Григорий григорьев - сказка про алю и аля. Подземное царство совы брынзы


Мария Монтессори (31.08.1870 - 06.05.1952) – первая женщина-врач в Италии, ученый, педагог и психолог.

На сегодняшний день система Марии Монтессори – одна из самых востребованных методик развития ребенка. Развитие детей по методике Монтессори – это свобода и дисциплина, увлекательная игра и серьезная работа одновременно.

Свою педагогическую методику Мария Монтессори называла системой самостоятельного развития ребенка в дидактически подготовленной среде.

Суть метода

В уникальной системе самовоспитания и саморазвития маленьких детей основное внимание уделяется воспитанию самостоятельности, развитию чувств (зрения, слуха, обоняния, вкуса и т.д.) и мелкой моторики. В этой системе нет единых требований и программ обучения. Каждый ребенок работает в собственном темпе и занимается только тем, что ему интересно. «Соревнуясь» только с самим собой, ребенок приобретает уверенность в собственных силах и полностью усваивает изученное.


Основные идеи развития детей по системе М. Монтессори

Методика основана на следующих положениях:

Среда имеет точную логику построения. В книгах о делается акцент на то, что в специально подготовленной среде абсолютно все является учебным пособием.
Чтобы минимизировать вмешательство взрослых в процесс развития детей, Монтессори-материалы выполнены так, что ребенок может сам увидеть свою ошибку и устранить её. Таким ребенок учится не только устранять, но и предупреждать ошибки.
Основные правила пользования монтессори-материалами
Главный принцип системы Монтессори - «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, что интересует малыша в данный момент, создать ему оптимальную среду для занятий и ненавязчиво научить пользоваться этой средой. Таким образом, взрослый помогает каждому ребенку найти свой индивидуальный путь развития и раскрыть свои природные способности.

В книгах Монтессори отмечено, что все эти правила не касаются коллективных игр, основанных на общении и умении сотрудничать.
Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что ребенок учится, прежде всего, играя с предметами. Игры Монтессори это не обязательно какие-то специальные игрушки. Предметом игры может стать любая вещь: тазик, сито, стаканчик, ложка, салфетка, губка, крупа, вода и т. д. Но есть и специальные классические монтессори-материалы – знаменитая Розовая башня, Коричневая лестница, формочки-вкладыши и прочее.

Соблюдение 5 этапов при работе с материалом:

Дети, занимающиеся , растут любознательными и открытыми для получения глубоких и разносторонних знаний. Они проявляют себя как свободные, независимые личности, умеющие найти свое место в обществе.
У детей есть огромная внутренняя потребность осваивать и узнавать мир вокруг себя. Каждый малыш обладает естественным стремлением все пощупать, понюхать, попробовать на вкус, поскольку путь к его интеллекту ведет не через абстракцию, а через органы чувств. Ощущать и познавать становится единым целым.

- Ребенок активный. Роль взрослого непосредственно в акции обучения вторична. Он помощник, а не наставник.

Ребенок - сам себе учитель. Он имеет полную свободу выбора и действий.

Дети учат детей. Поскольку в группах занимаются дети разного возраста, старшие дети становятся учителями, при этом они учатся заботиться о других, а младшие тянутся за старшими.

Дети принимают самостоятельные решения.

Занятия проходят в специально подготовленной среде.

Ребенка нужно заинтересовать, а развиваться он будет сам.

Полноценное саморазвитие - это следствие свободы в действиях, мышлении, чувствах.

Ребенок становится самим собой, когда мы следуем указаниям природы, а не идем против них.

Уважение к детям - отсутствие запретов, критики и указаний.

Ребенок вправе ошибаться и доходить до всего сам.

Таким образом, всё и вся в системе Монтессори стимулирует ребенка к самовоспитанию, самообучению, саморазвитию потенциала, заложенного в нем.

Роль взрослого в методике Монтессори.

Развивающая среда.

Развивающая среда - важнейший элемент системы Монтессори. Без нее она не может функционировать как система. Подготовленная среда дает ребенку возможность шаг за шагом развиваться без опеки взрослого и становиться независимым.

Зона упражнений в повседневной жизни - материалы, с помощью которых ребенок учится следить за собой и своими вещами, т.е. то, что нужно в повседневной жизни.

Зона сенсорного воспитания предназначена для развития и утончения восприятия органов чувств, изучения величин, размеров, форм и пр.

Математическая зона - для понимания порядкового счета, цифр, состава чисел, сложения, вычитания, умножения, деления.

Зона родного языка предназначена для расширения словарного запаса, знакомства с буквами, фонетикой, понимания состава слов и их написания.

Зона Космоса предназначена для знакомства с окружающим миром и значением роли человека в нем, для усвоения основ ботаники, зоологии, анатомии, географии, физики, астрономии.

Дидактический материал.

Материал в системе Монтессори расположен в свободном доступе, на уровне глаз ребенка (не выше 1 м от пола). Это призыв ребенка к действию.

Аккуратное отношение к материалам и работа с ними только после того, как понято их использование.

Выбранный материал ребенок приносит и аккуратно раскладывает его на коврике или столе в определенном порядке.

На групповых занятиях нельзя передавать материал и рук в руки.

При работе с материалом, ребенок может действовать не только так, как показал учитель, но и применяя накопленные знания.

Работа с материалами должна происходить с постепенным усложнением по дизайну и использованию.

Когда ребенок закончил упражнение, он должен вернуть материал на место, и только после этого он может взять следующее пособие.

Один материал - один ребенок, чтобы иметь возможность сосредоточиться. Если выбранный ребенком материал сейчас занят, он ждет, наблюдая за работой другого ребенка (наблюдение - это одно из важнейших способов познания) или выбирает какой-то другой материал.

1. выбор материала;

2. подготовка материала и рабочего места;

3. выполнение действий;

4. контроль ошибок;

5. завершение работы, возвращение материала на исходное место.

Недостатки системы М. Монтессори:

1. Методика Монтессори концентрируется лишь на развитии интеллекта и практических навыков.

2. В системе нет ролевых и подвижных игр.

3. Отрицание творчества, как препятствия для умственного развития детей (в то время как исследования психологов говорят об обратном). Следует отметить, что два последних недостатка компенсируются тем, что в монтессори-садах обязательно создают обычные игровые комнаты, и ребенок в садике проводит не все свое время.

4. После демократичной системы Монтессори детям трудно привыкнуть к соблюдению дисциплины в обычных садах и школах.

Системе Монтессори более 100 лет, но очень долгое время книги Монтессори были недоступны в нашей стране. Педагогическая система Монтессори стала известна у нас только в 90-е годы. В настоящее время в России открыто много различных центров и детских садов, обучающих детей по методике Монтессори.

В основном, методика "охватывает" возраст от 3 до 6 лет.

В 1896 году, работая детским врачом в клинике, Мария обратила внимание на умственно отсталых детей, которые бесцельно бродили по коридорам заведения и ничто не могло их занять. Наблюдая за несчастными, Мария пришла к выводу, что эти дети в свое время не имели стимулов к развитию и что каждому ребенку, в первую очередь, нужна специальная развивающая среда, в которой он смог бы найти что-то интересное для себя.

Монтессори взялась за изучение педагогики и психологии и попробовала создать свои методы развития и воспитания детей.

Впервые система, созданная Монтессори, была использована в «Доме ребенка», открытом ею 6 января 1907 года в Риме. Наблюдая за детьми, Мария методом проб и ошибок постепенно разработала сенсорные материалы, вызывающие и стимулирующие у детей интерес к познаниям.

С 1909 года педагогика Монтессори и её книги начали распространяться во многих странах мира. В 1913 г. система стала известна и в России. А с 1914 г. во многих русских городах были открыты детские сады Монтессори. Но спустя 10 лет большевики закрыли эти детские сады. Только в 1992 году система Монтессори вернулась в Россию.

Задача воспитателя в системе Монтессори - развитие детей, помощь в организации их деятельности для реализации потенциала. Взрослый предлагает ровно столько помощи, сколько для того, чтобы у ребенка появилась заинтересованность.


Графически данную систему можно представить так, как представлено на рисунке 1.

Итак, основные составляющие системы Монтессори, позволяющие реализовать индивидуальный путь развития ребенка: взрослые, развивающая среда, дидактический материал. Ниже постараемся кратко описать каждую из них.

При том что в системе М. Монтессори взрослым надлежит помогать детям ровно в оговоренном выше объеме, истинная роль учителя огромна. Взрослому, используя собственные опыт, мудрость и природное чутьё, необходимо проникнуться методикой, провести подготовительную работу, чтобы создать для занятий истинно развивающую среду и подобрать эффективный дидактический материал.

Основная задача взрослого по отношению к ребенку непосредственно в процессе занятий – не мешать ему осваивать окружающий мир, не передавать свои знания, а помогать собирать, анализировать и систематизировать свои собственные. Система Монтессори подразумевает, что взрослый наблюдает за действиями ребенка, определяет его склонности и предоставляет ребенку более простые или более сложные задания с выбранным самим ребенком дидактическим материалом.

Без внимания не оставляется даже положение в пространстве. Чтобы быть на одном уровне с ребенком, взрослый должен сидеть на корточках или на полу.

Как выглядит работа взрослого на занятиях?

Сначала педагог внимательно наблюдает за ребенком, какой тот выбирает себе материал. Если малыш обратился к выбранному пособию в первый раз, то взрослый старается заинтересовать им ребенка. Он показывает малышу, как правильно справиться с заданием. При этом взрослый немногословен и говорит только по делу. Далее ребенок уже играет самостоятельно, и не только так, как ему показали, а методом проб и ошибок придумывает новые способы использования материала. Развитие детей по системе Монтессори подразумевает, что в ходе такой творческой активности и совершается великое открытие! Взрослый должен суметь предоставить ребенку возможность творить самому! Ведь даже маленькое замечание может сбить ребенка с толку, не дать ему сделать шаг в нужном направлении.

В связи с этим среда должна соответствовать потребностям ребенка. По системе Монтессори не следует ускорять процесс развития детей, но важно и не упустить нужный момент, дабы ребенок не утратил интерес к данному занятию.

Особенность классов, в которых проводятся занятия, - отсутствие парт, которые ограничивают детей. Есть только маленькие столики и стульчики, которые можно переставлять по своему усмотрению. И коврики, которые дети расстилают на полу, где им удобно.

Мария Монтессори очень тщательно разрабатывала пособия, которые несли бы в себе обучающую задачу и помогали развиваться детям в самых разных направлениях.

Любое упражнение с дидактическим материалом Монтессори имеет две цели: прямую и косвенную. Первая способствует актуальному движению ребенка (расстегивание и застегивание пуговиц, нахождение одинаково звучащих цилиндров), а вторая нацелена на перспективу (развитие самостоятельности, координации движений, утончение слуха).

Одной из самых востребованных программ развития в современной педагогике является методика Марии Монтессори — ее поклонниками и по сей день остаются воспитатели из разных стран мира. Ученый, первая женщина-врач, заботливая учительница — все эти профессии оказались по плечу Марии Монтессори. За свою жизнь она выпустила немало уникальных пособий и авторских книг, создала первые экспериментальные школы.

Смысл методики — предоставить ребенку свободу и ненавязчиво помочь и подтолкнуть к познанию и совершенствованию навыков. Недаром девиз Монтессори «Помоги мне это сделать самому!»

Обучение детей по методике Монтессори

  • Освоение мелкой моторики — с 1,5 до 5,5 лет.
  • Восприятие и принятие своей роли в системе (до 3 лет).
  • Речевое развитие (с рождения до 6 лет).
  • Освоение действий и движений (с 1 до 4 лет)
  • Сенсорное развитие (с рождения до 5 лет).
  • Социализация (с 2,5 до 6 лет).

Важно, чтобы и в семье, и в детском саду кроха в каждый период развития получил необходимые навыки, ведь его способности, поведение, черты характера в дальнейшей жизни зависят именно от этого. А возможности что-то изменить и развить уже будут упущены. Для правильного развития важны три компонента: влияние родителей, педагога и правильная окружающая среда.

Но, в первую очередь - педагог." src="/upload/ckfinder/22/images/ФОТО 2(18).jpg" style="width: 700px; height: 874px;" />

Преимущества методики Марии Монтессори:

  • Гармоничное развитие малыша. Педагог считала, что ребенок мудрее своих родителей, и процесс самообразования должен зависеть от него: быть интересным, полезным и любимым делом.
  • Учеба без принуждения: воспитатели лишь мягко направляют воспитанников.
  • Дети, которые воспитывались по системе Монтессори, оказываются более внимательными, сосредоточенными и самостоятельными.
  • Группы могут быть разновозрастными: малыши перенимают от старших опыт, учатся быть более коммуникабельными. Детки старшего возраста учатся заботиться о младших.
  • Нет соревнований и четко выверенной программы: ребенок индивидуально занимается с материалом до полного изучения.

Особенности занятий в саду

  • Занятия в саду Монтессори проводятся в особой среде. Группы разделены на зоны, рабочее пространство наполнено разными пособиями и материалами.
  • Несмотря на то, что дети разного возраста, есть свод правил: вести себя тихо, шуметь можно только в «помещениях для расслабления», стараться все сделать самостоятельно, убирать за собой принадлежности и игрушки, не конфликтовать с другими. Такое упорядочивание дает дошкольнику ощущение стабильности, воспитывает уважение к другим детям.
  • Педагоги не навязывают ребенку свое мнение: он сам решает, стоит ли ему играть с другими детьми и чем заняться в данную минуту.
  • Зонирование:

1. Зона практическая. Здесь дети могут получить бытовые навыки: одевать и раздевать кукол, стирать и гладить одежду, шнуровать ботинки и так далее.

2. Сенсорная. Все предметы созданы для развития мелкой моторики, тактильных ощущений, внимательности. Мягкие мячики, крышечки, баночки, фигурки разного размера и прочие предметы собраны здесь.

3. Математическая. Ознакомит карапузов с простейшими геометрическими фигурами и символами. Воспитывает логическое и абстрактное мышление, усидчивость.

4. Языковая. Кубики, карточки со слогами, картинки, наборы, книги — все собрано здесь. С их помощью дошкольники постигают грамоту и письмо.

5. Космическая. Это зона Вселенной, знакомство с окружающей средой проходит здесь. Фигурки животных, карты, книги о народах мира, гербарии, коллекции минералов найдут свое место на полках в этой зоне.

Американские ученые провели эксперимент и сравнили поведение школьников, которые посещали сад Монтессори и выходцев из обычных дошкольных заведений. Выяснилось, что дети из первой группы на 40% более успешны и самостоятельны, они стараются решать конфликтные ситуации миром, демонстрируют уважительное отношение к людям и окружающей среде. Рисование, музыка, танец — дисциплины, которые редко входят в программу, поэтому в этой области способности детей из садов Монтессори развиты хуже.

XX. СОН АЛИ

Девочка уснула в Маяке. И приснилось ей, что она стоит на краю скалы у Маяка. В руках у нее пылал Факел Старого Фонарщика. Аля посмотрела вверх и очень удивилась: звездное небо было рядом. Казалось, протяни лишь руку - и дотронешься до звезды.

Прямо над девочкой вспыхнули две звездочки. Аля долго смотрела на них и уже не могла понять: то ли это звезды, то ли чьи-то бездонные глаза. От звезд скользнул к ней ослепительный космический луч. В луче вспыхнула бесконечная небесная лестница. Аля ступила на лестницу и сделала первый шаг. И тогда перед ней появился Пес Парадокс. Он шагнул прямо из Космоса. В его глазах девочка увидела бездну. Она подумала, что легко может утонуть в этой бездне. Парадокс взглянул на Алю, и Факел ее засиял с новой силой. Аля подпрыгнула и полетела к звездам с Факелом в руках. Рядом с нею бесшумно плыл Пес Парадокс. Навстречу им неслась музыка, а ласковый спокойный взгляд Пса словно внушал: "Ничего не бойся, девочка".

Всем своим существом Аля постигала законы полета, и она не заметила, как растворился ее спутник. Может быть, Парадокс исчез тогда, когда она оказалась на световом луче, пронзающем пространство. И понеслась со скоростью света? Этот почти неощущаемый полет наполнил все ее существо несказанной радостью.

Несомая лучом, Аля оказалась за пределами Вселенной. Отсюда были отчетливо видны пути всех светил, а сами небесные тела казались прозрачными стеклянными звездами. Вселенная пульсировала, и ее ритмы напоминали музыкальные: девочка услышала гармоническую музыку небесных сфер. От всего увиденного и услышанного девочка засмеялась - и вместе с нею радостно смеялась вся Вселенная! И в этот момент Аля увидела родную Землю, Город Больших Фонарей, Черную Тучу над Городом и Аля, плывущего через бушующий океан на голубом Дельфине Грэме. А недалеко от Маяка в разрушенном доме отчетливо был виден окаменевший Органист за своим органом. А в лабиринтах Подземного Царства Аля рассмотрела горожан, запутавшихся в мрачных подземельях, и сову Брынзу во главе неисчислимого воинства летучих мышей. Вдруг Черная Туча расступилась, и со всех сторон к Городу устремились бесчисленные лучи звезд. Свет их струился легко и неодолимо, и это праздничное сияние заполнило все вокруг.

И тут заговорил Попугай Дидро:

Не все то, что снится, является сном!

Как ты сказал, Дидро? - переспросила пораженная этой мыслью Аля. - Не все то, что снится, является сном? - Она еще раз посмотрела на пылающий Факел и, снова засыпая, прошептала:

Не все то, что снится, является сном.

ПОДЗЕМНОЕ ЦАРСТВО СОВЫ БРЫНЗЫ

I. В ПОДЗЕМЕЛЬЕ

Вход в Подземное Царство начинался под Старой Башней. Постепенно он становился шире и распадался на множество лабиринтов. Давным-давно жители Города Больших Фонарей прорыли эти лабиринты. Сохранилось предание, что под развалинами Башни скрыт волшебный клад. В разные времена легенды толкали многочисленных авантюристов на поиски клада. Но, в конце-концов всем надоело понапрасну перекапывать землю, и люди бросили свои бесплодные поиски. С той поры горожане избегали появляться у старых развалин. Поговаривали, будто бы там нечисто: в ненастные ночи из-под земли доносятся чьи-то стоны, а в подземельях Башни таятся привидения.

До своего появления в Подземелье сова Брынза жила в лесу неподалеку от Города Больших Фонарей и питалась жабами, жуками и слизняками. Но иногда сове удавалось найти лакомый кусочек на городской помойке, и тогда у нее был настоящий пир.

Как-то, залетев в сумерках на городскую окраину, сова утащила в одном доме кусок брынзы. Но воровку заметили люди и закричали вослед:

Сова украла брынзу! Брын-за… Брын-за…

Сове очень понравилось воинственное слово "брынза". И она присвоила его себе, назвав себя совой Брынзой.

Больше всего на свете сова Брынза ненавидела дневной свет. Свет преследовал ее: догонял и ослеплял, проникая в самые глубокие дупла деревьев, куда на день забивалась сова.

Однажды, спасаясь от надвигающегося дня, сова Брынза залетела в подземелья Старой Башни. Вечная темнота заброшенных пещер пришлась ей по вкусу. И Брынза поселилась под Старой Башней.

Первое время в поисках пищи сова Брынза вылетала ночью на поверхность земли, пока не обнаружила в глубине подземных пещер целые поселения летучих мышей. Последнее открытие страшно обрадовало вечно голодную сову. "Я стану их повелительницей, - решила Брынза, - тогда не надо будет охотиться каждый день: летучие мыши сами пожалуют ко мне на обед".

И, осуществляя свой коварный замысел, Брынза стала истреблять летучих мышей в огромных количествах. Бедные мыши лишились всяческого покоя и при одном воспоминании о прожорливой сове приходили в неописуемый ужас. Вскоре донельзя запуганные, они решили, что хуже, чем есть, быть не может и признали разбойницу-сову своей повелительницей. В тот же день обитатели подземелий принесли торжественную присягу и обязались собираться в часы трапезы новоявленной императрицы там, где она прикажет. Желая придать законный вид своему насилию, Брынза заявила мышам, что в ее обедах кроется промысел самой Судьбы, после чего бессовестная злодейка нещадно сожрала две дюжины своих верноподданных. Летучие мыши повиновались сове беспрекословно, втайне надеясь, что аппетит ее всякий раз будет иметь конец. Но тщетной была их надежда. Брынза быстро жирела, и ее императорский аппетит разрастался не по дням, а по часам.

Властолюбивая сова Брынза разделила Подземное Царство на отряды. Чтобы выявить предводителей отрядов, Брынза придумала специальные соревнования: кто кого перецарапает. Победители турнира получали прозвища Зацарап. Зацарапы возглавили отряды, став их полновластными единоначальниками. Но они знали, что за ними тоже зорко следят самые глазастые и ушастые мыши - Летучие Негодяи - личные осведомители Брынзы. Зацарапы не подлежали заурядному съедению и пожирались совой лишь по тайным наговорам Летучих Негодяев, последние же вовсе были освобождены от съедения. В перспективе сова Брынза надеялась широко расплодить в подземельях Зацарапов и Летучих Негодяев. За эту привилегию Летучие Негодяи вместе с Зацарапами всеми правдами и неправдами принялись служить своей благодетельнице.

Мыши-неслухи съедались совой Брынзой в первую очередь.

II. ОБРЯД ПРИОБЩЕНИЯ

Своей резиденцией сова Брынза избрала самую просторную пещеру Подземного Царства, наименовав ее Большедыр Троннозальный. Но недолго упивалась властью честолюбивая сова. Как и всякому повелителю, вскоре ей показалось мало своего царства. Теперь она все чаще прислушивалась, как под землей роются кроты. И надумала закабалить и кротовый народ. "С помощью кротов я обязательно добуду волшебный клад, который так и не нашли горожане", - мечтала сова.

Но как покорить кротов? Сама Брынза не умела их ловить. Не годились для этой цели и летучие мыши. И тогда она вспомнила о крысах, живших наверху, в Старой Башне.

Брынза вступила в переговоры с Крысидом - Крысиным Каганом и заключила взаимовыгодное соглашение: крысы обязались помочь сове покорить кротов, а за это были торжественно допущены к совиным трапезам в Большедыре Троннозальном.

Все крысиное поголовье переселилось в Подземное Царство и принялось дежурить у кротовых норок. Однажды крысам удалось изловить крота-предводителя. Он оказался весьма толстым и проворным коротышкой. И крысы, дабы умерить пыл толстяка, изрядно его придушили. Полузадавленного, его принесли в Большедыр Троннозальный. Здесь Брынза, обожающая всякие мистические таинства, решила устроить кроту обряд приобщения к своей Империи.

Для священного церемониала крысы-глашатаи согнали в Большедыр Троннозальный все подземное население. Монархиня угнездилась на тронном булыжнике, а вокруг нее расположились представители Крысиного Каганата. Четверо почтеннейших крыс-штамповщиков во главе с наиболее почтенным Главным Штамповщиком приготовились к обряду.

По знаку Брынзы Главный Штамповщик возгласил:

Таинство посвящения начинается!..

И тут крысы-барабанщики ударили лапами по специально заготовленным ритуальным жестянкам. Под их звяканье на середину Троннозального Большедыра крысы-штамповщики вытолкнули до смерти перепуганного крота-коротышку. К нему-то и обратился Главный Штамповщик:

О ты, поганый и недостойный! Могущественнейшая монархиня сова Брынза всемилостивейше присоединяет твоих чумазых землероев к своему Подземному Царству. И ты, как главный представитель своего народа, примешь священное клеймование. Завяжите ему глаза, - скомандовал помощникам Главный Штамповщик.

Помилуйте, - вскричал несчастный предводитель кротов, - ведь мы, кроты, слепы от рождения. Зачем же завязывать глаза слепцу?

Это к делу не относится, - отрезал Главный Штамповщик, - обряд есть обряд! - И кроту плотно завязали глаза. И тогда Главный Штамповщик воскликнул:

На колени, о поганейший из кротов!

Передние лапы у кротовьего воеводы от страха подогнулись, он ткнулся носом в песок и попытался зарыться. Но крысы-штамповщики дружно ухватили его за задние лапы и выдернули из земли, словно морковку из грядки.

Тому, кто живым пройдет обряд клеймования, присваивается высокий титул Подземного Царства - Главный Подземный Подпевала. В случае гибели - титул присваивается ему посмертно. Итак, готов ли ты приобщиться? - обратился Штамповщик к предводителю кротов.

Отлично! Ты достоин клеймования!

ПУТЕШЕСТВИЕ В СТРАНУ МУДРОСТИ

Когда-то давным-давно один маленький мальчик под покровом темной безлунной ночи пожаловался: «Мама, ты знаешь: мне эта ночь так мешает!» Чистая душа маленького человека жаждала солнечного Света и тяжело переносила даже короткую летнюю ночь.

Шло время. Мальчик, как и все люди на земле, перестал обращать внимание на ночное время, а может быть, только перестал говорить об этом… Он научился в одиночку совершать длинные таинственные путешествия, отчаянно гонять на мотоцикле, уходить на большие ночные рыбалки. А когда он вступил совсем в самостоятельную жизнь, судьба надолго забросила его на берег Тихого Океана. И это так соответствовало духу его любимых героев из книг Мелвилла и Джека Лондона, Стивенсона и Жюля Верна, Хемингуэя и Эдгара По.

Неприятие ночной тьмы не уходило, но оно становилось осознанным и требовало творческого осмысления. Так стали рождаться страницы этой книги, в которой обдумываются самые главные основы человеческого бытия. И одна из них: каждый человек должен сделать выбор между Добром и Злом. А ведь в наше трудное время нести факел Света человеку еще труднее, чем в былые времена. Недаром мир, в котором мы живем, называют черным.

Я говорю не о прекрасном мире Природы, который великолепно устроен Творцом, а о мире, который существует в домах и семьях людей, на наших улицах и в наших учреждениях - том мире, который создали и создают взрослые неразумные люди. Речь идет о том, что люди до сего дня не научились жить по Заветам Творца. А об этих Заветах напоминают нам Поэты и Писатели Художники и Музыканты. Напоминает и мальчик который, когда вырос, написал эту сказку про Алю и Аля.

Когда мы читаем эту сказку, мы очень хорошо видим, что того, кто устремлен к Свету, поддерживают предвечные, созидающие все на свете силы. Своим мужеством и энергией, своим неодолимым желанием сразиться с Мраком и Злом каждый человек укрепляет самые главные основы Жизни и завоевывает себе право быть Счастливым.

Каждое поколение людей должно открыть для себя эту Мудрость жизни. Каждое поколение вступающих в жизнь прикасается к этой Мудрости в сказках. Вот почему любая народная сказка является философской, философская - это значит Мудрая. Философскими являются и сказки, написанные Великими Мастерами: таковы сказки Киплинга и Гофмана, Гауфа и Метерлинка, Ш. Перро и Братьев Гримм, Андерсена и Лагерлеф, Одоевского, Пушкина и Аксакова, Дж. Родари и Зельтена, Александра Волкова и Туве Янссон.

Любимой сказкой автора этой книги стала сказка про Хоббита, который в компании сварливых гномов нехотя выходит из дома и становится на путь борьбы со Злом. Лакомка и домосед, Хоббит по своей натуре добрый и абсолютно бескорыстный. И поэтому только ему уготована участь Великого Взломщика - ему дана удивительная возможность открывать запоры в дверях, через которые идут к победам герои сказки английского ученого, философа, писателя - Джона Рональда Руэла Толкина. Но эта книга про Хоббита Бильбо Бэггинса придет потом, значительно позднее, когда уже будут дописаны последние страницы про Алю и Аля. У каждого Человека есть Его книга, и она к нему сама обязательно придет, но только в положенный час.

А когда сказка про Алю и Аля попросилась на бумагу, мальчик, не любивший ночи, уже вырос в двадцатилетнего юношу. А сейчас ему уже тридцать три года, и у него есть две маленькие очаровательные дочки - Настенька и Дашенька, которые с нетерпением ждут выхода этой книги. Ведь их папа никогда раньше не говорил им о ней. А рассказала им об этом их бабушка, которая когда-то помогала папе придумывать героев - аиста Полифилия, ласточку Линду, Старого Фонарщика, попугая Дидро, Органиста и Художника, петуха Горластика, девочку Юлю, мышонка Пиня, дельфина Грэма, паука Каракура, Мохнатого. и осьминога Волосила, сову Брынзу, ее сына - принца Заику и Хранителя Времени. Все рождается на свет, когда приходит Время Рождения. Все ждет своего часа. Видно, пробил час и для того, чтобы все мы могли прочесть сказку про Алю и Аля.

Жизнь и сказка всегда рядом. Так и сейчас: в доме у Настеньки и Дашеньки уже второй год живет попугай Дидро. А сейчас у Дидро появилась подруга Федора. Это очень мудрые птицы. Они любят на ночь вылететь из клетки и угнездиться на лепестках красивой люстры в детской комнате. Они там подолгу о чем-то шепчутся, а потом что-то бормочут и даже кричат. Потом они поют свои пронзительные песни, и эти песни задевают за живое. Папа уже давно прислушивается к ним. Все в доме знают, что только один папа понимает их язык. И может быть, он когда-нибудь и нам поведает о том, что рассказывают ему попугаи. Наверное, это будет история, разыгравшаяся очень давно где-нибудь в Австралии, а может быть, на берегах Новой Зеландии. Есть предположение, что папа когда-то жил в этих далеких землях. И конечно, это будет очень интересная история.

Когда-то, очень давно, в одном персидском городе жили два брата – Касим и Али-Баба. Когда умер их отец, они поделили деньги, которые после него остались, и Касим стал торговать на рынке дорогими тканями и шелковыми халатами. Он умел расхваливать свой товар и зазывать покупателей, и в его лавке всегда толпилось много народу. Касим все больше и больше богател и, когда накопил много денег, женился на дочери главного судьи, которую звали Фатима.

А Али-Баба не умел торговать и наживать деньги, и женат он был на бедной девушке по имени Зейнаб. Они быстро истратили почти все, что у них было, и однажды Зейнаб сказала:

– Слушай, Али-Баба, нам скоро будет нечего есть. Надо тебе что-нибудь придумать, а то мы умрем с голоду.

– Хорошо, – ответил Али-Баба, – я подумаю, что нам делать.

Он вышел в сад, сел под дерево и стал думать. Долго думал Али-Баба и наконец придумал. Он взял оставшиеся у него деньги, пошел на рынок и купил двух ослов, топор и веревку.

А на следующее утро он отправился за город, на высокую гору, поросшую густым лесом, и целый день рубил дрова. Вечером Али-Баба связал дрова в вязанки, нагрузил ими своих ослов и вернулся в город. Он продал дрова на рынке и купил хлеба, мяса и зелени.

С тех пор Али-Баба каждое утро уезжал на гору и до самого вечера рубил дрова, а потом продавал их на рынке и покупал хлеб и мясо для себя и для Зейнаб. И вот однажды он стоял под высоким деревом, собираясь его срубить, и вдруг заметил, что на дороге поднялась пыль до самого неба. А когда пыль рассеялась, Али-Баба увидал, что прямо на него мчится отряд всадников, одетых в панцири и кольчуги; к седлам были привязаны копья, а на поясах сверкали длинные острые мечи. Впереди скакал на высокой белой лошади одноглазый человек с черной бородой.

Али-Баба очень испугался. Он быстро влез на вершину дерева и спрятался в его ветвях. А всадники подъехали к тому месту, где он только что стоял, и сошли на землю. Каждый из них снял с седла тяжелый мешок и взвалил его себе на плечи; потом они стали в ряд, ожидая, что прикажет одноглазый – их атаман.

"Что это за люди и что у них в мешках? – подумал Али-Баба. – Наверное, это воры и разбойники".

Он пересчитал людей, и оказалось, что их ровно сорок человек, кроме атамана. Атаман встал впереди своих людей и повел их к высокой скале, в которой была маленькая дверь из стали; она так заросла травой и колючками, что ее почти не было видно.

Атаман остановился перед дверью и громко крикнул:

– Симсим, открой дверь!

И вдруг дверь в скале распахнулась, атаман вошел, а за ним вошли его люди, и дверь опять захлопнулась за ними.

"Вот чудо! – подумал Али-Баба. – Ведь симсим-то – это маленькое растение. Я знаю, что из него выжимают масло, но я не знал, что оно может открывать двери!"

Али-Бабе очень хотелось посмотреть поближе на волшебную дверь, но он так боялся разбойников, что не осмелился слезть с дерева.

Прошло немного времени, и вдруг дверь снова распахнулась, и сорок разбойников вышли с пустыми мешками. Как и прежде, одноглазый атаман шел впереди. Разбойники привязали к седлам пустые мешки, вскочили на коней и ускакали.

Тогда Али-Баба, который уже устал сидеть скорчившись на дереве, быстро спустился на землю и подбежал к скале.

"А что будет, если я тоже скажу: "Симсим, открой дверь?" – подумал он. – Откроется дверь или нет? Попробую!"

Он набрался храбрости, вдохнул побольше воздуху и во весь голос крикнул:

– Симсим, открой дверь!

И тотчас же дверь распахнулась перед ним, и открылся вход в большую пещеру.

Али-Баба вошел в пещеру, и, как только он переступил порог, дверь снова захлопнулась за ним. Али-Бабе стало немного страшно: а вдруг дверь больше не откроется и ему нельзя будет выйти? Но он все же пошел вперед, с удивлением осматриваясь по сторонам.

Он увидел, что находится в большой комнате и у стен стоит множество столиков, уставленных золотыми блюдами под серебряными крышками. Али-Баба почувствовал вкусный запах кушаний и вспомнил, что с утра ничего не ел. Он подошел к одному столику, снял крышки с блюд, и у него потекли слюнки, – на блюдах лежали все кушанья, каких только можно пожелать: жареные куры, рисовый пилав, блинчики с вареньем, халва, яблоки и еще много других вкусных вещей.

Али-Баба схватил курицу и мигом обглодал ее. Потом принялся за пилав, а покончив с ним, запустил руки в халву, но уже не мог съесть ни кусочка – до того он был сыт. Отдохнув немного, он осмотрелся и увидал вход в другую комнату. Али-Баба вошел туда – и зажмурил глаза. Комната вся сверкала и блестела – так много было в ней золота и драгоценностей. Золотые динары и серебряные дирхемы грудами лежали прямо на земле, словно камни на морском берегу. Драгоценная посуда – кубки, подносы, блюда, украшенные дорогими каменьями, – стояла по всем углам. Кипы шелка и тканей – китайских, индийских, сирийских, египетских – лежали посреди комнаты; по стенам висели острые мечи и длинные копья, которых хватило бы на целое войско.

У Али-Бабы разбежались глаза, и он не знал, за что ему взяться: то примерит красный шелковый халат, то схватит золотой поднос и смотрится в него, как в зеркало, то наберет в пригоршню золотых монет и пересыпает их.

Наконец он немного успокоился и сказал себе:

– Эти деньги и драгоценности, наверное, награблены, и сложили их сюда разбойники, которые только что здесь были. Эти богатства не принадлежат им, и если я возьму себе немножко золота, в этом не будет ничего дурного. Ведь его здесь столько, что нельзя сосчитать.

Али-Баба подоткнул полы халата и, встав на колени, стал подбирать золото. Он нашел в пещере два пустых мешка, наполнил их динарами, притащил к двери и крикнул:

– Симсим, открой дверь!

Дверь тотчас же распахнулась.

Али-Баба вышел из пещеры, и дверь захлопнулась за ним. Колючие кусты и ветки переплелись и скрыли ее от глаз. Ослы Али-Бабы паслись на лужайке. Али-Баба взвалил на них мешки с золотом, прикрыл их сверху дровами и поехал домой.

Когда он вернулся, уже была ночь и встревоженная Зейнаб ждала его у ворот.

– Что ты делал в лесу так долго? – спросила она. – Я думала, что тебя растерзали волки или гиены. Отчего ты привез дрова домой, а не продал их?

– Сейчас все узнаешь, Зейнаб, – сказал Али-Баба. – Помоги-ка мне внести в дом эти мешки и не шуми, чтобы нас не услышали соседи.

Зейнаб молча взвалила один из мешков себе на спину, и они с Али-Бабой вошли в дом. Зейнаб плотно прикрыла за собой дверь, зажгла светильник и развязала мешок. Увидев золото, она побледнела от страха и крикнула:

– Что ты наделал, Али-Баба? Кого ты ограбил?

– Не тревожься, Зейнаб, – сказал Али-Баба. – Я никого не ограбил и сейчас расскажу тебе, что со мною сегодня случилось.

Он рассказал ей про разбойников и пещеру и, окончив свой рассказ, сказал:

– Смотри, Зейнаб, спрячь это золото и не говори о нем никому. Люди подумают, что мы и вправду кого-нибудь ограбили, и донесут на нас султану, и тогда он отнимет у нас все золото и посадит нас в подземелье. Давай выкопаем яму и спрячем туда золото.

Они вышли в сад, выкопали при свете луны яму, сложили туда все золото, а потом опять забросали яму землей.

Покончив с этим делом, Али-Баба лег спать. Зейнаб тоже легла, но она еще долго ворочалась с боку на бок и думала:

"Сколько же золота привез Али-Баба? Как только рассветет, я пересчитаю все монетки до последней!"

Хотите читать , рассказы и другие новинки сразу же, после их появления? Для этого вовсе не обязательно на них подписываться! Просто перейдите по ссылке и нажмите "Да". Теперь все новинки будут отображаться в вашем браузере на странице поиска Yandex.