Честь и бесчестие легко ли сделать выбор. «Право на бесчестье. Несколько интересных сочинений

Каждый человек - это сложная система взаимодействия различных процессов, происходящих в нем ежеминутно. Это и физическая составляющая, и духовная, и нравственная. В человеке, как мне кажется, изначально заложено стремление к добру, совершенству, счастью. Как пройдет процесс воспитания, как эти положительные качества разовьются - вот в чем вопрос. Почему одних людей мы называем людьми чести, а другие оказываются бесчестными? Почему в трагические моменты жизни одни люди оказываются благородными, смелыми, честными, а другие - трусами, предателями, подлецами?

Во многих произведениях русской литературы зада­вался этот вопрос, очень часто писатели ставили своих героев перед проблемой выбора: сохранить себе жизнь, но потерять честь, или, наоборот, пожертвовать собой во имя высоких целей. И как совершить этот выбор? Что движет людьми в минуты потрясений, когда добро борет­ся со злом? В повести Василя Быкова «Сотников» как раз показаны два героя, которые делают этот трагический выбор. Это два партизана, которых послали на разведку. Фашисты заметили их следы и начали охоту. В результа­те оба попали в плен. Как по-разному они ведут себя в плену! Сотников, больной, измученный долгой дорогой, отказывается отвечать на вопросы немцев, несмотря на чудовищные побои и пытки. Другой партизан, Рыбак, озабочен тем, как остаться в живых, он надеется пере­хитрить немцев и сбежать, вернуться к партизанам. Он соглашается сотрудничать с ними. Нет, он вовсе не пре­датель, он просто надеется уцелеть, как он думает. Но получается, что он не только отвечает на вопросы нем­цев, но и вынужден согласиться стать полицаем. Самое трагическое, что, когда вешают Сотникова и других жи­телей деревни, Рыбака заставляют выбить полено из-под ног своего же товарища. Казалось бы, вот он, последний шанс остаться человеком, сохранить свою честь, отка­заться убивать! Да, при этом его бы повесили рядом с другими! Но Рыбак боится, он делает то, что ему прика­зано. После этого он понимает, что с ним произошло, как он, сам того не желая, стал предателем Родины. Он пыта­ется покончить с собой, но у него отобрали все, чем он мог бы воспользоваться, кроме того, за ним постоянно следят. Повесть кончается тем, что Рыбак встает в строй рядом с такими же бесчестными, предавшими свой народ людьми.

Автор показывает нам, как по-разному ведут себя лю­ди в одной и той же ситуации. Почему Рыбак становится предателем? Да, не было в нем той стойкости духа, той нравственной силы, что помогла Сотникову выстоять, не сломится и принять мученическую смерть.

В другом произведении, посвященном Великой Оте­чественной войне, рассказе М. Шолохова «Судьба чело­века», мы видим героя, Андрея Соколова, необразован­ного, простого человека, обладающего таким чувством собственного достоинства, таким глубоким, врожденным пониманием чести, которое помогает ему выстоять в са­мых трагических ситуациях.

Например, когда он, контуженный, видит немцев и понимает, что его сейчас убьют, он встает: он хочет при­нять свою кончину стоя. Его гордость, смелость прояв­ляются в этом поступке. Но его отправили в лагерь, из которого он неоднократно пытался бежать. Когда его вы­зывает к себе начальник лагеря Мюллер, Соколов так смело ведет себя, что вызывает восхищение даже у врага. После войны, потеряв всех родных, потеряв смысл жиз­ни, он находит беспризорного мальчика и решает его усыновить. Вот человек, который никогда не думал о се­бе! В самые трудные минуты жизни он никогда не изме­нял своему долгу, чести, чувству товарищества.

Вопрос «Обладает ли человек правом на бесчестье?» представляется достаточно парадоксальным, и потому не раз оказывался темой литературных произведений. На первый взгляд, на него можно однозначно дать отрицательный ответ, потому что, казалось бы, бесчестный поступок в любом случае идет вразрез с моральными нормами, нарушает нашу духовную связь с другими людьми, с обществом. Но с другой стороны, не может ли следование велению долга все же иногда противоречить индивидуальным нравственным принципам и здравому смыслу? Стоит ли ставить честь выше таких вечных ценностей, как любовь, жизнь, мир, счастье человека? Порассуждать над этими вопросами я попытаюсь в своем сочинении.

Тема чести – одна из главных в произведении А. С. Пушкина «Капитанская дочка». Недаром в качестве эпиграфа великий писатель выбрал пословицу «Береги честь смолоду». Петрушу Гринева, главного героя, с детства воспитывали в духе следования нормам дворянской и воинской чести. Когда молодой человек встречает свою возлюбленную Машу Миронову, он, помимо понимания чести как долга по отношению к императрице, Отечеству, осознает долг, который накладывает на него любовь.

Восстание Емельяна Пугачева становится причиной внутреннего конфликта в душе главного героя, противоречия между его нравственными установками. Гринев оказывается вынужден идти на компромисс с главарем бунтовщиков, чтобы спасти Машу из плена негодяя Швабрина. Когда Пугачев помогает ему, главный герой хоть и благодарен ему, но присягу Отечеству все равно не нарушает, сохраняя свою честь, он говорит: «Но Бог видит, что жизнью моей рад бы я заплатить тебе за то, что ты для меня сделал. Только не требуй того, что противно чести моей и христианской совести». В последствии, представ перед судом, он спокоен и уверен в своей невиновности, но его оговаривает Швабрин. От позора главного героя спасает Маша, встретившаяся с императрицей, которая помиловала Гринева. Таким образом, Петруша Гринев следует принципу «Делай, что должен, и будь, что будет», но для него понятия долга и чести неразрывно связаны с милосердием, любовью к ближнему, совестью, поэтому он не отказывается от своих нравственных установок, несмотря на все перипетии судьбы.

Внутренний конфликт возникает и в душе одного из главных героев романа-эпопеи «Война и мир» Л. Н. Толстого Пьера Безухова. Вызвав на дуэль Долохова, соблазнившего его жену Элен, Пьер терзается сомнениями в том, не стала ли Элен настоящей виновницей случившегося и не поступил ли он бы на месте Долохова точно так же. Однако он отказывается примириться с обидчиком, отстаивая свою честь, и ранит Долохова, несмотря на то, что не умеет обращаться с оружием. Затем к Пьеру приходит осознание произошедшего, он полон раскаяния и сожаления, «Глупо... глупо! Смерть... ложь...» - твердит он. В последствии в разговоре с князем Андреем он говорит, что благодарит Бога, за то, что не убил своего противника, поскольку понимает, что Элен не стоит того, чтобы ради нее губить собственную душу. А Долохов после дуэли показывает себя с совершенно неожиданной стороны. Он, «этот буян, бретёр-Долохов», волнуется не за себя, а за мать, которую может «убить» известие о том, что сын ранен. Так писатель обращает внимание читателя на то, что наша жизнь сложнее, чем кажется на первый взгляд, не стоит судить о людях по первому впечатлению, нужно уметь прощать ошибки, быть снисходительным к порокам других. Как оказалось, светское, условное понимание чести, означающее скорее исполнение ритуалов, чем высокую духовную силу, может противоречить принципам гуманизма и христианской любви.

К какому же можно прийти выводу, размышляя над данной темой? Герои рассмотренных произведений шли путем чести, хотя и столкнулись на этом пути со сложным нравственным выбором. Но, на мой взгляд, понятие чести в каждом случае можно трактовать по-разному. Для Петруши Гринева честь неотделима от «христианской совести», а анализируя дуэль Пьера с Долоховым, честью приходится называть скорее сохранение репутации, следование светским условностям. Пьер справедливо полагает, что такая честь не стоит человеческой жизни. Поэтому, как мне кажется, человек действительно обладает правом на бесчестье, если обстоятельства сложились так, что принципы чести противоречат нравственным нормам или вовсе становятся пустой формальностью.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) -

Понятие чести затрагивается во многих литературных произведениях. Чести учат смолоду и просят всегда ее беречь. Честь говорит о правдивости, ответственности, моральной нравственности. Честь делает человека достойным и мужественным.

Имеет ли человек право на бесчестие, таким вопросом задаются многие из нас. Ошибиться в выборе или поступке может каждый. Каждый может принять поспешное и необдуманное, а часто и корыстное решение. Не каждый человек готов отстаивать интересы своих родных или страны. Не каждый готов пожертвовать своим положением.

Мир становиться более жестоким. Но, это не является поводом для того, чтобы поступать бесчестно. Я всегда стараюсь поступать по совести, отстаивать свои собственные интересы, интересы своей школы и своих родных. Мне кажется такой выбор правильным и самым лучшим.

Прежде чем совершить какой – либо поступок я пытаюсь спросить у себя, а как это поступок в дальнейшем повлияет на меня. Что обо мне будут думать мои родные и друзья, как мои действия будут характеризовать меня. Только тогда я понимаю, что поступать всегда нужно честно, ответственно и мужественно.

Бесчестие разрушает наше общество. Люди, которые не отвечают за свои слова и поступки не думают о своем будущем и о том вреде, который они могут причинить другому человеку. Я хочу всегда быть человеком чести, я хочу, чтобы рядом со мной не было бесчестных людей, а общество хранило моральные принципы и приветствовало совесть и уважение.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Анализ Мещанин во дворянстве Мольера

    Главный герой произведения Журден, вышедший из низших слоев общества, хочет, во что бы то ни стало стать дворянином. Для этого он нанимает людей, которые его учат, как правильно одеваться, говорить, учат музыке и фехтованию.

  • Собачье сердце история создания и судьба повести Булгакова

    Собачье сердце – одно из самых известных произведений М.А. Булгакова. Эта повесть представляет собой остросоциальный сатирический взгляд на Советское государство.

  • Образ и характеристика Гришана в рассказе Плаха Айтматова сочинение

    Одним из второстепенных героев произведения является Гришан, руководящий группой по доставке и транспортировке наркотических средств, которого агенты по перевозке конопли еле слышно именуют Сам.

  • Сочинение Как мечта влияет на человека?

    У каждого из нас есть мечты. У кого-то мечты большие, идущие далеко вперед, а у кого-то совсем малые, но не менее весомые. С самого раннего детства мы мечтаем сначала о какой-то игрушке, потом о пятерке за четверть

  • Анализ произведения Наука ненависти Шолохова

    Выход в свет рассказа «Наука ненависти» совпадает с годовщиной начала Великой Отечественной войны 22 июня 1942 года. Рассказ совершенно отличается по стилю написания от других произведений Шолохова.

аргументы к сочинению

Сочинения на тему чести на нашем сайте:

⁠ _____________________________________________________________________________________________

Проблема чести и бесчестия – одна из самых важных в жизни человека. Нас с детства учат тому, что поступать бесчестно плохо. Проходя мимо детской площадки, мы то и дело слышим: «Это нечестно! Надо переиграть!»
Вот какое определение чести мы находим словаре С.И. Ожегова:
Там же смотрит определение слову «честный» :
В словаре В.И. Даля даны такие поговорки о бесчестии:

Честь – категория нравственная. Понятие чести неразрывным образом связано с понятием совести, то есть быть честным человеком – это жить по совести, по глубоким внутренним убеждениям, что одно – хорошо, а другое – плохо.
С проблемой, как поступить: честно или бесчестно (соврать или сказать правду; предать или остаться верным стране, человеку, слову, принципам и т.д.), человек сталкивается буквально каждый день. Именно поэтому вся мировая литература так или иначе обращалась к ней.
проблема чести и бесчестия – одна из важнейших. Эраст, ветреный молодой человек, дворянин, увлекшись Лизой, крестьянской девушкой, думает оставить ради неё привычное общество и отказаться от прежнего образа жизни. Но в итоге его мечты оказываются самообманом. Лиза, глубоко влюблённая в Эраста, искренне верит молодому человеку и отдаёт ему самое дорогое, что есть у неё, бедной девушки, - свою девичью честь. Карамзин горько упрекает Лизу за этот поступок:

Но если Лизу мы можем понять и оправдать (она по-настоящему влюблена!), то Эраста оправдать невозможно. Воспитанный в дворянской среде так, что самостоятельно зарабатывать себе на жизнь он не может, герой, которому грозит долговая яма, так как он проиграл в карты всё своё состояние, решает жениться на богатой вдове. Лиза, ожидающая возлюбленного с войны, случайно узнаёт обо всем, и Эраст, застигнутый врасплох хочет откупиться от девушки деньгами. Поступок глубоко бесчестный, показывающий малодушие Эраста, его безволие, эгоизм. Лиза оказалась порядочнее Эраста, заплатив за свою любовь и потерянную честь очень высокой ценой – собственной жизнью.
все герои проходят испытание на честь. Береги честь смолоду - вот главное наставление отца Петру Гринёву, отправляющемуся на службу. И герой достойно выполняет наказ родителя. Он отказывается присягать Пугачёву, тогда как другой герой – Алексей Швабрин – делает это без особых колебаний. Швабрин – предатель, но если бы его поступок можно было объяснить только вполне понятным страхом смерти, то его хоть как-то можно было оправдать. Но Швабрин подлый, низкий человек. Мы знаем это из того, как он пытался очернить Машу Миронову в глазах Гринёва, как он подло ранил Петра во время дуэли. Поэтому его предательство вполне закономерно и не находит оправдания.
Бесчестными людьми показывают себя и приспешники Пугачёва, предавшие его. В то время как сам Пугачёв, хотя и представлен Пушкиным как неоднозначная фигура, оказался человеком чести (он с благодарностью помнит тулуп, подаренный Гринёвым, по просьбе главного героя тут же вступается за Машу и освобождает её из плена Швабрина).
проблема чести так же ключевая. Испытание на честь проходят оба главных героя – и Евгений Онегин, и Татьяна Ларина. Для Онегина это испытание заключается в отказе или согласии на дуэль с Ленским. Хотя по неписаным правилам светского общества отказываться от дуэли было малодушно, бесчестно (совершил поступок – отвечай!), в случае с Ленским бОльшим достоинством и честью для Онегина было бы принести свои извинения и отказаться от поединка. Но Евгений проявил малодушие, испугавшись осуждения света: он не стал объясняться с Владимиром. Итог дуэли всем известен: молодой поэт погиб в самом расцвете сил. Таким образом, формально Онегин ни в чём не был виноват: он принял вызов и судьба оказалась к нему благосклоннее, чем к Ленскому. Но совесть героя была нечиста. Именно сознание того, что он поступил нечестно, непорядочно, на наш взгляд, и вынудило Евгения оставить общество на долгих семь лет.
Татьяна же свой экзамен на честь выдержала с огромным достоинством. Она по-прежнему любит Онегина, в чём искренне ему и признаётся, но отказывается от отношений с ним, так как хочет сберечь доброе имя своей семьи. Для неё, замужней женщины, эта связь невозможна.
Сам А.С. Пушкин трагически погиб в рассвете сил, защищая честь своей жены, Натальи Николаевны, которую обвинили в связи с молодым французом Дантесом. На его смерть М.Ю. Лермонтов написал замечательные слова:
понятие чести заменено понятием выгода. Писатель неспроста даёт ему характеристику человека осмотрительно-охлаждённого характера. Чичиков с детства хорошо усвоил наказ отца «беречь и копить копейку». И вот маленький Павлуша продаёт своим однокашникам еду, делает воскового снегиря и так же продаёт. Повзрослев, он не гнушается бессовестной аферы с покупкой «мёртвых душ», находя к каждому продавцу подход, кого-то обманывая, сочинив для этого невероятную историю (как он это сделал с Маниловым), кому-то просто ничего не объясняя (Коробочка). Но другие помещики (Ноздрёв, Собакевич, Плюшкин) вполне осознают смысл данного мероприятия, но тем не менее их «честь» нимало не страдает от предложения Чичикова. Каждый из этих помещиков с радостью продаёт главному герою «мёртвые души», тем самым улучшая и своё материальное положение.
Чиновники в поэме так же показаны бессовестными и бесчестными людьми. И хотя в произведении нет крупных, детально прорисованных образов, Гоголь даёт прекрасные портреты-миниатюры служителей государства. Так, Иван Антонович Кувшинное Рыло – типичный чиновник, который, пользуясь своим служебным положением, вымогает взятки у посетителей. Именно он знакомит Чичикова со всеми тонкостями бюрократической машины.
В отличие от поэмы

представлено подробное описание быта и нравов чиновников небольшого городка N. Все они бесчестны, так как не стесняются брать взятки, да и не особо это скрывают. Чиновники чувствуют себя полноправными хозяевами городка, и единственное, чего боится городничий, это донос. Привычка брать и давать взятки так глубоко укоренилась в сознании чиновников, что лучшим средством задобрить Хлестакова, которого они принимают за ревизора, они так же считают взятку. Хлестаков же, молодой человек, по определению Гоголя, «без царя в голове», не воспитанный в строгих понятиях чести и достоинства, проигравшись в Петербурге в карты и сидя в гостинице городка N без гроша в кармане, с радостью принимает деньги чиновников, поначалу даже не понимая, в чём дело и почему вдруг ему так неслыханно повезло. Его не заботят последствия его слов и поступков. И он рад обманывать, приписывая себе всё новые и новые заслуги (и с Пушкиным на дружеской ноге, и сам пишет и публикуется в журналах, и со всеми министрами знаком), его не стесняет то, что он объяснялся в любви и Марье Антоновне, дочери городничего, и его жене Анне Андреевне, а потом и вовсе пообещал жениться на Марье Антоновне.
честь оказалась пустым звуком для Андрия – младшего сына Тараса, старого козацкого полковника. Андрий с лёгкостью предает козаков ради своей возлюбленной – польской пани. Не таковы Тарас и брат Андрия, Остап. Для них козацкая честь важнее всего. Отец, как ни тяжело ему было, обезумев от гнева после того, как увидел сына, рубящего в бою своих же козаков, выстрелом убивает сына.
говорит само за себя. Герой рассказа – мальчик, которому подростки во время игры доверили охранять воображаемый военный склад, взяв с него честное слово не оставлять поста. И он не оставил, несмотря на то, что все давно разошлись и в парке становилось темно и страшно. Только разрешение военного, по счастливой случайности оказавшегося рядом, освободило ребёнка от данного обещания.
В жизни также нередко бывает, что слово, данное человеком, оказывается выше любых личных выгод, обстоятельств и прочего. Всё это говорит о высокой чести подобных людей. Так произошло с А.П. Чеховым, отказавшимся от звания академика после того, как такого же звания лишили М. Горького, за которого в своё время Антон Павлович горячо голосовал и которого тепло поздравлял с избранием. Но Академия наук решила отменить своё решение. Чехов был с этим категорически не согласен. Он говорил, что его голос в пользу избрания Горького академиком был искренним и решение Академии абсолютно не согласуется с его личным мнением.
В произведениях А.П. Чехова проблема чести, в том числе и чести профессиональной, поднималась не раз.

он говорит о докторе Осипе Степановиче Дымове, который остался верен своему врачебному долгу до конца. Он принимает решение отсасывать дифтеритные плёнки у больного мальчика, хотя это было очень опасно для врача, поэтому не предписывалось как обязательная мера лечения. Но Дымов идёт на это, заражается и умирает.

Человеку нередко приходиться сталкиваться с ситуациями, когда необходимо определиться с выбором: что главнее для него - честь или бесчестие. Многие персонажи литературных произведений также предстают перед таким выбором.

Данная тема наталкивает на размышления о героях повести Пушкина «Капитанская дочка». Перед Пётром Гринёвым встал выбор, подразумевающий честный или бесчестный поступок. Он выбрал честь, потому что им руководило, как по жизни, так и на службе наставление отца относительно того, что «платье снову…» нужно беречь, а честь смолоду. Проходя службу в Белогорской крепости, герой повести Пётр Гринёв руководствуется исключительно голосом совести. Он защищает честь Маши Мироновой, отказывается дать присягу в верности самозванцу, когда крепость заняли пугачёвцы, хотя такой поступок мог повлечь за собой казнь. Безусловно, так поступают только люди офицерской чести.

Однако существует и честь, мужская, обязывающая мужчину помогать женщине, кем бы она ни была – матерью или возлюбленной.

Пётр Гринёв помнит и об этой чести. После получения письма от Маши, в котором говорится, что девушка оказалась в плену у Швабрина, желающего принудительно на ней жениться, главный герой покидает осажденный самозванцем Оренбург с целью спасения возлюбленной. Хотя он осознает возможность плачевных последствий для него самовольной отлучки. Таким образом, можно утверждать, что Пётр Гринёв обладает офицерской, и мужской честью.

Хотя в произведении имеется персонаж, выбравший бесчестие. Ради сохранения собственной жизни офицер Швабрин даёт присягу в верности самозванцу и соглашается ему прислуживать, при этом забыв об «офицерской чести».

Швабрин к тому же стремится в принудительном порядке жениться на Маше Мироновой, угрожая её тем, что иначе выдаст её пугачевцам. Подобное поведение Швабрина характеризует его, как человека бесчестного.

Пётр выбирает честь и вознаграждается за свой поступок, получив возможность быть счастливым со своей возлюбленной. Он вызывает чувство уважения у читателей, потому что достойно повёл себя. Гринёв - человек чести, не опозоривший имя собственного отца.

Эффективная подготовка к ЕГЭ (все предметы) - начать подготовку


Обновлено: 2016-12-13

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter .
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Спасибо за внимание.