Что значит пословица не все коту масленица. "Не все коту Масленица" - пословица. Значение и смысл у нее какой

Не все коту масленица, бывает и великий пост - русская пословица, означающая: Благоприятное положение дел не вечно, когда-нибудь обстановка изменится в худшую сторону.

- "Не все коту масленица, будет и великий пост" (раздел - " ")

- "Не все коту масленица, попу Фомин понедельник" (раздел - " ").

Масленица - праздничная неделя перед Великим постом. Согласно традиции в Масленицу люди едят и веселятся, так как потом несколько месяцев поста будут ограничения на пищу и развлечения.

Значение пословицы хорошо пояснено в пьесе "Не все коту масленица" (1871 г.) русского драматурга (1823 - 1886). Старый купец Ахов считал, что деньги делают все. Он стал свататься к молодой небогатой девушке, думая, что ее мать и она кинутся ему на шею из-за его денег. Причем скверность и скупость его характера была всем известна. Он требовал к себе внимания, чтобы ему все кланялись. Когда он наконец пришел свататься, то получил решительный отказ. Вместо него мать и дочь выбрали его молодого приказчика Ипполита. Выпроваживая старика мать сказала "не все коту масленица, бывает и великий пост ".

Часто применяется сокращенная форма - Не все коту масленица.

Примеры

Янина Миронцева

«Перспективы ограночных предприятий России», 1996.01.26 // «Коммерсантъ-Daily»:

"Условия для этого есть - в последнее время с разного рода проектами в Россию пришли армянские, арабские, индийские, греческие, британские и североамериканские предприниматели. . Несмотря на определенные успехи, как отмечалось во многих выступлениях, в отрасли наблюдаются и негативные явления."

(1823 - 1886)

"Не все коту масленица", 33. Конец: "Отчего вы не лежите теперь в ногах у меня по-старому, а я же стою перед вами весь обруганный... "Оттого, Ермил Зотыч, говорит русская пословица, что не все коту масленица, бывает и Великий пост "."

(1860 - 1904)

"Масленичные правила о дисциплине" (1885 г.): "Не всё коту масленица, придет и великий пост . Если ты кот, то имей это в виду."

Изображения

Жанр: Автор: Язык оригинала: Дата написания: Дата первой публикации:

«Не всё коту масленица» - пьеса Александра Островского. Написана в 1871 году.

История написания

Согласно пометам на автографе, хранящемся в Российской государственной библиотеке, комедия была задумана 8 марта 1871 года, начата 10 марта и закончена 9 апреля того же года. Впервые напечатана пьеса была в журнале «Отечественные записки», 1871, № 9.

Островский в письме к артисту Александринского театра Ф. Бурдину 17 апреля 1871 г. о пьесе «Не всё коту масленица» писал:

27 августа 1871 года комедия была одобрена Театрально-литературным комитетом, а 10 сентября допущена драматической цензурой к постановке на сцене.

Премьера пьесы состоялась 7 октября 1871 года на сцене московского Малого театра в бенефис артиста Живокини 2-го. На сцене Александринского театра в Санкт-Петербурге премьера состоялась 13 января 1872 года.

Действующие лица

  • Дарья Федосеевна Круглова , вдова купца, 40 лет.
  • Агния , её дочь, 20 лет.
  • Ермил Зотыч Ахов , богатый купец, лет 60.
  • Ипполит , его приказчик, лет 27-ми.
  • Маланья , кухарка Кругловой.
  • Феона , ключница Ахова и дальняя родственница

Объсните значение пословицы "Не все коту масленица.. "?

Татьяна антонова

Полностью: не все коту масленица, бывает и великий пост - Это выражение - цитата из басни И. А. Крылова ”Кот и повар” (1813)
Не все коту Масленица" произошла оттого, что после Масленицы, когда много кушают, плотно*;
наступает пост, а с ним вместе строго воздержная жизнь. С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанье без постного масла.

Светлана валиева

Носитель языка или просто человек, хорошо знающий фразеологию, конечно, понимает значение почти сразу. Для всех же остальных придется углубиться в происхождение пословицы. Фразеологизм возник из выражения «не все коту Масленица, придет и Великий пост». Согласитесь, что теперь смысл проясняется. И сейчас даже если перед русским человеком встанет задача объяснить иностранцу, в чем смысл пословицы, он с легкостью с ней справится.

Откуда пошло выражение "Не все коту масленица".

Регина

"Не все коту Масленица", – говорим мы, когда предупреждаем человека, что все не так легко и просто, как кажется, впереди могут быть трудности. Но откуда пошло это выражение?
"Не все коту Масленица, будет и Великий пост" - это полная версия пословицы. Именно так она обозначена и в книге "Пословицы и поговорки русского народа" Владимира Даля. Но, как правило, ее употребляют в сокращенном виде.
Масленица – это праздничная неделя перед Великим постом. В эту неделю народ печет блины с разными начинками, ест (что-то, конечно, перепадает и коту), веселится, провожает зиму. Но после нее начинается Великий пост. 40 дней строгой диеты, когда нельзя мясное и молочное, развлекаться.
Всем известно, что коты - воришки, а на Масленницу им удается хорошенько полакомиться вкусной едой, потому что мясо уже не едят, а молочные продукты в ходу, а коты их особенно любят. А в Великий пост начинается поедание только растительной пиши, и лакомке коту приходится очень плохо. Пословицу придумали из жизненного опыта, а используют в переносном значении, когда говорят о хитрых людях, которые привыкли на халяву есть и пить. Но когда-то великая халява окончится и придут жесткие времена.
Это выражение - цитата из басни И. А. Крылова ”Кот и повар” (1813)
Не все коту Масленица" произошла оттого, что после Масленицы, когда много кушают, плотно*; наступает пост, а с ним вместе строго воздержная жизнь. С первого дня поста многие не пьют даже воды, пока не отслушают заутрени. Первые три дня ничего не варят: едят одно сухое, соленые огурцы, грибы, квашеную капусту, хрен да редьку и пр. С четверга варят из овощей кушанье без постного масла.
Иносказательно же - если человек живет очень хорошо, всего достаточно или же с избытком, то наступят и другие время, когда все будет иначе. Примеров - очень много. Например, олигархи, бывшие.

Как понимать поговорку " Не всегда коту масленица"?

Я слышал несклько иной вариант: "не всё" вместо "не всегда", но смысл довольно понятен: после сытых, удачных, попросту светлых и добрых дней "бывает и великий пост". Дескать, не впадай в обжорство, а то растянутому животу голодать тяжелей придется. Ведь удача - вещь непостоянная, на раз-два легкая жизнь может существенно потяжелеть.

А вообще, кажется, это у Островского впервые прозвучало в сатирической пьесе, которая и называлась "Не всё коту масленица":

Прейскурант

Нужно понимать это так: Не всегда удача на нашей стороне, будьте осторожны, смиритесь с тем, что есть, в жизни праздники встречаются не так уж часто". У армян есть очень интересная пословица, примерно на ту же тему:" Не всегда река принесет бревно, не всегда жена родит мальчика". У каждого народа эта мысль выражается по своему.

Рьенн ди фарейн

Это усеченная часть поговорки, а полностью она звучит так: не все коту масленица, будет и великий пост. Смысл поговорки - удача и везение непостоянны, могут в любой момент смениться проблемами и неприятностями.

Какое начало у пословицы, если ее окончание звучит “…будет и Великий пост”?

Что обозначает эта пословица?

В каких случаях она говорится?

Лесинка

Полная версия пословицы звучит следующим образом: "Не всё коту масленица, будет и Великий пост". Суть пословицы в том, что не всегда в жизни всё хорошо, что иногда происходят перемены и приходят испытания и трудности.

Juliette

В очень многих пословицах больше распространены их первые половины, а вторые известны мало. Среди них пословица "Не все коту масленица - будет и великий пост". Значение пословицы такое: изобильная жизнь не всегда длится постоянно, может наступить время, когда придется ограничиваться в средствах. То есть - не всегда будет все хорошо, наступят и трудные времена.

Inna beseder

Человек не всегда живёт в достатке, могут настать и тяжёлые времена, когда придётся затянуть пояс потуже. В этом смысл пословицы "Не всё коту масленица, будет и Великий пост".

Хотя в детстве, когда не знала продолжения этой пословицы, думала, что в ней главный герой кот, которого не всегда нужно кормить маслом или молоком. Иногда не мешало бы ему и от борща не воротить морду)))

Когда у человека кончается период везения, то ему могут сказать окружающие: «А чего ты хочешь, не все коту Масленица!» Пословица (значение и смысл ее) - в зоне нашего сегодняшнего внимания.

Полный вариант выражения

Носитель языка или просто человек, хорошо знающий фразеологию, конечно, понимает значение почти сразу. Для всех же остальных придется углубиться в происхождение пословицы. Фразеологизм возник из выражения «не все коту Масленица, придет и Великий пост». Согласитесь, что теперь смысл проясняется. И сейчас даже если перед русским человеком встанет задача объяснить иностранцу, в чем смысл пословицы, он с легкостью с ней справится. И будет выглядеть это примерно так.

На Масленицу русский народ веселится, ест блины и вообще ни в чем особенно себя не ограничивает. Когда же приходит время Великого поста, то картина меняется: все ходят хмурые и серьезные, мясо под запретом, развлечения тоже. За семь недель продовольственного воздержания можно есть только рыбу, но очень редко.

И здесь даже иностранец поймет, что Масленица символизирует благоприятную пору в жизни человека, а Великий пост - неблагоприятную. Таким образом, выражение «не все коту Масленица» (пословица) значение имеет следующее: удача не длится долго, наступят и суровые времена. С другой стороны, чтобы никто из читающих не впал в депрессию и отчаяние, скажем: суровые времена тоже не вечны. Вообще, ничто не вечно. Жизнь подобна Когда-то хорошо, а когда-то плохо. Психологические исследования утверждают, что периоды удач и неудач длятся примерно по 5 лет.

Пример

Однако пришла пора примера для иллюстрации выражения «не все коту Масленица». Пословица (значение ее рассмотрено выше) может быть проиллюстрирована так.

Не будем рисовать мрачные и ужасные картины, обратимся к простому бытовому случаю. В течение года незадачливому ученику-двоечнику везло, и он беспрепятственно списывал все контрольные, но на одной из них его поймал учитель и сказал: «Ну что, Петров, не все коту Масленица?» Вот так бесславно кончилась счастливая пора ничегонеделанья для Петрова.

Вообще, выражение содержит в себе изрядную долю злой иронии. Трудно себе представить, что человек будет говорить рассматриваемую фразу, описывая чужие несчастья, и втайне не радоваться. Вот такое коварное выражение "не все коту Масленица" (пословица). Значение его - уже не тайна. По этой фразе можно даже понять, как человек относится к другому. Правда, вслух вряд ли кто-то осмелится подобным образом комментировать чужие неудачи. Такое поведение весьма нетактично.

В любом случае мы разъяснили смысл пословицы «не все коту Масленица». Теперь читатель может смело брать ее на вооружение.

Дарья Федосеевна Круглова, вдова купца, 40 лет.

Агния, ее дочь, 20 лет.

Ермил Зотыч Ахов, богатый купец, лет 60.

Ипполит, его приказчик, лет 27-ми.

Маланья, кухарка Кругловой.

Бедная, но чистенькая комната. В глубине дверь в переднюю; слева от зрителей дверь во внутренние комнаты; с той же стороны, ближе к зрителям, диван; перед ним стол, покрытый цветною скатертью; два кресла. На правой стороне два окна с чистыми белыми занавесками; на окнах цветы, между окон зеркало; ближе к зрителям пяльцы.

Явление первое

Круглова (на диване); Агния (у окна грызет кедровые орехи).

Агния . Погода-то! Даже удивительно! А мы сидим. Хоть бы погулять куда, что ли!

Круглова . А вот, погоди, дай срок, сосну полчасика, пожалуй, погуляем.

Агния . Кавалеров-то у нас один, другой – обчелся, гулять-то не с кем.

Круглова . А кто виноват? Не мне же ловить для тебя кавалеров! Сети по улицам-то не расставить ли?

Агния . Разве вот Ипполит зайдет.

Круглова . И то, гляди, зайдет; день сегодня праздничный, что ему дома-то делать! Вот тебе и кавалер; не я искала, сама обрящила. Вольница ты у меня. Ты его как это подцепила?

Агния . Очень просто. Шла я как-то из городу, он меня догнал и проводил до дому. Я его поблагодарила.

Круглова . И позвала?

Агния . С какой стати!

Круглова . Как же он у нас объявился?

Агния . Позвала я его, да после. Стал он мимо окон ходить раз по десяти в день; ну, что хорошего, лучше уж в дом пустить. Только слава.

Круглова . Само собой.

Агния . Все говорить?

Круглова . Да говори уж заодно.

Агния (равнодушно и грызя орехи ). Потом он мне письмо написал с разными чувствами, только нескладно очень…

Круглова . Ну? А ты ему ответила?

Агния . Ответила, только на словах. Зачем вы, говорю, письма пишете, коли не умеете? Коли что вам нужно мне сказать, так говорите лучше прямо, чем бумагу-то марать.

Круглова . Только и всего?

Агния . Только и всего. А то что же еще?

Круглова . Много очень воли ты забрала.

Агния . Заприте.

Круглова . Болтай еще.

Входит Маланья.

Явление второе

Круглова, Агния, Маланья.

Маланья (говорит медленно ). Шла я тут-то по вулице…

Круглова . Так что ж?

Маланья . Так он… Как его?

Круглова . Кто, он-то?

Маланья . Как, бишь, его?.. В суседях-то…

Круглова . Что же?

Маланья . Да нешто их тут всех… Много их. Такой черноватый…

Круглова . Седой, что ли?

Маланья . Да, седой. Что я!.. А я черноватый…

Круглова . Ахов, что ли?

Маланья . Надо, что он… Ахов его… что ли. Большой такой…

Круглова . Среднего росту?

Маланья . Да, пожалуй, что и так.

Круглова . Ну, что же он? Проснись ты, сделай милость!

Маланья . Что проснись!.. Не походя я сплю, а когда время… так что кому! Кланяйся, говорит.

Круглова . Немного ж ты сказала.

Маланья . Что ж мае еще говорить? (Уходит и сейчас же возвращается. ) Да, забыла… Зайду, говорит.

Круглова . Когда?

Маланья . Кто ж его… Мне почем знать? (Уходит и возвращается. ) Да! Из головы вон… Нынче, говорит, зайду. Ахов он, что ли, прозывается? Черноватый такой…

Круглова . Седой весь?

Маланья . Да и то седой. Эка память! Господи! (Ухоит. )

Явление третье

Круглова и Агния.

Круглова . Нашу слугу Личарду только послом посылать. Растолкует дело, как по-писаному. Как начнет толковать, так точно у ней в голове-то жернова поворачиваются.

Агния . Этот ваш Ахов дядя Ипполиту?

Круглова . Да, дядя.

Агния . Вот придет, помешает нам гулять идти. Зачем это он?

Круглова . Кто ж его знает! Вот что значит богатый-то человек! Распостылый он мне, распостылый, а все-таки гость. Никакого мне от него барыша нет, и не ожидаю; а как ты ему скажешь, миллионщику: поди вон! Вот какое дело! И какая это подлость в людях, что завели такой обычай – деньгам кланяться! Вот поди ж ты. Отыми у него деньги, вся цена ему грош; а везде ему почет, и не то что из корысти, а как будто он в самом деле путный. Отчего это не скажут таким людям, что не надо, мол, нам тебя и со всеми твоими деньгами, потому как ты скот бесчувственный. Да вот не скажут в глаза. Женщины на это скорей; кабы только нам разуму побольше. И что это он к нам повадился?

Агния . Должно быть, влюблен.

Круглова . В кого?

Агния . Да я так думаю, в вас.

Круглова . Не в тебя ли?

Агния . Ну, какая я ему пара! А вы, маменька, в самый раз. – Что ж, богатой купчихой будете. Чего еще приятнее.

Круглова . Да и кажется… Господи-то меня сохрани! Видела я, дочка, видела эту приятность-то. И теперь еще, как вспомню, так по ночам вздрагиваю. А как приснится, бывало, поначалу-то, твой покойный отец, так меня сколько раз в истерику ударяло. Веришь ты, как я зла на них, на этих самодуров проклятых! И отец-то у меня был такой, и муж-то у меня был еще хуже, и приятели-то его все такие же; всю жизнь-то они из меня вымотали. Да, кажется, приведись только мне, так я б одному за всех выместила.

Агния . Уж будто бы?

Круглова . Уж потешила бы свою душеньку; да не приходится. А и то сказать; что хвастать-то! Душа-то у нас коротка, перед деньгами-то, пожалуй, и растаешь. Проклятые ведь они.

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА

Дарья Федосёевна Круглова, вдова купца, 40 лет.
Агния, ее дочь, 20 лет.
Ермил Зотпыч Ахов, богатый купец, лет 60.
Ипполит, его приказчик, лет 27.
Малапья, кухарка Кругловой.
Феона, ключница и дальняя родственница Ахова.
Сцепа первая: Агния рассказывает матери, как познакоми-лась с Ипполитом (он встречает ее в городе, провожает до дома, затем начинает по десяти раз на дню проходить мимо окон Круг-ловых, так что Агния просто вынуждена пригласить его в дом). Агния вообще пользуется у матери почти неограниченной сво-бодой, та не принимает решения за дочь. Маланья сообщает, что видела Ахова, который просил передать, что навестит Круг-ловых. Круглова не знает, почему Ахов стал часто навещать их, думает, что ему нравится Агния, но дочь уверяет, что купец по-ложил глаз на саму Круглову. Та сетует на то, что богатого че-ловека приходится принимать даже тогда, когда тебе совсем не хочется, потому что "не скажешь миллионщику: поди вон!" Под окном ходит Ипполит, все не решается зайти. Агния пригла-шает его в дом. Ипполит робок, боится, что Круглова выгонит его. Агния ободряет его. Ипполит крайне запутанно пытается сказать ей о своих чувствах, берет вышитую Агнией закладку для книги (которую она не хочет отдать, хотя сама признается, что вышивала для него). Когда Агния пытается отнять заклад-ку, Ипполит, изловчившись, целует девушку. Агния возмуща-ется. Ипполит принимается говорить о своих перспективах (что со временем он тоже выбьется в люди, избавится от своей зави-симости от Ахова). Входит Круглова, возмущается не тем, что дочь целуется с молодым человеком, а тем, что делает это втай-не от матери. Ипполит всю сцену объяснения стоит тихонько в стороне. Приезжает Ахов. Он выставляет вон Ипполита, упре-кает Круглову за то, что она не сделала этого сама (потому что приказчику неприлично присутствовать в том же обществе, что и хозяину). Агния кричит вслед Ипполиту, что ему стыдно тру-сить. Ахов кичится своим богатством, в каждой его фразе скво-зит высокомерие и стремление поставить окружающих "на по-добающее место", т. е. неизмеримо ниже, чем Ахов. После того как гость уходит, мать и дочь обсуждают Ахова и Ипполита. Кругловой жаль молодого приказчика, а Агния уважает силу, а слабость в мужчине презирает. Они сравнивают обоих мужчин. С точки зрения Агнии решительность и деньги Ахова с лихвой перевешивают доброту и молодость Ипполита.
Сцена вторая: К Кругловым заходит Феона, которая рас-сказывает, как все в доме Ахова мучаются от его самодурства. Ахов выжимает из работников все соки, платит мало, ругает. Сын уехал из дома к теще, потому что Ахов постоянно попре-кал его наследством. Второй сын, Гриша, пьет, дебоширит, по-стоянно кается перед отцом, потихоньку сходит с ума. Сам Ахов мало понимает в делах, а потому всем реально управляет Ип-полит. Круглова говорит, что хотела бы выдать Агнию за Ип-полита. Сама она была замужем "за хозяином", но муж точно так же мучил ее всю жизнь, промотал деньги и оставил ее с до-черью в бедности. Круглова сообщает Агнии, что она понрави-лась Ахову. Та отвечает, что ей все равно, она может и за Ахова выйти замуж, ее не пугает ни его возраст, ни его жестокость. Появляется Ипполит. Круглова заявляет ему, что ему необхо-димо вырваться из зависимости от Ахова и стать самостоятель-ным. Агния также повторяет, что уважает только сильных, что не станет жалеть Ипполита (как он того хочет), а выйдет за него, только если он докажет ей, что реально что-то из себя представ-ляет (т.е. достанет денег). Приезжает Ахов, и Ипполит объяв-ляет, что собирается "начинать войну с хозяином". Наедине с Агнией Ахов фактически делает ей предложение, сулит наря-ды, "тысячные" подарки; советует жить в боязни матери и мужа. Агния на все отвечает шутя, уверяет, что молодые прежде ста-риков умирают, а девушки, вышедшие за стариков, не знают ни горя, ни заботы, а только наряжаются. Ахов хвалит Агнию за ум и прозорливость, говорит Кругловой, что ей привалило сча-стье (сватовство Ахова к ее дочери). Круглова интересуется у Агнии, не рассказывал ли ей Ахов, сколько плакала его покой-ная жена. Ипполит с ножом отправляется в дом к Ахову. Сцепа третья: Ипполит сообщает Феоне, что если Ахов не отдаст ему причитающиеся ему деньги (тысяч пятнадцать), то он зарежется. Феона решает, что и Ипполит, подобно Грише, сходит с ума. Ахов просит Феону отнести Агнии дорогой пода-рок и настойчиво повторяет, чтобы та подчеркнула дороговиз-ну подношения и щедрость дарителя, Ипполит предстает пе-ред Аховым. Он выпил коньяку и держится смело. Он напоми-нает хозяину, что тот сулил повысить ему жалованье. Ахов ве-дет себя так, как будто впервые об этом слышит. Ипполит дос-тает нож, заявляет, что покончит с собой прямо в доме Ахова, и тот будет иметь массу проблем. Ахов долго торгуется, но, в кон-це концов, отдает пятнадцать тысяч. Он просит, чтобы Иппо-лит хотя бы поклонился ему, но тот отказывается, поскольку получает не милостыню, а заработанные деньги. Ахов говорит, что ему "эта непокорность тяжелее, чем эти самые пятнадцать тысяч". Сцена четвертая: Круглова и Агния в замешательстве. Они должны принять решение, выходить ли Агнии замуж за Ахова, отвалившего дорогой подарок. Агния, ссылаясь на свою неопыт-ность, перекладывает ответственность на мать. Приезжают Ахов и Ипполит. Ради смеха Ахов предлагает посадить Ипполита и Агнию рядом, как жениха и невесту. Круглова соглашается выдать дочь за Ахова, только если тот даст ей подписку уме-реть через неделю после свадьбы. Ахов призывает "нищих" оду-маться. Ипполит отдает Кругловой деньги "на сохранение". Та объявляет, что охотно отдаст дочь замуж за Ипполита. Ахов го-ворит, что даже сердиться не может на них, потому что с них "и взять-то нечего" и они настоящего порядка не знают. Чтобы сгладить обиду, ему нанесенную, Ахов предлагает Кругловой обеспечить Агнии богатое приданое и сыграть шумную свадь-бу, если молодые в свадебном наряде выметут метлами его двор на гладах у гостей. Круглова отказывается отдать дочь на позо-рище, даже если Ахов ее озолотит. Ахов возмущается тем, что в мире совсем не стало никакого порядка и бедные гордятся, вме-сто того чтобы валяться у него в ногах. Круглова отвечает по-словицей: "Не все коту масленица, бывает и великий пост".