Черты новаторства в комедии горе от ума. Анализ пьесы «Горе от ума» А. Грибоедова. Новаторство А.С. Грибоедова в комедии “Горе от ума”

Своей комедией А.С.Грибоедов сделал решительный шаг (по определению В.Г.Белинского) от “пошлого стертого механизма старинной драмы” к новому, реалистическому методу. Ещё задолго до Грибоедова великий Фонвизин стал отходить в своих комедиях от строгих канонов классицизма. Недаром Вяземский писал, что “молодой Чацкий похож на Стародума”. Но все же Фонвизин в основном остается верен принципам “старинной драмы”.
Говоря о традициях и новаторстве в комедии, нельзя не обратить внимание на смещение жанров в произведении. Например, монолог Чацкого “А судьи кто?” - прекрасный образец дворянской сатиры начала века. “О, просвещенье! О, времена! О, нравы!” - пишет Горганов в своем послании князю Долгорукому.
Разве не это восклицание слышится в монологе Чацкого?
Монолог Чацкого “Что нового покажет мне Москва?” весь состоит из блестящих эпиграмм, напоминающих эпиграммы XVIII - начала XIX века. Именно это позволило И.А.Гончарову говорить об “эпиграмматической соли” языка Грибоедова. Разговорный стиль комедии напоминает басенный стиль. И действительно, разве не слышим мы крыловских живых интонаций в комедии (“Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок”, “...что станет говорить княгиня Марья Алексеева”)?
И басня, и эпиграмма, и сатира - все эти жанры были традиционны для времени Грибоедова, но новаторство его состоит в том, что все это соединено в одном произведении вопреки законам классицизма.
“Горе от ума” - комедия в стихах, а стих придает некоторую неестественность речи. Почему же так естественно звучат все реплики и даже монологи? Потому что комедия написана разностопным ямбом с переходом реплик в середине строки.

Чацкий
Москву и город... Ты чудак!

Платон Михайлович
Да, брат, теперь не так...

Пушкин сказал о комедии Грибоедова: “О стихах не говорю: половина войдет в историю”.
Пушкин оказался прав. Как часто мы говорим: “Ба, знакомые все лица” или “Служить бы рад, прислуживаться тошно”. По афористичности это сравнимо только со строками из басен Крылова. Белинский писал, что “хотя никак нельзя доказать прямого влияния... басен Крылова на язык и стих комедии... нельзя и совершенно отвергать его”.
Новаторство Грибоедова проявилось также и в методе изображения героев. С героями Мольера или Бомарше их роднят, пожалуй, только яркие речевые портреты (примитивность речи Скалозуба, говорливость Чацкого). Однако в них отсутствует схематизм, присущий героям классицистических комедий.
Грибоедов сохраняет в своей комедии некоторые традиционные амплуа (резонер, наперсница), но они не выражены четко. Многогранность характеров делает Чацкого одновременно и резонером, и героем-любовником; Лиза - и наперсница, и резонер. Вспомним служанку из комедии Бомарше “Женитьба Фигаро”. Она, так же как Лиза, устраивает любовные дела своей хозяйки и получает за это в конце пьесы вознаграждение, а Лиза в конце пьесы находится под угрозой ссылки в деревню.
В комедии соблюдается принцип единства места, времени и действия. Но уместно ли об этом говорить как о бесспорной черте “старинной драмы”? Зритель, смотрящий на сцене “Горе от ума”, не ощущает тесных границ времени и места. Огромное количество внесценических героев (например, Максим Петрович; брат Скалозуба, князь Федор) расширяет место действия. Прибавим еще к этому то, что многие эти герои были узнаваемы публикой грибоедовских времен, так как имели прототипов в жизни. Драматург расширяет и временные рамки с помощью упоминаний героев о прошлом. (“При государыне служил Екатерине”, “Свежо предание, да верится с трудом”, “Нет, ныне свет уж не таков”).
Недаром И.А.Гончаров пишет в своей статье “Мильон терзаний”, что в комедии “отразилась, как в чаше воды, вся прежняя жизнь Москвы, ее рисунок, тогдашний ее дух, исторический момент и нравы”.
Часто говорят о нарушении единства действия в комедии Грибоедова. И в первую очередь это обусловлено своеобразным конфликтом “Горя от ума”. Например, в комедиях Бомарше существует только любовный конфликт, а в комедиях Мольера - социальный. В комедии. же Грибоедова переплетаются любовный и социальный, усиливая друг друга.
Вернемся к утверждению Гончарова о том, что в комедии отразился “исторический момент и нравы”. Разве это не черта только зарождающегося тогда реалистического метода? В этом смысле интересно сравнить “Горе от ума” с трагедией А.С.Пушкина “Борис Годунов”. Пушкин, как он сам говорит, “расположил свою трагедию по системе Отца Шекспира и принес в жертву ему два классицистических единства”, едва сохранив последнее. К тому же Пушкин, как и Грибоедов, отказывается от “шестистопного ямба”. Он пишет белым пятистопным ямбом, иногда прибегая даже к прозе. И все это ради того, чтобы “заменить сей чувствительный недостаток верным изображением лиц, времени, развитием исторических характеров и событий”.
Такое сходство целей и средств обоих драматургов говорит о том, что именно Грибоедов стал зачинателем реалистических традиций в русской литературе, блистательным продолжением которых стал Пушкин - основатель русского критического реализма.

Первоначальное название — «Горе уму» носило почти лозунговый характер как отражение своеобразного похода против ума и имело однонаправленный смысл. Окончательное заглавие скрывало большую амбивалентность и антропологический подтекст. Оно ориентировано на человеческие отношения, вскрывая природу раскола в обществе. Это горе и умного человека, вступившего в столкновение с большинством, с фамусовским обществом, но одновременно это и нарушение спокойствия, консервативных устоев самого общества. Открытый финал комедии «Горе от ума» Грибоедова, где все несчастны (каждый по-своему): бежит из дома Фамусова, из Москвы оскорбленный в своих чувствах Чацкий, страдает обманутая Молчалиным Софья, да и сам Молчалин на грани крушения карьеры, встревожен Фамусов, боясь общественного осуждения — обостряет ситуацию «горя от ума», выявляет в ней полисемантику смыслов.

Грибоедов дал новое толкование самому понятию ума. Просветители считали понятия ума и счастья почти синонимичными. Уже Вольтер усомнился в этом, раскрыв в философской повести «Кандид» крушение этих иллюзий. Романтики остро выразили трагизм странного, не понятого обществом чудака. Умный человек в их понимании — страдалец, изгой. Глупость, серость, филистерство становятся залогом бытового счастья, дают возможность глупому считаться благоразумным. На смену уму приходит благоразумие, трезвый расчет, карьеризм. Умный же человек нередко объявляется сумасшедшим, а часто таковым и становится.

Сама тема ума считалась несценической, во всяком случае некомедийной. «Горе от кареты», «Горе от нежного сердца», «Горе от тёщи» — в названиях этих популярных водевилей горе соотносилось с бытовой ситуацией, с чувствами, но не с умом. «Хвастун», «Говорун», «Ядовитый», «Мизантроп» — героями этих комедий были аномальные люди, замкнутые в мире своих чувств, эгоцентрики.

Новаторство в комедии «Горе от ума» Грибоедова заключалось в том, что ум в его комедии стал выражением национального разума, нового само сознания, а его герой, носитель этого ума, обрел статус героя своего времени, в котором можно было усмотреть черты не только декабриста, но и романтика, и вольнодумца, и философа. Он прежде всего носитель нового мышления, связанного с рождением поколения молодой русской интеллигенции.

В заглавии — ключ к жанровой специфике грибоедовского произведения, его драматической, даже трагической составляющей. Это именно горе, «мильон терзаний» (как точно определит содержание «Горя от ума» И.А. Гончаров в одноименной статье), т.е. ситуация драмы. Но сам Грибоедов однозначно и без колебаний называл свое детище комедией, очень точно почувствовав вибрацию смеха и слез, природу высокой комедии. Главный герой комедии молод. Но молодость в комедии не только и даже не столько возрастное понятие: Молчалин и в молодости стар. Молодость — состояние духа, выражение пробудившегося национального самосознания. Смех Чацкого — источник его молодости и внутренней силы духа, и в этом смысле он победоносен. Этот смех — не зубоскальство, не мизантропия, не месть за поруганное чувство. В смехе Чацкого есть горечь, ирония, насмешка, но главное в нем — игра ума, чувство нового, духовное самостояние и общественное самосознание. Он побеждает «качеством новой силы» (И.А. Гончаров). Природа этого смеха — важнейший жанрообразующий признак «Горя от ума» как высокой комедии.

Гениальный драматург, талантливый поэт и выдающийся дипломат Александр Сергеевич Грибоедов своей комедией "Горе от ума" положил начало расцвету русской реалистической драматургии. В Московском университете Грибоедов сближается с будущими декабристами, страстно увлекается театром и литературой Вместе с другими передовыми студентами он хорошо изучил произведения Радищева, Новикова, Фонвизина. В нем рано пробуждаются чувство личного достоинства и неприязнь к барской среде, крепостническим нравам. Шекспира Грибоедов знал наизусть, но критически относился к защитникам принципов классицизма в литературе. Он считал, что классицизм мешает воображению. Вместе с декабристами и Пушкиным, с которым подружился в 1817 году, он ищет пути развития национально-самобытной русской литературы. Вначале пьесы Грибоедова носили вольный перевод с французского ("Молодые супруги", "Притворная неверность"), но затем он создает свое собственное яркое произведение. Эстетика Грибоедова - это эстетика реализма. Он выступает против Жуковского, но поддерживает и опирается на лучшие произведения русской литературы. Грибоедов был одним из образованнейших людей своего времени. В 1824 г. он закончил работу над комедией "Горе от ума". Неслыханным был ее успех, но цензура не пропустила. Реакционный лагерь принял комедию враждебно. Блестящую характеристику комедии дал Пушкин, восторженно ее встретили декабристы. По мнению Пушкина, цель комедии - "характеры и резкая картина нравов". До Грибоедова только комедия "Недоросль" Фонвизина имела успех. "Горе от ума" было использовано декабристами для пропаганды их политических идей. В комедии отражена эпоха после 1812 года. Содержание комедии - столкновение и смена двух больших эпох русской жизни - "века нынешнего" и "века минувшего". Появление "Горе от ума" предвещало победу реализма в русской литературе. Грибоедов, вслед за Радищевым, раскрывает типические черты диких барских нравов и бесправие крепостного человека. Пример: служанке Лизе грозит и любовь стареющего барина - волокиты Фамусова, и барская расправа. Она говорит: "Минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь". Сочувствие закрепощенным народным массам - основ грибоедовского изображения жизни: народ, о котором говорит Чацкий, составляет фон комедии. Сущность грибоедовского замысла раскрывается в противопоставлении порочному и паразитическому дворянско-крепостническому обществу умного, гуманного русского народа. Новаторство Грибоедова в том, что он не только великолепно знал действительность, но и в том, что он своеобразно использовал и применил новый реалистический метод изображения. Все герои даны в движении, в развитии, в борьбе нового со старым.

В образах и картинах комедии с исторической верностью была воспроизведена русская жизнь современной эпохи. Фонвизин был образцом пера, но его герои оставались неизменными на всем протяжении действия. В произведении Грибоедов, напротив, стремится раскрыть внутреннее развитие своих героев (Чацкий, Софья). Пушкин в "Евгении Онегине" достиг еще больших результатов. Грибоедов раскрывает характер своих героев в тесной связи с той общественной средой, которая их воспитала, и, этом сила его реализма. Молчалин стал Молчалиным именно под влиянием окружающей его барской среды, от которой он зависит, от обстоятельств его жизни. Чацкий с горечью восклицает: "Молчалины блаженствуют на свете!". А в нашей действительности? До недавнего времени тоже "молчалины" процветали, а от "Чацких" старались избавляться. Я думаю, что это и привело нашу страну к духовному кризису, слишком много было покорных, живущих по принципу: "Не должно сметь свое суждение иметь".

Основной чертой реализма является изображение типических характеров в типических обстоятельствах. Этому основному требованию реализма вполне отвечает "Горе от ума". Типизируя образ, Грибоедов каждому персонажу комедия придает индивидуальные черты и свойства. Отчего комедия до сих пор современна? Грибоедов блестяще запечатлел не только жизнь и нравы, но и характеры, которые есть во все времена. В армии можно встретить грубого солдафона (грибоедовского Скалозуба), в любом управлении - "всесильного дядюшку" (Фамусова), покровителя родственников, который держит всех служащих в узде.

Легший в основу комедии конфликт между лагерем крепостников и молодыми вольнолюбцами, из среды которых вышли декабристы, уже современников поразил своей жизненной правдивостью и исторической верностью. Новаторство Грибоедова - художника, выразившееся в естественности, простоте и ясности драматургической композиции, блестяще охарактеризовал Пушкин. Он считал Грибоедова "комическим гением".

Грибоедов написал свою комедию "Горе от ума" в 1824 году. Она оказала огромное влияние на русскую литературу. Новаторство Грибоедова заключено в том, что он создал русскую оригинальную комедию в стихах. Драматический род литературы требует особого искусства: без авторского слова нужно добиться художественной правды. Ведь драматург создает образ из слов и реплик действующих лиц, и у Грибоедова это получилось. Кроме того, создавая своих героев, автор решал важную для драматурга задачу языковой характеристики персонажей. В комедии каждый говорит свойственным ему живым разговорным русским языком. Как и предсказывал АС Пушкин, многие стихи комедии вошли в нашу речь.

Сохранив отчасти классическую форму комедии, Грибоедов создал реалистическое произведение. Он не стремился идеализировать своих героев и изобразил их объективно, показав как их положительные, так и отрицательные черты. Даже Чацкий (главный герой комедии) не образец для подражания, а реальный человек со своими достоинствами и недостатками. Но это новый тип личности героя, это первый в русской литературе образ дворянина-интеллигента, "выламывающегося" из своей сосоловной среды (как и сам А.С. Грибоедов), образ "мыслящего друга человечества…". Герцен писал: "Чацкий - это декабрист". И герой во многом близок декабристам. В своих монологах он не только отвергает устаревшие нормы жизни, но и пропагандирует новую идеалогию, дух свободомыслия ("Он вольность хочет проповедать", - так говорит о нем Павел Афанасьевич Фамусов), честное служение "делу, а не лицам" ("Служить бы рад, прислуживаться тошно").

Еще одно достижение реализма в комедии заключено в том, что в ней представлена широкая картина жизни московских дворян после Отечественной войны 1812 года. В своей пьесе А.С. Грибоедов показал, какие вопросы (политические, экономические, нравственные) волновали в то время (10-20 годы XIX века) русское общество. Герои яростно спорят и отстаивают свою точку зрения по вопросам об отношении к крепостному праву, о службе, о просвещении, о дворянском воспитании, о праве "свое суждение иметь" или не иметь. Нашли свое отражение споры о суде присяжных, о парламенте, о пансионах и институтах, о взаимном обучении, цензуре и многом другом.

Косные дворяне испытывают тревогу за свое благополучие, обнаруживая злобную ненависть к вольнодумству. В богатой галерее образов мастерски представлен мир чиновников, дворянства, крепостников-помещиков, тупоумных офицеров-солдафонов и других.

Новаторство Грибоедова заключается еще и в том, что наряду с любовным он вводит социально-политический, общественный и нравственный конфликты. Но мне кажется, что основным является конфликт между идеалистическими представлениями героев о жизни и реальностью.

Чацкий - герой романтического плана, он не понят обществом, входит с ним в противоречие. Конфликт между Чацким и его противниками - это выражение борьбы между толпой и героической личностью, которая хочет изменить жизнь, сделать ее справедливее. Но Чацкий не понимает, что перемены не могут произойти немедленно, так как люди не могут сразу расстаться с привычным образом жизни, и поэтому его идеи в конце комедии терпят поражение.

Софья также страдает в финале пьесы. Нет ничего дурного или ненормального в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа, худо другое - она не видит различий между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. Она-то любит, а вот ее избранник отбывает повинную:

И вот любовника я принимаю вид

В угодность дочери такого человека…

Следование литературным штампам приводит к трагической развязке, горькому прозрению, крушению идеалов.

Даже Молчалин, человек практического ума, и тот строит свою жизнь по схеме. Следуя совету своего отца "угождать всем людям без изъятья", он не понимает, что нельзя угождать всегда и во всем. Особенно нельзя угождать в любви. Он не видит ничего дурного в том, чтобы флиртовать со скучающей барышней, угождая "дочери такого человека". Но Софья - это слишком сложная натура, ей нужен не флирт, а настоящая любовь, ради которой она готова на жертву. Поэтому и надежды Молчалина в конце произведения рухнули.

Конец комедии "Горе от ума" тоже является отходом от классицизма: в пьесе нет пятого действия, в котором определялась бы судьба героев. Мы расстаемся с ними в самый трудный для них и решительный момент жизни.

Таким образом, Грибоедов создает совершенно новый театр, написав русскую оригинальную комедию в стихах. В ней он впервые художественными средствами выразил протест против косности и отсталости фамусовского общества, против сословных привилегий и крепостной зависимости. Кроме того, он поставил в комедии острейшие нравственные проблемы, актуальные не только для своего времени. Поэтому комедия вызывает интерес у читателя и в наше время.

Написанная под влиянием 3 направлений, комедия «Горе от ума» существенно отличалась от ранее написанных произведений. В том числе это касается и композиции пьесы. Современники писателя рассматривали ее прежде всего как классицистическую комедию. Основным отличием «Горе от ума» является сюжет. Традиционной для комедии классицизма была сюжетная схема, где на руку благородной девицы претендовали сразу 2 молодых человека, образы которых противопоставлены, причем один из них уверен в своем превосходстве, говорлив и насмешлив, а второй скромен и почтителен; его любит невеста, обладающая такими же качествами, и он в конце пьесы добивался ее руки. Сохранив эту схему, Грибоедов изменил трактовку характеров, оставив их характеристики. В его комедии соответственно противопоставлены Чацкий и Молчалин, который и пользуется успехом, причем основными его качествами остаются «умеренность и аккуратность».

Сильно отступает от канонов классицизма и развитие сюжета.* Странно, что завязка любовного конфликта происходит не в начале, а лишь в 7-9 явлениях (с приездом Чацкого), а первые явления – всего лишь подробное описание жизни Софьи и Фамусова, это подготавливает фон, на котором в скором времени разовьется конфликт.* Кульминацией можно назвать последнее IV действие, в котором Чацкий «отрезвился сполна», ею же является и развязка любовной интриги.

Однако важно заметить, что личный конфликт в комедии «Горе от ума» не единственный.

В произведении он обретает двойственность, – происходит взаимодействие любовного и социального планов, в чем состоит своеобразие конфликта.

Из-за необычной сюжетной схемы не соблюдаются и единства места, времени и действия, которые, как кажется вначале, соблюдаются. В самом деле, все действие происходит в доме Фамусова и в течение одних суток. Но иногда Грибоедов незаметно отодвигает хронологические рамки.(монологи Фамусова о его дядюшке Максиме Петровиче). А единства действия и не может быть,

Ведь оно разворачивается вокруг 2 сюжетных линий

Так же видимо и соблюдение систематизации персонажей.

На первый взгляд в комедии четко прослеживается деление героев на положительных и отрицательных, но при более внимательном рассмотрении это деление исчезает. Фамусов, например, с одной стороны предстает безнравственным и низкообразованным, а с другой – он заботливый и любящий отец, а вначале симпатичен и Чацкому. «Софья начертана неясно». И даже приблизительно нельзя сказать положительный она герой или отрицательный. Да, она совершила низкий поступок, распуская слухи, но ведь она совершает это в защиту своей любви , а это говорит о том, что она способна любить, а это. несомненно, качество положительное. Вообще, при детальном рассмотрении образа Софьи, мы поймем, что ее выбор ее облагораживает, ведь она любит не подлеца Молчалина, а благородного бедного юношу, ради любви к которому готова на все…


Впрочем, все образы многогранны, каждый по-своему интересен и заслуживает внимательного рассмотрения. Эта многогранность позволяет говорить о присутствии в комедии черт романтизма. Чацкий, в частности – типичный романтический герой – одиночка, противостоящий всему свету, а в данном случае «всей братии отцов и старших». Конечно, у Чацкого есть союзники, но их нет на сцене. На сцене Чацкий одинок. Несчастная любовь, изгнание – все это удел романтического героя. Спасаясь от воспоминаний, Чацкий пускается в странствие с «мильоном терзаний» в душе.

Также, подобно романтическому произведению, здесь есть и сильные чувства, и личная драма, и душевные пережива-

Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и даже видимое соблюдение 3 единств – все отступает от классицистистических канонов. Необходимо помнить, что комедия была написана в XIX веке (1824), когда классицизм постепенно отходил на второй план, романтизм был в самом расцвете, и только зарождался реализм… Комедия “Горе от ума” была написана на стыке 3 литературных эпох, в этом ее своеобразие, в этом ее отличие, в этом ее бессмертие…