Чувства эмоции человека рисунки. Физическая сторона эмоций. Вообще, сколько специалистов по эмоциям - столько и мнений, какие эмоции базовые

Что вы будете создавать

Для всех художников и иллюстраторов, которым доводилось работать с выражениями лиц, эти самые выражения будут чем-то вроде компьютерного монитора: если он не работает корректно, тогда все силы, брошенные на разработку жесткого диска, были потрачены впустую.

В рейтинге того, на что мы обращаем внимание в первую очередь, когда смотрим на человека, лицо будет где-то на самой верхушке. Если мы замечаем лицо на композиции, то сразу же обратим внимание на его выражение. Тело показывает нам движения, но лицо - это окно во внутренний мир человека, и умение правильно показать этот самый внутренний мир - это то, что отличает хорошего, наблюдательного иллюстратора (или, например, писателя) от плохого. Именно поэтому мы должны хорошенько поработать над этой темой. Живое выражение лица может отвлечь внимание от каких-то ошибок в пропорциях (частично из-за того, что мы неосознанно будем задерживать внимание на лице), однако, наоборот это не работает - персонаж с лицом, похожим на маску - это ужасно.

В рисовании выражений лиц художник сталкивается с дихотомией реальности и изображения. Актерам, например, приходится излишне жестикулировать и говорить более выразительно - также и «обычное» выражение лица не всегда будет легко распознать, а посему нам следует задумываться не о том, как выглядит печальное выражение лица, а о том, что в лице говорит нам о печали. Иными словами, иллюстрация должна как-то восполнять те или иные признаки из реальной жизни, которые не могут быть переданы на бумаге.

В этом уроке я буду говорить о частях лица, которые изменяются, передавая эмоцию, а затем перейду непосредственно к тому, как изобразить широкий спектр эмоций. Я попыталась включить как можно больше эмоций, которые не такие простые, но изображаются достаточно часто, только это вовсе не значит, что я покажу вам все, что может выражать лицо.

Тут следует вспомнить о цветовом круге: можно смешать два любых цвета, но если вы смешаете слишком много цветов, получится непонятный серый оттенок. Так же и мы можем испытывать несколько эмоций одновременно, но чем их больше и чем более противоречивы эти эмоции, тем больше лицо становится похожим на маску, так как эмоции словно перекрывают друг друга.

Нет четкого рецепта, как научиться хорошо изображать выражение лица, есть лишь одно правило - правило большого пальца: то, насколько хорошо вы рисуете эмоцию, напрямую связано с тем, насколько хорошо вы сами можете ее изобразить, иначе говоря - постарайтесь прочувствовать эмоцию в процессе рисования, как самый настоящий актер.

Далее в уроке вы встретите так называемое Дерево Эмоций, которое является моей собственной их классификацией, которую я считаю наиболее удобной, но это, естественно, не научная классификация и возможно иное их расположение.

Лучше всего рассматривать приведенные эмоции относительно друг друга, нежели как нечто абсолютное, так как разные люди не только выражают эмоции по-разному, но и также могут их по-разному интерпретировать, в зависимости от собственного опыта и происхождения. Эмоция, которую я обозначила, как «сердитый», для вас может выглядеть как «разъяренный», или, быть может ваш персонаж настолько не склонен к бурному проявлению эмоций, что если он рассердится, то согласно моей диаграмме это будет больше похоже на «огорчен». А вот что действительно важно - так это то, что «сердитый» - эмоция более яркая, чем «огорчен», но менее яркая, чем «разъяренный».

Ну, и вот вам интересный факт: исследования показывают, что выражения счастья, печали, ярости, страха, удивления, отвращения и заинтересованности на лице идентичны во всех культурах.

Как черты лица говорят о наших чувствах

Глаза

Многое можно изобразить лишь при помощи глаз. Взаимодействие век, расположение радужки и размер зрачка могут создавать легкие, но все же заметные изменения в выражении лица, так как глаза являются центром внимания на лице. Они - это самое главное в выражении лица, так что прежде чем работать над другими его чертами, убедитесь, что глаза изображены верно. Описание, выделенное жирным на скриншоте ниже, будет соответствовать эмоциям на Дереве Эмоций.

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Сонные глаза: глаз частично закрыт веком, Полузакрыты радужка и зрачок, виден только полукруг; Расслабленные глаза: открыты как обычно, видно веко, Касающийся зрачок: он едва касается края века; Живые глаза: открыты как обычно, но века не видно; Широко раскрытые глаза: раскрытие большое и круглое, Свободный зрачок: не касается краев век

Под Живыми я имею в виду глаза в их естественном состоянии, когда мы активны. Они не должны быть раскрыты более, чем расслабленные глаза, но если стиль рисования будет не очень детализированным, то веки рисовать не нужно, так как наблюдатель может их воспринять, как признак какой-то иной эмоции.

Также, зрачок может быть трех размеров:

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Обычный, Расширенный, Суженный

Расширенный зрачок не встречается в живом или широко раскрытом состоянии глаз (за исключением состояния ужаса). Суженный зрачок не встречается в расслабленном или сонном состоянии глаз.

Обратите внимание, что светлые глаза (серый, голубой) всегда кажутся раскрытыми шире, чем темные, и наоборот, темные глаза всегда выглядят более расслабленными, чем светлые. Необходимо помнить обо всех этих факторах при работе над выражением лица, ибо только у вас получится создать верное выражение. На моих диаграммах везде изображены светлые глаза, так как мне необходимо показать зрачок.

Брови

Брови - очень тонкий индикатор эмоций. Я замечала, что даже малейшие изменения изгиба брови могут полностью изменить выражение лица. Для наших целей мы можем разделить бровь на две части, которые двигаются полу-независимо: основание и изгиб. Полу-независимо, так как с движением одной части всегда немного двигается и другая. Обе части могут быть расслаблены, подняты или опущены, и комбинация этих двух движений дает нам новое выражение лица, как вы можете увидеть на таблице ниже:

Примечание переводчика: на скриншоте: Части брови слева направо: основание, изгиб; Шапка таблицы слева направо по горизонтали: Расслаблена, Поднята, Опущена (хмурится), шапка таблицы сверху вниз по вертикали: Расслаблена, Поднята, Опущена.

Каждое движение имеет определенную градацию интенсивности, что также влияет на форму брови в целом (а также может образовать морщинки над носом и на лбу), так что в итоге у нас получится много-много вариантов с небольшими различиями, которые будет затруднительно поместить в одну таблицу. Прислушивайтесь к своей интуиции, опыту и наблюдениям. Дерево Эмоций же покажет вам множество примеров.

Рот

Рот стоит на втором месте по степени влияния на выражение лица после глаз. Вы найдете детали положения губ (и дополнительных экспрессивных характеристик, как, например, ямочки, зубы…) на Дереве Эмоций, а ниже вы найдете памятку о форме рта, на которую влияет изгиб обеих губ.

  1. Обе губы изогнуты: ухмылка, счастливая (открытая) форма рта
  2. Нижняя губа изогнута к низу, верхняя выгнута наверх: очень счастливая форма рта - он открыт больше, чем обычно - возможно, чтобы закричать.
  3. Обе губы выгнуты наверх: испуг, страх (уголки губ расслаблены, но нижняя губа страдальчески приподнята)
  4. Верхняя губа выгнута наверх, нижняя - вниз, но на этот раз верхняя губа изогнута сильнее: челюсть отвисла. В целом рот расслаблен.
  5. Губы выглядят так, как будто стремятся соединиться в центре: причиной тому уголки, которые приподняты будто бы для того, чтобы зарычать: это рассерженный открытый рот.

Нос

Нос, мягко говоря, не самая выразительная часть лица, однако он все же изменяется при определенных эмоциях (злость, плач, отвращение, пробуждение) и на нем даже появляются морщинки, если человек испытывает очень сильную злобу или отвращение.

Дерево эмоций

Представляю вам свою классификацию 58 выражений лиц, большинство из которых при необходимости можно скомбинировать. В середине вы видите Отсутствие выражения, оттуда дерево разрастается на 5 обобщенных выражений - Расслабленное (голубой), Удивленное (зеленый), Улыбающееся (Желтый), Злой (красный) и Печальное (фиолетовый). Ниже приведены характеристики каждого выражения.

Примечание переводчика: на скриншоте, сверху вниз, слева направо (первый ряд, категория Печальное (фиолетовый)): Боль, Плачь, Стресс, Ужас, Смущение, (второй ряд Печальное (фиолетовый)) Депрессия, Страдание, Расстройство, Испуг, Вина, (третий ряд Печальное (фиолетовый)) Тоска, Печаль, Разочарование, Переживание, Робость, (четвертый ряд, Расслабленное (голубой)) Наслаждение, (Печальное (фиолетовый)) Так себе, (Злой (красный)) Скептицизм, Месть, Надутые губы, Ворчливость, (пятый ряд Расслабленное (голубой)) Оживление, Умиротворение, Расслабление, (центр) Отсутствие эмоций, (Злой (красный)) Хмурость, Огорчение, Сердитость, Гнев, Ярость, (шестой ряд, Расслабленное (голубой)) Истощение, Усталость, Лень, (Удивленное (зеленый)) Любопытство, (Улыбающееся (Желтый)) Улыбка, Невинность, (Злой (красный)) Презрение, Отвращение, (седьмой ряд, Расслабленное (голубой)) Сонливость, Скука, (Удивленное (зеленый)) Удивление, (Улыбающееся (Желтый) Надежда, Истинная улыбка, Гордость, (Злой (красный)) Надменность, Высокомерие, (восьмой ряд, Расслабленное (голубой)) Слабость, (Удивленное (зеленый)) Впечатлен, Озадаченность, (Улыбающееся (Желтый)) Нежность, Оскал, Удовлетворенность, Забава, Смех, (девятый ряд, Удивленное (зеленый)) Шок, (Улыбающееся (Желтый)) Соблазнительность, Волнение, Экстаз

Расслабленные выражения лиц

Характеризуются горизонтальностью черт и отсутствием крайностей - не будет никаких искажений лица.

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Отсутствие выражения лица, Расслабленное

Отсутствие выражения

Лицо, на котором отсутствует какое-либо выражение - есть начальная точка для всех эмоций, но здесь оно приводится для того, чтобы вы сумели отличить его от расслабленного лица. В реальной жизни, лицо, на котором отсутствует выражение/лицо с нейтральным выражением - это и есть расслабленное лицо, однако, оно не всегда так выглядит. А получается так из-за индивидуальных особенностей лиц - некоторые люди выглядят хмурыми, даже когда полностью расслаблены, а другие кажутся улыбающимися. Так что, чтобы на бумаге изобразить отсутствие выражения лица, необходимо обратить внимание на следующие детали:

  • На лице отсутствует выражение, однако, оно не расслаблено
  • Брови в нейтральном положении
  • Глаза живые, но могут быть расслаблены, если вы стремитесь к отсутствующему выражению лица
  • Зрачок едва касается края века
  • Губы закрыты и нейтральны (прямая горизонтальная линия)

Расслабленное выражение

Чтобы отделить это выражение лица от его отсутствия на бумаге, необходимо сделать акцент на ощущении расслабленности:

  • Слегка приподнимите уголки рта. Улыбка почти незаметна, но благодаря этому становится ясно, что человек испытывает скорее приятные эмоции.
  • Брови так же нейтральны
  • Глаза расслаблены, зрачок прикрыт и слегка расширен

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Умиротворение, Оживление, Наслаждение

Умиротворение

Внутренние спокойствие и безмятежность выражены внешне в отсутствии напряжения в чертах лица:

  • Единственное реальное отличие от расслабленного выражения лица - это закрытые глаза, человек будто бы полностью доверяется и сдается.
  • Из-за того, что глаза закрыты, брови слегка склоняются книзу
  • Область век в расслабленных закрытых глазах гладкая, нижнее веко слегка изогнуто наверх.

Оживление

«Аааааххх…» - это лицо, продающее очищающие средства и приятные ароматы.

  • Единственное реальное отличие от «Умиротворения»: улыбка становится шире, и губы раскрываются в инстинктивной реакции на что-то приятное. Обратите внимание, что в случае усиления эмоции, «Оживление» перерастет в «Наслаждение».

Наслаждение

«Мммм…» - истинное наслаждение!

  • Улыбка становится шире, уголки сжаты, возможно появление ямочек
  • Глаза все еще закрыты по той же самой причине
  • Голова смещается назад, подбородок приподнимается, как бы отгораживаясь от мирских забот, дабы прочувствовать всю прелесть момента

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Лень, Усталость, Истощение

Лень

Тяжелые веки и улыбка подсказывают нам, что человек не просто расслаблен, но еще и бездельничает.

  • Глаза сонные, зрачки скрыты как минимум наполовину, веки менее тонизированы, нежели в обычном состоянии
  • Даже брови более плоские, чем обычно
  • Улыбка слабая - меньше усилий!

Усталость

Потеря тонуса больше не радует из-за потери энергии:

  • Голова слегка склоняется вперед
  • Глаза сонные
  • Брови выглядят жалобно
  • Под глазами виднеются мешки

Истощение

Энергии совсем не осталось, человек ослаблен.

  • Голова заметно склоняется
  • Брови выглядят еще более жалобно, даже мучительно
  • Глаза едва удается держать открытыми
  • Выделяются мешки под глазами
  • Челюсть расслаблена настолько, что слегка падает

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Сонливость, Слабость, Скука

Сонливость

Человек клюет носом. Это немного иная усталость, в данном случае, она не связана с перенапряжением, и, соответственно, оно не выражено на лице (если только человек не уставший и сонный одновременно).

  • Брови как бы натянуты над тем глазом, что человек пытается удержать открытым
  • Голова склоняется вперед, и, возможно, также наклонится влево или вправо
  • Другой глаз и бровь полностью расслаблены, как на лице спящего человека
  • Рот нейтрален

Слабость

«А? Что?…Где мой кофе?» - это то самое состояние «утра понедельника», когда мы с огромным трудом пытаемся не заснуть.

  • Глаза не сфокусированы и затуманены
  • Брови кажутся озадаченными
  • Рот указывает на то, что человек запутался

Скука

«Умирает от скуки» - подходящее фраза для описания данного выражения лица: все черты горизонтальны, и, как будто бы пытаются переплюнуть полное отсутствие выражения лица.

  • Брови наиболее плоские и опущены ниже, чем обычно
  • Уголки рта слегка опущены (скука неприятна), но не настолько, чтобы указывать на наличие усилия
  • Глаза сонные

Удивленные выражения лиц

Эта категория немного меньше, чем остальные, так как удивление обычно тесно связано с другими эмоциями, но здесь мы имеем дело с чистейшим удивлением, не позитивным и не негативным. Для такого выражения лица характерны широкие раскрытия и округлость: в первую очередь глаз, а затем и остальных черт.

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Любопытство, Удивление, Озадаченность

Любопытство

Единственное отличие от отсутствия выражения лица - это интерес, выраженный в области глаз.

  • Брови приподняты, для создания акцента одну бровь можно приподнять посильнее
  • Глаза живые и сфокусированы
  • Можно слегка приоткрыть рот для усиления выражения

Удивление

Типичная реакция на что-то неожиданное. Голова обычно неосознанно отклонятся назад.

  • Губы сжимаются - данная реакция больше стилистическая, нежели жизненная - уменьшая рот, мы можем усилить акцент на глазах
  • Широкие, округлившиеся глаза (радужка почти не касается век) и брови
  • Рот может быть слегка приоткрыт

Озадаченность

«Ничегошеньки не понимаю…»

  • Глаза слегка скошены, и будто бы уставились на источник проблем, взгляд направлен вниз
  • Брови нахмурены в попытке сфокусироваться
  • Губы поджаты
  • Одну бровь можно приподнять для усиления вопросительного выражения лица («Разберусь я с этим или нет?»)
  • Бихевиористы отмечают следующие различия между полами: когда мужчины озадаченны, они склонны потирать подбородок, подергивать мочки ушей или чесать лоб/щеки/заднюю часть шеи. Женщины, с другой стороны, склонны прикасаться пальцем к нижней части резцов, слегка приоткрыв рот, или ставить его под подбородок.

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Впечатлен, Шок

Впечатлен

Это реакция не просто на что-то неожиданное, но на что-то, что человек вовсе не считал возможным. Обычно данное выражение сопровождается наклоном головы вперед так, что глаза приходится приподнимать, дабы увидеть то, что человека, собственно, впечатлило.

  • Глаза широко раскрыты, но брови ни округлились, ни приподнялись (противоположно Любопытству), как будто еще не все лицо целиком поверило в происходящее
  • Челюсть слегка падает

Более интенсивная версия «Удивления» - происходит что-то совершенно невообразимое: пришельцы высадились на землю, собака спрашивает, который час, или что-то в этом роде.

  • Челюсть падает, но хоть это и означает расслабление, рот остается узким. Раскрытие широкое, как бы в страхе, потребовало бы мышечных усилий, которые в момент шока недоступны.
  • Брови сильно приподняты
  • Глаза открыты на максимум, радужка не касается век
  • Губы не скручены и зубов не видно

Улыбающиеся выражения лиц

Характеризуются поднятием черт лица кверху.

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Улыбка, Истинная улыбка, Оскал

Улыбка

Такую улыбку называют вежливой, намеренной, слабой или «фальшивой». Ее выдают два признака (только не путайте такую улыбку с легкой, но искренней, как, например, в «Умиротворении»):

  • Нижние веки не сокращаются, и, соответственно, не появляется гусиных лапок в уголках глаз.
  • Уголки губ растягиваются горизонтали, вместо того, чтобы загибаться наверх

Такую улыбку часто можно увидеть на фотографиях, так как она не искажает черт лица. В некоторых культурах, например, в юго-восточной Азии, такая улыбка может означать стыд или даже вежливый отказ.

Истинная улыбка

Истинная улыбка (также известная, как скуловая улыбка) - это рефлекс, который нельзя изобразить.

  • Нижние веки сокращаются, зачастую создавая морщинки, которые называют «гусиными лапками»
  • Уголки рта поднимаются наверх, и из-за этого вся линия улыбки будто бы приподнимается на лице

Оскал

«Истинная улыбка» такой интенсивности, что губы невольно раскрываются, обнажая зубы.

  • Глаза такие же, или еще более сморщены
  • Уголки рта более четкие, виднеются линии, которые соединяют их с крыльями носа.
  • Внезапно появление зубов - это очень сильный сигнал счастья

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Волнение, Экстаз

Волнение

Эта эмоция рвется наружу, так что черты лица, хоть и напряженные, становятся более открытыми.

  • Глаза широко раскрыты, но вы все еще можете увидеть напряжение нижнего века
  • Брови подняты
  • Очень широкая открытая улыбка

Экстаз

Эмоции, наконец, прорвались наружу, и лицо так и излучает радость и волнение.

  • Брови округлены и высоко подняты
  • Глаза округлены, радужка может не касаться век
  • К открытой улыбке прибавляется раскрытый рот - сложно молчать в таком состоянии

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Гордость, Удовлетворенность

Гордость

В данном случае, рассматривается, как нейтральная эмоция; для эмоции с негативной окраской, смотрите «Надменность» и «Высокомерие».

  • Глаза закрыты и расслаблены, как будто созерцают некие достижения
  • Улыбка, в некотором смысле, самодовольная
  • Подбородок высоко поднят, голова отклонена назад

Удовлетворенность

Когда все выходит так, как мы хотим, но нужно сдерживать эмоции из вежливости или вредности.

  • Глаза закрыты, будто бы скрывая удовлетворение
  • Нижнее веко прижимается к верхнему, добавляя морщинок
  • Широкая улыбка искренна, но в то же время рот сжат, дабы скрыть злорадство - это тоже добавляет морщин

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Забава, Смех 1, Смех 2

Забава

«Упс! Забавно вышло».

  • Брови приподняты
  • Глаза частично живые - зрачок немного сужен
  • Сильная улыбка, однако, немного сжатая - возможно, чтобы не обидеть субъект, над которым забавляются

Смех

1. Разразиться смехом: голова внезапно отклоняется назад. Все напряжение располагается в нижней части лица, область глаз пока расслаблена

  • Глаза закрыты и могут быть расслаблены
  • Рот широко открыт, верхняя губа почти плоская, а нижняя губа образует параболическую кривую
  • Брови округлены и расположены высоко
  • Ноздри раздуваются
  • Видны зубы и язык

2. Смех - это грубая реакция: со временем стресс (и даже боль) становятся заметны с напряжением остальных черт лица.

  • Голова и тело перемещаются вперед-назад
  • Брови хмурятся
  • Глаза напрягаются, и могут начать слезиться
  • Рот все еще широко раскрыт, но заметно усилие, прилагаемое для его закрытия
  • Нос морщится, и ноздри раздуваются

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Нежность, Соблазнительность

Нежность

При взгляде на любимого, ребенка, или чего-то милого.

  • Голова склоняется набок и немного вперед
  • Глаза полны нежности: они расслаблены, нижнее веко немного поднято наверх, зрачки прикрыты
  • На губах появляется нежная улыбка

Соблазнительность

Данное выражение лица зависит от человека. В этом примере смешиваются возможные варианты изменения черт лица.

  • Голова склоняется вперед - это сигнал послушания, указывающий на доступность
  • Сексуальное притяжение расширяет зрачки и вызывает румянец
  • Глаза сильно прикрыты, так называемый «взгляд в спальне»
  • Губы слегка вывернуты наружу, указывая на безопасность и доступность (для обоих полов)
  • Обратите внимание, что парочки при разговоре часто склоняют голову вниз, а также и мужчины, и женщины, склоняют голову, как намек на флирт

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Невинность, Надежда

Невинность

«Кто, я? Понятия не имею, о чем это ты». Это комичное выражение лица, так как кто-то, кто действительно хотел вы выглядеть невинно, сохранял бы расслабленное выражение лица и прямой взгляд.

  • Брови округлены и высоко подняты, как будто человек удивлен
  • Глаза с преувеличением уставились наверх или в сторону
  • Рот может принимать самые разные формы, от бантика до оскала

Надежда

В этом выражении лица одновременно узнаваемы сегодняшние тягости и светлое будущее.

  • Глаза смотрят наверх, будто бы представляя будущее, или в прося лучшего
  • Брови грустные: «бедный-несчастный я»
  • Легкая улыбка указывает на надежду: без нее это было бы просто грустное лицо

Злые выражения лиц

Характеризуются напряжением, в частности области между бровями, которое достигает максимума в некоторых выражениях.

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Хмурость, Огрочение, Сердитость

Хмурость

Слегка хмурое выражение лица может означать, что кто-то начинает сердиться, но не обязательно; хмурость также может означать сомнения, попытку сфокусироваться или запомнить что-то. На улыбающемся лице хмурый взгляд делает выражение более строгим.

Кроме нахмурившихся глаз, черты лица ничего не выражают. Это лицо человека, который получает информацию (слушает/смотрит/думает): «Я собираю информацию, прежде чем вынести вердикт».

  • Глаза живые и получают информацию

Огорчение

Тут нет никакой неоднозначности: данная эмоция более слабая, чем Сердитость, но она явно свидетельствует о раздражении.

  • Основание брови смещается вниз, и там, где они заканчиваются, может появиться морщина
  • Вертикальная морщинка появляется между бровями
  • Челюсть напряжена, что смещает нижнюю губу вперед и опускает уголки рта
  • Глаза живые

Сердитость

Рассерженный человек смотрит очень пристально - такое поведение очень типично, и заставляет противника сдаться без драки.

  • Брови низко опущены и напряжены, что создает морщинки
  • Ноздри раздуты, что заставляет показаться линии крыльев носа - все это указывает на ненависть к объекту сердитости.
  • Рот сжат в линию с жесткими нисходящими морщинками в уголках
  • Один из первых признаков сердитости - неконтролируемое покраснение ушей
  • Другие признаки: напряженное тело, доминантная пока (руки на бедрах или сжаты в кулаки, жесты удара ладонью вниз)

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Гнев, Ярость

Гнев

Эмоции сдерживать становится невозможно, и рот раскрывается для крика:

  • Голова склоняется вперед, как у быка, готового атаковать
  • Брови опускаются максимально низко, отбрасывая тень на глаза
  • Область вокруг глаз напряжена
  • Рот искривился, будто бы для рыка, уголки растянуты, но нижняя губа стремится наверх
  • Появляются морщинки на носу, теперь там не только вертикальные борозды, но и горизонтальные
  • Ноздри раздуваются еще больше, отчетливо виднеются линии, проходящие от крыльев носа до уголков рта
  • В уголках рта могут виднеться нижние клыки

Ярость

Полный переход к слепому животному гневу. То, что происходит с человеческим лицом в этом состоянии, можно сравнить с разъяренным львом или волком.

  • Брови одновременно напряжены и изогнуты, образуя морщины на лбу.
  • Широко раскрытые глаза с крошечными зрачками будто бы ослеплены гневом
  • На верхней части носа появляются морщинки
  • Вполне возможно, что человек брызжет слюной!
  • Из-за того, что поднимается артериальное давление, на висках становятся видны вены
  • Область носа и рта переходит в крайнюю степень «Гнева», зубы и язык становятся больше видны

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Презрение, Надменность, Высокомерие

Презрение

Ответная реакция на что-то отвратительное, в физическом (плохой запах…) или моральном (измена…) смысле.

  • Голова отклоняется назад, взгляд направлен вниз
  • Ноздри поднимаются, крылья носа становятся заметны, а губа изгибается с одной или двух сторон
  • Нижняя губа прижимается к верхней, изгибая рот
  • Глаза живые, но сужены
  • Уголки рта растянуты в стороны, делая его шире

Надменность

Выражение лица Люциуса Малфоя. Это презрение, но с нулевой интенсивностью: холодное презрение. Тут объект презрения недостоин эмоциональной реакции.

  • Глаза расслаблены, зрачки прикрыты
  • Брови презрительно приподняты и слегка нахмурены
  • Рот изогнут вниз
  • Глаза могут презрительно закатываться

Высокомерие

Человек не только уверен, что он лучше всех, он еще и самодоволен.

  • Голова отклонена назад, взгляд направлен вниз
  • Брови опущены ниже и более нахмурены
  • Самодовольная улыбка: фальшивая улыбка, в центре нижняя губа прижимается к верхней
  • Один или оба уголка рта приподняты в насмешке, указывая на хитрость и превосходство

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Отвращение, Скептицизм

Отвращение

Универсальная рефлекторная реакция, в основном на еду, но также может распространяться на неосязаемые объекты. Все черты лица отвергают субъект отвращения, стягиваясь (глаза, нос) или выступая вперед (рот).

  • Брови достаточно сильно сморщены
  • Глаза сужены или полузакрыты
  • Голова наклонена вперед, взгляд исподлобья
  • Нос сморщен
  • Ноздри поднимаются так высоко, что нос искажается
  • Линии крыльев носа отчетливо видны и растянуты сильнее всего
  • Язык изображает рвотный позыв, занимает большую часть рта
  • Подборок сморщен
  • Верхняя губа расслаблена, нижняя губа вывернута и выступает вперед - так образуется данная форма рта
  • Лицо удлиняется за счет раскрытого рта

Скептицизм

«И ты ждешь, что я в это поверю?»

  • Отсутствующий взгляд (сонные глаза с прямыми горизонтальными веками, зрачок полузакрыт) указывает на скуку и неверие (см. «Любопытство», чтобы сравнить с оживленным взглядом)
  • Одна бровь приподнята - это универсальный признак скептицизма
  • Рот опущен вниз настолько, чтобы не казаться удовлетворенным (поднимите уголки рта наверх, и выражение лица превратится в циничное)

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Месть, Надутые губы, Ворчливость

Месть

«Ты подожди у меня…ты у меня получишь…»

  • Нижнее веко закрыто больше, чем верхнее, создавая видимый мешок и опуская уголки глаз книзу
  • Глаза сужены, будто бы для того, чтобы прицелиться!
  • Взгляд хмурый, брови опущены, но не более - сохраняя злобу для более подходящего момента.
  • Рот сжат и сморщен так, что он почти той же ширины, что и нос

Надутые губы

«Мне это совершенно не нравится, но я не могу/не буду возражать». Чаще всего такое выражение лица бывает у детей, но слегка надутые губы - это непроизвольный рефлекс при несогласии.

  • Обвинительный взгляд из-под нахмуренных бровей
  • Нижняя губа прижимается к верхней и кажется толще, уголки рта опущены, подбородок сморщен
  • Голова наклоняется вперед в невольном подчинении

Ворчливость

Огорчение с издевкой, такое выражение зачастую указывает на комичное облегчение.

  • Брови нахмурены, но это не так заметно из-за сонных глаз и полузакрытых зрачков: «На самом деле я не зол и не страдаю».
  • Уголки губ опущены, но линия рта не ровная, что также указывает на то, что не стоит воспринимать эту гримасу всерьез.

Печальные выражения лиц

Характеризуются склонением черт лица книзу. Ко всем выражениям лица этой ветви также прибавятся опущенные плечи.

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Так себе, Тоска, Депрессия

Так себе

«Пфф». Выражение почти нейтральное, с легким намеком на то, что не все так уж хорошо.

  • Один уголок рта сжат, как будто это неудачная попытка улыбнуться
  • Брови нейтральны
  • Глаза расслаблены, зрачок касается век

Тоска

Основное отличие от «Печали» - это глаза, которые сравнительно расслаблены в смирении. Это то, во что со временем превращается печаль, так как боль утихает, но не исчезает.

  • Как следствие, радужка больше, и почти не касается век
  • Брови могут немного или сильно клониться книзу

Депрессия

Следующий этап после «Тоски» - даже не осталось сил, чтобы грустить. Смирение превратилось в безнадежность и безразличие.

  • Взгляд подавленный и сонный, радужка едва виднеется, зрачок расширен. Глаза могут быть закрыты, как попытка отгородиться от мира.
  • Голова опущена или даже повисла.
  • Брови могут быть практически нейтральны, как будто бы на то, чтобы удерживать их в «печальном» положении необходимо слишком много энергии.

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Печаль, Страдание, Плач

Печаль

Взгляд полный боли, причина печали еще свежа в памяти. Все черты лица клонятся книзу.

  • Основания бровей приподнимаются и сближаются, но видимого напряжения еще нет: это чистая печаль, без злости или страха
  • Глаза живые (из-за боли), но нижние веки клонятся книзу, и могут образовать складку, это подчеркивающую. Зрачки не касаются век
  • Уголки губ опущены
  • «Беззвучные слезы» могут катиться по щекам

Страдание

Боль и смятение одновременно, смирение отсутствует, но есть отчаянное желание устранить причину страданий.

  • Основания бровей поднимаются так высоко, что образуется напряжение
  • Возможны слезы
  • Губы раскрыты, как будто боль настолько сильная, что невозможно ее сдерживать
  • Уголки губ опущены, нижняя губа прижимается наверх в неосознанной, но неотвратимой мышечной реакции, возникающей перед плачем
  • Зрачок не касается век, так как глаза широко раскрыты в страхе (человек боится, что не сможет устранить боль)

Плач

Человек раздавлен, и неудержимо рыдает; это выражение лица показывает максимальное искажение черт лица в этой ветви.

  • Глаза почти закрыты, так как брови давят на верхнее веко, а нижнее веко прижимается наверх
  • Напряжение создает горизонтальные складки на лбу
  • Слез так много, что они льются из обоих уголков глаз
  • Мышечный спазм нижней губы усиливается
  • Лицо краснеет
  • Ноздри раздуваются
  • Подбородок дрожит

Примечание переводчика: на скриншоте: Боль

Боль

Данная картинка изображает взрослого человека, испытывающего физическую боль, чтобы увидеть реакцию ребенка на боль смотри «Плач». Черты сокращаются настолько сильно, насколько возможно - напряжение может отвлечь от боли.

  • Брови прижимаются к глазам, основания бровей поднимаются к верху, изображая боль
  • Нижняя губа прижимается наверх, в то время, как уголки рта сильно тянутся вниз, обнажая сжатые зубы и даже нижнюю десну
  • Глаза закрыты или сужены
  • Нос сморщился
  • Верхняя губа приподнята
  • Вокруг рта появляются характерные складки, напоминающие скобки, которые тоже указывают на напряжение

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Разочарование, Расстройство, Стресс

Разочарование

У детей разочарование выглядело бы, как печаль, но у взрослых печаль оттеняется упреком.

  • Губы сжаты (чтобы сдержать упрек), рот может быть подвинут в сторону, в попытке скрыть сжатие
  • Брови могут принимать различные комбинированные выражения грусти и хмурости
  • Глаза живые, зрачки касаются век

Расстройство

Сочетания злости и желания расплакаться.

  • Основания бровей стараются нахмуриться и в то же время приподняться, морщась и превращая брови в почти прямые линии
  • Губы немного надуты, но основное напряжение сконцентрировано в бровях, так как мозг усиленно работает, пытаясь найти решение проблемы

Стресс

Когда слишком много всего происходит в голове, все лицо сокращается, как будто в попытке удержать все мысли, или, может, отгородиться от мира, чтобы разобраться со всеми этими мыслями.

  • Брови прижимаются к глазам, хмурясь, но их основания слегка закручиваются наверх, указывая на боль
  • Глаза нахмурены и скошены, внутренние уголки опущены
  • Губы сжаты, из-за этого рот приподнимается
  • Нос сморщен, лицо словно хрустит, даже кончик носа слегка приподнимается
  • Форма рта напоминает волну, и будто бы говорит «С чего начать? Как с этим справиться?»

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Переживание, Испуг, Ужас

Переживание

Выражение, близкое к «Страданию», но с меньшей злостью и большим страхом.

  • Основания бровей, как в «Страдании», но изгиб тоже приподнимается, образуя складки на лбу

Испуг

«Олень в свете фар».

  • Глаза широко раскрыты и смотрят на угрозу, суженные зрачки - главная черта
  • Основания бровей приподняты
  • Рот нервно сжат
  • Руке в страхе сжимают предметы, и из-за этого выделяются сухожилия

Ужас

Все черты лица открыты, кожа бледнеет, а волосы встают дыбом.

  • Глаза сильно округляются, зрачок крошечный. Данное выражение лица показывает самые первые секунды, когда человека охватывает ужас; в дальнейшем зрачки расширяются, чтобы лучше видеть, хоть глаза и раскрыты широко. Выражение сильнейшей паники получается жутким и совсем непохожим на человеческое
  • Виднеются линии крыльев носа
  • Брови подняты высоко и напряжены
  • Крик ужаса изгибает нижнюю губу книзу, обнажая нижние зубы

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Робость, Вина, Смущение

Робость

Лицо также выражает легкое смущение, в противоположность сильной эмоции «Смущение». Дети выражают робость, склоняя голову к плечу, и в то же время поднимая плечи.

  • Голова склонена вперед и втянута в плечи в попытке спрятаться, как черепаха
  • Щеки, уши и шею заливает румянец
  • Натянутая улыбка смущения: уголки растянуты в стороны, а не вверх

Вина

Выражается в попытке не показывать свою вину, иначе говоря, человек пытается придать лицу отсутствующее выражение.

  • Взгляд падает вниз и в сторону, как будто зрительный контакт раскроет все секреты. Голова, скорее всего, будет отвернута
  • Лицо не выразительно, так как человек пытается отвести от себя внимание
  • Кажется, что черты лица сжались

Смущение

«О господи, лучше б мне сейчас под землю провалиться!» - наиболее сильно это эмоция выражается глазами, в то время, как остальные черты лица стремятся стать менее заметными.

  • Округленные глаза навыкате уставились вниз и в сторону; голова готова повернуться, вполне возможно, чтобы скрыть лицо совсем
  • Нижняя губа прижимается наверх, изображая страх

Поза

Мы редко выражаем наши чувство одним только лицом: все тело содержит в себе целый набор неосознанных жестов. Если вы будете их использовать, ва персонаж будет выглядеть более живым и естественным. В частности, руки весьма выразительны, и я упоминала их положение под некоторыми выражениями лиц. Ниже представлены некоторые распространенные и заметные позы, которыми пользуются иллюстраторы:

Примечание переводчика: на скриншоте слева направо: Руки на бедрах, Руки скрещены, Руки касаются тела

Руки на бедрах

Ладони на бедрах пальцами вперед, локти выставлены наружу:

  • Классический признак уверенности
  • Показывает, что тело готово приступить к работе, выполнить некое действие и т.д.
  • Увеличивает верхнюю часть тела, из-за чего человек выглядит более властным и угрожающим в споре (или в процессе наказания детей)
  • Также означает «Держитесь от меня подальше, у меня асоциальное настроение»
  • Обратите внимание, что если большие пальцы спереди, поза выглядит более женственно, и показывает скорее неопределенность, нежели агрессию

Руки скрещены

  • Классическая поза защиты
  • Несогласие, человек закрыт для контакта, высокомерие, неприязнь. Женщины не скрещивают руки рядом с мужчинами, которые им нравятся
  • Поза самоутешения, призванная смягчить тревогу и социальный стресс
  • Если руки и локти плотно прижаты к телу, это указывает на острую нервозность

Руки касаются тела

Мы неосознанно трогаем сами себя, чтобы успокоиться или ослабить стресс. Растерянность, несогласие, разочарование, неопределенность выражаются в касании пальцами губ, почесывании головы, прикосновениям к шее, мочке, другой руке, трении щеки и т.д. Подобные прикасания усиливаются с повышением уровня стресса и неодобрения.

В частности, эффективным будет показать подавленную ярость при помощи таких намеков, так как люди склонны перемещать злость, жестикулируя.

Обратите внимание, что у детей рука за головой может выражать ревность.

Время практики

Удивительно, как много людей не знают, как изобразить эмоцию, даже если они испытывали ее множество раз. Решение в том, чтобы наблюдать за собой изнутри. Если вы можете каким-либо способом пробудить в себе эмоции (грустное или смешное кино, мысли о чем-то, что вас злит, просмотр видео с котятами, что угодно), смотрите внимательно, как изнутри, так и в зеркало, как меняется ваше лицо (и поза). Лучше наблюдать изнутри, когда вы привыкните, так как взгляд в зеркало может отвлечь вас от чувств. В качестве альтернативы, вы можете наблюдать за собой и/или другими в жизненных эмоциональных ситуациях. Много таких ситуаций мы видим ежедневно; главное оставайтесь наблюдательными.

Это упражнение уже превратилось в мем, но оно все-таки классное и чтоб позабавиться, и в практических целях: создайте лист своего любимого персонажа (вашего собственного или любого уже существующего), а потом добавьте в него определенное количество выражений лица. Чтобы не выбирать по принципу удобства, выберите их случайным образом (например, ткните пальцем с закрытыми глазами). Вы даже можете пойти еще дальше и попробовать смешанные выражения лица или те, что не были упомянуты в данном уроке.

Примечание переводчика: на скриншоте по рядам слева направо: улыбка, умиротворение, надменность, ярость, испуг, ужас

Примечание переводчика: на скриншоте по рядам слева направо: залилась румянцем, в ужасе, неопределенность, мечтательность, боль, сердитость

Есть миллионы глаз, ртов, носов, ушей, подбородков в целом мире и каждый со своими особенностями. Однако, чтобы корчить рожи в мультяшном стиле, вам просто нужно понять основы. В данном уроке мы научимся создавать эмоции на лицах мультяшных героев всего в несколько шагов.

Поведение человеческого лица

Точно так же, как и тон голоса, выражение лица поддается легкому и быстрому изменению. Различные выражения являются не только результатом сокращения мышц, а и одновременным действием одних и расслаблением противоположных мышц. Например, при смехе и улыбке задействованы одни и те же мышцы, только с разной интенсивностью.

Если вас попросят описать, какие чувства изображены ниже, что вы скажете?

Наверняка вы скажете, что мальчик думает о чем-то . На самом деле нет. Этот образ выражает полное отсутствие экспрессии, поскольку ни одна из лицевых мышц не напряжены.

На самом деле это выражение лица люди используют 80% в день. Когда человек один, то именно такое выражение находится на его лице, когда же человек в компании, слушает или разговаривает, обычно его лицо выражает различные эмоции.

Первичные эмоции

Первичные эмоции — это те эмоции, которые возникают на первичные стимулы и люди не имеют достаточного контроля над ними и их происхождением.

Эти базовые эмоции выражаются на нашем лице независимо от культуры, расы или возраста. Ниже представлены основные из них:

  • Счастье (1): Уголки губ приподняты вверх — брови приподняты вверх — широко открыты глаза;
  • Злость (2): Уголки губ опущены вниз — кончики бровей возле носа опущены вниз — широко открыты глаза;
  • Испуг (3): Уголки губ (иногда и вся линия губ) беспорядочно опущены вниз — приподнятые брови неправильной формы — широко открыты глаза;
  • Печаль (4): Уголки губ опущены вниз — кончики бровей возле носа приподняты вверх — глаза с опущенными веками.

Таковы основные выражения лица и мы используем их наиболее часто в течение жизни. Для мультфильма в основном необходимо развивать другие выражения, исходя из основных.

Есть еще два выражения, которые дополняют группу основных:

  • Удивление (5): Маленький и полуоткрытый рот — брови приподняты выше неправильной формы — широко открыты глаза;
  • Ерунда! (6): Уголки губ беспорядочно опущены вниз — кончики бровей возле носа опущены вниз — глаза закрыты.

«Зачем было отделять эти две эмоции от первой группы?»

Просто: эти выражения являются вариациями выражений первой группы.

Теперь, возможно у вас возникнет вопрос, почему так мало основных форм выражения эмоций? Все очень просто: есть основные цвета, которые можно смешивать, чтобы получить другие, точно также есть и первичные эмоции, которые могут быть смешаны для создания других вторичных выражений! Просто взгляните:

Обратите внимание, что для создания сонного выражения мы взяли брови от выражения счастья и смешали с почти закрытыми глазами грусти. Круто, не так ли?

Семья эмоции

Веселье не заканчивается! Семья эмоций складывается из тех эмоций, для построения которых необходимо изменить только один компонент в предыдущей.

Отметьте, что только рот был изменен на рисунке. Мы можем выразить два разных чувства, отталкиваясь от базового («ерунда!» — «что-то неприятно пахнет»).

Вот еще один пример («удивление» — «опасение»):

Здесь тоже был изменен только рот.

На этот раз мы используем рот и глаза, чтобы получить другой вариант той же первичной эмоции («удивление» — «сконфуженность»).

Мы можем извлечь третью эмоцию со вторичной:

Фантастически, не так ли? Вполне возможно, что вы получите десятки или даже сотни возможных эмоциональных лиц для вашего дизайна, применяя эти методы!

Физическая сторона эмоций

Первичные эмоции и физическое состояния понятия очень близкие. Одна форма эмоции может означать другую.

Обратите внимание, что физическая эмоции вытекает из первичной. Усталость происходит от грусти.

Мы можем усилить эмоцию, просто добавив дополнительный элемент — капли пота («жарко»):

Давайте посмотрим еще один пример физической реакции. На этот раз наш характер подвергается разряду электрического тока! Если коротко: полностью потерян контроль над реакцией!

Мы преувеличили выражение рта, чтобы получить желаемый результат.

Обратите внимание, что первичные эмоции являются доминирующими. Шок, даже будучи неуправляемым, это вариант страха.

Интенсивность и дополнительные элементы

В зависимости от интенсивности выражения эмоции мы можем создавать очень интересные результаты:

Кроме интенсивности мы можем вставлять в изображение дополнительные элементы для повышения эмоции. В первом изображении добавим несколько капель пота, что подчеркивает страх. Во втором случае мы добавляем язык.

Возвращаемся к страху. Давайте настроим изображение, чтобы исследовать более интенсивное чувство паники!

Увеличиваем глаза персонажа и закрываем его лицо.

Изменения угла

Для достижения более сильного воздействия можно изменить угол обзора сцены.

Обратите внимание, что при размещении угла сцены сверху вниз, создается впечатление неполноценности для нашего характера. В противоположность этому, при позиционировании камеры снизу вверх, мы делаем наш характер более угрожающим! Выдающийся подбородок и насмешка помогают создать идеальную атмосферу для выражения угрозы!

В мультяшном стиле в угрожающих персонажей, как правило, большие подбородки, у слабых персонажей большие глаза, но меньшие челюсти, а рот всегда очень близко к подбородку.

Попробуйте применить эти методы в своих проектах, и вы увидите!

Игра с общественными стереотипами и контекст

Для придания большей стереотипности нашим характерам, мы можем добавить некоторые элементы, которые укрепляют контекст сцены.

Обратите внимание, у пьяного грязные волосы, небритый вид, тяжелые веки и торчит один зуб изо рта. У больного большой нос и значительный возраст, глаза закрыты и видна слюна при кашле.

Вот еще один пример. Картина ниже может быть применена в нескольких контекстах. Человек сверху изображает боль, человек внизу — в ярости.

Давайте изменим картину. Добавим слезы двум персонажам и ткань в руку одного из них и они плачут.

Лицевые сигналы

Люди используют выражение лица, чтобы передать определенные сигналы другим людям.

Ниже наглядный пример обмена сигналами. Сердцеед направляет взгляд на девушку. Она влюбилась в него?

Посмотрим на другой пример. Распространенная сцена с мультфильма: милая девушка, которая всегда получает то, что она хочет.

Давайте изменим контекст. Мы изменили только направление глаз. Эта деталь сделала девочку более застенчивой.

Заключение

Если у вас есть затруднения в выражении чувств и эмоций ваших персонажей, то лучшим способом для достижения результатов будет тренироваться в восприятии эмоции других людей.

Надеемся, что вы мотивированы для изучения выражения различных эмоций. И помните, что для карикатур нужно преувеличивать выражения и понимать основы мгновенного их формирования.

Перевод — Дежурка.

Александр Любимов


Мимика, в первую очередь, передаёт эмоции. Все эти раздражён, обижен, взволнован, счастлив, радостен и удивлён.

Эмоции появились давно, у всех высших млекопитающих они есть: дельфинов, кошек, собак, обезьян… У нас с ними куча общих эмоций: радость, удивление, печаль, гнев, отвращение, презрение, горе, стыд, интерес, вина, смущение. У людей эмоций на порядок больше, перечислять их все я не буду - просто много.

И мимика у обезьян (и у людей) как раз развивалась, чтобы демонстрировать эмоции - как средство коммуникации. Так что рассказ о мимике будет сильно связан с рассказом об эмоциях.

Иллюстрация и реакция

Эмоции можно разделить на те, которые происходят как реакция : ему сказали - он огорчился. Эти сообщения более «искренние», но при этом зачастую менее выражены. И есть эмоции-иллюстрации: наглядные демонстрации состояния. Они боле нарочиты и гротескны, зато более понятны. «Неправильная» их демонстрация - это как говорить очень невнятно и неразборчиво: «Хчу сбщть вм вжную ность.» Общаться с таким человеком очень сложно: «речь» неразборчива, что хочет сказать непонятно.

Понятно: эмоции-иллюстрации больше для общения

И если эмоции-реакции как раз удобнее калибровать - они сообщают об «искренней» оценке ситуации, - то эмоции-иллюстрации стоит научиться показывать «правильно» (то есть так, как принято это показывать в данной культуре) и правильно расшифровывать.
Но, самое главное, тренируйтесь отличать первые от вторых. Эмоции-иллюстрации для получения информации о «искренней» реакции годятся мало.

При этом эмоции-иллюстрации ни в коем случае не являются чем-то «плохим» - мы постоянно их используем. На то они и «иллюстрации» - они помогают лучше понять слова, удержать внимание, передать «интонацию» и т.д. «Правильные» эмоции-иллюстрации один из главных инструментов оратора, политика, актёра. Да и в повседневной жизни, когда мы рассказываем что-то, то должны правильно транслировать эту самую невербальную информацию. И когда слушаем - показывать, что мы слышим и сочувствуем.
И ещё одна важная вещь:

большинство людей одни и те же эмоции демонстрирует более-менее одинаково.

По крайней мере эмоции-реакции. С эмоциями-иллюстрациями бывают проблемы, так как не все понимают, как их правильно демонстрировать.

Микровыражения

Всё тот же Пол Экман, который занимается калибровкой лжи, говорит о микровыражениях - очень быстрых мимических демонстрациях эмоций. Люди регулярно стараются контролировать собственные эмоции. Вернее, их демонстрацию. Но бессознательное намного быстрее сознания, и эмоция-реакция обычно всегда успевает показаться до того, как человек решит продемонстрировать вместо неё что-то другое.

Естественно, совершенно не обязательно что человек будет свои эмоции скрывать. Но такое бывает довольно часто. Ну, от него ждут или требуют другую эмоцию, она неприлична в этом обществе, её демонстрация ведёт к неприятным последствиям, а демонстрация более подходящей - к правильным.

Правда эти самые микровыражения срабатывают только для сильных «базовых» эмоций. А их Экман выделяется всего семь: презрение, отвращение, гнев, удивление, счастье, страх и печаль. И эти эмоции действительно должны быть сильными.

Вообще, сколько специалистов по эмоциям - столько и мнений, какие эмоции базовые.

На что смотреть

Приведу опять картинку с демонстрациями «базовых» эмоций.

И, можно заметить, что в первую очередь обращать внимание нужно всего на несколько вещей:

губы, брови, глаза.
Что женщина красят - на то и смотрим;).

Собственно, у смайликов, которые используют как раз для обозначения эмоции, как раз и есть только брови, глаза и губы. И этого хватает.

Тренируемся

В повседневной жизни нам не так часто попадаются жуткие специалисты по скрыванию эмоций - большинство людей их демонстрирует достаточно наглядно. Просто нужно научиться их калибровать (и «правильно» демонстрировать). Так что тренируемся. Основные эмоции: радость, счастье, удивление, страх, печаль, презрение, отвращение, гнев, возмущение, недовольство.

Понятно, что эмоций намного больше и они часто бывают «смешаны». Но об этом мы поподробнее поговорим, когда будем разбирать мета-сообщения.

Посмотрите на картинку и определите «основную» эмоцию. Напоминаю, смотрим в первую очередь на: губы, брови и глаза. Под картинкой условно-правильные ответы.

Картинки из роликов канадского канала Just For Laughs Gags : они создают различные ситуации и снимают реакцию случайных прохожих. Так что эмоции здесь вполне искренние, а не сыгранные актёрами.

1. Верхняя губа напряжена и приподнята, брови опущены, складка между бровями, щёки подняты: отвращение.
2. Мышцы лица расслаблены, губы расслаблены, рот приоткрыт, глаза широко открыты: удивление.
3. Симметричная расслабленная улыбка, брови расслаблены, мышцы в уголках глаз напряжены: радость.
4. Мышцы лица напряжены, глаза широко открыты, брови подняты: страх.
5. Нижние веки расслаблены, верхние веки слегка опущены, губы расслаблены, уголки губ вниз, брови приподняты: печаль.
6. Симметричная улыбка, морщинки в уголках глаз, брови расслаблены: радость.
7. Губы напряжены, верхняя губы поджимает нижнюю, уголки губ вниз, брови напряжены: недовольство.
8. Брови опущены и напряжены (складка между бровями), губы напряжены, уголки губ вниз, щёки напряжены, глаза открыты: гнев, возмущение.
9. Брови сведены и опущены, губы напряжены, уголки губ вниз: недовольство.
10. Брови сведены, нос сморщен, верхняя губа приподнята, уголки губ вниз: отвращение.
11. Лицо расслаблено, губы расслаблены, брови подняты: удивление.
12. Симметричные улыбки, губы расслаблены, брови расслаблены: радость.

Значение эмоций

Одна из функций эмоций информационная: они нам сообщают об оценке ситуации. А другим, о нашем отношении (к себе, информации или слушателю).

Эмоции ведь так называемые мета-состояния: это оценочные состояния «по поводу». То есть «просто так» эмоций не бывает - всегда есть событие, по поводу которого эта оценка делается.

Сама ситуация может быть и в прошлом, и в будущем, и происходить в настоящем - эмоции всегда сейчас. Так что передают они нам нашу бессознательную оценку ситуаций, к которым относятся. А как иллюстрации сообщают о нашем отношении.
Радость : удовлетворена какая-то ценность.
Страх : будет сильно неприятное событие. (Страх всегда относится к событиям в будущем).
Удивление : произошло событие, сильно нарушившее ожидания.
Недовольство : нарушены какие-то ценности.
Счастье : основные ценности удовлетворены. (Счастье, на самом деле, не бывает очень долгим переживанием - оно возникает только когда мы начинаем оценивать ситуацию).
Печаль : были приятные события в прошлом, которые больше не повторятся, упущенные возможности.
Горе : потеря чего-то важного.
Раздражение: серьёзное нарушение ожиданий.
Азарт : есть вероятность удовлетворения важных ценностей (выигрыша).
Отвращение : поведение человека или происходящее событие неприемлемо.
Презрение : ощущение превосходства.
Восторг: ожидания более чем удовлетворены.

Мы видим миллионы глаз, ртов, носов, ушей и подбородков в этом мире, и каждый из них особенный. При этом, чтобы рисовать мультяшные лица, достаточно знания основ. Как только вы их освоите, добавьте к этому понимание глубины, затем следите, чтобы рисунок головы выглядел объемным (3D), а также овладейте техникой прорисовки из любого ракурса. Если вы умеете все это делать - замечательно! Однако если вы действительно хотите привлечь внимание к своему искусству, вам придется овладеть техникой, которая позволит "оживлять" персонажей с помощью выражения лица!

Кто угодно может нарисовать лицо. Рисуете окружность, добавляете несколько точек и линий - и любой взглянувший на ваш рисунок скажет, что это лицо. С одной стороны кажется, это сделать так легко, а с другой может быть очень сложно, когда появляются чувства и эмоции...

Выражения лица человека

Выражение лица человека, также как и тон голоса, легко изменить. Выражения появляются на лице не только в результате сокращения определенных мышц; на самом деле одновременно сокращаются одни мышцы, а противоположные им расслабляются. Например, одни и те же группы мышц задействованы и в смехе, и в улыбке, однако с разной интенсивностью.

Если я попрошу вас точно назвать все чувства, которые вы видите на картинке внизу, что вы скажете?


Я знаю, что вы ответите. Вы наверняка скажете, что видите изображение спокойствия и размышления. Возможно он о чем-то задумался. В действительности все не так! На этой картинке мы видим полное отсутствие эмоций, так как не задействован ни один мускул. Так как нет эмоций, наверное самым лучшим описанием станут слова "спокойное" и "расслабленное".

Совершенно естественно использовать это выражение в своих рисунках. Почему бы нет? - у 80% людей именно такое выражение лица большую часть дня! Однако у людей такое выражение лица только, когда они остаются одни. Ведь когда человек смотрит на другого человека, или когда он оказывается в определенной ситуации, неминуемо возникает реакция. А на нее будет своя реакция! В мультипликации мы раздуваем этот эффект до максимума, чтобы нашей аудитории было ясно, какие именно эмоции выражены на лице.

Примитивные эмоции

Примитивные эмоции - это такие эмоции, возникновение которых, мы, человеческие существа, не особенно-то и контролируем. Это значит, что такую эмоцию не легко срежиссировать. Скажем, она возникает внезапно, в ответ на примитивный стимул.

Примитивные эмоции выражаются вне зависимости от нашей культуры, национальности или возраста. Ниже приведу вам примеры самых основных:


  • Радость (1): уголки рта подняты вверх, брови подняты, глаза широко открыты.
  • Гнев (2): уголки рта опущены вниз, брови подняты под углом, а внутренние края опущены вниз, глаза широко открыты.
  • Страх (3): рот слегка перекошен, уголки опускаются вниз, брови подняты вверх, при этом линия бровей неровная, глаза широко открыты.
  • Печаль (4): уголки рта скруглены книзу, внутренние уголки бровей слегка приподняты, верхние веки "нависают" на глаза.

Это примитивные выражения лица, которые довольно часто появляются у нас на лице в течение жизни. Для рисования мультяшных персонажей вам необходимо овладеть этими четырьмя выражениями. На их основе мы можем создать все другие эмоции.

Есть еще пара выражений, их реже относят к примитивным, при этом и они входят в группу основных выражений.


  • Удивление (5): рот маленький, наполовину приоткрыт, брови приподняты, линия бровей слегка неровная, глаза широко открыты.
  • Досада (6): рот искривлен, перекошен, брови приопущены, внутренние кончики бровей направлены вниз, глаза закрыты.

"С какой стати ты отделяешь эти два от первой группы?" - Ответ прост: Если вы обратите внимание, каждое из этих выражений является комбинацией выражений из первой группы.

Теперь, когда вы знакомы с основными выражениями, вы наверняка удивлены, почему их так мало. Все просто: у нас есть первичные цвета , и их достаточно, чтобы смешать какие угодно цвета. Точно так же из примитивных эмоций можно составить и другие выражения лица! Взгляните:

Чтобы создать сонное выражение лица, мы взяли брови из выражения радости и добавили к ним полуприкрытые глаза из печали . Здорово, не правда?


Родственные эмоции

Это еще не все! Можно создать родственные эмоции, достаточно взять наиболее похожую эмоцию и изменить только один элемент в лице, и появится еще одна эмоция!



Заметьте, что в этих двух рисунках был изменен только рот. Мы можем выразить два вида отвращения, изменив одну-единственную часть лица! (подписи на картинке: "Блин!" и "Вонь!") Ниже еще один пример:


Напоминаю, нам достаточно было изменить рот, чтобы создать необходимую эмоцию. (Подписи на картинке: "изумлен", "опасается".)

На этот раз мы слегка перерисовываем рот и глаза, чтобы дополнить вариант основной эмоции. (Подписи на картинке: "изумлен" "в замешательстве").



Эмоции можно прорисовывать не только на основе базовых. Можно нарисовать третий уровень эмоций на основе второстепенных. Посмотрите:


Как и ранее, необходимо было только перерисовать рот. (Подписи: "сонный", "влюбленный").

Потрясающе, правда? С помощью этой техники ваши дизайны можно оживить дюжинами, а может и сотнями эмоциональных лиц!

Эмоции выражающие физическое состояние

Эмоции, основанные на физическом состоянии, полагаются на ту же концепцию базовых эмоций, но их отличие в том, что они могут принимать различные непредсказуемые формы.


Заметьте, что эмоции физического состояния также рисуются на основе примитивных эмоций. Усталость взята из печали .

Эмоцию можно выразить с помощью дополнительного элемента, например капель пота (Подпись: "жара"):



Посмотрим на еще один пример спонтанной реакции, которую мы не особо умеем контролировать. На этот раз нашего персонажа ударило током! Вкратце, он не имеет никакого контроля над своей реакцией!



Когда мы испытываем шок, это сложно контролировать, что дает нам преимущество в рисовании мультяшных персонажей - можно максимально преувеличить это выражение и добиться желаемого эффекта. В этом случае мы значительно увеличили рот.

Обратите внимание, что примитивные эмоции всегда доминируют. Шок, даже в своей неподконтрольной форме, - ничто иное как страх . Что касается эмоций физического состояния, интересно то, что в реальной жизни мы выражаем их, не особо задумываясь, как они возникают, так как мы подвержены внешним факторам и иным условиям.

Сила эмоций и дополнительные элементы

Мультяшные выражения лиц могут меняться и в зависимости от силы выражения. Меняя интенсивность, мы добиваемся очень интересных результатов:




Вегета? (Если вы не в курсе, это персонаж Dragon Ball). (Подписи под картинками: "шок", "огромный шок!")

Помимо интенсивности можно добавить дополнительные элементы, чтобы усилить эффект. На первой картинке мы добавили несколько капель пота, отлетающих от лица, чтобы подчеркнуть выражение страха. Во второй - высунут язык, чтобы усилить желаемый эффект.



Возвращаясь к страху, давайте посмотрим, как нарисовать более сильное чувству - панику!


Мы увеличили размер глаз и "заставили" персонаж прикрыть свое лицо - в результате получился потрясающий эффект"! Поздравляю! (Подпись под картинкой: "напуган до смерти").

Смена ракурса

Чтобы выражение лица произвело более глубокое впечатление, и чтобы добиться более драматического эффекта, можно сменить ракурс. То есть измените, с какой точки вы смотрите на сцену: вы сможете создавать необычные ситуации. Если вы расположите точку зрения с непривычной стороны, вы поместите своего персонажа в "неудобное" положение. Это придаст сцене больше динамики.


Вот пример того, как смена ракурса влияет на силу выражения.

Заметьте, при ракурсе сверху вниз автоматически создается эффект униженности персонажа, мы как бы "заставляем" его сжаться, он выглядит более хрупким по сравнению с угрозой. В противовес этому, при ракурсе снизу вверх персонаж выглядит более грозным. Выступающий подбородок, ухмылка и дикий взгляд создают идеальную атмосферу для запугивания!

В мультипликации у плохих персонажей зачастую большие нижние челюсти и маленькие глазки. При этом у более слабого персонажа будут крупные глаза и более выразительная, но маленькая нижняя челюсть, а рот обычно расположен ниже у подбородка. Попытайтесь применить эту технику в своих дизайнах, чтобы убедиться самим!

Игра с общепринятыми стереотипами и контекстом

Чтобы создать стереотипного персонажа, можно добавить незначительные элементы, которые дополнят контекст сцены. Некоторые из этих методов могут создать мгновенный эффект, так как мы привыкли держать в себе стереотипную информацию на протяжении всей жизни. На это влияют многие факторы, в частности: кино, телевидение и определенные люди из повседневной жизни.

Возьмем к примеру пьяницу. Спутаные волосы, небритость, тяжелые веки, нехватка зубов, - и перед нами классический пьяница-неряха. Мы растем и привыкаем, что такие черты отличают человека, который долго злоупотребляет алкоголем. Больной человек изображен более пожилым, у него набухший нос. Закрытые глаза и капли слюны указывают на то, что у него что-то не так со здоровьем.



Вот еще один пример. Картинка внизу подходит к разным контекстам. С одной стороны, человек вверху может испытывать серьезную боль, а человек внизу раздираем яростью.



Давайте добавим несколько деталей, чтобы серьезно изменить ситуацию. Видите, что произошло? Достаточно было добавить слезы и платок, и становится очевидным, что оба плачут.


Дополнительные элементы меняют контекст сцены.

Обмен сигналами

Если ко всему перечисленному добавить многочисленные способы, с помощью которых мы обмениваемся специфичными сигналами с другими людьми, наше лицо готовит нам множество сюрпризов. Это происходит потому, что, подобно физическим состояниям, мы не имеем особой власти над такими "знаками". Из-за этого мы порой совершенно неожиданно для себя реагируем, часто поддавшись воле чувств.

Ниже приведен пример "обмена сигналами". Ловелас устремил фатальный взгляд на девицу, чтобы добиться ее своей магией соблазна. Она в ответ бросает взгляд, наполненный страстью. Как вы думаете, она влюбилась в него?



Посмотрим на другой пример. Картинка внизу довольно типична в мультипликации: хорошенькая девочка "строит глазки", благодаря чему она всегда получает то, что хочет, и при этом очень мило выглядит.


Ну кто сможет устоять перед таким хорошеньким личиком?

Изменим контекст. Меняем направление взгляда, и теперь она уже смотрит в сторону от персонажа, находящегося перед ней. Теперь она выглядит более робкой. Здорово, правда?


Помимо нового направления взгляда, мы добавили небольшой румянец на щеки, и теперь перед нами совсем застенчивая девочка.

Заключение

Если вам сложно прорисовывать чувства и эмоции у своих персонажей, один из лучших способов научиться делать это - попытаться самим имитировать эти эмоции. Так вы будете тренировать личное восприятие и добавите новые техники в свой арсенал.

Выражение эмоций и чувств в мультипликации - обширная тема для изучения и заходит далеко за рамки выражений лица. Как сказано выше, мы полностью управляем своими эмоциями до тех пор, пока не теряем контроль над ними; например, пока нас не укусит собака.

Хотите провести эксперимент? Предложите своей семье сфотографироваться вместе и обратите внимание, как они все одинаково улыбаются - это контролируемая эмоция, мы умеем выражать притворную радость, если надо. А теперь хорошенько их напугайте, и вы увидите, как по-разному на их лице отобразится страх!

Надеюсь, теперь вы вдохновлены и готовы попробовать применить то, чему здесь научились - прорисовать разные эмоции на лицах своих персонажей. Не забывайте, что в мультипликации мы преувеличиваем большинство этих выражений; также вам важно понимать хотя бы основы того, с помощью чего эмоции выражаются на лице - так вы поможете своему зрителю увидеть то, что хотите передать.


Ну кто хотя бы раз не воспользовался силой соблазна в попытке завоевать чье-то сердце с помощью взгляда?