Чем детективы полезна. Почему полезно читать детективы? Уход от реальности

Детективной литературы.

Актуальность

В том, что детектив является самым популярным жанром, ни у кого не возникает сомнений. Посмотрите, что читают ваши друзья и близкие, какие книги становятся лидерами списков бестселлеров, какие произведения экранизируются. Не забудьте заглянуть и в собственную библиотеку. Детективы – это самый восхитительный, увлекательный и разносторонний жанр в литературе.

За что любят детективы

Больше всего детектив любят, конечно же, за загадку . Большинство читателей детективных романов давно вышли из детского возраста, но любовь отгадывать загадки осталась. Что еще может так щекотать нервы в «безопасном режиме», как не динамичный детектив, в котором на каждой странице погоня, угрозы здоровью и жизни главного героя, шокирующие события, неожиданная развязка?..

Также детективы любят за интеллект . Большая игра ума свойственна, конечно, психологическим детективам. Основываясь на дозированной информации, поступающей от автора, сам вычисляет и ловит злодея. Распознать убийцу – вот главная интрига, возникающая во время чтения. Впрочем, и полицейские детективы не остаются незамеченными. Красавцы сыщики, используя всю силу своего интеллекта, придумывают хитроумные ходы, чтобы словить убийцу или мошенника. По сравнению с первыми двумя категориями иронические детективы, конечно, сильно проигрывают. Дело в том, что иронический тон сам по себе противоречит концепции детектива, где всегда кого-то убивают, похищают или грабят. Разве тут до смеха? Авторы, которые это понимают, переносят всю иронию на сыщиков. Над ними можно подтрунивать, посмеиваться, над героями, пережившими потерю близких, - никогда.

Смешанный жанр . Несмотря на то, что в детективе главное – интрига, загадка, редкий детектив обходится без любовной истории. Во-первых, многие преступления имеют романтическую подоплеку – убийство из ревность, месть бывшему мужу и т.д. Во-вторых, сыщики, ввиду особенностей профессии, редко могут похвастаться семейным очагом. Как правило, это закоренелые холостяки , у которых в каждой книге по любовной интрижке. А, впрочем, почему интрижке? Это может быть просто романтическая аура без каких бы то ни было продолжений (как у интеллигентного профессора Лэнгдона из книг Дэна Брауна). Наличие любовной истории гарантирует интерес со стороны прекрасной половины, а потому сегодня все больше авторов детективов – женщины, которые не хуже мужчин умеют загадывать загадки (например, Евгения Михайлова , Татьяна Степанова , Ольга Володарская , Ксения Баженова , Екатерина Островская , Евгения Горская , Мария Брикер и многие другие).

Почему полезно читать детективы

  • Детектив дает пищу для ума . Это как разгадывание кроссвордов , только гораздо интереснее. Вы можете рассуждать о мотивах героев, представлять, как поступили бы на их месте, анализировать ситуацию с разных позиций.
  • Детектив успокаивает и развлекает . На фоне полицейской погони ваша перепалка с начальницей или ссора с мужем покажутся сущей ерундой. Вы и не замените, как забудете про все свои неприятности. И не просто забудете, а будете постоянно думать: «Что же там дальше? Взлетит ли по воле ассасина на воздух Ватикан ?».

  • Детектив – это множество интересных фактов . Возьмем для примера опять же прозу Дэна Брауна – автора полудюжины бестселлеров во всем мире. Романы Брауна – это целые исторические и культурологические энциклопедии, в которых собраны интереснейшие факты. Читая «Ангелов и демонов», вы узнаете об истории католической церкви, гонениям со стороны церкви ученых, узнаете интереснейшие сведения из истории, архитектуры, теологии и т.д. И все это на фоне удивительных событий, искрометной погони. Конечно, такие факты запоминаются гораздо лучше, чем сухое изложение учебников. Уже только за это можно сказать Брауну огромное спасибо. Однако на самом деле Браун не исключение. Есть такой автор и в современной русской литературе – Мария Очаковская , которая пишет детективы об артефактах, культурных ценностях и происходящих с ними детективных событиях. На самом деле, таких авторов немало. Ведь писателю с выдающимся интеллектом всегда хочется сделать из детектива больше, чем детектив – включить в него интересные сведения, привлечь психологией героев. Как выразился автор исторических детективов Николай Свечин: «Я использую жанр детектива, чтобы заинтересовать читателя историей. Так в своё время делал Валентин Саввич Пикуль. Если после прочтения моих книг читатель тоже захочет ближе познакомиться с историей России, я буду рад».

Детективный жанр, пожалуй, самый популярный как в литературе, так и в кино, недаром в сериалах преступников ловят все кому не лень, а книжки-покеты в ярких красочных обложках продаются как горячие пирожки. За что же мы так любим детективы?

Уход от реальности

Конечно, любой детектив – это прежде всего уход от реальности. Лучший способ забыть о собственных трудностях и неприятностях – окунуться в мир фантазий. Причем чем более невероятными они являются, тем охотнее мы в них верим. Вот только не все могут и умеют фантазировать , это особый дар и не всем он дан от природы. И тут на помощь приходят плоды чужих фантазий – книги и фильмы.

Но ведь забытье (а именно его мы в таких случаях ищем) нам дарят не только детективы, кто-то предпочитает женские или приключенческие романы, кто-то – "мыльные оперы" или фэнтези, ведь со своей задачей они справляются ничуть не хуже. Значит, дело не в самом детективном жанре, а в людях, которые его выбирают. Попробуем составить коллективный портрет любителей детективных произведений.

Интеллект и логика

Детективы предпочитают люди, которым нравится мыслительный процесс, интересны логика событий и мотивация человеческих поступков . Им важно не просто отвлечься, а разобраться в причинно-следственных связях, вникнуть в детали, понять психологию действующих лиц, особенно если сюжет не прямолинейный, а многослойный. Это захватывающий и увлекательный процесс, но он предполагает определенный уровень интеллекта и образования. Поэтому справедливо будет сказать, что люди, этими качествами не обладающие, детективов не читают – они кажутся им нудными и неинтересными.

Тайна и интрига

Не меньше привлекает читателей детективов и тайна, сопутствующая любой детективной истории. Детективы предпочитают люди, которым интересно постигать ее не сразу, а постепенно узнать, что случилось и почему. В отличие от читателей и зрителей, которым важно априори знать, что добро победит зло, им интересна интрига, без которой невозможен ни один детектив.

Уверенность в себе

Помимо высокого уровня развития любителей детективов отличает и уверенность в себе , которая в процессе чтения или просмотра фильма еще больше укрепляется: оказывается, мы с автором думаем одинаково. А если повезет, то и превзойти его. Как отмечали авторы сценария культового фильма "Берегись автомобиля", зритель любит детективные фильмы, потому что им приятнее чувствовать себя умнее того, кто сочинил всю эту историю.

Более того, такие читатели не боятся неожиданной развязки, они готовы к любому развитию событий. В то время как людям мягким и неуверенным в себе нужна предсказуемость не только в жизни, но и в искусстве. И там, и там они одинаково боятся оказаться втянутыми в ситуацию, из которой они не смогут выбраться уже хотя бы потому, что из нее вообще не существует единственного правильного и внятного выхода.

Скрупулезность, дедукция и аналитика

Любителям детективного жанра свойственны также такие качества, как скрупулезность и дедукция. Им интересно не только узнать "кто убийца", но и самим докопаться до причин того, почему сложилась та или иная ситуация. Как правило, читатели детективов не работают в следственных органах и не являются юристами (и тем, и другим детективов на работе хватает), но любят и умеют анализировать полученные данные, более того, это доставляет им ни с чем не сравнимое удовольствие.

Английскому городу Брэдфилду не позавидуешь: почти одновременно в здешних местах активизируются, во-первых, педофил, похищающий маленьких мальчиков, и, во-вторых, ненавистник проституток, который до смерти полосует своих жертв бритвенными лезвиями. Самое же неприятное для полиции состоит в том, что с почерком второго из убийц детективам ранее приходилось встречаться, и человек, осуждённый за точно такие же преступления, уже отбывает срок в клинике. Выходит, взяли не того? Или работает имитатор? Даже главный герой романа, психиатр Тони Хилл, чья специализация - серийные убийцы, растерянно чешет затылок... При этом криминалистка Кэрол Джордан, которой предстоит расследовать эту мрачную историю, находится, мягко говоря, не в лучшей форме, ее саму два года назад изнасиловали бандиты и у нее из-за этого серьезные проблемы с психикой.
Произведения шотландки Вэл Макдермид выдержаны в соответствии с духом и буквой английской классики детективного жанра. Очередной роман - "Чужое терзанье" - вышедший в серии "Лекарство от скуки", рассказывает о новом деле охотника за серийными убийцами Тони Хилла, уже знакомого нам по книгам "Песни сирен", "Тугая струна", "Последний соблазн" и др.
Для меня хороший детектив – тот, который сочетает интригу и психологизм. Макдермид дает возможность узнать детали происходящего, а через них представить всю картину. В ее романах много психологических портретов.
Тони Хилл, бакалавр и доктор философии, мастер создания психологического портрета, автор базового учебника по серийным убийцам. Долгое время работал по заказу министерства внутренних дел над созданием особого подразделения из специально обученных психологов, оперативную команду, члены которой подключались бы в сложных случаях и, работая со следственной бригадой, повышали качество и скорость расследования.
Его напарница, детектив Кэрол Джордан, со временем предпочла более спокойную работу в провинции. Она отказалась от работы в новом подразделении Хилла, и у нее были на то причины.
А в "Последнем соблазне", к примеру, Тони и Кэрол тоже поначалу работают не только в разных подразделениях, но и в разных странах. (Кэрол ведет в Берлине смертельно опасную работу по разоблачению группировки, промышляющей торговлей людьми…)
В "Чужом терзанье" Кэрол Джордан отправляется в Брэдфилд, где ей предлагают возглавить группу по расследованию особо тяжких преступлений.
Как раз в это время совершается убийство, абсолютно вписывающееся в серию убийств двухлетней давности, за которую был осужден и заключен в спецгоспиталь некий Дерек Тайлер.
Тони Хилл, перебравшийся вслед за Кэрол в Брэдфилд, устраивается в спецгоспиталь на работу, и первым его пациентом становится Дерек. Тони утверждает, что двух одинаковых форм помешательства не существует, а, следовательно, либо Дерек невиновен, либо кто-то, сбивая полицию с толку, пытается вызволить его из психушки…
Реальность оказалась куда изощренней самых смелых предположений!
В финале все злодеи, как водится, будут схвачены, но вот сам финал выглядит труднопредсказуемым, притом не только для нас, но и для самих сыщиков (их выручает фактор случайности).

Женщины, по подсчетам британских аналитиков, составляют около 80% традиционных поклонников жанра криминального детектива. И это вопреки тому факту, что до сих пор среди авторов детективных романов доминируют мужчины (более 2/3 в Великобритании), а литературные критики продолжают гораздо чаще рецензировать книги именно мужских авторов. При этом не стоит забывать, что выдающиеся писательницы также внесли свой значительный вклад в этот жанр.

Женщины не на шутку увлекаются криминальными детективами, и не только лайт-версиями, вроде книг Дарьи Донцовой. В последнее время большим спросом пользуются реалистичные романы, в подробностях описывающие детали убийств, насилия, пыток, при этом жертвами часто становятся именно женщины и девушки. Почему так?

Британская писательница Мелани МакГрет объясняет это тем, что женщинам приходится испытывать страх намного чаще, чем мужчинам. А австралийская писательница и феминистка Жермен Грир однажды заявила, что «женщины даже не представляют себе, как сильно мужчины ненавидят их, и как они делают все, чтобы женщины возненавидели самих себя ».

Девочки с детства получают множество предупреждений и поучений о собственной слабости и уязвимости, пока не начинают верить сами в то, что им говорят. «Мы боимся теней и звуков шагов на пустой улице, постоянно прислушиваемся к шорохам, когда одни в доме - страх перед миром мы впитываем с молоком матери. А во время чтения криминальных детективов можно переживать эти отрицательные эмоции в полной безопасности. Преступление раскрыто, преступник наказан - и мы испытываем огромное облегчение! ».

Это вовсе не означает, что женщина видит себя, как потенциальную жертву насильника или убийцы или испытывает склонность к мазохизму. Наоборот! Причины женской любви к криминальному жанру лежат несколько в иной области.

Художественная литература - это вымысел, метафора. Это и есть то, чего мы ищем в ней. В современном патриархальном мире женщина слишком часто воспринимается как сексуальный объект, жена или мать. Самореализация часто становится труднодоступной роскошью, привилегией для избранных.

Женщины привыкли к тому, что их тела обсуждаются, используются для удовольствия или воспроизведения. В молодости женское тело - символ красоты, а в старости - уродства. Мелани МакГрет предполагает, что литературное изображение мертвого женского тела, распростертого на асфальте, является метафорой жизни, в которой живая женщина воспринимается как набор частей тела. Чтобы соответствовать мужским ожиданиям, юная девушка должна быть ухоженной и красиво одетой, а старая - напротив, стать незаметной, невидимой.

Криминальный детектив дает женщине возможность ощутить в полной мере те чувства, которые ежедневно тщательно прячутся и маскируются как неподобающие и неприличные: гнев, агрессию, желание отомстить. Жертва преступления в книге отражает не только женскую уязвимость, но и попытки вырваться за рамки повседневных ролей матери, жены, дочери, сестры, чтобы заново обрести собственную идентичность. Самые горячие поклонницы жанра - женщины средних лет, которые наконец приобрели больше личного времени и повысили свой доход настолько, чтобы иметь возможность часто покупать книги и читать их.

Не стоит забывать и о том, что в большинстве криминальных детективов, где фигурируют женские персонажи, главный герой - женщина. У нее обычно сильный характер, но в то же время она так похожа на обычную, рядовую женщину, которая могла бы быть нашей соседкой, подругой, коллегой. Таким образом читательница может себя идентифицировать с ней. Вместе с главной героиней у нее получается не только раскрыть преступление и восстановить нарушенное равновесие в мире, но и избежать скучной, банальной жизни - хотя бы на время чтения.

Книжный Клуб предлагает своим читательницам лучшие современные и классические детективы, написанные женщинами. Конечно же, в них преступления раскрываются тоже женщинами - неравнодушными, умными, сильными и смелыми персонажами.

Каждую из этих книг можно заказать на сайте Книжного Клуба по специальной цене!

«Окликни мертвеца» (352 с.) Возвращаясь вечером из Лондона в Бамфорд, Мередит Митчелл заметила на обочине молодую девушку с рюкзаком за плечами. Оставить путешественницу одну на пустынной дороге было бы жестоко, и Мередит решила подбросить ее до города. Попутчица неохотно рассказала, что направляется в Тюдор-Лодж, дом успешного высокопоставленного чиновника Пенхоллоу. Что-то в поведении девушки насторожило Мередит, а наутро подозрения оправдались: Эндрю Пенхоллоу был найден мертвым. Вести расследование поручено другу Мередит опытному сыщику Алану Маркби...

«Под камнем сим» (319 с.) Цыган Дэнни Смит, охотившийся на кроликов, обнаружил вблизи железной дороги труп жены фермера Хью Франклина, а также рюкзачок его дочери Тамми. Позже Дэнни тайно вернул рюкзачок девочке. Несмотря на определенные улики, Хью Франклин не признает себя виновным в убийстве. Полиция уверена в обратном. И только Мередит Митчелл и ее друг суперинтендент Алан Маркби не считают расследуемое дело таким уж однозначным. В том числе и потому, что Тамми ведет себя странно, словно ей есть что скрывать...

Высылаются комплектом: формат 115х165 мм (каждой книги); вес комплекта 345 г

Лидия Шевелева, корреспондент газеты «Время, вперед!», и не подозревала, что стала пешкой в большой игре, когда получила из анонимного источника потрясающие материалы. Это был компромат на главу юридической службы холдинга олигарха Тимофея Кольцова — Егора Шубина. С ведома своего начальства она написала убойную статью о Шубине — подлом воре с внешностью английского лорда. И уничтожила его. Кольцов выставил Егора на улицу и дал неделю на разбор ситуации... Иначе смерть. Но судьба любит шутить, и она столкнула врагов, Шевелеву и Шубина, вновь, причем Лидия помогла Егору в схватке с бандой подонков, чуть не убивших его младшего брата. Эта встреча поломала планы постановщика игры — Лидии стало ясно, что Егор не мог двурушничать. Понимая, что их хотят уничтожить, Лидия и Егор объединяются, чтобы вычислить общего врага...

«Домик тетушки лжи» (352 с.) Воистину жизнь полна чудес! Особенно у любительницы частного сыска Даши Васильевой. Погоревав о внезапной смерти Поли, дочери своей подруги, Даша явилась в морг, забрать тело. А там ей сообщили, что девушка… ожила. Оказывается, она просто была в коматозном состоянии. И смех, и слезы! Теперь в Дашином загородном доме появился невостребованный гроб, в котором… спит питбуль. А потом случилось ужасное - Поля все-таки погибла, не справившись с управлением чужой машины. И Даша сразу же начинает поиски убийцы, ведь до этого в девушку стреляли, а в ее машине взорвалась сокурсница. Но милиция считает все случившееся простым совпадением…

«Прогноз гадостей на завтра» (352 с.) Ну что за невезуха! Я, Евлампия Романова, вылетела в непотребном виде в магазин за дюбелями и бац! — встретила свою старую любовь Эдика. Мы вместе учились в консерватории, и у нас даже был роман. Приняв его приглашение поболтать, мы поехали в «Макдональдс». Где был в это время мой ангел-хранитель?! Заснул или тоже решил перекусить? Почему не налетел смерч, не вспыхнул пожар, или, на худой конец, не забарахлил мотор машины?! Нет, иномарка лихо несла меня навстречу беде. Ведь в «Макдональдсе» Эдика Малевича убили. Но, оказалось, это только цветочки, впереди меня ждал урожай ядовитых ягод…

«Канкан на поминках» (320 с.) Боже! Такой ужас мне и в страшном сне не мог присниться! Нашего друга и соседа Володю Костина посадили в Бутырку по подозрению в убийстве любовницы! Да он в жизни бы женщину даже не ударил. Его друг и сослуживец Слава Рожков организовал мне встречу с Володей в тюрьме. Слава просил меня уговорить майора на чистосердечное признание - все улики были против него. Но тот не согласился. А через несколько дней Костин попал с инфарктом в тюремную больницу и там умер. Кроме того, в одной из газет в день его смерти вышла клеветническая статья «Мент позорный». Не будь я Евлампия Романова, если не восстановлю доброе имя майора, не найду истинного убийцу, и не заставлю газету опубликовать опровержение…

Высылаются комплектом: формат 105х165 мм (каждой книги); вес комплекта 415 г

На берегу реки найдено тело юной девушки. Это уже вторая загадочная смерть подростка. Рядом обнаружены клочки шерсти. По округе ползут слухи, что убийца - это дух, обитающий в глубине леса. Полицейские отмахиваются от суеверий, пока сами не видят загадочное существо… Но инспектор Амайя Салазар не верит в чудовищ, она найдет и остановит преступника!

Авантюрный детектив! Юлия не смогла пройти мимо, когда увидела, как мужчина уводил с детской площадки мальчика. Она помогла спасти ребенка, но всякое доброе дело будет наказано... Теперь на кону стоит жизнь ее любимого мужа и сына, которого она уже и не надеялась когда-либо увидеть и обнять...

Сейдж одинока и нелюдима. Жозеф, пожилой учитель, - ее единственный друг. Но однажды он просит девушку… убить его. Она шокирована, и тогда Джозеф открывает ужасную тайну. Оказывается, что Минка, бабушка Сейдж, знакома с ним! Вторая мировая ворвалась в жизнь юной Минки, и она оказалась в Аушвице. Девушка тайком собирала фото узников и писала на их обороте свой роман. За это она могла поплатиться жизнью. Но немецкий офицер захотел узнать, чем закончится история и… сделал Минку своей секретаршей. Благодаря ему девушке удалось бежать. Джозеф - человек из ее прошлого. Кто он?

Увлекательного чтения вместе с Книжным Клубом!

Детективы традиционно отказываются причислять к «высокой» литературе. Литературные эстеты не желают о них даже слышать, а того, кто замечен с подобным «чтивом» в руках, подвергают остракизму. Доходит до того, что люди начинают скрывать свою любовь к криминальному жанру. А между тем большинство детективных историй вовсе не рассчитаны на индивидов с низким уровнем интеллекта и даже способны принести немало пользы…

Возьмем, к примеру, Александру Маринину, Полину Дашкову или Татьяну Полякову, которые считаются символами российского «женского» детектива. Да, может быть, их произведения и не являются литературными шедеврами в привычном смысле этого слова, но ведь авторы и не ставят перед собой задачи стать «властителями умов»! Их сюжеты достаточно оригинальны и часто заставляют задуматься. Например, романы той же Донцовой представляют собой настоящую «энциклопедию русской жизни». Из них мы можем узнать о том, как живут представители всех слоев общества – от верхов до самых низов. Кроме того, из детективов можно почерпнуть массу полезной информации, о которой даже не всегда прочтешь в Интернете. В том числе и практического характера, скажем, или как решать какие-то житейские проблемы.

Итак, какую же пользу можно извлечь из чтения детективов? Давайте по порядку.

Во-первых, детективы учат думать. Как правило, читатель вынужден шевелить мозгами, вычисляя, кто же в конце концов окажется преступником. И таким образом мозги тренируются.

Во-вторых, они учат концентрировать внимание на деталях. Ведь именно мелочи, на которые не всегда обращаешь внимание, впоследствии оказываются важными и указывают на разгадку преступления и его виновника. Чаще всего в детективных историях вещи не упоминаются просто так: «если в первом акте на стене висит ружье, то в последнем оно должно выстрелить». Допустим, в коллекции одного из персонажей есть кинжал с красивой изогнутой ручкой, отделанный драгоценностями, а в конце выясняется, что этот персонаж и есть убийца, похитивший кинжал из дома убитой им жертвы…

В-третьих, расширяют наш кругозор. Детективные романы и повести охватывают самые разные сферы жизни – бизнес, науку, искусство, медицину. Мы можем узнать не только о тонкостях работы правоохранительных органов, но и о фактах из области физики, химии, биологии, известных только специалистам, о подробностях работы журналистов, рекламных агентств, художников, о том, как снимается , ставятся спектакли… Именно из детективов я узнала о многих исторических фактах, литературных, научных и оккультных загадках…

В-четвертых, факты, изложенные в детективах, помогают нам стать осторожнее в повседневной жизни и не попадаться на удочку преступников. Так, мы узнаем о редких способах мошенничества или воровства, о том, как действуют различные злоумышленники, аферисты, сектанты… Таким образом, в один прекрасный день столкнувшись с подобной ситуацией, мы скажем себе: «Да я об этом уже читал!»

В-пятых, мы лучше узнаем людей. Ведь в детективах описаны люди в различных, часто сложных и экстремальных ситуациях. Перенося эти ситуации и характеры героев на наше собственное окружение, мы можем «вычислить» скрытые черты наших знакомых, понять, что от кого можно ожидать, а иногда после прочтения книги реальные события предстают перед нами совершенно в новом свете. Конечно, не стоит всякий раз подозревать в ваших знакомых потенциальных преступников, но вот расклад событий, до этого находившийся в тени, может вдруг проясниться.

Есть в детективах, правда, и свои нюансы. Например, начитавшись подобных историй, мы можем начать видеть опасную ситуацию там, где ее нет. Допустим, нам начнет казаться, что за нами кто-то следит или подслушивает, или кто-то из наших знакомых связан с бандитами. Но следует помнить, что если для детектива это норма, то в реальной жизни такие ситуации все же редкость.

Кроме того, у каждого из детективщиков есть свои художественные приемы. Допустим, преступником оказывается всегда тот из персонажей, на кого подумаешь в последнюю очередь. Или автор любит использовать одни и те же коллизии: человек, которого считали мертвым, остается в итоге жив, убийства происходят исключительно из-за наследства, из-за политики или из-за бизнеса, кто-то из персонажей не тот, за кого себя выдает, и т.п. Если подобные моменты повторяются в двух-трех книгах, то следует ожидать их повторения и в дальнейшем, поэтому читателю становится гораздо проще отыскать разгадку, а это уже не так интересно, да и мозгам меньше работы.

И все-таки не стоит отказываться от чтения детективов только по той причине, что любители «серьезной» литературы считают их «низкопробным» жанром. Да, читая детективы, вы, скорее всего, не будете продираться сквозь философские сентенции или искать в описываемых событиях скрытый смысл. Однако, если, конечно, речь не идет о боевиках, где герои тупо мочат друг друга, то криминальный роман – это всегда нечто большее, чем жвачка для мозгов.