Музей истории религии. От православия к просвещению. Как Казанский собор стал историческим музеем

15 ноября 1932 года Казанский собор - культовое сооружение, олицетворяющее град Петра - вдруг из православного храма превратилось в крупнейший Музей истории религии. Ленинграду, передовому городу Советского Союза, ни к чему была гигантская святыня православия, поэтому большевики решили восславлять в соборе атеизм и мифологизировать религиозную историю человечества. С Казанского сняли кресты и установили на куполе позолоченный шар со шпилем. Музей просуществовал в храме 68 лет. сайт рассказывает о советской странице истории Казанского собора.

Памятник Отечественной войны 1812 года

Величественный и парадный Казанский собор был возведен по проекту архитектора Воронихина в рекордно короткие сроки, за 7 лет: с 1801-го по 1811 годы. Он был необыкновенно похож на храм Святого Петра в Риме. Собор был построен на месте скромной церкви Рождества Богородицы. Свое имя храм получил по названию иконы Казанской Божией Матери, которая хранилась в церквушке ранее. Уже на следующий год, после окончания Отечественной войны 1812 года, Казанский стал своеобразным памятником победы. В здании с должным почетом был похоронен фельдмаршал Михаил Кутузов.

Храм сразу же был освящен, и в нем начали проводить службы. Так продолжалось до прихода к власти большевиков. Новая религия, атеизм, отвергла традиционные ценности и обряды и нашла для собора новое применение.

Музей в стенах собора

В 1922 году из Казанского собора были изъяты все церковные ценности. Роскошный интерьер от этого сильно пострадал. Был утерян весь серебряный иконостас. Одного серебра было вынесено более 2 тонн! В январе 1932-го с храма сняли и ликвидировали кресты, а на главном куполе был установлен позолоченный шар со шпилем.

15 ноября этого же года в Казанском соборе состоялось официальное открытие Государственного музея истории религии и атеизма. Инициатором создания и первым директором стал выдающийся российский историк религии, этнограф и антрополог Богораз-Тан.

В Казанском соборе проводились выставки на различную тематику. Фото: Commons.wikimedia.org

Музей истории религии создавался в рамках Академии наук как исследовательское и научно-просветительное учреждение. В результате оно стало плодородной площадкой для изучения и анализа культурного наследия, психологии человека и религиозной мифологии.

Первая экспозиция представляла собой некую солянку. В музее собрали тематические экспонаты из фондов других музеев города. Например, в Казанском соборе можно было увидеть произведения искусства из Эрмитажа, Кунсткамеры, Библиотеки Академии наук и Русского музея.

Первые сотрудники музея проводили серьёзную научную работу. К 1941 году Музей собрал богатейшую экспозицию, состоящую из редких предметов искусства разных конфессий. В нем хранились уцелевшая коллекция православных икон XVII - XX веков, предметы декоративно-прикладного и изобразительного искусства, отражающие историю и культуру западного и восточного христианства, индуизма и буддизма, ислама, иудаизма, традиционных верований народов Кавказа, Сибири, Поволжья, религий Китая и Японии. К началу 40-ых годов XX века в Музее открылась уникальная библиотека, ставшая самым крупным собранием книг по истории религии и религиоведению в России.

Во время Великой Отечественной войны сотрудники поддерживали музей, как могли, оберегали редчайшие коллекции и даже организовали несколько выставок. Например, в тяжелом 1942 году на колоннаде Казанского собора развернулась выставка, посвященная российским военно-патриотическим традициям.

Мир после войны

После войны сотрудникам пришлось восстанавливать музей и само здание собора, реставрировать многие экспонаты. Здесь стали проходить многочисленные передвижные фотовыставки. Только за 1954-1956 годы Музей посетило более миллиона человек, было проведено около 40 тысяч экскурсий. Сотрудники стали публиковать научные труды, посвященные культуре, истории и мировым традициям.

В 1991 было решено, что Государственный музей религии и атеизма все-таки должен переехать. В 1998 году Казанский собор был заново освящен, и в нем возобновились службы. Но расстаться двум несовместимым культурным единицам суждено было лишь в 2000 году, когда Музей переехал в новое здание на Почтамтской улице. История в 68 лет была окончена.

Музей обрёл новую жизнь, но сохранил особенный дух собора.

Государственный музей истории религии (ГМИР) является единственным учреждением в России, да и по всему миру подобных мест мало. Собираемая годами коллекция до сих пор пополняется со всех уголков мира. В одном заведении собрано более 200 тысяч экспонатов.

Музей истории религии Санкт-Петербурга

Основание музея истории религии и атеизма в Санкт-Петербурге условно разделяется на два этапа: заложение основ и традиций научной, просветительной, экспозиционной и исследовательской работ и восстановление фонда после войны.

История основания

Президиум Академии наук СССР 7 сентября 1930 года выдвинул инициативу об открытии подобного заведения. Уже 26 апреля 1931 года идею поддержала Центральная избирательная комиссия СССР. Первым директором и учредителем музея религии был известный этнограф и историк тех времен - Владимир Германович Тан-Богораз.

Все свое время существования (до 2000 года) музей религии находился в Казанском соборе на Невском проспекте. Первая коллекция была создана из экспонатов других музеев, в частности, Эрмитажа и Кунсткамеры.

Учреждение задумывалось как площадка для изучения и анализа религий. Первые сотрудники проводили серьезную научную работу, а не только хранили экспонаты.

К началу войны была собрана богатейшая экспозиция, состоящая из ценных и редких реликвий основных ветвей религии и отдельных направлений внутри них. Хранилась там и внушительная коллекция книг по религиоведению и соответствующей истории. Во время войны сотрудники заботились о сохранности экспонатов, у них даже получалось организовать несколько выставок.

В послевоенные годы шло восстановление и пополнение музея, он стал известен и за пределами СССР. В то время активно создавались экспозиции по религиям отдельных стран. Много энергии и сил в укрепление позиций учреждения вложил его тогдашний директор, выдающийся знаток истории религиозных движений и общественный деятель - В.Д. Бонч-Бруевич, проживавший в Москве и руководивший музеем прямо оттуда.


Современное положение

В 2000 году ГМИР переехал на новое место. В России впервые после почти векового перерыва комплекс разместился в специально оборудованном и приспособленном для музейных нужд здании. Сотрудники по-прежнему изучают памятники культурного наследия и ведут экспозиционно-выставочную деятельность.

Новыми направлениями их работы стали:

  1. Создание просветительских и музейно-педагогических программ.
  2. Создание актуального музейно-туристического продукта, адресованного разным группам посетителей.
  3. Участие в решении социально-культурных проблем Северо-западного региона.

Проблематика достаточно сложна, но в нейтральном пространстве музея профессиональная работа сотрудников позволяет знакомиться с религией на доступном языке. Основная задача специалистов - научить уважать историю и культуру различных народов, воспитать осознанную толерантность по отношению к разным конфессиям и этническим группам.


Музейные экспозиции

ГМИР с самого начала своей истории постоянно пополнял свою коллекцию. Многие экспонаты хранятся с самого открытия, но часть из них составляют экспозиции, созданные буквально несколько лет назад.

Постоянные

Сегодня в музее религии открыты для посещения следующие разделы постоянной экспозиции:

  • история русского православия;
  • католицизм;
  • протестантизм;
  • религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм;
  • ислам;
  • архаические верования и обряды;
  • религии Древнего мира: политеизм;
  • религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма;
  • возникновение христианства.


Детский отдел

Отдел «Начало начал» - это комплексное интерактивное экспозиционное пространство, дополняющее постоянную экспозицию музея религии. Использование только копий и муляжей предметов является его важной особенностью. Таким образом, детям спокойно разрешают брать все вещи в руки, рассматривать их и исследовать.

Сочетаются обозреваемый контент программы и интерактивная форма подачи материла с помощью мультимедийной системы и игровых технологий. В ноябре 2011 года отдел «Начало начал» стал победителем Всероссийского конкурса детских музейных программ. В настоящее время представлены две интерактивные программы: «Андрокл и лев» и «Собака по имени Тигр».


Фонды экспонатов

Экспозиции разделены на пятнадцать фондов, объединяющих в себе более узкие комплексы.

Архаические и традиционные верования

Вещественные и изобразительные памятники, которые характеризуют архаические и традиционные верования народов России, ближнего зарубежья, коренного населения Америки, Африки, Азии, Океании.

Коллекции традиционных верований и входящие в них экспонаты:

  1. Коренных народов Сибири и Дальнего Востока: различные атрибуты обрядов и сибирского шаманства.
  2. Народов Поволжья: ритуальная утварь и музыкальные инструменты, жреческие одеяния, приношения духам, амулеты.
  3. Народов Кавказа: жреческие костюмы, жертвоприношения из святилищ, материалы обрядности новогоднего праздника, амулеты, ритуальное печенье.
  4. Русских и белорусов: святочные маски, ритуальное печенье, купальские венки, куклы-кукушки, птицы-гулюшки, материалы по погребально-поминальной и свадебной обрядности.
  5. Народов Индонезии и Меланезии: сумки для священного риса, жезлы и жреческие гадательные книги, меланезийские скульптурные изображения предков, корабль мертвых.
  6. Индейцев Америки: шаманские маски и наголовья, шумящие танцевальные браслеты.
  7. Народов Африки: маски, скульптуры, вооружение.
  8. Археологические раскопки средневекового Пятницкого могильника города Мурома (IX–XI века). Включает бронзовые украшения и железное оружие.


Религии ранних цивилизаций

Разделы собрания фонда соответствуют их делению по исторической, культурной и религиозной принадлежностям.

  1. Нумизматическая (VI-V вв. до н. э. - IV в. н. э.).
  2. Археологическая (VI в. до н. э. - XIII в. н. э.).
  3. Скульптура.
  4. Отдельный комплекс экспонатов составляет гипсовая скульптура XIX-XX вв., переданная в 1950-х годах из Академии художеств и Государственного Эрмитажа.
  5. Графика.
  6. Произведения западноевропейских мастеров XVIII-XIX вв. на античные сюжеты.


Православие

Основная часть собрания - памятники XVII-XX веков, специфику определяет многообразие иконографического материала.

Коллекции и комплексы экспонатов:

  1. Иконы конца XVII — начала XVIII вв.
  2. Иконы мастерского письма конца XIX — начала XX вв.
  3. Масляная живопись.
  4. Печатная графика.
  5. Гравированные и литографированные лубки.
  6. Оригинальная графика.
  7. Акварельные старообрядческие рисунки XVIII-XIX вв.
  8. Советские плакаты и карикатуры 1920—1940-х гг.


Ислам

Собрание фонда включает предметы культа, графику, живопись, произведения декоративно-прикладного искусства. Они представляют догматику, обряды, культуру и образ жизни народов, исповедующих ислам. Основная часть экспонатов датируется XVIII-XXI вв.

Коллекции:

  1. Предметы культового назначения.
  2. Произведения декоративно-прикладного искусства и предметов быта.
  3. Религиозные настенные хромолитографии, изданные в Казани в конце XIX — начале XX вв.
  4. Религиозные плакаты и «народные картинки» из стран зарубежного Востока.
  5. Амулеты и обереги.
  6. Женские украшения с религиозными символами.
  7. Живописные и графические произведения русских и советских художников.
  8. Гравюры к русскому переводу книги Д′Оссона «Полная картина Оттоманской империи».


Иудаизм

Различная ритуальная утварь и графика, в том числе из действующих синагог. Хронологические рамки фонда: XVIII — начало XX в.

Комплексы:

  1. Свитки Торы.
  2. Предметы, составляющие неотъемлемую часть облачения сефер Торы, и праздничная ритуальная утварь из металла.
  3. Деревянные футляры для мезузы.
  4. Тфилины.
  5. Еврейские почтовые открытки.
  6. Графики.


Религии Востока

В собрании представлены памятники истории и культуры буддизма, синтоизма, индуизма, конфуцианства, даосизма. Хронологические рамки собрания: II-XXI вв.

Комплексы:

  1. Археологические раскопки буддийского культового центра Кара-Тепе II-IV вв. н. э.
  2. Японские свитки XVII-XIX вв. с изображениями буддийских персонажей.
  3. Индуистские и буддийские ритуальные маски мистерии Цам.
  4. Буддийские танки (иконы) XVIII-XX вв.
  5. Буддийские скульптуры XVIII-XX вв.
  6. Буддийская ритуальная утварь XVIII-XX вв.
  7. Музыкальные инструменты, используемые в буддийских ритуалах.
  8. Многофигурная композиция «Сукхавати - чистая земля Будды Амитабхи».
  9. Китайские народные картины (лубки) XVIII-XIX вв. академика В. М. Алексеева.
  10. Китайские скульптуры XIX в. из капы.
  11. Хромолитографии конца XIX — начала XX вв. с изображением персонажей индуистского пантеона.
  12. Индуистские скульптуры XVIII-XIX вв. из собрания Ф. М. Плюшкина.
  13. Ритуальные предметы XX-XXI вв., полученные в дар от Международного научного общества «Синто» (Япония).
  14. Японские домашние киоты XVIII-XIX вв.


Религии Запада

Включает в себя живопись, скульптуры, графику, а также церковную утварь и детали облачения священнослужителей стран Западной Европы.

Комплексы:

  1. Итальянская живопись.
  2. Испанская живопись XV-XX вв.
  3. Живопись Северной Европы (Германии, Нидерландов, Фландрии и Голландии).
  4. Немецкие и французские скульптуры XIV-XVI вв.
  5. Скульптуры XVII-XX вв.
  6. Графика.
  7. Декоративно-прикладное искусство.
  8. Нумизматика (от Средних веков до XX в.).
  9. Медали.
  10. Западноевропейские витражи (XVI — конец XIX в.).


Другие фонды

Все фонды представлены захватывающими экспозициями в стенах музея. Само здание разделено на секторы, поэтому посетители постепенно передвигаются от залов, посвященных первобытным религиям, к более поздним направлениям. Оформление помещений также перекликается и соответствует коллекциям. В некоторых комнатах играет музыка (часто церковная) той эпохи, с которой знакомятся в данный момент гости.

Остальные фонды:

  1. Драгоценные металлы (изделия для религиозных целей, в основном из серебра).
  2. Научно-исторический архив (различные печатные материалы, исторические документы и сборники).
  3. Декоративно-прикладное искусство в православии (в основном предметы, составляющие убранство православных церквей и храмов).
  4. Изобразительное искусство в православии (графика и живопись Русской православной церкви).
  5. Редкие книги (в основном богословского содержания).
  6. Ткани (одежда и ткани для религиозных обрядов и другой текстиль).
  7. Филателия (почтовые марки почти из всех стран, изображения в религиозной тематике разных эпох).
  8. Фонотека-мультимедиа (музыка и видеозаписи).
  9. Фототека (фотографии за последние 150 лет с изображением различных святилищ, предметов для осуществления религиозных обрядов, образа жизни народов разных вероисповеданий и т. д.).


Библиотека музея

Отдел книжных фондов был создан в 1932 году. В настоящее время библиотека насчитывает около 192 000 единиц хранения. Это одно из крупнейших книжных собраний по вопросам атеизма и религии, единственная в России библиотека светского характера, где в столь полном объеме представлена литература по различным конфессиям и наукам (история, философия, этнография и т.д.).

Коллекции книг

Основу собрания составляют книги, переданные следующими организациями и частными лицами:

  1. Запасной фонд Библиотеки Академии наук СССР.
  2. Фонд общевузовской библиотеки (бывшей Университетской).
  3. Центральный антирелигиозный музей (ЦАМ) в Москве.
  4. Рабочий антирелигиозный университет (Ленинград).
  5. Политехнический институт.
  6. Институт истории.
  7. Синодальная библиотека.
  8. Исаакиевский собор.
  9. Экспедиции, закупки, дары частных лиц.
  10. Церкви, монастыри, прекратившие свое существование.
  11. Часть книжного фонда Императорского православного палестинского общества.
  12. Книги из личных библиотек В.Д. Бонч-Бруевича, Б.Я. Рамма, А.Н. Никольского, протоиерея И.Н. Четверухина и др.

Систематический каталог ведется с тридцатых годов и развивается вместе с библиотекой. Он составлен на высоком профессиональном уровне, что дает возможность быстрого составления библиографии по всем профильным темам.

Библиотека хранит следующие типы и виды изданий:

  • книги (священные тексты, справочные издания, монографии, сборники статей);
  • брошюры;
  • альбомы;
  • каталоги выставок;
  • периодические издания на разных языках.

Книжное собрание фонда включает в себя издания XVII -XXI вв.

Коллекции Научной библиотеки:

  • издания Библии Всемирного и Российского Библейских обществ;
  • масонская литература;
  • богословская дореволюционная периодика;
  • собрания Трудов Духовных семинарий и Академий;
  • религиозно-философские издания второй половины XIX – начала XX в.;
  • старообрядческая литература;
  • антирелигиозная литература 1920—1930-х гг.;
  • труды сотрудников музея;
  • книги на европейских языках «Rossica».


Возможности посещения

Библиотека музея религии начала экспонировать тематические книжные выставки, раскрывающие богатство и разнообразие наших фондов. Запись производится на основании письма-заявки, которое должно быть завизировано руководством организации, где работает/учится потенциальный читатель.

Библиотека музея религии является уникальным специализированным книжным собранием и обслуживает следующие категории людей:

  • специалистов (научных и музейных сотрудников, преподавателей, журналистов и др.);
  • студентов и аспирантов ВУЗов;
  • представителей различных религиозных организаций и конфессий.

При нахождении в ГМИР следует проявить уважение и соблюдать некоторые правила, чтобы избежать поломки или полного разрушения экспонатов.

Как добраться

Фактический адрес учреждения: 190000 Санкт-Петербург, улица Почтамтская, 14/5. Это рядом с Исаакиевским собором в Адмиралтейском районе.

Добраться в городе можно следующими способами:

  1. Станции метро: Невский проспект, Гостиный двор, Спасская, Садовая, Сенная площадь, Адмиралтейская.
  2. Автобусы: № 3, 6, 22, 27.
  3. Троллейбусы: № 5, 22.
  4. Маршрутные такси: № 169, 306, № 6, 62, 350.

Выход на остановке «Почтамтский переулок», далее нужно перейти дорогу и следовать прямо вдоль желтого здания. Вход расположен слева от знаменитой арки почтамта.


Режим работы и стоимость билетов

При ознакомлении с расписанием обратите внимание, что касса закрывается на час раньше закрытия музея.

Режим работы:

  • часы работы - с 10:00 до 18:00;
  • постоянная экспозиция - с 10:00 до 17:30;
  • временные выставки - с 10:00 до 17:30;
  • касса - с 10:00 до 17:00;
  • выходной день - среда;
  • первый понедельник месяца - социальный день (бесплатный вход для всех категорий посетителей).

Стоимость билетов варьируется в зависимости от гражданства и статуса (в рублях):

  • для иностранцев - 300;
  • для россиян и жителей СНГ - 150;
  • для студентов очной формы обучения зарубежных вузов - 200;
  • студентам зарубежных вузов при предъявлении международных студенческих удостоверений (ISICили IYTC) - 100;
  • студентам России и СНГ - 50;
  • билет для иностранного школьника - бесплатно;
  • школьникам России и СНГ - бесплатно;
  • пенсионерам - 50.

Указанные категории билетов дают право однократного посещения постоянной экспозиции и временных выставок музея религии. Билет действителен для одноразового посещения музея в течение одного дня. Возврат неиспользованного билета возможен только в день его приобретения и при наличии самого билета. Срок действия электронного входного билета (для всех категорий посетителей, без экскурсионного обслуживания), приобретенного через Интернет-сайт музея, действителен 30 дней со дня выбранной даты.

Правом бесплатного посещения музея пользуются следующие категории граждан (при предъявлении соответствующего документа):

  1. Участники и инвалиды Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории граждан.
  2. Лица, награжденные медалью «За оборону Ленинграда» и знаком «Жителю блокадного Ленинграда».
  3. Воины-интернационалисты, военнослужащие срочной службы.
  4. Неработающие инвалиды I и II групп.
  5. Дети дошкольного возраста.
  6. Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей.
  7. Воспитанники детских домов и школ-интернатов.
  8. Многодетные матери и несовершеннолетние члены семьи.
  9. Сотрудники музеев РФ.
  10. Члены ICOM.

Для получения скидки необходимо предъявить документ, подтверждающий право на льготу (студенческий билет, паспорт гражданина РФ, пенсионное удостоверение и т. п.). В противном случае работник кассы вправе отказать в льготе и продать билет по полной стоимости.

Стоимость групповых посещений (в рублях):

  1. Группы от 6 человек доплата - 80, для англоговорящих - 100.
  2. Группа до 5 человек стоимость на всю группу - 1 200 для русского языка, для английского - 2 300.

К дополнительным услугам относится разрешение на фотосъемку и прокат аудиогида (100 рублей на 4 часа и залог 1 000). В стоимость билета разрешение на использование фотоаппарата и видеокамеры не входит - за это требуется доплатить еще 200 рублей. Съемка на мобильные телефоны также оплачивается заранее. Одиночные посетители за дополнительную плату могут пройти по музею с экскурсоводом.


Видео

В данном ролике представлен один из репортажей, посвященный музею.

Десять лет назад Казанский собор в Петербурге начал действовать в статусе кафедрального. В годы советской власти, там был Музей истории религии и атеизма.

Разумеется, это воспринималось верующими как надругательство. Однако некоторые считают, что именно это обстоятельство спасло от уничтожения многие святыни, а возможно, и сам храм, которому в этом году исполняется 200 лет.

Некоторые утверждают, что именно благодаря музею удалось сохранить многие святыни. Конечно, неизвестно, уцелел бы вообще собор, если бы в 1932 году в нем не открыли музей

Кто в храме хозяин?

Шестьдесят лет в стенах храма велась атеистическая пропаганда. И хотя в 1992 году богослужения в соборе возобновились, работники музея чувствовали себя хозяевами. Именно как хозяева они встретили в 1996 году и протоиерея Павла Красноцветова, назначенного новым настоятелем. Директор музея объяснил священнику, что литургия в соборе совершается только по воскресеньям и ее необходимо закончить до одиннадцати часов - потом начинаются экскурсии. «Извините, но это собор, и мы будем служить литургию, как положено в соборе, каждый день. С десяти примерно до двенадцати, но можем и позже закончить. Пожалуйста, водите экскурсии, а мы будем служить». Настоятель сразу дал понять, кто здесь хозяин, а кто - в гостях.

Так они и сосуществовали в одних стенах - музей и православный приход, и нередко можно было наблюдать, как в храме идет атеистическая экскурсия, а в другом его конце служится Божественная литургия. Только в 2001 году музей окончательно покинул стены храма, переехав в выделенное ему помещение на Почтамтской улице.

Забытые мощи

А в 1990-х, когда изменилось отношение государства к Церкви, здесь были обретены мощи преподобных Зосимы, Савватия и Германа Соловецких, Серафима Саровского, святителя Иоасафа Белгородского. Но если многие иконы в годы воинствующего безбожия действительно были спасены стараниями сотрудников художественных музеев, то в Казанском соборе что-то сохранилось скорее благодаря беспорядку.

Когда в соборе открылся музей, ему передали многие святыни, изъятые из храмов и монастырей. Но трудно сказать, сколько из них было здесь украдено или уничтожено. Отец Павел вспоминает, как в одном из помещений, где сидела сотрудница, он увидел на полу больше десятка разорванных напрестольных Евангелий. Так же небрежно относились в музее и к другим православным святыням. Как ни странно, это и спасло мощи соловецких святых и Серафима Саровского - о них просто забыли. Об обретении мощей преподобного Серафима покойный Патриарх Алексий II впоследствии рассказывал: «Зашитые в рогожу, они лежали в запасниках музея, в одной из комнат бывшей ризницы, где хранились гобелены… Мы нашли акт и документы вскрытия мощей в 1920 году. В одном из этих документов говорится, что мощи изъяты из монастыря для их уничтожения или экспозиции в музее. То есть угроза уничтожения святых мощей преподобного Серафима была вполне реальна. Но Промыслом Божиим зло было обращено во благо».

А мощи святителя Иоасафа Белгородского сохранились благодаря рабочим музея. В 1956 году в Астрахани была эпидемия сибирской язвы. В связи с этим всем музеям приказали мощи из экспозиций убрать и по возможности уничтожить. Директор, не задумываясь, приказал сжечь мощи святителя Иоасафа в печке. Двое рабочих, которым он это поручил, видимо, были людьми верующими. Они завернули тело в оберточную бумагу, потом в штору и еще в черную бумагу, все это перевязали и закопали на чердаке, где был большой слой шлака. В 1990 году один из них перед смертью рассказал об этом своей дочери и попросил сообщить в епархию. Епархия прислала в музей комиссию, в которую входил и отец Павел Красноцветов. «Мы нашли на чердаке большой сверток, отнесли его вниз, развернули. Мощи сохранились без какого-либо тления», - вспоминает батюшка. Приехала экспертная группа из Москвы, по описи и документам сверили и определили, что это мощи святителя Иоасафа Белгородского.

За пропажи никто не отвечает

До сих пор точно неизвестно, сколько мощей, привезенных в музей, пропало. «Масса предметов церковного обихода лежала здесь без всякого учета. Привезли в тридцатые годы из Москвы, свалили в угол, и все», - вздыхает отец Павел. Исчез, например, ковчег с частицей мощей священномученика Гермогена, с 1919 года хранившийся в соборе.

В 1813 году в соборе был погребен фельдмаршал Кутузов. Привезли в собор и знамена, отбитые у французов, и ключи от многих городов, взятых русскими войсками. Казанский почти с самого начала был храмом воинской славы. Не случайно в 1837 году на площади перед собором были установлены памятники Кутузову и Барклаю-де-Толли.

В 1914 году большинство флагов с могилы Кутузова увезли в Москву, в исторический музей. Часть ключей исчезла. Саму могилу при советской власти несколько раз вскрывали. Висевшую над ней Смоленскую икону Божией Матери, которую фельдмаршал всегда брал с собой в военные походы, заменили на Смоленскую икону XX века. Сейчас кутузовская икона находится в музее истории религии. Вместо золоченого голубя, держащего в клюве лампаду, над изголовьем полководца теперь висит орел французского или польского образца. Никто не знает, когда произошла замена.

Его купол отливал серебром

Само здание после музейной эксплуатации сохранилось не в лучшем виде. «Руководство музея знало, что рано или поздно им придется отсюда уехать, поэтому в технический ремонт не вкладывали ни копейки, - говорит главный инженер собора Евгений Данилевский, начавший работать здесь еще при музее, в начале 1990-х годов. - Даже горячую воду не считали нужным провести. Зимой иногда помещение прогревалось только до пяти градусов. Здесь же окна очень большие, необычные для русского храма. Через них уходит много тепла. А ничего не работало, воздуховоды давно продырявились». Полковник в отставке, Евгений Иванович - человек нецерковный. «У меня другое воспитание, я вырос в семье советского офицера и сам 36 лет прослужил в армии», - говорит главный инженер. Несмотря на свою нецерковность, он очень любит собор, досконально изучил его историю и может рассказывать о нем часами. «Все привыкли, что купол зеленый, а ведь по старым фотографиям видно, что раньше он играл серебром. Изначально его покрыли луженым железом, но во время войны в купол попало две бомбы. Пришлось менять, и после войны покрыли медью. А медь зеленеет. Жаль, что пока замены покрытия даже в планах нет. Совсем по-другому смотрелся бы собор с блестящим куполом, отливающим серебром», - сокрушается Евгений Данилевский. Переживает он и за кровлю, на которую в этом году не выделили ни копейки. Не начаты работы по фасадам. Раньше на них были черные доски с выбитыми цитатами из Евангелия. Буквы все содрали, многие доски тоже исчезли. Возможно, что-то хранится в музее, но его работники, по словам Евгения Ивановича, сами толком не знают, что у них есть.

Что осталось от собора

Храм, переданный Музею истории религии и атеизма в 1932 году, некогда был великолепен. Построенный по образцу собора Святого Петра в Риме, он выглядел очень необычно. Сколько недоумения вызывала одна только колоннада - 126 колонн высотой 14 метров. Сам Павел I, по приказу которого был возведен храм, видел в этих колоннах руки Христа, обнимающие каждого, приходящего сюда. Но и сегодня не все считают такую архитектурную новацию удачной. Например, известный церковный архитектор Андрей Анисимов называет колоннаду гениальным художественным решением с точки зрения организации площади и привлечения внимания людей, но убежден, что для собора она лишняя, так как эти колонны не несут духовного смысла, а потому не имеют отношения к церковной архитектуре.

Другой архитектор, Михаил Филиппов, напротив, убежден, что Казанский собор, как и сотни других русских храмов, построенных в синодальный период под влиянием западных традиций, органично влился в православную культуру, обогатив церковную архитектуру.

Внутреннее убранство собора когда-то поражало своей роскошью. На один только иконостас пошло 1800 килограммов серебра. Разумеется, после кампании по изъятию церковных ценностей от этого богатства ничего не осталось. В 1930 году иконостас был окончательно разрушен, а его четыре яшмовые колонны вскоре передали в Москву в Академию наук. Пришлось все восстанавливать по крупицам. В музее Университета железнодорожного транспорта чудом нашлась папка «Проекты Казанского собора». По чертежам иконостас восстановили. Правда, сделать новые колонны из яшмы было невозможно. Пришлось подобрать искусственный материал под этот камень. И вместо листового серебра новый иконостас покрыли сусальным.

Прежний иконостас расписывали известные художники - Боровиковский, Андрей Иванов (отец Александра Иванова - автора «Явления Христа народу»), Тюрин, Уржумов. Сегодня эти росписи находятся в Русском музее. Для иконостаса были сделаны копии.

Впрочем, эти недостатки, видные специалисту, вряд ли заметит простой экскурсант. К 200-летию собора от большевистского поругания не осталось и следа.

Государственный музей истории религии

Удивительный Санкт-Петербург,
выросший на пустынных болотах через труды нечеловеческие, — памятник
силе воли самодержца, возведенный голыми руками. Посему характер его —
не добрый и не злой, но требовательный, порой до жестокости. Город —
решето золотоискателей, посыпает землю массой просеянного песка и ила,
обнажая при этом истинные сокровища. Сколько сокровищ прекрасных,
удививших весь мир, собрал в себе этот город. Не подарил с легкой руки,
но позволил им обнажиться из болотистой массы в момент, когда они были
уже готовы и практически совершенны. Одним из чудес Санкт-Петербурга (а
поговаривают, что и всего света) является Государственный музей истории
религии. Как и в случае с самим городом, в основании ГМИРа лежала мысль.

Идея о создании выставки,
которая бы демонстрировала возникновение религии, ее зарождение и
развитие на примере подлинных экспонатов проникла в голову Владимира
Германовича Богораз - Тана, российского этнографа и языковеда. Годом
рождения идеи можно считать 1928, а сам музей был основан решением
Президиума Академии наук СССР от 7 сентября 1930 года, и открыт в 1932
году 15 ноября. По иронии судьбы, Музей истории религии и атеизма, как
его тогда назвали, занял недействующий на тот момент Казанский собор.

Богораз Владимир Германович

(псевдоним Н.А.Тан, В.Г.Тан)

(15 (27).04.1865 — 10.05.1936)

Мысль родилась в начале
двадцатых годов в процессе подготовки выставки «Эволюция религиозных
верований человечества» в Кунсткамере. На ней были представлены
культовые предметы народов мира, начиная с древности и до наших времен. В
процессе работы Богораз-Тан, будучи автором этого проекта, понял, что
идея грандиозна, и требует дальнейшего развития. Но как, ведь для этого
ее необходимо было вписать в рамки того времени, подстроить под его
нововведенные законы, навязывавшие пропаганду марксизма-ленинизма всеми
возможными способами, в том числе и через деятельность музеев.

Советские антирелигиозные агитматериалы

Зависимость от идеологии
государства и неизбежность столкновения с проверяющими органами,
безусловно, сильно осложняла работу. Богораз-Тану приходилось лавировать
между возникающими обстоятельствами, находить компромисс между тем,
чего от него хотела партия, и тем, что хотел он сам. Но ему удалось
сберечь зерно своей идеи и добиться для нее места под солнцем, а если
изъясняться буквально - заполучить поддержку властей. Итак, в 1930 году
15 апреля прошло заседание в честь торжественного открытия
Антирелигиозной выставки в Белом зале Зимнего дворца. Событие сие было
приурочено к пятилетию Союза воинствующих безбожников. Богораз-Тан так
писал об этой выставке: «Мы брали из наших коллекций щедрой рукой
самое дорогое и лучшее, что было: уникальные предметы из Индии, Китая и
Африки, шаманские уборы из Камчатки, из Чукотской Земли, античные
мраморы, золото, кость, эмаль. Выставка должна говорить вещами
».
Вдобавок к этому был создан «Краткий путеводитель по Антирелигиозной
выставке АН СССР», а также группа «экскурсоводов-разъяснителей». Это
были своего рода щиты от нападок со стороны убежденных атеистов, дабы те
не смогли обвинить организаторов выставки в пропаганде религии.

Выставка была принята довольно
хорошо, — этому посодействовала хитрая формулировка ее концепции.
Действительно, на тот момент воспитание атеизма в молодых умах нового
поколения считалось просто необходимым. В связи со всем вышеизложенным,
был поднят вопрос о перевоплощении ее в постоянный Антирелигиозный
музей. Испугавшись закрепления выданных под временную выставку
помещений, дирекция Эрмитажа потребовала срочно освободить эти самые
помещения, якобы для нужд одного из своих отделов. Далее следовали
мытарства экспозиции по пространствам города со всеми сопутствующими
трудностями.

Музей истории религии и атеизма (б. Казанский собор)

Фото и подпись середины 1960-х годов

И, наконец-то, присвоение музею
здания Казанского собора позволило в полной мере развернуть его
экспозиционную и научную деятельность. Хотя состояние собора было
печальным, а штат музея небольшим, работа кипела. Существовавшие на тот
момент экспозиции развивались и дорабатывались, не останавливался и
приток ценных материалов, которые требовали обработки и систематизации,
проводились исследования, создавались новые экспозиции.

«В музее истории религии и атеизма...»

Иллюстрация из книги «Достопримечательности Ленинграда»

Лениздат, 1961 год

По мере увеличения штата музея,
шире разворачивалась исследовательская деятельность, организовывались
научные экспедиции и командировки в Бурят-Монголию, на Кавказ и не
только. Благодаря экспедиционной деятельности были собраны коллекции по
буддизму и исламу, по религии сванов и верованиям народов Сибири.

К 1934 году библиотека музея
насчитывала уже 5 000 томов и включала литературу по истории религии и
антирелигиозную, книги старопечатные, рукописные, современные.
Естественным образом вытекала издательская деятельность из научной. Все
это время Богораз-Тан боролся с неустойчивым финансовым положением,
старясь доказать вышестоящим уполномоченным необходимость постановки
работников музея в условия штатной оплаты.

«Война и религия»

Картина художника Я. Николаева

Экспонат Музея истории религии и атеизма

Репродукция середины 1960-х годов

Темные годы войны увели на фронт
большую часть сотрудников. Оставшиеся свернули выставочную деятельность
ради сохранения экспонатов. Только две выставки были проведены во время
блокады, и посвящены они были военно-историческому прошлому народа и
страны. Последовавший период восстановления был нелегким: здание
пропиталось сыростью и холодом, в качестве отопления установили
несколько буржуек, оконные стекла местами отсутствовали, кровля сильно
повреждена. По окончании войны денег на срочный капитальный ремонт
государство не выделяло. Все приходилось приводить в порядок
самостоятельно. Проведение выставок продолжалось несмотря ни на что.
Пожалуй, самыми посещаемыми из созданных на тот момент экспозиций были
«Кабинет Алхимика конца XVI века» и «История папства и инквизиции»,
рядом с которой была установлена витрина с подлинными орудиями пыток.
Обе выставки располагались в подвале собора и воссоздавались они в
основном по сохранившимся описаниям и старинным гравюрам.

Кабинет алхимика конца XVI века

Реконструкция в Музее истории религии и атеизма

Фото середины 1960-х годов

Коллекция орудий пыток

Экспонаты Музея истории религии и атеизма

Фото середины 1960-х годов

После смерти Богораз-Тана музей
лишился главного своего борца за существование. В 1946 году был подписан
указ о слиянии Музея истории религии Ленинграда с Музеем истории
религии в Москве. Коллекция ленинградского музея при этом передавалась
полностью под распоряжения директора московского музея В.Д.
Бонч-Бруевича и подлежала перевозке в Москву. Вслед за этим последовало
сокращение штата. Старшим научным сотрудником был назначен Михаил
Иосифович Шахнович. Именно благодаря ему и оставшимся работникам,
которые были убеждены в неправильности решения о закрытии музея в
Ленинграде и настаивали на продолжении выставочной деятельности, все
произошло с точностью до наоборот. Через год борьбы фонды московского
музея были перевезены в Ленинград. Этому поспособствовало и ветхое
здание Казанского собора — помещения для музея в Москве не было вовсе. В
1948 году после многочисленных настойчивых обращений «наверх» в соборе
наконец-то были проведены ремонтные и реставрационные работы.

В 1998 году Казанский собор
вновь был освещен, а ГМИР совершил свое последнее перевоплощение, к 2001
году переехав на Почтамтскую улицу, где теперь и находится по сей день.
Сегодня ГМИР — «светский музей в светском государстве ». Свои
задачи формулирует в следующем порядке: изучение, интерпретация,
экспозиция. Его социальные функции заключаются в сохранении и обращении в
вечность культурного наследия посредством фиксирования и консервации
событий и явлений, а также документирования процессов, связанных с
религией.

Принцип научности, принцип
историзма и системный подход - главные в работе музея. По большому
счету, на сегодняшний день ничего не изменилось в
научно-исследовательском подходе сотрудников музея со времен
возникновения первой временной выставки. Но, наконец-то, избавился музей
от тяжести идеологии, в рамки которой был вынужден подстраивать свою
просветительскую деятельность. Как писал один из сотрудников тех времен:
«Сейчас даже трудно сказать, что было сложнее - подготовить экспозицию или благополучно сдать ее всем комиссиям ».

Экспозиции ГМИР явление внешнее
прекрасное, корни же его — в научно-исследовательской и просветительной
деятельности. Огромное количество накопленных материалов
систематизировано в несколько фондов, которые посвящены наиболее
известным мировым религиям и верованиям. Из этих фондов создано около
десяти экспозиций, каждая из которых занимает отдельное помещение и
организована таким образом, чтобы помочь посетителю максимально
проникнуться ее смыслом.

Например, залы, в которых
представлены религии востока, в частности буддизм, моментально
затягивают в свой мир ярких красочных образов. Праздничными и светлыми
они кажутся в сравнении с залами, посвященными католицизму, где даже
свет и краски воспринимаются приглушенными, уводя мысли к мрачному
европейскому средневековью и более оптимистичному возрождению через
подлинные религиозные атрибуты, скульптуры, картины и витражи.

История русского православия
представлена иконостасами, на которых пространство небесное,
божественное обозначено сусальным золотом, а лики святых лишены
привычных для человека трех измерений. Храмовая утварь, книги, облачения
священнослужителей и прочее организовано в цельные композиции, которые
предстают перед глазами, как застывшие кадры из прошлого.

Продвижение из зала в зал можно
без труда вообразить путешествием по коридорам времени. Ведь
действительно, что бы ни происходило с народами и странами, это в первую
очередь отражалось в их вере. И все мироощущение тех людей тоже можно
прочитать и ощутить через эти бесценные экспонаты. Экскурсии, которые
осуществляет музей, выходят далеко за пределы его стен. Двери лектория
всегда открыты тем, кого интересует история религии и аспекты ее
формирования и развития. А те, кто съел по этой теме уже не одну собаку,
проводят здесь конференции. В музее по прежнему существует научная
библиотека с прекрасной коллекцией изданий, самые старые из которых
относятся к XVII веку.

проект SpbStarosti

Государственный музей истории религии - один из самых известных в России и во всем мире. Был основан в 1932 году, благодаря инициативе Владимира Тан-Богоразова - языковеда и этнографа. Среди трех крупнейших музеев, посвященных данной тематике, один из которых находится в Великобритании, а другой в Тайвани, музей в Петербурге - самый старый, обладающий наибольшим фондом экспонатов. Яркие и красочные музейные экспозиции знакомят с историей основных религий, древними верованиями и обрядами. Пройдя по залам, можно совершить путешествие во времени и окунуться в атмосферу мира последователей религиозных течений. В каждом зале представлены культовые предметы с подробным описанием, понятным даже юным посетителям. Также, специально для детей, музей истории религии предлагает отдел «начало начал», где проходят занятия для ребят всех возрастов.

История создания музея

В 1930 году на территории Зимнего Дворца состоялась выставка, где были представлены различные культовые предметы, привезенные со всего мира, а также большое количество икон, древних рукописей, скульптур, картин и графики. Она имела потрясающий успех, такой, что было принято решение создать музей истории религии.

Санкт-Петербург в то время был окутан идеями о несовместимости церкви и научных подходов, поэтому цель музея была в том, чтобы рассказать о религии как о форме идеологии и показать развитие материалистических и атеистических взглядов. В силу этих особенностей местом расположения музея стал Казанский собор. Изначально его название звучало следующим образом - «Музей истории религии и атеизма». В 1991 году было решено возвратить здание собора Казанской Божьей матери православной церкви, а музею было отдано помещение на Почтамтской улице, где он находится и до сих пор. В это же время он сменил и свое название на текущее.

Экспозиция архаических верований и обрядов

В первых залах можно увидеть историю древних верований, где экспонаты повествуют о том, что с самого зарождения человечества люди пытались понять, как устроено мироздание, и определить в нем свое место. Конечно, наиболее непонятным событием для первобытного человека было прекращение жизни, поэтому погребальные ритуалы и предметы, с ними связанные, составляют немалую часть коллекции. Историки относят зарождение религиозных обрядов к эпохе палеолита, где неандертальцы заботятся об умерших, веря в загробную жизнь. Залы музея, благодаря специальной передают пещерную атмосферу, а на стенах с потрясающей точностью воссозданы наскальные рисунки.

Экспозиция религий Древнего мира

Следующие двери, которые открывает Государственный музей истории религии, ведут в залы, посвященные верованиям Месопотамии, Древнего Египта, Греции и Рима, минойского Крита. Здесь представлены такие экспонаты, как египетские саркофаги, погребальные маски, а также различные мелкие вылепленные предметы. Этот период стал переходным для человечества от эпохи первобытности к цивилизации.

Экспозиция религии иудеев

Для рассмотрения иудаизма можно выбрать несколько ракурсов. Музей истории религии предлагает познакомиться с экспозицией, как с библейским периодом, или как с периодом возникновения монотеизма, а также представить историю глазами евреев.

Экспозиция, посвященная христианству

В этой части музея подробно освящается история развития христианства, рассказывается об иудейских истоках, первых пророчествах, жизни Иисуса Христа, а также об истории возникновения первых церквей.

Есть залы, посвященные православию, в которых представлены такие экспонаты, как иконы, книги и храмовая утварь.

Выделены отдельно ветви христианства - католицизм и протестантизм. Об их истории возникновения и развития можно узнать, посетив соответствующие помещения с экспозициями.

Экспозиция религий Востока

Музей истории религии насчитывает большое количество экспонатов в этом разделе. Более 1000 памятников открывают религиозный мир стран Южной, Центральной и Восточной Азии. Здесь можно познакомиться с различными Японии и Индии.

Виртуальный музей

Для людей, у которых нет возможности приехать в Петербург, Музей истории религии предлагает совершить виртуальную экскурсию. На официальном сайте по щелчку на закладке «виртуальный музей» можно посетить выставки и экспозиции, рассмотреть коллекции, поучаствовать в дискуссиях и ознакомиться с процессом реставрации. Кроме того, образовательный портал музея ведет на несколько информационных ресурсов, а в медиатеке содержатся интересные документальные фильмы.

Открытый университет истории религий мира предлагает прослушать лекции, посвященные разным аспектам верований. О темах и датах лекций можно узнать на официальном сайте музея.

Экскурсии в Москве

Если вы житель столицы, то для ознакомления с мировыми вероучениями не обязательно посещать Петербург. Музей истории религии, конечно, сложно заменить, однако создать общее понятие и окунуться в атмосферу религиозной жизни возможно. Для этого следует посетить экскурсию под названием «Мировые религии в Москве». Экскурсовод подробно расскажет об архитектуре церквей, о роли символов, об особенностях каждого из вероучений и о многом другом. В программе - посещение мечети, евангельских христиан-баптистов, синагоги, лютеранского и католического собора. Музей истории религии в Москве - это, по сути, музей церквей, реально существующих конфессий на сегодняшний день.

Ночь музеев

Как в Москве, так и в Санкт-Петербурге проводится ежегодная акция под названием «Ночь в Музее». В это время все музеи распахивают двери для посетителей и предлагают посмотреть коллекции совершенно бесплатно. Кроме того, проводятся специальные представления, игры и познавательные викторины. Музей истории религии эту акцию также не обходит стороной. Во время нее он знакомит жителей и гостей северной столицы с этнической музыкой и танцами, проводит увлекательные квесты и мастер-классы, а также предлагает поучаствовать в традиционных обрядах народов мира. «Ночь музеев», как обычно, проходит в ночь с 17 на 18 мая. Детям она подарит незабываемые впечатления, которые надолго останутся в памяти.

Программы для детей