Добужинский мстислав валерианович краткая биография. Художник мстислав добужинский и художник алексей васильев. В Европе и США

Цитаты известных авторов о науке. Цитаты умных людей о науке и технике

Факты в науке - то же, что опыт в общественной жизни.

Ж. Бюффон

У науки имеется собственная специфическая логика развития, которую весьма важно учитывать. Наука всегда должна работать в запас, впрок, и только при этом условии она будет находиться в естественных для нее условиях.

С. И. Вавилов

Когда наука достигает какой-либо вершины, с нее открывается обширная перспектива дальнейшего пути к новым вершинам, открываются новые дороги, по кото­рым наука пойдет дальше.

С. И. Вавилов

Нельзя быть настоящим математиком, не будучи немного поэтом.

К. Вейерштрасс

Придет время, когда наука опередит фантазию.

Жюлъ Берн

Научная гипотеза всегда выходит за пределы фактов, послуживших основой для ее построения.

В. И. Вернадский

Научное мировоззрение, проникнутое естествозна­нием и математикой, есть величайшая сила не только настоящего, но и будущего.

В. И. Вернадский

Чтоб удивиться, достаточно одной минуты; чтобы сделать удивительную вещь, нужны многие годы,

Я. Гельвеций

Трудных наук нет, есть только трудные изложения.

А. И. Герцен

Наука - сила; она раскрывает отношения вещей, их законы и взаимодействия.

А. И. Герцен

Наука требует всего человека, без задних мыслей, с готовностью все отдать и в награду получить тяже­лый крест трезвого знания.

А. И. Герцен

В науке нет другого способа приобретения, как в поте лица; ни порывы, ни фантазии, ни стремления всем сердцем не заменяют труда.

А. И. Герцен

Человек должен верить, что непонятное можно понять.

И. Гёте

Для того, чтобы какая-нибудь наука сдвинулась с места, чтобы расширение ее стало совершеннее, гипотезы необходимы так же, как показания опыта и на­блюдения.

И. Гёте

Что иосится в воздухе и чего требует время, то может возникнуть одновременно в ста головах без всякого заимствования.

И. Гёте

Гипотезы - это леса, которые возводят перед зда­нием и сносят, когда здание готово; они необходимы для работника; он не должен только принимать леса за здание.

И. Гёте

Право ученого - свобода, а его обязанность - прав­дивость.

Л. Гиршфельд

В науке необходимо одновременно и верить, и сомне­ваться.

Л. Гиршфельд

: В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их; в морали надо хорошо помнить ошибки, чтобы не повторять их.

Василий Ключевский :
Науку часто смешивают со знанием. Это грубое недоразумение. Наука есть не только знание, но и сознание, то есть уменье пользоваться знанием как следует.
Томас Гоббс :
В науках мы ищем причин не столько того, что было, сколько того, что могло бы быть.
Фридрих Шиллер :
Для одного наука - возвышенная небесная богиня, для другого - дойная корова, обеспечивающая его маслом.
Майкл Фарадей :
Наука выигрывает, когда её крылья раскованы фантазией.
Лукиан :
Жизнь коротка, а наука долга.
Мишель де Монтень :
Наука - дело очень нелегкое. Наука пригодна лишь для сильных умов.
Мишель де Монтень :
Наука - великолепное снадобье; но никакое снадобье не бывает столь стойким, чтобы сохраняться, не подвергаясь порче и изменениям, если плох сосуд, в котором его хранят.
Мишель де Монтень :
Наука - великое украшение и весьма полезное орудие...
Д.И. Менделеев :
Наука начинается с тех пор, как начинают измерять. Точная наука немыслима без меры.
Д.И. Менделеев :
Наука борется с суевериями, как свет с потемками.
М.В. Ломоносов :
Наука есть ясное познание истины, просвещение разума, непорочное увеселение жизни, похвала юности, старости подпора, строительница градов, полков, крепость успеха в несчастии, в счастии - украшение, везде верный и безотлучный спутник.
Леонардо да Винчи :
Наука – полководец, и практика – его солдаты.
С.П. Капица :
Попытки оформлять наиболее крупные достижения науки в качестве чьих-то открытий - это лишь способ удовлетворить самолюбие их авторов. На самом деле эти достижения принадлежат человечеству в целом.
Декарт :
Целью научных занятий должно быть направление ума таким образом, чтобы оно выносило прочные и истинные суждения о всех встречающихся предметах.

Искать по имени художника

Добужинский Мстислав Валерианович
1875–1957

ДОБУЖИНСКИЙ Мстислав Валерианович

График, живописец, иллюстратор, сценограф

Родился в семье артиллерийского офицера, потомка обрусевшего старинного литовского рода. В 1884–1886 учился в рисовальной школе Общества поощрения художеств, затем перевелся во второй класс 1-й петербургской гимназии. В 1887 отца перевели на службу в Кишинев, и мальчик жил там до 1889, до переезда семьи в Вильно.

После окончания Виленской гимназии в 1895 приехал в Петербург и поступил на юридический факультет Петербургского университета. В 1896 пробовал поступить в Академию Художеств, но его не приняли. Повторил попытку в 1901, но с тем же успехом.

Одновременно в 1897 посещал Центральное училище технического рисования барона А. Л. Штиглица, частную художественную школу Н. Д. Дмитриева-Оренбургского, а потом и Л. Е. Дмитриева-Кавказского. К этому же году относится дебют начинающего художника в журналах: он опубликовал два рисунка в «Стрекозе» и «Шуте».

В марте 1899 был исключен из университета за участие в политических студенческих волнениях, но через месяц восстановили. Летом окончил университет с дипломом первой степени. В том же году для получения профессионального художественного образования он отправился в Мюнхен, где занимался у А. Ашбе, а потом и у Ш. Холлоши.

Вернувшись в Петербург в 1901, изучал офорт и гравюру под началом В. В. Матэ. Провал экзаменов в Академию Художеств не помешал ему посещать академический класс профессора П. О. Ковалевского.

В 1902 стал членом объединения «Мир искусства», а в 1903 в связи с его распадом - Союза русских художников. Регулярно начал участвовать в выставках этих обществ своими графическими рисунками и городскими живописными пейзажами. Только за 1904 он написал более двадцати работ, посвященных видам Петербурга, Вильно, Новгорода, Ростова-на-Дону и т. д. - тех городов России, по которым неоднократно путешествовал.

В 1905 принял участие в организации журнала «Жупел», а после его запрета в 1906 - в организации журнала «Адская почта». Тогда же впервые проявил себя в качестве книжного иллюстратора, оформив повесть А. С. Пушкина «Станционный смотритель».

Продолжал писать серию городских пейзажей, которая обогатилась и лондонскими мотивами, когда в том же 1906 художник посетил Европу. Свои произведения он представил в Париже на Осеннем салоне и в Берлине на Сецессионе.

Возвратившись в Москву, начал преподавательскую деятельность. Он давал уроки в частной художественной школе Е. Н. Званцевой (1906–1911), в художественном кружке при Петербургском университете (1907–1908), а с 1911 по 1917 - в организованной при его участии Новой художественной мастерской.

В 1907 познакомился с К. С. Станиславским, В. Э. Мейерхольдом, В. Ф. Комиссаржевской, Ф. Ф. Комиссаржевским и сделал свои первые работы как сценограф. Он сотрудничал с театром В. Ф. Комиссаржевской, со Старинным театром, с МХТ.

С 1908 работал в журнале «Сатирикон», в этом же году Третьяковская галерея приобрела его работу «Человек в очках». В 1910 выполнил панно «Петр I в Голландии» для школы Петра Великого в Петербурге. В этом же году вступил в повторно собранный «Мир Искусства» и сделался его секретарем.

В 1911 вышли две Азбуки - «Мира искусства» и «Стивы и Доди» (сыновей художника) с иллюстрациями Добужинского.

Много путешествовал по городам России и Европы, откуда привозил многочисленные рисунки и акварели. Расписывал интерьеры (имения П. И. Харитоненко Натальевка под Одессой; имения Е. П. Олив Качановка Харьковской губернии). В Париже в 1914 оформлял балеты для Дягилевской антрепризы («Мидас» и «Бабочки»).

Первая мировая война застала художника в Лондоне. Несколько раз он ездил на фронт в санитарных поездах: на Польский (1914), на Галицийский (февраль 1915), где выполнял натурные зарисовки, которые потом выставлял в Петербурге. В 1916 художник был призван в армию. Его зачислили в Главное управление Красного Креста.

С началом революционной эпохи развернул бурную общественную деятельность. В марте 1917 служил в Комиссии по делам искусств при Совете рабочих и солдатских депутатов, стал членом Совета Государственных трудовых мастерских декоративного искусства и профессором в них, после чего в 1919 профессорствовал в Институте истории искусств и на кафедре декоративного искусства при Институте фотографии и фототехники.

В апреле 1918 при участии Добужинского был создан Театр Трагедии в Петербурге, где он заведовал художественной частью и оформил несколько спектаклей. Также занимался оформлением города к первой годовщине Октября.

В ноябре 1918 по заданию отдела изобразительного искусства Северо-западного округа отправился в Витебск организовывать художественно-практический институт. Прожил в Витебске чуть больше года, участвовал в создании Витебского художественного музея, после чего вернулся в Петроград, где осенью 1919 открыл собственную художественную студию.

До 1922 работал в созданном при его участии Петроградском Доме искусств (вместе с М. Горьким), преподавал в разных школах, в том числе и в Академии Художеств. Исполнил декорации для Большого Драматического театра. В 1922 написал серию литографий «Петербург в 1921 году».

В 1923 отправился в заграничную командировку. Начались его поездки по европейским городам, сотрудничество с Дрезденской оперой, где в 1924 он оформил оперу П. И. Чайковского «Евгений Онегин». В том же году художник получил литовское гражданство, а в 1926 переехал в Париж, где жил до 1929, когда вернулся в Литву.

В парижский период он преподавал в Школе декоративного искусства (1926–1928), в частной Художественной академии Т. Л. Толстой-Сухотиной (1928), сотрудничал с театром-кабаре «Летучая мышь» Н. Ф. Балиева. Провел в Амстердаме персональную выставку и участвовал в организации выставки «Мира искусства» в Париже.

С 1925 в качестве художника-оформителя работал для ЛГТ и других европейских театров. В разные годы в ЛГТ он оформил: оперу П. И. Чайковского «Пиковая дама» (1925), оперу М. П. Мусоргского «Борис Годунов», оперу Р. Вагнера «Тангейзер» (1930), балет А. К. Глазунова «Раймонда», оперу А. П. Бородина «Князь Игорь» (1934), оперу Ю. Карнавичуса «Радзивилл Перкунас» (1936), балет Н. Н. Черепнина «Тайна пирамиды» (1938) и многие другие. В 1931 Добужинский был назначен главным художником ЛГТ, за год выполнял костюмы и декорации от четырех до семи постановок и гастролировал со спектаклями по всему миру.

Мастер также оформлял разнообразные постановки в амстердамском Рикка Хопер театре, в брюссельских театрах Де ла Моннэ и Дю Парк, в дюссельдорфском театре, в Рижской опере, в Чехословацком национальном театре и т. д.

С 1928 сотрудничал с кинематографом, оформил фильм «Плодородие» по роману Э. Золя «Земля» для парижской фирмы «Сентраль Синема». В 1937 жил в Париже в связи с работой в кино.

В 1938 получил предложение от М. А. Чехова принять участие в постановке «Одержимых» по роману Ф. М. Достоевского «Бесы». С этого времени начался американский период в творчестве мастера, его сотрудничество с Театром-студией Чехова, с которым он в 1939 уехал в США для продолжения работы над «Одержимыми».

В январе 1940 успешно сдал экзамены на театрального художника и декоратора-исполнителя и сделался членом соответствующих союзов художников в Америке. К этому времени относится исполнение нескольких его сюрреалистических композиций (таких, как «Ундина» и «Четыре ветра») и оформление спектаклей в Метрополитен Опера (Дж. Верди «Бал-Маскарад», 1940), Америкэн балет Караван («Императорский балет» на музыку Чайковского, 1941), театре «Американский балет» («Русский солдат» на музыку С. С. Прокофьева, 1942) и т. д.

В 1943 создал серию пейзажей, посвященных блокадному Ленинграду. В 1945 написал сценарий и исполнил эскизы декораций балета «Ленинградская симфония» на музыку Д. Д. Шостаковича (не осуществлена).

После Второй мировой войны одно время жил во Франции, писал книгу своих воспоминаний. Потом переселился в Нью-Йорк, где оформил оперы С. С. Прокофьева «Любовь к трем апельсинам» в Центральной городской опере Нью-Йорка и М. П. Мусоргского «Хованщина» в Метрополитен Опера.

В последние годы жизни жил преимущественно в Европе: в Париже, Лондоне, Риме. Сотрудничал с итальянскими театрами: в миланском театре Ла Скала оформил балет «Мадемуазель Анго» (1953); в неаполитанском театре Сан Карло - оперу Чайковского «Евгений Онегин» (1954). В Лондоне оформил балет Л. Делиба «Коппелия» в театре Мари Рамбер.

Осенью 1957 отплыл в США в связи с необходимостью обменять паспорт. В ноябре того же года скончался в доме своего младшего сына в Нью-Йорке.

Добужинский - живописец и график, невероятно талантливый и плодовитый театральный художник, мастер оформления интерьеров, литератор и, наконец, художник книги. В числе книг, которые он иллюстрировал в разные годы, - «Слово о полку Игореве»; «Дон Карлос» Ф. Шиллера; «Бедная Лиза» Н. М. Карамзина; «Барышня-крестьянка», «Граф Нулин», «Скупой рыцарь» А. С. Пушкина; «Казначейша», «Поэмы» (издания 1941) М. Ю. Лермонтова; «Белые ночи» Ф. М. Достоевского; «Тупейный художник», «Левша» (30 иллюстраций) Н. С. Лескова; «Новый Плутарх» М. А. Кузмина; «Ночной трактир» И. А. Бунина; «Ночной принц» С. А. Ауслендера; «Примус» О. Э. Мандельштама; «Веселая азбука» Н. Павловой; «Три толстяка» Ю. Олеши; «Микель-Анджело Буонаротти» Г. Грима; «Свинопас» Г.-Х. Андерсена и многие другие.

В Америке и Европе художник провел в общей сложности около 50 выставок: в Париже (1926, 1929), Амстердаме (1928), Брюсселе (1928, 1931), Копенгагене (1929), Каунасе (1925, 1930, 1931, 1932, 1937, 1939), Риге (1925, 1930, 1937), Лондоне (1935, 1936, 1955, 1957), Монреале (1943, 1944) и Нью-Йорке (1941, 1945, 1946, 1950, 1951).

Посмертные выставки состоялись в Лондоне (1959), Ленинграде (1965), Сполетто (1971), Вильнюсе (1963, 1975), Москве (1975), Нью-Йорке (1979).

Работы Добужинского хранятся во многих музейных собраниях и частных коллекциях, в том числе в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Бахметевском архиве (Колумбийский университет, Нью-Йорк).

  • 21.02.2019 Уголовное дело было возбуждено по части IV статьи 159 УК РФ «Мошенничество в особо крупном размере». Речь идет о продаже картин на сумму около 68 000 000 рублей - то есть на миллион долларов
  • 21.02.2019 Объект «Питер - город ангелов» вернется на автобусную остановку на стрелке Васильевского острова
  • 20.02.2019 Первая в сезоне крупная международная ярмарка искусства, завершилась с хорошим результатом. Количество посетителей достигло 66 000, что больше, чем в рекордном 2018 году
  • 19.02.2019 В номере опубликованы очерки Валентина Воробьева о московском «Сотбисе» 1988 года и рассказ Валентина Хромова об Анатолии Звереве, Дмитрии Плавинском и Александре Харитонове
  • 15.02.2019 Открытие музея-мастерской планируют на 2020 год. Илья и Эмилия Кабаковы передали это помещение в дар Третьяковской галерее
  • 18.02.2019 В ближайшую пятницу в 12:00 мы будем подводить итоги очередных торгов доступного искусства из частных собраний. Интересные авторы, смелые работы, дружественные цены. И никакого больше снега на картинах: хватит, встречаем весну!
  • 18.02.2019 Традиционные двадцать лотов - это восемь живописных работ, шесть листов оригинальной и три - печатной графики и три композиции, выполненные в смешанной технике
  • 15.02.2019 21 февраля 2019 года аукционный дом «Русская эмаль» проводит очередные филокартические торги, в коллекцию которых вошло без малого 350 лотов
  • 15.02.2019 21 февраля Аукционный дом «Литфонд» проведет очередной аукцион, на который выставлено 400 лотов редких книг, автографов, рукописей, исторических бумаг, фотографий, открыток, плакатов
  • 15.02.2019 Продали 55 %. Покупали Москва, Пермь, Екатеринбург, Владивосток, Иркутск

В 1957 году в Нью - Йорке скончался талантливый русский художник, Мстислав Валерианович Добужинский, проведший последние 33 года своей жизни вне России.

При современных невероятных технических открытиях часто забывается чувство достоинства и свободы человека. В такое время голос человечности и призыв к сохранению свободы звучит подобно героическому набату. В современной живописи, к сожалению, приходится наблюдать игнорирование вопросов, направленных в глубину вещей и, боясь затрагивать эти проблемы, современная живопись уходить в абстракцию, обрекая себя на бездушие и внутреннюю пустоту.

Нужна полная убежденность в великом назначении начал прекрасного, чтобы достойно пронести через всю жизнь факел любви к искусству и его пламенем согреть и осветить сердце и мысль человека. Таким и было всегда искусство Добужинского .

Его творческие устремления пробивались не одним потоком, а шли многими «рукавами». Естественно поставить вопрос: в какой области (театр, книжные иллюстрации, городской пейзаж, портрет, литературная и педагогическая деятельность) его творчество проявилось наиболее плодотворно? Но имеет ли смысл задавать такой вопрос? Ведь мы не спрашиваем, которая из граней драгоценного камня самая прекрасная или какой лепесток в цветке наиболее красив. Красота драгоценного камня во всех его гранях, а очарование цветка во всех лепестках вместе. Так и дарование Добужинского раскрылось полностью во всех разнообразных проявлениях его творчества. Но это был не разнобой, а нечто объединенное сердцем и мыслью художника. Однако графические работы Добужинского и его театральная деятельность привлекли к себе еще в России значительно больше внимания, чем его педагогические занятия, а также его пейзажи и портреты .

1904. Акварель, белила

1923. Бумага, акварель, карандаш

1914. Холст, масло

В 1924 г. Добужинский переехал в Западную Европу как уже достаточно сложившийся мастер. Его имя прочно связано с деятельностью художников группы «Мир Искусства», в которую входили Александр Бенуа , Сомов , Лансере, Остроумова - Лебедева, Билибин и др.

Объединение художников «Мир Искусства » никогда не выражало своей «идеологии», смело избегая каких - либо платформ. Вместо направления там правили художественный вкус и свобода. По своему духу «Мир Искусства» был выразителем широкого идеализма. К объединению «Мир Искусства» Добужинский примкнул всецело, войдя в его основное ядро.

Отец художника, генерал артиллерии из старого литовского рода, всячески способствовал развитию художественных способностей сына. От матери художник унаследовал любовь к музыке. Отец матери был новгородским священником, в доме которого Добужинский и родился в 1875 году. Имя ему дали при крещении в честь святого князя новгородского Мстислава Храброго, жившего в XII веке. Мальчиком Добужинский каждое лето приезжал из Петербурга в Новгород. Далекие годы мирного детства прекрасно описаны Добужинским в его воспоминаниях. С осени начиналась петербургская жизнь. «В ранней юности, когда начиналась разлука с Петербургом, у меня долго длилась мучительная тоска по нему, и я мечтал, как о счастье, о жизни в Петербурге … впоследствии мое чувство к Петербургу совершенно неожиданно стало меняться… Вероятно, надо было пройти через это. . . иначе моя любовь к Петербургу была бы неполной», - говорил Добужинский.

В 1895 году он поступает на юридический факультет Петербургского университета, но вместе с тем продолжает заниматься рисованием, живописью и историей искусств. По окончании университета едет в 1899 году в Мюнхен, где работает два года в студиях Ашбе и Халлоши. Там он знакомится с Игорем Грабарем , который после возвращения Добужинского в Россию вводит его в круг художников «Мир Искусства ».

Настоящим «художественным университетом», как считал Добужинский, было общение с очаровательным и умнейшим собеседником Александром Бенуа . Любовь к петербургскому детству и Петербургу всецело непосредственно объединяла их.

Картон, гуашь, пастель

Бумага на картоне, пастель, гуашь

Бумага, акварель, белила, тушь, кисть, карандаш

Вернувшись из - за границы, художник увидел Петербург в его величии, но вместе с тем уколола изнанка города, - город казался мрачным и печальным. Казалось из этого состояния со спящими каналами, бесконечными заборами, складами черных дров и пустырей нет выхода. Все его поражало жуткими и в высшей степени острыми чертами.

Не надо представлять себе Добужинского певцом народного Петербурга. За народные изображения он брался только по предложениям заказчиков.

В этих словах слышна неумолимая требовательность к себе и непреклонная честность по отношению к искусству, не позволявшая ему успокоиться на однажды найденных формах.

В жизни Добужинского 1919 год был знаменательной датой: Станиславский предложил ему написать декорацию в МХТ для пьесы Тургенева «Месяц в деревне ». «Мирной деревенской жизни в пьесе «Месяц в деревне », - поясняет художник, - грозит душевная буря. В голубой гостиной, на стенах, меня постигла мысль сделать две большие картины: на одной изобразить вулкан, а на другой крушение корабля… это намек... внесение драматического момента в спокойствие и ясность… и создавало известное настроение».

В 1913 г. Добужинский написал декорации в МХТ по роману Достоевского «Бесы » для пьесы «Николай Ставрогин ». Декорации Добужинского чрезвычайно помогали восприятию всей драмы «Бесов », а сама работа открыла художнику многие трагические стороны жизни и затронула те области, которых раньше Добужинский не касался.

Первая мировая война, революция и все последовавшие в России события не могли, конечно, пройти незамеченно для отзывчивой души художника. В воображении художника складываются печальные взгляды на будущее. Так возникает серия работ под названием «Городские сны ». Особенно впечатляет работа «». Вереница людей понуро поднимается по гигантским лестницам. По соседству работающие машины - гиганты как бы поглощают этих одинаковых людей, вынужденных двигаться.

На фоне этих гигантских машин маленькие люди кажутся муравьями и им не понять, для чего происходит это поглощение мира техникой. Им только и остается безропотно идти друг за другом, образуя несчастную тысячную толпу. Наше сознание протестует и несогласно с подобной судьбой. Человек достоин другой жизни и требует себе права на свободу.

Предчувствие трагических событий носит в рисунке «» из той же серии «Городские сны » пророческий характер и напоминает страницы Апокалипсиса.

Работы Добужинского из серии «Городские сны » говорят о том, как ошибались те, кто причислял художника к эстетам. Одно любование сочетанием линий и красок без внутреннего смысла никогда не привлекало Добужинского. Его искусство всегда трепетно и предметно, и зовет к постижению всего видимого.

В 1922 году был издан альбом литографий Добужинского под названием «Петербург в 1921 год ». Одна из лучших монографий этого альбома - «». Языком, полным скорби, поведал Добужинский о былом величии одичалого города. Собор в метель становится более призрачным, щемит сердце от этого вида, столь просто и выразительно показанного.

Тушь, перо

Из серии работ «Петербург в 1921 год». 1923.

Тушь, перо

Из серии работ «Петербург в 1921 год». 1923.

Тушь, перо

«Последним моим «прости» Петербургу были мои иллюстрации к «Белым ночам » Достоевского, - говорит художник, - куда я вложил всю мою любовь к Петербургу». «Работой над «Белыми ночами » завершается период творчества Добужинского на родине. Тридцать три последующих года показали, что художник был еще полон сил, и любовь к родным основам осталась незыблемой. В условиях эмигрантской жизни, не всегда легких, Добужинский не сдался и проявил себя широко и свободно в области театра и книжной иллюстрации.

Во время пребывания Добужинского в Лондоне бывали у него встречи с писателем А.Н. Толстым, который уговаривал художника вернуться на родину. Добужинский ему ответил: «У вас там начальства много, а я начальства не люблю».

В городах, где останавливался Добужинский, устраивались выставки его работ, находившие широкий отклик. Тут появились не только виды России, но и виды Парижа, Копенгагена, Риги, Вильны. Новые города давали художнику новые мотивы, которые он набрасывал смело, свободно и широко. Правда его несколько стесняли люди на улицах, когда он делал этюды, поэтому он чаще делал быстрые зарисовки с натуры, а затем дома создавал свои рисунки и акварели. Такой элемент «вторичного творчества» нередко превалировал в искусстве Добужинского и придавал характерность изображаемому.

С переездом в Западную Европу началась довольно интенсивная театральная деятельность художника. Для Дрезденской оперы Добужинский пишет декорации для «Евгения Онегина ». Особенно пленительны были декорации комнаты Татьяны. Пушкину Добужинский остался верен до конца. В государственном Литовском театре ставится опера «Пиковая дама » в оформлении Добужинского. Содержание оперы и ее музыка нашли страстный отклик в его динамическом искусстве. Запомнилась жуткая архитектура игорного дома, в котором сходит с ума Герман. Темная фантастика трагической сцены приобретает глубокий смысл.

2-я картина I действия. 1934.

Бумага, карандаш, темпера

2-я картина II действия. 1934.

2-я картина III действия. 1934.

Бумага, карандаш, темпера, тушь

Театральная работа порой целиком поглощала почти все время художника. И все же, даже в разгар театрального сезона, Добужинского влечет природа, и он юношески приветствует ее. Увлекаясь театральной деятельностью, он не забывал других отраслей искусства.

Добужинский давно уже поддавался затаенным желаниям к иллюстрированию любимого им Онегина, все страницы которого он знал наизусть с юных лет. Издание «Онегина » с рисунками Добужинского было осуществлено только в 1937 году, когда «Онегин » вышел в английском переводе. Был полный успех рисунков. А в 1938 году в Париже вышло русское издание с его же рисунками.

1935. Бумага, карандаш, темпера, тушь

1935. Бумага, карандаш, темпера, тушь

В главе I изображение Онегина, возвращающегося с бала. Всего лишь несколькими штрихами и пятнами дано представление о ясном морозном утре с встающим из - за легких туч солнцем. Наиболее сильным рисунком является дуэль Онегина с Ленским. Силуэтность рисунка помогает острее почувствовать контраст темных фигур и белизну снега. Здесь должно наступить нечто роковое. Простота рисунка основана на глубоком знании, а экономия средств показывает высокое мастерство Добужинского - графика.

Часто во время театральных постановок Добужинский зарисовывал артистов. Существует много набросков, исполненных художником еще в России, а потом и за границей. Портрет Федора Ивановича Шаляпина нарисован в 1934 г. в Ковно, когда Шаляпин приезжал в Балтийские страны на гастроли. Добужинский почувствовал в стареющем великом певце могучую силу. Усталые глаза, но все - таки это еще лев, величественный в своем артистическом благородстве.

В Лондоне Добужинский рисует композитора Николая Карловича Метнера. Проницательный взгляд умных и добрых глаз и общий поэтический облик композитора показан психологически тонко.

С 1939 года Добужинский в Соединенных Штатах Америки, куда его пригласил Михаил Чехов. «За эти годы Добужинский создал в театрах: четыре оперы, семь балетов, пять драм и комедий, и самую большую театральную работу - «Хованщина ».

1949. Бумага, гуашь, акварель

1949. Бумага, гуашь, акварель

1949. Бумага, гуашь, акварель

В первые годы своего пребывания в Америке Добужинский сотрудничает с Чеховым и выполняет некоторые его постановки, среди них инсценировку рассказа А. Чехова «Забыл », вызывающую своими декорациями улыбку. Сколько там было тонкого юмора! Но и пышная постановка оперы Верди «Бал - маскарад » показывала, каким мастером сцены был Добужинский , как легко он возводил великолепные чертоги и наполнял их феерическим светом.

В годы пребывания в Америке художник стал работать над темами русской истории, к которым он, живя на родине, не обращался. Известны его постановки «Бориса Годунова » и «Хованщины ». В эти же годы он пишет свои воспоминания о Новгороде и о своем детстве. Тут слышится голос любви к своему прошлому, это как бы благодарная дань тому, на что в молодые годы не было обращено достаточного внимания.

Добужинский иллюстрирует в 1951 году «Слово о полку Игореве ». Здесь отразился его взгляд на этот памятник древней русской литературы как на памятник трагического искусства. Заглавный лист «Слова » чрезвычайно динамичен. Зловещий крик птицы, померкнувшее солнце и стремительный поход дружины сплелись с терзаемым бурей деревом в выразительный графический узор. Перед боем с половцами войска Игоря показывают строй сомкнувшихся щитов и лес ровных копий. Но после побоища все смешалось, копья свалены, стяги порваны, птицы разметались. Самыми простыми средствами Добужинский достиг выражения полного поражения, разброда и ужаса. И все это дано только в одной вспышке!

По силе переживания рисунки к «Слову » должны быть отнесены к одним из самых сильных в творчестве Добужинского. Нечто стихийное чувствуется в их внутренней взволнованности и динамике.

В этих рисунках нет каллиграфической тонкости, но в них есть подлинная свобода в выражении могучих чувств, где птицы грозно каркают, где деревья мощно изгибаются под напором бури, где в дела людей властно вмешиваются силы неба.

Помимо театральных и графических работ Добужинский собирает материалы по истории русской театральной живописи, пишет воспоминания, редактирует сборник - «Памяти Рахманинова» и не прекращает делать свои зарисовки с натуры.

Был еще одни мир, куда нередко уносился Добужинский в своих мечтах: это был мир давно прошедших дней, в котором природа и памятники культуры давали ему обильную пищу для творчества. Это был город его юности - Петербург.

В последние дни своей жизни вспомнил Добужинский Летний сад зимою в годы запустения Петербурга. Одиноко стоит в одной из аллей статуя Ночи, брошенная всеми и занесенная снегом.

Только деревья оголенными ветвями рассказывают о былом величии и красоте столицы. Есть в этом образе печально стоящей среди холода фигуры нечто более значительное, чем простое воспоминание о любимом городе. Это прощальный привет художника, открывшего много тайн и заповедавшего бережно хранить эти тайны творческого преобразования.

Беспредметность и абстракция не могли найти у Добужинского никакого признания. Слишком он был полон интереса к миру, архитектуре, человеку и вещам и находил в них тайный смысл.