Гамма до мажор на гитаре табы. Проигрывание в темпе. Правая рука при исполнении гамм

Твоя скорость игры на электрогитаре достигла восьмидесяти ударов в минуту. Нет? Вернись к предыдущему уроку. Если же это так, тогда вперед!

Что такое гаммы? Если очень сильно упростить, то гаммой можно назвать ряд звуков, расположенных в строго определенной последовательности полутонов, тонов, а иногда и больших интервалов. О гаммах в контексте аппликатурного мышления очень подробно рассматриваются . В этом уроке мы будем их использовать как еще одну разновидность упражнений. Чем хороши гаммы? Во-первых , в них встречаются как внешний, так и внутренний штрихи. Во-вторых , боксы гамм перекрывают все шесть струн. В-третьих , они, как правило, являются зацикленными, что дает возможность играть одну гамму в течение продолжительного времени.

Гамм существует огромное количество. Но все они нам не понадобятся, так как этот урок направлен на развитие скорости, а не музыкального мышления. Я приведу только некоторые из тех, что можно использовать в своих песнях, оставив за бортом мелодические лады, гармонический минор, мажорную пентатонику, блюзовую гамму и многие другие.

Но в первую очередь я бы хотел немного рассказать о том как необходимо их играть и что представляют собой те аппликатуры, что ты видишь чуть ниже. Я получил немало вопросов на эту тему и осознал, что большинство новичков имеют весьма скудное представление о том что такое гаммы в принципе. Итак, горизонтальные линейки это струны, как ты понимаешь, вертикальные – лады. Кружки – соответственно ноты, которые следует играть. Ни в коем случае не следует принимать гамму за аккорд и пытаться взять все ноты одновременно. Начинай играть из нижнего левого угла слева направо (т.е. с самой толстой струны, из того места где лады шире). Затем поднимайся к более высоким струнам, заканчивая играть гамму в верхнем правом углу. Затем ты можешь вернуться к исходной ноте в строго противоположной последовательности. Если все еще непонятно – в конце урока ты можешь скачать Guitar Pro табулатуры всех гамм, которые здесь встретишь. Но помни, что данные аппликатуры можно с легкостью двигать вдоль грифа и гамма при этом не изменится, изменится лишь ее тональность. Так же не забывай о том, что все гаммы необходимо играть ПЕРЕМЕННЫМ ШТРИХОМ. Вниз-вверх-вниз-вверх! Да и о других правилах, рассмотренных в предыдущих уроках не забывай!

МИНОРНАЯ ПЕНТАТОНИКА

С минорной пентатоникой ты уже знаком из предыдущего урока. Здесь я приведу пять боксов этой гаммы в различных позициях. если ты присмотришься, то заметишь, что их можно сложить, как кусочки мозаики. В конечно счете это, то что ты должен видеть, глядя на гриф гитары - ноты, входящие в конкретную гамму, ее тонику на различных струнах и ладах, многовариантность того, как можно сыграть любой пассаж, который только может прийти тебе в голову. Над этими боксами тебе придется работать... всю твой жизнь. Не больше, не меньше. Ну, или по крайней мере, столько, сколько ты собираешься играть на гитаре.

Никогда не ограничивай себя игрой в одной позиции. Ты когда-нибудь видел, чтобы Зак Уайлд сыграл все соло, не перемещая руку вдоль грифа? Я тоже нет:)

ДИАТОНИЧЕСКИЕ ЛАДЫ

Дальше - больше! Ниже представлены пять боксов диатонических семиступенных ладов. Первый - миксолидийский мажор , часто используемый Джоном Петруччи в его прогрессивных темах. Далее идет минорная гамма (эолийский минор) . Среди роковых и металюжных соляков она по праву занимает второе место. Прочувствуй ее мрачную, средневековую атмосферу.

На третьем рисунке - локрийский лад . Если сыграть его от второй ступени, получится ионийский (натуральный мажор) мажор . Хочешь сочинить нечто бодрящее, веселое. Возможно эпическое или пафосное? Тогда используй именно его. Старайся играть по правилу один палец - один лад (в случае с боксом натурального мажора это не сложно). На четвертом боксе ты видишь дорийский минор - еще один фаворит олдскульных рок гитаристов. И, наконец, на пятом боксе изображен фригийский минор , отличающийся от обычного всего одной ступень - второй пониженной, но зато какую атмосферу придает она ему! Сыграв его от этой самой второй ступени, мы получим лидийский мажор . Эту гамму ты мог слышать в произведениях Джо Сатриани.

Еще раз перечислю гаммы и способ их получения на основе натурального мажора. Итак!

1. Ионийский мажор строится на первой ступени натурального и, соответственно, идентичен ему.

2. Дорийский минор строится на второй ступени натурального мажора.

3. Фригийский минор - на третьей ступени натурального.

4. Лидийский мажор - на четвертой.

5. Миксолидийский мажор - на пятой.

6. Эолийский (натуральный минор) - на шестой

7. Локрийский лад строится на седьмой ступени натурального мажора.

Вот она, аппликатурная сетка, на которой ты можешь видеть все гаммы одновременно. Черной точкой обозначена тоника ионийского мажора. Присмотрись и отыщи для себя визуально приведенные выше боксы.

На приведенном выше рисунке подписаны четыре ступени ионийского мажора - седьмая, первая, третья и четвертая. Остальные отыскать, как ты понимаешь, совсем не трудно. Но это уже тема совсем другого раздела .

До этого ты играл все упражнения шестнадцатыми. По четыре ноты на каждый удар метронома. Но необходимо учиться играть также и триолями. Для этого мы будем использовать гаммы, расположенные по принципу три ноты на струне. Первый бокс это бокс фригийского минора, следующий - бокс лидийского мажора, затем - бокс миксолидийского и т.д. Для расчета скорости пользуйся следующей формулой. Скорость на которой ты собирался играть раздели на три и умножь на четыре . Ты получишь скорость для восьмых триолей. Скажем, ты собирался играть на скорости в 60 УВМ. 60:3*4=80 УВМ - искомая скорость для игры триолями. Играй по три ноты на каждый удар метронома.

Как видишь, первый бокс затрагивает открытые струны. Просто сдвинь его вправо. Я уже говорил, что гамма при этом не меняется, меняется лишь тоника. Этих последних гамм "по три ноты на струне" нет в табах, я уверен, ты понял принцип. А если нет - еще раз присмотрись к тем гаммам, что есть, сравни табы и рисунок, проанализируй. Развитие невозможно без этого. Ни одно пособие и ни один учитель не научит тебя играть, если ты не будешь учиться сам.

Здесь, пожалуй, пришла пора остановиться. Включай метроном, разучивай один из вариантов какой-либо гаммы и начинай заниматься. В следующем уроке жду тебя после того как ты сможешь играть ВСЕ гаммы на скорости 100 УВМ. Удачи!

Гамма - это последовательность звуков внутри октавы, идущая от основного тона через определенные интервалы. Теперь пояснение.

Октава - это часть звукового ряда, состоящая из 7 основных и 5 альтерированных нот.

Основной тон - это главная нота гаммы, от которой строится гамма и которой она заканчивается.

Интервалы - имеется ввиду интервалы в тон или полутон. На гитарном грифе 1 лад - это полутон.

Повышение ноты на половину тона - это смещение на 1 лад в сторону корпуса гитары.

Понижение ноты на половину тона - это смещение на 1 лад в сторону головки грифа.

Для чего нужны гаммы? Гаммы были придуманы для развития техники игры на музыкальном инструменте. На каком бы вы ни училмсь играть инструменте, вам придётся играть гаммы - без этого обучение будет иметь меньшую эффективность. Гаммы обладают следующими особенностями:

  1. Развивают растяжку пальцев левой руки
  2. Развивают чувство грифа у левой руки
  3. Развивают в правой руке независимость действий пальцев
  4. Развивают слух
  5. Развивают чувство ритма

Особенности игры гамм

Любую гамму нужно играть не просто так, а соблюдая ряд правил:

  • в правой руке играть нужно обязательно чередование пальцев: указательный-средний, лучше всего способом игры с опорой, когда палец ударяет по струне и упирается в следующую, идущую выше струну;
  • играть нужно громко и чётко;
  • между соседними звуками нужно стремиться делать одинаковые промежутки;
  • пальцы левой руки должны прижимать струну как можно ближе к ладовым порожкам, так как это развивает растяжку;
  • палец правой руки должен извлекать звук одновременно с постановкой на лад пальца левой руки, и ни в коем случае не через паузу после того как поставили палец на лад;
  • нужно постараться придать игре гаммы динамическую окраску, как будто это простое музыкальное произведение;

Как играть гамму

Гамму можно играть по-разному. Можно играть медленно, продумывая каждое действие левой и правой рук, можно играть её на скорость. Можно играть гамму триолями. Как вы уже читали, нужно всё время чередовать удары указательным и средним пальцем правой руки. Каждый третий удар можно выделять, то есть будет так: ТАМ-там-там-ТАМ-там-там... Это очень хорошо развивает независимость действий пальцев правой руки, ведь каждый третий удар приходится на разные пальцы. Но при этом важно следить за скоростью игры - она не должна меняться.

Какие бывают гаммы и как их построить

Каждая гамма имеет свое название. Называется она по имени ноты, от которой строится. Например есть гамма СОЛЬ мажор или к примеру ДО минор. Если гамма начинается с ноты СОЛЬ, то она и должна закончиться нотой СОЛЬ и никак иначе.

Мажорные гаммы строятся по такому принципу: берётся начальная нота, пусть будет нота СОЛЬ, и затем от неё по закону построения мажорной гаммы строится гамма. Закон построения - это определённая последовательность промежутков между нотами гаммы.

Минорные гаммы строятся по такому же принципу, что и мажорные, только закон построения для них будет выглядеть уже иначе.

Гамма ля-минор – это одна из двадцати четырех гамм, которую необходимо знать каждому гитаристу. Она находится внутри тональности ля-минор, и знание нот из нее позволяет свободно импровизировать внутри нее. По сути, это семь нот, идущих друг за другом в определенной последовательности, которые и составляют тональность.

Зачем учить позиции гаммы Ля-минор?

Во-первых, для импровизации. Любая соло-партия это в первую очередь игра нужных нот, которые как раз и берутся из гамм. Кроме того, зная нужные боксы и позиции, вы гораздо легче сможете писать музыку, сочинять , подбирать аккорды к своим и чужим композициям. Вам гораздо проще будут даваться интересные аранжировки, а также создание многослойной и интересной музыки.

До этого мы уже давали такую инструкцию, и, в целом, ничего не поменялось с того самого времени. Она все так же состоит из четырех основных пунктов, которые крайне желательно соблюдать, чтобы прогресс вашей игры шел, и вы росли как музыкант.

Ля-минор – это тональность, параллельная до-мажор. Простым языком это означает, что они содержат в себе одни и те же ноты, которые можно использовать в обеих тональностях. Поэтому самый простой способ построить позицию ля-минора – это взять , и сыграть ее от ЛЯ. У вас должно получиться A B C D E F G A. Если объяснять более комплексно, то вам нужно просто применить стандартную схему построения гаммы – тоника-тон-полутон-тон-тон-полутон-тон-тон. Это работает ко всем минорным позициям.

Гамма Ля-минор натуральный вид в 5-ти позициях с табами и аппликатурами

Натуральный вид означает, что в этих позициях есть только полные ноты гаммы, без изменений и модуляций.

Аппликатура гаммы Ля-минор на гитаре

Ниже представлены пять позиций, от которых можно отталкиваться, играя в данной тональности. Обратите внимание, что они могут идти не от тоники, однако все равно составляют гамму.

1 позиция

Эта гамма начинается от 7-го лада и спускается вниз по струнам до 10-го. Точкам на рисунке показано, какими пальцами зажимать лады для грамотной игры. Обратите внимание, что данную схему можно так же перенести на другие позиции, и ничего не изменится для вас.

2 позиция

Вторая позиция переходит из первой – теперь первая нота находится на 10-ом ладу – там же, где заканчивалась первая гамма. Запомните этот момент, поскольку так вам будет гораздо проще запоминать все позиции.

3 позиция

Вы спустились по всей октаве грифа, поэтому теперь перейдем к его началу. Данная позиция играется от нулевого лада. Схема остается точно такой же, какой она была до этого.

4 позиция

Этот бокс играется от третьего лада, и спускается до пятого. Вы можете перенести схему ниже, и ничего для вас не изменится. Между этой и первым боксом остается ровно одна позиция.

5 позиция

Последний бокс, который идет от 5-го по 7-ой лад. Вы можете обратить внимание на то, как последние ноты более высоких по грифу позиций становятся первыми для более низких. Это стоит держать в голове, потому что в процессе импровизаций запомнить их таким образом гораздо проще.

Гармоническая гамма Ля-минор 5-позиций

Гармоническую гамму так же называют «Восточной». Она содержит в себе арабские мотивы, которые можно использовать для того, чтобы разнообразить свои композиции. Разница в том, что здесь повышается седьмая ступень на полутон, в данном случае – G#, или Ab. То есть в гамме вы играете G# вместо G. За счет этого смещения вы сразу заметите отличие в звучании.

1 позиция

Эта позиция начинается так же с 7-го лада, однако разница в том, что вы также зажимаете дополнительный лад перед нотой Ля – то есть на 6-ом ладу четвертой струны, и на 9-ом ладу второй.

2 позиция

Точно так же – начинается бокс с того же самого лада, но новые ноты звучат на одиннадцатом ладу пятой струны и тринадцатом третьей струны.

3 позиция

Он точно так же начинается с нулевого лада, но добавляются новые ноты. Они расположены на 4-ом ладу шестой струны и 1-ом ладу третьей.

4 позиция

Эта позиция гармонической гаммы начинается с 4-го лада вместо 3-го. Здесь также добавляются новые аппликатуры и смещаются ноты на первой и шестой струнах.

5 позиция

Последняя позиция начинается также с 5-го лада. В ней добавляются новые ноты – 6-ой лад четвертой струны и 4-ый лад первой. Так же убираются ноты на первых двух струнах 8 лада.

Упражнения для игры гаммы Ля-минор

Ниже представлен список упражнений, которые позволят вам отработать позиции и лучше запомнить, откуда и как они начинаются. Кроме того, это разовьет скорость ваших пальцев. Для того, чтобы эффективнее разучивать их, вам следует научиться , поскольку упражнения сделаны именно в ней.

Первое упражнение

Первое упражнение начинается с восьмого лада и задействует четыре струны. Вы постепенно спускаетесь по ним, разыгрывая один и тот же паттерн внутри гаммы. Обратите внимание на то, что ноты везде шестнадцатые – поэтому важно подобать удобный для вас темп.

Второе упражнение

Эта схема начинается от десятого лада четвертой струны, то есть, по сути, его можно совместить с занятием выше. Оно играется переменным штрихом и постепенно поднимается по грифу.

Третье упражнение

Оно очень похоже на первое упражнение, однако задействует сразу все струны. Оно так же начинается с восьмого лада и повторяет примерно одинаковый паттерн, потихоньку спускаясь вниз.

Четвертое упражнение

Последнее упражнение потребует большей координации. В данном случае удары идут через струну, поэтому вам требуется не задевать незадействованные лады. Потренируйтесь играть его сначала медленно, постепенно увеличивая темп.

Играйте гаммы под метроном. Это привьет вам чувство ритма и ровной игры.

Упражняйтесь хотя бы час в день, ищите другие упражнения в интернете.

Попробуйте комбинировать описанные выше задания между собой, проигрывая их без остановки.

Начинайте с медленного темпа, если вы чувствуете, что что-то не получается, и вы играете грязно или не попадаете в удары метронома.

Все гаммы для гитары с аппликатурой Андреса Сеговии

Зачем играть гаммы на гитаре

Величайший гитарист XX века Андрес Сеговия в отличие от многих гитаристов не написал школы игры на гитаре и издал только краткое пособие «Моя книга для начинающих». Гитарист, поднявший гитару до пика её популярности, видимо считал, что все труды по овладению исполнительским искусством на этом инструменте уже изданы и потому только дополнил их изданием мажорных и минорных гамм для гитары. Не удивительно, что Сеговия обратил особое внимание именно на гаммы. Для такого гитариста мирового уровня как Андрес Сеговия это та база, на которой основано всё его техническое совершенство исполнительства на гитаре. Сеговия отмечал, что гаммы это наилучший путь к достижению технической свободы и разнообразию звучания. Он указывал на то, что гаммы позволяют решить технические проблемы за максимально короткое время и при этом исправить постановку рук и выработать независимость и пластичность пальцев. Своим ученикам он настойчиво советовал при исполнении гамм обращать внимание на качество извлекаемого звука, добиваясь плотного и ровного звучания. Сеговия говорил, что час работы над гаммами даёт большее превосходство, чем многочасовая игра упражнений. Итак осталось подытожить выше сказанное:

1. Исполнение гамм даст Вам полное представление о расположении нот на грифе и поможет их запомнить.
2. При проигрывании гамм у Вас выработается синхронность правой и левой руки.
3. Гаммы помогут развить точность при смене позиций левой руки и дадут верное представление об аппликатуре.
4. Разовьёт независимость, силу и беглость пальцев обеих рук.
5. Заставит Вас думать об экономии движений пальцев и правильности постановки рук для достижения беглости.
6. Поможет в развитии музыкального слуха и чувства ритма, а так же максимально быстрого достижения технической свободы в исполнительстве.

Аппликатура и позиции

Для тех, кто не имеет представление о нотной грамоте здесь представлены табы двух гамм, но не смотря на то, что есть табулатуры аппликатуру пальцев левой руки всё равно придётся смотреть в нотах, так как в табах представлены только лады на которых прижимаются струны. Теперь выясним что же такое аппликатура. Аппликатура это наиболее удобный выбор пальцев при игре на гитаре. Правильная аппликатура это оптимально удачный выбор при котором легко и плавно осуществляются переходы из позиции в позицию позволяя кисти и пальцам руки двигаться естественно без каких либо лишних (мешающих) движений. Позицией называется положение руки на грифе гитары. Принято считать номер позиции по положению на грифе указательного пальца. Наверно самым ярким и понятным примером может служить приём барре на гитаре. Если мы берём аккорд Fm барре на первом ладу, то это считается первая позиция, аккорд Gm аккорд на третьем ладу считается третьей позицией.

Как играть гаммы на гитаре

Умение правильно играть гаммы многократно повышает темп освоения технической стороны инструмента. Не стоит думать, что наращивать техническое совершенство можно исполняя эти горки нот в предельном темпе. Формула «Я играю быстро – я супер» здесь не подходит. Я специально давал полную свободу своим ученикам в исполнении гамм, после чего просил их сыграть в определённых размерах, то есть именно так как эти пассажи будут встречаться в музыке. Некоторые из них при исполнении в определённом размере начинали даже забывать последовательность нот. Это говорит о том, что гаммы следует играть на 2/4, 3/4, 4/4, а также триолями. При исполнении гамм в разных размерах вам придётся делать определённые акценты на сильные доли такта, что придаёт исполняемым пассажам ровность. Многие гитаристы для достижения ровности играют гаммы так: восьмая с точкой шестнадцатая и потом наоборот шестнадцатая восьмая с точкой, после чего играют ровно.

Более подробное описание исполнения гамм в разделе , где более подробно описываются движения пальцев на примере исполнения гаммы до мажор.


Здравствуйте уважаемые читатели блога . Гаммы исполняются на музыкальном инструменте по двум основным причинам. Первая и наиболее очевидная состоит в развитии техники, оттачивании координированных действий обеих рук, увеличении скорости игры и сохранении постоянной громкости и .

Другая причина исполнения гамм заключается в практическом применении . Это можно сравнить с использованием для понимания .

Мажорная гамма

И каждой тональности содержат все ноты, используемые в этой тональности.

Эти гаммы должны отрабатываться как , так и , сначала пальцами m и i, а затем пальцами i и m. Кроме того, эти гаммы также должны исполняться пальцами а и i, а затем i и а.

Гармоническая минорная гамма

Гармоническая гамма до-минор переходит в шестую позицию (VI) на четвертом счете первого такта для удобства исполнения ее указанными пальцами. Хотя мы и не рассматривали эту позицию, указанные пальцы и номера струн делают ее достаточно понятной. Единственная непривычная нота в этой позиции - А# (ля-бемоль) на девятом ладу.

Во втором такте Bb (си-бемоль) поднимается на полутон до В (си) в соответствии с гармоническим требованием о том, что седьмая нота должна быть на полутон ниже тоники. В минорных тональностях это делается с помощью вспомогательного знака, поскольку их знаки при ключе аналогичны знакам соответствующей мажорной тональности.

Мелодическая минорная гамма

Мелодическая минорная гамма, как предполагает ее название, используется в основном для мелодического (или линейного) аспекта музыки. Главная причина в том, что ее интервалы исполнить легче, чем те же интервалы гармонической минорной гаммы.

В представленной гамме осуществляется плавное движение вверх и вниз с большой , тогда как в гармонической минорной гамме присутствует малая терция между шестой и седьмой ступенями.

Во избежание этого скачка на малую терцию в мелодической минорной гамме при движении вверх используются иные ноты, чем при движении вниз.

Гаммы в две октавы

Теперь мы переходим к гаммам, охватывающим две октавы. Ниже показаны гаммы соль-мажор, соль-минор гармоническая и соль-минор мелодическая. Эти несколько более длинные гаммы потребуют от вас чуть больше времени для тщательного их изучения, но старания ваши не пропадут даром, так как их рисунок может быть перенесен вверх по грифу для исполнения гамм в различных тональностях. Так, перенеся гамму соль-мажор вверх на четвертую позицию (IV), вы получите гамму ля-мажор.

Хроматические гаммы

В хроматической гамме, которая не принадлежит к какой-либо определенной тональности, используется каждый полутон октавы. Ее название происходит от греческого слова «хрома», которое означает «цвет», и под ним подразумевается, что, поскольку в гамме участвует каждая нота, она обретает более яркое и красочное звучание, нежели те гаммы, которые привязаны к определенной тональности.