Спектакль «Фальшивая нота. Спектакль «Фальшивая нота Спектакль по нотам

Ксения Ларина, Новые известия, 16.12.2008

Одно из самых депрессивных и мрачных произведений Льва Толстого «Крейцерова соната» на Малую сцену МХТ имени Чехова перенес режиссер Антон Яковлев, представитель знаменитой династии. Из многослойной прозы Толстого он вытащил то, что привлекает публику всегда и везде — семейную драму — придав ей несколько неврастенический бергмановский оттенок.

Сосредоточенность режиссера на внутрисемейных ценностях ничуть не обеднила толстовскую повесть, хотя несколько сместила акценты и сюжетные линии и позволила добиться столь необходимой и редкой в нынешнем театре исповедальности. Трактат о семье в эмоциональном исполнении Михаила Пореченкова зазвучал как безумный вальс.

Визуальный образ спектакля — нотный стан. Музыка открывает драму, она же ее и заканчивает. Инструменты живые и только скрипичные. Никаких роялей — не смотря на указание автора на увлечение героини — Лизы — игрой на фортепиано. Черно-белые клавиши заменяют черно-белые наряды и утонченные фигурки женщин — обе героини (Лиза — Наталья Швец, Полина — Ксения Лаврова-Глинка) изящны и худы, почти прозрачны (или призрачны), похожие на черновики сумасшедшего композитора. Такие же черновики — в руках главного героя, Василия Позднышева (Михаил Пореченков). Растрепанная пачка мелко исписанных листов периодически исчезает из его рук, но неумолимо возвращается — как платок булгаковской Фриды, словно напоминая о том, что уже совершено, и что сей рассказ — не плод больного воображения, а документально зафиксированный в протоколах факт. Зрителям, заподозрившим актера в использовании шпаргалок с текстом роли, волноваться не стоит — в руках у Пореченкова действительно музыкальная партитура. Да и смешно попытаться обмануть публику в столь камерной, почти интимной обстановке — когда актер находится от вас на расстоянии вытянутой руки, любая фальшь, любое жульничество вырастают до размеров катастрофы. Жульничать на Малой сцене — это заведомый провал.

Пореченков работает предельно честно. Если за два-три месяца еще можно выучить такое количество текста, то освоить и присвоить его, насытить подтекстами и чувствами, зарядить энергией и логикой — подвластно только мастерам уровня Смоктуновского или Борисова (да и то, сомневаюсь, — те, прежние — за два месяца спектаклей не делали, им и в голову такое прийти бы не могло!). Искренне веря в небесное происхождение актерской природы, напомню все-таки, что чудес в искусстве не бывает — в том смысле, что из Ничего не родится ничего. И прежде чем поднять проволоку под купол цирка, канатоходец раскладывает ее на полу. Свою роль Пореченков разложил, как по нотам: от вступления до коды, от пиано до форте, меняя музыкальные размеры и темпы (может, действительно партитура в руках ему помогает?), не забывая, где вступает оркестр, где — хор, а где — женское сопрано.

Столь разнообразной и насыщенной игры актер, пожалуй, еще не демонстрировал нигде: ни в киноработах, ни в театре (во всяком случае, на мхатовской сцене). Диапазон Пореченкова зрители уже выучили наизусть — от «душки-милашки» до «качка-добряка». Обаятельный такой увалень, балагур, душа компании, друг героя, комический вояка, короче, в русском театре это амплуа хорошо известно — классический простак. Из простаков его пыталась вытащить режиссер Авдотья Смирнова, доверив главную мужскую роль в любовной мелодраме «Связь». Пореченков старательно изображал немногословного «мачо», в лирических эпизодах делал бровки домиком, в эротических — часто и шумно дышал. В своем кошмарном режиссерском дебюте он пытался и вовсе изобразить из себя Шварценеггера, что наивные зрители приняли как пародию. Так что роль Позднышева для многих будет настоящим актерским открытием. Здесь пригодилось все то, чем он владеет: сценическое обаяние, ирония, эмоциональная подвижность. И добавилось (или открылось) много удивительного, ранее в актерской палитре Пореченкова не слишком замеченного. Во-первых, это предельно подробное существование на сцене, без внутренних «перекуров», без пустых пауз и пустой болтовни. Во-вторых, это умение держать в напряжении зал, работая исключительно на крупных планах и почти весь спектакль — лицом к зрителю. И самое главное: Пореченков нашел своего героя, придумал его, доверившись, с одной стороны, мудрому классику — Льву Николаевичу, а с другой — своей интуиции и природе. Конечно, это еще не «Кроткая» (легендарный спектакль Льва Додина с Олегом Борисовым в главной роли), но, безусловно, — первая остановка на этом маршруте.

Актерское соло звучит почти безукоризненно, с ансамблем пока большие проблемы. Артисты, играющие в спектакле по несколько персонажей при одном Главном, обречены на роли статистов. Они не успевают (да от них и не требуют) ни полноценно показать, ни максимально раскрыть свои образы, ограничиваясь небольшими зарисовками, этюдами, которые на фоне полнокровного Героя выглядят либо бледно, либо карикатурно. И Наталья Швец (Лиза, Девочка), и Ксения Лаврова-Глинка (Полина, Дама) играют очень нервно, часто не зная, чем себя занять на сцене, кого соблазнять и кому плакаться. При довольно активном существовании в рисунке спектакля обе женщины не сумели рассказать о себе ничего: может, поэтому и не нашли должного сочувствия у публики, и не смотря на неутихающие страдания, жалость они не вызывали. Режиссер, в свою очередь, ничего интересного актрисам не предложил, кроме дурацкого девчачьего кривляния, которое на первой минуте вызывает умиление, на пятой — недоумение, а на десятой — раздражение.

Антон Яковлев сделал вполне приличную инсценировку. Вместе с художниками и музыкантами придумал визуальный образ спектакля — с прозрачным черным тюлем, с движением теней и поезда, с ароматным яблоком — горящим красным пятном в черно-белом пространстве. Конечно же, ввел живую музыку в сюжет, сделал ее реально действующим лицом. Нашел общий язык с главным исполнителем. Выстроил вместе с ним роль по-альпинистски — снизу вверх. Но ближе к вершине режиссерская фантазия дала сбой, и на финал сил не хватило: не принимать же за режиссерское решение бессвязное бормотание актеров, из которого с трудом вычленяются ключевые слова — «нож», «ничего не было», «убил», «она умирает»? После этого Михаилу Пореченкову выносят большую медную трубу, он с трудом выдувает из нее жуткие утробные звуки, которые постепенно превращаются в стон.

Сыграть высокую температуру памяти - на это надо было еще отважиться. Как по нотам пройти от вершины славы до крайней степени отчаяния. От уверенности в своем величии до полнейшего самоуничижения. От сознания собственного превосходства до крайнего раскаяния, не в своих поступках - вообще в жизни. В одном месте. В один вечер. В одном театре. Новая постановка Римаса Туминаса "Фальшивая нота" ставит к барьеру в актерской дуэли премьера Вахтанговского театра Алексея Гуськова и приглашенного на роль художественного руководителя московского Театра эстрады Геннадия Хазанова.

Со стороны это выглядит скорее похожим на аналитический эксперимент, нежели на обычный спектакль. С детективным сюжетом и сеансом изощренного психофизиологического разоблачения в конце. Роль-мечта (поставим здесь восклицательный знак), подарок для актера, досконально изучившего в своих прежних кино- и театральных ролях практически все пограничные состояния человека. Я об Алексее Гуськове, для которого вступить на сцене в простые и ясные отношения с партнером на сегодняшний день, наверное, было бы слишком односложной театральной темой. А вот вместить в полтора часа весь спектр существующих в природе чувств - сверхзадача, у которой не было шансов остаться без его актерского внимания.

В Вахтанговском театре сыграли не просто современную - свеженаписанную (2017 года) французскую пьесу. Драматург, актер, режиссер и руководитель парижского театра "Мишель" Дидье Карон, отдав дань расхожему жанру психологического детектива, повернул в нем сюжет так, что судьбой людей у него стала распоряжаться музыка. Это не фигура речи: одна фальшивая нота здесь может стоить человеку жизни. А выжившего - лишить душевного покоя, обрекая на адские муки.

Речь не о творческом максимализме. Обрывки хрестоматийной серенады Моцарта соль мажор для двух героев спектакля оказываются не только главной лирической темой их судеб, но и неизлечимым психическим недугом. Патологической спайкой их болезненной связи, проявляющейся поначалу вполне себе безобидно.

К знаменитому дирижеру (Алексей Гуськов), только что завершившему концерт в Женевской филармонии, за кулисы приходит поклонник (Геннадий Хазанов). Любезный до слащавости, в комплиментах навязчивый до неприличия. Терпения вежливо улыбаться в ответ дирижеру хватает ненадолго - концерт прошел отвратительно, ему сейчас не до почитателей, единственное желание - поскорее остаться наедине со своими мыслями. Чтобы дать волю эмоциям, превратить в воображении дирижерскую палочку в фехтовальную рапиру и проткнуть на третьем же такте свой оркестр вместе с самой бестолковой в мире первой скрипкой...

По приглашению Римаса Туминаса Юрий Бутусов стал главным режиссером Вахтанговского театра

Неприятность визита непрошеного гостя отягощается еще и тем, что поклонник знает о дирижере все. От имени его жены до скрытых от посторонних глаз привычек. Вплоть до происхождения едва заметного фирменного жеста, со временем перешедшего в хронический мышечный спазм - когда тот начинает дирижировать, придерживает правую руку левой. Деталь важна для последствий; о том, что поклонник пришел не только за автографом и фотосессией на память, уставший дирижер узнает, когда в филармонии они останутся совсем одни. Выслушать себя ночной пришелец заставит под дулом пистолета. И с этого момента не лишенная комизма ситуация уступит место "драме после трагедии". Где "свидетелями" обвинения станут старые фотографии.

Стулья, пюпитры, массивный антикварный гримерный столик, рояль, скрипка - душа музыканта, бокал вина... Сценография Адомаса Яцовскиса не отвлекает от главного. На плечи Геннадия Хазанова ложится львиная доля истории покаяния и прощения. На нервную систему Алексея Гуськова - подробнейшая, подлинная драматическая выделка роли-события, спектакля-поступка.

Постоянный соавтор спектаклей Римаса Туминаса композитор Фаустас Латенас звучание истории придает очень аккуратное. Музыку он писал с "лейтмотивом", что "человек приходит не мстить за вину, а, наоборот, освобождать от вины: освободить для творчества. Ведь с грузом на душе ходит не только тот, кто совершал грех: такой же груз носит и тот, кто не простил. Прощение - это очищение обоих для "чистой ноты". А с очищением приходит свобода..."

Туминас стремление к чистой ноте в своей режиссуре возводит в культ. После сложносочиненных в конструкциях постановок он сделал лаконичный, практически аскетичный по внешним эффектам спектакль, где игра идет в наиболее трудновоплотимый театр - психологический. С запредельно подробным разбором внутренней жизни двух очень разных незнакомых людей, но будто связанных друг с другом одной пуповиной. Особенно когда воображаемый оркестр замрет, ужас одиночества заполнят стулья и пустые пюпитры, красиво позабытые сценографом где-то между небом и землей, посреди сцены. И театральная загадка "Фальшивой ноты" с неожиданной развязкой приблизится к завершению, даруя ее главному герою вожделенный покой.

В конце концов, сорок лет, прошедшие с момента преступления до покаяния и прощения, - достаточный срок для того, чтобы взять себя в руки.

Премьеру "Фальшивой ноты" сыграли в день открытия 98-го сезона Вахтанговского театра. В ближайших планах вахтанговцев - "Фауст" в постановке худрука Римаса Туминаса и "Дон Кихот" Юрия Бутусова, с этого года по приглашению Туминаса ставшего главным режиссером Вахтанговского театра.

Спектакль «Фальшивая нота» - детективная абстракция, психологический конфликт с неожиданными сюжетными поворотами и непредсказуемым финалом. Пристальное внимание зрителей на протяжении всего времени удерживают двое актеров. В гениальной пьесе два персонажа, которые по ходу действия несколько раз меняют амплуа. Жертва на миг превращается в палача, обвинитель становится подсудимым, обличитель - виновным.

Главный герой - дирижер Женевской филармонии. Он только опустил дирижерскую палочку в наполненном зрителями концертном зале. Простой жест вызвал шквал аплодисментов. Дирижер Миллер кланяется и уходит в гримерку. Проходит несколько минут уединения и тишины, когда в гримерку стучится неизвестный. Это поклонник музыканта Динкель, который специально приехал из Бельгии, чтобы попасть на концерт.

Таинственный посетитель приходит за автографом и фотографией, но истинная цель визита скрывается глубже. Из скромного гостя он перевоплощается в настойчивого следователя: задает каверзные вопросы, которые касаются не только музыкальной карьеры, но прошлого музыканта.

На фоне простой безыскусной обстановки разыгрывается экспрессивное, лихорадочное противостояние двух ярких личностей. Битва без снисхождения и жалости, с побежденным и победителем. Они оба безумно влюблены в музыку, но даже искусство не способно смягчить жестокий спор.

Дидье Карон (12 июня 1963) начинал свою карьеру в качестве служащего небольшого банка. Но вскоре творческая натура Карона потребовала перемен. Он пробует себя в литературных жанрах, пишет первую пьесу «Благотворительность по заказу», которую поставили в театре «Сплендид», и несколько одноактных пьес, пробует роль артиста, снимаясь в небольших сериалах.

Признание и успех в 2002 году принесет ему пьеса «Настоящее счастье», по которой он снимет свой первый полнометражный фильм. С тех пор Карон активно работает режиссером, актером, драматургом. С 2008 года руководит одним из самых старых и популярных театров Мишель в Париже. В его репертуаре сегодня с большим успехом идут две пьесы Карона - «Фальшивая нота», в которой он играет одну из главных ролей и «Сад Альфонса». «Фальшивая нота» написана в 2017 году и летом была показана на фестивале в Авиньоне.

Премьера спектакля «Фальшивая нота» состоялась 15 сентября – в день открытия 98-го сезона на основной сцене Театра имени Евгения Вахтангова.