказав гениальное предвидение о разрушительной силе революции и революционерах ("Бесы "), резко критикуя мир зла ("Братья Карамазовы"), Достоевский мечтал создать образ истинно прекрасного человека (князь Мышкин, роман "Идиот ", Алеша Карамазов роман "Братья Карамазовы "). В центре его внимания – социальные противоречия и противоречия человеческой души – "две бездны": "идеал Мадонны и идеал содомский", примирить которые Достоевский пытался евангельскими принципами смирения и всепрощения.

Л.Н. Толстой (1828 – 1910) – трезвый реалист и великий психолог, изобразивший "диалектику души" (Чернышевский) своих героев, создатель эпопеи "Война и мир ", романов "Анна Каренина " и "Воскресение ". Творчество Л.Н. Толстого, отразив целую эпоху в истории России, поражает силой правды и художественным совершенством. "Судьба человеческая, судьба народная" – вот основные проблемы его произведений, представляющих собой гигантскую и всеобъемлющую картину непрерывного движения жизни, времени, исторического процесса.

Русская литература II половины XIX века дала и великую поэзию: Н.А. Некрасов (1821 – 1878) с глубокой болью писал о тяжелой доле русского народа, воспевал его духовную красоту, русскую природу. Значительный вклад в развитие литературы, эстетических воззрений общества внесли Ф.И. Тютчев (1803 – 1873), А.А. Фет (1820 – 1892) и др. Создателем русского национального театра явился А.Н. Островский (1823 – 1886).

Реализм, демократизм, народность – основные черты русскогоизобразительного искусства этого периода. Один из ведущих художников 60-х годов – В.Г. Перов (1834 – 1882), критический реалист, автор картин "Чаепитие в Мытищах", "Последний кабак у заставы", "Проводы покойника" и другие Значительное место в его творчестве занимают портреты (Ф.М. Достоевского, А.Н. Островского и другие деятелей русской культуры.).

Перов В.Г. – один из организаторов Товарищества передвижных выставок, возникшего по инициативе Г.Г. Мясоедова (1835 – 1911), Н.Н. Ге (1831 – 1894), И.Н. Крамского (1837 – 1887). Товариществу принадлежит ведущая роль в последующем развитии русского искусства, получившего название "передвижничества".

Передвижники ставили основной задачей многостороннее отображение современной жизни. Активно участвовали они в развитии национальных художественных школ в России . Передвижники разрабатывали все жанры изобразительного искусства, особенно бытовую картину, историческую, портретную и пейзажную живопись. Большую роль в деятельности передвижников, и не только их, но и писателей, композиторов второй половины XIX века сыграл В.В. Стасов (1824 – 1906), борец за народность и демократизм в искусстве.

Талантливым художником и теоретиком искусства был И.Н. Крамской (1837 – 1887). Обладая редким даром психолога, он создал портреты великих людей России: Л. Толстого, Ф. Васильева, И. Шишкина и других. Обращался он и к людям из народа (портрет полесовщика. Мины Моисеева). Крамской создает и сюжетно-композиционные картины, наиболее значительная из них – "Христос в пустыне", где воплощен идеал прекрасного человека, принесшего себя в жертву общечеловеческим интересам и нашедшего в этом свое счастье.

К бытовой живописи обратились художники В.М. Максимов (1844 – 1911; "Приход колдуна на крестьянскую свадьбу"), Г.Г. Мясоедов (1835 – 1911; "Земство обедает"), А.И. Корзухин (1835 – 1894; "В монастырской гостинице"), В.Е.Маковский (1846 – 1920; "Крах банка", "Свидание", "На бульваре"). Особой глубиной творческих замыслов отличались произведения Н.А. Ярошенко (1846 – 1898): "Кочегар", "Заключенный", "Студент", "Курсистка", портреты Г.И. Успенского, М.Е. Салтыкова-Щедрина, П.А. Стрепетовой и других

Наиболее ярко особенности русской живописи этого периода воплотились в творчестве И.Е. Репина (1844 – 1930). Его творческая деятельность была исключительно разнообразна. Крупные полотна на сложные современные и исторические темы перемежались с галереей портретов. Блестящее мастерство рисунка и композиции, свежесть колорита сочетались с живым и страстным темпераментом. Под непосредственным впечатлением жизни созданы картины "Бурлаки на Волге ", "Протодьякон", "Крестный ход в Курской губернии". Образы революционеров-народников запечатлены в работах "Арест пропагандиста", "Отказ от исповеди", "Не ждали". Талант исторического живописца раскрылся в полотне "Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1581 года ". Глубоко показал художник мир передовых деятелей русской культуры (портреты М. Мусоргского, Л.Толстого, хирурга Н. Пирогова и другие).

Великим историческим живописцем России был В.И. Суриков (1848 – 1916). Народ – главный герой его картины "Утро стрелецкой казни". С поистине шекспировской силой показана трагедия бывшего всемогущего вельможи в полотне "Меншиков в Березове ". Образ сильной духом героини создал Суриков в картине "Боярыня Морозова ". Он автор батальных полотен ("Переход Суворова через Альпы ") и других композиций. Эпическому настроению его картин соответствует богатый и сложный колорит.

С народным творчеством, историей народа связал свои произведения В.М. Васнецов (1848 – 1926): "После побоища Игоря Святославича с половцами", навеянное "Словом о полку Игореве"; "Аленушка", "Богатыри", "Баян" и другие. Значительные достижения русского искусства в батальной живописи проявились в творчестве В.В. Верещагина (1842 – 1904) "Апофеоз войны", "На Шипке все спокойно" и другие).

Любовь к родине, родной природе воодушевляла творчество мастеров русского пейзажа: А.К. Саврасова (1830 – 1897; "Грачи прилетели "), Ф.А. Васильева (1850 – 1873; "Мокрый луг", "В Крымских горах"), И.И. Шишкина (1832 – 1898; "Среди долины ровныя", "Утро в сосновом лесу", "Корабельная роща" и другие); А.И. Куинджи (1842 – 1910; "Ночь на Днепре"), И.И. Левитана ("Над вечным покоем", "Вечерний звон", "Березовая роща", "Владимирка" и другие).

Реалистическое направление в русскойскульптуре воплощал М.М. Антокольский (1843 – 1902), обратившийся к темам русской истории: Иван Грозный, Петр I, Нестор-летописец, Ермак.

XIX век – эпоха создания русской национальноймузыки. Ее основоположником явился М.И. Глинка (1804 – 1857). Мечтая о создании национальной оперы. Глинка обратился к русской истории XVII века, к подвигу простого крестьянина Ивана Сусанина. Музыка оперы "Жизнь за царя " своими интонациями, строем была близка народным мелодиям. Волшебным цветком, возросшим на русской почве, называли современники вторую оперу Глинки на сюжет пушкинской поэмы "Руслан и Людмила ". Глинка – автор проникновенных романсов, хоровых, оркестровых произведений.

Традиции Глинки развивал в своем творчестве А.С. Даргомыжский (1813 – 1869), автор оперы "Русалка" на сюжет драмы А.С.Пушкина, романсов на темы русской жизни ("Титулярный советник" и другие)

Во второй половине XIX века возникает "Вольное содружество пяти" русских композиторов, названное В. Стасовым "Могучей кучкой ": М.П. Мусоргский (1839 – 1881), М.А. Балакирев (1837 – 1910), Ц.А. Кюи (1835 – 1918), А.П. Бородин (1833 – 1887). Н.А. Римский-Корсаков (1844 – 1908). Народ, русская история, судьба родины – основные темы творчества этих композиторов. В числе их лучших созданий – народно-музыкальные драмы Мусоргского "Борис Годунов" и "Хованщина", опера Бородина "Князь Игорь" и "Богатырская" симфония, поэтические и сказочные оперы Римского-Корсакова: "Снегурочка", "Золотой петушок", "Садко", многочисленные симфонические, оркестровые и вокальные произведения, обработка народных мелодий.

Великой страницей истории русской музыки явилось творчество П.И. Чайковского (1840 – 1893). Поразительна сила его творческой энергии: десять опер ("Евгений Онегин", "Пиковая дама", "Иоланта", "Черевички" и другие), три балета ("Лебединое озеро", "Спящая красавица", "Щелкунчик"), шесть симфоний, три фортепьянных концерта и один для скрипки с оркестром, около ста романсов, множество пьес для фортепиано и скрипки... О могуществе творческих сил, таящихся в людях, о силе любви говорит его музыка. Не случайно своей последней симфонии он хотел дать название "Жизнь".


Похожая информация.


2.4 Русская художественная культура

Ту же закономерность можно проследить и в развитии русской художественной культуры XVIII века. Оно происходило в ходе целеустремленного усвоения опыта европейской литературы, драматургии, музыкального театра, живописи, скульптуры, но к этому опыту обращались не для того, чтобы им ограничиться или его имитировать, а для того, чтобы на европейском уровне сказать свое слово, найти свое место, синтезируя западное и самобытное. Целью Академии наук и Академии художеств было формирование собственной, отечественной научной мысли и национально-своеобразного искусства, но с помощью приглашавшихся в Петербург европейских ученых, архитекторов, живописцев, скульпторов.

При Екатерине, согласно режиму работы придворных театров, три спектакля в неделю давал русский театр, два - французский, и один - немецкий. Оперный театр возглавляли итальянские композиторы, как и родившуюся в 1757 году в Петербурге частную оперную антрепризу, познакомившую российскую публику с жанром комической оперы («оперы-буфф»); позднее французская труппа показывала широкой публике французские комические оперы. В середине 1750-х годов А.Сумароков написал либретто двух опер, которые следовало впервые исполнять на русском языке, хотя сюжеты их были традиционно нерусскими («Цефал и Прокрис» и «Альцеста»), да и музыка была написана иностранцами. В дальнейшем оперные тексты писали Я.Княжнин, И.Крылов, даже сама Екатерина II, и соответственно укреплялось критическое отношение к итальянской опере. Постепенно русская сюжетика все шире осваивалась на оперной сцене, как и на драматической. С конца 1740-х годов в Петербурге начинаются общедоступные, хотя и платные, гастрольные концерты иностранных музыкантов, и уже в конце века появляются яркие отечественные исполнители, а затем и композиторы - В.Пашкевич, Д.Бортнянский, Е.Фомин. «Возникновение национальной композиторской школы, стоящей на уровне передовых требований своего времени, представляется важнейшим итогом развития русской музыкальной культуры XVIII века», - заключает историк.

В 1770-е годы оперы регулярно ставились в Смольном институте благородных девиц (в серии портретов смолянок, написанной Д.Левицким, запечатлены некоторые участницы этих спектаклей). Во второй половине века в Петербурге, а затем в Москве и других городах, музыка стала занимать важное место в системе дворянского воспитания - умение петь или играть на каком-нибудь инструменте считалось едва ли не обязательным для каждого образованного человека.

2.5 Пластические искусства

В пластических искусствах аналогичный процесс разворачивался особенно целеустремленно благодаря деятельности созданной в 1758 году Академии «трех знатнейших художеств». Но едва ли не с наибольшей наглядностью процесс сращения европейского и специфически национального проявился в архитектурном облике города, при всех различиях художественных стилей градостроительства и происхождения зодчих; и тут XVIII век был верен пути, открытому Петром Великим. Благодаря этому архитектурный строй Петербурга приобретал все большую цельность и определенность, доказывая право молодого города быть столицей великой страны, соединившей Европу с Азией и тем самым призванной воплотить это единство в своей культуре.


3. Утверждение классицизма в художественной культуре Петербурга

3.1 Особенности русского классицизма

Во второй половине XVIII века классицизм утверждается как господствующее направление художественной культуры Петербурга. Этому благоприятствовало его освоение русской литературой 40 – 50-е годы. Существенную роль в этом сыграла Академия художеств, основанная в 1757 году и находившаяся сначала в Москве, затем, через год, переведенная в Петербург.

Классицизм становится ведущим направлением Академии художеств, как это было характерно и для европейских академий. Русский классицизм основан на тех же принципах, что и классицизм европейский.

Его благородные идеалы, высокопатриотические гражданственные идеи служения Отечеству, восхищение внутренней и внешней красотой человека, тяга к гармонии питаются философией просветительства. Он привержен большим обобщениям, общечеловеческому, стремится к логике, упорядоченности. В качестве источника использует античное наследие.

Но русский классицизм XVIII века имеет свои специфические черты. В нем отсутствует идея жесткого подчинения личности абсолютному государственному началу. В этом смысле русский классицизм ближе к самим истокам, к искусству античному (а в нем к греческой античности).

Античная и ренессансная система композиционных приемов и пластических форм пересматривалась петербургскими художниками применительно к национальным традициям, к русскому образу жизни. Русский классицизм овеян более теплым и задушевным чувством, менее официален, чем его европейский прототип. Классицизм стал универсальным явлением. Он проявил себя в той или иной мере во всех видах искусства.

В своем развитии русский, петербургский классицизм проходит несколько этапов: ранний (1760-е - первая половина 1780-х годов), строгий (вторая половина 1780 – 1800 год) и поздний (1800 – 1830-е годы).

Во второй половине XVIII столетия начинается расцвет отечественной пластики. Круглая скульптура развивалась до этого медленно и не выявила ни одного большого русского мастера в первой половине XVIII века.

Русский классицизм как ведущее художественное направление этой поры явился стимулом для развития искусства, что и обусловило интерес к ваянию в этот период. Ф.И. Шубин, Ф.Г. Гордеев, М.И. Козловский, Ф.Ф. Щедрин, И.П. Прокофьев, И.П. Мартос – каждый оставил свой индивидуальный след в искусстве.

Но всех их объединяли общие творческие принципы, которые они усвоили еще в Академии, в классе скульптуры профессора Никола Жилле, руководившего им почти 20 лет.

Архитектурно-декоративная пластика в эпоху классицизма имеет строгую систему расположения на фасаде здания: в основном в центральной части, главном портике и в боковых ризалитах, или венчает здание, читаясь на фоне неба. Классицистический декор как бы самостоятельно существует в организме здания, подчиняясь лишь тектонике стены. В интерьере скульптура размещается преимущественно на парадной лестнице, в вестибюле, в анфиладе парадных залов.

В станковой пластике отмечается разнообразие жанров, поэтому неслучайно развивается и портрет. Говоря в целом о скульптуре второй половины XVIII века, можно выделить общее: она всегда представляет совмещение, смешение черт барокко и классицизма, и лишь на рубеже XVIII – XIX веков скульпторы дают уже образцы «чистого» классицизма.

Русский классицизм отличается от общеевропейского отношением к античности. Для русских мастеров античность никогда не была важнейшим и почти единственным объектом изучения и подражания, в основе всех классицистических произведений русских мастеров лежит внимательное изучение натуры.

Взгляды, за свои дерзкие выпады в отношении правительства и осуждение самодержавия и крепостничества практически в открытую Н.И. Новиков, можно сказать, поплатился жизнью. Сатирическая журналистика второй половины XVIII века: каковы основные причины расцвета в конце 60-х - начале 70-х годов? Последние десятилетия XVIII века в истории России именуются по-разному: одни связывают этот...

Одна пушка в Европе без позволения нашего выпалить не смела". Подводя итог можно сказать, что благодаря правлению Екатерины II к концу 18 века Россия получила большой толчок в политическом, государственном, духовном, экономическом развитии. 3. Россия во II половине XVIII века Территория и население. К концу XVIII в. территория Россия увеличилась. Приращение произошло за счет присоединенных...

России сыграл приглашенный на русскую службу французский скульптор Н. Жилле, долгое время возглавлявший скульптурный класс Академии. Школу Н. Жилле, заложившую основы классического ваяния в России, прошли все ведущие русские скульпторы второй половины XVIII-века, окончившие Петербургскую Академию художеств: Ф. Гордеев, М. Козловский, И. Прокофьев, Ф. Щедрин, Ф. Шубин, И. Марос и другие. Рассмотрим...

В начале XIX в. оказал определенное влияние романтизм. Наконец, неизменным и постоянным было воздействие реалистических традиций национальной художественной культуры. Наибольших успехов живопись второй половины XVIII в. достигает в жанре портрета, что не кажется удивительным, если мы вспомним предыдущие этапы. Поколение художников, выступившее на рубеже 60–70-х годов, в кратчайший срок выдвинуло...

«Живопись первой половины 19 века» - Имение Сафонково. Название картины. Свежий кавалер. Особенность образов крестьянок. Автопортрет. Итальянский период творчества. Определите автора. История создания картины «Последний день Помпеи». Портрет Н.В.Гоголя. Портрет лейб-гусарского полковника Е.В.Давыдова. Сватовство майора. Иванов Александр Андреевич.

«Русская драматургия 19 века» - Огромной популярностью пользовалась мелодрама. Русская прогрессивная драматургия. Театр Островского. Конфликт человека с окружающей средой. На первый план выдвигается водевиль. Под воздействием общественной борьбы водевиль изменялся. Обложка первого отдельного издания пьесы «Три сестры». Общая характеристика русской драмы XIX века.

«Театр XIX века» - Русский драматический театр. Театр XIX века. Актерское мастерство. Мелодрама русских авторов. Русский реалистический театр. Театр романтизма. Западноевропейский театр романтизма. Драматическое творчество. Основные принципы. Новая социально-психологическая драма. Мелодрама. Пирамида искусств театра. Вклад в развитие русского театра.

«Архитектура Москвы и Петербурга» - Кризис ампира. Кутузовский проспект. Петербургская биржа. Павловские казармы. Казанский кафедральный собор. Скульптура. Собор Святого Петра в Ватикане. Памятник Минину и Пожарскому. Смольный монастырь. Архитектура. Идеи. Карл Иванович Росси. Русский ампир. Градостроительный комплекс. Иван Петрович Мартос.

«Русский реализм» - Перов изобразил окраину городка в поздние сумерки. Художники-передвижники. Илья Ефимович Репин(1844-1930). Христос и Пилат. Картина В. В. Верещагина. Радуга. Косцы. Основные принципы реалистического театрального искусства. Композиторы "Могучей кучки". У крепостной стены. Пусть войдут. Художник выносит на суд зрителей гнетущее зрелище.

«Живопись 19 века» - Александр Андреевич Иванов. Русская художественная культура. Иван Константинович Айвазовский. Орест Адамович Кипренский. Живопись 19 века. Павел Андреевич Федотов. Выходец из обрусевшей немецкой семьи, сын резчика по дереву. Русские живописцы начала 19 века утвердили собственный принцип. Щедрин Сильвестр Феодосиевич.

Всего в теме 30 презентаций