Губная гармошка лза какой тип. Разновидности губных гармошек. Выбор губной гармоники

Одним из важнейших составляющих гармоничного интерьера помещений является правильное освещение. Потолочные люстры, различающиеся конструкцией, назначением и стилем, чаще всего являются главными источниками света в квартирах. Делая выбор из огромного ассортимента, важно иметь в виду, как эстетическую сторону вопроса, так и техническую.

Виды люстр

Люстры имеют два различных способа крепления:

  • Крючковый (подвесной) способ подразумевает наличие подвеса, в связи с чем расположение светильника возможно лишь на определенном расстоянии от потолка. Крепление люстры происходит на вмонтированный в бетон крюк. Этот вариант прекрасно подходит для просторных помещений с достаточно высокими потолками. Подвесная люстра создает довольно яркое и качественное освещение.
  • Потолочный способ - это крепление непосредственно к поверхности потолка с использованием специальной планки или платформы. Такие люстры выглядят более компактно, представляя собой несколько плафонов, способных поворачиваться в разных направлениях. Применение более актуально для комнат, имеющих скромные габариты. К одной из разновидностей данных люстр относятся потолочные светильники, выполненные в самых разнообразных геометрических формах. Они, обладая равномерным рассеянным светом, отлично будут смотреться в прихожей, детской. Поскольку плафон защищает лампочку от проникновения влаги, можно использовать потолочный светильник в ванной комнате.

Как выбрать люстру

При выборе люстры непременно стоит обратить внимание на следующие моменты:

  • мощность, зависящая от размеров помещения,
  • наличие зонирования и других источников света,
  • конструктивные особенности потолка.

Правильное освещение предполагает наличие ламп накаливания, имеющих общую мощность не менее 300 Вт на 20 квадратных метров. При выборе люстры необходимо, зная площадь комнаты, рассчитать нужное количество ламп для достаточного освещения.

Важно учитывать расположение плафонов. Направленные вверх, они создают рассеянный свет, что хорошо для больших помещений. Плафоны, развернутые вниз, имеют более направленный свет, подходящий для кабинетов и спальных комнат.

Цветовая гамма интерьера также значительно влияет на освещение. Темные цвета мало отражают свет и требуют большей мощности осветительного прибора.

Выбор люстры для разного стиля

Ассортимент весьма разнообразен, но наиболее популярными являются несколько типов люстр.

Классические

Традиционный дизайн делает их достаточно востребованными. Для изготовления плафонов применяют металл, стекло, ткань. Классические потолочные люстры способны украсить любой интерьер, делая его более элегантным. Плафоны, чаще всего спокойных цветов, могут быть различных размеров и форм с отделкой из кованных элементов.

Хрустальные

Данные изделия отличаются особой красотой, нарядностью и торжественностью. Хрусталь, имеющий дивное сверкание, придает светильнику необыкновенную роскошь, эффектность, элегантность. Значительные размеры и ощутимый вес предполагают использование в просторных помещениях. Одно из модных веяний - разноцветный хрусталь.

Современные

Модерн приветствует использование следующих вполне доступных материалов: металл, стекло, пластик, кожа, зеркала. Плафоны отличаются несколько приглушенным, мягким светом. В ультрасовременных интерьерах отлично будут смотреться люстры, выполненные в стиле модерн, поскольку имеют довольно изысканный и благородный вид.

Типы ламп для потолочных люстр

Используемые источники освещения бывают помимо традиционных ламп накаливания, еще и люминесцентные и галогенные, потребляющие значительно меньше, а уровень освещения практически не уступает первым.

Популярность светодиодов объясняется экономичностью, безопасностью, длительным сроком службы. Хотя они имеют более высокую стоимость, применение в современных светильниках вполне объяснимо. Люстры, переливающиеся всевозможными цветами, производятся с помощью светодиодных ламп.

Верному выбору поможет знание некоторых нюансов:

  • для цветного потолка лучше подходят светильники с лампочками, светящими вниз и предотвращающие выгорание краски;
  • глянец на потолке усиливает освещенность;
  • конструкция подвесного потолка не рассчитана на тяжелые люстры, способные его повредить.

Создаваемые дизайнерами новые интерьерные стили не способны вытеснить классику, которой во все времена отдается предпочтение. Потолочная люстра, являющаяся важным классическим элементом, всегда будет источником уюта и комфорта.

В современных интерьерах освещение играет важную роль. Правильно подобранные и размещенные светильники создают комфортную для работы и отдыха обстановку.

Освещение на потолке комнаты может быть выполнено в виде небольших точечных светильников или одной люстры с несколькими лампочками. Подвесные люстры идеально подойдут для просторных помещений с высоким потолком.

Сегодня очень популярными стали точечные светильники. Однако традиционные люстры также пользуются большим спросом, их можно разделить на два основных вида:

  • потолочные. Такие светильники размещаются сразу под потолком, их изготавливают в виде плафонов различной формы;
  • подвесные. К этому виду относятся люстры на длинной стойке или цепях, в больших помещениях часто монтируют многоярусные светильники.

Главным отличием этих видов люстр является способ крепления. Подвесные светильники вешаются на специальных крюках, которые крепятся к основному потолку. Тогда как потолочные люстры закрепляются через основание при помощи специальной планки.

Как выбрать люстру

Разумеется, цвет и форму полочного светильника следует выбирать исходя из общего оформления интерьера и собственных предпочтений.

А вот особое внимание необходимо обратить на такие параметры:

  • мощность люстры. Существуют специальные нормы освещения помещения, чтобы человеку было комфортно в нем находиться. По правилам положено использовать одну лампочку на 60 Вт на три метра площади. Поэтому количество рожков необходимо рассчитывать исходя из объемов помещения;
  • тип лампочек. До недавнего времени использовались обычные лампы накаливания, однако в последнее время их вытесняют энергосберегающие и светодиодные лампы. Кроме того, в некоторых светильниках могут устанавливаться люминесцентные лампы;
  • размер патронов и материал, из которого они изготовлены. Размер патрона соответствует цоколю используемой лампочки. Черные патроны из карболита быстро выгорают и разрушаются, а белые керамические обладают лучшими эксплуатационными характеристиками, но они очень хрупкие и при неосторожном обращении их можно просто разбить;
  • длина люстры. Для помещений с низкими потолками лучше выбирать потолочные светильники, потому что этот осветительный прибор должен быть установлен не ниже 2 метров от пола.

Правильно подобранная люстра может стать достойным украшением для вашего интерьера.

Самоучитель губной гармошки.

К сожалению, до недавнего времени научиться играть на губной гармошке (выражаясь более "по-научному" губной гармонике) было не лёгким делом. Ведь этот удобный, компактный, карманный инструмент, хоть и не представляет собой редкость, но встречается крайне редко, да и то в определённых кругах музыкальных меломанов. Губная гармошка для начинающих и не только. источник: http://www.harpis.ru Обладая интересным и никогда не стареющим звуком, который прекрасно сочетается с звучанием гитары и др. инструментов + маленький размер и способность взять её куда захочешь, будь то выступление на акустическом вечере или отдых в лесу - это и придаёт губной гармошке всё большую популярность. Причём она доступна как для музыкантов, так и для людей далёких от нотной грамматики и музыкального образования. Безусловно, те кто уже что-то понимает и дружит с нотами намного проще освоить этот инструмент, но как я говорил это не помеха для начинающих, которые действительно захотели освоить губную гармошку. Повторюсь, ЗАХОТЕЛИ освоить губную гармошку, ведь это даже такой на первый взгляд не сложный инструмент требует усилий и тренировок, конечно значительно меньших в сравнении с гитарой, пианино, не говоря о других инструментах. Если вы всерьёз решили покорить губную гармошку или просто узнать о ней как можно больше, то, пожалуй, этот сайт оптимальное для этого решение. Здесь вы сможете найти ответы на интересующие вас вопросы и с нуля научиться игре на этом инструменте. Всё зависит только от вас… Урок 1. Первые звуки. Начинающему сложно на первых порах извлечь чистую одиночную ноту. Поэтому лучше начать с извлечения аккордов. Итак, поднесите губную гармошку ко рту так, чтобы ваши губу перекрыли, 4-ое, 5-ое и 6-ое отверстия (см.рис1.). Сделайте выдох. Таким образом прозвучал ваш первый аккорд состоящий из 3-ёх нот. Обозначим его: № 1 Давайте проделаем аналогичное с 5-ым, 6-ым, 7-ым отверстиями (см.рис.2). Опять прозвучали 3 ноты. Это ваш второй аккорд. Выполним упражнения на рисунке №3. Итак:

ВЛОЖЕНИЯ

первый аккорд

Второй аккорд

Упражнение... цифры в кружках обозначение аккордов.

Вернуться к началу

Сейчас задачу немножко усложним, добавим третий аккорд. Выполним упражнения. Доведите эти простейшие упражнения до автоматизма, а только потом приступайте ко второму уроку.

ВЛОЖЕНИЯ

третий аккорд

упражнение на три аккорда

Вернуться к началу

Урок 2. Учимся извлекать одну ноту. На 1-ом уроке мы рассмотрели принципы аккордовой игры на губной гармошке. Аккорды конечно хорошо. Но сейчас задача усложняется, нужно извлечь одну ноту. Да, да - одну ноту! А что вы думали? Моя задача сделать из вас добротного музыканта, а не любителя-недоучку. Кем вы станете и чего достигнете в дальнейшем, зависит только от вас и вашей настойчивости. Итак. Всего существует 3 способа извлечения одной (отдельной) ноты: 1. Метод свистка (объясню проще - "губу трубочкой"). 2. Метод под названием "блокирования языком" (при извлечении аккорда одно из отверстий закрывается языком). 3. Метод "язык трубочкой" (нужно свернуть язык трубочкой и расположить его напротив одиночного отверстия из которого планируется извлечение звука). Начнём с наиболее простого и доступного метода. Сперва сосредоточимся на 1-ом способе. 2-ой метод тоже нужно освоить, но коснемся его чуть позже. Что касается метода под номер 3, то он доступен не каждому, т.к. необходимо иметь определённые физиологические особенности организма, которые встречаются примерно у 50-70% людей. Переводя на более простой язык - не смотря на любые усилия, не каждый сможет физически вернуть язык в форму трубочки. Обобщая 2-ой и 3-ий метод, стоит обратить внимание на то, что эти способы основаны на использовании языка и начинающему сложнее освоить при таком звукоизвлечении приём "бэнд". Чтобы получить представление об одиночном звуке, поступим следующим образом: выберите любое отверстие, например 4-ое, а 3-ье и 5-ое закройте указательными пальцами рук и сильно дуньте. Если ваши пальцы плотно закрывают отверстия губной гармошки, то у вас получиться чистая одиночная нота, звучащая на выдохе из 4-ого отверстия. В случае, если пальцы не слушаются, то чем-нибудь (например, скотчем) заклейте нужные отверстия. Проделав выше описанные процедуры, вы чётко уясните, как должна звучать одиночные ноты Всё конечно хорошо, но извлекать их вам придётся без помощи пальцев и скотча. Извлечение одиночной ноты усложняется формой губ человека (горизонтальная замкнутость). Губы не позволяют просто и без проблем извлекать одиночные ноты. Поэтому нужно опустить нижнюю челюсть, втянуть щёки и сложить губы так, что они по своей форме стали напоминать маленький овал или круг. Если сразу не получается, то можете помочь себе, сжав пальцами уголки рта. Именно такой формы вы должны добиться (см. фото №1). Данное упражнения желательно выполнять на первых порах перед зеркалом и без гармошки - это поможет вам видеть результаты ваших стараний. Приняв нужное положение губ, поднесите губную гармошку. Следите, чтобы щель между губами не увеличивалась. Гармошка должна располагаться между губами, а не перед ними, по-другому никак. Попробуйте сделать медленный выдох и вдох через 4-ое отверстие. (см.фото №2). Если в этом случае у вас не получиться одиночная нота, то попробуйте прижать уголки губ пальцами (см. фото№3). Постарайтесь зафиксировать и сохранить это положение без помощи пальцев. Как правило, то упражнение у обычного среднестатистического человека занимает по большей мере пару недель. Так что думаю у вас всё получиться. Когда у вас уже начнётся получаться извлечение одиночной ноты, то повторяйте её до тех пор, пока ваши губы не ослабнут. Старайтесь сохранять правильное положение. Это упражнение нужно повторять многократно и в медленном темпе, пока не выработается необходимая правильная мышечная память.

ВЛОЖЕНИЯ

фото№1

Фото №2

фото №3

Вернуться к началу

Урок 2. Учимся извлекать одну ноту.

Добившись положительных результатов, вы можете попробовать сыграть мажорную гамму. Знайте, что при переходе с одного отверстия на другое, перемещаться должна губная гармошка, а не ваша голова. Добивайтесь "гладких" переход с отверстия на отверстие, если что-то не получается, останавливайтесь и прорабатывайте нюансы до тех пор, покудова не станёт всё получаться. В случае прилипания губ при переходах между отверстиями, оближите губы и ту часть инструмента, на которой вы играете в данный момент. Во время игры голова должна быть приподнятой. Не забывайте периодически встряхиванием извлекать сконцентрировавшуюся слюну и влагу из инструмента. В первые недели занятий вы можете быть обеспокоены тем, что губы быстро устают и перестают слушаться вас. Не пугайтесь - так всегда бывает с новичками. В течение времени и постоянных тренировок это неудобство будет преодолено. Не нужно сдаваться раньше времени. Старайтесь, чтобы гармошка располагалась у вас во рту как можно глубже, но при этом не терялась способность извлекать одиночные ноты. Помните об этом постоянно. Одиночное извлечение - это азы, с которыми вам придётся постоянно в той или иной степени сталкиваться, поэтому в ваших же интересах основательно этому научиться. А теперь пора приступить к упражнениям. Стрелка вверх означает выдох, стрелка вниз - вдох. Цифра, стоящая над стрелкой, указывает с каким отверстием необходимо работать.

ВЛОЖЕНИЯ

Вернуться к началу

Урок 3. Простейшие мелодии для Губной Гармошки.

Урок 3. Простейшие мелодии для Губной Гармошки. Ну а теперь приступим к третьему уроку. Он будет из разряда - практических занятий. Надеюсь, вы внимательно и ответственно отнеслись ко 2-ому уроку и добились положительного результата в извлечении одиночной ноты. Ведь без этого никак. Теперь вы можете играть простейшие известные мелодии на губной гармошке (Aunt Rhody, Goin Down The Road Feelin Bad, Jingle Bells, Oh When The Saints, Railtoad Bill, LightyRow). Которые, собственно говоря, предоставлены вам в 3-ем уроке. К мелодиям предоставлены аккорды. Так что вы и какой-нибудь ваш приятель свободно можете сыграть в дуэте.

ВЛОЖЕНИЯ

Вернуться к началу

Re: Самоучитель губной гармошки.

ВЛОЖЕНИЯ

Вернуться к началу

Урок 4. Получения звуковых эффектов при помощи ладоней.

Урок 4. Получения звуковых эффектов при помощи ладоней. Тремоло на губной гармошке. Звуковые эффекты являются неотъемлемой частью игры настоящих "харперов" (надеюсь вы знаете кто такие "харперы"). Для того, чтобы научиться использовать звуковые эффекты, первым делом что нужно сделать, так это понять природу звучания и ситуации в которых оно будет уместно. Весь "секрет" эффективного и правильного положения губной гармошки в ладонях заключается в том, что нужно создавать ладонями непроницаемую и максимально большую камеру, которая и является "ловушкой" для извлекаемого звука. Образуемая ладонями камера должна примыкать к задней части гармошки. Чем больше и лучше она герметична, тем насыщеннее будет звучание извлекаемых эффектов. Всё очень просто - когда ладони разомкнуты, то звук более сильный, по сравнению с тем, который получается при замкнутых ладонях. Если вы это уже поняли, то предоставленный рекомендации в 4-ом уроке не будут бессмысленными. Преступим. Держать губную гармошку нужно так, чтобы размыкание и смыкание ладоней влияло на изменение звучание аккорда или ноты. Данный эффект именуется "тремоло". Он построен на вибрации нот и аккордов с большой длительностью, которые можно встретить в окончании мелодий. В данном случае не изменяется высота производимой ноты, а именно её громкость. Выражаясь на простом языке, вы как бы удерживаете ладонями полученный звук, а затем, размыкая их, даёте вырваться ему на свободу. Сомкнутые ладони придают извлекаемым нотам более тихое, приглушённое звучание, а разомкнутые увеличивают громкость. Но и тут не всё так просто. Для того, чтобы тремоло получилось насыщенным и полным, одного правильного положения ладоней будет не достаточно. Нужно извлекать ноты или аккорды как можно громче, чтобы различие в динамике (тихо-громко) была ощутимой. Если сила звука будет недостаточной, то смыкание и размыкание ладоней никакого существенного эффекта не дадут. Чтобы получить оптимальные звуковые эффекты нужно, чтобы губная гармошка располагалась в вашей левой рук (нет разницы правша вы или левша). Дело в том, что основным фактором здесь является близкое расположение камеры, которая образуется ладонями, по отношению к отверстиям нижних нот губной гармошки. Следовательно, большая часть образуемой ладонями камеры должна быть возле низов. Со временем, по мере вашего профессионального роста, вы заметите, что больше играете именно в этой части диапазона гармошки. Получается, что держа таким образом губную гармошку расположение нот получается как на фортепиано, т.е. нижние ноты располагаются с левой стороны.

Вернуться к началу

Как нужно держать губную гармошку?

А теперь рассмотрим, как же правильно держать губную гармошку. Берём гармошку между указательным и большим пальцами левой руки максимально близко к заднему краю. В итоге получается, что левый край губной гармошки будет упираться в промежуток образованный между основанием указательного и большого пальцев. (см. рис.№1) На первых порах - это может вызвать у вас дискомфорт и неудобство, не волнуйтесь, по истечению недели всё станет на свои места. Многие зададутся вопросом, почему именно так нужно держать губную гармошку? Ответ прост - именно такое положение пальцев освобождает больше пространства для движения губ по гармошки, тем самым, облегая процесс игры (вспомните урок №1). Ну вот. С левой рукой мы уже разобрались - перейдём к правой. Вам необходимо сомкнуть пальцы правой руки и выпрямить ладонь, но большой палец должен быть под прямым углом по отношению к остальным пальцам. Затем, сомкните основание ладоней, не изменяя принятую форму правой ладони. Теперь можете убрать торчащий большой палец, дабы он не касался лица и губ (см. рис.2). Приняв правильное положение рук, чтобы получить звуковой эффект, отклоните чуть правую ладонь назад, но при этом оставляя запястья обеих рук сомкнутыми. Желательно, это упражнение не первых порах выполнять перед зеркалом, анализируя себя. Это поможет устранять возникающие щели между ладонями, которые должны быть плотно сжаты с тыльной стороны губной гармошки. Извлеките какую-нибудь громкую одиночную, чистую ноту на выдохе. Продолжая держать звучащую ноты, отклоните назад ладонь правой руки (помните, нельзя размыкать запястья рук). Вы должны услышать изменение звука, первые предпосылки для тремоло. Таким образом, не прерывая звучания ноты, поочередно открывайте и закрывайте правую ладонь (с определённой скоростью). Вы получили эффект тремоло. Он должен одинаково вибрировать как на вдохе так и на выдохе. Быть может у кого не получилось тремоло? Причины может быть две. Первая - между сомкнутыми ладонями есть щели, которые пропускают воздух. Вторая - недостаточно сильное звукоизвлечение. Причины лёгко устранимые, так что не нужно огорчаться, если что-то не так - просто проанализируйте себя, прочитайте ещё раз урок и у вас всё получиться. Вышеописанное может показаться на первый взгляд таким сложным и неодолимым. Но, уверяю вас, позанимавшись неделю вы посмотрите на это всё по-другому. Да, это не легко, но вы должны перебороть себя. Нужно помнить, что эффект тремоло обычно применяется к длительным нотам, которые встречаются в концовках мелодий, песен. Слишком часто использовать тремоло не нужно, ведь тогда теряется весь эффект. Со временем и практикой вы поймете, когда и в каких количествах использовать тремоло. Поэтому дерзайте! Всё в ваших руках!

ВЛОЖЕНИЯ

Вернуться к началу

Урок 5. Постановка дыхания для игры на губной гармошке. Этот урок является, пожалуй, одним из важнейших Ведь умение правильно построить своё дыхание очень важно. Причём в дыхании не задействованы мышцы передней части рта и губы. Самый простой способ научиться правильно дышать при игре на губной гармошке - это извлечение одной ноты при максимально глубоком расположении гармошки во рту. Чем глубже вы можете поместить губную гармошку, тем лучше. Это позволит вам сосредоточиться на дыхании при помощи диафрагме и исключить действия губы и мышцы передней части рта. Сила и мощь звука, его тембр и окраска при игре во многом зависят от правильного дыхания. Правильное дыхание нельзя путать с выносливостью. Выносливость появляется в процессе ваших занятий. Как правила такая проблема сопровождает новичков, но по мере упражнений и опыта она разрешается. В основе правильного дыхания лежит движение диафрагмы. Оно создаёт воздушный поток, который и приводит в действие инструмент. При игре на гармошке правильное дыхание напоминает аналогичную дисциплину, которую изучают музыканты духовики, вокалисты, спортсмены. Но, они используют только выдох. А при игре на губной гармошке помимо выдоха, не меньшее значение имеет вдох. Естественно контроль выдоха довольно необычное и специфическое занятие, ведь при разговоре или пении мы используем исключительно вдох. Поэтому для многих людей правильное дыхание при игре на гармонике трудно поддаётся освоению. Это не должно вас пугать. Пройдёт время, и вы научитесь этому нелёгкому, но важному составляющему при игре на губной гармошке. Если вы последуете данным рекомендациям, то вы поймете, как получать из инструмента полноценный, чистый звук, но на это уйду дни усиленных стараний. В кругах музыкантов, спортсменов такой приём называется "дыхание при помощи диафрагмы", "дыхание йогов", "глубокое дыхание" и т.п. Преступим к упражнениям. Первое - заниматься и играть по возможности лучше стоя. Когда отрабатывается дыхательные упражнения, старайтесь, чтобы головы была чуть-чуть приподнятой, спина прямой, а тело расслабленным - это поможет лучше циркулировать воздуху из дифрагмы. Кстати, хочу обратить ваше внимание на один довольно интересный факт . Когда вы спите, то дышите правильно, а тело максимально расслабленно. Но, пожалуй, единицы могут повторить аналогичное пробудившись от сна. Глубокое дыхание идёт от диафрагмы, а не от наполнения воздухом груди, как принято считать. Попробуйте проделать следующее упражнение (желательно выполнять его перед зеркалом). Встаньте прямо, слегка приподняв голову, и положите ладонь любой из рук на живот. Откройте рот так, чтобы нижняя челюсть максимально опустилась, постарайтесь "застыть" в таком положении. Это упражнение способствует укреплению мышц челюсти. По-началу, это будет даваться сложно, вы будете быстро уставать, но в процессе мышцы окрепнут и это будет получаться без труда. Теперь нужно "выпятить" живот, а потом "вобрать" его обратно, но при этом дыхание в этом не должно участвовать. При этом следите, чтобы живот ходил перпендикулярно позвоночнику - "взад-вперёд", а не "вверх-вниз". Сейчас проделаем следующее не простое упражнение. Попробуйте сделать выдох, одновременно произнося "ха", посмотрите, выпятился ли ваш живот. Он должен выдвинуться в направлении к позвоночнику. А теперь при помощи руки верните живот в обычное положение (через рот должна выйти струя воздуха). Таким образом, воздействуя на диафрагму, вы выдавливаете воздух из лёгких, который проходит через горло и рот (в конечном счете через отверстия губной гармошки). Думаю, что это (описанное выше) упражнение не вызовет у вас существенных осложнений. Сейчас попробуйте проделать тоже самое, но уже используйте губную гармошку. Для контроля дыхания одну ладонь можете положить на живот. Инструмент следует расположить как можно глубже во рту. Теперь уберите руку, которой держите губную гармошку, таким образов вы зафиксируете её только при помощи зубов. Именно в таком положений вам предстоит извлекать аккорд (3-5нот). Итак, положение принято - можете пробовать извлекать из диафрагмы воздушный поток. Наблюдая за собой в зеркало вы увидите, что живот начнёт движение (в какую-либо из сторон) за мгновение до того, как прозвучит первый звук. Это упражнение легче выполняется на выдохе, но следует освоить как выдох так и вдох. Ещё пару советов по правильному дыханию. Чтобы получить более мощное, качественное звучание от губной гармошки - сосредоточьтесь на том, чтобы струя воздуха проходила сквозь отверстия губной гармошки, а не просто попадала в них. Ведь воздух выходить с тыльной стороны гармошки, а затем ещё 7-9 см. движется параллельно язычку. Если же поток воздуха движется под углом, то вы сами того не желая меняете высоту нот, а некоторые ноты (верхние) при таком положении могут плохо прозвучать или не прозвучать вовсе. Это причина того, что у многих новичков проблема в звукоизвлечении на выдохе через 2-ое и 3-ье отверстия. Так же постарайтесь не переусердствовать в извлечении одиночной ноты. Такая проблема часто возникает у музыкантов прошедших начальный этап игры на губной гармошке. Вы спросите почему? Просто начинающие имеют скверную привычку сильно смыкать и напрягать губы при извлечении одиночной ноты. В свою очередь, это препятствует свободному прохождению воздуха, в результате проходит не максимально возможное количество воздуха. Старайтесь следить за оптимальной конфигурацией губ. Дабы добиться хорошего, качественного звука при наименьших затратах усилий. Во время игры на губной гармошке воздух из вас должен выходить только через губную гармошку. Просто у многих начинающих задействован ещё и нос, но это отражается на звучании, поэтому следует этого избегать. Если у вас по-прежнему задействован нос, то можете потренироваться на следующем упражнении. Зажмите ноздри пальцами (или каким-нибудь другим способом закройте ноздри). Начните медленно играть мажорную гамму вверх-вниз, по мере игры периодически затягивайте любую из нот настолько, насколько требуется для вашего дыхания. Такое упражнение на первых порах желательно выполнять регулярно, в несколько подходов по 1-3 минуты. Это научит вас использовать ноты для наполнения воздухом ваши лёгкие. Освоив это упражнение, вы можете использовать нос в коротких промежутках в том случае если нужно будет освободиться от лишнего воздуха. Но это уже будет осознанное действие, которое не отразиться на игре. Главное правило при дыхании во время игры на губной гармошке. Это - комфорт. Вы должны хорошо себя чувствовать, дабы сосредоточиться только на игре. Если в легких слишком много воздуха то старайтесь от него освободиться или наоборот, если мало, то наберите его. Всё должно быть на "автомате". Если основательно подойдете к изучению данного урока, то, думаю, в будущем вы ещё не раз скажете спасибо. Ведь если вы и впрямь нацелены, что бы стать приличным музыкантом "харпером", то без этого никак.