Что такое любовь для обломова. Сочинение «Любовь в жизни Обломова. Долг и любовь

Роман «Обломов» был написан в 1859 году. «Обломов есть лицо не совсем новое в нашей литературе, но прежде оно не выставлялось перед нами так просто и естественно, как в романе Гончарова»,- пишет Добролюбов.
«Это был человек лет тридцати двух–трех отроду, среднего роста, приятной наружности, с темно-серыми глазами, но отсутствием всякой определенной идеи, всякой сосредоточенности в чертах лица. Мысль гуляла вольной птицей по лицу, порхала в глазах…На нем был халат без малейшего намека на Европу…Лежание у Ильи Ильича не было необходимостью, как у больного или как у человека, который хочет спать, ни случайностью, как у того, кто устал, ни наслаждением, как у лентяя: это было его нормальный состоянием».
Обломова совершенно не привлекают ни светские утехи, ни карьера. Герой продолжает лежать на диване, укрываясь от вторжения внешней жизни. Но Илья Ильич вполне удовлетворен своим настоящим положением. Он осознает убожество и пустоту своей бездарно прожитой жизни, свое духовное падение. Герой строго судит себя за лень и пассивность, сравнивает свою душу с кладом, заваленным всяким сором. Истоки характера Обломова становятся ясны из его сна. Герою снится патриархальная Обломовка – место, где он рос и воспитывался, где произошло становление его характера. «В отношении к женщинам все обломовцы ведут себя одинаково постыдным образом. Они вовсе не умеют любить и не знают, чего искать в любви, точно так же как и вообще в жизни»,- пишет Добролюбов.
В романе Гончарова показаны два женских образа, противоположных друг другу. Это образ Ольги Ильинской и Агафьи Матвеевны.
«Ни жеманства, ни кокетства, никакой лжи, никакой мишуры, ни умысла. Одни считали ее простой, недальней, неглубокой, потому что не сыпались с языка ее ни мудрые сентенции о жизни, о любви, ни быстрее, неожиданные и смелые реплики, ни вычитанные или подслушанные суждения о музыке или литературе: говорила она мало, и то свое, неважное – ее обходили умные и бойкие «кавалеры»; небойкие, напротив, считали ее слишком мудреной и немного боялись». Таким предстает перед нами образ Ольги Ильинской. Она пыталась разбудить Обломова, сделать его деятельным. Любовь к ней пробуждает душу героя к активной, деятельной жизни. Эти перемены связываются в мыслях Обломова с необходимостью «сбросить широкой халат не только с плеч, но и с души и с ума». И действительно, не некоторое время халат исчезает из поля зрения. Но душа Обломова не лежала к той жизни, которую ему предлагала Ольга. И Ольга поняла это: « Я узнала недавно только, что я любила в тебе то, что я хотела, чтоб было в тебе, что указал мне Штольц, что выдумали мы с ним. Я любила будущего Обломова!». Поэтому она рассталась с Обломовым и нашла свое счастье в Штольце.
Антипод Ольги – Агафья Матвеевна. Отчество Матвеевна неслучайно; во-первых, оно повторяет отчество матери самого автора романа; во-вторых, Матвеевна послана Обломову, с его «робкой, ленивой душой», как дар, как воплощение его мечты о покое. Агафья Пшеницына «была очень бела и полна в лице, так что румянец, не мог пробиться сквозь щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного будто припухшие, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза серовато-простодушные, как и выражение лица; руки белые, но жесткие, с выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку; видно, что она не прибегала ни к какому искусству» Таким предстает перед нами образ Агафьи Матвеевны. Только она способна дать Обломову спокойствие, любовь, понимание. Агафья Матвеевна сравнивает Обломова с ее покойным мужем и с Тарантьевым, но он, по ее мнению, совершенно другой человек, у него другие движения, позы, фразы, он будто сияет спокойствием, красотой и добротой. Она не стремится к любви, не добивается ее любыми способами, а ждет, когда она придет сама. Ольга Ильинская же стремится к любви, ищет ее. Сначала она ошибается в своем выборе, но все же находит человека, который подходит ей.
Ольга требовала от Обломова перемен во внутреннем мире, но сам Обломов говорит: «Я терпеть не могу перемен», а Агафья Матвеевна приняла его таким, какой он есть. Агафья Матвеевна ближе к идеалу Обломова. И ленивый Илья Ильич предпочитает возвышенной Ольге прозаичную, приземленную Пшеницыну. Обломовщина оказалась сильнее любви.
Обломову Пшеницына напоминала картину детства, деревню Обломовку. Она внушала ему спокойствие и умиротворенность, он мог бесконечно лежать на диване и наблюдать за ее белыми локтями, когда она что-нибудь вышивала. Он был благодарен ей за все: за то, что она простегала ему все подушки и одеяла, за ее радушный прием, за заботу, за то, что она напоминала ему его детство, за то, что она угадывала его желания. «Он каждый день все более дружился с хозяйкой: о любви и в ум ему не приходило». Может, он любил Агафью Матвеевну, но эти чувства были дружеские, она стала ему матушкой. Его удовлетворяло и то, что она ухаживает за ним, лелеет, такую жизнь он видел в своих мечтах.
Женившись на Агафье, Обломов не поменял своего отношения к ней, он также с дружеской признательностью благодарил ее, ведь она внесла в его душу спокойствие и умиротворенность, чего он так долго искал. Казалось, он опять вернулся в Обломовку, где жители отделились от внешнего мира, где царит тишина и вечный сон, который окутывает и оставляет в своих объятиях Обломова.


Любовь в жизни Обломова. Андрей Иванович Штольц знакомит Ольгу Серге­евну Ильинскую и Илью Ильича Обломова, надеясь, что она сумеет пробудить в его друге любовь и вернет его к жизни. Обломов в одну из встреч захвачен ее удивительным голосом - Ольга поет арию из оперы Беллини «Норма». Встреча с Ольгой изменяет Обломова, но только временно. За­саленный халат забыт, Обломов встает с постели, чи­тает книги и газеты, энергичен и деятелен. Но лю­бить для Ольги - это непременно изменить человека до своего идеала, перевоспитать. Обломов оказывает­ся подходящим объектом, а Ольге нравится роль пу­теводной звезды. Но Ольге необходимо видеть своего избранника выше себя, а с Обломовым это невозмож­но. Развитие и угасание страсти идет точно со сменой времен года: весной Обломов влюбляется, летом объ­ясняется в любви, осенью страсть угасает. Даже Штольц, за которого Ольга впоследствии выходит замуж, только временно стоит выше ее. Ильинская вынуждена отказаться от дальнейших эксперимен­тов, осознав, что идеалы Обломова отличаются от ее идеалов: «Я любила будущего Обломова!» - гово­рит она Илье Ильичу. Обломов мечтал уйти от обще­ства, света, не находя там никаких интересов, уйти от суеты, страстей, жадности, пересудов. Того же хо­телось и Ольге. Штольцам удалось избежать страсти, достичь «гармонии и тишины», но их семейная жизнь не идеальна. Они копировали многие черты мечтаний Обломова, и мы видим, что обретение гар­монии в частном мире, оторвавшемся от общего, не­возможно.

Обломову нужно другое чувство, и хозяйка кварти­ры на Выборгской стороне Агафья Матвеевна Пше- ницына оказывается идеалом обломовщины в самом широком значении. Она дает Илье Ильичу заботу и теплоту, ничего не требуя взамен. Он обретает свою мечту о возвращении в детство. Агафья заботилась об Обломове по-матерински. Симпатия к простодушной приветливой женщине переросла у Ильи Ильича в любовь, и теперь он не испугался создать семью. Этот брак не требует ничего менять в его образе жиз­ни. Любовь в Обломовке не страсть, а ровное, спокой­ное чувство. Именно это чувство Обломов обретает с Агафьей.

Пшеницына находится в постоянном движении, ее локти привлекают внимание Обломова не только красотой, но и активностью. Пшеницына постепенно меняется, в ней пробуждается искренняя любовь. Это единственный абсолютно бескорыстный человек в окружении Обломова. Они прожили вместе семь лет и родили сына. Но Обломов не выносит реальной жизни и умирает. После смерти мужа Агафья чув­ствует, что жизнь ее пуста. Понимая разницу между этим ребенком и своими двумя детьми от первого му­жа, Пшеницына безропотно отдает Андрюшу на вос­питание Штольцам.

Вромане «Обломов» И. А. Гончарову не удалось бы раскрыть образ своего героя с такой глубиной, если бы он не провел Обломова через испытание любовью. Ведь это чувство дает человеку возможность проявить самые лучшие свои качества, открыть самые потаен-ные уголки души, стать счастливым и подарить ра-дость другому человеку. Именно такая — возвышающая, побуждающая к действию, обещающая счастливое будущее — любовь случилась в жизни главного героя книги.

Возникшее почти внезапно чувство к такой неорди-нарной личности, как Ольга Ильинская, словно раз-будило Обломова: «Давно не чувствовал он такой бод-рости, такой силы, которая, казалось, вся поднялась со дна души, готовая на подвиг». Забыт удобный ха-лат, «он не ужинал и вот уже две недели не знает, что значит прилечь днем», «на лице ни сна, ни усталости, ни скуки». Романтическая, мечтательная натура Об-ломова упивается любовью, часы, проведенные без Ольги, кажутся пустыми и бессмысленными. Но, Илья Ильич, воспитанный на сказках о прекрасной Милитрисе Кирбитьевне, склонен идеализировать свою возлюбленную. А для Обломова идеал — всегда только мечта. Ольга и любима им как мечта, он впол-не счастлив предвкушением счастья. Ольга же, не-смотря на испытываемые чувства, сохраняет трез-вость ума: «она не вдалась в мечтательность, не поко-рилась внезапному трепету листьев, ночным видениям...». Все душевные волнения она объясняет одним словом: «Нервы!».

Принеся в жертву любви свой привычный образ жизни, расставшись со своей инертностью, ленью, Обломов старается соответствовать активной, дея-тельной Ольге, не замечая при этом настойчивости, с которой Ильинская стремится следовать наказам Штольца «приглядеть за ним, мешать ему сидеть дома». Да ведь и увлечение ее Обломовым началось с мечты о том, как «она укажет ему цель», вернет его к жизни, заставит действовать, «жить». Возложив на себя столь ответственную миссию, она, подобно Пиг-малиону, полюбившему оживленную им Галатею, прониклась любовью к тому Обломову, который стоял в конце трудного и долгого пути обновления. Но вряд ли можно упрекнуть Ольгу в расчетливости. Ведь в ее отношении к Илье Ильичу не было наигранности или фальши. Ильинская искренне верила в животворя-щую силу любви, так же как хотел верить в это и сам Обломов.

Однако, что представляла собой жизнь Обломова, сосредоточенная на любви? Она всего лишь дублиро-вала жизнь Ольги. Он выполнял поручения своей из-бранницы, сопровождал ее на прогулках и в поездках, но при этом даже не пытался проявить инициативу. Все его старания можно охарактеризовать лишь отри-цательными предложениями: не спит после обеда, не лежит бездумно на диване, не носит старый халат, не бранится с Захаром. К большему он не стремится, призывы Ольги к самостоятельной деятельности. — поездка в Обломовку, строительство нового дома, по-иск новой квартиры в Петербурге вводят его в тоску и смятение. Прекрасная романтическая любовь обора-чивается обустройством быта, решением проблем на-сущных — всем тем, без чего невозможно дальнейшее счастье. Чувство теряет свою новизну, яркость, стано-вится все обыденнее, «строгие обязанности налага-ет». Мечты романтика готовы превратиться в реаль-ность и сразу начинают «линять, терять радужные краски».

Но не только это послужило причиной расставания героев. Обломов интуитивно угадал состояние души Ольги — юной девушки, жаждущей любви. Об этом можно судить по строкам его письма: «...ваше настоя-щее люблю не есть настоящая любовь, а будущая; это только"бессознательная потребность любить...». Иль-инская не соглашается с ним, отстаивая свои убежде-ния о своевременности своей любви, о своем праве на счастье именно с ним, с Обломовым. Но, как мы мо-жем убедиться в дальнейшем, письмо оказалось про-роческим. Ольге не достало сил или умений стать Пигмалионом для своей Галатеи — Обломова. Но через всю жизнь она пронесла светлые воспоминания о нем за то, что «это хрустальная, прозрачная душа» и «ни одной фальшивой ноты не издало его сердце, не при-стало к нему грязи».

Душевное потрясение, потеря всяких надежд на будущее, связанные с -крушением любви к Ольге, ввергают Обломова в состояние «немого равноду-шия», характеризующего его жизнь наг Выборгской стороне, перекликающуюся с жизнью Ильи Ильича на Гороховой улице. Тот же халат, те же обильные обеды и ужины, та же бездеятельность. А заботы квартирной хозяйки, Агафьи Матвеевны Пшеницы -ной, навевают воспоминания о далекой, превратив-шейся в мечту, Обломовке. Тот же покой, то же изоби-лие, и нет нужды стремиться к чему-либо. Отношения с Агафьей Матвеевной плавно, без любви и страсти, перетекли в супружеские. Финансовые неурядицы разрешились при помощи Штольца, и жизнь Обломо-ва покатилась по гладко накатанной колее: «И здесь, как в Обломовке, ему удавалось дешево отделываться от жизни, выторговать у ней и застраховать себе не-возмутимый покой».

В своем произведении “Обломов” И. А. Гончаров пытается найти ответы на те вечные вопросы, которые задает себе человек хотя бы однажды в жизни. И одним из таких многогранных миров, исследованию и осмыслению которых автор посвятил свой роман, является мир гармонии, счастья, любви. Любовь как бы пронизывает все произведение, наполняя его разными красками, раскрывая самые неожиданные черты героя, пробуждая в них жажду действия и познания. Гончаров открывает нам самые различные грани любви и связанные с ней понятия семьи, брака. Мы чувствуем симпатию автора к той или иной идеологии счастья, однако главный выбор он оставляет читателю.
Любовь помогает раскрыть самые неожиданные черты в характерах героев, черты, без которых нельзя было составить полное впечатление о них, ведь иначе оно было бы ошибочным. Например, характер взрослого Ильи Ильича Обломова. Ну чем бы были слова Штольца о “кристальной, чистой и светлой” душе Обломова, если бы автор показал нам лишь его жизнь в Петербурге? Не будь тех прекрасных страниц о его искренней всеобъемлющей любви, пробужденной Ольгой, даже воспоминания детства не скрасили бы этот образ.
Вторая, не менее значимая функция любовного сюжета в романе, - противопоставление. В данном произведении два собирательных образа, являющих собой полную противоположность при сопоставлении характеров или внешности - они оба проходят испытание любовью. И Обломов, и Штольц связаны между собой нитью взаимоотношений с Ольгой. Как непохоже их поведение, когда они влюбляются в нее, и как много больше оно дает, нежели любое другое сравнение.
Огромное значение темы любви и в том, что она дает автору возможность поднимать другие, не менее глубокие и интересные проблемы. К примеру, вопрос об идеальной семье. Какой ее видит автор, какой она может быть?
Перейдем к конкретным образам романа, начнем с взаимоотношении трех основных персонажей: Обломова, Ольги и Штольца. Первая пара - Обломов и Ольга. Их любовь - это прекрасные звуки, пробуждающие все самое лучшее в душе, цветущая ветка сирени, символизирующая “цвет жизни”, яркая летняя природа, вызывающая самые радостные грезы. Но наступила осень, отцвела сирень, и любовь прошла. Она была похожа на сказку. Обломов и Ольга жили в каком-то воображаемом, мифическом мире. Но столкнувшись с жестокой реальностью, этот мир разлетелся и разбился на тысячи осколков, а с ним и любовь. А может, и не любовь. Может, прав Штольц, говоря, что то была не любовь для Ольги, а лишь подготовка к настоящей любви, будущей любви. Но тогда это верно и для Обломова. Он тоже верит не в живого человека, а, скорее, в придуманный образ. Ведь, если бы он осознал до конца натуру Ольги, ему бы и в голову не пришло поместить ее в свой будущий семейный мир.
Для Ольги любовь - это прежде всего долг. И она сама не отрицает этого. В ее взаимоотношениях с Обломовым ей нравилась роль “путеводной звезды, светлого луча”, который направляет Илью Ильича. И не случайно, когда говорят о любви Ольги и Обломова, отмечают христианское начало в ее образе. Даже сам Обломов видит в ней ангела, пришедшего спасти его, вывести к свету. Это обращение молодой девушки к богине Артемиде, к непорочной деве из мифологии. Эта богиня выступает как бы прообразом Святой Девы. Этот христианский мотив подходит к образу Ольги. Она, подобно святой, пытается спасти душу Обломова из этой тьмы, на которую ои ее обрек. И вся ее любовь подчинена этому чувству, чувству долга. Но ее надеждам не суждено сбыться. Наверное, я склонна согласиться со Штольцем в том, что Ольга любила не самого Обломова, а тот образ, который создала в своем воображении. А разве могла бы Ольга во имя любви преклоняться перед Обломовым таким, каким он был на самом деле? И в результате, когда она понимает, что не сможет его переделать, они расстаются.
Однако героиня Гончарова все же находит героя, достойного любви и уважения. Этим человеком становится для нее Штольц. Надо отметить, что его понимание любви, столь логичное, как раз является самым противоречивым. Он, как и Обломов, видит в ней спокойное долгое чувство, но не пущенное на самотёк, а контролируемое. Не должно быть упущено ни одного вопроса, ни одного недопонимания, чтобы эти противоречия не накапливались и не угрожали в будущем. И даже Ольга, которая, несомненно, нашла свое счастье со Штольцем, не может не признавать этого. Иначе откуда все эти сомнения, эта грусть. Может, это тоска по тому счастью, что она однажды испытала, живя в идеальном мире с Обломовым, тоска по чувствам, которые ей не может дать Штольц.
Еще одна пара - это Агафья Матвеевна Пшеницына и Обломов. Их жизнь представляет собой идиллическую Обломовку. Причем она устраивает их обоих, а точнее, делает их счастливыми. Агафья Матвеевна из тех людей, которые отдают все безвозмездно любимому человеку. Для нее любовь - это возможность отдавать. Обломов же, в свою очередь, принес в ее жизнь чистоту, благородство своей души. Конечно, их брак не идеален, но зато любовь у них самая счастливая.
В противовес Ольге и Штольцу у Гончарова есть еще одна пара - Анисья и Захар. Это как бы пародия на все остальные взаимоотношения в романе.
И в заключение мне хотелось бы сказать, что каждый из героев понимает любовь по-своему: для Обломова - это идиллия бесконечной нежности и спокойствия, для Ольги - долг, для Штольца - рациональное, логичное чувство, а для Агафьи Пшеницыной - возможность самоотдачи, жертвы ради любимого человека, и все они правы. Я же считаю, что в романе самой счастливой парой были Агафья и Илья Ильич Обломов.

Как вы считаете, выдержал ли главный герой испытание любовью? (Обломов не выдерживает испытания любовью. Он не способен брать на себя ответственность за судьбы других людей. Обломов развращен барством. Женившись на Пшеницыной, он опускается все больше, погружается в спячку, а затем гибнет и физически.)

Чем были бы слова Штольца о «кристальной, чистой и светлой» душе Обломова, если бы автор показал лишь ленивый и спокойный образ жизни его в Петербурге? (Ничем, тогда мы бы не смогли узнать внутренний мир героя).

Как вы думаете, кто сыграл большую роль в жизни Обломова? (Никто. Они не уберегли его от деградации.)

Деграда́ция , - постепенное ухудшение, утрата лучших свойств и качеств.

Курганский Государственный колледж

Факультет: Ветеринария-112

Предмет: «Литература»

Сообщение

Тема: «Любовь в жизни Обломова»

Выполнила студентка курс 1: Тупикина Анастасия Андреевна

Преподаватель: Наталья Ивановна

Любовь - сильнейшее человеческое чувство - сыграла большую роль в жизни Обломова. Любовь двух женщин: одной - умной, утонченной, нежной, требовательной, другой - хозяйственной, простодушной, принимающей героя таким, какой он есть. Кто может понять Илью Обломова? Чего он ищет в жизни, в женщине? Ведь его возлюбленные различны как небо и земля. И почему Обломов остался с Агафьей Пшеницыной - “простой бабой”, а не с божественной Ольгой?
Да, найти сходство в этих женщинах сложно. Даже любили они по-разному. Ольга душевно, высоко, а Агафья Матвеевна - земной, примитивной любовью. Возвышенная любовь Ольги находит отражение в музыке, прогулках по парку, признаниях, цветах сирени. Любовь же Агафьи Матвеевны - это вкусный пирог, горячий кофе, белые подушки.
По-моему, любовь Ольги была немного противоречивой: то она хотела видеть Илью Ильича ежедневно, то, напротив, приказывала ему не приходить часто, чтобы люди не подумали дурного. Ольге нужен был “усовершенствованный” Обломов, а не тот ленивец-добряк, который днями лежит на диване. Она любила героя таким, каким хотела видеть его, нарисованного в своем воображении. С одной стороны, Ильинская разбудила заснувшую душу, которая способна чувствовать, плакать, смеяться. С другой - она навязывала возлюбленному свои представления о жизни, требовала изменения самой натуры. Поэтому-то, мне кажется, Обломов “испугался” Ольги, ее требовательной любви.
Агафья Пшеницына - хозяйка дома, в котором поселился Обломов,- полная противоположность Ильинской. Если Ольгу мы видели через душу, глаза, то Агафью - через тело, недаром так часто упоминаются ямочки на локтях и белая шея женщины. Ее внешность говорила обо всем: простодушна, добра, ласкова, приветлива, помимо этого - отличная хозяйка. Она оберегала покой Обломова, готовила ему изысканную пищу, поддерживала чистоту его комнаты, заботилась о здоровье. Вот оно - тихое пристанище, которого никогда не было бы у Обломова с Ольгой. Такая мирная, уютная семейная жизнь не пугала героя, как пугала его женитьба на Ильинской, поскольку не налагала на него никакой ответственности. Он любил жену, сына, семейный быт, олицетворявший для него главное - физический и душевный покой.
Слово найдено - покой! Именно стремление к вечному отдыху, физическому и моральному, к бесконечно длящемуся состоянию физической и душевной неподвижности и определило в конечном счете выбор героя. Возможно, Обломов сделал свой выбор неосознанно: ведь выбор - деяние ответственное, что несвойственно Илье Ильичу, который во всем полагается на естественное течение жизни, просто натура взяла свое. CАМ В ШКОЛЕ ТАКОЕ ПИСАЛ 5/5