Четыре тенденции, которые определят судьбу человечества в XXI веке. Домашнее животное как аксессуар. Неореализм. это арт искусство послевоенной италии, которое боролось с послевоенным пессимизмом

Современное искусство 21 века, точнее, конца 20-го — начала 21 веков. Об этом пойдет речь в этой статье — третьей из цикла Гид по современному искусству. Мы продолжим знакомство с современным искусством. Рассмотрим самые яркие направления конца 20 — начала 21 веков.

Искусство, в котором мало смысла, но много значения (Александр Генис)

Искусство конца 20 — начала 21 века - всеядное, ироничное, ядовитое, демократичное - называют закатом великой эпохи. Постмодернисты попали в ситуацию, когда все сказано до них. И им остаётся пользоваться созданным, смешивать стили, создавать, пусть не новый, но узнаваемый арт…

В 2-х предыдущих статьях цикла мы рассматривали:

  • Часть 3. Конец 20 - начало 21 века (рассмотрим в этой статье )

Как и в 2-х предыдущих статьях, для каждого вида арт искусства будут указаны места - города, музеи, сайты , где можно посмотреть работы их ярких представителей. Эта статья, как и две предыдущая может стать еще одним стимулом для Вас к новым путешествиям !

Из статьи Вы узнаете: арт искусство - самые яркие направления конца 20 века — начала 21 веков.

  1. Неореализм;
  2. Минимальный арт;
  3. Постмодерн;
  4. Гиперреализм;
  5. Инсталляция;
  6. Энвайронмент;
  7. Видеоарт;
  8. Граффити;
  9. Трансавангард;
  10. Боди-арт;
  11. Стакизм;
  12. Неопластицизм;
  13. Стрит-арт;
  14. Мейл-арт;
  15. Нет-арт.

1. НЕОРЕАЛИЗМ. Это арт искусство послевоенной Италии, которое боролось с послевоенным пессимизмом.

Новый фронт искусства объединил абстракционистов и реалистов и просуществовал всего лишь 4 года. Но из него вышли известные художники: Габриелле Муки, Ренато Гуттузо, Эрнесто Треккани. Они ярко и экспрессивно изображали рабочих и крестьян.

Похожие направления появились и в других странах, но самой яркой школой считается школа неореализма, которая появилась в Америке стараниями монументалиста Диего Риверы.

Смотреть: Ренато Гуттузо — Дворец Кьярамонте (Палермо, Италия), фрески Диего Риверы — Президентский Дворец (Мехико, Мексика).

Фрагмент фрески Диего Риверы для отеля Прадо в Мехико «Сон о воскресном дне в парке Аламеда», 1948

2. МИНИМАЛЬНЫЙ АРТ. Это направление авангардизма. Использует простые формы и исключает любые ассоциации.

Это направление появилось в США в конце 60-х. Своим прямым предшественниками минималисты называли Марселя Дюшана (реди-мейд), Пита Мондриана (неопластицизм) и Казимира Малевича (супрематизм), его черный квадрат они называли первым произведение минимального арта.

Предельно простые и геометрически правильные композиции — пластиковые коробки, металлические решетки, конусы — выполнялись на промышленных предприятиях по эскизам художников.

Смотреть:

Работы Дональда Джадда, Карла Андре, Сола Левита — Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Музей современного искусства (Нью-Йорк, США), Музей Метрополитен (Нью-Йорк, США).

3. ПОСТМОДЕРН. Это большой список нереалистических направлений конца 20 века.

Ванчеги Муту. Коллаж «Половые органы взрослой женщины», 2005

Цикличность характерна для искусства, но постмодерн стал первым примером «отрицания отрицания». В начале модернизм отверг классику, а затем постмодернизм отверг модернизм, как он ранее отверг классику. Постмодернисты вернулись к тем формам и стилям, которые были до модернизма, но на более высоком уровне.

Постмодернизм — это порождение эпохи новейших технологий. Поэтому его характерная особенность — это смешение стилей, образов, разных эпох и субкультур. Главным для посмодернистов стало цитирование, ловкое жонглирование цитатами.

Смотреть: Галерея Тейт (Лондон, Великобритания), Национальный музей современного искусства Центр Помпиду (Париж,Франция), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

4. ГИПЕРРЕАЛИЗМ. Искусство, подражающее фотографии.

Чак Клоуз. «Роберт», 1974

Еще это искусство называют Супереализм, Фотореализм, Радикальный реализм или Холодный реализм. Появилось это направление в Америке в 60-х и через 10 лет получило распространение в Европе.

Художники этого направления в точности копируют мир так, как мы его видим на фото. В работах художников читается некая ирония над техногеном. Художники изображают в основном сюжеты из жизни современного мегаполиса.

Смотреть: работы Чака Клоуза, Дона Эдди, Ричарда Эстеса — Музей Метрополитен, Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США), Бруклинский музей (США).

5. ИНСТАЛЛЯЦИЯ. Это композиция в галерее, которую можно создать из чего попало, главное, чтобы были подтекст и идея.


Скорее всего не было бы этого направления, если бы не культовый писсуар Дюшана. Имена главных мировых инсталляторов: Дайн, Раушенберг, Бойс, Куннелис и Кабаков.

Главное в инсталляции сам подтекст и пространство, где художники сталкивают банальные предметы.

Смотреть: Тейт Модерн (Лондон, Великобритания), Музей Гуггенхайма (Нью-Йорк, США).

6. ЭНВАЙРОНМЕНТ. Это искусство создания 3-х мерной композиции, которая эмитирует реальную среду.

Как направление в искусстве Инвайронмент появился еще в 20-е годы 20 века. Свое время опередил на несколько десятков лет художник-дадаист, когда представил публике свое произведение «Мерц-здание» — трехмерное строение из разных предметов и материалов, ни для чего не пригодное, кроме созерцания.

Через полвека в этом жанре стали работать и преуспели Эдвард Кинхольц и Джордж Сигел. В свое произведение они обязательно вносили шокирующий элемент бредовой фантазии.

Смотреть: работы Эдварда Кинхольца и Джорджа Сигела — Музей современного искусства (Стокгольм, Швеция).

7. ВИДЕОАРТ. Это направление возникло в последней трети 20 века благодаря появлению портативных видеокамер.

Это очередная попытка вернуть арт в реальность, но теперь при помощи видео и компьютерной техники. Американец Нам Джун Пайк снял видео проезда Папы Римского по улицам Нью-Йорка и стал первым видео артистом.

Эксперименты Нам Джун Пайка повлияли на телевидение, музыкальные клипы (он стоял у основания канала MTV), компьютерные эффекты в кино. Работы Джун Пайка, Билла Виолы сделали это направление искусства полем деятельности для экспериментов. Они положили начало «видеоскульптурам», «видеоинсталляциям» и «видеооперам».

Смотреть: видеоарт, начиная от психоделического до социального (популярен в Китае, Чен-че-йен на Youtube.com)

8. ГРАФФИТИ. Надписи и рисунки на стенах домов, несущие дерзкий месседж.

Появились впервые в 70-х в Северной Америке. К их появлению имели отношение галеристы одного из районов Манхэттена. Они стали меценатами творчества живших с ними по соседству пуэрториканцев и ямайцев. Граффити сочетают в себе элементы городской субкультуры и этнической.

Имена из истории граффити: Кейт Херинг, Жан-Мишель Баския, Джон Матом, Кенни Шарф. Скандально известная личность — граффитик из Британии Бэнкси. Открытки с его работами есть во всех британских сувенирных лавках

Смотреть: Музей граффити (Нью-Йорк, США), работы Бэнкси — на сайте banksy.co.uk.

9. ТРАНСАВАНГАРД. Одно из направлений в постмодерной живописи. Сочетает прошлое, новую живопись и экспрессивность.

Работа трансавангардиста Александр Ройтбурд

Автор термина трансавангард — современный критик Бонито Олива. Этим термином он определил творчество 5-ти своих соотечественников — Сандро Киа, Энцо Кукки, Франческо Клементе, Миммо Паладино, Николо де Мариа. Для их творчества характерно: сочетание классических стилей, отсутствие привязанности к национальной школе, установка на эстетическое наслаждение и динамика.

Смотреть: Музей-коллекция Пегги Гуггенхайм (Венеция, Италия), Музей современного искусства в Palazzo (Венеция, Италия), Галерея современного искусства (Милан, Италия)

10. БОДИ-АРТ. Одно из направлений акционизма. Тело выступает в качестве холста.

Боди-арт — это одно из проявлений панк-культуры 70-х. Напрямую связано с появившейся тогда модой на тату и нудизм.

Живые картины создаются прямо перед зрителями, записываются на видео и транслируются затем в галерее. Брюс Науман, изображающий в галерее дюшановский писсуар. Дуэт Гилберт и Джордж — живые скульптуры. Изображали типаж среднего англичанина.

Смотреть: например, на сайте художницы Орлан orlan.eu .

11. СТАКИЗМ. Британское арт-объединение фигуративной живописи. Выступало против концептуалистов.

Первая выставка была в Лондоне в 2007-м, как протест против галереи Тейт. По одной из версий протестовали в связи с покупкой галереей работ художников в обход законодательства. Шум в прессе привлек внимание к стакистам. Сейчас в мире насчитывается более 120 артистов. Их девиз: художник, который не рисует — не художник.

Термин стакизм было предложено Томсоном. Художница Трейси Эмин воскликнула в адрес своего бойфренда Билли Чайлдиша: твоя живопись застряла, застряла, застряла! (англ. Stuck! Stuck! Stack!)

Смотреть: на сайте стакистов stuckism.com . Работы Чарли Томсона и Билли Чайлдиша в галерее Тейт (Лондон, Великобритания).

12. НЕОПЛАСТИЦИЗМ. Абстрактное искусство. Пересечение перпендикулярных линий 3-х цветов.

Идеолог направления — голландец Пит Мондриан. Считал мир иллюзорностью, поэтому задача художника очистить живопись от чувственных форм (фигуратива) во имя эстетических (абстрактных) форм.

Сделать это художник предложил максимально лаконично при помощи 3-х цветов — синего, красного и желтого. Ими заливались места между перпендикулярными линиями.

Неопластицизм до сих пор вдохновляет дизайнеров, архитекторов и промышленных графиков.

Смотреть: работы Пита Мондриан и Тео Ванной Дусбурга в Муниципальном Музее Гааги.

13. СТРИТ-АРТ. Искусство, для которого город это выставка либо холст

Цель стрит-артиста: моментально вовлечь прохожего в диалог при помощи своей инсталляции, скульптуры, постера либо трафарета.

В Европе сейчас популярны «шуфити» (инсталляции из ботинок, развешенных на деревьях) и «книтта» (надписи из вязанные ярких тканей на светофорах, деревьях, антеннах авто)

В Южной Америке популярны «пис» или «мурализм» (мастерски выполненный сюжетный рисунок или надпись).

Смотреть: La Llotja, Старая школа искусств, Барселона. Целые секции стрит-арта стали выставляться на Sotheby’s в Лондоне.

14. МЕЙЛ-АРТ. Международное некоммерческое движение. Использует электронную и обычную почту для распространения арта.

Изначально мейл-арт сформировался, как объединение популярных в 60-х направлений арта — концептуализма, бук-арта, видеоарта, боди арта.

Мейл-арт — это пересылка по почте художественного произведения. Оригинал направляется только одному адресату. А репродукции могут направляться нескольким адресатам электронной или обычной почтой.

Художники, работающие в стиле мейл-арт, пользуются письмами, конвертами, почтовыми карточками, посылками, марками, штемпелями. Самая распространенная техника — коллаж. Ее популяризировал американский художник Рэй Джонсон — яркая фигура сети. В галереях часто проводятся выставки мейл-арта.

Произведением мейл-арта являются не просто оформленные художниками или любителями открытки, а те что прошли через почту, имеют марки, штампы, надписи. Таким образом работники почты это соавторы мейл-арта.

Смотреть: работы мейл-арта на сайте .

15. НЕТ-АРТ. Это проекты, которые существуют исключительно в сети.


Но это не сетевой дизайн. Распознать работы нет-арта не так уж и просто. Для них характерна незамысловатость и прямолинейность.

От работ художников, работающих в профессиональных программах, они отличаются драйвом, незаангажированностью и скоростью.

Мы сами порой не успеваем за развитием своей же жизни, и тем более — цивилизации.
Тенденции и технократичность 21 века, кажется, начинают выходить из-под контроля. Мир вещей диктует личности и живому опыту уход на второй план. Но суть в том, что человек не перестает быть человеком, то есть существом социальным и индивидуальным. И именно поэтому силу набирает новый тренд. И рождается он из глубокой неудовлетворенности людей.

Тренд #1. Реальность, мы уходим!

Человеческий фактор стал камнем преткновения на пути автоматизации. Чем слабее человеческий фактор – тем надежнее. Все самые успешные банки перешли в онлайн. Деньги становятся невидимыми (слышали про биткоины?).

Может быть, и людям это тоже предстоит? Ведь учиться у живого человека не обязательно, все можно сделать удаленно через онлайн сервисы. Их сейчас тысячи, десятки тысяч. Уже сейчас мы учимся у роботов.

Работать рядом тоже не обязательно. Бывает, работодатель и соискатель даже ни разу не видели друг друга вживую.

Детство модицифицировалось: за детей все придумали — все можно пощупать и потрогать. Нет надобности проявлять и развивать фантазию. Дети нашего века не будут отличать реальное от нереального, потому что они уже никогда не увидят мир отдельно от виртуальной реальности.

Искусственный интеллект создает ситуацию, когда интеллектом человека пользоваться не нужно, да и надобность в самих людях отпадает. Ведь человеческий фактор – это неудобно.

А технология блокчейн ? Окончательный уход от любого соприкосновения с человеком, когда связующим звеном, гарантией чего-либо в этом мире становятся алгоритмы и компьютеры.

Тренд #2. Информация находит нас сама

Информации стало слишком много, и она стала слишком доступна. Она запуталась в собственном клубке так, что сама не сможет отделить зерна от плевел – важное от пустого. А учителей стало слишком много. Сегодня каждый пятый позиционирует себя как гуру и стремится скорее научить заработать миллион.

Информация оцифровалась
Сначала знания можно было получить при разговоре с мудрецом. Из уст в уста.
Потом книгу можно было взять в библиотеке.
Потом в магазине за углом.
Потом мы собрали 17 000 книг на маленькой флешке весом в 2 грамма.
Теперь большую часть оперативной информации мы «гуглим».

Информация находит тебя сама
Кстати, про «гуглим». Сегодня вся информация мира доступна через поисковую строку.
Более того теперь не только мы ищем информацию, но и она ищет нас. И находит. Оставить где-то свой e-mail чревато целой тонной спама — уникальной, бесценной и эксклюзивной информации, которая поможет стать богатым, здоровым и красивым за 1 неделю.

Big Data
А вот это супер современная, сложная и действительно Большая технология. Апогей тренда. База, в которой есть каждый. База, в которой про каждого знают практически всё. Единственный метод отстранения – оставлять поменьше цифровых следов, однако насколько это возможно в наше время?

Тренд #3. Нет критериев, нет рамок, нет принципов

Размытие всех рамок, что такое хорошо и что такое плохо.
Размытие традиций, размытие и смешение культур, уход от различий. Нет критериев и нет рамок. Опереться не на что. Во главе угла – толерантность. Нет понимания, где человек начинается, а где заканчивается. Есть один принцип – свобода. А значит завтра можно будет всё. И если кто-то против, то он будет обвинен в нетерпимости.

Самое известное духовное течение последних столетий – Нью-эйдж. Здесь нет доктрины, нет принципов, нет лидера или основоположника, нет конкретных ритуалов. Вообще нет ничего конкретного. Это микс всего, что есть и было в мире. Это слияние всего со всем, где человек окончательно теряет ориентиры.

Тренд #4. Ц — ценность

Все три тренда имеют общий корень. Имперсонализм. Когда значимость личности, ее особенностей, ее рамок и живого опыта уходит на второй план.

Суть четвертого тренда в том, что человек не перестает быть человеком. И чем больше первые три тренда набирают силу, тем больше человек чувствует неудовлетворенность:

  • из-за отсутствия живого взаимодействия, передачи настоящего живого человеческого опыта, а не безграничного количества мертвой информации;
  • из-за отсутствия пусть и несовершенного, но хоть какого-то ориентира или правды в этом мире.


Силу набирает новый тренд. И рождается он из глубокой неудовлетворенности людей.

  • Люди готовы переплатить, но пообщаться с живым человеком, когда звонят в банк, а не с автоинформатором.
  • Люди покупают там, где создана человеческая атмосфера, а не атмосфера роботов.
  • Люди покупают там, где о покупателе заботятся, где он может доверять и доверяться. А это невозможно без человеческой эмпатии.
  • Люди хотят найти одного друга, с которым можно душевно общаться, и избавиться от 5000 формальных друзей.
  • Проще задать конкретные вопросы опытному человеку, чем ворошить терабайты информации.
  • Разговоров про наставничество все больше.
  • Двухчасовое общение в группе из 7 человек, разбирающихся в теме, в сто раз полезнее, чем море книг. Потому что они практики с живым опытом.


Искренность становится самым ценным в нашем обществе.
Это точка сингулярности человечества. Мы достигли предела, стали достаточно далеки друг от друга, чтобы вновь наконец начать движение друг к другу. В любых формах и по любому поводу.

В мире только те компании становятся лидерами, которые точно знают – что такое «правильно». Которые имеют идеологию и определенный набор ценностей. Все мировые бренды имеют идеологию и следуют своим ценностям! Лидерами становятся люди, которые пренебрегают терпимостью, они кажутся самодурами, но четко знающими, где правда, а где ложь. Побеждают те, кто имеет сплоченную и лояльную команду, в которой каждый может опереться друг на друга. Люди уважают тех, у кого за словами есть дело. Объединиться очень просто, если есть конкретный набор ценностей.

Люди любят прямоту. Люди любят идеи. Люди любят Личностей.

Вместо postscriptum

Опираясь на четвертый тренд, клуб способен создавать правильное окружение и #БытьПримером для общества. Мы верим, что за нашими делами стоят еще бОльшие дела. Правильные, идейные, живые.

В обозримой перспективе данные займут существенно более высокое положение в экономике, чем занимаемое углеводородами

О перспективах наступления "Четвертой промышленной революции", вызванной новым этапом развития технологий, активно заговорили в 2016-2017 годах. В чем ее суть? Чем характеризуется и к чему приведет очередной виток прогресса? Ответы на эти вопросы дает материал, который для TAdviser подготовил журналист Леонид Черняк.

Кибернетический взгляд на Четвертую промышленную революцию

Идея очередной промышленной революции не нова, однако обсуждение этой темы обострилось после Давосского экономического форума и выступления президента этого бизнес-клуба Клауса Шваба в январе 2016 года. Последствия Industry 4.0 стали предметом обсуждения на различных аналогичных форумах, включая недавний Петербургский, состоявшийся в июне 2017 года. В силу специфики такого рода собраний на них обсуждаются не причины и не движущие силы (их принимают за данность), а последствия, в том числе глобальные геополитические, экономические и социальные, а также проблемы, которые предстоит на национальном уровне.

Точка зрения бизнес-элиты наиболее полноценно изложена в документе швейцарского банка UBS "Extreme automation and connectivity: The global, regional, and investment implications of the Fourth Industrial Revolution ". В отличие от массы других популярных публикаций в нем нет излишнего пафоса и разного рода субъективных прогнозов.

Те же ученые и инженеры, кто непосредственно совершает эту революцию, обычно исповедуют сугубо технократические убеждения. Для них революция сводится к сумме новых, но уже достаточно известных сегодня технологий: облачный компьютинг , киберфизические системы, искусственный интеллект (ИИ), 3D-печать, интернет вещей и некоторые другие. Показательным примером служит статья "Четвертая промышленная революция" в русскоязычной википедии.

Обе позиции имеют полное право на существование, однако при всей своей противоположности их объединяет общая слабость - отсутствие необходимой в данном случае системности. В стороне остается тот факт, что и эта революция, как и любая другая, представляет собой чрезвычайно сложное и, подчеркнем, системное явление. Ее нельзя рассматривать исключительно как «черный ящик» и как грядущую неизбежность, сводя все к рассуждениям о тем или последствиях, как это делают политики и экономисты. И точно также ошибочно препарировать революцию на отдельные составляющие, упуская диалектическую связь между ними, которая, собственно говоря, и создает взрывной синергетический революционный эффект. Такого рода общественное "биполярное расстройство", обнаруживается у авторов большинства материалов о любых революциях, от Великой Французской до новейших «цветных».

Из истории вопроса

По словам одной королевской портнихи, "все новое - это хорошо забытое старое". Удивительно, но многие черты Industry 4.0 были вполне правдоподобно предсказаны Николой Тесла. В 1926 году в беседе с корреспондентом чрезвычайного популярного в то время журнала Collier’s он среди прочего сказал:

С появлением беспроводных систем вся Земля превратится в один огромный мозг. Мы сможем общаться друг с другом практически мгновенно, невзирая на расстояния. Более того, с помощью телевидения и телефона мы сможем видеть и слышать друг друга так же прекрасно, как если бы мы сидели лицом к лицу, разделенные на дистанции в тысячи миль; и устройства, которые позволят нам это сделать, будут поразительно удобным по сравнению с нашими сегодняшними телефонами. Человек сможет носить их в кармане. Мы сможем наблюдать и слушать события - инаугурацию президента, спортивный чемпионат, землетрясения или битвы - как будто мы находимся там. А когда и беспроводная передача энергии будет коммерциализирована, произойдет революция

Вот как в тридцатые годы 20 века представляли процесс получения новостей в домашних условиях. Особенно трогает салфетка и вазочка

В 21 веке предсказанные Николой Тесла "один огромный мозг" и устройства, которые можно носить в кармане, уже реальность, но великий электротехник не мог предположить появление таких вещей, кибернетика и Искусственный интеллект , компьютеры и компьютерные сети.

Данные - новая нефть

Если проанализировать специфические особенности всех четырех промышленных революций, то можно выделить характерный тренд, а именно, постоянное возрастание значения систем автоматизации и управления. Этот тренд в значительной мере объясняет специфику текущей Четвертой революции.

Для иллюстрации этого утверждения выделим тех трех «китов», на которых стоит любая из промышленных революций, и посмотрим как трансформируются их значения при переходе из одного исторического периода в другой. Эти киты в свою очередь базируются на достижениях фундаментальной и прикладной науки.

Итак, первый кит – сырье, а также источники и способы передачи энергии, второй – технологии и третий – организация производства и управление.

В конце 18 века главным сырьем были уголь и железо, главной технологией – пар и преобразования тепловой энергии в механическую. Что касается механизации и организации управления, то они, как таковые, тогда отсутствовали, разве что был регулятор Уатта на паровой машине. Во второй половине 19-го начале 20-го века с появлением электричества открылись возможности для начала работ по научной организации труда, появились конвейеры, идеи тейлоризма. Несколько позже появились работы по теории автоматического управления и различного рода табуляторы.

Как естественное следствие этого процесса в конце 40-х годов возникла кибернетика - научное направление, специализирующееся на управлении. В шестидесятые годы с появлением компьютеров системы технологического и организационного управления приобрели еще большее значение. В конце 20 века роль, которую играют системы управления, стала сравнима со значением технологий, которыми они управляют. Появились такие технологии, существование которых без автоматизации просто невозможно.

Этот простейший анализ показывает, что на протяжении двух с лишним веков шло непрерывное совершенствование систем автоматизации - от центробежного регулятора до современных, компьютерных.

Отличие новейших систем управления эпохи Четвертой промышленной революции можно назвать количественным. Сенсорная революция, начавшаяся с датчиков RFID , компьютерные сети, сбор и накопление медийных данных и другие технологии предоставили возможность системам управления получать практически любые сведения об окружающем мире. Данных стало так много, что их стали называть Большими.

Реакцию общества на взрывное увеличение количества данных можно сравнить со счетом индейцев племени пираха, живущего в тропических лесах Бразилии. Они используют всего три числительных: одно значит «один-два», другое - «несколько» и третье - «гораздо больше» или просто «много». Пожалуй, стоит говорить не о , а о данных вообще.

Еще совсем недавно, в 1990-х годах, скажем на уровне реляционных СУБД , данные не рассматривались как какая-то самостоятельная сущность. Даже опытные эксперты называли данные "мешком битов и байтов", а о принципиальном различии между данными и информацией, если и задумывались, то лишь единицы. В 2000-х же о данных заговорили как о «новой нефти». Впервые это выражение использовал английский математик Клиф Хамби в 2006 году. В 2016-2017 годах аналитики утверждают, что в обозримой перспективе данные займут существенно более высокое положение в экономике, чем занимаемое углеводородами. Не случайно вошел в обиход термин «data-driven» в приложении к экономике, программированию, журналистике, науке и другим сферам, движимых данными.

«Движимое данными» предполагает выработку решений, основываясь на данных, а не на интуиции или личном опыте. Попросту говоря, идея «data-driven» возникла тогда, когда появилась возможность собирать данные в достаточных объемах и анализировать их для принятия объективных решений. Отсюда и возникло увлечение Большими данными, различного рода технологиями майнинга данных и текстов и тому подобное. Сами по себе данные ценности не имеют, а добавленная стоимость получается путем их анализа для возникновения полезной и потребляемой человеком информации.

Центральным пунктом новой экономики становятся Наука о данных (Data Science) и люди со специальностью data scientist. Под зонтичным названием Data Science сосуществует множество разных, еще не систематизированных методов и технологий для анализа больших объемов данных, а подлинной науки о данных, которую можно было бы назвать этим именем, еще нет. Data Science есть не что иное, как обобщенное название суммы технологий для производства продуктов-данных.

Продукты-данные знакомы всем, прежде всего, по поисковым машинам - мы потребляем результаты поиска, не задумываясь о том, где, как и кем они порождаются. Сегодня продажа контента становится большим бизнесом, интернет содержит огромное число разного рода приложений, направляемых данными (data-driven application), но все это пассивное пользование данными. Активными продуктами-данными можно назвать такие, где есть люди, участвующие в процессе создания таких продуктов, и есть технологии для их создания.

1. Преобразование исходных «сырых» данных в форму, пригодную для анализа.

2. Собственно анализ данных.

3. Интерпретация данных.

4. Приложение данных к практике.

В отличие от природного сырья при использовании данных их количество не уменьшается, а наоборот увеличивается, что является качественно новым явлением. Создание технологий работы с данными лавинообразно формирует потребность в новых технологиях. Такого феномена положительной обратной связи экономика еще не знала. По аналогии с «электрификацией» и «компьютеризацией» теперь говорят о «датификации».

Экстремальные возможности и кибернетический подход

Даже средний современный автомобиль развивает скорость до 200 км/час, то есть его мощность и динамика для обычного владельца не являются ограничениями. Главное в нем – безопасность, удобство, экономичность и тому подобное. Примерно то же можно сказать и об информационных системах Industry 4.0. От прошлого их отличает отсутствие заметных ограничений. Они имеют экстремальную производительность (extreme productivity), обеспечивающую экстремальную автоматизацию (extreme automation) и экстремальную связанность (extreme connectivity).

Экстремальная производительность – вещь очевидная. Это многоядерные процессоры, вычисления в памяти, SSD, облака, аналитика и все остальное, что составляет современные компьютерные технологии.

Под экстремальной связанностью понимают условия, при которых в исчезают барьеры, связанные с расстоянием, временем или какими-то иными ограничениями на взаимодействия между людьми и машинами, людьми и людьми, машинами и машинами. По существу начало этому процессу было положено в 1982 году с созданием интернета, работающего по протоколу TCP/IP, хотя собственно термин internet, как сокращение от internetworking был предложен несколькими годами раньше.

Намного позже был предложен термин Internet of Things (IoT) , затем "индустриальный интернет" Industrial Internet of Things (IIoT) , а совсем недавно в связи с появлением технологии блокчейн - "интернет ценностей" (Internet of Valuе, IoV) и, наконец "интернет всего" (Internet of Everyting, IoE). IoE объединяет людей, данные, процессы и вещи.

Экстремальная автоматизация (extreme automation) - это, прежде всего, методы искусственного интеллекта во всех сферах человеческой деятельности - в бизнесе, в государственном управлении и даже в частной жизни. Заметим, что речь идет о так называемом "слабом ИИ", не предполагающем создание "умных" машин, представляющих для человечества опасность роботов и тому подобное.

Слабым ИИ (Weak AI) называют системы, не имеющие разума и компьютерных умственных способностей (Non-sentient computer intelligence). Они ориентированы на решение сугубо прикладных задач. Самый известный и доступный пример слабого ИИ - разработанная Apple для iOS вопросно-ответная система Siri (Speech Interpretation and Recognition Interface). Это приложение использует обработку естественной речи, чтобы отвечать на вопросы и давать рекомендации. Siri приспосабливается к каждому пользователю индивидуально, изучая его предпочтения в течение долгого времени, но оно в полном смысле узкое.

К слабому ИИ также относят работы по автоматизации вождения автомобиля, системы глубинного машинного обучения и обработки данных на естественных языках (Natural Language Processing, NLP). Сюда же следует включить интернет вещей Internet of Things (IoT), межмашинное взаимодействие (M2M), киберфизические системы и некоторые другие вещи.

Сочетание экстремальной связанности с экстремальной автоматизацией на фундаменте экстремальной производительности открывают возможность для создания больших систем, построенных на основе кибернетического подхода. До сих пор применение кибернетического подхода было ограничено техническими системами. Что касается бизнеса или государственного управления, то здесь решения принимались и принимаются зачастую на интуитивном уровне, а компьютерные системы, типа ERP , служат лишь вспомогательными инструментами.

Сочетание экстремальной связанности с экстремальной автоматизацией на фундаменте экстремальной производительности открывают возможность для создания больших систем, построенных на основе кибернетического подхода

Кибернетический подход к управлению бизнесом, основанный на принятий решений, продиктованных объективным анализом данных (data driven decision), позволит избавиться от хронической болезни любых систем управления любых предприятий, для которой есть образное название HiPPOs (Highest-Paid Person’s Opinions, "решает тот, кто больше получает"). Эта правило приятия решений присуще не только бизнесу, но и любым административным системам, где деньгам сопутствуют еще и должностные позиции. Оптимальность таких решений в подавляющем большинстве вызывает сомнение.

Копия чужих материалов

Какие события, явления и тенденции определили нынешнее десятилетие? «Русский Репортер» определил самые важные тренды уходящего десятилетия. Были проанализированы все аспекты человеческой жизни: от геополитики до потребительских гаджетов и от брачного поведения до научных открытий.

Мобильная связь дошла до всех. Трубка без проводов радикально и навсегда изменила наше общество, связала и одновременно разобщила людей, дала ощущение свободы и возможность тотального контроля миллионам абонентов.



Общество стало сетевым. Нулевые - время широкой экспансии социальных сетей в интернете. По разным оценкам, количество пользователей социальных сетей в мире вот-вот достигнет 900 млн. Фактически каждый седьмой житель Земли сегодня является частью глобальной коммуникационной системы, благодаря которой меняется сама природа общения между людьми и социальными группами.


Социальное государство погрузилось в кризис. 2000-е начались с экономического ноу-хау: сверхмягкая денежная политика, рекордно низкие процентные ставки, старый добрый «печатный станок» - и кризис рубежа веков удалось остановить. В результате той победы возникло чувство, похожее на эйфорию очередного изобретателя вечного двигателя: экспертам показалось, что найден универсальный механизм, позволяющий побеждать циклические кризисы. Продержалась эта модель на удивление недолго, а рухнула с треском, превысившим все ожидания.


Мир стал многополярным. Первое десятилетие XXI века началось с претензий на создание нового мирового порядка и закончилось крахом этой попытки. Пришедшие к власти в Соединенных Штатах неоконсерваторы стремились построить американоцентричный мир, но их политика породила лишь кровавые войны без конца, рост недовольства по всему миру, истощение ресурсов роста в США и заверения нового президента об отказе от односторонних действий на мировой арене. Безопасности планете это не добавило, но поле возможностей для малых стран сильно расширилось.


Люди научились читать геномы. В первом десятилетии XXI века исследователи из США и Великобритании завершили расшифровку человеческого генома. Это был самый масштабный проект за всю историю биологии. Наступившую эпоху в науке и медицине уже окрестили «постгеномной эрой». От одного-единственного генома теперь перешли к массовым расшифровкам. Стало возможным конструировать «персональные лекарства», выяснять причины непонятных заболеваний, программировать человеческие способности.


Приватное пространство стало общим. Сегодня даже строго конфиденциальные дипломатические депеши становятся достоянием общественности - к примеру, на сайте WikiLeaks. За последние 10 лет - с массовым распространением интернета, мобильной связи и социальных сетей - нарушать чужое прайвеси стало обычным делом. Изменились не только технологические возможности, но и социальная норма, регламентирующая личное пространство. И меняется дальше.


Ученые перестали работать на войну. В XX веке едва ли не за каждой научной идеей маячила тень военно-промышленного комплекса: «физики делают бомбы». Коммерческие технологии появлялись как результат конверсии военных разработок. Сейчас инновационный контур изменился: заказчиком номер один становятся не военные, а корпорации, работающие на потребительский рынок.


3D-кино и мультики захватили мир. Виртуальный мир в 2000-е стал объемным, взаправдашним и почти осязаемым. Массовое кино сделало ставку на создание альтернативных миров с помощью технологии 3D. С выходом «Аватара» Джеймса Кэмерона, самого кассового фильма в истории, фантастика, фэнтези и анимация сделались наиболее востребованными и прибыльными жанрами в кино.


Толерантность дошла до абсурда. Попробуйте в США назвать не то что президента, а кого угодно с черным цветом кожи «негром». Теперь это приравнивается чуть ли не к ограблению магазина. Негров там больше нет, есть афроамериканцы. Политкорректность как идея отказа от использования определений, которые какая-либо группа населения считает для себя оскорбительными, начала завоевывать мир в 70-е годы, но именно в нулевые приобрела гипертрофированные и порой карикатурные формы. То же самое произошло и с понятием терпимости.


Спорт превратился в биотехнологию. Научный прогресс пытается активно вмешиваться в спорт высших достижений. Международным спортивным федерациям приходится вводить все новые запреты: слишком часто технические, медицинские и фармакологические новинки оказывают влияние на исход соревнований. Первое десятилетие XXI века в таких видах спорта, как плавание и легкая атлетика, запомнится как период ожесточенной борьбы с инновациями.

В последние десять лет существует множество аналитических обзоров в медиа пространстве, предсказывающих, что экономическая система мира находится на грани существенных изменений, которые окажут беспрецедентное влияние на все стороны жизни человечества.

Особое внимание экономистов, инвесторов и предпринимателей обращено на то, каким образом произойдет смена старого уклада рентной (основанной на судном проценте) экономики на принципиально новые форматы.

Среди главных долгосрочных тенденций, на которые следовало бы обратить особое внимание любого инвестора, финансиста, то это, прежде всего:

  1. быстрое распространение новых финансовых систем , основанных на перспективных информационных технологиях. Например, структура финтека «блокчейн» (система распределенного доступа) способна навсегда, если не упразднить, то существенно снизить роль таких консервативных институтов, как банки, страховые компании, различные и даже многих государственных институтов.
  2. рост замещения сырьевого сектора экономики высокотехнологичными производствами . Особое внимание здесь следует обратить на то, что происходит масштабная роботизация технологических процессов, которая не только повышает производительность и эффективность капитала, но и высвобождает десятки миллионов людей по всему миру.
  3. запрос среди большинства ведущих инвестиционных компаний и фондов на долгосрочную стратегию инвестирования . Этот спрос сконцентрирован на уходе от спекулятивных финансовых инструментов, где существуют большие риски волатильности (риска). Особенно это касается торговли деривативами (опционы и фьючерсы), по которым существует гигантский навес ничем не обеспеченных долгов (порядка 200 трлн. долларов).
  4. общая мировая тенденция на внедрение, как в производстве, так и в бытовой жизни «зеленых технологий» . Это выражается не только в развитии возобновляемых источников энергии, но и использование экологически чистых материалов, а также развитие биотехнологий, улучающих общий генотип человека (anti aging) .

Особый интерес для инвесторов нового поколения, может представлять такой сектор финансовых инвестиций, которые недавно получил название «green bonds». Основные положения эмиссии и обращения облигаций сектора «зеленых инвестиций» были приняты на международном форуме и имеют законодательную форму в виде Paris Agreement 2016.

Что представляют собой «зеленые бонды», и какое место они могут занять , и в стратегии трейдеров, инвесторов, о том какие фундаментальные основы управления капиталом в них заложены и будет рассказано в этой статье.

В общем виде «зеленые бонды» мало чем отличаются от традиционных финансовых инструментов с фиксированным доходом облигации.

К этим преимуществам «green bonds» можно отнести следующие:

  1. облигации компаний зеленого сектора имеют значительную налоговую преференцию (tax exemption). Т.е. инвестор практически освобождается от налогов, как по процентным платежам, так и по общим доходам от сделок с ними на рынке (финансовый рынок).
  2. инвестиции в корпоративные бонды зеленого сектора позволяют получить долгосрочные фиксированные доходы . Эти доходы лишены волатильности (риска), который считается обычным для стандартных облигаций, не говоря уже об акциях и валютном рынке.
  3. перспектива спроса на «зеленые» активы будет иметь экспоненциальный рост в ближайшие два десятилетия . Например, в 2016 году общий объем инвестиций в «зеленые бонды» составлял порядка 2% от всех инвестиций на долговом рынке. Однако по сведениям экспертов «S&P Dow Jones Indices» к 2050 году общий объем «зеленых бондов» в портфелях инвесторов будет составлять не менее 70%.

В подтверждение этих слов и предположений следует привести очень показательную статистику.

Первые облигации «зеленого сектора» появились в 2007 году, и их эмитентом был European Investment Bank. Спустя год такие же облигации были выпущены Всемирным банком (World Bank).

Уже к концу 2015 года сумма инвестиций, вложенных в «зеленые облигации» составил порядка 43 млрд. долларов. В начале 2017 года объемы покупки green bonds составил более 87 млрд. долларов.

Может показаться немного странным, но основным покупателем таких облигаций стал Китай. Вероятно, курс взятый Компартией Китая на улучшение экологии по всей стране, предусматривает не только прямое вложение денег в экологию (например, высадка деревьев в проекте Внутренняя Монголия), но и получать от этого еще и доходы. Суммарные вложения китайских инвесторов в 2016 году составили более 20 млрд. долларов.

Кроме Китая, интерес к «зеленым инвестициям» проявляют инвесторы по всему миру. Это вызвало очень мощное движение выпуска вторичных облигаций «зеленого типа». Например, многие торговые площадки (). Среди них лидируют — фондовые биржи Люксембурга, Швеции, Лондона, Мексики (Bolsa Mexicana de Valores).

Торговые площадки Китая (Shenzhen Stock Exchange and Shanghai Stock Exchange) в 2016 году запустили специальные программы подписки на новые облигации «зеленой серии», что нашло среди частных инвесторов большой спрос.

Кроме этого, в 2014 году на бирже в Нью — Йорке (NYSE), появился и первый индекс активов, имеющих «зеленый цвет». Индекс «S&P Green Bond Index» предназначен для оценки и индикации общего мирового спроса на финансовые инструменты, связанные с экологическими программами и компаниями.

В качестве заключения

Остается только добавить, что кроме «зеленых инвестиции» перспективным направлением для вложения капитала в 21 веке будут проекты (компании и ценные бумаги), связанные с социальной сферой. Это и медицина с упором на продление жизни. Образование, которое будет строиться по принципу индивидуального обучения. И даже бытовое устройство жизни человека, начиная от «интернета вещей» («умный дом») и заканчивая 3 D печатью новых домов.

Это непосредственно связано с «зелеными технологиями», ибо строить чудный зеленый сад Эдема, без столь же совершенного человека — невозможно.