Эссе музыкального руководителя рябовой с.в. «моя педагогическая философия. Эссе «Я музыкальный руководитель

Эссе на тему «Мой выбор»

участника муниципального конкурса «Эстафета педагогического мастерства» среди специалистов дошкольных образовательных учреждений

Сидоровой Татьяны Владиславовны, музыкального руководителя Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Центр развития ребёнка - детский сад»

«Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу

крыльями, способствует полету воображения;

музыка придает жизнь и веселье всему существующему…

Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного».

Платон

Преподавателем музыки я мечтала стать с детства: всех своих подруг познакомила с нотной грамотой и учила играть на фортепиано. Сколько я себя помню, я всегда развивала организаторские способности: организовывала массовые игры во дворе, агитировала знакомых и друзей участвовать в различных конкурсах и фестивалях, а также все лето проводила в пионерском лагере. Но, не смотря на все это, мой путь к профессии музыкального руководителя был долгим, хотя педагогика сопровождала всю мою жизнь: я работала учителем музыки в школе, а затем и в ДШИ. Практика была полноценной: я освоила все тонкости ремесла.

Не знаю, были ли это происки судьбы, семейные обстоятельства (рождение сына) или зов сердца, но вот я - музыкальный руководитель в детском саду. Я вспоминаю, как меня всегда пугала мысль: «Как страшно нести ответственность за такое количество маленьких детей?». Но, на удивление: все было не так страшно. Я не думала, что мне будет так комфортно в окружении малышей. Я с легкостью влилась в коллектив, чувствуя поддержку от коллег.

Каждый день, приходя на работу, я вижу детские горящие глаза, которые ждут от меня праздника, сюрприза, сказки. Я из тех людей, которые считают, что жизнь - движение, и нужно идти вперёд, ничего не боясь: мне хочется, чтобы мои воспитанники приходили ко мне на занятие, ловили каждое моё слово, следили за каждым моим движением, слушали меня с широко распахнутыми глазами. А этого добиться не так уж просто: нужно очень много знать, много читать, искать, отвергать ненужное, снова находить. А самое главное, надо много работать над собой. Профессия музыкального руководителя требует колоссального труда: иногда приходится забыть о себе, своей личной жизни, и полностью посвятить себя творчеству и детям. Для меня каждый день начинается не с утра, а с позднего вечера, когда после очередного рабочего дня, закончив все домашние хлопоты, я приступаю к планированию работы на следующий день: атакуя Интернет, просматриваю множество танцев, слушаю бесконечное количество песен, составляю подходящую игру, проигрываю мысленно каждое занятие.

Мои воспитанники подрастают, поступают в ДШИ и различные творческие объединения, музыка воодушевляет и вдохновляет их по-прежнему - значит, мои труды не были напрасны. И я не зря отдала предпочтение этой профессии.

Музыкальный руководитель! Какая удивительная профессия!
Хороший музыкальный руководитель в детском саду – это доброжелательная атмосфера, счастливые дети; радость и детей, и взрослых от совместных переживаний на праздниках, развлечениях, нетрадиционных занятиях, от активного взаимодействия в театрализованных играх, фольклорных действиях.
В детском саду невозможно работать без любви к детям. Я люблю своих дошколят. Люблю их восторженные глаза, их задорный смех, открытые улыбки, неподдельную любознательность. Люблю бойких и скромных, веселых и серьезных, самостоятельных и неуверенных, - всех тех, кому необходимо мое внимание.
Кто сказал, что быть музыкальным руководителем очень легко. Спел, станцевал, сыграл на музыкальном инструменте и на этом всё, вроде бы не так трудно, но есть много но. Что бы стать «продолжателем» прекрасного в мире музыки нужно пройти нелегкий труд. Освоить инструмент, научиться чувствовать музыку всей душой, выражать игрой на музыкальных инструментах чувства произведений их характер и содержание, рассказывать о музыке и это не весь перечень умений и знаний. А так как я являюсь музыкальным руководителем в ДОУ, то эта работа сложна в двойне.
Дошколята, очень пытливый маленький «народ», они требуют всего нового, интересного и эмоционального. При этом нужно самой стать ребенком и научиться выражать музыку на их «детском музыкальном языке», погрузиться в их детский мир переживаний и пониманий всего окружающего.
Но и у этих малышей, можно научиться многому и очень интересному.
Я молодой специалист и считаю что, успешный музыкальный руководитель это очень нелегкий труд. Ведь нужно быть не только исполнителем, но и режиссером, сценаристом, костюмером, организатором. Необходимо повышать свой уровень профессионализма, так как дети идут в ногу со временем, у них есть большая возможность получить знания из разных источников информации – это и телевизор, компьютерные технологии, радио, книги, общение со взрослыми и сверстниками, но большое влияние имеют компьютерные технологии и мне как музыкальному руководителю, а музыка не остановилась на Шопене и Бахе, и игре на музыкальном инструменте, необходимо использовать эти возможности, чтобы дети прониклись любовью к классической и современной музыке.
Я использую различную методику в процессе непосредственно образовательной деятельности. Это и вокалотерапия, танце терапия, здоровьесберегающие технологии, логоритмические и логопедические упражнения, музыкально-дидактические игры, рисование и это не весь перечень деятельности. И все это требует огромной подготовки и умение передать все детям.
Почему я музыкальный руководитель?
Пусть моя работа очень тяжелая, но в ней есть большой плюс, мне некогда считать свои года, я как батарейка, которую заряжают дети своим смехом, энергией, улыбками и желанием познавать всё. Мне очень приятно и радостно, когда на моих глазах ребенок раскрывается и становится маленьким «артистом», он с большим желанием бежит на мои музыкальные занятия и взахлёб просит сыграть, станцевать или спеть. Пусть они не станут великими артистами и не запоют как соловьи, мне приятно осознавать, что я приобщила их к миру прекрасного, живого и эмоционального, ведь сколько нужно приложить стараний, чтобы понять этот «музыкальный мир». Ведь мы – педагоги, воспитываем личность, закладывая в ребенка все самое прекрасное. Подтверждение этому я нахожу в мудрых словах В.А. Сухомлинского: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а воспитание человека».

«Все виды искусства служат величайшему из

искусств – искусству жить на земле!»

Б. Брехт.

Профессия музыкального руководителя даёт уникальную возможность соприкасаться с одним из величайших творений человека – музыкой. Именно ей дана власть заставлять наши сердца радоваться и грустить, восхищаться и переживать. Музыка облагораживает, делает чище нравственную сторону человека. «Музыкальный человек» всегда ценился в обществе во все времена. Это человек духовно богатый, творческий, способный творить добро, созидать прекрасное. И очень важно, что именно в дошкольном возрасте у человека в руках оказывается ключик от волшебной дверцы в мир красоты, несущей душе светлое, доброе, благородное. И, по моему мнению, миссия музыкального руководителя именно в этом и заключается – подарить ребёнку этот «волшебный ключик».

Первые впечатления от искусства, от людей, дарующих нам искусство, остаются в памяти человека надолго, порой на всю жизнь. В моей памяти до сих пор живут воспоминания о музыкальном руководителе моего дошкольного детства. Она казалась для меня таинственной волшебницей – доброй и красивой. А главное – она как сказочная фея день за днём всё больше приоткрывала мне дверцу в загадочный и чарующий мир музыки, завораживала моё воображение ослепительными музыкальными красками. Иногда, тайком от всех, я пробиралась в музыкальный зал, забиралась на, тогда слишком высокий для меня, стульчик возле «сказочного» музыкального инструмента, который взрослые называли фортепиано, открывала крышку инструмента и долго, осторожно нажимая на клавиши, слушала звуки. Эти звуки завораживали, будили во мне необъяснимые для меня тогда чувства, уносили в волшебный сказочный мир музыкальных красок… И, именно тогда, будучи совсем маленькой девочкой, сидя за первым в моей жизни фортепиано, я решила: - «Когда я вырасту большой, я тоже волшебнтцей…» Прошли годы, в моей жизни была и музыкальная школа, и музыкальное училище, и долгие годы педагогической практики. И вот я, состоявшийся музыкальный руководитель, и теперь сама дарю своим воспитанникам «волшебный мир музыки». Моя детская мечта сбылась. И никогда, за годы моей музыкально-педагогической практики, я не пожалела о выборе своей профессии.

Музыкальный руководитель – это не должность, это призвание! Невозможно научить любить и понимать то, чего не любишь и не понимаешь сам. Профессия, которую я выбрала, лишена рутины, однообразия и скуки. Она позволяет постоянно впитывать неисчерпаемую жизненную энергию, ощущать себя в постоянном движении, поиске, требует раскрытия внутреннего мира, даёт возможность раскрывать разносторонний творческий потенциал. Всё это я дарю своим воспитанникам. Я стараюсь, средствами музыки, способствовать становлению всесторонне развитой гармоничной личности, дать детям возможность рождения в них тех эмоций, чувств, которые бы заставляли их мечтать, думать, творить, сопереживать, помогали отличить прекрасное от «уродливого», хорошее от плохого.

Всё это требует огромной подготовки, каждодневного эмоционального настроя, постоянного повышения самообразования. Дошколята – пытливый «маленький народ». Они всегда требуют нового, интересного им, эмоционального. Поэтому, всегда приходится идти в «ногу со временем», искать новые методы, подходы, технологии. Этого требует и современная жизнь, и современное образование. Главная задача музыкального руководителя ДОУ развитие музыкальных способностей у детей. Я стараюсь научить их воспринимать и понимать музыку, различные виды искусства, научить петь, танцевать, научить самовыражению, умению проявлять свою неповторимую индивидуальность, творить прекрасное. В этих целях включаю в свою педагогическую практику такие инновационные методы и технологии, как: разработки Т. Т. Тютюнниковой – элементарное творческое музицирование; танцевально-игровая гимнастика «СА-ФИ-ДАНСЕ» Ж. Е. Фирилёвой, Е. Г.. Сайкиной; здоровьесберегающие технологии – подвижные музыкальные игры, динамические паузы, пальчиковые, дыхательные гимнастики, логоритмика. Моими приоритетными направлениями в работе по развитию музыкальных способностей у дошкольников является русский музыкальный фольклор, музыкально-театрализованная деятельность. На данный момент времени, в связи с современными образовательными требованиями, в режиме перехода работы на ФГОС ДО, использую в своей образовательной работе с детьми метод проектирования.

Конечно, роль музыкального руководителя, не ограничивается развитием музыкальных, творческих способностей детей. Средствами музыки формируется, активизируется и познавательная деятельность дошкольников, происходит становление социально-нравственной стороны будущей личности. Я стараюсь вложить в своих воспитанников основы человеколюбия, справедливости, любви и привязанности к близким людям, к родному краю, к своей Отчизне. В связи с этим, включаю в свою работу с детьми произведения, соответствующей направленности, как традиционные, так и не традиционные музыкальные досуги, праздники, развлечения, концертные программы: « День защитника Отечества», концерт ко Дню пограничника, ко «Дню матери», развлечения и праздники «Черлакская сторонка», «Масленица», «День народного единства», …. С этой же целью осуществляю сотрудничество с окружающей ДОУ социальной микросферой – общественными учреждениями культуры: местный краеведческий музей, школа искусств (концерты, экскурсии), «Дом детского творчества» (где дети получают возможность не только пообщаться со сверстниками, но и продемонстрировать свои знания, умения, артистические способности), с Домом культуры.

По моему мнению, музыкальный руководитель должен быть педагогом – универсалом. Он должен уметь ответить на все бесчисленные детские «почему?», уметь «разбудить» и поддержать в ребёнке желание через чувства, эмоции воспринимать окружающий мир, он и музыкант и психолог, певец и хореограф, костюмер и художник, сценарист и режиссёр-постановщик. Порою – трудно! Но, - это «стоит того»! Потому, что «необыкновенно» приятно в результате видеть в воспитанниках частичку своей вложенной работы. Очень тепло и радостно на душе, когда на твоих глазах ребёнок «раскрывается», становится «маленьким артистом», всегда с желанием стремится в музыкальный зал: он хочет петь, танцевать, играть, познавать, творить…

И пусть мои воспитанники не станут выдающимися композиторами или вокалистами, главное, что они вырастут настоящими людьми, умеющими думать, чувствовать, видеть прекрасное вокруг себя, людьми, способными дарить своё творчество, радость другим, приносить пользу родному краю, своему Отечеству – научатся величайшему из искусств – искусству жить на земле.


Засаднюк Людмила Васильевна

Борисова Гульниза Рашитовна, музыкальный руководитель МАДОУ Ембаевского детского сада «Родничок»

Тюменская область, Тюменский район, с. Ембаево

«Я - музыкальный руководитель!»
Я счастлива, когда смеются дети!
Когда в глазах струится радость, теплота.
Когда поют, играют, мир у них в ладошке,
Мир, полный света, чуда и добра!

В жизни каждого из нас наступает такой день, когда нужно выбирать свою дорогу. И от того каким будет этот выбор – зависит порой вся наша жизнь. Меня моя дорога привела в Детский сад. Уютное двухэтажное здание, дружный, открытый коллектив единомышленников, и много-много малышей. Так, 30 лет назад, началась новая страница в моей жизни: я - музыкальный руководитель детского сада.

Каждое утро я переступаю порог своего второго дома. Привычным жестом включаю свет в уже родном, просторном музыкальном зале. Тихо и пусто, но это ненадолго. Очень скоро все пространство заполнится шумными детскими голосами, я встречусь со своими пытливыми и любопытными воспитанниками. В этом зале проводятся и бодрые зарядки, и праздничные концерты, и теплые встречи с родителями, а самое главное, каждый день вместе с ребятами поют мои сердце и душа.

Вглядываясь в эти светлые детские глаза, я вспоминаю себя ребенком. В 5 лет была ужасно застенчивой и робкой девочкой, боялась публично выступать, но так этого хотела! С завистью смотрела на тех детей, которые солировали в танцах, пении. Размышляла и мечтала: «Я ведь тоже так хочу!» Но…увы… Однажды наш музыкальный руководитель Нина Федоровна вдруг предложила мне танцевать вместо заболевшей девочки. Помню, это был молдавский танец с бубнами. Какое счастье было для меня, маленькой девочки, и какой восторг я испытала я тогда! Яркая одежда, веселая музыка, казалось, только мне одной хлопали в ладоши! Когда мама пришла за мной в этот день, воспитатель похвалила: что у меня хорошее чувство ритма! И вот теперь, когда я сама музыкальный руководитель в детском саду, и каждый день встречаюсь со своими воспитанниками, я отмечаю, что среди активных выделяются «тихие» и застенчивые детки, но это не значит, что они не хотят или не умеют – просто пока они стесняются солировать. Поэтому я стремлюсь к тому, чтобы никто из них не сидел на стульях и не смотрел, как танцуют другие. Стараюсь так организовать нашу совместную деятельность, чтобы все дети принимали активное участие в музыкальном процессе. Я подбираю такой репертуар, чтобы предоставлялась возможность как можно больше детей организовать в инсценировках, в музыкальных играх, в танцах и песнях с движениями.

Мое желание выбрать профессию педагога и быть каждый день с детьми было, наверное, закономерным. Моя мама 40 лет проработала в школе учителем музыки, старшая сестра работает учителем начальных классов в той же школе, в которой когда-то преподавала моя мама и где училась я сама. Желание не прерывать семейную традицию, учеба в музыкальной школе, любовь к музыке и детям определили мой выбор: «Буду учителем музыки!» .

Моя мечта сбылась. Каждый день сажусь за пианино, из-под моих пальцев льется музыка, а на меня глядят тридцать любопытных детских глаз, которые снова и снова ждут путешествия в Мир Музыки.

Каждый мой рабочий день не похож на предыдущий. Быть музыкальным руководителем – это постоянный поиск чего-то нового, интересного, познавательного. С современными детьми нельзя быть педагогом «вчерашних знаний» . Мир быстро развивается, время идет вперед и чтобы быстро за ним поспевать, нужно вовремя интересоваться всеми проблемами маленького ребенка и искать то, что непременно его удивит и заинтересует.

Музыкальный руководитель – это не просто профессия, это звание, которое нужно пронести с достоинством, чтобы потом твои воспитанники помнили свои первые встречи с музыкой, как это помню я до сих пор. И прав тот мудрец, который сказал, что нельзя привить любовь к тому, чего не любишь сам. Главное предназначение музыкального руководителя состоит в том, чтобы донести красоту музыки до каждого малыша, чтобы он смог увидеть, понять и почувствовать через нее всю прелесть этого удивительного мира.

Труд настоящего учителя, педагога – это постоянная, порой изнурительная, вытягивающая здоровье и нервы работа. Приходится меньше уделять времени семье, своему ребенку, но с чем можно сравнить ту радость, когда малыш-несмышленыш, толком не умеющий еще разговаривать, напевает тебе свое «ля-ля-ля» ! И пусть они еще не выдающиеся певцы, танцоры и музыканты, но видеть, как на первом своем выпускном балу «галантные кавалеры» приглашают «прекрасных дам» на свой первый детский вальс…поверьте, словами этого не передать! Я, действительно горжусь за своих тех детей, уже повзрослевших, поющих и танцующих на сцене местного Дома культуры. Ведь первые навыки и умения они получили в детском саду, и я была причастна в обогащении их музыкальной культурой. Честное слово, порой я думаю, из-за этого стоит жить и работать!

Со стороны многим кажется, будто бы моя профессия сводится к игре на фортепиано и подпеванию детям на утреннике. Но это далеко не так! По сути «музыкальный руководитель» - это педагог - универсал. Он должен уметь ответить на все детские «почему» , уметь разбудить и поддержать желание общаться и воспринимать окружающий мир через чувства, эмоции. Он одновременно музыкант и певец, танцор и художник, скульптор и чтец, сценарист и режиссер праздников.

Я не только учу детей, но и сама способна учиться у своих дошколят. Мне очень нравится высказывание мудрого Конфуция: «Учитель и ученик растут вместе» .

Мои маленькие воспитанники учат меня:

  • жизнерадостности (разве можно прийти на занятие в плохом настроении?)
  • подвижности, спортивности (если надо, догоню! И долой лишний вес!)
  • сдержанности (ни при каких обстоятельствах не повышать голос)
  • тактичности (у каждого свой характер, да еще какой!)
  • терпению (ну когда же ты поймешь, это нота «до» , а не «ре» )
  • чувству юмора (ох, и посмеемся вместе!)
  • оптимизму (мы еще повоюем!) .

Я стремлюсь к тому, чтобы на моих занятиях и праздниках детям было всегда интересно, чтобы при каждой нашей встрече они открывали для себя что-то новое, полезное и запомнили это надолго. И если спросят меня, что ты хочешь сделать для своих детей в первую очередь, я отвечу: буду и дальше доставлять музыкальными занятиями удовольствие и радость детям, делать их жизнь красочнее и счастливее! А поможет мне в этом музыка. Это и есть моя главная цель, а может быть даже и МИССИЯ.

Эссе музыкального руководителя

«Я, музыка и дети»

Надежда Медведева

Музыка воодушевляет весь мир, снабжает душу крыльями, способствует полету воображения;

музыка придает жизнь и веселье всему существующему.

Ее можно назвать воплощением всего прекрасного и всего возвышенного.

Я работаю музыкальным руководителем . А что значит музыкальный руководитель в детском саду ? Сколько новых способностей раскрыла во мне эта профессия! Специальность музыкального руководителя уникальна тем , что в ней объединены разные профессии : музыкант и художник , сценарист и режиссёр, костюмер и актёр, гримёр и звукооператор. Он занимается дизайном музыкального зала , пишет сценарии, проводит многочисленные праздники. А сколькими видами деятельности необходимо овладеть в процессе музыкального и общего развития детей : это слушание музыки , пение, музыкально - ритмическая деятельность, театрализация, игра на музыкальных инструментах . Мой многолетний опыт позволяет мне сделать вывод о том, что работа с детьми во всех этих видах деятельности, безусловно, предполагает творчество самого педагога, без которого невозможно представить и творческое развитие детей. Словом, от того насколько ты интересен, профессионально - грамотен, талантлив, во многом зависит музыкальное и творческое развитие детей, атмосфера радости в детском саду.

Каждый день, проведённый с детьми, побуждает меня к поиску новых идей, стимулирует к повышению уровня мастерства, чтобы в дальнейшем наслаждаться результатом своих достижений и радоваться успехам воспитанников.

Ежедневно, собираясь на работу, невольно задаёшь себе вопросы : Что ждёт меня сегодня? Как встретят и оценят меня малыши? Как пройдёт разучивание нового танца со старшими воспитанниками? Удачно ли пройдёт репетиция музыкального спектакля с участием старших воспитанников и педагогов? Ответы на все эти вопросы я получаю уже в процессе работы или в конце рабочего дня. Иной раз, самостоятельно найти ответы на возникшие вопросы не удаётся, тогда я прибегаю к помощи коллег, ищу ответы в литературе, тем самым, повышая своё самообразование, что является непременным условием профессионального роста любого педагога.

В современной системе образования, повышение квалификации каждого педагога, овладение им новейшими педагогическими технологиями и методиками, является важным этапом в течение всей его деятельности. Педагогом с большой буквы, может называться только тот человек, который постоянно учится и повышает свой профессиональный уровень. Музыкальный руководитель учится всю жизнь , развивая и совершенствуя свой профессиональный опыт и щедро делясь им с коллегами, единомышленниками, родителями.

Размышляя о своей профессии, я пришла к выводу, что я стою у истоков зарождения личности ребёнка. От меня зависит, поможет ли музыка развить лучшие качества его личности : душевную чуткость, умение ощущать гармонию окружающего мира, доброту, восприимчивость к прекрасному. Надолго остаются в памяти первые встречи с малышами, кода они ещё впервые пришли в детский сад. В этот трудный адаптационный период для ребёнка необходимо спланировать музыкальную деятельность таким образом, чтобы, забыв огорчения и разлуку с близкими ему людьми, он смог погрузиться в атмосферу радости, восторга. В наш современный век компьютеризации, инноваций, усовершенствования программ и требований к ним, в детский сад приходят совсем другие малыши : современные, развитые, активные, но есть то, что объединяет детей прошлых лет и современных малышей – это желание чувствовать любовь, заботу, ласку со стороны взрослого человека, который в данный момент заменяет ему маму! И это чувство несу на протяжении многих лет моей работы.

В постоянном поиске новых открытий для себя и своих воспитанников в волшебный чудесный мир музыки , незаметно летит время. Смотришь, а твои малыши уже выросли, и готовы «встать на крыло» . На выпускном вечере я испытываю радость за то, что дети повзрослели , гордость, за то, что музыка стала частью их жизни, грусть, потому что расставание – это всегда грустно, а тем более, если расстаёшься с полюбившимися тебе непоседами. Но в большей степени я испытываю удовлетворение от своей профессии.

Я убеждена, что профессия музыкального руководителя самая лучшая на свете! Музыкальный руководитель – это человек , который вселяет в душу ребенка надежду и уверенность в собственных силах, помогает девчонкам и мальчишкам в дальнейшем добиться успеха. Какое счастье осознавать, что в моей профессии воедино соединены два самых больших чуда, на мой взгляд, - Дети и Музыка !