Что такое силуэт в искусстве. Использование силуэта в дизайне и рисовании. Истоки искусства силуэта в россии

Истоки искусства силуэта в России


Кокорина Елена Юрьевна, учитель ИЗО, МОУ Славнинская школа, Тверская область, Торжокский район.

Назначение: Истоки искусства силуэта уводят нас в глубокую древность. С возникновением первых силуэтных изображений античные легенды связывали зарождение живописи. Данная статья будет интересна учителям изобразительного искусства, воспитателям, педагогам дополнительного образования, и всем кому нравится искусство силуэта.

Возраст : дети от 10 лет


Н.В.Ильин. Иллюстрация.1949.

Силуэт - ограниченное контуром отображение чего-либо, одноцветное контурное изображение чего-либо на фоне другого цвета, смутные очертания чего-либо в темноте, контур, очерк фигуры без деталей. Термин употребляется и как синоним «профиля», однако, в отличие от профиля может изображать человека с любого ракурса.
Силуэт - разновидность графической техники, когда изображение даётся на фоне плоским пятном с характерным, выразительным контуром.


М.В.Добужинский. Мадригал. 1908.

Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство силуэта пленяет нас своей загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше понимаешь, что овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине.
Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, - к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица.


Е.С.Кругликова. Портрет Марины Цветаевой. 1920.

Давайте с вами проследим, как зарождалось искусство силуэта.
В Древней Греции еще в VI веке до нашей эры в вазовой росписи использовались профильные фигуры: сначала черные на красном фоне, а потом красные на черном.


Амфора VI век до нашей эры.


Роспись амфоры

В Древнем Китае возникли знаменитые китайские силуэты.
Однако искусство силуэта в его настоящем виде подлинное свое рождение получило во Франции в первой половине XVIII века. Оно очень быстро распространилось по всей Европе.
Именно во Франции утвердилось и само название «силуэт» - по имени королевского контролера над финансами Этьенна Силуэта (1709 - 1767), увлекавшегося на досуге вырезанием из черной бумаги маленьких фигур.

В России силуэт появился в середине XVIII века. Это были небольшие портреты сподвижников Петра I и екатерининских вельмож.
Одно из первых силуэтных изображений принадлежит крупнейшему русскому скульптору Ф.И.Шубину (1740 - 1805). Это портрет неизвестной молодой женщины, выполненный черной тушью на золотом фоне.


Ф.И.Шубин.Портрет неизвестной. 2-я половина XVIII век

Во второй половине XVIII века в России работали два известных мастера силуэтного искусства, завоевавшие европейскую славу, - Ф.Сидо и Ф.Антинг. Французский художник Ф. Г. Сидо вырезал из бумаги около 200 силуэтных портретов придворных Екатерины II , а придворный силуэтный портретист Иоганн Фридрих Антинг работал пером и тушью. Вырезанные из бумаги силуэты вклеивались в гравированные орнаментальные рамки.


Ф.Сидо. Портрет императрицы Екатерины второй


Ф.Сидо.Портрет князя Потемкина. 2-я половина XVIII века

Техника исполнения силуэтов была очень различна: их рисовали тушью, вырезали из бумаги, иногда гравировали на дереве, а с начала XX века и на линолеуме. Классический силуэт, рисованный тушью, отличался строгим и четким контуром, густой черной заливкой. Большей частью силуэты вырезали из черной бумаги маленькими ножницами и наклеивали на доску, стекло или цветную бумагу.


Н.В.Ильин.Иллюстрация. 1949.

Силуэтные изображения входят в моду в начале 19 века. Их создают не только профессиональные художники, но и многочисленные любители. В это время расширяется тематика силуэтного искусства: начинают появляться силуэты на исторические, бытовые и батальные темы.
Сегодня мне хочется остановится на работах графа Ф.П.Толстого, одного из крупнейших и своеобразных мастеров силуэта в России в первой половине XIX века.


Ф.П.Толстой. Сражение. 1816-1820-е гг.


Ф.П.Толстой. В атаку. 1816-1820-е гг.

Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец, он внёс в искусство силуэта свежую струю. В основном художники, работавшие прежде в технике силуэта, занимались портретом. Федор Петрович же преимущественно работал с батальными эпизодами и сценами из народной жизни. Это были, как правило, сложные, многофигурные композиции.


Ф.П.Толстой. Крестьянский двор. 1816-1820-е гг.


Ф.П.Толстой. Улица провинциального города. 1816-1820-е гг.

К силуэту Толстой обращается после войны 1812 года, когда эпоха классицизма и ее завершающий аккорд – ампир, постепенно уступают место новому стилю – романтизму. В его живых, виртуозно вырезанных силуэтах ощутима рука скульптора: каждая композиция цельна и разнообразна одновременно. Выразительность работ позволяет запоминать их буквально с первой секунды, но огромное наслаждение получает зритель при длительном рассматривании. Это целые истории, сходные с разворачивающимся театральным действом.
В заключение хочется сказать, что искусство силуэта, несмотря на ограниченность средств выражения, бесконечно разнообразно, а область его применения крайне широка. Благодаря творчеству современных художников и любителей-силуэтистов, в 21 веке нас, зрителей, ждут новые культурные открытия.

Использованная литература : Э.В.Кузнецова «Искусство силуэта», 1969 г.

Силуэт - (франц. silhouette, от имени французского генерального контролёра финансов Э. де Силуэта (Е. de Silhouette; 1709-67), на которого была сделана карикатура в виде силуэта ), в изобразительном искусстве графическая техника, плоскостное однотонное изображение фигур и предметов. Силуэты рисуются (тушью на светлом фоне или белилами на тёмном) либо вырезаются из бумаги . Известны в Древнем Китае, Японии и других странах Азии; в Европе искусство силуэта распространилось с XVIII в.

История силуэта в России начинается во второй половине XVIII века с работ французского художника Ф. Г. Сидо , вырезавшего из бумаги около 200 силуэтных портретов придворных Екатерины II .

Следующим придворным силуэтным портретистом стал Иоганн Фридрих Антинг . В отличие от Сидо, он работал пером и тушью.

Среди профессиональных художников-силуэтистов XIX в. почетное место принадлежит Федору Петровичу Толстому . Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец, он внёс в искусство силуэта свежую струю. В основном художники, работавшие прежде в технике силуэта, занимались портретом. Федор Петрович же преимущественно работал с батальными эпизодами и сценами из народной жизни. Это были, как правило, сложные, многофигурные композиции.

Заметным мастером русского силуэта была Елизавета Сергеевна Кругликова . График, театральный художник, профессор Академии художеств, она создала в силуэтной технике портреты русских поэтов ХУIII-ХХ вв., большую серию портретов русских художников и серию портретов русских актеров. В 1925 году работала над серией силуэтов "Вожди революции".

В настоящее время искусство силуэта не забыто. Проводятся фестивали, выставки, конкурсы, семинары, посвящённые этому виду творчества.

Можно назвать ещё много имён, но заинтересованный читатель легко найдёт их и без моей помощи. Можно посмотреть имена, работы, статьи, посвящённые силуэту здесь: http://siluet.org.ru/ , есть большая подборка работ Ф.Толстого : http://babs71.livejournal.com/358434.html , хорошая статья "Из истории силуэта": http://rosizo.ru/about/contacts/siluet.php . Нетрудно найти и другие источники.

Работы признанных мастеров силуэта можно найти в интернете, в том числе по ссылкам из поста. А я представлю вам несколько работ, выполненных учениками томской студии "Зелёная палитра" .

2

3

4


5

6


7

8

9


Теперь покажу, как можно сделать силуэтный портрет, даже если Вы "не умеете рисовать".

Находим свободную стену (дверку шкафа, холодильник...). Крепим на неё лист бумаги. Боком к листу сажаем того, чей портрет собираемся изготавливать. Направляем свет так, чтобы тень от лица модели падала на лист. Границу тени обводим карандашом.


Отпускаем модель отдыхать, снимаем лист со стены. Подправляем и подчищаем карандашную линию.


Заливаем изображение тушью.


Дальше всё зависит от Вашей фантазии и возможностей. Можно использовать портреты для украшения интерьера (в этом случае берите лист бумаги покрупнее - чтобы оставались красивые поля, чтобы человек на рисунке не упирался носом в край листа). Можно сделать уменьшенную копию портрета - вручную (например, по клеточкам) или с помощью копира-сканера-принтера. Уменьшенный портрет можно использовать для создания открытки, экслибриса или чего-то ещё, что Вам фантазия подскажет.

В изготовлении этих портретов есть одна особенность. Если человек, которого Вы изображаете, наиболее характерно выглядит в профиль - портрет будет очень узнаваем. Если же наиболее яркие особенности лица видны не в профиль, а в фас, на силуэтном портрете они не проявятся, схожесть портрета с моделью будет менее яркой.

Эрих Голлербах

Искусство силуэта

Сухое и строгое, на первый взгляд однообразное и безжизненное, искусство пленяет нас своей интимностью, загадочной недоговоренностью и тонкой грацией. Чем ближе приглядываешься к нему, тем больше разубеждаешься в его "бедности" и "наивности". Овладеть искусством силуэта совсем не так легко, как кажется. Твердость рисунка, соблюдение перспективы и пропорциональности необходимы здесь не менее, чем во всякой картине. Несмотря на то, что силуэт лежит в двух измерениях, а не в трех, -- к нему, как ни странно, применимы законы трех измерений: талантливый силуэтист умеет передавать в монотонных черных пятнах и движение, и рельеф, и даже экспрессию лица. Плоскость и линия, ее замыкающая, приобретают в искусстве силуэта исключительное значение. Абрис, контур, очерк предмета порабощают внимание силуэтиста, ограничивают его в средствах, но вместе с тем принуждают к особой изобретательности. Есть силуэты, в которых положительно чувствуется "скульптура", тончайшая "моделировка", даже "красочность". Математический лаконизм, благородная абстрактность силуэта приучают к изощрению наблюдательности и зоркости. Силуэт -- как бы формула и -- одновременно -- намек на незримое , еле уловимый рассказ о чем-то, фраза начатая и неоконченная. Но даже вне законченности своей эта фраза иной раз становится откровением, афоризмом, символом.

Вот почему силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей. Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание силуэту. Прежде чем перейти к их произведениям, коснусь вкратце истории силуэта. Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты. Самый же термин "силуэт" происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, "portraits a la Silhouette". По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др. У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо, работы которого доныне сохранились в некоторых домах. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках ("Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные"). Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве, -- появились фарфоровые табакерки с силуэтами, чашки, вышивки, инкрустации и т.п. Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом "Collection de cent silhouettes". В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству. Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены и пр. Успех Коневки вызвал подражание. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем. Но большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезывающей их из бумаги. Художница обычно набрасывает контур силуэта на белой стороне черного листа бумаги и затем действует ножницами, достигая изумительной виртуозности в сложных композициях, требующих внимательного учета перспективных сокращений. Кругликова создала целую галерею силуэтов писателей, художников, артистов и музыкантов.


Замечательны среди работ Е.С. Кругликовой силуэты Александра Н. Бенуа, В.Э. Мейерхольда, Эмиля Купера за дирижерским пюпитром, Гречанинова за роялем, и ряд "домашних сцен" (концерт и пр.). В той же манере что и силуэты, т.е. из черной бумаги, исполняет художница портреты еn fасе (по образцу рисунков и гравюр Валлотона), а также пейзажи, архитектурные мотивы, иногда запечатлевая разнообразные моменты городской жизни, с ее уличной сутолокой. В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур. Это уменье метко фиксировать позы, манеры, движения сказалось в силуэтах Симонович, отличающихся классической простотой и технической выдержанностью. Кругликова и Симонович -- это, так сказать, профессиональные силуэтисты. Но и в работах наших графиков силуэт играет не последнюю роль. "Мир Искусства", положивший начало обновлению русской графики, возродил, между прочим, искусство силуэта. Несравненные "реставраторы" старины -- К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский -- воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем мы силуэты и в работах Г. Нарбута. Семейный силуэт художника, автосилуэт, силуэты В. Замирайло, Шарлемана, М. Зенкевича, Чемберса, Д. Митрохина и ряд мелких силуэтов в различных декоративных композициях свидетельствуют о большом пристрастии Нарбута к этого рода искусству. Изящество силуэтного портрета пленило и С. Чехонина, лучшего портретного миниатюриста наших дней. Им исполнено несколько чрезвычайно удачных силуэтов (в их числе профили В. Ленина и Г. Зиновьева), для издательства Коминтерна. Пожалуй, нет ни одного крупного графика, который не отдал бы дань этому интимному, грациозному искусству: силуэты есть у В.Н. Левитского, Д.И. Митрохина, В.Д. Замирайло. Мы не даем здесь подробной характеристики этих работ, потому что в творчестве перечисленных художников силуэт играет подчиненную, служебную роль, является одним из побочных элементов графической композиции, не имеющим превалирующего значения. Но воспроизведенные здесь силуэты убедительно говорят о том, как много экспрессии можно вложить в "скупые" черные пятна. Октябрь 1922 г. Оригинал здесь --

Силуэт — ограниченное отображение чего-либо.

Вид и приём прикладной графической техники. История силуэта в России начинается во второй половине XVIII века. Французский художник Ф. Г. Сидо - один из первых силуэтистов в России. Он известен по созданной галерее портретов придворных Екатерины II. Новым словом в развитии искусства силуэта в России стали портреты, выполненные в первой половине ХХ века графом Ф. П. Толстым. Силуэт конца XIX века - первой половины XX века неразрывно связан с творчеством Е. С. Кругляковой и Н. Я. Симонович-Ефимовой. (Википедия)

В XVIII веке в эпоху рококо искусство силуэта начало получать распространение во Франции. Популярность получили портреты в стиле силуэта. Название силуэт искусство получило от имени министра Франции Этьена Силуетта (1709-1767), известного скупостью и узкими взглядами. Парижский мир презрительно называл силуэтами всё мелкое, дешевое и не престижное.

В конце XIX века техника получила развитие. Популярность стали получать не только портреты, но и книжная иллюстрация.

Среди профессиональных художников-силуэтистов XIX в. почетное место принадлежит Федору Петровичу Толстому (1783-1873). Скульптор, медальер, рисовальщик и живописец, он широко известен как автор медальонов с аллегорическими сценами на темы Отечественной войны 1812 г. и заграничных походов русской армии в 1813-1814 гг.

Небольшой альбом силуэтов работы Федора Толстого хранится в Эрмитаже.

Выцинанка, вытынанка, вырезанка … Получила развитие в Белоруссии в XVI веке. Это вырезание силуэта из бумаги. Особенности выцинанки: симметричность и декоративность.

Искусство силуэта сейчас широко развито в мире. Чаще всего это одноцветные бумажные работы.

украинские художники Дмирто и Юлия

Вырезание из бумаги Джулен Харрисон

Нас силуэт интересует с точки зрения интересной привлекательной линии, которая будет удерживать внимание зрителя. Сложный силуэт создает у зрителя желание рассматривать, возникает понимание того что изображено на фотографии или рисунке.

С помощью силуэта зритель распознает форму. Мы не видим, что находится внутри формы, но при этом нам понятно, что происходит на изображении. Точно так же мы должны находить интересные силуэты в наших работах и показывать их зрителю. Посмотрите как на плакате снизу четко читается силуэт!

Интересный силуэт задает ритм, движение.

Неудачный силуэтвнесет сумятицу в умы, человеку придется всматриваться в изображание что бы понять о чем оно?

В данном силуэте не понятно что изображено.

В хорошем силуэете мы быстро понимаем о чем идет речь.

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Силуэт 6 класс I четверть Презентация учителя ИЗО Голуб Е.Б. МБОУ «СОШ № 225» г. Заречный Пензенской области

Все предмета против света имеют форму силуэта

Силуэт- изображение предмета, подражающее тени, производимой им на плоской поверхности при солнечном или огненном освещении, т. е. такое, в котором обозначается только очертание предмета, а он сам представляется однообразным черным пятном.

Силуэт это плоскостное изображение, вид графики

Родиной силуэтного искусства является Китай, где с давних пор существовали однотонные черные изображения, так называемые китайские тени. Оттуда они проникли в Западную Европу, прежде всего во Францию, где в середине XVIII века широко распространилась мода на силуэтные портреты.

Термин «силуэт» происходит от фамилии Этьена Силуэтта (1709-1767), бывшего в 1759 г. государственным министром. Силуэтт был известен своей бережливостью и узостью взглядов, которые делали его мишенью для острот парижского общества. Его именем стали называть все дешевое и пустячное, в том числе и портреты черной краской или из черной бумаги, « portraits a la Silhouette ».

Отразилось увлечение силуэтом и в прикладном искусстве: появились табакерки с силуэтам, фарфоровые чашки, вышивки, инкрустации и т.п.

По сравнению с настоящими живописными портретами, силуэты казались многим скучными и мизерными. Однако, это искусство нашло своих мастеров и почитателей и притом не только во Франции, но и в других странах. В Германии, например, в начале XIX века славились своими силуэтами Дуттенгофер (изобразивший ряд немецких писателей и художников), К. Шмидт, Мюльбах и др

У нас в России интерес к силуэту возник в эпоху Екатерины II, когда в Петербурге появился парижский силуэтист Сидо. Сидо портретировал Екатерину II, членов ее фамилии и многих представителей петербургской знати. Свои силуэты он рисовал тушью, иногда гравировал на меди, но чаще всего вырезал из черной бумаги и вклеивал в гравированные рамки. Целая коллекция этих силуэтов, состоящая из 183 листов, принадлежала герцогу Мекленбург-Стрелицкому и была в 1899 году издана в фототипических снимках («Двор императрицы Екатерины II, ее сотрудники и приближенные»).

Приблизительно одновременно с Сидо в Петербурге работал немецкий рисовальщик Антинг (1753-1803), выпустивший в 1791 г. альбом « Collection de cent silhouettes ». В середине XIX века интерес к силуэтному искусству почти исчез и вырезывание силуэтов обратилось в профессию странствующих артистов, добывавших себе, этим занятием скудный кусок хлеба на публичных гуляньях и ярмарках. Люди светского круга охладели к этому искусству.

Постепенно забытое рисование силуэтов было в конце прошлого столетия возрождено талантливым немецким художником А. Коневкою, который рисовал в виде силуэтов не только профильные портреты, но и фигуры в разных позах, жанровые сцены. У нас в России искусством силуэта занималась рисовальщица сцен детской и народной жизни Елизавета Бем. Но большое мастерство обнаруживают многочисленные силуэты Е.С. Кругликовой, вырезывающей их из бумаги.

В 1917 г. с успехом выступила в качестве силуэтистки московская художница Н.Я. Симонович-Ефимова, работавшая перед тем (подобно Кругликовой) в области гравюры. Есть у Симонович и большие портретные холсты, в которых замечательна острая, сильная характеристика фигур

«Мир Искусства», положивший начало обновлению русской графики, возродил, искусство силуэта. Несравненные «реставраторы» старины - К. Сомов, Александр Бенуа и М. Добужинский - воскресили прежний дух силуэта. Часто встречаем мы силуэты и в работах Георгия Ивановича Нарбута.

Портреты в технике силуэта вырезаются, как правило, в профиль из однотонной бумаги. Обычно силуэты (профили) вырезают на черной бумаге с последующим наклеиванием на белый лист. Но возможны и другие цветовые вариации.

В технике силуэта можно встретить портрет, фигуру, жанровую зарисовку, батальную сцену, пейзаж, архитектурный мотив, декоративную композицию, иллюстрацию. Любимый жанр силуэта во все времена - портрет.

Силуэтное искусство полно своеобразной прелести и неисчислимых возможностей. Об этом красноречиво говорят работы современных художников, уделяющих внимание силуэту.

Силуэтное искусство построено на контрасте двух цветов - черного пятна вырезанного силуэта и белого поля фона. Само по себе сочетание белого и черного несет большой заряд декоративности, выразительности, даже величия

Источники информации: www.silverage.ru/stat/siluet.htm http://dic.academic.ru/dic.nsf/brokgauz_efron/93772/ Силуэт http:// mode-elegance.ru/ poshiv /silhouette/ 100art.ru/usluga6_17.htm http:// mages.yandex.ru/ yandsearch http://pozitiv-news.ru/krasota-prirodnyh-javlenij/silujet-ljudej-na-zakate.html http://ru.wikipedia.org/wiki/ Нарбут,_Георгий_Иванович http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/7305.phphttp://www.liveinternet.ru/journalshowcomments.php?jpostid=135640095&journalid=2281209&go=next&categ=0