«Гнездо» Аксаковых. Творческий путь С.Т. Аксакова, место и значение его творчества в истории русской литературы. Справочный материал для учителя. Просмотр содержимого презентации «Сказки- несказки. Хармс Храбрый ёж Сладков Лисица и ёж.Аскаков Гнездо»

Орел и кошка

За деревней весело играла кошка со своими котятами. Весеннее солнышко грело, и маленькая семья была очень счастлива. Вдруг, откуда ни возьмись - огромный степной орел: как молния, спустился он с вышины и схватил одного котенка. Но не успел еще орел подняться, как мать вцепилась уже в него. Хищник бросил котенка и схватился со старой кошкой. Закипела битва на смерть.

Могучие крылья, крепкий клюв, сильные лапы с длинными, кривыми когтями давали орлу большое преимущество: он рвал кожу кошки и выклевал ей один глаз. Но кошка не потеряла мужества, крепко вцепилась в орла когтями и перекусила ему правое крыло.

Теперь уже победа стала клониться на сторону кошки; но орел все еще был очень силен, а кошка уже устала; однако же она собрала свои последние силы, сделала ловкий прыжок и повалила орла на землю. В ту же минуту откусила она ему голову и, забыв свои собственные раны, принялась облизывать своего израненного котенка.

Лев Толстой

Лев и собачка

В Лондоне показывали диких зверей и за смотренье брали деньгами или собаками и кошками на корм диким зверям.

Одному человеку захотелось поглядеть зверей: он ухватил на улице собачонку и принес ее в зверинец. Его пустили смотреть, а собачонку взяли и бросили в клетку ко льву на съеденье.

Собачка поджала хвост и прижалась в угол клетки. Лев подошел к ней и понюхал ее.

Собачка легла на спину, подняла лапки и стала махать хвостиком.

Лев тронул ее лапой и перевернул.

Собачка вскочила и стала перед львом на задние лапки.

Лев смотрел на собачку, поворачивая голову со стороны на сторону, и не трогал ее.

Когда хозяин бросил льву мяса, лев оторвал кусок и оставил собачке.

Вечером, когда лев лег спать, собачка легла подле него, положила свою голову ему на лапу. С тех пор собачка жила в одной клетке со львом, лев не трогал ее, ел корм, спал с ней вместе, а иногда играл с ней.

Один раз барин пришел в зверинец и узнал свою собачку; он сказал, что собачка его собственная, и попросил хозяина зверинца отдать ему. Хозяин хотел отдать, но, как только стали звать собачку, чтобы взять ее из клетки, лев ощетинился и зарычал.

Так прожили лев и собачка целый год в одной клетке. Через год собачка заболела и издохла. Лев перестал есть, а все нюхал, лизал собачку и трогал ее лапой.

Когда он понял, что она умерла, он вдруг вспрыгнул, ощетинился, стал хлестать себя хвостом по бокам, бросился на стену клетки и стал грызть засовы и пол.

Целый день он бился, метался в клетке и ревел, потом лег подле мертвой собачки и затих. Хозяин хотел унести мертвую собачонку, но лев никого не подпускал к ней.

Хозяин думал, что лев забудет свое горе, если ему дать другую собачку, и пустил к нему в клетку живую собачку; лев тотчас разорвал ее на куски. Потом он обнял своими лапами мертвую собачку и так лежал пять дней.

На шестой день лев умер.

(Рассказ офицера)

У меня была мордашка. Ее звали Булькой. Она была вся черная, только кончики передних лап были белые.

У всех мордашек нижняя челюсть длиннее верхней и верхние зубы заходят за нижние; но у Бульки нижняя челюсть так выдавалась вперед, что палец можно было заложить между нижними и верхними зубами. Лицо у Бульки было широкое; глаза большие, черные и блестящие; и зубы и клыки белые всегда торчали наружу. Он был похож на арапа. Булька был смирный и не кусался, но он был очень силен и цепок. Когда он, бывало, уцепится за что-нибудь, то стиснет зубы и повиснет, как тряпка, и его, как клещука, нельзя никак оторвать.

Один раз его пускали на медведя, и он вцепился медведю в ухо и повис, как пиявка. Медведь бил его лапами, прижимал к себе, кидал из стороны в сторону, но не мог оторвать и повалился на голову, чтобы раздавить Бульку; но Булька до тех пор на нем держался, пока его не отлили холодной водой.

Я взял его щенком и сам выкормил. Когда я ехал служить на Кавказ, я не хотел брать его и ушел от него потихоньку, а его велел запереть. На первой станции я хотел уже садиться в другую перекладную, как вдруг увидел, что по дороге катится что-то черное и блестящее. Это был Булька в своем медном ошейнике. Он летел во весь дух к станции. Он бросился ко мне, лизнул мою руку и растянулся в тени под телегой. Язык его высунулся на целую ладонь. Он то втягивал его назад, глотая слюни, то опять высовывал на целую ладонь. Он торопился, не поспевал дышать, бока его так и прыгали. Он поворачивался с боку на бок и постукивал хвостом о землю.

Я узнал потом, что он после меня пробил раму и выскочил из окна и прямо, по моему следу, поскакал по дороге и проскакал так верст двадцать в самый жар.

Сергей Аксаков

Раз, сидя на окошке, услышал я какой-то жалобный визг в саду.

Мать тоже его услышала, и когда я стал просить, чтоб послали посмотреть, кто это плачет, что «верно, кому-нибудь больно», мать послала девушку, и та через несколько минут принесла в своих пригоршнях крошечного, еще слепого щенка, который, весь дрожа и нетвердо опираясь на свои кривые лапки, тыкаясь во все стороны головой, жалобно визжал, или скучал, как выражалась моя нянька.

Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.

Мать приказала принести на блюдечке тепленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутенка в молоко, выучила его лакать.

С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался. Кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой.

Его назвали Суркой.

Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет, разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

Заметив гнездо какой-нибудь птички, чаще всего зорьки или горихвостки, мы всякий раз ходили смотреть, как мать сидит на яйцах.

Иногда по неосторожности мы спугивали ее с гнезда и тогда, бережно раздвинув колючие ветки барбариса или крыжовника, разглядывали, как лежат в гнезде маленькие-маленькие, пестренькие яички.

Случалось иногда, что мать, наскучив нашим любопытством, бросала гнездо; тогда мы, увидя, что несколько дней птички в гнезде нет и что она не покрикивает и не вертится около нас, как то всегда бывало, доставали яички или все гнездо и уносили к себе в комнату, считая, что мы законные владельцы жилища, оставленного матерью.

Когда же птичка благополучно, несмотря на наши помехи, высиживала свои яички и мы вдруг находили вместо них голеньких детенышей, с жалобным тихим писком беспрестанно разевающих огромные рты, видели, как мать прилетала и кормила их мушками и червяками… Боже мой, какая была у нас радость!

Мы не переставали следить, как маленькие птички росли, перились и наконец покидали свое гнездо.

» на тему « »


Урок 34

ОБОБЩЕНИЕ ПО ТЕМЕ «О БРАТЬЯХ НАШИХ МЕНЬШИХ»

– познакомить учащихся с рассказом С. Аксакова «Гнездо»;
– обобщить знания по теме «О братьях наших меньших»;
– совершенствовать навык чтения целыми словами, навык выразительного чтения;
– развивать речевые умения, память, внимание, мышление, творческие способности;
– продолжить формирование умения анализировать произведения;
– воспитывать бережное отношение к природе, к животным.

Оборудование : ребусы; карточки с загадками и с отрывками произведений; изображения животных; энциклопедия о животных.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

1. Выставка рисунков о животных.
2. Пересказ рассказа Н. Сладкова «Лисица и Ёж».

III. Постановка цели урока.

– С произведениями какого раздела мы познакомились на последних уроках чтения?
– Почему животных называют братьями нашими меньшими?
– Сегодня на уроке мы обобщим знания произведений о животных и прочитаем новый рассказ, название которого спрятано в ребусе.

Ответ: гнездо.

IV. Изучение нового материала.

1. Речевая минутка.

– Прочтите скороговорку:

Кукушка
Кукушонку
Купила
Капюшон.
Надел
Кукушонок
Капюшон.
Как в капюшоне он смешон!

2. Отработка навыка чтения.

В чудетство откроешь окошки –
Счастливень стучит по дорожке,
Цветет веселютик у речки,
И звонко поют соловечки,
А где-то по дальним дорогам
Бредут носомот с бегерогом…
Мы с ними в чудетство скорее войдем –
Спешит торопинка под самым окном,
Зовет нас глядеть-заглядеться:
Что там за окошком?
Чу!.. Детство!

– Объясните значение выделенных слов.

3. Чтение рассказа С. Аксакова «Гнездо».

Учитель читает вслух рассказ С. Аксакова «Гнездо».

4. Анализ произведения.

– О чем это произведение?
– Что делали ребята, заметив гнездо птиц?
– Как ребята наблюдали за птицей?
– Что происходило, когда птица покидала гнездо?
– Когда ребята испытывали радость?
– Как вы относитесь к поступкам ребят?
– Почему нельзя трогать и разорять птичьи гнезда?
– Можно ли шалость детей считать просто помехой?
– Прочтите зашифрованные слова:

Цасини (синица)
хвостгокари (горихвостка)
ровобей (воробей)
казорь (зорька)
лубьго (голубь)
трягузсока (трясогузка)

– Назовите тех птиц, о которых мы прочитали в рассказе С. Аксакова. Почему птиц называют нашими друзьями?

Справочный материал для учителя.

Если у человека температура поднялась до 38 градусов, его укладывают в постель. Человек не может работать.

А соловей с температурой 41–42 градуса даёт концерты, дрозд, насвистывая, штукатурит гнездо.

Мы перевариваем обед часами, а в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть.

Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весом, чем она сама.

Если бы у тебя был аппетит птенца мухоловки-пеструшки, ты бы на дню тридцать раз завтракал, пятьдесят раз обедал да ещё ужинал бы двадцать раз!

Подавая тебе завтраки, обеды и ужины, бабушка сбилась бы с ног, упала бы в обморок.
Ничего удивительного! У птиц так и бывает. Старые скворцы от усталости иной раз падают в обморок возле гнезда.

Но нас, людей, птичий аппетит только радует: меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.

Потому-то мы и хотим, чтобы птицы селились к нам поближе.

Пусть синица-садовница берёт яблоки в саду, пусть скворец-огородник наведёт порядок на грядках, пусть мухоловка-санитарка переловит всех мух на дворе!

5. Чтение произведений из рубрики «Разноцветные страницы» на с. 76–77 учебника.

– Прочтите быстро целыми словами стихотворение В. Берестова.
– О ком это стихотворение?
– Что делают цыплята?
– Прочтите, какую песенку они поют.
– Прочтите выразительно стихотворение Е. Благининой, соблюдая знаки препинания.
– О ком это стихотворение?
– Почему мышке страшно жить в норке?
– Прочтите четверостишие о жуке.
– Где был домик у жука?
– Что случилось с его домиком?
– С какой интонацией надо прочитать это стихотворение?
– Прочтите стихотворение о мышонке выразительно.
– О чем просит мышонка мышь?
– Сделайте мышонку предупреждение: «Тише, не шуми!»
– Прочтите выразительно целыми словами стихотворение о смешной птице.
– Почему птица в лесу не может научиться петь, как петух?
– Что вы знаете о кукушке?

Справочный материал для учителя.

Кукушку, как и дятла, если кто и не видел, то уж слышал обязательно. Наверное, всем известно, что она подкладывает яйца в чужие гнёзда и что птенцы кукушки выбрасывают из гнезда птенцов хозяев. Но, наверное, мало кто слышал про кукушкин аппетит. Благодаря своему аппетиту она полностью искупает тот вред, который наносит, губя птенцов мелких птиц. Кукушка – птица насекомоядная, и к тому же большая обжора. И главное – она поедает таких гусениц, которых не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и волосатые, и даже ядовитые. А кукушка ест их всех подряд. Бывают случаи, когда всего несколько кукушек спасают большие участки леса от очень опасных вредителей.

Физкультминутка

КУЛИК

Влез кулик молодой
На колоду –
Бултых в воду.
Вынырнул. Вымок. Вылез. Высох.
Влез на колоду
– И снова в воду.
Совсем кулик
Головою поник.
Вспомнил кулик молодой,
Что у него за спиной
Крылья.
И полетел.

Дети произносят текст, затем садятся на корточки, обхватывая колени руками и низко опустив голову; несколько раз повторяют приседания. Затем встают, вытягивают руки в стороны и встряхивают ими. Прыгают на месте, помахивая руками.

V. Обобщение знаний учащихся.

1. Кроссворд «Животные».

– Рассмотрите иллюстрацию:

– Решите кроссворд и прочтите ключевое слово.

Ключевое слово: животные.

– Объясните слова Н. Сладкова «Мы в ответе не только за себя, но и за братьев наших меньших».
– О каких животных, изображенных в кроссворде, мы прочитали?
– Как называются эти произведения?
– Кто их автор?

2. Викторина «Узнай произведение о животных».

Учащиеся читают записанные на карточках отрывки из произведений и угадывают название произведения и его автора.

«Раньше были мы икрою, ква-ква!
А теперь мы все герои, ать-два!..»
(В. Берестов «Лягушата».)

«…Имя я щенку придумал,
Я его видал во сне…»
(И. Токмакова «Купите собаку».)

«…Все ушли
И одного
В доме
Заперли его…»
(С. Михалков «Трезор».)

«…Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать…»
(Д. Хармс «Храбрый ёж».)

«Ты после грубого пинка
Попробуй подзови щенка!»
(С. Михалков «Важный совет».)

«– Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!..»
(Н. Сладков «Лисица и Ёж».)

«... – А что стыдно? Мы ничего не делали! – удивились мальчики…»
(В. Осеева «Собака яростно лаяла».)

3. Работа в парах.

– Выберите произведения, которые вам больше всего понравились.
– Прочтите их выразительно целыми словами друг другу.

4. Загадки о животных.

– Отгадайте загадки и вспомните, в каких произведениях мы читали об этих животных.

Вот иголки и булавки
Выползают из-под лавки,
На меня они глядят,
Молока они хотят.
(Ёж.)

Кто на ёлке, на суку
Счет ведёт: «Ку-ку! Ку-ку!»?
(Кукушка.)

Черен, да не ворон,
Рогат, да не бык,
Шесть ног – без копыт,
Летит – воет,
Сядет – землю роет.
(Жук.)

Гладишь – ластится,
Дразнишь – кусается.
(Собака.)

Под полом таится,
Кошки боится.
(Мышь.)

Мордочка усатая,
Шубка полосатая,
Часто умывается,
А с водой не знается.
(Кошка.)

Явился в жёлтой шубке:
– Прощайте, две скорлупки!
(Цыплёнок.)

Лежит верёвка,
Шипит плутовка.
Брать ее опасно –
Укусит.
Ясно?
(Змея.)


5. Игры Деда Буквоеда.

Игра «Что за рак?»

– У наборщика все буквы перепутались, а одна – а – даже потерялась.

Переставьте буквы в правильном порядке, и вы прочитаете название известной сказки и имя её автора. Не забудьте про потерянную а.



VI. Итог урока.

– Произведения какого раздела мы перечитывали сегодня на уроке?
– Кого называют нашими братьями меньшими?
– Почему?
– Какие правила поведения вы должны соблюдать в природе? Как следует относиться к животным?

Заранее подготовленные учащиеся читают стихотворение.

БЕРЕГИТЕ ЗЕМЛЮ!

Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на стебле повилики,
На тропинке солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем.
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите Землю, берегите!
Берегите чудо песен
Городов и весей,
Мрак глубин и волю поднебесий.
Откровение земли и неба –
Сладость жизни, молока и хлеба.
Берегите молодые всходы
На зелёном празднике природы,
Небо в звездах, океан и сушу.
И в бессмертье верящую душу, –
Всех судеб связующие нити,
Берегите Землю, берегите!
М. Дудин

Литература и библиотековедение

Гнездо Аксаковых. Аксакова место и значение его творчества в истории русской литературы. Аксаков Сергей Тимофеевич 17911859 его сыновья: Константин 18171860 Иван 18231886. Аксаков родился в Уфе в старинной дворянской семье отец чиновник мать дочь наместника.

7. «Гнездо» Аксаковых. Творческий путь С.Т. Аксакова, место и значение его творчества в истории русской литературы.

Аксаков Сергей Тимофеевич (1791-1859), его сыновья: Константин (1817-1860), Иван (1823-1886).

С.Т. Аксаков родился в Уфе, в старинной дворянской семье, отец – чиновник, мать – дочь наместника.

Детство прошло в Оренбургской губернии, учился в Казанской гимназии (1801-1805), затем в Казанском университете (1805-1807).

1808- 1811 – служба в комиссии по составлению законов, 1811 год - уезжает в Москву, где переводит Шиллера, Мольера, знакомиться с Державиным, Гоголем.

Выступил против рабского подражания французскому. После 1812 года сторонник русского, его сыновья становятся славянофилами.

1834 год - публикует очерк «Буран» в альманахе «Денница » - основоположник пейзажно-описательной литературы. Аксаков писал о том, что наблюдал лично или слышал от современников. Работал цензором, сблизился с театральным обществом. 1834год - Аксаков покупает Абрамцево, где у него часто бывал Гоголь, слушал его устные рассказы.

Аксаков слепнет, последние его произведения под диктовку записывают его сыновья. В Абрамцево он начал писать: «Охотничья трилогия», «Записки об ужении рыбы», «Записки ружейного охотника», «Рассказы и воспоминания о разных охотах». «Записки охотника» отличаются достоверностью материала.

Аксаков: «Я могу писать только стоя на почве действительности, идя за нитью действительного события. Даром чистого вымысла я вовсе не владею».

Эпиграф: «Ухожу я в мир природы, в мир спокойствия, свободы».

Тургенев: «Слог его мне чрезвычайно нравиться, это настоящая русская речь, добродушная и прямая, гибкая и ловкая. Ничего нет вычурного и лишнего, напряженного и вялого – свобода и точность выражения одинаково замечательны».

В « Записках ружейного охотника » больше наблюдательности, «для него убийство не цель». Мы должны беречь наше богатство: рыб, животных. В 3 части «Воспоминаний об охотах» -вспоминает курьезные случаи. Есть разные приметы.

Тургенев: «Автор «Записок ружейного охотника » смотрит на природу (одушевленную и неодушевленную) не с какой-нибудь исключительной точки зрения, а так, как на нее смотреть должно: ясно, просто и с полным участием , он не мудрит, не хитрит, не подкладывает ей посторонних намерений и целей. И перед таким взором природа раскрывается ему полностью и дает ему заглянуть в себя».

Очень высокую оценку произведениям дали Некрасов, Чернышевский.

Создал свою автобиографическую трилогию: «Семейная хроника» (1856), «Детские годы Багрова-внука» (1858), «Воспоминания» (1856).

«Семейная хроника»: 5 отрывков:

1. Степан Михайлович Багров,

2. Михаил Максимович Куролесов,

3. Женитьба молодого Багрова,

4. Молодые в Багровее,

5. Жизнь в Уфе.

Здесь воссоздается широкая панорама помещичьего быта конца 18 века.

Герцен: «Это огромной важности и познавательности книга».

Салтыков – Щедрин: «Драгоценный вклад, обогативший русскую литературу». Добролюбов пишет статью «Деревенская жизнь помещика в старые годы» и «О разных сочинениях Аксаков».

Правдивость повествования заставляет задуматься о нравственных отношениях, Аксаков – основоположник автобиографической прозы.

«Детские годы Багрова-внука». Аксаков ставит 2 задачи:

1. создать худ. историю формирования ребенка в крепостной усадьбе,

2. написать книгу для детей.

Тургенев: «Ваша мысль написать историю ребенка для детей прекрасна. Сложный процесс формирования детской души воспроизведен умудренным жизнью писателем, которому удалось совлечь с себя взрослого человека, перенестись в душу ребенка. Жизнь ежедневно ставит перед пытливым мальчиком серьезные проблемы. И сама природа и ее люди становятся поводом его озабоченности».

Аксаков показал себя мудрым педагогом, в этом произведении изобразив, как нужно готовить детей к обучению.

Константин Сергеевич известен как создатель славянофильской лирической комедии « Князь Луповицкий, или Приезд в деревню », как критик, полемизировавший с Белинским на тему «Мертвых душ».

Иван Сергеевич прославился издательской деятельностью, а также как создатель лиро-эпического произведения « Мистерия в трех периодах. Жизнь русского чиновника », где критикует чиновников за взяточничество; автор поэм « Зимняя дорога», «Бродяга ».


А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

65151. Русь и тюрко-монгольский мир за 1500 лет 102.5 KB
Русские князья предпочли отказаться от этой чести и решили сражаться до последнего. В этом случае русские фактически выступают союзниками Великого Булгара бывшего в подчинении у Хазарии и долго добивавшегося независимости.
65152. Великий западный поход чингизидов на Булгар, Русь и Центральную Европу 294 KB
Этот поход начался с разгрома Булгара и владений приволжско-уральских народов: саксинов, мордвы, суваров, вотяков и других. Принятие решения о нем известно в передаче нескольких источников, приведем текст Джувейни...
65153. К ВОПРОСУ О ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ЧИСЛЕННОСТИ МОНГОЛОВ В УЛУСЕ ДЖУЧИ 78.5 KB
Обычно ссылаются на 4 тысячи монголов о которых сообщает Рашид ад Дин как о выделенных Чингисханом войсках для улуса Джучи. Действительно у Рашид ад Дина есть раскладка монгольских тысяч которые Чингисхан согласно трактовке...
65154. 106 KB
Татары же повернули назад и пошли в свои вежи. Дошли вести в стан что пришли татары посмотреть русские ладьи; услышав же об этом Даниил Романович и сев на коня погнался посмотреть на невиданную рать; и бывшие с ним конники и многие другие князья вместе с ним помчались смотреть невиданное войско.
65155. ОБЫЧАЙ И ЗАКОН В ПРАВЕ НАРОДОВ ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ ПОСЛЕ ИМПЕРИИ ЧИНГИСХАНА 23 KB
Исследователи права центрально-азиатских кочевников активно ведут дискуссии являлось ли это право обычным или позитивным. Право изучалось в следующих направлениях: практическое для последующей интеграции в иную правовую систему сбор сведений о казахском праве русскими чиновниками...
65156. Ордынские корни российских органов исполнительной власти 43 KB
Ордынские корни российских органов исполнительной власти Проблемы истории государственного управления: государственный аппарат и реформы в России к 200 летию министерской системы управления в России...
65157. Основные этапы эволюции казахского суда биев (XV – начало ХХ вв.) 133 KB
Казахский суд биев несомненно являет собой яркий пример института осуществляющего правосудие в системе традиционного права. При этом весьма интересно отметить что в большинстве случаев каждый новый этап развития суда биев как правового и процессуального института...
65158. Особенности формирования и эволюции правовой системы Улуса Джучи 146 KB
Большинство историков использовали источники по истории права Улуса Джучи при изучении его политической экономической и социальной истории поэтому чаще всего ограничивались просто упоминанием факта их существования или цитатами из них...
65159. ПРАВОВОЕ НАСЛЕДИЕ МОНГОЛЬСКОЙ ИМПЕРИИ В ГОСУДАРСТВЕ ТИМУРИДОВ (ПО ДАННЫМ ЛЕТОПИСЕЙ, НУМИЗМАТИЧЕСКОГО И АКТОВОГО МАТЕРИАЛА) 64.5 KB
Принято считать что с именем Тимура и его потомков связано обращение в ислам Чагатаева улуса. Подобные вывод напрашивается сам собой на основании летописных источников авторы которых являлись придворными летописцами самих Тимуридов и всячески старались представить их ревнителями веры прославить их благочестие.

Раз, сидя на окошке, услышал я какой-то жалобный визг в саду.

Мать тоже его услышала, и когда я стал просить, чтоб послали посмотреть, кто это плачет, что «верно, кому-нибудь больно», мать послала девушку, и та через несколько минут принесла в своих пригоршнях крошечного, еще слепого щенка, который, весь дрожа и нетвердо опираясь на свои кривые лапки, тыкаясь во все стороны головой, жалобно визжал, или скучал, как выражалась моя нянька.

Мне стало так его жаль, что я взял этого щеночка и закутал его своим платьем.

Мать приказала принести на блюдечке тепленького молочка и после многих попыток, толкая рыльцем слепого кутенка в молоко, выучила его лакать.

С этих пор щенок по целым часам со мной не расставался. Кормить его по нескольку раз в день сделалось моей любимой забавой.

Его назвали Суркой.

Он сделался потом небольшой дворняжкой и жил у нас семнадцать лет, разумеется, уже не в комнате, а на дворе, сохраняя всегда необыкновенную привязанность ко мне и к моей матери.

Заметив гнездо какой-нибудь птички, чаще всего зорьки или горихвостки, мы всякий раз ходили смотреть, как мать сидит на яйцах.

Иногда по неосторожности мы спугивали ее с гнезда и тогда, бережно раздвинув колючие ветки барбариса или крыжовника, разглядывали, как лежат в гнезде маленькие-маленькие, пестренькие яички.

Случалось иногда, что мать, наскучив нашим любопытством, бросала гнездо; тогда мы, увидя, что несколько дней птички в гнезде нет и что она не покрикивает и не вертится около нас, как то всегда бывало, доставали яички или все гнездо и уносили к себе в комнату, считая, что мы законные владельцы жилища, оставленного матерью.

Когда же птичка благополучно, несмотря на наши помехи, высиживала свои яички и мы вдруг находили вместо них голеньких детенышей, с жалобным тихим писком беспрестанно разевающих огромные рты, видели, как мать прилетала и кормила их мушками и червяками… Боже мой, какая была у нас радость!

Мы не переставали следить, как маленькие птички росли, перились и наконец покидали свое гнездо.

Грачи прилетели

Прибавились значительно дни. Ярче, прямее стали солнечные лучи, и сильно пригревает в полдень. Потемнела полосами белая пелена снега, и почернели дороги. Вода показалась на улицах…

Прилетная птица начинает понемногу показываться. Грачи, губители высоких старых дерев, красоты садов и парков, прилетели первые и заняли свои обыкновенные летние квартиры, самые лучшие березовые и осиновые рощи. Уже начали заботливые хозяева оправлять свои старые гнезда новыми материалами, ломая для того крепкими беловатыми носами верхние побеги древесных ветвей. Далеко слышен их громкий, докучный крик, когда ввечеру, после дневных трудов, рассядутся они всем собором, всегда попарно, и как будто начнут совещаться о будущем житье-бытье.

Урок с видео, справочным материалом для учителя.

Просмотр содержимого документа
«Справочный материал для учител1»

Ежей на Земле около 15 видов. Четыре вида живут в нашей стране. А из этих четырех самый известный – европейский, или обыкновенный, ёж. Его можно встретить и в лесу (если лес не сырой), и в роще, и в парке, и совсем рядом с человеком – в саду. Ёж бегает не таясь, шуршит листьями, громко посапывает, причмокивая, когда ест. Почувствовав опасность, он свертывается клубком (для этого у него на спине множество специальных мышц), прячет незащищенную мордочку и брюшко и выставляет свои иглы. Эти иглы (их часто называют еще «колючками»), конечно, помогают. Однако еж все-таки не переоценивает их: у некоторых хищных птиц достаточно длинные когти, к тому же «ладони» у них покрыты толстой кожей, и колючки ежа им не страшны. У лисы таких «рукавиц» нет, но и она, говорят, может полакомиться ежатиной, если поблизости имеется водоем или хотя бы лужа: осторожно, чтобы не наколоть лапы, покатит она колючий клубок к воде. Закатит его в воду, а там еж волей-неволей должен развернуться. Лисе же только этого и надо. А ведь еж мог бы заранее, едва заметив лисицу, постараться ускользнуть от нее, например, спрятаться в какую-нибудь нору, забраться под валежник. Но еж не делает этого – видимо, слишком надеется на свои силы.

Ежей люди знают давно, и их колючки – тоже: еще две тысячи лет назад в античном мире из высушенных и натянутых на дощечки шкурок ежей делали гребни-чесалки для овечьей шерсти. В результате количество этих зверушек настолько сократилось, что сенат Древнего Рима вынужден был издать закон об охране ежей!

Известно, что у ежа необыкновенное обоняние: он может почувствовать добычу, находящуюся в земле на глубине нескольких метров. Слух у ежа более тонкий, чем у кошки, лисы, собаки, волка, а вот зрение очень слабое. Впрочем, ночному животному, может быть, зрение не так уж и важно, а ведь еж активен, как правило, ночью.

Летом еж спит где придется, и лишь перед тем, как на свет должно появиться потомство, строит гнездо. Обычно ежат 5–6, но бывает и меньше – 3–4, и больше – до 10. Они слепые, глухие и голые. А на ярко-розовой кожице явственно выделяется множество бугорков. Пройдет всего несколько часов, бугорки эти полопаются, и на их месте появятся мягкие белые иголочки. Иголочки будут расти по миллиметру в сутки, темнеть, твердеть, и недели через две эти молочные иголочки превратятся в настоящие, прочные иголки. Их у ежа много – 6–7 тысяч.

Зимуют ежи в одиночку, спят.

Справочный материал для учителя.

В Европе обитает рыжая лисица.

Обоняние и тонкий слух помогают лисице не только спасаться от врагов, но и добывать еду. Особенно зимой, так как она ловит бегающих под снегом грызунов – мышкует.
Весной или в начале лета в норе лисиц появляются лисята. Иногда их бывает больше десятка. Когда лисятам исполняется 4–6 месяцев, они перестают нуждаться в родительской опеке и покидают гнездо.

В степях и полупустынях Азии и Юго-Восточной Европы живет степная лисица корсак. Корсак меньше рыжей лисы, но шкурка его так же высоко ценится. Пользу корсак тоже приносит немалую, уничтожая множество грызунов.

В песчаных пустынях Северной Африки живет маленькая – сантиметров 40 в длину и сантиметров 30 в высоту – лисичка фенек, имеющая непропорционально длинные (более 15 сантиметров) уши. В пустыне еды не так уж много. Приходится прислушиваться к каждому шороху и ловить любую живность – грызунов, ящериц, саранчу. Уши фенека улавливают малейший звук. Затем – молниеносный прыжок, и добыча поймана. Самим лисичкам часто тоже грозит какая-нибудь опасность. Но фенек не убегает, быстро закапывается в песок, и это его часто спасает.

Если фенек знаменит своими ушами, то серая лисица, живущая в Северной и Центральной Америке, знаменита тем, что она умеет лазить по деревьям.

Справочный материал для учителя.

Если у человека температура поднялась до 38 градусов, его укладывают в постель. Человек не может работать.

А соловей с температурой 41–42 градуса даёт концерты, дрозд, насвистывая, штукатурит гнездо.

Мы перевариваем обед часами, а в птичьем горячем теле это происходит за несколько минут. И опять птица хочет есть.

Отсюда и птичья прожорливость. Корм, который за день съедает синица, больше весом, чем она сама.

Если бы у тебя был аппетит птенца мухоловки-пеструшки, ты бы на дню тридцать раз завтракал, пятьдесят раз обедал да ещё ужинал бы двадцать раз!

Подавая тебе завтраки, обеды и ужины, бабушка сбилась бы с ног, упала бы в обморок.
Ничего удивительного! У птиц так и бывает. Старые скворцы от усталости иной раз падают в обморок возле гнезда.

Но нас, людей, птичий аппетит только радует: меньше будет всяких вредных личинок, гусениц, мух и комаров.

Потому-то мы и хотим, чтобы птицы селились к нам поближе.

Пусть синица-садовница берёт яблоки в саду, пусть скворец-огородник наведёт порядок на грядках, пусть мухоловка-санитарка переловит всех мух на дворе!

Просмотр содержимого презентации
«Сказки- несказки. Хармс Храбрый ёж Сладков Лисица и ёж.Аскаков Гнездо»



Сергей Тимофеевич Аксаков

(1791-1859)



Дании́л Ива́нович Хармс

(1905-1942)



Николай Иванович Сладков

(1920-1996)




Ваня, Ваня-простота,

Купил лошадь без хвоста.

Сел задом наперёд

И поехал в огород.


Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку нашёл,

Капустку нашёл.

Сидит, грызёт.

Иди прочь -

Хозяин идёт!


Повтори считалки.

Цынцы-брынцы, балалайка,

Цынцы-брынцы, заиграй-ка,

Цынцы-брынцы, не хочу.

Цынцы-брынцы, спать хочу !


Цып-цып, цыплятки,

Есть водица в кадке.

Кто меня боится,

Тем не дам водицы.

Вот бегут цыплятки,

Не боятся кадки!

Возле кадки блюдце,

Все они напьются.

Повтори считалки.



Сегодня на уроке мы продолжим чтение произведений из раздела «О братьях наших меньших».

Разгадайте ребусы, и вы узнаете, о ком мы будем сегодня читать.



Где можно встретить лисицу и ежа? Что вы знаете о лисице? Что вы знаете о еже?


Прочтите скороговорки сначала по слогам, затем целыми словами четко и ясно:

Лежит ёжик у ёлки, у ежа

иголки, А внизу, похожие на маленьких

ежат, Шишки прошлогодние на траве

лежат.


Чтение рассказа Д. Хармса

«Храбрый ёж»

Прочтите название рассказа. Кто его автор? Рассмотрите иллюстрацию. Кто на ней изображен? по-до-шли – подошли о-смат-ри-вать – осматривать об-ню-хи-вать – обнюхивать об-ли-зы-вать – облизывать от-крыл-ся – открылся вы-ско-чи-ла – выскочила ис-пу-га-лись – испугались раз-бе-жа-лись – разбежались ки-нул-ся – кинулся за-кри-чал – закричал


Стоял на столе ящик.

Подошли звери к ящику, стали его осматривать, обнюхивать и облизывать.

А ящик-то вдруг - раз, два, три - и открылся.

А из ящика-то - раз, два, три - змея выскочила.

Испугались звери и разбежались.

Один ёж не испугался, кинулся на змею и - раз, два, три - загрыз её.

А потом сел на ящик и закричал: «Кукареку!».

Нет, не так! Ёж закричал: «Ав-авав!».

Heт, и не так! Ёж закричал: «Мяу-мяумяу!».

Нет, опять не так! Я и сам не знаю как.

Кто знает, как ежи кричат?


Что стояло на столе? Кто подошел к ящику? Что стали делать звери? Что произошло с ящиком? Как поступили звери? Как поступил ёж? Как закричал ёжик, когда сел на ящик?

Кричат ли ежи? Какие звуки произносят ежи? Что интересного о ежах вы узнали из этого шуточного рассказа? Что еще вы знаете о ежах?


Сколько частей в тексте? Прочтите первую часть. Как ее можно озаглавить? Прочтите вторую часть. Почему звери разбежались? Как озаглавить вторую часть? Прочтите третью часть. Как поступил ежик? Озаглавьте заключительную часть рассказа.

Плана 1) Ящик на столе. 2) Звери разбежались. 3) Храбрый еж.


Расположите карточки с опорными словами по порядку:

звери испугались

змея выскочила

ёжик закричал

ёжик кинулся

ящик открылся

ящик на столе


Неуклюжий шел пингвин Посреди холодных льдин. И по ледяной дорожке Прыгал он на правой ножке. А теперь подскок на левой – И присел, согнув колени. Встал, присел – И пять прыжков: Очень климат уж суров!


Чтение рассказа Н. Сладкова «Лисица и Еж»

Прочтите название рассказа. Кто его автор? Рассмотрите иллюстрацию.

Как вы думаете, о ком это произведение? Прочтите слова, записанные на доске, сначала по слогам, затем целыми словами: не-кра-си-вый – некрасивый с ко-люч-ка-ми – с колючками не-ук-лю-жий – неуклюжий не-съе-доб-ный – несъедобный


Лисица и Ёж

- Всем ты, Ёж, хорош и пригож, да вот колючки тебе не к лицу!

- А что, Лиса, я с колючками некрасивый, что ли?

- Да не то чтоб некрасивый...

- Может, я с колючками неуклюжий?

- Да не то чтоб неуклюжий!

- Ну так какой же я такой с колючками-то?!

- Да какой-то ты с ними, брат, несъедобный...




Объясните значение слов «неуклюжий», «пригож»:

неуклюжий

неловкий в движениях, неповоротливый, нескладный;

пригож – красивый.


Назовите героев рассказа. Как хитрая Лиса называла Ежа? Почему она сказала, что колючки Ежу не к лицу? Прочтите, как лиса сначала обратилась к Ежу. С какой интонацией надо прочитать слова Лисы? Почему Лиса сразу не сказала Ежу правду о том, что она хочет его съесть? С какой интонацией надо прочитать слова Ежа? Как должны звучать последние слова Лисы: ласково, нежно или с интонацией сожаления?

Что интересного вы узнали из разговора Лисы с Ежом?

Что вы еще знаете о Лисице?


Песенка 1

Песенка 2



С. Аскаков «Гнездо»

Заметив гнездо какой-нибудь птички, чаще всего зорьки или горихвостки, мы всякий раз ходили смотреть, как мать сидит на яйцах.

Иногда по неосторожности мы спугивали её с гнезда и тогда, бережно раздвинув колючие ветви барбариса или крыжовника, разглядывали, как лежат в гнезде маленькие-маленькие, пёстренькие яички.

Случалось иногда, что мать, наскучив нашим любопытством, бросала гнездо: тогда мы, увидя, что несколько дней птички в гнезде нет и что она не покрикивает и не вертится около нас, как то всегда бывало, доставали яички или всё гнездо и уносили к себе в комнату, считая, что мы законные владельцы жилища, оставленного матерью.

Когда же птичка благополучно, несмотря на наши помехи, высиживала свои яички, и мы вдруг находили вместо них голеньких детёнышей, с жалобным тихим писком беспрестанно разевающих огромные рты, видели, как мать прилетала и кормила их мушками и червяками... Боже мой, какая была у нас радость!

Мы не переставали следить, как маленькие птички росли, перились и наконец покидали своё гнездо.



Прочтите название рассказа. Кто автор этого произведения? Рассмотрите иллюстрации к нему.

Как вы думаете, о ком это произведение?


О чем это произведение? Что делали ребята, заметив гнездо птиц? Как ребята наблюдали за птицей? Что происходило, когда птица покидала гнездо? Когда ребята испытывали радость? Как вы относитесь к поступкам ребят? Почему нельзя трогать и разорять птичьи гнезда? Можно ли шалость детей считать просто помехой? Прочтите зашифрованные слова: цасини хвостгокари ровобей казорь лубьго трягузсока


Однажды слон, лиса, Уж, ёж, сова, удод, Чиж, грач, кабан, коза, Бизон, барсук, енот, Акула, крот и … Но Должны найти вы сами,

Кто с ними был ещё.) Сошлись в большом вигваме .


С какими произведениями мы познакомились на уроке? Что нового вы узнали о еже? Что вы узнали о лисице? Дайте характеристику этим животным. Внимательно ли вы читали рассказ Д. Хармса?


Я всё понял.

Я молодец!

Мне скучно и

не очень

интересно.