Густав вигеланд скульптуры в парке осло. Скульптурный парк «Легенда. Экскурсии по скульптурному парку

Австралийский скульптор Эндрю Роджерс (Andrew Rogers) завершил, возможно, свою главную работу — создание скульптурной композиции лэнд-арт из цикла «Ритмы жизни», скульптурный парк «Время и Пространство» (Time & Space) в семи километрах от Гёреме . Летом 2011 года здесь закончились работы по возведению ‘Listen’ — самой высокой базальтовой арки в мире, каждая колонна которой весит 80 тонн. Высота арки составляет около 16 м – это входные ворота в небольшой амфитеатр, высеченный из скалы. Скульптура приглашает посетителей присесть и послушать тишину окружающей природы. На возведение этой гигантской скульптуры у Эндрю Роджерса ушло 5 лет жизни.

Сейчас идут дискуссии по присвоению Скульптурному парку «Время и Пространство» статуса Национального парка. Окружающая природа поражает своей красотой. Парк занимает примерно 2 кв. мили и является самым большим в своем роде в мире, хотя, если смотреть с воздуха — с высоты птичьего полета, он кажется необыкновенно сдержанным и скромным в масштабах окружающего ландшафта, который напоминает поверхность Луны или ландшафт Гранд Каньона. Рельеф сформировался несколько тысячелетий назад в результате выброса лавы из стратовулкана Эрджияс (Mount Erciyes). Топография Каппадокии потом изменилась под действием эрозии ветра и дождей. Сохранились лишь тысячи гигантских каменных глыб, в которых многие поколения людей высекали дома, церкви, голубятни, конюшни.

Роджерс тщательно исследовал это удивительное собрание камней, которое также является главной туристическом достопримечательностью района и находится в списке мирового наследия . Это случилось 25 лет назад, и потом он часто возвращался сюда снова. В 2005 году, в один из таких визитов, он отметил участок земли – две горные вершины, окруженные сельскохозяйственными угодьями, и начал вести переговоры с местной администрацией, чтобы они дали разрешение на строительство Парка и обеспечили необходимую охрану. Такую схему работы Роджерс практикует по всему миру, и это обеспечивает тесный контакт с местным сообществом в процессе определения и утверждения геоглифов, которые будут украшать территорию. Скульптуры, из которых сооружен Time & Space, основываются на мифических объектах, таких как: древний бегун (жерновой камень), который принадлежал старейшинам близлежащего города ; образ льва с двумя телами; пальма, перевернутая с ног на голову: сирена с человеческой головой и телом птицы; лошадь, высеченная из скалы и являющаяся символом региона.

Проект «Ритмы жизни» основывается на одной из ранних абстрактных скульптур Роджерса и, по его мнению, отражает дух и цель всех его инсталляций. Он также считает, что это — парящая абстракция с узкими полосками лент, динамическая пространственная структура, которая вмещает изменяющиеся ритмы жизни, представленная во взаимодействии форм и линий, отражающих непредсказуемое увлекательное путешествие по жизни.

«Ритмы жизни» с пятью составляющими размещены стратегически по сторонам горных хребтов, чтобы быть хорошо заметными на подходе к парку с главной дороги. Здесь еще есть 8 групп базальтовых столбов, колонн и арок, размещенных на горных вершинах, которые с воздуха кажутся древними руинами. С земли, по мере приближения к ним, иллюзия не рассеивается и создается впечатление, что руны пришли из глубины веков. Основополагающий элемент, видный издалека – одноименная скульптурная группа Time & Space, состоящая из 12 колонн, иллюстрирующих последовательность Фибоначчи (в которой каждое последующее число равно сумме двух предыдущих чисел). На пике самой высокой колонны установлен наконечник из сусального золота, который отражает восходящее солнце. По словам Роджерса , «Это отражение времени, пространства и сопричастности человечества».

Вместе взятые, эти базальтовые скульптурные работы раскрывают представление Роджерса о путешествии по жизни, а данные им названия отражают этот путь. Так, «Вчера, сегодня, завтра» — треугольное образование из трех колонн и двух арок, а «Предсказание прошлого и Понимание» побуждает наблюдателя осознать то, что уже прошло, чтобы лучше понять будущее. Как в случае и с другими абстрактными работами, каждый выйдет со своим собственным представлением, объяснением и пониманием смысла увиденного.

Растягиваясь по этой широкой холмистой и каменистой поверхности, Парк лучше всего виден с – это самое удобное и простое средство доставки туристов в районе Кападокии . Дороги, по которым проходила тяжелая техника для установки каменных глыб, сейчас используются туристами для путешествия верхом или на четырехколесном транспортном средстве.

Есть еще кое-что менее материальное, но такое же реально ощутимое: вовлечение в процесс общественности (местных жителей), что доказывает, что общество — основной бенефициар, осуществляющий поддержку этим проектам, детально разработанным, искусно сделанным и дорогостоящим. Сотням местных рабочих, зачастую из самых бедных слоев населения, была предложена справедливая плата за их труд, подразумевающая не только денежное вознаграждение, но и пищу, и медицинское обслуживание. В Каппадокии от 600 до 800 жителей были заняты расчисткой склонов гор или холмов. Это говорит о масштабности проекта «Ритмы Жизни», протяженность которого составила одну милю, а высота стен 8 футов.

Полученный результат — достойное украшение великолепного естественного ландшафта, в котором работает Роджерс . Он всегда подчеркивает, что в работе используются только естественные, природные материалы. Его творения могут сохраниться на века, а могут разрушиться в окружающих условиях. «Я люблю оставлять свои работы на волю времени, климата, и под контролем местных жителей». Его работа, как он говорит, в конечном счете, как всё, что мы встречаем на своем жизненном пути – «Момент во времени, крупинка в пространстве»…

Скульптурный парк в Каппадокии

Скульптурный парк в Каппадокии

James Grayson Trulove, Andrew Rogers

Landscape Architecture Magazine, №1 2012 / USA

Как строили скульптурного парка «Время и Пространство» в Каппадокии — видео

(Vigelandsparken - Frognerparken)

Уникальный парк скульптур в Осло - дело всей жизни знаменитого на весь мир норвежского скульптора Густава Вигеланда. Здесь демонстрируется более чем 200 скульптур из бронзы, гранита и кованого железа. На сегодняшний день, это самое большое в мире собрание скульптур одного художника под открытом небом.

Густав Вигеланд родился 11 апреля 1869 г. в семье ремесленников в маленьком прибрежном городке Мэндал на юге Норвегии. Когда он достиг юношеского возраста, родители отправили его в Осло для обучения грамматике и искусству резьбы по дереву. Вскоре его отец скоропостижно умер и Густаву пришлось вернуться в родной город, чтобы помогать своей семье по хозяйству.

В возрасте 19 лет он снова отправился в Осло, твердо поставив перед собой задачу, стать профессиональным скульптором. Уже через год после начала обучения Густав сделал свою первую большую работу "Хагар и Ишмаэль". Несколько раз он выезжал для обучения за границу - в Копенгаген, Париж, Берлин и Флоренцию. Во французской столице он посещал семинары Огюста Родена, а в Италии - экспериментировал и учился на работах мастеров эпохи Ренессанса. Уже в эти годы он проявлял большой интерес к темам, которые в дальнейшем заняли доминирующее положение в его творчестве, - темам жизни и смерти, взаимоотношений между мужчиной и женщиной. В 1894 и 1896 годах Вигеланд провел в Норвегии первые выставки своих работ, получив при этом одобрение и похвалу от критиков.

До 1902 года Вигеланд активно участвовал в работах по восстановлению большого исторического собора в Тронхейме. Изучение средневекового искусства оказало влияние на другую тему в искусстве Вигеланда, - в его работах стали появляться образы драконов и ящеров. Иногда они были символами греха и демонического начала, но чаще олицетворяли могущественные силы природы в борьбе с человеческим началом.

Поселившись в Осло, Вигеланд получил от городского правительства небольшую студию, где и продолжил свои работы. В 1905 году Швеция признала независимость Норвегии и Вигеланду, как самому талантливому норвежскому скульптору, поступил заказ от правительства страны на создание статуй и бюстов, изображающих его известных соотечественников: Генрика Ибсена, Нильса Хенрика Абеля и других.

В 1921 город решил снести дом, где проживал художник и построить на этом месте библиотеку. После долгих переговоров, город предоставил Вигеланду новое здание и территорию парка Фрогнер, где он мог работать и жить; взамен скульптор обещал жертвовать городу все его последующие работы, включая наброски, рисунки, гравюры и модели.

На новое место жительства Вигеланд переехал в 1924 году. В течение последующих двадцати лет, до своей смерти (1943 г.), мастер создал настоящую выставку своих работ под открытым небом, умело вписав их в окружающий ландшафт. Сегодня это место известно на весь мир как Парк Вигеланда.

Первое, с чего начинается знакомство посетителей с парком - Главные Ворота из гранита и кованого железа - это начало оси длиной в 850 метров, на которой расположены основные достопримечательности парка: Мост с Детской площадкой, Фонтан, Плато Монолита и Колесо Жизни. Главные Ворота состоят из пяти больших и двух маленьких, пешеходных ворот из кованого металла, а по обе стороны от ворот установлены домики с медными крышами, которые венчают флюгера. Ворота были спроектированы в 1926 году. Дорабатывались и реконструировались они долго, - окончательный вариант был построен при поддержке Норвежского банка в 1942 году.

Мост шириной около 15 м и длиной около 100 м, украшенный фонарями и скульптурами на гранитных парапетах, построен на основаниях старого моста, возведенного в 1914. Вигеланд спроектировал новый мост и занимался его оформлением в период с 1925 по 1933 гг. За это время здесь появилось 58 бронзовых скульптур детей, женщин и мужчин различных возрастов, стоящих одиночно или группами. Доминирующие мотивы, которые здесь четко прослеживаются - отношения между мужчиной и женщиной, между взрослыми и детьми. Скульптуры людей в движении разбавлены правильными геометрическими фонарями прямоугольной формы. Центральная часть этого необычного моста имеет расширение - площадку, с торцов которой по обе стороны установлены необычные массивные бронзовые колеса с фигурами людей внутри и небольшая, но очень популярная скульптура рассерженного мальчика, являющаяся своеобразным символом парка. В этом же месте моста, но уже под основанием площадки расположен водопад.

Мост со скульптурами был открыт для посещения летом 1940, когда остальная часть парка все еще строилась. В этот же период здесь были установлены четыре высоких гранитных колонны, увенчанных скульптурами людей, борющихся с ящерами. Ящеры - это демоны, держащие под полной властью свои жертвы, - драматический контраст с беззаботностью и радостью жизни, которые олицетворяют другие изображений на мосту.

Ниже уровня моста расположена круглая детская площадка с восьмью бронзовыми скульптурами маленьких детей. Особо привлекает внимание центральная скульптура - бронзовая фигура ещё не родившегося ребенка, увековеченного в позе эмбриона вниз головой.

Вигеланд также разработал детский паром для развлечения маленьких посетителей парка, - небольшая лодка причаливала к гранитной пристани в нескольких шагах от этого места. Многие годы после второй мировой войны лодка была украшением парка и развлечением для его юных посетителей, но сейчас здесь плавают только лебеди и утки. Вдохновленный другими общественными парками в Европе, Вигеланд также хотел пустить гребные лодки в верхнем водоеме, но эта его задумка так никогда и не была воплощена в жизнь..

Среди скульптур парка самую давнюю историю имеет Фонтан . Идея относительно строительства монументального бронзового сооружения появилась у Густава Вигеланда в самом начале XX столетия. Эскиз в гипсе, по образу и подобию которого и был построен фонтан, вызвал огромный интерес в 1906 года, когда был представлен властям города. Муниципалитет Осло сначала распорядился установить фонтан на площади перед Парламентом страны, однако, вскоре это местоположение было отклонено. Позже планировалось также использовать фонтан для украшения садов при Королевском Дворце, но и этим идеям не суждено было воплотиться...

20 бронзовых деревьев, расположенных по периметру Фонтана создавались в период между 1906 и 1914 годами. Вигеланд по-своему интерпретирует и показывает нам этапы жизни человека, от колыбели до самой смерти. Время человека на земле - лишь часть вечного цикла движения времени без начала и конца. Так, например, за пугающей скульптурной группой, изображающей дерево с распадающимся скелетом, установлена скульптура дерева, под пологом которого резвятся дети. Конец и начало новой жизни совсем рядом...

Внешняя массивная бронзовая окантовка фонтана также состоит из небольших изображений вечного цикла жизни человечества, но здесь он показан подробнее, с большим количеством деталей. Вигеланду потребовалось очень много времени, чтобы завершить это невероятно сложное творение - автор постоянно дорабатывал проект, стремясь довести его до совершенства. Окончательный монтаж фонтана был закончен уже после смерти художника - в 1947 году. Большая территория вокруг фонтана была вымощена мозаикой из черно-белого гранита. Линии замысловатого рисунка формируют здесь лабиринт общей протяженностью почти 3 километра.

На самом высоком месте в парке, установлена внушительных размеров скульптура - Монолит . Первые эскизные наброски будущей гигантской колонны датируются 1919 годом. Вигеланд сконструировал её в полном размере в глине в его новой студии в 1924 -1925 гг. На работу у художника ушло 10 месяцев. После этого скульптура была выполнена в гипсе...

Осенью 1926 года гранитный блок, весящий сотни тонн, транспортировался сюда по морю из каменного карьера, расположенного около Холдена. В самом начале 1927 года блок был доставлен по назначению и в следующем году установлен на свое постоянное место. Вокруг огромного камня были сооружены леса и навес, а модель из гипса была установлена рядом в качестве образца. К 1929 году камню была придана форма ровной колонны и началась самая сложная и кропотливая работа. Три резчика по камню в течение 14 лет трудились над этой грандиозной скульптурой. В 1943, сразу после завершения работ, последняя часть модели колонны из гипса была демонтирована и транспортирована в Музей Вигеланда, где и сейчас можно её увидеть. В рождественские дни 1944 года, прежде, чем строительные леса и навесы, окружающие монумент были убраны, любопытствующей публике, наконец, позволили зайти внутрь. Почти 180 000 посетителей, поднявшись по крутым ступеням, смогли в подробностях изучить новое творение Густава Вигеланда.

Переплетение поднимающихся к небесам людских тел на колонне наводит на совершенно разные мысли. Люди ведомы не только печалью и отчаянием, но также восхищением и надеждой, чувством близости, они цепляются друг за друга и переплетаются телами, напряженными в переполненными чувством спасения.

В 1947 году на ступенях, примыкающих к монументу (так называемом Плато Монолита ) было установлено 36 гранитных групп фигур. Вигеланд начал работу над этими скульптурами в период первой мировой войны, а закончил работу в 1936 году. Как и в Фонтане, основная тема всей композиции - цикл человеческой жизни, в которой человек изображен в разнообразии типичных жизненных ситуаций и отношений. Плато Монолита по периметру окружено невысокой гранитной стеной, а войти сюда можно через восемь кованых ворот с контурами человеческих фигур. Эти ворота, изображающие человека в разные его возрастах, были задуманы Вигеландом между в 1933-1937 гг., но воплотить в жизнь задумки художника удалось только после его смерти.

Двигаясь по основной оси парка дальше, мы попадаем на площадку, где установлена солнечные часы (1930 г.), а чуть далее еще одна достопримечательность парка - бронзовая скульптура Колесо Жизни . Вигеланд начал конструирование небольшой гипсовой модели Колеса Жизни зимой 1933-1934 гг. Затем кузнецы сделали железный каркас в полном масштабе (три метра в диаметре), используя линии разметки на модели. Этот, первоначальный вариант скульптуры, был сделан из глины, которая крепилась к каркасу с помощью деревянных зажимов и проволоки. Глина всегда была любимым материалом Густава Вигеланда. В мягкой глине он мог работать быстро, давая волю своей огромной энергии и вдохновению. Из глины он мог моделировать скульптуры в полном масштабе, основываясь на маленьких трехмерных эскизах. Художник наносил глину вручную, в редких случаях используя самые простые инструменты. На завершающей стадии, скульптура доводилась до совершенства с помощью более точных инструментов.

Колесо Жизни, по задумке художника, - это символ вечности, воплощенный здесь в виде гирлянды держащихся друг за друга женщин, детей и мужчин. В некотором смысле, эта скульптура подводит итог драматической теме, которая встречается повсеместно в парке: жизненный путь человека от колыбели до могилы, через счастье и печали, через фантазию, надежды и мечты о вечности.

Несмотря на то, что подавляющее количество объектов парка размещено Вигеландом на одной оси, некоторые скульптуры всё же находятся на некотором от нее отдалении.

Пожалуй, самой известной из таких отдаленных скульптурных групп, является монументальная бронзовая группа Клан (1934-36) в северной части парка. По величине эту скульптуру превосходит только Монолит, а сама она состоит из 21 фигуры. Первоначальная модель, сделанная из гипса, до 1985 года хранилась в Музее Вигеланда, и лишь в 1988 году на денежные субсидии от IBM скульптура не была отлита в бронзе и установлена в парке.

Ну, и конечно, какой же скульптурный парк без автопортрета его создателя? Незадолго до своей смерти Густав Вигеланд установил у входа в парк свою скульптуру. Он одет в простую, рабочую одежду, а в руках художник держит молоток и долото.

Темой парка являются «состояния человека». Большинство статуй изображают людей, которые запечатлены во время различных занятий, таких как бег, борьба, танцы, объятия и т.д. Каждая из статуй передаёт определённый набор эмоций, человеческих отношений, нередко - с глубоким философским подтекстом, что делает многие композиции достаточно сложными для восприятия, например, скульптуру взрослого мужчины, который отбивается от орды младенцев.

Местные жители активно используют парк для игр, отдыха на свежем воздухе, пикников. В марте 2007 г. парк подвергся действиям вандалов - неизвестный человек или группа лиц расклеили чёрные бумажные обрезки бумаги на сосках, промежностях, ягодицах всех скульптур парка.

Достопримечательности парка

Главные ворота

Главные ворота (кованое железо и гранит) служат непосредственно входом в парк. Они состоят из пяти больших ворот, двух маленьких для пешеходов и двух крытых медью контрольно-пропускных пунктов, украшенных флюгерами. Главные ворота были установлены в 1942 г. за счёт Норвежского банка.

Мост

58 скульптур располагаются вдоль стометрового моста шириной 15 м. от Главных ворот до Фонтана. Все эти бронзовые скульптуры соответствуют основному замыслу парка - «Человеческому темпераменту». Здесь посетители смогут увидеть одну из самых популярных статуй парка - «Сердитый малыш». В 1940 г. Мост стал первой частью парка, открытой для публики. Посетители смогли наслаждаться скульптурами, в то время как большая часть парка все ещё находилась в стадии реконструкции.

Детская площадка

В конце моста находится Детская площадка - группа восьми бронзовых статуй, изображающих детей во время игры. В центре, на гранитной колонне, изображён зародыш. Помимо этого здесь располагается водоём, где плавают утки и гуси.

Фонтан

По первоначальному проекту изготовленный из бронзы и украшенный 60 отдельными бронзовыми скульптурами фонтан должен был стоять перед зданием Парламента. Фонтан, изображающий детей и скелеты на ветвях гигантских деревьев, символизирует, что за смертью следует новая жизнь. Вокруг фонтана лежит мозаика из белого и чёрного гранита площадью 1800 кв. м. Вигеланд работал над этим памятником с 1906 по 1943 гг.

Плато «Монолит»

Плато «Монолит» - каменная платформа, окружённая ступенями, которая служит основанием для центральной фигуры парка «Монолит». 36 групп людей располагаются на возвышении и символизируют собой «круговорот жизни». Доступ к плато проходит через 8 фигуральных ворот, сделанных из кованого железа. Ворота были спроектированы между 1933 и 1937 годах. и установлены вскоре после смерти Вигеланда в 1943 г.

Монолит

На самой высокой точке парка, на плато располагается центральная фигура - Монолит. Возведение массивного памятника началось в 1924 г., когда Густав Вигеланд смоделировал его из глины в своей студии во Фрогнере. Процесс проектирования занял у него 10 месяцев и предположительно Вигеланд воспользовался несколькими эскизами, спроектированными ещё в 1919 г. Впоследствии модель была «заморожена» в виде гипсового макета. Осенью 1927 г. блок гранита, весящего несколько сотен тонн, был доставлен в парк из каменного карьера в Халден и его установили только год спустя. Вокруг него был построен деревянный навес для предохранения составных частей. Гипсовый макет Вигеланда поместили сбоку как упоминание о скульпторах проекта. Перевод фигур с макета начался в 1929 г. и занял у трёх резчиков по камню порядка 14 лет до финального завершения. На Рождество 1944 г. публике было разрешено полюбоваться Монолитом и толпа из 180000 человек переполнила деревянный навес, чтобы поближе рассмотреть творение. Навес был уничтожен вскоре после этого. Башенный корпус Монолита 14,12 метра (46,32 фута) высотой состоит из 121 скульптуры, поднимающейся к небесам. Эта идея подразумевалась как желание человека стать ближе с чем-то духовным и божественным. Ансамбль изображает чувство близости, поскольку человеческие фигуры обнимают друг друга, их ведут навстречу спасению.

Колесо жизни

В конце 850 метров продольных координат парка возведены солнечные часы, выкованные в 1930 г., и, наконец, Колесо жизни, сделанное вручную с 1933-34 гг. Колесо в той или иной степени напоминает венок, изображающий четырёх людей и ребёнка, бесконечно счастливых в своей гармонии. Этот символ вечности заключает в себе основную идею парка: путешествие человека от колыбели до погребения.

Музеи

В южной части парка располагаются два музея - Музей Вигеланда, в котором можно ознакомиться с другими скульптурами, а также с рисунками мастера, и Музей истории города Осло.

Время работы

С 1 сентября по 31 мая со вторника по воскресенье 12.00-16.00. В понедельник – выходной. С 1 июня по 31 августа со вторника по воскресенье 10.00-17.00. Понедельник выходной.

Вход

Вход в парк платный. Общий билет 50 крон, льготный и детский (от 7 лет) 25 крон, дети до 7 лет бесплатно.

Как добраться

Парк скульптур Вигеланда находится по адресу Nobels gate 32. Ближайшая к парку станция метро - Majorstuen. Добраться также можно на 20, 112 автобусах или 12 трамвае, нужная остановка Vigelandsparken.

В зависимости от предназначения выделяют несколько направлений скульптуры.
Монументальная и монументально-декоративная скульптура адресуется к массам зрителей, поэтому размещается на главных площадках, аллеях или эспланадах парка, создавая благоприятные условия для единства организации пространства. Ее отличают крупные размеры, рассчитанные на восприятие с больших расстояний, приподнятость образного строя, величавость форм активный силуэт и обобщенная трактовка объемов.

К монументальной и монументально-декоративной скульптуре относятся однофигурные и многофигурные композиции: статуи, бюсты, рельефы или иные монументы, часто мемориальные ансамбли в память выдающихся людей и событий. Как правило, они выполняются из долговечных материалов (гранит, бронза, медь, сталь) и устанавливаются на естественных возвышениях или искусственно созданных постаментах.

Монументально-декоративная скульптура вообще тесно связана с архитектурой, являясь иногда опорой архитектурной конструкции (атланты или кариатиды) или украшением фасадов и интерьеров зданий и сооружений (триумфальных арок, колонн, обелисков, мемориальных плит), а также мостов, фонтанов и др. объектов.
К характеристике этого направления скульптуры мы вернемся позже, при изучении архитектурных построек в садах и парках.

Декоративная скульптура, иногда называемая садово-парковой (парковой) скульптурой, обычно имеет сравнительно небольшие размеры, свободную трактовку пластических форм, «камерный характер» и рассчитана на небольшие пространства, соответствующие пропорциям сооружений, ширине аллей и партеров, высоте деревьев и кустарников. Большинство произведений ландшафтной скульптуры соразмерно человеку. При этом скульптурные композиции, установленные на перекрестках аллей в регулярных парках, имеют более крупные размеры, поскольку они просматриваются с нескольких аллей.
При создании декоративной скульптуры часто используются долговечные твердые материалы с высокими декоративными свойствами (бронза, чугун, мрамор, известняк, песчаник, гранит).

В зависимости от цвета материала и фактуры поверхности декоративной скульптуры выбирается место для ее установки, главное внимание при этом уделяется созданию зрительного цветового контраста скульптуры и фона, что позволяет подчеркнуть художественные достоинства скульптуры.
На фоне зелени темнохвойных пород хорошо воспринимается скульптура светлых тонов, поэтому неслучайно в парках и садах распространены белый или серо-белый мрамор или известняк.

слева - Амур и Психея. Школа Бернини, Италия конца XVII века. Белый мрамор. Летний сад, СПб, Россия
справа - Свидание. Дворик за оперным театром. Серо-белый мрамор. сад Пале-Рояль, Париж, Франция

Для скульптур темной окраски поверхности (чугун, бронза, гранит) хорошим фоном служат деревья или кустарники со светло-зеленой, серебристой или золотистой листвой.

слева - львы на страже, арх. Бренна. Чугун. Павловский парк, окрестности СПб, РФ
справа - Утро, скульптор И. Козловский. Гранит. Губернаторский сад, Ярославль, Россия

Нередко темную/темноцветную скульптуру устанавливают на фоне неба или светлой воды.

Русалочка, скульптор Э. Эриксен, Копенгаген, Дания


Далеко не вся скульптура садов и парков обладает высокими художественными достоинствами, но удачно размещенная, она производит незабываемое впечатление.

В регулярном парке скульптуры размещают либо на перекрестках, либо вдоль аллей, что придает аллеям своеобразную парадность, подчеркивает ритм стволов деревьев, способствует раскрытию уходящей в глубину перспективы.

слева - скульптурная аллея, Летний сад, Спб, Россия
справа - древесная экседра с 12 статуями месяцев в зеленых нишах, вилла Скьярра, Рим, Италия

Часто в зеленых стенах регулярных парков из стриженых деревьев и кустарников создают ниши или зеленые кабинеты, где размещают скульптуры.

слева - аллегория одного из месяцев виллы Скьярра, Рим
справа - нимфа Летнего сада, скульптор Т. Квеллинус, Фландрия, в 1690 годы - установлена в СПб, Россия

В парках со сложным рельефом многочисленные лестницы оформленные скульптурой создают видовой ряд позволяющий снять эмоциональную и даже отчасти физическую нагрузку.

слева - статуи на лестнице у фонтана Шахматная горка, Петродворец, СПб, Россия
справа - дракон, парк Гуэль, Барселона, Испания

В парках с пейзажной планировкой, имеющих плавно-произвольный рисунок аллей, живописных полян и чередования зеленых массивов и лужаек, декоративную скульптуру нередко размещают на некотором удалении от аллей, на полянах с целью подчеркнуть направление осмотра и усилить ощущение масштабности пространства.

Петр I в Парке скульптур остров Канта Калининград


Вообще в пейзажных парках при размещении скульптуры выбирают место, где скульптура гармонично связана с окружением: пластикой рельефа, очертаниями водоемов, полян, наличием естественного камня или у изогнутой дорожки, подводящей к беседке.

Иногда парки становятся местом «именных» скульптурных коллекций. Например, в пригороде Стокгольма в парке размещена экспозиция работ выдающегося шведского скульптора Карла Миллеса, что позволило создать, посвященный его творчеству, музей под открытым небом.

парк-музей Миллеса


Назначение и содержание скульптурного произведения определяют характер его пластической структуры, а она, в свою очередь, влияет на выбор скульптурного материала. Отличным материалом для садово-парковых скульптур, устанавливаемых под открытым небом, считаются помимо мрамора и гранита, песчаник, сланец, кварцит и известняк. Они достаточно хорошо переносят морозы и влагу.

слева - Афина. XVIII век. Неизвестный скульптор. Песчаник. Павловский парк, окрестности СПб, Россия
справа - Похищение Европы, скульптор Е.Евграфов. Известняк. СПб, Россия

Вторую группу исходных материалов составляют гипс, цемент, бетон и искусственный камень. Бетон и искусственный в настоящее время активно «завоевывают» рынок. Фактически это почти натуральный камень, только созданный в фабричных условиях и потому в полтора-два раза дешевле. Искусственный камень значительно легче натурального, но его можно при помощи клея прикрепить практически к любой поверхности.

слева - Будда-парк. Бетон. окрестности Вьентьяна, Лаос
справа - статуя Геракла. Искусственный камень (с 2014 г.). Александровский сад, СПб, Россия

Третью группу материалов широко используемых для создания садово-парковых скульптур образуют металлы, не поддающиеся коррозии, например, бронза.

слева - одна из скульптур, парк Вигеланда, Осло, Норвегия
справа - Девушка с кувшином (Молочница), скульптор П. П. Соколов. Екатерининский парк, город Пушкин, окрестности СПб, Россия

Деревянная скульптура любимая многими людьми обладает одним существенным недостатком - ее «век жизни» слишком короток.

слева - Парк деревянных скульптур на темы фэнтези, Австралия
справа - сказочные герои парка Поляна сказок, окрестности Ялты, Крым, Россия - travelask.ru

В последние десятилетия большое распространение, особенно в современной скульптуре, получили новые виды материалов, например из окаменевшей вулканической лавы.

пять каменных корейских статуй Дольхарбан (каменный дед-охранитель дома),

парк 300-летия Петербурга, СПб, Россия


От природных особенностей и способов обработки исходного материала зависит техника работы скульптора.
Мягкие материалы (глина, песок, моделин, снег и т.п.) используются для лепки с помощью стеков и рук.
При этом, например, для создания керамической скульптуры используются особые сорта глины, которая покрывается росписью ил/или цветной глазурью и обжигается в специальных печах.

слева - скамейка Большая волна
справа - Морская звезда на набережной Нетании, от парка Яд-леБаним, Израиль

Вещества, способные переходить из жидкого состояния в твердое (различные металлы, гипс, бетон, пластики, вода и т.п.), при вливании их в специальную форму превращаются в произведения скульптуры. Для обеспечения процесса перехода из одного состояния в другое необходимо одни исходные материалы предварительно расплавить и затем остудить в формах, другие наоборот после разлива в формы нагреть или «запечь» до твердого состояния (например, полимерная глина), третьи после разлива в формы - заморозить.

Для воспроизведения скульптуры в металле используют также гальванопластику (получение точных копий электрохимическим способом).
В нерасплавленном виде металл обрабатывается посредством ковки, чеканки, сварки и резки.

Парк кованых скульптур, Донецк


Твердые вещества (различные породы камня, дерева, льда и пр.) обрабатываются путем рубки (высекания) или резьбы, удаления ненужных частей материала и постепенного выявления как бы скрытой в нем объемной формы.

ледяные скульптуры на темы русских народных сказок, Омск, Россия


Скульптурные произведения создаются также за счет последовательного соединения различных, часто разнородных частей на или вокруг единого каркаса, модели - соответственно этот способ получил название моделировка. Например, «зеленая» скульптура.

парк Зеленая планета, Сочи, Россия


Что касается двух последних направлений скульптуры: станковой и скульптуры малых форм то, речь о них пойдет значительно позже, при рассмотрении музеев (и их коллекций), расположенных на территории садов и парков.

Следующая публикация будет уже о современной скульптуре, начнем мы со световой скульптуры и далее.

Парк скульптур Вигелана (Vigeland Sculpture Park)

Скульптор GUSTAV VIGELAND (1869 - 1943)

Одной из самых заметных достопримечательностей Осло является Фрогнер-парк, точнее его часть Вигелан-парк - грандиозное творение скульптора-самоучки Густава Вигелана (1869-1943). Все расходы по воплощению своей мечты скульптор взял на себя, убедив власти Осло отвести ему лишь участок земли во Фрогнер-парке. Около 43 лет Вигелан трудился над воплощением своей мечты. В результате на свет появилось удивительное творение, сочетающее в себе натурализм и символику с реалистичной трактовкой человеческой жизни.

Множество скульптур показывают не только путь человека, который он проходит от рождения до смерти, но и чувства, переживаемые каждым из поколений. Скульптура плачущего, рассерженного мальчика, одна из тысячи других фигур ансамбля, стала символом Осло и изображается на многочисленных открытках и сувенирах.

Свыше 200 гранитных, металлических и бронзовых работ скульптора Густава Вигелана размещено на площади 32 га. Все работы объединены одной темой — темой человеческих взаимоотношений. Здесь есть фонтан, получивший название "Древо жизни" и огромный Монолит из сплетенных человеческих тел высотой 14,2 м.

Этот скульптор интересен тем, что в его произведениях удачно отображены эмоции и переживания людей, причём, всех возрастов. В результате, перед изумлённым зевакой появляются
то кольцо из тел, то злобные детишки, то старички в раздумьях, то всамделишная драка.

Творчество скульптора вызывает неоднозначные мнения, но некая идея, жизни и смерти, любви и ненависти прослеживается среди множества изощренных поз и мизансцен с участием голых тел.

Не все фигуры людей являются совершенством с точки зрения традиционных канонов красоты человеческого тела, но каждая скульптурная группа выражает какую-то свою эмоцию, понятную зрителю на интуитивном уровне.

Вызывает изумление плодовитость автора — это надо же создать такое большое количество скульптур! А ведь в парке еще не все его работы…

Большинство фигур представляют собой людей, занятых некими действиями: бегом, борьбой, танцами, объятиями и т. д. В то же время каждая скульптура призвана донести до посетителя определенный набор эмоций, зачастую довольно сложный для восприятия.

Из достопримечательностей парка следует выделить Главные ворота, Колесо Жизни, Солнечные часы, Монолит. Монолит — наиболее известная скульптура, символ Осло. Она представляет собой колонну высотой более 14 метров, вырезанную из цельного камня. Монолит покрыт резьбой, изображающей 121 человеческую фигуру. Смыслом Монолита, судя по всему, является цикличность человеческой жизни.

Все скульптуры созданы автором в натуральную величину собственноручно, лишь для резьбы по камню и литья фигур из бронзы прибегая к помощи других мастеров. План парка также был создан Вигеландом. Парк разбивали в течение нескольких лет.